В драгунский тайное становится явным план. Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Знакомство с рассказом В


Урок литературного чтения

2 класс, «Школа России»

Тема : В.Ю. Драгунский.

«Тайное становится явным».

Восстановление последовательности событий в рассказе.

Болвина Ирина Владимировна

Учитель начальных классов

МАОУ Боровская СОШ №1

Тюменского района,

Тюменской области

Методическая разработка урока литературного чтения

Тема урока: В.Ю. Драгунский. «Тайное становится явным».

Восстановление последовательности событий в рассказе.

Цель урока: Познакомить учащихся с идейным смыслом рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным»; произвести анализ данного произведения; восстановить последовательность событий в рассказе.

Задачи урока :

I . Образовательные:

1. Познакомить детей с рассказом В.Драгунского «Тайное становится явным», его идейно-смысловым и художественным содержанием;

2. Продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, беглостью, сознательностью, выразительностью;

3. Формировать читательские умения у детей при работе с текстом;

4. Формировать умения логично и аргументированно излагать свои мысли во время устной речи.

II . Развивающие:

1. Развивать умения анализировать поступки героев, прогнозировать текст;

2. Развивать память, образное и логическое мышление, речь, творческие способности;

3. Развивать словарный запас учащихся, расширять кругозор детей.

III . Воспитывающие:

1. Воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;

2. Воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;

3. Воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки;

4. Воспитание умения работать дружно, согласованно с одноклассниками.

Оборудование: компьютер; презентация; портрет писателя; иллюстрации к произведениям; книги В. Драгунского; толковый словарь; смайлики; учебник литературное чтение 2 класс, Л.Ф. Климанова; карточки с цитатным планом.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

    Организационный момент

Учитель : Дорогие ребята, приветствую вас! Начинаем урок литературного чтения. А чтобы урок пошёл каждому впрок - активно включайся в работу, дружок!

«Пятиминутка » - чтение домашней библиотеки.

Учитель: Сегодня утром я проснулась очень рано, и разбудил меня вот этот старенький будильник. Знаете, ему уже много лет, но он ни разу не подвёл меня. Часы идут точно и правильно. Они состоят из деталей.

А что произойдет, если убрать хоть одну деталь? (2 слайд)

Ученики: Они перестанут идти.

Учитель: Совершенно верно. Так и ваши знания состоят из маленьких деталей. С каждым новым уроком вы узнаёте всё больше и больше, и процесс познания не остановится до тех пор, пока у вас есть желание учиться. Я вижу много улыбок и уверена, что у нас всё получится.

- Эпиграфом нашего урока будут слова испанского писателя Сервантеса «Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой». (3 слайд)

Прочитайте глазами;

Прочитайте медленно вслух;

Прочитайте с утвердительной интонацией;

Прочитайте выразительно;

- Как вы понимаете смысл данного высказывания? (обсуждение высказывания)

II . Актуализация опорных знаний

«Давайте повторим» (4 слайд)

Учитель: Вспомните название раздела, который мы изучаем? (на слайде появляется название «И в шутку и всерьёз»).

Учитель: Произведения каких авторов мы читали?

Игра « Назови автора».

Учитель: Ребята, а почему вы не смогли назвать из какого произведения эта иллюстрация? (дети высказывают мнения)

Учитель: А вы бы хотели познакомиться с новым произведением и его автором?

III . Подготовка к изучению нового материала (6 слайд)

Учитель: Найдите неповторяющиеся буквы и сложите из них фамилию писателя.

Учитель: Какая фамилия у вас получилась? (Драгунский)

Учитель: Кто слышал фамилию этого писателя и читал его произведения?

Что пишет Драгунский: стихи, сказки, басни, рассказы.

Какие рассказы вы уже читали? (дети называют)

IV . Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя (7 слайд)

Драгунский Виктор Юзефович ( г. - г. )

советский актёр и писатель-прозаик, автор популярных рассказов для детей.

Виктор Драгунский родился в Нью-Йорке, в семье эмигрантов из России. Вскоре родители вернулись на родину и обосновались в Гомеле. Во время войны отец Виктора умер от тифа. В 1925 году семья переехала в Москву.

Виктор рано начал работать, чтобы обеспечить себе пропитание.

В 16 лет он уже работал токарем, затем шорником, даже был лодочником, катал на лодке людей по Москве-реке у Нескучного сада. (8 слайд)

Но больше всего на свете Виктора манил театр, цирк, эстрада, возможность веселить, радовать людей.

Он организовывал небольшие театральные группы. Артисты в них пели, танцевали, разыгрывали сценки.

В этих группах Драгунский был автором маленьких пьес, актёром, режиссёром. (9 слайд)

Виктор Драгунский признавался, что, глядя, как зрители, особенно дети, получают удовольствие от клоунов, ему больше всего хотелось быть клоуном. (10 слайд)

Но ведь зрители смеются не только над смешной внешностью клоунов, но и над тем, что они делают на манеже, и прежде всего над тем, что они говорят.

Самое главное придумывать весёлый и умный текст для клоунов. Вот этим-то и занимался Виктор Драгунский. Он писал репризы (так называется текст для клоунов), эстрадные сценки, песни. (11 слайд)

В детской литературе Драгунский известен, как автор серии замечательных произведений под общим названием «Денискины рассказы».

Главным героем всех историй является мальчуган по имени Дениска. Кстати, сына Драгунского тоже зовут Дениской. (12 слайд)

Виктору Драгунскому было без малого почти пятьдесят, когда стали выходить его книжки для детей. (13 слайд)


Все рассказы разные: над одними смеёмся до слёз, над другими задумываемся, грустим…(«Девочка на шаре», «Он живой и светится», «Друг детства», «Что я люблю», «Заколдованная буква»). (14 слайд)


Учитель: Каким был человеком В. Драгунский? (дети высказывают мнения) (весёлым, добрым, любил детей, понимал их проблемы).

2. Учитель : (15 слайд)

Ребята, найдите ключ к разгадке, и вы узнаете, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся.

Составьте пословицу из слов: не мешке утаишь в шила. (Шила в мешке не утаишь).

Учитель: Правильно. А кто сможет объяснить смысл этой пословицы.

(дети высказывают свои мнения)

- Невозможно скрыть то, что само себя обнаруживает, выдаёт.

Правду не скроешь.

Обязательно то, что пытаешься скрыть, станет явным.

Учитель: Рассказ, с которым мы познакомимся называется «Тайное становится явным».

- Я думаю, что у вас появилось желание прочитать это произведение.

Учитель: Что бы вы хотели узнать?

«Хотим узнать » (16 слайд)

О чём может идти речь в этом произведении, судя по названию?

Что значит тайное становится явным?

Чем закончится рассказ?

Учитель: Но прежде давайте разберём некоторые слова, которые встретятся в этом рассказе.

(вначале дети высказывают свои мнения, затем обращаемся к словарю)

Какой словарь надо открыть, чтобы узнать значение слов? (толковый словарь)

Как им пользоваться? (Найти значение слова по первой букве. Слова в словаре располагаются в алфавитном порядке.)

3. Словарная работа . (17 слайд)

Что такое тайна? (дети высказывают мнения)

1. Нечто скрываемое от других, известное не всем;

2. нечто неразгаданное, ещё не познанное;

3. скрытая причина чего-нибудь;

Назовите синоним к слову тайна (секрет).

Что значит «тайное»?

Тайное - секретный, потайной, скрытый, затаённый.

Явное? - Открытое, откровенное.

Прочитайте выражение « Грановитая палата ». (18 слайд).


Учитель: Кто знает что это такое?

(Памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы).

(19 слайд)

Учитель: Как выдумаете, какого человека называют интеллигентным ? Ученики: высказывают своё мнение.

Учитель: Давайте прочитаем значение этого выражения, как оно даётся в толковом словаре.

(Это человек, обладающий большой внутренней культурой).

- Клевета – что оно означает?

(Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию).

Учитель: Подберите синонимы к этому слову.

(Ложь, враньё, выдумка, наговор).

Что значит слово язвительный?

(Стремящийся досадить, злобно-насмешливый).

V . Первичное ознакомление с текстом.

I . Первичное чтение рассказа.

1.Чтение до слов: «Что это значит, мама: «Тайное становится явным»?

Учитель: Как бы вы ответили на этот вопрос?

2. Вторичная остановка после слов: «И мама ушла на кухню. А я остался с кашей наедине».

Учитель: Как вы думаете, что может произойти дальше?

3. Третья остановка после слов: «В эту же минуту дверь открылась и в комнату вошёл милиционер».

Учитель: Предположите, что может произойти дальше?

4. Дочитывание рассказа до конца.

II . Проверка первичного восприятия.

Понравился вам рассказ?

Совпали ли ваши мнения до и после прочтения рассказа?

В каких словах выражена главная мысль рассказа?

Какой фрагмент рассказа вам показался самым весёлым; неожиданным?

Сочувствуете ли вы кому-нибудь из героев рассказа? Почему?

Физкультминутка

VI . Анализ литературного произведения.

1. Работа с текстом . Повторное чтение рассказа вслух по частям, беседа после чтения каждой части. (20 слайд)

Учитель: Что однажды услышал Денис от мамы, и как мама объяснила свои слова? («Тайное становится явным»)

Учитель: Как мама уговаривала Дениску есть кашу? Что она ему предложила? (Мама предложила Дениске сходить в Кремль).

Учитель: Что испытывал Дениска, когда экспериментировал с кашей? (чувство обиды, досады)

Учитель: Правда ли Дениска «потерял сознание» и поэтому выплеснул кашу на улицу? Почему автор использует это выражение?

(высказывания детей)

2. Чтение – разведка (21 слайд)

Ребята, вы будете «разведчиками». Разведчики работают в полной тишине и всегда добывают какие-нибудь ценные сведения. После возвращения из разведки вы должны будете сказать, что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее? (пошлёпал ложкой; посолил; посыпал сахару; долил кипятку; вылил в кашу всю баночку хрена).

3. Выборочное чтение. (22 слайд)

Учитель: Прочитайте как выглядел дяденька?

(На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине).

- По какой примете Денис понял, что мама очень рассердилась?

(Мама посмотрела на меня, и глаза у неё стали зелёные, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась).

- Найдите отрывки, которые могли бы прочитать вот эти человечки? Зачитайте.

(Главное, я иду фотографироваться… И вдруг такая история… Каша… мм…манная…)

(Тут мама посмотрела на меня, и глаза у неё стали зелёные, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась).

4. Какой фрагмент проиллюстрировал художник? (23 слайд)

- (И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти всё можно съесть! Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли и остановилось дыхание…).


- (Я взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу) (24 слайд)


-(«Извините, пожалуйста», - сказала она тихо, - разрешите я вас почищу, пройдите сюда»!) (25 слайд)


- (И к нам вошёл какой-то дяденька. Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду). (26 слайд)

- (Ну ещё бы… Я не знаю ничего красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле Царь – пушки и знаю, где сидел Иван Грозный). (27 слайд)

5. Практическая работа (28 слайд)

Учитель : Давайте составим цитатный план этого рассказа. У вас на столах лежат листочки с цитатами из текста.

Определите последовательность происходящих в тексте действий , расставив их по порядку.

Впишите в кружки соответствующие цифры.

«Видеть не могу манную кашу!»

«Вы выливаете разную гадость за окно!»

«Ты это запомнил на всю жизнь?»

«Ты должен съесть всё до дна!»

«А я остался с кашей наедине».

Учитель : Проверьте правильность выполнения задания на слайде.

VII . Закрепление изученного материала.

Учитель: Ребята, как вы думаете, какой человек вырастет из Дениски? Какой же Дениска?

( Весёлый, озорной, выдумщик, внимательный к словам мамы, честный, умеет признать свою вину).

Учитель: Что заставило героя рассказа запомнить слова, вынесенные в название рассказа, на всю жизнь?

Учитель: Какая проблема волнует автора? (29 слайд)

(проблема взаимоотношения детей и родителей, воспитание детей).

Учитель: Была ли у вас похожая ситуация, когда «тайное становится явным»?

Учитель: К какому месту в рассказе вы бы отнесли каждую пословицу?

    Игра не доводит до добра. (30 слайд)

    Кашу свари, да ещё и в рот положи.

    Кроткое слово гнев побеждает.

    Сначала думай, а потом делай.

    Ветра не удержишь, правды не скроешь.

    После дождя солнце жжёт, после лжи – стыд.

VIII . Итог урока.

Учитель: К какому жанру относится произведение? (юмористический рассказ)

О каких человеческих качествах заставляет задуматься рассказ В.Драгунского «Тайное становится явным»?

Как вы думаете, чему учат его рассказы? (Доброте, вежливости, дружбе).

Какой урок вы извлекли для себя?

Что больше всего понравилось?

    Рефлексия. (31 слайд)

Учитель: Закончите одно из предложений:

    Было интересно…

    Я понял(а), что…

    Меня удивило…

    Я сделал(а) вывод, что…

    Мне захотелось…

X . Домашнее задание: (32 слайд)

Тема: В.Драгунский «Тайное становится явным»Цель: формирование читательской грамотности у детей при работе с текстомЗадачи:

    формировать навык осознанного чтения, умение определять отношение автора к героям своего произведения на основе анализа рассказа;

    развивать речь, мышление, тренировать наблюдательность;

    развивать интерес к миру детской художественной литературы;

    воспитывать нравственные качества (честность, порядочность, уважение к старшим)

Оборудование и материалы: ПК, мультимедийный проектор, толковые словари (2 шт), карточки для индивидуальной работы, выставка книг В.Ю.Драгунского, презентация.

Ход урока:

    Оргмомент Индивидуальные задания для самостоятельной работы
    Краткий рассказ об авторе (3 человека получают карточки и самостоятельно знакомятся с содержанием) Виктор Юзефович Драгунский родился 30 ноября 1913 года. Своё детство он провёл на Украине. Рано потерял отца. С 16 лет пришлось работать. Для него все работы хороши. Виктор работал бакенщиком, шортником, лодочником, токарем и даже клоуном . Работа в парах постоянного состава с толковыми словарями: поиск значения слов тайное, явное (2 пары учащихся)
    Проверка домашнего задания Постановка учебной задачи.
Спасибо всем выступающим. Наблюдая за классом во время проверки домашнего задания мне было приятно видеть заинтересованный взгляд ребят, улыбки на лицах. А почему вы улыбались? Хочется напомнить вам ещё одну весёлую историю.Учитель читает отрывок из рассказа Драгунского «Заколдованная буква» Как называется этот рассказ?Кто его автор? (слайд 2) Зная, что мы знакомимся с разделом «И в шутку и всерьёз», вспомнив автора «Заколдованной буквы», предположите, о чём пойдёт речь на уроке?
    Перед тем, как мы начали работать некоторые ребята получили задание познакомиться с биографией В.Драгунского. Ребята, расскажите, что вы узнали об этом писателе. Когда речь пойдёт о профессиях слайд 3. Учитель поясняет значения слов, которые могут быть непонятны учащимся.
Спасибо (слайд 4) А писать В. Драгунский стал, когда поступил на службу в театр. Сначала он писал для сцены, а уж потом Виктор Юзефович стал писать весёлые рассказы о Денисе Кораблёве под общим названием «Денискины рассказы». Книги В Драгунского представлены на выставке и на слайде №5. Глядя на обложки этих книг, что вы можете сказать о произведениях этого автора? Кому они адресованы?
    Сегодня мы познакомимся ещё с одним рассказом из историй про Дениску, а называется он… (слайд 6). Вы когда-нибудь слышали такое выражение? Что оно означает на ваш взгляд?
Двое ребят поработали со словарями и выяснили значение слов тайный и явный. Учащиеся вслух зачитывают статьи словаря. Ваше предположение оказались верными? А о чём, как вы думаете, будет рассказ с таким названием?
    Первичное восприятие (читает учитель) Проверка первичного восприятия.
    Понравился рассказ? Подтвердились наши догадки? Это серьёзный рассказ или юмористический? А почему? Когда я читала вам рассказ, вы смеялись, а было ли смешно Дениске и другим персонажам рассказа? Так почему же мы смеялись, когда героям было не до смеха? Смеётся ли ещё кто-то вместе с нами? (автор)
Давайте постараемся разобраться в этой ситуации.
    Вторичное восприятие и анализ текста.
А) В тексте вам встретятся длинные слова 4,5,6,7 слогов, давайте потренируемся читать их правильно (слайды 7,8) Б) Чтение начала рассказа до слов «Сначала я съел яйцо» . Почему автор начинает рассказ с этого эпизода, а не с того, как Дениска сел завтракать?В) Чтение до слов « И мама ушла на кухню»
    Как Дениска относится к завтраку? Как вы об этом узнали? « Белок раскромсал » , как понимаете это выражение? Попробуйте заменить синонимом. Почему Драгунский выбрал именно этот глагол? Почему именно в Кремль пообещала пойти мама? Для Дениски это важно? Какая фраза помогла вам понять, что Кремль для Дениски – ценность? Как вы думаете, для Дениски это сложная ситуация? Почему?
Г) Чтение рассказа до слов «В это время вошла мама …» Вы, наверно, слышали такую фразу «Остаться наедине с мамой.., Остаться наедине со своими мыслями..» Что она означает? Что имел ввиду автор, когда написал «А я остался с кашей наедине »? Почему Дениска так говорит о каше?Как вы думаете, Дениска балуется или, действительно, пытается выполнить мамино условие? Что об этом говорит в тексте?

Понимал ли Дениска, что он делает, когда выплёскивал кашу на улицу? Как об этом говорится в тексте? Отчего у мальчика возникло такое состояние?Д) Чтение рассказа до конца. Было ли у Дениски время осознать свой поступок? Понять, что он поступил нехорошо?Как вы это узнали? (чит.отрывок до слов «…и она меня поцеловала ») О чём подумал мальчик, когда увидел пострадавшего? Из каких слов это видно? (прочитать) А что испытывала мама? Как сказано об этом в тексте, ведь рассказ написан от лица Дениски, а он не может знать, что думает или чувствует мама. Прочитайте рассказ пострадавшего. Почему вам смешно? Почему он заикается? Смешная ситуация, а кто ещё вместе с нами смеётся? (автор) зачем автор смеётся сам и даёт возможность нам посмеяться, когда героям не до смеха? (чтобы мы не захотели оказаться на их месте) Ругала ли мама сына? Почему)Е) как называется рассказ? Сразу ли герой понял смысл этой фразы? Как думаете, это выражение (название рассказа) отражает тему или главную мысль? О каких серьёзных вещах с юмором рассказывает В.Ю.Драгунский?

    Работа в тетрадях (слайд 9) стр.84 смотря по времени
Рассмотрите рисунки. Узнаёте героев рассказа? Попробуйте восстановить последовательность событий. Проверка
    Итог.
Как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомились на уроке?Кто его автор? Понравился ли? Почему? Какой урок вы извлекли из рассказа?
    Резерв.
Пословицы и поговорки слайд 11
    Рефлексия. Слайд 12
Выберите смайлик, который отражает ваше настроение в конце урока.
    Домашнее задание: перечитать рассказ, разделить на части.

Урок литературного чтения во 2а классе 11.04.17г. учитель Тыхешкина С.А

Тема урока : Рассказ В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным». Нравственный смысл произведения.

Цели урока :

Познакомить детей с содержанием рассказа;

Формировать навык литературного осознанного чтения;

Развивать способность прогнозировать содержание произведения в процессе чтения; умения анализировать поступки героев;

Воспитывать честность, порядочность, уважение к старшим и близким людям.

Планируемый результат:

    Личностные УУД

Воспитывать уважительное отношение к старшим и близким людям

2.Познавательные УУД

Способствовать удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения

Формировать у обучающихся умения производить анализ, сравнение.

3. Коммуникативные УУД

Формировать умение объяснять свой выбор,понимать другого.

4. Регулятивные УУД

Формировать навыки управления своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность; - умения дать оценку своей работы.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Ресурсы: портрет писателя, мультимедийный проектор, ПК.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности : (слайд)

Мы начать урок готовы?

2. Актуализация знаний.

- Вспомните название раздела, который мы изучаем? (на слайде) «И в шутку и всерьёз»). Вот сейчас и проверим ваши познания Произведения каких авторов мы читали?

Что пишет Драгунский? (стихи, сказки, рассказы.) - Какие рассказы вы уже знаете? (дети называют)

3. Подготовка к изучению нового материала (слайд ), (ПОРТРЕТ!)

А вы бы хотели познакомиться с новым произведением автора?

- Каким представляете себе Виктора Юзефовича? Что вы о нём знаете? Заинтересовало вас, что?

Рано потеряв отца, с 16 лет начал самостоятельную жизнь: работал актером кино и театра, был цирковым клоуном ,: токарем, затем шорником- мастер по изготовлению упряжи для лошадей, даже был лодочником, во время войны… Сын Дениска и дочь Алёнка. весёлым, добрым, любил детей.

4. Прочитайте высказывание, записанное на слайде:

Тайное становится явным (слайд)

Как вы понимаете смысл этих слов? слова «явным стал»? (узнали все)

А какое произведение мы сегодня будем читать? Догадались? Кому знакомо это произведение, -хорошо. Будете нам помогать, но и иметь терпение. Дать высказать своё мнение тем, кто познокомиться с ним впервые.

Что бы вы хотели узнать? Хотим узнатьи получить от урока » (слайд)

- О чём может идти речь в этом произведении, судя по названию?

Повествование, описание, рассуждение?

- Произведения В.Драгунского для вас тайна? Спрогнозируйте, о чем будет рассказ?

5. Первичное ознакомление с текстом.

..Чтение до слов: «Что это значит, мама: «Тайное становится явным»?

- Как бы вы ответили на этот вопрос? - Ребята, что такое тайна? (дети высказывают мнения) .Нечто скрываемое от других, известное не всем;

- Назовите синоним к слову тайна (секрет).

-Что значит «тайное»? Тайное - секретный, потайной, скрытый, затаённый.

Подберите синоним к слову «ЯВНОЕ» (очевидное, открытое, откровенное.)

.-Вторая остановка . После слов «Конечно хочу в Кремль»

«Грановитая палата». (слайд)

Третья остановка после слов: «И мама ушла на кухню. А я остался с кашей наедине».

- Как вы думаете, что может произойти дальше?

Четвёртая остановка после слов: «В эту же минуту дверь открылась и в комнату вошёл милиционер». Как вы думаете, какого человека называют интеллигентным?

В толковом словаре. (Это человек, обладающий большой внутренней культурой).

До слов: Не клевещите. - Клевета – ? распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица. Подберите синонимы к этому слову. (Ложь, враньё, выдумка).

Дочитывание рассказа до конца.

6. Проверка первичного восприятия. Что скажите? - Понравился вам рассказ?

Совпали ли ваши мнения до и после прочтения рассказа?

В каких словах выражена главная мысль рассказа?

Какой фрагмент рассказа вам показался самым весёлым; неожиданным?

Сочувствуете ли вы кому-нибудь из героев рассказа? Почему?

7. Анализ литературного произведения. Выборочное чтение.

Подтвердите словами из текста:

- Что однажды услышал Денис от мамы, и как мама объяснила свои слова? («Тайное становится явным»)

- Как мама уговаривала Дениску есть кашу? Что она ему предложила? (Мама предложила Дениске сходить в Кремль). Правильно мама поступает, когда просит взамен каши Кремль?

- Что испытывал Дениска, когда экспериментировал с кашей? (чувство обиды, досады)Представьте себя на его месте..

Правда ли Дениска «потерял сознание» и поэтому выплеснул кашу на улицу? Почему автор использует это выражение?

(высказывания детей)

«После всего случившегося мама посмотрела Денису в глаза. Она смотрела долго-долго и потом спросила:

Ты это запомнил на всю жизнь?
И я ответил:
– Да.»

    Ребята, как бы вы поступили на месте мамы Дениски?

    Понял ли Денис смысл слов: «Тайное становится явным» без маминого объяснения? ДА

( Денис всё понял сразу же, как только увидел вошедшего незнакомого мужчину в шляпе с кашей на голове.)

Какой эпизод в этом рассказе вам показался наиболее интересным?

Как вы понимаете смысл данной пословицы: «Шила в мешке не утаишь»?

Чему могла научить эта случившаяся история с манной кашей Дениса Кораблёва?

Вывод: случившаяся неприятная история с манной кашей, конечно, научила Дениса Кораблева сначала думать, а потом делать. Он понял, что все плохие поступки рано или поздно становятся известными.

7. Самостоятельная работа в группах: (слайд)

1-3 группа: Расставить цитаты по порядку происходящих в тексте действий.

4-6 группа: - Что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее ?

Проверяем работу в группах!

8. Составить СИНКВЕЙН по рассказу В. Драгунского «Тайное становится явным»

Дениска

Добрый, …

Рассуждает, фантазирует…

Тайное становиться явным

Фантазёр

- С какой целью В.Ю. Драгунский написал рассказ «Тайное становится явным»

- о каких качествах личности идет речь в этом произведении?

Поэт Яков Аким, близкий друг В.Драгунского, сказал: (СЛАЙД)

«Юному человеку нужны все витамины, в том числе и нравственные витамины. Витамины добра, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В.Драгунский»

- читайте рассказы В.Драгунского и получайте нравственные витамины.

9.Д/ з: Пересказ рассказа от лица Дениски

Нарисовать иллюстрацию на обложку.

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Я сделал(а) вывод, что…

- На этом уроке я похвалил бы себя за……..

Мне было сложно…………- После урока мне захотелось……

Технология РКМ на уроке литературного чтения
Тема урока: В. Ю. Драгунский. «Тайное становится явным»

Цели урока:


  • создать эмоциональную атмосферу для реализации творческих и интеллектуальных способностей учащихся, ознакомить детей с рассказом «Тайное становиться явным»;

  • создать условия для развития речи, мышления, умения анализировать поступки героев, прогнози­ровать текст, совершенствования навыков беглого выразительного чтения;

  • воспитывать честность, правдивость.
Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебники, карточки по теме «Виды рифм».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания


  • Выразительное чтение стихов Ирины Токмаковой.

  • Работа по индивидуальным карточкам (3 человека)
Карточка№1.

Прочитай стихотворение Ф.И Тютчева, найди рифму, определи ее тип (перекрестная, опоясывающая, параллельная)

Весенние воды

Еще в полях белеет снег,


А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...

Они гласят во все концы:


"Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,


И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!

Карточка№2.

Прочитай стихотворение Ф.И Тютчева, найди рифму, определи ее тип

В небе тают облака

В небе тают облака,


И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное:

Час от часу жар сильней,


Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.

Чудный день! Пройдут века -


Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река.
И поля дышать на зное.
Карточка№2.

Прочитай стихотворение Е.Дюк, найди рифму, определи ее тип.

Рюкзак

Собирала я рюкзак,
Что-то сделала не так:
Он штангисту-силачу
Получился по плечу!
Может, зонт не брать в поход?
Ну, а если дождь пойдет?

Может, лишняя подушка?


Сковородка? Раскладушка?
Может, вытащить утюг?
А помнется платье вдруг?
...Может, папу взять в поход?
Пусть он мой рюкзак несет!

  1. Литературная разминка . (2– 13слайды презентации ). Учитель называет фамилию писателя или поэта, а дети называют его имя и отчество

  • Чуковский (Корней Иванович)

  • Маршак (Самуил Яковлевич)

  • Михалков (Сергей Владимирович)

  • Барто (Агния Львовна)

  • Носов (Николай Николаевич)

  • Тютчев (Федор Иванович)

  • Благинина (Елена Александровна)

  • Берестов (Валентин Дмитриевич)

  • Токмакова (Ирина Петровна)

  • Успенский (Эдуард Николаевич)

  • Заходер (Борис Владимирович)

  • Драгунский (Виктор Юзефович)

  1. Сообщение темы урока

  • Сообщение об авторе
Виктор Юзефович Драгунский родился в 1913 году в городе Нью – Йорке, куда переехали его родители. Однако в 1914 году семья вернулась обратно и стала жить в Гомеле.

Драгунский после окончания школы работал токарем на заводе, потом стал учиться актерскому мастерству, работал в театре.

В 1940 году были напечатаны его первые юмористические рассказы. Во время Великой Отечественной войны Виктор Юзефович Драгунский был в ополчении, затем выступал с концертами на фронте. После войны Драгунский работал клоуном в цирке, потом вернулся в театр, продолжил писать книги, в том числе и для детей. (выставка книг)

Главным героем всех историй является мальчуган по имени Дениска. Кстати, сына Драгунского тоже зовут Дениской. По словам близких, подлинный Дениска похож на литературного. Все рассказы разные: над одним смеешься до слез, над другим задумываешься, порой грустишь, огорчаешься.


  • Стадия вызова .
-Сегодня мы познакомимся с рассказом В.Ю. Драгунского «Тайное становиться явным»

(слайд 14)

Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким названием?

Почему вы так считаете?

IV . Изучение нового материала . Стадия осмысления.


  1. Первичное чтение – чтение с остановками.
1 остановка после слов : «Что это значит, мама: "Тайное становится явным"?»

Как бы вы ответили на этот вопрос?

2 остановка после слов: « И мама ушла на кухню. А я остался с кашей наедине»

Почему вы так считаете?

3 остановка после слов: « В эту же минуту дверь открылась, и в комнату вошел милиционер»

Как закончится рассказ?

Почему?

2. Проверка понимания содержания.

Понравился рассказ?


  • Что однажды услышал Денис от мамы?

  • Как мама объяснила слова «все тайное становится явным»?
- Почему Дениска не хотел есть кашу?

  • Как мама его уговаривала? Что она ему предложила?

  • Обрадовался ли мальчик, когда услышал предложение мамы?

  • Почему он так обрадовался?

  • А кто-нибудь из вас был в Кремле?

  • (показ слайдов 15-24)

  • Что он делал, чтобы каша была вкуснее? Прочитайте.

  • Что Дениска сделал с кашей?

  • Как отреагировала мама, когда увидела, его пустую та­релку?
- Что она ему сказала? Прочитайте.
- Что произошло потом?

Что Дениска сказал маме? Прочитайте.

Почему мальчик понял, что в Кремль он не поедет?


  • Почитайте, как выглядел дяденька?

  • Рассердилась мама на Дениса?

  • Почему она так долго на него смотрела?

  • Какие чувства она испытывала?

  • Понял ли он мамины слова? Почему вы так считаете?
3. Отработка техники чтения.

Какие слова вызвали у вас трудности при чтении? Давайте


прочитаем их сначала по слогам, затем целыми словами.

Показ слайдов№ 25-26.

ста-но-вит-ся – становится

рас-кром-сал – раскромсал

поп-ра-вить-ся – поправиться

сжи-ма-ет-ся - сжимается

вы-тал-ки-ва-ет – выталкивает

об-ра-до-ва-лась – обрадовалась

ми-ли-ци-о-нер – милиционер

пре-дос-тав-ля-ет - предоставляет

ин-тел-ли-гент-ный – интеллигентный

му-со-ро-про-во-дом - мусоропроводом

пост-ра-дав-ший – пострадавший

фо-то-гра-фи-ро-вать-ся - фотографироваться

V. Физкультминутка

VI. Закрепление нового материала

1. Повторное чтение.

Дети читают рассказ цепочкой.

2. -Определите, в каком порядке надо расположить иллюстрации к рассказу.

Показ слайда № 27.

2. Составление плана рассказа.

На сколько частей можно разделить рассказ?

Давайте прочитаем каждую часть и озаглавим ее.
Учитель записывает название каждой части на доске, дети

записывают в тетрадь:


  1. Денис раздумывает над словами мамы.

  2. Завтрак.

  3. Предложение мамы.

  4. Мучения с кашей и избавление от нее.

  5. Возмущенный милиционер.

  6. Пострадавший дяденька.

  7. Рассерженная мама.

  8. Урок на всю жизнь.
VII. Итог урока

Как называется рассказ, с которым мы познакомились на сегодняшнем уроке?


  • Кто написал этот рассказ?

  • Понравился ли вам рассказ? Почему?
Какой урок вы извлекли из рассказа?

Рефлексия (слайд №28). Закончите одно из предложений:


  • Было интересно…

  • Я выполнял задания …

  • Я понял, что…

  • Я почувствовал, что…

  • Было трудно…

  • Меня удивило…

  • Я сделал вывод, что…

  • Мне захотелось…
Домашнее задание : подготовить пересказ текста по плану.
Презентация по http://ifolder.ru/15782202

Цели:

1 .Образовательная: ознакомить детей с рассказом «Тайное становится явным».

2. Развивающая: развивать навыки беглого выразительного чтения, развивать умение анализировать поступки героев, прогнозировать текст.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературное чтение В. Драгунский «Тайное становится явным»

Цели:

3. Воспитывающая: воспитывать честность, правдивость.

Оборудование для учащихся: учебник «Родная речь»

(авт. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий.), 2 класс

Оборудование для учителя:

Мультимедийный проектор, презентации.

Карточки с заданиями.

Детские книги.

Выставка детских рисунков по рассказам В.Драгунского

Выставка книг В.Драгунского

Портрет писателя

Ход урока.

I. Мотивация к учебной деятельности

Сегодня утром я проснулась очень рано, и разбудил меня вот этот старенький будильник. Знаете, ему уже много лет, но он ни разу не подвёл меня. Часы идут точно и правильно. Часы состоят из деталей.

А что произойдет, если убрать хоть одну деталь?

Так и ваши знания состоят из маленьких деталей. Каждый урок вы узнаете все больше и больше, и процесс познания не остановится до тех пор, пока у вас есть желание учиться. Я вижу много улыбок и уверена, что у нас все получится.

Вспомните, какой раздел мы изучаем?

А какие произведения мы уже читали?

А хотели бы вы познакомиться еще с новым произведением из этого раздела?

А что нужно сначала сделать, прежде чем узнавать новое?

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

Ребята, вот вам задание. Посмотрите на эти иллюстрации и скажите из каких они произведений? (слайд)

III.Выявление места и причины затруднения.

Ребята, а почему вы не смогли узнать из какого произведения последний рисунок?

А хотели бы вы познакомиться с этим произведением?

IV.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Ребята, а сейчас следующее задание. Вам надо найти неповторяющиеся буквы и сложить из них фамилию и вы узнаете, кто написал это произведение.(слайд)

Какая фамилия у вас получилась?

Совершенно верно.

Поднимите руки, кто уже слышал фамилию этого писателя?

Скажите, что пишет Виктор Драгунский стихи, сказки или рассказы?

Верно рассказы.

А какие рассказы пишет Виктор Драгунский: смешные или грустные?

Чему учат рассказы Виктора Драгунского? (доброте, вежливости, дружбе)

Какие рассказы Виктора Драгунского вы уже читали?

Давайте рассмотрим иллюстрации к рассказу Виктора Драгунского и определим из какого произведения эта иллюстрация.(слайд)

“Друг детства”, “Что я люблю”, “Он живой и светится”, “Англичанин Павля”, “Девочка на шаре”, “Что любит Мишка».

Ребята, найдите ключ к разгадке, и вы узнаете, как называется рассказ с которым мы сегодня познакомимся.

Составьте пословицу из слов.(слайд)

Правильно, рассказ с которым мы будем знакомиться называется «Тайное становиться явным».

О чем может идти речь в этом произведении, судя по названию? (ответы детей)

Так ли это, мы сможем узнать, познакомившись с текстом.

V. Реализация построенного проекта.

1. Формулировка цели урока.

- Что бы вы хотели узнать и чему научиться?

2. Проблемное объяснение нового знания.

Ребята, а что вы знаете о В. Драгунском?

Когда читаешь рассказы В. Драгунского, то кажется, что писатель прожил несколько жизней. Он был и токарем, и режиссером, и лодочником, и актером, и даже работал в цирке… клоуном. А когда в 40 лет у В. Драгунского родился сын Денис – он стал писателем. И вот уже много лет его книги с большим интересом читают и взрослые, и дети. Читая рассказы В. Драгунского, понимаешь, что писатель влюблен в своих героев, он понимает их мысли, чувства, переживания. Бывает, он подшучивает над своими героями, но это шутка добрая, с любовью к ним.

И сегодня мы с вами в этом убедимся.

Итак, скажите ребята каким был человеком Виктор Драгунский.

(он был весёлым человеком и очень любил детей)

Совершенно верно поэтому множество своих рассказов он посвятил детям.

3. Словарная работа.

Но прежде давайте разберём некоторые слова, которые встретятся в этом рассказе.

Прочитайте первое выражение “Грановитая палата”

Кто знает, что такое Грановитая палата – давайте прочитаем:

Памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы

Следующее выражение …..

Как вы думаете, какого человека называют интеллигентным . Давайте прочитаем значение этого выражения, как оно даётся в толковом словаре.

Это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть человек, обладающий образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры.

Следующее слово клевета – что оно обозначает?

Посмотрим значение этого слова из толкового словаря.

Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

Подберите синонимы к этому слову.

Какие слова мы называем синонимами? ложь, враньё, выдумка, наговор

И последнее слово Язвительный – что это значит?

злобно-насмешливый, стремящийся досадить

Подберём синонимы: злой, обидный, резкий, ядовитый, резкий, колкий.

4.Техника чтения

А сейчас подготовим чтение трудных слов из произведения, что поможет вам более выразительно и бегло прочитать текст.

Читай первый раз плавно, по слогам, а затем целыми словами. (парами)

Ста–но–вит–ся - становится

гра–но–ви–той - грановитой

о–ру –жей–ной - оружейной

ин –те –рес-но–го - интересного

о –ста –но –ви –лось - остановилось

вы–плес–нул - выплеснул

ми-ли-ци–о–нер - милиционер

ин –тел–ли–ге –тный - интеллигентный

го–су–дар–ство - государство

му–со–ро–про–вод - мусоропровод

по–стра–дав–ший - пострадавший

яз–ви–тель–но - язвительно

фо–то–гра–фи–ро–вать–ся - фотографироваться

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Первичное восприятие текста.

А) Самостоятельное чтение.

Откройте учебники на стр. 159.

Прочитайте начало рассказа (до последнего абзаца) и ответьте на вопрос:

Что однажды услышал Денис от мамы, и как мама объяснила свои слова? (слайд)

б) Чтение в парах с заданием.

Дочитайте часть до конца в парах.

Сначала читает один, потом другой, по 1 предложению.

После окончания чтения ответьте на вопрос:

Как мама уговаривала Дениску есть кашу?

Что она ему предложила?

Почему Дениска не хотел есть кашу?

Обрадовался ли мальчик, когда услышал предложение мамы?

в) Чтение – разведка.

А сейчас вы сходите в разведку. Разведчики работают в полной тишине и всегда добывают какие-нибудь ценные сведения.

Вы прочитаете вторую часть рассказа и после возвращения из разведки должны будете сказать, что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее.

Можно пользоваться карандашом, чтобы делать пометки в тексте.

Кто первым возвращается из разведки, молча встает.

Что Дениска сделал с кашей?

Чем, по-вашему, закончится рассказ?

Физкультминутка

(выполняют упражнения для глаз)

г) «Читай, как я».

По окончании чтения вы должны будете ответить на вопрос:

Почему Дениска понял, что в Кремль он не пойдет?

д) Выборочное чтение.

Прочитайте, как выглядел дяденька. (стр. 163)

Найдите отрывки в этой части, которые мог бы прочитать вот этот человечек?

Найдите отрывок, который нужно прочитать строго. (стр. 163)

По какой примете Денис понял, что мама очень рассердилась?

(глаза стали зеленые, как крыжовник)

е) Чтение по ролям.

Прочитайте по ролям диалог мамы и Дениса в конце рассказа (мама, Денис, автор).

Почему мама так долго смотрела на Дениса?

(хотела понять, на самом ли деле Денис понял и осознал свой поступок)

Понял ли он мамины слова?

Почему вы так считаете?

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Ребята, вспомните, не было ли в вашей жизни, когда тайное становилось явным? Расскажите об этом.

Повторное чтение в паре. Вопросы после чтения.

VIII. Итог урока. Рефлексивная деятельность.

Вам понравился урок?

Чему учились на уроке?

Что нового узнали?

Что вам больше всего понравилось? (не понравилось?)

Что бы хотели выполнить ещё раз?

1 .Пока испытываю трудности.

2.Хорошо, но могу лучше.

З.Хочу знать больше.

Анализ урока

1. Урок, В. Драгунский «Тайное становится явным» входит в раздел «И в шутку и всерьёз»

2. При проектировании урока были учтены индивидуальные особенности учащихся класса, темп работы. При планировании урока были учтены психологические особенности учащихся. Основное внимание уделялось привлечению слабоуспевающих детей к учебной деятельности на уроке. Сильные учащиеся получили индивидуальные задания: предварительная подготовка.

З.На уроке решались следующие задачи:

1 .Образовательная: ознакомить детей с рассказом «Тайное становится явным».

2. Развивающая: развивать навыки беглого выразительного чтения, развивать умение анализировать поступки героев, прогнозировать текст.

3. Воспитывающая: воспитывать честность, правдивость.

4. На все этапы урока было рационально распределено время, каждый этап был логически связан с предыдущим, что привело к целостному восприятию темы. Вопросы и задания были подобраны так, что дети смогли выполнить самостоятельно задания. Между всеми этапами четко прослеживается логическая связь и завершенность каждого этапа. В ходе урока была достигнута дидактическая цель. На основном этапе - этапе изучения нового материала - использовались эвристический метод (чтение учащимися подготовленных ранее докладов), метод наглядности (демонстрация слайдов) и фронтальная беседа. Словесный метод объяснения нового материала чередовался с наглядным: детям демонстрировались слайды - и задавались вопросы.

5.Главный акцент урока делался на усвоении нового материала, формировании умений работать с рассказом.

6.При отборе форм и методов обучения (наглядные, репродуктивные, проблемно-поисковые, самостоятельная работа, работа в парах, фронтальная работа, индивидуальная) учитывались поставленные задачи, возрастные особенности. Для обобщения и систематизации знаний были использованы различные приемы и формы работы: постановка и разрешение проблемных вопросов и проблемных ситуаций; игровая ситуация; различные формы контроля. На уроке были использованы следующие методы обучения: по виду источника информации:

словесные (объяснение, беседа с учащимися, доклады учащихся); наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации, выставка книг Драгунского); практические (работа с карточками), по виду учебной деятельности:

проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем)

7. Для раскрытия нового материала использовались такие формы работы, как фронтальная, самостоятельная. Дифференцированный подход был необходим. Домашнее задание давалось дифференцированно, в зависимости от темпа

чтения каждого. Для определения уровня знаний большинства учащихся за

короткий промежуток времени использовался опрос фронтальный и

индивидуальный (карточки с заданиями), устный, письменный. Обязательны были

на этапе повторения комментирование ответов учащихся, оценка их знаний,

умений и навыков, стимулирование их деятельности похвалой, одобрением.

8.Контроль усвоения знаний, умений и навыков:

Фронтальный опрос.

9. На уроке использовались информационные компьютерные средства для

активизации познавательной активности, повышения качества образования

учащихся.

На уроке использовалось следующее оборудование Мультимедийный проектор

10.На уроке теплая атмосфера взаимопонимания учителя и учеников,

чувствовалась некоторая скованность учащихся из- за присутствия гостей. Смена

видов деятельности, использование игровых ситуаций, физкультминутка. На

уроке присутствовала атмосфера сотрудничества.

На уроке все поставленные задачи выполнены, дети работали с отдачей.

По моему мнению, урок прошел успешно, реализованы все поставленные дидактические цели и задачи урока. Урок прошел на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения. Особенным вниманием у учащихся пользовался демонстрационный материал использование мультимедийного проектора.


Выбор редакции
Пицца с сосисками готовится несложно, если есть качественные молочные сосиски или, хотя бы, нормальная вареная колбаса. Были времена,...

Для приготовления теста потребуются ингредиенты: Яйца (3 шт.) Лимонный сок (2 ч. ложки) Вода (3 ст. ложки) Ванилин(1 пакетик) Сода (1/2...

Планеты - являются сигнификаторами или же показателями качества энергии, той или иной сферы нашей жизни. Это ретрансляторы, принимающие и...

Узники Освенцима были освобождены за четыре месяца до окончания Второй мировой войны. К тому времени осталось их немного. В погибло почти...
Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...
Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...