Сергей сергеев-ценский. Сергеев-ценский сергей




План:

    Введение
  • 1 Биография
  • 2 Творчество
    • 2.1 До 1917 года
    • 2.2 С 1917 по конец 1930-х годов
    • 2.3 С конца 1930-х по конец 1950-х годов
  • 3 Награды и премии
  • 4 Библиография
    • 4.1 Сочинения
    • 4.2 Издания до середины 1930-х гг.
    • 4.3 Собрание сочинений (1967)
    • 4.4 О писателе
  • Примечания

Введение

Серге́й Никола́евич Серге́ев-Це́нский (1875-1958), русский советский писатель. Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Академик АН СССР (1943).


1. Биография

С. Н. Сергеев родился 18 (30) сентября 1875 года в селе Бабино (ныне село Преображенское Рассказовского района Тамбовской области) в семье учителя. С пяти лет жил в Тамбове. Здесь окончил уездное училище (1890), поступил в приготовительный класс Екатериниского учительского института, начал писать стихи. В 1892 году в «Тамбовских губернских ведомостях» был опубликован его первый прозаический опыт «Кочетовская плотина». В это время он прибавляет к своей фамилии псевдоним Ценский , который взят писателем от названия реки Цны, на берегах которой прошло его детство. В 1895 году окончил Глуховский учительский институт. Первые литературные публикации относятся к 1898 году. Был учителем до 1904, в 1904-1905 и 1914-1915 призывался на военную службу офицером. Поручик запаса. Участник Русско-японской войны 1904-1905 годов.

С конца Первой мировой войны жил в Крыму. В 1919 публиковался в изданиях отдела пропаганды деникинской армии. В 1943 получил степень доктора филологических наук за произведения о русских классиках.

С. Н. Сергеев-Ценский умер 3 декабря 1958 года. Похоронен в Алуште на территории своего дома-музея.


2. Творчество

Автор исторических романов, к наиболее известным произведениям относится роман-эпопея «Севастопольская страда» (1937-1939), посвящённая первой обороне Севастополя 1854-1855 гг., а также эпический цикл «Преображение России» (1914-1958), создававшийся более 40 лет и включающий двенадцать романов, три повести и два этюда. Время действия всего цикла сосредоточено на периоде от начала Первой мировой войны и до Февральской революции; все произведения, входящие в цикл, объединены между собой несколькими действующими лицами. При этом пять романов, написанных в 1934-1944 и повествующих о событиях войны, отличаются тем, что в них приведены различные исторические документы, выдержки из газет и комментарии.

Стиль Сергеева-Ценского отличает яркая образность; его описания природы, изображения характеров и батальные сцены богаты сравнениями и метафорами.


2.1. До 1917 года

Своим дооктябрьским творчеством Сергеев-Ценский отразил поворот буржуазной интеллигенции вправо, вызванный ростом пролетарской революционности. До революции 1905 Сергеев-Ценский хранил веру в свободное развитие человечества («Верю!»). Характерна его попытка создать образ революционера. Но революционер у С.-Ц. - Шевардин («Сад»), Хохлов («Маски») - это беспочвенный и стихийный поборник отвлечённой правды, не понимающий реальных методов борьбы.

Творчески самоопределяется Сергеев-Ценский в период событий 1905 года. Он оставляет мечтания о свободе и становится на реакционные позиции, Круг основных идей С.-Ц. невелик и постоянен. Жизнь представляется в многочисленных его произведениях как чудовище, бессмысленный рок. Разум человека оказывается бессильным, человек целиком фатально подчинён случайностям. Основные герои С.-Ц. - пессимисты, иппохондрики, лишённые воли и страсти. Рок довлеет над ними, они живут обособленной, индивидуалистической жизнью. Так, в поэме «Движения» Сергеев-Ценский рисует в гротескной форме бессмыслицу бытия, суетность всякого дела, подчинённость человека слепым случайностям (образ помещика Антона Антоновича). Идея вырождения с глубоким лиризмом развёртывается С.-Ц. в одной из лучших его поэм «Печаль полей» (1908). Фатально обречены на вырождение и лучшие люди (Игнат, Анна) и природа (образ грозы, гибели дерева). Финал рассказов С.-Ц. смерть, перипетии умирания рисуются им детально («Наклонная Елена», пьеса «Смерть» и др.).

В 1907 году вышел принёсший литературную известность роман «Бабаев», в котором революция интерпретируется как рок, разгул бесчеловечности и жестокости. Симпатии автора - на стороне поручика Бабаева, выступающего в роли «усмирителя» и хранителя старого порядка.


2.2. С 1917 по конец 1930-х годов

Великую Октябрьскую пролетарскую революцию С.-Ц. встретил враждебно. В рассказе «Капитан Коняев» , он тенденциозно изобразил теневые стороны революционной эпохи - стихийный разгул матросов, поведение обывателей, проституток. В многочисленных пореволюционных рассказах и повестях С.-Ц., концентрируя внимание на явлениях разрушения, насилия, жестокости, тенденциозно искажает современную действительность. Деградация России - лейтмотив его рассказов о гражданской войне, о голоде. Действительность изображается им как ужас, тьма. Человек человеку оказывается врагом.

Революция означает с точки зрения С.-Ц. торжество народной дикости, озверения. Разделяя кулацкую идею, С.-Ц. рисует крестьянство целиком враждебным пролетариату («Жестокость»). Обращаясь к образам новых людей - рабочим, революционерам-коммунистам, - С.-Ц. извращает их. Предревком Золоторенко («Павлин»), матрос Семен Подканаев - это дегенераты, в прошлом убийцы, в которых безудержна разнузданность, своеволие. В рассказе «Павлин» в символическом образе нелепо убитого павлина С.-Ц. проводит мысль о том, что революция убивает все прекрасное, ценное.

Гоголь, сжигающий рукописи. Ксилогравюра к повести «Гоголь уходит в ночь». Н. П. Дмитревский. 1934 г.

После Октября С.-Ц. написал роман «Обречённые на гибель» - вторую часть начатой ещё до революции эпопеи «Преображенье». (первая часть «Валя»). С.-Ц. стремится показать предреволюционное и послеоктябрьское русское общество в различных его слоях. В период реакции 1907-1909 интеллигенция, испытывая панический страх перед народом, все надежды переносила на защищающую её от ярости народа власть штыков. Это отношение к революции сохраняется С.-Ц.

В последний период С.-Ц. дал новый роман «Зауряд-полк», являющийся продолжением романа «Обречённые на гибель». В романе, тематически посвящённом описанию жизни полка, нет солдат, не показаны их настроения и отношение к офицерам и офицеров к ним. Единственный стереотипный эпизод учения солдат на плацу написан с целью показать «благородство» прапорщика Ливенцова, а не тяжёлую участь солдат.

Сергеев-Ценский написал за последние годы ряд повестей о классиках русской литературы. В повестях «Поэт и поэт» (1933), «Гоголь уходит в ночь» (1933), «Невеста Пушкина» (1934) С.-Ц. даёт поверхностное, трафаретное, выдержанное в духе либеральной критики изображение жизни, судьбы и личностей писателей. Так, Гоголь напр. дан только мракобесом, мистиком, прогрессивная роль Гоголя-художника стёрта, без оценки оставлено давление на художника николаевской реакции.

В рассказах 1934 - «Памяти сердца» и «Поезд с юга», - С.-Ц. создает искажённый образ нового человека и с тоской вновь пишет о «слабой» интеллигенции и её «страданиях». Рассказы загромождены ложными, надуманными психологическими подробностями. Своё отрицательное отношение к действительности С.-Ц. прикрывает подчас символами, условностями и недосказанностями, аллегорическим развёртыванием идей. Он пристрастен к уродствам жизни и уродливым, искривлённым людям. Показывая бессмыслицу жизни, нездоровую психику людей, С.-Ц. противопоставляет этому непреоборимую силу природы. Он воскрешает традицию дворянской литературы, боготворит землю, её целебную силу. Природа у него очеловечена. Но в соответствии с общим характером творчества С.-Ц. и природу даёт печальной. Не случайно преобладание образа осени, увядания («Печаль полей», напр.). Стиль его манерен. В нём сочетаются натуралистическая струя, детализация с отрывочностью и склонностью к символам и недомолвкам.


2.3. С конца 1930-х по конец 1950-х годов

3. Награды и премии

  • Сталинская премия первой степени (1941) - за роман-эпопею «Севастопольская страда»
  • орден Ленина
  • два ордена Трудового Красного Знамени
  • орден «Знак Почёта»

4. Библиография

4.1. Сочинения

  • Сад, 1906
  • Бабаев, 1908
  • Жестокость // «Новый мир», 1926, № 2-3 (повесть о временах революции)
  • Преображение России, 1914 и 1985
  • Обречённые на гибель, 1927, 2-е изд. - 1955
  • Зауряд-полк, 1934
  • Искать, всегда искать, 1935 (роман о первых пятилетках и социалистическом строительстве)
  • Лютая зима, 1936
  • Брусиловский прорыв, 1943 (исторически роман о Первой мировой войне; в 1946 подвергся критике как «идеологически вредный»)
  • Пушки выдвигают, 1944
  • Утренний взрыв, 1952
  • Преображение человека, 1955
  • Пушки заговорили, 1956
  • Севастопольская страда. В 3-х кн.: 1939-40
  • Родная земля. Стихи, 1958
  • Радость творчества. Статьи, воспоминания и письма, 1969

4.2. Издания до середины 1930-х гг.

Рассказы, т. I-VII, СПБ - М., 1907-1916; Полное собр. сочин., изд. «Мысль», Л., 1928; Бабаев, Роман, изд. то же, Л., 1928; В грозу, [Рассказы], изд. «Федерация», Л., 1928; Поэт и чернь. (Дуэль Лермонтова). Повесть, изд. «Пролетарий», Харьков, ; Печаль полей, изд. 4, Моск. т-во писателей, [М., 1929]; Преображение. Эпопея, ч. 1. Валя. Роман, изд. 3, кн. II. Обреченные на гибель, Роман, изд. то же [М., 1929]; Поэт и поэтесса, изд. «Федерация», М., 1930; Гоголь уходит в ночь, изд. «Советская литература», М., 1933; Избранные произведения, ГИХЛ, [М.], 1933; Движение, [Рассказы], изд. Моск. т-ва писателей, [М., 1933]; Мишель Лермонтов, Роман в 3 чч., изд. то же, [М., 1933]; Около моря [Рассказы], ГИХЛ [М. - Л.], 1934; Невеста Пушкина, Роман в 2 чч., изд. «Советская литература», М., 1934; Зауряд-полк, Роман, Гослитиздат, М., 1935; Маяк в тумане, Рассказы, изд. «Советский писатель», М., 1935.


4.3. Собрание сочинений (1967)

С. Н. Сергеев-Ценский. Собрание сочинений в двенадцати томах. (Библиотека «Огонёк».) М.: Правда, 1967.

  • Том 1. Произведения 1902-1909 гг.: «Тундра», «Погост», «Счастье», «Верю!», «Маска», «Дифтерит», «Взмах крыльев», «Поляна», «Бред», «Сад», «Убийство», «Молчальники», «Лесная топь», «Бабаев», «Воинский начальник», «Печаль полей».
  • Том 2. Произведения 1909-1926 гг.: «Улыбка», «Движения», «Испуг», «Снег», «Неторопливое солнце», «Медвежонок» и др.
  • Том 3. Произведения 1927-1936 гг.: «Живая вода», «Старый полоз», «Верховод», «Гриф и Граф», «Мелкий собственник», «Сливы, вишни, черешни» и др.
  • Том 4. Произведения 1941-1943 гг.: «Флот и крепость», «Синопский бой», «В снегах», «Старый врач», «Дрофы», «Хитрая девчонка», «У края воронки»; эпопея «Севастопольская страда» (1 и 2 части); «Моя переписка и знакомство с А. М. Горьким».
  • Том 5. Эпопея «Севастопольская страда» (3, 4 и 5 части).
  • Том 6. Эпопея «Севастопольская страда» (6, 7 и 8 части).
  • Том 7. Эпопея «Севастопольская страда» (9 часть); эпопея «Преображение России» - 1 часть («Валя»).
  • Том 8. Эпопея «Преображение России» - 2 и 3 части («Обреченные на гибель» и «Преображение человека»).
  • Том 9. Эпопея «Преображение России» - 4, 5 и 6 части («Пристав Дерябин», «Пушки выдвигают» и «Пушки заговорили»).
  • Том 10. Эпопея «Преображение России» - 7, 8 и 9 части («Утренний взрыв», «Зауряд-полк» и «Лютая зима»).
  • Том 11. Эпопея «Преображение России» - 10 и 11 части («Бурная весна» и «Горячее лето»).
  • Том 12. Эпопея «Преображение России» - 12, 13, 14, 15, 16 и 17 части («Ленин в августе 1914 года», «Капитан Коняев», «Львы и солнце», «Весна в Крыму», «Искать, всегда искать!», «Свидание»).

4.4. О писателе

Кранихфельд В., Поэт красочных пятен, «Современный мир», 1910, VII (перепеч. в его книге «В мире идей и образов», т. II, СПБ, 1912); Морозов М., Поэт безволия, в книге автора «Очерки по истории новейшей литературы», СПБ, 1911; Горнфельд А., Путь Сергеева-Ценского, «Русское богатство», 1913, XII; Бочачер М., Певец «обреченных», «Русский язык в советской школе», 1931, IV; Воровский В., Нечто о г. Сергееве-Ценском, Сочинения, т. II, М. - Л., 1931; Гоффеншефер М., Движение на месте, «Литературный критик», 1933, III; Усиевич Е., Творческий путь Сергеева-Ценского, «Литературный критик», 1935, № 3.


Примечания

  1. Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. - М .: РИК «Культура», 1996. - 492 с. - 5000 экз . - ISBN 5-8334-0019-8 . - С. 377.
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 10.07.11 20:23:04
Похожие рефераты:

С.Н. Сергеева-Ценского – ул. Сергеева-Ценского, 5. Открыт для посещения с 9 до 17 часов, кроме воскресенья и понедельника.

Музей открылся 6 мая 1962 г. в доме, где с 1906 по 1941 г. и с 1946 по 1958 г. жил выдающийся мастер русской советской прозы, академик АН СССР Сергей Николаевич Сергеев-Ценский (1875- 1958).

Приехав в Алушту в 1905 г., писатель приобрел участок земли на склоне горы, в нескольких километрах от Алушты «на стыке двух стихий»: моря и берега. По своему проекту построил писательскую мастерскую - дом из трех комнат и веранды, а впоследствии посадил фруктовые деревья и кипарисовые аллеи.

В годы Великой Отечественной войны архив и часть библиотеки писателя были вывезены в Германию, дом был разрушен, почти полностью вырублен сад. В августе 1944 г. С. Н. Сергеев-Ценский вернулся в Алушту и занялся восстановлением дома, дополнительно достроив к нему две комнаты и две веранды. В течение двух лет был посажен новый сад и три кипарисовые аллеи, которые сохранились до наших дней.

В этом доме на горе Орлиной были написаны самые значительные произведения, вошедшие в сокровищницу советской литературы: эпопеи «Преображение России» и «Севастопольская страда» (за которую писатель в 1941 г. удостоен Государственной премии СССР), а также романы, повести, пьесы, очерки, литературно-критические и публицистические статьи, стихотворения и басни.

Почти полвека С. Н. Сергеев-Ценский прожил в Алуште. Писатель похоронен в парке, недалеко от дома. На могиле установлен памятник из крымского диабаза. Авторы - скульпторы Н. Петрова и II. Качанов.

В фондах музея насчитывается 20 тыс. музейных предметов: рукописи, документы, архивные материалы, книги, журналы, личные вещи писателя и его семьи.

Дом-музей является памятником архитектуры начала XX в. и историко-мемориальным зданием. В 1965 г. на его фасаде установлена мемориальная доска.

Экспозиция музея состоит из двух отделов: литературного и мемориального. Литературная экспозиция размещается на западной и восточной верандах, она знакомит посетителей с жизнью и творчеством С. Н. Сергеева-Ценского, рассказывает о его литературном окружении, друзьях и учениках, о встречах, которые происходили в этом доме с А. Куприным, К. Чуковским, А. Новиковым-Прибоем, Н. Никандровым, С. Маршаком, П. Павленко, А. Перегудовым, А. Первен-пеным, Е. Поповкиным, К. Треневым, И. Шмелевым…

Экспонируются почти все публикации произведений С. Н. Сергеева-Цепского, а также книги, переведенные на многие иностранные языки, начиная с романа «Бабаев» (1910) и заканчивая последним переводом романа «Валя» (1979).

В комнатах дома (библиотека, кабинет, столовая, комната жены X. М. Сергеевой-Ценской, гостиная), на южной веранде, названной Л. Куприным «шагальней», полностью сохранена обстановка, которая была при жизни писателя,- мемориальный отдел музея. В небольшой комнате (бывшая кухня) представлена часть рабочего кабинета из московской квартиры.

В настоящее время библиотека С Н. Сергеева-Ценского насчитывает более 10 тыс. книг и журналов: работы В. И. Ленина с пометками писателя, К. Маркса и Ф. Энгельса, книги по философии, искусству, литературе, медицине, военному делу, агрономии, истории России, Крымской, первой мировой и гражданской войнам, уникальные издания XVIII-XIX вв.

В кабинете писателя на рабочем столе находятся вещи, которыми он пользовался в последние дни жизни: книги, блокнот, ручка, пневматический револьвер dan wesson , очки и календарь с датой - 3 декабря 1958 г. - днем кончины Сергея Николаевича. В последние годы кабинет служил писателю спальней. Над кроватью висит акварель - этюд «Казак», подаренный И. Е. Репиным в 1926 г. с дарственной надписью. У кровати стоит шкаф с книгами, преподнесенными С. Н. Сергееву-Ценскому друзьями. На одной из них написано: «Любимому художнику слова. М. Горький, 15.V1II.1927. Сорренто».

В просторной столовой за обеденным столом обычно собиралась семья. Здесь принимали гостей, радушно угощали фруктами из сада, велась непринужденная беседа за чашкой чая. Внимание посетителей привлекает портрет С. Н. Сергеева-Ценского, написанный моряком-севастопольцем Ю. Большаковым.

Уют комнате придает старинный резной дубовый гарнитур. Почти всю стену занимает картина художника С. Колесникова «Весенняя пахота» (1915), которая очень нравилась писателю.

Дом С. Н. Сергеева-Ценского в Алуште - единственный в нашей стране музей, где собраны почти все материалы, связанные с жизнью и творчеством этого писателя

В музее проводятся конференции, литературные чтения с участием ученых и писателей из многих городов страны. Традиционны дни открытых дверей (30 сентября), литературные вечера, «музыкальная гостиная», встречи с теми, кто лично знал писателя.

Серге́й Никола́евич Серге́ев-Це́нский (1875-1958) - русский советский писатель. Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Академик АН СССР (1943).

Биография

Родился 18а в селе Бабино (ныне село Преображенское Рассказовского района Тамбовской области) в семье учителя. С пяти лет жил в Тамбове. В 1890 году окончил уездное училище, поступил в приготовительный класс Екатериниского учительского института, начал писать стихи. В 1892 году в «Тамбовских губернских ведомостях» был опубликован его первый прозаический опыт «Кочетовская плотина». В это время он прибавляет к своей фамилии псевдоним Ценский , который взят писателем от названия реки Цны, на берегах которой прошло его детство. В 1895 году окончил Глуховский учительский институт. Первые литературные публикации относятся к 1898 году. Был учителем до 1904 года. В 1904-1905 годах принимал участие в русско-японской войне. В 1914-1915 годах вновь призывался на военную службу офицером. Поручик запаса.

С конца Первой мировой войны жил в Крыму. В 1919 году публиковался в изданиях отдела пропаганды деникинской армии. В 1943 году получил степень доктора филологических наук за произведения о русских классиках.

Творчество

В 1907 году вышел принёсший литературную известность роман «Бабаев».

Автор исторических романов, к наиболее известным произведениям относится роман-эпопея «Севастопольская страда» (1937-1939), посвящённая первой обороне Севастополя 1854-1855 гг., а также эпический цикл «Преображение России» (1914-1958), создававшийся более 40 лет и включающий двенадцать романов, три повести и два этюда. Время действия всего цикла сосредоточено на периоде от начала Первой мировой войны и до Февральской революции; все произведения, входящие в цикл, объединены между собой несколькими действующими лицами. При этом пять романов, написанных в 1934-1944 годах и повествующих о событиях войны, отличаются тем, что в них приведены различные исторические документы, выдержки из газет и комментарии.

Награды и премии

  • Сталинская премия первой степени (1941) - за роман-эпопею «Севастопольская страда»
  • орден Ленина (1955)
  • два ордена Трудового Красного Знамени (1945, 1950)
  • орден «Знак Почёта» (1939)

Память

  • Глуховский государственный педагогический институт им. С. Н. Сергеева-Ценского.

Сергеев-Ценский (настоящая фамилия - Сергеев) Сергей Николаевич (1875 - 1958), прозаик. Родился 18 сентября (30 н.с.) в селе Преображенское Тамбовской губернии в семье учителя, большого любителя чтения, что повлияло на сына. Воспитанный на стихотворениях Пушкина, Лермонтова и баснях Крылова, многие из них выучив наизусть, в семь лет он сам стал сочинять стихи.

После окончания гимназии поступает в Глуховский учительский институт, где продолжает писать стихи. Позднее многие из стихотворений этого периода войдут в его первый поэтический сборник "Думы и грезы" (1901).

Окончив институт в 1895, получает назначение в гимназию, но по собственному желанию отбывает воинскую повинность и только через год становится учителем русского языка в Каменец-Подольске. Понимая, что для творчества необходимо знание жизни, часто меняет "окружающую обстановку и пейзаж": работает в Харьковском, Одесском, Московском учебных округах, в Павлограде и в Тальсене (под Ригой).

С 1900 начинает писать рассказы, первые из которых были напечатаны в "Русской мысли" ("Забыл" и "Тундра"). Пребывание в действующей армии во время Русско-японской войны и в первый год первой мировой войны дало Сергееву богатейший материал для романа "Поручик Бабаев", повестей "Пристав Дерябин" и "Батенька", эпопеи "Севастопольская страда" и "Преображение России".

Своим признанием писатель обязан Куприну, убедившему его приехать в Петербург, чтобы опубликовать там свои книги. Произведения Сергеева-Ценского сразу привлекли внимание и читателей, и критиков. Появились большие статьи, посвященные его литературной деятельности.

В 1905 писатель жил в Крыму, в Алуште, где имел собственный дом. Здесь он встретил революцию 1917, пережил гражданскую войну. В это время писал мало. С 1923 обращается к историческим темам (пьесы, повести и романы о Пушкине, Лермонтове и Гоголе).

В 1930-е вышли в свет повести "Счастливица", "Маяк в тумане", рассказы "Устный счет", "Воронята" и др. М.Горький поддерживал писателя, видя в нем продолжателя традиций русской классической литературы.

В годы Отечественной войны пишет публицистические статьи, рассказы о героях-современниках (сборник "Настоящие люди", 1943), романы "Брусиловский прорыв", "Пушки выдвигают" и "Пушки заговорили" (1944).

До конца жизни Сергеев-Ценский оставался активно действующим писателем, работая над последними романами эпопеи "Преображение России". Умер в возрасте 83 лет 3 декабря 1958 в Алуште.

Жизненный путь Сергея Сергеева-Ценского

Симферополь

Жизненный путь Сергея Сергеева – Ценского.

Сергей Николаевич Сергеев-Ценский родился 18 сентября (30 н.с.) 1875 г. в селе Преображенское Тамбовской губернии в семье учителя, большого любителя чтения. Это в значительной степени повлияло на мировоззрение сына. Воспитанный на стихотворениях Пушкина, Лермонтова и баснях Крылова, многие из них он выучил наизусть, а в семь лет и сам стал сочинять стихи.

После окончания гимназии юноша поступает в Глуховский учительский институт, где, не отвлекаясь от учебы, в которой преуспевает, продолжает писать стихи. Позднее многие из стихотворений этого периода войдут в его первый поэтический сборник «Думы и грезы» (1901).

Окончив институт в 1895, получает назначение в гимназию, но по собственному желанию отбывает воинскую повинность и только через год становится учителем русского языка в Каменец-Подольске. Понимая, что для творчества необходимо знание жизни, часто меняет «окружающую обстановку и пейзаж»: работает в Харьковском, Одесском, Московском учебных округах, в Павлодаре и в Тальсене (под Ригой).

С 1900 г. начинает писать рассказы, первые из которых были напечатаны в «Русской мысли» («Забыл» и «Тундра»).

«Крым, его природа, Черное море одарили меня многим, - говорил он. - В моих произведениях они занимают главное место. Так случилось, что я стал певцом Крыма, его красоты и всего героического, что здесь произошло».

В Крым писатель прибыл во время русско-японской войны, в апреле 1905г. для прохождения воинской службы.

Пребывание в действующей армии во время Русско-японской войны и в первый год первой мировой войны дало Сергееву богатейший материал для романа «Поручик Бабаев», повестей «Пристав Дерябин» и «Батенька», эпопеи «Севастопольская страда» и «Преображение России».

В бурные революционные годы командование предпочло незаметно отделаться от офицера - «бунтовщика" и отчислило его из армии. Тогда, в декабре 1905г. писатель решил поселиться вблизи Алушты, в Профессорском уголке (сейчас Рабочий уголок).

В августе 1906г. Сергеев-Ценский познакомился в Алуште с А.И.Куприным, который пригласил его в Петербург. С этого времени начинаются регулярные зимние поездки писателя на Север и летние - в Сибирь, Среднюю Азию, на запад. Однако много времени писатель проводит и в Алуште.

Своим признанием писатель обязан Куприну, убедившему его приехать в Петербург, чтобы опубликовать там свои книги. Произведения Сергеева-Ценского сразу привлекли внимание и читателей, и критиков. Появились большие статьи, посвященные его литературной деятельности.

В 1905 писатель жил в Крыму, в Алуште, где имел собственный дом. Живет он уединенно, отдается благоустройству территории вокруг дома. Чтобы улучшить каменистую почву, носит корзинами землю и создает плодородный слой. Роскошная растительность, которую нынче видят на усадьбе посетители, взращена неутомимой заботой писателя. В начале первой мировой войны Сергеев-Ценский был мобилизован в армию и около года служил в ополченской дружине севастопольского гарнизона. Гражданскую войну писатель пережил за работой в Алуште, отказавшись эмигрировать.

«Сергеев -Ценский- это человек с дарованием и умеющий наблюдать. У него есть сочность, краски и опыт. Но его «Лесная топь»… вся унизана мудреными вавилонами и узорами искусственной образности… Вороны, сколачивающие облака дыма, лицо, заостренное, как лезвие ножа, слова, похожие на ременные плети, или плевки в воздух, растираемые кирпичами, - что это за ненужное, нелепое и бессильно-детское гримасничанье! Кто так говорит, кто так думает, кого можно благоудивить такими благоглупостями? Это не новая школа. Это старое-престарое манерничанье дурного тона, которым ни на минуту нельзя увлечь читателя с настоящим вкусом, знающего красоту и прелесть искреннего творчества и чувствующего естественное презрение ко всему вымученному, искусственному, высосанному из пальца". Так о нем отзывался Б. Измайлов в «Биржевых ведомостях» от 21 июля 1907 года вскоре после написания Ценским его «Лесной топи». И еще немало источников указывают на то, что хотя писательи имел известность во многих кругах, его искусство, подобно искусству Лукаса Кранаха старшего воспринималось не всеми. И все же равнодушных нет и не было. Ценский принадлежал к тем писателям, о которых всегда судили однозначно: их либо обожали, либо упрекали в бездарности.

Новый революционный подъем 1910 - 1914 годов не мог не сказаться на творчестве Сергеева-Ценского: постепенно стала крепнуть реалистическая манера. В этот период писатель изображал различные слои русского общества, охваченного предреволюционным кризисом. Такие произведения, как «Медвежонок», «Пристав Дерябин» и др., по глубине проникновения в действительность, гневной критике современного общества накопителей, мещан близки к лучшим традициям критического реализма.

В июле 1928г. Сергей Николаевич в Ялте впервые встречается с М. Горьким и по его совету вскоре отправляется путешествовать по стране. Вернувшись, он разрабатывает тему Крымской войны 1853-1856гг. («Севастопольская страда»). Первая оборона Севастополя была знакома писателю по рассказам его отца, участника Крымской войны, и особенно близка ему, как жителю Крыма. Военные действия на территории Крыма во время Великой Отечественной войны заставили писателя уехать из Алушты. В августе 1944г. Сергеев-Ценский возвращается в Алушту. Дача его была разрушена фашистами, и ее пришлось восстанавливать.

Здесь он встретил революцию 1917, пережил гражданскую войну. В это время писал мало. С 1923 обращается к историческим темам (пьесы, повести и романы о Пушкине, Лермонтове и Гоголе).

В 1930-е вышли в свет повести «Счастливица», «Маяк в тумане», рассказы «Устный счет», «Воронята» и др. М.Горький поддерживал писателя, видя в нем продолжателя традиций русской классической литературы.

В годы Отечественной войны пишет публицистические статьи, рассказы о героях-современниках (сборник «Настоящие люди», 1943), романы «Брусиловский прорыв», «Пушки выдвигают» и «Пушки заговорили» (1944).

Лучшие свои произведения Сергеев-Ценский создал в годы Советской власти. В 20 - 30-е годы он писал романы и повести о Пушкине, Лермонтове, Гоголе. В 1937 - 1939годах работал над романом о Крымской войне 1853 - 1856 годов «Севастопольская страда». За него автор получил в 1941 году Государственную премию СССР.

Главное произведение писателя - незавершенная многотомная эпопея «Преображение России» (1914 - 1958). В нее вошли 12 романов, 3 повести и 2 этюда. Эпопея отразила жизнь дореволюционного русского общества, события первой мировой войны, февральской революции 1917 года, гражданской войны.

До конца жизни Сергеев-Ценский оставался активно действующим писателем. работая над последними романами эпопеи «Преображение России». Умер в возрасте 83 лет 3 декабря 1958 в Алуште… На могиле установлен памятник работы крымского скульптора Н.Петровой. В доме его создан литературно-мемориальный музей. Просторная веранда - «шагальня», кабинет, столовая, библиотека и спальня - все здесь сохраняется, как было при жизни хозяина. Похоронен С.Н.Сергеев-Ценский неподалеку от дома, «где слышен шум морской...»

Произведения, написанные в Крыму:

рассказ «Уголок» (1906).

Роман «Поручик Бабаев»,

роман «Зауряд-полк»,

рассказ «Благая весть»,

стихотворение в прозе «Улыбки»,

поэма в прозе «Неторопливое солнце»,

роман «Преображение»,

роман «Обреченные на гибель»,

«Утренний взрыв»,

повесть «Капитан Коняев»,

«Весна в Крыму»,

повести «Чудо», «Жестокость»,

пьесы «Миллион и одно убийство», «Сноп молний», «Кампеломны»,

роман «Память сердца»,

повести и рассказы: «Младенческая память», «Старый полоз», «Гриф и граф», «Конец света», «Устный счет», «Потерянный дневник», «Маяк в тумане», «Лаванда»,

эпопея «Севастопольская страда»,

рассказы и очерки «Старый врач», «В снегах», «Дрофы», «Хитрая девчонка».

Статьи о Сергееве-Ценском

П.Незнамов

«Обреченные на гибель»

С. Сергеев-Ценский - писатель после - «знаньевского" стажа. И расцвел он вместе с первыми книжками «Шиповника». Литературным же героем его был фатально - погибающий человек.

В это время «золотой меч символизма» уже притупился в поэзии, но символизм еще воинствовал в прозе. Проза Ценского жила за счет нарушения равновесия между метафорой и словом, между пейзажем и чувствами героя.

Стилистически это воспринималось так: река вышла из берегов. Такие наводнения не бесполезны в литературе, но, помнится, что старушки учительного романа сильно рассердились на разгулявшегося парубка.

Сейчас Сергеева - Ценского самого потянуло на идейное, и вчерашний безоглядный импрессионист, растяжимый в своих социальных тенденциях - от безразлично-либеральных до приглушенно-реакционных, - написал учительный роман, философски обобщающий предреволюционное десятилетие...

В душу современного учительного романа очень своевременно наплевал С.Третьяков. Но работа С.-Ценского убеждает нас в том, что учительный роман не годится даже и для подытоживания прошлого.

Ибо о чем рассказывает С. Ценский? О том, что за люди жили в России до революции (в масштабе глухого городка), и отвечает: «настоящая кунсткамера».

Это все - вчерашние хозяева и слуги хозяев, среди них есть даже бескорыстные до «святости». Но - все они «обречены на гибель».

Даются они в романе целой шеренгой. В шеренге люди, как известно, на одно лицо.
«Почему у вас на Марсии бабы такие синие», - говорится в «Аэлите».

Герои Ценского тоже все - «синие». Они - «полубольные-полуздоровые» и живут в «полуприюте-полулечебнице».

Конечно, вполне естественно для нашего дня изобразить таких людей тенденциозно: «обреченными». Но, во-первых, пророчествовать после такого факта, как Октябрь, вообще легко: это - пророчество наверняка, а во-вторых, несмотря даже и на пророчество, настоящей советской тенденции роман не имеет.

Роман уверяет: вот-вот нагрянет революция. Но ведь не кунсткамера же сделала революцию?

Так кто же?

И автор противопоставляет кунсткамере революционера Иртышова. Невиданный революционер! Хотя он и находится в «полуприюте-полулечебнице» на положении «политического» и «скрывающегося», но, по существу, он - истерик и - больнее всякого больного.

Он не владеет своими поступками и, когда Сыромолотов-отец показал ему свою картину «Золотой век», являвшуюся издевкой над революцией, он ее… изрезал перочинным ножиком и бежал.

У меня было право секстильонов. Поняли?

Но бежали, все-таки. Почему?

Это иногда не мешает.

Чтоб окончательно разделаться с Иртышовым, автор заставил его после всего этого еще и вымогать деньги у Сыромолотова-сына. Так - «тихо и нерадостно кончил сказку Андерсен» и таким-то образом учительный роман получил заострение совсем не в ту сторону.

Но даже и при правильной социальной установке он бил бы мимо цели: слишком специфична эта литература, она не зацепляет прошлое, а прицепляется к нему.

Роман воспринимается как отход к разговорной линии литературы, его герои обеднели на события, диалоги засорили роман. Это - свалка разговоров.

Революция же так и не нагрянула. Нагрянуло неполезное вранье, из которого, конечно, нечего зачерпнуть ни о прошлом, ни о сегодняшнем отношении к этому прошлому…

Зинаида Гиппиус (из воспоминаний)

Л. Андреев с его «Человеком» завел меня в широкие общие рассуждения. Вернемся от литературы к литератору, к другому современному беллетристу Сергееву-Ценскому.

Он моложе Андреева, - он еще не дошел до порабощения своего таланта мертвому духу лжесреды, он еще свободен, он еще пока - художник. Но, конечно, и Сергеев-Ценский - писатель современный, стилем своим и всем уклоном приближающийся к другим писателям дней именно наших. Он -офицер того же полка, где был генералом Андреев, где Зайцев - унтер с нашивкой, и где есть такие несчастные рядовые, старательные и самодовольные, но совершенно неспособные, как Осип Дымов и другие. Сергеев-Ценский - настоящий офицер; Зайцеву, сколько бы он ни получал нашивок, до него не дослужиться. Язык Сергеева-Ценского -богат почти без риторики, выпукло-ярок до грубости, которая не переходит, однако, в антихудожественность; главное же - он чрезвычайно гармонирует с внутренним содержанием таланта Сергеева-Ценского, с основной, резко определенной, вечно одной и той же, мыслью автора. Она не утомляет, потому что широка; ее можно бы назвать идеей, - если бы она, в конце концов, по свойству своему, могла привести куда-нибудь, кроме тупика. Но она ведет именно в тупик… если, конечно, взять ее, как последнюю, в ее победе; принять ее за последний синтез.

Мысль эта со всей определенностью уже выразилась чуть ли не в первом рассказе Ценского, напечатанном года четыре тому назад в журнале «Новый Путь». Рассказ вошел и в «Сборник». Рассказ - не из лучших; язык еще не вполне выработан, но уже весь Ценский тут. Уже мчится, бессмысленно хлеща лошадей, невинный человек, помещик, любящий отец и муж, мчится прямо в снежную, черную, ночь…

Использованы материалы книг:

Русские писатели и поэты.

Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

П. Незнамов,

Зинаида Гиппиус (Из воспоминаний),

Архивы библиотеки университета дружбы народов.

Выбор редакции
Чеченская кухня одна из древнейших и самых простых. Блюда питательные, калорийные. Готовятся быстро из самых доступных продуктов. Мясо -...

Пицца с сосисками готовится несложно, если есть качественные молочные сосиски или, хотя бы, нормальная вареная колбаса. Были времена,...

Для приготовления теста потребуются ингредиенты: Яйца (3 шт.) Лимонный сок (2 ч. ложки) Вода (3 ст. ложки) Ванилин(1 пакетик) Сода (1/2...

Планеты - являются сигнификаторами или же показателями качества энергии, той или иной сферы нашей жизни. Это ретрансляторы, принимающие и...
Узники Освенцима были освобождены за четыре месяца до окончания Второй мировой войны. К тому времени осталось их немного. В погибло почти...
Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...
Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...