Теоретические модели общества в истории философии.


Цель и задачи изучения темы.

Рассмотрение общества как подсистему объективной реальности, выявление фундаментальных оснований общественной жизни, ее системообразующих факторов, движущих сил развития в контексте различных концепций общества.

Теоретический материал по теме

Вопрос 1. Теоретические модели общества и их философские основания.

Общество как подсистема объективной реальности изучается социальной философией. Философско-теоретический анализ предполагает исследование общества как сложной системы «человек - общество». Основанием этой системы являются общие законы структуры, функционирования, развития общества, его движущих сил. Задача социальной философии - выявить фундаментальные основания общественной жизни, ее системообразующие факторы, дать анализ общественной сущности человека.

Рассмотрение сущности социальных явлений, причин и основ развития общества, его движущих сил занимали существенное место в истории социально-философской мысли.

Эти и другие фундаментальные проблемы бытия общества в социальной философии рассматриваются с разных точек зрения.

Можно выделить четыре основные модели, подхода к их решению: идеалистическую, натуралистическую, материалистическую и плюралистическую (факторную) модель.

Идеалистическая модель имела широкое распространение в истории философии и господствовала до середины XIX в.

Она основывается на признании абсолютного приоритета сознания по отношению к другим сторонам человеческой деятельности.

Аргументом является то обстоятельство, что в основе любых действий людей лежат идеальные побудительные мотивы, цели, установки, которые предшествуют их реальным действиям.

Идеалистическая интерпретация общества имеет реальные основания - сложность общественных процессов и их познания. В обществе, в отличие от природы, действуют люди, наделенные сознанием и волей, которые ставят перед собой определенные цели и действуют под влиянием сознательных побуждений. Абсолютизация роли сознания в жизни общества и привела к выводу, что сознание является конечной причиной исторических событий.

Идеалистическое объяснение сущности общества приводит к отрицанию объективных законов его развития.

Отрицание закономерного характера функционирования и развития общества предопределило и решение проблемы движущих сил истории. Решающая роль отводилась великим личностям, духовной элите, творческому меньшинству. История предстала результатом их деятельности, народу отводилась роль инертной, пассивной массы, толпы.

Натуралистическая модель (или географическое направление) ведущую роль в развитии общества отводит природным условиям. С точки зрения сторонников этой теории (Ш. Монтескье, Г. Бокль, Л, Мечников), природная среда (климат, почва, полезные ископаемые и т, д.) определяет характер, психику людей, установление того или иного политического строя (например, монархия или республика), диктует различия в уровне развития хозяйственной и другой общественной деятельности.

В XX в. эти идеи легли в основу реакционного философского направления - геополитики (Ф. Ратцель, К. Хаусхофер, Р. Челлен).

Однако натуралистическая модель, справедливо подчеркивая значение природных условий в развитии общества, определенную зависимость развития отдельных стран, в том числе и психики, поведения людей от тех или иных природных, климатических факторов, в то же время преувеличивает, абсолютизирует их роль в социальных процессах.

Противоположной идеалистической и натуралистической модели является материалистическая теория общества, основные принципы которой сформулированы К. Марксом и Ф. Энгельсом. Данная концепция означала материалистическое решение основного вопроса философии применительно к обществу. Не отрицая существования в общественной жизни идейных побудительных мотивов, отвечая на вопросы о конечных причинах возникновения и существования этих мотивов, материалистическая модель основывается на том, что не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет сознание.

Общественное бытие - это объективная социальная реальность, реальный процесс жизни людей, определяющую основу и существенное содержание которого составляет производство материальных благ.

Общественное сознание - духовная сторона общественной жизни: взгляды, представления, теории, идеи, в которых отражается общественное бытие.

Первичность и определяющая роль общественного бытия аргументируется следующим образом:

 общественное сознание возникает на основе общественного бытия и без него не существует, являясь его отражением;

 общественное сознание заимствует из общественного бытия свое содержание;

 источником изменения общественного сознания являются, в конечном счете, потребности развития и изменения общественного бытия.

В материалистической модели получил обоснование закономерный характер развития общества, его рассмотрение как продукта сознательной деятельности людей, различных социальных общностей. При этом решающая роль отводится народу – создателю материальных и духовных ценностей.

Плюралистическая (факторная) модель (М. Вебер, Р. Арон) в отличие от рассмотренных моделей, исследующих общество в рамках монистического подхода к объяснению исторического процесса, рассматривает его как результат действия равнозначных явлений (экономики, религии, права, морали и др.), отрицая наличие единого детерминирующего фактора.

Сравнительный анализ теоретических моделей общества позволяет сделать вывод, что ни одна из них не может служить универсальным ключом к раскрытию сущности социума и его причинно-следственных связей, но каждый из этих подходов обладает определенными познавательными возможностями.

Построение теоретической модели общества начинается с определения основы его существования и развития.

Концептуальное оформление представления об обществе получили в XVH-XVHI вв. В это время философские проблемы общества выделялись в самостоятельный предмет исследования, сформировалась особая отрасль науки - социальная философия . Первые социально-философские теории создали Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш.Монтескье, П. Гольбах, К. Гельвеций, Дж. Вико, И. Гердер и другие философы. Каковы же исторические, социально-экономические, культурные предпосылки содействовали появлению социальной философии?

В XVI-XVIII вв. в Европе сложилась и утвердилась буржуазная индустриальная цивилизация. Это эпоха промышленных и социально-политических революций, ускорения общественного развития.

Возникли объективная возможность и насущная необходимость накопления, обобщения, сравнения фактов исторического развития, проникновения в глубинные причины, закономерности общественной жизни, поиска исторических перспектив. Это была эпоха освобождения человеческого разума от прежде незыблемых традиций, главным образом религиозных, эпоха активной деятельности разума, причем сфера его деятельности кажется неограниченной, а любой предмет изучения - принципиально подчиненным его могуществу.

Концептуально-теоретический уровень философского исследования общества предполагал изучение его объективных основ, закономерностей структуры, существования и развития.

Одной из первых исторически влиятельных концепций явилась натуралистическая концепция общества . Ее развивали Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах и др. Натуралистическая социальная философия начинается с утверждения, что человек является автономным природным существом, наделенным разумом (это также природная характеристика). Общество представляет собой совокупность индивидов. Человек, чтобы жить, должен удовлетворять свои природные потребности. В таком случае общественная жизнь, общественные отношения есть не что иное, как взаимодействие автономных индивидов, удовлетворяющих свои природные интересы. "...Воля людей, производящих в этом мире самые поразительные и обширные изменения, приводится первоначально в движение физическими причинами"".

Философы-просветители утверждали, что общественные отношения в их историческом развитии управляются мыслями людей, их желаниями, целями, разумом, в целом идейными мотивами. Распространение знаний, науки, просвещения позволит познать природу человека, организовать разумное, соответствующее ей общественной устройство, будет содействовать прогрессу. И наоборот, невежество, предрассудки являются тормозом общественного развития. Необходимо преобразование мира на началах разума. Наиболее ярким примером такого преобразования стала Великая Французская буржуазная революция.

Оказывается, что общество имеет две основы: природную и рациональную. Чтобы разрешить это противоречие, предлагается так называемая "теория факторов" . Согласно ей, общество основано на взаимодействии нескольких факторов: природных (географических, биологических), политических, духовных и т.д. Однако является ли сумма факторов решением проблемы? Каково происхождение это) о взаимодействия? Называли географический (географический детерминизм Ш. Монтескье) и демографический (демографический детерминизм английского экономиста Т. Мальтуса) факторы. Гельвеций подчеркивал особую роль экономического фактора, но сводил его только к "материальным нуждам", т.е. по существу природным началам.

Натуралистическое объяснение общества в свое время имело большое теоретико-философское значение, поскольку впервые была сделана попытка найти объективно закономерные, рациональные основы общества. Натуралистический подход к обществу сохраняется в определенном смысле и в настоящее время.

Иное понимание общества содержится в философских теориях Дж. Вико, И. Гердера. Это направление получило название "историзм ". Сторонники его старались найти и обосновать качественную особенность общества в сравнении с природой. Социальное бытие у них создается в ходе истории из "человеческих действий, социальных установлений" прежде всего на основе целостной развивающейся культуры. Природа человека общественная, историческая. Но формируется и существует человек через диалектику природного и общественного, предпосылки, данные природой, развиваются в культуре. Гердер фиксировал двойственность человеческой природы.

В объективно-идеалистической философской системе Гегеля - классическое понимание общества получило наиболее развитое целостное выражение или образ. За побуждениями людей следует видеть известную основу, которая и определяет состояние общества, его историю. В чем она заключается? Гегель считал такой основой саморазвивающийся Абсолютный Дух. Абсолютный Дух посредством людей (человек - "орудие Духа") рационально, закономерно выстраивает историю.

В структуре общества Гегель ставил на первый план так называемое "гражданское общество" , имущественные экономические отношения, хотя они являются не чем иным, как осуществлением на практике правовых понятий. Аналогично объясняются и все остальные общественные отношения. Гегелевскую систему можно считать началом социальной философии, поскольку он выдвинул идею объективной детерминированности общественного развития.

История, по Фейербаху, представляет собой смену типов нравственных и религиозных отношений, связующих людей.

Фундаментальные идеи классической немецкой философии были в дальнейшем восприняты и развиты К. Марксом и Ф. Энгельсом. Однако противоречия предыдущих концепций требовали поиска иного, неидеалистического обоснования социальной философии. Маркс развил диалектико-материалистическую теорию общества. Его главный принцип: "Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание ".

Фундаментальная роль, по Марксу, принадлежит материальному производству . Объективные процессы взаимодействия природы и труда обусловливают существование людей.

Таким образом, утверждается определяющая роль общественного бытия - объективной социальной реальности по отношению к общественному сознанию. Однако само материальное производство нуждается в определенных социально-политических и духовных отношениях, определяет их. Оно играет в обществе системообразующую фундаментальную роль.

Субъектом истории является в таком случае не дух, не лнчность просветителя, а широкие социальные общности людей, создающие духовно и практически свою действительную жизнь .

И если классическая философия выводит суть общества из объективной духовной культуры, то Маркс апеллирует к общественной деятельности субъектов, и, в первую очередь, к материально-производственной практике. Значительную роль в социальной философии играли идеи Маркса об обществе как целостной системе, едином социальном организме со сложной иерархической структурой.

Субъективистская концепция рационалистического толка была предложена О. Контом . Он считал, что общественная жизнь определяется уровнем, качеством интеллектуального развития общества. Именно наука об обществе, позитивная философия должны определять и создавать рациональное общественное устройство.

Современные социально-философские концепции весьма многочисленны, разнообразны по своей проблематике, содержанию, понятийно-категориальному аппарату, формам выражения и т.д. Отметим типичные, выражающие основные тенденции современного философского мировоззрения, рассматривающие проблему основ существования и развития общества.

Социальная концепция М. Вебера была разработана в конце XIX - начале XX вв . М. Вебер рассматривал общество как сложную систему взаимодействующих экономических, социальных, политических, идеологических и религиозных факторов.

В концепции П. Сорокина при объяснении сущности социального акцент сделан на культурной сфере. Ученый считал, что реальное состояние общества, его развитие определяются "сверхиндивидуальной социокультурной реальностью", нетождественной материальной реальности.

Нельзя не отметить социальные концепции, развивающиеся в русле сциентистского направления . К ним в первую очередь относится концепция "информационного общества" (А. Тоффлер, Д. Белл, 3. Бжезинский и др.). В ней подчеркивается особая роль науки, техники, производства и максимального использования научно-технической и другой информации в развитии современного общества.

В учебной и научной литературе приводятся разнообразные определения общества. В частности, общество определяется как:

· выделившаяся из природы и взаимодействующая с ней реальность, характеризующаяся системной организацией и спецификой объективных законов развития;

· система («мир») человеческой деятельности, а также ее объективное условие и результат;

· система взаимодействия (интеракции)между людьми, обеспеченная их коллективным образом жизни и способствующая координации усилий в достижении поставленных целей;

· система социальной коммуникации между людьми, реализующими свои интересы на основе существующих общих ценностей культуры;

· система отношений между социальными группами с характерными для них корпоративными интересами;

· система отношений между большими (макросоциальными) группами – классами, этносоциальными общностями и выражающими их коренные интересы учреждениями;

· система функционирующих социальных институтов, обеспечивающих стабильное развитие социума;

· система взаимосвязанных и взаимодополнительных сфер (экономической, политической, социальной и духовной), в каждой из которых реализуются соответствующие потребности и интересы общества.

Каждое из этих определений репрезентативно и характеризует общество с конкретных концептуальных позиций, задавая возможную его интерпретацию. Многообразие этих интерпретаций обусловливается сложным характером системной организации общества, в которой в качестве образующих ее элементов могут быть выделены различные феномены – индивиды, социальные группы, институты и учреждения с характерными для них социальными действиями, функциональными особенностями, типами коммуникативного взаимодействия, специфическими отношениями и т. д. В различных интерпретациях акценты расставляются в зависимости от того, что претендует на роль ведущего феномена – социальное действие (индивидуально-деятельностное начало общества, связанное с субъективной стороной социальной реальности) или структурно-функциональные институты и общности (универсальные начала социума, в которых проявляются надличностные закономерности, выражающие объективную сторону социальной реальности).

Обратим внимание на три фундаментальные теоретические концепции общества , оказавшие заметное влияние на развитие современного обществознания.

Общество как реляционная система («система общественных отношений») К. Маркса. Исходным для ее понимания является сформулированное К. Марксом материалистическое понимание истории, гласящее, что «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Иными словами, материальная жизнь общества прежде всего способ производства и те экономические отношения, которые складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, определяют духовную жизнь общества – всю совокупность общественных взглядов, желаний и настроений людей. Прекрасно понимая роль субъективной стороны социальной реальности, о чем свидетельствует его замечание «история – не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека», К. Маркс фокусирует внимание на главном, с его точки зрения, в обществе – системе общественных отношений, ибо общество в первую очередь «выражает сумму тех связей и отношений, в которых индивиды находятся друг к другу».



Основу общества составляют производственно-экономические отношения, которые К. Маркс называет также материальными и базисными. Они являются материальными, поскольку складываются между людьми с объективной необходимостью, существуя вне и независимо от их воли и желания. Чтобы существовать, люди, ведя коллективный образ жизни, должны вступать в отношения производственной кооперации, хотя могут и не осознавать их характер. Базисными же эти отношения выступают потому, что определяют экономический строй общества, а также порождают и существенным образом влияют на соответствующую ему надстройку. К ней относятся возникающие на данном базисе и обусловленные им политические, правовые, нравственные, художественные, религиозные, философские и другие отношения, а также соответствующие им учреждения (государство, политические партии, церкви и т. д.) и идеи. Эти отношения К. Маркс называет также идеологическими, ибо они складываются на основе обязательного осознания людьми их характера.

Такова системная организация общества в интерпретации К. Маркса, в которой надстройка не пассивна по отношению к базису, но,тем не менее принципиально определяется им. Не случайно в одной из работ К. Маркс отмечает: «Производственные отношения в своей совокупности образуют то, что называют общественными отношениями, обществом…».

Общество как структурно-функциональная система Т. Парсонса. Основатель школы структурного функционализма в американской социологии ХХ в. Т. Парсонс . так же, как и К. Маркс, интерпретируя общество, констатирует важную роль индивидуальной деятельности людей. В своей первой работе он исходит из того, что именно единичное социальное действие, структура которого включает актора (действующее лицо), цели деятельности, а также социальную ситуацию, представленную средствами и условиями, нормами и ценностями, посредством которых выбираются цели и средства, является системообразующим элементом общества. Поэтому общество можно понять как систему социальных действий субъектов, каждый из которых выполняет определенные социальные роли, положенные ему в соответствии с тем статусом, который он имеет в обществе. Здесь значение субъективной стороны социальной реальности очевидно, ибо, как подчеркивает Т. Парсонс, если что-либо и является существенным для концепции социального действия, так это его нормативная ориентация.

Однако в дальнейшем Т. Парсонс начинает использовать в интерпретации общества парадигму социологического универсализма , ориентированную не столько на изучение мотивов и смыслов индивидуальных социальных действий, сколько на функционирование обезличенных структурных компонентов общества – его подсистем. Используя системные представления биологии, он сформулировал четыре функциональных требования, предъявляемых к системам:

1) адаптации (к физическому окружению);

2) целедостижения (получения удовлетворения);

3) интеграции (поддержания бесконфликтности и гармонии внутри системы);

4) воспроизводства структуры и снятия напряжений, латентность системы (поддержание образцов, сохранение нормативных предписаний и обеспечение следования им).

В обществе эти четыре функции социальной системы, известные под аббревиатурой AGIL (адаптация – целеполагание – интеграция – латентность), обеспечиваются соответствующими подсистемами (экономика – политика – право – социализация), каждая из которых имеет специализированный характер. Вместе с тем они дополняют друг друга как части единого социального организма, позволяя во имя избежания возможных противоречий соизмерять социальные действия акторов. Это достигается с помощью символических посредников – «средств обмена», в качестве которых выступают деньги (А) , власть (G) , влияние (I) и ценностные приверженности, обеспечивающие общественное признание и доставляющие удовлетворение от занятия любимым делом (L) . В итоге достигается равновесие социальной системы и стабильное, бесконфликтное существование общества в целом.

Общество как результат рационализации социального действия М. Вебера. Известный немецкий социолог и социальный философ конца XIX – начала ХХ в., основатель «понимающей социологии» М. Вебер также исходит из интерпретации общества как субъективно-объективной реальности. Однако в этом процессе для него определяющим в понимании современного общества выступает характер социальных действий индивидов. Понять его – значит объяснить происходящее в обществе. В этом сущность исследовательского подхода М. Вебера, получившего название методологического индивидуализма . Системообразующим элементом в теоретической модели общества М. Вебера, таким образом, становится социальное действие, которое в отличие от обычных действий человека обладает двумя обязательными признаками – «субъективным смыслом», который придает человек своему поведению и который мотивирует поступки человека, а также «ожиданием», «ориентацией на Другого», представляющей возможную ответную реакцию на предпринятое социальное действие.

Характеризуя социальное действие, М. Вебер выделяет четыре его основных типа, которые встречаются в современном обществе:

1) аффективное – основанное на актуальных аффектах и чувствах и определяемое эмоционально-волевыми факторами;

2) традиционное – побуждаемое традициями, обычаями, привычками и не являющееся достаточно осмысленным, имеющее характер социального автоматизма;

3) ценностно-рациональное – характеризующееся сознательным следованием принятой в обществе или социальной группе системе ценностей, независимо от реальных его последствий;

4) целерациональное – определяемое сознательной постановкой практически значимой цели и рассчетливым подбором соответствующих и достаточных для ее достижения средств, критерием чего выступает достигнутый успех совершенного действия.

Если в традиционных (доиндустриальных) обществах господствовали первых три типа социального действия, то целерациональное действие является специфическим для западной цивилизации, начиная с XVII–XVIII вв. Приобретая универсальный характер, целерациональное действие ведет к радикальной рационализации всей общественной жизни и «расколдованию мира», устранению ориентации на следование традиционным ценностям как предрассудкам. Формально-рациональное начало конституирует и определяет существование всех сфер общества и деятельности людей – хозяйственно-экономическую деятельность (строгая калькуляция как условие достижения результата), политико-правовые отношения (бюрократия как принцип отлаженного социального управления), образ мышления (жизненный успех как мировоззренческая ориентация).

В рассмотренных теоретических моделях общества К. Маркса, Т. Парсонса, М. Вебера также, как и в приобретших популярность в ХХ в. концепциях Дж. Г. Мида, Ю. Хабермаса, П. Бурдье и ряда других мыслителей, отчетливо выявляется философское понимание социума как субъективно-объективной реальности. Различие же между ними в том, что рассматривается в них в качестве системообразующих элементов общества, в конечном счете – социальное действие как субстрат «субъективного смысла» или обезличенные социальные структуры, функции которых приобретают объективно-закономерный характер.

Особенности философского познания социальной реальности. Основные теоретические модели общества

Тема 8. Социальная философия

1. Особенности философского познания социальной реальности. Основные теоретические модели общества.

2. Общество как система. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

3. Феномен власти в жизни общества. Политическая власть и социальный интерес. .Политика и право. Гражданское общество и государство.

4. Социальные отношения. Источники, механизмы и субъекты социальных изменений.

5. Линœейные и нелинœейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.

6. Понятие и основные философские интерпретации культуры. Философия и диалог культур в современном мире.

7.Техника и ее роль в истории цивилизации. Перспективы постиндустриальной цивилизации в контексте стратегии устойчивого развития.

Раздел философии, посвященный исследованию общественной жиз­ни, принято называть социальной философией. Проблемы соотношения личности и общества, смыс­ла, направленности, закономерности исторического процесса и др.
Размещено на реф.рф
всœегда интересовали философию, однако вплоть до начала XIX в.они занимали в ней второстепенное место. Становление социальной философии как особого раздела философского знания относится к 20-40-м гᴦ. XIX в. Ее появление внутренне связано с началом активного развития социально-гумани­тарных дисциплин - социологии, политологии, культурологии, экономики и др., и в связи с этим крайне важно выделить собственно философский ракурс изучения общества. Так, история описывает и объясняет события, произошедшие в конкретном месте и условиях, а политология занимается проблемами, связанными с завоеванием, удержанием и использованием государственной власти. Несмотря на то, что общество яв­ляется объектом изучения различных наук, это не отменяет не­обходимости философской рефлексии над обществом, над раз­личными концепциями и направлениями, в которых предпри­нимаются попытки анализа и объяснения самых разнообраз­ных явлений социальной жизни. Предметом социальной философии являются наиболее общие ос­нования, условия и закономерности жизни общества. Она также исследует общие законы становления и развития общества, специфику и взаимовлияние общественного бытия и духовного мира людей, виды общественных отношений, функционирование и роль разнообразных социальных институтов.

Общество - это сложноорганизованная саморазвивающаяся система, включающая в себя индивидов и социальные общности, объединœенные кооперативными связями и процессами саморегуляции и самовоспроизведения. Ее проблемное поле составляют исследования качественной специфики социальной ре­альности, фундаментальных закономерностей функционирования обще­ства, его ценностных устоев и социальных идеалов, а также логики и пер­спектив социальных процессов.

Философия выстраивает различные иссле­довательские программы в обществознании, предлагает аль­тернативные модели философии истории, философии морали, философии искусства, философии власти, философии религии, обосновывает критерии стратификации (выделœения социальных слоев), рассматривает типы цивилизаций, разрабатывает футурологические модели развития человечества. Социальная философия ставит перед собой следующие воп­росы: какова специфика социального бытия, существуют ли за­коны общественной жизни, как сочетаются свобода и творчес­кая устремленность личности с социальными традициями и нормами, каково соотношение власти и нравственности, эмпиричес­кого и теоретического познания в общественной жизни, в чем смысл истории, возможно ли воплощение идеальных моделœей об­щества в действительности?

Центральным понятием социальной философии является общество в различных его измерениях, выступающее в процес­се философской рефлексии как социальное бытие. В широком смысле слова под обществом принято понимать обособившаяся от природы часть материального мира, которая представляет собой исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающуюся в процессе их жизнедеятель­ности. В более узком смысле слова общество - это определœенный этап человеческой истории (к примеру, феодальное общество) или отдельное конкретное общество (к примеру, современное белорусское).

Общественное, социальное - это всœе то, что характеризует со­вместное существование людей и отлично от их природной, био­логической основы. Вне непосредственного и опосредованного взаимодействия людей общество не существует, как и становле­ние человеческой личности невозможно вне общества, вне усвое­ния социального опыта͵ мира культуры и науки, программ пове­дения, общения и деятельности.

В отличие от природы общество есть деятельность преследу­ющего свои цели человека. В случае если в природе действуют слепые, бессознательные силы, во взаимодействии которых и проявля­ются общие законы, то в обществе действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно, сознательно или порою под влиянием страсти, желания властвовать, но всœегда стремя­щиеся к определœенным целям. В обществе ничего не делается без сознательного намерения, без желаемой цели.

Общество не просто обособившееся в результате практики от природы системное образование, но это и сама практическая, ду­ховная и субъективно-личностная деятельность, материальные и духовные ценности, которые оказывают мировоззренческое влияние на человека, живущего в нем.

В соответствии с этим общество имеет сверхсложный и иерархический характер: различного рода подсистемы в нем связаны соподчинœенными отношениями. Вместе с тем каждая из подсистем обладает известной степенью автономии и самостоя­тельности. Общество не сводимо к людям, его составляющим, - это система вне- и надындивидуальных форм, связей и отношений, кото­рые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Эти невидимые социальные связи и отношения даны людям в человеческом языке, в различных предметах и поступках, программах деятельности, поведения и общения, без которых люди не могут вместе существовать. Общество обладает интегративным качеством, присущим ему в целом и не свойственным отдельным образующим его компонентам. Человек, живущий в обществе, в связи с этим чаще всœего поступает ʼʼкак нужноʼʼ, как принято в соответствии с нормами коллективной культуры и истории. Важнейшей чертой общества является его самодостаточность, то есть способность общества своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. Общество характеризуется в данном случае как целостный единый организм, в котором тесно переплетены и не функционируют в отрыве друг от друга различные социальные группы, самые разнообразные виды деятельности, обеспечивающие жизненно необходимые условия существования совместными усилиями.

Развитие представлений о социальной реальности происходило в условиях острого противостояния различных подходов. К серединœе XIX в. в обществознании утвердили свои позиции натуралистический, культуроцентристский, психологический подходы. Натуралистический подход в социальной философии активно формировался в XVIII в. под вли­янием успехов естествознания, развивался в XIX в., а также был рас­пространен и в XX в. Его представители (Т. Гоббс, П. Гольбах, Ш. Мон­тескье, Г. Спенсер, А. Л. Чижевский, Л. Н. Гумилев и др.) уподобляли общество природным объектам: механическим, биологическим; опре­деляли географические, космические факторы в качестве ведущих в раз­витии общества.

Культуроцентристский подход, опиравшийся на труды И. Гердера, И. Канта͵ Г. Гегеля, рассматривал общество как надиндивидуальное образование, развитие которого определяется духовными ценнос­тями, идеалами, культурными смыслами и нормативами.

Психологический подход, представленный работами Л. Уорда, Г. Тарда, В. Парето, а затем продолженный в социально-психологической тра­диции в творчестве 3. Фрейда, Э. Фромма, К. Хорни и др., рассматри­вал общество как особую психическую реальность: в обществе действуют воля; инстинкты; желания; бессознательное индивида; психология групп, масс людей или всœего общества.

Идеи, развитые в рамках этих традиций, оказали большое влияние па развитие социальной философии, однако в силу присущей им односторонности (редукционизма) не смогли отразить системную специфи­ку социального бытия. Общественную жизнь сводили либо к природным, материальным проявлениям, либо к ду­ховным, субъективным.

Преодоление методологической редукционистской традиции стало одной из центральных проблем таких влиятельных течений в социаль­ной философии конца XIX в., как социологизм и историцизм, с кото­рыми было связано концептуальное оформление социальной философии уже в рамках неклассической западной фило­софии.

Социологизм - социально-философская традиция, связанная с трак­товкой общества и его развития как объективной реальности, внеположенной индивидуальному сознанию. Концептуальное оформление социологизма связано с именем Э. Дюркгейма. Классическое выра­жение социологизма - марксистская модель социальной реальности. Отвергая субъективизм и идеализм в объяснении социальных явле­ний, марксизм выдвинул материалистическую идею, согласно кото­рой общество - результат развития общественно-исторической практики людей. Выделœение объективных (экономических) оснований общественной жизни позволило К. Марксу выявить системную со­циально-экономическую обусловленность обще­ственных явлений социально-политического, духовного порядка. В оп­позиции социологизму развивалась методология и проблематика историцизма.

Историцизм - традиция социального и исторического познания, которая опирается на идею снятия субъект-объектной оппозиции со­циальной и исторической реальности на базе имманентной вклю­ченности в нее познающего субъекта. Основатель традиции В. Дильтей предложил предметное разграничение естествознания как комплекса ʼʼнаук о природеʼʼ и обществознания как ряда ʼʼнаук о духеʼʼ и обратил внимание на то, что исследование социального, исторического собы­тия предполагает не только его объяснение, но и понимание. Представителями баденской школы неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) была поставлена проблема социогуманитарных методов исследования. Οʜᴎ выработали понятие о номотетической науке (естествознании), ис­пользующей методы обобщения при познании законов природы, и об идеографической науке, которая использует методы описания при изуче­нии единичных исторических событий. Яркое воплощение идеи исто­рицизма получили в культурно-исторической монужнологии О. Шпенглера и А. Тойнби. В XX в. эти идеи получили дальнейшее развитие также в трудах М. М. Бахтина, в герменевтике и т. д.

Односторонность социологизма и историцизма, в свою очередь, стала предметом критической рефлексии в целом ряде синтетических со­циально-философских программ: в концепции социального действия М. Вебера, структурно-функциональной модели общества Т. Парсонса, концепции коммуникативной рациональности Ю. Хабермаса, теории социальной прак­тики П. Бурдье и других концепциях, выдвинутых в конце XIX и в XX в. Общая концептуальная и методологическая черта синтетических исследовательских программ - установка на преодоление оппозиции объек­тивизма и субъективизма.

Современная стратегия познания общества отличается методологическим плюрализмом. Наряду с прежними исследовательскими установками важнейшую роль приобрели системный и деятельностный подходы. Общество - это системное целостное образование, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ интегрирует множество взаимодействующих разнокачественных элементов. В качестве таких элементов могут выступать: система человеческой де­ятельности; взаимодействия между людьми; характер социальной ком­муникации; система отношений между большими социальными группами - классами, нациями и др.; система социальных институтов - экономических, политико-правовых и др.; сферы общественной жизни - материальная, духовная, управленческая, социальная. Идею сис­темности общественной жизни разрабатывали такие мыслители XIX- XX вв., как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. А. Сорокин, Т. Парсонс, Ю. Хабермас и др.

Специфику социальной системе придает ее основной элемент - человек, который обладает способностью познавать общественные про­цессы, выбирать формы деятельности, участвовать в изменении обще­ства на базе социального опыта и знаний. Французский социолог XIX в. О. Конт выдвинул плодотворную идею о том, что основой жиз­ни общества, причиной его многообразия и системности является со­вместная деятельность людей и социальные отношения между ними. Идея О. Конта была развита К. Марксом, М. Вебером, П. А. Сороки­ным, Т. Парсонсом и др.

Деятельностью называют один из важнейших атрибутов бытия че­ловека, связанный с целœенаправленным изменением внешнего мира и самого человека. Социальные отношения - это отношения и связи меж­ду большими социальными группами, а также внутри них, возникаю­щие в процессе совместной деятельности и общения. Интеграция деятельностного и системного подходов к обществу позволила рассмотреть общество как открытую систему, которая существует и развивается во взаимодействии с природой, преобразуя ее и постоянно изменяя ус­ловия своего существования.

Особенности философского познания социальной реальности. Основные теоретические модели общества - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Особенности философского познания социальной реальности. Основные теоретические модели общества" 2017, 2018.

Одной из существенных характеристик системности обществу является его структура.

Структура общества - это совокупность устойчивых координационных и субординационных связей между элементами содержания общества, которые обеспечивают его целостность и самодостаточность.

1. По субстратному (по основным представителям) общество состоит из системы индивидов, а также из групп, этнических, социальных, демографических, профессиональных, региональных и других общностей.

2. По способу организации жизнедеятельности и управления в структуре общества выделяются социальные институты и связи между ними. Они могут быть официальными (государственными) и неофициальными (негосударственными), различаются по предназначению и составу, конкретным организациям и другим основаниям.

3. По наличию в обществе различных отношений и многообразию деятельности его структуру составляют виды отношений: экологические, демографические, материально-производственные, социальные, политические, правовые, нравственные, эстетические, научные, религиозные, образовательно-воспитательные, семейные и др. Существуют также аналогичные виды деятельности.

4. В зависимости от нацеленности жизни людей на удовлетворение их материально-физических или духовных потребностей выделяют два уровня жизни общества:

Материальная жизнь общества как первичный, естественно-необходимый уровень;

Духовная жизнь общества как вторичный, но не менее важный уровень жизни.

5. В зависимости от существования главных сфер жизнедеятельности общества в его структуре выделяются:

o материально-производственная сфера жизни общества;

o социальная сфера жизни общества;

o политико-правовая сфера жизни общества;

o духовная сфера жизни общества;

Существуют и другие сферы жизни общества. Особой сферой является военная жизнь общества.

6. Обобщенной характеристикой структуры общества следует считать подход, выделяющий три типовых элемента, обладающих своей спецификой и связями:

o функционирование сознания субъектов общества;

o совокупность институтов общества;

o система общественных отношений (деятельности).

Философские основания теоретической модели общества. Общество можно анализировать по-разному. Русский мыслитель А.А.Богданов (1873-1928), например, рассматривал общество со стороны организации и управления. Это характерно для общей теории систем как научной дисциплины. "Всякая человеческая деятельность, - писал он, - объективно является организацией или дезорганизацией. Это значит: всякую человеческую деятельность - техническую, общественную, познавательную, художественную - можно рассматривать как некоторый материал организационного опыта и исследовать с организационной точки зрения".



Хорошо известны попытки описать общество как живую популяцию без выявления специфики социального. Современный философ-обществовед В.С.Барулин подходит к обществу с позиций рассмотрения различных сфер деятельности людей, обеспечивающих их жизнь.

В основе социальной философии могут лежать и другие подходы, но тогда возникают иные философские модели. Рассмотрим некоторые из них.

В XVII-XVIII вв. широкое распространение получила натуралистическая концепция толкования общественной жизни. Натуралистический философский принцип требует объяснения социальных явлений исключительно действием природной закономерности: физической, географической, биологической и др.



Высшие формы бытия натурализм сводит к низшим. Так, человека он сводил до уровня сугубо природного существа. Такой подход характерен для всех форм метафизического материализма. Его основная ошибка заключалась в принижении человеческой активности и отрицании человеческой свободы. Еще одним недостатком натуралистического подхода к обществу является то, что человек уподоблялся социальному атому, а общество механическому агрегату индивидов-атомов, замкнутых только на своих собственных интересах.

Выбор редакции
Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...

Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...

Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...
Первое мясо, которое нужно давать малышу для прикорма, это – крольчатина. При этом очень важно знать, как правильно варить кролика для...
Ступеньки… Сколько десятков за день нам приходится их преодолевать?! Движение – это жизнь, и мы не замечаем, как пешим ходом наматываем...