Готовые решения огэ по литературе. Рекомендации по подготовке к огэ по литературе


В 2018-2019 учебном году выпускники 9-х классов во всех регионах РФ будут экзаменованы по 5 предметам, в числе которых два будут обязательными (русский язык и математика), а выбор оставшихся трех будет предоставлен самим школьникам и их родителям.

В 2018 году литература оказалась на последнем месте среди необязательных предметов ОГЭ, ведь сдавать данный предмет решили только 3% девятиклассников. Сегодня, по мере того, как приближается момент выбора предметов выпускниками 2019 года, у многих детей и родителей возникает вопрос, стоит ли сдавать ОГЭ по литературе в 9 классе и если да, то сложно ли к нему подготовится. Попробуем разобраться в тонкостях предмета, особенностях КИМов и секретах подготовки к данному экзамену.

Дата проведения

Учащиеся, которым в 2019 году предстоит закончить 9 класс, будут сдавать ОГЭ в конце учебного года. Но, как и в прошлых сезонах, учащимся будет предоставлена возможность пройти испытание досрочно, или же повторить попытку, если с первого раза не получится преодолеть минимальный проходной порог.

Для проведения экзамен по литературе в 9-х классах зарезервированы следующие дни:

Досрочный период

Основной день

Резервный день

Основной период

Основной день

Резервные дни

28.06.19 / 02.07.19 / 03.07.19

Осенняя пересдача

1 пересдача

2 пересдача

19.09.19 / 21.09.19

Формат проведения и особенности экзамена по литературе

Литературу, как один из экзаменов ОГЭ 2019 года выберут учащиеся, желающие продолжить обучение в классах филологического профиля, ведь для успешного преодоления испытания необходимо:

  • знать биографии писателей и поэтов;
  • досконально изучить произведения, входящие в список школьной программы;
  • уметь анализировать и сравнивать тексты, составлять портреты героев, давать оценку их действиям;
  • красиво, лаконично и грамотно выражать собственное мнение.

Главная особенность ОГЭ по литературе от других экзаменов, сдаваемых девятиклассниками в 2019 году – это тот факт, что в билете полностью отсутствуют тесты с ответами. Экзаменационный билет 2019 года будет состоять из 2-х частей:

Девятиклассники проходят итоговую аттестацию на базе своей школы.

На выполнение работы экзаменуемым предоставляется 235 минут (3 часа 55 минут).

Часть 1 (анализ текста)

Прежде чем приступить к выполнению заданий 1-й части необходимо ознакомиться с двумя предложенными вариантами и выбрать для анализа только один, наиболее близкий и понятный.

Важно! Выполнять сразу оба варианта нельзя.

Объем развернутого ответа должен примерно составить:

Не стоит использовать слишком сложные речевые конструкции. Пусть текст будет лаконичным, но при этом читабельным и наполненным глубоким смыслом.

Часть 2 (сочинение)

Больше всего выпускники, привыкшие на контрольных срезах по разным предметам просто отвечать на тесты, боятся сочинения, которое является неотъемлемой частью ОГЭ 2019 года по литературе.

На самом деле большинство выпускников, заканчивающих 9 класс, без проблем выполняют вторую часть ОГЭ по литературе и в 2019 году экзаменуемым тоже бояться нечего. Также стоит знать, что:

  • в процессе написания сочинения разрешено пользоваться полным текстом художественного произведения;
  • объем сочинения должен быть 200 слов (работы менее 150 слов не оцениваются);
  • свои суждения необходимо аргументировать, используя фрагменты из текста;
  • при анализе произведения важно не искажать авторскую позицию.

Оценивание работ

Работы ОГЭ 2019 по литературе не содержат тестовой части, а потому в полном объеме оцениваются независимыми экспертами. Для выставления итогового балла каждая работа будет проверена двумя учителями. В результате возможны такие варианты развития события:

  • Оценки сошлись – все отлично, балл определен и его заносят в документацию.
  • В оценках двух экспертов есть разбежность не превышающая 2-х баллов –выставляют среднее арифметическое.
  • Оценки экспертов отличаются более чем на 2 балла – привлекают третьего специалиста, мнение которого и будет решающим.

Оценка, полученная девятиклассником на ОГЭ по литературе в 2019 году, будет влиять на балл аттестата. При переводе тестовых баллов по данному предмету в оценки используют специальную таблицу соответствия:

Таким образом, если подготовка к ОГЭ по литературе в 2019 году была слабой, а целью выпускника было преодоление минимального порога сдачи, то ему будет достаточно получить всего 7 тестовых баллов. Если же предмет был выбран с целью поступления в профильный класс или колледж, потребуется набрать минимум 15 тестовых баллов, что уже соответствует оценке «4».

Поскольку ОГЭ по литературе имеет свою особую специфику, начинать подготовку к экзамену выпускникам 2019 года необходимо как можно раньше, ведь необходимо будет прочитать достаточно большой объем литературы (список произведений приведен ниже) и проработать основные темы сочинений.

С чего начать?

Шаг 1. Ознакомится с требованиями к экзаменационной работе, ознакомившись с кодификатором и спецификациями.

Шаг 2. Читаем произведения, приведенные в списке. Естественно, лучше ознакомиться с полным текстом в оригинале, но если на это нет времени, то стоит прочитать сокращенный вариант и критику, найти которые можно в специальных сборниках или в интернете.

Предлагаем вашему вниманию полный список литературы для ОГЭ 2019 года по литературе с вопросами, на которые необходимо ответить, читая произведение.

Шаг 3. Делаем заметки. Не стоит полагаться на возможности человеческой памяти, они, к сожалению, не безграничны. Во время чтения не поленитесь выписать в тетрадь основную информацию, которая понадобится для ответов на вопросы и написания сочинений.

Шаг 4. Практикуемся выполнять задания первой части. В этом поможет демоверсия ОГЭ по литературе 2019 года, а также билеты, которые были предложены на экзаменах выпускникам 2018-2018 учебного года.

Шаг 5. Практикуемся в написании сочинения, соблюдая основные требования к тексту.

Не лишним будет послушать советы опытных учителей, ознакомиться с разбором демоверсии и рекомендациями по написанию сочинения. Предлагаем прямо сейчас посмотреть один из таких видеоуроков:



Предлагаемые Вашему вниманию вопросы в формате ГИА позволят учителю подготовить учащихся к выполнению задания 1.2.2. Данные вопросы также будут полезны и при самостоятельной подготовке к экзамену.

1. Какую роль в стихотворении играют эпитеты? (А.С. Пушкин «Я помню чудное мгновенье…»)

2. Какова роль эпитетов в стихотворении Ф.И. Тютчева? («Есть в светлости осенних вечеров…»)

3. Охарактеризуйте эпитеты, найденные поэтом для воссоздания центрального образа стихотворения. (Ф.И. Тютчев «Фонтан»)

4. Какие эпитеты наиболее важны в характеристике Ленского и почему? (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

5. Почему лирический герой стихотворения часто прибегает к риторическим вопросам? (В.А. Жуковский «Невыразимое»)

6. Как приём антитезы помогает воплотить замысел автора? (Ф.И. Тютчев «С поляны коршун поднялся…»)

7. С какой целью поэт использует в этом стихотворении развёрнутое сравнение? (Ф.И. Тютчев «Фонтан»)

8. Какие изобразительно-выразительные средства использовал И.А. Крылов для создания басенных образов «Свиньи под дубом»?

9. Какую роль в стихотворении А.А. Фета «В дымке – невидимке…» играет приём олицетворения?

10. С помощью каких изобразительно-выразительных средств создаётся образ весенней природы? (А.А. Фет «Я пришёл к тебе с приветом…»)

Выполнение заданий 1.1.3 или 1.2.3 предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведён в экзаменационной работе (примерный объём ответа - 5-8 предложений). Эти задания расширяют границы проверяемого материала и определяют уровень сформированности важнейших предметных компетенций.

Но их выполнение вызывает затруднения у учащихся, т. к. они плохо справляются с выявлением оснований для сравнения художественных произведений, с трудом находят элементы сходства или различия между ними.
Затруднения школьников также связаны и с тем, что они не могут правильно построить письменное высказывание, оформить его композиционно, соблюсти логичность и последовательность, часто подменяют анализ пересказом текстов.

Что же делать в этой ситуации? Попробуем дать "рецепт" готового счастья. Я предлагаю Вашему вниманию типовые конструкции, клише , которые помогут ученикам грамотно и правильно построить ответ на экзаменационный вопрос, оформить логические переходы от одной мысли к другой. Главное, нужно соблюдать несколько правил:

1. Помните : основной фрагмент и предложенный отрывок или произведение для сопоставления объединены, как правило, общей темой, но раскрывается она по-разному в зависимости от авторского замысла, творческого метода поэта или писателя. Именно поэтому сначала нужно выявить сходства , а затем различия (если они есть).

2. Правильно включайте информацию исходного текста в готовые речевые формулы. Это поможет избежать пересказа.

3. Выбирайте из списка предложенных конструкций те, которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора.

КЛИШЕ

1. Произведения (стихотворения, фрагменты, отрывки) объединены мотивом (темой)...

2. Одна и та же тема в двух произведениях (стихотворениях, фрагментах, отрывках) раскрывается совершенно по-разному и развивается в противоположных аспектах.

3. Для обоих произведений (стихотворений, фрагментов, отрывков) характерна ещё одна особенность.

4. Нужно отметить ещё одно существенное несходство...

5. Различия стихотворений выражаются не только в эмоциональной окраске, в пафосе, но и в строении, форме произведений.

6. Ритмическое звучание стихотворений также контрастно. Стихотворные размеры, которые выбирают поэты, передают... (динамичность, движение; плавность, напевность )

7. В отличие от первого, второе стихотворение имеет...

8. Стихотворения во многом контрастные, и в основу контраста автор положил противоположность чувств (Пр.: любви и влюблённости ). Различия этих чувств обусловлены различиями лирических героев.

9. Стихотворения... , казалось бы об одном и том же, но как по-разному представлена в них позиция лирического героя и совершенно разные настроения.

10. Мне кажется, из сопоставления обоих произведений (стихотворений, фрагментов, отрывков) можно сделать следующий вывод.

Анализ стихотворения

Особенно трудно даётся современным школьникам анализ лирического произведения. Предлагаю вам клише, использование которого, я думаю, в ряде случаев может быть уместным и целесообразным.

Клише

Анализ стихотворения

Определение вида лирики (любовная, философская, гражданская, пейзажная, символистская лирика) Стихотворение «…» принадлежит к …лирике

Стихотворение представляет собой яркий пример.. лирики

Стихотворение может быть отнесено к … лирике

Выявление лирического сюжета, переживания лирического героя. В основе содержания стихотворения – переживания лирического героя …

Можно сказать, что лирический герой…

В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда)

… звучит мотив грусти…

Выделение композиционных частей (если есть) – кульминационная часть, отступления, противопоставление частей, кольцевая композиция Стихотворение состоит из … строф…

Произведение построено…

Оно имеет четкую структуру..

Кульминация стихотворения приходится на…

Истолкование названия Стихотворение названо так потому, что…

Характеристика образов (существительные-образы)- В первой строфе возникают образы (существительные)…

Художественно-выразительные средства. Автор, характеризуя образы, использует художественно-выразительные средства… Здесь автору помогает использование… Немаловажную роль играют…

Действия и состояния (глаголы-проблемы). Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы

Отмечает (что?) ...описывает (что?) ...касается (чего?) ... обращает внимание (на что?) ... напоминает (о чем?)

Пространство, время. Пространство представлено весьма интересно…(описание комнаты и всего, что в ней, от общего к частному, от частного к общему, описание представлено сверху вниз, описание пространства в ширину, выход на уровень неба, космоса…)

Стилистический уровень (лексика, рифма, синтаксис). Автор в произведении использует (высокую, низкую) лексику

Стихотворение написано с использованием…рифмовки… Строфы имеют…рифмовку…

В стихотворении использованы такие синтаксические средства , как…(повторы: анафоры, эпифоры, инверсия, параллелизм, риторические вопросы, восклицания, умолчания)

Используемые предложения построены …

Фонический уровень (размер стиха, звукопись: аллитерация, ассонанс) …В основе ритмического рисунка – пятистопный хорей…

В основе ритма стихотворения – пятистопный хорей…Размер стихотворения-

Специальный подбор созвучных гласных (согласных) усиливает впечатление…

СОЧИНЕНИЕ (задания 2.1-2.4)

Вступительная и заключительная части сочинения.



Приступая к сочинению, помните о том, что лучше всего оценивается и воспринимается то, что и как сказано в самом начале и конце. Поэтому необходимо привлечь какую-нибудь оригинальную мысль, которая придаст своеобразие вступлению. Это могут быть сведения об эпохе, факты из биографии писателя или какие-то общие рассуждения по поводу темы.

В соответствии с этим выделяют следующие виды вступления :
историческое (эпоха);
аналитическое (анализирующее какое-либо понятие, входящее в формулировку темы);
биографическое (факты из биографии писателя);
сравнительное (о литературных традициях);
живописное (с описанием картины);
лирическое (личное восприятие темы);
обществоведческое (с привлечением знаний по общественным дисциплинам) .

Заключение должно быть оригинальным по форме, четким и выразительным по мысли.
желательно, чтобы в заключении был выдвинут новый тезис, расширяющий основную часть;
это может быть концовка - вывод, размышление, исследование, риторический вопрос, концовка - цитаты и другие;
оригинальное заключение замечательно своей внезапностью, новизной;
удачной концовкой может быть афоризм или библейское изречение.
Работая над заключением, помните слова Дейла Карнеги: "Концовка является самым важным стратегическим элементом. Не оставляйте ее незавершенной и разбитой."

Характеристика художественного образа или персонажа
Примерный план

I. Место персонажа в системе образов произведения.
II. Характеристика персонажа как определённого социального типа
1. Социальное и материальное положение.
2. Внешность.
3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг интересов, привычек, склонностей:
А) характер деятельности и основные жизненные устремления;
Б) влияние на окружающих.
4. Область чувств:
А) отношения к окружающим;

Б) особенности внутренних переживаний.
5. Авторское отношение к персонажу.
6. Личные черты, которые выявляются в произведении:
А) с помощью портрета;
Б) в авторской характеристике;
В) через характеристику других действующих лиц;
Г) предысторией или биографией;
Д) через цепь поступков;
Е) в речи;
Ж) окружающей обстановкой.
III. Какая общественная проблема привела автора к созданию подобного образа?

Анализ эпизода художественного произведения
Примерный план

Эпизод – относительно самостоятельная единица действия произведения, отрывок, фрагмент, в котором говорится о законченном событии, происшествии.

1. Определение темы эпизода.
2. Место эпизода в идейном замысле писателя.
3. Определение границ эпизода.
4. Выяснение читательского восприятия (читательское восприятие, мысли, чувства).
5. Наиболее значимые художественные детали (пейзаж, речь, интерьер).
6. Как раскрывается в данном эпизоде герой (его мысли, чувства, переживания).
7. Авторская позиция (на чьей стороне автор).

Средства создания комического

2. Гиперболизация.
3. Портрет.
4. Речевая характеристика.
5. Предметно-бытовая деталь.
6. Приём неожиданности.
7. Соседство серьёзного с незначительным.
8. Подбор изобразительных средств.

Если вы выбрали в качестве дополнительного экзамена литературу, а теперь не знаете, что с нею делать и как ее сдавать, не печальтесь. Советы преподавателей образовательного центра «Мерлин» помогут вам успешно справиться с этим испытанием.

Кому нужна литература?

Литературу сдают не только будущие филологи, но и люди творческие. Если вы собираетесь через два года поступать в театральный или художественный вуз, то высокие баллы по литературе вам пригодятся. Поэтому лучше готовиться заранее — программных произведений и теории очень много. Выучить и прочитать всё сразу за короткий период времени невозможно. Пусть ОГЭ станет вашей генеральной репетицией, и тогда ЕГЭ в 11 классе вам будет сдавать намного легче.

Подводные камни ОГЭ по литературе

Задания экзамена построены таким образом, чтобы проверить:

  • умеете ли вы работать с прозаическими и стихотворными текстами, анализировать отрывки произведения, сравнивать произведения разных авторов;
  • хорошо ли ориентируетесь в историко-литературном процессе;
  • умеете ли писать развернутые ответы-эссе с привлечением художественного материала;
  • владеете ли литературоведческими терминами;
  • разбираетесь ли в художественных выразительных средствах.

Наиболее обидные недочеты, которые допускают школьники при сдаче ОГЭ, — это неправильно приведенные цитаты, неточное употребление слов и терминов. Среди фактических ошибок встречается неверное написание имен авторов, главных и второстепенных героев, искажение ключевых моментов произведений, а также орфографические и пунктуационные ошибки. Всего этого можно избежать, если отнестись к предэкзаменационной подготовке серьезно.

Как готовиться к ОГЭ по литературе, коль скоро вам его сдавать?

1. Читайте и записывайте

Список произведений, которые могут встретиться на экзамене, можно найти на сайте ФИПИ, этот институт и разрабатывает контрольно-измерительные материалы для ОГЭ. Их нужно хорошо знать. Мы советуем вам вести читательский дневник, он поможет быстро освежить текст в памяти перед экзаменами. По ходу чтения выписывайте в тетрадь основных персонажей, их краткую характеристику, годы создания произведения, указывая имя автора полностью, предпосылки написания, основные проблемы, которые поднимаются в произведении, словом, всю информацию, которая может потребоваться.

Не хватает времени? Найдите качественные краткие пересказы с комментариями. В больших книжных магазинах, часто в отделах методической литературы, продаются издания, где подробно пересказаны программные произведения с подробным анализом. В этих книгах вы найдете много полезной информации, которая поможет вам правильно ответить на задания экзамена.

При возможности посмотрите советские экранизации классической литературы — «Война и мир» Сергея Бондарчука, «Жестокий романс» Эльдара Рязанова, «Инкогнито из Петербурга» Леонида Гайдая, «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» Никиты Михалкова и т. д. Они сняты, что называется, близко к тексту, и помогут вам лучше понять произведение.

Работая с критическими материалами, не забывайте также записывать в читательский дневник основные моменты, имена, факты. По каждому произведению у вас должно получиться что-то вроде статьи из «Википедии».

2. Разложите по полочкам

В заданиях часто требуется провести параллели между произведениями разных авторов. Даже если вы читали, на то, чтобы вспомнить, какие проблемам поднимаются в том или ином стихотворении или рассказе, уйдет драгоценное время. Мы предлагаем заранее разделить хотя бы лирику по темам: любовь, поэт и общество, война, любовь к родине, творчество и т. д. Так вы убьете двух зайцев: внимательно прочитаете текст, выделяя проблематику и структурируя знания.

3. Домашние заготовки

Сочинение — одно из самых сложных заданий. В основном, причина ошибок с неумением связно и грамотно излагать свои мысли. Преподаватели «Мерлина» советуют писать сочинение по заранее подготовленному плану, используя фразы-клише, которые помогут композиционно и логически выстроить текст. Старайтесь писать подобные сочинения каждую неделю в течение года и показывайте их учителю, чтобы он помог вам объективно оценить текст.

4. Пользуйтесь сборниками

Нельзя забывать и о сборниках типовых экзаменационных заданий - это главные помощники при подготовке к ОГЭ. Перед началом занятий ознакомьтесь с критериями оценивания работ. Ответы используйте только для самопроверки. Просмотрите задания прошлых лет.

5. Запишитесь на подготовительные курсы

Самостоятельно подготовиться к экзамену вполне реально, но это под силу только дисциплинированному и ответственному человеку. Если вы не уверены, что точно сможете хотя бы один день в неделю уделять литературе, лучше не рисковать и записаться на курсы. Так, вы будете регулярно заниматься, восполните пробелы и систематизируете свои знания.

Желаем вам успехов!

Вконтакте

В 2018 году первая часть ОГЭ по литературе останется без изменений. Выпускники выбирают один из двух вариантов и пишут развернутые ответы на задания по тексту. Объем – 5–8 предложений.

Ниже перед вами два варианта развернутого ответа для трех заданий части один как пример ответов на первые три задания ОГЭ по литературе. Темы касаются «Мертвых душ» Гоголя и стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной...».

Открывайте демонстрационный вариант ОГЭ по литературе 2017 и прочтите задания и текст к нему.

Разбираем вариант 1

Задание 1.1.1

Какие свойства натуры Чичикова проявились в его внутреннем монологе?

Ответ на задание 1.1.1

Внутренний монолог – одно из средств, к которому прибегает Гоголь для характеристики своего персонажа. В данном фрагменте перед читателем раскрываются такие черты Чичикова, как расчетливость, внимательность и холодность: "Но герой наш уже был средних лет и осмотрительно-охлажденного характера". Ему чужды эмоциональные порывы и бесшабашность в поведении. Чичиков – типичный циник, подчиняющий свои порывы разуму, что заставляет его сначала думать – потом действовать. Те же черты героя можно найти в главе 4, где натура героя раскрывается через разговор с Ноздревым.

Задание 1.1.2

Ответ на задание 1.1.2

Упоминание о двадцатилетнем юноше приводится для обозначения контраста между поведением юного человека и поведением, которое продемонстрировал Чичиков. В двадцать лет юноши еще немного наивны, впечатлительны и готовы на необдуманные поступки, «позабыв и себя, и службу, и мир, и всё, что ни есть в мире». Их поведением руководят сильные душевные порывы, а разум всегда уступает сердцу. Такое поведение полностью противоречит расчетливости «средних лет» Чичикова.

Задание 1.1.3.

Сопоставьте фрагменты поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» и комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». В чем Скотинин похож на Чичикова, задумавшегося о «молоденькой незнакомке»?

Отрывок текста из задания 1.1.3

Скотинин. Что ж я не вижу моей невесты? Где она? Ввечеру быть уже сговору, так не пора ли ей сказать, что выдают её замуж?
Г-жа Простакова. Успеем, братец. Если ей это сказать прежде времени, то она может ещё подумать, что мы ей докладываемся. Хотя по муже, однако, я ей свойственница; а я люблю, чтоб и чужие меня слушали.
Простаков (Скотинину). Правду сказать, мы поступили с Софьюшкой, как с сущею сироткой. После отца осталась она младенцем. Тому с полгода, как её матушке, а моей сватьюшке, сделался удар...
Г-жа Простакова (показывает, будто крестит сердце). С нами сила крестная.
Простаков. От которого она и на тот свет пошла. Дядюшка её, г-н Стародум, поехал в Сибирь; а как несколько уже лет не было о нём ни слуху, ни вести, то мы и считаем его покойником. Мы, видя, что она осталась одна, взяли её в нашу деревеньку и надзираем над её имением, как над своим.
Г-жа Простакова. Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка? Ещё братец может подумать, что мы для интересу её к себе взяли.
Простаков. Ну как, матушка, ему это подумать? Ведь Софьюшкино недвижимое имение нам к себе придвинуть не можно.
Скотинин. А движимое хотя и выдвинуто, я не челобитчик. Хлопотать я не люблю, да и боюсь. Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду.
Простаков. То правда, братец: весь околоток говорит, что ты мастерски оброк собираешь.
Г-жа Простакова. Хоть бы ты нас поучил, братец батюшка; а мы никак не умеем. С тех пор, как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!
Скотинин. Изволь, сестрица, поучу вас, поучу, лишь жените меня на Софьюшке.
Г-жа Простакова. Неужели тебе эта девчонка так понравилась?
Скотинин. Нет, мне нравится не девчонка.
Простаков. Так по соседству её деревеньки?
Скотинин. И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то её водится и до чего моя смертная охота.
Г-жа Простакова. До чего же, братец?
Скотинин. Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою.

(Д.И. Фонвизин. «Недоросль»)

Ответ на задание 1.1.3

У Чичикова и Скотинина можно найти ряд общих черт, таких как расчетливость, эгоизм, отсутствие романтического порыва. Чичиков – типичный «приобретатель», в котором Гоголь увидел новое зло России: тихое, усердное, но предприимчивое. Его заботит только собственная выгода, а молодую девушку сделать «лакомым кусочком» в его глазах могут только «тысячонок двести приданого». У помещика Скотинина главная характеристика уже содержится в его фамилии. Его также волнует собственная выгода, но выражение она находит даже не в деньгах. Ведь главная страсть этого героя – свиньи. Он желает жениться на Софьюшке, но только потому, что в ее деревне водятся его любимцы. И холодная рассудительность Чичикова и себялюбивое невежество Скотинина сходны в отсутствии интереса ко всему, что напрямую не ведет к удовлетворению их корысти.

Разбираем вариант 2

Задание 1.2.1

Каким настроением проникнуто стихотворение «Есть в осени первоначальной...»?

Ответ на задание 1.2.1

Стихотворение Тютчева создает настроение умиротворения и торжественности. Для этого поэт использует выразительные эпитеты: «в осени первоначальной», «дивная пора», «чистая и теплая лазурь» и др. Ощущение недосказанности и томности стихотворению придают часто встречающиеся многоточия, которые символизируют, что пора бурных эмоций закончилась вместе с летом. Осень – это время неспешных раздумий и отдыха.

Задание 1.2.2.

Какую роль играют эпитеты в стихотворении «Есть в осени первоначальной...»?

Ответ на задание 1.2.2.

Эпитеты особенно важны при описании природы. Ведь они позволяют не просто описать предметы, а передать отношение автора к тому, о чем он пишет. Даже самые обычные слова, использованные как эпитеты, могут создать яркие образы. «Бодрый серп», «паутины тонкий волос», «короткая пора», «на праздной борозде», «день хрустальный» – все эти сочетания создают настроение стихотворения, передавая ощущения Тютчева, вызванные ранней осенью.

Задание 1.2.3

Чем различаются картины осени, созданные в стихотворениях Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...» и Н.А. Некрасова «Перед дождем»?

Отрывок стихотворения для задания 1.2.3

ПЕРЕД ДОЖДЁМ

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес.

На ручей, рябой и пёстрый,
За листком летит листок,
И струёй сухой и острой
Набегает холодок.

Полумрак на всё ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.

Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перёд закрыт;
И «пошёл!» – привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит...

(Н.А. Некрасов. 1846)

Ответ на задание 1.2.3.

В стихотворении Тютчева описана ранняя осень, которую сам автор называет «дивной порой». Произведение пронизано умиротворением и восхищением красотой природы. Это момент, когда и земля, и люди отдыхают: «Где бодрый серп гулял и падал колос// Теперь уж пусто всё – простор везде...». Осень представлена прекрасной, торжественной порой, когда до холодов еще далеко и можно предаться раздумьям и нежной грусти. У Некрасова представлена совсем другая осень: она недружелюбна и немилостива к путнику. «Чистая и теплая лазурь» уступает место «заунывному ветру», а «лучезарные вечера» – «ложащемуся на все полумраку». Описанная Некрасовым осень навевает настроение тревоги и печали. Два стихотворения – олицетворяют две противоположные картины осени, знакомые каждому.

ОГЭ по литературе - один из необязательных выпускных экзаменов в конце 9-го класса. В 2018 году он прошёл 31 мая, через день после экзамена по русскому языку.

Многие из сдающих рассказывали, что особенно много времени на подготовку не выделяли , ссылаясь на то, что сам экзамен не требует точных теоретических знаний . Большинство учащихся не скрывали, что их подготовка состояла лишь из знакомства со структурой экзамена и посещений школьных уроков литературы .

Хоть я и определилась с экзаменами по выбору в начале года, действительно готовиться начала только весной. Репетиторов не было: просто купила все справочные материалы, чтобы понять, что требуется, что должна повторить и прочее. По литературе решила всего пять-шесть вариантов, т. е. раз в неделю писала сочинения. Да и то, признаюсь, что не всегда честно...

Есть исключения. Некоторые девятиклассники ответственно подошли к задаче, поэтому уже с октября месяца начали активную подготовку с репетиторами, приступили к анализу художественных произведений, изучению биографий авторов и т. д.

Я хочу стать журналистом. Соответственно, проблем с выбором экзаменов у меня не было: очевидно, что надо будет сдавать литературу. Уже в сентябре я заявила о своём желании и начала путь к высшему баллу. Репетиторов не было, но посещала все консультации своего педагога по литературе. Постепенно решала все варианты, которые после проверяла учительница. Никаких пробников не было: в школе посчитали, что этот экзамен не требует столь повышенного внимания...

Ученица, сдавшая ОГЭ по литературе

10 июня ученики получили свои результаты. Многие оказались недовольны своей оценкой, однако сами признают, что с более качественной подготовкой результат был бы выше. Мы решили узнать из первых уст, что необходимо для успешной сдачи экзамена по литературе в 9 классе.

Как качественно подготовиться к ОГЭ по литературе

Мой результат за экзамен (наивысшие 33 балла - прим. автора) - оценка не только моих литературоведческих способностей, но и фортуны, которая в тот день была ко мне благосклонна. Мне попался вариант с любимыми произведениями, поэтому отвечать на вопросы, сопоставлять фрагменты было в радость. Выйдя с пункта проведения экзамена я очень беспокоилась, так как было бы обидно получить за сочинения низкие баллы. Но, как видите, повезло.

Ученица, сдавшая ОГЭ по литературе

Изучите критерии оценивания ОГЭ

Подготовка к экзамену - дело индивидуальное, так как даже у учеников, которые учатся в одном классе, разная степень готовности и понимания предмета. Но большинство учеников сходятся в том, что необходимо знать критерии оценивания экзамена . Пожалуй, это основа для подготовки к любому экзамену. На литературе знание и понимание требований особенно важно.

Не пропускайте уроки литературы

Большая часть кодификатора состоит из произведений 8-9 классов. Соответственно, лучше всего, чтобы учащиеся посещали все уроки литературы и внимательно проходили материал .

Читайте в оригинале

Выбор редакции
Все чаще современному человеку выпадает возможность познакомиться с кухней др. стран. Если раньше французские яства в виде улиток и...

В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...

Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...
Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...
Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...