Платонов песчаная учительница анализ произведения. Песчаная учительница



Главная героиня рассказа - двадцатилетняя Мария Нарышкина – родом из глухого забросанного песками городка Астраханской губернии. Когда ей исполнилось 16 лет, отец-учитель отвёз её в Астрахань на педагогические курсы. А через 4 года курсистку Марию Никифоровну назначили учителем в дальний район – село Хошутово на границе с мёртвой среднеазиатской пустыней.

Бедствием для села были песчаные бури. Силы крестьянина сломила борьба с пустыней. Крестьяне «заскорбели» от нищеты. Новая учительница расстраивалась из-за того, что дети ходили в школу неисправно, а зимой и вовсе переставали, потому что часто были снежные бури, а ребятам не во что было одеться, обуться, поэтому часто школа совсем пустовала. Хлеб заканчивался к концу зимы, дети худели и теряли интерес даже к сказкам.

К Новому году из 20 учеников умерли 2. Что делать в селе, обречённом на вымирание?

Но молодая учительница не сдалась, не впала в отчаяние. Она решила сделать главным предметом в школе обучение борьбе с песками, обучение искусству превращения пустыни в живую землю.

Мария Никифоровна съездила в окружной отдел народного образования за советом и помощью, но поняла, что надеяться нужно только на собственные силы. Она убедила крестьян в том, что нужно сажать кустарники, чтобы те задерживали пески. Сельчане ходили на общественные работы – месяц весной и месяц осенью. Спустя 2 года шелюговые посадки защитными полосами зеленели вокруг орошаемых огородов. Около школы посадили сосновый питомник, чтобы деревья берегли снежную влагу и хранили растения от истощения горячим ветром.

А их прутьев шелюги крестьяне стали плести корзинки, ящички, мебель, получая две тысячи рублей приработка.

На третий год пришла беда. Раз в 15 лет кочевники проходили через эти места с тысячью коней, через трое суток в селе ничего не осталось – ни шелюги, ни сосны, ни воды.

Но Мария Никифоровна уже обучила сельчан борьбе с песками, и после ухода кочевников они снова будут сажать шелюгу. А молодую учительницу заведующий окроно (окружного отдела народного образования) перевёл в село Сафуту, где жили осевшие кочевники, чтобы и их обучить культуре песков. Перед Марией Никифоровной встала проблема нравственного выбора. Она подумала: «Неужели молодость придётся похоронить в песчаной пустыне среди диких кочевников и умереть в шелюговом кустарнике, считая это полумёртвое деревцо в пустыне лучшим для себя памятником и высшей славой жизни?». Ведь у неё не устроена личная жизнь, нет спутника жизни – мужа. Но она вспомнила свою беседу с вождём кочевников, сложную и глубокую жизнь племён пустыни, поняла всю безысходную судьбу двух народов, зажатых в барханы песков. Она согласилась ехать в Сафуту, шутливо сказав, что приедет в РОНО через 50 лет старушкой не по песку, а по лесной дороге. Удивлённый заведующий заметил, что Марии Никифоровне можно заведовать не только школой, но и целым народом.

1. Проблема человека и природы.

2.Проблема энтузиаста-одиночки, пытающегося противостоять природной стихии.

3. Проблема противостояния обстоятельствам.

4. Проблема счастья.

5. Проблема истинных ценностей.

6. Проблема служения людям

7. Проблема смысла жизни.

8. Проблема жизненного подвига.

9. Проблема мужества, стойкости, силы характера, целеустремлённости.

10. Проблема роли учителя в жизни людей.

11. Проблема долга и ответственности.

12. Проблема личного счастья.

13. Проблема самопожертвования.

14. Проблема нравственного выбора.

Обновлено: 2017-09-24

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Рассказ А.П. Платонова «Песчаная учительница» был написан в 1927 году, но по своей проблематике и выраженному к ней отношению автора этот рассказ больше похож на произведения Платонова начала 20-х гг. Тогда мировоззрение начинающего писателя позволило критикам назвать его мечтателем и «экологом всей планеты». Рассуждая о жизни человека на Земле, молодой автор видит, как много на планете и, в частности, в России мест, непригодных для жизни человека. Тундра, болотистые участки, засушливые степи, пустыни – всё это человек мог бы преобразовать, направив в нужном направлении свою энергию и используя последние достижения науки. Электрификация, мелиорация всей страны, гидротехника – вот что волнует юного мечтателя, кажется ему необходимым. Но главную роль в этих преобразованиях должны сыграть люди. «Маленький человек» должен «проснуться», почувствовать себя творцом, личностью, для которого совершалась революция. Как раз таким человеком предстаёт перед читателем героиня рассказа «Песчаная учительница». В начале рассказа двадцатилетняя Мария Нарышкина окончила педагогические курсы и получила назначение на работу, как и многие её подруги. Автор подчёркивает, что внешне героиня – «молодой здоровый человек, похожий на юношу, с сильными мускулами и твёрдыми ногами». Такой портрет не случаен. Здоровье и сила молодости – вот идеал 20-х годов, где нет места слабой женственности и чувствительности. В жизни героини были, конечно, переживания, но они закалили её характер, выработали «идею жизни», придали ей уверенность и твёрдость в своих решениях. И когда её направили в дальнее село «на границе с мёртвой среднеазиатской пустыней», это не сломило волю девушки. Мария Никифоровна видит крайнюю бедность, «тяжкий и почти ненужный труд» крестьян, которые ежедневно расчищают места, заваливаемые песком. Она видит, как дети на её уроках теряют интерес к сказкам, как они худеют на глазах. Она понимает, что в этом селе, «обречённом на вымирание», надо что-то делать: «нельзя учить голодных и больных детей». Она не сдаётся, а призывает крестьян к активной деятельности – бороться с песками. И хотя крестьяне ей не поверил, но согласились с нею.

Мария Никифоровна – человек активного действия. Она обращается к начальству, в окружной отдел народного образования, и не унывает, оттого что ей дают только формальные советы. Она сажает вместе с крестьянами кустарники и устраивает сосновый питомник. Ей удалось изменить всю жизнь села: крестьяне получили возможность дополнительного заработка, «стали жить спокойнее и сытее». О двух самых близких её друзьях автор говорит, что они «настоящие пророки новой веры в пустыне».

Самый страшный удар наносит Марии Никифоровне приезд кочевников: через трое суток не осталось ничего от посадок, пропала вода в колодцах. Заметавшись «от этой первой, настоящей в её жизни печали», девушка идёт к вождю кочевников – не жаловаться и плакать, идёт «с молодой злобой». Но, услышав доводы вождя: «Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник», – она втайне признаёт его правоту и всё же не сдаётся. Она снова едет к заведующему в округ и слышит неожиданное предложение: перевестись в ещё более далёкое село, где живут «кочевники, переходящие на осёдлость». Если так же преобразовать и эти места, то и остальные кочевники поселились бы на этих землях. И конечно, девушка не может не колебаться: неужели придётся похоронить свою молодость в этой глуши? Ей хотелось бы личного счастья, семьи, но, понимая «всю безысходную судьбу двух народов, зажатых в барханы песков», она соглашается. Она реалистически смотрит на вещи и обещает приехать в округ через 50 лет «не по песку, а по лесной дороге», понимая, сколько времени и труда понадобится на это. Но это характер борца, человека сильного, не сдающегося ни при каких обстоятельствах. У неё твёрдая воля и чувство долга, преобладающее над личными слабостями. Поэтому, безусловно, прав заведующий, когда говорит, что ей бы «заведовать целым народом, а не школой». «Маленький человек», сознательно сберегающий достижения революции, сможет преобразовать мир ради счастья своего народа. В рассказе «Песчаная учительница» таким человеком становится молодая женщина, и твёрдость и целеустремлённость её характера достойны уважения и восхищения.

Действие рассказа Андрея Платонова “Песчаная учительница” происходит в 1920-е годы в маленьком среднеазиатском селе Хошутово. За околицей села начинается самая настоящая пустыня - безжалостная и холодная к людям.

Идея ценности знаний для человека и целых народов - это основная идея рассказа “Песчаная учительница”. Миссия главной героини, учительницы Марии Нарышкиной - нести знания. В условиях, где жила Нарышкина, знания и умение создавать лесополосы, сохранять зеленые насаждения и разводить растения оказались жизненно важными.

Стиль рассказа “Песчаная учительница” очень лаконичен. Разговаривают герои мало - в Хошутове всегда немного говорят, экономят слова и силы, ведь они еще понадобятся в борьбе с нашествием песков. Вся история Марии до принятия ею судьбоносного решения - ехать работать к кочевникам, к чужому народу, укладывается автором в несколько десятков коротких абзацев. Я даже назвал бы стиль рассказа приближенным к репортажному. В произведении немного описаний местности, больше повествования, действия.

чувствам и эмоциям героев. Они уточняют ситуацию, в которой оказались жители занесенного песком Хошутово лучше, чем любые описания пейзажей. “Старик-сторож, очумевший от молчания и одиночества, обрадовался ей, как вернувшейся дочке”. “Тоскливое, медленное чувство охватил путешественницу - Марию Никифоровну, когда она оказалась среди безлюдных песков по пути в Хошутово”.

Слог Платонова очень метафоричен, образен: “некрепкое растущее сердце”, “сочилась жизнь в пустыне”. Жизнь в Хошутове и в самом деле еле-еле движется, будто вода цедится по капле. Здесь капля воды и является средоточием самой жизни.

Тема культурного обмена и взаимопонимания между людьми также занимает одно из центральных мест в произведении, Дружелюбие и желание найти общий язык с разными личностями - это те ценности, которые провозглашены автором в рассказе. После появления, а фактически, набега кочевников Мария Нарышкина едет к вождю племени, чтобы высказать ему все свои претензии, отговорить его разрушать их поселок, портить зеленые насаждения. Вождь кочевников, пообщавшись с молодой женщиной, проникается к ней симпатией. Она к нему также.

Но это не дает решения главной проблеме рассказа – как сберечь плоды своего труда? Как сохранить жизнь людей и благополучие сел, когда нет воды, не хватает на всех травы? “Кто-нибудь умирает да ругается” – говорит вождь племени. Начальник Нарышкиной предлагает ей стать учительницей в кочевничьем поселении: учить их уважать чужой труд, заниматься разведением зеленых насаждений. Мария становится той самой рукой помощи, которую один народ протягивает другому.

Также произведение касается темы отказа от личной жизни ради общественного блага. “Неужели молодость придется похоронить в песчаной пустыне среди диких кочевников?…” – думает юная преподавательница. Однако, вспомнив “безысходную судьбу двух народов, зажатых в тиски пустыни” Мария без колебаний принимает решение ехать и учить кочевников.


Другие работы по этой теме:

  1. Рассказ Андрея Платонова “Песчаная учительница” повествует историю двадцатилетнего педагога Марии Нарышкиной, оказавшейся в сложных условиях полностью занесенного песком среднеазиатского поселка. В село Хошутово Мария попадает...
  2. 1) Особенности жанра. Произведение А. Платонова “Юшка” относится к жанру рассказа. 2) Тематика и проблематика рассказа. Основная тема рассказа А. Платонова “Юшка” – тема милосердия,...
  3. В рассказе русского советского писателя Андрея Платонова “Песчаная учительница” повествуется о судьбе юного педагога Марии Нарышкиной. Оказавшись по направлению от государства в богом забытом среднеазиатском...
  4. Смысл названия рассказа А. П. Платонова “В прекрасном и яростном мире” Андрей Платонович Платонов прожил трудную, полную лишений жизнь. “Я жил и томился, потому что...

Проблема поиска смысла жизни в рассказе Андрея Платонова «Песчаная учительница».
Цели и задачи урока:
1)проследить, как решается проблема поиска смысла жизни в рассказе А. Платонова «Песчаная учительница»;
2) раскрыть сложность и богатство внутреннего мира героини, помочь учащимся осознать значение природы и труда в жизни героев.

Неужели молодость придётся похоронить в песчаной пустыне среди диких кочевников и умереть в шелюговом кустарнике, считая это полумёртвое деревце в пустыне лучшим себе памятником и высшей славой жизни?..
А. Платонов

Ход урока.
Организационный момент
Рассказы А. Платонова, написанные в середине 20-х годов, отражают некоторые черты биографии писателя, устремления его личности и, главное, поиски им собственной поэтической системы. Цель нашего урокапроследить, как решается проблема поиска смысла жизни в рассказе А. Платонова «Песчаная учительница».
Вспомним, что нам известно о судьбе писателя.
Рассказ ученика о жизни А. П. Платонова с демонстрацией слайдов.
Анализ рассказа «Песчаная учительница».
В мире платоновских рассказов первого периода его творчества разрушительным силам природы – засухе, смерчу, горячим пескам пустыни, смертоносному «мусорному ветру» -- активно противостоит безвестный герой, способный терпеливо жить дальше, подготавливая своим трудом «тот день, когда он начнёт осуществлять настоящее счастье общей жизни, без которого нечем заниматься и сердцу стыдно». Такова героиня рассказа «Песчаная учительница» Мария Никифоровна Нарышкина.

О чём рассказывается в произведении Платонова? Почему, на ваш взгляд, автор назвал свой рассказ «Песчаная учительница»?
(А. Платонова в особенности притягивала своей тайной, своей великой и возрождающейся жизнью пустыня. Главная тема произведения - судьба молодой учительницы, посвятившей себя служению людям.)

Какое значение имеет первая глава рассказа?
(Первая глава представляет собой экспозицию. Начинается она с истории жизни Марии Нарышкиной. Автору важно, какие впечатления вынесла героиня с детских лет, подготовлена ли она к будущим испытаниям. Здесь же даётся описание внешности 20-летней героини.)

Когда происходит завязка действия?
(Начало действия2 глава. По распределению Мария попала в Хошутово.)

Какова роль пейзажа в этой части рассказа?
(Пейзажная зарисовка в начале 2 главы дает возможность понять душевное состояние героини. Описание деревни как бы дополняет это состояние.)

Как развиваются в рассказе дальнейшие события?
(В 3 главе выражена идея произведенияпревращение пустыни в живую землю. « Песчаная учительница» добровольно включает себя в бесконечную и безысходную в перспективе жизнь крестьян глухого степного села на самой границе с пустыней, так как она поняла, что школа только тогда может выполнить своё предназначение, когда будет учить главному« искусству превращать пустыню в живую землю».)

Как вы понимаете смысл метафоры «Превратить пустыню в живую землю»?
(По мнению писателя, это значит не только обводнить засыхающую степь, осушить болото, посадить лес или сад, но и научить людей творческому труду, подарить мечту об иной, красивой и радостной жизни.)

Каковы результаты деятельности Марии Нарышкиной?
(В 4 главе мы узнаём, как преобразилась пустыня через два года. Молоденькая учительница весело и мужественно взялась за дело переустройства и с помощью науки добилась того, что « уже через год Хошутово было не узнать».)

Какой эпизод можно назвать кульминационным?
(Кульминация рассказапервая часть 5 главы, где описывается нашествие кочевников.)

В чём заключена, по мнению писателя, « безысходная судьба двух народов?
(Автор убеждает нас, что решить технически все социальные проблемы невозможно. Нельзя не учитывать традиции, законы, по которым жили люди в этих местах с испокон веков. Раз в 15 лет путь кочевых племён проходил через село, и тогда поселенцы погибали без воды и пищи, уничтоженной стадами кочевников. Это жестоко, но другого выхода не было. « Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник,--говорит вождь племени. -- Мы не злы, и вы не злы, но мало травы».)

Какова развязка произведения? (Развязка – решение судьбы героини. Мария Нарышкина отправляется в Софутово налаживать жизнь кочевников).

Подведение итогов.
Как решена в рассказе проблема поиска смысла жизни?
(Светлая уверенность в возможности совершенствования человеком мира, в котором он живет, - главная идея рассказа.

Как автор отвечает на вопрос Марии Нарышкиной, вынесенный в эпиграф нашего урока?
(Превозмогая жалость к себе, Мария Нарышкина вкладывает свою жизнь в общее дело. Она поняла и близко к сердцу приняла «сложную и глубокую жизнь племен пустыни, всю безысходную судьбу двух народов, зажатых в барханы песков», и спокойно и достойно решила свою судьбу).

Задание на дом: определить характерные черты времени в повести А.Платонова «Котлован» и подобрать материал из текста.
15


Приложенные файлы

Андрей Платонович Платонов прожил насыщенную, наполненную смыслом жизнь. Он был прекрасным инженером, много работал, чтобы принести пользу молодой социалистической республике. В первую очередь автора запомнили за его малую прозу. В ней Платонов пытался донести до читателей те идеалы, к которым должно стремиться общество. Воплощением светлых идей стала героиня рассказа Платонова "Песчаная учительница". Этим женским образом автор коснулся темы отказа от личной жизни ради общественных дел.

Прообраз платоновской учительницы

Рассказ Платонова "Песчаная учительница", краткое содержание которого вы сможете прочесть ниже, был написан в 1927 году. А теперь мысленно перенеситесь в 20-е годы прошлого столетия. Послереволюционная жизнь, строительство большой страны...

Исследователи литературы считают, что прототипом главной героини рассказа Платонова "Первая учительница" была невеста автора - Мария Кашинцева. Однажды в качестве студенческой практики девушка отправилась в село бороться с безграмотностью. Эта миссия была очень благородной. Также Мария Испугалась слишком бурных чувств и ухаживаний Анрея Платоновича, поэтому совершила своеобразный побег в глубинку. Писатель посвятил своей возлюбленной много трогательных строк в своих рассказах и повестях.

Сюжетная линия рассказа

"Песчаная учительница", краткое содержание которой мы предоставляем, переносит читателя в среднеазиатскую пустыню. Думаете, случайно? Западноевропейские специалисты считают, что в условиях пустыни раскрываются самые сильные черты человека. Библейское предание твердит, что Христос скитался по пустыне 40 дней, ничего не ел, не пил, укреплял свой дух.

У Марии Нарышкиной было прекрасное детство с чудесными родителями. Её отец был очень мудрым человеком. Работая учителем, много сделал для становления дочери. Потом Мария училась на педагогигеских курсах в Астрахани. После окончания её отправляют в отдалённую деревню Хошутово, что возле самой пустыни в Средней Азии. Пески очень усложняли жизнь местных жителей. Они не могли заниматься земледелием, уже опустили руки и забросили все начинания. Даже в школу ходить никто не хотел.

Энергичная учительница не опустила руки, а организовала настоящий бой со стихией. Посоветовавшись с агрономами в райцентре, Мария Никифоровна организовала посадку шелюги и сосны. Эти действия заставили пустыню быть приветливее. Жители зауважали Марию, в школу приходили ученики. Только скоро чудо закончилось.

Вскоре деревня подверглась набегу кочевников. Насаждения они уничтожили, воду из колодцев использовали. Учительница пытается договориться с вождём кочевников. Тот просит Марию научить лесному делу жителей соседнего села. Учительница соглашается и решает посвятить себя спасению сёл от песков. Она подбадривает жителей и верит, что когда-нибудь здесь будут красоваться лесные насаждения.

Образ учителя - покорителя природы

А. С. Пушкин писал:"Наставникам за благо воздадим". Именно наставником, а не учителем можно назвать главную героиню в книге "Песчаная учительница". Краткое содержание не передаёт безжалостности и холодности пустыни к людям. Только целеустремлённый, с активной жизненной позицией человек может противостоять ей. В своих поступках Мария Никифоровна пользуется гуманностью, справедливостью, терпимостью. Учительница ни на кого не перекладывает судьбу крестьян и с оптимизмом смотрит в будущее. Когда-то она мечтает приехать в деревню по лесной дороге.

Темы, проблемы и ценности, затронутые автором

Главные герои "Песчаной учительницы" послужили Платонову для передачи главной идеи - ценность знаний для селян и целых наций. Мария с гордостью несёт свою главную миссию - давать знания. Для жителей села Хошутово самым важным было сажать растения, укрепляя почву и создавая лесополосы.

Герои рассказа почти не общаются, такой стиль повествования можно назвать репортажным. Автор только повествует и описывает действия. Чувства героев переданы Платоновым очень эмоционально. В рассказе много метафор и красочных выражений.

Центральное место в книге уделяется теме культурного взаимообмена. Автор провозглашает особые ценности - дружественные отношения и нахождение общего языка с различными фигурами, даже с кочевниками.

Выбор редакции
Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...

Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...

Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...

В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...
Слайд 2 Визитная карточка Территория: 1 219 912 км² Население: 48601098чел. Столица: Кейптаун Официальный язык: английский, африкаанс,...
Всякая организация включает в свой состав объекты, классифицируемые как ОС, по которым проводятся амортизационные отчисления. В рамках...
Новым кредитным продуктом, получившим широкое распространение в зарубежной практике, является факторинг. Он возник на базе товарного...
Очень мы в нашей семье любим чизкейки, а с добавлением ягод или фруктов они особенно вкусные и ароматные. Сегодня рецепт чизкейка, с...