Терапия игрой: понятие, виды, методы и средства, примеры. Терапия игровая


Игра – основное занятие ребёнка. Однако не многие осознают, какова ее роль в жизни малыша. Ведь это не просто способ развеять скуку, а путь к постижению действительности и собственного «я». Игра даже применяется в психиатрии. Игровая терапия с тревожными детьми имеет неоценимое значение.

Учёные-психологи ещё в начале XX века начали говорить о том, что через игру можно не только формировать те или иные умения, но и устранять внутренние проблемы, преодолевать физические трудности, избавлять от задержек в интеллектуальном развитии. Представители науки обратили внимание, что с помощью игры легче добиться психологической устойчивости детей, сформировать и улучшить навык общения, освободить от боязни и фобий. Так что можно говорить о лечебном действии игры.

Игровая деятельность имеет огромное значение и для психического развития малыша. В процессе игры он учится жить: получает различные знания и умения, овладевает общественными правилами. Также казалось бы обычная забава может улучшить самочувствие и настроение ребёнка, помочь в преодолении психических травм и трудных жизненных ситуаций.

Такой эффект игровой деятельности связан с тем, что малыш расслаблен и пребывает в хорошем расположении духа. Он более открыт для общения со взрослыми и не воспринимает с недоверием и неприятием то, что ему предлагают делать.

Метод психотерапии, применяющий природное желание ребёнка заниматься игровой деятельностью, называют игровой терапией. Первоначально она использовалась в психическом анализе. Зигмунд Фрейд был уверен, что малыш переносит в игру свои мысли. М. Кляйн впервые стал применять игру в психоанализе ребёнка, считая, что она позволяет проникнуть в подсознание. Затем данный метод начали использовать и в иных психологических подходах.

Игровая терапия с тревожными детьми выполняет следующие функции:

  • Диагностика. Игротерапия содействует конкретизации свойств личности ребёнка, его взаимосвязи с окружающей действительностью и людьми. Обычный разговор не так поможет определить причины проблем малыша, как неформальная обстановка, в которой он невербально выразит свои чувства и эмоции.
  • Обучение. Игровая терапия в работе с детьми даёт им возможность за один или несколько уроков овладеть способностью реконструировать отношения, расширить кругозор. Ребёнок легко реадаптируется, получает навыки, без которых невозможна полноценная жизнь в социуме, познаёт окружающий мир.
  • Терапевтическая функция. Ребёнку не важен итог игры, его больше привлекает процесс, в котором он проигрывает собственные эмоции, опасения, стеснительность, пытается урегулировать разногласия и проблемы. В результате у него формируются и закрепляются важные психические процессы, вырабатываются терпимость и правильная реакция на явления окружающей действительности.

Решает большой круг проблем

Игровая терапия показана детям, для которых характерны закрытость, некоммуникабельность, страхи, несамостоятельность, непослушание, вредные привычки. Она является действенным методом работы с самыми разными детьми и противопоказана только страдающим шизофренией и аутизмом.

Игровая терапия в действии может помочь решить целый ряд проблем:

  • Психологические проблемы ребёнка после развода мамы и папы.
  • Враждебное поведение.
  • Дёрганье волос.
  • Страхи и фобии.
  • Тревожность и напряжение у госпитализированного ребёнка.
  • Проблемы с чтением.
  • Проблемы с учёбой.
  • Задержка развития речи.
  • Умственная отсталость.
  • Заикание.
  • Расстройства, больше связанные с психическими процессами, чем с физиологическими.

Некоторые считают, что игротерапия требуется в крайних ситуациях. Это мнение ошибочно. Она применима во многих сферах: познавательной, чувственной, волевой и других.

Раскрыть чувства и психическую картину ребёнка позволяют методы игровой терапии. Активная игротерапия подразумевает работу с воображением. Малышу предлагают ряд специально выбранных игрушек, которые условно можно связать с затруднительными ситуациями.

Специалист во время занятия принимает участие в обыгрывании происходящего. У ребёнка пропадает чувство беспокойства. То, как он ведёт себя с терапевтом, говорит о его взаимоотношениях с другими членами общества.

Пассивный метод – игра, при которой специалист лишь присутствует, не вмешиваясь в её ход. Он только иногда истолковывает действия ребёнка. Главное место здесь занимает малыш, который с помощью игры познаёт свои проблемы. Специалист в свою очередь должен относиться к нему с пониманием.

Во время «освобождающей» игровой терапии терапевт воссоздаёт событие, вызвавшее потрясение, помогая ребёнку справиться с отрицательными эмоциями, избавиться от фобии, выплеснуть злобу и другие чувства, вызванные событием. Так малыш из пострадавшего превращается в активного участника ситуации.

Психотерапия отношениями похожа на предыдущий метод, но есть существенные отличия. Здесь важнее то, что происходит в кабинете специалиста, а не события прошлого. При этом ребёнок может делать всё, что хочет.

Кто и как играет

Есть различные классификации игровой терапии. Исходя из места в игре взрослого выделяют директивную и недирективную игротерапию. Первая представляет собой деятельность, в которой взрослый направляет ребёнка, предоставляя ему выбор, как поступить в той или иной ситуации. Играя, малыш осознаёт свои внутренние ощущения.

Вторая – это ненаправленный процесс. То есть взрослый не включается в игру, но создает вокруг ребёнка приятную и комфортную среду. В этих условиях малыш может без чьей-либо помощи решать свои внутренние проблемы.

Также существуют структурированные и неструктурированные игры. Первые используют в рамках «освобождающей» терапии. Они могут побуждать проявить свою агрессию (игрушечный пистолет), показать свои желания (куклы) и другое. Под вторыми подразумеваются динамичные игры, спортивные упражнения, лепка из различных материалов, которые содействуют раскрытию ребёнком своих чувств и повышают его веру в себя.

По форме проведения занятия выделяют групповую и индивидуальную игровую терапию. В выборе первой прежде всего играет роль потребность ребёнка в общении. Если её нет, то применяется второй вид.

Групповая терапия часто используется в детском саду. Она позволяет малышу понять, что он личность, стать более уверенным в себе, избавиться от тревожности и чувства вины. Важно, чтобы ни у кого из детей в группе не наблюдалось опережающего сексуального развития, враждебности, напряжения, угрожающего другим поведения, ревности.

Принять ребёнка таким, какой он есть

Пройти курс игровой терапии можно у психолога. Он выберет для ребёнка индивидуальную методику, учитывая все факторы. Однако сами терапевты утверждают, что более действенными бывают игры, в которых участвуют родители, а не чужие люди.

Кроме того, совместное времяпрепровождение меняет в лучшую сторону взаимоотношения детей и родителей. Игротерапия позволяет взрослым «возвратиться» в беспечное детство. Это помогает им лучше понять своё чадо, вернуть в общение искренность и естественность.

С чего начинается игра? Во-первых, нужно принять ребёнка таким, какой он есть. То есть уважать его желания, не привлекать к игре насильно, создавать атмосферу веселья, следить за состоянием малыша, эмоционально не перегружать его.

Что же дальше? Многим детям нравится рисовать. С этого и стоит начать: изобразить семью, дом. Так можно узнать страхи ребёнка, волнения, психологические травмы. Для этого даже не требуется специального образования. Родителям следует спрашивать, кого нарисовал малыш, какой это человек, чем он занимается и т.п. – так они смогут сблизиться со своим чадом, избавить его от переживаний, развеять подозрения и беспокойство своим вниманием и заботой.

Одной из самых простых и одновременно действенных является игра в куклы. Дети называют их именами своих родных и знакомых. Можно понять отношение ребёнка к тому или иному человеку или его поведению. Когда в семье всё хорошо, вероятно, и игрушки будут жить дружно. Если же неприятности имеются, малыш перенесёт их в игру.

Необходимо вовлекать ребёнка в разнообразные игры. Ему обязательно понравится что-то новое, и он будет видеть ваше ответственное и трепетное к нему отношение.

Для разных целей – разные игры

Разные игры можно использовать для разных целей. Специалисты рекомендуют начать с тех, что направлены на улучшение душевного состояния.

Они позволят установить доверительные отношения между ребёнком и взрослым, расслабиться, поднять настроение, преодолеть боязнь остаться одному, нападения, закрытого пространства, повысить здоровье, развить физические навыки. К таким играм можно отнести жмурки, пятнашки, прятки, полосу препятствий.

Приведём несколько примеров игр, которые помогают избавиться от страхов:

  • Смелые мыши. «Кот» дремлет, а около него, издавая писк, бегает «мышка». Проснувшись, первый игрок должен поймать второго, который пытается убежать в домик.
  • Привидение. На водящего накидывают белую ткань, и он с пугающими звуками должен кого-нибудь поймать.
  • Сова и заяц. Когда светло, первый спит, а второй прыгает. С наступлением темноты «сова» пытается найти «зайца», который не должен двигаться.

Эти несложные игры позволят детям хорошо и с пользой провести время. Главное, чтобы родители старались создать для ребёнка самые комфортные условия и окружить его своим теплом. Без этого добиться цели психотерапии намного сложнее. Автор: Александра Пушкова

Игра - это одна из форм проявления активности личности. Суть игры состоит в непродуктивной деятельности, мотив которой лежит не в ее результатах, а в самом процессе, направленном на воссоздание и усвоение общественного опыта, и в которой складывается и совершенствуется управление поведением. Детская игра - форма включения ребенка в мир человеческих действий и отношений. Игра способствует психической разрядке личности, снятию стрессовых состояний. Игра является той универсальной формой деятельности, внутри которой, по определению Д.Б. Эльконина, происходят прогрессивные изменения в психике и личности ребенка - дошкольника; игра определяет его отношение с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности. О первостепенном значении игры для естественного развития ребенка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. В ряде исследований игра определяется как работа ребенка (50, с.5).З.Фрейд писал: «Самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка - это игра. Возможно, мы можем сказать, что в игре каждый ребенок подобен писателю; он создает свой внутренний мир, или иначе, он устраивает этот мир так, как ему больше нравится. Было бы неверно сказать, что он не принимает свой мир всерьез, напротив, он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции». Л. Френк считал, что игра для детей - это способ научиться тому, чему их никто не может научить, способ ориентации в реальном мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в современном мире. Ж. Пиаже считает, что игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, символическая функция игры является особенно важной. Т.И. Шульга, В. Слот, Х. Спаниярд выделяют пять признаков, по которым игру можно отнести к терапевтическому средству:

1. То, что ребенок делает во время игры, символизирует его эмоции и страхи.

2. Игра - это естественная обстановка для самовыражения ребенка.

3. Бессознательно ребенок выражает эмоциями в игре то, что потом может осознать, он лучше понимает свои эмоции и справляется с ними.

4. Игра позволяет психологу больше узнать об истории жизни ребенка.

5. Игра является ключом к строительству хороших отношений между ребенком и психологом и его поведение будет спонтанное.

Именно поэтому все большее значение приобретает игротерапия.

Игротерапия является относительно молодой отраслью современной психологии, которая ориентируется преимущественно на работу с детьми. Появившись в первой половине 20 века в недрах психоанализа, игротерапия постепенно распространилась по широкому спектру направлений, находя теоретическое обоснование разнообразию своих методов (17, с.32-33).

А.А. Осипова предлагает следующее определение: «Игротерапия - это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры».

Л.М. Костина рассматривает игротерапию, как способ коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей, в основу которого положена игра.

Мы рассмотрим некоторые из этих направлений.

1. Игротерапия отреагирования.

Это направление в развитии игротерапии возникло в 30-е годы с появлением работ Д.Левина (1938), в которых развивалась идея терапии отреагирования, структурированной игротерапии для работы с детьми, пережившими какое - либо травмирующее событие. Он считал, что игра занимает важное место в психотерапевтической работе с детьми, поскольку она является естественной для ребенка формой преодоления эмоционального затруднения.

Ребенку разрешается играть свободно, чтобы он познакомился с обстановкой комнаты и с игротерапевтом. Затем игротерапевт использует определенные игровые материалы, чтобы в нужный момент ввести в игру ребенка стрессогенную ситуацию. Воссоздание травмирующего события позволяет ребенку освободиться от боли и напряжения, вызванных этим событием. В рамках этого подхода игротерапевт воссоздает такую обстановку, чтобы специально отобранные игрушки помогли ребенку восстановить тот опыт, который вызвал у него реакцию тревоги.

В процессе разыгрывания прежнего опыта ребенок управляет игрой и тем самым перемещается из пассивной роли пострадавшего в активную роль деятеля.

В игровой комнате возможны три формы игровой активности:

1. Освобождение агрессивного поведения: ребенок швыряет предметы, взрывает воздушные шары или проявляет формы инфантильного поведения.

2. Освобождение чувств стандартизированных ситуаций: стимулирует чувства ревности к сиблингу, прикладывая куклу к груди матери.

3. Освобождение чувств путем воссоздания в игре специфического стрессового опыта из жизни ребенка (32, с.137 - 138).

2. Игротерапия построения отношений.

С появлением в начале 1930-х годов исследований Д.Тафта (1933) и Ф. Аллена (1934), названных терапией отношений, возникло такое направление как игротерапия построения отношений. Философским основанием для него стала работа О.Ранка (1936), который перенес акцент исследований истории жизни ребенка и его бессознательного на развитие отношений в системе «терапевт - клиент», поставив в центр внимания то, что происходит «здесь и теперь» в кабинете.

В игровой терапии отношений основное внимание уделяется лечебной силе эмоциональных отношений между терапевтом и клиентом.

Детям предоставляется свобода выбора - играть или не играть и возможность управлять собственной деятельностью. Цель проводимой в рамках терапии отношений коррекции состоит не в том, чтобы изменить ребенка, а в том, чтобы помочь ему утвердить свое «я», чувство собственной ценности. Ребенок, как и всякая личность, уникален, самоценен и обладает внутренними источниками саморазвития.

Основной механизм достижений коррекционных целей - установление отношений, связей между игротерапевтом и клиентами, с помощью которых игротерапевт демонстрирует неизменное и полное принятие ребенка, его установок и ценностей и выражает постоянную и искреннюю веру в ребенка и его способности.

Ограничение целей терапии задачами личностного самоопределения, самоактуализации и свободы реального самовыражения определяет круг специфических проблем, подлежащих коррекции в рамках данного подхода: нарушение роста «я»; сомнение и неуверенность в возможности собственного личностного роста и обусловленные ими тревожность и враждебность ребенка к окружающим (32, с.138 - 139).

3. Игротерапия в психоанализе.

Использование игры в коррекционной практике исторически связано с теоретическими традициями психоанализа. Начало игротерапии было положено в 20-е годы 20 века в работах М. Кляйн (1922), А. Фрейд (1921), Г. Гуг - Гельмут (1926).

Обращение психоанализа к игре ребенка было в определенной степени вынужденным. Так, Мелани Кляйн считала, что с помощью анализа можно устранить или, по крайней мере, оказать благотворное влияние на нарушение психического развития ребенка.

Однако попытки прямого переноса техник психоанализа на работу с детьми оказались неудачными в силу ряда специфических особенностей детского возраста.

Возможности такого использования игры связаны с двумя ее характеристиками:

Игра ребенка, по мнению М. Кляйн, представляет собой символическую деятельность, в которой находят свободное выражение подавленные и ограниченные социальным контролем бессознательные импульсы и влечения. В ролях, принимаемых на себе ребенком, в игровых действиях с игрушками кроется определенный символический смысл.

Игра является единственным видом деятельности, где ребенок оказывается свободным от принуждения и давления со стороны враждебной к нему среды.

Она считала, что практически любое игровое действие ребенка имеет определенный символический смысл, выражает конфликты и подавленные влечения ребенка.

В 1919 году М. Кляйн стала использовать игровую технику как средство анализа при работе с детьми младше 6 лет. Она считала, что детская игра и основанная на ней игротерапия позволяют непосредственно проникнуть в детское бессознательное. Термин «игровая терапия» был предложен именно Мелани Кляйн.

В ее работах также впервые выделен необходимый игровой материал в состав, которого входили простые игрушки: маленькие деревянные мужчины и женщины, машины, тележки на колесах, качели, поезда, самолеты, животные, деревья, кубики, дом, бумага, ножницы, карандаши, мелки, краски, клей, мячи, наборы шаров, пластилин и веревка. Небольшой размер таких игрушек, их значительное количество и разнообразие позволяет ребенку выразить широкий спектр его фантазий и опыта. Важно, что ребенок может с помощью этих игрушек воссоздать ситуации из своего опыта.

Работа в игровой ситуации, где ребенку предлагается несколько специально отобранных игрушек, и терапевт участвует в проигрывании ребенком определенных травматических эпизодов, была названа активной игротерапией. В активной терапии была с успехом воспринята выдвинутая М. Кляйн цель быстрого снижения уровня тревожности у детей. Предполагалось, что ни один другой метод не может столь быстро привести к подобным результатам.

В то же самое время стала использовать игру для установления контакта с ребенком А. Фрейд. Она обнаружила, что игра является важным фактором становления эмоционального контакта с ребенком и служит тем средством, которое делает самовыражение ребенка свободным.

Наряду с активным параллельно развивался пассивный тип игротерапии, когда терапевт не ограничивает детскую игру, а вместо этого просто присутствует при ней, находясь в одной комнате с ребенком.

По мере того как ребенок в процессе разнообразной активной деятельности выясняет, что ему позволено делать, терапевт постепенно включается в детскую игру. В пассивной игротерапии принято считать, что важное значение в преодолении эмоциональных нарушений имеет принятие способов самовыражения ребенка. Ребенок получает возможность проработать свою тревогу, враждебность в игровой форме и в своем собственном темпе (32, с.130-132).

4. Игротерапия центрированная на клиенте.

Цель такой терапии не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким - то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

Развитие идей терапевтов в этом направлении изучено и расширено К. Роджерсом и В. Экслайн.

В основе игротерапии, центрированной на ребенке, лежит представление о спонтанности психического развития ребенка, обладающего внутренними источниками саморазвития и потенциальными возможностями самостоятельного разрешения проблем личностного роста.

Основная задача коррекции состоит в создании или восстановлении значимых отношений между ребенком и взрослым с целью оптимизации личностного роста и развития. Игра как деятельность, свободная от принуждения, подчинения, страха и зависимости ребенка от мира взрослых, представляет собой, по мнению сторонников недирективной терапии, единственное место, где ребенок получает возможность свободного беспрепятственного самовыражения, исследования и изучения собственных чувств и переживаний (32, с.133 - 134).

Исследования В. Экслайн дали начало крупному направлению в игротерапии. Она успешно применила принципы недирективной терапии, например естественность, стремление индивида к развитию, способность индивида к управлению собственным развитием в игровой коррекционной работе с детьми. Вместе с тем процесс личностной реализации, саморазвития может быть нарушен или ограничен вследствие либо неблагоприятных условий среды, либо нарушений взаимодействия и общения со значимыми другими, и в первую очередь с родителями и близкими взрослыми. Отношения, связь с другим человеком составляют необходимое условие личностного развития.

Многообразие возможных процедур, происходящих в игровой комнате, поставили В. Экслайн перед необходимостью сформулировать ряд требований психолог должен:

Искренне уважать ребенка и быть заинтересованным в нем как в целостной личности.

Относится с терпением и пониманием к сложностям внутреннего мира ребенка.

Достаточно хорошо знать самого себя, чтобы быть в состоянии сохранить эмоциональную устойчивость и служить интересам ребенка.

Иметь достаточно объективности и интеллектуальной свободы выдвигать и экспериментально проверять гипотезы и быть в состоянии гибко приспосабливать свое мышление и реагирование к более глубокому познанию ребенком самого себя.

Обладать сенситивностью, эмпатией, чувством юмора и легкостью в общении.

В. Экслайн впервые отметила значение ограничений для чувства безопасности и стабильности терапевтических отношений у ребенка, а также для повышения чувства ответственности у ребенка за собственные поступки. Она определила перечень ограничений и требования к ним (17, с 44 - 45).

5. Игротерапия детско-родительских отношений.

В 1960-е годы усилиями Л. Герни и Б.Герни как особое направление сформировалась игротерапия детско-родительских отношений, которая была ориентирована на решение социальных, эмоциональных и поведенческих проблем детей. Л. Герни отмечала, что данное направление объединяет две стратегии: 1) игротерапию с детьми и 2) обучение родителей посредством прямого вовлечения их в процесс происходящих изменений. Терапевт детско-родительских отношений обучает родителей психологически компетентному поведению с детьми и проведение игровых секций, осуществляя при этом супервизорскую поддержку и помогая использовать приобретенный родителями опыт проведения игровых занятий с детьми в домашних условиях. Обычно терапия детско-родительских отношений используется в работе с детьми от 3 до 12 лет, однако заполнение игровыми занятиями времени, уделяемого ребенку родителями, может распространяться и на общение с подростками.

Принципиальными основаниями для детско-родительских отношений является признание важного значения игры в развитии ребенка и в терапевтических отношениях с ним. Признание способности родителей к овладению умением проводить игровые сессии со своими детьми и, наконец, предпочтение обучающей модели во взаимоотношениях с родителями и детьми, так как, признавая наличие биологически обусловленных проблем, специалисты в области терапии детско-родительских отношений «рассматривают социальные, эмоциональные и поведенческие трудности детей, как социально обусловленные проблемы, возникающие преимущественно из - за недостатка знаний и умений» (17, с.45 - 46).

Мы видим, что во всех направлениях так или иначе по функциям взрослого в игре различают недирективную игротерапию и директивную игротерапию.

Недирективная игротерапия - это целенаправленная терапевтическая система, центром которой является ребенок как самостоятельная личность, способная к саморазвитию.

Цель недирективной игротерапии в общем смысле согласуется с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации.

Ребенку необходимо помочь: 1) стать более ответственным в своих действиях и поступках; 2) развить более позитивную Я - концепцию; 3) стать более самоуправляемым; 4) выработать большую способность к самопринятию; 5) овладеть чувством контроля; 6) развить синситивность к процессу преодоления трудностей; 7) развить внутренний источник оценки; 8) обрести веру в себя;

Директивная игротерапия - это форма, в которой психотерапевт выступает в роли организатора, руководителя психотерапевтического процесса с принятием на себя ответственности за достижение целей психотерапии.

Директивная игротерапия предполагает выполнение игротерапевтом функций интерпретаций и трансляции ребенку символического значения детской игры, активное участие взрослого в игре ребенка с целью актуализации в символической игровой форме бессознательных подавленных тенденций и их проигрывание в направлении социально приемлемых стандартов и норм.

В директивной игротерапии взрослый берет на себя функции организатора игры, интерпретации ее символического значения.

К преимуществам директивной игротерапии следует отнести то, что психотерапевт может с высокой вероятностью прогнозировать время и качество терапевтических изменений у ребенка, более структурировано и планомерно реализовывать и контролировать их, а также работать с ребенком в более интенсивном и краткосрочном режиме (17, с.81 - 82).

На основе этих двух основных видов игротерапии был создан метод смешанной игровой терапии.

Использование смешанной игротерапии для коррекции личностной сферы у дошкольников становится возможным при четком отслеживании личностных новообразований и так называемых подвижек в поведении ребенка. Умение психолога своевременно отреагировать на эти изменения своевременно отреагировать на эти изменения позволяет гибко использовать игровые ситуации различных методов игротерапии, что повышает эффективность психотерапевтического процесса и значительно упрощает его использование (17, с.19).

Итак, мы рассмотрели различные подходы к игротерапии, а также ее виды. Многообразие подходов еще раз подтверждает актуальность использования этого метода.

А.А. Осипова отмечает, игра оказывает значительное влияние на развитие личности, а также снимает напряженность, страх перед окружающими и тревогу (32, с.126).

Г.А. Урунтаева определяет игру, как особый вид деятельности человека. Игра, по ее мнению, влияет на все стороны психического развития.

А.В. Запорожец писал: «Особое значение имеют психические изменения, происходящие в игре. Они заключаются в формировании у ребенка на основе внешней игровой деятельности умственного плана, в развитии способности создавать системы обобщенных, типичных образов, окружающих предметов и явлений. И затем совершать различные их мысленные преобразования, подобные тем, которые совершались реально с материальными объектами».

Игра для ребенка - это радость и удовольствие. Игрушка неизменный спутник ребенка с первых дней рождения и важнейшее средство психического развития дошкольника.

Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения (45, с.64).

Н.М. Никольская и Р.М. Грановская считают, что с помощью игры дети развивают самые разные качества (30, с.249).

Поэтому многие методы психологической коррекции и психотерапии в детском возрасте основаны на игре как универсальном способе воздействия на личность ребенка. Одним из таких методов является игротерапия.

В настоящее время игровые техники работы с тревожными детьми очень разнообразны. Они берут свое происхождение не только от теории психоанализа, но и разрабатываются современными игротерапевтами.

Итак, в первой главе нашей работы мы рассмотрели основные аспекты проблемы тревожности. Анализ литературных источников показал, что проблема тревожности уходит своими корнями в античность и остается актуальной в настоящее время. Причины, вызывающие тревогу и влияющие на изменение ее уровня, многообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека. Существуют разнообразные методы коррекции уровня тревожности (арттерапия, сказкотерапия, сочинение историй и др.) одним из них является метод игротерапии. Это метод, в основе которого лежит игра. Игротерапия появившись, в первой половине 20 века постепенно, распространилась по широкому спектру направлений. Мы считаем, этот метод наиболее оптимальным для работы с тревожными детьми дошкольного возраста, так как ведущей деятельностью этого возраста является игра.

Игротерапией называют психотерапевтический метод воздействия на детей, которое достигается путем игр. Это необходимо для полноценного погружения во внутренний мир ребенка. В ходе наблюдений за играми удается отыскать проблемы, а также причины их формирования.

С помощью игровой терапии детям удается справиться со всеми сложностями, нормализовать развитие, исключить различные проблемы и разобраться в тех вещах, которые его действительно тревожат. Во многом эффективность игротерапии объясняется тем, что дети во время игр практически всегда в хорошем настроении, они открытые и готовы к взаимодействию с окружающими.

Функции игротерапии

В ходе игровой терапии отношения между участниками становятся максимально доверительными. Вне зависимости от формы игротерапии, она выполняет три основные функции, являющиеся наиболее важными для детей дошкольного возраста:

  • Диагностика. Игротерапия для детей помогает лучше узнать все личностные особенности малышей, его взаимодействие с миром и окружающими людьми. В ходе обычного разговора бывает крайне сложно раскрыть замкнутого ребенка. Причин тому может быть множество. Лечение игрой помогает ему на уровне сенсомоторики продемонстрировать, что его беспокоит или с чем ему пришлось когда-то столкнуться. Он выражает себя спонтанно и полно, что отлично помогает для дальнейшей психологической коррекции.
  • Обучение. Лечение и одновременное обучение ребенка — это сочетание важных функций, которое дает игротерапия в детском саду или просто с группами дошкольников. Развивающий процесс игры адаптирует ребенка к новому, позволяет легко понимать те или иные вещи, реадаптироваться и социализироваться. Процесс социализации имеет огромное значение для многих замкнутых в себе детей и не только.
  • Терапия. Данный метод игровой терапии ориентирован на то, что ребенок проявляет интерес к самому процессу. Результат его совершенно не волнует. В ходе игры раскрываются переживания, страхи или боязнь общения. Детям удается легче отыскать решения всевозможных конфликтов. Это позволяет значительно укрепить психические процессы, сформировать ту же толерантность и правильно реагировать на происходящие ситуации.

Виды игровой терапии

Основное правило в работе с детьми — поддерживать атмосферу игрового процесса. Упражнения не должны представлять собой обычное общение психолога с пациентом. Такие подходы не обеспечат должное лечение, поскольку выплеск эмоций и переживаний будет ограниченный или отсутствовать вовсе.

Чтобы игровая терапия с тревожными детьми дала необходимый результат, следует определить, какие именно методы игровой терапии будут актуальны в той или иной ситуации. Выделяют различные виды игротерапии, каждый из которых имеет свои особенности. При этом цель игровой терапии у всех одна — добраться до сути проблемы, с которой столкнулся малыш, и постараться помочь в ее решении.

Если принимать во внимание роль взрослых в процессе, то тут различают два вида терапии:

  • Директивная. Она же направленная игротерапия. Данная игротерапия в психоанализе подразумевает выполнение взрослым роли организатора. То есть его задача — предлагать уже готовые решения для различных проблем, что в итоге позволяет ребенку самостоятельно прийти к пониманию сути проблем или конфликтов.
  • Если же говорить про такой вид как недирективная игровая терапия, то здесь вмешательство взрослого минимальное. Он старается по возможности не становиться участником игрового процесса. Те особенности, которыми обладает недирективная игровая терапия, стимулируют детей к созданию доверительной, теплой и уютной атмосферы.

Также различают виды, в зависимости от структуры игровых материалов.

  • Структурированная игра. Ее используют, когда лечение проводится с детьми возрастом 4-12 лет, а игра применяется как метод психотерапии. Здесь принимают участие материалы, непосредственно выражающие действия, желания и пр. Это могут быть телефоны, человеческие фигурки, игрушечные пистолеты и пр.
  • Неструктурированная. Акцент делается на спортивные и физически активные упражнения. При этом материалами выступают вода, песок, пластилин и пр. С их помощью ребенок может косвенно выразить свои чувства, переживания.

Дети могут развиваться по-разному, несмотря на одинаковый образ жизни. Социальный уровень адаптации порой отличается, психика укрепляется недостаточно сильно, потому необходимо стимулировать развитие детей. Великолепными возможностями в плане коррекции психики малыша играет игротерапия.

Игровая терапия с тревожными детьми и другими малышами, столкнувшимися с теми или иными проблемами, в зависимости от формы организации, проводится:

  • группами;
  • индивидуально.

Чтобы побороть тревожность, переживания и прочие проблемы ребенка, включая его глубокие внутренние беспокойства, психолог выбирает оптимальную форму занятия, которая идеально подойдет для решения конкретных возникших задач.

Кому полезна?

Психокоррекция с помощью такого метода как игровая психотерапия достигается при работе с различными детьми, столкнувшимися с теми или иными проблемами. Научно доказано влияние игры на развитие ребенка. Потому не редко данный метод используют для лечения амблиопии дошкольников и ряда других проблем физического и психологического характера.

Общая характеристика метода игротерапии позволяет раскрыть его как один из наиболее эффективных в решении детских проблем. Любой родитель хочет, чтобы его ребенок рос психически здоровым. Но каждое условие для этого соблюсти достаточно сложно, поскольку на детскую психику влияют множественные негативные факторы, провоцирующие определенные проблемы. Это могут быть проблемы в родительских отношениях, сложности в обучении, умственная или физическая отсталость и пр.

Влияние игры на психическое развитие доказано множественными сеансами терапии. При этом удалось выяснить, с какими именно проблемами может справиться данная методика. Рассмотрим основные из них:

  • психические расстройства, обусловленные разводом родителей;
  • агрессивное поведение;
  • страхи;
  • тревожность;
  • стрессы;
  • трудности при чтении;
  • низкая успеваемость;
  • проблематика обучаемости;
  • ускорение развития умственно отсталых детей;
  • заикание;
  • облегчение состояния, вызванного психосоматическими недугами и пр.

Многие ошибочно считают, что игротерапия представляет собой нечто вроде психиатрии. Этот метод, влияющий на всестороннее развитие малыша, имеет почти безграничные возможности. К примеру, в форме игры можно развивать речь, совершенствовать силу воли, учить контролировать эмоции, адаптироваться к социуму и пр. Элементарно, ваш ребенок может научиться заводить друзей и решать конфликты с окружающими без слез, драк и прочих методов.

Потому часто родители отдают своих детей на сеансы игротерапии с целью дополнительного развития при отсутствии реальных проблем. Хотя не редко удается обнаружить серьезные внутренние проблемы у детей, о которых даже не подозревали их родители.

С кем играть?

Не стоит думать, что игротерапией можно заниматься исключительно в кабинете детского психолога. Хотя начать решать детские проблемы рекомендуется именно с посещения специалиста. С его помощью можно выбрать оптимальные методы игротерапии, которые подойдут конкретно для вашего ребенка и тех потребностей или задач, которые вы хотите решить.

Но сами психологи отмечают, что лучше всего игротерапия действует в том случае, когда в процессе принимает участие близкий человек. Это объясняется доверительным отношением к маме, папе, бабушке, дедушке или даже старшим братьям, сестрам. А вот незнакомым людям дети не редко открываются с большим трудом, если вообще открываются.

Помимо этого, участие родителей в процессах игротерапии дает дополнительные положительные результаты:

  • меняется отношения между ребенком и родителем;
  • игротерапия словно возвращает взрослого человека в его собственное детство;
  • погружение в игру позволяет лучше понять собственного малыша;
  • в ходе игротерапии ребенок и взрослый находятся словно на одном уровне простого и непосредственного общения;
  • стираются рамки «я взрослый, ты — ребенок», что крайне важно в достижении поставленных целей.

Это внушительные аргументы для того, чтобы заняться с собственным ребенком игротерапией. Однако не спешите выбирать первые же попавшиеся варианты игр. Советуем предварительно посетить психолога, который поможет вам определить, какой именно формат игры станет наиболее эффективным в вашем случае.

Как играть?

Без полноценного принятия ребенка как личности начинать игру бессмысленно. Что же означает принятие личности? Это соблюдение пяти основных правил:

  1. Уважительно относитесь ко всем желаниям ребенка.
  2. Ни в коем случае не заставляйте насильственно играть.
  3. Грамотно дозируйте эмоциональную нагрузку, оказываемую на малыша.
  4. Старайтесь делать так, чтобы атмосфера игры всегда была веселой и позитивной.
  5. Следите за тем, как чувствует себя малыш. Если он утомился или его настроение заметно падает, игру лучше прекратить.

Если вам удалось соблюсти все основные правила, тогда дело за малым — поиграть. Взрослые люди забывают, что означают детские игры. Потому здесь может потребоваться проявить определенную выдержку, включить фантазию и просто насладиться процессом.

Мало кто из детей не любит рисовать. Потому попробуйте начать именно с рисования. К примеру, можете поставить задачу нарисовать свой дом или семью. Через эти рисунки малыш может показать свои страхи, переживания или травмы. Часто они их просто не могут или боятся озвучить.

В процессе рисования обязательно принимайте активное участие, спрашивайте, что малыш делает, кого рисует и почему тот или иной объект на рисунке изображен именно так. За счет этого можно раскрыть тревоги своего ребенка, его страхи, а также помочь решить сформировавшиеся проблемы.

Другой популярный и доступный метод игротерапии — участие в процессе игрушек. Фантазия и воображение в сочетании с внутренними переживаниями формирует из невоодушевленных игрушек определенные образы. Там могут быть злодеи, добрые герои и нейтральные персонажи. Каждый из них олицетворяет определенных реальных людей. Здесь важно принять во внимание, кого малыш боится, кого очень любит, а на кого и вовсе не обращает никакого внимания. Часто родители воспринимают это как шутку или вымысел. На самом же деле в создаваемых с помощью игрушек образах могут скрываться ответы на крайне важные для ребенка вопросы.

Игра — это естественный процесс, в ходе которого ребенок глубоко погружается в свой внутренний мир. Он не заставляет себя играть. Это словно дыхание — естественное и необходимое.

Старайтесь разнообразить досуг своего ребенка. Это вовсе не означает, что обязательно нужно покупать целую кучу игрушек. Игротерапия может проходить на улице, дома или даже в машине. Дети проявляют повышенный интерес к любой выдумке взрослого. Нужно только направить игру в правильное русло, одновременно развлекая малыша и получая ответы на важные вопросы о состоянии, переживаниях, проблемах и тревогах ребенка.

Игротерапия — это полезная и многим необходимая форма психотерапии, которая может проводиться в привычных домашних условиях. Она не занимает много времени, зато получаемая от нее польза огромная. Существует широкое разнообразие всевозможных форм проведения игротерапии, ориентированные на эффективную помощь детям.

Игротерапию заслуженно считают одним из самых полезных инструментов в решении проблем детской психики и психологии.

И самое главное. Никогда не оставляйте малыша одного, когда он сталкивается с различными тревогами, страхами или переживаниями. Вовремя выявив проблемы, вы можете помочь в их решении.

Для детей игра один из основных инструментов становления в жизни. С помощью неё они учатся взаимодействовать с другими людьми, развиваются интеллектуально и физически, познают мир, расширяют кругозор. А главное, делают все это в интересной форме без принуждения. Игротерапия (ИТ) – психологический инструмент, направленный на работу с нарушениями психики у людей всех возрастов посредством участия в определённой игре.

Ещё в далёком 1913 году Зигмунд Фрейд решил применить эту методику для работы с детьми. Он руководствовался тем, что ребёнок через игру проявляет свою активность и тем самым выявляет пассивные источники переживаний.

Далее, почти через 20 лет, его примеру последовала Мелани Кляйн, которая предпочла в данном виде терапии занять роль наблюдателя. В своей работе она практиковала донесение до сознания малышей их собственного поведения и состояния через игру.

Вразрез с ней в 1946 году пошла Анна Фрейд, которая посчитала, что в игровой терапии врач должен занимать доминирующую позицию, в принципе, как и родители пациента, которых она активно привлекала. Помимо этого, она использовала куклы, интерпретирующие окружающих людей ребенка, и через них решала конфликтные ситуации, поведенческие проблемы и жизненные отношения.

Игровая терапия начала набирать обороты в сороковых годах. Появились различные методики, разновидности и направленности этого способа лечения. И с тех пор ИТ только совершенствуется, поскольку имеет положительную практику.

Цели игровой терапии

  1. Развитие. В этом ключе занятия могут проводиться не только с детьми, имеющими какие-либо психологические отклонения, но и со здоровыми. Психолог при помощи такой терапии поможет раскрыть потенциал, проработать определённые навыки.
  2. Коррекция. Игротерапия в данном случае направления опять же не на лечение заболевания, а устранение какого-то небольшого поведенческого барьера.
  3. Психотерапия. Устранение тревожности, страхов, помощь в преодолении тяжёлых психоэмоциональных проблем, например, развод родителей, появление младшего ребёнка.

Деткам веселее, интереснее, легче воспринимать информацию в игровой форме. Доктор, который занимается детской психотерапией посредством игры, является специально обученным игротерапевтом. Во время лечебного занятия, ребенок привносит много личного в игровое поле, поэтому терапевту очень важно уметь видеть те ситуации, которые заботят малыша. И также не менее важно уметь в процессе занятия обыгрывать тревожные моменты так, чтобы у пациента уходили его переживания.

Дело в том, что малыш, не всегда умеет самостоятельно распознать внутренний конфликт, и уж тем более прийти к врачу, сесть на кресло и рассказать о нём. Как правило, эта проблема проявляется через непослушание, агрессивное поведение, тревожность и другие расстройства. Но зато ребёнок может продемонстрировать все свои тревоги во время игры, поскольку она является его ведущей деятельностью. Поэтому от игротерапевта зависит очень многое. Он должен уметь «читать» и оценивать ситуации в процессе игры, помогать найти пациенту душевный баланс.

Показания к применению игротерапии и когда эффективна игротерапия?

Для детей, особенно раннего возраста, все происходящее вокруг – игра. Поэтому нельзя сказать,что для нее должны быть какие-то показания, так как для ребятишек это основной вид досуга. Именно в процессе игры дети всегда в хорошем настроении, открыты к взаимодействию и не расценивают такое времяпрепровождение, как что-то неприятное для себя. Но с точки зрения психологических отклонений ИТ поможет в следующих случаях:

  • замкнутость и необщительность;
  • наличие скрытых и навязчивых фобий;
  • непослушание или сверхпослушание;
  • вредные привычки (ковыряние в носу и прочие);
  • налаживание взаимоотношений (с родителями, с братом и тому подобное);
  • агрессивное поведение;
  • нанесение себе увечий (выдёргивание волос, ресниц, кусание губ и так далее);
  • отсталое развитие речи;
  • стрессовые ситуации;
  • проблемы с чтением, а также успеваемостью в целом.

Виды и методы игротерапии

Для того чтобы игра состоялась, необходимы правила её проведения и игрушки, если в них есть необходимость.

В зависимости от того, на каких психологических принципах базируются правила игры, различают следующие виды игротерапии :

  • ИТ в психоанализе;
  • игротерапия в отечественной психологической науке;
  • примитивная ИТ;
  • игровая терапия построения отношений;
  • ИТ отреогирования;
  • игровая терапия с неструктурированным материалом;
  • индивидуальная ИТ;
  • групповая игротерапия.

Методы ИТ зависят от игрушек или дополнительного реквизита, который используется во время терапии. Поскольку вариантов множество, получается, и методов немало, но мы выделим основные.

  1. Сказкотерапия
  2. Активный
  3. Пассивный
  4. Освобождающий
  5. Структурированный
  6. Терапия отношениями
  7. Шахматный
  8. Музыкальный

По некоторым названиям, становится очевидной их суть. Но хотелось бы уточнить, что смысл активного метода заключается в том, что игротерапевт играет в игру наравне с пациентом или является её ведущим. В пассивном же, он берёт на себя роль наблюдателя. В освобождающем и структурированном методах целью является обыгрывание ситуации, которая гложет ребёнка, также высвобождение эмоций. Терапия отношениями позволяет сделать акцент на том, что происходит здесь и сейчас в кабинете, а не в прошлом пациента. Для этого имеются различные программы игротерапии.

Средства игротерапии

В ИТ обязательно должен быть ведущий – взрослый человек. Как правило, это или игротерапевт, или родитель. Они предоставляют средства, которые позволяют пациенту раскрыться. Подбираются они, исходя из анамнеза и индивидуальных особенностей, и могут быть следующими:

  • лепка;
  • подвижные игры;
  • конструирование;
  • ролевые игры.

Помимо вышеописанных средств могут быть и любые другие, позволяющие раскрепостить ребёнка и открыть его внутренний мир. Их задачей стоит моделирование ситуаций, в которых малыш сможет разрешить внутренний конфликт. Поэтому применение игрушек и других предметов помогает приблизить модель к реальности и тем самым выявить проблему в процессе игры.

Игротерапия для детей дошкольников

Время, когда дети начинают ходить в детский сад, всегда стрессовый период в их жизни: смена постоянного местопребывания, увеличение количества окружающих, продолжительная разлука с родителями, ранние подъёмы и прочие моменты выбивают ребёнка из колеи. Все это может провоцировать агрессивное поведение, повышенную тревожность, непослушание, протест и другие поведенческие отклонения. В таких ситуациях использование игротерапии необходимо как никогда.

Начиная с двухлетнего возраста можно начинать корректировать поведение малыша. В процессе игры:

  • достигается эмоциональное равновесие;
  • исправляется поведение;
  • развиваются социальные навыки;
  • устраняются пробелы, созданные семьёй.

Очень важным моментом является то, что ребёнку должно быть комфортно и интересно во время игры, тогда результат не заставит себя ждать, и он научится:

  • дружить с другими детьми;
  • осознавать своё «я»;
  • уважать других и их «я».

Посещая сад, малыш каждый день находится в одних и тех же условиях, порождающих у него страхи и комплексы. ИТ направлена на то, чтобы их проработать, осознать и от них избавиться.

Песочная игротерапия

Работают в нескольких направлениях и устраняют многие проблемы. Такое времяпрепровождение кажется незатейливым, но в этой простоте и кроется эффект.

  1. Снимается раздражительность, плаксивость, агрессивность.
  2. Развивается фантазия.
  3. Выстраиваются социальные связи.
  4. Улучшается координация.
  5. Стимулируется мелкая моторика.
  6. Поднимается настроение.

Благодаря современным технологиям можно играть не только в классической песочнице, но также в специальных песочных столах с подсветкой. Такой терапевтический досуг позволяет творить в реальном трёхмерном пространстве. Малыш, играя с песком, ощущает себя создателем целого мира.

С кем ребёнку лучше играть?

На данный вопрос невозможно ответить однозначно. Все зависит от целей, описанных выше. Если необходимо раскрыть потенциал или немного подкорректировать поведение, то комфортно и адаптивно это будет делать с родителями. Ведь именно они знают своего малыша лучше, чем кто-либо другой и найдут подход к нему. Да и ребёнку спокойнее будет играть с родственниками. Регулярные походы в кабинет с табличкой «Психолог» сами по себе могут вызвать стресс, который ни к чему, если малыш всего лишь немного капризный, например.

С психологическими отклонениями родители не всегда могут справиться самостоятельно в силу многих факторов: субъективности, отсутствия соответствующего образования, времени, желания и прочих. Поэтому в таких случаях лучше обратиться к игротерапевту, который при необходимости вовлечёт в игру и маму с папой или научит их, как играть дома.

Разные игры – для разных целей

К сожалению, нет одной универсальной игры, которая бы позволила избавиться от детских проблем. Выбор игры зависит от источника расстройства и его глубины. Лучше всего, если подходящий досуг подберёт психолог. Но от игр вреда не бывает, поэтому можно воспользоваться рекомендациями, описанными ниже.

Необходимо соблюдать несколько условий, чтобы игра стала успешной.

  1. Такое времяпрепровождение должно быть интересно не только ребёнку, но и взрослому. Дети всегда чувствуют неискренность. И если они будут знать, что родители играют с ним потому что надо, а не потому что хочется, то весь терапевтический эффект может сойти на нет. Искреннее удовольствие всех участников – залог успеха.
  2. Игра должна быть спонтанной. Для малышей это имеет особое значение. Если ребёнок будет играть по какому-то расписанию, то для него это станет не развлечением, а работой.
  3. Игра должна быть добровольной. В целом это очевидно из предыдущих пунктов. Развлечения из-под палки уже не являются таковыми.

Игры для улучшения психологического самочувствия

Дети чувствуют себя спокойно, когда знают, что они кому-то нужны и интересны. Легче всего это показать через следующие общеизвестные игры:

  • жмурки;
  • пятнашки;
  • прятки;
  • полоса препятствий.

Во всех играх важно немного поддаваться, если видно, что малыш не справляется, подбадривать и хвалить за успехи.

Игры, помогающие в коррекции агрессии

Детям, которые проявляют агрессию важно показать на контрасте, что существует и другая модель поведения, а также, что любой спор должен закончиться на позитивной ноте. В такие игры можно играть с двух лет.

  1. Войнушка. Ребёнок и взрослый бросают друг в друга различными безопасными предметами: подушками, комками бумаги, плюшевыми игрушками, пользуясь щитами и укрытиями. И заканчивают борьбу ничьей и объятиями.
  2. Кошки. Малыш и взрослый по очереди превращаются вместе, то в добрых, мурлыкающих и ласкающихся кошек, то в злых и шипящих. Вместо кошек могут быть собаки, ёжики и любые другие животные.

Игры, направленные на снятие напряжения и расслабление

Главной целью устранения этих параметров является смена мозговой деятельности и физическое успокоение.

  1. Море волнуется раз. Всеми известная игра отлично работает на отвлечение и расслабление. Взрослый произносит: море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская (земная, овощная, любая другая) фигура замри! Во время озвучивания фразы ребёнок раскачивается, как будто на волнах и замирает на последнем слове в какой-то позе до тех пор, пока ведущий не отгадывает, что это за фигура. Затем играющие меняются ролями, или проделывают то же самое ещё раз. Такое развлечение подходит для детей от трёх лет.
  2. Кукла. Ведущий говорит малышу, чтобы тот представил, что он превращается в куклу. Перечисляет все части тела, которые должны задеревенеть, при этом нажимая на них. Ребёнок замирает в одной позе, стараясь напрячь все мышцы до тех пор, пока взрослый не говорит, что малыш снова стал человеком. Он расславляется и размякает. В эту игру можно играть с четырёх лет.

Игры, помогающие в коррекции страхов

Если ребёнка беспокоят внутренние переживания и страхи, важно показать ему, что в любой ситуации можно найти выход и спастись.

  1. Кошки-мышки. Взрослый и ребенок примеряют на себя по очереди роль кошки или мышки. Кот спит, а мышь бегает вокруг него и пищит. Он просыпается, начинает охотиться за мышкой, она убегает и спасается в своей норке. В эту игру можно играть с двух лет.
  2. Приведение. Один из игроков надевает на себя простынь и становится приведением. Он с пугающим звуком «УУУ» начинает бегать за другим участником и если ловит, то они меняются ролями. Такое развлечение можно использовать с трёх лет.

Скачать книгу игротерапия общения

Статью прочитали: 4 055

Расскажите друзьям::

Вконтакте

Игровая терапия — разновидность арт-терапии, психотерапевтический метод, основанный на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личности. Суть игротерапии состоит в том, что игротерапевт использует терапевтическое воздействие игры, чтобы тем самым содействовать взрослому или ребёнку в преодолении психологических и социальных трудностей, препятствующих личностному и эмоциональному развитию. Непосредственно сам процесс игротерапии включает в себя выполнение группой / отдельным клиентом специальных упражнений, предполагающих и стимулирующих вербальное (выраженные словами) и невербальное (бессловесные) общение, игровое проживание ситуационных задач. Во время игротерапии в группе происходит коррекция и создание межличностных отношений среди участников, за счёт чего снимается напряжённость и страх перед другими людьми, повышается самооценка.

Игротерапия также является основным методом для работы с детьми от 2 до 12 лет вследствие ограниченного возрастом их когнитивного развития и способности вербализовать свои мысли и чувства. Игра — это неотъемлемая часть жизни детей, которая представляет собой средство обучения общественным правилам, а также установления отношений с окружающими людьми. Метод может считаться эффективным, если клиенту удаётся играть раскрепощено и с радостью.

Теоретическая модель, которую использует игротерапевт, определяет вид игротерапии. Существует психоаналитически ориентированная игротерапия , недирективная , поведенческая , терапия отреагированием , экосистемная и др.

З. Фрейд , описывая игры детей (случай Ганса, случай игры с катушкой и др.), указывал, что ребёнок в активность игры превращает то, что он пережил ранее пассивно.

М. Кляйн в 20-х годах прошлого века впервые начала использовать игрушки в психоанализе детей. Она считала игры детей аналогом свободных ассоциаций, которые открывают доступ к бессознательному материалу.

Некоторые выделяют игротерапию как ответвление психодрамы , где место ведущего занимает психотерапевт, а роль группы "берут" на себя "игрушки". В арсенале терапевта, помимо бытовых предметов и разных мелочей, могут быть также краски, пластилин, карандаши, кубики, головоломки, конструкторы, детские книги с картинками и прочие изобразительные средства, которые были в мире ребёнка или не были "волею судьбы".

Во время "игровой" сессии клиент может трогать, рассматривать, слушать, ощущать и вспоминать запах того, что вызывало подсознательное беспокойство многие годы и породило болезнь, пустоту, одиночество, зависимое (аддиктивное ) или созависимое поведение.

Игротерапия применяется крайне широко и разнообразно: от групповой и личной терапии до работы с синдромом посттравматического стресса, с ранними детскими травмами, имеющими амнестический компонент (клиент не может вспомнить причину травмы или саму ситуацию, травмировавшую его в детстве).

В контексте бизнес-тренингов игротерапия имеет очень эффективные результаты: решаются не только личностные, но и, как следствие, — профессиональные проблемы участников сессии. Даже при кратковременных корпоративных занятиях после игровой сессии появляются видимые и значимые результаты в сфере бизнеса, которые проявляются в стратегическом и креативном управлении персоналом, в повышение производительности каждого сотрудника и в увеличение эффективности деятельности компании в целом.

Выбор редакции
Чеченская кухня одна из древнейших и самых простых. Блюда питательные, калорийные. Готовятся быстро из самых доступных продуктов. Мясо -...

Пицца с сосисками готовится несложно, если есть качественные молочные сосиски или, хотя бы, нормальная вареная колбаса. Были времена,...

Для приготовления теста потребуются ингредиенты: Яйца (3 шт.) Лимонный сок (2 ч. ложки) Вода (3 ст. ложки) Ванилин(1 пакетик) Сода (1/2...

Планеты - являются сигнификаторами или же показателями качества энергии, той или иной сферы нашей жизни. Это ретрансляторы, принимающие и...
Узники Освенцима были освобождены за четыре месяца до окончания Второй мировой войны. К тому времени осталось их немного. В погибло почти...
Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...
Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...