Народный художник родившийся в палехе. История Палеха


Палехская миниатюра - вид народной русской миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше (коробки, шкатулки, портсигары). Возникла в 1923 в поселке Палех Ивановской области на основе иконописного промысла. Для палехской миниатюры характерны бытовые, литературные, фольклорные, исторические сюжеты, яркие локальные краски на черном фоне, тонкий плавный рисунок, обилие золота, изящные удлиненные фигуры.

История

Палех ещё с допетровских времён славился своими иконописцами. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII - начале XIX века. Местный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ. Кроме иконописи, палешане занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря.

После революции 1917 года иконописный промысел в Палехе прекратил своё существование. 5 декабря 1924 года в Палехе была организована «Артель древней живописи» по росписи изделий из папье-маше. Её учредителями стали И.И. Голиков, И.М. Баканов, А.В. Котухин, В.В. Котухин, И.В. Маркичев, И.И. Зубков, А.И. Зубков. В результате долгих творческих поисков бывшие иконописцы явили миру расцвеченные радугой красок и золотым узорочьем виртуозные композиции на шкатулках из папье-маше. Палешане не отказались от привычной техники письма яичными красками с применением творёного золота. В образном решении новых произведений они по-прежнему использовали средневековые приёмы стилизации, условность форм. Самыми популярными и наиболее удачно решавшимися композициями первых лет существования палехской миниатюры стали «тройки», «охоты», «битвы», «парочки», «пастушки», «идиллии», «гулянки». В этих произведениях не было ни развитого сюжета, ни яркого образа, лишь сильно выраженное орнаментальное начало. Непосредственность, искренность и поэтичность придавали обаяние и теплоту первым работам палешан.

Одним из самых ярких и талантливых художников Палеха был Иван Иванович Голиков. Его называли мастером коня, битвы и тройки. Сказочные кони с хрупкими ногами в миниатюрах Голикова расцвечены всеми цветами радуги, а «битвы» и «охоты» – проявление неукротимой фантазии палехского художника. Голиковские «тройки» динамичны, порывисты, но иногда величавы и торжественны. К этому мотиву И.И.Голиков обращался многократно, рисуя зимние и летние тройки на самых разных предметах: брошах, пудреницах, портсигарах, подносах.

И.М. Баканов считался в Палехе лучшим знатоком иконописных традиций. Он безупречно владел оригинальной техникой наложения красочных слоёв. Благодаря просвечиванию нижних слоёв краски сквозь тонкие, прозрачные верхние слои, создаётся эффект внутреннего свечения живописи, эффект перелива одного тона в другой. Баканов создал много замечательных работ, ставших классикой палехского искусства. Он обращался к песенным темам («Степан Разин», «По улице мостовой»), воспевал образ родного Палеха. Лучшие его работы написаны на темы пушкинских произведений - «Сказка о Золотом петушке», «С порога хижины моей», «Бахчисарайский фонтан».

Иван Иванович Зубков был тонким ценителем родной сельской природы. В его миниатюрах нет развитого действия, художник как бы созерцает природу. Фигуры имеют плавные, несколько замедленные ритмы движения, что даёт ощущение тишины и покоя. Художественное мышление И.И. Зубкова было живописно-пластическим, а не орнаментально- декоративным. Художник строит красочную гамму на тонких тональных отношениях, на нежных переходах одного цвета в другой. Таковы его миниатюры «Парочка», «У речки», «Пейзаж».

Ранние романтические произведения А.М. Горького, построенные на песенном ритме, близки и созвучны стилистике палехской миниатюры. Иллюстрируя их, палешане практически не знали неудач. В числе лучших работ – шкатулка И.П. Вакурова «Буревестник». Красный силуэт рабочего с молотом словно вырастает из каменной глыбы. «Мне хотелось, чтоб этот человек был похож на рабочего и на писателя, и на строителя, и чтоб он мог мудро управлять государством» - так объяснял свой замысел И.П. Вакуров в книге Е. Вихрева «Палешане». В этой миниатюре, как и в других драматических композициях Вакурова большое значение имеет чёрный фон. Художник оставляет большие плоскости фона незаписанными, связывая их с напряжённо звучащими цветовыми пятнами.

Одним из самых оригинальных палехских художников является Аристарх Александрович Дыдыкин. В своих композициях он умело сочетал древние иконописные мотивы и новые приёмы, освоенные в процессе работы над миниатюрой. Для произведений этого мастера характерна особая трактовка пейзажа, обильное наложение золота в орнаменте и пробелах. Лучшие миниатюры А.А. Дыдыкина: «Уж ты, Ваня, разудала голова», «Демьянова уха», «Раскрепощение женщины», «Волга русская река» - находятся в коллекции ГМПИ. Миниатюра «Уж ты, Ваня, разудала голова» написана на тему старинной русской песни. В центре композиции плачущая девушка, провожающая в город своего жениха. Её поникшей от горя фигуре вторят склонившие свои кроны деревья и мягко очерченные горки, передающие плавность, напевность русской мелодии.

В искусстве палехской лаковой миниатюры как самостоятельный жанр развивается портрет. Его основоположниками стали бывшие иконописцы-личники: Правдин Н.А., Паликин И.Ф, Серебряков И.Г. Портретные изображения создаются на различных предметах из папье-маше: пластинах, шкатулках, брошах, портсигарах. Палехские художники пишут портреты государственных деятелей, исторических лиц и своих современников.

В середине XX столетия в искусстве Палеха усилились реалистические тенденции, выраженные стремлением многих художников к внешнему правдоподобию в раскрытии сюжета и отдельных образов. Для многих композиций тех лет характерна парадность, излишняя монументальность и украшательство.

Следующие поколения миниатюристов стремились к возрождению традиций, созданных основоположниками палехской миниатюры. Искусство лаковой миниатюры не исчерпало себя, у него огромный потенциал.

Палехские художники проявляют своё дарование во многих видах изобразительного искусства: монументальной живописи, книжной графике, театральной декорации.

В настоящее время в Палехе живёт и работает более 600 художников, каждый десятый житель Палеха – выпускник Палехского художественного училища им. А.М. Горького. Они работают в различных творческих коллективах: кооперативе «Объединение художников Палеха», АО «Товарищество Палех», ООО «Художники Палеха», иконописных и иконостасных мастерских.

Портсигар "Битва", 1930 г.
Голиков Иван Иванович 1886 г. - 1937 г.
Дерево, темпера, золото, серебро, лак. 16,2 х 24,7 х 3,2



Шкатулка "Сказка о золотом петушке", 1934 г.

Папье-маше, темпера, золото, лак. 19,7 x 26,9 x 4,5



Тарелка "И за борт ее бросает...", 1929 г.
Баканов Иван Михайлович 1870 г. - 1936 г.
Фарфор, керамические краски. 22,7 х 35



Шкатулка "Журавль и цапля" Шкатулка, 1941 г.
Баженов Павел Дмитриевич 1904 г. - 1941 г.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 9 х 17 х 4,5



Тарелка "Расцветай, земля колхозная", 1955 г.
Ковалев Алексей Викторович 1915 г. - 2000 г.
Папье-маше, темпера, золото, лак. D - 32. h - 2,5



Крышка ларца "Слово о полку Игореве", 1956 г.
Котухина Анна Александровна 1915 г.р.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 11,5 х 19



Пластина "Палех"
Чикурин Александр Васильевич 1875 г. – 1965 г.
Папье-маше. темпера, золото.



Шкатулка "Чичиков у Коробочки", 1936 г.
Салабанов Василий Михайлович 1902 г. - 1941 г.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 19,6 х 26,7 х 4,4



Шкатулка "Чапаев", 1955 г.
Зайцев Александр Васильевич 1918 г. - 2001 г.
Папье-маше, темпера, золото, алюминий, лак. 6,2 х 8 х 4



Ларец "Сказка об Иване-царевиче и сером волке", 1984 г.
Булдаков Валерий Васильевич 1951 г.р.



Ларец "Свадьба", Ларец 1994 г.
Лопатина Нина Павловна 1948 г.р.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 9,5 х 14,5 х 9,5



Тарелка "Песня", 1979 г.
Ходов Валентин Михайлович 1942 г. - 1988 г.
Папье-маше, темпера, золото, лак. D - 26, h - 2,5



Шкатулка "Фауст", 1957 г.
Голиков Н.И.
Папье-маше, темпера, золото, лак.



Тарелка "Всадник на белом коне", 1984 г.
Ермолаев Борис Михайлович 1934 г. - 2001 г.
Папье-маше, темпера, золото, лак. D - 23,5, h - 2,5



Шкатулка "Русский лен", 1974 г.
Кукулиева Калерия Васильевна 1937 г.р.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 19,7 х 26 х 8



Шкатулка "Настя" 1993 г. - 1994 г.
Шаницына Екатерина Федоровна 1947 г. р.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 9,5 х 12 х 3



Шкатулка "Купец Калашников", 1972 г.
Морокин Вячеслав Федорович 1945 г. р.



Шкатулка "Зима" 1993 г.
Иванова А.Н.



Шкатулка "Бой Челубея с Пересветом", 1945 г.
Чалунин Павел Федорович 1918 г. - 1980 г.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 18 х 23 х 7



Шкатулка "Сказка о золотом петушке", 1992 г.
Кочетов Геннадий Николаевич 1941 г.р.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 20 х 26,5 х 5,5



Портсигар "Гвидон", 1999 г.
Любимов Глеб Васильевич 1945 г.р.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 12,5 х 10 х 2,5

О. А. Колесова, заместитель директора Государственного музея палехского искусства

Палех – небольшое живописное село, расположенное в сердце Центральной России. В XIV веке Палех стал центром удельного Палецкого княжества, феодальной вотчиной князей Палецких, впоследствии породнившихся с царской семьёй. Однако, перейдя на службу к московским князьям, Палецкие утратили свои исконные земли, получив взамен другие вотчины. В духовном завещании 1572 года Иван Грозный определил село Палех в поместное владение своему сыну Ивану. В 1627 году Палех был пожалован царём Михаилом Романовым стольнику Ивану Матвеевичу Бутурлину и его сыновьям, участвовавшим в ополчении Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, «за Московское осадное сиденье королевичево».

Известность Палеху принёс иконописный промысел, возникший здесь в XVII веке. Многие палешане, будучи крепостными крестьянами помещиков Бутурлиных, содержали ямские дворы, занимались выделкой овчин, торговлей, но, как правило, в зимнее время, с ноября по апрель, кто-нибудь в семье непременно зарабатывал «писанием образов» как в Палехе, так и за его пределами. Бутурлины охотно выдавали своим крестьянам разрешение на выезд в Москву, Санкт-Петербург и более отдалённые губернии. Палехские иконы вывозились за границу – к сербам и болгарам, в турецкие и австрийские владения.

Палешане славились не только как иконописцы, но и как мастера монументальных росписей. Известны их работы по возобновлению древних фресок во владимирских соборах – Успенском и Дмитриевском, Софии Новгородской, в соборах Московского Кремля и Троице-Сергиевой лавры. Семья палехских иконописцев Белоусовых в 1882 году расписала в Московском Кремле Грановитую палату. Палешане украшали фресками и скромные провинциальные храмы в соседних городах и сёлах: Кинешме, Вичуге, Лежневе, Ярлыкове, Мугреевском.

Несмотря на близость оживлённых дорог, Палех жил замкнуто, сохраняя патриархальный крестьянский быт, древние традиции устного народного творчества и фольклора. В многочисленных отзывах, заметках, очерках исследователей русской провинции отмечались особый уклад жизни палешан, их высокая нравственность и духовность. В середине XIX веке известный знаток древнерусской живописи Г. Д. Филимонов, посетив Палех, назвал его «селом-академией народной». Это определение не утратило своей значимости и в настоящее время.

Октябрьская революция 1917 года надолго прервала развитие традиционных иконописных промыслов в России, в том числе и в Палехе. В декабре 1924 года здесь была организована Артель древней живописи по росписи изделий из папье-маше. Её учредителями стали бывшие иконописцы: И. И. Голиков, И. М. Баканов, А. В. Котухин, В. В. Котухин, И. В. Маркичев, И. И. Зубков, А. И. Зубков. Это дало начало новому искусству Палеха, ставшему значительным явлением мировой художественной культуры.

В результате успешных творческих поисков палешане явили миру расцвеченные радугой красок и «золотым узорочьем» виртуозные композиции на различных предметах из папье-маше. Талантливые мастера умело использовали декоративные возможности фона, материала, формы предметов. Палехские художники сохранили прочную связь с традициями древнерусской живописи. Они не отказались от привычной техники письма яичными красками и росписи «творёным золотом». Отличительной особенностью палехской лаковой миниатюры стали средневековые приёмы стилизации природных и архитектурных форм, условность в изображении фигур людей и животных.

Самыми многочисленными и наиболее удачно решёнными композициями первых лет существования палехской миниатюры были «тройки», «охоты», «битвы», «парочки», «пастушки», «идиллии», «гулянки». Их характеризует отсутствие развитого сюжета, событийности, но при этом ярко выражено орнаментальное начало.

Уникальным и необыкновенно талантливым художником по праву считают Ивана Ивановича Голикова. Голиковские «тройки» динамичны, порывисты, иногда величавы и торжественны. К этому мотиву палехский мастер обращался многократно, рисуя зимние и летние тройки на самых разных предметах: брошах, пудреницах, портсигарах, подносах. Его «битвы» и «охоты» со сказочными тонконогими конями, причудливыми всадниками – проявление поистине неукротимой фантазии.

Иван Михайлович Баканов слыл в Палехе лучшим знатоком иконописных традиций. Он безупречно владел оригинальной техникой наложения красочных слоёв. Благодаря просвечиванию нижних слоёв краски сквозь тонкие, прозрачные верхние слои возникает эффект подвижности цветового пятна, эффект перелива одного тона в другой. Баканов создал много замечательных работ, ставших классикой палехского искусства. Он обращался к песенным темам – «Степан Разин», «По улице мостовой», – воспевал образ родного Палеха. Но лучшие его работы написаны на темы пушкинских произведений – «Сказка о Золотом петушке», «С порога хижины моей», «Бахчисарайский фонтан».

Иван Иванович Зубков был тонким ценителем сельской природы. В его миниатюрах нет развитого действия, художник как бы созерцает природу. Фигуры имеют плавные, несколько замедленные движения, что создаёт ощущение тишины и покоя. Художник строит красочную гамму на тонких тональных отношениях, на нежных переходах одного цвета в другой. Таковы его миниатюры «Парочка», «У речки», «Сказка о рыбаке и рыбке».

Одним из самых оригинальных палехских художников является Аристарх Александрович Дыдыкин. В своих композициях он умело сочетал древние иконописные мотивы и новые приёмы, освоенные в процессе работы над миниатюрой. Для произведений этого мастера характерна особая трактовка пейзажа, обильное наложение золота в орнаменте и пробелах. Лучшие миниатюры А. А. Дыдыкина – «Уж ты, Ваня, разудала голова», «Демьянова уха», «Раскрепощение женщины», «Волга – русская река» – находятся в коллекции Государственного музея палехского искусства.

Грозное военное время, время испытания нравственных сил народа, обусловило появление в искусстве Палеха многочисленных работ на исторические темы. В 1945 году П. Чалуниным была написана замечательная миниатюра, одна из лучших в его творчестве – «Бой Челубея с Пересветом». Отсутствие бытовых подробностей, деталей обстановки придаёт миниатюре символическое звучание. Вздыбленные кони олицетворяют силы тёмного и светлого, вечную борьбу добра со злом. Но иносказательность, символизм сочетаются здесь с достоверной характеристикой образов. Широкоскулое с раскосыми глазами лицо монгольского воина выражает целую гамму чувств: злобу, ненависть, опьянение боем. Спокойное, просветлённое лицо Пересвета говорит и о монашеской кротости, и о доброте, и о нравственной силе ученика Сергия Радонежского. Лишь грозный облик коня Пересвета да развевающаяся монашеская схима, напоминающая крылья фантастической хищной птицы, дают понять, как велико желание монаха-воина поразить неприятеля.

На миниатюрах Н. М. Зиновьева «Битвы предков за Русскую землю», А. М. Куркина «Наши предки», А. А. Дыдыкина «История Москвы», А. И. Ватагина «Русские полководцы» изображены победы Александра Невского, Дмитрия Донского, Дмитрия Пожарского. Поскольку военные действия в период борьбы с поляками и литовцами, захватившими Москву и другие русские земли, затронули и наш край, события той исторической эпохи получили широкое отражение в искусстве палешан. В музейной коллекции хранятся миниатюры А. А. Дыдыкина «Минин призывает на борьбу с польскими интервентами», А. И. Ватагина «Козьма Минин», Н. М. Парилова «За Отчизну», Н. И. Голикова «Иван Сусанин». Русский народ мифологизирует образы своих защитников, придаёт им черты былинных богатырей. Такими видят их и палехские художники.

Портрет развивается как самостоятельный жанр палехской лаковой миниатюры. Его основоположниками стали бывшие иконописцы-личники: Н. А. Правдин, И. Ф. Паликин, И. Г. Серебряков. На различных предметах из папье-маше – пластинах, шкатулках, брошах, портсигарах – палехские художники пишут портреты государственных деятелей, исторических лиц и своих современников.

Новый этап в истории палехского искусства начался в 1980-е годы, которые характеризуются удивительным творческим взлётом многих мастеров. Душой коллектива палехских художников в это время был заслуженный художник РСФСР В. М. Ходов (1942–1988). Декоративная тарелка «Песня» является знаковой в его творчестве. В сосновом бору, на берегу реки Палешки, собралась дружная компания художников. Они задушевно поют. Но в этом незатейливом сюжете заключено глубокое символическое звучание: В. М. Ходов одновременно представил художников разных поколений. В центре – И. И. Голиков, слева расположились его современники И. М. Баканов, И. В. Маркичев, А. В. Котухин, И. И. Зубков, Д. Н. Буторин, справа – миниатюристы ходовской поры Г. М. Мельников, Н. И. Голиков, Б. М. Ермолаев, старшие современники, а также В. Ф. Морокин, А. Н. Клипов, начинавшие свой творческий путь вместе с В. М. Ходовым.

Преемственность поколений, верность традициям стали основными критериями в творческих поисках молодых талантливых мастеров. Среди знаковых работы тех лет много небольших ларцов простой формы. Представление об истинной миниатюре как искусстве малых форм даёт творчество Е. Ф. Щаницыной, И. В. Ливановой, Н. Б. Грибова. Небольшие шкатулочки, бисерницы, крошечные ларчики украшают композиции многих авторов на песенные, исторические, фольклорные темы.

В переломные 1990-е годы палехские художники поэтизируют крестьянский труд, превращают обыденное действие в символ, идеал гармонии и красоты, рисуют образ родного края.

В последнее время всё больше появляется композиций, лишённых какого-либо сюжетного действия. В них явно преобладает символическое начало, отражающее процесс одухотворения земного бытия. В миниатюре А. Н. Клипова «Мелодия» самые обычные приметы осени – яркие гроздья рябины, опавшая листва, спелые яблоки, букет хризантем – превращаются в строки немного грустной элегии или в звуки тихо и нежно звучащей музыки.

Одно из направлений в искусстве Палеха последних десятилетий – религиозная живопись. Это или собственно икона, или миниатюра на религиозный сюжет. Современные палехские иконописцы выполняют заказы по изготовлению иконостасов, росписи храмов, пишут небольшие образа. Палеху как наиболее последовательному хранителю стилистических особенностей искусства иконописи в процессе её возрождения отводится особая роль.

В настоящее время в Палехе проживают более 600 художников, каждый десятый житель Палеха – выпускник Палехского художественного училища имени А. М. Горького. Они работают в различных творческих коллективах: кооперативе «Объединение художников Палеха», АО «Товарищество Палех», ООО «Художники Палеха», иконописных и иконостасных мастерских.

Большое значение в сохранении и развитии уникального промысла принадлежит Государственному музею палехского искусства, где находятся лучшие образцы палехской иконописи и лаковой миниатюры. В Артели древней живописи была создана комната образцов, которая и положила начало музейной коллекции. В 1930-е годы её формирование продолжил известный искусствовед, первый директор Государственного музея палехского искусства Г. В. Жидков при участии А. М. Горького, П. Д. Корина, Е. Ф. Вихрева, А. В. Бакушинского. Открытие Государственного музея палехского искусства состоялось 13 марта 1935 года, в дни празднования 10-летия Артели древней живописи.

Палех или палехская миниатюра - один из традиционных русских художественных промыслов, вид лаковой живописи .

Народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области, представляет собой лаковые миниатюры темперой на папье-маше. Палех - центр иконописи в традициях русской живописи XV-XVII веков.

Палехский иконописный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской иконописных школ. Палехские иконы славились особой тонкостью письма с применением золота на одеждах святых и в орнаментах. Писание икон подразделялось на несколько этапов, каждый из которых выполнялся разными мастерами: один грунтовал доску, второй (знаменщик) наносил контур будущей иконы, третий писал доличное - всю композицию, кроме ликов - их писал художник-личник. Имена и тексты писал мастер-подписывальщик, заканчивал работу над иконой олифщик.

В середине XIX века в Палехе работало несколько мастерских, крупнейшими среди которых были заведения Сафоновых, Белоусовых, Коровыйкиных, Париловых.

После революции 1917 года перед палехскими иконописцами встала необходимость поиска новых форм реализации своего творческого потенциала. В 1918 году мастера объединились в Палехскую художественную декоративную артель, выпускавшую деревянные изделия с росписью. В 1923 году они были представлены на художественно-промышленной выставке в Москве и удостоены диплома второй степени.

Тогда же палешане впервые познакомились с новым материалом - папье-маше, являвшемся на протяжении века основой для лаковой Федоскинской миниатюры. При поддержке известного искусствоведа, уроженца Палеха Анатолия Бакушинского мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения.

В 1924 году палехские художники большим успехом пользовались на выставке в Венеции. Вскоре палешанам из Италии пришло приглашение - прислать четырех мастеров для организации школы, но художники отказались покинуть Родину.

Днем рождения палехского искусства принято считать основание "Артели древней живописи".

Первоначально в "Артель" вошли семь человек : Иван Голиков, Иван Баканов, Александр и Иван Зубковы, Александр и Владимир Котухины, Иван Маркичев. Вскоре к ним присоединились Дмитрий Буторин, Алексей Ватагин и другие. В 1925 году работы палешан получили признание на Международной выставке в Париже.

В июне 1932 года в "Артели древней живописи" работало более 100 человек, из них 48 мастеров, 20 кандидатов в ученики.

В марте 1935 года артель преобразована в "Товарищество художников Палеха". В 1940 году оно было закрыто, в 1943 году - восстановлено.

В 1954 году "Товарищество" преобразовано в Художественно-производственные мастерские (ПХПМ). В этом же году было создано Палехское отделение Союза художников РСФСР.

В 1989 году Палехские художественно-производственные мастерские были закрыты.

Для стиля палехской живописи характерны тонкий и плавный рисунок на преимущественно черном фоне, обилие золотой штриховки, четкость силуэта уплощенных фигур, подчас полностью покрывающих поверхность крышки и боковых стенок шкатулок. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании красного, желтого и зеленого цветов, восходят к традициям древнерусской иконописи. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным твореным золотом.

Палехские художники успешно работали в области театрально-декорационного искусства, книжной графике, монументальной живописи, росписи изделий из фарфора, а также реставрации монументальной живописи.

В настоящее время в Палехе работают творческие организации: АО "Товарищество Палех", кооператив "Объединение художников Палеха", Малое предприятие (МП) "Мастера Палеха", МП "Традиции Палеха", Акционерное общество закрытого типа "Палех", творческая мастерская "Палешане".

С 1926 года при "Артели древней живописи" возродилось ученичество. На рубеже 1920-1930 годов была открыта профтехшкола, реорганизованная в 1935 году в художественный техникум, а с 1936 года - в Палехское художественное училище имени М. Горького.

В настоящее время в училище ведется обучение по специальности "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы" (лаковая миниатюрная живопись).

Был создан Государственный музей палехского искусства. Его коллекция насчитывает более 15,4 тысячи единиц хранения. В ее состав входят 1,5 тысячи икон XIV-XX веков, произведения западноевропейской живописи XVI-XVIII веков, более трех тысяч произведений лаковой миниатюры, скульптура, графика, старопечатные книги, строчевышитые изделия, предметы быта и этнографии.

В структуре Государственного музея палехского искусства четыре мемориальных музея : Дом-музей П.Д. Корина, Музей-мастерская Н.В. Дыдыкина, Дом-музей И.И. Голикова, Музей-усадьба Н.М. Зиновьева.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Сокровища русского искусства.

Палех. Палехская лаковая миниатюра.


стория Палеха уходит в глубокую древность.В XV веке село Палех входило в состав Владимиро-Суздальских земель. По Духовному завещанию Ивана Грозного 1572 года село Палех было в поместном владении его сына Иоанна. В 1616 году Палех значится поместьем Василия Ивановича Острогубова и вдовы Юрия Ивановича Острогубова. Вскоре оно было пожаловано в вотчинное владение Ивану Бутурлину "за московское осадное сидение королевичево", то есть за участие в войне против польско-литовской интервенции. По писцовым книгам 1628-1630 годов Владимирского уезда Боголюбского стана Палех является вотчиной Ивана Бутурлина и его детей.


1693 году в Палехе была построена и освещена деревянная церковь во имя Воздвижения Креста, в 1696 году был освящен придел в честь иконы Казанской Божьей Матери, а в 1742 году - во имя Святого Николая Чудотворца. В 1774 году на средства прихожан Егором Дубовым был построен ныне действующий Крестовоздвиженский каменный храм.В конце XIX века Палех был небольшим селом. Население, в основном, занималось иконописанием и промыслами: резьбой по дереву, льняным ткачеством, вышивкой,выделыванием овчины. По провославным праздникам здесь устраивались богатые ярмарки.


Баканов И.М. "Село Палех"
1934, шкатулка

Палех - название угро-финского происхождения.Результаты археологических раскопок бескурганного могильника VIII века подтверждают, что издавна на территории края обитало одно из многочисленных угро-финских племен.Угро-финны полностью растворились среди славян, которые постепенно заселяли северо - восточные земли Руси и их языковая культура прослеживается лишь в географических названиях - Пурех, Палех, Ландех, Сезух, лух, Люлех.


охранилось поверье, рассказанное местной жительницей Фелицатой Григорьевной Паликиной о происхождении названия Палех:
"…Глухие леса стояли, населения никакого не было…случился в лесу большой пожар…от "молоньи". Спалил пожар все дерева на горе. А вскоре люди тут объявились - и с тех, что вольной жизни искали, то ли от татарского набега, то ли от боярского ярма бежали. Гору Паленой нарекли, а то - Палихой, И село стали Палехом называть".
Есть и легенда - "Палех возник в те буйные годы глубокой древности, когла на Владимиро-Суздальскую Русь шли несметные татарские полчища. В глухие леса и болота бежало разоренное население и уносило с собой иконы. Татары жгли леса. "была великая Палиха" - отсюда и пошло название Палех.

The Masquerade

Сказочный мир вымысла, поэзии - искусство миниатюры нового Палеха. Его история как искусства декоративного начинается после Октябрьской революции, когда иконописные мастерские были закрыты, а мастера в поисках средств к существованию растеклись в разные концы страны. Одни стали малярами, другие - декораторами клубных сцен, многие обратились к земледелию и мелкому промыслу: расписывали деревянную посуду, игрушки. Чаще всего роспись представляла собой грубые копии лубка, крестьянских прялок или образцов, взятых из альбома "Орнамент всех стран и народов".

В 1923 г. по инициативе А. В. Бакушинского в Палехе предпринимается несколько опытов росписи деревянных изделий с использованием иконописных традиций. Сохранились шкатулки и тарелки на темы русских песен художников И.В. Маркичева, И.М.Баканова и "Пастушок" А.В.Котухина. В эти же годы в Москве, в бывшей иконописной мастерской палешанина А.А.Глазунова, велись аналогичные поиски. Но работавший там мастер, в будущем известный художник И.И. Голиков, выбрал для применения иконописной техники папье-маше.

Опыты И.И. Голикова поддержал московский Кустарный музей; первые произведения с подписью А.А. Глазунова были показаны в 1923 году на выставке Государственной Академии художественных наук, где они получили диплом 1-ой степени. Вскоре у Глазунова, кроме Голикова стали работать и другие палехские иконописцы - И.П.Вакуров и А.В.Котухин. Затем Котухин поехал в Палех, где с лета 1923 г. вместе сним уже работали на папье-маше лучшие старейшие мастера - И.М.Баканов и И.В.Маркичев.

Для показа на Всероссийской сельскохозяйственной и промышленной выставке в 1923 году палехские мастера И.М.Баканов, И.И.Голиков ("Игра в шашки", "Деревенская гулянка", "Петухи"), А.В.Котухин и И.В.Маркичев выполнили заказы Кустарного музея Всесоюзного совета народного хозяйства произведения, за которые также получили диплом 1-ой степени. В 1924 году палехские художники большим успехом пользовались на выставке в Венеции. Пришел успех. Вскоре палешанам из Италии пришло приглашение - прислать четырех мастеров для организации школы. Художники отказались покинуть Родину.

5 декабря 1924 года в Палехе была организована "Артель древней живописи". Первоначально в нее вошли семь человек: И.И. Голиков, И.М. Баканов, А.И. Зубков, И.И. Зубков, А.В. Котухин, В.В. Котухин, И.В. Маркичев. Вскоре к ним присоединились Д. Н. Буторин, А.И. Ватагин и другие. И уже в 1925 году работы палешан получили признание на Международной выставке в Париже.

Март 1935 г. - "Артель" преобразована в "Товарищество художников Палеха" Председатель до 1938 г. - А.И.Зубков.

1940 г. - "Товарищество" закрыто.

1943 г. - восстановлено.

1954 г. - "Товарищество" преобразовано в Художественно- производственные мастерские (ПХПМ). Директор - А.Г.Баканов.

1954 г. - создание Палехского отделения Союза художников РСФСР. Председатель правления - Г.М.Мельников.

В 1989 году Палехские художественно -производственные мастерские были закрыты.


The Couple


"Rapunzel"


"August"


"On The Volga River"


"Twelve Months"


"The Autumn Nocturne"


"The Golden Hair Lady


"Cinderella"


"Cinderella"




"Ruslan & Ludmila"



"Warm Summer"


"Boldino Autumn (A.Puskin)"


"Happy Childhood"



"Autumn. The Holiday of The Last Sheaf"





"The Scarlet Flower"

В 1935 году "Артель древней живописи" была преобразована в "Товарищество художников Палеха", председателем которой до 1938 года был А.И.Зубков.

В 1940 году "Товарищество" было закрыто и восстановлено в 1943 году.

В 1954 году "Товарищество художников Палеха" преобразовано в Художественно - производственные мастерские во главе с А.Г.Бакановым.

В 1954 году создано Палехское отделение Союза художников РСФСР. Председатель правления - Г.М.Мельников.

В 1989 году Палехские художественно-производственные мастерские прекратили свое существование.

В настоящее время в Палехе работают творческие организации:

  • АО "Товарищество Палех",
    председатель правления С.И.Каманин,
  • Кооператив "Объединение художников Палеха",
    председатель правления А.В.Дудоров,
  • Малое предприятие "Мастера Палеха",
    директор М.Р.Белоусов,
  • МП."Традиции Палеха",
  • АОЗТ "Палех"
    директор А.М.Зубков,
  • творческая мастерская Б.Н.Кукулиева "Палешане"

"Fairy-Tale About Tsar Gvidon"




"The Scarlet Flower


"The Miracles Come To Those With Pure Souls"


"Sadko \& The Tsar of The Sea"


"The Winter Spring"





"The Snow Quenn"


"The Spring & The SnowMaiden"


"Under The Apple Tree"





"Tsar Of The Sea"


"Winter Time"




"The Frog Princess"






"Morozko"

"Ruslan & Ludmila"



"Russian Hunting"


"The Greek Tales"


"Meeting of Two Worlds. Aelita (after Belov)"


"Skiing in the Winter Forest"


"After The Work"


"The War Time"


"Ivan Tsarevitch & The Fire-Bird"


"Winter Troika"


"Battle With Swedish Knights"


"Bella (by Lermontov)"


"Alenushka"


"Morozko"


"Near The Bank Of The River"

"The SnowMaiden"


"The Red Hat Fairy-tale"


Слово Палех — многозначно. Итак, Палех — что это такое? Палех – это название старинного села, расположенного вдалеке от шума и сутолоки больших городов. Это народный промысел и роспись. Наконец, это один из символов России, такой же как русская матрешка, хохлома и гжельская посуда.

Письменные упоминания о селе относятся к началу семнадцатого века, как о вотчине князей Бутурлиных, родственников Иоанна Грозного. Уже тогда, о нем писали, как о большом поселении. А устные рассказы о его возникновении, восходят еще к монголо-татарскому игу.

Зарождение росписи

Тогда, из разоренных Владимира и Суздаля, бежали люди в глухие чащи, подальше от татаро-монгольского пленения. Среди них были и монахи-иконописцы, захватившие с собой маленькие образочки – писанки. От этих иконописцев и возникла знаменитая на весь мир Палехская роспись.

Это место не было широко известно. Замкнутость, глухие леса и болота, удаленность от торговых путей, способствовало сохранению древних традиций в промысле, только ручному производству и яркой самобытности изделий.

Иконописью изначально занимались только в монастырях, но с тринадцатого века, стали возникать первые светские мастерские. В Палехе иконопись стала семейным производством. Целые династии местных мастеров-иконописцев прославляли Палех на всю Россию и зарубежье росписью. Даже жениться и замуж выходить старались за своих живописцев, чтобы не передавать чужим секреты мастерства.

Интересный факт

Есть история, как великий Гете, узнал о мастерстве художников Палеха, загорелся желанием увидеть прославленные иконы, написанные суровыми русскими мужиками в деревенских избушках заснеженной Руси. Его мечта сбылась, в подарок ему прислали иконы, не уступавшие византийским, написанные братьями Каурцевыми.

Современное время

После воцарения Советской власти все изменилось. За иконопись сажали в тюрьму, могли и расстрелять. Практически все мужское население потеряло доход. Многие рассеялись по городам в поисках работы. Одним из таких художников, был Иван Голиков. Он стал театральным художником в Москве, и вскоре создал свою первую вещицу – шкатулку из картона, расписанную в миниатюрной росписи.

Эта работа получила высокую оценку и вскоре, вернувшись на родину, была собрана артель художников, бывших иконописцев. Огромную помощь им оказал Максим Горький, который сам когда-то подрабатывал в палехской мастерской. Ремесленники были «меж двух огней». Свои бывшие художники, считали их вероотступниками, а новая власть не могла забыть их религиозного прошлого. Но палехские изделия: шкатулки, табакерки, посуда, приносили валюту, так необходимую молодому государству, поэтому им разрешили жить и заниматься росписью.

Расцвет искусства пришелся на шестидесятые - восьмидесятые годы. Тогда выпускалось огромное количество продукции с палехским письмом – открытки, марки, различные сувениры, расписанные коробки для косметики, подносы и тарелки.

Сейчас палехская роспись представлена в самом широком выборе: от дорогих выставочных произведений, до сувениров, декоративных панно, разнообразных шкатулок и футляров. Все изделия изготовлены в единственном экземпляре или небольшой коллекции.

Елочные игрушки, вручную расписанные художниками Палеха и Мстеры, с поздравительными надписями, недавнее явление на рынке искусства. Но они уже завоевали место в сердцах ценителей прекрасного и коллекционеров. Посуда с палехским письмом – замечательный подарок на любую памятную дату.

Особенности палехской росписи

Школу Палеха можно сразу узнать по черному фону работ, подсвеченным золотом многофигурным композициям, напоминающим иконопись. Роспись отличается:

  • Миниатюрностью, изяществом исполнения;
  • Плавностью и мягкостью оттенков;
  • Филигранностью и живописностью;
  • Наполненностью элементами;
  • Точная роспись мелких деталей;
  • Многообразием тонов и переходов.

Еще к особенностям можно отнести насыщенность объектами, находящимися в движении, это не только люди и животные, а также деревья, облака, неживая природа. В иконописном стиле изображаются люди, рельефы, природа, все отличаются хрупкостью и изяществом.

Техника выполнения росписи

Рождение палехского изделия – долгий и многотрудный процесс. Предметы изготавливаются из специального пористого картона. Необходимое количество листов картона проклеиваются жидким клейстером, затем надеваются на специальную болванку и помещаются в пресс. Детали для изделий формируют отдельно. Затем просушивают в течение двух недель, потом вымачивают в горячей олифе и выдерживают в печах. Полученные детали становятся твердыми и прочными.

Поверхности, которые в дальнейшем будут покрываться росписью, выравнивают, полируют наждаком и несколько раз грунтуют смесью сажи, олифы и глины. После каждой грунтовки – сушат и шлифуют. На наружные стороны наносят раствор сажи в масле несколько раз, затем покрывают черным лаком. Внутренние поверхности обрабатываются красным лаком. Затем изделие полностью закрашивается бесцветной политурой.

Все поверхности становятся гладкими, блестящими. Чтобы наносимые краски не скатывались, нужные места для росписи зачищают пемзой и передают художникам.

Рабочие места оснащены специальными подставками для руки, чтобы кисть не затекала. Имеются особые гребенки для росписи внутренних стенок, для них же предназначены большие лупы. Некоторые изображения можно рассмотреть только при сильном увеличении.

Художник наносит набросок картины карандашом, потом прорисовывает его белилами. После прорисовывания красками делает роспись сусальным золотом, предварительно раздробленным и растертым пальцами. В завершение мастер ставит подпись, лакирует и окончательно просушивает готовое изделие.

Интересный факт

Для особого блеска золота предмет полируют зубом волка. С его гладкостью и шелковистостью не может сравниться ни один инструмент, даже самый высокотехнологичный.

Палехская роспись картинки

Палехское письмо – наиболее редкое и уникальное в своем роде. Трудоемкость ручного процесса и филигранная точность работы, позволяет создавать истинные шедевры, которые составляют национальную гордость России. В нем сочетаются основополагающие принципы византийской одухотворенной иконописи и живого художественно-прикладного народного творчества.

После революции – мастера-артельщики только искали свой уникальный жанр, им приходилось создавать роспись тарелок, папиросниц и шкатулок в агитационном стиле. Появились картинки с изображением Ленина с рабочими и крестьянами, индустриализации, встречи первого трактора в деревне, радостными колхозниками на полях. Большой популярностью пользовались «пролетарские» украшения-броши, с именными надписями – «Шура», «Катя», «Маруся». Но даже тогда, мастера-живописцы, создавали свои работы с особой точностью, скрупулезностью, с соблюдением всех декоративных канонов и традиций. Художники описывали достижения русского народа через сказочные образы: тему электричества – образ Жар-птицы, отрицательных героев – Кощея, Лешего и Бабы-яги.

Палехская школа – не для военной тематики, на картинках расцветают сельские пейзажи с церковкой и речкой, исторические события, иллюстрации сказочных и былинных сюжетов. Но так свойственно мирному времени. Во время Отечественной войны, когда все мужчины ушли на фронт, традицию продолжали старики и подростки. Они создавали потрясающие росписи – «По следам врага», «Атака», «Народная война». Мастера своего добились – мастерские Палеха не закрылись даже во время войны, продолжало работу и художественное училище.

У Палехской лаковой миниатюры, свой уникальный мир. Он одновременно реален и фантастичен, даже простые бытовые сценки полны радости, движения и поэтичности.

Элементы палехской росписи

Радостное многоцветье узоров на фоне черноты — все это палехская роспись. На маленькой поверхности располагается множество разнообразных элементов. Чтобы рассмотреть всю красоту лаковой миниатюры – зачастую приходится прибегать к увеличительному стеклу. Это удивительные причудливые деревья и цветы с выписанными листочками. Палешане нашли способ делать изображения кроны выпуклой, рельефной, для чего используют технику наложения белил в несколько слоев. Деревья, несмотря на схематичность рисунка – становятся живыми.

Сказочные травы и удлиненные каменные горы с «кремешками», тщательное прописывание лиц и частей тела, разноцветное сияние. Для оживления композиции художники используют белые блики и золотые волны в завитках волос, изгибах трав, гривы лошадей, морских волн. В палехской миниатюре обязательным элементом является заключительная обводка фигур золотым контуром.

Основные цвета в росписи

В Палехской росписи основной фон – черный. Он знаменует собой землю, глубину и первозданный хаос, рождающий жизнь, свет, радость и мир. Присуще древнерусское соединение цветов – красного, желтого и зеленого. Красный – символ красоты, плодородия (красно солнышко, весна-красна). Зеленый – знак растений, молодости, жизни на природе, отдыха. Желтый говорит о зрелости, созревании, достижении успехов и достатка. В Палехской росписи обильно присутствует золото. Оно символизирует солнце, изобилие и наследие иконописи – не тварный Божественный свет, озаряющий весь мир и пронзающий все – даже извечную тьму.

Выбор редакции
Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...

Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...

Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...

В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...
Слайд 2 Визитная карточка Территория: 1 219 912 км² Население: 48601098чел. Столица: Кейптаун Официальный язык: английский, африкаанс,...
Всякая организация включает в свой состав объекты, классифицируемые как ОС, по которым проводятся амортизационные отчисления. В рамках...
Новым кредитным продуктом, получившим широкое распространение в зарубежной практике, является факторинг. Он возник на базе товарного...
Очень мы в нашей семье любим чизкейки, а с добавлением ягод или фруктов они особенно вкусные и ароматные. Сегодня рецепт чизкейка, с...