Гора Искушений – скала из библейского предания. Каранталь: монастырь на горе Искушения


Монастырь Искушения - православный греческий мужской монастырь, расположенный на отвесных скалах горы Искушения (Каранталь) с видом на город Иерихон и долину реки Иордан.

, Public Domain

В настоящее время монастырь является туристической достопримечательностью, его земля находится в полной юрисдикции Палестинской национальной администрации, сам монастырь находится в собственности и под управлением иерусалимской православной церкви.

История

Место, где был основан монастырь, было определёно Равноапостольной Еленой во время её паломничества в 326 г. как одно из «святых мест».

В 340 г. преподобный Харитон Исповедник, желая уединения, ушёл из основанной им Фаранской лавры и основал лавру в пещере Сорокодневной горы.

Монастырь получил свое название по названию горы, которую первые христиане называли Горой Искушения.

Dmitrij Rodionov , CC BY-SA 3.0

В период расцвета палестинского монашества гора представляла собой «подобие большого улья, в котором любители безмолвия не переставали с опасностью собственной жизни вырабатывать духовный мед, упражняясь в священном трезвении и непрестанной молитве».

Deror_avi , GNU 1.2

Монастырь был построен византийцами в VI в. над пещерой, традиционно считавшейся местом, в котором Иисус провел сорок дней в посте и размышлениях.

Впоследствии монастырь многократно разрушался и восстанавливался.

Deror_avi , GNU 1.2

Палестина, включая Иерихон, был завоевана арабами исламского халифа Умара ибн аль- Хаттаба в 630-е годы.

Крестоносцы захватили этот регион в 1099 г. и построили на этом месте две церкви: одну в пещере, а вторую на вершине горы. Они называли это место "Mons Quarantana"» от латинского слова «Quaranta» - «сорок», количество дней поста Иисуса по Евангелию.

Deror_avi , GNU 1.2

В середине XIX в. архимандрит Леонид (Кавелин) описывал традицию коптских и абиссинских монахов проводить в пещерах монастыря Четыредесятницу (православный монастырь в это время был разорен). Он писал, что:

«…они удаляются сюда из Иерусалима через неделю после праздника Богоявления и возвращаются в Святой Град в неделю Ваий, питаясь в это время травами или сухоядением и упражняясь в молитве и чтении, для чего берут с собой и книги. Одежда их состоит из рубахи и ватного одеяла, в которое кутаются как в плащ от ночного холода…»

В 1872 г. во время своего путешествия по Востоку и Святой земле окрестности монастыря посетил великий князь Николай Николаевич со свитой:

«…мы сели на коней и пошли в лагерь, раскинутый в оазисе Иерихона у Айн-Султане. За ним высилась цепь Кварантана, с горою сорокадневного поста, на которой Спаситель готовился к своему земному служению постом и молитвою. На её восточном склоне, обращённом в долину Иордана, видны пещеры. В этих пещерах, до сего времени, копты пред принятием священства обязательно должны провести в посте и молитве сорок дней».

Путешествие по Востоку и Святой Земле в свите великого князя Николая Николаевича в 1872 году

В 1895 г. был построен монастырь вокруг пещерной часовни, в которой сохранился камень, на котором сидел Иисус во время своего поста.

Монастырь Искушения - православный греческий мужской монастырь в , на территории реки Иордан, в на северо-западной окраине .

Построен на горе, отождествляемой с описанным в Евангелиях местом искушения Иисуса Христа дьяволом.

В память этого события получили название и сам монастырь и гора, на которой он расположен: , Сорокадневная гора или гора Каранталь.

История и описание

В 340 г. преподобный Харитон Исповедник основал здесь лавру Дука.

Впоследствии монастырь многократно разрушался и восстанавливался.

В последний раз восстановлен в конце XIX в. при содействии России.

В период расцвета палестинского монашества гора представляла собой «подобие большого улья, в котором любители безмолвия не переставали с опасностью собственной жизни вырабатывать духовный мед, упражняясь в священном трезвении и непрестанной молитве».

В середине XIX в. архимандрит Леонид (Кавелин) описывал традицию коптских и абиссинских монахов проводить в пещерах монастыря Четыредесятницу (православный монастырь в это время был разорен).

Он сообщает, что:

«…они удаляются сюда из Иерусалима чрез неделю после праздника Богоявления и возвращаются в Святой Град в неделю Ваий, питаясь в это время травами или сухоядением и упражняясь в молитве и чтении, для чего берут с собой и книги. Одежда их состоит из рубахи и ватного одеяла, в которое кутаются как в плащ от ночного холода…»

Все внутренние помещения Монастыря Искушения вырублены в скале, а в пещере, где по преданию сорок дней постился Иисус Христос во время своего пребывания в пустыне, устроена небольшая церковь (или часовня Искушения).

Престол этой церкви устроен над камнем на котором, по преданию, молился Христос.

В настоящее время единственным насельником монастыря является греческий монах.

Паломничество

В 1872 г. во время своего путешествия по Востоку и Святой Земле окрестности монастыря посетил великий князь Николай Николаевич со свитой:

«…мы сели на коней и пошли в лагерь, раскинутый в оазисе Иерихона у Айн-Султане. За ним высилась цепь Кварантана, с горою сорокадневного поста, на которой Спаситель готовился к своему земному служению постом и молитвою. На её восточном склоне, обращённом в долину Иордана, видны пещеры. В этих пещерах, до сего времени, копты пред принятием священства обязательно должны провести в посте и молитве сорок дней».

Путешествие по Востоку и Святой Земле в свите великого князя Николая Николаевича в 1872 г.

Говоря об Иерихоне, можно было бы начать с того, что это один из древнейших, если не самый древний, из непрерывно населенных городов мира (хотя Иисус Навин, овладев городом и разрушив его до основания, наложил проклятие на всякого, кто заново отстроит Иерихон).

Древнейшие археологические находки в Иерихоне относят к восьмому тысячелетию до Р.Х., он многократно упоминается в Библии, но для нас, христиан, наиболее важны события, происходившие в самом Иерихоне и вблизи него в период земной жизни Спасителя. Поэтому рассказ об Иерихоне я размещаю именно в этой части повествования о нашем паломничестве.

Но обо всем по порядку.

Иерихон в Ветхом Завете

В Библии Иерихон именуется также «городом пальм». Пальмы сохранились тут и в наши дни.

Город расположен на севере Иудейской пустыни, примерно в 7 км к западу от реки Иордан, в 12 км к северо-западу от Мёртвого моря и в 30 км к северо-востоку от Иерусалима. Крылатое выражение "труба иерихонская" связана с историей взятия Иерихона евреями под предводительством Иисуса Навина после исхода из Египта.

Тогда сказал Господь Иисусу: вот, Я предаю в руки твои Иерихон и царя его, [и находящихся в нем] людей сильных; пойдите вокруг города все способные к войне и обходите город однажды [в день]; и это делай шесть дней; и семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами; когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания, и [весь] народ пойдет [в город, устремившись] каждый с своей стороны.
И призвал Иисус, сын Навин, священников [Израилевых] и сказал им: несите ковчег завета; а семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом Господним. И сказал народу: пойдите и обойдите вокруг города; вооруженные же пусть идут пред ковчегом Господним. Как скоро Иисус сказал народу, семь священников, несших семь труб юбилейных пред Господом, пошли и затрубили трубами, и ковчег завета Господня шел за ними; вооруженные же шли впереди священников, которые трубили трубами; а идущие позади следовали за ковчегом, во время шествия трубя трубами. Народу же Иисус дал повеление и сказал: не восклицайте и не давайте слышать голоса вашего, и чтобы слово не выходило из уст ваших до [того] дня, доколе я не скажу вам: "воскликните!" и тогда воскликните. Таким образом ковчег [завета] Господня пошел вокруг города и обошел однажды; и пришли в стан и ночевали в стане.
[На другой день] Иисус встал рано поутру, и священники понесли ковчег [завета] Господня; и семь священников, несших семь труб юбилейных пред ковчегом Господним, шли и трубили трубами; вооруженные же шли впереди их, а идущие позади следовали за ковчегом [завета] Господня и идучи трубили трубами. Таким образом и на другой день обошли вокруг города однажды и возвратились в стан. И делали это шесть дней.

В седьмой день встали рано, при появлении зари, и обошли таким же образом вокруг города семь раз; только в этот день обошли вокруг города семь раз. Когда в седьмой раз священники трубили трубами, Иисус сказал народу: воскликните, ибо Господь предал вам город! город будет под заклятием, и все, что в нем, Господу; только Раав блудница пусть останется в живых, она и всякий, кто у нее в доме; потому что она укрыла посланных, которых мы посылали; но вы берегитесь заклятого, чтоб и самим не подвергнуться заклятию, если возьмете что-нибудь из заклятого, и чтобы на стан [сынов] Израилевых не навести заклятия и не сделать ему беды; и все серебро и золото, и сосуды медные и железные да будут святынею Господу и войдут в сокровищницу Господню. Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ громким голосом, и обрушилась стена [города] до своего основания, и народ пошел в город, каждый с своей стороны, и взяли город.
(Иис.Нав.6:1-19)

Руины древнего Иерихона лежат к западу от центра современного города. Здесь открыты мощная башня (8 м) эпохи докерамического неолита (8400—7300 до н. э.), захоронения периода халколита, городские стены бронзового века, связываемые с библейской историей о взятии города Иисусом Навином, руины зимних дворцов династии Хасмонеев и Ирода Великого с банями, бассейнами и пышно украшенными залами.

У подножия холма Тель-ас-Султан находится источник пророка Елисея, о котором рассказывается в 4-ой книге Царств:

И сказали жители того города Елисею: вот, положение этого города хорошо, как видит господин мой; но вода нехороша и земля бесплодна. И сказал он: дайте мне новую чашу и положите туда соли. И дали ему. И вышел он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия. И вода стала здоровою до сего дня, по слову Елисея, которое он сказал.
(4Цар.2:19-22)

Иерихон в Новом Завете

В Евангелии точно не указано, в каком именно месте пустыни постился Господь наш Иисус Христос после Своего Крещения, но традиция связывает это место с горами, возвышающимися над Иерихоном. Это связано с уточнением, которое дает Евангелист Иоанн: "А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды" (Иоан.3:23).

Место, где крестил Иоанн, находится вблизи от Иерихона

Сразу же после Крещения, как сообщают евангелисты, Иисус Христос был приведен Духом в пустыню.

Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.
И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.
Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.
Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.
Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.
(Матф.4:1-11)

На горе к западу от Иерихона расположен греческий православный монастырь Искушения. Уже с IV века на Сорокадневной горе селились подвижники. Пещеры, вырубленные ими в отвесных скалах, сохранились по сей день.

Храм монастыря, по преданию, находится на месте пещеры, в которой укрывался Господь во время Своего поста.

И. Н. Крамской "Христос в пустыне"

Подъем к монастырю для многих труден, но нам он дался легко: мы шли по благословению духовника с Иисусовой молитвой, читая ее неспешно и вдумчиво, по слову на каждую ступеньку, и готовы были идти так еще выше, до вершины горы. Но монастырь расположен на середине склона и дальше пути нет.

Постройки тесно прилепились к скале.

Монастырский храм освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Нам очень понравились необычные кронштейны для лампад - в виде руки, держащей за хвост птицу.

Эта редкая икона изображает искушение Христа дьяволом.

Еще одна икона искушения - на стене пещеры напротив иконостаса.

У камня, где, по преданию, Господь был искушаем от дьявола, мы прочитали Евангелие, а затем приложились к камню искушения.

Окружающие горы настолько крутые и отвесные, что страшно подумать, как сюда издавна поднимались отшельники. На балкончике, висящем над пропастью, даже находиться страшно.

Дерево Закхея

Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося [милостыни].
Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня.
Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя. Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу.
Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге.
(Мар.10:46-52)

В Иерихоне жил начальник мытарей по имени Закхей, который, несмотря на свое высокое положение в обществе, не постыдился забраться на дерево, чтобы увидеть Иисуса Христа. За это рвение Господь оказал ему честь, придя в его дом.

Потом [Иисус] вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.
Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью.
И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
(Лук.19:1-10)

Относительно дерева Закхея существует несколько версий. Греки показывают его на своем участке, но возможно, оно находилось на участке Русской Духовной миссии.

Греческий православный храм в Иерихоне

Закхей, по преданию, впоследствии стал первым епископом церкви Кесарии Палестинской. Он прославлен в лике святых Русской Православной церкви как Закхей Праведный, бывший мытарь (память 3 мая н.с.). А в греческом храме он изображен на иконе в святительском облачении.

Икона, изображающая Закхея на дереве.

Архимандрит Никодим (Ротов) в "Истории Русской Духовной Миссии в Иерусалиме" передает сведения о том, как был приобретен русский участок в Иерихоне.

"В 1874 году, о. Антонин Капустин купил участок в Иерихоне. На участке был разведен сад и построен дом для проходящих через Иерихон на Иордан паломников. Размер участка 15.126 кв.м. Нет сведений о том, за сколько куплена была земля. При покупке земли был совершен вакуфный акт. На этой территории о.Антонин сделал раскопки, он нашел 5 колонн, по-видимому, какой-то древней базилики. Позднее еще были найдены 6 камней с живописными изображениями святых, гранитный розовый камень и фрагменты колонн и мозаики.

Покупка в Иерихоне была тоже замечательна по своим последствиям. "Эта часть долины Иордана в древнее время была известна своим плодородием. Прежние Иерихоны находились поблизости нашего сада. Первый из них, построенный вокруг источника Пророка Елисея, был в 1/2 часа пути к северу от нашего сада. Разрушенный евреями за 14 веков до Р. X., он никогда не терял вполне своего значения. Он только отступил на 1/2 часа пути к югу от нашего сада. За 500 лет до Р. X. Ирод Великий так украсил его великолепными дворцами и постройками, что город вновь сделался знаменитым. Благодаря искусному орошению (длина его каналов была около 20 километров), его сады пальм были так известны и вместе с тем доходны, что триумвир Марк-Антоний не посовестился подарить доходы с них капризной красавице Клеопатре. Разрушенный Веспасианом (в 70 году по Р. X.), он вновь был возобновлен императором Адрианом во II веке. Этот третий Иерихон был опять разрушен в VII веке арабами. Но в XII веке Крестоносцы вновь восстановили его, и он сделался опять почти столь же знаменитым, как и второй Иерихон при Ироде. После их изгнания из Святой Земли город опять был разрушен.

Русский странноприимный дом для паломников в Иерихоне

В 1874 году, когда наш знаменитый архимандрит Антонин, не боясь набегов бедуинов, выстроил здесь странноприимный дом для русских паломников, то этот дом был единственным европейским жилищем. Близ него было 150 мазанок, в которых жили арабы-мусульмане. Дом и наши паломники были причиною появления безопасности в этих местах, и они вновь возвращаются к жизни. Скоро вслед за о.Антонином Православной Патриархией были выстроены дом и церковь и еще дом — одной русской поклонницей. Ныне здесь уже три каменных дома и около 10, сделанных из земляных кирпичей, в большинстве коих помещаются порядочные гостиницы, усердно посещаемые зимой и весной туристами. Эти места вновь станут знаменитыми и, несомненно, что зарождающийся (пятый по счету) Иерихон имеет будущность".

Писавший так в конце XIX века оказался прав. Сейчас Иерихон довольно приличный город".

Несколько лет назад на форуме ассоциации экстремального туризма Сарма обсуждали, возможно ли пройти к монастырю Каранталь или же это совсем дохлый номер, учитывая, где расположена сия достопримечательность. Тогда же там пришли к выводу, что соваться своим ходом туда не стоит, и попадание туда до попадания в руки палестинской полиции, израильской армии или террористов маловероятно. На том история с Каранталем заглохла. В принципе, единственным полулегальным способом посещения монастыря для израильтян на сегодняшний день является примыкание к группе православных паломников. Но эту группу вначале нужно найти, потом прикинуться паломником, а потом проскочить вместе с огромной толпой в автобусе через все КПП. Способ не самый приятный, да и не очень интересный.

А посему я, isr_max , который вообще ничего не боится, а также raul22 , который уже просто привык, пошли иным путем (то есть своими ногами) и не только успешно попали в монастырь, но еще и с миром вернулись домой. Всего Большое иерихонское путешествие заняло два дня и потребовало небольшой предварительной подготовки, длившейся несколько недель.
NB: монастырь Каранталь расположен, фактически, в Иерихоне, который в настоящее время полностью находится под палестинским протекторатом. Доступ израильтянам на территории класса А запрещен и карается как штрафом, так и уголовной ответственностью.





Монастырь Искушения или монастырь Каранталь (греч. ????????? ??? ?????????; араб. ??? ?????????, Deir al-Quruntal) - православный греческий мужской монастырь, расположеный на северо-западной окраине Иерихона. Построен на горе, отождествляемой с описанным в Евангелиях местом искушения Иисуса Христа дьяволом. Поскольку искушал дьявол его 40 дней - согласно Новому завету, Иисус молился в пещерах этой горы 40 дней и 40 ночей, - то и гора получила соответствующие числительное название - Сорокадневная гора.
Над монастырем расположены развалины хасмонейской крепости Док, чья правильная форма стен является прекрасным украшением горы, наряду с соседствующей на соседнем холме тренировочной израильско-палестинской военной базы.

Сам Каранталь был основан господином Харитоном Исповедником в 340 году, известным нам также по Суккийской Лавре в нахаль Ткоа и Фаранской Лавре около Эйн Прат. За период своей долгой истории монастырь неоднократно разрушался и восстанавливался, в основном, на деньги Российской Империи.

Так, в середине 19 века архимандрит Леонид (Кавелин) описывал традицию коптских и абиссинских монахов проводить в пещерах монастыря Великой пост (православный монастырь в это время был разорен): "...они удаляются сюда из Иерусалима чрез неделю после праздника Богоявления и возвращаются в Святой Град в неделю Ваий, питаясь в это время травами или сухоядением и упражняясь в молитве и чтении, для чего берут с собой и книги. Одежда их состоит из рубахи и ватного одеяла, в которое кутаются как в плащ от ночного холода…" . Брали ли монахи в то время с собой плеер и свечку, по примеру монаха Ефрема из Мар Сабы, Леонид не сообщил.


А вот еще несколько интересных цитат из Нового завета, связанных с пребыванием выдающейся личности Христа в пещерах горы Искушения.
"Здесь Ему явился дьявол-искуситель и потребовал, чтобы Он превратил камни в хлеб, на что получил ответ: "Не хлебом единым жив человек". Тогда дьявол перенес Его на крышу храма и потребовал броситься вниз, "ибо написано: "Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею". Однако Иисус ответил: "...написано также: "не искушай Господа Бога твоего". Тогда дьявол вознес Его на самую высокую гору и посулил Ему все царства мира, если Иисус поклонится ему. Иисус сказал ему в ответ: "Отойди от меня, сатана".




Помимо древних икон и единственного монаха, заведующего монастырем, в Карантале две достопримечательности: камень, на котором сидел Иисус, когда его искушал дьявол, и алюминиевый чайник.

Если с камнем все понятно (похожий хранится, кстати, в церкви Всех наций в Иерусалиме, только на нем Иисус сидел во время последней молитвы в Гефсимании), то с чайником история более интересная. Вкратце, в центральном зале нижнего этажа монастыря есть небольшой колодец, откуда черпается вода, подводимая прямо из источника Элисея, бьющего в самом Иерихоне. Черпается вода, как вы уже догадались, тем самым чайником. Однако на этом история не заканчивается. Черпать воду имеет право только мужчина, женщине сие не позволяется, поэтому паломницы ищут какого-нибудь мужчину поблизости и просят его начерпать чайничком водички в бутылочку.

Поскольку монастрырь, фактически, представляет собой большую двухэтажную пещеру с комфортабельным балконом, его внутреннее убранство сформировано скальными стенами и копотью.


Помещение монастыря достаточно небольшое по сравнению с той же лаврой Георгия Хозевита, однако благодаря некой камерности, в Карантале масса деталей, деталюшечек и просто штуковин, которые интересно рассматривать. Ну и излюбленная монахами Иудейской пустыни истошно-голубая краска.





Ворота в Каранталь, как правило, закрыты и открывают их лишь после 10-минутного стучания медным кольцом о дверную плату. Обязанности администратора заведения исполняет вовсе даже не грек и при определенной настойчивости внутрь он вас пустит. За дверью начинаетсяя длинный узкий коридор - фактически, вы идете по карнизу горы, к которой были пристроены стены. Вдоль коридора расположен десяток келий и музей. Кельи комфортные, "с евроремонтом". Судя по всему, используют их для размещения высокопоставленных гостей монастыря. В день нашего посещения Каранталя они явно пустовали. Пройдя по коридору с "живой водо" и скамейками, вы попадаете непосредственно в пещеру, где и расположены святыни монастыря.



Около колодца с чайником есть лестница, ведущая на второй этаж. Собственно, там и расположен второй ништяк Каранталя - камень Искушения (см. фото выше).



Доска объявлений.

Космо.

Интересный элемент декора.


Единственной посетительницей в то раннее утро, в которое мы нарушили спокойствие иерихонской губернии, была эта милая женщина, которая все переживала, помогут ли ей набрать воду из источника в бутылку. Потом женщина впала в экстаз и просидела, не двигаясь, около часа.

Уже выходя из монастыря, нас настигло ужасное, а именно, туристическая группа из США. Буквально на лестнице состоялся чудесный диалог с запыхавшейся американкой:
- Скажите, это монастырь?
- Да.
- А он красивый?
- Очень.
- То есть стоит посмотреть?
- Конечно, стоит. Тем более, что вы уже в него пришли.
- Джон, иди скорее сюда, говорят, здесь есть, на что посмотреть, - уже обращаясь к еще больше запыхавшемуся после подъема мужу.


Как я и обещала, балкон с видом на тренировочную армейскую базу. С которой "все видят".



Несколько лет назад на форуме ассоциации экстремального туризма Сарма обсуждали, возможно ли пройти к монастырю Каранталь или же это совсем дохлый номер, учитывая, где расположена сия достопримечательность. Тогда же там пришли к выводу, что соваться своим ходом туда не стоит, и попадание туда до попадания в руки палестинской полиции, израильской армии или террористов маловероятно. На том история с Каранталем заглохла. В принципе, единственным полулегальным способом посещения монастыря для израильтян на сегодняшний день является примыкание к группе православных паломников. Но эту группу вначале нужно найти, потом прикинуться паломником, а потом проскочить вместе с огромной толпой в автобусе через все КПП. Способ не самый приятный, да и не очень интересный.

А посему мы пошли иным путем (то есть своими ногами) и не только успешно попали в монастырь, но еще и с миром вернулись домой. Всего Большое иерихонское путешествие заняло два дня и потребовало небольшой предварительной подготовки, длившейся несколько недель.

NB: монастырь Каранталь расположен, фактически, в Иерихоне, который в настоящее время полностью находится под палестинским протекторатом. Доступ израильтянам на территории класса А запрещен и карается как штрафом, так и уголовной ответственностью.

Монастырь Искушения или монастырь Каранталь (греч. Μοναστήρι του Πειρασμού; араб. دير القرنطل‎‎, Deir al-Quruntal) - православный греческий мужской монастырь, расположеный на северо-западной окраине Иерихона. Построен на горе, отождествляемой с описанным в Евангелиях местом искушения Иисуса Христа дьяволом. Поскольку искушал дьявол его 40 дней - согласно Новому завету, Иисус молился в пещерах этой горы 40 дней и 40 ночей, - то и гора получила соответствующие числительное название - Сорокадневная гора.

Над монастырем расположены развалены хасмонейской крепости Док, чья правильная форма стен является прекрасным украшением горы, наряду с соседствующей на соседнем холме тренировочной израильско-палестинской военной базы.

Сам Каранталь был основан господином Харитоном Исповедником в 340 году, известным нам также по Суккийской Лавре в нахаль Ткоа и Фаранской Лавре около Эйн Прат. За период своей долгой истории монастырь неоднократно разрушался и восстанавливался, в основном, на деньги Российской Империи.

Так, в середине 19 века архимандрит Леонид (Кавелин) описывал традицию коптских и абиссинских монахов проводить в пещерах монастыря Великой пост (православный монастырь в это время был разорен): "...они удаляются сюда из Иерусалима чрез неделю после праздника Богоявления и возвращаются в Святой Град в неделю Ваий, питаясь в это время травами или сухоядением и упражняясь в молитве и чтении, для чего берут с собой и книги. Одежда их состоит из рубахи и ватного одеяла, в которое кутаются как в плащ от ночного холода…".

А вот еще несколько интересных цитат из Нового завета, связанных с пребыванием выдающейся личности Христа в пещерах горы Искушения.

"Здесь Ему явился дьявол-искуситель и потребовал, чтобы Он превратил камни в хлеб, на что получил ответ: "Не хлебом единым жив человек". Тогда дьявол перенес Его на крышу храма и потребовал броситься вниз, "ибо написано: "Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею". Однако Иисус ответил: "...написано также: "не искушай Господа Бога твоего". Тогда дьявол вознес Его на самую высокую гору и посулил Ему все царства мира, если Иисус поклонится ему. Иисус сказал ему в ответ: "Отойди от меня, сатана".

Помимо древних икон и единственного монаха, заведующего монастырем, в Карантале две достопримечательности: камень, на котором сидел Иисус, когда его искушал дьявол, и алюминиевый чайник.

Если с камнем все понятно (похожий хранится, кстати, в церкви Всех наций в Иерусалиме, только на нем Иисус сидел во время последней молитвы в Гефсимании), то с чайником история более интересная. Вкратце, в центральном зале нижнего этажа монастыря есть небольшой колодец, откуда черпается вода, подводимая прямо из источника Элисея, бьющего в самом Иерихоне. Черпается вода, как вы уже догадались, тем самым чайником. Однако на этом история не заканчивается. Черпать воду имеет право только мужчина, женщине сие не позволяется, поэтому паломницы ищут какого-нибудь мужчину поблизости и просят его начерпать чайничком водички в бутылочку.

Поскольку монастрырь, фактически, представляет собой большую двухэтажную пещеру с комфортабельным балконом, его внутреннее убранство сформировано скальными стенами и копотью.

Помещение монастыря достаточно небольшое по сравнению с той же лаврой Георгия Хозевита, однако благодаря некой камерности, в Карантале масса деталей, деталюшечек и просто штуковин, которые интересно рассматривать. Ну и излюбленная монахами Иудейской пустыни истошно-голубая краска.

Ворота в Каранталь, как правило, закрыты и открывают их лишь после 10-минутного стучания медным кольцом о дверную плату. Обязанности администратора заведения исполняет вовсе даже не грек и при определенной настойчивости внутрь он вас пустит. За дверью начинаетсяя длинный узкий коридор - фактически, вы идете по карнизу горы, к которой были пристроены стены. Вдоль коридора расположен десяток келий и музей. Кельи комфортные, "с евроремонтом". Судя по всему, используют их для размещения высокопоставленных гостей монастыря. В день нашего посещения Каранталя они явно пустовали. Пройдя по коридору с "живой водой" и скамейками, вы попадаете непосредственно в пещеру, где и расположены святыни монастыря.

Около колодца с чайником есть лестница, ведущая на второй этаж. Собственно, там и расположен второй ништяк Каранталя - камень Искушения (см. фото выше).

Единственной посетительницей в то раннее утро, в которое мы нарушили спокойствие иерихонской губернии, была эта милая женщина, которая все переживала, помогут ли ей набрать воду из источника в бутылку. Потом женщина впала в экстаз и просидела, не двигаясь, около часа.

Уже выходя из монастыря, нас настигло ужасное, а именно, туристическая группа из США. Буквально на лестнице состоялся чудесный диалог с запыхавшейся американкой:

Скажите, это монастырь?
- Да.
- А он красивый?
- Очень.
- То есть стоит посмотреть?
- Конечно, стоит. Тем более, что вы уже в него пришли.
- Джон, иди скорее сюда, говорят, здесь есть, на что посмотреть, - уже обращаясь к еще больше запыхавшемуся после подъема мужу.

Выбор редакции
Планеты - являются сигнификаторами или же показателями качества энергии, той или иной сферы нашей жизни. Это ретрансляторы, принимающие и...

Узники Освенцима были освобождены за четыре месяца до окончания Второй мировой войны. К тому времени осталось их немного. В погибло почти...

Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...

Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...
Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...
Слайд 2 Визитная карточка Территория: 1 219 912 км² Население: 48601098чел. Столица: Кейптаун Официальный язык: английский, африкаанс,...
Всякая организация включает в свой состав объекты, классифицируемые как ОС, по которым проводятся амортизационные отчисления. В рамках...