Человек есть тайна ее надо разгадать. «Человек есть тайна


Жизнь Достоевского. Сквозь сумрак белых ночей Басина Марианна Яковлевна

«Человек есть тайна»

«Человек есть тайна»

После смерти отца Федор все чаще и чаще начал задумываться о своей дальнейшей жизни. Теперь, будучи в полной мере предоставлен самому себе, он мог решать те вопросы, которые до сих пор решал за него папенька. А он - покорный сын, приученный к повиновению, послушно следовал направлявшей его воле, не желая огорчать заботливого отца.

Уехав из Москвы и пожив в Петербурге, хотя и в закрытом учебном заведении, Федор уже на многое смотрел иными глазами, приобретая о жизни собственные понятия. Он жалел отца, сочувствовал ему, но отнюдь не разделял его взглядов и суждений. Едва проучившись в училище год, он уже писал Михаилу: «Мне жаль бедного отца! Странный характер! Ах, сколько несчастий перенес он! Горько до слез, что нечем его утешить». И прибавлял: «А знаешь ли? Папенька совершенно не знает света: прожил в нем 50 лет и остался при своем мнении о людях, какое он имел 30 лет назад. Счастливое неведение. Но он очень разочарован в нем. Это кажется общий удел наш».

Федор также не был очарован светом. Но считал, что, несмотря на свои юные годы, знает о жизни и людях нечто такое, чего не дано было узнать Михаилу Андреевичу.

Больше всего Федора занимали люди. И ныне живущие, и из прошедших веков. «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной…» Так он писал Михаилу в августе 1839 года.

Как же он разгадывал эту тайну? Зорко присматривался к жизни, к окружавшим его людям. И читал. Читал писателей древних и новейших. Читал много, с жадностью ища в книгах разгадку тайны человеческой души и смысла бытия. «…Учиться, „что значит человек и жизнь“ - в этом довольно успеваю я; учить характеры могу из писателей, с которыми лучшая часть жизни моей протекает свободно и радостно». В книгах искал он ответы на вопросы, волновавшие и его, и всю думающую молодежь. «Надо заметить, - писал он много позже, - что тогда только это и было позволено, - т. е. романы, остальное все, чуть не всякая мысль, особенно из Франции, было строжайше запрещено».

Из Франции шла революционная «зараза». Ее видели повсюду. И даже французские романы не всегда «проскакивали». Так, министр просвещения Уваров запретил переводить на русский язык роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», считая, что русской публике «рано» читать подобные книги.

В. Гюго. Гравюра середины XIX в.

А юный кондуктор эти книги читал. Он писал отцу: «Перейдя в высший класс, я нахожу совершенно необходимым абонироваться здесь на французскую библиотеку для чтения. Сколько есть великих произведений гениев - математики и военных гениев на французском языке. Вижу необходимость читать это…»

Всегда правдивый, в данном случае он был не совсем точен. Во французской библиотеке брал он не столько ученые сочинения, сколько не переведенные на русский язык романы Жорж Санд, Бальзака, Гюго…

Жорж Санд имела тогда в России необыкновенный успех. Достоевского покорили ее романы. Простые люди, безыскусные характеры, скромные женщины, готовые на подвиг, высокая нравственная чистота, милосердие, справедливость, вера в человека, в счастливое будущее человечества… «Мне было, я думаю, лет шестнадцать, когда я прочел в первый раз ее повесть „Ускок“, одно из прелестнейших первоначальных ее произведений. Я помню, я был потом в лихорадке всю ночь». С тех пор он не пропускал ни одного нового творения Жорж Санд.

Ж. Санд. Гравюра середины. XIX в.

Он упивался также Шиллером, благородным, возвышенным, обличающим Шиллером, страстным борцом за справедливость. «Ты писал ко мне, брат, что я не читал Шиллера. - Ошибаешься, брат! Я вызубрил Шиллера, говорил им, бредил им; и я думаю, что ничего более кстати не сделала судьба в моей жизни».

Он читал Шиллера вместе с Шидловским, проверяя «над ним» Дона Карлоса, маркиза Позу, Мортимера.

Да, характеры - самую суть человеческой природы - узнавал он пока главным образом из книг и, пылкий мечтатель, сам воображал себя то героем Древней Греции - Периклом, то римским полководцем Марием, то одним из первых мучеников-христиан времен Нерона, то рыцарем из романов Вальтера Скотта… «И чего я не перемечтал в моем юношестве, чего не пережил всем сердцем, всей душой моей в золотых и воспаленных грезах точно от опиума!»

Он не только мечтал - он поверял свои мечты бумаге, сочинял, писал много и упоенно. Ночью, в спальне своей роты, в своем любимом закутке, прикрывшись одеялом, при свете одинокой свечи не только упорно постигал инженерные науки, но и писал. И неизвестно, на что он тратил больше времени.

Из книги Генерал Дима. Карьера. Тюрьма. Любовь автора Якубовская Ирина Павловна

Моя тайна …Я не сразу решилась рассказать эту историю, которую я никогда никому не рассказывала. Дело в том, что ещё в семилетнем возрасте у меня проявилось кожное заболевание - псориаз. Это стало переломным моментом в моей жизни. До этого я была как все, и вдруг эти пятна

Из книги Лукашенко. Политическая биография автора Федута Александр Иосифович

Глава вторая. Есть человек - есть проблема Гончар атакует Атмосфера страха, которую Лукашенко старательно нагнетал в стране, поглотила не всех.Он знал, что есть по крайней мере один человек, который представляет для него действительно серьезную опасность. Который будет

Из книги Моя веселая Англия [сборник] автора Гончарова Марианна Борисовна

«У меня есть собака, значит, у меня есть душа...» Эту главку моей книги я бы хотела посвятить их памяти. Вашей – бодер-колли Чак Гордон Барнс из Нортумберленда, и Вам, друг мой, душа моя, любовь и скорбь моя, Чак Гордон Барнс, сын благородной колли Чейни и пограничной овчарки

Из книги Еврипид [с иллюстр.] автора Гончарова Татьяна Викторовна

Глава 3 ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ МЕРА ВСЕХ ВЕЩЕЙ Поражение в Египте и угроза новой войны с персами заметно ослабили позиции демократов, в народном собрании сторонники олигархии требовали возвращения Кимона и призывали к миру со Спартой. Вернувшийся в 451 году из изгнания и избранный

Из книги Тюрьма и воля автора Ходорковский Михаил

Человек или человек-компьютер Меня лично тюрьма тоже, несомненно, изменила, несмотря на то, что я сюда попал, будучи уже взрослым и устоявшимся человеком. Наиболее сильной переоценке подверглось понимание важности отношений с близкими людьми, семьей. Да и понимание мира

Из книги Менделеев автора Смирнов Герман Владимирович

Из книги Чехов в жизни: сюжеты для небольшого романа автора Сухих Игорь Николаевич

ТАЙНА …У него были две жизни: одна явная, которую видели и знали все, кому это нужно было, полная условной правды и условного обмана, похожая совершенно на жизнь его знакомых и друзей, и другая - протекавшая тайно. И по какому-то странному стечению обстоятельств, быть

Из книги Бедржих Сметана автора Гулинская Зоя Константиновна

«ТАЙНА» Если бы я мог слышать, то устроил бы публичные лекции о музыкальных формах, в особенности о современных принципах развития тематического материала. Свой доклад я сопровождал бы примерами из музыкальной литературы, которые играл бы на фортепьяно. Думаю, что наши

Из книги Размышления странника (сборник) автора Овчинников Всеволод Владимирович

Гейша - то есть «человек искусства» За те годы, пока я работал в Японии, туда приезжало множество соотечественников. На вопрос, что им показать в Токио, они часто отвечали: хотелось бы сходить к гейшам… Приходилось всякий раз пояснять, что это удовольствие для

Из книги Бальзак без маски автора Сиприо Пьер

ТАЙНА Изменяла ли госпожа де Бальзак своему супругу?На портретных изображениях Бернар-Франсуа полон самообладания и степенности. Это благоразумный, рассудительный человек, лишенный ребяческого тщеславия, но с самодовольной улыбкой. Губы выражают обеспокоенность,

Из книги Между шкафом и небом автора Веденяпин Дмитрий Юрьевич

«Есть мир и Бог; мир, человек и Бог…» Евгению Львовичу Шифферсу Сделай себе пару очков, которые называются «очками смерти», и через эти «очки смерти» смотри на все. Савонарола 1 Есть мир и Бог; мир, человек и Бог; Открытость миру и открытость Богу; Есть камень у развилки

Из книги Память о мечте [Стихи и переводы] автора Пучкова Елена Олеговна

Тайна Веселое пятно на потолке… Но – говорят – он просто не побелен, А зайчик солнечный в моей руке Неощутим, бесплотен и бесцелен. Я угадала Моцарта в сверчке, Но он на сто Сальери был поделен. И я брела сквозь время налегке, Поскольку груз мой был в пути потерян. Уже

Из книги Отрывки из Ничего автора Ванталов Борис

«Есть дверь и есть замок в квартире…» Есть дверь и есть замок в квартире, И ты совсем один. А все ж В огромном мире, странном мире Ежесекундно ты живешь. И радио шумит, как примус, - Прибор давно минувших лет, И воздух обретает привкус Не только крепких сигарет. Он пахнет

Из книги Константин Коровин вспоминает… автора Коровин Константин Алексеевич

Тайна А Кублановский рассказывал все вроде бы правильно, но как-то пошловато. Он произносил слово «чудо» вяло, приземленно.И дело тут не в пафосе, а в тайне, которой была Лена. Может быть, она была не совсем человеком, не совсем женщиной, не совсем поэтом.Она была чем-то

Из книги Шаман. Скандальная биография Джима Моррисона автора Руденская Анастасия

Тайна Недалеко от дома моего, в деревне, протекала речка Нерль. Небольшая речка.Она шла, извиваясь, узкая и быстрая, в красивых берегах, то около песчаной осыпи, покрытой хвойным лесом, то у самого леса, переходила луга и большие болота, входила в большие плёсы и в глубокие

Из книги автора

Тайна Ему снова снилось, что он стоит один посреди пустыни, погруженный в свои мысли. Сухой ветер трепал волосы. Он чувствовал каждым позвонком чье-то присутствие. Обернулся - никого. Перед ним словно расстилалась сама бесконечность. Не было пространства, и не было

Цитата сообщения НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО МИРА

После того, как Владимир Путин заговорил о Русском Мире, одним из первых написал о создании Русского Мира писатель, редактор «Литературной газеты» Юрий Михайлович Поляков. Недавно я был на встрече с Юрием Поляковым в магазине «Буквоед». Мне удалось задать ему вопрос о новой литературе Русского Мира.

Все мы знаем литературу Русского Мира: А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Тарас Шевченко, Шота Руставели, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, Борис Пастернак, Сергей Есенин, Михаил Шолохов, Олесь Гончар, Чингиз Айтматов, Юрий Бондарев, Василь Быков, Всеволод Астафьев, Валентин Распутин, Юрий Рытхэу … – всех не назвать!

А кто сейчас является представителем новой литературы Русского Мира?

Я лично затрудняюсь ответить. Татьяна Устинова или Виктор Пелевин? Юрий Поляков или Дмитрий Быков? А может быть, обозреватель Александр Проханов? или автор «Ночного дозора» Сергей Лукьяненко?

Томас Манн признавал: «достойная преклонения русская литература и есть та самая святая литература».
Иван Ильин говорил о русской литературе как особом роде «духовного творчества».

Известно, что русская литература и поэзия – это «колыбель» русской философии. В России философская мысль развивалась преимущественно в формате литературно-художественных произведений, а не в чисто трактатной форме, как это было принято на Западе.

Сейчас много говорят о так называемом Русском Мире. Но существует ли какая-то философия, объясняющая реальность Русского Мира?

20-21 ноября 2014 года я был на ежегодной конференции «Дни философии в Петербурге», которая уже восьмой раз проходит в Санкт-Петербургском государственном университете. На кафедре истории русской философии я участвовал в обсуждении проблемы «Философия в русской художественной литературе».
Заведующий кафедрой истории русской философии доктор философских наук, профессор Замалеев А.Ф. считает, что на начальном этапе развития русского философствования превалировала литературная форма, она была определяющей, в смысле создания условий для развития философских представлений. Русская философия, связанная с литературой и публицистикой, создавала условия для зарождения такого философского феномена как экзистенциализм.

Доктор философских наук, профессор Валерий Александрович Подорога (заведующий сектором аналитической антропологии Института философии РАН) признал: сейчас очень трудно отличить философское произведение от литературного произведения в форме эссе или романа. Это позволяет увидеть существование философской мысли в рамках другого события, которое философии начинает служить.

Доктор философских наук, профессор Воронежского университета Владимир Владимирович Варавва в своём докладе «Языки русской философии» признал, что ближе всего к философии находится язык искусства, особенно литературы. И действительно, литература представляется наиболее подходящим языком для выражения, прежде всего, нравственных вопросов. Здесь нет ни трактатности, ни теоретичности, мысль свободно парит и выражается, как хочет.

Ещё в 1974 году в Париже известный французский теоретик Р.Альберас опубликовал книгу «Литература – горизонт 2000 года». Он утверждал, что к началу нового тысячелетия господствующим приёмом станет внутренний монолог, категории времени и пространства будут полностью трансформированы, не будет ни начала, ни конца, ни причин, ни следствий; характер героя размоется и исчезнет, личности не будет, настанет время анонимов, персонажей-масок без индивидуальных признаков. Отказ от логики и грамматики станет абсолютным и господствующим. «Будущее принадлежит непонятным книгам»!

Я это понял ещё в 1992 году, когда вместо диссертации начал писать свой первый роман-исследование «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак», в котором изложил свой опыт переживания смерти. Рамки диссертации показались мне узкими, и я выбрал междисциплинарную художественно-поэтическую форму изложения своего мистического опыта и философских воззрений. Сегодня, спустя 20 лет, я убедился, что сделал правильный выбор.

На мой взгляд, литература первична по отношению к философии как науке. Вначале тексты существовали как религиозные (ведические гимны), молитвы. Потом появилась литература, и только вслед за ней философия как система научных взглядов на предмет познания.
Взять хотя бы «легенду о великом инквизиторе» Достоевского. Всё творчество Достоевского и Толстого служило и служит источником для философского анализа и обобщений не только русских, но и зарубежных философов.

В России именно литература занималась философскими обобщениями, в связи с отсутствием русской философии. «Проклятые вопросы» ставила именно литература!

В отличие от литературы, в философском языке невозможна поэзия, которая часто является наиболее адекватным средством выражения глубины предмета до апофатических вершин.
Философия это всё-таки наука, основанная на постулатах и доказательствах. Всякое философское знание это система, и поэтому она ограничена и закрыта.

Истина постоянно развивается, и всякие попытки распять её, живую, в интересах какого-то одного учения, превращают Истину в мёртвую догму. Каждый честный исследователь знает, что принятие в качестве неоспоримой догмы пусть даже самого очевидного научного факта перекрывает движение вперед.

Литература исследует жизнь не хуже, а иногда и лучше философии. Ни один философ не способен на то, к чему литература предназначена - просто говорить о сложном.
В попытке универсального объяснения мира, литература всё смелее вторгается в области, которые для науки как реальность не существуют.
Литература может то, на что не способна никакая наука - поразить сердца людей Истиной. Это и долг литературы, и её предназначение - сердцем Истину постигать!

Сегодня очевидно наступает новое время, новый этап развития нашей страны: Россия поворачивается к Западу задом, а к Востоку передом.
Разговоры о самобытности России, её особом пути и оригинальной русской цивилизации всегда возникали на фоне ухудшения отношений с Западом.
Действительно ли Россия оригинальная цивилизация со своей специфической «культурной матрицей»?

Действительно ли существует Русский Мир или, быть может, это симулякр?

Этот вопрос мне удалось задать приглашённому на конференцию «Дни философии в Петербурге» известному телеведущему Виталию Товиевичу Третьякову. Его передачу «Что делать?» на телеканале «Культура» я регулярно с удовольствием смотрю уже более десяти лет.

Недавно в храме Христа Спасителя в Москве проходил Всемирный русский народный собор, на котором была сформулирована «Декларация русской идентичности».

Председатель правления Фонда «Русский мир», председатель комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов считает: «Если семь лет назад, когда мы проводили первый форум, мы говорили о Русском мире как о культурном сообществе, то теперь это понятие очень сильно политизировалось. Но мы по-прежнему рассматриваем Русский мир как цивилизационную общность».

В своё время я сотрудничал с международной ассоциацией «Русская культура», которая выпускала альманах «Русский мiръ» (пространство и время русской культуры). В выпуске Альманаха за 2008 год №1 даются разные представления о «Русском Мире».

На мой взгляд, Русский Мир – это прежде всего великий русский язык. Русский язык является четвёртым по распространённости в мире, 300 миллионов человек считают его родным.

Главным доказательством существования Русского Мира, на мой взгляд, является живущая и развивающаяся русская культура. Это Чайковский и Рахманинов, Врубель и Репин, Анна Павлова и Сергей Дягилев, Фёдор Шаляпин и Вера Холодная, Михаил Шолохов и Борис Пастернак. Признанным мировым явлением до сих пор остаётся великая русская литература. Произведения Льва Толстого, Фёдора Достоевского, Антона Павловича Чехова изучаются во всём мире.

Несколько лет назад я участвовал в работе II культурологического конгресса «Культурное многообразие: от прошлого к будущему». Меня, как и многих, волнует проблема РУССКОГО МИРА. Разумеется, это понятие не столько территориальное, сколько этнокультурное.

Русский Мир скорее духовно-мировоззренческое явление, нежели территориальное.
Марина Цветаева писала: «Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови».
Владимир Набоков так и остался русским писателем. Иосиф Бродский на вопрос, кем он себя ощущает, ответил, что он русский поэт, англоязычный эссеист и гражданин Соединённых Штатов.

Вслед за Чаадаевым, я бы мог повторить: «Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать её, предпочитаю унижать её, только бы её не обманывать»!

Сегодня, когда период игр постмодернизма заканчивается, встаёт вопрос о том, в какую же сторону будет развиваться современная русская литература. Все ощущают потребность в светлой, вечной, возрождающей идее, которая бы придала и литературе, и жизни новый толчок и смысл.
Россия как страна не может жить без большой объединяющей идеи. Надо просто вспомнить, что мы русские, что у нас вселенская душа, перечитать Толстого и Достоевского.

«Только поймите, - писал Лев Толстой, - что вам ничего, ничего не нужно, кроме одного: спасти свою душу, что только этим мы спасём мир. Аминь».

«Человек есть тайна. Её надо разгадывать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Ф.М.Достоевский.

«История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно … когда она написана без тщеславного желания возбудить участие или удивление». М.Ю.Лермонтов.

«В поэзии нужна страсть, нужна ваша идея, и непременно указующий перст, страстно поднятый. Безразличие же и реальное воспроизведение действительности ровно ничего не стоит, а главное – ничего и не значит…» Ф.М.Достоевский.

Как-то я опрашивал людей о будущем литературы. Одни видят будущее русской литературы в философском осмыслении действительности, другие утверждают, что доминирующим трендом останется развлекательность, третьи считают, что литература будет развиваться во все стороны и станет мультикультурной.

Полагаю, что в современной литературе можно выделить условно два трэнда: литература, которая предлагает не думать («отправь мозги в отпуск»), и литература, которая предлагает задуматься (даёт пищу для души и ума). Первая отчётливо ориентирована на развлекательность, отдых, усладу для читателя (потребителя). Эта литература – бизнес, или часть бизнеса. Основная цель представителей данной литературы – заработать! И они не стесняются это признать.

Вторая тенденция – это литература духовного содержания (не путать с религиозной), которая предлагает задуматься над происходящим вокруг и в себе. Эта литература, если не полностью бескорыстна, то, во всяком случае, не является бизнесом, поскольку ставит своей целью не зарабатывание денег, а приобщение читателя к высшим идеалам человеческой культуры и образцам человеческой жизни.

Неустаревающим критерием, по которому можно различить эти два направления в литературе, является понимание искусства, и того, как оно влияет на человека.
Если в результате прочтения литературного произведения с человеком происходит катарсис, духовное очищение, преображение, то это произведение можно назвать искусством, и соответственно образцом духовной литературы. Если же такого преображения не происходит, то это развлекательная литература, которая тоже имеет право на существование!

По моему мнению, русская литература XXI века будет литературой смысла, поиском ответов на вечные вопросы бытия. Но, наверное, необходимо потрясение, чтобы люди поняли важность размышлений о смысле жизни и цели человеческого существования.

Наступила пора осознать себя, понять, кто мы, какие, чего хотим от жизни, каким видим смысл своей жизни, в чём наше сходство и отличие.
Хватит разрушать и бездействовать, пора созидать!
Но надо знать, что созидать и как. Нужна идея. Ещё Платон говорил: всему предшествует Идея.

Литература может помочь в формулировании национальной идеи, смоделировать сценарии развития будущего.
На смену постмодернизму разрушения приходит конструктивизм созидания, конструктивный реализм, а не критический.
Идеологии разрушения нужно противопоставить идеологию созидания.
Хватит критиковать и посыпать голову пеплом. Нужно смело ставить новые цели, нужна новая вера, нужно поверить в себя.
Наступает пора нового синтеза старых идей.

Каждый новый век начинался с новой веры, новых идеалов, новой утопии.
Но без обращения к опыту прошлого, без вечных истин, ничего нового построить невозможно. Это даже скорее возвращение вечных истин в нашу жизнь.
Или мы погибнем в самоубийственной войне или примиримся и начнём созидать.

Сегодня на смену литературе разрушения (постмодернизма) приходит новая русская литература созидания и конструктивизма.

Новая Русская Литература – это продолжение и развитие традиций великой русской литературы.
Новая – потому что по-новому пытается ответить на «вечные вопросы» бытия.
Русская – потому что написано по-русски, о "русских мальчиках" (Достоевский), в традициях великой русской литературы.
Литература – потому что не развлекательное чтиво, а предлагающая размышлять и действовать, постигать истину и совершенствовать себя, свою душу.

Новую Русскую Литературу отличает: 1) духовность (религиозность); 2) реализм в Высшем смысле; 3) бескорыстность мотивов творчества.

Достоевский писал: "Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей". "Но нельзя сидеть сложа руки, иначе окончательно дойдешь до самооправдания, до сознания собственного бессилия перед властью обстоятельств: при чём я, эпоха виновата, время-то, мол, какое! - нероново!.."

Как и всегда, главная проблема – поиск идеала в современной жизни. Такое впечатление, что у современных людей вообще нет никаких идеалов.

Литература, если она настоящая, способна изменять сознание людей, а значит и саму жизнь.
Для меня литература – это живое слово, способное выразить сокровенное и преобразить человека.

Писательство не развлечение, а поиск истины, забвение себя и жажда сострадания.
Творчество - средство постичь свою душу, сделать её лучше.
Можешь не писать - не пиши! А если пишешь, то сердцем!
Высшее достоинство писателя - не искать славы, умерщвлять своё тщеславие.
Искусство - это способ спасения души, очищение, катарсис.
Художник не может без правды, его интересует Истина.
Мало написать правду, нужно ещё в правде разглядеть Истину, понять смысл её.
Всё в человеке, все тайны мироздания, и постигать себя значит постигать Бога.
В каждом слове, в каждом вопросе скрыт огромный смысл, и смысл этот есть Бог.
Задача литературы - формировать новые идеалы, вспоминая вечные истины, доказывать их необходимость и возможность!
Долг литературы и её предназначение - сердцем Истину постигать! любовью в душу проникая, вызывать в ней сострадание, уча при этом мудрости милосердия, пророчествовать, призывая к добру, и, постигая причину зла, наставлять людей Пути к Богу!
Искусство слова - кое и есть литература - состоит в умении проникнуть в сердце, и, покорив его, заставить разум побуждать людей творить добро без оглядки, вызвать чувства, которые лучше любого доказательства убедят в необходимости любить несмотря ни на что.
Истинна лишь та литература, где фраза не аргумент, а чувство, где текст не текст вовсе, а мука, радость, боль и любовь; это ключ к разгадке своей души, когда лишь слово одно способно вызвать в душе такие чувства, кои прежде человек в себе и не подозревал.
Литература - это крик, зов к человеку, призыв к лучшему в человеке! И потому всякое слово должно быть от Бога, и слово это должно быть Бог! Другие слова ничего не стоят!
(Из Декларации Новой Русской Литературы – в моём романе-быль «Странник»(мистерия).

Я Бога раб. И нет во мне свободы.
Творю я то - чему необходим!
И подчиняюсь мудрости природы.
Я часть её, и в нас закон Един!
Закон Творца, творения любого,
Универсальный Принцип, Смысл Всего.
Мы все частички Космоса живого,
Рождённые желанием Его.
Вселенский Смысл. Нет, выше, выше, выше!
Что за пределами Вселенной, Что в Ничто!
Где Сердце Мысли, где безмолвье тише,
Где родилось и где почит Оно.
Оттуда вышли и туда уйдём мы,
Чтоб возвратиться в самоё себя,
Осуществив предназначенье жизни
И оправдав тем смысл Бытия.
Спектакль начнётся снова - непременно!
Мы с радостью исполним свою роль,
Стараясь воплотиться совершенно,
И если надо, пережить и боль.
Жизнь - развлеченье в Вечности для Бога.
Мы все частицы замысла Его.
Мне это путешествие не ново.
Я просто вспомнил, что забыл давно!..
Мой Первосвет творит меня сначала.
Вселенная подарит счастье Быть.
Жизнь для меня и долг мой и награда,
Любовь необходимость со-творить.
ЛЮБОВЬ
ТВОРИТЬ
НЕОБХОДИМОСТЬ
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература.

А кого бы из современных писателей Вы отнесли к НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ РУССКОГО МИРА?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература –

Чаще всего счастье и смысл жизни, по Достоевскому, достигаются путем страданий. Но они не самоцель. Это духовный путь человека, пытающегося найти свое место в несправедливо устроенном мире. Они, по мысли Достоевского, дают человеку ключ к сочувственному пониманию чужих страданий, чужого горя, делают его нравственно более чутким и жизненно более опытным и закаленным.
В связи с излюбленной идеей Достоевского о благотворном значении страданий необходимо отметить необыкновенно глубокую, всеохватывающую мысль его о виновности и ответственности каждого перед всеми и всех перед каждым, мысль, положенную в основу повести еще молодого Достоевского «Слабое сердце», а затем ставшую доминирующей во всех его романах.
Человек не имеет права замыкаться в себе, жить лишь для себя, человек не имеет права проходить мимо несчастий, царящих в мире, неустанно повторял Достоевский. Человек ответственен не только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире.
Достоевский - бесконечно искренний и гуманный писатель. Он учил искать искру добра в каждом человеке, старался воспитать человека. «При полном реализме н айти в человеке человека» - так определял сам Достоевский сущность своего гения, его высокую гуманистическую устремленность. Недаром многие из тех, кто испытывал в жизни минуты отчаяния, находили в произведениях Достоевского поддержку и выход. Они извлекали надежду из глубочайшей веры писателя в человека.
Читать Достоевского - это хотя и сладостная, но совсем не легкая работа, так как его произведения дают неизмеримо много для мысли и души.
«Я никогда не мог понять мысли,- писал Достоевский в 1876 году,- что одна десятая доля людей должна получить высшее развитие, а остальные девять десятых должны лишь послужить к тому материалом и средством, а сами оставаться во мраке. Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все, когда-нибудь, образованы, очеловечены и счастливы. Я знаю и верую твердо, что всеобщее просвещение никому у нас повредить не может. Верую даже, что царство мысли и света способно водвориться у нас, в нашей России, еще скорее, может быть, чем где бы то ни было... Я не знаю, как все это будет, но это сбудется».
В 1839 году восемнадцатилетний юноша Достоевский писал брату: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».
Достоевский предчувствовал свое призвание. Всю жизнь он боролся за духовную природу человека, защищал его достоинство, личность и свободу.
Достоевский принадлежит к тем писателям, биография которых тесно связана с творчеством, к тем писателям, которые смогли раскрыть себя в своих художественных произведениях. Вот почему ему удавалось так глубоко проникать в загадку человека. Разгадывая ее, Достоевский разгадывает тайну собственной личности, и, наоборот, свою судьбу он проецирует на судьбу своих героев. И как по романам Достоевского можно изучать их создателя, так и свою жизнь, собственный духовный опыт он вкладывает в свои романы.
Но в биографических вехах Достоевского есть такие важные точки отсчета, такие события, которые сыграли решающую роль в его жизненном и творческом пути.
В молодости он «страстно» принимает атеистическое мировоззрение В. Г. Белинского и вступает в тайное революционное общество наиболее активных из петрашевцев («дуровцев»), решивших завести тайную типографию.

22 декабря 1849 года Достоевский приговорен к смертной казни и стоит на эшафоте.
В эти страшные минуты в нем начинает умирать «старый человек». Четыре года Достоевский читает на каторге одну книгу - Евангелие- единственную книгу, разрешенную в остроге. Постепенно рождается «новый человек», начинается «перерождение убеждений».
Достоевский ушел на каторгу революционером и атеистом, а вернулся монархистом и верующим человеком.
Как показала «Легенда о Великом Инквизиторе» в «Братьях Карамазовых», Достоевский не ставил знака равенства между христианством и государственностью.

В этой интерпретации монархизма самим Достоевским сказалась мечта бывшего петрашевца о «золотом веке», о земном рае, о братстве всех людей. Но эту мечту после каторги и ссылки писатель всегда связывает с христианской верой, которая была им так всесторонне выстрадана, что в конце жизни он записывает по поводу последнего романа «Братья Карамазовы»: «И в Европе такой силы атеистических выражений нет и не было, стало быть, не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла...»
После каторги религиозная тема является центральной в творчестве Достоевского. В 1870 году он писал своему другу, поэту А. Н. Майкову: «Главный вопрос... которым я мучился сознательно и бессознательно всю мою жизнь,- существование божие».
Но страшная каторга, ужасы «Мертвого дома» неизбежно обостряли идею бунта и мечту Достоевского о счастье людей. Бунт и мечта писателя питались и русской действительностью после отмены крепостного права.
Все великие романы Достоевского были написаны в пореформенной России. Множество фактов из окружающей жизни воспринимались Достоевским как зловещие признаки жуткой болезни, охватившей все слои общества, после того как «все в России переворотилось».
Вместе с социально-экономической основой старого феодально-крепостнического строя стали быстро разрушаться и все нравственные устои. Рушилось старое патриархальное «благообразие», капитализм принес распад, «беспорядок» (в черновых записях роман Достоевского «Подросток» назван «Беспорядком»), и в первую очередь распад вековых семейных устоев.
Все заразились «бесом национального богатства», тлетворным влиянием капиталистического мира, где «человек может быть самым обыкновенным, деньги дадут ему все, то есть власть и право презрения». «Разложение - главная мысль романа»,- формулировал Достоевский свою задачу в одной из ранних записей к «Подростку».
Но Достоевский был, пожалуй, единственным писателем в 60-70-е годы XIX века, кто воспринимал страшную эпоху надвигающегося капитализма как эпоху кризиса христианской культуры, умирания христианской веры. «Я плакал, - признается герой романа «Подросток» Версилов,- за них плакал, плакал по старой идее и, может быть, плакал настоящими слезами». И эту свою личную боль, свои слезы по умирающему христианству Достоевский возводил в степень трагедии всего современного ему человечества, а эту трагедию воспринимал как свою личную боль.
Религиозный кризис в сознании Достоевского ассоциировался с грядущими грандиозными общественными и социальными потрясениями. Но, пройдя эшафот и каторгу, то есть круги человеческого ада, которые Данте и не снились даже, Достоевский всегда верил в то, что «и свет во тьме светит, и тьма не объяла его». 16 апреля 1864 года, на следующий день после смерти своей первой жены, Достоевский делает поразительное признание: «Высочайшее употребление, которое может сделать человек из своей личности, из полноты развития своего я, - это как бы уничтожить это я, отдать его целиком всем и каждому безраздельно и беззаветно. И это величайшее счастье...
Достоевского не поняли при жизни, мучившие его проблемы и вопросы, оказались недоступны современникам, а его глобальные пророчества казались плодом болезненного воображения. И в этом смысле Достоевский, действительно, прожил как непонятый и одинокий гений. Он мог бы повторить вслед за Раскольниковым, что «истинно великие люди должны ощущать на свете великую грусть».
Но одиночество гения Достоевский преодолевал в творческом акте. Его биография и художественные произведения составляют единое целое. Он всегда «жил в литературе», без литературы он никогда не мыслил своего существования, художественное творчество было главным смыслом его существования, а само существование мыслилось им всегда как творческий акт. Поэтому подлинная биография Достоевского это и есть духовное единство его жизни и творчества, их взаимное сопряжение. И предлагаемая сейчас вниманию читателей книга - это духовная биография.
И разве не звучит явственно осуждение философии «подполья» в творчестве Достоевского, исполненном высокого трагизма в силу того, что сам писатель не видел еще реальных путей к всеобщему и подлинному счастью людей?

Белов С.В.

Заключение

"Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком", - размышлял восемнадцатилетний Достоевский(Достоевский Ф.М., ПСС,-1985г.- т.28,- кн.1- с.63.). Разгадал ли кто-либо из людей эту тайну? Думаю, нет. Проблема человека устремлена в будущее. Каждый из нас и каждый из тех, кто придет нам на смену, еще не раз зададут себе вопросы: кто я? для чего живу? для чего существует весь человеческий род? Каждый найдет свой ответ или не найдет его вовсе, уходя в неведении в мир иной - в мир, где божественное озарение, прояснив наш разум, разрешит все проблемы. Но тех, кто уходит в неведении, не так много. Смысл жизни необходим нам, как воздух. Как вода, необходимо нам понимание человека в его целостности, что помогает индивиду понять самого себя. Философия и делает неоценимый вклад в раскрытие сущности человека, в поиск им смысла жизни. Несчетное число философских концепций человека его природы, - где истина? как определить сущность человека и смысл его жизни? Нельзя забывать, что истина не статичное, а развивающееся явление. Сегодня истинно это, завтра это же стало ложным. Проблема человека развивается во времени: огромный путь уже пройден, но будущее открывает все новые и новые перспективы решения этой проблемы. Главное, не впадать в крайности, "расщепляя" при этом единую сущность человека, и помнить: чтобы быть личностью, нам надо каждую минуту, каждое мгновение, шаг за шагом постигать тайну, имя которой - Человек.

Список использованной литературы

1. Бердяев Н.А. О назначении человека // Мир философии: Книга для чтения. - М., 1991. 2. Гуревич, П.С. Философская антропология: Учебное пособие. - М.: Вестник, 1997.

3. Достоевский Ф.М. Полн. Собр. соч.: В 30 Т. - Л., 1985. - Т.28. - Кн. 1.

4. Иванов В.П. Художественная деятельность и художественная реальность // Проблемы субъекта и объективной детерминации. - Киев, 1981.

5. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В.,Момджян К.Х. Философия. Учебник. - М.: ИНФРА - М., 1999.

6. Ортега- и -Гассет. Восстание масс // Вопросы философии. - 1989. - № 3

7. Орлов В.В. Социальная биология // Соотношение биологического и социального. Межвузовский сборник научных трудов. - Пермь: Изд. Перм. Ун - та, 1981.

8. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев и др. - М.: Сов. Энциклопедия, 1983.

9. Хомич Е.В. Человек // Новейший философский словарь / Сост А.А. Грищанов. - Минск: Изд. В.М. Скакун, 1998. - С. 802.

10.Социально-политический журнал. №2,3. 1998. Статья “Человек как объект

философского знания”. Миголатьев А.А.

Выбор редакции
Пицца с сосисками готовится несложно, если есть качественные молочные сосиски или, хотя бы, нормальная вареная колбаса. Были времена,...

Для приготовления теста потребуются ингредиенты: Яйца (3 шт.) Лимонный сок (2 ч. ложки) Вода (3 ст. ложки) Ванилин(1 пакетик) Сода (1/2...

Планеты - являются сигнификаторами или же показателями качества энергии, той или иной сферы нашей жизни. Это ретрансляторы, принимающие и...

Узники Освенцима были освобождены за четыре месяца до окончания Второй мировой войны. К тому времени осталось их немного. В погибло почти...
Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...
Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...