Управление финансами: сущность и функции.


От того, насколько профессионально организовано управление финансами предприятия, напрямую зависят позиция компании на рынке и размер её прибыли.

Построение системы финансового менеджмента включает в себя разработку арсенала инструментов, способных повысить эффективность работы не только финансовой службы, но и организации в целом. Поэтому изучение вопросов оптимизации системы управления финансами актуально для любой компании, особенно в условиях нестабильной экономической ситуации.

В чем заключается управление финансами организации или предприятия

Управление финансами предприятия - это работа финансового менеджера, который планирует, организует и контролирует все операции компании, анализирует изменения в структуре и объёмах фондов денежных ресурсов, проводит мониторинг финансовых потоков. Для управления ресурсами организации финансовый менеджер применяет различные инструменты финансового механизма.

Финансовый механизм (менеджмент) предприятий - это совокупность инструментов воздействия на финансы предприятия, целью которых является организация работы компании в финансовой сфере, эффективное управление имуществом организации и его источниками, достижение плановых показателей деятельности, определяемых на основе профессиональных компетенций сотрудников, требований нормативно-правовых актов, теоретических концепций и реалий рынка.

Финансовый механизм можно рассматривать с разных точек зрения: с объективной - как систему управления, построенную на основе постулатов экономических концепций и законов, и с субъективной - как совокупность инструментов, применяемых предприятием на определённой стадии развития для решения конкретных задач. Реализация финансового механизма в деятельности предприятия осуществляется путём управления экономическими показателями, нормативами и другими инструментами (такими как прибыль, рентабельность, себестоимость, налоговая база, коэффициент оборачиваемости задолженности и др.).

Ключевая цель финансового механизма - максимизация результатов от выполняемых финансами функций, в том числе обеспечение деятельности организации достаточными финансовыми ресурсами, избежание кассовых разрывов. При этом финансирование потребностей организации может осуществляться как за счёт собственных ресурсов, так и при дефиците за счёт заёмных.

Финансовая деятельность предприятия - это совокупность действий сотрудников финансового подразделения, предполагающая принятие и реализацию решений в сфере финансового менеджмента. В широком смысле финансовая деятельность и управление финансами предприятия – это схожие категории.

Какие цели преследует управление финансами предприятия

Ключевые цели управления финансами предприятия - это максимизация прибыли, капитализации (рыночной стоимости) и платёжеспособности (ликвидности) компании в целях удовлетворения интересов собственников. Реализация этих целей входит в обязанности руководителя финансового подразделения организации.

Цель № 1. Максимизация прибыли за период времени (год)

Управление финансами коммерческого предприятия нацелено на получение прибыли. Максимизация этого показателя, соответственно - то, к чему стремится каждая компания. Прибыль не только позволяет обеспечить дальнейшее развитие предприятия (за счёт инвестирования в различные направления), но и отражается степень эффективности работы организации. От роста прибыли напрямую зависит увеличение доходов владельцев бизнеса.

Прибыль рассчитывается как разница между выручкой и себестоимостью. В денежном выражении она отражает результаты деятельности предприятия. Эффективность работы компании в относительном выражении определяется на основе показателя рентабельности, который рассчитывается как соотношение полученной прибыли к выручке или другим показателям (себестоимости, капиталу, активам и др.).

Цель № 2. Рост стоимости акционерного (собственного) капитала

Публичные компании, акции которых вращаются на фондовом рынке, заинтересованы в увеличении их рыночной стоимости или капитализации компании. Во-первых, это влияет на размер выплачиваемых акционерам компании дивидендов. Во-вторых, от рыночной стоимости компании зависит размер прибыли, которую акционер заработает при продаже своего пакета акций либо в случае реструктуризации или банкротства компании. Рыночная стоимость акционерного капитала компании рассчитывается как произведение рыночной цены одной акции на их общее количество на рынке.

Цель № 3. Обеспечение ликвидности (платежеспособности)

Максимизация прибыли и рыночной стоимости компании тесно взаимодействует с поддержанием её ликвидности или платёжеспособности. Ликвидность - это возможность предприятия своевременно и в полном объёме рассчитываться по своим долгам. Управление платёжеспособностью происходит за счет формирования и поддержания платёжной дисциплины компании. В её основе лежит управление дебиторской и кредиторской задолженностью: предварительный анализ платёжеспособности контрагентов, мониторинг соблюдения дебиторами условий по оплате отгруженных товаров, формирование резервов по просроченным долгам и их списание по прошествии трёх лет, своевременное погашение собственных долгов, в том числе за счёт кредитных ресурсов.

Ответственность за управление финансами предприятия (финансовый менеджмент)

Построение работы финансовой службы, подбор квалифицированных специалистов и мониторинг за процессом и результатами их деятельности - ключевые обязанности любого руководителя. Внедрением системы финансового менеджмента в компании, как правило, занимается специальное подразделение, которое может быть представлено либо одним сотрудником, либо полноценным отделом. Во главе такой финансовой службы стоит собственный руководитель. Исходя из размеров организационной структуры и отраслевой специфики предприятия функции финансового управления могут быть распределены между несколькими подразделениями. В российской и зарубежной практике функции финансового менеджмента разделены между следующими руководителями:

  • финансовый директор отвечает за составление и реализацию бюджетной политики, а также за контроль использования собственных и заёмных ресурсов компании:
  • главный бухгалтер ресурсы компании и их источники;
  • генеральный директор формулирует финансовую стратегию, разрабатывает финансовую политику предприятия.

Такое разделение функций по управлению финансами между различными подразделениями предполагает разграничение сфер ответственности и организацию их скоординированной деятельности.

В нашей стране и за рубежом подходы к организации деятельности финансовых служб отличаются. В западных компаниях бухгалтерия и финансовый отдел напрямую подчиняются финансовому директору, который отчитывается перед генеральным директором. В России традиционно бухгалтерия в лице главного бухгалтера подчиняется сразу генеральному директору.

В дальнейшем в зависимости от потребностей компании в её организационной структуре создаются дополнительные финансовые подразделения, которые подчиняются либо главному бухгалтеру, либо финансовому директору. Выбор модели организации финансовой службы осуществляется компанией самостоятельно.

Традиционно должностные обязанности в сфере планирования и управлениями финансами предприятия разграничиваются между руководителями следующим образом.

  1. Генеральный директор занимается организацией работы финансовой службы. Он нанимает и освобождает от должности руководителей финансовых подразделений, обеспечивает стратегическое управление финансами предприятия, формулирует направления проведения финансового менеджмента, контролирует достижение ключевых показателей деятельности, несёт ответственность за правильность оформления налоговых документов и своевременность их предоставления в налоговые органы.
  2. Финансовый директор берет на себя задачу финансового прогнозирования и планирования. Он организует оперативное управление финансами предприятия: анализирует отчётность, принимает решение о размерах выплачиваемых дивидендов, анализирует потребность в заемных ресурсах и условия их получения, следит за платёжной дисциплиной и ликвидностью организации. Также в обязанности финансового директора входит проведение инвестиционной политики компании (анализ инвестиционных проектов, определение сроков окупаемости и рентабельности, поиск источников финансирования), организация страхования от различных видов рисков, управление запасами (расчёт их норм и нормативов в производстве), валютными ценностями и финансовыми инструментами компании.
  3. Главный бухгалтер занимается выполнением следующих должностных обязанностей: анализирует расходы и доходы компании, ведет бухгалтерский учет и учет расходов, подготавливает необходимые данные для формирования отчётности компании в соответствии с требованиями ПБУ, отвечает за нарушение сроков уплаты налогов и сборов, организует краткосрочное финансовое планирование на предприятии.

Как я потерял бизнес из-за плохого управления финансами: опыт практика

Редакция журнала «Генеральный директор» взяла интервью у бизнесмена, который создал успешный бизнес, но он рухнул под тяжестью долгов. Все из-за того, что он и его партнеры путали понятия выручки и прибыли, а также забирали деньги из кассы.

Читайте историю в электронном журнале и не повторяйте ошибку коллеги.

Ведение каких отчетов подразумевает управление финансами предприятия

В рамках управления финансами каждая коммерческая организация обязана регулярно составлять следующие виды отчётов: бухгалтерский баланс, отчёт о прибылях и убытках (финансовых результатах), а также приложения к ним (отчёт об изменениях капитала, отчёт о движении денежных средств, отчёт о целевом использовании полученных средств).

Каждый вид отчетности компании выполняет определенные функции.

1. Баланс компании формирует полную картину о функционировании организации и даёт возможность:

  • выяснить, прибыльно или убыточно предприятие на конкретный момент времени;
  • проанализировать соотношение собственных и заёмных средств в структуре капитала;
  • определить уровень деловой активности компании;
  • рассчитать рентабельность компании и проанализировать эффективность использования материальных и финансовых ресурсов;
  • определить показатели ликвидности и платёжеспособности компании.

2. Отчет об изменениях объемов капитала раскрывает информацию обо всех изменениях в структуре собственных ресурсов компании и отражает данные о доли собственных акций, выкупленных у акционеров.

Функции отчёта:

  • анализ движения собственного капитала, сформированного обыкновенными и привилегированными акциями;
  • оценка доходности акций компании;
  • контроль и анализ направлений использования прибыли компании (формирование различных фондов потребления и накопления, размер выплачиваемых дивидендов).

3. Отчет о движении денежных потоков формирует полную картину обо всех поступлениях и выплатах компании в разрезе основной, инвестиционной и финансовой деятельности.

Функции отчёта:

  • оценить результаты деятельности компании (дефицит или профицит ресурсов) по трём направлениям деятельности;
  • выявить кассовые разрывы и текущий дефицит денежных средств и определить источники их покрытия.

С целью проведения мониторинга результатов деятельности в организациях применяются следующие виды учёта.

  1. Управленческий. Это система сбора, обработки и анализа показателей о работе компании, предназначенная для собственных нужд компании (руководителей среднего звена и топ-менеджмента). Формы отчетности разрабатываются исходя из потребностей и особенностей функционирования компании, поэтому управление финансами малого предприятия и управление финансами производственного предприятия могут отличаться. На основе управленческих отчетов оцениваются ключевые показатели деятельности организации, определяются резервы их роста и пути оптимизации.
  2. Финансовый. Это законодательно регулируемая система учета информации о деятельности компании. Ключевыми пользователями отчётности являются внешние субъекты (налоговые органы, банки, аудиторские компании). Все операции отражаются в соответствии с требованиями бухгалтерского учета, закрепленного в соответствующих ПБУ.
  3. Налоговый. Это также законодательно регулируемая система учета первичной информации. Целью формирования отчетности является определение налоговой базы по уплачиваемым организацией налогам и сборам. Основными пользователями данной отчетности выступают налоговые органы.

Основные методы управления финансами предприятия

В основе финансового менеджмента лежат специальные методы и инструменты, с помощью которых осуществляются управление финансами и финансовый анализ предприятия. Эффективность управления определяется выбором наиболее оптимальных методов и инструментов из арсенала финансового менеджера для решения поставленных целей и задач.

Ключевыми методами управления финансами являются операционная система, контроль и кратко- и долгосрочное планирование.

Грамотно организованная операционная система предприятия влияет на финансовые результаты деятельности (прибыль или убыток), позволяет оптимизировать движение денежных средств компании и минимизировать затраты.

Контроль финансов дает возможность проводить план-фактный анализ значимых показателей деятельности, выявлять ошибки и недочеты в системе управления финансами и оперативно их исправлять.

Планирование является основой финансового менеджмента. Оно строится на анализе текущего состояния организации и составлении планов развития компании с учетом выбранной стратегии, условий рыночной среды и влияния других внешних факторов. Финансовый план организации базируется на информации, полученной из различных источников (например, из бухгалтерской и статистической отчетности).

Эффективная операционная система, планирование и контроль позволяют минимизировать потенциальные риски для компании. Кроме того, в рамках риск-менеджмента применяются и другие методы управления финансами предприятия.

  1. Моделирование – создание и анализ возможных вариантов развития компании при наличии нескольких переменных. Дает возможность заранее разработать план действий компании при реализации негативных сценариев.
  2. Мониторинг – это прогнозирование, выявление условий появления и анализ результатов наступления рисковых событий.
  3. Объединение вероятных опасностей для бизнеса дает возможность минимизировать предполагаемые убытки компании.
  4. Разделение ответственности предполагает делегирование ответственности за наступление рисковых событий всем участникам финансовых отношений (инвесторам, контрагентам, другим структурным подразделениям компании). Потери каждого из участников по отдельности будут существенно меньше суммарных убытков организации.
  5. Исключение потерь дает возможность оценить потенциально не выгодные финансовые решения, просчитав убытки компании от их реализации (например, использовать долгосрочный банковский кредит для финансирования кассового разрыва).
  6. Диверсификация означает инвестирование в различные активы, отличающиеся по срокам, доходности и, соответственно, рискованности.

Как строится антикризисное управление финансами предприятия

Профессиональное управление финансами в нестабильных условиях рынка – залог успешной работы компании и дальнейшего ее развития.

В кризис многие организации испытывают значительные трудности в процессе работы, так как вынуждены искать решение противоречивых вопросов. Так, с одной стороны, у организации есть обязательства по погашению задолженности перед кредиторами (банками и контрагентами). С другой стороны, компания остро нуждается в денежных ресурсах для поддержания своей деятельности и генерации прибыли. На одной чаше весов оказывается возможность развития предприятия, на другой – возможные убытки, связанные с выплатой пени по просроченной задолженности. В результате большинство компаний принимают решение не портить свою деловую репутацию и кредитную историю и приостанавливают реализацию инвестиционных программ по причине отсутствия финансирования.

По оценкам специалистов, ошибки в управлении финансами в условиях кризиса могут привести к перерасходу бюджета компании на треть. Это может быть связано с тем, что расходы предприятия не были вовремя и правильно урезаны. Другая причина – отсутствие системы планирования и контроля, интуитивное использование полученной прибыли, без оценки последствий применяемых решений.

На каких принципах строится управление финансами в условиях кризиса

  1. Ранняя диагностика кризисных явлений в финансовой деятельности организации. С целью предупреждения развития неблагоприятных ситуаций и возникновения риска банкротства очень важно проводить мониторинг финансового состояния компании, а также следить за развитием событий в экономической и политической сфере общества. Прогнозирование влияния мировых кризисов на деятельность организации позволит принять необходимые меры заранее и избежать негативных последствий.
  2. Срочность реагирования на кризисные явления. В условиях кризиса большое значение получает оперативное управление финансами предприятия. Финансовой службе в лице финансового директора или главного бухгалтера необходимо быстро принимать управленческие решения: сокращать расходы, замораживать инвестиционные проекты, добиваться возврата дебиторской задолженности от контрагентов и др. Это даёт компании конкурентные преимущества перед другими игроками рынка.
  3. Адекватность реагирования организации на степень реальной угрозы ее финансовому равновесию. Комплекс антикризисных мероприятий, применяемых финансовым менеджером, должен соответствовать определённым требованиям: взвешенность (учет внутренних и внешних факторов), сопоставимость.
  4. Полная реализация внутренних возможностей выхода организации из кризисного состояния. Нестабильность экономической ситуации в условиях кризиса объясняет необходимость использования преимущественно собственных ресурсов для финансирования деятельности компании. Привлечение заемных средств (например, банковских кредитов) может повысить риски потери платёжеспособности и ликвидности организации.

Главные направления управления финансовыми потоками предприятия в кризис

Обеспечение достаточности денежных средств

  1. Уточненный метод. Базируется на плановых значениях объемов производства и реализации продукции. Исходя из размеров выручки и дебиторской задолженности контрагентов рассчитывается поступление денежных средств на расчетный счет (или в кассу) компании.
  2. Укрупненный метод. Используются фактические данные по выручке за предыдущие периоды, на их основе рассчитываются средние показатели, значения которых применяют для прогнозирования объемов денежных средств.
  3. Экспресс-метод. На основе средних значений выручки за фактический период рассчитываются плановые показатели. Это достаточно упрощенный метод, который применим при управлении финансами малого предприятия.

Потребность в денежных средствах определяется по следующей формуле Дпл = (ОПпл: ОПср)*Дср – Апол + Апол.ср, где

  • Дпл - плановый объём выручки от продажи товаров, работ, услуг;
  • Дср - средняя выручка, рассчитанная на основе фактических значений за предыдущие периоды;
  • ОПпл - объём товаров, отгруженных покупателям со склада предприятия;
  • ОПср - средний объём товаров, отгруженных покупателям со склада предприятия, рассчитанный на основе фактических значений за предыдущие периоды;
  • Апол - полученные от контрагентов авансовые платежи в плановом периоде;
  • Апол. ср. - средний размер авансовых платежей от клиентов, рассчитанный на основе фактических значений за предыдущие периоды.

Все показатели измеряются в денежном выражении (в рублях).

Экономия на текущих затратах предприятия

Главная цель финансового менеджмента в условиях кризиса – сокращение расходов, управление дебиторской и кредиторской задолженностью. Это достигается путём использования предоплаты по контрактам с покупателями и работы с проблемными, просроченными обязательствами.

Реструктуризация кредиторской задолженности предприятия

Последствия экономических кризисов затрагивают всех игроков рынка. Поэтому и компании, и банки заинтересованы в своевременном погашении как основного долга по кредиту, так и процентов по нему. Достичь этого позволяет реструктуризация долга, которая предоставляет заемщику более выгодные условия погашения, а банку – сохраняет возможность получения процентных доходов по изначально сомнительному кредиту.

Отличительные черты реструктуризации:

  • изменение сроков погашения кредита (как правило, среднесрочные кредиты трансформируются в долгосрочные);
  • уменьшение ежемесячных платежей (за счет изменения сроков и процентных ставок);
  • списание части долга (при согласии банка);
  • предоставление беспроцентной отсрочки на погашение (так называемый льготный период).

Управление дебиторской задолженностью

Управление финансами предприятия в условиях нестабильной экономической ситуации требует грамотного управления её дебиторской задолженностью. Главная цель – ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности, то есть максимально быстрое её погашение покупателями. Это возможно за счет тщательного предварительного анализа платёжеспособности клиентов, использования авансовой системы оплаты или полной предоплаты до отгрузки продукции.

Реструктуризация предприятия

Реструктуризация компании обычно рассматривается как последний выход из сложившейся неблагоприятной для компании ситуации. Это связано с тем, что данный инструмент антикризисного управления достаточно трудоёмкий. Суть реструктуризации состоит в изменении организационной структуры и организационно-правовой формы компании путём слияния, поглощения или присоединения к другой организации.

  • Главный бухгалтер и финансовый директор: эффективный вариант совмещения должностей

Как оценить эффективное управление финансами предприятия

Управление финансами предприятия осуществляется в разрезе следующих направлений:

  • финансовые отношения;
  • политика в области выпуска ценных бумаг и выплаты дивидендов;
  • управление финансовыми и реальными инвестициями компании.

Оценка эффективности принимаемых решений в этих сферах требует разработки соответствующей методики, включающей выбор объектов и критериев оценки.

1. Управление оборотными средствами и капиталом. Включает в себя расчет и анализ таких показателей, как коэффициент оборачиваемости, коэффициент загрузки, фондоотдача и фондоёмкость, рентабельность капитала и активов предприятия.

2. Управление финансовыми рисками. Предполагает применение различных инструментов: диверсификация, страхование, хэджирование рисков.

3. Система безналичных платежей. Анализируются эффективность и целесообразность применяемых форм безналичных расчетов, оцениваются скорость проводимых операций и расходы на их проведение.

4. Система бизнес-планирования и бюджетных средств. В данном случае изучаются степень адаптации компании к конъюнктуре рынка, эффективность организационной структуры предприятия.

5. Управление структурой денежных средств компании. Главная цель – минимизировать расходы на привлечение капитала и максимизировать рыночную стоимость компании.

6. Система привлечения инвестиций. Приоритет отдается долгосрочным инвестициям. Наличие «длинных» денег у компании снижает риски потери ликвидности и платёжеспособности.

7. Эффективность работы организации и ее деловая активность. Главные показатели для анализа – периоды оборачиваемости кредиторской и дебиторской задолженности компании.

8. Динамика и уровень финансовых успехов компании. Оцениваются количественные и качественные показатели финансового состояния компании: разные виды прибыли (EBIT, EBITDA, чистая, валовая) и рентабельности (капитала, производства, продаж).

Методика оценки эффективности финансового менеджмента может выглядеть следующим образом

  1. Проводятся беседы с руководителями, берется интервью у персонала, собирается и анализируется документация. Цель – выявить слабые места в управлении финансами предприятия, определить направления совершенствования.
  2. Анализируются все кредитные документы. В качестве информационной базы выступают: кредитные договоры, положения об учетной политике организации, все виды отчетности компании.
  3. Осуществляется контроль финансовой политики компании. Оценка начинается с анализа отклонений фактических показателей деятельности компании от плановых. Если погрешность составляет 5% и более, то далее выясняются причины и рассматриваются способы, как не допустить подобного в дальнейшем.

Вопрос 1: Управление финансами: сущность и функции.

Тема 12: Органы управления финансами

Вопросы:

1. Управление финансами: сущность и функции.

2. Органы управления финансами в Российской Федерации.

3. Информатизация управления финансами.

Вопрос 1: Управление финансами: сущность и функции.

Управление финансами - это процесс целенаправленного воздействия субъекта на объект для достижения целей, предусмотренных финансо­вой политикой. Субъект управления - совокупность государственных органов и органов управления юридическими лицами, которые в своей деятельности решают различные вопросы использования финансовых отношений; объект управления - финансовый механизм.

Процесс управления финансами заключается в выполнении трех основных функций:

1) финансового прогнозирования и планирования;

2) оперативного управления;

3) финансового контроля.

1. Начало управленческого процесса связано с определением па­раметров движения финансовых ресурсов на средне- и долгосроч­ную перспективу, что осуществляется в процессе финансового про­гнозирования. Целью финансового прогнозирования является опреде­ление реально возможного объема финансовьк ресурсов, источников их формирования и использования в прогнозируемом периоде. Про­гнозы позволяют наметить разные варианты развития и совершен­ствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики. Финансовые прогнозы могут быть среднесрочными - на срок от 1 года до 5 лет и долгосрочными - на срок от 5 лет. Фи­нансовое прогнозирование предполагает применение различных ме­тодов: построения эконометрических моделей, корреляционно-рег­рессионного анализа, метода экспертной оценки и других.

Основным видом финансового прогноза в России является баланс финансовых ресурсов {сводный финансовый баланс). Он представляет собой баланс всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, включая доходы и расходы бюдже­тов, внебюджетных фондов и организаций. Прогнозирование фи­нансовых показателей осуществляется также в организациях в ходе составления различных технических и экономических обоснований инвестиционных проектов для определения эффективности проек­тов и сроков их окупаемости.

Важное место в системе управления финансами занимает финан­совое планирование. Именно в ходе планирования любой экономи­ческий субъект всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направле­ния их наиболее эффективного использования.

Финансовое планирование включает в себя составление текущих краткосрочных годовых финансовых планов и оперативное внутри-годовое планирование. Основным финансовым планом является бюджет, который представляет собой смету ближайших расходов и доходов государства. Годовые планы организаций формируются в виде балансов (смет) их доходов и расходов, в которых отражаются все финансовые ресурсы организации и направления их использова­ния. Внутригодовые планы - это бюджетная роспись доходов и рас­ходов, различные платежные бюджеты и календари организаций, которые составляются по кварталам и месяцам для обеспечения внут-ригодовой сбалансированности доходов и расходов.

2. Оперативное управление предполагает исполнение финансовых планов и проведение финансового маневрирования. Оно представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного ана­лиза складывающейся ситуации и преследующих цель получения мак­симального эффекта при минимуме затрат при помощи перераспре­деления финансовых ресурсов. Исполнение финансового плана должно обеспечить получение запланированных доходов и финансирование всех расходов в полном размере и в установленный срок. Финансовое маневрирование связано с проведением мероприятий по устранению диспропорций, не предусмотренных в процессе планирования. Для обеспечения финансового маневрирования осуществляется формиро­вание и использование резервных и страховых фондов, получение и использование дополнительных доходов, привлечение кредитных ре­сурсов и перераспределение расходов между отдельными статьями.

Финансовый контроль, с одной стороны, - одна из завершающих функций управления финансами, а с другой, он выступает необхо­димым условием эффективности управления ими. Финансовый конт­роль представляет собой деятельность специальных органов по обес­печению соблюдения финансового законодательства и выявления резервов роста доходов и экономии расходов экономических субъек­тов. Существуют три формы финансового контроля:

государственный контроль осуществляется специальными конт­рольными органами государства и направлен на максимизацию до­ходов и соблюдение целевого расходования средств государства;

внутрихозяйственный контроль осуществляется бухгалтериями, финансовыми отделами, специальными ревизионными комиссиями и другими службами, которые проводят свою работу в целях повы­шения эффективности финансовой деятельности организаций;

аудиторский контроль - это контроль специальных юридичес­ких лиц или предпринимателей - физических лиц, которые имеют лицензию на проведение аудита. Лицензия дает право на проведение определенных видов контрольных работ (лицензии выдаются отдель­но на банковский аудит, страховой аудит, аудит паевых фондов, бирж и общий аудит). Аудит может быть обязательным и инициативным. Первый осуществляется в силу закона и ему подвергаются организа­ции, которые привлекают средства юридических и физических лиц (банки, страховые организации, паевые, инвестиционные фонды, ак­ционерные общества). Цель обязательного аудита - подтверждение данных отчетности, поэтому аудитор должен проверить соответствие отчетности данным учета, правильность ведения бухгалтерского уче­та и отсутствие нарушений финансового законодательства. Второй проводится по решению органов управления предприятия для повы­шения эффективности и качества управления финансами.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Процесс управления финансами

2. Финансовое планирование и прогнозирование

Задача 11

Задача 21

Список литературы

1. Процесс управления финансами

Система управления финансами в современной экономике имеет определяющее значение для ее функционирования и развития. Сложившаяся к настоящему времени российская система управления финансами получила развитие в процессе экономических реформ перехода от планово-централизованной к рыночной экономике.

Управление финансами в современной рыночной экономике представляет собой взаимосвязанный комплекс мер, инструментов, а также финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию реального сектора экономики и решению назревших социальных проблем.

Намеченная финансовая политика может быть успешно реализована только при научной организации процесса управления финансами.

По своему содержанию процесс управления финансами - это создание, применение, проверка соблюдения, изучение, анализ и совершенствование форм финансовых отношений, предназначенных для реализации целей и задач, намеченных финансовой политикой. Формы финансовых отношений - это законодательно оформленные в виде нормативных актов объективные финансовые отношения (например, финансовые отношения государства с предприятиями организованы в формах различных налогов, положений о государственном финансировании и т.п.). Из содержания процесса управления финансами видно, что финансы могут быть как объектом, так и субъектом управления.

Объектом управления финансы являются тогда, когда осуществляются такие стадии управления как создание, проверка соблюдения, изучение, анализ и совершенствование форм финансовых отношений.

Субъектом управления финансы являются тогда, когда происходит стадия практического применения выработанных форм финансовых отношений.

В управлении финансами, как и в других управленческих системах, выделяются субъекты и объекты управления:

Объекты - разнообразные виды финансовых отношений;

Субъекты - финансовые органы.

Целью управления финансами является достижение финансовой устойчивости и независимости, проявляющихся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты и, в конечном счете, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

Можно выделить следующие элементы управления финансами:

· финансовое планирование, назначение которого сводится к разработке системы финансовых планов экономического и социального развития страны, регионов и отдельных хозяйствующих субъектов и соответствующих финансовых отношений на основе научного обоснования процесса движения финансовых ресурсов на определенный период;

· прогнозирование, имеющее концептуальное значение, так как на его основе разрабатываются и формируются возможные сценарии формирования финансовых ресурсов страны и их эффективного использования с учетом концепций развития финансовых отношений, в результате чего определяются конкретные программы по решению наиболее острых социальных и экономических проблем;

· финансовое регулирование, направленное на формирование и поддержание конкурентной среды, стимулирующей экономическое развитие и ограничение монополизации рынка;

· финансовый контроль, сущность которого сводится к обеспечению выполнения всеми хозяйствующими субъектами законодательно-правовых норм действующего законодательства, выявлению и предотвращению возможных нарушений и разработке предложений по совершенствованию нормативной, правовой и законодательной базы с целью обеспечения устойчивого функционирования финансовой системы;

· финансовое законодательство, которое служит нормативно-правовым обеспечением финансовой политики и мер по ее реализации;

· система методов мобилизации финансовых ресурсов, обеспечивающая совершенствование и развитие рациональных форм изъятия части доходов, получаемых субъектами экономики для реализации целей государства.

Организация процесса управления финансами включает в себя три основные стадии:

При реализации первой стадии осуществляется выработка (создание) форм финансовых отношений, их совершенствование - финансовое право, положения которого направлены на создание определенного финансового механизма.

Различают два основных метода организации форм финансовых отношений: наделение форм финансовых отношений финансовыми стимулами, которые представляют собой возможность той или иной формы финансовых отношений материально воздействовать на деятельность субъектов экономики с целью заинтересовать их в наилучших результатах своей работы (примером подобного финансового стимулирования могут служить предоставляемые налоговые льготы); наделение форм финансовых отношений нормативами (тарифы, ставки), обеспечивающими реальность и результативность мер финансового воздействия на экономические процессы.

Вторая стадия заключается в практическом применении (реализации) форм финансовых отношений - финансовая деятельность, включающая в себя составление и исполнение финансовых планов и прогнозов с целью определения источников и оптимального объема денежных доходов, их рационального распределения и использования и выявления возможностей увеличения доходов и сокращения расходов.

На третьей стадии управления финансами проводится финансовый контроль, осуществляемый специально уполномоченными органами, главной функциональной задачей которых является не только проверка соблюдения установленных форм и методов финансовых отношений, но и подготовка обоснований для их совершенствования, в результате изучения их эффективности.

Субъективная деятельность в области организации процесса управления финансами может приводить как к положительным, так и к отрицательным последствиям в экономике страны. И те, и другие важно выявлять на ранней стадии их проявления, дабы расширить круг влияния положительных и восполнить потери, вызванные существованием отрицательных результатов финансового воздействия на ход экономических процессов. Поэтому очень важным в процессе управления финансами является создание системы специальных органов, в компетенцию которых и входит решение подобных вопросов.

Совокупность органов, осуществляющих управление финансами можно подразделить на три основные группы: 1.органы общего управления финансами, осуществляющие стратегическое управление, 2 органы оперативного управления финансами, 3. органы отраслевого управления финансами

Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы законодательной власти и управления:

· Президент Российской Федерации (администрация президента) - регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Парламентом.

· Парламент РФ (Федеральное Собрание состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы) - устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство.

· Правительство РФ - рассматривает федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами.

Центральным органом, осуществляющим оперативное управление и реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ и его органы на местах. Оно обеспечивает единство финансовой, денежно-кредитной и валютной политик в РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.

Основные задачи Министерства финансов: совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма; разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ; концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ; разработка проекта федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ; разработка программ государственных заимствований и управление государственным внутренним и внешним долгом РФ.

Министерство финансов в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции: подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ; участвует в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на перспективу; участвует в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики; участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной, инвестиционной политик; разрабатывает проекты федерального бюджета и составляет прогнозы консолидированного бюджета РФ; осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета и др.

В настоящее время в центральном аппарате Министерства финансов функционируют следующие подразделения: Департамент бюджетной политики, разрабатывающий политику в области доходов и расходов бюджетной системы, составляющий проект федерального бюджета и организующий его исполнение; Департамент отраслевого финансирования; Департамент межбюджетных отношений, который регулирует взаимоотношения с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами; Департамент управления государственным внутренним долгом, осуществляющий эмиссию внутренних государственных займов, выплату процентов по ним и их погашение; Департамент оборонного комплекса и правоохранительных органов.

Самостоятельное функционирование хозяйствующих субъектов в условиях рынка требует от них значительного расширения сферы управления и самоуправления, увеличивает объем и усложняет характер управленческих мероприятий. Существенно возрастает и ответственность за своевременность и качество принимаемых решений. И в результате все большее значение приобретает финансовый менеджмент, обеспечивающий устойчивое управление финансово-хозяйственной деятельностью в условиях динамично меняющейся среды.

Финансовый менеджмент на предприятии представляет собой динамически изменяющиеся в пространстве и времени, связанные между собой управленческие действия, направленные на выявление проблем, поиск и организацию выполнения принятых решений.

В качестве своей ключевой задачи финансовый менеджмент имеет эффективное достижение целей предприятия, исключающее нерациональные затраты времени, ресурсов и талантов. В соответствии с поставленной целью в процессе управления деятельностью предприятия устанавливаются промежуточные задачи по активизации работников всех подразделений предприятия по контролю за движением и использованием всех его ресурсов. Для этого производится глубокий анализ проблем во всех сферах и областях деятельности предприятия, и выделяются те, которые требуют наибольшего внимания и усилий, так как являются главными факторами достижения желаемых результатов.

2. Финансовое планирование и прогнозирование

Планирование и прогнозирование - важнейшие элементы сознательного управления экономическими и социальными процессами.

Обоснование финансовых показателей, намечаемых финансовых операций, как и результативность многих хозяйственных решений, достигается в процессе финансового планирования и прогнозирования, которые являются частью экономического и социального планирования.

Эти два понятия нередко отождествляются, но фактически финансовое прогнозирование должно предшествовать планированию и осуществлять оценку множества вариантов. Посредством финансового планирования конкретизируются намечаемые прогнозы, определяются конкретные пути, показатели, взаимоувязанные задачи, последовательность их реализации, а также методы, содействующие достижению выбранной цели.

Таким образом, финансовое планирование - это научный процесс обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений. В более глубоком смысле финансовое планирование - это совокупность мероприятий, связанных с планомерным образованием и использование фондов денежных средств.

Его объектом в основном выступает финансовая деятельность государства или любого хозяйствующего субъекта, иногда круг или отдельные финансовые операции.

В условиях рынка возрастает значимость финансового планирования и на микроуровне, так как любой шаг предприятий и предпринимателей сопряжен с риском, приносит доходы или потери и должен быть предварительно рассчитан, обоснован в разных вариантах, прежде чем будет принято решение.

Главным назначением внутрифирменного финансового планирования является расчет потребности в денежных средствах, объема и структуры затрат, определение эффективности любых хозяйственных и финансовых операций и итогов всей работы субъекта.

Вообще основными задачами финансового планирования, как на макро, так и на микроуровне являются: 1. определение объемов и источников формирования фондов и финансовых ресурсов; 2. определение направлений использования финансовых ресурсов; 3. выявление материальных, трудовых и финансовых резервов; 4. осуществление контроля за целевым использованием средств.

Из единой системы планирования финансовое планирование выделяют отличительные особенности, связанные с объектами, сферами планирования, его целью и характером, а также формой основных показателей, а именно: объектом финансового планирования всегда выступает финансовая деятельность субъектов хозяйствования на любом уровне управления; сфера его действия охватывает в основном перераспределительные процессы, осуществляемые посредством финансов при образовании, распределении и использовании фондов денежных средств; финансовое планирование обращено к стоимостной стороне воспроизводства и его основной целью является обоснование финансовых возможностей обеспечения намечаемых проектов и их эффективности; финансовые показатели, задания, планы всегда рассчитываются в стоимостной форме и являются производными от натуральных показателей (например, прибыль предприятия, зависит от ряда факторов: какую продукция произвели, в каком объеме и кому продали).

Организация финансового планирования, отвечающая объективным требованиям, предполагает учет его основных принципов, к числу которых относятся: объективная необходимость использования финансового планирования как первоначальной стадии управления финансами на всех уровнях хозяйствования; принцип эффективности, который отражает качественную сторону данного процесса и ориентирует его на получение положительных финансовых результатов, на достижение должного экономического и социального эффекта; принцип комплексности и единства цели, который предполагает согласование производственных и финансовых заданий и планов на разных уровнях управления. При этом требуется сочетание общегосударственных, коллективных и личных экономических интересов участников воспроизводства. Только при соблюдении этого принципа в сочетании с другими возможно определить эффективную, разумную финансовую политику государства и любого самостоятельного субъекта; принцип научности - научная обоснованность финансовых планов означает не только их реальность, но и предполагает выбор лучших решений с учетом долгосрочной выгоды.

Активное воздействие финансового планирования на повышение эффективности общественного производства и любого хозяйствующего субъекта во многом зависит от методов обоснования и взаимной увязки финансовых заданий.

В действующей практике финансового планирования применяются в основном следующие методы: метод экономического анализа (метод экстраполяции, коэффициентный метод) - заключается в планировании финансовых показателей на основе установления их динамики за ряд прошлых лет. Недостаток этого метода в том, что такой порядок не стимулировал выявления внутрихозяйственных резервов, режим экономии, так как перевыполнение плановых заданий влекло за собой автоматическое завышение показателей в каждом новом периоде; реальность финансовых расчетов повышается при применении нормативного метода, однако, для этого требуется мощная нормативная база: многочисленные научно обоснованные нормы и нормативы. Многие развитые страны в практике финансового планирования широко используют финансовые долгосрочные нормативы, с помощью которых регулируют финансовые взаимоотношения субъектов хозяйствования с государством. К ним, прежде всего, относятся ставки налоговых и других обязательных платежей в бюджет, внебюджетные фонды и другие финансовые институты. Это придает устойчивый характер отношениям, определенность, позволяет государству и отдельным товаропроизводителям реально оценивать свои финансовые возможности; возможности более обоснованного предвидения эффективности намеченных заданий дают методы экспертных оценок, программно-целевой, экономико-математических моделей движения финансовых ресурсов. Моделирование финансового обеспечения намечаемого проекта, объема и структуры расходов в разных ситуациях, вариантах и соответственно предполагаемого эффекта, позволяет выбрать тот вариант прогноза или плана, который наиболее полно отвечает поставленной цели; основным способом согласования отдельных разделов финансовых планов является балансовый метод. Он используется для взаимной увязки расходов с источниками их покрытия, согласованности стоимостных и натуральных пропорций и разных показателей.

Методы сбалансированности финансовых планов должны базироваться на рациональных формах движения финансовых ресурсов, содействующих достижению высокого экономического и социального эффекта.

Реальность и обоснованность финансовых заданий, отдельных показателей находит конкретное выражение в составлении и исполнении финансовых планов.

Все финансовые планы, объединенные в определенную систему, подразделяются на две основные группы: централизованные (общегосударственные); децентрализованные планы.

Централизованные финансовые планы содержат следующие существенные признаки: их объект - общегосударственные ресурсы, формируемые и распределяемые на макроуровне; охват - сфера финансовой деятельности государства, соответственно и его финансовые взаимоотношения с участниками воспроизводственного процесса; основная цель - обоснование финансовой политики государства на конкретный период, базирующейся на определении его финансовых возможностей удовлетворения общегосударственных потребностей. Их основные задания намечают доходы и расходы всех централизованных фондов денежных средств, создаваемых на макроуровне, определяют источники, пути их формирования и исполнения; по форме они всегда являются сводными.

К числу централизованных финансовых планов относятся и финансовые планы всех внебюджетных фондов, представляющих собой стоимостные балансы, определяющие все поступления на текущий год и расходы.

Количество децентрализованных финансовых планов значительно больше и разнообразней по форме и содержанию. Это финансовые планы многочисленных, разных по своей деятельности, типу организации, методам управления и финансирования предприятий, учреждений, организаций и ведомств.

Они различаются по: форме собственности (финансовые планы государственных, арендных, кооперативных предприятий, акционерных обществ, иностранных и совместных предприятий, частных фирм и общественных организаций); отраслевым особенностям (финансовые планы промышленных, сельскохозяйственных предприятий и т.д.); специфике производства (финансовые планы предприятий материалоемкого, фондоемкого, трудоемкого производства); сфере деятельности (финансовые планы торговых, закупочных, посреднических предприятий и т.д.); типу и размеру предприятия (финансовые планы малых, средних и крупных предприятий); виду предприятий (планы объединений, концернов, холдингов).

Задача 1

Составить план распределения совместного предприятия и размер дивиденда на одну акцию

Уставной капитал - 1000 обыкновенных акций и 800 привилегированных акций. Номинальная стоимость акций - 100 руб.

Объявленных дивидендов - 20 %

Сумма резервного фонда - 15 % от УК

Акционерное общество в течение финансового года выпустило облигации с купонным доходом 10 % годовых на срок 6 месяцев на сумму 20 тыс. руб.

План распределения чистой прибыли акционерного общества на год

Чистая прибыль, тыс. руб.

Чистые доходы от долевого участия в совместной деятельности, тыс. руб.

Чистая прибыль всего, тыс. руб.

Отчисления от прибыли в резервный фонд, тыс. руб.

Фонд дивидендов, выплачиваемых по привилегированным акциям, тыс. руб.

Выплата процентов по облигационному займу, тыс. руб.

Отчисления от прибыли с целью формирования фондов, предусмотренных Уставом Общества, тыс. руб.

Фонд социального назначения, тыс. руб.

Фонд дивидендов, выплачиваемых по обыкновенным акциям, тыс. руб.

Размер дивиденда на 1 обыкновенную акцию в % к ее номинальной стоимости, руб.

Задача 2

Рассчитать объемы финансовых ресурсов, поступивших из прибыли. Составить план распределения совместного предприятия.

Доля для российского участника ОАО в основном капитале совместного предприятия составляет 30%

Доля иностранного участника ОАО в основном капитале совместного предприятия - 70 %

Ставка налога на прибыль равна 24 %

Валютный курс доллара составляет 30 руб.

Валютный курс евро составляет 34,5 руб.

Ставка налога на доходы от долевого участия составляет 15 %

Ставка налога на перевод иностранного капитала 15 %

План распределения прибыли совместного предприятия на год

Доход, поступивший на валютный счет, тыс. ЕВРО

Доход, тыс. руб.

Доход всего, тыс. руб.

Расходы на производство продукции, тыс. ЕВРО

Расходы на производство продукции. тыс. руб.

Расходы всего, тыс. руб.

Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.

Прибыль от внереализационных операций, тыс. руб.

Налогооблагаемая база, тыс. руб.

Сумма налога на прибыль, тыс. руб.

Чистая прибыль, тыс. руб.

Резервный фонд, тыс. руб.

Фонд модернизации, тыс.руб.

Прибыль к распределению между участниками, тыс. руб.

Доход российского участника, тыс. руб.

Сумма налога на долевое участие, тыс. руб.

Чистый доход российского участника, тыс. руб.

Доход иностранного участника, тыс. руб.

256,55

Доход иностранного участника, тыс. ЕВРО.

Список литературы

1. Балабанов И.Т. Валютный рынок и валютные операции в России. - М.: Финансы и статистика, 1998.-240с.

2. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб.пособие. -М.: Финансы и статистика, 2003-480с.

3. Деньги и финансы: тесты и задачи./ И.Т.Балабанов, А.И.Балабанов, Вал.А.Боровкова, Вик.А.Боровкова, О.Е.Пирогова; Под ред.И.Т.Балабанова.-СПб: Изд-во "Питер",2002-144с.

4. Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учебник для вузов. -М.: ЮНИТИ, 1998.-639с.

5. Тренев Н.Н. Управление финансами: Учеб.пособие. -М.: Финансы и статистика, 1999.-496с.

6. Финансовый менеджмент: теория и практика./ Под ред. Е.С.Стояно-вой. -М.:Перспектива, 1997.-574с.

7. Финансы: Учебник для вузов./ Под ред. Л.А.Дробозиной.-М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.-527с.

8. Финансы: Учебник для вузов./ Под ред. М.В.Романовского, О.В.Вруб-левской, Б.М.Сабанти.-М.: Перспектива, Изд-во Юрайт, 2003-520с.

9. Финансово-кредитный словарь.-М.: Финансы и статистика.

10. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий.-М.: ИНФРА-М, 1998.-338с.

Подобные документы

    Основные задачи и методы управления финансами. Финансовое планирование и прогнозирование. Финансовое программирование и автоматизированные системы управления финансами. Высшие органы управления государственной власти управления финансами.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2004

    Методы управления финансами. Финансовое планирование и прогнозирование. Автоматизированные системы управления финансами. Высшие органы управления государственной власти управления финансами. Основные цели, задачи и методы финансового менеджмента.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2009

    Система государственных органов управления финансами и их функции. Финансовое планирование и прогнозирование как функция финансового контроля. Управление финансами частных национальных и транснациональных корпораций. Деятельность Казначейства России.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2012

    Сущность и методы управления финансами, объекты и субъекты. Финансовое планирование и прогнозирование. Оперативное управление, контроль. Высшие органы государственной власти управления финансами в Российской Федерации. Счетная палата, налоговые органы.

    реферат , добавлен 04.04.2018

    Сущность, методы и органы управления финансами. Финансовое планирование и прогнозирование в условиях рыночной экономики. Автоматизированные системы финансового менеджмента. Финансовые потоки на макроуровне. Анализ рисков и способы управления ими.

    контрольная работа , добавлен 12.11.2015

    Основные задачи и методы управления финансами, их формы, объекты и субъекты. Финансовое планирование и прогнозирование. Финансовое программирование и автоматизированные системы управления финансами. Основные цели, задачи и методы финансового менеджмента.

    курсовая работа , добавлен 04.05.2009

    Финансовое планирование и прогнозирование. Объекты и субъекты управления финансами. Счетная палата, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство Минфина и Государственный таможенный комитет. Примеры регионального управления в зарубежных странах.

    курсовая работа , добавлен 03.04.2013

    Ознакомление с понятием, функциями (анализ, прогнозирование, планирование, оперативное регулирование, контроль состояния, учет финансовых ресурсов), задачами, формами (обязательный, бюджетный) и органами управления финансами Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 17.06.2010

    Теоретические основы формирования системы управления финансами. Финансовые отношения: их сущность, состав и значение. Современное состояние системы управления финансами. Деятельность законодательных и исполнительных органов власти в управлении финансами.

    реферат , добавлен 21.01.2009

    Понятие управления финансами, особенности их современной системы. Аспекты реформирования управления государственными финансами. Экономическая необходимость закона о государственном финансовой контроле. Оценка деятельности Счетной палаты и казначейства.

Тема 8 Финансовая политика и управление финансами

Государство разрабатывает финансовую политику как средство реализации своих целей и задач в финансовой сфере.

Финансовая политика – целенаправленная деятельность государства в области использования финансов, следовательно, это надстроечное понятие. Финансовая политика – это концентрированное выражение финансов.

В процессе выработки финансовой политики обеспечиваются материальные условия для выполнения поставленных перед страной задач. Именно поэтому финансовая политика выступает активным инструментом воздействия на экономику.

В зависимости от характера поставленных задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия – долгосрочный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу, предполагает решение крупномасштабных задач, которые определяются экономической и социальной стратегией. В процессе разработки финансовой стратегии прогнозируются основные направления развития финансов, намечаются принципы использования и организации финансов, решается вопрос о необходимости концентрации финансовых ресурсов на тех направлениях развития экономики, которые разработаны и приняты экономической политикой.

Следовательно, финансовая политика, как составная часть экономической политики, решает задачи изыскания, концентрации и аккумуляции финансовых ресурсов и их распределения по направлениям развития, которые вырабатываются экономической политикой.

Финансовая тактика предусматривает решение задач на определенном этапе развития страны и обеспечение этого развития путем своевременного изменения способов организации финансовых ресурсов, направленных на решение задач финансовой политики. Финансовая тактика более гибка, так как она определяется подвижностью экономических условий и социальных факторов.

Финансовая стратегия и финансовая тактика взаимосвязаны. Стратегия создает условия для решения тактических задач, а также выявляет решающие участки развития и приводит в соответствие со способами и формами организации финансовых отношений и взаимосвязей. Финансовая тактика позволяет в более сжатые сроки и с наименьшими затратами решать задачи финансовой стратегии.

Выделяют следующие цели финансовой политики в зависимости от направлений финансовой деятельности государства, которую можно разделить на три вида:

Аллокация (распределение) – финансирование государством производства тех товаров и услуг, которые не может произвести частный сектор (оборона, управление, международная деятельность и т.д.);



Перераспределение – это финансовое перераспределение государством доходов и имущества с целью справедливого распределения доходов и достижения социальной справедливости;

Стабилизация – осуществление финансовых мер, направленных на достижение возможно более полной занятости, снижения инфляции, поддержание стабильного экономического роста.

Главной целью финансовой политики является увеличение объема и улучшение эффективности использования финансовых ресурсов.

Кроме того, разрабатывая финансовую политику, государство преследует достижение следующих целей:

Повышение уровня жизни населения на основе развития отраслей народного хозяйства;

Оздоровление и структурная перестройка экономики;

Снижение темпов инфляции.

Таким образом, финансовая политика направлена на концентрацию финансовых ресурсов и решение настоящих задач, именно это позволяет государству активно влиять на общественное производство. Воздействие финансовой политики на экономику и социальное развитие общества требует, чтобы финансовая политика осуществлялась на основе научно обоснованной теории. Опыт экономического развития показал, что отрыв финансовой политики от экономики сдерживает реализацию тех задач, которые требуется решать для развития общества.

Финансовая политика называется прогрессивной , когда она базируется на научных разработках и научный подход служит тому, что финансовая политика неотрывна от реальных финансовых отношений.

Научный подход предполагает:

1. Финансовая политика должна объективно соответствовать закономерному развитию производства, поэтому важное значение имеет наличие достоверной информации. Такая информация должна нести сведения о процессах, происходящих в экономике, в социальной сфере, и отражать результаты проводимых мероприятий. При этом развитие производства характеризуется рядом показателей:

ВНП или НД (национальный доход) – главные источники финансовых ресурсов;

Объемом инвестирования;

Темпами обновления основных фондов;

Ростом производительности труда;

Жизненный уровень населения;

Дефицитом государственного бюджета.

Информация составляет базу для выработки эффективной финансовой политики. Общее направление финансовой политики должно ориентироваться на повышение экономической эффективности и иметь своей целью рост объема и эффективности использования финансовых ресурсов.

2. Решения должны приниматься на основе расчета и четкого предвидения последствий проводимых мероприятий.

3. Важным требованием является соблюдение комплексного подхода к проведению и выработке финансовой политики. Координация должна быть направлена на решение основных задач. Важно учитывать ценовую, заработную и кредитную политику. Если нет согласованности, то нельзя достигнуть и положительных результатов. Финансовая политика, являясь составной частью экономической политики, имеет специфические для нее способы и методы решения поставленных задач. Могут использоваться разные пути достижения результатов: прогнозирование и изучение результатов мероприятий.

Сущность финансовой политики, как экономической категории, проявляется в ее функциях.

Финансовая политика выполняет 2 основных функции – фискальную и экономическую.

Фискальная функция финансовой политики заключается в увеличении формирующейся доходной базы государства и рациональном ее использовании.

Экономическая функция сводится к регулированию механизма перераспределения национального дохода между территориями и отраслями хозяйствования.

С точки зрения внутреннего содержания финансовой политики выделяют 3 составные части:

1) выработка научно обоснованной концепции финансов на длительную (стратегия) и ближайшую (тактика) перспективу;

2) разработка соответствующего финансового механизма для достижения поставленных целей;

3) принятие нормативных актов и конкретных организационных мер в области использования финансов.

Если отсутствует хотя бы один из элементов, то финансовая политика не удовлетворяет современным условиям.

Министерство финансов РФ, на которое возложена обязанность выработки финансовой политики, подготавливает несколько вариантов финансовой политики. Все они подвергаются экспертной оценке, и наиболее оптимальный вариант направляется в правительство. Многовариантный проект требует строго использования, математического моделирования и прогнозирования. При выработке финансовой политики необходимо создать запас финансовых ресурсов с их постоянным увеличением. Необходимо определить наиболее рациональные доли изъятия доходов предприятий государством. При выработке финансовой политики большое значение придается распределению финансовых ресурсов и их концентрации на основных направлениях.

Финансовая политика содержит в себе финансовые стимулы, использование которых позволяет увеличивать объемы финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы.

Финансовые стимулы - это экономические рычаги, действие которых связано с материальными интересами субъектов хозяйствования, а результатом использования становится увеличение объемов финансовых ресурсов.

Можно выделить следующие группы финансовых стимулов:

1. Финансовые стимулы, которые позволяют обеспечить выбор наиболее эффективных направлений инвестирования ресурсов в общественное производство. При выборе основных направлений инвестирования средств большое внимание уделяется показателям финансоемкости и финансоотдачи, являющимся критериями для выработки целевых программ.

Финансоемкость – показатель, который определяет количество финансовых ресурсов, необходимых для выполнения той или иной программы.

Финансоотдача – показатель, определяющий количество финансовых ресурсов, дополнительно возвращаемых при вложении определенного объема (количество прибыли, получаемой на вложенные ресурсы). Рост показателя финансоотдачи свидетельствует о действенности финансовой политики. Основной задачей является снижение финансоемкости и повышение финансоотдачи в общественном производстве. При этом необходимо помнить, что важным резервом роста финансовых ресурсов государства выступает улучшенная воспроизводственная структура финансовых ресурсов стоимости общественного продукта.

2. Использование специальных поощрительных фондов.

3. Финансовые стимулы, связанные с бюджетными методами интенсификации производства. Проводя активную финансовую политику, государство может использовать бюджетные доходы и расходы для стимулирования производства. Чтобы бюджетные доходы превратились в бюджетные стимулы, нужно, чтобы каждый вид платежа выполнял не только фискальную, но и стимулирующую функцию.

4. Специальные финансовые (налоговые) льготы и санкции.

Для возможности реализации финансовой политики разрабатывается соответствующий финансовый механизм, который является инструментом реализации финансовой политики.

Финансовый механизм – совокупность форм организации финансовых отношений, которая позволяет формировать и использовать финансовые ресурсы государства. Инструментами финансового механизма выступают налоги и неналоговые поступления в бюджет страны.

Финансовый механизм включает в себя виды, формы и методы организации финансовых отношений и способы их количественного определения. Множество финансовых взаимосвязей предопределяет различные формы и методы организации.

Финансовый механизм делится:

– на финансовый механизм организаций;

– на страховой механизм;

– на механизм функционирования государственных органов;

– на кредитную политику.

В каждом из разделов выделяют структурные виды по звеньям финансовой системы.

В соответствии с территориальным делением можно выделить финансовый механизм федерации; финансовый механизм республики; финансовый механизм местных органов.

При рассмотрении финансового механизма с точки зрения его воздействия на общественное воспроизводство выделяются его функциональные звенья:

Механизм мобилизации финансовых ресурсов;

Механизм предоставления финансовых ресурсов;

Механизм стимулирования общественного производства.

Каждый элемент является составной частью единого финансового механизма, но функционирующий самостоятельно. И все элементы требуют согласования.

Все звенья различаются степенью сложности и развитием отдельных элементов. Структура финансового механизма отражает финансовую систему с позиции группировки финансовых отношений и состоит из 5 взаимосвязанных блоков.

Блок 1 - Финансовые методы - способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс, формирование и использование денежных фондов.

К финансовым методам относятся: финансовый учет; анализ; планирование; прогнозирование; финансовый контроль; финансовое регулирование; система расчетов; кредитование; налогообложение; другие методы. Составным элементом перечисленных методов являются специальные приемы финансового управления: кредиты и займы; процентные ставки; дивиденды; котировки валютных курсов; другие.

Блок 2 - Финансовые рычаги – совокупность действий финансового метода.

К финансовым рычагам относятся: прибыль, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям, портфельные инвестиции, дивиденды, дисконт, котировка валютного курса рубля и т.п.

Блок 3 – Правовое обеспечение финансового механизма составляет действующее законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность. Сложность финансовой деятельности предприятий вызывает необходимость ее государственного регулирования: регулирование финансовых аспектов создания организаций; налоговое регулирование; регулирование процедур банкротства предприятий. Законодательство, регулирующее финансовую деятельность предприятия, включает в себя: законы, указы Президента, постановления Правительства и т.д.

Блок 4 – Нормативное обеспечение (инструкции, нормативы). Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют: инструкции; нормативы; нормы; тарифные ставки; методические указания и разъяснения и т. п.

Блок 5 - Информационное обеспечение, представляющее собой процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, необходимых для осуществления эффективных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия. Информационное обеспечение включает: компьютерные программы; статистическую и бухгалтерскую отчетность.

Эффективность используемого финансового механизма опре­деляется взаимосвязанным, согласованным, комплексным функ­ционированием всех его элементов. Основными условиями эффек­тивности функционирования финансового механизма являются:

Объективная обоснованность финансового механизма, ко­торый должен быть сформирован с учетом объективных законо­мерностей развития экономики государства;

Соответствие условиям развития экономики и методам хо­зяйствования;

Связь финансового механизма с факторами производства и экономическими интересами субъектов финансовых отноше­ний;

Взаимосвязь составных элементов финансового механизма, их взаимное регулирование.

Соблюдение указанных требований и подходов к органи­зации и функционированию финансового механизма является залогом его успешного использования в ходе управления финан­сами на централизованном и децентрализованном уровнях.

Финансовый механизм и финансовая политика тесно связаны с финансовым правом. Наличие юридических норм позволяет установить единые требования ко всей финансовой системе. Финансовое право является инструментом формирования и проведения финансовой политики и оказывает влияние на экономическую политику, т.е. финансовое право осуществляет регламентацию всех финансовых отношений.

В качестве важнейших направлений государственной финансовой политики выступают:

1. Бюджетная политика представляет собой совокупность мероприятий, проводимых государством в области формирования, использования и осуществления взаимодействия бюджетов всех уровней.

2. Налоговая политика – это деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по принудительному изъятию части доходов, получаемых экономическими субъектами и населением, в целях формирования доходной части соответствующих бюджетов.

3. Инвестиционная политика – это комплекс мероприятий по созданию условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего, в реальный сектор экономики.

4. Социальная финансовая политика – связана с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ (охватывает пенсионную политику, иммиграционную политику, политику финансовой помощи отдельным категориям граждан и т.д.).

5. Таможенная политика – это осуществляемая государством система мер, правил и процедур, регулирующих движение товаров через таможенную границу в интересах национальной экономики.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Финансовая политика трансформируется в нормы финансового права;

Состояние финансов предопределяет цели и задачи финансовой политики;

Финансовая политика благодаря финансовому праву оформляется новыми нормативными актами и реализуется через финансовый механизм.

Финансовая политика Российской Федерации в настоящее время определяется положениями Стратегии долгосрочного социально - экономического развития России до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития регионов РФ до 2020 года, Программы повышения эффективности бюджетных расходов в РФ на период до 2012 года, Бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2012–2014 годах», Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях до 2013 года, Основных направлений государственной долговой политики РФ на 2012-2014 гг.

В соответствии с перечисленными документами современная финансовая политика Российской Федерации нацелена на фор­мирование финансовой основы для «перехода от экспортно-сы­рьевой модели к инновационному социально ориентированному типу экономического развития, создания необходимых предпо­сылок для поддержания в долгосрочном периоде высоких темпов экономического роста и макроэкономической стабильности», повышения благосостояния населения.

Управление финансами – процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности.

Без управления финансами, финансовыми отношениями, конкретными формами проявления категории финансов невозможно развивать экономику. Конкретным объектом управления является сфера финансовых отношений или финансовых взаимосвязей, которые материализуются в финансовых ресурсах.

Финансовые объекты – разнообразные виды финансовых отношений.

К финансовым объектам относятся:

– финансы предприятий и организаций;

– страховые отношения;

– государственные финансы и т.д.

Финансовые субъекты – организации, которые организуют и осуществляют это управление.

К финансовым субъектам относятся:

– финансовые службы, отделы и органы, которые существуют на предприятии;

– финансовые органы государства (как Министерство финансов, финансовые министерства республик);

– налоговые инспекции.

Различают следующие виды управления финансами:

1. Стратегическое управление финансами осуществляется высши­ми органами законодательной и исполнительной власти (Прези­дентом РФ, Правительством РФ, Федеральным Собранием РФ) в ходе составления, рассмотрения и утверждения прогнозов разви­тия экономики государства, государственного и муниципального секторов, долгосрочных целевых программ развития отдельных отраслей, при планировании направлений совершенствования бюджетной системы РФ. В процессе осуществления стратегичес­кого управления финансами определяются источники и размеры финансовых ресурсов, которые должны обеспечить воспроизвод­ство в тех пропорциях, которые были заложены в соответствии с основными направлениями финансовой политики; устанавлива­ется оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами органов государственной власти, органов местного самоуправле­ния и субъектов хозяйствования; выявляются наиболее эффектив­ные направления использования финансовых ресурсов и резервы их роста.

2. Оперативное управление финансами осуществляется министер­ствами, службами, агентствами, ведомствами и организациями, непосредственно участвующими в реализации финансовых пла­нов на централизованном и децентрализованном уровнях.

Финансовое планирование и прогнозирование;

Оперативное управление;

Финансовый контроль.

Финансовое планирование и прогнозирование используются для научного обоснования текущего и перспективного развития экономики, изменений в конкретном периоде темпов роста ее отдельных отраслей и субъектов хозяйствования, обеспечивают необходимый предварительный контроль за образованием и ис­пользованием финансовых ресурсов.

1. Финансовое планирование – это процесс разработки и реализации финансовых планов. Финансовый план – это система анализа, обобщения, взаимосвязи финансовых показателей. Система финансовых планов характеризуется, во-первых, наличием разнообразных видов и форм финансовых планов; во-вторых, взаимосвязями разных финансовых планов между собой.

Финансовое планирование способствует достижению пропорционального и сбалансированного функционирования и развития как отдель­ного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом. В ходе планирования субъекты хозяйствования, органы государственной власти и органы местного самоуправления оценивают свое фи­нансовое состояние, выявляют возможности увеличения объема финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Планирование осуществляется на основе анализа финансовой информации, содержащейся в бухгалтерской, ста­тистической и оперативной отчетности, которая должна быть достаточно полной и достоверной.

Этапы финансового планирования следующие:

1) анализ выполнения финансового плана за предыдущий период;

2) расчеты по конкретным видам доходов и расходов на планируемый год;

3) балансирование расходов с доходами.

Финансовое прогнозирование – это предвидение финансового положения на тот или иной период времени (среднесрочное 3-5 лет, долгосрочное – свыше 5 лет), главной целью которого является определение реально возможного объема финансовых ресурсов и потребности в них.

Система финансовых прогнозов способствует выработке финан­совой концепции развития страны или субъекта хозяйствования, поскольку широко используется на макро- и микроуровнях как инструмент вариантного анализа, полу­чения дополнительной информации при выработке решений. Финансовые прогнозы позволяют органам управления финанса­ми наметить разные варианты развития финансовой системы, предвидеть формы и методы реализации финансовой политики. При финансовом прогнозировании применяются экономичес­кие модели, с определенной степенью вероятности описываю­щие динамику показателей в зависимости от различных факто­ров, влияющих на финансовые процессы.

2. Оперативное управление - процесс разработ­ки комплекса мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финан­совой ситуации и соответствующего перераспределения финан­совых ресурсов. Необходимость такого управления обусловлена текущими изменениями условий осуществления финансово-хо­зяйственной деятельности субъектами хозяйствования, тенден­ций развития экономики государства.

В ходе оперативного управления финансами обеспечиваются стабильное развитие экономики государства и функционирование субъектов хозяйствования, решаются задачи обеспечения финансовой поддержки населения, предупреждают­ся и ликвидируются чрезвычайные ситуации в ходе финансово-хозяйственной деятельности и ликвидируются их последствия, осуществляется маневрирование бюджетными средствами с це­лью выполнения показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы в складывающихся условиях.

3. Финансовый контроль – это совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления. Предметом финансового контроля являются различные финансовые показатели (доходы и расходы, себестоимость и прибыль). В ходе финансового контроля осуществляются сопоставление текущих и плановых финансовых показателей, проверка адресного и целевого использования финансовых ресурсов, оценивается правомерность действий финансовых работников и руководителей организаций, министерств и ведомств, непосредственно участвующих в распределении финан­совых средств на соответствующем уровне управления. Таким образом, с переходом к рыночным отношениям изменилась цель финансового контроля - от контроля за выполнением плана в условиях централизованной плановой экономики к контролю за соблюдением законодательства. Финансовый контроль осущес­твляется также в ходе финансового планирования и прогнозиро­вания, когда при составлении финансовых прогнозов и финансо­вых планов осуществляется оценка финансовых последствий предполагаемых реформ, разрабатываемых программ, законов, инвестиционных проектов, отслеживаются долгосрочные нега­тивные тенденции в развитии экономики, ее отдельных отраслей и организаций с целью своевременного принятия соответствую­щих мер и предупреждения различного рода нарушений.

Различают следующие формы финансового контроля: предварительный, текущий, последующий.

Взаимосвязь видов и субъектов финансового контроля представлена на рис. 16.

Рис 16- Элементы системы финансового контроля

Важнейшие этапы управления финансами представлены на рис. 11.

анализ планированиеорганизацияучет контрольрегулированиеанализ

Рисунок 11 – Этапы управления финансами

Система финансового управления осуществляется с помощью финансового аппарата, а сам финансовый аппарат представляет собой совокупность органов и организаций, занимающихся управлением финансами. Или, другими словами, финансовый аппарат - система финансовых органов. В свою очередь весь финансовый аппарат также состоит из элементов, аналогичных группировке финансовых отношений.

Первая сфера - финансовые подразделения в отраслях и на предприятиях. Они управляют финансовыми ресурсами, которые создаются и остаются в распоряжении отраслей и предприятий.

Вторая сфера - система страховых органов.

Третья сфера - государственные финансы - Министерство финансов РФ, все финансовые органы, налоговые службы и т.д. Органы управления внебюджетными фондами и все остальные фонды создаются в этой сфере.

Четвертая сфера - кредитные учреждения – Центральный банк РФ и коммерческие банки.

На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы.

1. Министерство финансов РФ принимает участие:

В разработке и реализации финансовой политики государства;

В составлении проекта и исполнении федерального бюджета;

В осуществлении финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;

В обеспечении устойчивости государственных финансов и осуществлении мер по развитию финансовых рынков.

2. Федеральное казначейство (подразделение Минфина РФ) осуществляет:

Организацию, исполнение и контроль за исполнением бюджета;

Финансовое исполнение государственных внебюджетных фондов;

Управление рынком ценных бумаг;

Предоставление отчетности о финансовых операциях Правительства.

3. Полномочиями Счетной палаты РФ (орган государственного финансового контроля, организуемый Федеральным Собранием РФ) являются:

Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и внебюджетных фондов;

Финансовая экспертиза проектов федеральных законов;

Предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета.

4. Федеральная налоговая служба выполняет следующие функции:

– контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей.

5. Федеральная таможенная служба несет ответственность за поступлением таможенных пошлин.


Совокупный общественный продукт – это вся продукция, созданная обществом за данный период времени (состоит из произведенных средств производства и вновь созданной стоимости, которую общество направляет на распределение).


Управление финансами - это процесс целенаправленного воздействия субъекта на объект для достижения целей, предусмотренных финансовой политикой. Субъект управления - совокупность государственных органов и органов управления юридическими лицами, которые в своей деятельности решают различные вопросы использования финансовых отношений; объект управления - финансовый механизм.
Процесс управления финансами заключается в выполнении трех основных функций:
финансового прогнозирования и планирования;
оперативного управления;
финансового контроля.
Начало управленческого процесса связано с определением параметров движения финансовых ресурсов на средне- и долгосрочную перспективу, что осуществляется в процессе финансового прогнозирования. Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников их формирования и использования в прогнозируемом периоде. Прогнозы позволяют наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики. Финансовые прогнозы могут быть среднесрочными - на срок от 1 года до 5 лет и долгосрочными - на срок от 5 лет. Финансовое прогнозирование предполагает применение различных методов: построения эконометрических моделей, корреляционно-регрессионного анализа, метода экспертной оценки и других.
Основным видом финансового прогноза в России является баланс финансовых ресурсов (сводный финансовый баланс). Он представляет собой баланс всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, включая доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и организаций. Прогнозирование финансовых показателей осуществляется также в организациях в ходе составления различных технических и экономических обоснований инвестиционных проектов для определения эффективности проектов и сроков их окупаемости.
Важное место в системе управления финансами занимает финансовое планирование. Именно в ходе планирования любой экономический субъект всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования.
Финансовое планирование включает в себя составление текущих краткосрочных годовых финансовых планов и оперативное внутригодовое планирование. Основным финансовым планом является бюджет, который представляет собой смету ближайших расходов и доходов государства. Годовые планы организаций формируются в виде балансов (смет) их доходов и расходов, в которых отражаются все финансовые ресурсы организации и направления их использования. Внутригодовые планы - это бюджетная роспись доходов и расходов, различные платежные бюджеты и календари организаций, которые составляются по кварталам и месяцам для обеспечения внутригодовой сбалансированности доходов и расходов.
Оперативное управление предполагает исполнение финансовых планов и проведение финансового маневрирования. Оно представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат при помощи перераспределения финансовых ресурсов. Исполнение финансового плана должно обеспечить получение запланированных доходов и финансирование всех расходов в полном размере и в установленный срок. Финансовое маневрирование связано с проведением мероприятий по устранению диспропорций, не предусмотренных в процессе планирования. Для обеспечения финансового маневрирования осуществляется формирование и использование резервных и страховых фондов, получение и использование дополнительных доходов, привлечение кредитных ресурсов и перераспределение расходов между отдельными статьями.
Финансовый контроль, с одной стороны, - одна из завершающих функций управления финансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Финансовый контроль представляет собой деятельность специальных органов по обеспечению соблюдения финансового законодательства и выявления резервов роста доходов и экономии расходов экономических субъектов. Существуют три формы финансового контроля:
государственный контроль осуществляется специальными контрольными органами государства и направлен на максимизацию доходов и соблюдение целевого расходования средств государства;
внутрихозяйственный контроль осуществляется бухгалтериями, финансовыми отделами, специальными ревизионными комиссиями и другими службами, которые проводят свою работу в целях повышения эффективности финансовой деятельности организаций;
аудиторский контроль - это контроль специальных юридических лиц или предпринимателей - физических лиц, которые имеют лицензию на проведение аудита. Лицензия дает право на проведение определенных видов контрольных работ (лицензии выдаются отдельно на банковский аудит, страховой аудит, аудит паевых фондов, бирж и общий аудит). Аудит может быть обязательным и инициативным. Первый осуществляется в силу закона и ему подвергаются организации, которые привлекают средства юридических и физических лиц (банки, страховые организации, паевые, инвестиционные фонды, акционерные общества). Цель обязательного аудита - подтверждение данных отчетности, поэтому аудитор должен проверить соответствие отчетности данным учета, правильность ведения бухгалтерского учета и отсутствие нарушений финансового законодательства. Второй проводится по решению органов управления предприятия для повышения эффективности и качества управления финансами.
Выбор редакции
В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...

Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...

Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...
Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...
Первое мясо, которое нужно давать малышу для прикорма, это – крольчатина. При этом очень важно знать, как правильно варить кролика для...