Праздник Смоленской иконы Божьей Матери Одигитрии. Справка


Престольный праздник в честь Смоленской иконы особо чтимой верующими Божией Матери. Это зримое выражение Боговоплощения стало символом русской веры, способным даровать ошеломительную, чудесную помощь.

Прообразом иконы является вариант иконописной Божией Матери, выполненный ближайшим последователем веры - евангелистом Лукой, чьи авторские работы имеет и Русская православная церковь. Икона представляет образ Иисуса уже несколько подросшего в отличие от другого, распространенного типа изображения икон, называемых «Елеуса». Это слово трактуется как умиление, выражение любви. Для смоленского образа догматика несколько иная – прославляет факт явления всему миру Небесного царя в виде божественного младенца, о чем свидетельствует характерный жест правой руки Богоматери.

Святыня принадлежит к определенному иконописному типу и известна как Одигитрия - «Путеводительница» с греческого. Она способна привести верующих к спасению по истинному пути – к Христу. Есть предание о том, как Пресвятая дева помогла исцелению, указав путь к храму двум слепцам, получившим его перед образом. А вот как сама икона попала на территорию будущей России, достоверных фактов нет.


Самой допустимой версией считается передача иконы в качестве родительского благословения византийского императора Константина своей дочери, когда её выдавали замуж за князя Всеволода в 1046 году. Его сын, знаменитый Владимир Мономах, затем перенёс икону из Чернигова, отцовского удела, в Смоленск в 1095 году. Спустя несколько лет он заложил Успенский собор, где поместили данную икону. Она стала именоваться Смоленской и хранить народ, населяющий данные земли.

Впервые чудотворная помощь пришла от иконы в 1239 году, когда Смоленск окружили войска хана Батыя, чьё численное превосходство казалось бы не оставляло ни одного шанса жителям. Скептики могут ставить под сомнение последующие события, но их можно отнести к категории истинных чудес. Горячая молитва смолян, обратившихся к защитнице, даровала спасение в лице верующего воина Меркурия. Святой глас от иконы направил его действия. Он ценой своей жизни пробрался в стан, одолел много врагов, в том числе, сильнейшего воина орды. И не один критик не сможет отрицать, что православная церковь объединяла русских людей от раздробленности, особенно в период татаро-монгольского нашествия.

Но последующие исторические реалии заставляли Смоленскую Богородицу покидать своё пристанище. Так было в 1395 году, когда княжество потеряло право на Одигитрию после захвата Литвой. Но опять очередная свадьба 1398 года, на этот раз дочери литовского правителя и московского князя, сына Дмитрия Донского, вернула икону Русской земле в качестве приданого, только в Москву. И через полвека (1456), по прошению смоленских послов, она торжественно возвращена.

Точный список, то есть копия иконы, впоследствии был перенесён 28 июля (10 августа) 1525 года в Новодевичий монастырь, построенный в честь освобождения от литовской власти. С этого момента и начинается период празднования. 10 августа проходит божественная Литургия, прославляя земную жизнь Иисуса и Богородицу. Далеко не все изображения удостоены своего храмового престольного праздника. Таковые есть еще у 4-х образов Божией Матери (например, Владимирской, Казанской).

Для тех верующих, для кого значение иконы велико, есть возможность совершить крестный ход, организованный православными активистами. Он стал традиционным, ежегодным мероприятием с паломническим маршрутом Витебск-Смоленск, а называется «Одигитрия». Празднование и торжества укрепляют духовные связи православных и наполняют жизнь радостью, хотя сам первообраз исчез после немецкой оккупации Смоленска, что было установлено в 1943 году. Его судьба пока неизвестна, но православные не теряют надежду.



Чудотворная икона Пресвятой Божьей Матери, именуемая «Одигитрия» Смоленская, известна на Руси с древнейших времен. «Одигитрия», в переводе с греческого языка, значит «Путеводительница». Есть несколько версий происхождения этого названия, но то, что Пресвятая Богородица для всех православных христиан является путеводительницей к вечному спасению, неоспоримая истина.

По Церковному преданию, Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», была написана во время земной жизни Пресвятой Богородицы по просьбе правителя Антиохии Феофила, для которого он написал сочинение о земной жизни Христа, известное как Евангелие от Луки. Когда Феофила не стало, образ был возвращен в Иерусалим, а в V веке благоверная императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала Одигитрию в Константинополь сестре императора царице Пульхерии, которая поставила святую икону во Влахернском храме.

На Русь образ попал в 1046 году . Греческий император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы . С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская .

Успенский собор (Смоленск)

ИСТОРИЯ СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

В 1238 году к Смоленску подступила рать хана Батыя. В той рати находился воин-великан, который, по легенде, один стоил чуть ли не целой рати. Все смоляне вышли на молитву перед образом Смоленской Одигитрии-Путеводительницы. Татары уже подошли почти вплотную к городу, до него по нынешним меркам оставалось не более 30 с лишним километров, когда некий пономарь в Печерском монастыре за пределами города в видении увидел Богородицу, которая повелела ему привести к Ней воина по имени Меркурий. Войдя в Печерскую церковь, Меркурий воочию увидел Богоматерь, сидящую на золотом престоле с Младенцем на руках и окруженную ангелами. Богородица сказала, что Меркурий должен спасти Ее собственный удел от поругания, чем еще раз указала на особое Ее покровительство над Смоленской землей. Также Она поведала ему и о скорой мученической смерти его, и о том, что Она Сама не покинет его, а будет с ним до конца.

Следуя повелению Богородицы, самоотверженный православный воин Меркурий поднял всех горожан, готовя их к осаде, а сам ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Затем в неравном бою с захватчиками он сложил голову на поле брани. Его останки были погребены в Смоленском соборе. Вскоре Меркурия причислили к лику местночтимых святых (память 24 ноября), местночтимой была объявлена и Смоленская икона Божьей Матери, а о подвиге его сложили легенду «Слово о Меркурии Смоленском», которая датируется примерно XV – XVI веками. Причем в легенде сказано, что после погребения Меркурий явился тому же пономарю и велел повесить на место его упокоения щит и копье, принадлежавшие ему при жизни.

Сандалии святого мученника Меркурия - одна из святынь кафедрального собора Смоленска

В 1395 году Смоленское княжество попало под протекторат Литвы. В 1398 году, чтобы избежать кровопролития в Москве и смягчить острые отношения между польско-литовскими правителями и Москвой дочь литовского князя Витовта Софья была выдана замуж за сына великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). Смоленская Одигитрия стала ее приданым и была перенесена теперь уже в Москву и установлена в Благовещенском соборе Кремля по правую сторону от алтаря.

Благовещенский собор (Московский Кремль)

В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск. 28 июня по старому стилю у монастыря Саввы Освященного на Девичьем поле в Москве при большом стечении народа икону торжественно препроводили до излучины Москвы-реки, откуда начинался путь до Смоленска. Был отслужен молебен. Спустя полвека в 1514 году Смоленск был возвращен Руси (штурм города русскими войсками начался 29 июля – на следующий день после празднования Смоленской иконы).

В 1524 году в память об этом событии великий князь Василий III заложил на том месте, откуда провожали смоленский первообраз Одигитрии, Богородице-Смоленский монастырь, который мы знаем больше как Новодевичий монастырь . Монастырь был освящен и начал действовать в 1525 году. С этого периода началось общероссийское прославление иконы, официально установленное Церковью.

Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь на Девичьем поле в Москве

Однако и москвичи не остались без святыни – в Москве остались две копии чудотвоной иконы. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая - «мера в меру» - в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 - каменная.

Смоленский чудотворный образ вновь явил свое заступничество во время Отечественной войны 1812 года . 5 августа 1812 года, когда русские войска оставляли Смоленск, икону вывезли в Москву, и накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу.

Молебен перед Бородинским сражением

26 августа, в день сражения в Бородино, три образа Богородицы – древний образ Смоленской Одигитрии вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери крестным ходом обнесли вокруг столицы, а затем отправили к больным и раненым солдатам в Лефортовский дворец, чтобы те могли поклониться святыням, поблагодарить перед ними Матерь Божью за заступничество и попросить о выздоровлении. Перед оставлением Москвы икона была перевезена в Ярославль.

После победы над неприятелем, 5 ноября 1812 года, по распоряжению Кутузова, икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск в родной Успенский собор.

В 1929 году Успенский собор был закрыт, но осквернению и разорению, как многие другие храмы и церкви в тот период, не был подвержен. Сведения , которые можно считать достоверными, о Смоленской иконе Божьей Матери – первообразе других, последующих списков обрываются в 1941 году, после взятия немецкими войсками Смоленска . Тогда, в начале августа 1941 года, в ставку немецкого командования поступило сообщение, что список иконы, приписываемой по историческим сведениям кисти евангелиста Луки, находится на прежнем месте, в неплохом состоянии, икона считается чудотворной и место ее нахождения – место поклонения и паломничества. Больше о той иконе ничего неизвестно.

Сейчас на месте пропавшей иконы находится список середины XVI века, который не уступает своей предшественнице в количестве чудес и в народном почитании, но Одигитрию апостольского письма все еще ждут в Смоленске, все еще верят, что придет время, и она явит себя из какого-нибудь тайника, где чудесным образом сохранялась все эти годы, как уже это когда-то было.


Икона Божией Матери Одигитрия Смоленская Надвратная, список со знаменитой Смоленской Иконы. Когда-то она висела над вратами Смоленского Кремля, сейчас она хранится в соборе на месте утерянной в 1941 году смоленской иконы.

СПИСКИ С ИКОНЫ

Существует много чтимых списков с чудотворной Смоленской Одигитрии. Многие списки с той, первоначальной, но утраченной иконы стали чудотворными (всего более 30) - Игрецкая Песочинская, Югская, Сергиевская в Троице-Сергиевой лавре, Костромская, Кирилло-Белозерская, Святогорская, Соловецкая и др.. Все эти образа в разное время и в разной мере явили свои чудотворные свойства.

ИКОНОГРАФИЯ

Об иконографических особенностях образа осталось сведений немного, так как икона, как известно, была утрачена в 1941 году, и никто поэтому ее изучением не занимался. Известно лишь было, что иконная доска была очень тяжелой, грунт приготовлен из мела на клею, как это делалось в древности, и обтянута холстом.

Богородица держит на левой руке Младенца, правая рука Господа поднята в благословляющем жесте, в левой руке Его – «свиток учения». На оборотной стороне были написаны вид Иерусалима, Распятие и надпись на греческом – «Царь распят». В 1666 году икону поновляли, и у Распятия появились более поздние изображения Пречистой и Иоанна Богослова.

Иконографический образ Смоленской иконы очень схож с , но отличается строгостью расположения фигур и выражения лиц Богородицы и Богомладенца.

ЗНАЧЕНИЕ ИКОНЫ

Святая икона Божией Матери Одигитрии - одна из главных святынь Русской Церкви (наряду с Владимирской и Казанской).

Со Смоленской иконой Божьей Матери связан удивительный исторический материал, который через пути ее странствования по западным русским землям отмечает все самые важные события в истории России вплоть до прошлого века. Можно сказать, что ни одно событие, где требовалось заступничество Той, что на ней изображена, не обходилось без Ее вмешательства. Одигитрия-Путеводительница указывала и защищала наш запад от захватнических интересов сопредельных государств, стремившихся установить свое влияние в российском государстве и военным, и политическим способами. Но даже отступления, которые сопровождались переносом чудотворной святыни из ее главного удела – Успенского собора в Смоленске, были лишь стратегической необходимостью, а никак не согласием с присутствием и правлением иноземцев и довлеющей латинской верой на нашей земле. Соборные молитвы перед ней смолян, москвичей приносили свои чудесные плоды – рано или поздно враг был изгнан, и Смоленская Одигитрия возвращалась домой, в Смоленск.

Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: «Ты верным людям - Всеблагая Одигитрия, Ты - Смоленская Похвала и всея земли Российския - утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!»

ПРАЗДНОВАНИЕ

Празднование Смоленской иконы Божьей Матери совершается трижды в год – 28 июля/10 августа , установлено в 1525 году, когда чудотворный образ был перенесен из Благовещенского собора Московского Кремля в Богородице-Смоленский (Новодевичий) монастырь, основанный Василием III в благодарность Богородице за возвращение Смоленска Руси в годы Русско-литовской войны. Празднество установлено в память о прибытии Смоленской иконы Божьей Матери на Русь в 1046 году.

Второй раз празднование совершается 5/18 ноября в честь победы России в Отечественной войне 1812 года.

24 ноября/7 декабря празднуем Смоленскую икону Божьей Матери, памятуя о победе жителей Смоленска над войсками Золотой Орды по общей молитве народа перед иконой Ее – Смоленской Одигитрией.

Смоленская Божья Матерь помогает всем, обращающимся к ней с молитвами об исцелении от неизлечимых болезней, в поисках семейного мира и в других сложных и неразрешимых ситуациях, как первая заступница за нас перед Богом.

Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме.

Греческий император Константин IХ Мономах (1042–1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.

В 1238 году по гласу от иконы самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Приняв в битве мученическую кончину, он был причислен Церковью к лику святых (память 24 ноября).

В ХIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398–1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от царских врат. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две ее копии. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая - «мера в меру» - в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Монастырь был устроен на Девичьем поле, где «со многими слезами» москвичи отпускали святую икону в Смоленск. В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 - каменная.

Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль.

Так благоговейно хранили наши предки эти иконы-сестры, и Матерь Божия через Свои образы охраняла нашу Родину. После победы над неприятелем икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск.

Празднование в честь этого чудотворного образа было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России.

Существует много чтимых списков со Смоленской Одигитрии, которым положено празднование в этот же день. Есть и день празднования Смоленской иконе, прославившейся в ХIХ веке, - 5 ноября, когда этот образ по распоряжению главнокомандующего русской армией М.И. Кутузова был возвращен в Смоленск. В память изгнания врагов из Отечества в Смоленске было установлено праздновать этот день ежегодно.

Святая икона Божией Матери Одигитрии - одна из главных святынь Русской Церкви. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: «Ты верным людям - Всеблагая Одигитрия, Ты - Смоленская Похвала и всея земли Российския - утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!».

10 августа Русская православная церковь отмечает день Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». Перед ней молились во время войн, а одних только чудотворных списков с этого образа насчитывается свыше тридцати.

Тип этой иконы называется «Путь указующая» («Одигитрия»): Божья Матерь и Христос смотрят прямо на зрителя, а сама Богородица словно указывает рукой на сына, как на единственный путь человечества к спасению. Считается, что первую «Одигитрию» написал еще при жизни Богоматери евангелист Лука.

9 августа 2016 г. в Смоленск прибыл православный молодежный Крестный ход крестный ход «Наш общий путь – Одигитрия», который начал свое шествие в Витебске республики Беларусь. Уже 14 раз участники крестного хода приходят в Смоленск на торжества, посвященные главной святыне Смоленска – иконе Божией Матери Одигитрии.

В шествии приняли участие жители городов Беларуси, России, Украины, Молдовы. Крестоходцы принесли в Смоленск чтимые образы своих земель – святых Иоанна Кронштадтского, Евфросинии Полоцкой, Александра Невского и другие. Куратор Одигитриевского крестного хода – руководитель братства во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского города Витебска, руководитель Отдела Витебской епархии по работе с молодежью протоиерей Александр Ковалев.

Первым храмом, который посетили участники крестного хода, по традиции стал храм XII века в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Затем участники международного крестного хода продолжили свой путь в Смоленский Свято-Успенский кафедральный собор, где вознесли свои молитвы у чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии Смоленской.

Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда в V в. императрица Евдокия, супруга византийского императора Феодосия, отправила ее в Константинополь. Когда близ императорского дворца у залива Золотой Рог была построена Влахернская церковь, икону вместе с другими реликвиями, связанными с Богородицей, поместили туда.

В 1046 г. император Константин IХ Мономах, выдавая свою дочь Анну за князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого, благословил ее этой иконой, а потом она перешла к его сыну, Владимиру Мономаху, который в начале ХII в. привез ее в Смоленск, где заложил соборный храм в честь Успения Богоматери, куда и поместили святыню. Так она слала «Смоленской». Жители города верили, что именно ей они обязаны спасением от нашествия Батыя в 1239 г.

А когда в начале XV в. последний Смоленский князь Юрий принес ее в дар великому князю Василию, старшему сыну Дмитрия Донского, и икону перенесли в Благовещенский собор Московского Кремля, Смоленск был взят литовцами и на 110 лет стал центром Смоленского воеводства Великого княжества Литовского.

В 1456 г., по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две ее копии. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая - «мера в меру» - в 1524 г. в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Монастырь был устроен на Девичьем поле, где «со многими слезами» москвичи отпускали святую икону в Смоленск. В 1602 г. с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 г., там была устроена деревянная церковь, а в 1802 - каменная.

Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские войска 5 августа 1812 г. оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль. Играйте в казино только на сайте - http://frankcasino1.su

Так благоговейно хранили наши предки эти иконы-сестры, и Матерь Божия через Свои образы охраняла нашу Родину. После победы над неприятелем икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск.

Празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля было установлено в 1525 г. в память возвращения Смоленска России.

Древний образ Смоленской Божией Матери хранился в Успенском соборе Смоленска даже после того, как его в 1929 г. закрыли: в августе 1941 г. после взятия города немцами их интендантские службы извещали командование, что «очень древняя, легендой приписываемая евангелисту Луке икона (…) находится на изначальном месте и не повреждена». Но когда два года спустя Смоленск был освобожден, иконы там уже не было. О судьбе ее до сих пор ничего не известно.

Место ее в Успенском соборе Смоленска после 1945 г. занял список начала XVII в., стоявший когда-то над Днепровскими воротами города, а 1812 г. находившийся в расположении русской армии. Перед этим образом служили благодарственные молебны после каждой победы, перед ним Кутузов со всем войском молил Богородицу о помощи и спасении России.

Вообще же списков Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, с древнейших времен почитаемой на Руси чудотворной, по всей стране великое множество - только особо чтимых известно не менее 30.

День Смоленской иконы Божией Матери - одной из главных святынь Русской православной церкви, верующие празднуют 10 августа.

Чудотворная икона, именуемая "Одигитрия", что в переводе с греческого означает "путеводительница", известна на Руси с древнейших времен. Это славное имя дано образу Божией Матери неслучайно — Пресвятая Богородица является путеводительницей к вечному спасению для всех христиан.

Церковное предание повествует, что икона была написана апостолом и евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы - Божия Матерь изображена по пояс, левой рукой она поддерживает младенца Христа, держащего в левой руке свиток, а правой благословляющего.

Образ, как предполагают, был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыню перенесли в Иерусалим, а оттуда - во Влахернский храм Константинополя.

На Русь икона Богоматери "Одигитрия" прибыла в середине XI века. В 1046 году византийский император Константин IX Мономах (1042-1054) выдал свою дочь Анну за князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого, благословив ее в путь этой иконой. Предполагается, что отсюда и произошло ее название "Одигитрия".

© photo: Sputnik / Sergey Pyatakov

Смоленская икона Божией Матери "Одигитрия" в храме Христа Спасителя

После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленск, где был заложен храм Успения Богородицы, в котором впоследствии и разместили святыню. С того времени икона получила название "Одигитрия" Смоленская.

Заступница земли русской

Почитают чудотворный Смоленский образ Богородицы, который не раз покидал родную обитель, чтобы защитить земли русские от захватчиков, три раза в год.

Первый праздник — 10 августа (28 июля по старому стилю) установили в 1525 году в день, когда чудесный Смоленский образ перенесли из Благовещенского Собора Московского Кремля в Новодевичий монастырь, который был основан Василием III, как дань уважения Божией Матери за чудесное избавление Смоленска от литовских захватчиков и возвращение его России.

По преданию, именно молитвы верующих перед "Одигитрией" Смоленской помогли войскам Василия III вернуть Смоленск России в 1514 году, после 110-летнего литовского владычества.

Икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, по просьбе местных жителей. А в Москве остались две ее копии — одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая — "мера в меру" — в 1524 году в Новодевичьем монастыре.

Вторая праздничная дата, 18 ноября (5 ноября по старому стилю), установлена в честь великой победы русских над Наполеоном в 1812 году. Тогда весь народ русский с молитвой о заступничестве обратился к Богородице перед Ее Смоленским образом, которая была услышана.

В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список, который вместе с древней иконой в 1666 году возили в Москву для поновления (реставрации). Точный список поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 — каменная.

Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу.

© photo: Sputnik /

Репродукция картины "М. И. Кутузов на Бородинском поле"

Древний образ Смоленской Божией Матери, взятый временно в Успенский собор, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Пресвятой Богородицы обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед тем как оставить Москву, икону забрали в Ярославль.

После победы над неприятелем икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск.

В третий раз День Смоленской иконы Божией матери празднуют 7 декабря (24 ноября по старому стилю) - дата приурочена к чудесной победе жителей Смоленска над татаро-монгольскими захватчиками.

Предание гласит, что Смоленск в 1238 году был избавлен от разорения по заступничеству Пресвятой Богоматери, когда к городу подошли полчища хана Батыя. Воин по имени Меркурий, молясь перед иконой, получил указание от Небесной Царицы сразиться со стоящим у стен врагом.

Самоотверженный воин проник ночью в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Монголы видели, что Меркурию помогают в бою молниеносные мужи и лучезарная Жена, и, охваченные ужасом, бросая оружие, враги бежали, гонимые неведомой силой.

Меркурий принял в бою мученическую кончину и был причислен церковью к лику Святых (память 24 ноября).

Чудотворная икона

Так много чудес было явлено от Смоленской "Одигитрии", что по всей России начали делать списки с этой иконы. Многие из них также прославились чудотворениями и сыграли важную роль в судьбе целых городов и губерний.

Эти чудотворные образы получили собственные имена: Икона Божией Матери Смоленская-Новгородская, называемая "Холерная", Икона Божией Матери Смоленская-Устюженская, Икона Божьей Матери Смоленская-Седмиезерная, Икона Божией Матери Смоленская-Сергиевская, Икона Божией Матери Смоленская-Костромская, Икона Божией Матери Смоленская-Суерская (Ялуторовская), Икона Божией Матери Смоленская-Шуйская.

Где упокоится чудотворная икона

Успенский храм Смоленска, в котором хранился первообраз иконы, был закрыт в 1929 году, но осквернению и разорению не подвергался, как многие другие храмы и церкви в тот период.

© photo: Sputnik / Yurchenko

Памятник полководцу Михаилу Илларионовичу Кутузову

После освобождения Смоленска, который был оккупирован немецкими войсками в 1941 году, икону найти не смогли. Место древней иконы в Успенском соборе Смоленска заняла икона начала XVII века из храма над Днепровскими воротами Смоленского кремля.

В чем помогает

Смоленская "Одигитрия" считается покровительницей путешественников, которые просят ее уберечь их в пути от неприятных ситуаций, различных болезней, непредвиденных бед.

Также ей молятся все страждущие, просят защитить и сохранить свой дом от недоброжелателей и врагов.

На протяжении всей истории христиане просили помощи у Смоленской Божьей Матери во времена тяжких массовых эпидемий.

Молитвы

Молитва первая

К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой услышит и воздыхание приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и Прибежище нам, грешным? Кто паче Тебе в несчастиих защитит? Услыши стенание мое и приклони ухо Твое ко мне, Владычице и Мати Бога моего. Не презри ищущаго Твоея помощи и не отрини мене грешнаго, Царице Небесная! Научи мене исполняти волю Сына Твоего и даруй желание всегда следовати Его святым заповедем. За мой ропот в болезнях, трудах и несчастиях не отступи от мене, но буди Материю и Покровительницею мене малодушнаго, Царице моя Преблагая, Заступнице Усердная! Твоим ходатайством прегрешения моя покрый, от видимых и невидимых врагов защити, сердца враждующих против мене смягчи и Христовою любовию согрей их. Мне же немощному даруй Твою всесильную помощь победити моя греховныя привычки, дабы, очищенный покаянием и последующею добродетельною жизнию, в общении со Святою Церковью провел остальныя дни земнаго странствия. Предстани мне, Надеждо всех христиан, в час кончины моея и подкрепи мою веру в смертный тяжкий час. Вознеси за мене, многопрегрешающаго в жизни сей, Твоя всесильныя молитвы по отшествии моем, да оправдает мене Господь и соделает причастником Его бесконечных радостей. Аминь.

Молитва вторая

О Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас грешных и недостойных в час сей молящихся и припадающих к Твоему Пречистому Образу со слезами и умиленно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях, и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего Христа Бога нашего, да удостоит нас Царствия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасения нашего, и превозносим святое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимого и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Выбор редакции
Все чаще современному человеку выпадает возможность познакомиться с кухней др. стран. Если раньше французские яства в виде улиток и...

В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...

Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...
Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...
Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...