Аркадий александрович пластов, краткая биография. Сочинение по картине А.А


  1. А. Пластов - художник русской природы и русской деревни.
  2. Картина «Летом»:
    • летний полдень;
    • лесная опушка;
    • собирательницы грибов и ягод;
  3. Задний план (лес).
  4. Мое отношение к картине.

Аркадий Александрович Пластов - русский художник, который родился и вырос в деревне, в крестьянской семье. Именно поэтому ему так близка тема деревенской жизни. На своих полотнах он ярко и эмоционально передаёт красоту русской природы и жизнь односельчан, которые зачастую позировали ему для написания картин.

На картине «Летом» изображена лесная опушка в яркий солнечный день. Все вокруг залито ослепительным светом. Чувствуется жар от палящего солнца. Все дышит полуденным зноем. Скорее всего, это середина июня, когда трава и листва ещё не запылились, не увяли, а леса и луга уже превратились в настоящую кладовую вкусных припасов на зиму.

На опушке леса мягким ковром растет густая, высокая трава. Палящее солнце ещё не успело её высушить. Она светится от солнечных лучей и кажется не привычно ярко-зеленой, а почти золотистой. Но у неё не тот безжизненный желтоватый цвет, какой обычно бывает осенью, когда она пожухла. В ней чувствуется жизнь и сила природы.

В траве то тут, то там растут пестрые луговые цветы. Удивительно высокие и крупные сине-фиолетовые лесные колокольчики выросли возле двух берез. В свете солнечного света стволы деревьев кажутся жемчужными, а небольшие гладкие зеленые листочки отражают лучи как сотни маленьких зеркал. Кажется, что от этого света картина становится ещё ослепительней. Березы низко, почти до самой земли, склонили свои тонкие ветви. Под ними можно найти хотя бы небольшую тень в этот знойный день.

Здесь, в тени деревьев, устроились на отдых две собирательницы лесных даров - женщина и девочка лет девяти-десяти. Может быть, это мама с дочкой, а, может, бабушка с внучкой. Художник скрыл от нас лицо женщины, и мы можем лишь предположить, кто она. Грибники поставили в траву большую плетеную корзину и жестяное ведро, полные грибов.

Рядом стоит глиняный кувшин с высоким горлышком. В нем, видимо была вода или молоко, чтобы они могли подкрепиться и утолить жажду. Теперь он пуст. Наверное, собирательницы встали ещё до зари и пошли в лес за грибами и ягодами. Ведь чтобы набрать столько даров леса нужно немало побродить по чащобе и опушке или знать тайные грибные места. И вот к полудню жара и усталость сморили их, и они решили немного отдохнуть на обратном пути.

На женщине простое длинное темно-синее платье и такой же платок, спереди повязан темно-серый передник - это обычная повседневная одежда для деревенских женщин. Утомленная, она прилегла прямо на мягкую траву и прикрыла лицо от солнца сильной, натруженной рукой.

Темноволосая румяная девочка сидит рядом на траве. Она склонила головку, и весь её вид выражает сосредоточенность: пухлые алые губки и щёчки слегка надулись. Пока мама или бабушка отдыхает, она старательно обрывает с сорванного маленького кустика красные ягодки и ссыпает их в кружку, которая стоит у неё на коленях. Наверное, это душистая земляника, которая как раз созревает в эту жаркую летнюю пору.

Девочка одета в длинную, почти до пят, тонкую белую рубашку. На её голове большой ярко-красный платок, из-под которого выбиваются непослушные пряди темных волос, а на шее видны скромные бусики. Она смело ходила по лесу босиком. Видимо, не у всех деревенских детей была обувка, или её берегли на особый случай.

К девочке сбоку доверчиво прижалась собака. Голова и лапы у неё светлого окраса, а спина с темными подпалинами. Собака вытянула свои лапы, положила на них свою мордочку и тоже дремлет, утомленная жарой. На заднем плане виднеется густой темный лес, по которому бродили собирательницы. От него веет прохладой. Едва различимы тонкие пятнистые стволы берез и пушистые молодые сосенки.

Скоро женщина и девочка встанут и пойдут домой, порадовать домочадцев дарами леса.

Мне понравилась эта картина. Она очень живо передает ощущение жаркого летнего полдня, терпкий аромат луговых цветов. Зеленый лес так и манит к себе в гости, чтобы угостить грибами и душистыми ягодами. Не случайно лето - мое самое любимое время года.

Аркадий Александрович Пластов – уникальное явление в советском изобразительном искусстве. В череде прекрасных мастеров социалистического реализма, Пластов занимает совершенно особое место. Сейчас пересматривается сложившийся в последние десятилетия критический взгляд на соцреализм. Произведения советских мастеров, работавших в этом жанре, резко взлетели в цене на международных аукционах живописи. Искусствоведы всего мира обращаются к советскому реалистическому искусству, как к уникальнейшему явлению, своего рода неоромантизму и новейшему мифологизму, призванному навеять «человечеству сон золотой». Среди общего эпического настроя произведений этого направления картины Пластова выделяются прежде всего необычайно мощным личностным позывом, непосредственным обращением к самым трепетным и интимным участкам человеческой души. Его пейзажи и жанровые сценки невозможно не воспринять как что-то очень личное, неоднократно каждым из нас переживаемое в жизни. Именно в этом, необычайно личном и в то же время всеобщем, и состоит магия искусства Пластова.

Многие произведения Аркадия Александровича Пластова хранятся в Русском музее Санкт-Петербурга. Многие люди мечтают получить работу знаменитых авторов, однако позволить себе покупку в несколько миллионов долларов они не могут. Репродукция известного полотна, конечно, не заменит оригинала, но поможет стать на шаг ближе к мечте. На нашем сайте представлена большая галерея картин (более 2000 работ), и Вы всегда сможете выбрать понравившееся Вам полотно.

Цены на продукцию находятся на очень приемлемом уровне. Ведь подарок должен быть не только приятным для виновника торжества, но и доступным для дарителя. Это касается и , сегодня свои деньги умеют считать все. на заказ – это оригинально, креативно и на сто процентов незабываемо. Такой подарок запомнится на долгие годы!

Наши дизайнеры и художники – мастера своего дела. Именно это помогло нам выбиться в лидеры продаж в нашей области. Необходимо отметить и тот факт, что в своем деле мы используем передовые технологии вакуумного термопереноса, которое разительно отличается от классической печати на холсте. Данная технология позволяет максимально точно передать не только цвет без изменений, но и фактуру живописного полотна. Будь-то нежнейшая прозрачная акварель или пресыщенное цветастое «масло». Глядя на наши холсты, лишь специалист способен определить, что Пластов на стене вашего дома репродукция, а не подлинник.



Родившийся в деревни Прислониха Симбирской губернии, Пластов получил великолепное академическое образование в Императорском Строгановском Центральном художественно-промышленном училище, продолжив затем образование в Училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурном отделении. Его учителями были С.М. Волнухин, А.М. Корин, А.М. Васнецов, А.Е. Архипов, А.С. Степанов, Л.О. Пастернак. Стоит также отметить, что до получения высшего художественного образования, Пластов учился в Симбирской духовной семинарии, что обусловило высокий общекультурный, гуманитарный уровень его творчества.

По окончании учёбы Пластов возвращается в родное село, с головой окунается в работу, деревенскую жизнь, во все перипетии строительства нового послереволюционного мира. В эти годы происходит его внутреннее созревание, идёт трудное становление стиля. Казалось бы, уже многое достигнуто и осмысленно, созданы прекрасные портреты, политические плакаты, серии иллюстраций к произведениям русских писателей, но нет ещё того Пластова, которым позже будет восхищаться весь мир. Неожиданный взлёт Пластова, его переход на новый уровень случился в 1931 году, после пожара, уничтожившего его и мастерскую, его работы и заготовки картин. Сорокалетний художник был вынужден начать всё заново. Имея за плечами уже значительный жизненный и художественный опыт, мощную русскую академическую школу, Пластов, фанатично работая, становится одним из самых ярких и самобытных русских художников. Все тридцатые годы он много пишет, вырабатывая тот лёгкий, трепетный стиль, тот необычайно солнечный колорит, которыми вскоре начнут восхищаться самые притязательные ценители искусства.

К концу тридцатых годов к художнику приходит успех. Творческим кредо Аркадия Александровича становятся слова: «Живи, как пишешь, пиши, как живешь». Его картины «Колхозный праздник», «Колхозное стадо» получают широкое признание и приносят автору славу «певца советского крестьянства». А картина «Колхозный праздник» (1937 год) для выставки «Индустрия социализма» получает уже официальное признание и Пластов входит в элиту советской живописи. Вот как описывает картину сам художник: «Шум, толчея, гам, песни. Я не пытался отдельные составные части композиции принести в жертву какому-нибудь отдельному моменту. Мне, напротив, хотелось, чтобы все путалось между собой до неразберихи и было забавно даже при длительном рассмотрении. Каждой детали мне хотелось придать ту правдивость и занятность, какая в натуре всегда присутствует. Хотелось, чтобы зритель растерянно оглядывался — куда бы ему самому присесть и с кем чокнуться». Художнику вполне удалось создать атмосферу вовлечённости, присутствия зрителя в пространстве картины, его соучастия в общем праздничном действе. С одной стороны – необычайная правдивость и реалистичность полотна, с другой стороны та задушевная лиричность, та созерцательность, которая возможна лишь в самой действительности. Эта двойственность придаёт полотну некое волшебство, когда зрителю кажется, что он перешагивает рамку картины и попадает в иной мир, такой знакомый и в то же время необычный, гиперреальный и гиперпоэтичный. Эта чудесная двойственность есть свойство всех работ Пластова.

Картины военного времени, по мнению искусствоведов, являются одними из самых сильных в мировом изобразительном искусстве в теме беспощадности войны, её тупой жестокости, неизбирательности и противоестественности. Русоволосый мальчик-пастушок, ничком лежащий на жухлой осенней траве, трепетные берёзки, живописный склон, овечки, самолёт далеко в прозрачном небе над изумрудными зеленями – «Фашист пролетел», и то, что ещё мгновение назад было жизнью и надеждой, обернулось смертью и тленом. Нет пафоса, нет плаката, есть всё та же неизменно прекрасная русская природа и … беспощадность и бессмысленность войны. Необратимость содеянного взывает к отмщению сильнее, чем иные пламенные памфлеты и эпические произведения. Картина имела на современников мощнейшее воздействие. По свидетельству очевидцев, эта картина, впервые демонстрировавшаяся на Тегеранской конференции, так потрясла Рузвельта и Черчилля, что повлияла на их решение открыть второй фронт. И теперь, спустя годы, это полотно не может оставить равнодушным никого.

Пережитая война внесла в творчество Пластова ещё большую жизненность и светозарность. Страна оправлялась после пережитых страданий, людям нужны были солнце, надежда, воздух, любовь и мир. Пластов ответил на это требование времени прекраснейшими полотнами. Его полотно «Сенокос» (1945 год) – гимн мирному труду, гимн жизни, которая восторжествовала над смертью. Недаром некоторые искусствоведы видят библейские параллели в сюжете картины. Эта картина несёт в себе мощнейший энергетический заряд, возвращает нас к вечным человеческим ценностям. Изумительная по колориту и композиции, по академическому мастерству, совершенно фантастическая по своему воздействию! Второе полотно этого периода – «Жатва», представляет собой сцену простой крестьянской жизни, проникнутую умиротворённостью и любовью. И в этой картине всё та же внимательность автора ко всем проявлениям бытия, всё те же мастерство и умудрённость.

Торжество жизни наполняет и все последующие картины художника. В 50-е годы выходят его самые известные картины. «Весна» (1954) по мнению многих критиков, является самой прекрасной работой Пластова и самой популярной с точки зрения простых зрителей, назвавших ее «Северная Венера». На полотне изображена молодая обнаженная женщина с маленькой девочкой после бани. В данном контексте обнаженная женщина не выглядит вызывающе или неуместно. Именно благодаря ей, так выделяющейся на фоне унылого зимнего пейзажа, темной сырой древесины бани и грубых и очень материальных деталей, и возникает то ощущение весны, которое автор обозначил в названии.

В шестидесятые годы Пластова занимает начавшаяся с картины «Когда на земле мир» (1957) тема материнства. Его работы «Солнышко» и «Мама» пропитаны теплотой, покоем и необыкновенно трогательны и чисты. Они все пронизаны солнечным теплом и светом и изображают минуты покоя и отдыха мамы и детей, самое трогательное и безмятежное время в любой человеческой жизни.

В свой последний творческий период Пластов стал все чаще обращаться к прошлому. Одна из последних картин Пластова, так и называется «Из прошлого»(1969-70). Несмотря на то, что художник продолжает все ту же тему жанровых зарисовок из крестьянского быта, последние полотна уже не блещут той молодой радостью, что предыдущие работы, здесь торжество молодости уступает место ностальгии, не то в силу возраста художника, не то потому, что сельская действительность уже не так радует автора. Так или иначе, все последние картины обращены к прошлому, пропитаны тихой тоской по нему.

Всё творчество художника-чародея Пластова проникнуто любовью к граням бытия. Гуманитарное духовное образование, академическая русская школа живописи и великая любовь к людям и Родине сделали Пластова совершенно уникальным явлением в мировой культуре. Сам Пластов говорил так: «Не стыжусь признаться, люблю все, что вызвано к жизни солнцем, что обласкано его теплым светом, а больше всего люблю людей». Этот художник, работавший в манере социалистического реализма, затронул сакральные, мистические моменты жизни, в его картинах не просто быт, в его картинах космогония. Когда художник писал их, то вкладывал всю свою душу, и теперь мы получаем от их созерцания энергию и покой, ощущение рая и святости. Гений.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Начало творческого пути А.А. Пластова

2. Крестьянская тема в работах А.А. Пластова

Заключение

Список литературы

Введение

Редкая цельность отличает творчество Аркадия Пластова. Одной теме отдал он всю свою яркую силу живописца. Тема эта - жизнь, мирный труд советского крестьянина, здоровое полнокровное бытие землепашца в гармоничном единении с природой.

Жанровые картины художника - не выдуманные занимательные истории и не протокольный, будничный пересказ увиденного. Образы его произведений лишь на первый взгляд просты. Внимательный зритель откроет в них большую глубину и поэтичность. Вышедший из народа - самобытный, искренний, душевно-щедрый и в то же время по-народному мудрый - художник писал только то, что сердечно любил, что глубоко почитал.

Творчество Пластова сродни русской песне - то звонкой и задорной, то тихой и задушевной. В ней поется о родной земле, о свежих зорях, жарких полднях, синих ночах, о первом снеге, буйном цветении лугов, об опустевшем осеннем поле; ведется нескончаемый сказ о сельских тружениках, пасущих стада, под-нимающих тяжелые пласты земли, в жаркую деревенскую страду убирающих рожь и весело отмечающих праздник урожая.

Яркой вереницей проходят в картинах Пластова мудрые старики, молчаливые старухи, полпые сил молодые колхозники, малые ребята, деловитые и независимые. Образы произведений Пластова связаны живыми крепкими узами с традициями русского демократического искусства XIX века, близкого живописцу идейностью и гуманизмом. Но содержание его произведений, окрашенное оптимизмом, насыщено мыслями и чувствами, которыми живет советская страна. Интерес к искусству проявился у Пластова очень рано. И это не случайно. Отец, дед и прадед будущего художника расписывали сельские храмы.

Путь Пластова к искусству был длительным и нелегким. Лишь страстная одержимость искусством, исключительное упорство и работоспособность помогли ему преодолеть все трудности. Жизнь художника сложилась необычно. Не только внешние обстоятельства связали его с деревней, но и глубокие творческие узы сделали его жизнь немыслимой в отрыве от природы и от народа.

1. Начало творческого пути А.А. Пластова

Аркадий Александрович Пластов родился 18 (30) января 1893 года в старинном селе Прислонихе Симбирской губернии. По окончании сельской школы учился в Симбирске (ныне Ульяновск) в духовном училище, затем в семинарии. Среди преподавателей и учеников здесь встречались интересные, талантливые и свободомыслящие люди. Наряду с историей, литературой, философией в семинарии факультативно преподавалось рисование.

От молодого педагога-художника Д. И. Архангельского - впервые Пластов многое узнал об искусстве. «Чудесный мир прекрасного стремительно развертывался передо мной», -- писал об этом времени художник. Постепенно установились связи с местной интеллигенцией, и новые друзья, поддерживая мечту одаренного семинариста учиться живописи в Москве, выхлопотали ему стипендию от Городской земской управы. В 1912 году Пластов оставил семинарию и отправился в Москву. В Училище живописи, ваяния и зодчества его постигла неудача. Пришлось поступить вольнослушателем в скульптурную мастерскую Строгановского центрального художественно-промышленного училища и заниматься прикладным искусством -- резьбой по дереву и слоновой кости, литьем из бронзы. Однако влечение к живописи заставляет юношу самостоятельно систематически писать маслом. Тепло вспоминал он преподавателя композиции художника Ф. Ф. Федоровского, советами и участием поддержавшего его в это время. В 1914 году наконец удалось поступить в Училище живописи, ваяния и зодчества. После Строгановского училища, полагая, что неплохо бы ее (скульптуру) изучить наравне с живописью, чтобы в дальнейшем уже иметь ясное понятие о форме, Пластов идет на скульптурное отделение, которым руководил С. Волнухин. Незаметно прошли три года. Параллельно с основной программой самостоятельно занимался живописью, иногда посещая живописные мастерские. После Волнухина своими учителями Пластов называл Л. Пастернака, А. Корина, А. Васнецова, А.Архипова, А. Степанова - представителей реалистического направления, связанных с Товариществом передвижных художественных выставок и Союзом русских художников. Училище, однако, не стало для будущего мастера подлинной школой мастерства.

Летом уезжал в Прислониху, писал этюды. Молодого Пластова захватила пестрая жизнь художественной Москвы предреволюционных лет. Посещение музеев и выставок разных направлений, споры об искусстве - все впитывал начинающий художник, все хотел понять, оценить, познать, услыхать самого себя. В конце третьего курса учение было прервано революционными событиями, всколыхнувшими всю страну. И в 1917 году он уехал в родное село, понимая, что настало время, когда мало быть только художником, но надо быть еще и гражданином. В Прислонихе он - в самой гуще событий: был членом и секретарем сельского совета, работал в Комитете бедноты и по организации помощи голодающим. В числе безземельных Пластова наделили землей, и он начал крестьянствовать: пахать, сеять, косить; в 1931 году вступил в колхоз. В тяжелом труде, заботах, победах и поражениях, которые Пластов делил с земляками, глубоко познавалась жизнь; как художник, он открывал в ней то, что недоступно стороннему наблюдателю.

Связь с Москвой в 1917 году оборвалась. Для художественного мира он как бы «пропал без вести», но в действительности он продолжал работать - рисовать, писать этюды, наблюдать. Без воздействия творческой среды, один на один с природой, он искал свой метод познания жизни и претворения ее в образах. Неодолимо тянуло в Москву, но лишь с 1925 года представилась возможность приезжать туда на зиму, снова изучать богатства музеев, посещать выставки.

Выступать на выставках с летними этюдами Пластов не решался. К тому же и жизнь требовала создания тематической картины на современную тему.

В 1931 году пожар, вспыхнувший в Прислонихе, поглотил добрую половину села. В огне погибли рисунки и живописные работы Пластова - все, что было сделано за пятнадцать лет. С этого времени он решил целиком заняться живописью и восполнить утраченное.

Но прошло несколько лет, прежде чем его картины появились на осенней выставке 1935 года в Москве. Со временем складывался, выверялся и закреплялся собственный метод создания картины. Для композиций не сочинялись занимательные сюжеты. Замыслы рождались из повседневной, казалось бы, ничем не примечательной деревенской жизни. По-прежнему Пластов писал много этюдов, но теперь они были необходимы для воплощения задуманных композиций. Многолетнее самоотверженное штудирование натуры не прошло бесследно. Этюдные работы прежних лет хранили множество неповторимых жизненных наблюдений, образов и сюжетов. В этюдах продолжались поиски решения живописных и пластических задач. Вот почему с первых же выступлений на московских выставках он заявил о себе как о вполне сложившемся, зрелом художнике.

2. Крестьянская тема в работах А.А. Пластова

Появление картин Пластова совпало с общим интересом к крестьянской теме, который возрос в 30-х годах в связи с социалистическим переустройством деревни. На выставках тех лет среди заслуживающих внимания произведений на колхозную тему было немало и поверхностных картин -- их авторы спешили запечатлеть черты нового, которые прежде всего бросались в глаза. Поэтому нередко сюжеты слишком прямолинейно и примитивно иллюстрировали победу над старым, желаемое выдавалось за действительное, а художественные образы искажал схематизм. Изменения же в психологии людей--не столь заметные, как приметы нового быта, но более глубокие и определяющие--оставались не раскрытыми.

Первые картины Пластова -- «Стрижка овец», «Сенокос», «Колхозная конюшня», -- экспонированные в 1935 году, отличались знанием деревенской жизни, живым искренним чувством, плотной, сочной живописью. Может быть, не везде еще был точен рисунок, не всегда найдена мера в передаче рефлексов, но в безвестном еще тогда художнике подкупали глубокая заинтересованность темой, своеобразие творческой индивидуальности.

Успех окрылил живописца. Во второй половине 30-х годов он работает необычайно энергично. К Всесоюзной выставке «Индустрия социализма» в 1939 году была создана большая картина «Колхозный праздник». Он сделал более двухсот этюдов, чтобы показать людей колхозной деревни, передать настроение непринужденного веселья. Старики за столом и танцующая молодежь -- не натурщики. Это односельчане, хорошо знакомые и близкие; оттого так много метких и живых характеристик. Строй картины в целом необычен: нет привычного композиционного центра, нет главных героев. Будто ведется веселый репортаж с колхозного пира, жизнь предстает во всей непосредственности, зритель как бы приглашается участвовать в празднике. В этой картине художнику трудно от чего-либо отказаться, все хочется показать -- виден жадный интерес автора к жизни, чувствуется искренняя привязанность его к деревенским людям.

С каждым выступлением Пластова на выставках стремительно раскрывалось его дарование, определялись пути творческого развития. В 1938 году он работал одновременно над двумя холстами: «Стадо» («На пастбище») и «Купание коней». В первой -- наметилось пластовское отношение к пейзажу, которое в дальнейшем пройдет через все его произведения. Пейзаж становится активным компонентом художественного образа; природа одухотворена думами и чувствами человека. Необъятная широкая равнина, стадо крупных и сильных животных, старик-пастух, покой, разлитый вокруг, естественно сливаются в цельный эпический образ вечной силы земли. Скромный, сдержанный колорит картины, облик крестьянина-пастуха заставляют вспомнить о традициях крестьянского жанра в искусстве XIX века. Во втором полотне -- «Купание коней» - душевную сосредоточенность сменил бурный эмоциональный порыв, прозвучал гимн радости жизни, молодости, красоте природы. Здесь раскрылась иная сторона творческой индивидуальности художника - искусство построить динамичную композицию, передать глубину пространства, вылепить цветом и светом фигуры людей и коней, сложно разработать красочную гамму. Становилось бесспорным, что в советское искусство пришел яркий самобытный живописец. В 1939 году для павильона «Животноводство» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве Пластов пишет панно «Объездчик табунов».

За пять лет Пластов определился как один из интереснейших советских живописцев. Жанровая картина заняла главное место в его искусстве. Поэтическое раскрытие жизни сельского труженика стало основной темой произведений, верность натуре - девизом творчества. Художник по-прежнему большую часть года живет в Прислонихе. Там он черпает силы, замыслы и трепетный живой материал. Там, вместе с земляками, встретил он в 1941 году весть о вражеском вторжении, о начале Великой Отечественной войны.

По возвращении в Москву художник пишет картину «Сестра», акварели «Письмо», «По сталинградским дорогам», «Утро на батарее». Однако батальная тема в творчестве Пластова не получила развития.

Художника давно занимала мысль написать большую картину «Сенокос», и он усердно собирал материал. К работе на сенокосе он относился с любовью и посвятил ей одну из первых композиций 1935 года. Через десять лет эта тема снова завладела живописцем, но теперь, в конце войны, она звучала для него гимном радости и победы. Это определило песенный строй произведения, который художник нашел в ритме движения косцов, в повторах плавных линий перелесков, в шелесте изумрудно-серебристой листвы белоствольных берез и мажорном звучании красок цветущего луга.

Среди произведений военных лет особое место занимает «Жатва», или, как первоначально автор назвал картину, «Год 1944-й». В этом полотне выражены заветные думы художника о русском народе, его характере, его судьбе. Работая над «Жатвой», Пластов помнил о том, что победа ковалась и на полях сражений, и в мирном труде, что имя труженикам -- народ.

Предельно простой сюжет -- крестьянский обед в поле -- раскрывает тему о хлебе насущном, хлебе военных лет, который выращен руками стариков и детей. Рано повзрослели, посерьезнели ребятишки, расположившиеся вокруг миски с едой. Бережно держит старик в загрубевшей руке кусок ржаного хлеба. Всех крепко спаяла общая дума -- собрать урожай до последнего колоска. Люди, сидящие тесным кружком на земле, воспринимаются в единстве с простором полей, с природой. Земля на большей части холста насыщена цветом спелой ржи. Этот цвет повторяется множеством оттенков в золотисто-рыжих волосах детей и в загорелых лицах. Отсветы холодного серо-голубого неба ложатся на фигуры людей, поблескивают на косах и серпах. Цвет помогает акцентировать образ мудрого, будто вросшего в землю кряжистого старика.

Значимость подвига народа в будничном, повседневном труде военных лет открывает и Пластов в «Жатве».

«Сенокос» и «Жатва» в 1946 году отмечены Государственной премией; в том же году живописцу присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, а в 1947-м он -- в числе первых действительных членов вновь основанной Академии художеств СССР.

Жизнь колхозной деревни остается главной темой художника, а жанровая картина -- основной формой выражения творческих замыслов.

В большой многофигурной композиции «Колхозный ток», насыщенной светом и яркими красками, повествуется о напряженных и радостных буднях. Главное в картине -- общее усилие коллектива, ощущение праздничности труда. Здесь все в движении, слаженном и подчиненном единому ритму. Художник сумел передать собственное восхищение происходящим. Его радуют дружная работа, ловкость, молодость, жаркий солнечный день, красота спелой ржи, воздух, пропитанный пылью.

Тема крестьянского труда лежит и в основе картины «Ужин трактористов». Действие здесь сведено до минимума, нет развернутого повествования, а художественный образ решен скорее в плане философской лирики; главное -- раздумье Пластова о жизни землепашца, о мудром единении человека с природой. Не случайно в композиции большое место отведено полю. На переднем плане-- нетронутая цветущая целина, а дальше, до горизонта, простирается теплая, дышащая земля, только что вспаханная, ждущая осеннего сева. Узкие полоски пашни давно уже слились в бескрайние колхозные поля, давно вошел в трудовую жизнь советской деревни трактор. Но сохранился образ пахаря, который издавна воспринимался в народе как символ простой и доброй силы. Так новое в картинах Пластова органически переплетается с тем, что складывалось веками. И в этом Сплаве художник видел правду современной крестьянской жизни. Цельность впечатления создают колорит и освещение. Наступающие сумерки поглощают звонкие краски дня, сводя все многоцветие к гармонии вечерних лиловато-багряных тонов.

В творчестве послевоенных лет чувствуется особый интерес художника к светлому, отрадному, поэтическому. Часто героями его произведений становятся юные односельчане. Пластов любил писать детей и делал это по-своему, без слащавого умиления и снисходительного «взрослого» юмора. Художник относился к ним серьезно и уважительно -- они помощники взрослых.

В том же ряду поэтических творений Пластова и картина «Родник». Мотив произведения камерный, лирический. Босоногая девушка медлит отвести ведро от желобка, по которому бежит родниковая вода. Как зачарованная слушает она нескончаемый плеск воды, смотрит на игру прозрачных холодных струй в смутном ожидании чего-то неизвестного и радостного. Едва уловимому движению стройной девичьей фигуры вторят молодые побеги, гнущиеся под свежим ветром, легкие облака в небе: все живет в едином ритме. Основной образ произведения не только поэтичен, но и символичен, так как рождает мысли о вечном развитии и обновлении.

Потребность писать светлое, отрадное выражена и в картине «Юность». Пластова увлекает возможность передать прелесть июньского дня, упоение солнцем, ароматом поля. Вместе с тем, в каждом произведении художник решает и живописные задачи. В поисках наиболее совершенной передачи света, воздуха, трепетности, жизни он порой обостряет цветовые отношения, смело усиливает звучание красок. Однако цвет в его картинах, выразительный и эмоциональный, не переходит в отвлеченную декоративность.

Но наиболее полно раздумье живописца о назначении человека мирно трудиться на щедрой цветущей земле выражено в монументальном полотне «Лето». Создавая это произведение, художник останавливает внимание на неторопливом течении повседневной жизни. На лугу в полуденный зной отдыхает стадо. Расположился завтракать пастух, заняты своим делом доярки, поодаль купаются в речке женщины.

Торжество многокрасочной жизни художник видит в обычном и каждодневном. Родные места -- широкое раздолье зеленых лугов с петляющей мелководной речушкой, прислонихинские меловые холмы --приобретают особую значимость как часть необъятного мира. При всей будничности сюжетов, конкретности образов, связанных с жизнью родного села, картины Пластова содержат глубоко поэтическое восприятие и обобщение явлений действительности. Художник пришел к этому в процессе формирования своего индивидуального творческого метода, который складывался исподволь, стечение многих лет. Так писать мог лишь мастер, жадно любящий и глубоко знающий деревенскую жизнь, восхищенный и человеком, и природой, способный каждый день заново удивляться разнообразию мира.

Пластов относится к художникам, для которых колорит играет первостепенную роль. Пристрастие к цвету находило отклик в окружавшей художника деревенской жизни. Красочные праздники, пестрые ярмарки, цветистые наряды, расписные дуги и сани -- все радовало глаз будущего живописца. Немалое значение имело и то, что в семье Пластовых искусство живописи переходило из поколения в поколение.

Высшей школой живописи стали для него окружающая действительность, природа, многолетняя самостоятельная работа над этюдами. Этюд для Пластова не только способ приобретения профессиональных навыков, но и одно из средств познания жизни. Он шел от этюда, добиваясь свежести и непосредственности изображения, к постижению внутренней сущности и строя вещей, к умению найти в жизни самое главное, то зерно подлинного бытия, без которого нет настоящего искусства.

Этюд стал основой и в развитии портретного жанра у Пластова 50--60-х годов. Для признанного мастера картины это было не случайно. Любовь к человеку, заинтересованное, внимательное отношение к нему, склонность к осмыслению жизни вплотную подводили художника к более глубокому раскрытию образа современника. Но Пластов не считал себя портретистом, никогда не исполнял портреты по заказу. Он писал своих односельчан, давно и хорошо ему известных. Четыре поколения прошли перед художником и остались жить в его произведениях. Иные портреты по характеру и форме близки к этюдам. Другие, более законченные и глубокие по характеристике, решены как собственно портреты. Однако между ними не всегда удается провести грань.

Забитость, недоверчивость давно ушли из жизни крестьянина, и за простоватой внешностью наблюдательный глаз художника улавливает приметы нового в психологии людей. Особенно это заметно в портретах молодых колхозников.

Многочисленные портреты-этюды -- результат повседневного общения художника с натурой, которое позволяло ему решать разнообразные живописные задачи. Пластов сумел правдиво запечатлеть в портретах образы односельчан -- рядовых строителей социалистической деревни.

За многолетний творческий труд Аркадий Александрович Пластов награжден двумя орденами Ленина и медалями. В 1962 году ему присвоено звание народного художника СССР; через четыре года за серию картин «Люди колхозной деревни» он удостоен Ленинской премии.

До последних дней художник работал в Прислонихе. Народ и природа - живые неиссякаемые источники - питали его искусство.

Горячей любовью к жизни, к советским людям освещено творчество Пластова - одна из вершин искусства социалистического реализма. Труд, духовную красоту соотечественников, идеалы гражданственности воспевал художник.

Заключение

пластов этюд жатва

Еще при жизни Аркадий Александрович Пластов был признан классиком советского искусства. Его работы попали даже в школьные учебники. Но мы глубоко ошибемся, если воспримем Пластова как официального художника. Да, он писал заказные картины, изображал Ленина в Разливе, запись в колхоз и колхозные праздники. Да, не все в его огромном наследии равноценно. Однако лучшие его картины стали классикой не советской, но русской живописи XX века. Пластов - великий художник крестьянской России. Она смотрит на нас с его картин и портретов. Она останется в вечности такой, какой изобразил ее Пластов.

Пластов - природный реалист. Модернистская гордыня, поиски чего-то абсолютно нового и невиданного были ему совершенно чужды. Он жил в мире и любовался его красотой. Как и многие русские художники-реалисты, Пластов убежден: главное для художника - увидеть эту красоту и быть предельно искренним. Не надо писать красиво, надо писать правду, и она будет прекраснее любых фантазий. Каждый оттенок, каждую черточку в своих картинах художник многократно проверял в работе с натуры. Непритворность, полное отсутствие того, что называют "манерой", отличает Пластова даже от тех замечательных мастеров, наследником живописных принципов которых он был, - Абрама Архипова, Филиппа Малявина, Константина Коровина. Пластов осознает себя продолжателем всей национальной художественной традиции. В колорите русской природы он видит чарующие краски наших старых икон. Эти краски живут в его картинах: в золоте хлебных полей, в зелени травы, в красном, розовом и голубом цвете крестьянских одежд. На место святых подвижников заступают русские крестьяне, чей труд и тяжек, и свят, чья жизнь для Пластова - воплощенная гармония природы и человека.

Список литературы

1. Деготь Е. Русское искусство XX века. - М.: Трилистник, 2000. - 224 с.

2. Жукова А. С. Пластов из Прислонихи: Документально-художественная повесть. - М., 1992. - 468 с.

3. Кузнецова, С.А. Пластов / С.А. Кузнецова. - Л.: Аврора, 1974. - 351 с.

4. Мастера исторической живописи: энциклопедия / Сост. Г.В. Дятлева, К.А. Ляхова. - М.: Вече, 2001. - 320 с.

5. Популярная история русской живописи: научно-популярная литература / Автор-сост. Е.А. Конькова. - М.: Вече, 2002. - 512 с.

6. Самин, Д. К. Сто великих художников: сборник биографической информации / Д.К. Самин. - М.: Вече, 2005. - 478 с.

7. Степанян, Н. Искусство России XX века: Взгляд из 90-х / Н. Степанян. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. - 416 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Краткая библиографическая справка из жизни Аркадия Александровича Пластова. Пластов как природный реалист. Изображение коня как тема для искусства вневременная, вечная. Содержание картины "Купание коней". Роль цвета в передаче настроения картины.

    контрольная работа , добавлен 21.12.2010

    Детство и юность художника, начало творческого пути. Работа над картинами. Обзор творчества Сурикова, работа над рядом картин, их характеристика и роль применяемых им выразительных средств. Заграничная поездка художника, последние годы его жизни.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2011

    Краткая биографическая справка из жизни Жана Антуана Ватто. Творческая манера художника. Анализ работы "Портрет кавалера", "Французская комедия". Три этюда девушки с гитарой. Композиции Антуана Ватто. Исследование картины "Затруднительное предложение".

    реферат , добавлен 07.05.2013

    Краткая биографическая справка из жизни Бориса Кустодиева. Роль художника в истории искусства. Творчество: живопись, театральные работы. Краткий анализ картин: "Масленичное гуляние (Масленица)", "Праздник в деревне", "Троицын день", "Гуляние на Волге".

    курсовая работа , добавлен 27.05.2014

    Биографическая справка из жизни Эдгара Дега. "Родословная" художника по его картинам. Дега и импрессионизм, создание Анонимного Общества Художников в 1873 году. Нетрадиционные ракурсы в работе "Оркестр Оперы". "Танцевальная стихия" в творчестве художника.

    реферат , добавлен 10.12.2013

    Ознакомление с историей жизни и творчества Эдварда Мунка. Рассмотрение возможных источников вдохновения норвежского художника. Тема одиночества в работах молодого экспрессиониста. История создания и описание картины "Крик"; ее роль в мировой культуре.

    реферат , добавлен 07.04.2014

    "Неравный брак" - картина русского художника Василия Пукирева. Сюжет картины - неравный брак молодой красивой девушки и богатого старика. Фигуритив и сцены данной картины. Анализ эмоционального выражения протеста художника в сложившейся ситуации.

    презентация , добавлен 05.04.2015

    Образы детей в картинах художников А. Пластова, Ф. Решетникова, В. Тропинина как метафоры незыблемости жизни, чистоты и непорочности. Деревенские дети на полотнах Ф. Сычкова. Тема народной школы у Богданова-Бельского. Иллюстрации к сказкам И. Билибина.

    презентация , добавлен 31.03.2017

    Биография Винсента Ван Гога: работа в художественной торговой фирме и его отношение к живописи, религиозная тема и зарисовки, раздача бедным имущества, подвижническая жизнь художника. Отображение в картинах жизни обездоленных, период творческого подъёма.

    презентация , добавлен 30.09.2012

    Биографические сведения о жизни величайшего гения эпохи Возрождения, художника, ученого, инженера и изобретателя Леонардо да Винчи. Исключительная одаренность будущего великого мастера. Тема картины "Тайная Вечеря". Самая известная картина художника.

Урок развития речи в 5 классе.

Тема : Устное описание картины А.А. Пластова «Летом»

Задачи:

1. Познакомить с творчеством художника; учить детей описывать изображенное на картине; активизировать лексику учащихся по теме «Лето»; закрепить правописание падежных окончаний имен прилагательных.

2. Развивать умение наблюдать, составлять предложения.

3. Воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: репродукции картины А.А. Пластова «Летом», портрет художника А.А. Пластова (презентация); стихотворения о лете; загадки о ягодах.

Х о д у р о к а

  1. Организационный момент.

И так, друзья, внимание – ведь прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее: начнём скорей урок.

II. Сообщение темы урока.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение И. Сурикова «Полдень»:

Ярко солнце светит,

В воздухе тепло.

И куда ни взглянешь,

Все кругом светло.

По лугу пестреют

Яркие цветы.

Золотом облиты

Темные листы.

Дремлет лес: ни звука,

Лист не шевелит,

Только жаворонок

В воздухе звенит.

Какую картину вы представили?

О каком времени года рассказал поэт?

Сегодня мы познакомимся с картиной А. А. Пластова «Летом».

III. Рассказ о художнике.

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) - выдающийся советский живописец, народный художник СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий широко известен в нашей стране и за рубежом как певец колхозной деревни и русской природы.

А. А. Пластов родился в деревне Прислониха Ульяновской области.

Здесь прошло его детство. В родной Прислонихе Аркадий Александрович проводит большую часть своей жизни. Здесь живут герои его картин. Здесь поля, на которых работали его отец, деды и прадеды, сам художник. Вот почему он так хорошо знает жизнь русской деревни.

В его полотнах с большой любовью и мастерством раскрывается красота и сила родной земли, выражается глубокое восхищение человеком-тружеником. Художник всегда стремится передать внутренний мир изображаемых им людей, их мысли, чувства, переживания. Любимые герои Пластова - деревенские ребятишки. Они присутствуют почти в каждом его полотне, например в картинах «Витя-подпасок», «Первый снег», «Летом», «Ужин трактористов», «Колхозный ток», «В деревне» и др.

Учитель показывает репродукции картин А. А. Пластова.

Картины А. А. Пластова радуют и привлекают своими звонкими, сочными красками, красотой изображенной в них природы. Художника особенно привлекает лето - время года, когда вся природа находится в расцвете своих сил.

В картине «Летом» (1954 г.) А. А. Пластов показал богатство и щедрость родной земли, отдых простых людей, утомленных сбором грибов и ягод.

IY. Беседа по картине.

Любите ли вы ходить в лес, собирать ягоды, грибы?

Кто из вас был в лесу?

Какие воспоминания у вас остались после лесной прогулки?

Какие ягоды и грибы вы собирали?

Отгадайте загадки:

В лес иду - пустым-пусто,

А из лесу - густым-густо.

(Корзина с ягодами.)

Что за кустик у дорожки –

Белые цветочки,

Растопырил, как ладошки,

Листики-листочки,

Прячет ягоды тайком

Под тройняшкой.

Под листком,

Так и гнется над поляной

Стебель с ягодкой румяной,

А пониже, рядом с ней,

Две другие покрупней...

(Земляника)

Рассыпает солнце стрелы,

Сосны зажигая.

Что за ягода созрела,

Синяя такая?

На кусточки под листочки

Кто-то бусы бросил –

Все поляны в синих точках

У зеленых сосен...

(Черника.)

Мох не мох, в лесу перинка.

На перинке не малинка,

И пригожа, и красна,

Разрумянилась со сна...

(Клюква.)

Красненька Матрешка,

Беленько сердечко.

(Малина.)

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой.

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

(Пчела.)

Ниток много-много.

А в клубок не смотает,

Одежды себе не шьет,

А ткань всегда ткет.

(Паук и паутина.)

Рассмотрите репродукцию картины А. А. Пластова «Летом». Что прежде всего привлекло ваше внимание? (Яркая солнечная опушка леса, отдыхают девочка и женщина. На поляне корзина и ведро с грибами, глиняный кувшин с ягодами. На голове у девочки ярко-красная косынка. На поляне зеленая свежая трава.)

- Рассмотрите картину более внимательно. Кого изобразил художник?

Опишите каждого героя картины более подробно. (На картине мы видим женщину и

девочку. Наверное, это мать с д очкой или бабушка с внучкой. Женщина в синем платье, видно, очень устала, утомилась от долгой ходьбы по лесу. Она лежит в густой траве и дремлет, прикрыв лицо от солнца рукой?)

Как вы думаете, почему художник так отчетливо изобразил руки женщины?

Какие они? (Руки у женщины загорелые, натруженные, сильные, сразу видно, что она много работает. Художник хот ел показать, что эта женщина - труженица)

Опишите девочку: как она сидит, что делает, как одета? Девочка сидит на траве, вытянув босые ноги, неторопливо обрывает с ветки спелые сочные ягоды малины и бросает их в кружку. На ней белое платье и красный платок.)

Что в наряде девочки особенно бросается в глаза? (Ярко-красный платочек сразу выделяет девочку, притягивает наш взгляд, и мы внимательно всматриваемся в ее лицо.)

- Что можно сказать о лице девочки? {Ее смуглое румяное лицо спокойно. Глаза под тонкими черными бровями опущены, темные длинные волосы выбиваются из-под платка, одна волнистая прядь спадает на грудь.)

Что вы можете сказать еще об одном существе, изображенном на картине, - о собаке? (Собака лежит около девочки, вытянув вперед лапы и положив на них морду. Глаза у собаки прикрыты, уши опущены, висят, как два лопуха)

- Где расположились грибники? (Грибники расположились на тихой лесной полянке в тени под густыми ветвями берез)

- Почему они выбрали это место? (Грибники хотят скрыться от жары. Полянка очень красивая: среди сочной изумрудной зелени травы пестреют голубые колокольчики, ромашки с чуть "поникшими лепестками, какие-то желтые цветы. Лесная полянка радует глаз человека и дарит много новых ощущений)

Как художник показывает, что стоит солнечный день? (Ослепительное солнце озаряет всю поляну и окрашивает ее в желтоватый цвет. Яркий солнечный свет так и играет на листьях берез, освещая их. От этого они золотистого цвета, а те, что в тени, - темно-зеленого) - Как художник показывает, что стоит тихий день? (Цветы, травы, листья на деревьях спокойны, не шелохнутся, потому что в лесу тихо, безветренно.)

- Какие цвета использовал художник для изображения летнего солнечного дня? Какие краски преобладают в картине? (Зеленый, светло-зеленый, белый, желтый, светло-коричневый, розовый, красный.)

- Цвет в картине имеет большое значение. С помощью цвета художник создает образ, передает свое отношение, вызывает определенное настроение. Так, желтый, розовый, красный, оранжевый цвета называются в живописи теплыми. Они напоминают тепло, огонь и, как правило, помогают художнику передать радостное и светлое настроение. Синий, фиолетовый, серый - это холодные цвета. Они связаны с ощущением холода и обычно вызывают чувство грусти, печали, тоски. Любой цвет в живописи может быть теплым или холодным, в зависимости от того, к какому цвету ближе его оттенок: к красно-оранжевому или сине-зеленому. Например, зеленый цвет может быть теплым и холодным. Все зависит от того, какую краску добавляет художник в зеленую: желтую или синюю. Как видим, в картине «Летом» зеленый цвет ближе к желтому, - значит, это теплый цвет.

Какое впечатление производит на вас картина А. А. Пластова «Летом»? (Хочется долго смотреть на картину, не отрывая глаз. Природа, которая изображена на ней, настолько нам близка и понятна, что создается впечатление, будто мы уже видели этот чудесный уголок природы и бывали здесь.)

Учитель дополняет ответы учащихся:

В картине «Летом» А. А. Пластов использовал теплые и холодные цвета, но больше - теплых. Богатство цветущей природы художник передает праздничным сочетанием красок. Он использует контрастные, яркие, насыщенные цвета (красная косынка и белое платье девочки, синяя одежда спящей женщины, желтые, голубые вспышки цветов на ярко-зеленом фоне травы), которые придают картине особую красоту, вызывают чувство радости.

Физкультминутка

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Лето жужжит.

{Имитируют полет насекомых.)

Шевелятся усики и хоботки.

(Пальцы рук - к носу. Имитируют движение усиков и хоботков.)

Трогают, трогают, трогают, пробуют каждый цветок.

{Наклоны головы вперед-назад.)

Лето зеленой дорогою

С медом спешит на леток.

(Имитируют полет насекомых.)

(Н. Ушаков.)

V. Словарно-стилистическая работа.

Составление по теме картины словосочетаний или предложений со словами-синонимами.

Составьте по теме картины словосочетания или предложения со словами зеленый - изумрудный; яркий - ослепительный.

При описании каких предметов целесообразнее использовать прилагательное зеленый, а когда мы воспользуемся словом изумрудный?

- Составьте с этими словами словосочетания или предложения.

В результате обсуждения записываются наиболее удачные из предложенных учащимися примеров: «Играют зайчики в изумрудной траве»; «зеленый стебель ромашки»: «художник изобразил летний день»; «ослепительный луч солнца»; «яркие краски».

Записываются другие предложения на тему картины, например: «Женщина очень устала и уснула на свежем воздухе. Девочка в ярком красном платочке притягивает наш взгляд».

VI. Составление плана сочинения по картине.

Коллективно составляется и записывается на доске план описания картины:

1. Лето - веселая песня природы.

2. Описание картины:

а) люди, собака;

б) корзина, ведро, кувшин;

в) поляна.

3. Мое впечатление от картины.

VII. Устные высказывания учащихся.

Примерное устное сочинение:

На картине художника А. А. Пластова изображен знойный летний полдень. Под густыми ветвями белоствольной березы расположились грибники, а с ними - собака. На переднем плане картины изображена девочка в белом платьице и красном платочке. Она сидит на траве, неторопливо обирает с веточки спелые ягоды малины и складывает их в кружку. Красный платочек девочки притягивает наш взгляд, и мы внимательно вглядываемся в ее лицо. Глаза девочки опущены, на смуглых щеках румянец. Из-под платочка виднеются темные волосы. Рядом с девочкой лежит собака. Она дремлет, положив на лапу голову. Уши у нее от жары висят, как два лопуха.

Позади девочки, на втором плане, изображена женщина в синем платье и синем платке. Она, очевидно, очень устала и крепко уснула на свежем воздухе. Одну руку она подложила под голову, а другой прикрыла лицо от солнца. Художник очень ясно нарисовал руку женщины, поднятую вверх. Рука у нее загорелая, сильная - сразу видно, что женщина много трудится.

В густой траве стоят корзина и ведро, наполненные грибами. В корзине лежат большие грузди, а в ведре - крепкие боровики. Здесь же стоит глиняный кувшин со спелой малиной. Яркие сочные ягоды так и просятся в рот, так и хочется ощутить на губах ароматный сок лесной малины.

Женщина с девочкой расположились под большой березой на тихой красивой полянке. Среди сочной изумрудной травы виднеются голубые колокольчики, ромашки, какие-то желтые цветы. Ослепительные лучи солнца падают на листья берез и окрашивают их в золотистый цвет.

Мне очень нравится эта картина. Яркие краски радуют глаз, поднимают настроение. Хочется долго смотреть на картину и вместе с ее героями побывать на этой солнечной поляке, полюбоваться красотой природы, насобирать много грибов и ягод и полежать в мягкой душистой траве.

VIII. Итог урока.

С каким произведением мы сегодня познакомились?

О чем рассказал художник?

Какие чувства у вас возникают при рассматривании картины А. А. Пластова «Летом»?

За что вы любите лето?

Предварительный просмотр:

(…, …) полдень. Жарко. В (… …) тени (… …)берёз расположились на отдых (…) путники.

Творческая работа по картине А.А.Пластова «Летом».

Женщина прилегла на (… …) траву и сразу уснула. Девочка в (…) платочке устроилась рядом. Она собирает (… …) малину с кустика, который сорвала по дороге, и кладёт в кружку. Около неё дремлет (…) пёс.

В (… …) кувшине краснеют ягоды (… …) малины. Корзина и ведро полны грибов. Здесь и (…) подосиновики, и (…) подберёзовики, и (…) сыроежки.

Летний воздух дышит солнцем, (…) ароматом (…) трав, (…) цветов.

Творческая работа по картине А.А.Пластова «Летом».

(…, …) полдень. Жарко. В (… …) тени (… …) берёз расположились на отдых (…) путники.

Женщина прилегла на (… …) траву и сразу уснула. Девочка в (…) платочке устроилась рядом. Она собирает (… …) малину с кустика, который сорвала по дороге, и кладёт в кружку. Около неё дремлет (…) пёс.

В (… …) кувшине краснеют ягоды (… …) малины. Корзина и ведро полны грибов. Здесь и (…) подосиновики, и (…) подберёзовики, и (…) сыроежки.

Описание картины А.А. Пластова “Летом”. Творческая работа И так, друзья, внимание – ведь прозвенел звонок, Садитесь поудобнее: начнём скорей урок.

И. Суриков «Полдень» Ярко солнце светит, В воздухе тепло. И куда ни взглянешь, Все кругом светло. По лугу пестреют Яркие цветы. Золотом облиты Темные листы. Дремлет лес: ни звука, Лист не шевелит, Только жаворонок В воздухе звенит.

Мир А.А.Пластова - мир вечной крестьянской России

Тема красоты родной природы «Золотые берёзы», 1950 год « Июльский вечер», 1940 год «Стожки», 1952 год

Тема крестьянского труда « На Поповой поляне», 1938 год «Сенокос» «Ужин тракториста»

Жизненная правда полотен А.А. Пластова

Картина "Летом. Грибы" Аркадия Александровича Пластова

Учимся понимать картину « Летом. Грибы», 1953-1954 год Какое первое впечатление у тебя от картины? Что можно сказать о художнике?

Что привлекает ваше внимание в картине? Солнечная полянка, сидящая девочка, уставшая женщина

Кто изображен на картине? Девочка – загорелая, на щеках румянец; красная косынка и простое платьице; обрывает спелые ягоды и складывает их в кружку. Женщина – уставшая; в синем платье и синем платке; загорелая рука труженицы. Собака – верная, положила голову на лапы, отдыхает и охраняет.

Давайте опишем девочку. Девочка (ей можно дать имя) сидит на траве, о чем-то думает, обрывая ягодки с ветки, и бросает в кружечку, ноги она вытянула, т.к. устала от долгой ходьбы по лесу, девочка босая, на ней белое платье и красная косыночка Лицо девочки спокойное, загорелое, глаза опущены, а темные волосы выбиваются из-под косынки, спадая на грудь Что можете сказать о лице девочки и ее наряде?

Где расположились грибники? Почему они выбрали это место? Грибники расположились на красивой полянке в тени березки, среди сочной изумрудной травы, в которой виднеются цветы

Поляна – светлая, просторная, залитая солнцем, изумрудная трава, кроткие полевые цветы. Берёзки – словно сестрёнки, распустили косы, стоят в сторонке. Лес – тёмный, встаёт стеной.

Щедрые дары природы Кувшин – глиняный, красно-коричневый, с питьём. Корзина – плетёная, доверху наполненная грибами. Ведро – чёрное, утопающее в лесной траве.

Какие цвета использовал художник для изображения летнего дня? Зеленый, светло-зеленый, белый, желтый, светло-коричневый, розовый, красный Какие краски преобладают в картине? В картине художник использует краски теплых и холодных тонов, но больше – теплых. Чтобы передать богатство летней природы, художник использует сочетание этих цветов (красная косынка и белое платье девочки) и т.д.

Какое впечатление произвела на вас картина? Глядя на картину, вспоминаю жаркое лето, вдыхаю запах ягод и цветов, создается впечатление, что я нахожусь там, на этой прекрасной полянке, где расположились грибники Сочетание даже контрастных цветов придаёт картине особую красоту, вызывает чувство радости.

А теперь – творческая работа


Глядя на живописные полотна художников, хочется придумывать интересные рассказы, представлять героев картины в других ситуациях. Интересно, что будет, когда они перестанут статично сидеть, встанут и отправятся домой? Эти же мысли навевает картина Пластова «Летом» (1952 г). Еще она помогает мысленно перенестись в жаркий день, на лоно природы, чтобы согреться под ласковыми лучами солнца и полюбоваться неотразимыми пейзажами.

Совсем немного о творчестве автора

Чтобы понять, почему художник рисовал именно на эту тему, нужно немного рассказать о его творчестве в целом.

Аркадий Александрович Пластов - родом из села. Мальчик имел возможность с детства любоваться природой, поэтому он воспел ее во многих своих работах. О художнике говорят, что он певец советского крестьянства. Да, у мастера немало полотен посвящено этой теме.

Он рисовал, как трудятся эти люди, как отдыхают. Колхозный праздник можно лицезреть на одноименной картине. Веселое настроение собравшихся передается зрителям.

Удивительно, как трогательно, с какой любовью мастер переносит природные пейзажи на холст. Когда мы смотрим на девочку, наливающую воду (картина «Родник»), кажется, что слышно, как журчит струя и льется в ведро юной хозяйки.

Рассказ по картине Пластова «Летом»

У каждого человека полотно художника может вызвать свои ассоциации. Если школьнику зададут написать сочинение или подготовить устный рассказ по картине, сначала можно поведать совсем немного об авторе, затем перейти к описанию сюжета. В конце письменной или устной работы хорошо бы передать свои впечатления от картины. Можно проявить фантазию и добавить нарисованному сюжету свой, сочинив собственный рассказ. К этому располагает картина Пластова «Летом».

Видно, что на ней изображено именно это время года. К тому же художник так и назвал свою работу. Скорее всего, это вторая половина сезона. Малина поспевает ко второй половине июля, и в начале лета грибы, если и бывают, то не в таких количествах.

Здесь они в изобилии. Об этом ясно говорят полные корзины. Крепкие белоснежные грузди лежат шляпками вниз. Девочка и ее мама, также изображенные на полотне, не срезали грибы, а вынимали их из земли. Сейчас бытует мнение, что эти дары леса нужно срывать выкручивающими движениями, чтобы не повредить грибницу, значит девочка и женщина дели правильно.

Во второй корзине лежат крепыши-боровики. У некоторых кончик ножки отрезан у других нет.

Люди и собака

Картина Пластова «Летом» позволяет полюбоваться не только корзинами с грибами, которые так привлекают взгляды зрителей, но и рассмотреть людей, являющихся главными героями полотна.

Видно, что женщина очень устала, поэтому уснула в тени двух берез. Ведь она бродила с помощницей по лесу с самого утра, поэтому они придут домой с богатыми дарами.

Помимо грибов, героини набрали целый кувшин малины. Девочка сорвала веточку, сидит в тени, отдыхает и обрывает остальные ягоды в кружку. Скоро и эта тара будет заполнена. Зато мама с дочкой наварят дома ароматного малинового варенья и будут зимой пить с ним чай, вспоминая, как они ходили в лес и нарвали много ягод.

Собака тоже утомилась. Она легла около маленькой хозяйки и отдыхает, но не спит. Ведь собака должна охранять людей и в любую секунду, почувствовав опасность, броситься защищать своих хозяев.

Природа

Картина Пластова «Летом» передает величественную красоту российской природы. На фоне изумрудной травы прекрасно смотрятся синие колокольчики на высоких стеблях. Желтые цветы также хорошо вписываются в этот пейзаж.

Солнце освещает поляну, на которой отдыхают люди. В его лучах греются и березки, а грибникам они дают живительную прохладу, которая необходима в знойный полдень.

Урок по картине Пластова «Летом» поможет развитию устной и письменной речи у детей, научит любить красоты родного края, ценить и

Выбор редакции
Все чаще современному человеку выпадает возможность познакомиться с кухней др. стран. Если раньше французские яства в виде улиток и...

В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...

Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...
Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...
Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...