Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы. Курсовая работа по дисциплине "Психология" на тему: Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы Восприятие художественной литературы дошкольника


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА Содержание образовательной деятельности Подготовила воспитатель в.к. Башлыкова И.Ю. ВВЕДЕНИЕ ФГОС ДО

2 слайд

Описание слайда:

Восприятие художественной литературы и фольклора - один из видов деятельности обеспечивающий развитие во всех образовательных областях и часть задач этот вид деятельности будет решать напрямую, а часть, только при определенных условиях. Восприятие художественной литературы и фольклора способствует присвоению моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе.

3 слайд

Описание слайда:

Восприятие художественной литературы и фольклора мышление память воображение внимание ощущения и эмоции Обеспечивает развитие во всех образовательных областях Художественно-эстетическое развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Физическое развитие

4 слайд

Описание слайда:

Восприятие художественной литературы и фольклора Техническая сторона Смысловая сторона понимание текста эмоции, воображение, логическое осмысление Творческий процесс рассматривание книги чтение текста обсуждение прочитанного Воспроизведение и осмысление

5 слайд

Описание слайда:

Техническая сторона ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ДЕТСКОМ САДУ: Этапы читательской деятельности Методические приемы Рассматривание книги а)обсуждение названия текста, иллюстраций б) беседа (какие вопросы возникли?) в) главный результат – желание прочитать книгу Чтение книги чтениетекста взрослыми в режиме медленного чтения задача:помочь маленьким читателям «войти» в текст важным является:характер чтения текста, первичное чтение Обсуждение прочитанного а)предложить детям коротко рассказать о чем текст б) поиграть в «правда - неправда» в) предложить выразить свое отношение к прочитанному с помощью красок, жестов, мимики Воспроизведение о осмысление прочитанного с помощью спец. заданий а) можно разыграть рассказ в лицах б) нарисовать «мультик» (с помощью взрослого) в) предложить перессказывание с использованиемиллюстраций, свободное рассказывание г) стихотворный текст: декламация, хоровое чтение д) выполнения задания в спец. учебн. пособии «Наши книжки»О.В.Чиндилова,А.В.Баденова

6 слайд

Описание слайда:

Смысловая сторона Становление сфер читательской деятельности: Сферы читательской деятельности Возраст детей Методы и приемы работы Эмоциональная сфера: с 2 лет Выразительное чтение, совместное скандирование,сопоставление литературного произведения с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом идр. Сфера воссоздающего и творческого воображения: с 4 -5 лет Рисование, творческий пересказ,инсценирование, изготовление карт, схем, макетов, костюмов и др. Сфера реакции на художественную форму: с 5 -6лет Рассказ о герое, событии, обсуждение поступкагероя, выборочный пересказ, постановка вопросов по тексту, ответы на вопросы и др. Сфера реакции на художественную форму: с6- 7лет Наблюдение над звукозаписью, ритмом, рифмой

7 слайд

Описание слайда:

Смысловая сторона Структура читательской деятельности: Главный критерий для выбора методов и приемов при организации детской деятельности восприятия художественной литературы и фольклора – это ориентир на наиболее активную в данный возрастной период сферу читательской деятельности и на задачи того или иного этапа деятельности Мотивационный этап: Включение мотивов, формирование целей Ориентировочно-исследовательский этап: прогнозирование и планирование Исполнительский этап: воздействие на эмоции, включение воображения, смысловая обработка текста Рефлексивный этап: фиксация эмоций, смысла текста, творчество

8 слайд

Описание слайда:

Художественно-эстетическое развитие У ребенка формируются элементарные представления о различных видах искусства: Музыка: Ребенок выражает отношение к герою или сюжету через песню, танец Изобразительное искусство: Ребенок иллюстрирует сказку или рассматривает иллюстрации к тексту Театр: Ребенок инсценирует произведение ПЕДАГОГ: Приобщает ребенка к восприятию текста через диалог и комментированное чтение; Создает условия для развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений; Формирует элементарные представления о различных видах искусства; Стимулирует сопереживание персонажам художественных произведений; Создает условия для становления эстетического отношения к описанному в произведении окружающему миру

9 слайд

Описание слайда:

Речевое развитие Развивается связная, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь ребенка; Ребенок овладевает речью, как средством общения; Развивается звуковая и интонационная культуры речи, фонематического слуха ребенка; Формируется звуковая аналитико – синтетическая активность, как предпосылка обучению ребенка грамоте; Формируется элементарное представление о детской литературе и ее жанрах; Формируется восприятие текста на слух, а на рефлексивном этапе дети воспроизводят (инсценируют) произведение и т.д. ПЕДАГОГ: Приобщает детей к беседам на духовно- нравственные темы; Стимулирует речевую активность с опорой на литературные произведения и фольклор; Учит детей опираться на личный опыт (реальные ситуации детского общения); Знакомит детей с книжной культурой (рассматривая книгу)

10 слайд

Описание слайда:

Социально-коммуникативное развитие ПЕДАГОГ: Обращает внимание ребенка на значимость поступков героев произведения (ребенок примеряет не себя роль персонажа, оценивает его действия, подражает ему); Способствует развитию эмоциональной отзывчивости, сопереживания; Развивает умение общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми; Способствует становлению саморегуляции и самостоятельности У ребенка формируется уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, малой Родине и отечеству; У ребенка формируются представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, преемственности поколений; У ребенка развиваются умения общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, формируется готовность к совместной деятельности; Закрепляются правила безопасного поведения в быту, социуме и на природе

На этапе развития современного российского общества, выдвигаются все более новые требования к развитию личности ребенка дошкольного возраста. Важное и основное место отводится умению воспринимать, прогнозировать и фантазировать, проявлять индивидуальность и творческую активность.

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС ДО) заложено создание индивидуальных условий для развития личности ребенка. ФГОС ДО является главной опорой для разработки перспективных планов, написания конспектов занятий, которые должны быть направлены восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста.

В соответствии с ф едеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования речевое развитие предполагает знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, восприятия произведений художественной литературы.

В данной статье рассмотрены возрастные особенности детей младшего возраста, а также работа по восприятию детьми художественной литературы, приобщение их к словесному искусству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кабанова Л.М., воспитатель

ГБДОУ детский сад №29 Василеостровского района

Санкт-Петербурга

Организация восприятия детьми младшего возраста произведений художественной литературы: реализация требований ФГОС

На этапе развития современного российского общества, выдвигаются все более новые требования к развитию личности ребенка дошкольного возраста. Важное и основное место отводится умению воспринимать, прогнозировать и фантазировать, проявлять индивидуальность и творческую активность, а также умение ориентироваться на будущее, уметь переходить к новым видам деятельности. Современный дошкольник должен уметь воспринимать и творчески подходить к любой жизненной ситуации, должен уметь самостоятельно принимать серьезные решения и уметь нести за эти решения ответственность. Но готовность к восприятию художественной литературы детьми дошкольного возраста не может появиться сама по себе, она проявляется в условиях воспитания и обучения воспитанников в дошкольном образовательном учреждении. Создание индивидуальных условий для развития личности ребенка дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения заложено в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС ДО). В нем показана гуманистическая направленность образования, которая обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия воспитателя и ребенка дошкольного возраста, а также развитие его личности, его творческого потенциала. Дошкольное образование является главной основой всеобщего образования детей. В связи с чем, к нему предъявляется очень много важных требований, а также вводятся единые стандарты, которых должны придерживаться все дошкольные образовательные учреждения.

ФГОС ДО является главной опорой для разработки перспективных планов, написания конспектов занятий, которые должны быть направлены восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста. В ФГОС ДО образовательные области представляют следующие направления развития ребенка дошкольного возраста: речевое развитие; познавательное развитие; социально - коммуникативное развитие; физическое развитие; художественно-эстетическое. Знание возрастных особенностей восприятия детьми дошкольного возраста литературного произведения позволит воспитателю дошкольного образовательного учреждения качественно разработать содержание литературного образования и на этой основе реализовать задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста». Дошкольный возраст - это тот период, когда восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста может стать главным увлечением не только одаренных дошкольников, но и почти всех остальных детей данного возраста, следовательно, увлекая ребенка дошкольного возраста в сказочный мир восприятия художественной литературы, мы развиваем у него творческие способности и воображение.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования речевое развитие предполагает знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Важнейшим условием реализации этой задачи является знание возрастных особенностей восприятия дошкольников, в данном случае, восприятия произведений художественной литературы.

В 3-4 года (младшая группа) дети понимают основные факты произведения, улавливают динамику событий. Однако понимание сюжета часто бывает фрагментарным. Важно, что понимание связано у них с непосредственным личным опытом. Если повествование не вызывает у них никаких наглядных представлений, не знакомо по личному опыту, то например, Колобок, может быть им более не понятен, чем золотое яичко из сказки «Курочка Ряба».

Малыши лучше осмысливают начало и конец произведения. Представить самого героя, его внешность они смогут, если взрослый предложит им иллюстрацию. В поведении героя они видят только действия, но не замечают его скрытых мотивов поступков, переживаний. Например, они могут не понять истинных мотивов Маши (из сказки «Маша и медведь»), когда девочка спряталась в коробе. Эмоциональное отношение к героям произведения у малышей ярко выражено.

Для организации восприятия детьми младшего дошкольного возраста произведений художественной литературы мой педагогический процесс проходит в соответствии требованиям федерального государственного образовательного стандарта ДО, в котором четко прослеживается не разрывная связь между следующими образовательными областями: речевым и художественно-эстетическим развитием. В речевое развитие включено знакомство с книжной культурой, детской литературой, а также понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства, мира природы; формирование восприятия художественной литературы. стимулирование сопереживания персонажем художественного произведения, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Кроме этого восприятие по художественной литературы ФГОС ДО является одним из видов детской деятельности.

Основная цель моей работы в данном направлении это развитие художественного восприятия детей, приобщение их к словесному искусству. Для решения этой цели поставлены следующие задачи:

Формирование целостной картины мира.

Приучать детей слушать потешки, стихи, сказки, рассказы и следить за развитием действия.

Развивать литературную речь: умение читать наизусть потешки и небольшие авторские стихотворения.

Способствовать развитию навыка инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок с помощью воспитателя.

На первом этапе работы для достижения поставленной цели и решения задач, необходимо создать предметно-развивающую среду. Подборка художественной литературы с учетом возрастных особенностей детей и в соответствии требованиям программы. Оформление книжного уголка, с аккуратно расставленными книгами, а так же стол для просматривания книг. Детская литература в течении года постоянно должна обновляться в зависимости от комплексно-тематического планирования. При подборке материала стараюсь учитывать принцип от простого к сложному, а также обращать внимание на познавательную и нравственную сторону художественного произведения Ознакомление с художественной литературой происходит в ходе непосредственной образовательной деятельности. Игра является основным видом деятельности у детей младшей группы. Именно поэтому вся работа с детьми проводиться в игровой форме. Для того чтобы привлечь внимание дошкольника, я использую игрушку (наглядный материал) и только затем начинаю читать и рассказывать. С помощью вопросов стараюсь вызвать эмоциональный отклик на содержание произведения. Широко использую в своей работе настольный и кукольный театров. Появление ярких настольных фигурок позволяет привлечь внимание детей. С большим удовольствием дети берут в руки лисичку, петушка из кукольного театра и пытаются повторить действия воспитателя. Умелое проигрывание художественного произведения позволяет создавать радостное настроение в группе, устанавливается эмоциональный контакт с малышом, активизируется речевое общение, организовывается ненавязчивое воспитательное воздействие, которое способствует пополнению запаса знаний и сведении об окружающем. В течение года дети знакомятся с разными художественными произведениями. На ряду с авторскими произведениями, такими как стихи А.Барто из серии «Игрушки», А.Плещеева «Сельская песенка», В. И. Токмаковой «Весна», К.И.Чуковского «Чудо-дерево», «Путаница», «Краденое солнышко», «Сказку о глупом мышонке», С.Я.Маршака рассказ об «Усатом - полосатом» котенке и другие, также знакомятся дети с устным народным творчеством или фольклором. Вобрав в себя исторический опыт многих поколений, фольклор имеет колоссальное воспитательное значение, помогает формировать художественный вкус, воспитывать доброе отношение к миру и людям. Фольклор, как проявление творчества народа, близок по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа). Устное народное творчество позволяет ребенку приобщаться культурным ценностям, усваивать их через такие формы, как сказки, потешки и колыбельные песенки.

Сказки наиболее любимый детьми вид народного творчества. Сказочные образы эмоционально насыщенны, красочны и необычны и в тоже время просты и доступны для детского понимания, правдоподобны и реалистичны. Именно поэтому дошкольники с большим удовольствием слушают эти сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка» и т.д.

Маленькие дети – замечательные актеры: стоит кому-нибудь надеть хотя бы часть кого-то костюма, как он сразу же входит в образ. Воображение, как волшебная палочка, переносит ребенка в иную плоскость бытия, наделяя его новыми, недостижимыми в реальной жизни возможностями. Под веселую музыку, в ярких шапочках предложенные воспитателем, дети увлеченно изображают персонажей русской народной сказки «Теремок».

На ряду с групповой и подгрупповой работой по ознакомлению с художественной литературой планируются и проводятся индивидуальные занятия с детьми недостаточно полно усвоившими материал на занятии. Такой подход позволяет более подробно остановиться на содержании литературного произведения и рассмотреть иллюстрации вместе с воспитателем. При рассматривании иллюстраций, у детей формируется потребность постоянного общения с художественной литературой, постепенно развивается эстетический вкус, формируется самовосприятие прекрасного. Она помогает ребенку глубже понять конкретное литературное произведение, прояснить авторскую мысль, а также влияет на нравственное воспитание детей. Дошкольники учатся более бережно относится к книге. Начинают понимать, что нельзя рвать страницы, закрашивать картинки, кидать их на пол. Но если все таки это происходит, то ни в коем случае нельзя оставлять без внимания данный факт. Необходимо объяснить, что кто-то из детей поступил плохо, не правильно и предложить заклеить вместе с воспитателем.

Книжные уголки имеются в каждой группе детского сада. Организация экскурсий позволяет моим воспитанникам рассмотреть книжные уголки других групп. Во время таких посещений, обращаю внимание детей как аккуратно расставлены книги, в каком они состоянии.

И конечно, одним из важных аспектов является тесный, хорошо налаженный контакт с мамами и папами. Для этого мы проводим: беседы и консультации, родительские собрания на тему: «Организация семейного чтения и уголка книги», «Обучение ребенка пересказу», «Книги- семейные реликвии», проводим анкетирование «Есть ли у вашего ребенка любимые сказки?» «Любимый сказочный персонаж?» «Читаете ли вы ребенку сказки? какие?», приглашаем на просмотр открытых мероприятий, а также оформляем стенды, книжки-раскладушки, помещаем в уголок список художественной литературы для детей 3– 4 лет.

Таким образом, в ходе организации восприятия художественной литературы удалось достичь положительных результатов; дети стали более внимательно слушать художественные произведения, понимать содержание, отвечать на вопросы, самостоятельно рассказывать стихи, потешки и небольшие сказки. принимать участие в драматизации.


Кировское областное государственное профессиональное

образовательное бюджетное учреждение

«Кировский педагогический колледж»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по МДК 03.02

Теория и методика развития речи у детей

Особенности восприятия дошкольниками художественной литературы

специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»

заочная форма обучения

группа Д-31

Чистякова Дарья Александровна

МКДОУ 102 «Колосок»

Введение. 3

1. Роль художественной литературы в развитии речи детей. 4

2. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы. 5

3. Задачи и содержание работы детского сада по ознакомлению с художественной литературой. 6

4. Принципы отбора литературных произведений для чтения и рассказывания детям. 11

5. Особенности восприятия детьми художественной литературы во второй младшей группе. 12

Заключение. 21

Список литературы.. 23

Введение

Дошкольное образование - основа всеобщего образования детей.

В ФГОС ДО (пункт 2.6) образовательные области представляют следующие направления развития ребенка дошкольного возраста: речевое развитие; познавательное развитие; коммуникативное развитие; физическое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Среди целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования указывается: «ребенок знаком с произведениями детской литературы».

ФГОС ДО – опора для разработки перспективных планов, написания конспектов занятий, которые должны быть направлены на восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – это тот период, когда восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста может стать главным увлечением не только одаренных дошкольников, но и почти всех остальных детей данного возраста, следовательно, увлекая ребенка дошкольного возраста в сказочный мир восприятия художественной литературы, мы развиваем у него творческие способности и воображение .

Роль художественной литературы в развитии речи детей.

В условиях реализации ФГОС особое место вдошкольном образовании отведено роли художественной литературы в развитии речи дошкольников.

Речевое развитие дошкольника включает : овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;развитие речевого творчества;развитие звуковой и интонационной культуры речи , фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой , понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи . Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, но и заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь кхудожественной литературе . Ведь, как сказал В. А. Сухомлинский : «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.

В народных сказках раскрываются перед детьми меткость и выразительность языка; в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают напевность, музыкальность и ритмичность русской речи. Однако полноценно воспринимается литературное произведение лишь в том случае, если ребенок к нему соответствующе подготовлен. Поэтому необходимо обращать внимание детей как на само содержание литературного произведения, так и на его выразительные средства. Не стоит забывать, что интерес к чтению можно привить лишь в том случае, если литература будет соответствовать интересам малыша, его мировоззрению, запросам, душевным побуждениям.

Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы.

В таблице 1 приведены возрастные особенности восприятия детьми художественной литературы.

Таблица 1 – Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы.

Возраст (лет), группа

Возрастные особенности восприятия детьми художественной литературы
2-3-4 Младший дошкольный возраст В младшем дошкольном возрасте начинает складываться первич­ный круг детского чтения, в него входят поэтические и прозаические жанры фольклорных и литературных произведений. Восприятие худо­жественного текста ребенком этого возраста характеризуется наивнос­тью и яркой эмоциональностью. В центре внимания ребенка находит­ся главный герой, его внешность, действия, а понимание переживаний и мотивов поступков героя затруднены.
4-5 Средний дошкольный возраст В возрасте 4-5 лет ребенок знакомится с широким кругом лите­ратурных произведений разных видов и форм, у него появляется осмысленный интерес к художественным текстам и к различным видам творческой деятельности на их основе. У детей качественно меняется восприятие литературного текста. Они начинают осознавать разницу между реальной действительностью и ее отражением в книге. Это активизирует появление самоценного интереса к книге, к слушанию литературных произведений.
5-6-7 Старший дошкольный возраст На седьмом году жизни у детей наблюдается углубление и диффе­ренциация читательских интересов, появляются предпочтения в вы­боре видов и жанров литературы. Дети этого возраста воспринимают произведение в единстве его содержательной, смысловой и вырази­тельной стороны, чувствуют и стремятся истолковать красоту литера­турной речи, проецируют события и образы героев произведений на себя и взаимоотношения с окружающим, стремятся объяснить и вы­разить смысл произведения и свое отношение к нему в разных видах творческой деятельности. В результате слушание, восприятие и пони­мание литературного текста приближается к уровню собственно эсте­тической деятельности.

Таким образом, художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формирует мировоззрение, мотивирует поведение.

Познание – воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности. Познание носит социально и культурно опосредованный исторический характер и в большинстве случаев предполагает более или менее ярко выраженное осознание используемых средств и способов познавательной деятельности.

Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому.

Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является наиболее специфичным для старшего дошкольного возраста.

В контексте ФГОС ДО, познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, организацию занятий в форме партнёрской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную познавательную активность.

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она развивает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.

В начале XXI века многочисленные проблемы модернизации общества сказались на возможностях доступа к культуре и образованию, что отразилось как на чтении взрослых, так и детском чтении. Исследователи отмечают проявление следующих негативных тенденций в этой области: снижение интереса к книге, замедленное вхождение детей в книжную культуру, сокращение доли чтения в структуре свободного времени подрастающего поколения. На процесс чтения оказывает существенное влияние мощное развитие аудиовизуальных средств информации. Становится очевидным, что на современном этапе вопросы воспитания у детей интереса к художественной литературе и фольклорному жанру требуют повышенного внимания со стороны педагогов дошкольных образовательных учреждений .

Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки.

Исходя из этого – одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта, создаваемого веками громадным количеством предшествующих поколений.

Проблеме формирования у детей интереса к художественной литературе посвящено немало работ педагогов и психологов. Различные аспекты этой проблемы изучали Е.А. Флерина, М.М. Конина, Н.С. Карпинская, Н.А. Ветлугина, Е.И. Тихеева, Р.М. Жуковская.

Современные исследователи детского чтения, такие как М. К. Боголюбский, Л. М. Гурович, Э. П. Короткова, В. В. Шевченко и др., большое значение придают воздействию художественного произведения на нравственное, эстетическое, эмоциональное, речевое развитие детей, обращая при этом особое внимание на психолого-педагогические особенности ознакомления детьми дошкольного возраста с художественной литературой.

Образовательная область «Познавательное развитие» ставит перед собой задачи:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве;
  • представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
  • о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Изучение художественной литературы и фольклора способствует реализации задач Стандарта.

Целью работы ДОО в соответствии с ФГОС ДО, по ознакомлению детей с художественной литературой должно стать формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.

Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

Развитие литературной речи;

Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Выбирая круг произведений для чтения, необходимо вводить дошкольника в художественные тексты, которые раскрывают перед ним богатства окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное эстетическое отношение к действительности. При выборе произведения предпочтение отдается тем из них, которые содержат в себе нравственную основу, герои которых близки и понятны дошкольникам. Необходимо учитывать такие особенности детей, как восприимчивость, стремление подражать полюбившимся героям.

Во всех странах дошкольное литературное образование и воспитание базируется в первую очередь на национальном материале. Именно в литературе находят свое отражение принципы и модели поведения, свойственные данной культурной традиции. Они играют важную роль в формировании представлений детей о добре и зле, которые впоследствии служат ориентирами при моральной оценке собственного поведения.

Выбирая произведения для чтения с детьми необходимо учитывать возрастные особенности их восприятия художественной литературы.

Так, для детей младшего дошкольного возраста характерны следующие особенности:

  • зависимость понимания текста от их личного опыта;
  • установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом;
  • в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков;
  • эмоциональное отношение к героям ярко окрашено;
  • наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать. По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

В различных разделах программы, по которой успешно работает наш детский сад, прописаны задачи по ознакомлению детей с народной культурой:

  • расширение представлений о русском народном искусстве,
  • народном быте, культуре, о традициях и обычаях;
  • накопление сенсорно - эмоциональных впечатлений о произведениях народно - прикладного искусства;
  • обогащение детского замысла яркими впечатлениями через художественную литературу, музыкально – театральную деятельность;
  • приобщение детей к народным играм.

Перед педагогами стоит задача помочь детям постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества на примере народного творчества. Важно не просто добиться механического воспроизведения игр, песен, закличек, а вернуть им живое, естественное существование.

При формировании круга детского чтения необходимо, в первую очередь, руководствоваться принципом всестороннего развития ребенка, так как подбор художественной литературы в соответствии с прикладными принципами (по жанрам, периодам, писателям) ориентирован в большей степени на изучение литературы, или литературное образование детей. Условия эффективности организации процесса чтения - систематичность, выразительность и организация чтения как совместной деятельности взрослого и детей (а не в рамках регламентированного занятия). Критерий эффективности - радость детей при встрече с книгой, «чтение» ее с непосредственным интересом и увлечением.

Важно также учить детей сопоставлять услышанное с фактами жизни. В детском саду у ребенка формируют некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму). К моменту поступления в школу каждый ребенок должен уметь определить основных героев (о ком говорится в произведении, показать свое отношение к ним, кто нравится и почему), определить жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка), уловить наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения и др.).

Часть программных произведений дети должны выучить наизусть (стихотворения, малые фольклорные жанры), часть - уметь передавать близко к тексту (пересказывать). Кроме того, ребенок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам.

Таким образом, задачи и содержание работы ДОО по освоению детьми образовательного модуля «Чтение художественной литературы» направлены на достижение цели формирования познавательного интереса и потребности в чтении и восприятии книг в соответствии с требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.

Эффективные формы и методы формирования познавательных интересов в процессе восприятия художественной литературы и фольклора.

Формирование познавательных интересов в процессе восприятия художественной литературы и фольклора включают в себя как традиционные, так и инновационные методы и приемы.

К традиционным методам относятся чтение и рассказывание произведений литературы на специальных занятиях и вне занятий (во время игр, театрализованных представлений, на прогулке и др.).

К инновационным методам работы с художественной литературой можно отнести следующие:

Интегрированные занятия, объединяющие содержание разных образовательных модулей (например, «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество» и др.),

Театрализованные представления, поставленные с участием детей по сюжетам рассказов, сказок;

Обсуждение иллюстраций известных художников на тему сказок,

- «сочинение» сказки. Предлагается детям вспомнить известную сказку и рассказать ее по-новому. Например, добавить новый персонаж, привнести новую информацию;

- «салат из сказок». Предлагается детям свести в новой сказке героев различных произведений. Например, трех медведей, Волка и семерых козлят, Красную Шапочку, и описать их приключения в лесу;

Проектная деятельность (например, игровой проект «Играем в сказку»);

Занятия с использованием мультимедийных средств;

Занятия – экскурсии (например «Золотая осень в стихах А. С. Пушкина») и др.

Взаимосвязь традиционных и инновационных методов и приемов делают процесс ознакомления дошкольников с художественными произведениями более эффективным.

Ознакомление с художественной литературой осуществляется как на занятиях, так и в совместной, и самостоятельной деятельности детей. В процессе занятий работа над текстом включает в себя четыре этапа.

1. До чтения необходимо назвать фамилию автора, название произведения, можно зачитать из него фрагмент, показать детям предшествующую тексту иллюстрацию. Это побуждает ребят строить предположения о содержании текста, его тематике, героях. Главное - вызвать у детей желание прочитать книгу.

2. Чтение текста. В процессе чтения необходимо делать короткие остановки, чтобы объяснить и уточнить значения слов, предложить детям вообразить ту или иную сцену, домыслить последующие события, прочувствовать эмоциональное состояние героев, задать вопросы. Таким образом, у ребят развивается умение внимательно слушать, осмысленно воспринимать текст, выражать свое отношение к прочитанному.

После чтения провести обсуждение текста с целью выявления:

  1. как дети поняли главную мысль произведения;
  2. каково их отношение к поступкам персонажей;
  3. каково отношение автора к своим героям;
  4. насколько сбылись предположения о содержании текста.

В заключение дети воспроизводят содержание текста: инсценируют эпизоды, «оживляют» иллюстрации, разыгрывают пантомимы, рисуют картинки, озвучивают их и пересказывают с помощью пиктограмм.

Подготовку детей к восприятию нового произведения можно осуществлять по-разному. Например: поместить в книжном уголке новую книгу, если есть возможность, - отдельно рисунки художников к этому произведению. Дети, рассматривая иллюстрации, пытаются определить, что это за книга (сказка, рассказ), о чем она. В начале занятия спросить воспитанников об их предположениях, похвалить за наблюдательность, догадливость. Назвать произведение. Затем продемонстрировать игрушки, предметы, имеющие отношение к содержанию сказки, помочь детям запомнить их названия, объяснить назначение, рассказать об особенностях. Кроме того, провести специальное речевое упражнение, помогающее детям освоить новые слова. Так, перед чтением сказки «Заяц – хваста» сказать детям: «Стоит дом-великан. «Не дом, а домище!» - восхищаются прохожие». И предложить детям самим придумать слова, характеризующие очень крупные предметы. Выслушать ответы. Попросить завершить фразы, которые будут произнесены («У кота усы, у тигра - усищи, у кота лапа, у льва? - лапища»). Объяснить, что слова усищи, лапищи принадлежат зайцу - герою новой сказки «Заяц - хваста». Этот заяц, хвастаясь, говорил: «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи». Попросить детей повторить, как говорил заяц. Спросить: «Как вы думаете, как в сказке пойдет речь про зайца - великана?» Выслушать мнения детей, затем предложить: «Ну что же, давайте проверим, кто из вас прав», - и прочитать сказку. Еще один прием: сообщить, что сейчас будете рассказывать сказку с совершенно необычным названием - «Крылатый, мохнатый да масленый». Спросить: «Как вы думаете, кто это такие?» «Название сказки вы знаете. Попробуйте сочинить ее начало», - предложить новое задание. Затем предложить придумать концовку к произведению.

В подготовительной группе используются присказки, особенно в тех случаях, когда не проводилась подготовительная работа к занятию. По своему настрою, присказка связана с произведением. Во втором полугодии дети, научившись вслушиваться в присказку, нередко довольно верно угадывают, о чем будет идти речь. Присказку следует рассказывать дважды. Для подготовительной группы используются следующие присказки:

Лиса по лесу ходила,

Звонки песни выводила

Лиса лычки драла, Лиса лапотки плела

Конь у крыльца в три копыта бьет,

А Уточка в сапожках избу метет.

Как Кот в печи пироги печет,

Кошка у окошка рубашку шьет,

Поросенок в ступе горох толчет.

Рассказывание сказки завершается одной из традиционных для русского фольклора концовок, например:

Так они живут,

Пряники жуют,

Медом запивают,

Нас в гости поджидают.

Присказки можно использовать, читая детям сказки в свободное время. Все это помогает детям запомнить присказки и самостоятельно использовать их в играх, драматизациях, спектаклях, обогатить речь дошкольников.

После чтения проводится беседа, задаются вопросы, которые помогают воспитанникам лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые ее эпизоды; повторяются наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи, чтобы постичь языковую особенность произведений данного жанра. Другая группа используемых приемов имеет тренировочную и оценочную направленность: подсказ слова или фразы, пересказ по частям, оценка, вопросы. Если в тексте есть диалог, используется пересказ по ролям.

Для формирования интереса к чтению проводятся разнообразные формы организации совместной деятельности по ознакомлению с художественной литературой: турнир литературных героев, театр миниатюр, литературный ринг, литературная гостиная писателя.

Для развития познавательного интереса в группе немаловажное значение имеет создание развивающей предметно-пространственной среды, которая включает «Книжный уголок», в которой подобраны альбомы с портретами писателей, иллюстрациями и сериями сюжетных картинок к книгам, красочные издания различных жанров – стихи, рассказы, сказки, фольклор, загадки и другие. Кроме того, имеются аудиокниги, которые можно прослушивать. В книжной мастерской можно самому ребенку изготавливать мини-книжки с иллюстрациями и брать их домой для семейного чтения.

Важнейшим средством работы с художественной литературой является игра - драматизация. Своеобразие ее состоит в том, что она объединяет в себе сюжетно-ролевую игру и творческую деятельность детей. Кроме игр-драматизаций, где в основном сохраняется сюжет и язык произведений, в детском саду используются также ролевые игры на сюжеты художественных произведений, которые в целом развиваются произвольно по замыслу детей. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении героя, в проникновении в его внутренний мир.

Особое эмоциональное воздействие на детей оказывают литературные праздники, праздники книги - комплексные мероприятия, включающие в себя различные формы - беседа, рассказ, просмотр фильма, конкурс, викторина, театрализованное представление. Литературные праздники можно посвятить юбилейной дате любимого детского писателя, а также определенной теме («Поздравляем маму», «Посмеемся вместе с писателем» и др.) Эффективным средством приобщения детей к книге, чтению так же являются экскурсии в детскую библиотеку, встречи с детскими писателями.

Огромная работа по ознакомлению дошкольников с богатейшим искусством русского народа позволяет приобщить детей к национальной культуре. Нам, взрослым, необходимо окружить детей любовью, заботой, вниманием, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному обращению со сверстниками и взрослыми. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира и осознания себя в этом мире, играя с ним, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры.

При знакомстве детей с народной культурой совершаю активное, творческое усвоение многих, казалось бы уже отмерших и застывших традиций народной культуры.

Пополняя развивающую среду необходимыми предметами народного быта, изготовила пособия к занятиям, атрибуты к играм, по крупицам собирала материал, создавая картотеки.

Работая на младшей группе, постоянно замечала интерес детей к потешкам, загадкам. Им нравилось, когда я брала куклу Катю на руки и ласковым голосом начинала припевать, покачивая ее:

Баю, баю, баю, бай!

Ты собачка не лай,

Белолапка, не скули,

Мою дочку не буди!

Во время умывания, причесывания детей знакомила их с песенками «Водичка, водичка…», «Расти коса …». После таких коротких обыгрываний дети легко запоминали песни и переносили их в повседневную игру. Знакомство с потешками начинается с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объясняется значение новых слов, которые ребята слышали в потешке. Приятно наблюдать, как дети используют песенки во время игры «Дочки-матери», как бережно относятся к своим куклам.

Дети взрослели, нужно было подбирать фольклорный материал с более сложным смыслом. Перед детьми ставится задача не только запомнить текст, но и эмоционально проиграть и обыграть его. Дети учатся двигаться, говорить как лисичка, заяц, медведь и т.д., в зависимости от того, о чем песня. Например, в потешке:

Тень, тень, потетень,

Выше города плетень,

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса:

«Всему свету я краса!»

Похвалялся зайка:

«Поди, догоняй-ка!»

Далеко не все дети могут передать характер персонажа. Но постепенно каждый ребенок моет научиться сыграть любую роль.

В старших группах много времени уделяется рассказыванию сказок. Во время рассказывания необходимо показывать детям эмоции, мимику. Это помогает детям понять содержание сказки, выразить отношение к ее персонажам. Среди детей целесообразно проводить конкурс на лучший рисунок или поделку по мотивам сказок, например, «Что за чудо эти сказки…», «Кого встретил Колобок?». Проводить игры-драматизации отдельных эпизодов по желанию детей.

Используется и такой прием, как прослушивание сказок в аудиозаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогают детям вслушаться в мелодии, вдуматься в характер героев, насладиться напевностью родного языка.

Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком.

Пословицы и поговорки – жемчужины народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Пословицу можно использовать в любой ситуации: «Семеро одного не ждут», «Поспешишь – людей насмешишь».

Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления и события: «Весна красна цветами, а осень плодами», «Март с водой, апрель с травой» и т.д. изучая пословицы о труде, дети становятся помощниками в создании картотеки пословиц и поговорок. Они совместно с родителями оформляют их, а в детском саду объясняют их смысл, учатся понимать, в каких ситуациях их можно применять. Ребята часто подбадривают друг друга: «Терпение и труд – все перетрут», «Дело мастера боится», «Закончил дело - гуляй смело». В свободной деятельности проводятся соревнования «Продолжи пословицу».

Чтобы углубить и уточнить знания детей об окружающем мире, полезно загадывать загадки: «Кто и что это?», «Я загадаю, а ты отгадай», «Подскажи словечко».

Русский фольклор нашел свое отражение в хороводных играх, поэтому большое значение необходимо уделять обучению детей народным сюжетным, подвижным и хороводным играм. Постепенно, побуждая интерес к совместному и самостоятельному проведению игр, знакомлю детей с обрядовыми, досуговыми, подвижными, сюжетными играми. Рассматривая с ребятами иллюстрации, предметы быта и искусства, необходимо знакомить их с национальными обычаями, фольклором. Рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего, выбрать его, используя считалки.

Дети узнали множество различных игр: «Гуси – лебеди», «Плетень», «Жмурки» и др.

В группе созданы необходимые условия для игр. Собрана картотека народных игр с правилами и их описанием. В доступном месте – маски, костюмы, наряды для перевоплощения детей в героев разных игр.

Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы найти отклик в их сердцах, проводила с ними короткие беседы, консультации.

В группе был разработан проект “Талантливые читатели”, что позволило обрести в лице родителей необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей любовь к книгам и устному народному творчеству.

Проект «Талантливые читатели» включает:

  1. анкетирование родителей «Читательские пристрастия моей семьи»;
  2. домашние задания на развитие восприятия и понимания литературных произведений детьми и произведений фольклора;
  3. составление картотеки для семейного чтения;
  4. тематическое родительское собрание «Приучение детей к чтению»;
  5. литературные вечера;
  6. памятки для родителей по организации семейного чтения.

В течение года совместно с родителями были организованы литературные вечера: - «Моя любимая книжка», «Вечер поэзии», «Покажи сказку». Весной в детском саду традиционно проводился праздник детской книги. В большей части это деятельность, организуемая взрослыми. При косвенной поддержке воспитателей, дети уже по своей инициативе, рассматривают или рисуют иллюстрации к понравившимся книгам, общаются друг с другом, рассматривая иллюстрации и рассказывая наизусть, будто «читая» другу любимую книгу. Анализ результатов выполнения образовательной программы по данному направлению работы показал, что дети относятся к книгам с интересом. У книжного шкафчика каждый раз оказывались дети, рассматривающие иллюстрации, делающие мини-книжки.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитию у детей восприятия и понимания литературных произведений способствует разнообразная, интересная и содержательная деятельность, которая может включать как формы, организуемые взрослыми, так и самостоятельную творческую деятельность самих детей, тем самым формируя познавательный интерес.

Заключение

Произведения художественной литературы и фольклора формируют познавательный интерес ребенка, открывают и объясняют детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Они не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности, развивают мышление и воображение ребенка, обогащают его эмоции, дают образцы литературного языка. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

Художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.

Роль художественной литературы и фольклора в развитии познавательных интересов детей действительна велика. И во многом, как от родителей, так и воспитателей зависит, станет ли ребенок испытывать радость от общения с книгой, чтобы это общение стало потребностью, тогда книга будет способствовать развитию и воспитанию ребенка.

Список литературы:

  1. Боголюбская, М. К. Художественное чтение и рассказывание в детском саду [Текст] /М. К. Боголюбская, В. В. Шевченко. – М.: Просвещение, 1980 – 224 с.
  2. Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие - С.-Пб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001.
  3. Гурович, Л. Ребенок и книга [Текст] / Л. Гурович, Л. Береговая, В. Логинова. – СПб. : Питер, 1996. – 324 с.
  4. Даль В.И.Пословицы русского народа. - М.: Изд-во ЭКСМО- Пресс, Изд-во ННН-2002.
  5. Детство: Программа развития и воспитания детей в д/с.
  6. Кабаненкова Н. Дни, прожитые с детьми / Фольклор в жизни детей - //Дошкольное Воспитание, №4, 1997.
  7. Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей [Текст] / Н. С. Карпинская – М.: Педагогика, 1972. – 152 с.
  8. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ Программа. Уч.- метод, пособие / СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
  9. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. [Текст] /Э. П. Короткова. - М.: Просвещение, 1982. – С. 128.
  10. Старинные русские пословицы и поговорки/ Вступ. статья, сост., примеч. В.П.Аникина; - 2-е доп. изд.- М.: Дет. лит.,1984.
  11. Флерина, Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника [Текст] /Е. А. Флерина. – М.: АПН РСФСР, 1961. – 334 с.
Выбор редакции
Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...

Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...

Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...
Первое мясо, которое нужно давать малышу для прикорма, это – крольчатина. При этом очень важно знать, как правильно варить кролика для...
Ступеньки… Сколько десятков за день нам приходится их преодолевать?! Движение – это жизнь, и мы не замечаем, как пешим ходом наматываем...