Знакомство музыкальными инструментами детском саду. Конспект музыкального занятия в старшей группе: Знакомство с музыкальными инструментами


МБУДО ЦДТ

Конспект занятия.

Тема:

педагог дополнительного

образования Ромашова О.Н.

Тула, 2016 г.

«Магазин музыкальных инструментов»

Тема занятия: «Музыкальные инструменты»

Цель:

- развивающая - развитие музыкальных и творческих способностей, психофизических функций (память, внимание, восприятие, мышление, воображение);

- обучающая - закрепление и обобщение знаний о музыкальных инструментах;

- воспитывающая – воспитание исполнительской культуры, культуры поведения, толерантности.

Оборудование: компьютер, проектор с экраном, доска, пианино.

Методическое обеспечение: карточки с изображением музыкальных инструментов, магнитофон, ширма, детские музыкальные инструменты, предметы: магнитофон, телефон, щетка для одежды, порошок, кассеты, диски, бубен, ложки деревянные, металлофон, ноты, книги о музыкальных инструментах, раскраски с музыкальными инструментами, крем для рук, кружка, скотч; заготовки для изготовления шумовых инструментов.

Ход занятия:

Организационная часть.

Здравствуйте, ребята!

Вы, наверно, любите ходить в магазины? (ответы детей) Сегодня мы с вами отправимся в необычный магазин, музыкальный. Как вы думаете, что может продаваться в этом магазине? (ответы детей) Посмотрите, у меня на столе много разных предметов, какие из них могут продаваться в магазине музыкальных товаров (на столе разложены предметы: магнитофон, телефон, щетка для одежды, порошок, кассеты, диски, бубен, ложки деревянные, металлофон, ноты, книги о музыкальных инструментах, раскраски с музыкальными инструментами, крем для рук, кружка, скотч. Задание: детям нужно выбрать те товары, которые могут продаваться в музыкальном магазине).

Цель: развитие внимания, мышления, памяти.

Какие же из этих предметов основные, которые продаются в музыкальном магазине? (ответы детей)

Конечно, это – музыкальные инструменты.

Основная часть.

И тема нашего занятия «Музыкальные инструменты» . Давайте их повторим (устное повторение музыкальных инструментов)

Мы вспомнили названия музыкальных инструментов, а теперь вспомним, как они выглядят, а в этом нам поможет наш компьютер, итак, внимание…На экране появляется инструмент, а вам нужно сказать его название.

2-3 слайды. Поочередное появление изображений музыкальных инструментов.

Цель: повторение пройденного материала, развитие памяти, внимания.

А еще мы с вами знаем, что каждый музыкальный инструмент издает свой уникальный, волшебный звук. Давайте поиграем в игру «Угадай что звучит».

Игра «Угадай, что звучит».

Цель: развитие музыкального слуха.

(за ширмой находятся музыкальные инструменты и запись звучания музыкальных инструментов, педагог играет на каждом из них по очереди, а дети должны дать название прозвучавшему музыкальному инструменту)

Ребята, а могут инструменты играть сами по себе? (ответы детей)

Вы знаете, в нашем магазине произошла неприятная история, молодой продавец перепутал, какие смычки, палочки, молоточки к каким инструментам относятся, давайте поможем ему их разложить. Внимание на экран.

4-5 слайды. «Музыкальные палочки» (появление на экране палочек от музыкальных инструментов, дети говорят название и отгадывают от какого инструмента, затем на экране появляется музыкальный инструмент, проверяя, правильно ли ответили дети)

Цель: развитие логического мышления.

Но разве могут инструменты играть самостоятельно? (ответы детей)

Как называют людей, которые играют на музыкальных инструментах? (ответы детей) Сейчас на экране появятся картинки с изображением музыкантов, играющих на определенных музыкальных инструментах, вам нужно будет сказать, как их называют.

6-8 слайды. «Кто, на чем играет?» (на экране поочередно появляются музыканты с музыкальными инструментами)

Цель: развитие памяти, мышления.

А сейчас я возьму в руки бубен и маракас и тоже стану музыкантом, каким? (ответы детей) И поиграем в игру «Угадай, что за звон»

Цель: развитие слухового внимания, координации движений, ориентирование в пространстве.

В музыкальном магазине инструменты всегда расставлены по группам. Мы знаем, что существует три основные группы музыкальных инструментов: струнные, духовые и ударные.

Задание: у меня на доске вывешены картинки с изображением музыкальных инструментов, вам нужно распределить их по группам (выполнение задания)

Цель: развитие внимания, логического мышления.

Теперь представьте, что каждый музыкант возьмет в руки свой музыкальный инструмент и все они заиграют одно музыкальное произведение, то как будет называться их коллектив? (ответы детей) А как называют человека, который руководит оркестром? (ответы детей) А теперь, давайте посмотрим на экран…

9 слайд. (изображение оркестра) На каких инструментах играют музыканты в этом оркестре? (ответы детей)

А мы знаем песню, которая называется «В нашем оркестре» муз. Т.Попатенко, сл. М.Лаписовой. Давайте ее исполним, но сначала, как музыканты настраивают свои инструменты перед выступлением и мы должны настроить свой инструмент – голос, чтобы он красиво звучал. Вспомним попевку «Труба» (исполнение попевки)

Теперь можно петь песню (исполнение песни «В нашем оркестре» )

Какие инструменты участвовали в нашем оркестре? (ответы детей)

Мы сегодня много говорим о музыкальных инструментах. Но не сказали о самом главном, кто же их изготавливает? (ответы детей)

Это очень сложный, кропотливый труд - создать музыкальный инструмент, чтобы он красиво звучал и своим звуком зачаровывал слушателей. Что бы стать мастером по изготовлению музыкальных инструментов нужно много учиться, может быть, кто-то из вас станет знаменитым мастером. А пока мы попробуем с вами создать простой музыкальный инструмент. Хотите попробовать? (ответы детей)

(изготовление шумовых инструментов из коробочек от киндер-сюрпризов и наполнителя: фасоли, пшена, риса и т.д.)

Цель: развитие музыкальных, творческих способностей, чувства ритма.

Какие музыкальные инструменты у нас получились: шумовые или мелодические? (ответы детей) Итак, мы создали оркестр шумовых инструментов. Давайте поиграем на них (игра на музыкальных инструментах по определенному ритму)

Заключительная часть.

Наши инструменты устали, отправляются на свои места, а музыкальный магазин закрывается. И наше занятие подходит к концу.

Давайте вспомним, какие же музыкальные инструменты мы увидели сегодня в музыкальном магазине? (ответы детей) На какие основные группы делятся музыкальные инструменты (ответы детей) А как называется коллектив музыкантов, исполняющих одно музыкальное произведение? (ответы детей) Всем спасибо! До свиданья!

Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Знакомство с духовыми музыкальными инструментами»

Из музыкального проекта
«Что мы знаем о музыкальных инструментах»

Ганичева Татьяна Авенировна,
музыкальный руководитель МБДОУ № 25,
г. Мончегорск

Самусева Юлия Николаевна ,
воспитатель МБДОУ № 25,
г. Мончегорск

Задачи:
1. Формировать элементарные представления о духовых музыкальных инструментах.
2. Развивать восприятие музыки.
3. Приобщить воспитанников к классической музыке через изучение инструментов симфонического оркестра.

Дети входят в зал и исполняют приветствие «Здравствуйте» М. Ю. Картушиной.
Воспитатель: Возьмите каждый по одной карточке, сейчас мы с вами поиграем.

Игра «Музыкальные инструменты» , украинская нар. мелодия
1 часть – дети с карточками музыкальных инструментов бегут по кругу.
2 часть – пружинки, руки с карточкой вправо – влево, кружение.
По окончании музыки дети по очереди (на кого покажет воспитатель) называют инструмент, и к какой группе симфонического оркестра он относится.

Дети садятся к фортепиано.
Музыкальный руководитель: Посмотрите, какая необычная птичка (дует в свистульку). Что это, ребята? Свистулька – народный духовой инструмент. Почему духовой? Потому что в нее дуют! А на чем играет пастушок? (показ иллюстрации). Правильно, на дудочке или свирели. Послушайте.

Исполняется в аудиозаписи «Концерт для флейты №1» В.А. Моцарта.

Музыкальный руководитель: Как звучит музыкальный инструмент? Звук легкий, изящный, свистящий. Это играет флейта (иллюстрация).
Флейта – духовой инструмент, очень похожий на дудочку.
Мы сегодня познакомимся с вами с духовыми инструментами симфонического оркестра. Назовите группы инструментов, которые вы уже знаете? (Плакат – инструменты симфонического оркестра).
Дети называют инструменты.
Музыкальный руководитель: Прежде всего, знайте, что существует 2 группы духовых инструментов, в зависимости от материала, из которого эти инструменты изготовлены. Из дерева – (дети говорят: деревянные), из меди (дети говорят: медные) духовые инструменты.
К группе деревянных духовых инструментов относятся: флейта, фагот, кларнет и гобой (показ карточек).
У флейты самый высокий голос. Флейта – деревянный духовой инструмент, но сейчас чаще всего её изготавливают из металла, иногда из пластика и стекла. Послушайте флейту.
На экране слайд – флейта (из музыкальной презентации «Духовые инструменты»).

Коррекционное упражнение «Соедини по точкам» (контур флейты).

Музыкальный руководитель: Гобой – голос у него пониже, чем у флейты. Голос у Гобоя немного гнусавый (как у человека, который говорит «в нос») (слайд – гобой). Послушайте.

Исполняется в аудиозаписи «Концерт для гобоя с оркестром ми бемоль мажор» В. Беллини.

Игра «Музыкальные картинки» (найти силуэт гобоя на картинке) фото.

Музыкальный руководитель: Кларнет (плакат) обладает мягким, теплым, ласковым тембром (голосом). Может петь и высоко и низко (слайд – кларнет). Послушайте.

Исполняется в аудиозаписи «Концерт № 1 для кларнета с оркестром» Вебера.

Показать на плакате «инструменты симфонического оркестра».
Музыкальный руководитель: Фагот – деревянный духовой инструмент с самым низким голосом (тембром звучания), исполняет басовые партии в оркестре (слайд – фагот). Послушайте.

Исполняется в аудиозаписи «Соло на фаготе» , Петр Стоянов.

Игра «Лабиринт» (провести по линиям, ведущим к деревянным духовым инструментам).

Музыкальный руководитель: Самая громкая группа в симфоническом оркестре – медные духовые инструменты. Сегодня я только познакомлю вас с ними (плакат). Какой инструмент вам знаком? Правильно, это труба.
Труба – инструмент с высоким, чистым звуком. Трубы бывают разных размеров, у каждой свой тембр (голос).
Валторна (рожок) – звук её может быть мягким, может – скрипучим. В оркестре она не одна (от 2 до 8).
Тромбон – чаще исполняет не мелодию, а басовый аккомпанемент. Только у тромбона есть специальная выдвижная деталь, с помощью которой изменяется звучание инструмента (показать).
Туба – самый низкий голос, как контрабас у струнных инструментов. Тембр у тубы суровый, массивный.

Музыкальный руководитель: Помните, мы с вами смотрели сказку «Музыкальный теремок». Пусть сегодня в нашем музыкальном теремке поселятся только духовые инструменты.

Игра «Найди карточку заданного инструмента и размести в окошке теремка» (дети выполняют по одному по желанию, остальные дети проверяют правильность выполнения задания, помогают).

Музыкальный руководитель: Послушайте.

Исполняется «Забвение» A. Пьяццолла (исп. Вероника Кожухарова (саксофон) и Московский Симфонический Оркестр).

Музыкальный руководитель: Это звучит саксофон. У него певучий вибрирующий звук. Саксофон входит в число деревянных духовых инструментов, хотя изготовлен из металла. Этот инструмент только иногда вводится в состав симфонического оркестра. Чаще он звучит в джазе и на эстраде.
Музыкальный руководитель: Мы с вами замечательно провели время. Вам понравилось? С какой группой симфонического оркестра мы сегодня познакомились? Какой духовой инструмент вам понравился? (Дети отвечают по одному по желанию). Мы приготовили для вас карточки с загадкой, которую вы попробуете разгадать с мамой или папой и нарисуете отгадку (на обороте силуэт – точками). Подойдите, пожалуйста, ко мне, я хочу вас поблагодарить и попрощаться (дети закрывают глаза, музыкальный руководитель гладит их по голове).

Цель: показать детям разнообразие музыкальных инструментов, обобщить и углубить жизненные представления детей об уже известных музыкальных инструментах.

Задачи: расширить и обобщить музыкально-слуховой опыт детей их представления о музыкальной культуре, развивать тембровый слух, умение узнавать звучание инструмента.

Ведущий: Уважаемые гости, сегодня мы пригласили Вас на музыкальную беседу, посвященную музыке и музыкальным инструментам.

В повседневной жизни человека окружает множество звуков и шумов. Какие-то из них на нас действуют раздражающе, к другим мы до того привыкли, что просто не обращаем на них внимания, другие ласкают слух. А какие, ребята, шумы вы знаете?

Для нас - это самые обычные звуки, композитор же, благодаря своему дару, преобразовывает их в музыку, пьесу, песню.

«Музыка всюду живет» Семерин

Ветер чуть слышно поет.
Липа вздыхает у сада -
Чуткая музыка всюду живет -
Только прислушаться надо.
Птицы встречают восход.
Ласточка солнышку рада!
Чуткая музыка всюду живет.
Только прислушаться надо.

Звучит пьеса Грига «Утро» в грамзаписи.

Ведущий: Музыку создает композитор, а помогают ему в этом музыкальные инструменты. А Какие музыкальные инструменты вы знаете?

Когда я была маленькой, мама подвела меня к интересному большому ящичку. Удивительная картина предстала предо мной! Деревянные молоточки вели какую-то игру с металлическими струнами. Их было много. Молоточки касались струн и внезапно, словно в испуге, отскакивали обратно. А струны рокотали от бешенных наскоков молоточков. плакали. будто задетые за живое, нежно пели под ласковыми прикосновениями, смеялись и ликовали, негодавали, печалились и вздыхали. Вся эта игра называлась Фортепиано.

И вот однажды я подслушала разговор двух инструментов. Это были рояль и пианино.

Пианино объясняло: имя мое происходит от двух итальянских слов - форте и пиано. По-русски меня следовало бы называть Громкотихо.

А меня называют Рояль, что в переводе означает королевский. На мне скрестились три рода музыкальных инструментов: Род струнных. Род клавишных.Род ударных.

Мой родной отец - благородный клавесин. От него я унаследовал свою внешность и сердце - клавишный механизм. Моя мама - цимбалы. Музыка на нем звучит от ударов палочек по струнам. Это очень древний инструмент. А сделал меня итальянский мастер Бартоломео Кристофори. И стою я отныне в больших концертных залах. А теперь давайте послушаем, как умеет разговаривать наше благородное фортепиано.

В исполнении ученицы фортепианного отделения звучит «Вальс» П.И.Чайковского из балета «Спящая красавица».

Издалека раздаются тихие звуки скрипки.

Ведущий: Я узнала Вас! Вы - знаменитая скрипка. Кто еще из музыкальных инструментов поет душевнее, слаще маленькой скрипки. Будто к сердцу прикоснулось что-то ласковое, теплое. И сердце замерло от блаженства.

Мое русское имя - гудок. Английское - жига, т.е. окорок (она была похожа на окорок -кусок свинины).

Где только не пела скрипка. Она была ужасно легкомысленна. А была она и в цыганском таборе, и в модном ресторане - где танцы там и я - говорила она. Она всегда была под рукой учителя танцев. Он прятал ее в карман камзола. А сделали ее такой, какая она сейчас итальянские мастера Амати. Страдивари, Гварненри. И дали ей голос божественной красоты.

В исполнении ученицы струнного отделения звучит «Хор волшебников» из оперы Вебера «Волшебный стрелок»

Ведущий: Ребята. Посмотрите на Баян - какой красавец!

Душа этого инструмента - особое пневматическое устройство. Действующее силой сжатого воздуха. Воздух нагнетается и колеблет упругие металлические пластинки -язычки. Раскроет душу баян - весело танцуют язычки, а если загрустит-то подрагивают язычки в задумчивости. Баян родом из старинного русского города Тулы. Сотворил его мастер П.Стерлигов и дал ему гордое былинное имя. Потому что заложена в нем сила богатырская, и может он играть любую музыку. Часто под него поют частушки, народные песни.

Выступает дуэт баянистов.

Ведущий: Жила была балалайка. Очень любила она побалагурить, поболтать. Дружбу водила с людьми веселыми - в хороводах, на гуляньях. Все бы так шло и дальше, да появилась у нее соперница - счастливая, заморская гитара семиструнная. Забывать стали потихоньку хохотунью нашу. Все больше по душе им приходилась нежная, задумчивая гитара. Сколько задушевных романсов можно спеть под гитару!

В исполнении учащихся звучит романс А. Рыбникова «Я тебя никогда не забуду»

Ведущий: Домбра - казахский народный инструмент. Домбра используется как сольный инструмент и как ансамблевый. Она имеет корпус грушевидной формы и очень длинный гриф, разделенный ладами. О происхождении домбры народ сложил легенду. Жили давным-давно два брата. У младшего была домбра, на которой он очень любил играть. Старший же брат был очень самолюбивым, тщеславным. Решил он построить мост. В то время, как он строил мост, младший брат все время играл на домбре. Разозлился старший брат, выхватил из рук младшего домбру и разбил ее о скалы. Остался только отпечаток домбры на камнях скалы... Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток и стали по нему новые домбры делать.

В исполнении ансамбля домбристов звучит кюй Курмангазы «Балбырауын»

Ведущий Вот мы и познакомились с музыкальными инструментами, а теперь давайте послушаем музыкальные пьесы в исполнении учащихся и преподавателей нашей школы.

Проводится небольшой концерт, где выступают преподаватели и учащиеся.

Ведущий: В заключении мы хотим сказать вам пожелание словами русского композитора Шостаковича Д.Д.: «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке, вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.»

Список литературы

1. Казахские музыкальные инструменты. Алматыкітап 2006, К.Коныратбай
2. В мире музыкальных инструментов. Газарян С.С. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1989.
3. Рассказы о русских народных инструментах. Васильев Ю., Широков А. 1986
4. Рождение фортепиано. Марк Зильберквит. 1984. Издательство: Советский композитор

Сценарий развлечения для детей 4-5 лет. Знакомство детей с детскими музыкальными инструментами.

(Презентация новых детских музыкальных инструментов)
Программное содержание
Цель: привлечь внимание детей к богатству и разнообразному миру звуков, издаваемых различными музыкальными инструментами.

Задачи.
Образовательные:
1. Формирование представлений о музыкальных и шумовых звуках.
2. Получение знаний о музыкальных шумовых инструментах, истории их создания и особенностях звучания.
3. Знакомство с приёмами игры на шумовых инструментах.
4. Разучивание и исполнение русских народных песенок и попевок.
5. Учить различать инструменты по звучанию.
6. Закреплять названия инструментов, навыки игры на них.

Развивающие:
1. Развитие вокально-хоровых и ритмических навыков.
2. Развитие музыкальной памяти, звуковысотного слуха, внимания.
3. Знакомство с первоначальными навыками игры в ансамбле, приобщение детей к формам совместного музицирования.
4. Развитие творческих навыков (импровизация).
5.Закрепление знаний детей о погремушке как музыкальном инструменте, учить играть ритмично, вовремя начинать и заканчивать.
6. Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию и изобразительность в звукотворчестве.

Воспитательные:
1. Воспитание интереса и любви к музыке, народной музыкальной культуре, миру прекрасного.
2. Воспитание интереса к игре на простейших музыкальных инструментах.
3. Воспитывать интерес к разнообразным звукам окружающего мира.

Атрибуты и оборудование:
Коллекция погремушек, бубны, тамбурины, ложки, колокольчики, металлофоны, бубенцы, треугольники, трещотки, ритмические палочки, маракасы, самодельные погремушки.
Оборудование для показа слайдов.

Предварительная работа
музыкального руководителя:

Подбор репертуара для детей и взрослых, подбор слайдов для презентации, выбор музыкальных инструментов для исполнения музыкальных пьес в оркестре, аранжировка для оркестра музыкальных произведений.

Работа с детьми:
Знакомство с шумовыми музыкальными инструментами и металлофоном;
Обучение приёмам игры на них;
Разучивание припева песни «Погремушка», танца с погремушками, игры «Кто скорее», музыкальных пьес для игры на детских музыкальных инструментах.

Работа с педагогами:
Разучивание польки «Летка-Енька», песни «Погремушка».
Работа с родителями:
Изготовление самодельных игрушек погремушек для выставки.
Методы и приемы: игровой момент, художественное слово, показ, беседа, задание, объяснение, рассматривание, закрепление, поощрение, итог.

Задачи интегрированных образовательных областей:
«Познание». Закреплять названия музыкальных инструментов: маракасы, бубенцы, трещотка, тамбурин, металлофон, ритмические палочки, треугольник.
«Социализация». Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми и взрослыми.
«Коммуникация». Закрепить в словаре детей: прямоугольник, светофор, сигнал, переход, остановка общественного транспорта. Развивать свободное общение с взрослыми и детьми.
«Чтение художественной литературы». Развивать умение отгадывать загадки и соотносить их с изображением, выразительно читать короткие стихотворения.

Ход развлечения.

Ведущий:
Всюду, где живут люди, дети играют… Наверно, самая любимая детьми игрушка – погремушка. Ни один малыш не вырастает без погремушки, которая служит ребенку на всем протяжении первого года жизни. Высушенные тыквы, глиняные шары с камешками внутри и раковины были первыми погремушками человечества. Само слово «погремушка» в русском языке происходит от «погреметь у ушка». Многие художники любили изображать младенцев с погремушками.

Показ слайдов «Погремушка в живописных полотнах»

Среди белых полотенец
На роскошном тюфяке
Дремлет дамочка-младенец
С погремушкою в руке.
Ровно месяц эта дама
Существует среди нас.
В ней четыре килограмма,
Это - девочка-алмаз.
(автор стихов Николай Олейников)

Веселее всех – игрушка,
Расписная погремушка.
Дайте плаксе погремушку –
Станет плакса хохотушкой.
Эта милая игрушка
Малышовая подружка.
Целый день она поёт,
Деткам плакать не даёт.

А чтобы погремушки так весело гремели и веселили малышей, какими сыпучими материалами их наполняют? (ответы детей)
Когда вы были маленькими, вы могли только греметь погремушками. А теперь вы стали старше, можете не просто греметь, а играть на них как на музыкальных инструментах. Покажите, как вы умеете играть на погремушках (дети берут погремушки и встают врассыпную) .

Песня «Погремушка» муз. В. Добрынина, сл. М. Пляцковского
(Запев поёт воспитатель, дети поют припев и играют на погремушках)

Ведущий:
Как хорошо вы пели и играли на погремушках! А хотите с ними поплясать?

Танец с погремушками

Ведущий:
Вот какой замечательный музыкальный инструмент – погремушка! (обращает внимание на выставку погремушек, которые сделали дети с родителями своими руками)
Посмотрите на нашу выставку погремушек. Это дети и их родители сделали вот такие погремушки сами, своими руками! Хотите послушать, как они звучат? Дети, поиграйте нам на своих погремушках!

Оркестр самодельных погремушек, муз. Kukaracha-Kukaracha

Ведущий:
Всем понравилось, как звучат эти погремушки? Давайте теперь с ними поиграем!

Игра «Кто скорее возьмёт погремушку»

Ведущий:
Кроме погремушек есть ещё много интересных шумовых и музыкальных
инструментов. Попробуйте отгадать, как они называются?..

(после правильного ответа детей на экране появляется
слайд с изображением этого инструмента)

1. Он играет от души,
Ритм очень труден.
Что звучит, скорей скажи?
Непоседа … бубен (показ слайда «бубен»)

2. Ещё играет рядом с ним
Тоже звонкий… тамбурин (показ слайда « тамбурин»)

3. Он под шапочкой сидит,
Не тревожь его – молчит.
Стоит только в руки взять
И немного раскачать,
Слышен будет перезвон:
«Дили-дон, Дили-дон!» колокольчик (показ слайда «колокольчик»)

4. Я похожа чуть-чуть на лопатку,
На весло я похожа немножко,
Помогаю есть кашу ребяткам,
А сестра у меня - поварёшка... ложка (показ слайда «ложки»)

5. В самый сказочный момент
Вступит этот инструмент.
Тихо, нежно зазвенит,
Будто всё посеребрит.
Узнаёт любой дошкольник,
Когда играет… треугольник (показ слайда «треугольник»)

6. Вот пластинки из металла,
На дощечке их немало.
Из пластинок тех, что много,
Убегает вдаль дорога.
Слышится чудесный звон.
Так звучит … металлофон (показ слайда «металлофон»)

7. Здесь пластиночки другие,
Деревянные, большие.
Как начнут они трещать –
Надо уши закрывать… трещотка (показ слайда «трещотки»)

8. Это вам не погремушка
И не детская игрушка.
Очень радует всех нас
Деревянный … маракас (показ слайда « маракасы»)

9. Бьют друг друга – тук-тук-тук –
И слышат все красивый звук… палочки (показ слайда «ритмические палочки»)

10. Раззвонились молодцы,
Удалые … бубенцы (показ слайда «бубенцы»)

Ребята, вам нравятся все эти музыкальные инструменты? (дети отвечают)

Очень любят дети наши
Больше, чем любую кашу,
Ложки, румбы, треугольник,
Маракасы, колокольчик.
Любят и металлофон,
Потому что звонкий он.
А ещё на бубне утром
Любят дети постучать…
В это время папе с мамой
Очень хочется поспать.

А если эти инструменты собрать сразу все вместе?.. Хотите послушать, что получится? Берите инструменты, ребята!

(дети берут инструменты и встают перед зрителями)

Ведущий:
Полюбуйтесь на оркестр:
Инструменты хороши!
Виртуозы-музыканты –
Это наши малыши!

Дети: (поочерёдно рассказывают про свой инструмент)
1. Вот красивый, звонкий бубен!
Он в руках молчать не будет! (Ребёнок играет на бубне)

2. Словно дружные ладошки,
Застучали наши ложки! (Ребёнок играет на ложках)

3. А вот это – палочки,
Палочки-стукалочки! (Ребёнок стучит палочками)

4. Как трещотка затрещит –
Всех сегодня удивит! (Ребёнок играет на трещотке)

5. Издаёт прекрасный звон
Звонкий наш металлофон! (Ребёнок играет глиссандо на металлофоне)

6. Это – братья-сорванцы,
Колокольцы-бубенцы! (Ребёнок звенит бубенцами)

7. Будет здесь играть для вас
Деревянный маракас! (Ребёнок играет на маракасах)

8. В треугольники ударим –
Радость всем гостям подарим! (Ребёнок играет на треугольнике)

9. Дили-дон! Дили-дон!
Слышен звон со всех сторон!
Колокольчик так звенит,
Словно ручеёк журчит. (Ребёнок звенит колокольчиком)

Дети хором:
Мы для вас сыграем дружно,
Вам лишь только хлопать нужно!

Дети играют в оркестре. «Московская кадриль»

Ведущий:
Молодцы, ребятки! (обращается к гостям) А вам понравилось, как играют наши дети? В нашем детском саду не только дети, но и взрослые очень любят играть на музыкальных инструментах.
Послушайте в их исполнении финскую польку, которая называется «Летка-Енька».

Воспитатели исполняют польку «Летка-Енька».

Ведущий:
Вот как весело мы сегодня провели вечер! Вы хотите научиться делать какой-нибудь другой инструмент? Хорошо! В следующий раз мы будем с вами делать колокольчики. А теперь нам пришла пора прощаться. Скажем гостям: «До свидания, до новых встреч»!

(дети прощаются и уходят в группу)

Альбина Андросова
Конспект музыкального занятия «Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием» старшая группа

Цель занятия : развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству .

1. Познакомить детей с историей возникновения .

2. Развивать представления детей о народной музыке и народных инструментах ;

3. Развивать эмоциональную отзывчивость;

4. Сенсорные способности и звуковысотный слух;

5. Развивать чувство ритма, мелкую моторику рук;

7. Воспитывать любовь и интерес к музыке .

Коррекционные цели :

1. Развитие слухового внимания, активной фиксации взора.

2. Развивать прослеживающую функцию глаза и слухового внимания, мелкую моторику рук.

3. Развивать умение локализовывать работу зрения и рук.

Материалы и оборудование :

2 короба с музыкальными инструментами , музыкальные инструменты , презентация «История возникновения русских народных инструментов » , ноутбук, проектор, экран, ширма, угощение.

Предварительная работа :

Беседы о музыкальных инструментах с показом иллюстраций, слушание русских народных песен , разучивание русских народных попевок , хороводов и музыкально-дидактических игр , индивидуальная работа по обучению детей игре на музыкальных инструментах .

Ход занятия:

(слайд №1 и звуком 1)

Под русскую народную мелодию «Светит месяц» дети заходят в зал, образуют круг.

Муз. рук.: - Ребята, я очень рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением!

(поет) Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно.

Пропою я вам «Привет!» .

Улыбнитесь мне в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука.

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг!

Муз. рук.: - Ребята, сегодня вас ждет много нового и интересного, но сначала попробуйте отгадать загадку :

Расскажу тебе, дружок, в древние века

Дунул тихий ветерок в трубку тростника.

Человек услышал вдруг, мелодичный звук,

И родился в тот момент

Музыкальный… .(инструмент .)

Муз. рук.: - Ребята, а вы бы хотели узнать интересную историю о том, как родились русские народные инструменты ? (Да) Ну тогда слушайте внимательно. Посмотрите, какая красивая коробка у меня в руках. Но что же это, коробка пустая! Куда же пропали все инструменты ?

(Звучит русская хороводная песня «Во поле береза стояла» )

Муз. рук. - Вы слышите музыку ? Это же звучат наши утерянные инструменты , а исполняют они русскую народную песню .

Послушайте, как плавно, нежно льётся мелодия. Как красиво звучат русские народные инструменты . А хотите узнать, как появились на Руси музыкальные инструменты ? Беритесь за руки, я поведу вас волшебными тропками.

(Музыкальный руководитель заводит с детьми хоровод. Дети двигаются по кругу, змейкой, по диагонали, останавливаются перед экраном)

Слайд №2 и ЗВУК.

Муз. рук. - Ребята, мы оказались в лесу. Садитесь на поляну как вам удобно. А вы знаете, что именно здесь родина народных инструментов ? Ведь человек всегда старался подражать звукам природы.

(слайд №3) – Посмотрите, на акации висят сухие плоды, они качаются на ветру, шуршат семенами. Услышали люди этот звук и придумали музыкальный инструмент , который называется погремушка. (Слайд №4 с изображением русской погремушки ) Погремушка – это шумовой инструмент . Как вы думаете почему? (Ответы детей) Правильно, давайте послушаем, как звучит погремушка (ЗВУК)

(Слайд №5) - Подул сильный ветер, ветви деревьев стали биться, тереться друг о друга. Услышал человек этот треск и смастерил музыкальный инструмент трещотку . (Слайд №6) . Деревянные пластиночки, нанизанные на две верёвки. Стукаются друг о друга и трещат. Давайте, послушаем как звучит трещотка (ЗВУК)

(Слайд №7) - А вот дятел стучит по сосне. Услышал человек этот звук и сделал из дерева музыкальный инструмент , который называется деревянные ложки (Слайд №8) . Деревянные ложки – это ударный инструмент . А как вы думаете, почему ложки относятся к ударным инструментам ? (Ответы детей) В ударных инструментах звук возникает , когда одна часть инструмента ударяется о другую или когда по самому инструменту чем-нибудь бьют . Давайте послушаем, как звучат ложки . (ЗВУК)

(слайд №9) Муз. рук.: - Мы вышли на берег реки. Слышите, ветер гудит в стеблях камыша. Если срезать этот стебелёк и подуть в него, то получится музыкальный инструмент , подумал человек, и смастерил духовой музыкальный инструмент , который называется - свирель и рожок (слайд №10) Как вы считаете, почему свирель и рожок относятся к духовым инструментам ? (Ответы детей) Давайте послушаем эти волшебные звуки свирели. (ЗВУК)

(Слайд №11) - А вот на поляну вышел охотник с луком в руках. Натянул он тетиву, отпустил. И тетива вдруг запела, зазвенела. (Звук) «А ведь можно натянуть тетиву разной толщины на дощечку и играть на ней музыку », - догадался охотник. И получились у человека такие инструменты как балалайка и гусли (слайд №12) . Балалайка и гусли - это струнные щипковые инструменты . Почему у них такое странное название? (Ответы детей) . Правильно, у них есть туго натянутые струны, которые начинают «петь» , если их перебирать или пощипывать пальцами.) Ребята, а вот балалайка стала символом нашей страны и музыкант , который играет на балалайке, называется балалаечником. Сегодня к вам в гости пришел юный балалаечник Антон. Он исполнит для вас на балалайке русскую народную песню «Во саду ли, в огороде» .

Гость из музыкальной школы балалаечник .

Исполняет «Во саду ли, в огороде»

Муз. рук.: - Как хорошо, что в старину люди умели вслушиваться в звуки природы. Они подарили нам такие удивительные музыкальные инструменты . А раз их придумали и смастерили русские люди , русский народ , то и назвали эти инструменты русскими народными .

Стук в дверь, под музыку в зал входит парень Андрюша с коробом в руках.

Андрюша (кланяется) : Здравствуйте ребятишки,

Курносые девчушки, задорные мальчишки.

Муз. рук.: - Здравствуй, а ты кто?

Андрюша : - Я Андрюша весельчак – это знает, всяк!

С вами буду я играть и ребятам помогать!

Муз. рук.: - Ну тогда, Андрюша, мы с ребятами сейчас поприветствуем тебя русской народной попевкой . Послушай и скажи, понравилась она тебе или нет.

Муз. руководитель исполняет попевку р. н. п. «Андрей-воробей» .

Муз. рук.: - Андрюша, понравилась тебе эта попевка?

Андрюша : - А я уже давно знаю эту попевку, а вот ребят я почему-то не услышал.

Муз. рук.: - А вот мы сейчас быстренько исправимся. Давайте, ребята, я сначала буду одна говорить, а потом все вместе будем проговаривать….(проговаривают) .

А сейчас пропоем и простучим в ладоши одновременно эту песню.

Андрюша : - Вот теперь другое дело! А я тоже знаю русскую народную песню .

Разучивание р. н. п. «Как у наших у ворот» .

Муз. рук.: - Андрюша, а что это за короб у тебя такой?

Андрюша :- Да вот по лесу я шел, там его я и нашел.

Этот короб не простой, этот короб расписной

Сказочный, красивый, а внутри с сюрпризом.

Муз. рук.: - Ой, как интересно! Андрюша, открывай скорей свой короб!

Андрюша : Открою, если отгадаете загадку.

И шумят, и бренчат, и хлопают, и звенят.

Расписные, яркие веселят всю ярмарку.

Дети : Музыкальные инструменты !

Андрюша : Эх, какие догадливые!

Муз. рук.: Ну - ка, ну - ка, покажи!

(Андрюша достает из короба трещотку, погремушку и ложки)

Муз. рук.: Так, это те инструменты , которые исчезли из нашей коробки, но как ты их нашел?

Андрюша : А я вышел на лесную поляну и увидел, как муравьи играют на инструментах . Посмотрите, как это было…

(Дети смотрят отрывок из мультфильма «Русские потешки » 1969г)

Муз. рук.: - Ребята, вам понравилось как играли лесные музыканты ? (Да) А какие инструменты вы узнали ? (трещотка, ложки деревянные, балалайка, гусли, рожок и т. д.) А вы бы хотели стать музыкантами ? (Да) Тогда давайте поиграем в игру «Угадай, на чем играю»

Андрюша : Точно! Слушайте внимательно! Если затрещит трещотка - пусть потопают ваши ножки, а если зазвенит погремушка – то потрите свои ушки. Ну, а если застучат ложки – громко хлопайте в ладошки. Всем понятна игра? Начинаем, детвора!

ПРОВОДИТСЯ ИГРА «Угадай, на чем играю»

(Звучит русская плясовая )

Муз. рук.: - Прислушайтесь! Это русская народная плясовая музыка . Ноги так и просятся в пляс! Выходите, детвора. Передайте своим танцем всю яркость, весь огонь русской плясовой .

(Дети импровизируют танец.)

Андрюша : - Ай да, детки молодцы, все танцевали от души.

Муз. рук.: - Андрюша, а что у тебя еще есть в коробе?

Андрюша : - В моём коробе ещё есть много инструментов разных . Инструменты хороши , поиграйте от души! Не с ходите гости с мест, пусть играет наш оркестр.

Муз. рук.: - Ребята, а что же такое оркестр, кто мне подскажет? (ответы детей)

Муз. рук.: - А кто руководит оркестром?

Дети : - Дирижер!

(Раздача инструментов )

Муз. рук.: - Громко, сильно не стучите, инструменты берегите ! Музыку слушайте внимательно!

В ритм попадайте обязательно!

ОРКЕСТР «Ах, вы сени» .

Муз. рук. – Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? За то, что вы теперь стали настоящими знатоками русских народных инструментов , я вам вручаю медали.

Ну-ка, Андрюша, что у тебя еще в коробке лежит?

Андрюша : - Угощение для ребят, угостить детей я рад.

Вам пряники русские сладкие , мятные,

К чаю ароматному угощение знатное.

Раздача угощений.

Муз. рук. и Андрюша : Ребята, спасибо вам большое. До свиданья.

(Дети под музыку р . н. м. выходят из зала)

Выбор редакции
У Плешакова возникла хорошая идея - создать для детей атлас, по которому легко определять звезды и созвездия. Наши учителя эту идею...

Самые необычные храмы в России.Церковь Иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" в городе Дятьково Этот храм называли восьмым чудом света,...

Цветы не только прекрасно выглядят и обладают изысканным ароматом. Они вдохновляют своим существованием на творчество. Их изображают на...

ТАТЬЯНА ЧИКАЕВА Конспект занятия по развитию речи в средней группе «День защитника Отечества» Конспект занятия по развитию речи по теме...
Все чаще современному человеку выпадает возможность познакомиться с кухней др. стран. Если раньше французские яства в виде улиток и...
В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...
Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...
В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...
Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...