Готхольд эфраим лессинг биография. Готхольд Эфраим Лессинг


Готхольд Эфраим Лессинг - знаменитый немецкий писатель, поэт, драматург, теоретик искусства, литературный критик, одна из крупнейших фигур европейской литературы эпохи Просвещения. За ним закрепился статус основоположника немецкой классической литературы; Лессингу наряду с Шиллером и И.В. Гете принадлежит заслуга создания произведений такого уровня, что впоследствии их время назовут золотым веком национальной литературы.

22 января 1729 г. он появился на свет в семействе лютеранского пастора, проживавшем в г. Каменц (Саксония). После окончания школы на протяжении 1746-1748 гг. Готхольд Эфраим являлся студентом Лейпцигского университета (богословский факультет), проявляя больше интереса к театру и античной литературе, чем к учебным дисциплинам. Принимал активное участие в деятельности театральной труппы Каролины Нейбер – позднее именно ею будет поставлена комедия «Молодой ученый», драматический дебют Лессинга.

По окончании университета он в течение трех лет жил в Берлине, не стремясь сделать духовную или научную карьеру и занимаясь сочинением художественных произведений (к этому периоду в его творческом багаже уже было несколько комедий, сделавших его достаточно известным, а также од, басен, эпиграмм и др.), переводами, литературной критикой (сотрудничал с «Берлинской привилегированной газетой» в качестве рецензента).

В конце 1751 г. Готхольд Эфраим Лессинг продолжил образование в Виттенбергском университете, через год получив степень магистра, снова переехал в столицу. Литератор принципиально избегал любой официальной службы, в том числе весьма выгодной, видя в ней угрозу своей независимости, предпочитал жить на эпизодические гонорары. За эти годы работы заработал авторитет как мастер художественного слова и блестящий критик, отличающийся объективностью и проницательностью. В 1755 г. выходит его новое детище - прозаическая «Мисс Сара Сампсон» - первая в национальной литературе семейная «мещанская» драма, сделавшая его по-настоящему известным. Вместе с другими произведениями, в том числе критическими и научными, она вошла в шеститомник «Сочинений». Статус лидера национальной журналистики Лессинг получил благодаря публикациям в основанном им с товарищами литературном журнале «Письма о новейшей литературе» (1759-1765).

На протяжении 1760-1765 гг. Лессинг – секретарь прусского генерала Тауэнцина, губернатора Силезии, с 1767 г. - литературный консультант и критик Немецкого национального театра (Гамбург). Его отзывы знаменовали собой наступление нового периода развития театральной критики. На протяжении 1767-1768 Готхольд Эфраим предпринимал попытки основать в этом же городе свой театр, но затея не удалась. Для получения стабильного заработка Лессинг в 1770 г. устраивается работать в Вольфенбюттельскую герцогскую библиотеку придворным библиотекарем, и с этого события начинается новый период в его биографии, который оказался самым морально тяжелым для писателя. На протяжении девяти месяцев в 1775-1776 гг. он путешествовал с принцем Леопольдом Брауншвейгским по Италии, а все остальное время до 15 февраля 1781 г., даты своей смерти, провел в этом городе, работая на тяготившей его должности придворного библиотекаря.

Лессинг, будучи радикальным сторонником просвещения и человеческого разума, вел непримиримую борьбу с церковной ортодоксальной догматикой, идеологией абсолютизма, видел в демократической национальной культуре средство покончить с феодализмом, политической раздробленностью государства, засильем сословных и других предрассудков. Пафосом этой борьбы наполнены его произведения, среди которых наибольшую известность получили «Эмилия Галотти», «Натан Мудрый», «Минна фон Барнхельм» и др.

Биография из Википедии

Родился в семье лютеранского пастора; с 1746 года учился на богослова в Лейпциге в местном университете, хотя его более занимала античная литература и театр. Он был участником театральной труппы, основанной актрисой Фредерикой Каролиной Нойбер, с которой и поставила своё первое драматическое произведение – комедию «Молодой учёный» (1748). Это вызвало неудовольствие отца, затребовавшего сына домой и разрешившего вернуться в Лейпциг только при условии отказа от театра; однако, Готхольду было позволено перевестись на медицинский факультет.

Радикальный сторонник разума и просвещения, находившийся в оппозиции к церковной догматике, он не смог найти себе места для службы в Берлине, Дрездене, Вене или Гамбурге с тем, чтобы иметь гарантированный заработок, и был вынужден занять место придворного библиотекаря в Вольфенбюттеле (Брауншвейг) в 1769 году. Его обязанностью было составление каталогов книг, что весьма его тяготило. Лессинг прожил в этом городе 12 лет.

Был масоном. В 1771 году прошёл посвящение в масонской ложе «Трёх Золотых Роз» в Гамбурге. Лессинг является автором фундаментального труда «Gespräche für Freimaurer», написанного в 1778-1780 годах. В этом сочинении он обрушивается с критикой на немецкие ложи, где гнездятся все пороки современности: фантастические измышления неотамплиеров и разглагольствования о бесклассовом обществе. Лессинг полагал, что главное, чем следует заниматься масонам, состоит в обеспечении свободного эзотерического поиска истины.

Ещё через 25 лет, в конце жизни в 1778 году, им была сочинена драма «Натан Мудрый», ставшая проповедью веротерпимости и человечности. Общество уже не сомневалось в правдоподобности сюжета и согласилось с тем, что и среди евреев есть достойные во всех отношениях люди, так как все знали, что прототипом для Натана служил Мозес Мендельсон. Знакомство в 1754 году с Лессингом, начавшееся с общего увлечения шахматами, сыграло решающую роль в судьбе Мендельсона, которому Лессинг многие годы оказывал протекцию (их дружеское общение за шахматной доской изображено на картине «Визит Лессинга и Лафатера к Мозесу Мендельсону» Морица Даниэля Оппенгейма).

Философия

Сохраняя верность принципам просветительского рационализма, Лессинг соединил их с более глубокими взглядами на природу, историю и искусство. История человечества, по его мнению, представляет собой процесс медленного развития человеческого сознания, преодоление неразумия и освобождение от всевозможных догм, в первую очередь религиозных. Лессинг видел назначение человека не в пустом умствовании, а в живой деятельности. Свобода слова и мнения были необходимы ему для борьбы с существующими феодальными порядками. Он быстро освободился от иллюзий в отношении «короля-философа» Фридриха II и назвал Пруссию «самой рабской страной Европы».

Центральное место в творческом наследии Лессинга занимают работы по эстетике и художественной критике. Он дал замечательный анализ возможностей построения образа в словесном и изобразительном искусстве. Выступая против норм классицизма, философ отстаивал идею демократизации героя, правдивость, естественность актёров на сцене. Лессинг обосновал идею действительности в поэзии в противовес описательности («Литература не только успокаивает красотой, но и будоражит сознание»)

Сочинения

Одно из ярких произведений «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии», в котором Лессинг сравнивает два вида искусства: живопись и поэзию - на примере скульптуры Лаокоона, описанной Садолето, и Лаокоона, показанного Вергилием. Под живописью Лессинг понимает изобразительное искусство вообще.

Также написал:

Пьесы

  • «Минна фон Барнхельм, или Солдатское счастье»
  • «Эмилия Галотти»
  • «Мисс Сара Сампсон»
  • «Натан Мудрый»
  • «Филот»

Другие труды

  • «Басни в прозе»
  • «Материалы к Фаусту»
  • «Гамбургская драматургия»
  • «Воспитание человеческого рода»

Библиография

На русском языке

  • Лессинг Г. Э. Гамбургская драматургия. М.-Л., 1936.
  • Готхольд Эфраим Лессинг. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии / Общая редакция, вступ. статья и примечания Г. М. Фридлендера; Художник З. М. Секач. - М.: Художественная литература, 1957. - 520 с. - (Памятники мировой эстетической и критической мысли). - 75 000 экз. (в пер., суперобл.)
  • Готхольд Лессинг. Воспитание человеческого рода // «Лики культуры»: альманах / Пер. М. Левиной. - М.: Юристъ, 1995.

Память

  • В честь героини пьесы Лессинга «Натан Мудрый» назван астероид (573) Реха, открытый в 1905 году.
  • К 200-летию со дня рождения Лессинга Фридрихом Вильгельмом Хёрнляйном была изготовлена памятная медаль.
  • Лессинг изображён на монетах 3 и 5 рейхсмарок Веймарской Республики 1929 года и на почтовых марках ГДР 1954 года, ФРГ 1961 года.

Изу-чал тео-ло-гию в Лейп-циг-ском университете (1746-1748 годы), ме-ди-ци-ну в университете Вит-тен-бер-га (1748; 1751-1752 годы). С 1748 года жил в Бер-ли-не, где в 1751-1755 годах со-труд-ни-чал в газете «Vos-sische Zeitung». В 1754-1758 годах из-да-вал журнал «Те-ат-раль-ная биб-лио-те-ка» («Theatra-lische Bib-liothek») в Лейп-ци-ге. В 1760-1765 годах слу-жил сек-ре-та-рём гу-бер-на-то-ра Си-ле-зии, прусского генерала фон Тау-эн-ци-на в городе Брес-лау (ны-не Вроц-лав). В 1767-1769 годах ве-ду-щий дра-ма-тург Национального те-ат-ра в Гам-бур-ге. С 1770 года Лессинг за-нимал долж-ность биб-лио-те-ка-ря бра-ун-швейг-ско-го гер-цо-га в городе Воль-фен-бют-тель.

Круп-ней-ший пред-ста-ви-тель немецкого Про-све-ще-ния. Де-бю-ти-ро-вал клас-си-ци-стической ко-ме-ди-ей в ду-хе И.К. Гот-ше-да «Мо-лодой учё-ный» («Der junge Gelehrte», поставлена в 1748 году, издана в 1754 году), за ко-то-рой по-сле-до-ва-ли слёз-ные ко-ме-дии «Ев-реи» («Die Juden», поставлена в 1749 году, издана в 1754 году) и «Воль-но-ду-мец» («Der Freigeist», поставлена в 1749 году, издана в 1755 году), сборник анак-ре-он-ти-че-ской по-эзии «Без-дел-ки» («Klei-ni-g-keiten», 1751). Ав-тор пер-вой немецкой ме-щан-ской дра-мы - «Мисс Са-ра Самп-сон» («Miß Sara Sampson», поставлена и издана в 1755 году). В 1758 году совместно с К.Ф. Ни-ко-лаи и фи-ло-со-фом М. Мен-дель-со-ном ос-но-вал литературный журнал «Пись-ма о но-вей-шей ли-те-ра-ту-ре» («Briefe, die neueste Literatur bet-ref-fend», 1759-1765 годы), в ко-то-ром раз-вер-нул по-ле-ми-ку про-тив французского клас-си-циз-ма и его немецкого по-сле-до-ва-те-ля Гот-ше-да.

В трак-та-те «Лао-ко-он, или О гра-ни-цах жи-во-пи-си и по-эзии» («Laokoon, oder Über die Grenzen der Malerei und Poesie», 1766) вы-сту-пил оп-по-нен-том по-пу-ляр-ной в то вре-мя тео-рии по-эзии как «го-во-ря-щей жи-во-пи-си», по-ка-зав прин-ци-пи-аль-ное раз-ли-чие по-эзии и изо-бра-зительных ис-кусств: по-эзия пред-став-ля-ет «дей-ст-вия» (со-бы-тия во вре-ме-ни), а изо-бра-зительные ис-кус-ст-ва - «те-ла с их ви-ди-мы-ми свой-ст-ва-ми» (пред-ме-ты в про-стран-ст-ве); вы-ра-зи-тель-ные воз-мож-но-сти по-эзии ши-ре - ей «дос-туп-ны та-кие кра-со-ты, ка-ких ни-ко-гда не дос-тиг-нуть жи-во-пи-си » (в от-ли-чие от по-след-ней, по-эзия мо-жет изо-бра-жать и «без-образ-ное» без ущер-ба для эс-те-тического чув-ст-ва - например, кри-ча-щий от бо-ли Лао-ко-он у Вер-ги-лия). В цик-ле те-ат-раль-ных ре-цен-зий «Гам-бург-ская дра-ма-тур-гия» («Hambur-gische Dramaturgie», Bd 1-2, 1767-1769 годы), по-ды-то-жив-шем опыт борь-бы Лессинга про-тив за-си-лья французских пьес в ре-пер-туа-ре гам-бург-ско-го Национального те-ат-ра, пред-ло-жил про-грам-му соз-да-ния немецкой национальной дра-ма-тур-гии. Лессинг кри-ти-ку-ет ба-роч-ную «тра-ге-дию му-че-ни-че-ст-ва» (Märtyrerdrama), от-да-ёт пред-поч-те-ние У. Шек-спи-ру пе-ред Воль-те-ром, рас-смат-ри-ва-ет тра-ге-дию как сред-ст-во нрав-ст-вен-но-го вос-пи-та-ния. Из ари-сто-те-лев-ско-го оп-ре-де-ле-ния ка-тар-си-са Лессинг эли-ми-ни-ро-вал по-ня-тие стра-ха и оп-ре-де-лил тра-ге-дию в про-све-ти-тель-ском ду-хе как «по-эти-че-ское про-из-ве-де-ние, воз-бу-ж-даю-щее со-стра-да-ние». Вза-мен клас-си-ци-стических «трёх единств» (смотри Трёх единств тео-рия) Лессинг вы-дви-нул прин-ци-пы ши-ро-ко по-ни-мае-мо-го един-ст-ва дей-ст-вия и прав-до-по-до-бия, тре-буя изо-бра-же-ния прав-ди-вых, «сме-шан-ных» ха-рак-те-ров, а не ус-лов-ных «ге-ро-ев» и «зло-де-ев».

Тео-ре-тические взгля-ды Лессинга на-шли во-пло-ще-ние в ко-ме-дии ха-рак-те-ров «Мин-на фон Барн-хельм, или Сол-дат-ское сча-стье» («Minna von Barnhelm, oder Das Soldatenglück», поставлена и издана в 1767 году), изо-бра-жаю-щей кон-фликт люб-ви и чес-ти на фо-не со-бы-тий Се-ми-лет-ней вой-ны 1756-1763 годов, а так-же в тра-ге-дии «Эми-лия Га-лот-ти» («Emilia Galot-ti», поставлена и издана в 1772 году), где ге-ро-ический сю-жет из Ти-та Ли-вия о рим-лян-ке Вир-ги-нии и ти-ра-не Ап-пии Клав-дии ис-тол-ко-ван как дра-ма бес-прав-но-го по-ло-же-ния лич-но-сти в ма-лень-ком феодальном го-су-дар-ст-ве. В дра-ма-тической по-эме «На-тан Муд-рый» («Nathan der Weise», 1779), сво-ём ду-хов-ном за-ве-ща-нии, Лессинг ре-ши-тель-но вы-сту-пил про-тив ре-лигиозной не-тер-пи-мо-сти. Прит-ча о трёх коль-цах (за-им-ст-во-ва-на из «Де-ка-ме-ро-на» Дж. Бок-кач-чо), рас-ска-зы-ва-е-мая от ли-ца ев-рея На-та-на (его про-то-ти-пом по-слу-жил Мен-дель-сон), вы-ра-жа-ет идею об-щей для все-го че-ло-ве-че-ст-ва ес-те-ст-вен-ной ре-ли-гии гу-ма-низ-ма, к ко-то-рой вос-хо-дят все ми-ро-вые ре-ли-гии. Лессинг за-ни-ма-ет при-ми-ри-тель-ную по-зи-цию ме-ж-ду ре-ли-ги-ей ра-зу-ма и ре-ли-ги-ей от-кро-ве-ния, рас-смат-ри-вая Биб-лию как ис-то-рический этап на пу-ти к об-ще-че-ло-ве-че-ско-му «еван-ге-лию ра-зу-ма». В фи-лософском от-но-ше-нии Лессинг бли-зок Спи-но-зе - его эти-ке «сво-бод-но-го че-ло-ве-ка» и идее «ес-те-ст-вен-ной ре-ли-гии».

Сре-ди других со-чи-не-ний: бас-ни в про-зе («Fa-beln», Bd 1-3, 1759; 2. Aufl., 1777), со-чи-не-ния по тео-ло-гии и фи-ло-со-фии мо-ра-ли [диа-лог «Эрнст и Фальк» («Ernst und Falk», Tl 1-2, 1778-1780 годы); трак-тат «Вос-пи-та-ние че-ло-ве-че-ско-го ро-да» («Er-ziehung des Men-schen-ge-s-chlechts», 1780, не окон-че-на)], пе-ре-во-ды про-из-ве-де-ний Воль-те-ра, Де-ту-ша, Д. Ди-д-ро. Твор-че-ст-во Лессинга, про-ни-зан-ное ду-хом про-све-ти-тель-ско-го сво-бо-до-мыс-лия, кри-ти-ки и по-ле-ми-ки, бы-ло вы-со-ко оце-не-но И.В. Гё-те, И.Г. Гер-де-ром, Ф. Шле-ге-лем; в Рос-сии осо-бый ин-те-рес к Лессингу про-явил Н.Г. Чер-ны-шев-ский.

Сочинения:

Sämtliche Schriften / Hrsg. K. La-chmann, F. Muncker. Stuttg.;

Lpz., 1886-1924. Bd 1-23. B., 1968. Bd 1-23;

Собрание сочинений. 2-е издание. СПб., 1904. Тома 1-10;

Гам-бург-ская дра-ма-тур-гия. М.; Л., 1936;

Лао-ко-он, или О гра-ни-цах жи-во-пи-си и по-эзии. М., 1957;

Werke / Hrsg. H. G. Göp-fert u. a. Münch., 1970-1979. Bd 1-8;

Дра-мы. Бас-ни в про-зе. М., 1972

Стал творцом золотого века немецкой литературы. Родился 22 января 1729 в Каменце (Саксония) в семье лютеранского пастора. В 1746 поступил на богословский факультет Лейпцигского университета, но увлечение античной литературой и театром оставляло мало времени для богословских штудий. Принимал активное участие в театральной труппе, основанной актрисой Каролиной Нейбер (1697–1760), которая впоследствии поставила первое его драматическое произведение – комедию Молодой ученый (Der junge Gelehrte , 1748). Ортодокс Лессинг-старший вызвал сына домой и разрешил вернуться в Лейпциг только ценой отказа от театра; единственной уступкой, на которую согласился отец, было позволение перейти на медицинский факультет. Вскоре по возвращении Лессинга в Лейпциг труппа Нейбер распалась, оставив Лессинга с подписанными им неоплаченными векселями. Уплатив долги из своей стипендии, он уехал из Лейпцига.

Следующие три года Лессинг провел в Берлине, стараясь заработать на жизнь пером. С финансовой точки зрения он не преуспел, зато необычайно вырос как критик и литератор. Вместе с Кр.Милиусом, лейпцигским родственником и другом, Лессинг некоторое время издавал ежеквартальный журнал по проблемам театра (1750), писал критические статьи для «Фоссише цайтунг» («Vossische Zeitung»; в то время – «Berliner Privilegierte Zeitung»), переводил пьесы и создал ряд оригинальных драматических произведений.

В конце 1751 он поступил в Виттенбергский университет, где через год получил степень магистра. Затем вернулся в Берлин и следующие три года упорно трудился, утверждая за собой репутацию проницательного литературного критика и талантливого писателя. Беспристрастность и убедительность его критических суждений снискали ему уважение читателей. Опубликованные в шести томах Сочинения (Schriften , 1753–1755) включали, помимо выходивших ранее анонимно эпиграмм и анакреонтических стихов, ряд научных, критических и драматических произведений. Особое место занимают Защиты (Rettungen ), написанные с целью восстановить справедливость в отношении некоторых исторических лиц, в частности принадлежавших эпохе Реформации. Помимо ранних драм, Лессинг включил в книгу новую драму в прозе – Мисс Сара Сампсон (Miss Sara Sampson , 1755), первую в немецкой литературе «мещанскую» драму. Созданная прежде всего по образцу Лондонского купца Дж.Лилло (1731), эта донельзя сентиментальная пьеса воплощала убежденность Лессинга в том, что, только подражая более естественному английскому театру, немцы смогут создать подлинно национальную драму. Мисс Сара Сампсон оказала глубокое воздействие на последующую немецкую драматургию, хотя сама по себе устарела уже через два десятка лет.

В 1758 вместе с философом М.Мендельсоном и книготорговцем К.Ф.Николаи Лессинг основал литературный журнал «Письма о новейшей литературе» («Briefe, die neueste Literatur betreffend», 1759–1765), и хотя его сотрудничество в журнале продолжалось недолго, его критические оценки взбудоражили застойную литературную атмосферу того времени. Он яростно обрушивался на французских псевдоклассицистов и немецких теоретиков, особенно на И.К.Готшеда (1700–1766), который ориентировал немецкий театр на французскую драму.

В 1760 Лессинг переехал в Бреславль (ныне Вроцлав, Польша) и стал секретарем военного губернатора Силезии генерала Тауэнцина. Секретарские обязанности оставляли ему достаточно времени – здесь он в основном собрал материал для Лаокоона (Laokoon ), изучал Спинозу и историю раннего христианства, а также начал работу над лучшей своей комедией Минна фон Барнхельм (Minna von Barnhelm , 1767), используя накопленные в Бреславле впечатления для обрисовки характеров и событий, давших яркий конфликт любви и чести в эпоху Семилетней войны.

В 1765 Лессинг возвратился в Берлин и в следующем году опубликовал знаменитый трактат об эстетических принципах Лаокоон , наряду с Историей античного искусства И.И.Винкельмана (1764) явившийся высшим достижением литературно-эстетической мысли 18 в. Этой работой Лессинг проложил путь к изощренной эстетике последующих поколений, определив границы между визуальными искусствами (живопись) и аудиоискусствами (поэзия).

В 1767 Лессинг занял пост критика и литературного консультанта в Немецком национальном театре, только что созданном в Гамбурге. Это предприятие вскоре обнаружило свою несостоятельность и осталось в памяти лишь благодаря лессинговской Гамбургской драматургии (Hamburgische Dramaturgie , 1767–1769). Задуманная как постоянный обзор театральных постановок, Гамбургская драматургия вылилась в анализ драматургической теории и псевдоклассицистской драмы Корнеля и Вольтера. Аристотелева теория драмы в Поэтике оставалась для Лессинга высшим авторитетом, однако его творческая интерпретация теории трагедии покончила с диктатом единства места, времени и действия, который французские толкователи Аристотеля сохранили как обязательную предпосылку «хорошей» драмы.

После краха Национального театра и издательства, которое писатель основал в Гамбурге совместно с И.К.Боде, Лессинг занял пост библиотекаря в Вольфенбюттеле (Брауншвейг). За исключением девяти месяцев (1775–1776), когда он сопровождал принца Леопольда Брауншвейгского в путешествии по Италии, остаток жизни Лессинг провел в Вольфенбюттеле, где и умер в 1781.

Вскоре после переезда в Вольфенбюттель Лессинг опубликовал наиболее значительную из своих драм – Эмилию Галотти (Emilia Galotti , 1772). Действие драмы, в основе которой лежит римская легенда об Аппии и Виргинии, происходит при некоем итальянском дворе. Лессинг поставил перед собой задачу явить в современных обстоятельствах благородный строй античной трагедии, не ограничиваясь социальным протестом, столь характерным для буржуазной трагедии. Позднее он еще раз вернулся к сценическому творчеству, написав «драматическую поэму» Натан Мудрый (Nathan der Weise , 1779), самую популярную, хотя драматургически не самую совершенную из всех его пьес. Натан – призыв просвещенного либерала к религиозной терпимости, притча, показывающая, что не вера, а характер определяет личность человека. Это первая значительная немецкая драма, написанная белым стихом, который впоследствии стал типичным для классической немецкой драмы.

В 1780 Лессинг опубликовал эссе Воспитание рода человеческого (Die Erziehung des Menschengeschlechts ), написанное еще в 1777. В ста пронумерованных параграфах этого эссе философ-просветитель видит в религиозной истории человечества поступательное движение к универсальному гуманизму, выходящему за пределы всех и всяческих догм.

Gotthold Ephraim Lessing

Критик и драматург

1741-1746 – учится в Мейсенской княжеской школе.

1746 – поступает на богословский факультет Лейпцигского университета, но увлечение античной литературой и театром оставляет мало времени для богословских штудий. Принимает активное участие в театральной труппе, основанной актрисой Каролиной Нейбер (1697–1760), которая впоследствии поставила первое его драматическое произведение – комедию «Молодой ученый» (Der junge Gelehrte, 1748).

Ортодокс Лессинг-старший вызывает сына домой и разрешает вернуться в Лейпциг только ценой отказа от театра; единственной уступкой, на которую согласился отец, было позволение перейти на медицинский факультет.

1748 – по возвращении Лессинга в Лейпциг труппа Нейбер распалась, оставив Лессинга с подписанными им неоплаченными векселями. Лессинг уезжает в Виттенберг и поступает там в университет на медицинский факультет. После непродолжительной учебы уезжает в Берлин, где ведет жизнь свободного писателя и критика, сотрудничая с «Берлинской газетой», известной по имени издателя как «Фоссова газета» (Vossische Zeitung).

1749 – комедии «Евреи» (Die Juden) и «Вольнодумец» (Der Freigeist).

1750 – вместе с Кр.Милиусом, лейпцигским родственником и другом, Лессинг издает журнал «Материалы для истории и критической оценки театра».

1751 – приезжает в Виттенберг, чтобы получить ученую степень, но вместо «кандидата медицины» он становится магистром свободных наук.

1752 – возвращается в Берлин, где продолжает сотрудничество с «Фоссовой газетой», в ней он ведет отделы ученых известий и фельетонов, печатая различные сочинения научного и литературного характера. Одновременно он выступает как переводчик.

1753-1755 – публикует «Сочинения» (Schriften, в шести томах), включающие, помимо выходивших ранее анонимно эпиграмм и анакреонтических стихов, ряд научных, критических и драматических произведений. Особое место занимают «Защиты» (Rettungen), написанные с целью восстановить справедливость в отношении некоторых исторических лиц, в частности принадлежавших эпохе Реформации. Помимо ранних драм, Лессинг включает в книгу новую драму в прозе – «Мисс Сара Сампсон» (Miss Sara Sampson, 1755), первую в немецкой литературе «мещанскую» драму. Созданная прежде всего по образцу «Лондонского купца» Дж.Лилло (1731), эта донельзя сентиментальная пьеса воплощала убежденность Лессинга в том, что, только подражая более естественному английскому театру, немцы смогут создать подлинно национальную драму. «Мисс Сара Сампсон» оказала глубокое воздействие на последующую немецкую драматургию, хотя сама по себе устарела уже через два десятка лет.

1754-1758 – выходят «Театральная библиотека», являющаяся приложением к издаваемому Лессингом ранее журналу «Материалы для истории и критической оценки театра».

1758 – вместе с философом М.Мендельсоном и книготорговцем К.Ф.Николаи Лессинг основывает литературный журнал «Письма о новейшей литературе» («Briefe, die neueste Literatur betreffend», 1759-1765), и хотя его сотрудничество в журнале продолжалось недолго, его критические оценки имели широкий резонанс, в частности яростные нападки на французских псевдоклассицистов и немецких теоретиков, особенно на И.К.Готшеда (1700–1766), который ориентировал немецкий театр на французскую драму.

1759 – в Берлине выходят басни, которые Лессинг объединяет в три книги. Собрание басен предваряет специальное рассуждение, в котором автор излагает свою теорию жанра. По мнению Лессинга, басня занимает промежуточное место между поэзией и моралью, лежит на границе этих областей, подчиняясь законам каждого из них.

1760 – Лессинг переезжает в Бреславль (ныне Вроцлав, Польша) и становится секретарем военного губернатора Силезии генерала Тауэнцина. Секретарские обязанности оставляют ему достаточно времени – здесь он в основном собирает материал для «Лаокоона» (Laokoon), изучает Спинозу и историю раннего христианства. В этом же году Лессинг избран членом-корреспондентом Берлинской академии наук.

1765 – Лессинг возвращается в Берлин.

1766 – публикует трактат об эстетических принципах «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии» (Laokoon, oder Uber die Grenzen der Malerei und Poesie), который, наряду с «Историей античного искусства» И.И.Винкельмана (1764) стал одним из высших достижений литературно-эстетической мысли 18 в. Основной вопрос, рассматриваемый в трактате,- границы поэзии и живописи, их специфика и своеобразие художественного языка. Этой работой Лессинг проложил путь к изощренной эстетике последующих поколений, определив границы между визуальными искусствами (живопись) и аудиоискусствами (поэзия).

1767 – дописана первая пьеса Лессинга, основанная на немецком материале, «Минна фон Барнхельм, или Солдатское счастье» (Minna von Barnhelm, премьера 21 марта 1768). Сюжет ее основан на фактах немецкой жизни, связанных с событиями незадолго до того закончившейся Семилетней войны (1756-1763). В этом же году Лессинг получает пост критика и литературного консультанта в Немецком национальном театре, только что созданном в Гамбурге.

1767-1769 – впечатление от деятельности в этом театре составило основу «Гамбургской драматургии» (Hamburgische Dramaturgie). Задуманная как постоянный обзор театральных постановок, «Гамбургская драматургия» вылилась в анализ драматургической теории и псевдоклассицистской драмы Корнеля и Вольтера. Аристотелева теория драмы в «Поэтике» оставалась для Лессинга высшим авторитетом, однако его творческая интерпретация теории трагедии покончила с диктатом единства места, времени и действия, который французские толкователи Аристотеля сохранили как обязательную предпосылку «хорошей» драмы.

1768 – после краха Национального театра и издательства, которое писатель основал в Гамбурге совместно с И.К.Боде, Лессинг получает пост библиотекаря в Вольфенбюттеле (Брауншвейг), которое и занимает до конца жизни, с небольшим перерывом.

1772 – написана «Эмилия Галотти» (Emilia Galotti, премьера 13 марта 1772). Действие драмы, в основе которой лежит римская легенда об Аппии и Виргинии, происходит при некоем итальянском дворе. Лессинг поставил перед собой задачу явить в современных обстоятельствах благородный строй античной трагедии, не ограничиваясь социальным протестом, столь характерным для буржуазной трагедии.

1775-1776 – сопровождает принца Леопольда Брауншвейгского в путешествии по Италии, посещает Рим, Флоренцию, Милан, на обратном пути заезжает в Вену.

Готхольд Эфраим Лессинг (нем. Gotthold Ephraim Lessing). Родился 22 января 1729 года в Каменце, Саксония - умер 15 февраля 1781 года в Брауншвейге. Немецкий поэт, драматург, теоретик искусства и литературный критик-просветитель. Основоположник немецкой классической литературы.

Родился в семье лютеранского пастора; учился в Лейпциге. Радикальный сторонник разума и просвещения, находившийся в оппозиции к церковной догматике, он не смог найти себе места для службы в Берлине, Дрездене, Вене или Гамбурге с тем, чтобы иметь гарантированный заработок, и был вынужден занять место придворного библиотекаря в Вольфенбюттеле (Брауншвейг) в 1769 году. Его обязанностью было составление каталогов книг, что весьма его тяготило. Лессинг прожил в этом городе 12 лет.

Был масоном. В 1771 году прошёл посвящение в масонской ложе «Трёх Золотых Роз» в Гамбурге. Лессинг является автором фундаментального труда «Gespräche für Freimaurer», написанного в 1778-1780 годах. В этом сочинении он обрушивается с критикой на немецкие ложи, где гнездятся все пороки современности: фантастические измышления неотамплиеров и разглагольствования о бесклассовом обществе. Лессинг полагал, что главное, чем следует заниматься масонам, состоит в обеспечении свободного эзотерического поиска истины.

Ещё через 25 лет, в конце жизни в 1778 году, им была сочинена драма «Натан Мудрый», ставшая проповедью веротерпимости и человечности. Общество уже не сомневалось в правдоподобности сюжета и согласилось с тем, что и среди евреев есть достойные во всех отношениях люди, так как все знали, что прототипом для Натана служил Мозес Мендельсон.

Сохраняя верность принципам просветительского рационализма, Лессинг соединил их с более глубокими взглядами на природу, историю и искусство. История человечества, по его мнению, представляет собой процесс медленного развития человеческого сознания, преодоление неразумия и освобождение от всевозможных догм, в первую очередь религиозных. Лессинг видел назначение человека не в пустом умствовании, а в живой деятельности.

Свобода слова и мнения были необходимы ему для борьбы с существующими феодальными порядками. Он быстро освободился от иллюзий в отношении «короля-философа» Фридриха II и назвал Пруссию «самой рабской страной Европы». Центральное место в творческом наследии Лессинга занимают работы по эстетике и художественной критике. Он дал замечательный анализ возможностей построения образа в словесном и изобразительном искусстве. Выступая против норм классицизма, философ отстаивал идею демократизации героя, правдивость, естественность актёров на сцене. Лессинг обосновал идею действительности в поэзии в противовес описательности («Литература не только успокаивает красотой, но и будоражит сознание»).

Выбор редакции
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...

Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...

В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...
Слайд 2 Визитная карточка Территория: 1 219 912 км² Население: 48601098чел. Столица: Кейптаун Официальный язык: английский, африкаанс,...
Всякая организация включает в свой состав объекты, классифицируемые как ОС, по которым проводятся амортизационные отчисления. В рамках...
Новым кредитным продуктом, получившим широкое распространение в зарубежной практике, является факторинг. Он возник на базе товарного...
Очень мы в нашей семье любим чизкейки, а с добавлением ягод или фруктов они особенно вкусные и ароматные. Сегодня рецепт чизкейка, с...
У Плешакова возникла хорошая идея - создать для детей атлас, по которому легко определять звезды и созвездия. Наши учителя эту идею...