«Тупейный художник», анализ рассказа Лескова. Лесков, анализ произведения тупейный художник, план



Рассказ впервые опубликован в «Художественном журнале» в 1883 году. Лесков указывает место и точную дату его написания: «С.-Петербург. 19 февраля 1883 года». После названия следовал многозначительный подзаголовок: «День освобождения крепостных и суббота «поминовения усопших». В Собрании сочинений дата написания и подзаголовок заменены посвящением: «Светлой памяти благословенного дня 19 февраля 1861 года». А в подзаголовке содержится указание на жанровое своеобразие произведения: «Рассказ на могиле». Лесков сознательно уравнивает значение понятий «усопшие» и «крепостные» и сразу дает читателю возможность уловить общий колорит произведения и в какой-то степени его содержание.

Рассказ основан на исторически достоверном материале.

В Орле действительно долгое время существовал крепостной театр графов Каменских. Из истории этого крепостного театра взят сюжет известной повести А. И. Герцена «Сорока-воровка» (1848), но он не мог в то время назвать имя хозяина театра.

Описанные Герценом события происходили при С. М. Каменском (1771-1835), «просвещенном» театрале, сыне убитого своими крепостными крестьянами за жестокость в 1809 году генерал-фельдмаршала М. Ф. Каменского.

Не менее потрясающая история крепостного гримера Аркадия и молодой актрисы Любы содержится и в рассказе Лескова.

Конечно, Лесков, как и Герцен, не списывал своих героев с каких-то живых лиц, а воссоздавал их с помощью своего творческого воображения. При этом он опирался на вполне конкретные факты, свидетелем которых был сам или слышал о них от очевидцев.

В жанре социальной сатиры - это одно из сильнейших произведений русской литературы.

377. ...во благих...- в праведниках.

Сазиков П. И. (ум. в 1868 г.), Овчинников П. А. (1830-1888) - московские скульпторы и чеканщики по золоту.

Гейне вспоминал про портного, который «был художник» и «имел идеи»...- «Художником» Гейне назвал не портного, а сапожника Сакоского («Лютеция», ч. 1, гл. XII. Поли. собр. соч., т. 9. М.-Л., «Academia», 1936, с. 84); об «идеях» портного Гейне говорит в произведении «Путевые картины, II. Идеи. Книга Le Grand», гл. XIV. Поли, собр. соч., т. 4. М.-Л., «Academia», 1935, с. 240.

Шнип - мысок у женского пояса, лифа.

Брет-Гарт Френсис (1839-1902) - знаменитый американский писатель. Речь идет о его рассказе «Разговор в спальном вагоне» (1877).

С. 380. Воображение - здесь: выражение.

Алферъева Акилина Васильевна (1790 - ок. 1860) - бабушка Лескова со стороны матери.

С. 381. «Подпури» - попурри (мелодия, состоящая из отрывков различных произведений).

С. 382. «Камариновые серьги» - аквамариновые (аквамарин - драгоценный камень голубовато-зеленого цвета).

Одалиска - рабыня; здесь: наложница.

С. 383. ...внимательного призрения...- внимания.

«Заволохател» - здесь: зарос волосами.

С. 384. Водвою - одновременно, сразу.

С. 386. Подоплека - здесь: подкладка рубашки (в основном у крестьян) от плеч до середины груди и спины.

С. 387. ...крячкомскрячивали...- Кряч - толстая веревка. Скря-чивать - закручивать.

«Приползут, - говорит, - змеи и высосут очи...» - слова из сербской песни «Марко-Кралевич в темнице» (перевод А. X. Востокова).

С. 388. Тьма промежная - тьма кромешная.

Турецкий Хрущук - болгарский город Рущук.

С. 389. Со сносом - с ворованным.

Лобанчик - золотая монета.

С. 390. Козырь - стоячий воротник.

С. 391. ...под моим покойцем...- Покоец - покой, спальня.

С. 392. ...в признак пришла - пришла в сознание.

Плакон - флакон.

С. 394. Тальки - мотки пряжи.

Загнетка - передняя часть русской печи.

С. 396. Постоялый дворник - содержатель, владелец постоялого двора.

Старики, которые помнили, как за жестокого графа наказывали...- Речь идет о действительном событии - убийстве в 1809 году известного своими жестокостями крепостника М. Ф. Каменского.

Источники:

  • Лесков Н. С. Повести и рассказы / Сост. и примеч. Л. М. Крупчанова.- М.: Моск. рабочий, 1981.- 463 с.
  • Аннотация :В книгу вошли: «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник», «Левша», «Тупейный художник» и другие произведения Н. С. Лескова.

«Тупейный художник» (1883), анализ которого мы проведем, входит в круг самых известных и даже популярных произведений Лескова. Культурный читатель нередко знает сюжет рассказа с детства. Этот сюжет построен на предании и в предание же вошел. Лесков рассказал историю любви и гибели крепостной актрисы «бывшего орловского театра графа Каменского» и служившего в этом театре тупейного художника (то есть парикмахера и гримировщика; слово «тупей» на языке XVIII—XIX вв. означало прическу или, как пояснял «Толковый словарь» В. Даля, «взбитый хохол на голове»).

При каком из исторически известных графов Каменских происходит действие, не ясно, да это и не важно, для автора существенно другое: события совершались в пору крепостного владения людьми. Один из подзаголовков рассказа акцентирует именно антикрепостническую тему: «Святой памяти благословенного дня 19-го февраля 1861 г.».

Оба графа Каменских, действующие в произведении, отличаются не просто жестокостью, лютостью нрава, но и сугубым внешним безобразием. Граф — владелец театра — «страшно нехорош», «на всех зверей сразу походил». Его брат собою был еще непригляднее: «все лицо у него в буграх заросло», так что даже брить было опасно.

Под «проклятой усадьбой» по традиции подведены подвалы, где сидели на цепях рядом с медведями провинившиеся, согласно усмотрению графа-театрала, актеры. Вступиться за них было некому: все опасались барина. Бежавших от его лютости героев, Любу и Аркадия, выдает не имеющий никакого отношения к Каменскому священник, потому что боится расправы точно так же, как и крепостные графа. Тема страха объединяет всех героев рассказа: рабов и хозяев жизни. По отношению к Каменским она реализована в упоминании исторического факта, получившего легендарное распространение: «Фельдмаршала Михайлу Федотовича крепостные убили за жестокость в 1809 году...». Легендарности этого события способствовало посвященное ему стихотворение В. А. Жуковского «На смерть фельдмаршала графа Каменского» (1809). Стихотворение публиковалось Жуковским в разных вариантах, и в одном из них, прославляя военные заслуги екатерининского полководца, поэт тем не менее не умолчал и о его «презренной» гибели:

Здесь рок Каменскому конец презренный дал

Живым лишь только в устрашенье!

Перерабатывая свое произведение для последующих после первого изданий, Лесков вносил в него поправки, усиливающие антикрепостническую тенденцию. По мысли писателя, читатель и двадцать с лишним лет спустя после отмены крепостного права, то есть в 1883 году, должен был воспринимать антикрепостническое содержание рассказа как незабываемый, живой, не ушедший в историю опыт.

Подчеркнем, что этот неугасимый пафос лесковского «Тупейного художника» актуален и для читателя XXI века. Психологические травмы многовекового рабства по-прежнему ощутимы в национальном сознании. Оппозиция раб — хозяин реализуется в современной жизни нередко и разнообразно. Страх продолжает быть стойким побудителем действий русского человека.

В разработке крепостнической темы Лесков открыто опирается на творческий опыт своих предшественников. В «Тупейном художнике» подробно развита фабула известной повести А. И. Герцена «Сорока-воровка», опубликованной в журнале «Современник» еще в 1848 году.

Многие мотивы, существенные для лесковского рассказа, были впервые введены в литературу другим русским классиком, И. С. Тургеневым, в его знаменитом повествовательном цикле «Записки охотника» (1847-1852). Среди них нужно также отметить следующие: «раб» — прежде всего человек, он тоже способен любить, постигать красоту природы и жизни, он способен чувствовать сопричастности мирам. Мир русских дворян и крестьян — единый русский мир; талантливость русского человека не зависит от его социальной принадлежности и у всех вытекает из одного источника — человеческой природы и Божьих даров.

С творчеством Н. А. Некрасова и Ф. М. Достоевского произведение Лескова связано темами страдания, страдателей и сострадания. Героиня «Тупейного художника», бывшая крепостная актриса, в другом времени — няня рассказчика ее истории, обращается к своему слушателю с знакомыми для русской литературы XIX века словами: «А ты, хороший мальчик, мамаше этого никогда не говори, никогда не выдавай простых людей: потому что простых людей ведь надо беречь, простые люди все ведь страдатели».

В отличие от Герцена, Тургенева, Некрасова и даже Достоевского тема страдания и страдателей не получит, однако, у Лескова ни философско-нравственного, ни эстетического разрешения или катарсиса — духовного очищения через ужас и сострадание. Возлюбленный Любови Онисимовны, Аркадий, перенесет пытки в графских подвалах, будет умирать, но выживет и после кровавых военных сражений; вернувшись к ней, он погибнет от руки «своего брата» — простого человека, дворника. Граф в конце концов помимо воли определил герою путь в соответствии с благородным характером Аркадия — послал на войну, дал шанс выслужить личное дворянство, открыл «путь чести». Человек из народа — «постоялый дворник» — зарежет Аркадия ночью, сонного, увидев на его груди деньги: «Совсем,— говорит,— горло перехватил и пятьсот рублей денег с него снял. Поймали его, весь в крови, говорят, и деньги при нем». Героиня рассказа утоляет свои страдания тоже по-русски, пытаясь залить их «из плакончика»: «облить уголь», «Аркашу помянуть».

Трагедийный пафос в рассказе Лескова лишь нарастает к финалу. Обращен он, повторим, к сознанию читателя, живущего после отмены крепостного права.

Название своего произведения писатель никогда не менял. Этот факт свидетельствует, что антикрепостнические мотивы усилены здесь размышлениями о судьбе художника, и в особенности о судьбе художника в России.

Не только живописцы, скульпторы, писатели или актеры являются, с точки зрения лесковского рассказчика, художниками. Устаревшему, академическому представлению жизнь противопоставила свои резоны. Как художники известны и золотых и серебряных дел мастера, в Америке, замечает рассказчик, прославился мастер, работавший над лицами умерших. Парикмахер Аркадий тоже был несомненно художественно талантлив. Он не просто причесывал, но «рисовал» актрис. Причем всех, а когда приходилось, и самого графа «отрисовывал» в благородном виде. Сила его художества заключалась, по слову рассказчика, в «идейности», в способности придать лицу тонкое, высокое выражение. Но если грим, выполненный Аркадием для актрис, превращая дворовых девушек в героинь и даже богинь, то «рисовка» урода-графа прикрывала благородной личиной истинный облик крепостника. Лесковым описаны и минуты вдохновения, не раз переживавшиеся тупейным художником. В эти мгновения он гляделся совершенным красавцем, в очах светилась ангельская душа, на челе покоилась дума, смотрел он тогда будто «из-за туманного облака».

В таком описании легко узнаваемы романтические образы и представления. Согласно же романтическим понятиям, художник — существо, возвышающееся над реальностью, ему открыты тайны жизни и искусства, высшая гармония только через художника может войти в жизнь, он, как истинный мастер, наделен совершенным вкусом, ему неведомы противоречия между мыслью и формой, его искусство способно преображать действительность.

Аркадий «рисовал» актрис для сцены, а графа — для жизни. Темы игры «на театре» и игры на жизненной сцене сходятся в судьбе художника — личности исключительной, наделенной чертами истинности, подлинности. Герой Лескова — и в этом также проявляется его романтическая избранность — постоянно находится на грани жизни и смерти, ходит по лезвию бритвы. В такие условия Аркадий поставлен договором с графом, по которому он не мог применять свое искусство ни к какому другому мужскому лицу, кроме графова, не обрекая себя на мучения и гибель в солдатах. Брат покровителя театра, зная содержание договора, под пистолетами заставил Аркадия «убрать» свое лицо, за порез обещая непременно убить. Избежав ожидаемой смерти, герой все-таки погибает, но неожиданно, случайно и поэтому уже совершенно мученически.

Настигнув художника, смерть так изменит его собственное лицо, что он станет почти неузнаваемым, и это значит — своеобразной противоположностью своих художественных образов, антиподом «тупейных» «рисунков». Постоянно испытываемая им близость смерти — знак избранности, но сама смерть выводит его образ за пределы романтики.

Рассказ няни об Аркадии герой-рассказчик не случайно слушает в буквальном смысле слова на могиле художника. Первый подзаголовок произведения Лескова — «Рассказ на могиле».

Итак, катастрофичность судьбы художника обнажает, делает явной глубинную трагичность русской жизни. Именно через художника, по Лескову, проявляется сущность, метафизика судьбы русского человека.

Аркадий решается противостоять тирании и сластолюбию графа и, ни минуты не колеблясь, действует в соответствии со своей благородной натурой. Он спасает, увозит возлюбленную, конечно, не просчитав подробности и последствия побега. В его поведении видны типичные черты, свойственные очень многим лесковским героям, «антикам» (так Лесков именует своих талантливых и благородных чудаков) и праведникам. Более же других Ивану Двягину — герою повести с символико-поэтическим названием «Очарованный странник», герою, очарованному красотой жизни, страннику, наделенному истинным художническим чутьем.

У Лескова, что подтверждают и другие его сочинения, художническая одаренность лежит в основе русского национального характера.

Левша, герой одноименного сказа, искуснейший мастер, выковал микроскопические гвоздики для подков «аглицкой» блохи только после того, как помолился Богу, совершил поклонение иконе святого Николая-угодника, отрешился от мира. Мудрили туляки над своим мастерством, «наружу» не показываясь, неизвестно чем питаясь, не внимая словам извне о пожаре, закончили «безотдышную работу» в самую последнюю минуту отведенного им срока. При этом в «тесной хороминке», в которой они искусничали, «такая потная спираль сделалась», что трудно — нельзя было «продохнуть». Это ли не стихийное, хотя и не романтическое, проявление вдохновения?

В рассказе «Тупейный художник», анализ которого нас интересует, все герои так или иначе связаны с миром искусства, игрой, театром. Трагическая игра есть ив русской жизни, и проявляется она не только в смене ролей, которые вынуждена «исполнять», например, героиня рассказа — Люба. Сначала Любовь Онисимовна — актриса, потом — скотница, няня, наконец — прожившая свою жизнь рассказчица. «Постоялый дворник», зарезавший художника, совершил свой поступок, как это ни парадоксально, тоже по своеобразному наитию, мгновенному «озарению», так, будто вынужден был сыграть роковую роль: увидел деньги — зарезал. Очевидному злодеянию его никто не удивился, нравственной оценки он не вызвал ни у одного из персонажей рассказа, даже у героини. Случайность происшедшего в силу особых русских условий, привычек, деформаций сознания оказывается роковым образом закономерной.

Состояние вдохновения в итоге объединяет и художника Аркадия, и зарезавшего его безымянного «постоялого дворника».

Реалистическое искусство Лескова не разводит в разные стороны, не разделяет противоположности: жестокость и способность к милости (граф и его отношение к Аркадию), изменчивость и постоянство жизни (путь и гибель художника), творческий порыв и преступление. Источник единства — русская жизнь, русское сознание с их одноприродностью, общей сущностью.

Композиция «Тупейного художника», как всегда у Лескова, замысловата. Рассказ ведет герой, некогда мальчиком слушавший горестное повествование своей няни на могиле ее погибшего возлюбленного, неподалеку от которой чернеют развалины театра Каменского. Речь Любови Онисимовны звучит как поминки по художнику, о чем прямо сообщается в финале: «Более ужасных и раздирающих душу поминок я во всю жизнь не видывал».

История о любви, художнике, гибели обращена к ребенку. Она вспоминается героем-рассказчиком в другом времени и в другом возрасте. Цель Лескова — воздействовать на память слушателя с тем, чтобы поколебать сложившийся тип сознания и тип поведения русского человека. Напомнив, ужаснуть и тем самым освободить от прошлого, от нравственного наследства крепостничества.

Читательская судьба произведения «Тупейный художник», анализ которого мы провели, сложилась так, что во многом свидетельствует о реализации авторской установки. В глазах потомков «Тупейный художник» — не только художественное произведение. К этому рассказу обращаются и как к документальному источнику, психологически достоверному свидетельству о трагическом прошлом России.

Изображение трагической судьбы талантливого

русского человека в крепостной России

в рассказе Н. С. Лескова «Тупейный художник»

Цели урока:

1. Уяснение идейно-художественной ценности рассказа; обучение анализу самостоятельно прочитанного произведения; закрепление и расширение знаний учащихся о крепостном праве и жизни крепостных; выявление авторской позиции по вопросу крепостного права.

2. Формирование умений и навыков самостоятельной исследовательской работы, развитие творческого и ассоциативного мышления, умения анализировать и сопоставлять художественные произведения, развитие исторического и литературоведческого мышления.

3. Воспитание нравственных качеств, эстетического вкуса, формирование культуры чувств учащихся.

Тип урока: интегрированный (комбинированный урок) с межпредметными связями.

Вид урока: урок коллективного анализа.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы и приемы: частично-поисковый, проблемный, словесный, наглядный, практический, развитие речевых навыков, умение анализировать и систематизировать материал, работа с литературным текстом, анализ стилевых особенностей произведения .

Ход урока:

I . Вступительное слово

Русская литература во все времена и эпохи упорно и последовательно отыскивала в действительности и воссоздавала в художественных произведениях образы людей честной, достойной человека жизни, живущих, как говорится, по правде. Из древних веков пришла пословица: «Не стоит селение без праведника».

Главная отличительная особенность творчества замечательного русского писателя Николая Семеновича Лескова заключается в том, что любимейшими, заветнейшими героями его произведений были те, кого он называл "праведниками". Лесков твердо верил, что добро заложено в человеке изначально, от природы, и поэтому самые гнусные времена, даже такие, как царствование Николая I, не могут истребить в людях честность и человеколюбие. «У нас не перевелись и не переведутся праведники. Их только не замечают, а если стать присматриваться - они есть», - писал он. И Лесков их искал и находил - людей ярких, одержимых идеей добра, справедливости и жертвенности. М. Горький, которому очень близки были поиски Лескова, отметил эту черту в его творчестве. Лесков, писал он, это «писатель, открывший праведника в каждом сословии, во всех группах».

Лесков описывал современную ему жизнь в настоящем ее виде, со всеми ее противоречиями, не скрывая темных сторон. Поэтому его произведения не раз вызывали неудовольствие светских и духовных властей, запрещались цензурой.

При жизни Лесков не пользовался такой известностью, как, например, И.С.Тургенев или Ф.М.Достоевский. Но наиболее проницательные современники предвидели его грядущую славу: Л.Н.Толстой сказал, что Лесков - это "писатель будущего" и что "его жизнь в литературе глубоко поучительна". А.П.Чехов называл его своим любимым писателем и по свидетельству А.М.Горького, говорил, что "многим обязан Лескову".

В большинстве произведений Лескова повествуется о трагической судьбе талантливых людей из народа. Н.С. Лесков называл народ «хранителем отечественного предания» в искусстве, труде, в укладе жизни. Кто же герои Лескова? Как автор относится к России?

У Лескова Россия – страна праведников, странников, умелых и талантливых людей, которые необразованны и непросвещенны. Он скорбит о том, что природный талант русского человека не сопряжен с образованностью.

На сегодняшнем уроке мы обратимся к рассказу Лескова «Тупейный художник», который относится к числу самых известных и значительных произведений писателя, и приоткроем нравственный смысл рассказа.

Что известно о том, где, когда, на основе каких событий он был создан?

(Рассказ был впервые напечатан в 1883 году, вошёл в единственное прижизненное собрание сочинений Лескова. Рассказ основан на исторически достоверном материале. Лесков услышал эту историю в девятилетнем возрасте, и она произвела на него тягостное и неизгладимое впечатление. Как отметил А.Н. Лесков, сын писателя, “рассказ соткан из подлинных былей или верно сбережённых народом памятей. В итоге - остро впечатляющая картина, в которой, по старинному присловью, «что взаправду было и что миром сложено - не разберёшь». Автор не стремился к точной передаче деталей, а воссоздавал типическую картину).

Какое название подобрал Лесков своему произведению?

(Тупейный художник, Рассказ на могиле).

Какое изначально настроение заложено в названии?

Чему (кому) посвящается рассказ?

(Посвящается произведение “святой памяти благословенного дня 19 февраля 1861 года” - в этот день императором Александром II был подписан Манифест о глубоком реформировании государственного устройства России, и прежде всего - отмене крепостного права)

Что произошло в этот день? (В этот день отменили крепостное право в России)

Почему этот день назван благословенный? (Наверное, это был очень долгожданный день).

Обратитесь к эпиграфу. Как понимаете его смысл?

(В качестве эпиграфа взяты слова из погребальной песни - “Души их во благих водворятся”. «Во благих» в переводе с церковно-славянского значит - “среди святых, праведников”. И посвящением, и эпиграфом Н.С. Лесков указывает на главную тему рассказа и выражает своё к ней отношение)

Где и когда происходит действие рассказа Любови Онисимовны?

Лесков отказывается от точной датировки. Действие рассказа происходит в Орле во время царствования Александра Павловича (Александра I) или Николая Павловича (Николая I) - рассказчица точно не помнит, да и для автора это не так уж важно, главное, что было это при крепостном праве.

Почему, во фразе «…но случилось. Что через Орел проезжал государь (не могу сказать, Александр Павлович или Николай Павлович)…не уточняется, какой император проезжал?

При всех перечисленных государях творилось аналогичное описываемому в рассказе.

Есть ли прототипы у героев рассказа? Что о них известно? Как вы думаете, почему Лесков не изменил их имена? (Выступление заранее подготовленной студентки о Каменских).

Крепостники - графы Каменские - не вымышленные персонажи. Комментаторы рассказа поясняют: имеются в виду генерал-фельдмаршал Михаил Федотович Каменский (1738–1809) - участник семилетней войны 1756–1763 годов и русско-турецких войн - и его сыновья: Николай Михайлович (1778–1811) - генерал, одарённый полководец, в 1810 году главнокомандующий молдавской армией, и Сергей Михайлович (1771–1835) - генерал, вышедший в отставку в 1822 году и имевший в Орле знаменитый крепостной театр. Он и является одним из прототипов «Тупейного художника».

Кроме того, в рассказе упоминаются бабушка писателя со стороны матери Альферьева Акилина Васильевна, купец Иван Иванович Андросов и другие, кто мог бы подтвердить достоверность событий.

Для главного замысла рассказа неважно, при каком Каменском и в какое царствование это было - крепостное право и крепостники, подобные графам Каменским, были во все эти царствования, и героев наших ожидала та же самая судьба. Так писатель подчеркивает типичность описываемого для целой эпохи.

Резко, определенно, одной краской, вполне в фольклорной традиции, изображает Лесков крепостников - графа Каменского и его брата. Первый "был так страшно нехорош, через свое всегдашнее зленье, что на всех зверей сразу походил", второй же "был еще собой хуже")

Прочитав рассказ, вы увидели те мерзости крепостного права, что оставались в тени его. Почему мы, читатели, верим всему, что написано в произведении? // = Что вы знаете о крепостном праве и нравах помещиков? о крепостных театрах и судьбах актеров? (Выступление заранее подготовленной студентки о крепостном театре )

Какие были придуманы наказания для крепостных? Какие средства наказания и за какую провинность применял граф Каменский? (текст)

О нравах крепостнической эпохи мы узнаём от той, которая прекрасно помнит то недоброе время, когда ей довелось вынести столько мучений, душевной и физической боли (у неё до сих пор болят застуженные во время побега ноги), постоянных унижений от своего угнетателя. Она всё видела, всё пережила, сумела вынести и теперь рассказывает об этом.

Крепостники в рассказе - это два брата, графы Каменские - жестокие самодуры. Это отражается в их внешности: у хозяина Аркадия, графа Каменского-старшего, “некрасивое и ничтожное лицо”; “Деревенский же брат графа был ещё некрасивее городского и вдобавок в деревне совсем «заволохател» и «напустил в лицо такую грубость», что даже сам это чувствовал…” (7).

Любовь Онисимовна рассказывает о том, какие “мучительства” терпели от них крестьяне. Их за малейшую провинность секли на конюшне, могли отдать в солдаты, у провинившихся женщин “все дети поступали на страшное тиранство”, полюбившихся барину актрис “доставляли на барскую половину”, а непокорных отправляли “на мучительства”. “А мучительства у нас были такие, что лучше сто раз тому, кому смерть суждена. И дыба, и струна, и голову крячком скрячивали и заворачивали - всё это было. Казённое наказание после этого уже за ничто ставили. Под всем домом были подведены потайные погреба, где люди живые на цепях как медведи сидели. Бывало, если случится когда идти мимо, то порою слышно, как там цепи гремят и люди в оковах стонут. Верно, хотели, чтобы об них весть дошла или начальство услышало, но начальство и думать не смело вступаться. И долго тут томили людей, а иных на всю жизнь. Один сидел-сидел, да стих выдумал:

Приползут, - говорит, - змеи и высосут очи,
И зальют тебе ядом лицо скорпионы.

Стишок этот, бывало, сам себе в уме шепчешь и страшишься.

А другие даже с медведями были прикованы, так что медведь только на полвершка его лапой задрать не может” (11).

Образы помещиков-крепостников в рассказе Лескова действительно похожи на фольклорных злодеев. О них не сказано ни одного доброго слова. В этом выражается отношение к ним автора и рассказчицы.

Оказывается, Н.С. Лесков - не единственный русский писатель, поведавший миру о погубленной жизни талантливой крепостной актрисы. Прототип Анеты, главной героини рассказа Герцена «Сорока-воровка», - Кузьмина, крепостная графа Каменского. Но Герцен написал свой рассказ в 1846 году, в годы крепостного права, и его произведение является злободневным обличительным документом. Граф Каменский носит фамилию Скалинский. Надо сказать также о разнице между героинями: у Герцена Анета - профессиональная актриса, получившая прекрасное образование, а у Лескова Люба -простая, хотя и очень талантливая дворовая девушка, запоминающая роли “наглядкою”, то есть на память, наблюдая, как играют другие.

Интересно то, что оба рассказа построены на одном историческом материале, объединены общей темой, в них отчётливо виден социальный конфликт. Мы заметили, что очень созвучны авторские чувства. Они выражены так.

Герцен: это был “протест, раздирающий душу ” - о пении Анеты;

Лесков: “Более ужасных и раздирающих душу поминок я во всю мою жизнь не видывал”.

Но… сравнение двух этих произведений - тема отдельного урока.

Стоит сказать также и о том, что не обошли молчанием эту тему до Лескова и А. Н. Радищев, А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов. О положении крепостных писали и во времена Лескова и Тургенев, и Некрасов, и Салтыков-Щедрин... писал каждый, кто считал себя гражданином и понимал, что в стране «рабов и господ», по выражению Лермонтова, невозможно быть счастливым посреди всеобщего несчастья.

Так, например, А. С. Пушкин в стихотворении «Деревня» нарисовал страшную картину крепостной России:

Здесь тягостный ярем

До гроба все влекут,

Надежд и склонностей

В душе питать не смея,

Здесь девы юные цветут

Для прихоти бесчувственной злодея.

А.С.Грибоедов в комедии «Горе от ума» (1824 г) поведал о судьбе крепостных актеров:

Или вон тот еще, который для затей

На крепостной балет согнал на многих фурах

От матерей, отцов отторженных детей?!

Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,

Заставил всю Москву дивиться их красе!

Но должников не согласил к отсрочке:

Амуры и Зефиры все

Распроданы поодиночке!!!

Н.С.Лесков подхватил, продолжил и развил эту традиционную для русской литературы тему невозможности счастья посреди всеобщего несчастья.

Что вы можете сказать о композиции произведения? Сколько в нём глав? Как оно построено?

Какой композиционный прием использует в «Тупейном художнике» Лесков?

Композиция рассказа проста: вступление - о талантливых людях из народа, художниках своего дела; экспозиция, в которой мы знакомимся с местом действия и рассказчицей (бывшая актриса орловского крепостного театра, а сейчас нянька младшего брата рассказчика Любовь Онисимовна); основная часть - рассказ Любови Онисимовны о судьбе своей и тупейного художника Аркадия Ильича; короткое заключение - замечание автора о “раздирающих душу поминках”.

Рассказ «Тупейный художник» написан в любимой форме Н.С. Лескова - рассказ в рассказе. Это даёт возможность читателю услышать о событиях “из первых уст”. Но старая няня, женщина недостаточно образованная, не всё способна рассказать и раскрыть, да и не всё может знать (например, разговоры барина с братом), поэтому часть событий автор излагает сам, часто цитируя рассказчицу. В произведении девятнадцать глав. Из них мы узнаём о судьбе двух талантливых крепостных - актрисы и гримёра, их неудачном побеге от жестокого графа и постигшем их наказании, за которым последовала служба главного героя “в полковых сержантах”, а затем его гибель.

От чьего лица ведётся повествование?

От лица мальчика, слушавшего рассказ няни, Любови Онисимовны. "Тупейный художник" написан в форме рассказа бывшей крепостной актрисы Любови Онисимовны. Рассказ не от автора, а от лица какого-нибудь литературного героя - любимый художественный прием Лескова, которым он владел в совершенстве.

Любовь Онисимовна рассказывает о тех событиях, свидетельницей и участницей которых была она сама. Повествование ведется в характерной только для нее манере.

Лесков описывает не просто один из эпизодов прошлого, не просто судьбу определенных людей - он изображает эпоху, эпоху крепостного права. Его рассказ закономерно приобретает черты народного эпоса.

О чем же рассказывает нам Любовь Онисимовна? Изложите сюжет в 7-10-ти предложениях.

Сюжет. События рассказа происходят в орловского графа , известного своей жестокостью.

Актриса и парикмахер были влюблены друг в друга, но «свидания с глазу на глаз были совершенно невозможны и даже немыслимы»: романы актрисам не позволялись. Аркадий решает увезти возлюбленную, узнав, что граф оказывает ей особые знаки расположения и хочет сделать своей любовницей, однако в доме священника их настигает погоня. Любу отправляют на скотный двор, а Аркадия - в солдаты. После нескольких лет службы Аркадий, получив «офицерский чин и благородное звание», возвращается в Орёл, чтобы выкупить Любу у графа, но ночью его грабит и убивает постоялый дворник.

С героями рассказа мы знакомимся лишь во 2-й главе. А чему посвящена 1-я глава и с какой целью она написана?

В 1-й главе раскрывается понятие «художник». Оно не столь узко, как нам представляется. Художником следует считать человека талантливого, преданного своему делу и идущего к достижению благой цели: способствовать улучшению мира своими творениями, приоткрывать людям и в людях лучшие их стороны.

Подтвердите текстом, что Аркадий, действительно, соответствует высокому званию Художник. Охарактеризуйте главного героя - тупейного художника Аркадия Ильича. Почему его называют художником, артистом?

Главный герой рассказа - тупейный художник Аркадий Ильич. “Тупей, - читаем у Даля, - взбитый хохол над головой”. Модная в то время причёска. Значит, тупейный художник - мастер по причёскам. По словам повествователя, он был мастер “в необычайном художественном роде”.

“…Он был «тупейный художник», то есть парикмахер и гримировщик, который всех крепостных артисток графа «рисовал и причёсывал». Но это не был простой, банальный мастер с тупейной гребёнкой за ухом и с жестянкой растёртых на сале румян, а был это человек с идеями - словом, художник . Лучше его… никто не мог «сделать в лице воображения»”. Это “неподражаемый артист”, то есть мастер своего дела , “чувствительный и смелый молодой человек”. Вот как рассказывает о его внешности повествователь со слов Любови Онисимовны: “ростом он был умеренный, но стройный, как сказать невозможно, носик тоненький и гордый, а глаза ангельские, добрые, и густой хохолок прекрасиво на глаза свешивался, - так что глядит он, бывало, как из-за туманного облака. Словом, тупейный художник был красавец и «всем нравился»” (4).

Как жилось Аркадию в господском доме? Как он относится к своему зависимому положению? (Рассказывают о жизни)

= Какими чертами характера наделен Аркадий?

Аркадий - крепостной графа Каменского, жестокого и деспотичного барина. Но он не боится ни своего хозяина, ни его брата , такого же ужасного человека. Ради задуманного побега он ослушался первого, а второму на вопрос, не заговорённый ли Аркадий, раз барских пистолетов не боится, “точно в полуснях проговорил:

- Заговора на мне нет, а есть во мне смысл от Бога: пока бы ты руку с пистолетом стал поднимать, чтобы в меня выстрелить, я бы прежде тебе бритвою всё горло перерезал” (9).

Это господа его боятся: “Я тебе как брат советую: ты его бойся, когда он бритвой бреет” (10).

В Аркадии зреет протест против постоянного унижения его человеческого достоинства. После этого случая с братом графа он уже ничего не боится. Действия его решительны и продуманны : после спектакля, когда Любу “убрали Цецилией”, чтобы вести к графу, он “вскочил в… каморочку…схватил стол и вдруг всё окно вышиб…”. И бежал, захватив потерявшую сознание Любу.

Он не сдался и после того, как был пойман. Берёт всю вину на себя : “…Везите меня на терзание, но она ни в чём не повинна: я её силой умчал.

А к попу обернулся да только и сделал всего, что в лицо ему плюнул” (13).

Как вы думаете, почему поп изменил свое решение спрятать беглецов и выдал их преследователям?

Поп очень сильно боялся Каменского, несмотря на то, что считался храбрым. Он знал о зверствах графа, а потому понимал, что и его не пощадят. Ведь доставалось от барина не только крестьянам и дворовым людям. “Граф сам в Бога не верил, а духовных терпеть не мог, и один раз на Пасхе борисоглебских священников со крестом борзыми затравил” (4). Этот эпизод красноречиво, в полной мере показывает, насколько опасно крепостничество, ломающее даже сильных людей и толкающее их на предательство.

Как «пожалел» Аркадия крепостник Каменский?

После неудавшегося побега Аркадий был наказан и “сдан в солдаты”. Даже жесткосердный барин относится к нему с уважением: “Я не хочу, чтобы ты был ниже того, как сам себя с благородным духом поставил… не будешь служить в простых во солдатах, а будешь в полковых сержантах и покажи свою храбрость” (15). Он отправил Аркадия не просто в армию, а на войну, где его могли сразу же убить.

Как Аркадий относится к главной героине?

Особым светом наполнено чувство Аркадия к Любе. Подобно героям лирических народных песен, он любит ее благоговейно, восторженно и учтиво, а впоследствии, узнав, что девушка не избежала позора и унижения, сострадает своей возлюбленной и ни в чем ее не винит.

Почему Аркадий решается на побег?

1. Он нарушил слово своего барина не стричь никого, кроме него и актрис, и знал о грозящем наказании и ссылке во солдаты.

2. Трогательную любовь молодых «рабов» графа Каменского ждут тяжелые испытания. Люба должна пополнить число наложниц развратного барина, и тогда Аркадий решается на ОТЧАЯННЫЙ поступок - совершает тяжкое с точки зрения юридических норм той эпохи преступление. Он увозит свою возлюбленную, не страшась возможных последствий побега, и в то же время - вполне по-русски - не продумав его как следует.

Как вы думаете, была у Аркадия надежда изменить жизнь? Или ему хватило этого урока?

Конечно, была, он не испугался сражаться, добился высокого чина, приехал выкупить Любу.

Перенеся пытки в графских подвалах и отвоевав (спустя 3 года) для себя па полях сражений свободу, офицерский чин и деньги (Аркадий верой и правдой служил государю, заслужил “офицерский чин и благородное звание”, “ордена и кресты”, отпуск и пятьсот рублей “для излечения ран”), Аркадий возвращается в Орел к любимой, с тем, чтобы выкупить ее у барина и обвенчаться с нею “перед престолом Всевышнего создателя”. Казалось бы, героям почти удалось вырваться из рабства, отстоять свое право на счастье в противостоянии с «барством диким», с жестокостью мира. Но накануне освобождения Любы Аркадия убивает простой русский мужик – дворник (был зарезан хозяином постоялого двора), не устоявший перед соблазном быстрого обогащения. На похоронах Аркадия Ильича присутствовал сам губернатор. Хоронили его со всеми военными почестями, как дворянина, офицера.

Какою предстаёт перед нами главная героиня - Любовь Онисимовна - в собственном рассказе и в восприятии автора?

Любовь Онисимовна, по воспоминаниям повествователя, во время своего рассказа “была ещё не очень стара, но бела как лунь; черты лица её были тонки и нежны, а высокий стан совершенно прям и удивительно строен, как у молодой девушки. Матушка и тётка, глядя на неё, не раз говорили, что она несомненно была в своё время красавица” (2).

Да, Любовь Онисимовна тогда “была не только в цвете своей девственной красы, но и в самом интересном моменте развития своего многостороннего таланта”. Сама рассказчица скромна и мало говорит о своей красоте. Обмолвилась лишь о своих роскошных волосах. Они у неё в молодости “были удивительно какие большие и русые, и Аркадий их убирал - заглядение”. Своей удивительной русой косой она “замоталась”, пытаясь покончить с собой (можно представить себе, что это была за коса!), и когда в себя пришла, испугалась: “голова побелела” “ещё там, как... из косы выпутали”.

О характере её автор говорит так: “она была безгранично честна, кротка и сентиментальна ; любила в жизни трагическое и… иногда запивала”(2). До побега, в театре, она была занята в главных ролях, её любил Аркадий, а граф Каменский хотел сделать своей наложницей. Наверное, она была трогательно хороша в “уборе” святой Цецилии: в белом платье-хитоне и “тоненьком венце обручиком”.

Вы заметили в тексте рассказа имя католической святой, подобно которой приказывал украшать граф Каменский ту молоденькую актрису, что привлекла его внимание. Как это обстоятельство характеризует графа Каменского и что вам известно о Святой Цецилии?

(Выступление заранее подготовленной студентки)

Это святая католической церкви, образ девственной невинности. Изображалась с музыкальными инструментами, считалась покровительницей исполнительского искусства, потому что однажды ей было бы дано услышать пение ангелов. Она так же, как и героиня нашего рассказа, пострадала за свои убеждения - веру во Христа.

Каменский – сластолюбец, не имеющий ничего святого в душе.

Почему так трагично сложилась её судьба? Почему она не смогла её изменить?

Она была крепостной актрисой.

Какие черты характера русского человека подчеркиваются в героине? Она отличается от Аркадия или полностью ему соответствует?

Если в Аркадии подчеркиваются такие черты русского человека, как бесстрашие, душевное благородство и способность к самопожертвованию, то в образе Любови Онисимовны представлен другой тип национального характера. Люба напоминает «идеальную» фольклорную героиню или «тихих» и кротких ангелов русских икон. Однако в этом характере отражены и негативные психологические последствия многовекового рабства - прежде всего, неспособность и неумение сопротивляться обстоятельствам. Разлученная с любимым, оскорбленная барином и униженная до положения скотницы, Люба не протестует, не помышляет о свободе, с покорностью и смирением воспринимая свою новую «роль» в мире.

Найдите описание жизни крепостных актрис. Почему актрисы так не любили «камариновые серьги»? (Знак признания таланта и лишение невинности «хозяином»)

Какая деталь показывает читателю, что таких, как Люба, беглых, пойманных, сошедших с ума актрис, было много? (Скотница Дросида, которая должна была «наблюдать психозы»)

Все положительные герои рассказа имеют говорящие имена: имя Любовь происходит от старославянского слова, означающего любовь. Аркадий (от греч. слов «аркадос» и «аркас» - житель Аркадии. Аркадия – это счастливая, идиллическая страна пастухов и пастушек). Имя Аркадий символизирует активное, хорошее и храброе начало. Все эти качества присущи главному герою «Тупейного художника». Имя Дросиды кажется читателям странным, но и его Лесков вводит в произведение не просто так. Дросида (в пер.с греч. – мученица), принявшая мученическую смерть за Христа. В рассказе «Тупейный художник» Дросида оказалась на скотном дворе, пострадав за любовь.

Все отрицательные персонажи не имеют имен и фамилий. Почему?

Как вы думаете, был ли предел терпению крепостных людей или они могли терпеть до бесконечности? («А она ещё помнила, как старого графа наши люди зарезали, и сам главный камердинер, - потому что никак уж не могли его адской лютости терпеть).

Каковыми вы увидели “господских прислужников” (тульский палач) в рассказе? Как вы думаете, зачем так подробно рассказывает Любовь Онисимовна о наказании мужиков “за жестокого графа” и “постоялого дворника” - за Аркадия Ильича? Как это характеризует рассказчицу?

Ещё более страшным, нежели поступки тиранов-помещиков, кажется поведение людей, одержимых слепой покорностью и страхом перед хозяевами жизни. Эти люди, “господские прислужники”, способны на предательство, как попик-иуда, и даже на какую-то бессмысленную жестокость к себе подобным, как тульский палач, наказывавший “постоялого дворника” за убийство. “Ему перед делом три стакана рому дали выпить… сто кнутов ударил всё только для одного мучения… а потом как сто первым щелканул, так всю позвонцовую кость и растрощил… Всё ещё покрикивал: «Давай ещё кого бить - всех орловских убью»” (19).

Судьбы крепостных крестьян в рассказе (пестрядинка Дросида).

Народ был доведён до отчаяния. Многие жизни были загублены, судьбы - искалечены. Мы узнаём также о несчастной судьбе пестрядинки Дросиды, доброй женщины, ухаживавшей за больной Любой на скотном дворе и научившей её топить своё горе в вине, потому что “оно горе горькое, а яд горевой ещё горче, а облить уголь этим ядом - на минуту гаснет”. С тех самых пор Любовь Онисимовна не засыпает без содержимого своего “плакончика”. Такой она и осталась в памяти автора-повествователя, поминающей своего Аркашу на “простой могилке с старым крестом”.

И заключительный аккорд рассказа - только одно предложение: “Более ужасных и раздирающих душу поминок я во всю мою жизнь не видывал”. В этой короткой фразе выразилась вся душевная боль автора за поруганное человеческое достоинство и загубленные жизни своих героев. А виной всему -несправедливые, уродливые общественные отношения - крепостное право и жестокость людей.

Напомню, произведение Герцена «Сорока-воровка» было написано в 1846 году, в годы крепостного права, а потому являлось актуальным, злободневным. Рассказ же Лескова появляется спустя почти 40 лет, через 22 года после отмены крепостного права, но повествует о том же периоде помещичьей вседозволенности и крепостнической несвободы. Почему, с какой целью Лесков напоминает читателям о том рабском времени? Только ли в эпоху крепостного права проявлялась жестокость в людях?

Перед Лесковым, когда он писал "Тупейного художника", стояла другая задача. Уже 22 года как отменено крепостное право, давно умерли все участники разыгравшейся в крепостном театре графа Каменского трагедии, но тем не менее эпоха крепостного права все еще довлела над Россией, остатки крепостничества еще сохранились в социальных отношениях, в государственных учреждениях, а главное - они цепко держались в сознании и психологии как бывших крепостных, так и бывших владельцев крепостных душ.

«Тупейный художник» - это психологически достоверное исследование национального характера, соотнесенное с современным состоянием русской жизни. У Лескова не случайно рассказ Любови Онисимовны обращен к ребенку. Цель автора - освободить будущие поколения русских людей от нравственного наследства крепостничества, изжить темные начала в русской душе, а с другой стороны - воспеть в лице «тупейного художника» и его возлюбленной лучшие черты русского народа - талантливость, силу духа, верность, способность к жертвенной любви.

Связь рассказа старой няни с авторским эпиграфом к нему.

Аркадий и Люба предстают перед читателями в решительный момент. Они поставлены перед трудным выбором: подчиниться, претерпеть унижение и продолжать жить покорными рабами, как живут многие тысячи крепостных, или же восстать против законов, попирающих человеческое достоинство. Они выбирают второй путь, хотя это грозит им почти неминуемыми «мучительствами» и гибелью. И вот тут-то в них начинают проявляться скрытые доселе гордость, смелость, решительность. Проснувшееся ощущение свободы облагораживает каждый их поступок, придаёт им силы” (Вл.Муравьёв).

Любовь Онисимовна вспоминает, что во время побега, заметив погоню, Аркадий Ильич пригнулся к ней и спросил: “Любушка голубушка! за нами гонятся… согласна ли умереть, если не уйдём?”

Она “отвечала, что даже с радостью согласна” (11).

Как уж было сказано, Лесков в «Тупейном художнике» продолжает тему праведничества. “Души их во благих водворятся”, - говорится в эпиграфе. А благими, то есть праведниками, святыми, на Руси (да и не только на Руси - неслучайно, наверное, упоминается святая католической церкви - Цецилия) всегда называли людей, способных на самопожертвование ради любви к Богу и людям, ради идей добра и справедливости.

Кто же виноват в бедственном положении и бесправии крестьян? Откуда, от кого исходит зло?

Драма отношений крепостников с бесправными «рабами» осложнена у Лескова драмой отношений простых русских людей друг с другом. В конечном счете, героев губят не «хозяева жизни» - Каменские, а «свои». Вначале Аркашу и Любу предает священник, которому они доверились, а впоследствии Аркадий становится жертвой постоялого дворника. Зло отнюдь не является исключительной принадлежностью мира крепостников, показывает автор. Темные начала жизни присутствуют как в дворянской, так и в народной среде.

Как вы думаете, могла бы история тупейного художника окончиться счастливо? Или у вас было ощущение, когда вы дочитывали рассказ, что хорошего финала не будет? Почему всё закончилось так?

История, рассказанная в "Тупейном художнике", не могла окончиться счастливо, это было бы не характерно для эпохи, и Лесков остается верен правде жизни. Герои рассказа дважды оказываются близки к достижению заветной цели, но оба раза все их усилия и надежды разрушает, на первый взгляд, казалось бы, непредвиденный случай: в первый раз - предательство попа, во второй - алчность кабатчика. Но Лесков дает понять, что оба эти случая вовсе не случайны, они в нравах эпохи. И кроме двух явных катастроф, писатель упоминает в рассказе и третью, которая неминуемо ожидала Аркадия и Любовь Онисимовну, если бы побег удался. Беглецы стремились в "турецкий Хрущук", "куда, - как объясняет Любовь Онисимовна, - тогда много наших людей от Каменского бежали". "Турецким Хрущуком" крепостные графа Каменского называли Рущук - болгарский город на Дунае, находившийся под владычеством турок. Не раз во время русско-турецких войн XVIII-XIX веков переходивший из рук в руки, разрушенный войной, он не мог быть и не был пристанищем беглецов из России. Хрущук был такой же мечтой и легендой, как легенды о стране Беловодье, об Ореховой земле и многих других "далеких землях". Но Лесков сохраняет в рассказе заведомо мифический Хрущук - как Символ беспочвенных, несбыточных надежд крепостных на свободу и счастье в крепостническом государстве.

Возможно также, что граф не мог позволить, чтобы бывший крепостной победил, сам стал свободным. Да ещё и любовь свою выкупил и отпустил на свободу. Тогда все крепостные будут так поступать. А этого Каменский допустить не мог. Он должен был сломить этих двух сильных людей. Поэтому, вероятно, и был подговорён сторож на убийство.

Такая судьба (речь идет об Аркадии) в определенной степени тоже характерна для русской жизни - вспомним Гоголя, заметившего в «Мертвых душах», что русский человек «не любит» умирать своей смертью.

В крепостническом государстве закабаленные крестьяне не имели права на свободу и счастье.

Хотя в русской истории существовал один случай-исключение. Это история жизни крепостной актрисы П.И. Ковалёвой-Жемчуговой. (Выступление заранее подготовленной студентки). “Дочь кузнеца Параша Ковалёва тринадцатилетней девочкой сыграла роль Луизы в опере «Беглый солдат», растрогав и покорив публику крепостного театра графа Шереметева. У неё был замечательный голос и большой драматический талант”. Это исключительный случай в истории русского крепостного театра: крепостная Прасковья Ковалёва-Жемчугова стала графиней Шереметевой. Но вскоре она умерла от чахотки.

А как вы думаете, почему при том, что рассказчиком являются «недавний» мальчик и поведавшая ему свою печальную историю Любовь Онисимовна, рассказ называется «Тупейный художник»?

В честь главного героя, который смог выступить против крепостного права, не побоялся проявить свою любовь и бороться за неё.

Главные герои лесковского рассказа - Люба и Аркадий - олицетворяют лучшие черты национального характера. Оба они красивы, благородны, способны на верную любовь. Кроме того, каждый из героев художественно одарен. По Лескову, художниками являются не только живописцы, скульпторы или писатели, но всякий человек, чувствующий красоту и стремящийся достичь в своем деле совершенства. Таков Аркадий, который не просто причесывал, по «рисовал» актрис, превращая дворовых девушек в героинь и даже богинь, а, кроме того, при необходимости «отрисовывал» в благородном виде и братьей Каменских. Его особый талант заключался в «идейности», в способности придать лицу с помощью «рисовки» топкое, благородное выражение. Выполняя работу «тупейного художника», герой переживает минуты творческих озарений, светлой радости.

Среди антикрепостнических произведений русской художественной литературы "Тупейный художник" Н. С. Лескова по силе и глубине изображения, по художественному воплощению и эмоциональному воздействию на читателя занимает одно из первых мест наряду с "Путешествием из Петербурга в Москву" А. Н. Радищева, "Записками охотника" И. С. Тургенева, стихотворениями и поэмами Н. А. Некрасова. Рассказ Лескова с полным правом можно назвать "приговором потомства" крепостнической России.

Рефлексия

Какую тему мы обсуждали на уроке?

Почему русские писатели были неравнодушны к всенародной проблеме?

Как вы считаете, крепостное право тормозило развитие России?

Объясните слова Н.С. Лескова « Мне за народ очень помереть хочется».

Приложение

СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ КАМЕНСКИЙ (1771–1835)

Графов Каменских известно три, и всех их орловские старожилы называли «неслыханными тиранами».

С.М. Каменский был старшим сыном генерал-фельдмаршала графа М.Ф. Каменского, брат полководца , с которым всегда был в дурных отношениях. Жестокий крепостник и большой любитель . Родился в 1771 г. Воспитывался, как и младший брат, в кадетском корпусе. Менее любим отцом, чем Николай. С юных лет он служил Отечеству, отличился во многих походах и сражениях, удостоился высших боевых наград. Воевал с турками, со шведами, против Польши. К 1798 году дослужился до генерал-майора.

В кампанию 1805 года отличился в , где командовал бригадой в колонне генерала . Провел три блестящих атаки против дивизии генерала . За поход в Галицию произведён в генерал-лейтенанты.

Более всего отличился Каменский во время в Молдавской армии, где служил под командой своего младшего брата, чем очень оскорблялся.

Много раз Каменский проявлял при битве с врагами мудрость и храбрость, особенно при взятии крепости Базарджик. Но своенравность и своеволие преобладали в его характере. Так, когда в феврале 1810 г на пост главнокомандующего русской армией, действовавшей против Оттоманской империи, был назначен родной брат Сергея Михайловича - генерал от инфантерии П.М. Каменский, Каменский 1-й не мог смириться со второй ролью, и в июне 1810 г «сорвал» проведение операции под Шумлой.

С 19 октября 1812 года получил бессрочный отпуск «для излечения болезни», 6 марта 1822 года был уволен от службы.

Уйдя с военной службы, граф поселился в Сабурове, имении отца в нескольких верстах от Орла.

Особую склонность Сергей Михайлович испытывал к . Вся труппа его орловского театра состояла из крепостных. Билеты в театр граф продавал сам, сидя в кассе. В публику угощали пастилой, мочёными яблоками и мёдом. Граф зорко следил за игрой артистов и записывал все замеченные ошибки. На сцене висело несколько плёток, и после каждого акта он ходил за кулисы и там делал расчёты с провинившимися актёрами, крики которых долетали до слуха зрителей.

Нравы театра С.М.Каменского описаны в повести « ».

О графе С.М.Каменском писал и А.И.Герцен в « Сороке-воровке» : «Был очень богат и проживался на театр. В нем была русская, широкая, размашистая натура: страстный любитель искусства, человек с огромным вкусом и тактом роскоши». Современники называли графа Каменского «полоумным», не отрицая, однако, что он был одним из самых образованных людей своего времени, имел обширную библиотеку, переводил произведения драматургии с европейских языков, был автором нескольких книг.

Театр графа С.М.Каменского (1771–1835), существовал с 1815 по 1835 как традиционный крепостной. В 1815 г. граф возвел на Каменской площади необычное здание, высокое, деревянное, с яркой красной крышей и белыми колоннами, с фальшивыми окнами, намалеванными сажей и охрой, и 26 сентября (8октября по новому стилю) поднял занавес первого в Орле общедоступного публичного театра.

Крепостной театр графа Каменского в Орле существовал с 1815 по 1835 год, его постановки отличались роскошью, при театре существовала школа, в которой опытные преподаватели обучали крепостных актрис и актеров, Каменский приглашал для участия в спектаклях вольных актеров, у него играл великий русский актер М. С. Щепкин. Вместе с тем это был настоящий крепостной театр, со всеми его ужасами: с бесправными рабами-актерами, которых владелец, самодур и тиран, не считал за людей и унижал на каждом шагу.

История, изложенная Лесковым в «Тупейном художнике», вполне реальна - ведь владельцем крепостного театра, где играла главная героиня, был не кто иной, как граф Каменский. Каменский был жесток, актеров, которые не знали текста роли или допустили какую-либо оплошность, он лично сек плетью, часто прямо за кулисами в антракте, так что крики наказываемого доносились до зрителей. Понравившиеся ему крепостные актрисы становились его недолгими фаворитками. Одной из причуд графа было то, что новую фаворитку всегда приводили к нему в костюме святой Цецилии.

Думаю, не будет ошибкой сделать вывод, что подобные зверства царили и в других крепостных театрах. А это значит, что творчество не было свободным. Оно морально подавлялось. Да и вообще, о каком творчестве может идти речь, когда артист и за человека-то не считался!.. А если вспомнить, как высоко отзывались о крепостных актёрах их вольные современники, сразу становится ясно, настолько тяжело им давались роли и насколько жестка была обстановка так называемого творчества.

Крепостного театра был абсолютно бесправен, так как оставался крепостным и вместе со всей труппой мог по решению дворянина быть продан в другие руки, наказан, отправлен на тяжёлые работы.

Театр графа Каменского был публичным, доступным для всех желающих. Граф сам продавал билеты, издавал журнал «Друг россиян», где печатал отрывки из пьес, размышления о спектаклях (вышло 6 номеров журнала). Спектакли давались три раза в неделю, в репертуаре театра были пьесы Д.И.Фонвизина, А.С.Грибоедова, И.А.Крылова, У.Шекспира, Ф.Шиллера. Кроме драматической труппы, театр включал оперную, балетную труппы, хор и два оркестра. Декоратором был известный итальянский художник Доменико Скотти. За первые полгода существования театра было дано 82 представления: 18 опер, 15 драм, 41 комедия и 6 балетов. Образованность графа, его любовь к театру и широта интересов не мешали Каменскому жестоко пороть и муштровать своих крепостных артистов, сидя во время представления с кнутом в руке. Впоследствии граф Каменский разорился на театре, в 1834 выдал вольные крепостным артистам и тихо, в безвестности, ушел из жизни в 1835 (похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище).

Особенности речи

сказительницы

Примеры из текста

Черты характера

героини

1. Построение фраз:

2. Обороты разговорной речи

Горе не спит (15).

франц





«Моё постижение героя рассказа Лескова»

Особенности речи сказительницы

Примеры из текста

Черты характера

героини

1. Построение фраз:

Инверсия

Спектакль хорошо шёл, потому что все мы как каменные были, приучены и к страху и к мучительству: что на сердце ни есть, а своё исполнение делали так, что ничего и незаметно (10)

Эмоциональность

- прерывающиеся фразы

Как почуяла я, что это его терзают… и бросилась… в дверь ударилась, чтоб к нему бежать… а дверь заперта… Сама не знаю, что сделать хотела… и упала, а на полу ещё слышней… (14)

Страстная натура, способная на сильные поступки

2. Обороты разговорной речи

А как всё представление окончилось, тогда сняли с меня платье герцогини де Бурблян и одели Цецилией - одно этакое белое, просто без рукавов, а на плечах только узелками подхвачено, - терпеть мы этого убора не могли. Ну а потом идёт Аркадий, чтобы мне голову причесать в невинный фасон, как на картинах обозначено у святой Цецилии, и тоненький венец обручиком закрепить, и видит Аркадий, что у дверей моей каморочки стоят шесть человек (11)

Простота, душевность
Свобода рассказа в стремлении передать пережитое

3. Изобразительно-выразительные средства:

Гипербола

А мучительства у нас были такие, что лучше сто раз тому, кому смерть суждена (11)

Восприимчивость к красоте и выразительности народной речи

- переносное значение слов

Снег так и брызжет из-под копыт у коней… (11)
И вдруг тут мы по льду какую-то речку перелетели… (11)

Олицетворение

Горе не спит (15).

Сравнения

Скотинки эти у меня как детки были (15)
Сердце у меня как уголь горит, и истоку нет (19)

Доброта, способность тонко чувствовать, сопереживать

Просторечия

Наглядкою, мучительства, страдатели, ввечеру, отчаянные свадьбы, перевенчает, кровью истёк, кончается (умирает) и т.д.

- окказионализмы, слова, построенные на принципах народной этимологии

Подпури (попурри); серьги камариновые (аквамариновые); плакончик (флакончик + плакать); тьма промежная; позвонцовая кость; в ожидации (ожидание + ажитация - от франц . волнение), турецкий Хрущук (Рущук - город в Болгарии)

4. Обращения

Погляди-ка, милый, туда… Видишь, какое страшное? (3)
Филюшка, батюшка! не слыхал ли, про что это люди идут да так любопытно разговаривают? (18)
Не могу, тёточка, - сердце у меня как уголь горит…
А ты, хороший мальчик, мамаше этого никогда не говори, никогда не выдавай простых людей…
Спасибо, голубчик, - не говори: мне это нужно (19)

Доброе, мягкое отношение к окружающим, несмотря на пережитое

5. Уменьшительно-ласкательные суффиксы

Каморочка; старушка старенькая; во всю переднюю половинку; старой тонкой кисейкой затянут; старичок-священник… кричит скоренько; телятки тут были… много теляточек; постельку из свежей овсяной соломки сделала; покрыли рогожечкой, да в острог и повезли

Способность терпеть и прощать, терпимость к людям, сотворившим зло

Анализ произведения

Произведение имеет подзаголовок: «Рассказ на могиле (Свя­той памяти благословенного дня 19-го февраля 1861 г.)». Здесь опи­сан крепостной театр графа Каменского в Орле, однако автор говорит, что не может уточнить, при ком из графов Камен­ских — при фельдмаршале М. Ф. Каменском или его сыновьях — происходили данные события.

Рассказ состоит из девятнадцати глав. В данном произведении звучит тема гибели народных талантов на Руси, а также тема обличения крепостнического строя, и решаются они автором с большим художественным мастерством. В этой повести расска­зывается о зверски растоптанной любви, о жизни, погубленной деспотом, который в силу определенных обстоятельств имеет не­ограниченную власть над людьми. В русской литературе имеется небольшое количество книг, запечатлевших период крепостного права с такой художественной силой.

История крепостных напоминает сюжет повести Герцена «Сорока-воровка».

Жанр «Тупейного художника» очень своеобразный. Это рас­сказ, написанный в сатирико-элегических тонах. На элегический тон настраивает уже подзаголовок: «Рассказ на могиле». Эпиграф еще более усиливает это впечатление: «Души их во благих во­дворятся… Развитие сюжета предваряется рассуждениями по­вествователя о самом понятии «художник». С такого полемического захода начинается первая главка рассказа. Далее повество­ватель приводит несколько примеров, которые иллюстрируют, как именно понимают это слово другие люди. Русский «тупей­ный художник» Аркадий, всматриваясь в живое, неповторимое лицо, находит в нем всякий раз «новое воображение». Даже при­давая благородство и важность лицу графа-крепостника, жестко­го по своей натуре, Аркадий не лжет своим искусством, а как бы высвобождает при этом то доброе начало, которое обязательно таится в любом человеке, даже в самом ничтожном и никудыш­нем. По мнению Лескова, высшая одаренность заключается имен­но в чистоте нравственного чувства, человечности.

Повествовательная манера этого произведения многоступенча­та, так как здесь сложно переплетаются разные времена. Собы­тия, которые составляют сюжетную основу рассказа, воспроиз­водятся семидесятилетней женщиной, а происходили они в ее далекой молодости. В свою очередь, повествователь, уже будучи зрелым человеком, делится с читателями своими детскими вос­поминаниями. Бывшая крепостная актриса была его няней. Так в повести появляется живое единство времен. Взаимопонимание и сочувствие между няней и маленьким мальчиком, которое рож­дается в этом общении, укрепляет связь людей, не давая тем самым распасться цепи поколений. Здесь, в героях, органично присутствует прошлое, показывая свою огромную значимость для настоящего.

Слова из погребальной песни, приведенные в эпиграфе, озна­чают у писателя ненапрасность добра, совершаемого человеком. Ведь все, что происходит в жизни, не пропадает бесследно. Ар­кадий, защищая свою любовь, отстаивал добрые, светлые, ис­тинно человеческие жизненные начала. Все, что случилось с ним и его любимой девушкой, не напрасно, так как их история оказа­ла такое сильное нравственное влияние хотя бы на одного чело­века — повествователя. События чужой судьбы, возникшие в па­мяти, открывают простые, но мудрые истины уже взрослому мужчине, принимая участие в его духовном развитии, а чувство сострадания, к которому его призывала няня, вошло в душу ре­бенка и на всю жизнь вооружило человека страстным стремлени­ем к деятельному добру и красоте.

Таким образом, трагическая судьба крепостного художника-гримера Аркадия и актрисы Любови Онисимовны подтверждает основную мысль автора: «Простых людей ведь надо беречь, про­стые люди все ведь страдатели».

В этой повести Лесков проявляется как социальный сатирик, поднимаясь тем самым до уровня лучших произведений «гоголев­ского» литературного направления.

Произведение имеет подзаголовок: "Рассказ на могиле (Святой памяти благословенного дня 19-го февраля 1861 г.)". Здесь описан крепостной театр графа Каменского в Орле, однако автор говорит, что не может уточнить, при ком из графов Каменских - при фельдмаршале М. Ф. Каменском или его сыновьях - происходили данные события.

Рассказ состоит из девятнадцати глав. В данном произведении звучит тема гибели народных талантов на Руси, а также тема обличения крепостнического строя, и решаются они автором с большим художественным мастерством. В этой повести рассказывается о зверски растоптанной любви, о жизни, погубленной деспотом, который в силу определенных обстоятельств имеет неограниченную власть над людьми. В русской литературе имеется небольшое количество книг, запечатлевших период крепостного права с такой художественной силой.

История крепостных напоминает сюжет повести Герцена "Сорока-воровка".

Жанр "Тупейного художника" очень своеобразный. Это рассказ, написанный в сатирико-элегических тонах. На элегический тон настраивает уже подзаголовок: "Рассказ на могиле". Эпиграф еще более усиливает это впечатление: "Души их во благих водворятся… Развитие сюжета предваряется рассуждениями повествователя о самом понятии "художник". С такого полемического захода начинается первая главка рассказа. Далее повествователь приводит несколько примеров, которые иллюстрируют, как именно понимают это слово другие люди. Русский "тупейный художник" Аркадий, всматриваясь в живое, неповторимое лицо, находит в нем всякий раз "новое воображение". Даже придавая благородство и важность лицу графа-крепостника, жесткого по своей натуре, Аркадий не лжет своим искусством, а как бы высвобождает при этом то доброе начало, которое обязательно таится в любом человеке, даже в самом ничтожном и никудышнем. По мнению Лескова, высшая одаренность заключается именно в чистоте нравственного чувства, человечности.

Повествовательная манера этого произведения многоступенчата, так как здесь сложно переплетаются разные времена. События, которые составляют сюжетную основу рассказа, воспроизводятся семидесятилетней женщиной, а происходили они в ее далекой молодости. В свою очередь, повествователь, уже будучи зрелым человеком, делится с читателями своими детскими воспоминаниями. Бывшая крепостная актриса была его няней. Так в повести появляется живое единство времен. Взаимопонимание и сочувствие между няней и маленьким мальчиком, которое рождается в этом общении, укрепляет связь людей, не давая тем самым распасться цепи поколений. Здесь, в героях, органично присутствует прошлое, показывая свою огромную значимость для настоящего.

Слова из погребальной песни, приведенные в эпиграфе, означают у писателя ненапрасность добра, совершаемого человеком. Ведь все, что происходит в жизни, не пропадает бесследно. Аркадий, защищая свою любовь, отстаивал добрые, светлые, истинно человеческие жизненные начала. Все, что случилось с ним и его любимой девушкой, не напрасно, так как их история оказала такое сильное нравственное влияние хотя бы на одного человека - повествователя. События чужой судьбы, возникшие в памяти, открывают простые, но мудрые истины уже взрослому мужчине, принимая участие в его духовном развитии, а чувство сострадания, к которому его призывала няня, вошло в душу ребенка и на всю жизнь вооружило человека страстным стремлением к деятельному добру и красоте.

Таким образом, трагическая судьба крепостного художника-гримера Аркадия и актрисы Любови Онисимовны подтверждает основную мысль автора: "Простых людей ведь надо беречь, простые люди все ведь страдатели".

В этой повести Лесков проявляется как социальный сатирик, поднимаясь тем самым до уровня лучших произведений "гоголевского" литературного направления.

План

Рассуждение о художниках. Няня Любовь Онисимовна. Тупейщик Аркадий. Благосклонность графа. Неудачный побег. Возвращение Аркадия с войны и его гибель.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Анализ рассказа Н. С. Лескова «Тупейный художник», план уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    1. Автор и повествователь в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник". 2. Русский национальный характер в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник". 3. Образ России в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник". 4. Нравственный идеал в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник". 5. Мотив пути в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник". 6. Мир природы в повести Н. С. Лескова " Очарованный странник ". 7. Судьба и случай в повести
    Повествователь рассуждает о том, что многие люди понимают под словом "художники", а затем сообщает о мастере, который был и на Руси. Его младшего брата нянчила старушка Любовь Онисимовна, актриса бывшего Орловского театра графа Каменского. Она водила их гулять на кладбище к простой могилке со старым крестом. Здесь автор и услышал от нее историю о "тупейном художнике", то есть крепостном парикмахере и гримировщике, который причесывал и "рисовал" всех актрис театра. Был
    1. Смысл названия повести "Собачье сердце". 2. Портрет эпохи в повести "Собачье сердце". 3. Художественное своеобразие повести "Собачье сердце". 4. "Великие преобразователи природы" (по повестям М. А. Булгакова "Роковые яйца" и "Собачье сердце"). 5. Образ профессора Ф. Ф. Преображенского в повести "Собачье сердце". 6. Сравнительная характеристика образов Шарика и П. П. Шарикова в повести "Собачье сердце". 7. Своеобразие проблематики повести "Собачье сердце". 8. Пролетариат и интеллигенция в повести "Собачье сердце".
    Повесть - среднее по объему прозаическое художественное произведение, в котором раскрывается несколько эпизодов из жизни литературного героя на фоне изображения судеб других персонажей. Повесть представляет собой эпический жанр, занимающий среднее - между рассказом и романом - положение. Повесть больше рассказа, но меньше романа. Причем это не столько количественная разница, сколько качественная, содержательная. В повести больше действующих лиц, история развития характеров которых образует более сложную конструкцию. Здесь несколько сюжетных линий, ряд эпизодов,
    Все сочинения разделяются на несколько видов. 1. Сочинения на нелитературные темы. Среди сочинений на нелитературные темы наиболее распространены сочинения на темы искусства и сочинения на основе личных наблюдений. К сочинениям на нелитературные темы относятся рассказы, описания, размышления. Сочинение-рассказ - это связный текст, последовательно рассказывающий о каких-то событиях. Содержание рассказа состоит из трех частей: начала действия, его развития и конца действия. Сочинение-описание - это связный текст, дающий описание основных признаков предмета, явления или человека. В
    По горизонтали: 5. “Умейте же беречь хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, дар бессмертный - речь” (стихотворение). 6. Стихотворение из поэтического сборника «Листопад». 9. Персонаж из рассказа «Митина любовь». 10. Действующее лицо рассказа «Генрих». 11. Автор исторического романа «Катастрофа», главный герой которого - И. Бунин. 14. Русский писатель, который сказал о литературном творчестве И. Бунина: “Так написано, что и Тургенев не написал бы так, а уж обо
    Сочинение состоит из трех частей. В сочинениях на литературные темы это Вступление, основная часть, вывод. В сочинениях на нелитературные и на свободные темы - это Тезис, доказательство, вывод. Вступление к сочинению (тезис) не должно быть стандартным Оно должно отвечать теме, а изложение материала вызывать не только мысли, но и чувства. Важная черта основной части - ее конкретность. Тему нужно раскрывать не общими фразами, а, освещая идейно-художественное содержание произведения, следует аргументировать свои мысли. Конкретность
Выбор редакции
У Плешакова возникла хорошая идея - создать для детей атлас, по которому легко определять звезды и созвездия. Наши учителя эту идею...

Самые необычные храмы в России.Церковь Иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" в городе Дятьково Этот храм называли восьмым чудом света,...

Цветы не только прекрасно выглядят и обладают изысканным ароматом. Они вдохновляют своим существованием на творчество. Их изображают на...

ТАТЬЯНА ЧИКАЕВА Конспект занятия по развитию речи в средней группе «День защитника Отечества» Конспект занятия по развитию речи по теме...
Все чаще современному человеку выпадает возможность познакомиться с кухней др. стран. Если раньше французские яства в виде улиток и...
В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...
Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...
В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...
Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...