Методическая разработка урока по литературе "Изображение нравственных качеств человека в повести В.М. Шукшина "Калина красная"


Министерство образования и науки Удмуртской Республики

ГОУ СПО "Дебесский политехникум"


На тему: "Калина красная"

Выполнил: студент 2 курса группы "Б"

Воблов Антон Игоревич

Преподаватель: Ившина Наталья Владимировна

С. Дебесы, 2009 г.


Введение

1. Основная часть

1.1 Биография писателя: Василий Макарович Шукшин (25.07.29 - 2.10 74)

1.4 Анализ выбранного произведения. (Повесть "Калина красная")

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение

Творческая звезда Василия Макаровича Шукшина явилась на горизонте нынешней русской культуры стремительно и как бы совсем неожиданно. Горит она и сейчас, поражая своей яркостью и многообразием цветовых переливов. Однако самого Василия Макаровича уже нет… По-шукшински озорно улыбнувшись в сторону творцов культуры, он исчез из Москвы с такою же странной неожиданностью, с какой появился в ней.

Он прожил всего лишь сорок пять лет. Причем жизнь его складывалась настолько трудно и неблагоприятно (раннее сиротство, бесприютная юность, болезни, поздняя учеба, зрелые годы без собственной крыши над головой и т.п.), что лишь десять - двенадцать лет и из этого небольшого числа прожитого им на земле, - только и всего! - можем мы отнести к годам собственно творческим. Но и этого оказывается для него достаточно, чтобы написать более ста двадцати рассказов, два романа, несколько повестей, киносценариев и пьес, поставить пять полнометражных фильмов по собственным сценариям ("Живет такой парень", "Ваш сын и брат", "Странные люди", "Печки-лавочки", "Калина красная"), сыграть более двадцати ролей. Этого бы хватило на несколько долгих и полнокровных творческих жизней, но сам он на кануне своей безвременной кончины считал, что только-только начинает творить по настоящему, по большому счету…

Рожденному сибирской, то есть русской, деревней, ему вовсе не требовалось изучать или постигать национальный характер. Позади него громоздилась многовековая, во многом трагическая история, плескалась богатейшая культура народного творчества.

"А вот нате вам! - как бы звучит его глуховатый, полный горечи и внутренней силы голос. - Так вот надо работать". И многочисленные "середняки" от кино и литературы, озадаченные "шукшинским феноменом", либо продолжают недоумевать, либо бросаются в подражательство, либо делают вид, что ничего не произошло…

Произведения Шукшина - яркий калейдоскоп литературы. В каждом из них есть своя "изюминка", неповторимость, непохожесть на других. Одним из ярчайших его произведений стала и повесть "Калина красная", ставшая одной из ярких его режиссерских работ.


1. Основная часть 1.1 Биография писателя: Василий Макарович Шукшин (25.07.29 - 2.10.74)

В.М. Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Алтайского края. После восьми классов поступил в Бийский автотехникум, но вскоре его оставил. Работал на стройках, в колхозе. Десятый класс средней школы закончил экстерном. Работал слесарем-такелажником в Калуге, Владимире. Служил во флоте (1949-1952гг.), вернувшись в родное село, был секретарем сельского райкома комсомола, работал директором в вечерней школе деревни Сростки. В 1954 году поступил на режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. Впервые выступил в печати в 1959 году в журнале "Смена".

Шукшин долгое время считал своим основным призванием кино и работал как режиссер и актер. Фильмы с его участием в качестве режиссера, сценариста, актера - "Живет такой парень", "Странные люди", "Печки-лавочки", "Калина красная", "Они сражались за Родину" - стали значительным событием советского киноискусства последних десятилетий. В 1964г. кинофильм "Живет такой парень" получил награду Венецианского международного фестиваля "Золотого льва св. Марка".

Шукшин - автор романов "Любавины" и "Я пришел дать вам волю" - о Степане Разине. Им написаны повести "Там, вдали", "Калина красная", "До третьих петухов", пьеса "Энергичные люди", многие рассказы, составившие сборники - "Сельские жители", "Земляки", "Характеры", "Беседы при ясной луне". Дарование Шукшина-писателя ярче всего раскрылось в его коротких, предельно емких по содержанию рассказах, проникнутых любовью к человеку-труженику и презрением и ненавистью к тунеядцам, мещанам, хапугам.

Большие заслуги В. Шукшина - писателя, кинорежиссера и актера - отмечены присвоением званий заслуженного деятеля искусств РСФСР, лауреата Государственных премий СССР и РСФСР. Посмертно ему присвоено звание лауреата Ленинской премии (1976).

1.2 Обзор творчества писателя, основные темы творчества, основные произведения

Свой материал для своих произведений писатель брал везде, где живут люди. Какой это материал, какие герои? Тот материал и те герои, которые редко раньше попадали в сферу искусства. Видимо, так нужно было, чтобы явился из глубин народных большой талант, чтобы с любовью и уважением рассказал о своих земляках простую, строгую правду. А правда эта стала фактом искусства, вызвала любовь и уважение к самому автору.

Любители "дистиллированной" прозы требовали "красивого героя", требовали, чтобы писатель выдумывал и не растревожил их своим глубоким знанием реальной жизни. Герои Шукшина оказались не только незнакомыми, но и непонятными. Полярность мнений, резкость оценок возникали, как ни странно, именно потому, что герои были не выдуманы. Когда герой выдуман, а зачастую и в угоду кому-то, вот здесь и проявляется полная безнравственность. А когда герой представляет собой реального человека, он не может быть только нравственным или только безнравственным. Не отсюда ли, от непонимания творческой позиции Шукшина, идут творческие ошибки восприятия его героев. Ведь в его героях поражают непосредственность действия, логическая непредсказуемость поступка: то неожиданно подвиг совершит, то вдруг сбежит из лагеря за три месяца до окончания срока. Герои писателя действительно импульсивны и крайне естественны. И поступают так они в силу внутренних нравственных понятий, может ими самими еще не осознанных. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. Эта реакция приобретает самые различные формы. Ведет иногда к самым неожиданным результатам. Сам Шукшин признавался: "Мне интереснее всего исследовать характер человека-недогматика, человека, не посаженного на науку поведения. Такой человек импульсивен, поддается порывам, а, следовательно, крайне естественен. Но у него всегда разумная душа".

Шукшин никогда не искал материал для творчества специально, он ж и л, как все мы живем, видел и слышал то же самое, что и мы видим и слышим. Самая что ни на есть текучка жизни, которая нас так угнетает и заедает, она-то и давала ему и "сюжеты", и "характеры".

У Шукшина важен весь рассказ, все его герои и характеры.

Тема деревенского человека, вырванного из привычной среды и не нашедшего новой опоры в жизни, стала одной из главных тем рассказов Шукшина.

Рассказы Шукшина, относясь "к деревенской прозе", отличались от ее основного потока тем, что внимание автора было сосредоточенно не столько на основах народной нравственности, сколько на сложных психологических ситуациях, в которых оказывались герои. Город и притягивал шукшинского героя, как центр культурной жизни, и отталкивал своим равнодушием к судьбе отдельного человека. Шукшин ощущал эту ситуацию как личную драму. "Так у меня вышло к сорока годам. Не городской до конца, и не деревенский уже. Ужасно не удобное положение. Это даже не между двух стульев, а скорее так - одна нога к берегу, другая - в лодке. И не плыть нельзя, и не плыть вроде как страшновато…"

Эта сложная психологическая ситуация определила необычное поведение героев Шукшина, которых он называл "странными, непутевыми людьми". В сознании читателей и критиков прижилось название "чудик". Именно "чудики" являются главными героями рассказов, объединенных Шукшиным в один из лучших сборников "Характеры".

"Горести и печали человеческие - живые и трепетные нити…" Это строки из рассказа Шукшина "Верую" - строки, которые являются наиболее точным определением многих художественных исследований Шукшина, большой, протянувшийся от первого сборника до рассказа "Други игрищ и забав" (из последней прижизненной публикации) путь.

В народности искусства этого писателя заключены объяснения феноменальности его дарования, его естественности, высокой простоты, артистизма.

1.3 Место выбранного произведения в творчестве писателя

Сдача фильма "Калина красная" вызвали ряд осложнений. Возникшие при этом общее творческое и человеческое перенапряжение Василия Макаровича сказались на состоянии его здоровья, и в начале 1974 года он опять очутился в больнице.

Каждая больница - это кроме всего прочего, еще и предупреждение, совет о том, что необходимо быть осторожным, в чем-то изменить ритм жизни. Однако Шукшин не мог сидеть без дела.

Каждый, кто писал и говорил о творчестве Василия Шукшина, не мог без удивления и какого-то чувства растерянности не сказать о его почти невероятной разносторонности.

Ведь Шукшин-кинематографист органически проникает в Шукшина-писателя, его проза зрима, его фильм литературен в лучшем смысле слова, его нельзя воспринимать “по разделам", и вот, читая его книги, мы видим автора на экране, а глядя на экран, вспоминаем его прозу.

Это слияние самых разных качеств и дарований не только в целое, но и в очень определенное, вполне законченное еще и еще радует и удивляет нас сегодня, будет радовать и удивлять всегда.

Шукшин принадлежал русскому искусству в той его традиции, в силу которой художник не то чтобы унижал себя, но не замечал себя самого перед лицом проблемы, которую он поднимал в своем произведении, перед лицом того предмета, который становился для него предметом искусства.

Шукшину была не только не свойственна, но и противопоказана всякая демонстрация себя, всякое указание на себя, хотя кому-кому, а ему было что продемонстрировать. Именно благодаря этой застенчивости по отношению к себе он и стал незабываемым для других.

1.4 Анализ выбранного произведения (повесть "Калина красная")

О творчестве Шукшина, можно сказать - жить среди людей, происшествий, впечатлений, каждое из которых требует своего, причем законного места в искусстве, каждое, расталкивая все другое, рвется через тебя на бумагу, на сцену, на экран, настоятельно требуя и ропща, - это очень трудно.

Тут мы вспоминает киноповесть В. Шукшина “Калина красная”, написанную в 1973 году. Главным героем является Егор Прокудин. Егор непоследователен: то умиленно-лиричен и обнимает одну за другой березки, то груб, то он ершист и забулдыга, любитель попоек, то он добряк, то бандит. И вот уже иных критиков очень смутила эта непоследовательность, и они приняли ее за отсутствие характера и “правды жизни”.

Критика не сразу заметила, что такой образ жизни до сих пор не удавалось, пожалуй, создать никому - ни одному писателю, ни одному режиссеру, ни одному актеру, а Шукшину потому это и удалось, что он - Шукшин, пронзительно видевший вокруг себя людей, их судьбы, их жизненные перипетии, потому что он и писатель, и режиссер, и актер в одном лице.

Непоследовательность Прокудина вовсе не так уж проста, стихийна и ничем не обусловлена, она отнюдь не пустое место и не отсутствие характера.

Прокудин ведь последовательно непоследователен, а это уж нечто другое. Это уже логика. Его логика - не наша логика, она не может, а, наверное, и не должна быть нами принята и разделена, но это вовсе не значит, что ее нет, что она не в состоянии перед нами открыться и быть нами понята.

Не быстро и не тихо, а ровным шагом Егор двигается по только что вспаханной им пашне навстречу своей смерти.

Идет, зная, к чему идет.

Идет, сначала отправив прочь своего подручного на пахоте, чтобы не был свидетелем того, что сейчас неминуемо произойдет, чтобы человеку, к судьбе Прокудина никак не причастному, не грозила какая-то опасность, какие-то неприятности свидетеля.

Звучно и продолжительно раздаются удары кирзовых сапог Прокудина по деревянным мосткам, когда он выходит из тюрьмы на волю, но вот он почти неслышно, но в таком же ритме шагает по пашне с воли в свою смерть, и круг замыкается, и нам все становится ясным.

Но тут-то мы и понимаем, что этот человек только так и должен был поступить - об этом заговорила вся предыдущая его непоследовательность.

Прокудин ни жалости, ни любви, ни покровительства, ни помощи - ничего он от нас не принял бы, а вот наше понимание ему необходимо. Необходимо по-своему - он ведь все время этому пониманию сопротивляется, недаром он и был столь непоследователен и выкидывал колена, но все это потому, что наше понимание было ему необходимо.

И тут же невольно начинаешь думать, что Прокудин дает нам понимание не только самого себя, но и своего художника - Василия Шукшина.

Время идет. Родившиеся в год смерти Шукшина становятся сегодня его читателями. Для них он невольно - имя классического ряда. Но годы, что миновали после его смерти, ничуть не потеряли своего искомого смысла слова, которые он писал с большой буквы. Народ, Правда, живая Жизнь. Каждое слово - отражение души Шукшина, его жизненной позиции - никогда не сдаваться, не гнуться под тяжестью жизни, а, наоборот, бороться за свое место под солнцем.


Заключение

Последние годы жизни Шукшина были таким периодом, когда все, что его окружало, - все люди и факты - становились для него предметом искусства, касалось ли это ссоры с вахтером в больнице или изучения биографии и деяний Степана Разина.

В современной русской литературе произведения Шукшина остались неповторимым художественным явлением. Читая его рассказы, нужно вдумываться в их суть, вникать в каждое слово, чувствовать и слышать то, что чувствуют его герои. Главные герои большинства его рассказов - деревенские и городские простые люди. Писателя в них восхищает их непохожесть, нестандартность, ершистость, чувство собственного достоинства. Именно эти качества делают его героев близкими, родными нам.

В своей повести "Калина красная" Шукшин показал еще одну жизнь. Жизнь "маленького", но при этом большого человека. Большого… испытавшего тягости жизни, но сумевшего встать на правильный путь, не ушедшего по "неровной дорожке".

Для меня произведения Шукшина - яркие жизненные примеры… примеры, которые учат понимать жизнь. Его рассказы как наставления читателям. Все его герои совершают ошибки, но в итоге, ошибки эти ведут к правильному пути, к новой жизни. На примере Егора Прокудина, я открыл для себя новое качество человека - непоследовательность, ведущая к истине. Оказывается не всегда правильный путь можно найти с помощью правил и жизненных примеров. Бывают еще и такие - особенные, ни на кого не похожие, но добивающиеся успеха в жизни.


Список литературы

1. Шукшин В.М. Рассказы. - Л.: Лениздат, 1983. - 477 с.

2. Шукшин В.М. Рассказы. - М.: Дет. Лит., 1990. - 254 с.


Приложение

Темные страницы биографии

Старая школа теперь музей. Когда-то здесь учился, а позже преподавал Василий Макарович. Здесь все дышит той атмосферой, в которой вырос Шукшин. Старая парта, карты, ручки, указки, учебники. Здесь познакомился он со своей первой женой, которая тоже преподавала в этой школе. Познакомился, встречался, женился. А когда уехал учиться в Москву, то уже к жене не возвращался. Не возвратился даже, чтоб развестись. Объяснения этому поступку до сих пор нет. Шукшин женился во второй раз уже в Москве. Его второй женой стала дочь известного писателя советской поры Анатолия Софронова, в те времена возглавлявшего журнал "Огонек". Поступил Василий Шукшин просто - заявил в милицию, что потерял паспорт. И выдали ему новый паспорт, без штампов о женитьбе-разводе. Так неразведенным и жил, хотя за свою короткую жизнь успел жениться три раза. Первая жена довольно долго ждала мужа. Сейчас у нее новая семья, но когда она вспоминает о Шукшине, нет-нет да и всплакнет. Видимо, много воспоминаний связано у нее с Василием Макаровичем.

Эти слова нас заинтересовали, и мы спросили, нельзя ли сходить к ней и поговорить о Шукшине. Но экскурсовод покачала головой и пояснила, что для нее такие разговоры трудны необычайно, и муж ее второй сердится, когда кто-нибудь заводит разговор о Шукшине. Он до сих пор ревнует к нему, хотя Шукшина давно нет в живых. Может, потому, что на самом деле жена до сих пор остается женой Шукшина.

От школы мы неторопливо прошли деревенскими улицами мимо бывшего дома Шукшиных, мимо того места, где провел Василий Шукшин свое детство, прямо к горе Пикет. Здесь на горе устраивают время от времени Шукшинские чтения, куда приезжают гости из разных городов России и часто выступают местные поэты и прозаики. Приезжают сюда и барды, образуют палаточный городок и поют песни, про Шукшина, про родные края, про Россию. Хорошее это место, вольное. А рядом течет горная Катунь. Здесь купил матери домик Василий Макарович, когда получил гонорар за "Любавиных". Жены менялись, но любимой на всю жизнь оставалась лишь мать. Шукшин относился к ней трогательно, нежно, уважительно. Хотя на чувства скупы были оба, не обнимались, не целовались на виду у всех, о главном и серьезном разговаривали наедине. По всем жизненно важным вопросам советовался Шукшин только с ней. И когда поступал в институт, и когда собирался жениться, а может, и тогда, когда собирался приступить к очередной новой работе. Снял ее в "Калине красной", увековечил любимую мать навсегда. Памятник Шукшину стоит рядом с домом, в маленьком садике, рядом с калиной, которая на самом деле красная. Мать пережила сына, который прожил всего 45 лет. Если посчитать, сколько лет ему отвела жизнь на творчество, то наберется всего ничего - 15 лет. Чтобы за пятнадцать лет написать столько, наснимать столько, войти в историю кинематографа замечательным актером и режиссером, в литературу народным писателем, нужно, наверное, было немало сил, и моральных, и физических. Можно сказать, что Шукшин горел в творчестве и сгорел безвременно, не оцененный при жизни так, как должен был бы оценен, в том числе и на собственной родине.

Верность великому человеку - дело трудное. Мать ему была верна. Мать не смогла съездить на похороны, не приезжала в Москву. Не верилось ей, что сына уже нет, и не было сил съездить на могилку. Но одна их почитательниц Василия Макаровича, начала ей писать, и подробно описывала, какие цветы сажает, как склоняется к памятнику калина, такая же красная, как в романе, как в материнском саду.

Василий Макарович Шукшин похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Могилка его аккуратная и ухоженная, видимо, есть еще люди, почитающие его творчество, которые приходят, чтобы поклониться могиле писателя и режиссера. Все как положено, только вот щемит сердце от того, как быстро вдова его опомнилась от утраты. Вышла замуж за одного, потом за другого, все на виду, на народе. Трудно понять, как руководитель модной поп-группы может заменить в сердце великого человека. Хотя у каждого своя правда. Сама вдова рассказывает, что жилось ей нелегко с писателем, что и пил он, и бранился, а приревновав, мог и ударить. Трудное дело жить рядом с очень талантливым человеком. В жизни они не так хороши и однозначны, впрочем, как и их герои.

... – не «маленькие люди» русской классической литературы. Каждого из них Шукшин делает по-своему значительным, ибо они гуманны, человеколюбивы. И хотя автор посмеивается над ними, он относится к ним с уважением. Рассказы Шукшина – это целая энциклопедия типов и проблем времени. Заключение Ночью 2 октября 1974 года Василию Макаровичу стало плохо. Он принял лекарство, но оно ему не помогло. На...

Этот процесс сопряжен с известными потерями прежних навыков, трудовых традиций, семейного уклада. Смена старого новым может сопровождаться отрицатель­ными явлениями нравственного порядка. В. Шукшин их видит, анализирует. Воспроизводя порой причудливое сплетение смешного и драматического, писатель предосте­регает нас от легкомысленного отношения к происходяще­му, от бездумного смеха. Угасание...

Моор Елизавета

Комментарий к киноповести В.М. Шукшина «Калина красная».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Комментарий к киноповести В.М. Шукшина «Калина красная».

Читаем. Размышляем…

Для лучшего понимания замысла В.М. Шукшина я решила проанализировать язык его художественного произведения. Каждый должен понять и почувствовать, что литературно-художественное творчество – это прежде всего способность писателя выразить свое видение мира, передать свои чувства, воздействовать на читателя через систему языковых изобразительно-выразительных средств.

Большую роль в киноповести играют имена героев.

Егор Прокудин, Егор, Егорушка, Георгий, Горе – так на протяжении всей киноповести обращаются к главному герою.

Егор – нар.от Георгий – греч. «землепашец». Имя персонажа подчеркивает его истоки – выходец из крестьян; определяет его изначальную, естественную потребность – землю пахать. Не случайно по выходе из тюрьмы Егор на вопрос начальника, чем он собирается заниматься на воле, отвечает «сельским хозяйством». В деревню едет Егор, не найдя себе пристанища в городе. И умирает герой на пашне, обретя свое истинное лицо: «И лежал он, русский крестьянин, в родной степи, вблизи от дома… Лежал, приникнув щекой к земле…». Фамилия центрального персонажа восходит к прозвищу Прокуда – проказник, изворотливый, предприимчивый.

Воровская кличка главного героя – Горе. Так окрестил его Губошлеп. Такова суть персонажа киноповести «Калина красная». Горе несет он окружающим его людям. Горе живет в его душе. И потому нет ей покоя.

Не случайно В.М. Шукшин называет милую, добрую женщину, ставшую возлюбленной Егора Прокудина, Любовью. Именно Люба помогает герою обрести душевное спокойствие, научиться любить. Имя Любовь – старославянское.

Весь текст «Калины красной» построен на противоречиях и противопоставлениях, которые отражают метания главного героя и постепенно подводят его к неизбежному концу – гибели. Правда и ложь, жизнь и смерть постоянно соседствуют в киноповести и в душе главного героя – Егора Прокудина.

Ведущую роль в организации текста играет антитеза, призванная передать противоречия в сознании и душе вора-рецидивиста, пытающегося вернуться к своим истокам.

Контраст возникает уже на первых страницах киноповести. Егор Прокудин выходит на волю, где весна, пробуждается жизнь, где «сплошной березовый лес». И сам же уходит из него в воровское логово: «Комната была драная, гадкая. Синенькие какие-то обои, захватанные и тоже драные, совсем уж некстати напоминали цветом своим весеннее небо, и от этого вовсе нехорошо было в этом вонючем сокрытом мирке, тяжко». Жизнь вольная и воровская несовместимы.

Внутренний конфликт «Калины красной» связан с поисками героем «праздника души». Праздник, по В.М. Шукшину, это отдых, освобождение, взрыв страстей. История жизни и смерти Егора Прокудина есть не что иное, как трагедия ложного «праздника души». Жажда праздника воплотилась в пляске Егора и Люсьен, которые этой пляской как бы «вколачивали» в гроб «свою калеку-жизнь». А за стенами воровского притона – весна. Весна для В.М. Шукшина – это символ чистоты, обновления, жизни. Весной выходит Егор Прокудин на волю. И именно весной погибает. Возникает контраст: весна – это жизнь, но весна несет с собой и смерть.

Необычайно выразителен диалог в киноповести «Калина красная». Замечателен эпизод знакомства Егора Прокудина с родителями Любы Байкаловой. Речь старика и Егора каждая по-своему лексически окрашена, каждая имеет свою интонацию. В течение этого разговора Егор то несусветно «заливает», задетый недоверием стариков, то наступает на Федора с вопросами, разыгрывая из себя следователя, ведущего допрос. Он находчив, речист и, можно сказать, «артистичен». Недаром в конце концов рассерженный было старик приходит в восторг от этого ухаря: «Чисто комиссар какой!»

В киноповести «Калина красная» автор показывает два особых мира, близких главному герою: «воровской» мир и мир, в котором Егор Прокудин, необычный человек, возвышенная натура, способная на глубокие чувства. Передавая своеобразие каждого мира, В.М. Шукшин использует особые изобразительно-выразительные средства.

«У старушки было румяное морщинистое личико и ясные глаза»;

«И вот районный автобус привез Егора в село Ясное»;

«И утро было хорошее – с прохладицей, ясное».

Когда же писатель характеризует бывших друзей, а ныне врагов Егора, на первый план выходят слова со значением «злой»:

«(У Губошлепа) глаза горели злобой»;

«Посмотрел…злым и обещающим взглядом».

Ясный и злой вступают в антонимичные отношения в пределах контекста киноповести. Это становится возможным потому, что лексема ясный обладает переносным значением «ничем не омраченный, спокойный», а злой – «полный злобы, злости».

Показывая воровскую «среду», В.М. Шукшин использует жаргонизмы, просторечные слова, которыми насыщена речь героев.

«Тухлое твое дело» – просторечное;

«Сбацают» – просторечное;

«Шляются» – просторечное;

«Лаяться кинулся» – просторечное;

«Е-мое» – просторечное;

«Засандалить» – просторечное;

«Схаваю» – просторечное;

«Громадная невезуха» – просторечное;

Описывая «логово» Губошлепа и воровской компании, автор употребляет эпитеты:

«Драная, гадкая комната», «захватанные, драные обои» , «вонючий мирок». С их помощью возникает чувство отстраненности и неприязни к воровской банде.

В произведении соседствуют фольклорные слова и жаргонизмы:

Что пригорюнился, добрый молодец ?

Отпыхтел ?

Совершенно по-другому изображен мир, в котором Егор Прокудин смог нравственно очиститься, полюбить. В.М. Шукшин здесь употребляет немало эпитетов, фразеологизмов, ярких, красочных обращений. Речь героев содержит и элементы фольклорной лексики.

Описывая старушку, встретившуюся на пути Егора, автор использует эпитет «ясные глаза». В описании Любы эпитет «милое русское простое лицо» помогает увидеть настоящую русскую женщину, добрую и отзывчивую.

А встреча Егора с березками характеризует его как человека возвышенного и доброго. Герой называет их «подружками», «невестами» . Эти обращения, употребленные автором, необычайно нежны и красивы.

Поражают своеобразием обращения Егора к Любе: «Любушка-голубушка», «оладушек сибирский», «дорогуша сдобная», «зоренька ясная». И как не улыбнуться этим словам героя, произнесенным с таким трепетом и озорством?

Присутствуют в киноповести канцеляризмы и просторечия:

Ну, поставим вопрос несколько иначе …

Тихо! – скомандовал старик. – Один дурак городит чего не попадя , а другая…

В.М. Шукшин высоко ценил искусство. Поэтому в его киноповести встречается немало музыкальных, литературных произведений.

Так, киноповесть «Калина красная» начинается песней «Вечерний звон», которую исполняют рецидивисты. Это неслучайно. Песни вошли в жизнь В.М. Шукшина с детства. Дома с матерью и сестрой Таей они пели по вечерам. Мария Сергеевна много знала песен. Она начинала, Тая подхватывала. Вася же пел по-мужски негромко, но очень точно и задушевно. Позже, когда Василий Макарович приезжал домой со съемочной группой, то родные обязательно собирались за праздничным столом в честь дорогого гостя и обязательно пели старинные песни.

Существует два варианта песни «Вечерний звон». Одна – народная, другая – это стихотворение «Вечерний звон», положенное на музыку русским композитором А.Т. Гречаниновым и польским композитором С. Монюшко. Именно эта песня помогает нам понять, как важны для рецидивистов и «край родной», и «отчий дом», с которым они простились.

Невозможно представить киноповесть без замечательной песни «Калина красная». Слова песни народные, музыка – Я. Френкеля. Я обратила внимание, что в повести персонажи исполняют песню «Калина красная» четыре раза. Вначале ее поет Люсьен, во второй и третий раз песню исполняет Егор Прокудин, и только в последний, четвертый раз, песня заиграла по-новому: «так хорошо, так славно», и это потому, что исполнили ее Егор и Люба вместе.

Особое внимание привлекает эпизод, в котором Егор Прокудин читает стихотворение С. Есенина «Пусть для сердца тягуче колко». Оно полно предчувствий своей гибели. И это предчувствие на протяжении всей киноповести преследовало героя:

«…Упаду и зароюсь в снегу».

Читает Егор и стихотворение А.С. Пушкина «Узник». Это происходит во время пребывания героя в бане вместе с Петром.

«Сижу за решеткой в темнице сырой…» -

завел первым Егор. Петро поддержал. И так неожиданно красиво у них вышло, так – до слез – складно и грустно».

Бесспорно, герою близко литературное творчество. Быть может, это оттого, что произведения помогают Егору «исцелять» душу, нравственно совершенствоваться, а, может, в сюжетах произведений Егор видит и свою жизнь.

Таким образом, я выяснила, что изобразительно-выразительные средства языка придают киноповести В.М. Шукшина лаконизм, живописность, создают эмоциональность, усиливают выразительность речи. А произведения искусства, которые автор поместил в художественном произведении, помогаю лучше раскрыть образы героев, передать их чувства и эмоции.

Киноповесть «Калина красная» была написана в 1973 г. и напечатана в журнале «Наш современник» № 4. Произведение задумывалось сразу для съёмки, фильм вышел на экран в апреле 1974 г. Шукшин написал повесть в больнице. По словам его жены, Лидии Федосеевой-Шукшиной, Шукшин плакал над финалом повести.

Федосеева-Шукшина сыграла в фильме роль Любы, а Шукшин – Егора. Шукшина вспоминала, что песню «Калина красная», которая стала названием повести, спела она сама будущему мужу в день знакомства.

Съёмки фильма проходили на Алтае, родине Шукшина. Мать героя сыграла крестьянка Ефимия Быстрова, которая вообще не знала, что её снимают, а просто рассказывала Федосеевой-Шукшиной о своих сыновьях, чья судьба была похожа на описанную в повести.

Жанровые особенности

«Калина красная» - киноповесть, то есть повесть, предназначенная для кино, но не ставшая ещё сценарием.

Проблематика

Секрет необычайной популярности фильма в том, что Шукшин смог показать суть русского характера. Законы жизни подобны воровским: ошибки порой невозможно исправить, они влияют на всю жизнь. Таким образом, основной вопрос повести – можно ли изменить прошлое, освободиться от его влияния, загладить вину и исправить ошибки.

Другие проблемы и вопросы: делают ли деньги счастливым; стоит ли рисковать жизнью, свободой, честью ради денег; важность семейных отношений; любовь, меняющая жизнь; долг человека перед матерью и родными. Затрагиваются также актуальные проблемы пьянства и возвращения бывшего преступника в общество.

Сюжет и композиция

Повесть начинается с последнего вечера в колонии главного героя – Егора Прокудина. Всё действие повести происходит весной (по словам героя, весной надо садиться, чтобы весной выходить).

Поначалу Егор не знает, куда ему податься. Но ему «нужен выход какой-нибудь», поэтому в областном центре он идёт « на хату», к «своим людям».

Когда бандиты узнали о том, что воры-товарищи «сгорели», и разбежались, Егор утвердился в своём желании заняться сельским хозяйством и отправился на родину, на Алтай, к «заочнице» - женщине, с которой год переписывался, Любе. От Любы он едет в город, идёт в ресторан и просит официанта организовать для него «маленький бардак», собрать народ «для разврата». После «разврата» с диковинными людьми (пожилыми, некрасивыми, несчастными) Егор понял, что хочет вернуться к Любе.

Самое сильное место повести – посещение Егором собственной матери. Это кульминация, приём неузнавания. Любе Егор объясняет, что ещё «не время» открываться, надо хоть подождать, когда волосы отрастут.

Финал повести открытый. Петро, перехвативший «Волгу» с бандитами, становится причиной их гибели. Не повторит ли он судьбу Егора?

Герои повести

Егор Прокудин по прозвищу Горе – 40-летний вор-рецидивист. Выходя из тюрьмы, он обещает начальнику жить честно, в его понимании, – заняться сельским хозяйством, купить корову, ведь он же из крестьян.

Егор – человек совсем не примитивный, чего можно было бы ожидать от уголовника. Он умеет подниматься на такую высоту, «где обитают слова красивые и пустые». Выйдя из тюрьмы, он цитирует сразу два стихотворения Есенина, причём одно, длинное, почти полностью с небольшими пропусками.

Егор совершенно не труслив и склонен к авантюризму. Эти качества проявляются, когда Егор уводит милицию, выручая тем самым Губошлёпа, разбирается с бывшим мужем Любы.

Егор вполне презирает «вонючие деньги» и доказывает это делом, отдав собранным официантом Михалычем на «праздник» людям по червонцу.

Герой постоянно повторяет, что слова ничего не стоят. Он всё доказывает делом: не может работать на побегушках у председателя колхоза (водителем), зато с удовольствием работает на тракторе; он отваживает от Любиного дома её бывшего мужа-пьяницу.

Две страсти есть у Егора: берёзки, которыми он любуется, с которыми разговаривает, и корова, о которой он мечтает. Егор с детства помнит, как жестокие соседи прокололи вилами живот их корове, которая ходила под соседским плетнём.

К концу повести Егор разительно меняется. Бандиты отмечают, что даже походка его стала трудовой, пролетарской, крестьянской. Смерть его – смерть крестьянина, лежащего «в родной степи, вблизи от дома».

Люба (Байкалова Любовь Фёдоровна) – «заочница», с которой переписывался Егор. Начальнику в тюрьме Егор показывает фотографию Любы. У неё доверчивое, «милое русское простое лицо». Егор называет её сибирским оладушком, сдобной дорогушей. Поначалу он не испытывает к ней нежности, а проявляет скрытую агрессию, собираясь её съесть, «разорвать и схавать». Когда Егор увидел её, приехав в село Ясное, то понял, что она красавица. Егору на ум приходят фольклорные ассоциации: зоренька ясная, Колобок, Красная шапочка.

Люба выгнала своего мужа, потому что он был пьяница. Узнав, что Егор назвался бухгалтером, Люба прямо говорит, что не верит ему. Она писала его начальнику и знает, что Егор – вор.

Когда Егор едет в город, Люба не останавливает его, только говорит, что ей будет жалко, если Егор не вернётся. Люба учит Егора слушать свою душу. Она удивляется, что прикипела к нему за сутки, и душа у неё болит так, будто век его знала. Она говорит о Егоре и его матери, которую только что узнала, прижимая голову Егора к своей груди: «Чего вы такие дорогие-то?»

Старики Байкаловы

Родители Любы на всё готовы ради счастья дочери. Между собой они договариваются, что будут привечать Егора «по-людски», даже если придётся положить жизни. Дед сразу ставит Егора на место и так же, как Люба, говорит, что не верит в бухгалтерскую историю Егора. Он сразу догадывается, что Егор сел за воровство или драку.

Дед «стахановец вечный» с 18-ю похвальными грамотами. В дальнейшем старик принимает сторону Егора и утверждает, что теперь только ждать, какой человек окажется. Ночью старуха-мать ревностно следит, чтобы Егор не подкатывался к Любе и чего не украл.

Брат Любы Петро – «здоровый мужчина, угрюмоватый, весь в каких-то своих думах». Он такой же открытый человек, как вся Любина родня: быстро прощает Егора, случайно окатившего его кипятком.

Бандитская компания Егора

Люсьен противопоставлена Любе. Она – искусственность и бравада, Люба – естественность и гармония. Отличительная черта главаря Губошлёпа – злость. Шукшин сравнивает его с ножом, он «странный своей молодой ненужностью», весь ушёл в горевшие злобой глаза.

Стилистические особенности

Очень важны в повести песни и поэзия. Шукшин рассчитывал на то, что читатели (зрители) – люди достаточно образованные, чтобы узнать поэтические тексты и вспомнить их целиком. Например, строчка из стихотворения Есенина «Май мой синий! Июнь голубой!», которую Егор читает случайной старушке, - это цитата из стихотворения «Снова пьют здесь, дерутся и плачут».

Оно посвящено «пропащей гульбе» тех, кто пошёл сомнительной дорожкой, таких, как Егор.

А стихотворение, которое Егор читает водителю «Волги» почти целиком – это стихотворение Есенина «Мир таинственный, мир мой древний», которое посвящено умиранию деревни, стеснённой цивилизацией, вместе со всеми её душевными истоками. Это стихотворение пророчит гибель Егору.

Песня «Калина красная» впервые звучит среди воров. Это песня ожидания и надежды. Калина – символ горькой любви и пролитой преждевременно крови.

Второй раз мотив калины красной и песня возникают в минуту, когда Егору грозит опасность: один из бандитов, представившийся Шурой, приезжает, чтобы вернуть его в «семью». Для Егора это песня ожидания, предвкушения и победы. Он поёт её вместе с Любой.

Цвета повести символичны. Это белые берёзки, чёрная земля и красная калина, которая в финале превращается в кровь из раны Егора, окрашивающую стволы белых берёз.

Повествование - от третьего лица. Много диалогов. Сюжет динамичен, насыщен событиями, во многом мелодраматичен.

Закончился последний вечер Егора Прокудина на зоне. Утром начальник напутствует его. Мы узнаём, что Егор мечтает о своём хозяйстве, корове. Его будущая жена - Байкалова Любовь Федоровна. Он её никогда не видел, они знают друг друга только по переписке. Начальник советует получше одеться.

Выйдя из тюрьмы, Прокудин наслаждается весной, ощущает прилив сил, радуется чувству жизни. В областном центре Егор приходит к своим товарищам «на хату». Там много молодых людей. Среди прочих - Губошлёп, Бульдог, Люсьен. Они ждут звонка от подельников: те совершают очередное ограбление. Егор (там его зовут Горе) не хочет рассказывать о зоне, он хочет отдохнуть от жестокости. Они пляшут с Люсьен. Чувствуется, что никто не разделяет настроения Егора, даже Люсьен (которая лучше других понимает мерзость их занятия и внутреннюю чистоту Егора). Губошлёп нервничает, немного ревнует Люсьен к Егору. Раздаётся звонок: подельников накрыла милиция, всем надо разбегаться. Егор тоже бежит, хотя это рискованно для него. Он пытается найти в городе своих знакомых, но ему не хотят отвечать.

«И вот районный автобус привёз Егора в село Ясное» - к Любе. Она встречает его на остановке. В чайной он рассказывает, что был бухгалтером, попал в тюрьму случайно. Люба знает, что он вор-рецидивист, но надеется на то, что Егор найдёт дорогу в нормальной жизни. Она ведёт знакомить его со своими родителями. Люба использует «легенду» Егора о бухгалтере, чтобы не пугать родителей. Но когда Егор остаётся с ними наедине, отец Любы (жена называет его Микитка) начинает «допрашивать» Егора. Тот саркастически отвечает: мол, убил семерых, восьмого не получилось. Егор считает, что в тюрьме может оказаться каждый (иронично напоминает старику про годы гражданской войны, коллективизации), и нечего мучить человека, если он решил начать новую жизнь. Егор примеряет маску общественного деятеля, коммуниста, «обличает» «отсталых» стариков.

Егор знакомится с Петром, братом Любы. Петро и Егор идут в баню. Петро безразличен и к прошлому героя, и к нему самому: ему не охота знакомиться, общаться. Егору не нравится чувствовать себя бедным родственником, улыбаться всем и при этом чувствовать к себе недоверие. Петро не реагирует на обиды Егора, и через некоторое время Егор понимает, что у Петро нет предубеждений: просто он неразговорчив.

Зоя, жена Петра, и мать Любы обсуждают с ней Егора. Любе высказывают неодобрение. Женщины выражают общее мнение всего села. Неожиданно Любу защищает отец. Тут слышен крик Петра. Егор нечаянно ошпарил его кипятком. Зоя в ужасе, отец Любы схватился за топор - но всё обошлось шуткой. Соседи на улице активно обсуждают случившиеся.

Вечер в доме Байкаловых проходит мирно и спокойно. Старики вспоминают каких-то старых родственников, Люба показывает фотографии, Егор и Петро мирно шутят над происшествием в бане. Ночью Егору не спится, он хочет поговорить с Любой, она выпроваживает его под одобрение матери, но тоже не может заснуть.

Егор уезжает в районный центр. Он честно говорит Любе: «Может, вернусь. Может, нет». По дороге ему мерещится, что его дружки возвращаются за ним. Он думает о Губошлёпе. В райцентре он идёт на телеграф и отправляет ему деньги. В это время подруга по работе Варя советует Любе бросить Егора и принять обратно бывшего мужа - Кольку. Очевидно, что односельчанам не нравится поступок Любы не потому, что Егор может оказаться ненадёжным, а потому, что Люба ведёт себя не как все. Варя начинает весело рассказывать, как замечательно ей живётся с мужем-алкоголиком, которого она бьёт скалкой.

Егор направляется в ресторан, где устраивает «пикничок». Он кормит и поит незнакомых людей. Собираются самые спившиеся мужички. Егор тратит много денег. Он звонит Любе и говорит, что надо остаться на ночь - не уладил вопросов с военкоматом. В это время мать недоверчиво спрашивает у Любы, где Егор. Снова отец защищает дочь и помогает поверить в очередную «легенду» Егора.

Егор продолжает «развратничать» (слово Шукшина): пьёт, поёт, пляшет, произносит исполненные жизнеутверждающего пафоса речи. В конце концов, Егор раздаёт оставшиеся деньги, берет коньяк и шоколад, садится в такси и едет в Ясное. Приходит к Петру, предлагает выпить в бане. В этом «тесном чёрном мире» они распивают коньяк и встречают рассвет песней «Сижу за решёткой в темнице сырой».

Утром он провожает Любу на ферму. По дороге болтают. Среди прочего Люба упоминает о своём бывшем муже Кольке, который постоянно пьёт. Егор вспоминает своё детство, мать и корову Маньку. Люба знакомит Егора с директором фермы Дмитрием Владимировичем. Она устраивает Егора шофёром на ферму: директору как раз срочно понадобился водитель. Егору не понравился директор: «гладкий, довольный». Директору Егор тоже не нравится: «бессмысленно строптивый».

Директор даёт задание - забрать бригадира Савельева в деревне Сосновке. Егор выполняет задание, но, вернувшись, отказывается от дальнейшей работы. На тракторе легче.

Егор просит самосвал у Петра и берет с собой Любу. По дороге он объясняет ей, что хочет заехать к одной старушке - Куделихе. Якобы его попросил товарищ узнать о её здоровье. Любе надо представиться работницей райсобеса и расспросить о ней. Старуха рассказывает о себе, о том, что дети все порастерялись. Люба успокаивает её. Егор сидит молча, в тёмных очках. Когда они отъехали, он говорит Любе, что это его мать.

Дома к Любе приходит её бывший муж с тремя друзьями. Егор выволакивает его из дома. Они отходят к деревьям, начинается драка. Колька с перепою, поэтому остаётся бит. На Егора кидается ещё один - Егор останавливает одним ударом. Колька отбегает, хватает кол, идёт на Егора - Егор останавливает его взглядом.

Утром Егор сделал первую в жизни борозду (на тракторе). Он дышит запахом вспаханной земли и испытывает радость от этого.

К Егору приезжает Шура - один из его бывших подельников. Они о чём-то говорят, Шура передаёт деньги от Губошлёпа (чтобы у Егора было, на что вернуться к ним), но Егор швыряет эти деньги в лицо Шуре. Тот уезжает. Люба волнуется, Егор пытается успокоить её, но ясно, что и сам не в духе.

На следующий день они работают в поле. Его уже засевают. Егор замечает, что у леса стоит чёрная Волга. Он видит там Губошлёпа, Бульдю и Люсьен. Идёт к ним. Люсьен тем временем требует, чтобы Губошлёп не трогал Егора. Но Губошлёп эмоционально высказывает свою позицию: ему не по душе, что Егор теперь почти святой, и только они - грешники. Мы узнаём, что над Губошлёпом нависла опасность и поэтому он хочет успеть расправиться с Егором.

Люба видит, как Егор с кем-то отправился в лес. Она бежит домой - оказывается, отец даже объяснил им, как проехать. Тут Люба останавливает самосвал Петро, они едут в сторону леса. Преступники видят это, зовут Губошлёпа - тот выбегает из леса, прячет что-то под одежду и они уезжают.

Егор тяжело ранен. Люба и Петро кладут его в самосвал, быстро везут. Но тут Егор чувствует, что умирает и просит положить его на землю. Он просит у Любы взять его деньги и отдать их матери.

«И лежал он, русский крестьянин, в родной степи, вблизи от дома... Лежал, приникнув щекой к земле, как будто слушал что-то такое, одному ему слышное. Так он в детстве прижимался к столбам».

Петро догоняет Волгу. Сбегаются люди. Участь преступников предрешена.

1.4 Анализ выбранного произведения (повесть "Калина красная")

О творчестве Шукшина, можно сказать - жить среди людей, происшествий, впечатлений, каждое из которых требует своего, причем законного места в искусстве, каждое, расталкивая все другое, рвется через тебя на бумагу, на сцену, на экран, настоятельно требуя и ропща, - это очень трудно.

Тут мы вспоминает киноповесть В. Шукшина “Калина красная”, написанную в 1973 году. Главным героем является Егор Прокудин. Егор непоследователен: то умиленно-лиричен и обнимает одну за другой березки, то груб, то он ершист и забулдыга, любитель попоек, то он добряк, то бандит. И вот уже иных критиков очень смутила эта непоследовательность, и они приняли ее за отсутствие характера и “правды жизни”.

Критика не сразу заметила, что такой образ жизни до сих пор не удавалось, пожалуй, создать никому - ни одному писателю, ни одному режиссеру, ни одному актеру, а Шукшину потому это и удалось, что он - Шукшин, пронзительно видевший вокруг себя людей, их судьбы, их жизненные перипетии, потому что он и писатель, и режиссер, и актер в одном лице.

Непоследовательность Прокудина вовсе не так уж проста, стихийна и ничем не обусловлена, она отнюдь не пустое место и не отсутствие характера.

Прокудин ведь последовательно непоследователен, а это уж нечто другое. Это уже логика. Его логика - не наша логика, она не может, а, наверное, и не должна быть нами принята и разделена, но это вовсе не значит, что ее нет, что она не в состоянии перед нами открыться и быть нами понята.

Не быстро и не тихо, а ровным шагом Егор двигается по только что вспаханной им пашне навстречу своей смерти.

Идет, зная, к чему идет.

Идет, сначала отправив прочь своего подручного на пахоте, чтобы не был свидетелем того, что сейчас неминуемо произойдет, чтобы человеку, к судьбе Прокудина никак не причастному, не грозила какая-то опасность, какие-то неприятности свидетеля.

Звучно и продолжительно раздаются удары кирзовых сапог Прокудина по деревянным мосткам, когда он выходит из тюрьмы на волю, но вот он почти неслышно, но в таком же ритме шагает по пашне с воли в свою смерть, и круг замыкается, и нам все становится ясным.

Но тут-то мы и понимаем, что этот человек только так и должен был поступить - об этом заговорила вся предыдущая его непоследовательность.

Прокудин ни жалости, ни любви, ни покровительства, ни помощи - ничего он от нас не принял бы, а вот наше понимание ему необходимо. Необходимо по-своему - он ведь все время этому пониманию сопротивляется, недаром он и был столь непоследователен и выкидывал колена, но все это потому, что наше понимание было ему необходимо.

И тут же невольно начинаешь думать, что Прокудин дает нам понимание не только самого себя, но и своего художника - Василия Шукшина.

Время идет. Родившиеся в год смерти Шукшина становятся сегодня его читателями. Для них он невольно - имя классического ряда. Но годы, что миновали после его смерти, ничуть не потеряли своего искомого смысла слова, которые он писал с большой буквы. Народ, Правда, живая Жизнь. Каждое слово - отражение души Шукшина, его жизненной позиции - никогда не сдаваться, не гнуться под тяжестью жизни, а, наоборот, бороться за свое место под солнцем.

Анализ повести Василия Шукшина "Калина красная"

Сдача фильма "Калина красная" вызвали ряд осложнений. Возникшие при этом общее творческое и человеческое перенапряжение Василия Макаровича сказались на состоянии его здоровья, и в начале 1974 года он опять очутился в больнице...

Анализ романа Ярослава Гашека "Похождения бравого солдата Швейка"

Славянский мир дал за последние два века прекрасные образцы литературной сатиры и юмора. Изучение фольклорных источников представляет собой самостоятельную тему, которую мы здесь не затрагиваем. Скажем только...

Биография и творчество И.П. Токмаковой

«Счастливо, Иванушкин!» Обаяние, скромность, готовность выручить в трудную минуту отличают и будущего первоклассника Филиппа -- героя повести-сказки Ирины Токмаковой «Счастливо, Ивушкин!». «Забегая вперед...

Взгляд на творчество англоязычных писателей-модернистов

Джеймс Августин Алоизиус Джойс (англ. James Augustine Aloysius Joyce; 2 февраля 1882 -- 13 января 1941) -- ирландский писатель и поэт, представитель модернизма. Он в значительной степени повлиял на мировую литературу...

Жизнь и творчество Джека Лондона

О желании Лондона оставаться в строю говорил новый роман «Межзвездный скиталец» (1915). Действие романа развертывается в Калифорнийской тюрьме Сан-Квентин в 1913 году...

Методика преподавания эпоса в школе на примере произведений Гоголя

«Композиция»,» «сюжет» -- наиболее часто употребляемые из литературоведческих терминов и одновременно-- один из наименее четких по своему содержанию. Авторы различных критических...

Правда, нравственность и гуманизм в рассказах Василия Шукшина

Тема эта, когда жизнь человеческая расходуется бездарно, по собственному признанию Шукшина, волнует его необычайно. Такова «Калина красная» - повествование о трагической судьбе Егора Прокудина. Извечный поиск своего места в жизни...

Проблема изучения сказки Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" в философском аспекте

Б.Л. Губман отмечает, что в первую очередь, "Маленький принц" - философская сказка, поэтому за на первый взгляд простым сюжетом скрываются глубокие мысли. Автор затрагивает такие вечные темы, как добро и зло, любовь и ненависть...

Роман Владимира Богомолова "Момент истины (В августе сорок четвёртого)"

Как во всяком крупном произведении, в романе Богомолова есть своя тайна, которую нужно раскрывать нам самим. Его стоит читать с той же пристальностью, с тем же вниманием, сопоставляя и думая, с кем или с чем ведут свое дело герои Богомолова. Вот...

Рассмотрим особенности лексики Федора Михайловича Достоевского, которые он использует в своем произведении «Дневник писателя»...

Стилистический анализ произведения Достоевского "Дневник писателя"

Синтаксис - раздел языкознания, изучающий строй связной речи и включающий две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении...

Творчество Я.П. Полонского. Лингвостилистический анализ произведения "Лебедь"

Лебедь Пел смычок - в садах горели Огоньки - сновал народ Только ветер спал, да тёмен Был ночной небесный свод. Тёмен был и пруд зелёный, И густые камыши, Где томился бедный лебедь Притаясь в ночной тиши. Умирая...

Тема еды как отражение быта и нравов в повести "Собачье сердце" М.А. Булгакова

Главный герой повести, профессор Преображенский, проводя медицинский эксперимент, пересаживает орган погибшего в пьяной драке "пролетария" Чугункина бродячему псу. Неожиданно для хирурга пес превращается в человека...

Чудики в рассказах Шукшина

Хочешь быть мастером, макай свое перо в правду. Ничем другим больше не удивишь. В. М. Шукшин Читая рассказы Шукшина, удивляешься порой на чудачества героев писателя, однако веришь «правде человеческих характеров...

Чудики в рассказах Шукшина

Рассказ «Чудик» (1967г.). Много чудных поступков совершает Василий Князев, по прозвищу Чудик, начиная с 50-рублевкой, которую он с «остроумными» словами («Хорошо живете, граждане!»), кладет на прилавок, так как «хозяина нет»...

Выбор редакции
Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...

Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...

Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...

В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...
Слайд 2 Визитная карточка Территория: 1 219 912 км² Население: 48601098чел. Столица: Кейптаун Официальный язык: английский, африкаанс,...
Всякая организация включает в свой состав объекты, классифицируемые как ОС, по которым проводятся амортизационные отчисления. В рамках...
Новым кредитным продуктом, получившим широкое распространение в зарубежной практике, является факторинг. Он возник на базе товарного...
Очень мы в нашей семье любим чизкейки, а с добавлением ягод или фруктов они особенно вкусные и ароматные. Сегодня рецепт чизкейка, с...