Музей прадо в мадриде. Музей Прадо (Museo del Prado) в Мадриде Музей прадо в мадриде история


Пабло Хименес Диас

Номер журнала:

Каждый музей, и в особенности национальный, — это всегда своеобразный учебник истории. Мы приходим в него, чтобы полюбоваться хранящимися здесь экспонатами и по мере возможности вникнуть в их смысл. Однако это всего лишь отдельные ноты, из которых складывается целая мелодия. Услышать ее можно, представив себе музей как единое целое, состоящее из порой очень разных предметов, — именно тогда вы сможете почувствовать ход истории. Речь идет не только и даже не столько об истории искусства и художниках, а о тех людях, которые созерцали эти произведения, классифицировали их и располагали в залах в определенном порядке. При этом большое значение имели их личное эстетическое восприятие, а также жизненные обстоятельства, общество с его формой правления и политическими устремлениями, вера, мировоззрение и, пожалуй, то, как постепенно изменялись взгляды на мир. Коллекционирование различных предметов и способы выставления их на обозрение публики неизменно несут на себе печать своей эпохи, и в этом смысле музеи всегда отображают ход времени.

Конечно, национальный музей — это вовсе не простое отражение совокупности исторических событий. И все же, как бы он ни назывался, действительно национальным музей является только тогда, когда он глубоко уходит корнями в историю народа. Благодаря этому в его стенах даже молчание становится красноречивым, и лакуны могут поведать о многом.

В Музее Прадо сравнительно немного произведений голландской живописи, которая в XVII веке вписала очень важную главу в историю западного искусства (хотя здесь есть «Юдифь на пиру у Олоферна» кисти Рембрандта). В то же время в его залах необычайно много полотен фламандских живописцев XV-XVII веков. Картин итальянского кватроченто также не очень много, но среди них есть истинные шедевры, а вот раздел, посвященный Италии XVI и XVII веков, отличается потрясающим количеством и качеством, уступая в этом лишь испанской части музейного собрания. Стоит отметить и выдающиеся произведения французской живописи второй половины XVII и XVIII столетий. И все это, подчеркнем, самым тесным образом связано с историей Испании.

Поэтому неудивительно, что Национальный музей Прадо с момента своего открытия и до наших дней всегда пользовался особенным признанием и авторитетом у всех поколений испанского общества. Этот музей принадлежит к числу тех учреждений, которые составляют истинное сердце испанской культуры.

Музейное пространство. Монастырь Лос-Херонимос, дворец Ретиро и бульвар Салон-дель-Прадо

В 1561 году король Филипп II решил перенести место своей постоянной резиденции в небольшой городок Мадрид. И это стало точкой отсчета для множества различных преобразований, ведь теперь город должен был гармонично сосуществовать с королевским двором. В 1570 году архитектор Хуан Баутиста де Толедо составил проект градостроительного развития Мадрида. Он был претворен в жизнь в очень незначительной степени, однако сам факт его создания наглядно свидетельствовал о намерении превратить город в европейскую столицу. Из немногих выполненных пунктов этого проекта можно назвать выравнивание восточных границ Мадрида, а также благоустройство и озеленение специального места отдыха для горожан, которое находилось сразу же за городскими стенами — там, где кончались улицы Аточа, Уэртас и Каррера-де-Сан-Херонимо. Эта зона, протянувшаяся вдоль русла протекавшего здесь тогда ручья Фуэнте-Кастельяна, была ограничена с одной стороны крепостной стеной, окружавшей город, а с другой — стенами монастыря Лос-Херонимос, стоявшего за городской чертой.

Монастырь Херонимос был основан королевой Изабеллой Католической, прабабушкой Филиппа II. Проект его здания создал королевский архитектор Энрике Эгаса около 1500 года. Впоследствии Филипп II поручил Хуану Баутисте де Толедо обновить и расширить это сооружение, возведя королевские покои под названием Куарто-Реаль: там король мог отдыхать, в то же время принимая участие в богослужениях и монастырской жизни. С тех пор луг (по-испански «эль-прадо») между монастырем и городской стеной стал главным местом отдыха жителей Мадрида. Так или иначе здесь всегда царила оживленная атмосфера. В комедиях Лопе де Вега и Кальдерона де ла Барка есть целый ряд сцен, место действия которых — этот самый луг.

В 1630 году король Филипп IV повелел расширить уже упомянутый Куарто-Реаль: он превратился в целый дворец, получивший название Паласьо-дель-Ретиро. Он присоединился к другим загородным королевским резиденциям. Новый дворец располагался очень близко от города, и король вместе с семьей и придворными мог проводить там балы, а затем возвращаться ночевать в постоянную резиденцию — Алькасар. Дворец Паласьо-дель-Ретиро отличался колоссальными размерами и, хотя его архитектурные достоинства были весьма сомнительны, очень скоро прославился своими замечательными коллекциями живописи, скульптуры, шпалер и мебели, а также театром и изысканным садом. В этом дворце был создан великолепный Салон-де-лос-Рейнос (Зал Королевств), который служил одновременно и для балов, и для придворных театральных постановок, и в качестве тронного зала. В его декоре особо выделялись фрески с гротескными изображениями, он был обставлен роскошной мебелью из яшмы, различных сортов мрамора и бронзы, его украшала серия из двенадцати крупномасштабных полотен, на которых были представлены победы войск Филиппа IV (в том числе «Сдача Бреды» кисти Веласкеса). К этому добавлялись еще две серии живописных работ: десять картин Сурбарана на тему «Подвиги Геракла» и пять конных портретов членов королевской семьи. Сегодня все это хранится в Музее Прадо.

С наступлением XVIII столетия и воцарением на троне первых представителей династии Бурбонов дворцу Ретиро довелось пережить период небывалого расцвета. Случилось так, что в ночь на Рождество 1734 года во дворце Алькасар, старой королевской резиденции, разгорелся пожар. И в течение следующих тридцати лет, пока строился нынешний Королевский дворец, именно Ретиро был местом постоянного проживания королей Филиппа V, Людовика I, Фердинанда VI и Карла III (в первые пять лет его правления). Однако, когда Карл III окончательно переселился в новый королевский дворец, для Ретиро это означало неизбежный упадок.

В 1808 году Наполеон сделал своего брата Жозефа Бонапарта королем Испании (где его называли Хосе Бонапарте), и в течение следующих четырех лет дворец Ретиро вместе с садом и соседними постройками, среди которых уже было нынешнее здание Музея Прадо, служил французам в качестве военного лагеря и казарм, являясь ключевым пунктом их военной стратегии для обороны города. От прежнего дворца до наших дней дошло очень немного свидетельств, дающих представление о том, каким огромным и роскошным был весь дворцовый комплекс: это Салон-де-лос-Рейнос и Касон-дель-Буэн-Ретиро, где сейчас находится библиотека Музея Прадо. Свод потолка библиотеки во времена Карла II был украшен главным символом династии Габсбургов — «Аллегорией ордена Золотого руна» работы Луки Джордано.

Территория сада Ретиро и луга Прадо-де-Сан-Херонимо пережила военное лихолетье. Для всей этой части города решающее значение имело царствование Карла III — просвещенного короля, оставшегося в народной памяти как «лучший алькальд Мадрида». Около 1763 года архитектор Хосе де Эрмосилья, известный представитель эпохи Просвещения и неоклассицизма в Испании, начал восстановление тогдашней зоны Прадо-Вьехо, которая в дальнейшем стала называться Салон-дель-Прадо. То, что находилось за крепостными стенами, превратилось в озелененный городской бульвар с монументальными фонтанами, которые представляли собой скульптурные изображения богини Кибелы, Аполлона (или четырех времен года) и Нептуна. К ним также присоединились фонтаны, расположенные на улице Уэртас, и фонтан Алькачофа в месте пересечения бульвара с улицей Аточа. Там же, на южной оконечности бульвара, по проекту архитектора Эрмосилья возвели больницу под названием Оспиталь-Хенераль-де-ла-Пасьон, благодаря которой город расширился, выйдя за пределы улиц Аточа и Санта-Исабель. Строительство этого здания, ставшего архитектурным символом просвещенного рационализма, в дальнейшем было продолжено архитекторами Франческо Сабатини и Хуаном де Вильянуэвой. А два столетия спустя оно превратилось в ныне действующий Национальный музей — Центр искусств Королевы Софии.

В 1767 году Карл III открыл живописный сад дворца Ретиро для публики, окончательно преобразовав его в городской парк. В одном из концов сада, на холме, расположенном очень близко от бульвара Салон-дель-Прадо, король повелел построить Астрономическую обсерваторию, проект которой создал Хуан де Вильянуэва. Поблизости, на склоне холма, в 1781 году был устроен Королевский ботанический сад, граничащий с Салон-дель-Прадо, а рядом выросло здание, где разместились Королевский кабинет естественной истории и Королевская академия наук. Таким образом, параллельно «бульвару природы», каковым по сути являлся Салон-дель-Прадо, протянулся неразрывно связанный с ним «бульвар науки и знания».

Здание, построенное по проекту Хуана де Вильянуэвы

Строительство всего комплекса было поручено в 1785 году Хуану де Вильянуэве. Этот несомненно гениальный архитектор, получивший образование в Италии, блестящий рисовальщик, выдающийся интеллектуал и уникальный деятель испанского Просвещения за годы своей карьеры создал множество разных сооружений. Однако его имя прежде всего связывается с тем историческим зданием, где сегодня размещается Музей Прадо. 30 мая 1785 года Вильянуэва представил два проекта постройки, один из них был одобрен, и на его основе началось строительство.

Здание состоит из трех композиционных частей: к центральному объему с двух сторон присоединяются северное крыло и южное крыло. Боковые постройки имеют квадратное основание и увенчаны купольными сводами. Центральное сооружение выполнено в форме монументальной базилики, ось которой проходит перпендикулярно остальной части здания. Три пространства соединяются между собой двумя длинными галереями.

В 1808 году в этом сооружении укрылись наполеоновские войска под командованием генерала Мюрата. К тому времени здесь уже были завершены все три фасада и интерьеры двух этажей со сводами, подвальными помещениями и крышами из свинца (впоследствии конфискованного французами для изготовления боеприпасов). За четыре года войны здание очень сильно пострадало, однако уже в 1814 году строительные работы возобновились. Их возглавил ученик Вильянуэвы — Антонио Лопес Агуадо, он перепланировал и укрепил своды, сняв с них нагрузку, а также добавил стеклянные фонари на верхнем этаже. Очень скоро выяснилось, что места здесь недостаточно: возникла настоятельная необходимость расширить музейное пространство. Эта задача оказалась непростой и окончательно была решена уже в XXI веке, когда к музею присоединились остатки клуатра бывшего монастыря Сан-Херонимо и здание Касон-дель-Буэн-Ретиро.

Королевская коллекция

Большую роль в создании музея сыграла королева Изабелла де Браганса, вторая супруга короля Фердинанда VII, — именно она стала его вдохновительницей и всячески продвигала эту инициативу. Однако королеве не суждено было увидеть, как ее идея воплотилась в жизнь: она скончалась за одиннадцать месяцев до официального открытия музея, которое состоялось 19 ноября 1819 года. В 1829-м Бернардо Лопес — сын и ученик знаменитого портретиста Антонио Лопеса Портаньи — написал великолепный посмертный портрет Изабеллы. Это произведение является не только данью памяти, но и красноречивым свидетельством той чрезвычайно важной роли, которую сыграла королева в истории Музея Прадо.

На момент торжественного открытия в фондах музея насчитывалось 1626 картин. Из них было выставлено на обозрение публики только 311 экспонатов, которые размещались в трех залах. Музей открывал свои двери для посетителей по средам, а в остальные дни сюда могли приходить художники-копиисты, специалисты в области изящных искусств и те, у кого имелось письменное разрешение. В последующие годы коллекция музея постепенно увеличивалась. Значительное количество произведений искусства перевезли сюда из разных королевских резиденций. Например, в 1837 году прибыло сразу 101 полотно из Эль-Эскориала: там они оказались в опасности, поскольку в стране шла Первая карлистская война. За несколько лет до этого музей получил еще более многочисленное собрание картин из королевской коллекции, на которых были изображения обнаженных фигур. В свое время Карл III выделил их в отдельную группу и даже собирался уничтожить, однако его сыну Карлу IV удалось спрятать их в кладовых Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо. Еще одно значительное и неординарное для своего времени событие — появление в музее полотна «Распятие Христово» кисти Веласкеса. Оно происходило из женского бенедиктинского монастыря Сан-Пласидо в Мадриде, а его владельцем был герцог де Сан-Фернандо де Кирога. В 1829 году герцог подарил это произведение королю Фердинанду VII специально для пополнения музейного собрания.

На следующий год после смерти Фердинанда VII, скончавшегося в 1833-м, была проведена первая «Инвентаризация и экспертная оценка произведений живописи и скульптуры, а также столов, ваз и прочих предметов, хранящихся в Королевском музее». Это самое первое полное и подробное описание его коллекций. Поводом к такой оценке послужило обстоятельство, весьма опасное для самого музея. Дело в том, что его собрание являлось частной собственностью скончавшегося монарха и теперь могло быть разделено между двумя его дочерьми и наследницами — королевой Изабеллой II и инфантой Марией Луисой Фернандой. Однако, к счастью, в королевском завещании было указано, что коллекции не подлежали разделу. Поэтому в 1845 году королева Изабелла, достигнув совершеннолетия, выплатила своей сестре компенсацию, равную трем четвертям оценочной стоимости коллекции. Позднее, в 1865 году, был издан закон, согласно которому определенное имущество, до того момента находившееся в частной собственности королевы и доставшееся ей по наследству, объявлялось достоянием испанской короны и, следовательно, становилось неделимым и неотчуждаемым. Закон распространялся и на Королевский музей живописи и скульптуры.

Несколько лет спустя, в сентябре 1868 года, в Испании победила так называемая Славная революция, ознаменовавшая начало Шестилетней демократии. Это была первая в истории страны попытка установить демократический и парламентский политический строй. Королеву свергли и выслали из страны, а королевское имущество объявили достоянием государства. Тогда музей стал называться Национальным музеем живописи и скульптуры, а посетителей он принимал уже не только по воскресеньям и праздникам, как раньше, а пять дней в неделю.

В 1870 году в фонды музея поступили картоны Гойи, Байеу и Кастильо, предназначавшиеся для изготовления шпалер (раньше они хранились в подвалах Королевского дворца и неоднократно становились предметами кражи). Это было последнее масштабное приобретение для музея и самое значительное как по количеству, так и по качеству. Речь шла о старинной королевской коллекции, которую две династии монархов, увлекавшихся изобразительным искусством, и в особенности живописью, собрали за четыре предыдущих столетия.

Личное художественное собрание королей, двое из которых, Филипп II и Филипп IV, не только любили живопись, но и хорошо в ней разбирались, обладало ярко выраженным придворным, дворцовым характером. Поэтому коллекция была особенной, в какой-то мере неполной: она отражала вкусы своих владельцев — изысканные, но оттого не менее субъективные. Особую группу здесь составляют парадные портреты, начало которым положил Тициан, создавший такие гениальные произведения, как «Император Карл V в сражении под Мюльбергом» и «Портрет Карла V с собакой». Эти картины задали особую, ни с чем не сравнимую линию в испанском придворном портрете, нашедшую свое наивысшее выражение в шедеврах Веласкеса. Король Филипп II сделался главным заказчиком и покровителем Тициана. Из множества картин, написанных живописцем по заказу монарха, в Музее Прадо хранятся два полотна из цикла на тему поэмы Овидия «Метаморфозы»: «Даная и золотой дождь» и «Венера и Адонис». К ним присоединяется значительное количество портретов, аллегорических изображений и религиозной живописи, что делает этот музей главным источником для исследования зрелого творчества гениального венецианского художника. Важную роль в последующем развитии изобразительного искусства в Испании сыграло увлечение Филиппа II фламандской живописью: собранные им произведения Ван дер Вейдена, Патинира и Босха стали в этом смысле настоящими ориентирами. А работы Антониса Мора и Тициана послужили основой традиции испанского придворного портрета.

Художественные вкусы Филиппа II, прочно связанные с богатством красок венецианской и фламандской школ, в дальнейшем повлияли на выбор его внука — Филиппа IV, одного из самых увлеченных коллекционеров Европы, который отличался блестящей образованностью и эрудицией. Для оформления дворцов, Королевского Алькасара, Ретиро, и особняков дворцового типа, Торре-де-ла-Парада и Сарсуэла, он воспользовался услугами Рубенса, своего придворного художника Веласкеса, фламандских живописцев, включая Ван Дейка, итальянских мастеров того времени, например, Гвидо Рени, творивших в Италии Пуссена и Клода Лоррена, а также испанца Хосе де Риберы. Последний занимал видное место в художественной панораме Неаполя, бывшего тогда под властью Испании. Кроме того, король приобрел выдающиеся произведения итальянского Ренессанса кисти Рафаэля и особенно Тициана, Тинторетто, Веронезе и других венецианцев. «Вакханалия на острове Андрос» и «Поклонение Венере» кисти Тициана, «Не прикасайся ко Мне» Корреджо, «Принесение во Храм» Веронезе, парные картины «Адам» и «Ева» Дюрера — вот только несколько самых выдающихся примеров. Сын этого короля Карл II, не слишком обласканный судьбой во многих смыслах, унаследовав испанский трон, прекрасно осознавал важность художественной коллекции, ставшей одним из символов испанской короны. Он бережно сохранил ее и обогатил, главным образом, за счет произведений великих живописцев, творивших при его дворе: Хуана Карреньо де Миранды (в число его работ входит великолепный «Портрет российского посла Петра Ивановича Потемкина»), Клаудио Коэльо и Луки Джордано.

В самом начале XVIII века в Испании сменилась правящая династия, и королевские собрания произведений искусства стали развиваться в новом направлении. Филипп V и его супруга Изабелла де Фарнезе, отличавшиеся явной склонностью к классицизму, приобрели две крупные коллекции античной скульптуры: одна из них раньше принадлежала шведской королеве Кристине, а другая была собрана 7-м маркизом де Карпио в Неаполе и Риме. Новая королевская чета внесла богатый вклад и в живописное собрание испанской короны, добавив в него, главным образом, работы художников итальянского классицизма: братьев Карраччи, Орацио Джентилески, Карло Маратта и творившего тогда в Италии Никола Пуссена, а также портреты кисти придворных живописцев, прибывших из Франции, — Мишеля-Анжа Уасса, Жана Ранка и Луи-Мишеля ван Лоо. От этого монарха испанской короне досталось необычайно ценное «Сокровище Дофина» — великолепная коллекция из 169 предметов XVI —XVII веков, включающая в себя бокалы, фужеры, блюда и столовые принадлежности из хрусталя и драгоценных материалов. Она перешла к нему по наследству от отца, Людовика, «Великого дофина Франции».

Не менее важный вклад в развитие художественной коллекции внес король Карл III, который, перед тем как унаследовать испанскую корону, был герцогом Пармским, а затем королем Неаполя. Во времена правления этого высокообразованного монарха в Испанию прибыли картины Джованни Баттисты Тьеполо и Антона Рафаэля Менгса, ставшие ориентиром для развития испанской живописи до конца XVIII века, королевская шпалерная мануфактура, для которой в определенный период создавал картоны Франсиско де Гойя. Обширная королевская коллекция включала произведения живописцев XVII века, писавших свои картины в стиле классицизма (Ван Дейка, Андреа Ваккаро и других), а также полотна голландских мастеров, ставшие новинкой в художественном собрании испанских королей. Среди произведений голландцев особо выделяется единственный хранящийся в Музее Прадо шедевр Рембрандта «Юдифь на пиру у Олоферна». К этому присоединяются замечательные творения испанских живописцев XVII века, в том числе работы Веласкеса, Риберы и Мурильо.

Столь же блестящую роль сыграл в развитии художественного собрания испанской короны (чего нельзя сказать о других сферах) сын этого короля, Карл IV. Его коллекция отличалась своей эклектичностью, однако все предметы в ней были удачно подобраны и выделялись не только своей многочисленностью, но и высочайшей ценностью. Помимо картин она включала шпалеры, фарфор, скульптуры, изделия из бронзы, книги и музыкальные инструменты. Карл IV заказывал живописные работы таким великолепным испанским художникам того времени, как Луис Мелендес и Луис Парет-и-Алькасар. В его богатейшей коллекции особо выделяется «Портрет кардинала» — шедевр, созданный Рафаэлем в зрелый период его творчества. Однако главное, чем славится сегодня собрание живописи Карла IV, - это произведения Франсиско де Гойи, которого король сделал своим придворным художником.

Музей Тринидад

Вторым значительным источником, из которого ведет свое происхождение коллекция Музея Прадо, стал Музей Тринидад.

В 1836 году министр Хуан Альварес Мендисабаль подписал целый ряд указов, согласно которым в Испании упразднялись религиозные ордены, а их имущество, движимое и недвижимое, экспроприировалось государством. Исполнять эти указы поручили провинциальным депутациям, однако одновременно под эгидой Королевской академии изящных искусств был учрежден специальный Совет по конфискации. При нем работало несколько комиссий, которые ездили по стране и следили за тем, чтобы конфискованные произведения искусства отсылались в Мадрид, где предполагалось создать Национальный музей живописи и скульптуры.

Музей распахнул свои двери для публики 24 июля 1838 года в монастыре Тринидад-Кальсада на улице Аточа в Мадриде, также отчужденном согласно уже упомянутому указу. В действительности здесь удалось собрать только часть конфискованных предметов, привезенных из ряда центральных провинций страны: Мадрида, Авилы, Сеговии, Толедо, Вальядолида и Бургоса. Естественно, все эти произведения живописи отличались почти исключительно религиозной тематикой. За короткое время существования музея из-за финансовых затруднений не удалось обеспечить выполнение даже минимальных требований к содержанию экспонатов.

Его коллекция, весьма разнородная по качеству, включала в себя некоторые из шедевров, сегодня хранящихся в Музее Прадо. Например, исключительный живописный ансамбль, созданный Эль-Греко для главного ретабло церкви монастырского колледжа Доньи Марии Арагонской в Мадриде. Эти произведения гениального художника, родившегося на острове Крит, сыграли важную роль в его творчестве, ознаменовав окончательный поворот в сторону более зрелой и глубоко личной манеры письма. Также можно назвать «Триумф святого Августина» — шедевр кисти Клаудио Коэльо и одну из вершин вдохновенного барокко второй половины XVII века. Заслуживает особого внимания исполненная драматизма статуя «Кающаяся Мария Магдалина» работы Педро де Мены, происходящая из мадридской церкви иезуитов.

В 1868 году в стране свершилась революция, и 25 ноября 1870 года правительство издало указ об объединении Музея Тринидад и Музея Прадо в одно учреждение, которое стало называться Национальным музеем. Однако эта инициатива не сопровождалась необходимыми мерами по обеспечению его деятельности. А между тем новый музей нуждался в помещениях; в выставочных залах и запасниках не были созданы все условия для хранения фондов; не хватало финансовых, материальных и кадровых ресурсов. Поэтому, когда в уже и без того перегруженные запасники поступило сразу 1733 предмета, возникли серьезные проблемы с сохранением, размещением и даже безопасностью: они оставались в Музее Прадо в течение длительного периода времени.

Именно тогда было найдено решение, которое за годы дальнейшей истории музея использовалось неоднократно и довольно часто. Значительное количество произведений искусства стали передавать на хранение в различные провинциальные музеи, официальные органы, государственные учреждения и благотворительные фонды, рассеянные по всей территории страны, а также и в те самые монастыри, из которых они вели свое происхождение. Так зародилась концепция под названием «Прадо дисперсо» (то есть Музей Прадо, рассеянный по всей стране). Около 3000 самых разнообразных произведений, в том числе обладающих исключительной художественной ценностью, например, «Усопший Христос» Грегорио Фернандеса, находятся сегодня в Национальном музее скульптуры в Вальядолиде. Другая серия живописных работ, созданных Висенте Кардучо для картезианского монастыря Паулар в поселке Раскафриа недалеко от Мадрида, недавно была снова возвращена туда после реставрации в музейных мастерских.

Новые приобретения. Музей Прадо в ХХ веке

С момента учреждения Национального музея Прадо здесь постепенно начала формироваться третья группа произведений искусства, которая получила название «Новые приобретения». В отличие от двух более ранних частей коллекции эти происходили из самых разных источников. Единственная объединяющая их общая черта — дата поступления в музей после 1871 года. Сюда входят, в первую очередь, удостоенные премий экспонаты Национальных выставок живописи и скульптуры, которые начали проводиться с 1856 года. Эти лучшие работы государство покупало и до 1871 года отправляло в Музей Тринидад, а впоследствии в Музей Прадо. В 1894 году был создан Музей современного искусства, и произведения XIX века, хранившиеся в Музее Прадо, приписали к этому новому учреждению. Однако в 1971 году они вернулись сюда снова. К тому времени Музей современного искусства не существовал в течение уже двадцати лет, а вместо него появился новый Испанский музей современного искусства (непосредственный предшественник нынешнего Национального музея — Центра искусств Королевы Софии). Тогда было решено разделить существовавшие коллекции и, в частности, возвратить в Прадо работы, датированные XIX столетием. Вместе с другими предметами, приобретенными по различным каналам, они образуют достаточно полное и обширное собрание живописи XIX века, главным образом испанской. Надо заметить при этом, что Музей Прадо сыграл очень важную роль в развитии испанского изобразительного искусства того периода. Посмотрим, например, на такие выдающиеся и столь разные картины, как «Изабелла Католическая диктует свое завещание» Эдуардо Росалеса или «Расстрел генерала Торрихаса и его сподвижников на пляже в Малаге» Антонио Хисберта. В них явно прослеживаются мастерское составление композиции, способность к передаче психологического портрета и особенно искусное владение цветовой палитрой как средством создания общей атмосферы. Все это, несомненно, обусловлено гениальностью авторов, но также и добросовестным изучением работ Веласкеса и Гойи, выставленных в Музее Прадо.

Помимо этой группы произведений искусства коллекция раздела «Новые приобретения» постепенно пополнялась благодаря завещаниям, дарениям и покупкам. При этом в роли покупателя выступали либо сам музей, либо испанское государство, которое затем передавало их в музейное собрание. А начиная с 1980 года к работе подключился вновь созданный Фонд друзей Музея Прадо. Так или иначе новые поступления на сегодняшний день составляют около 20 процентов всех хранящихся здесь предметов. И это, несомненно, достойно восхищения, если учитывать, что испанское правительство, как правило, не проявляет особой заинтересованности в том, чтобы частные лица завещали или приносили в дар музею свои коллекции. Не стоит также забывать о том, что музей вынужден постоянно работать в условиях жесткой экономии, а порой терпеть откровенную нужду. Невозможно в двух словах обобщить здесь всю историю новых приобретений, которые поступали буквально по капле. Поэтому мы ограничимся упоминанием о некоторых самых заметных поступлениях.

Среди самых первых крупных даров (а также и в числе самых важных) особо выделяются так называемые «Мрачные картины» Франсиско де Гойи, которые подарил музею барон Фредерик Эмиль д"Эрланже. Это были настенные росписи, созданные художником в его собственном доме в окрестностях Мадрида, получившем название Кинта-дель-Сордо («Усадьба глухого»). Там он жил, перед тем как в 1824 году уехать во Францию, скрываясь от возможных преследований нового правительства. Д"Эрланже купил усадьбу в 1873-м и поручил мастерам перенести росписи, находившиеся не в лучшем состоянии, со стен на холсты. Четырнадцать получившихся полотен барон выставил на продажу во время Всемирной выставки в Париже, проходившей во дворце Трокадеро в 1878 году. Однако к удивлению этого банкира и тонкого ценителя искусства покупателя на них не нашлось. Так что в конце концов в 1881 году он передал их в дар испанскому государству специально для Музея Прадо. Здесь они тоже получили не слишком высокую оценку и были выставлены на обозрение публики только в 1890-м.

Судьба этой серии, поистине уникальной в истории западной живописи, свидетельствует о том, что искусство Гойи было принято и понято далеко не сразу: этот процесс оказался трудным и долгим, причем не только на международном уровне, но и в самой Испании. Достаточно сказать, что до того момента творчество гениального художника было представлено в залах музея очень незначительно. Хотя затем, в течение всего ХХ столетия, главным образом, благодаря покупкам и дарственным сюда поступали все новые произведения Гойи, так что постепенно они составили ядро коллекции. В настоящий момент в Музее Прадо собрано более половины всех многочисленных известных нам творений этого живописца.

В истории музейных поступлений, полученных в дар или по завещанию, отразилось и развитие страны в целом. Так, в конце XIX — начале ХХ столетия главную роль в этом процессе играли представители высшей аристократии: благодаря им в музей прибывали большие семейные коллекции, включавшие в себя как настоящие шедевры, так и второстепенные работы. В качестве самых выдающихся примеров можно назвать дар Марии Дионисии Вивес и Сирес, вдовствующей герцогини де Пастрана, принесенный в 1889 году, — более двухсот произведений искусства, среди которых особенно выделяется группа эскизов Рубенса для павильона Торре-де-ла-Парада, выполненных по заказу короля Филиппа IV. В 1894-м вдовствующая маркиза де Кабриньяна подарила музею 26 картин, в том числе «Мадонну с младенцем и ангелами» Ганса Мемлинга — прекрасное творение, выполненное на доске. А в 1905-м герцогиня де Вильяэрмоса передумала продавать два полотна Веласкеса и преподнесла их в дар музею, «чтобы они не покидали территорию Испании». Однако уже в начале нового века на сцену уверенно приходят крупные предприниматели-коллекционеры. Один из них, мексиканец баскского происхождения Рамон де Эррасу, получивший образование и обосновавшийся в Париже, в 1904 году завещал музею двадцать пять великолепных живописных работ XIX века.

После восстановления монархии, когда на троне снова воцарилась династия Бурбонов, одним из важнейших событий в истории музея стало создание в 1912 году коллегиального органа управления — Королевского попечительского совета Национального музея живописи и скульптуры, который с 1920 года был официально переименован в Национальный музей Прадо. Совет сыграл важнейшую роль в процессе преобразования этого учреждения в историко-художественный исследовательский центр. Прежде, по традиции, считалось, что директором здесь должен быть художник, однако теперь, чтобы занять эту должность, надо было обладать знаниями по истории искусства.

В 1915 году каталонский финансист Пабло Боск, входивший в попечительский совет, завещал музею более девяноста произведений фламандской и испанской живописи, великолепную коллекцию медалей со всей Европы, датируемых XV-XIX веками, еще одну коллекцию из 946 монет, а также значительную денежную сумму. Не менее впечатляющим выглядел вклад Педро Фернандеса Дурана, который подарил и передал по завещанию картины фламандских и испанских мастеров, в том числе Ван дер Вейдена, Моралеса и Гойи, почти 2800 рисунков различных европейских школ XV-XIX столетий, множество скульптур, мебель, доспехи, шпалеры и ткани.

Военный мятеж 18 июля 1936 года стал точкой отсчета одного из самых трагических периодов в истории Испании. Разразившаяся Гражданская война продлилась три года, и практически все это время столица находилась в осаде. Из-за длительных и интенсивных бомбежек в опасности оказалось ее культурное достояние и, в частности, Музей Прадо. 5 ноября 1936 года правительство распорядилось перевезти все хранившиеся в нем шедевры в Валенсию. Операция продлилась до февраля 1938 года: за двадцать два рейса удалось вывезти из Мадрида 391 картину, 181 рисунок Гойи и целиком «Сокровище Дофина». Из Валенсии в марте 1938-го все это перевезли в Барселону, повредив в дороге два крупномасштабных полотна Гойи: «Расстрел повстанцев в Монклоа» и «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде», при этом последнее пострадало более серьезно. Затем путь коллекции лежал в сторону французской границы, на подступах к которой ее передали представителям Международного комитета спасения сокровищ испанского искусства. Бесценные творения были эвакуированы в штаб-квартиру Лиги Наций в Женеве, куда они прибыли 14 февраля 1939 года. А уже 30 марта, за день до окончания Гражданской войны, Лига Наций вернула их новому испанскому правительству, которое почти сразу же разрешило организовать в июле и августе выставку шедевров Музея Прадо в Женевском музее искусства и истории. Вниманию посетителей были предложены шедевры Веласкеса, Гойи, Эль-Греко, Тициана, Босха, Дюрера и других. Таким образом, наиболее опасный период за всю историю существования Музея Прадо завершился одним из самых значимых событий в истории европейской культуры и музеев ХХ столетия. 5 сентября, через два дня после начала Второй мировой войны, произведения искусства отправились обратно домой, в Мадрид.

Вскоре после этого Музей Прадо получил два пожертвования, в которых все было исключительным: и личности дарителей, и качество подаренных работ, и сопутствующие обстоятельства. Мексиканский художник и предприниматель, владевший собственной галереей, передал в дар семь старинных скульптур, которые пополнили не слишком обширную, но превосходную коллекцию классической скульптуры музея. А двумя годами раньше Франсеск Камбо — предприниматель, адвокат, политик и сторонник каталонской автономии, оказавшийся в изгнании, — подарил и отправил из Швейцарии восемь живописных творений итальянского треченто и кватроченто, написанных на досках (среди них особо выделяются три из серии «Новелла о Настаджо дельи Онести» кисти Боттичелли), а также великолепный натюрморт Франсиско де Сурбарана.

Еще один знаменательный факт: в 1943 году из фондов Национального достояния Испании музей получил три шедевра, происходивших из коллекции Филиппа II, и один из художественного собрания Филиппа IV. Все они хранились в монастыре Эль-Эскориал, а в эпоху Республики были фактически перевезены в музей. Это шедевры Босха — стол с изображением «Семи смертных грехов» и триптих «Сад наслаждений», — а также ставшее вершиной творчества Рогира ван дер Вейдена «Снятие с креста» и одно из главных произведений молодого Тинторетто «Омовение ног».

В 1947 году в Музей Прадо поступили очень важные экспонаты — романские настенные росписи, перенесенные из часовни Мадеруэло. Они относятся к тому периоду в истории искусства, который до тех пор не был представлен в музее. В 1957-м к этому добавились шесть романских фресок из церкви Сан- Бауделио-де-Берланга, в 1922 году их отделили от стен и незаконно вывезли в Соединенные Штаты. Они вернулись в Испанию благодаря договору с нью-йоркским Метрополитен-музеем о взаимообмене экспонатами из постоянных фондов. В следующие десятилетия в Музей Прадо поступило совсем немного новых предметов, среди которых можно выделить работу Антонелло да Мессины «Мертвый Христос, под держиваемый ангелом», выполненную на доске, — без сомнения, один из шедевров коллекции.

В 1981 году состоялось одно из символичных событий в истории Испании ХХ столетия: в Музей Прадо прибыла «Герника» Пикассо, а вместе с ней — 63 эскиза и подготовительных рисунка. К ним вскоре добавились другие произведения Пикассо и Хуана Гриса, переданные музею Дугласом Купером, и картины Жоана Миро — от вдовы художника. Все они были выставлены в здании Касон-дель-Буэн-Ретиро, присоединившись к коллекции XIX века.

Пикассо написал «Гернику» по заказу республиканского правительства для павильона Испании на Всемирной выставке в Париже 1937 года. После окончания Гражданской войны художник, являвшийся членом и французской, и испанской коммунистических партий, решил поместить картину на хранение в Нью-Йоркский музей современного искусства. Пикассо вовсе не отрицал того, что законным собственником «Герники» является испанское правительство, и лично желал, чтобы она в конце концов оказалась в Музее Прадо. Однако он распорядился, чтобы полотно не пересекало границу Испании до тех пор, пока здесь не установится демократическая форма правления. Поэтому прибытие этой европейской иконы ХХ века имело символическое значение, ознаменовав собой полную смену исторического курса в стране в последней трети ХХ века. Позднее картина была передана в фонд Национального музея — Центра искусств Королевы Софии.

Особо выделяется еще одно поступление — и по своей ценности, и по тому, как оно оказалось в музее. Речь идет о «Портрете маркизы Санта-Крус» кисти Франсиско де Гойи, незаконно вывезенном из Испании в 1983 году и выставленном на торги в 1985-м. Испанскому государству удалось приостановить продажу портрета на лондонском аукционе «christie"s». После уплаты владельцу 6 миллионов долларов, собранных при широкой общественной поддержке в Испании, портрет вернулся и был выставлен в Музее Прадо.

Даже в таком предельно кратком описании истории музея нельзя не упомянуть и о Мануэле Вильяэскусе. Этот мадридский адвокат и предприниматель, скончавшийся в 1991 году, завещал музею все свое огромное состояние, в том числе недвижимость и долевое участие в бизнесе, с тем условием, что средства пойдут на приобретение первоклассных произведений мирового искусства. Наследство оказалось столь значительным, что пришлось создать специальную комиссию для изучения возможностей приобретения артефактов. Воспользовавшись доставшимся ему наследством, Музей Прадо в течение последующих лет, вплоть до 1998-го, приобрел более двухсот картин, рисунков и гравюр.

Стоит также сказать и о библиотеке Сервельо, которая перешла в фонды музея в 2002 году благодаря удачно подобранной комбинации — сочетанию покупки и дарения. Библиотека включает в себя более двух тысяч ценнейших книг XVI—XIX веков, а собрана она была Хосе Марией Сервельо. Ставший настоящим образцом современного гуманиста, Сервельо собирал ее с юных лет с намерением когда-нибудь передать эти тома в Музей Прадо.

Несмотря на то, что испанское финансовое законодательство до сегодняшнего дня предоставляет очень небольшие льготы и стимулы, Музей Прадо по-прежнему удостаивается щедрости со стороны частных лиц, периодически получая в дар произведения искусства. В последнее время наиболее важными стали поступления от маркизы Бальбоа в 2002 году, от барселонского предпринимателя Хосе Луиса Вареса Фисы, а также самое недавнее от Пласидо Аранго. Варес Фиса в 2013-м подарил музею двенадцать живописных работ, относящихся к романскому и готическому стилям, к испано-фламандской школе и к кастильскому ренессансу, а также две готические скульптуры и большой кессонный потолок, датируемый приблизительно 1400 годом. Все это стало дополнением к двум другим значительным произведениям, которые бизнесмен преподнес в дар музею в предыдущие годы. Из его же коллекции происходит и одна из последних крупных покупок Музея Прадо — исключительный с художественной точки зрения «Триптих Сарсосо». Со своей стороны Пласидо Аранго в июне 2015 года подарил музею 24 картины из своего собрания испанской живописи XVI —XIX веков.

И, наконец, в заключение стоит хотя бы кратко упомянуть о таких покупках, как «Портрет графини де Чинчон» работы Франсиско де Гойи, приобретенный в 2000 году (частично благодаря последним остававшимся средствам, завещанным Вильяэскусой), картина Питера Брейгеля-старшего «Вино в День святого Мартина» и совсем недавно приобретенная небольшая доска «Молитва в саду», созданная Колартом де Лаоном приблизительно в 1405 году, — шедевр французской готики мирового уровня.

Музей Прадо в Мадриде — одно из самых известных и посещаемых учреждений изобразительного искусства не только в Испании, но и во всем мире.

Общая площадь музея — порядка 58 000 квадратных метров. Он входит в число самых популярных музеев мира. Ежегодно в музее бывают 2-3 миллиона человек.

Стоимость билетов в музей Прадо в 2019 году

В стоимость билетов входит просмотр основной коллекции музея, а также посещение временных выставок. Стоит учесть, что цена входного билета в течение года может меняться, связано это, опять же, со спецификой организованных временных выставок.

Стоимость билетов на официальном сайте музея:

  • полный билет — 15 евро;
  • льготный билет (для пенсионеров старше 65 лет, для членов многодетных семей) — 7,5 евро;
  • на сайте можно приобрести билет на два посещения музея Прадо по сниженной цене — за 22 евро;
  • если вы предпочитаете наслаждаться искусством, когда вокруг нет большого количества людей, то можно посетить музей до его официального открытия (с 9:00 до 10:00). Тогда входной билет будет уже стоить 50 евро;
  • еще вы можете воспользоваться уникальной возможностью и за 29,6 евро купить единый билет сразу в три музея — Прадо, Музей Тиссена-Борнемиса , Музей королевы Софии ;
  • бесплатный вход — для детей младше 18 лет, для студентов младше 25 лет, для людей с ограниченными возможностями.

Еще во время посещения музея вы можете арендовать аудиосистему (вам выдадут специальные наушники, при помощи которых проведут экскурсию). Аудиосистема, рассчитанная на постоянную экспозицию, обойдется в 4 евро, на временные выставки — 3,5 евро. Можно арендовать аудиосистему на временную и постоянную выставки за 6 евро. Экскурсия проводится на испанском, немецком, корейском, китайском, английском, итальянском, французском, японском, португальском и русском языках.

Режим работы музея Прадо в Мадриде

В остальные дни режим работы такой:

  • с понедельника по субботу — с 10:00 до 20:00 часов;
  • в воскресенье — с 10:00 до 19:00 часов.

В предпраздничные дни (6 января, 24 и 31 декабря) музей работает по сокращенному графику — с 10:00 до 14:00 часов. Самый большой поток посетителей наблюдается с 11:00 до 14:00 часов. В это время музей обычно посещают экскурсионные группы.

Картины в музее Прадо в Мадриде

Стоит отметить, что изначально коллекцию картин собирали короли и представители придворной знати. Сначала коллекция музея насчитывала 311 картин, сейчас — более 8 000. Музей Прадо по праву считается сокровищницей испанской, фламандской и итальянской живописи.

Первые экспонаты музея — произведения Тициана, Веронезе, Веласкеса и других мастеров. Именно в музее Прадо хранятся наиболее полные собрания картин Гойи, Босха, Эль Греко, Мурильо, Сурбарана.

Испанское искусство

В музее Прадо собрана богатейшая коллекция средневековых фресок, произведений Ренессанса и полотен XIX века. Например, картины Гойи вы можете увидеть сразу на трех этажах музея, здесь представлены такие шедевры, как «Портрет семьи Карла IV», «Махна обнаженная», «Махна одетая», «Сатурн, пожирающий своего сына», «Колосс», «Молочница из Бордо» и другие.

На 1-ом этаже посетители могут насладиться красотой полотен Эль Греко: «Христос, несущий крест», «Поклонение пастухов», «Распятие», «Воскресение Христово», «Вид Толедо» и другие.

Также на первом этаже вы можете увидеть «Менины», «Портрет короляФилиппа IV» Веласкеса, «Непорочное зачатие», «Аврора», «Святая Мария Египетская» Риберы, «Дети с раковиной», «Благовещение», «Рождение Иоанна Крестителя» Мурильо, «Оборона Кадиса», «Подвиг Геркулеса» Сурбарана и другие.

Фламандское искусство

На цокольном и 1-ом этаже музея Прадо представлены работы фламандских художников (современные Бельгия, Люксембург, Нидерланды). Там представлены следующие полотна: «Снятие с креста» и «Оплакивание» Вейдена, «Воз сена» и «Сад земных наслаждений» Босха, «Святой Георгий, поражающий дракона», «Три грации» Рубенса, «Взятие под стражу» Дейка, «Триумф смерти» Брейгеля и другие.

Итальянское искусство

Что касается итальянских живописцев, то в музее Прадо можно увидеть «Вакханалию», «Поклонение Венере» Тициана (всего в музее хранится 40 работ этого мастера), «Царицу Савскую перед Соломоном», «Похищение Елены» Тинторетто, «Брак в Кане Галилейской», «Венеру и Адониса» Веронезе, «Святое семейство под дубом», «Агостино Беаццано» Рафаэля, «Мадонну с младенцем и Святого Иоанна» Корреджо и другие.

Кроме трех выделенных выше направлений в музее представлены картины английских, немецких, французских живописцев. Например, «Роберт Батчер» Гейнсборо, «Вакханалия» Пуссена, «Автопортрет» Дюрера и другие.

Также посетители могут увидеть различные скульптуры, драгоценные украшения, столы и другие экспонаты, некогда принадлежавшие правителям Испании.

В музее периодически проходят тематические выставки. Например, посвященные творчеству Тициана, Босха, Пикассо и других мастеров. Музей Прадо зачастую является участником подобных выставок и в других странах. Еще в музее организуют лекции, семинары, где исследователи, искусствоведы рассказывают о творчестве прославленных живописцев прошлого, а также о современном искусстве.

История создания музея Прадо

В 1775 году король Испании Карл III велел архитектору Хуану де Вильянуэва разработать проект здания Музея естественных наук. В 1811 году (во время испано-французского конфликта) здание музея было захвачено французскими войсками. Там организовали конюшни, разобрали металлическую крышу. К 1819 году восстановили прежний облик здания. В этом же году музей открыли для публичного посещения. Сделано это было супругой короля Фердинанда VII — Марией Изабеллой де Браганза.

Изначально коллекция музея насчитывала 311 картин. В 1843 году в музее можно было увидеть уже 1949 произведений искусства. После свержения королевы Изабеллы II музей был национализирован.

К 1889 году здание музея Прадо было достроено, появились новые залы. Интересно, что в 1936-1939 годах руководил музеем Пабло Пикассо. К 1978 году по проекту архитектора здание было реконструировано — его расширили.

В 2007 году по проекту Рафаэля Монео расширили помещения для экспозиции, было построено новое прилегающее здание. Сейчас его так и называют — Куб Монео.

Кстати, здание музея Прадо (его основная часть, построенная еще в начале XIX века) выполнено в стиле неоклассицизма. Фасад здания выходит на аллею Прадо. Центральный вход украшен шестью колоннами, перед зданием — статуя Диего Веласкеса. Экспозиции представлены на цокольном, 1-ом и 2-ом этажах.

Как добраться

Официальный адрес музея прадо: улица Руис де Аларкон, 23 (улица расположена слева от центрального входа, однако именно там находятся кассы музея). Центральный вход музея — со стороны аллеи Прадо. Ниже вы найдете информацию о том, как можно добраться до музея на общественном транспорте и на автомобиле.

Общественный транспорт

До музея можно добраться на автобусах № 9, 10, 14, 19, 27, 34, 37 и 45. Остановка «Museo del Prado» находится рядом со зданием музея.

Еще можно доехать на метро — 2 красная линия, станция «Banco de Espana», а также 1 голубая линия, станция «Atocha».

Автомобиль

Из аэропорта вам нужно выехать на проспект Испанидад (Av de la Hispanidad), далее будет несколько развилок, никуда не сворачивайте — следуйте прямо по трассе, затем вам нужно выехать на автостраду Эсте (Autovia del Este), проспект Медитерранео (Avenida Mediterraneo), аллею Рейна Кристина (Paseo de la R.Cristina). Проехав Национальный музей антропологии, двигайтесь в сторону станции метро «Atocha», от нее останется всего несколько метров до музея Прадо. Расстояние между аэропортом и музеем — 17,1 километра. Дорога займет минимум 20 минут. Проложенный маршрут смотрите по google-карте.

Также вы можете воспользоваться услугами местных служб такси, например, через мобильное приложение Uber заказать автомобиль.

Музей Прадо в Мадриде на видео

Учреждение, которое сейчас известно под названием музей Прадо, открыл свои двери для посетителей 19 ноября 1819 года как Королевский музей картин, созданный по повелению и под покровительством Короля Фердинанда VII. Цель создания музея Прадо – выставить на всеобщее обозрение сокровища искусства, до этого времени известные и открытые лишь взору узкого круга представителей королевского дома, аристократии и церкви. Эта идея – сделать искусство открытым для народа – корнями уходила в эпоху

Просвещения, получила дальнейшее развитие в период революции и, как многие другие идеи, распространилась по Европе благодаря наполеоновским войнам. Уже в самом начале XIX века было ясно, что испанскому королевскому дому необходимо создать музей при дворе и объединить таким образом все выдающиеся произведения искусства, которые хранятся по всей стране и в неподобающих условиях. Однако первая серьезная попытка учредить такой музей живописи была сделана после вторжения наполеоновских войск. В 1809 году Жозеф Бонапарт издал приказ, повелевающий создать в Мадриде музей искусств и назвать этот музей Жозефино. Первоначально препполагалось разместить музей во дворце Буэнависта, недалеко от нынешней площади Сибелес, но в связи с тем, что этот дворец оказалось трудно приспособить под новые нужды, в 1811 г. Было решено использовать здание, возведенное в местности Прадо де Сан Хенонимо по проекту Хуана де Вильянуэвы. Это здание, строительство которого было начато в 1785 году при покровительстве первого государственного секретаря Карла III, просвещенного политика графа Флоридабланки, предназначалось для Кабинета естествознания и Академии наук, но не было использовано в этом качестве и стало помещением Королевского музея картин – предшественника нынешнего музея Прадо.

Со временем за этим музеем утвердилось название места, где он расположен (prado – по-испански «луг»).


Иоахим Патинир Переправа через реку Стикс

После войны за независимость Испании и изгнания французских войск в мае 1814 года в Мадрид вернулся король Фердинанд VII, который одобрил идею издания музея искусств. За время, прошедшее с момента возвращения, король осуществил все, что необходимо для основания музея, и таким образом, под покровительством короля, оплачиваемый из его личных средств, появился музей Прадо. Фонды музея Прадо – это произведения, предоставленные из Королевских коллекций. Этим обстоятельствам и определяется особый, индивидуальный характер собрания. Музей Прадо рожден страстью к искусству и коллекционированию и отражает личные вкусы монархов, правивших Испанией с XV века. Это, пожалуй, музей самый выразительный, составленный с любовью, логичный как по содержанию, так и по взаимосвязи представленных в нем произведений, и в нем живо ощущается энтузиазм и увлеченность его создателей.

В историческом отношении фонды Прадо – его истинная сущность – на четыре века старше самого музея, созданного в начале XIX века. Музей отражает историю Королевских коллекций, начало которой положили Католические короли Фердинанд и Изабелла, увлекавшиеся фламандским искусством, и это искусство с XV века постоянно присутствовало в Коллекциях, пополнявшихся королевскими наследниками. Их внук Карл V продолжал приобретать работы выдающихся фламандских мастеров, как ван дер Вейден, ванн Эйк и Антониса Мора ван Дасхорста, но и обратил внимание на творчество итальянских художников, в частности Тициана, старшего портретистом этого короля и его сына Филиппа II, который в XVI веке первым стимулировал рост Королевских коллекций. Благодаря этим двум монархам и Марии Венгерской, Сестре Карла V и регентше Нидерландов, в Прадо хранится одно из самых лучших собраний работ Тициана – художника, оказавшего впоследствии огромное влияние как на ориентацию самих Королевских коллекций, так и на развитие испанской живописи в целом. Однако Филипп IIунаследовал от своих предков и любовь к фламандскому искусству и приобретал картины ванн дер Вейдена, Боутса,Патинира, Кампена, Госсаэрта, Давида и, конечно же, Босха – в Прадо представлена лучшая коллекция картин этого художника. Ко всему этому следует добавить работы придворных портретистов Антониса Мора ванн Дасхорста (Антонио Моро) и Санчеса Коэльо, создавших эталон официального портрета, которому портретисты следовали до XVIII века, и многочисленных художников, в основном итальянских, работавших над главным проектом эпохи – украшением монастыря Эскориаль.

Вторым важным этапом в истории Королевских коллекций был период правления Филиппа 4 (1621-1665), совпавший с одним из кульминационных моментов в развитии испанской живописи. Филипп IV был не только покровителем Веласкеса, но и неутомимым собирателем, специально заказывавшим множество работ для своих дворцов. Так были созданы декоративные циклы для павильона Торре де ла Парада, в чем приняли большое участие Рубенс и Веласкес, и для нового дворца Буэн Ретиро. Филипп IV был страстным коллекционером и прекрасно разбирался в искусстве, об этом ясно говорит тот выбор картин, который он сделал в 1649 году при распродаже в Лондоне имущества казненного Карла I Английского, тоже страстного коллекционера. На этом аукционе Филипп IV приобрел такие шедевры, как «Смерть Девы Марии Мантеньи»; «Омовение ног Тинторетто»; «Автопортрет Дюрера»; «Святое семейство, или Жемчужина Рафаэля»; или «Нахождение Моисея Веронезе».

Портрет Карла 3

После смерти Карла II, последнего представителя испанских Габсбургов, смена династий привела и к изменению художественных вкусов. Бурбоны, ставшие правителями Испании с 1700 года, привезли с собой французских художников и пристрастие к более классицистическому итальянскому стилю. Филипп V купил значительную коллекцию, собранную художником Карло Мараттой, в которой были работы Карраччи,Сакки и Пуссена. Вторая жена Филиппа V , Изабелла Фарнезе, в свою очередь, добавила к Королевским коллекциям картины фламандских и голландских художниковXVII века, а также итальянских классицистов, ранее не представленных в Коллекциях, например, Доменикино, Гверчино, Гвидо Рени или Джованни Баттиста Креспи («Черано»). Но все же самым важным ее вкладом в Кллекции была покупка во время пребывания королевского двора в Севилье в 1729-1733 годах большого количества картин Мурильо – художника, чьи работы до этого момента практически отсутствовали в этом собрании, и благодаря королеве и позднее последовавшему ее примеру Карлу IV, творчество этого мастера прекрасно представлено в музее. В 1724 году Филипп V и его супруга также купили собрание скульптуры королевы Кристиной Шведской, украшавшее ее римский дворец во второй половинеXVII века; добавив к этому произведения Веласкеса, написанные им в Риме по заказу Филиппа IV, королевская семья заложила основу коллекции классической скульптуры музея Прадо. Вместе с Бурбонами в Испанию прибыли два величайших европейских представителя позднего барокко – Коррадо Джакуинто и Джованни Баттиста Тьеполо, они были приглашены для работы над украшение королевских дворцов. На период пребывания Тьеполо в Испании пришелся приезд и другой ярчайшей фигуры художественного мира того времени – Антона Рафаэля Менгса, познакомившего страну с классицистическим академизмом. Правление Карла IV(1788-1808 гг) было не менее значительным моментом в истории Королевских коллекций. Помимо того, что этот монарх оказывал покровительство Гойе и Парету, он обогатил коллекции работами итальянских классицистов Бароччи, Андреа дель Сарто и Рафаэля и таких испанских художников, как Рибера, Рибальта или Хуан де Хуанес. Наследником Карла IV был его сын Фердинанд VII, который, как уже говорилось выше, стал основателем музея Прадо.



Когда музей открылся для публики, в нем было выставлено всего 311 работ, причем только испанских художников; однако число экспонатов быстро увеличивалось, так как при поддержке короля в музей стали поступать картины из королевских дворцов. Король продолжал оплачивать издержки музея, поскольку это учреждение, хоть и было открыто для широкой публики, но оставалось королевским владением. В инвентарной описи 1827 года в музее содержалось уже 4000 полотен.

В соответствии с королевским статусом музея, первыми его директорами были представители высшей знати, связанные с придворными кругами. Так, например, первым директором музея был маркиз де Санта Круз, министр королевского двора и член совета Королевской Академии изящных искусств. Кроме того, в музее были советник по искусству и главный хранитель, эти должности обычно занимали придворные художники.

Кончина Фердинанда VII (29 сентября 1833 г) вызвала первый серьезный кризис в истории музея: в завещании короля указывалось, что все его движимое имущество остается в свободном распоряжении. Это означало, что всем работам, хранящимся в музее, угрожает опасность оказаться предметом дележа между родственниками. Этот вопрос так и оставался в подвешенном состоянии до момента объявления совершеннолетия Изабеллы II, что произошло в 1843 году, когда ей исполнилось 13 лет. Королева созвала комиссию, чтобы оценить доставшееся по завещанию имущество, и члены комиссии посоветовали ей, чтобы избежать раздела художественного наследия, выкупить у сестры, инфанты Марии Луисы Фернанды, полученные ею по отцовскому завещанию предметы из королевских дворцов, в том числе и некоторые картины из музея Прадо. Члены комиссии также внесли предложение включить музей Прадо во владения короны, в этом случае он уже не будет считаться личной собственностью монарха и ситуация с вопросом о наследовании не повторится; однако это предложение было осуществлено лишь в 1865 году.


Четыре года спустя после смерти Фердинанда VII, пока вопрос о его завещании оставался нерешенным, произошло событие, сыгравшее большую роль в будущей судьбе музея Прадо. 31 декабря 1837 году был создан Национальный музей живописи и скульптуры, музей был собственностью государства, а его название отчетливо отделяло новый музей от Королевского. Национальный музей, известный как музей Тринидад, поскольку он размещался в монастыре Св. Троицы (Тринидад) на мадридской улице Аточа, был создан для того, чтобы в нем хранились и выставлялись произведения искусства из монастырей провинции Мадрид, Толедо, Авила и Сеговия, изъятые в процессе секуляризации церковной собственности. В этот же музей направлялись и купленные государством произведения современного искусства, чаще всего это были работы, получившие премии на Национальных выставках изящных искусств, первая такая выставка состоялась в 1856 году Музеем Тринидад, в отличии от Королевского, руководил ею не аристократ, а совет профессоров. Этот новый подход применили в 1838 году и в Королевском музее, назначив на должность директора художника Хосе де Мадрасо; так начался долгий перод правления директоров-художников, продлившийся до 1960 года.



В последней трети XIX века в жизни музея произошли серьезные изменения. Во-первых, как уже упоминалось, в 1865 г Прадо был включен во владение испанской короны. Музей перестал быть личной собственностью монарха, и это окончательно избавляло его экспонаты от разделения между наследниками. Через три года после этого революция, лишившая трона Изабеллу II и отправившая ее в ссылку, передала владения короны в собственность государству, и музей стал национальным. С этого момента стало ясно, что нет никакого смысла в существовании двух национальных музеев живописи и скульптуры в государстве, которое с трудом может содержать и один такой музей. Поэтому в тот же год музей Тринидад был расформирован, а его фонды переданы в музей Прадо, и проблема нехватки места, существовавшая с самого открытия этого музея, сразу же проявилось в полной мере. В попытках решить ее строились новые планы по расширению помещения музея и проводилась политика временной передачи произведений искусств на хранения в разные места, что привело к разным трудностям при составлении описей и хранений, с чем не удавалось справиться до последней четверти XX века. Другими важными изменениями, произошедшими в конце XIX века, были, во-первых, утверждение в 1876 году нового регламента музея, где помимо прочего, устанавливалось, что директором музея может быть лишь художник, член Академии Сан Фернандо и обладатель медали одной из Национальных выставок изящных искусств, и во-вторых, создание в 1894 году Музея современного искусства, которому была передана большая часть произведений XIX века, хранившихся в музее Прадо.



В начале XX века, в 1902 году, в музее открылась первая временная экспозиция, демонстрировавшая работы Эль-Греко. В 1912 году с целью улучшить содержание и управлением музеем, придать ему более научный характер и обеспечить тесную связь с общественностью был создан Королевский совет попечителей. Среди первых инициатив совета было учреждение комиссии для проведения полной инвентаризации и описи всех экспонатов музея и определения их точного местонахождения и состояния, а также руководство и контроль над работами по первому проекту реконструкции здания Вильянуэвы, предпринятой в 1914-1923 годах.



Гражданская война 1936 года принесла с собой самое серьезное потрясение из всех, что довелось пережить Прадо: 30 августа этого года музей пришлось закрыть. Незадолго до этого правительство создало специальный совет с целью сохранения произведений искусств, собранных в Прадо, и даже назначили работы по защите здания от возможных повреждений. Кроме того, 20 сентября, 1936 года, жестом, исполненным символизма, республиканское правительство назначило Пабло Пикассо на пост директора Прадо. Вскоре после этого было принято решение перевезти самые ценные произведения музея сначало в Валенсию, а позднее, по мере продвижения военных действий, в Каталонию. В 1939 году был создан Международный Комитет по спасению сокровищ испанского искусства, в которую входили эксперты из разных стран. Его задачей было эвакуировать произведения в Женеву, под охрану Лиги Наций, что и было сделано в феврале того же года. Работы из Прадо были выставлены в Женеве, и после окончания войны новое правительство начало переговоры о возвращении их в Испанию. В мае 1939 году первые произведения прибыли в Мадрид, 7 июля музей снова открылся, и в сентябре уже все музейные экспонаты вернули сь из Швейцарии.

ПРАДО,Национальный музей живописи и скульптуры Прадо, в Мадриде, один из крупнейших художественных музеев мира. Основан в 1819 г. на базе королевских коллекций. Содержит богатейшее собрание испанской живописи XV-XVI вв. (произведения Эль Греко, X. Риберы, Ф. Сурбарана, Д. Веласкеса, Б. Э. Мурильо, Ф. Гойи и др.), коллекции картин итальянских мастеров XVI в. (Рафаэля, А. дель Сарто, Тициана), художников нидерландской школы XV-XVI вв. (Р. ван дер Вейдена, X Босха), фламандской (П. Рубенс) и французской (Н. Пуссен) школ.

Музей Прадо (исп. – Museo del Prado) это известный во всем мире музей и картинная галерея, расположенная в Мадриде.Здесь находится одна из самых прекрасных коллекций европейского искусства, начиная с четырнадцатого заканчивая началом девятнадцатого века. Основывался Прадо как музей картин и скульптур, сейчас в нем около пяти тысяч полотен, две тысячи репродукций, тысяча разнообразных монет и медалей и приблизительно две тысячи образчиков декоративно-прикладного искусства. Скульптура представлена более чем семью сотнями работ и чуть меньшей коллекцией малых скульптурных форм. Превосходная картинная галерея объединяет 8 600 полотен, что помогло музею получить статус мировой сокровищницы.

В Прадо представлены, бесспорно, лучшие в мире собрания работы испанских художников Диего Веласкеса, Франциско Гойи , равно как и голландского художника Иеронимуса Босха – любимца испанского короля Филиппа II. Музей также ожжет похвастаться превосходной коллекцией работ эль Греко, Питера Пауля Рубенса, Рафаэля, Тициана, Бартоломео Эстебана Мурильо . Прекрасные примеры трудов Мелоццо да Форли, Боттичелли, Караваджо, Альбрехта Дюрера, Рембрандта, Веронезе, Ханса Бальдунга, Фра Анджелико, Ван дер Вейдена и других художников с мировой славой можно увидеть в залах музея.

Самая известная работа, выставляемая в музее это «Менины» Веласкеса . Веласкес не только самолично поставлял свои работы в Прадо, но и старательно следил за тем, чтобы коллекция музея постоянно пополнялась самыми лучшими образчиками итальянских мастеров. Он был ответственен за ввоз иностранных работ в Испанию.

Известная работа Пабло Пикассо «Герника» выставлялась в Прадо после его возвращения, связанного с реставрацией демократии, но позже была перевезена в музей королевы Софии, так как это место больше подходило для представления этого потрясающего полотна.

Представляет собой одно из зданий, построенных во время правления Карла III , как часть грандиозной строительной схемы, спроектированной по стандартам Мадрида. Эта «долина» (именно так переводится с испанского слово «Прадо») получила общее название, Salon del Prado, а позднее Paseo del Prado, а названием музея оно стало только во времена национализации. Работа над зданием приостановилась с окончанием правления Карла III на время полуостровной войны и была возобновлена только во времена его внука, Фердинанда VII . Эта постройка служила как штаб кавалерии и склад боеприпасов, когда войска Наполеона засели в Мадриде в течение Войны за независимость. После свержения с престола Изабеллы II в 1868 году, музей был национализирован и получил название Museo del Prado. Позднее оказалось, что здание, для того, чтобы представлять королевскую коллекцию предметов искусства – очень мало. Первое расширение произошло в 1918 году.

Со временем к музею присоединилось еще два здания, стоящих неподалеку. Cason del Buen Retiro с 1971 года выставляет коллекцию шедевров девятнадцатого века. Palacio de Villahermosa сегодня является пристанищем для музея Thyssen-Bornemisza, т.е. коллекции тех вещей, которые не относились к королевскому собранию и стали частью Прадо в 1985 году.

Во время Гражданской войны в Испании по рекомендации Лиги Наций, музей перевез триста пятьдесят три картины, сто шестьдесят восемь набросков и сокровища Дофина в Валенсию, позже – в Гирону и, наконец, в Женеву. Предметы искусства должны были вернуться на родину ночными поездами через Францию в начале Второй мировой войны.

Есть места на карте мира, в которых концентрация произведений искусства на единицу площади резко отличается от среднестатистической. К ним относится парижский Лувр, Санкт-Петербургский Эрмитаж. Мало на свете музеев, сравнимых с ними. Но они все же есть.

Прадо - испанская сокровищница

В Мадриде тоже есть галерея, с которой по собранию произведений европейских, а особенно не сравнится ни одна коллекция, ни в каком городе. Музей Прадо не знает себе равных по богатству представленных работ Веласкеса, Гойи, Босха и многих других мастеров живописи. Его смело можно назвать главной достопримечательностью испанской столицы, и не побывать здесь - значит не узнать этой страны и не понять ее души.

Музей Прадо - вершина «золотого треугольника»

Сокровища живописи сосредоточены на Пиренеях в трех главных галереях. Самые известные художественные музеи Софии, Тиссена Борнемисса и Прадо) составляют своеобразный «золотой треугольник», притягивающий любителей искусства со всего мира. Даже туристы, не испытывающие особого интереса к живописи и скульптуре, посещают эти достопримечательности, и увиденное производит столь сильное впечатление, что зачастую меняет их взгляд на искусство и весь окружающий мир. И нет в этом ничего удивительного. Многие собранные здесь картины известны во всем мире и обладают определенной магией. Их сюжеты захватывают, судьбы авторов трагичны и таинственны, как и истории этих произведений, которые обладают магнетическими свойствами для неискушенных. Знатокам же хочется увидеть своими глазами известные им по репродукциям полотна и насладиться этим открытием. Ведь никакая полиграфия, пусть и самая качественная, не дает полного представления о мастерстве художника.

Основа собрания живописи

Коллекция королей копилась более трехсот лет. Картины испанских и иностранных художников приобретались для соборов и церквей, тематика их была в основном религиозной, но расширение культурных и экономических связей Испании способствовало жанровому разнообразию. Тициан был любимым живописцем Карла, с собрания его полотен берет начало основа современной экспозиции. В 1548 году художник получил «светский» заказ на портрет короля в честь победы в битве при Мюльберге. Одновременно приобретались картины знаменитых европейских живописцев.

До XVII века лицезрение живописных полотен было доступно лишь знати. Искусство считалось уделом избранных, музеев и картинных галерей в Испании не было, а первая общедоступная экспозиция по королевской воле должна была получить естественно-научное направление. Для нее уже выбрали место - парк Прадо в Мадриде. Строительство началось в 1785 году, но завершить его удалось не сразу. Карл III умер, а его преемник король Карл IV не считал музей столь важным делом, чтобы щедро его финансировать. В начале XIX века на Испанию напал Бонапарт, и стало совсем не до культуры. Возводимое здание пострадало от нашествия, к тому же было принято решение о его новом назначении. Из дворцов Мадрида и Аранхуэса сюда должны были привести королевские художественные сокровища.

Рождение галереи

Наполеоновские войны завершились, а через четыре года, в 1819 году, открылся музей Прадо в Мадриде. Филипп II, в отличие от Карла V, жил в Испании, и перевез коллекцию своего отца из Брюсселя в столицу. Тогда картин было относительно немного, чуть больше трехсот, но именно они составили основу галереи.

Филипп II сделал много для того, чтобы музей Прадо в Мадриде стал одним из лучших европейских собраний произведений искусства. Как и Карл V, он был ценителем итальянской школы, в годы его правления коллекция пополнилась работами Тинторетто, Бассано, Веронезе и многих других живописцев. Филипп отдавал должное и Иерониму Босху, приобретая его полотна, в том числе и лучшее из них, «Сад наслаждений». Тогда же стены музея украсили шедевры Альбрехта Дюрера и Монтеньи.

Голландский дипломат Рубенс успешно совмещал государственную службу с созданием бессмертных полотен. Приехав в 1628 году в Испанию, он продал королю картины, написанные здесь же, а другие его полотна украсили музей Прадо в Мадриде позже, после смерти художника.

Расширение экспозиции

Шло время, и статус королевского собрания становился тесен для Прадо. Экспозиция расширялась, во второй половине XIX века она обогатилась картинами из Эскориала и некоторых монастырских собраний. С 1868 года Прадо - музей Испании, принадлежащий уже не королевской династии, а всей стране, с общегосударственным статусом.

Знаменательным стало событие, произошедшее в 1927 году. Меценат и один из величайших коллекционеров дон Кабанес сделал щедрый дар. Полотно «Иоанн Евангелист», на котором изображен любимый ученик Христа, пополнило богатое собрание картин, посвященных новозаветной тематике, которыми так славится музей Прадо в Мадриде. Картины этого живописца украшают отведенный под них зал наряду с работами других испанских мастеров. Обширна подборка и старых голландских авторов.

Новые архитектурные решения и старина

В связи с постоянным пополнением и расширением экспозиции на рубеже прошлого и текущего веков актуальным стал вопрос об увеличении площади. Проект Рафаэля Моне был прият за основу плана реконструкции, и в результате его реализации в 2007 году появились новые здания, отвечающие всем современным требованиям, и при этом гармонирующие со старой частью. Музей Прадо в Мадриде сегодня представляет собой единый архитектурный ансамбль, включающий монастырь San Jeronimo, построенный в XVIII веке, здания современной постройки и основные галереи. Работы обошлись недешево, их смета составила сумму, превышающую полторы сотни миллионов евро, но результат стоит затраченных денег.

Сочетание старинной испанской архитектуры с новейшими достижениями современного зодчества производит радостное впечатление, обозначая преемственность эпох и вечность великого искусства.

Вход в музей и его план

Ни один турист, посещающий Мадрид, не минует центральной части города, где находится музей Прадо. Ориентиром могут служить площадь Сибелес, вокзал Аточа, там же есть и очень красивый ботанический сад.

Для удобства и систематизации осмотра экспозиции администрацией разработан маршрут. Посетители входят в ворота «Пуэртаде лос Херонимос», затем следуют в центральный холл музея. На первом этаже находятся коллекции фламандской и испанской живописи. Они занимают весь первый этаж вместе с собранием работ итальянских и XVI-XVII веков, находящихся в северном крыле. Войти в музей можно и через другие ворота, названные в честь гениальных испанских живописцев Мурилло и Гойя.

Второй этаж полностью посвящен Рембрандту и Рубенсу. Оттуда лестница вновь спускается, начинается экспозиция искусства «Золотого века», представленного Веласкесом, Мурилло и Эль-Греко. Картины великого Гойи есть на обоих этажах, на втором размещена его «черная живопись». В центральной части музея представлены все эпохи европейского искусства вплоть до шедевров XIX века.

Побывать в Прадо и увидеть «Три грации»

Осмотреть все произведения Прадо за одно посещение практически невозможно, некоторые из них останавливают, надолго привлекая внимание. Настоящие любители живописи, пришедшие сюда не «для галочки», повторяют визит неоднократно, предпочитая проводить в галерее все свободное время. Как и в других величайших сокровищницах мировой культуры, есть здесь и произведения, ставшие своеобразной «визитной карточкой», по которым знаток всегда отличит музей Прадо в Мадриде. Фото и репродукции «Сада Земных Восхищений» Босха, «Триумфа Смерти» Брюхеля, «Давида и Голиафа» Караваджо стали символами этой галереи. Есть и другие шедевры, посмотреть на которые приезжают поклонники высокого искусства со всего света. «Снятие с креста», написанное Вандером Вейденом, рубенсовские «Три грации», и, конечно же «Черные Картины» Гойи не могут оставить равнодушным никого.

Как дорого обойдется посещение Прадо

В наше время стал доступным не только толстосумам, но и людям среднего достатка. В отличие от богачей, им приходится во время поездки думать об экономии, а, как известно, любовь к искусству не всегда прямо пропорциональна суммам доходов. К чести руководства музея Прадо следует отметить демократичность стоимости входных билетов в эту замечательную художественную галерею. Посетить ее можно за 14 евро, дороже всего (23 евро) это удовольствие обойдется тем, кто пожелает воспользоваться услугами гида, но зато существует несколько надежных способов удешевить общение с прекрасным. Последние два часа по воскресеньям вход бесплатный. Пожилые граждане и студенты из объединенной Европы, учителя и журналисты тоже проходят свободно. Учащиеся из других стран платят символическую сумму в три евро, это меньше, чем стоит чашка кофе в Мадриде. Кроме этого, бывают и другие акции, о которых можно узнать в кассах музея. Служащие доброжелательны и всегда помогут выбрать наиболее экономное время для посещения Прадо. Особенно интересно то, что детей сюда пускают бесплатно, а таковыми считают всех, кто не достиг восемнадцатилетнего возраста.

Инфраструктура Прадо

Помимо выставочных залов, здесь есть вся необходимая инфраструктура. Современные скульпторы имеют возможность представлять свои работы в галерее, предназначенной для сезонных выставок. Создана и одна из лучших в Европе реставрационных мастерских, где есть условия для проведения особо тщательных как для собственных экспонатов, так и для оказания помощи другим мировым музейным фондам.

Не остались забытыми и посетители. Учитывая, что на посещение Прадо и знакомство с его сокровищами одного дня хватить не может, и гости проводят в нем многие часы иногда несколько дней подряд, им созданы условия для отдыха. Подкрепиться можно в ресторане и кафе. Есть и магазины, в которых туристы покупают сувениры на память. Парк, примыкающий к выставочному комплексу, служит местом отдыха посетителей, утомленных, но счастливых.

Выбор редакции
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...

Слайд 2 Визитная карточка Территория: 1 219 912 км² Население: 48601098чел. Столица: Кейптаун Официальный язык: английский, африкаанс,...

Всякая организация включает в свой состав объекты, классифицируемые как ОС, по которым проводятся амортизационные отчисления. В рамках...
Новым кредитным продуктом, получившим широкое распространение в зарубежной практике, является факторинг. Он возник на базе товарного...
Очень мы в нашей семье любим чизкейки, а с добавлением ягод или фруктов они особенно вкусные и ароматные. Сегодня рецепт чизкейка, с...
У Плешакова возникла хорошая идея - создать для детей атлас, по которому легко определять звезды и созвездия. Наши учителя эту идею...
Самые необычные храмы в России.Церковь Иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" в городе Дятьково Этот храм называли восьмым чудом света,...
Цветы не только прекрасно выглядят и обладают изысканным ароматом. Они вдохновляют своим существованием на творчество. Их изображают на...