Аргументы к сочинению ЕГЭ. Проблема соотношения мечты и реальности в нашей жизни - Сочинения, Рефераты, Доклады


/ / / Нужно ли быть верным своей мечте?

Мечты – прекрасные образы, которые существуют в воображении. Человек с детства скрашивает свою жизнь грезами. Некоторые из них немного меняются, другие стираются с годами. И это не удивительно, ведь взрослея, люди меняют свои взгляды, принципы, подгоняя под них и мечты. Иногда от стремлений приходится отказываться не по своей воле, тогда говорят «изменил мечте». А нужно ли вообще быть ей верным?

Я считаю, что ответ на этот вопрос зависит от того, насколько заветная эта мечта, исходит она из души или соткана из стереотипов, зависти, мимолетных желаний. Если дело в последнем, то стоит подумать, принесет ли счастье осуществление мечты. А вдруг погоня за ней просто отберет бесценные годы, а результат разочарует? Очень часто так бывает, когда человек мечтает о славе, карьере и, становясь на путь к этим грезам, забывает о семье, любви. Через какое-то время он становится богатым, знаменитым, успешным, но чувствует себя несчастным, ведь не знает, как это любить и быть любимым.

Тем не менее, если мечта действительно дорога, нельзя от нее отказываться, особенно если к этому принуждают окружающие, живущие стереотипами. Заветная мечта помогает человеку развиваться, достигать вершин. Ее осуществление дарит счастье, учит радоваться каждому дню. Отказаться от таких грез – значит потерять самого себя, предать свою душу. Если вопрос, нужно ли быть верным своей мечте, еще вызывает сомнения, стоит обратиться к литературе.

Николай Петрович Кирсанов – главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» был вдовцом, но стремился к искренней любви, считая, что без нее человек не может прожить. Кроме того, он мечтал наладить отношения с сыном Аркадием. Мужчина терпеливо шел к мечте, приближаясь к ней при помощи своих лучших качеств: доброжелательности, терпеливости, деликатности и чуткости. Жизнь вознаградила его: Николай Петрович женился на Фенечке и зажил счастливо вместе с семьей сына. А что было бы, если бы Кирсанов отказался от своей мечты, опустив руки под давлением обстоятельств? Я думаю, он перестал бы жить, его дни превратились бы в несчастное, безликое существование.

Судьба Николая Петровича Кирсанова доказывает, что нельзя изменять благой мечте. Если идти к ней, руководствуясь совестью и добротой, мечта рано или поздно станет счастливой реальностью.

Главный герой рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» тоже осуществил свои грезы о путешествиях. Но какой ценой? Он много работал, чтобы накопить приличное состояние и, видимо, забывал о друзьях, родных. Когда он умер, никто не сожалел об этом и даже не приехал проститься. Только жена и дочь оплакивали погибшего. Но возникает сомнение, что было истинной причиной слез: смерть родного человека или мысли о бедной жизни.

Этот пример ни в коем случае не говорит о том, что нужно изменять мечте, но будучи верным ей, не стоит забывать о близких людях.

Можно сделать вывод, что нужно быть верным только заветной мечте, осуществление которой подарит радость и счастье.

Чаще всего человек ищет свою мечту, но бывает и так, что мечта находит человека. Как болезнь, как вирус гриппа. Вроде бы никогда Колька Велин не смотрел на небо, затаив дыхание, и голоса птиц, реявших в голубой вышине, не заставляли трепетать его сердце. Он был самым обыкновенным учеником, в меру усидчивым и старательным, в школу ходил без особого задора, на уроках был тише воды, любил рыбачить… Всё переменилось мгновенно. Он вдруг решил, что станет лётчиком. В глухой, далёкой деревне, где до ближайшей станции больше ста километров, где любая поездка становится целым путешествием, сама эта мысль казалась безумием. Жизненная стезя каждого человека здесь была ровной и прямой: после школы мальчики получали права на управление трактором и становились механизаторами, а самые смелые оканчивали водительские курсы и работали в селе шофёрами. Ездить по земле - вот удел человека. А тут летать на самолёте! На Кольку смотрели как на чудака, и отец надеялся, что вздорная идея как-нибудь сама собой улетучится из головы сына. Мало ли чего мы хотим в молодости! Жизнь - жестокая штука, она всё расставит по своим местам и равнодушно, как маляр, закрасит серой краской наши пылкие мечты, нарисованные в юности. Но Колька не сдавался. Ему грезились серебристые крылья, несущие его над влажным снегом облаков, и густой упругий воздух, чистый и холодный, как родниковая вода, наполнял его лёгкие. После выпускного вечера он отправился на станцию, купил билет до Оренбурга и ночным поездом поехал поступать в лётное училище. Проснулся Колька рано утром от ужаса. Ужас, будто удав, сдавил его окоченевшее тело холодными кольцами и впился своей зубастой пастью в самую грудь. Колька спустился с верхней полки вниз, посмотрел в окно, и ему стало ещё страшнее. Деревья, выступавшие из полумглы, тянули к стёклам кривые руки, узкие просёлки, словно серые степные гадюки, расползались по ку‐ стам, и с неба, заполненного до краёв клочьями ободранных туч, фиолетово-чёрной краской стекал на землю сумрак. Куда я еду? Что я там буду делать один? Кольке представилось, что сейчас его высадят и он окажется в беспредельной пустоте необитаемой планеты… Приехав на вокзал, он в тот же день купил билет на обратную дорогу и через два дня вернулся домой. К его возвращению все отнеслись спокойно, без издёвки, но и без со‐ чувствия. Денег, потраченных на билеты, немного жаль, зато съездил, посмотрел, про‐ верил себя, успокоился, теперь выбросит из головы всякий вздор и станет нормальным человеком. Таковы законы жизни: всё, что взлетело вверх, рано или поздно возвращается на землю. Камень, птица, мечта - всё возвращается назад… Колька устроился в лесхоз, женился, сейчас растит двух дочек, в выходные ходит на рыбалку. Сидя на берегу мутной речушки, он смотрит на бесшумно летящие в небесной вышине реактивные самолёты, сразу определяет: вот «МиГ», а вон «Су». Сердце его стонет от щемящей боли, ему хочется повыше подпрыгнуть и хотя бы разок глотнуть той свежести, которой небо щедро поит птиц. Но рядом сидят рыбаки, и он пугливо прячет свой взволнованный взгляд, насаживает червячка на крючок, а потом терпеливо ждёт, когда начнёт клевать.

Нужна ли человеку мечта? Почему нужно стремиться ее осуществить? К чему может привести несбывшаяся мечта? Именно над этими вопросами предлагает задуматься С. Мизеров.

Пожалуй, над проблемой роли мечты в жизни человека задумывался каждый. Автор раскрывает её на примере жизни Кольки Велина. У героя есть мечта – стать лётчиком. Окружение не понимало стремления Кольки, «сама эта мысль казалась безумием». Герой же, не взирая ни на что, не переставал мечтать. Однако спустя время, когда Колька отправился в Оренбург, мы видим, как он позволил страху разрушить его мечту. Герой жалеет об этом, «сердце его стонет от щемящей боли». Писатель уверен в том, что несбывшаяся мечта оставляет рану в душе человека. Общественное мнение, страх не должны становиться препятствиями, их необходимо преодолевать. Нужно добиваться своей мечты, ведь именно она наполняет жизнь смыслом.

Позиция автора ясна: нельзя сдаваться на пути воплощения своей мечты в реальность. Герой данного текста понимает, какой шанс упустил в молодости. Чтобы не допустить подобную ошибку, нужно стараться, верить в свои силы и не сдаваться.

С позицией автора нельзя не согласиться. Действительно, нельзя отказываться от своей мечты, нужно идти наперекор всем страхам и сомнениям. Препятствия на пути к осуществлению мечты только проверяют, как сильно человек верит в себя и в достижение своей цели.

Порой ошибки, совершённые в молодости, неправильный выбор – всё это может лишить нас мечты. Например, в рассказе И. Бунина «Тёмные аллеи» Николай Алексеевич, променяв Надежду на другую женщину, жалеет об этом спустя долгое время, мечты на счастливую жизнь разрушились. На данном примере автор показывает нам, к чему приводят несбывшиеся мечты. Отказавшись от того, чего действительно хочешь, можно совершить непоправимую ошибку. Не стоит переставать верить, всегда нужно бороться.

Таким образом, хочу отметить, что однажды потеряв веру в себя, можно пожалеть об этом всю оставшуюся жизнь. Только целеустремленные люди способны осуществить свою мечту, добиться цели.

Такую тему как «Мечты и реальность» можно раскрыть на основе произведения Гончарова «Обломов».

Главный герой данного произведения с детства мечтал многого в жизни достичь: создать семью, что-то сделать в жизни значительное.

Однако со временем Обломов изменил своим мечтам, реальность оказалась такова, что он предпочитает целыми днями лежать на диване и надеяться на то, что кто-то другой сделает прогресс.

С семьей также не повезло. Казалось бы Обломов встретил женщину своей мечты, но ему лень и неохота что-то изменить в своей жизни. Он довольствуется тем, что у него есть.

Таким образом главный герой не смог воплотить свои мечты в реальность.

Сочинение пишется на аргументах из художественной литературы: Гончаров «Обломов» и рассказ Чехова «Человек в футляре».

Можно противопоставить главных персонажей этих двух произведений. Беликов из «Футляра» и Илья Обломов - две совершенно разные личности, но есть в этих героях и одно общее качество - они ищут повод для бегства из реальной жизни. Беликов педантичен, у него всё движется по плану, он негативно относится к вмешательству в его дела посторонних. Мечтать он не способен, он реалист до мозга костей. Единственным его стремлением становится образцовый порядок в каждом жизненном пункте. Это нереально.

Обломов же ленив и весь живет своих мечтах и грезах. Мечта его о спокойной размеренной жизни, где ничего не надо делать, можно лежать на диване и придаваться мечтам. Такая жизнь бесперспективна. Для достижения мечты нужны реальные поступки.

При написании сочинения на тему «Мечта и реальность» в качестве аргумента хорошим примером может служить роман Гончарова «Обломов».

Главный герой произведения в молодости имеет мечту изменить этот мир, самосовершенствовать­ ся, но со временем, его приоритеты меняются.

Он мечтает о идеальной, любящей жене, о семейном уюте и Ольга Ильинская могла бы герою это дать, но он боится перемен. Его любовь к Ольге Ильинской не сильнее его страха, боязни перемен и он расстается с ней.

После этого, ни чего его больше не мотивирует к активной жизни, самосовершенствовани­ ю и он наслаждается диванной жизнью.

Его мечта теперь банальна и проста, лежать на диване в комфорте и уюте, которые дарит герою Агафья Пшеницына.

Так и закончилась жизнь героя, он умер один, без семьи, хотя его душа, судя по всему погибла ещё раньше.

Другим аргументом к написанию сочинения по данной теме может служить «Человек в футляре».

Главный герой, Беликов живёт в своём мире, он не признает ничего нового, является старовером. Все новое им отвергается,как что-то позорное, не достойное. Автор произведения даже облачил его в футляр, его одеяние - тёплое пальто. Он неизменно ходит в нём, как будто прячась в нём от реальности.

Беликов не умеет мечтать, он лишён этой способности. Его жизнь скучна и размерена, он знает лишь только работу и свои книги. И даже полюбив Вареньку, он остаётся верен себе и своим убеждениям. Он не в силах мечтать, измениться самому и поменять мир вокруг себя. Именно поэтому, когда Варенька посмеялась над ним, он не смог принять реальности, испытав шок, он слег и скоро умер.

Не зря в этом вопросе выбраны главные герои произведений «Обломов» и произведения Антона Павловича Чехова «Человек в футляре». Оба главных героев достаточно похожи, они живут в своем мире, и постоянно убегают от мира в котором живет общество. Главным отличием Ильи Обломова и Беликова заключается в том, что Илья человек ленивый, любит поспать и практически ничего не делает, а вот Беликов наоборот человек трудолюбивый, постоянно что-то делает, у него есть сила воли.

У Ильи Обломова имеется мечта, но он, чтобы ее реализовать ничего не делает. Он живет в своей мечте. Может Обломов и стал что-то делать, но он с детства привык ничего не делать, он с детства ленивый.

У Беликова есть свой кодекс правил, по которому он живет, ему очень не нравится, когда он его нарушает.

Мечта и реальность эти два понятия всегда рядом, ведь зачастую наши мечты превращаются в реальность, но и бывает наоборот.

В произведении «Человек в футляре» главный герой Беликов просто не способен мечтать. У него все должно быть по порядку и правильно, он не способен радоваться жизни. Более того, Беликов и других упрекает, что они не соответствуют его представлениям о жизни. Беликов так и не смог стать счастливым, а все из-за того, что был слишком строгим и привык жить по инструкции.

В произведении «Обломов», герой большой мечтатель, вот только он привык жить в своих мечтах, а вот чтобы реализовать свои мечты в реальность ничего не делал. Обломову было просто что-то делать, он предпочел мечтать.

Любое реализованное дело, сначала начинается с Мечты, которая переходит в планы, которые в свою очередь реализуются на практике и получается факт выполнения. Но это в идеале. В жизни же всегда есть варианты развития этого сценария.

Так например в применению к указанным произведениям, мы видим лишь начальное звено этой логической цепочки - только мечта.

Дальше этого дело не идет, по разным причинам. Например Обломову не дается реализация его планов, в силу того что он попросту ни чего не умеет, не знает как трудится, хотя и планы у него достаточно правильные. Но реальность это не только проекты, реальность ставить на пути исполнения мечты свои препятствия, которые надо преодолевать. А вот тут то как раз и подключается житейская мудрость, настойчивость и трудолюбие - которых у Обломова нет. Его взросление прошло далеко от труда, и его характер не имеет стержня.

Человек в футляре не ленив, но у него другая крайность, он крайне радикален в оценке окружающих, при чем оценивает их поведение по своей шкале идеального (как ему кажется) образца поведения.

Оба этих главных героя, каждый по своему, не вяжут свое житие с реальностью. Они оба живут в своих мечтах и не понимают что для человеку просто необходима интеграция своих мыслей и поступков в картину общественной жизни, потому как человек существо социальное.

Аргументами для направления «Месть и реальность» по произведению И.А. Гончарова «Обломов» можно прописать следующее.

Мечта Обломова была из детства, вернее сказать представление той сказки, о какой он слышал в детском возрасте. Он живет вопреки слов Штольца, что необходимо жить для того, чтобы работать.

По мнению Обломова жизнь должна быть в радость. У Ильи Ильича была мечта, но он ничего для этого не делал, чтобы она реализовалась. Даже можно сказать, что он не способен что-либо делать, Обломов не может воплотить в реальность свой идеал, а только грезит о нем.

В произведении «Человек в футляре» создает свою реальность и даже пытается укорить других, если они сделали что-то не так, как по его мнению должно быть. Беликов не способен на мечты, он реалист. Но как только что-то изменилось, что не укладывалось в его мирок и не соответствовало его реальности (насмешки над ним), он сразу же слег и умер.

И в том и в другом произведении мы видим в качестве главных героев мечтателей. Обломов, человек не бедный (хотя и не очень богатый), у него есть имение, есть хороший друг, который мог бы ему помочь, но Обломов предается день ото дня совершенно пустым мечтам, а в реальности ему даже трудно встать с дивана. Неплохой человек, но совершенно без силы воли, которому не хватает деятельности, целеустремленности. Он не привык не то что к труду, вообще сам не привык что-либо делать, корни этого образа жизни уходят в его детство, как это часто бывает. Во взрослой жизни ему неуютно, поэтому он весь уходит в мечты, убегая от реальности, к которой испытывает дискомфорт при одной только мысли, что нужно что-то сделать.

Беликову тоже не комфортно среди окружающих его людей. Чехов в своем рассказе обличает и смеется не только над Беликовым, пытающимся спрятаться от общества в футляр, но и над этим обществом, далеким от совершенства. Весь город боится Беликова, а Беликов сам боится всех и вся. Он убегает от общества, но в то же время для него общественное мнение очень важно, и когда он попадает в ситуацию, в которой все над ним смеются, он настолько переживает, что заболевает и умирает. От реальности не убежишь - можно сделать такой вывод из рассказа Чехова.

Что интересно, в образе Ольи Обломова и учителя гимназии Беликова показаны разные виды ухода, бегства из реальной жизни. Есть ли мечта у Обломова: да, есть. И это мечта очень ленивого человека жить размеренной жизнью, спокойно, не думая ни о чем, лишь мечтая о хорошем обеде и ужине. Эта иллюзия н может привести ни к чему хорошему: реальность требует живых и энергичных людей, которые вдохновляются жизнью и не строят радужной мечты. В отличие от Обломова главный герой Чехова Беликов видит жизнь только через очки «премудрого пескаря», он боится всего, его мечта образцовый порядок во всем, подчиненный всеобщему строгому инструктажу. Но такая мечта не может долго существовать и после неудачной любви Беликова, закончившейся дракой с братом невесты, Беликов умирает, чтоб навсегда проститься с реальностью и лечь в могильный свой футляр…

В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

Для кого-то мечтания - напрасная трата времени, а для кого-то - вдохновение, дающее силы жить, действовать, расти. О том, какая позиция ближе вам, и стоит порассуждать в своем сочинении.

Несколько афоризмов от мечтательных натур для эпиграфа к сочинению. Например:
В горе, в несчастии утешают себя мечтами. (Александр Гумбольдт)
Мечта – это представленная реальность. (Константин Кушнер)
Мечта - мысль, которой нечем кормиться. (Жюль Ренар)
Нет разочарования большего, чем осуществленная мечта. (Эрнст Хайне)
Есть две трагедии в жизни человека: одна - когда его мечта не осуществляется, другая - когда она уже осуществилась. (Джордж Бернард Шоу)

Предлагаем возможный круг тем по данному направлению . Обращаем внимание, что это лишь предположение, реальные темы сочинений находятся в закрытом доступе и станут известны в день написания итогового сочинения.

  • Что такое мечта?
  • Почему между мечтой и реальность пролегает пропасть?
  • Что общего между мечтой и реальностью?
  • Чем отличается желание от мечты?
  • Чем отличается мечта от цели?
  • Почему люди предают мечту?
  • Нужно ли быть верным своей мечте?
  • Почему люди убегают от реальности?
  • Что такое «бегство от реальности»?
  • Нужно ли претворять свои мечты в жизнь?
  • Все ли мечты должны сбываться?

Примерный список литературных произведений по направлению "Мечта и реальность"

  • М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»;
  • И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;
  • Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
  • А.П. Чехов: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»;
  • И.С. Тургенев, «Отцы и дети»;
  • М.А. Шолохов, «Тихий Дон»;
  • Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание».
  • А.И. Куприн, «Гранатовый браслет»;
  • М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»;
  • И.А. Гончаров “Обломов”;
  • Н.В.Гоголь “Ревизор”, “Шинель”, “Невский проспект”;
  • А.С. Пушкин “Евгений Онегин”;
  • М. Горький “Старуха Изергиль”, “На дне”.

Произведения и аргументы по направлению «Мечта и реальность»

Произведение На что обратить внимание
Е. Гришковец «Дарвин» Мальчик, выросший в семье биологов, мечтал походить на своих бабушку и дедушку. Даже его первыми словами были биологические термины, вместо «мама» и «папа». И вот, когда в юношеском возрасте встал вопрос о поступлении, молодой человек не находит среди студентов и преподавателей биофака родственную душу. Это люди ему не близки. Зато профессор Дарвин, преподающий на филфаке настолько заворожил абитуриента, что решение о выборе факультета не заставило себя долго ждать. Наши мечты меняются с возрастом, и это обычный ход вещей.
Роберт Шекли «Лавка миров» В волшебной Лавке миров могло исполниться любое твое скрытое желание (о котором, возможно, не подозревал даже ты сам). Но цена его исполнения довольно высока. Каковы наши заветные желания? Готовы лм мы отдать всё, что у нас есть, ради их воплощения?
О.Хаксли «О дивный новый мир» Роман об отсутствии мечтаний. На первом месте в обществе стоит только потребительство. Жизнь этих людей лишена смысла. Поэтому нет необходимости развивать свой внутренний мир, обогащаться духовно. Порядки, установленные в дивном мире, приводят к тому, что в погоне за внешними благами и удовольствиями люди совершенно утрачивают индивидуальность, подлинные чувства, понятия «дружба», «Любовь» и «счастье».
И.С. Бунин «Господин из Сан-Франциско» Судьба человека, который посвятил свою жизнь служению призрачным ценностям. Его бога звали Богатство, ему он поклонялся, ему принес в жертву всего себя. Когда американский нувориш внезапно умер, то мир равнодушно отмахнулся от покойника. Здесь мерой всех вещей являются деньги., а мертвый старик не платит за роскошные апартаменты, не дает щедрых чаевых, не заказывает дорогие вина… Зачем тогда он нужен?! В этой циничной философии писатель видит порочность общества, основанного на обмане.
И. Гончаров «Обломов» Илья Обломов - это человек, который только хотел, он хотел изменить свою жизнь, хотел перестроить жизнь в родовом поместье, хотел создать семью, вырастить детей… Но у него не нашлось сил, чтобы эти желания воплотить в жизнь, поэтому его мечты так и остались мечтами, В конце жизненного пути он осознает, что потратил время в пустую.

Другие направления итогового сочинения.

Основные тезисы:

  • Соотношение мечты и реальности (связь этих понятий, различия между концептами). Внутренние и внешние конфликты, возникающие при столкновении с действительностью.
  • Мечта: недостижимая, «мелкая», великая и т.д.
  • Мечта/желание/цель/фантазия…. Сходство и различия этих концептов.
  • Мечта, ее роль и функция в жизни человека (мобилизующая, демобилизующая и т.д.)
  • Типы мечтателей в литературе. Типы реалистов. Характеристика человека в зависимости от его мечты.
  • Мечта в утопии/антиутопии/фантастике. Антиутопия как жанр, в котором описываются последствия воплощения мечты об идеальном мире. Мечта в реализме, романтизме.

Аргументы «Мечта и реальность» (проблемы):

Только оставаясь верным своей мечте, ее можно воплотить в реальность. Что подтверждает А. С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка». Маша Миронова мечтала быть всегда рядом с Петром Гриневым и выйти за него замуж, но судьба постоянно разлучала ее с любимым. Первым препятствием стала клевета Алексея Швабрина, который сообщил Гриневу старшему, что бесприданница позарилась на богатства семьи Петра и хочет хитростью женить его на себе. Старик в ответ не одобрил брак сына с капитанской дочкой. После захвата Пугачевым Белгородской крепости Марья попадает в плен к Швабрину. Тот морит ее голодом и настаивает принять его предложение выйти замуж, но девушка не соглашается и ждет помощи от Петра. Когда Гринев освобождает Миронову, их снова настигает разлука – молодого офицера осуждают за помощь Пугачеву. Чтобы доказать ложность обвинений, Марья отправляется к самой императрице и спасает Петра от ссылки в Сибирь. Благодаря твердой вере в свою мечту Миронова воплощает ее в реальность: влюбленные становятся счастливыми супругами.

В этом же романе мы видим, что мечта может и не сбыться, если идти к ней нечестным путем. Швабрин проявил низость, подлость и лицемерие, чтобы заполучить Миронову в жены. Он намерено очернил репутацию девушки перед семьей ее возлюбленного Петра Гринева. Когда молодой офицер, отстаивая честь своей невесты, вызвал Швабрина на дуэль, тот использовал запрещенный прием и серьезно ранил соперника. Алексей продемонстрировал свою продажность при захвате бунтовщиками крепости – перешел на сторону Пугачева, предав товарищей и отечество. Его мечта была близка, как никогда: Марья стала его пленницей. Но и здесь Алексей показал себя человеком без высоких моральных принципов: унижал Миронову, морил голодом, принуждал стать его женой. На помощь девушке вовремя пришел Гринев, освободив ее из лап подлеца. Беспринципность и мерзость поступков Швабрина сделали его мечту недосягаемой.

Несправедливость окружающего мира не стала препятствием для воплощения в реальность мечты Сони Мармеладовой – одной из главных героинь романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Самым большим желанием девушки было возвращение на путь праведный своего возлюбленного Родиона Раскольникова. Соня отправляется за молодым человеком на каторгу и там оказывает ему духовную поддержку, окружает нежностью и заботой. Загрубевшее сердце Родиона со временем смягчается, и он отказывается от своих идей ничтожности всего существующего, начав изучать Библию. Сильная вера во Всевышнего и мечту дают свой результат: Соне удалось «воскресить» возлюбленного к новой жизни и переосмыслению ценностей.

А. С. Пушкин. «Метель»

Главная героиня повести А. С. Пушкина «Метель» Марья Гавриловна влюблена в бедного армейского прапорщика и мечтает выйти за Владимира замуж, хотя ее родители против невыгодной партии. Пара решает тайно обвенчаться, но преградой становится разыгравшаяся метель. Из-за непогоды Владимир не успевает в церковь, а Марью по ошибке венчают с незнакомцем. Молодой человек впадает в отчаяние и уходит на войну, где погибает в сражении за Бородино. После смерти отца, Марья становится завидной невестой, к которой начинают свататься женихи. Девушка скорбит о Владимире, бережно храня напоминающие о нем вещи. И тут на пути Марьи встречается тот самый «случайный» муж, офицер Бурмин. Между героями зарождается любовь, и они счастливы в браке. Таким образом, иногда реальность может стать лучше мечты.

Мечта Владимира из повести А. С. Пушкина «Метель» разрушилась, когда он узнал о венчании Марьи с другим мужчиной. Молодой человек падает духом, замыкается в себе, не проявляя попыток объясниться с возлюбленной. В отчаянии он уезжает на войну, где погибает в Бородинском сражении. Владимир не приложил никаких усилий на пути к своей мечте, поэтому ей не суждено было сбиться.

Московский писатель Мастер мечтал выпустить главный в своей творческой карьере роман. Ради книги он ушел с работы и весь выигрыш в лотерею потратил на аренду и обустройство подвальчика на Арбате. Но Мастера постигло большое разочарование: опубликованный отрывок «антисоветского» романа о Понтие Пилате был жестоко раскритикован и запрещен для печати. Писатель сжигает рукописи, а после его запирают в психиатрическую больницу. Как видим, некоторые желания могут быть опасными: мечта в реальности привела Мастера к трагической судьбе.

В противоположность большой несбыточной мечте Булгаков приводит ничтожность желаний трусливых, завистливых и мелочных людей. На представлении в Варьете Воланд высмеивает тщеславие и материализм москвичей, воплощая в реальность их мечтания о статусе и богатстве. Со сцены на зрителей летят пачки купюр, а женщины облачаются в роскошные наряды. Несущественность таких стремлений открывается, когда дорогие одежды растворяются в воздухе, а деньги превращаются в бумажки.

Л. Н. Толстой. «После бала»

На балу в доме своей возлюбленной Вареньки Иван Васильевич чувствует себя абсолютно счастливым: рядом с ним прекрасная девушка и ее великодушный отец, готовый на все ради дочери, даже носить самодельные сапоги. В нарядной комнате звучит великолепная музыка, все танцуют и веселятся. Ночь напролет Иван Васильевич наслаждается действом, и покидая дом губернатора, готов любить весь мир. Но утро поразило молодого студента ужасом: отец Вареньки участвует в бесчеловечных истязаниях над беглым солдатом. В то же мгновение мир в душе Ивана Васильевича перевернулся, и он больше не мог представить себя рядом с девушкой, у которой отец-тиран. Его мечта разбилась о жестокую реальность.

А. П. Чехов. «Ионыч»

Мечта Дмитрия Ионыча Старцева сбылась: он стал земским врачом в Дялиже. Молодой человек с удовольствием принимает пациентов, ходит пешком на вызовы, так как в начале не имеет даже лошади. При этом глухая провинция гнетет образованного интеллигента – жители села молограмоты и не способны поддержать беседу на серьезные темы. Но вскоре Ионыч начинает втягиваться и привыкать к обстановке. Материальные интересы выходят на первый план: Ионыч обзаводится повозкой с лошадьми, живет в достатке, играет в азартные игры, относясь к врачебной практике чисто как к источнику дохода, не более. Таким образом, Ионыч предает свою мечту, что сулит ему полную духовную деградацию.

Параллельно в рассказе А. П. Чехова мы видим крах мечты юной Катерины Туркиной, которая видела себя великой пианисткой. Ради карьеры девушка отвергла предложение руки и сердца молодого врача Дмитрия Старцева, о чем после пожалела. Года, проведенные в столице, не дали результатов, и Котик не стала музыкантшей. Вернувшись домой, девушка осознает, что не имеет должного таланта и пытается напомнить Ионычу о его былых чувствах, но получает отказ. Честолюбие и слепое следование за мечтой приводит к тому, что Туркина остается одна, теряя с годами молодость и красоту.

И. С. Тургенев. «Дворянское гнездо»

Мечту Федора Лаврецкого об идеальной семье с Лизой Калитиной смогла разбить его бывшая жена Варвара Павловна – жадная к деньгам и чужому счастью женщина. Она не считается с чувствами мужа и не собирается уступать его кому-либо. Лаврецкий, разочарованный в женщинах после измены Варвары Павловны, встречает открытую и добрую Лизу, к которой у него зарождаются чувства. Девушка же не хочет быть помехой воссоединению семьи и уходит в монастырь. Лаврецкий смиренно принимает это решение и, чтобы остаться порядочным человеком, отказывается от личного счастья. Таким образом, мечту могут перечеркнуть непреодолимые обстоятельства, созданные подлыми людьми вроде Варвары Павловны.

А. Н. Островский. «Гроза»

Выйдя замуж, главная героиня драмы А. Н. Островского «Гроза» Катерина мечтает о счастливой супружеской жизни и нежных, теплых взаимоотношениях, какие были в ее семье. Но в реальности сталкивается с унижениями и страданиями, которые девушке приходится терпеть от деспотичной свекрови Кабанихи и бесхребетного, во всем потакающего своей матери мужа Тихона. Очередным разочарованием для Катерины стал разбивший ее сердце Борис, который отказался от их любви в угоду своему дядюшке. Мечтательная натура девушки не выдерживает жестокости окружающего мира, и она не видит иного выхода, как покончить жизнь самоубийством. Отсюда вывод: желания, не совпадающие с реальностью, могут привести к трагедии.

Чтобы воплотить свою мечту в жизнь, необходимо приложить усилия. А таким людям, как Тихон Кабанов из драмы А. Н. Островского «Гроза», бесхарактерным «маменькиным сынкам», это не дано. Женившись на Катерине, он мечтает о семейном уюте и гармонии, но не может поставить на место свою властную мать, которая постоянно вмешивается в жизнь молодых. Тихон покорно исполняет приказы Кабанихи и не говорит против ни слова, даже в защиту жены, чем вскоре и доводит несчастную супругу до самоубийства. Оплакивая Катерину, он винит во всем мать, хотя сам для воплощения своей мечты не сделал ничего.

Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза»

Крестьянка Лиза, встретив дворянина Эраста, искренне его полюбила и мечтала стать его женой. Каждое свидание с молодым человеком укрепляло веру девушки в счастливое будущее. Но после случившейся близости в отношениях пары все переменилось. Эраст охладел к Лизе и вскоре уехал на войну. Девушка ждала возлюбленного и случайно увидела его в городе. Встреча оказалась роковой: Эраст признался, что помолвлен с другой, после чего Лиза совершила суицид. Таким образом, слепое следование за своей мечтой может привести к трагедии.

После встречи с Лизой Эраст решил, что наконец обрел истинное счастье. Девушка поразила молодого человека своей красотой и естественностью, и он поклялся ей в вечной любви. Но слабость его характера не позволила преодолеть сословное неравенство, и Эраст предпочел любви материальные выгоды. Предав свою мечту, он до конца своих дней был несчастным.

Н. В. Гоголь. «Невский проспект»

Столкновение мечты с реальностью ярко продемонстрировано в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект». Герои произведения – два друга Пирогов и Пискарев. Поручик Пирогов не ставит перед собой высоких целей. Он легко отказывается от своих желаний, если на пути возникают какие-либо препятствия, не переживает в случае неудачи с женщинами. Другое дело возвышенный и утонченный художник Пискарев. Он живет в придуманном им мире, где все люди идеальны и непорочны. Встретив на Невском проспекте девушку легкого поведения, художник считает, что своей любовью сможет вернуть ее на путь праведный. Но услышав в ответ лишь насмешки, совершает суицид. Разное восприятие реальности приводит к тому, что одни живут на уровне животных инстинктов, другие витают в облаках и не желают объективно оценивать окружающую действительность.

Аргументы по направлению «Отцы и дети»

Тезисы по направлению «Отцы и дети»

  • Непонимание между поколениями возникает из-за разницы мировоззрений
  • Советы родителей очень много значат для детей
  • По отношению человека к родителям можно судить о его нравственных качествах
  • Не заботиться о своих родителях – значит предать их
  • Не всегда родители несут добро своим детям
  • Многие готовы пожертвовать самым дорогим ради того, чтобы их дети были счастливы
  • Правильные отношения между детьми и родителями строятся на любви, заботе, поддержке
  • Иногда по-настоящему близким человеком становится не тот, кто родил, а тот, кто воспитал

И. С. Тургенев. «Отцы и дети»

В данном произведении ярко продемонстрирована проблема взаимоотношений двух поколений. «Отцы» – братья Николай и Павел Кирсановы, «дети» – Аркадий Кирсанов, сын Николая Петровича Кирсанова, и Евгений Базаров, друг Аркадия. Студенты увлечены нигилизмом. Представители старшего поколения остаются верны общепринятым нравам. Конфликт взглядов завершается дуэлью между Евгением Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым. Позже Аркадий отказывается от нигилистических учений Базарова, заводит собственную семью и возвращается в имение отца.

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»

Своих сыновей Остапа и Андрия, вернувшихся с учебы в Киеве, отец Тарас Бульба видит в будущем настоящими запорожскими казаками и везет их в сечь. Оттуда они отправляются на войну с поляками, где отличаются удалью и отважностью. Тарас гордится сыновьями и пророчит им успешное будущее атаманов. Но, Андрий, в отличие от Остапа, не оправдывает надежд (влюбляется в полячку), и отец убивает его за предательство. Остап самоотверженно сражается в бою с поляками и попадает в плен, где после публично казнен на глазах отца.

А. С. Грибоедов. «Горе от ума»

А пьесе отображены взаимоотношения крупного чиновника Фамусова и его дочери Софьи. Основными ценностями для помещика являются чин и деньги, поэтому для Софьи он присмотрел в мужья богатого полковника Скалозуба. Но его помыслы не совпадают с желаниями дочери, которая проявляет симпатию к секретарю отца Молчанину, не имеющему чинов и званий. Конфликт возникает на почве стремления отца навязать дочери свои взгляды на жизнь, без учета ее интересов.

Отправляя в Оренбург на службу сына Петра, Андрей Петрович Гринев дает напутствие 17-летнему юноше: «Береги рубаху снову, а честь смолоду». Молодой человек делает эти слова своим главным жизненным ориентиром и даже в грозящих ему смертью ситуациях не теряет своего достоинства. Петру по-настоящему важно оставаться честным человеком перед отцом и Родиной. Это пример воспитания, когда детям передаются истинные ценности.

Повесть о беззаветной любви родителей к детям. Станционный смотритель Вырин души не чаял в единственной дочери-красавице Дуне, которую обманом увез молодой гусар Минский. Старик пошел за дочерью в Петербург, но встреча его сильно огорчила. Богато разодетая дочь, увидев своего отца, упала в обморок, а зять вытолкал его за порог. Вернувшись домой, старик от тоски скоропостижно умер. Позже рассказчику стало известно, что опосля приезжала молодая барыня с тремя барчатами и долго лежала на могиле смотрителя.

К. Г. Паустовский. «Телеграмма»

Дочь Катерины Петровны Настя работала секретарем в Союзе художников в Ленинграде и годами не приезжала навестить мать в село Заборье. Даже когда женщина написала, что в последнее время ослабла и не доживет до весны, Настя предпочла участвовать в организации выставки картин и не отвечать на письмо. Только после получения телеграммы с сообщением о тяжелом состоянии матери, Настя задумалась от том, что Катерина Петровна – единственная, кто ее искренне любит, и отправилась в Заборье. Живой родного человека она не застала, о чем потом горько сожалела.

С. А. Есенин. «Письмо матери»

В стихотворении поэт обращается к матери и просит ее не тревожится о нем, не верить слухам и обещает по весне вернуться в родной дом. И в то же время напоминает, что он уже не тот мальчишка, которого нужно учить, а уставший мужчина, желающий отдохнуть от тоски мятежной в обществе самого родного и близкого человека. Не смотря на различность взглядов на жизнь, мать все же остается для поэта единственной душевной отрадой.

Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»

Мотивом убийства для Родиона Раскольникова стала любовь к семье. Чтобы избежать нежеланной свадьбы сестры Дуни с надворным советником Лужиным ради улучшения благосостояния, бедный студент решается убить старуху-процентщицу и избавить мать и сестру от мук нищеты.

Л. Н. Толстой «Война и мир»

Произведение демонстрирует, что во взглядах чаще всего дети наследуют своих родителей. Старшее и младшее поколение Ростовых воплощают лучшие черты дворянства: духовную щедрость, открытость, нравственность. Честность, благородство, образованность прослеживается в трех поколениях Болконских, начиная со старого князя Николая Андреевича и до его внука Николеньки. Курагины же (князь Василий, его сын Анатоль и дочь Элен) показываются как подлые, низкие и алчные люди.

А. Н. Островский. «Гроза»

Властная вдова Кабаниха держит свою семью очень строго, вмешивается в супружескую жизнь сына Тихона и невестки Катерины, пытается контролировать дочь Варвару. Сын безропотно подчиняется матери, унижая себя и жену. Ситуация накаляется до предела, когда утомленная нравоучениями и упреками Катерина изменяет Тихону с приезжим молодым человеком Борисом. Девушка не видит иного выхода, как покончить с собой. После чего Тихон наконец решается «восстать» против деспотичной матери.

А. Алексин «Раздел имущества»

В повести описывается неблагодарное и потребительское отношение детей к родителям. Анисия Ивановна, отказавшись от любимого дела, вызвалась помогать невестке и сыну ухаживать за их дочерью Верой, перенесшей тяжелую родовую травму, и входила девочку. Внучка сильно привязалась к бабушке и даже стала называть ее мамой, что вызвало недовольство у родной матери. Это послужило причиной конфликта – семья обратилась в суд по разделу имущества. В результате Анисия Ивановка уезжает в деревню, а с Верочкой случается серьезный приступ.

Д. И. Фонвизин «Недоросль»

Митрофан Простаков такой же злонравный и невежественный, как его деспотичная мать, госпожа Простакова. Абсолютной противоположностью выступает сирота Софья, которую из корыстных побуждений приютили Простаковы. Девушка образованная, вежливая, имеет высокие моральные принципы, как и ее родной дядя Стародум. В пьесе четко прослеживается влияние родительского воспитания на поведение детей. Чрезмерная опека Простаковой над сыном выливается в то, что Митрофан с легкостью соглашается покинуть дом и уйти служить.

М. Ю. Лермонтов «Мцыри»

Юный Мцыри бунтует против предстоящего ему пострига в монахи, поскольку не выбирал для себя этот путь и видит свою жизнь совсем иначе в родных краях на Кавказе. Он решается на побег, но тот длится всего 3 дня, после чего юношу находят монахи и забирают обратно в монастырь. Мцыри, так и не увидев родные земли, умирает от болезни, которая стала следствием сражения с барсом в лесу. В поэме прослеживается бунт молодого поколения против привычных устоев общества, созданных их отцами.

М. Цветаева «Бабушке»

Стихотворение, посвященное бабушке, которую Цветаева видела только на портрете. В своем произведении поэтесса ищет схожесть с умершей бабушкой как внешнюю, так и духовную, пытается уловить «бунтарские» черты характера, угадать радости и переживания женщины. В стихотворении не рассматривается конфликт поколений, наоборот поэтесса хочет восстановить утраченную связь времен.

Н. В. Гоголь. «Мертвые души»

Пагубное влияние порочных родителей на детей прослеживается в характере Чичикова, который с рождения был приучен его отцом ко лжи, лицемерию и продажности. Даже товарищ называл его «христопродавец», потому что тот за определенную цену мог продать любого.

И. А. Гончаров «Обломов»

В романе четко наблюдается влияние отцов на судьбы их детей. Илья Ильич Обломов жил в точности, как его родители: неспешно, однообразно. Он был ленив и боялся перемен, из-за чего даже потерял свою возлюбленную. Абсолютная противоположность Обломова – его лучший друг Андрей Иванович Штольц. Он был воспитан в трудолюбивой, образованной семье предпринимателей, поэтому и вырос целеустремленным и успешным молодым человеком, достигшим известности в высших кругах общества.

А. П. Чехов «Вишневый сад»

Проблема взаимоотношений поколений в пьесе показана в ином ракурсе, когда дети берут на себя роль родителей. Родной и приемной дочерям Раневской Любови Андреевны самим приходится разбираться с обанкротившимся семейным имением и думать о своем будущем после продажи дома и сада за долги. В то время как наивная Раневская до последнего не верит в то, что поместье отберут, а в итоге лишается всего.

М. А. Шолохов «Тихий Дон»

Пантелей Мелехов, отец Григория, Петра и Дуняши Мелеховых, держит детей в строгости. Узнав о связи старшего сына с замужней женщиной, насильно женил его на Наталье Коршуновой. Но семейная жизнь не сложилась, и Григорий ушел на войну вместе с Петром, который оставил в отцовском доме жену Дарью. Девушка вскоре осквернила имя семьи, за что была выпорота свекром Пантелеем. Но после революции власть отца ослабевает, и дети перестают подчинятся его казачьим законам.

Б. Васильев «Завтра была война»

В центре произведения повзрослевшие школьники-комсомольцы. Искра Полякова – активистка класса, воспитывается в строгости властной матерью-комиссаром. Она резка со всеми, даже с матерью. Вика Люберецкая – девочка из интеллигентной, зажиточной семьи инженера, живет с отцом, который относится к ней с нежностью и делает всякие послабления. Искра недолюбливает одноклассницу, но, когда с Викой случается беда, – первая оказывает ей поддержку. Сама же Люберецкая не может выдержать обвинений в адрес ее отца и совершает суицид.

Аргументы по направлению «Месть и великодушие»

Тезисы по проблеме «Месть и великодушие»

  • Месть. Причины мести: обида, зависть и т.д. Влияние мести на самого «мстящего» и объект мести (месть-возмездие). Последствия мести. Прощение и его последствия.
  • Месть и прощение как тяжелый нравственный выбор. Месть и великодушие как две стороны одной медали.
  • Великодушие и жестокость в социально-историческом контексте. Нравственный выбор на войне или в тяжелых условиях. Великодушие к врагу.
  • Представления о добре и зле, о милосердии и жестокости, о миролюбии и агрессии как определяющий фактор в поведении человека, в частности, при выборе между местью и прощением.
  • Месть как чувство и действие.
  • Кровная месть как социально-историческое явление

Аргументы (проблемы):

Л. Н. Толстой. «Война и мир»

Андрей Болконский сильно разочаровывается в своей возлюбленной Наташе Ростовой, когда узнает, что девушка увлеклась молодым человеком Анатолем Курагиным. Он делится своими переживаниями с Пьером Безуховым, говоря ему, что «никого больше не любил я и не ненавидел, как ее». Но все же при встрече перед смертью смог проявить великодушие и простить девушку, чувства которой к нему оказались искренними и пылали с еще большей силой.

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»

В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» великодушие присуще Пугачеву, когда, не смотря на репутацию разбойника, он поступает по совести: спасает жизнь Петру Гриневу, который в свое время проявил доброту к бунтарю. Благородство он проявляет и к Марье Мироновой, отпуская ее из крепости. За справедливость Гринев ценит Пугачева, поэтому казнь бунтаря вызывает у Петра грусть.

А. С. Пушкин «Пиковая дама»

Желая быстро разбогатеть, главный герой повести А. С. Пушкина «Пиковая дама» военный инженер Германн всеми способами пытается узнать секрет старой графини о трех беспроигрышных картах. Он начинает ухаживать за ее воспитанницей Лизой и, добившись взаимности, обманом проникает в дом, но не на свидание к девушке, а в покои старухи. Графиня не выдерживает допроса Германна и умирает. Но ее призрак проявляет великодушие к инженеру-неудачнику и раскрывает ему тайну выигрышной комбинации в обмен на обещание жениться на Лизе. Германн не сдерживает данного слова и проигрывает в последней партии все нажитое состояние, после чего сходит с ума. Таким образом, не стоит давать невыполнимых обещаний, это может грозить жестоким возмездием.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

Нелепая месть стала причиной гибели молодого поэта Ленского от руки его друга Онегина, главного героя повести А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Получив письмо с признанием в любви от Татьяны, Евгений отвечает ей отказом и не желает присутствовать на именинах девушки. Ленский же уговаривает его посетить прием. В отместку Онегин решает пошутить над другом и приударить за возлюбленной поэта Ольгой. Глупая затея заканчивается дуэлью между молодыми людьми и смертью Ленского. Онегин, отстаивая мнимую справедливость, не смог проявить великодушие и объясниться с другом. Последствием стала напрасно загубленная жизнь.

Образцом великодушия стала героиня повести А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина. После того как Онегин отвергает ее любовь, девушка принимает предложение руки и сердца от генерала, который не чает в ней души. Татьяна уважает мужа и благодарна ему за искренние чувства. Даже когда Онегин осознает, что любит Ларину, и признается ей в этом, девушка предпочитает сохранить семью, отвергая личное счастье.

А. С. Пушкин. «Дубровский»

В повести А. С. Пушкина «Дубровский» автор рассказывает, как одна месть породила другую. Пустяковый конфликт двух помещиков Дубровского и Троекурова перерастает в желание последнего отомстить за удар по самолюбию. Нечестным путем он отнимает имение у друга, в результате чего тот умирает от приступа. Сын Дубровского не может простить Троекурову смерть своего отца и становится разбойником и грабителем, отбирающим имущество у богатых помещиков. Только любовь к Маше Троекуровой заставляет его проявить великодушие и отступиться от главной мести.

Н. В. Гоголь «Страшная месть»

Месть стала причиной всех бедствий героев повести. В стремлении наказать Петра за собственную с сыном смерть, Иван, представ перед Богом, просит навести проклятие на весь род брата. Последний потомок убийцы рождается злым колдуном-душегубом, творящим страшные злодеяния. Петр под землей испытывает горькие мучения, а Иван, видя с небес, как страдают ни в чем не повинные люди, осознает свою ошибку, но ничего изменить не в силах. Ни один из братьев в свое время не проявили великодушие, за что и обрекли себя на вечные муки.

М. Горький. «На дне»

Обитатели ночлежки – люди ожесточенные и мстительные. Каждый считает, что кто-то другой виноват в том, что они оказались «на дне». А если кто-нибудь пытается вырваться из «пучины», то стараются затянуть его обратно, чтобы не дать ему шанса жить лучше них. Наиболее мстительной оказывается Василиса, жена владельца ночлежки. Она просит своего любовника Пепла убить ее мужа, но, когда это случается, – свидетельствует против него, чтобы отправить его на каторгу, подальше от своей младшей сестры Наташи. Не имея собственного счастья, Василиса не может смириться с благополучием других.

Великодушие в данном произведении демонстрирует странник Лука. Его жизнь непроста: за плечами каторга, откуда он сбежал. Но старик не утратил человеческого облика, он старается поддержать каждого обитателя ночлежки и вдохновить разорвать порочный круг. Но, почувствовав, что в отравленной среде его никто не слышит и не желает принимать во внимание добрые советы, незаметно уходит. Из данного примера узнаем: помочь можно только тем, кто действительно жаждет помощи.

А. И. Куприн. «Поединок»

Главному герою повести А. И. Куприна «Поединок» мечтательному и благородному Ромашову трудно ужиться в обществе пустых и равнодушных людей. Его тяготит служба в полку, он устал от отношений с авантюристкой Раисой. При очередной встрече Георгий ей сообщает, что хочет расстаться, но получает в ответ угрозы. Раиса решает скомпрометировать подпоручика перед лицом поручика Николаева, обвинив его в связи с Александрой Петровной, женой Владимира Ефимыча. Клевета приводит к дуэли соперников, в которой Ромашов погибает. Месть повлекла за собой трагическую развязку: убит невиновный человек, и вернуть его невозможно.

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»

Трагические последствия мести отображены в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Вспыльчивый по нраву горец Казбич влюблен в дочь черкесского князя, красавицу Бэлу, и хочет завоевать ее сердце. Но девушку похищает молодой офицер царской армии Григорий Печорин, а вместе с ней и коня Казбича для брата Бэлы Азамата. Черкес решается отомстить. Выследив, когда Бэла останется одна, ворует ее и пытается увезти, но, заметив погоню, смертельно ранит девушку и бросает на дороге. Бэла умирает, а Казбич своей местью ничего не добивается и остается ни с чем.

А. Дюма «Граф Монте-Кристо»

Отомстить за сломанную судьбу – основная задача, которая стоит перед главным героем романа А. Дюма «Граф Монте-Кристо». Завистливые заговорщики пишут ложный донос на моряка Дантеса, после которого его прямо со свадьбы упекают в тюрьму. В заточении молодой человек знакомится с аббатом, который помогает ему сбежать и найти богатства. Став знатным графом Монте-Кристо, Дантес начинает отдавать долги обидчикам. Месть настигает всех предателей, великодушие он проявляет лишь к своей бывшей возлюбленной Мерседес, не причинив вреда ее сыну. Но граф помнит и добрые дела. Монте-Кристо спасает от банкротства своего бывшего хозяина, оплатив долги за судно, а после делает его сына Максимилиана наследником своих богатств.

М. Ю. Лермонтов. «Песня про купца Калашникова»

Купец Калашников отважился на месть царскому опричнику Малютину, чтобы оправдать свою жену и вернуть достоинство семье. В честном кулачном бою он убивает противника, за что Иван Грозный отправляет Степана Парамоновича на казнь, так как смерть Кирибеевича наступила в результате запрещенного приема. Но царь проявляет великодушие к Калашникову и выполняет его предсмертное желание: не оставляет без поддержки осиротевшее семейство.

В. А. Закруткин «Матерь человеческая»

Великая отечественная война отняла у Марии самое дорогое: мужа и сына. Увидев раненого фашиста, она кинулась на него с вилами, чтобы отомстить врагам за смерть родных и все их бесчеловечные деяния. Но женщину остановили слова немца: «Мама! Мама!» Сердце Марии дрогнуло, и она пощадила юношу. Данным примером автор демонстрирует высшую степень великодушия русской женщины.

Аргументы по направлению «Искусство и ремесло»

Тезисы по направлению «Искусство и ремесло»

  • Искусство, деятели искусства. Их роль в жизни общества. Влияние искусства на жизнь человека, предназначение художника.
  • Талант/бесталанность. Истинный/мнимый талант.
  • Ремесло/искусство. Общее и различия в целях и т.д. Граница между ремеслом и искусством. Ремесленники/художники.
  • Феномен творчества, роль труда, созидания в жизни человека.
  • Энтузиаст/филистер как мировоззренческая категория.

Л. Н. Толстой. «Война и мир»

Влияние искусства на восприятие мира человеком показано в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Крупно проигравшись в карты, Николай Ростов не знает, как сообщить об этом семье, переживающей финансовые трудности. Но его переживания развеивает пение сестры Наташи. Услышав великолепное исполнение композиции, он успокаивается и понимает несущественность своих душевных терзаний в сравнении с величием искусства.

Наташа Ростова не только обладала великолепным голосом, но и тонко чувствовала музыку. Восторг у девушки вызывали не только композиции, звучащие на приемах и балах, ей не чуждо было пуститься в пляс под гитару, зазывающую задорными мотивами. Этим автор показывает, что подлинное искусство не подчиняется временам и нравам.

А. Твардовский. «Василий Теркин»

Простой парень Василий Теркин предстает перед читателем мужественным солдатом и одновременно большим оптимистом. Его задор не раз поднимает боевой дух у сослуживцев. Однажды среди зимы его подбирает проезжающий грузовик с солдатами. Веселый по нраву парень играет им на гармони, от чего бойцам становится теплее, и они пускаются в пляс. Таким образом, музыка помогла людям отвлечься от тяжелых мыслей о происходящем и на время забыть на войне.

Н. В. Гоголь. «Портрет»

В повести «Портрет» Н. В. Гоголь рассказывает о двух художниках, один из которых трудился над картинами вдохновленно, бескорыстно, оттачивая и совершенствуя свой талант, второй же растратил данный ему дар, превратив в источник дохода. Такая проблема выбора встает перед каждой творческой личностью на пути ее становления. Но, как известно, истинные шедевры искусства живут и прославляют их авторов в веках, а созданные ради обогащения приносят лишь материальные блага.

М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

Ремесленничество в сфере искусства ярко показано в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Столичные литераторы давно поставили на поток свои произведения, их больше волнует отпуск на даче, путевки в Ялту и пресловутый «квартирный вопрос».

Отношение Мастера к творчеству совсем иное: роман о Понтие Пилате поглощает его полностью. Чтобы свободно творить писатель снимает небольшой подвальчик на Арбате, на все выигранные в лотерее деньги скупает литературу с нужными для книги сведениями. Когда на роман обрушивается критика, и его не пускают в печать, Мастер чувствует себя опустошенным, сжигает рукописи, а после попадает в психиатрическую лечебницу. Таким образом видим, как истинное творчество подменяется шаблонными произведениями, выполняемыми в угоду власти.

А. С. Пушкин. «Разговор книгопродавца с поэтом»

Отношение к творчеству как к товару вызывало отвращение у А. С. Пушкина, и свои размышления по этому поводу он отображает в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом». Проблема рассматривается с двух противоположных сторон. Книгопродавец – ловкий предприниматель, считает, что художественные произведения – это такой же товар, как и изделия ремесленников, главное – знать вкусы и предпочтения потребителя. Поэт же пытается спорить с торгашом, рассказывая тому о вдохновении и душевных порывах. Книгопродавец отвечает, что в мире правят деньги, и только тот, у кого они есть, может чувствовать свободу. В конечном счете поэт соглашается продать свое произведение, а стихотворение Пушкина заканчивается нерифмующейся фразой, словно намек на умирающее творчество.

А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери»

Пьеса А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» повествует о двух композиторах, взгляды которых на создание музыки кардинально расходились. Молодой Моцарт талантлив, и у него получается творить где угодно и когда угодно, главное – вдохновение. Старый Сальери уверен, что искусство подобно ремеслу, и только упорным трудом можно добиться хорошего результата. Он завидует гениальному Моцарту и отравляет его, но тайну великого таланта все равно не узнает, ведь дар дается человеку свыше.

И. А. Куприн. «Тапер»

Юный пианист Юрий Азагаров волею случая попадает в богатую семью на рождественский прием и с первых аккордов собирает толпу слушателей, среди которых оказывается и знаменитый композитор Рубинштейн. Он забирает талантливого мальчика к себе в ученики, обеспечивши ему блестящее будущее. И. А. Куприн своим произведением «Тапер» доказывает, что истинный дар музыканта нельзя спутать с механической игрой по нотам. Юрий Азагаров не был бесчувственным тапером, а исполнял мелодии вдохновленно, за что и получил достойное вознаграждение.

А. П. Чехов. «Скрипка Ротшильда»

Гробовщик Яков Иванов подрабатывает скрипачом вместе со своим товарищем евреем Ротшильдом. Второй часто фальшивит, чем раздражает друга. Но сам Яков не относится к музыке серьезно, лишь только после смерти жены, узнав, что и ему осталось жить недолго, играет на скрипке проникновенно, вызывая у окружающих слезы. Гробовщик завещает инструмент другу еврею и умирает. Ротшильд, проникшийся до глубины души услышанной мелодией, воспроизводит ее на подаренной скрипке. Композиция приносит ему славу и признание, становится бессмертной.

В. Короленко. «Слепой музыкант»

Петр родился слепым, но обладал хорошим слухом и осязанием. С детства мальчик интересовался игрой конюха Иохима на свирели, сам начал осваивать дудочку, а после и фортепиано. Музыка помогала ему воспринимать и «видеть» мир. Петру пришлось преодолеть много испытаний, чтобы принять себя таким, каким он есть. Но талантливому музыканту удалось добиться признания окружающих и обрести личное счастье.

А. П. Чехов. «Чайка»

Нина Заречная мечтает стать знаменитой актрисой. Ее родители не разделяют взглядов девушки и выступают против. Но Нина все равно сбегает из дома в город, чтобы играть в театре. Карьера, как и личная жизнь девушки, не складывается. До уровня талантливой актрисы она недотягивает: играет плохо, «с завываниями». Ее ребенок почти сразу после рождения умирает, а любимый человек теряет к ней интерес. Нина решает кардинально изменить свою жизнь: уехать в провинцию и начать там строить карьеру с нуля. Девушку не покидает мысль, что ей суждено быть великой актрисой.

А. Михайлов. «Маяковский»

В произведении «Маяковский» А. Михайлов описывает жизнь поэта и драматурга Маяковского, которого всегда сопровождали критика и эпатаж. Свою первую книгу скандальный футурист выпускает на желтой оберточной бумаге с обложкой из мешковины, а выступления проводит в нелепом желтом пальто, выделяющем его из серой массы. Многие не видели глубины и не понимали смысла произведений Маяковского, поднимающих важные проблемы на поверхность.

А. Ахматова. «Реквием»

В своем произведении «Реквием» А. Ахматова описывает времена жестких репрессий, когда людей без суда и следствия отправляли в ссылку, не сообщая ничего родным. Матерям и женам месяцами приходилось выстаивает бесконечные очереди, дожидаясь хоть какой-нибудь весточки от сыновей и мужей. Этой поэмой поэтесса бросила вызов сталинскому режиму, за что ее остальные произведения стали запрещенными для печати. Ахматовой пришлось терпеть унижения и страдания за неугодную властям позицию в искусстве.

Аргументы по направлению «Доброта и жестокость»

Тезисы по проблеме «Доброта и жестокость»

  • Доброта и жестокость как противоположные нравственные качества, присущие человеку.
  • Доброта и жестокость как внутренний конфликт и внешний.
  • Доброта и жестокость по отношению к окружающим, близким, тем, кто слабее, врагам и т.д.
  • Доброта и жестокость по отношению к природе, животным и т.д.
  • Доброта и жестокость по отношению к себе. Самобичевание, жалость к себе и т.д.
  • Истинная и ложная доброта.
  • Доброта и жестокость на войне.
  • Проявление доброты и жестокости. Поступки человека, его поведение, манера общения и т.д.

М. А. Шолохов. «Тихий Дон»

Жестоким человека способна сделать несправедливость. Герой романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий был добрым и честным малым, но властный отец его насильно женил, выбрав ему в супруги Наталью Коршунову. Сердце же молодого человека принадлежало замужней казачке Аксинье. С любящей Натальей Григорий поступил жестоко, отказавшись от семьи ради личного счастья. Но в данной ситуации девушка должна винить только себя, ведь, выходя замуж, она знала, что чувства не взаимны. Таким образом, жестокость Григория спровоцировали несправедливые обстоятельства.

Черствость и жестокость в душе Григория взрастила война. Уйдя на фронт, молодой казак самоотверженно бьется с врагом, на его руках человеческая кровь и страдания. Но высокие заслуги перед государством за победы в битвах не приносят ему радости. Он видит несправедливость и безразличность политических сил к простому народу Дона. К Григорию приходит понимание своей ошибки: ему не стоило брать в руки оружие, убивать, он не солдат, а простой крестьянин, удел которого – сеять и взращивать хлеб. Жестокостью нельзя добиться добра, но герой осознал это слишком поздно, когда безвозвратно потерял родных и близких.

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

Жестокость окружающего мира угнетала Родиона Раскольникова. Он не мог спокойно смотреть, как бедняки мучились в нищете, а богачи жили в роскоши, и считал, что его призвание – восстановить справедливость. Жестокость породила жестокость: Раскольников убивает старуху-процентщицу, которую считает никчемной и недостойной существования, а следом, не намеренно, лишает жизни и ее сестру. Но преступление не приносит герою ожидаемого облегчения, наоборот, обрекает его на муки и страдания. В тяжелые моменты одиночества он встречает Соню Мармеладову – образец добродетели и человеколюбия. Девушка возвращает Раскольникова к жизни, заставив отказаться от бесчеловечных идей и изменить мировоззрение.

И. С. Тургенев. «Отцы и дети»

Жестокое отношение детей к родителям показано в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Став взрослым, Евгений Базаров редко навещает свою семью. Даже после трехлетнего отсутствия он не желает слушать робкие упреки отца, не обращает внимания на слезы матери. Родители боятся чем-либо огорчить Евгения, стараются в всем угодить. Но для него на первом плане собственные идейные убеждения, не совпадающие со взглядами старшего поколения. К сожалению, молодой человек так и не признал ошибочности своего поведения по отношению к родителям, однако старики сохранили любовь к сыну, и только они одни оплакивали его после смерти.

В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев описывает доброту и жестокость на примере двух братьев Кирсановых. Старший Павел, бывший военный, одинокий холостяк, не признает брак Николая и Фенечки, игнорируя девушку при встрече. При появлении в доме племянника и его друга, не проявляет гостеприимства, ведет себя холодно и грубо. На почве расхождения взглядов, без раздумья устраивает дуэль с Базаровым. Николая Кирсанова автор показывает добрым и порядочным семьянином. Он живет с простой девушкой Фенечкой, от которой у него годовалый сын. Перед другом Аркадия Базаровым пытается оправдать поведение брата, старается сгладить конфликт. Именно благодаря его доброте и пониманию старший сын отказывается от нигилистических идей и возвращается в семью.

И. А. Гончаров. «Обломов»

Главный герой романа И. А. Гончарова «Обломов» – человек безынициативный и ленивый, зато искренний и добрый. За эти качества Обломова любит и ценит его друг Штольц. Каждая встреча с Ильей Ильичом для него как отдушина. Своей добротой Обломов привлекает и Ольгу. Он некрасив и некрасноречив, но открыт и простодушен, чем и покоряет сердце красавицы. Илья Ильич доверчив, никогда ни в чем не ищет выгоды, покорно принимает удары судьбы. Даже узнав, что Ольга вышла замуж за Штольца, искренне радуется за друга и бывшую возлюбленную. На примере Обломова автор демонстрирует, что искренняя доброта всегда бескорыстна, и оценивается людьми по достоинству.

Добрым человеком в романе И. А. Гончарова «Обломов» предстает перед нами Андрей Штольц. Он без поддержки отца добился высокого положения в обществе и благодаря уму и расчетливости нажил собственный капитал. Но борьба за место под солнцем не сделала его жестоким человеком. Он был добр со своим другом-неудачником Обломовым, поддерживал его в трудных жизненных обстоятельствах, несколько раз отваживал от него жаждущих наживы мошенников, а когда Илья Ильич умер, взял на воспитание его сына. За добро Штольц был вознагражден счастливой семейной жизнью с Ольгой Ильинской.

Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»

Главный герой повести Тарас Бульба воспитывает своих двух сыновей истинными казаками: смелыми и отважными. После учебы в Киеве отправляет их в сечь закалить характер. Но казаки как раз сражений ни с кем не ведут, что Тараса не устраивает, поэтому он смещает кошевого и отправляет войско вместе с сыновьями на поляков. Из-за жестокости Бульбы кровопролитные битвы уносят жизни сотни людей, жители осаженного города Дубно мрут от голода. Поэтому читатель не проявляет доброты и сострадания к старику, когда он лишается своих обоих сыновей.

Примером доброты в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» выступает Андрий, младший сын казака Тараса Бульбы. В войне с поляками решено было взять измором Дубно. Казаки окружили город в блокадное кольцо, чтобы препятствовать доступу провизии. Ночью к Андрию пробирается служанка панночки, которую он случайно повстречал в Киеве, и передает послание с просьбой дать немного еды для умирающей матери. Андрий проявил доброту и решил лично отнести мешок с хлебом голодающим, ведь, по его мнению, женщины и дети не должны страдать от войны.

А. И. Солженицын. «Матренин двор»

Пример истинной доброты – героиня рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» Матрена. Женщина никогда не отказывает односельчанам в помощи, искренне радуется урожаям на огородах других, сама довольствуется малым: тем, что вырастила на собственной грядке. Она даже не жалеет своей избы для воспитанницы Киры, отав ей среди зимы на разборку горницу. Но при перевозке груза через железную дорогу женщина погибает под колесами поезда. Рассказчик отмечает, что теперь селу стало трудно без праведницы Матрены. Ведь простодушная и бескорыстная женщина действительно делала людей, тех, что рядом с ней, лучше.
Высшая мера жестокости показана автором рассказа «Матренин двор» А. И. Солженицыным в образе Фаддея. Он не простил обиды Матрене и брату за то, что они сошлись в браке. Девушка считала Фаддея пропавшим без вести, поэтому ответила согласием Ефиму. Но тот вернулся и затаил обиду. На зло он женился на другой девушке по имени Матрена, которую избивал и обижал. Предел жестокости показывает автор, когда Фаддей среди зимы разбирает горницу бывшей возлюбленной, чтобы перевезти ее дочери Кире, и наслаждается зрелищем, как старуха из последних сил помогает ему перетаскивать тяжелые доски. Даже на похоронах он думает не о погибшей под поездом Матрене, а о санях, которые после аварии нужно забрать с железной дороги.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

Доброта свойственна Петру Гриневу из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Попав в пургу, он встречается с незнакомцем, которому безвозмездно отдает свой заячий тулупчик. Иногда Гриневу приходится проявлять жестокость, например, по отношению к Савельевичу в споре за долг Зурину. Но после он смягчается и просит прощение за вспыльчивость. В ответ Савельевич также проявляет доброту и в свое время уговаривает палачей не казнить Гринева. По мнению Пушкина, добро порождает добро.
Жестоким человеком в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» показан Емельян Пугачев. Бунтовщик нещадно расправляется с семейством Мироновых и другими обитателями крепости, наносит увечья башкирцу, отрезав язык, нос и уши. Но не лишен разбойник и проявления доброты. Он щадит Гринева, помня былое великодушие офицера, а также по просьбе Петра освобождает Машу Миронову из плена Швабрина. Таким образом, ответная доброта возможна даже в суровых условиях войны.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Эгоистом и жестоким человеком предстает перед читателем главный герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» офицер царской армии Григорий Печорин. Ради забавы доводит мечтательного молодого юнкера Грушницкого до отчаяния и на дуэли убивает его. Не жалеет он и красавицу Бэлу. Из-за Григория были убиты ее отец и брат, а после и ее настигла смерть от руки Казбича, желающего отомстить Печорину. Героем двигают лишь собственные прихоти. Такое поведение по отношению к другим несправедливо и жестоко.

Проявление доброты в Печорине замечаем лишь изредка. Например, ему жаль слепого мальчика, а, увидев горюющую старуху, он первым кидается на преступника, зарубившего ее сына Вулича, и, рискуя жизнью, связывает злодея. Если бы Григорий чаще проявлял сочувствие к людям, то мог бы стать истинным героем своего времени.

Н. В. Гоголь «Шинель»

В повести Н. В. Гоголя «Шинель» показана жестокость общества, в котором мнение о человеке складывается по его внешнему виду, чину, размеру оклада. Доброго и безобидного Акакия Акакиевича не ценят на службе и часто смеются над ним за прохудившуюся шинель, которую он носит. Но сам Башмачкин любит свою работу. Он даже на дом берет переписывать документы с удовольствием. А когда за кровно скопленные гроши приобретает новую шинель, на него начинают смотреть по-другому, даже приглашают на именины. Но в жестоком мире нет справедливости: грабители отбирают у Акакия Акакиевича шинель, и он снова становится предметом насмешек. Получается, доброму и не способному на злодеяния человеку нет места в обществе, где царит беззаконие, лицемерие и отсутствие истинных ценностей.

Н. С. Лесков «Дурачок»

Образцом доброты и самопожертвования представит перед нами герой рассказа Н. С. Лескова «Дурачок». Панька говорит, что терпеть не может, когда обижают других, готов вынести горести вместо них, и душа его от этого будет радоваться. Он всегда рвется всем помогать, за что его считают дурачком. Так, Панька спас Петьку от выпорки розгами, взяв удар на себя; напросился в рекруты, оставив сыновей плачущим матерям. Это образец истиной добродетели, к которому должен стремиться каждый.

Выбор редакции
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...

Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...

В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...
Слайд 2 Визитная карточка Территория: 1 219 912 км² Население: 48601098чел. Столица: Кейптаун Официальный язык: английский, африкаанс,...
Всякая организация включает в свой состав объекты, классифицируемые как ОС, по которым проводятся амортизационные отчисления. В рамках...
Новым кредитным продуктом, получившим широкое распространение в зарубежной практике, является факторинг. Он возник на базе товарного...
Очень мы в нашей семье любим чизкейки, а с добавлением ягод или фруктов они особенно вкусные и ароматные. Сегодня рецепт чизкейка, с...
У Плешакова возникла хорошая идея - создать для детей атлас, по которому легко определять звезды и созвездия. Наши учителя эту идею...