Писатель аксенов произведения. Василий Аксенов


Василий Аксенов родился 20 августа 1932 года в Казани. Его отец, Павел Васильевич Аксенов, был партийным деятелем, занимал должность председателя Казанского горсовета. Мать писателя, Евгения Соломоновна Гинзбург, преподавала в Казанском педагогическом институте, занималась журналистикой, написала несколько литературных произведений. Василий был младшим ребенком в семье и единственным общим ребенком родителей (Майа - дочь П.В. Аксенова, Алексей - сын Е.С. Гинзбург от первого брака).

В 1937 году родители были осуждены и приговорены (Евгений Соломоновна - к 10 годам тюрьмы и лагерей, а ее муж - к 15 годам). Брата и сестру Василия забрали родственники, а ему самому не разрешили остаться с бабушками, и он был отправлен в детский дом для заключенных. В 1938 году его забирает из Костромского детдома его дядя - Андреян Васильевич Аксенов, у которого он прожил до 1948 года, пока его мать, вышедшая из лагерей в 1947 году и проживавшая в ссылке в Магадане, не добилась разрешения на переезд Васи к ней.

Получил медицинское образование, окончив в 1956 году 1-й Ленинградский медицинский институт, после чего работал по распределению в Балтийском морском пароходстве на судах дальнего плавания. Также Аксёнов работал карантинным врачом в Карелии, в Ленинградском морском торговом порту и в туберкулёзной больнице в Москве.

Начиная в 1963 года, когда Никита Хрущев подверг Аксенова разгромной критике на встрече интеллигенции в Кремле, у писателя начались проблемы с властью. Его произведения перестали печататься в 70-е, после окончания "оттепели", а писателя стали называть "несоветским" и "ненародным". Неудивительно, что в 1977-1978 годах его произведения стали появляться за рубежом, преимущественно в США, куда он выехал по приглашению 22 июля 1980 года (после чего был лишен советского гражданства) и где прожил до 2004.

В 1980-1991 годах активно сотрудничал в несколькими крупными радиостанциями и журналами, писал очерки, являлся профессором русский литературы в одном из университетов. Продолжалась и литературная деятельность. Впервые после девяти лет эмиграции Аксёнов посетил СССР в 1989 году. На следующий год ему вернули советское гражданство. В последние годы жизни жил с семьёй в Биаррице (Франция).

В 2008 году у писателя был диагностирован инсульт. С тех пор его состояние было "стабильно тяжелым". 6 июля 2009 года Василий Павлович Аксёнов скончался в Москве. Был похоронен 9 июля 2009 года на Ваганьковском кладбище. В Казани восстановлен дом, где в молодости жил писатель, в 2009 году там был создан Музей его творчества.

Литературная деятельность

Василий Аксенов начал путь писателя с написания повести "Коллеги" в 1959 году (в 1962 году по ней снят одноименный фильм). За ней последовал роман «Звёздный билет», написанный в 1961 году, который также экранизирован в 1962 под названием «Мой младший брат». Завершается 1962 год написанием повести «Апельсины из Марокко» (1962). Сборники рассказов «Катапульта», «На полпути к Луне» выходят в 1963 и 1966 соответственно. В 1968 году опубликована фантастическая повесть «Затоваренная бочкотара». В 1964 году Аксенов становится одним из девяти авторов коллетективного романа «Смеётся тот, кто смеётся», опубликованного в газете «Неделя».

В 60-х Аксенов часто печатается в журнале «Юность», членом редколлегии которого является в течение нескольких лет. К 1970 написана первая часть приключенческой дилогия для детей «Мой дедушка - памятник». Вторую часть под названием «Сундучок, в котором что-то стучит», юные читатели увидели в 1972 году.

Экспериментальное произведение «Поиски жанра» было написано в 1972 году. При первой публикация в журнале «Новый мир» жанр произведения был так и указан:"Поиски жанра". Были также попытки переводческой деятельности. В1976 году пиатель перевёл с английского роман Э. Л. Доктороу «Рэгтайм».

Романы, написанные в США: «Бумажный пейзаж», «Скажи „изюм“», «В поисках грустного бэби», «Желток яйца», трилогия «Московская сага», сборник рассказов «Негатив положительного героя», «Новый сладостный стиль», «Кесарево свечение».

В 2010 году увидел свет неоконченный автобиографический роман Аксёнова «Ленд-лизовские».

Лучшие книги писателя

  • Если вы решили изучить творчество этого замечательного писателя, предлагаю начать с литературы, посвященной детям. Повесть "Мой дедушка - памятник" послужит отличным началом. Приключения, моря, океаны, пираты, капитаны - романтика! При прочтении невозможно не вспомнить знаменитый "Остров сокровищ" Стивенсона. Не оставит равнодушными ни взрослых, ни детей.
  • Повесть "Коллеги" рекомендуется, если вы планируете подойти с творчеству Аксенова капитально, так как это произведение - его первый литературный опыт, отправная точка в его карьере. Повествуется о молодых врачах и их понимании окружающего мира, поиске себя в нем.
  • Роман "Звездный билет". Я бы очень хотел быть беспрестрастным, но увы, не могу спокойно писать о моем любимом произведении автора. Трое парней и девушка, первое путешествие, юношеский максимализм, ошибки и опыт, расставание - основные "теги" этой истории. Именно здесь зарождался стиль писателя, именно за этот роман его любят читатели.
  • "Остров Крым". Историческая и географическая альтернатива, где Крым - полноценный остров в Черном море. Сюжет строится на жизнеописаниях геров; на протяжении всего романа прослеживается сатирико-политический подтекст.
  • "Смеется тот, кто Смеется". Роман интересен как минимум тем, что в над ним работали 9 писателей. Сюжет повествует о мужчине, однажды вернувшимся домой с работы и не обнаружившим дома жены и ребенка. В тот же вечер, слоняясь по городу, он узнает, что его считают иностранным агентом...

Видео по теме

Источники:

  • 24СМИ

Совет 2: Василий Павлович Аксёнов: биография, карьера и личная жизнь

В истории любой страны найдутся трагические страницы, которые будоражат память пострадавших. Для советских людей и для их потомков события 30-х годов прошлого века еще долго будут предметом для дискуссий. Строительство нового общества сопровождалось бескомпромиссной борьбой между сторонниками и противниками кардинальных преобразований. Василий Павлович Аксенов, будучи ребенком, стал жертвой этих трагических событий. Время, проведенное в казенных заведениях, навсегда отпечаталось в его памяти. Отпечаталось и проявилось в литературном творчестве.

Сын за отца не отвечает

В основе литературного творчества часто ложится неудовлетворенность жизнью, своим положением в обществе и взаимоотношениями с властными структурами. Василий Аксенов получил профессию врача, но карьера в этой сфере у него не сложилась. И тогда он попробовал стать писателем. Генетические предпосылки для этого у молодого человека имелись. Его мать, Евгения Соломоновна Гинзбург успешно занималась журналистикой и литературным творчеством. Биография Аксенова изночально складывалась драматически. Мальчик появился на свет 20 августа 1932 года в семье партийного работника.

Родители проживали в Казани. Отец работал в городском Совете, мать – в редакции местной газеты. В семье уже подрастали сын и дочь. Василий оказался третьим ребенком. Политические события в стране развивались по крутому маршруту и, в буквальном смысле слова, разрушили семейное гнездо Аксеновых. Родителей арестовали, осудили и отправили в места, где им назначили отбывать наказание. Четырехлетнего Васю поместили в специальный приемник для детей врагов народа. Родной брат отца, долго разыскивал племянника. Нашел. Забрал его из детского дома и привез к родной тете.

Десять лет пришлось Василию прожить у близких родственников, ожидая пока освободиться из заключения мать. В 1948 году Евгения Гинзбург вышла на свободу, но возвратиться на родину ей запретили. Она забрала сына к себе в печально знаменитый Магадан. Аксенов имел возможность в течение нескольких лет наблюдать, как живут люди в ссылке. Юноше не составило большого труда окончить в этом городе школу. Чтобы следующим шагом получить достойное образование, ему пришлось придумать себе легенду, отправиться в Ленинград и окончить мединститут.

Первые книги

Неудовлетворенность профессиональной деятельностью послужила мощной мотивацией для занятия писательским трудом. В 1959 году Аксенов завершил повесть «Коллеги» и через несколько месяцев ее напечатали в журнале «Юность». Далее карьера развивалась по нарастающей. Из-под пера молодого писателя выходили новые произведения и с восторгом принимались читателями. Повести, рассказы, романы публикуются в «толстых» журналах и отдельными книгами.

Личная жизнь писателя сложилась не сразу. В первом браке у Аксенова родилась дочь. Однако ребенок не смог сцементировать семью. Второй раз Василий сочетался законным браком с Майей Кармен. Образно выражаясь, это была любовь с первого взгляда. Муж и жена прожили счастливую и долгую жизнь. Писатель скончался в 2009 году. Майя была рядом до последнего часа.

Источники:

  • Василий Аксенов

Совет 3: Сергей Валерьевич Аксёнов: биография, карьера и личная жизнь

Лидерские качества и невероятная харизма помогли Сергею Аксенову сделать стремительную карьеру от депутата местного парламента до главы Республики Крым. Все это стало возможным после вхождения полуострова в состав России.

Начало пути

Сергей Аксенов родом из молдавского города Бельцы. Он родился в 1972 году в семье рабочих местного завода. Мальчик хорошо учился и окончил школу с серебряной медалью. Его отличала активная общественная позиция и любовь к спорту. В 1989-м выпускник поступил в Симферопольское высшее военно-политическое строительное училище.

Предприниматель

С развалом СССР многие молодые люди занялись предпринимательством. Аксенов не стал исключением. Работал страховым агентом, затем трудился на руководящих должностях в кооперативах, которые осуществляли реализацию продуктов питания и промышленных товаров. В этот период своей биографии молодой бизнесмен обзавелся полезными знакомствами в прокуратуре и Фонде госимущества. Предприниматель сумел приватизировать несколько крымских предприятий и магазинов в Симферополе, Ялте, Алуште. Следующим его приобретением стали объекты жилой недвижимости, которые сдавались внаем и фирма, предоставляющая услуги по оформлению виз. Практическая работа требовала определенной теоретической базы, поэтому Сергей получил образование по специальности «Экономика предприятий», а затем стал магистром в области финансов.

Политик

Во второй половине 2000-х бизнесмен решил попробовать себя в сфере политики. Вел активную работу в составе организаций «Русская община Крыма» и «Гражданский актив Крыма». В 2010-м опытный политик встал во главе движения «Русское единство», от этой партии он одержал победу на выборах в Крымский парламент. Приоритетными направлениями своей работы народный избранник считал поддержку отечественного производителя, дифференциацию в системе налогообложения и заботу о малоимущих слоях населения. Деятельность депутата создала основу для дальнейшей карьеры политика.

«Крымская весна»

В момент проведения крымского референдума о вхождении полуострова в состав Российской Федерации особенно ярко проявились лидерские качества Аксенова. Руководство страны увидело в нем сильного человека, способного объединить многонациональный Крым и взять на себя ответственность за его развитие в новом правовом поле. На протяжении четырех лет Сергей Валерьевич возглавляет Совет министров Крыма. За это время глава республики показал себя как грамотный, уверенный в себе руководитель. Коллеги отзываются о нем как об умном, энергичном человеке, способном развиваться. Он считает полуостров своим домом и отдает много сил для восстановления народного хозяйства республики. Последние два года важными акцентами его работы стала борьба с коррупцией и дорожное строительство. Особой популярностью на сайте республиканского правительства пользуется онлайн форма, в которой каждый житель полуострова может обратиться к его председателю. Открытость и оперативность в принятии решений помогли заслужить Аксенову авторитет и признание крымчан.

Личная жизнь

Знаменитый политик неохотно делится с журналистами подробностями своей частной жизни. С супругой Еленой он создал семью больше двадцати лет назад. Жена получила экономическое образование, занимается предпринимательской деятельностью. К слову, ее официальный доход вдвое превышает зарплату мужа чиновника. У пары двое детей. Дочь Кристина недавно успешно окончила вуз. Сын Олег отслужил в армии, увлеченно занимается греко-римской борьбой. Эту любовь юноше привил отец, который возглавляет крымскую Федерацию по этому виду спорта. Свободное от работы время семья проводит в путешествиях.

Васи́лий Па́влович Аксёнов (20 августа 1932, Казань - 6 июля 2009, Москва) - русский писатель.

С 1980 года жил в США (где преподавал в университетах и работал радиожурналистом), в последние годы жизни - во Франции. Помимо прозы и драматургии на русском языке написал сценарии к художественным фильмам, был соавтором группового авантюрного романа «Джин Грин - неприкасаемый», издал одну книгу на английском языке («Желток яйца», 1989) и переводил с этого языка.

Ранние годы

Василий Аксёнов родился 20 августа 1932 года в Казани, в семье Павла Васильевича Аксёнова (1899-1991) и Евгении Соломоновны Гинзбург (1904-1977). Был третьим, младшим ребёнком в семье (и единственным общим ребёнком родителей). Отец, Павел Васильевич, был председателем Казанского горсовета и членом бюро Татарского обкома КПСС. Мать, Евгения Соломоновна, работала преподавателем в Казанском педагогическом институте, затем - заведующей отделом культуры газеты «Красная Татария». Впоследствии, пройдя сталинские лагеря, во времена разоблачения культа личности, Евгения Гинзбург стала автором книги воспоминаний «Крутой маршрут» - одной из первых книг-мемуаров об эпохе сталинских репрессий и лагерей, рассказавшей о восемнадцати годах, проведённых автором в тюрьме, колымских лагерях и ссылке.

В 1937 году, когда Василию Аксёнову не было ещё и пяти лет, оба родителя (сначала мать, а затем вскоре - и отец) были арестованы и осуждёны на 10 лет тюрьмы и лагерей. Старших детей - сестру Майю (дочь П. В. Аксёнова) и Алёшу (сына Е. С. Гинзбург от первого брака) - забрали к себе родственники. Вася был принудительно отправлен в детский дом для детей заключённых (его бабушкам не разрешили оставить ребёнка у себя). В 1938 году брату П. Аксёнова - Андреяну Васильевичу Аксёнову удалось разыскать маленького Васю в детдоме в Костроме и взять его к себе. Вася жил в доме у Ксении Васильевны Аксёновой (его тётки по отцу) до 1948 года, пока его мать Евгения Гинзбург, выйдя в 1947 году из лагеря и проживая в ссылке в Магадане, не добилась разрешения на приезд Васи к ней на Колыму. Встречу с Васей Евгения Гинзбург описала в «Крутом маршруте».

Спустя много лет, в 1975 году, Василий Аксёнов описал свою магаданскую юность в автобиографическом романе «Ожог».

В 1956 году Аксёнов окончил 1-й Ленинградский медицинский институт и получил распределение в Балтийское морское пароходство, где должен был работать врачом на судах дальнего плавания. Несмотря на то, что его родители уже были реабилитированы, допуск ему так и не дали. В дальнейшем упоминалось, что Аксёнов работал карантинным врачом на Крайнем Севере, в Карелии, в Ленинградском морском торговом порту и в туберкулёзной больнице в Москве (по другим данным, был консультантом в Московском научно-исследовательском институте туберкулёза).

Начало литературной деятельности

С 1960 года Василий Аксёнов - профессиональный литератор. Повесть «Коллеги» (написана в 1959 году; одноимённая пьеса совместно с Г. Стабовым, 1961; одноимённый фильм, 1962), романы «Звёздный билет» (написан в 1961 году; по нему снят фильм «Мой младший брат», 1962), повесть «Апельсины из Марокко» (1962), «Пора, мой друг, пора» (1963), сборники «Катапульта» (1964), «На полпути к Луне» (1966), пьеса «Всегда в продаже» (постановка театра «Современник», 1965); в 1968 году опубликована сатирико-фантастическая повесть «Затоваренная бочкотара». В 1964 году принял участие в написании коллективного детективного романа «Смеётся тот, кто смеётся», опубликованного в газете «Неделя».

В 1960-х годах произведения В. Аксёнова часто печатаются в журнале «Юность». В течение нескольких лет он является членом редколлегии журнала. Приключенческая дилогия для детей: «Мой дедушка - памятник» (1970) и «Сундучок, в котором что-то стучит» (1972).

К историко-биографическому жанру относится повесть о Л. Красине «Любовь к электричеству» (1971). Экспериментальное произведение «Поиски жанра» было написано в 1972 году (первая публикация в журнале «Новый мир»; в подзаголовке, указывающем на жанр произведения, также обозначено «Поиски жанра»).

В 1972 году совместно с О. Горчаковым и Г. Поженяном написал роман-пародию на шпионский боевик «Джин Грин - неприкасаемый» под псевдонимом Гривадий Горпожакс (комбинация имён и фамилий самих авторов).

1976 год - перевёл с английского роман Э. Л. Доктороу «Рэгтайм».

Общественная деятельность. Публикации за границей

Ещё в марте 1963 года на встрече с интеллигенцией в Кремле Никита Хрущёв подверг Аксёнова (вместе с Андреем Вознесенским) разгромной критике.

5 марта 1966 года Василий Аксёнов участвовал в попытке демонстрации на Красной площади в Москве против предполагаемой реабилитации Сталина и был задержан дружинниками. В 1967-1968 годы подписал ряд писем в защиту диссидентов, за что получил выговор с занесением в личное дело от Московского отделения Союза писателей СССР.

В 1970-е годы, после окончания «оттепели», произведения Аксёнова перестают публиковаться на родине. Романы «Ожог» (1975) и «Остров Крым» (1977-1979, частично написанный во время пребывания в Коктебеле) с самого начала создавались автором без расчёта на публикацию. В это время критика в адрес Аксёнова и его произведений становилась всё более резкой: применялись такие эпитеты, как «несоветский» и «ненародный». В 1977-1978 годах произведения Аксёнова стали появляться за рубежом, прежде всего в США.

В 1978 году В. Аксёнов совместно с Андреем Битовым, Виктором Ерофеевым, Фазилем Искандером, Евгением Поповым и Беллой Ахмадулиной стал организатором и автором бесцензурного альманаха «Метрополь», так и не изданного в советской подцензурной печати. Альманах был издан в США. Все участники альманаха подверглись «проработкам». В знак протеста против последовавшего за этим исключения Попова и Ерофеева из Союза писателей СССР в декабре 1979 года Аксёнов, а также Инна Лиснянская и Семён Липкин, заявили о своём выходе из СП. История альманаха изложена в романе с ключом «Скажи „изюм“».

В эмиграции

22 июля 1980 года выехал по приглашению в США, после чего был лишён советского гражданства. До 2004 года жил в США.

С 1981 года Василий Аксёнов - профессор русской литературы в различных университетах США: Университете Дж. Вашингтона (GWU) (1982-1983), Гаучер-колледже (Goucher College)(1983-1988), Университете Джорджа Мейсона (GMU) (1988-2009), а также был сотрудником (fellow) Центра Вилсона-Института имени Джорджа Кеннана в Вашингтоне.

В 1980-1991 годах в качестве журналиста активно сотрудничал с «Голосом Америки» и с «Радио Свобода». Сотрудничал с журналом «Континент» и альманахом «Глагол». Аксёновские радиоочерки были опубликованы в авторском сборнике «Десятилетие клеветы» (2004).

В США вышли написанные Аксёновым в России, но впервые опубликованные лишь после приезда писателя в Америку романы «Золотая наша Железка» (1973, 1980), «Ожог» (1976, 1980), «Остров Крым» (1979, 1981), сборник рассказов «Право на остров» (1981).

В США В. Аксёновым были написаны и изданы новые романы: «Бумажный пейзаж» (1982), «Скажи „изюм“» (1985), «В поисках грустного бэби» (1986), «Желток яйца» (1989, на английском), трилогия «Московская сага» (1989-1993), сборник рассказов «Негатив положительного героя» (1995), «Новый сладостный стиль» (1996) (посвящённый жизни советской эмиграции в США), «Кесарево свечение» (2000).

Впервые после девяти лет эмиграции Аксёнов посетил СССР в 1989 году. В 1990 году В. Аксёнову вернули советское гражданство.

После 1991 года

В последние годы жизни жил с семьёй в Биаррице (Франция).

Трилогия «Московская сага» (1992) экранизирована в России в 2004 году А. Барщевским в 24-серийном телевизионном сериале.

В 1992 году активно поддержал гайдаровские реформы. По его выражению: «Гайдар дал пинка матушке-России».

В 1993 году, во время разгона Верховного Совета, солидаризировался с подписавшими письмо в поддержку Б. Н. Ельцина.

Книга воспоминаний «Зеница ока» (2005) носит характер личного дневника.

В 2007 году вышел в свет роман «Редкие земли».

15 января 2008 года в Москве В. Аксёнов внезапно почувствовал себя очень плохо, был госпитализирован в больницу № 23, где был диагностирован инсульт. Через сутки после госпитализации Аксёнов был переведён в НИИ имени Склифосовского, где ему провели операцию по удалению тромба сонной артерии. На 29 января 2008 года врачи оценивали состояние писателя как крайне тяжёлое. На 28 августа 2008 года состояние оставалось «стабильно тяжёлым». 5 марта 2009 года возникли новые осложнения, Аксёнов был переведён в НИИ имени Бурденко и прооперирован. Позже Аксёнов был переведён обратно в НИИ имени Склифосовского.

6 июля 2009 года после продолжительной болезни Василий Павлович Аксёнов скончался в Москве, в НИИ имени Склифосовского.

В Казани восстановлен дом, где в отрочестве жил писатель, и в ноябре 2009 года там создан Музей его творчества.

В октябре 2009 года был издан последний законченный роман Василия Аксёнова - «Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках», отдельные главы которого публиковались в 2008 году в журнале «Коллекция каравана историй». Роман автобиографичен; его главными героями стали кумиры советской литературы и искусства 1960-х: Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Булат Окуджава, Андрей Тарковский, Владимир Высоцкий, Эрнст Неизвестный, Марлен Хуциев, Роман Кармен, Марина Влади, Юрий Нагибин и другие. Для дистанцирования от мемуарного жанра автор дал персонажам романа вымышленные имена. При этом имена были изменены так созвучно, чтобы все были легко узнаваемы. В 2015 году по мотивам этого романа был снят сериал, премьерный показ которого прошел в ноябре 2016 года на «Первом канале».

В 2010 году увидел свет неоконченный автобиографический роман Аксёнова «Ленд-лизовские».

Оценки коллег

«Аксёнов всегда был модным. Ему удалось то, о чём мечтают все писатели, - перешагнуть границу поколений. Он покорил всех - и романтических читателей журнала „Юность“, и бородатых диссидентов, и сегодняшнюю Россию» (Александр Генис).

Аксёнова в ту пору называли знатоком городского быта. «Есть „деревенщики“, а в городе он, Аксёнов». (Георгий Садовников. Мой одноклассник Вася/«Василий Аксёнов - одинокий бегун на длинные дистанции»).

«Аксёнов в Америке так и остался известным писателем для узкого круга. Подозреваю, что он хотел быть автором американского бестселлера и весьма огорчился, что ничего не получилось. По моему разумению, даже теоретически не могло получиться. Чтоб создать американский бестселлер, надо писать плохо и о глупостях. А вот этого Аксёнов, при всём старании, не сумеет». (Анатолий Гладилин. Аксёновская сага).

«Талантливый белоручка. Жизни не нюхал…» (Виль Липатов).

«Аксёнов - это свинг, свингующий ритм, раскачка, джаз и джазовая необязательность стиля» (Дмитрий Быков).

Награды, почётные звания, премии

В США В. Аксёнову было присвоено почётное звание Doctor of Humane Letters. Он являлся членом ПЕН-клуба и Американской авторской лиги. Почётный член Российской академии художеств.

2004 - премия «Русский Букер» за роман «Вольтерьянцы и вольтерьянки».

2005 - Кавалер Ордена Искусств и литературы (Франция)

2007 - Медаль «В память 1000-летия Казани»

2007 - Лауреат Царскосельской художественной премии

Память

В Казани с 2007 года ежегодно осенью (в октябре) проводится Международный литературно-музыкальный фестиваль Аксёнов-фест (первый прошёл при его личном участии), в 2009 году воссоздано здание и открыт литературный Дом-музей Аксёнова, в котором действует городской литературный клуб.

В 2015 году в Казани состоялось открытие после реконструкции Сада Аксёнова. Открытие именного сквера стало завершением Фестиваля «Аксёнов-фест». «Сад Аксёнова» начал свою работу с открытия памятного знака, посвящённого Василию Аксёнову. Этот знак представляет собой автопортрет автора, выполненный в карикатурном жанре, так он подписывал свои рукописи.

В 2016 году в Саду Аксёнова появилась скульптурная композиция, посвящённая писателю.

В 2017 году к 85-летию Василия Аксёнова начал работать портал "Остров Аксёнов".

Книги об Аксенове

  • 2011 - Александр Кабаков и Евгений Попов. «Аксёнов». Авторов крайне волнует вопрос «писательской судьбы», относящийся к хитросплетениям биографии, рождению большой Личности. Сверхзадача книги - противостоять искажению фактов в угоду той или иной конъюнктуре.
  • 2012 - Виктор Есипов. «Об утраченном времени».
  • 2012 - Дмитрий Петров. «Аксёнов» (книга из серии «Жизнь замечательных людей»).
  • 2012 - Дмитрий Петров. «Василий Аксёнов. Сентиментальное путешествие».
  • 2012 - Сборник «Василий Аксёнов - одинокий бегун на длинные дистанции» (под редакцией Виктора Есипова). В сборник вошли воспоминания современников о писателе, часть его переписки и интервью.
  • 2016 - Виктор Есипов «Четыре жизни Василия Аксёнова».

Исследования творчества В. П. Аксёнова

  • 1998 - Торунова Галина Михайловна. Эволюция героя и жанра в творчестве Василия Аксёнова: От прозы к драматургии. Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
  • 2005 - Карлина Наталия Николаевна. Миф Америки в американской и русской литературе второй половины XX века: Э. Л. Доктороу и В. Аксёнов. Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
  • 2006 - Маликова Татьяна Александровна. Творчество В. Аксёнова 1960-1990-х годов в англоязычном литературоведении и критике. Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
  • 2006 - Попов Илья Владимирович. Художественный мир произведений Василия Аксёнова. Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
  • 2007 - Чернышенко Ольга Васильевна. Романы В. П. Аксёнова: жанровое своеобразие, проблема героя и особенности авторской философии. Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
  • 2009 - Барруэло-Гонзалез Елена Юрьевна. Роман В. П. Аксёнова «Московская сага». Проблема жанра. Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
  • 2009 - Щеглов Юрий Константинович. «Затоваренная бочкотара» Василия Аксёнова.
  • 2011 - Аксёнова Виолетта Владимировна. Жанровое своеобразие прозы В. Аксёнова 1960-1970-х гг. Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Семья

  • Сестра (по отцу) - Майя Павловна Аксёнова (1925-2010), педагог-методист, автор методических и учебных пособий по преподаванию русского языка.
  • Брат (по матери) - Алексей Дмитриевич Фёдоров (1926-1942), погиб во время Ленинградской блокады.
  • Приёмная дочь матери - актриса Антонина Павловна Аксёнова (первоначальная фамилия Хинчинская, род. 1945).
  • Первая жена - Кира Людвиговна Менделева (1934–2013), дочь комбрига Лайоша (Людвига Матвеевича) Гавро и внучатая племянница известного педиатра и организатора здравоохранения Юлии Ароновны Менделевой (1883-1959), основателя и первого ректора (1925-1949) Ленинградского педиатрического медицинского института.
    • Сын - Алексей Васильевич Аксёнов (род. 1960), художник-постановщик.
  • Вторая жена - Майя Афанасьевна Аксёнова (1930-2014), урождённая Змеул - дочь номенклатурного работника Афанасия Андреевича Змеула, который в конце жизни возглавлял внешнеторговое объединение «Международная книга». В первом браке Овчинникова, во втором браке замужем за Р. Л. Карменом, окончила Всесоюзную академию внешней торговли, работала в Торговой палате, в США преподавала русский язык.
    • Падчерица, дочь Майи Аксёновой - Елена (Алёна) Гринберг (1954-2008).

Избранные работы

Проза

  • 1958 - «Полторы врачебные единицы» (рассказ)
  • 1959 - «Коллеги» (повесть), экранизация «Коллеги» (1962)
  • 1961 - «Звёздный билет» (повесть), экранизация «Мой младший брат» (1962)
  • 1962 - «Апельсины из Марокко» (повесть)
  • 1963 - «Пора, мой друг, пора» (повесть)
  • 1964 - «Катапульта» (повесть и рассказы)
  • 1965 - «Победа» (рассказ с преувеличениями)
  • 1965 - «Жаль, что вас не было с нами» (повесть), «Стальная птица» (повесть с отступлениями и соло для корнета)
  • 1966 - «На полпути к Луне» (книга рассказов)
  • 1968 - «Затоваренная бочкотара» (повесть), спектакль в Московском театре-студии «Табакерка»
  • 1969 - «Любовь к электричеству» (повесть о Л. Б. Красине)
  • 1969 - «Мой дедушка - памятник» (повесть)
  • 1971 - «Рассказ о баскетбольной команде, играющей в баскетбол» (очерк)
  • 1972 - «Поиски жанра» (поиски жанра)
  • 1972 - «Джин Грин неприкасаемый», в соавт. с Овидием Горчаковым и Григорием Поженяном
  • 1973 - «Золотая наша Железка» (роман)
  • 1975 - «Ожог» (роман)
  • 1976 - «Сундучок, в котором что-то стучит» (повесть)
  • 1976 - «Круглые сутки нон-стоп» (повесть)
  • 1979 - «Остров Крым» (роман)
  • 1982 - «Бумажный пейзаж» (роман)
  • 1983 - «Скажи "изюм"» (роман)
  • 1987 - «В поисках грустного бэби»
  • 1989 - Yolk of the Egg (перевод на русский - «Желток яйца», 2002)
  • 1981 - «Свияжск» (повесть)
  • 1992 - «Московская сага» (роман-эпопея), экранизация «Московская сага (телесериал)»
  • 1996 - «Новый сладостный стиль» (роман)
  • 2000 - «Кесарево свечение» (роман)
  • 2004 - «Вольтерьянцы и вольтерьянки» (роман, премия «Русский Букер»)
  • 2006 - «Москва Ква-Ква» (роман)
  • 2007 - «Редкие земли» (роман)
  • 2007 - «Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках», экранизация «Таинственная страсть», (2016)
  • 2008 - «Ленд-лизовские». (неоконченный роман)
  • 2009 - «Логово льва. Забытые рассказы» (рассказы)
  • 2014 - «Одно сплошное Карузо» (неизданные рассказы, эссе и дневники)
  • 2015 - «Ловите голубиную почту» (письма 1940-1990 гг.)
  • 2017 - «Остров личность» (очерки и публицистика)

Сценарии к фильмам

  • 1962 год - Когда разводят мосты
  • 1962 год - Коллеги
  • 1962 год - Мой младший брат
  • 1966 год - Путешествие (киноальманах)
  • 1967 год - Бурная жизнь на юге
  • 1970 год - Хозяин
  • 1972 год - Мраморный дом
  • 1975 год - Центровой из поднебесья
  • 1978 год - Пока безумствует мечта
  • 2007 год - Татьяна
  • 2009 год - Шут

Пьесы

  • 1965 год - «Всегда в продаже»
  • 1966 год - «Твой убийца»
  • 1968 год - «Четыре темперамента»
  • 1968 год - «Аристофаниана с лягушками»
  • 1980 год - «Цапля»
  • 1998 год - «Горе, горе, гореть»
  • 1999 год - «Аврора Горелика»
  • 2000 год - «Ах, Артур Шопенгауэр »

Экранизации

  • 1962 год - Коллеги
  • 1962 год - Мой младший брат (по роману «Звёздный билет»)
  • 1966 год - Путешествие (киноальманах по рассказам «Папа, сложи!», «Завтраки сорок третьего года», «На полпути к Луне»)
  • 2004 год - Московская сага (сериал)
  • 2015 год - Таинственная страсть (сериал)

Библиография

  • Аксёнов В . «Коллеги» - М., Советский писатель, 1961. - 150 000 экз.
  • Аксёнов В . «Катапульта» - М., Советский писатель, 1964. - 30 000 экз.
  • Аксёнов В . «Пора, мой друг, пора». - М., Молодая гвардия, 1965. - 115 000 экз.
  • Аксёнов В . «На полпути к луне». - М., Советская Россия, 1966. - 100 000 экз.
  • Аксёнов В . «Жаль, что вас не было с нами» - М., Советский писатель, 1969. - 384 с., 100 000 экз.
  • Аксёнов В . «Любовь к электричеству». - М., Политиздат, 1971. - 200 000 экз.; 2-е изд. 1974. - 200 000 экз.
  • Аксёнов В. «Мой дедушка - памятник». - М., Детская литература, 1972., 208 с., 100 000 экз.
  • Аксёнов В. Сундучок, в котором что-то стучит. - М.: Детская литература, 1976
  • Аксёнов В. «Остров Крым». - М., Огонек, 1990. - 200 000 экз.
  • Аксёнов В. Ожог. - М., Огонёк, 1990. - 200 000 экз.
  • Аксёнов В . «В поисках грустного бэби» - М., МАИ - «Текст», 1991. - 320 с., 100 000 экз.
  • Аксёнов В. Мой дедушка - памятник. Кемерово, 1991
  • Аксёнов В. Рандеву. - М.: Текст-РИФ, 1991
  • Аксёнов В. «В поисках грустного бэби» «Две книги об Америке». - Независимый альманах «Конец века», 1992, - 50 000 экз..
  • Аксенов В . Московская сага. В 3-х кн. - М., Текст, 1993-1994., - 50 000 экз.
  • Аксёнов В. «Право на остров». - М., Московский рабочий, 1991. - 624 с. - 75 000 экз.
  • Аксёнов В. Московская сага. Кн. 1 «Поколение зимы». - Изографус.
  • Аксёнов В. Московская сага. Кн. 2 «Война и тюрьма». - Изографус.
  • Аксёнов В. Московская сага. Кн. 3 «Тюрьма и мир». - Изографус.
  • Аксёнов В. «Негатив положительного героя». - Вагриус-Изограф, 1996. - 304 с., 10 000 экз..
  • Аксёнов В. «Негатив положительного героя». - Вагриус-Изограф, 1998. - 304 с., 5 000 экз..
  • Аксёнов В.
  • Аксёнов В. «Гибель Помпеи». - ИзографЪ.
  • Аксёнов В. «Кесарево свечение». - Изографус-ЭКСМО-пресс, 2001. - 640 с. - 15 000 экз.
  • Аксёнов В. «Вольтерьянцы и вольтерьянки». - Изографус.
  • Аксёнов В. Затоваренная бочкотара. - М., Изограф-ЭКСМО-пресс, 2001
  • Аксёнов В. Затоваренная бочкотара. - М., Изограф-ЭКСМО, 2002
  • Аксёнов В. «Апельсины из Марокко» - М., Эксмо-Изографус., 2003.
  • Аксёнов В. Желток яйца. - М., Изографус-ЭКСМО., 2003
  • Аксёнов В . «Американская кириллица» - М., НЛО, 2004. - 3 000 экз.
  • Аксёнов В. «Редкие земли». - ЭКСМО.
  • Аксёнов В. «Москва Ква-Ква». - ЭКСМО, 2006.
  • Аксёнов В. «Десятилетие клеветы». - Изографус-ЭКСМО, 2004. - 7 100 экз..
  • Аксёнов В. «В поисках грустного бэби». - М., Изограф - Эксмо, 2005. - 7 000 экз.
  • Аксёнов В. «Желток яйца» - Изографус - ЭКСМО, 2005. - 7 000 экз.
  • Аксёнов В. З атоваренная бочкотара. - М., ИзографЪ-ЭКСМО, 2005
  • Аксёнов В. «Скажи изюм». - РИА «ИнфА».
  • Аксёнов В. «Скажи изюм». - ЭКСМО.
  • Аксёнов В. «Остров Крым». - Литагентство МИФ.
  • Аксёнов В. «Остров Крым». - ИЗОГРАФ.
  • Аксёнов В. «Таинственная страсть» (роман о шестидесятниках). - Семь дней, 2009. - 591 с.
  • Аксёнов В. «Ленд-лизовские». - ЭКСМО.
  • Аксёнов В. «Логово льва». - АСТ; Астрель.-5.
  • Аксёнов В. «О, этот вьюноша летучий!». - ЭКСМО, 2012.
  • Аксенов В. «Одно сплошное Карузо». Составитель В. Есипов. - М., ЭКСМО, 2014.
  • Аксенов В. «Ловите голубиную почту. Письма». Составитель В. Есипов. - М., АСТ, 2015.
  • Аксенов В. «Логово льва». Составитель В. Есипов. М., Астрель.-5
  • Аксёнов В. Таинственная страсть» (роман о шестидесятниках). Авторская версия. - М., ИП Бирюкова Оксана Анатольевна, 2015. - 738 с. - 25 000 экз.

Василий Аксёнов родился 20 августа 1932 года в Казани, в семье Евгении Соломоновны Гинзбург (1904-1977) и Павла Васильевича Аксёнова (1899-1991). Был третьим, младшим ребёнком в семье (и единственным общим ребёнком родителей). Отец, Павел Васильевич, был председателем Казанского горсовета и членом бюро Татарского обкома КПСС. Мать, Евгения Соломоновна, работала преподавателем в Казанском педагогическом институте, затем - заведующей отделом культуры газеты «Красная Татария». Впоследствии, пройдя ужас сталинских лагерей, во времена разоблачения культа личности, Евгения Гинзбург стала автором книги воспоминаний «Крутой маршрут» - одной из первых книг-мемуаров об эпохе сталинских репрессий и лагерей, рассказавшей о восемнадцати годах, проведённых автором в тюрьме, колымских лагерях и ссылке.

В 1937 году, когда Василию Аксёнову не было ещё и пяти лет, оба родителя (сначала мать, а затем вскоре - и отец) были арестованы и осуждёны на 10 лет тюрьмы и лагерей. Старших детей - сестру Майю (дочь П. В. Аксёнова) и Алёшу (сына Е. С. Гинзбург от первого брака) забрали к себе родственники. Вася был принудительно отправлен в детский дом для детей заключённых (его бабушкам не разрешили оставить ребёнка у себя). В 1938 году брату П.Аксёнова - Андреяну Васильевичу Аксёнову удалось разыскать маленького Васю в детдоме в Костроме и взять его к себе. Вася жил в доме у Моти Аксёновой (его родственницы по отцу) до 1948 года, пока его мать Евгения Гинзбург, выйдя в 1947 году из лагеря и проживая в ссылке в Магадане, не добилась разрешения на приезд Васи к ней на Колыму. Встречу с Васей Евгения Гинзбург опишет в «Крутом маршруте».

Спустя много лет, в 1975 году, Василий Аксёнов описал свою магаданскую юность в автобиографическом романе «Ожог».

В 1956 году Аксёнов окончил 1-й Ленинградский медицинский институт и получил распределение в Балтийское морское пароходство, где должен был работать врачом на судах дальнего плавания. Несмотря на то, что его родители уже были реабилитированы, допуск ему так и не дали. В дальнейшем упоминалось, что Аксёнов работал карантинным врачом на Крайнем Севере, в Карелии, в Ленинградском морском торговом порту и в туберкулёзной больнице в Москве (по другим данным, был консультантом в Московском научно-исследовательском институте туберкулёза).

Семья

  • Сводная сестра (по отцу) - Майя Павловна Аксёнова, педагог-методист, автор методических и учебных пособий по преподаванию русского языка. Сводный брат (по матери) - Алексей Дмитриевич Фёдоров (1926-1941), погиб во время Ленинградской блокады. Приёмная дочь матери - актриса Антонина Павловна Аксёнова(первоначальная фамилия Хинчинская, род. 1945).
  • Первая жена - Кира Людвиговна Менделева, дочь комбрига Лайоша (Людвига Матвевича) Гавро и внучка известного педиатра и организатора здравоохранения Юлии Ароновны Менделевой (1883-1959), основателя и первого ректора Ленинградского педиатрического медицинского института (1925-1949).
    • Сын - Алексей Васильевич Аксёнов (род. 1960), художник-постановщик.
  • Вторая жена - Майя Афанасьевна Аксёнова (урождённая Змеул, в первом браке Овчинникова, во втором браке Кармен; род. 1930), окончила институт внешней торговли, работала в Торговой палате, в Америке преподавала русский язык.
    • Падчерица - Елена (Алёна) (1954 - август 2008).

С 1960 года Василий Аксёнов - профессиональный литератор. Повесть «Коллеги» (написана в 1959 году; одноимённая пьеса совместно с Ю.Стабовым, 1961; одноимённый фильм, 1962), романы «Звёздный билет» (1961) (по нему снят фильм «Мой младший брат», 1962), повесть «Апельсины из Марокко» (1962), «Пора, мой друг, пора» (1963), сборники «Катапульта» (1964), «На полпути к Луне» (1966), пьеса «Всегда в продаже» (постановка театра «Современник», 1965); в 1968 году опубликована сатирико-фантастическая повесть «Затоваренная бочкотара».

В 1960-х годах произведения В. Аксёнова часто печатаются в журнале «Юность». В течение нескольких лет он является членом редколлегии журнала. 5 марта 1966 года Василий Аксёнов участвовал в попытке демонстрации на Красной площади в Москве против предполагаемой реабилитации Сталина. Был задержан дружинниками. В 1967-1968 годы подписал ряд писем в защиту диссидентов, за что получил выговор с занесением в личное дело от Московского отделения Союза писателей СССР.

Ещё в марте 1963 года на встрече с интеллигенцией в Кремле Никита Хрущёв подверг Аксёнова (вместе с Андреем Вознесенским) острой критике. А в 1970-е годы, после окончания «оттепели», произведения Аксёнова перестают публиковаться на родине. Романы «Ожог» (1975) и «Остров Крым» (1979) с самого начала создавались автором без расчёта на публикацию. В это время критика в адрес В. Аксёнова и его произведений становится всё более резкой: применяются такие эпитеты, как «несоветский» и «ненародный». В 1977-1978 годах произведения Аксёнова начали появляться за рубежом, прежде всего в США.

В 1972 году совместно с О. Горчаковым и Г. Поженяном написал роман-пародию на шпионский боевик «Джин Грин - неприкасаемый» под псевдонимом Гривадий Горпожакс (комбинация имён и фамилий реальных авторов). 1976 год - перевёл с английского роман Э. Л. Доктороу «Рэгтайм».

В 1978 года В. Аксёнов совместно с Андреем Битовым, Виктором Ерофеевым, Фазилем Искандером, Евгением Поповым, Беллой Ахмадулиной стал одним из организаторов и авторов бесцензурного альманаха «Метрополь». Так и не изданный в советской подцензурной печати, альманах был издан в США. Как и все участники альманаха, подвергся «проработкам». В знак протеста против последовавшего за этим исключения Попова и Ерофеева из Союза писателей СССР в декабре 1979 года В. Аксёнов, а также Инна Лиснянская и Семён Липкин, заявили о своём выходе из СП. История альманаха изложена в романе «с ключом» «Скажи „изюм“».

22 июля 1980 года выехал по приглашению в США, после чего в 1981 году был лишён советского гражданства. До 2004 года жил в США.

С 1981 года Василий Аксёнов - профессор русской литературы в различных университетах США: Институте Кеннана (1981-1982), Университете Дж. Вашингтона (1982-1983), Гаучер-колледже (1983-1988), Университете Джорджа Мейсона (1988-2009).

В 1980-1991 годах в качестве журналиста активно сотрудничал с «Голосом Америки» и с «Радио Свобода». Сотрудничал с журналом «Континент» и альманахом «Глагол». Аксёновские радиоочерки были опубликованы в авторском сборнике «Десятилетие клеветы» (2004).

В США вышли, написанные Аксёновым в России, но впервые публикуемые лишь после приезда писателя в Америку, романы «Золотая наша Железка» (1973, 1980), «Ожог» (1976, 1980), «Остров Крым» (1979, 1981), сборник рассказов «Право на остров» (1981). Также в США В. Аксёновым были написаны и изданы новые романы: «Бумажный пейзаж» (1982), «Скажи „изюм“» (1985), «В поисках грустного бэби» (1986), трилогия «Московская сага» (1989, 1991, 1993), сборник рассказов «Негатив положительного героя» (1995), «Новый сладостный стиль» (1996) (посвящённый жизни советской эмиграции в Соединённых Штатах), «Кесарево свечение» (2000).

Роман «Желток яйца» (1989) написан В. Аксёновым по-английски, затем переведён автором на русский.

В США Аксёнову было присвоено почётное звание Doctor of Humane Letters. Он являлся членом ПЕН-клуба и Американской авторской лиги.

Впервые, после девяти лет эмиграции, Аксёнов посетил СССР в 1989 году по приглашению американского посла Дж. Мэтлока. В 1990 году Аксёнову возвращают советское гражданство.

В последнее время жил с семьёй в Биаррице, Франция, и в Москве.

Трилогия «Московская сага» (1992) экранизирована в России в 2004 году А.Барщевским в многосерийном телевизионном сериале.

В 1993 году, во время разгона Верховного Совета, солидаризировался с подписавшими письмо в поддержку Б. Н. Ельцина.

В 2004 году В. Аксёнову была присуждена премия «Русский Букер» за роман «Вольтерьянцы и вольтерьянки». В 2005 году Василий Аксёнов был удостоен ордена Искусств и литературы.

15 января 2008 года в Москве В. Аксёнов внезапно почувствовал себя очень плохо, был госпитализирован в больницу № 23, где был диагностирован инсульт. Через сутки после госпитализации Аксёнов был переведён в НИИ имени Склифосовского, где ему провели операцию по удалению тромба сонной артерии. На 29 января 2008 года врачи оценивали состояние писателя, как крайне тяжёлое. На 28 августа 2008 года состояние оставалось «стабильно тяжёлым». 5 марта 2009 года возникли новые осложнения, Аксёнов был переведён в НИИ Бурденко и прооперирован. Позже Аксёнов был переведён обратно в НИИ имени Склифосовского.

6 июля 2009 года после продолжительной болезни Василий Павлович Аксёнов скончался в Москве, в НИИ имени Склифосовского.

В Казани с 2007 года ежегодно осенью (в октябре) проводится Международный литературный-музыкальный фестиваль Аксёнов-фест (первый прошёл при его личном участии), в 2009 году воссоздано здание и открыт литературный Дом-Музей Аксёнова, в котором действует городской литературный клуб.

В октябре 2009 года был издан последний законченный роман Василия Аксёнова - «Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках», отдельные главы которого публиковались в 2008 году в журнале «Коллекция каравана историй». Роман автобиографичен; его главными героями стали кумиры советской литературы и искусства 1960-х: Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Булат Окуджава, Андрей Тарковский, Владимир Высоцкий, Эрнст Неизвестный, Марлен Хуциев и другие. Для того, чтобы дистанцироваться от мемуарного жанра, автор дал персонажам романа вымышленные имена.

В 2010 году увидел свет неоконченный автобиографический роман Аксёнова «Ленд-лизовские».

В 2011 году Александр Кабаков и Евгений Попов издали совместную книгу воспоминаний «Аксёнов». Авторов крайне волнует вопрос «писательской судьбы», относящийся к хитросплетениям биографии, рождению большой Личности. Сверхзадача книги - противостоять искажению фактов в угоду той или иной конъюнктуре.

Ваксон Аксон, Гравадий Горпожакс – псевдонимы; Аксенов Василий Павлович; Казань, Россия; 20.08.1932 – 06.07.2009

Василий Аксенов достаточно значимая фигура в мировой литературе. Его произведения переведены на многие языки мира. Тем не менее большинство наград книги Василия Аксенов получили в России. И одной из наиболее значимых из них можно назвать премию «Русский Букер», которой писатель был удостоен в 2009 году. Вклад писателя можно оценить и по экранизациям книг Аксенова. На данный момент таковых 4, но учитывая количество сценариев, написанных писателем, это число может увеличится.

Биография Василия Аксенова

Василий Павлович Аксёнов родился в 1932 году в Казани. Его отец был председателем Казанского горсовета, а мать преподавателем в Казанском институте. Кроме того, она заведовала отделом культуры в местной газете. Но в 1937 году оба родителя были арестованы и приговорены к 10 годам лишения свободы. Четырехлетний Василий был отправлен в детский дом для детей политзаключенных. Лишь через год брату отца удалось забрать его из дедома и отвезти к родственнице в Кострому. Здесь Василий Аксенов прожил до 1948 года. К этому времени его родители отбыли срок и матери удалось добиться переезда сына к ней в Магадан. В Кострому ей ехать не разрешили. В 1956 году Аксенов окончил Ленинградский медицинский институт. По распределению он был направлен на Балтийский флот. Но документов на работу он не получил. Поэтому он работал на Крайнем Севере, затем в Ленинграде, а затем ему удалось перебраться в Москву.

Примерно в это время Аксенов заявил о себе как о литераторе. Его дебютом стал рассказ «Полторы врачебные единицы», который вышел в 1959 году. Первую повесть Василия Аксенова читать стало возможно в 1960 году. Произведение носило название «Коллеги» и стало переработкой одноименной пьесы Аксенова написанной годом ранее в соавторстве. Экранизация этой повести вышла в 1962 году. Затем была еще одна повесть – «Звездный билет», которая так же была экранизирована в 162 году под названием «Мой младший брат». Вскоре выходят еще несколько произведений писателя, которые печатаются в журнале «Юность». Но в 1966 году Василий Аксенов поддается критике со стороны Никиты Хрущева. В этом же году он участвует в митинге на Красной площади против реабилитации Сталина. В последующие годы он регулярно подписывает петиции в защиту диссидентов. Все это привело к тому, что к 1970 году книги Аксенова полностью перестают публиковать.

Но Василий Павлович не прекращает работу. В 1975 году он пишет роман «Ожог» изначально предполагая, что издать его в СССР не удастся. В 1977 году писатель несколько раз посещает США, пока в 1980 году не эмигрирует туда полностью. Практически сразу его лишают советского гражданства. В США Аксенов работает профессором русского языка в различных университетах. Здесь же он издает многие из своих новых работ. Кроме того, он работает журналистом «Радио Свобода» и «Голоса Америки». Вновь посещает СССР Аксенов лишь в 1989 году, а в 1990 году ему возвращают советское гражданство.

С началом 90-х годов книги Василия Аксенова, как и , начинают появляться и в нашей стране. При этом издаются не только старые работы писателя, но и новые книги. Писатель активно поддерживает реформы Гайдара, а также Бориса Ельцина на посту главы государства. В 2004 году выходит роман Аксенова «Вольтерьянцы и вольтерьянки», который в этом же году удостаивается премии «Русский Букер». В начале 2008 году у писателя случился инсульт. После продолжительного лечения летом 2009 года Василий Петрович Аксенов умер.

Книги Василия Аксенова на сайте Топ книг

Книги Василия Аксенова читать достаточно популярно в нашей стране. Особенно активно эта популярность проявилась после выхода фильма «Таинственная страсть», который вышел в 2015 году. Эта экранизация пробудила интерес к творчеству писателя и позволила его произведениям попасть в наш рейтинг . Кроме того, романы Аксенова представлены в нашем рейтинге . И учитывая высокий интерес к творчеству писателя, это далеко не предел.

Василий Аксёнов список книг

  1. Аврора Горелика
  2. Апельсины из Марокко
  3. Аристофаниана с лягушками
  4. Ах, Артур Шопенгауэр
  5. Бумажный пейзаж
  6. В поисках грустного бэби
  7. Вольтерьянцы и вольтерьянки
  8. Всегда в продаже
  9. Горе, горе, гореть
  10. Джин Грин неприкасаемый
  11. Жаль, что вас не было с нами
  12. Желток яйца
  13. Затоваренная бочкотара
  14. Звёздный билет
  15. Золотая наша Железка
  16. Катапульта
  17. Кесарево свечение
  18. Коллеги
  19. Круглые сутки нон-стоп
  20. Ленд-лизовские
  21. Ловите голубиную почту
  22. Логово льва. Забытые рассказы
  23. Любовь к электричеству
  24. Мой дедушка - памятник
  25. Москва Ква-Ква
  26. На полпути к Луне
  27. Новый сладостный стиль
  28. Одно сплошное Карузо
  29. Остров Крым
  30. Победа
  31. Поиски жанра
  32. Полторы врачебные единицы
  33. Пора, мой друг, пора
  34. Рассказ о баскетбольной команде, играющей в баскетбол
  35. Редкие земли
  36. Свияжск
  37. Скажи изюм
  38. Стальная птица

20-21 сентября Дом русского зарубежья им. А. Солженицына организовал вечер памяти, выставку и научную конференцию к 80-летию со дня рождения Василия Аксенова. Специально для "РГ" своими воспоминаниями о друге и соратнике по "шестидесятничеству" делится вдова Андрея Вознесенского, писатель Зоя Богуславская.

Он уезжал в Штаты знойным июльским предвечерьем 1980 года. На даче в Переделкино было много народу. Все смеялись, травили анекдоты, но привкус истерики от сознания, что, быть может, никогда не увидимся, ощущался, все нарастая. Прощание совпало со свадьбой. Василий Павлович Аксенов вступал в новую жизнь. Впереди - необжитая страна, новая женщина - Майя, которую он страстно полюбил, долго завоевывал.

В тот день все переплелось: праздник любви, ожидание чуда и разлуки, горечь потери - все было трагически непредсказуемо. От свадьбы остался снимок, где мы с принаряженным Василием стоим в обнимку на фоне его машины, делая вид, что все прекрасно, что он, наконец, вырвался, впереди свобода, новые ощущения, бытовой комфорт.

А за неделю до этого, в нашей с А. Вознесенским квартире на Котельнической, мы яростно спорим об их предстоящем отъезде. Василий и Майя, я и Андрей с перекошенными лицами, бегая по комнате, бесполезно и безрассудно рассуждаем о путях и смыслах нынешней эмиграции. Вернется, не вернется? Если б дано было заглядывать в книгу судеб... Если б знать... Если б знать?..

Ты не сможешь там, - бледнея, настаивает Андрей, - без стихии русского языка, когда лица, природа, запахи - все только в памяти. К тому же там и своих знаменитостей пруд пруди.

Ничего подобного, - стиснув зубы, отвечает Майя, - там его будут почитать. Он не будет слышать ежедневных угроз, телефонного мата. Господи, только подумать, что кончатся придирки к каждому слову, травля цензуры! Уже сейчас американские издательства спорят, кто первый напечатает его новую книгу.

Ну да, - ерничаю я, - 40 тысяч одних курьеров. Не будет этого! Каждая рукопись пройдет невыносимо медленный процесс заказа рецензий, затем, даже если они восторженные, подождут оценки внутренних экспертов издательства.

Не в этом дело, Заята (Зоя), - бубнит Вася. - Просто здесь больше невозможно. Давят со всех сторон, дышать нечем.

Я знала, что за этими словами Аксенова стоит жесткая предыстория, связанная с публикацией романа "Ожог", самого значительного для него сочинения последних десятилетий. Запрещенный цензурой в наших журналах, он уже был востребован несколькими иностранными издательствами. Колебания автора были мучительны, он начал тайную переписку по поводу возможной публикации "Ожога" на Западе. Вскоре Аксенов был вызван в КГБ, где "по-дружески" его предупредили: "Если выйдет эта антисоветчина за рубежом", его либо посадят, либо вышлют. Смягчением жесткой альтернативы могло быть только согласие Аксенова на добровольную эмиграцию в течение месяца. Угроза была реальной.

Мы хорошо помнили, как десятилетие назад Н.С. Хрущев громил выставки художников абстракционистов, альманах "Тарусские страницы", а во время исторической встречи с интеллигенцией 8 марта 1963 г. орал, что вышлет Андрея Вознесенского из страны:

Почему вы афишируете, что вы не член партии? - сорвавшись, размахивал вождь кулаком. - Ишь ты какой, понимаете! "Я не член партии!" Он нам хочет какую-то партию беспартийных создать. Здесь, знаете, либерализму нет места, господин Вознесенский. Довольно!..

И тут Хрущев увидел, что Аксенов не аплодирует: "А вы почему стоите молча? - переключился он на Василия Павловича. - Мстите за смерть родителей, Аксенов?" - "Никита Сергеевич, мои родители живы, - тихо поправил его Василий Павлович. - Наша семья видит в этом вашу заслугу".

Хрущев метнул гневный взгляд в сторону дезинформаторов, поставивших его в глупое положение, и продолжил свою проработку. Этот спектакль "прилюдной" порки, быть может, уникальный в советской культистории, соединил двух дерзких кумиров того времени на всю оставшуюся жизнь.

Впоследствии одну из своих книг Аксенов подпишет Вознесенскому: "Дорогой Андрей! Ты помнишь, как мы стояли с тобой под куполом Голубого зала, где нам обоим было так весело? С любовью, твой Васята".

А Вознесенский вспоминает этот момент в стихах: "Первая встреча:/ облчудище дуло - нас не скосило./ Оба стояли пред оцепеневшей стихией./ Встреча вторая: над черной отцовской могилой/ я ощутил твою руку, Василий. /.../ Мы ли виновные в сроках, в коих дружили,/ что городские - венозные - реки нас отразили?"

Конечно же, столь яростный взрыв Хрущева против двух молодых писателей не был случаен. Его подготовил донос польской писательницы Ванды Василевской, которая при личной встрече с Хрущевым обвинила А. Вознесенского и В. Аксенова в идеологической диверсии. Она процитировала интервью, которое они, будучи в Польше, дали их ведущей газете, где посмели утверждать, что "социалистический реализм" - не главный и не единственный метод советского искусства.

Так историческая встреча главы страны с интеллигенцией обозначила жесткий водораздел в жизни советских художников. Между "хрущевской оттепелью" 1961 года и "горбачевской гласностью и перестройкой" 1985 года была вырыта черная яма, в которую провалился целый пласт выдающихся творцов поколения 60-70-х разных жанров и направлений.

После ареста и ссылки И. Бродского (1972-й) и А. Солженицына (1973 год) под жесточайшим давлением из страны выпихнули: В. Войновича, Г. Владимова, Ю. Алешковского, А. Галича, С. Довлатова, М. Барышникова, Р. Нуриева, М. Шемякина, Н. Макарову, Ю. Купера, О. Целкова, Л. Збарского, И. Рабина, О. Иоселиани, П. Лунгина и многих других ныне почитаемых классиков XX века.

Аксеновы уезжали в 1980-м, когда, казалось, движение на Запад несколько замедлилось. Однако ж они претерпели на границе все те издевательства чиновников, отбиравших рукописи, картины, магнитофонные записи, которые сопутствовали вынужденным эмигрантам...

Когда Аксенов попал в Америку, наше общение не прекратилось. Так случилось, что его приезд в Нью-Йорк совпал с моим пребыванием в Колумбийском университете, на два месяца я была приглашенным "гостем-писателем" для работы над книгой "Американки"... Одним из самых памятных для меня было наше пересечение - в момент тягчайшей драмы в жизни Аксенова. В тот день он узнал из газет и телефонных звонков, что лишен российского гражданства.

Мы сидим с ним в столовой Колумбийского университета для профессоров. В США питание студентов и преподавателей осуществляется раздельно. - Преступники! - кричит Аксенов, не обращая внимания на жующих коллег. - Нельзя человека лишить Родины!.. Они хотят перечеркнуть мою жизнь за все прошедшие годы, мои книги, родителей, магаданское детство в Костромском приюте, сына Лешку (Кита в его рассказах), который продолжает жить в Союзе.

Мне нечего возразить, я полностью разделяю его возмущение. Потом мы еще долго бродили вдоль темной набережной, влажные ветки парка щекотали лицо. Мы оба не знали, что отнятое гражданство - лишь эпизод долгой творческой жизни писателя Аксенова.

И вот он вернулся, стал жить в своей стране с Майей, в одном городе с детьми - Алешей и Аленой. Им дали квартиру в высотке на Котельнической набережной, и теперь наша с Андреем квартира была прямо над ними.

Личная история, как бывает, вернулась на круги своя...

Мы были свидетелями начала романа Аксенова с Майей. Они приехали из Ялты поездом, вместе с Беллой Ахмадулиной, веселясь всю дорогу. Аксенов и Майя решили не расставаться, у обоих были семьи. Майя и Роман Кармен жили с нами в одном доме, все в той же высотке на Котельнической. Я подружилась с Майей, она часто прибегала ко мне в ужасе от создавшейся ситуации. Казалось, ничто не предполагало ее развода с Карменом, самым высоко взлетевшим создателем документального кино. Роман Кармен был своего рода легендой, очевидец испанских событий, друг Хемингуэя и Кастро, он запечатлел уникальные кадры Великой Отечественной войны.

Золотоволосая Майя вызывала восхищение у светского общества молодостью, темпераментом, удивительно проницательным умом. Она ушла к Аксенову на пике его опалы, его единственный нарядный прикид для свадьбы был привезен из Америки ею. И с тех пор они не расставались никогда. Его главная героиня "красотка" - это всегда Майя в разных вариациях. В одной из своих пьес (кажется, в "Цапле") он изобразил Майю и нас всех в качестве девиц на все вкусы.

В конце 60-х, - вспоминал Аксенов, - перелом в моем мироощущении был отчасти связан с общим поколенческим похмельем (Чехословакия, брежневизм, тоталитаризм). Мне казалось, что я проскочил мимо чего-то, что могло осветить мою жизнь и мое письмо. И вот тогда, в 1970-м, в Ялте я встретил Майю. Мы испытали очень сильную романтическую любовь, а потом это переросло в духовную близость. Она меня знает как облупленного, я ее меньше, но оба мы, особенно теперь, в старости, понимаем, на кого мы можем положиться...

Кроме московского жилья у четы Аксеновых на Западе оставались две рабочие квартиры - одна в Вашингтоне, другая на берегу океана в Биаррице, по существу мастерская художника.

Годы шли, почти всем, кто пострадал из-за "Метрополя", время воздало. Писатели вернулись почти все, судьба отблагодарила их за преследования повышенным вниманием окружающих, увеличением тиражей книг, всеобщей любовью и востребованностью. Казалось, справедливость восторжествовала... Но кто вычислит, скольких замыслов, любвей и привязанностей, опыта, потерянной радости общения и недостатка в творческих связях может стоить художнику эмиграция?

"Как описать все не в письме, заменяющем все, что отнято в художестве, - жалуется в письме к Аксенову в Вашингтон Белла Ахмадулина из Москвы, - видеться, болтать, говорить и оговариваться, или надо всегда писать письмо Вам?.. Любимые мои и наши! Простите сбивчивость моих речей, моя мысль о Вас - постоянное занятие мое, но с чего начать, чем кончить - не ведаю"... Ее муж, художник Борис Мессерер, присоединяется, рифмуя: "Вот новый день, который вам пошлю/ оповестить о сердца разрыванье,/ когда иду по снегу и по льду/ сквозь бор и бездну между мной и вами".

"Васька, поздравляю тебя с днем рождения, - в другой раз пишет Белла Ахмадулина. - Я очень скучаю по тебе и, как всегда, переговариваюсь с тобой "через сотни разъединяющих верст". И позднее, когда уже тяжко хворала, ставила себе диагноз: "Душа - пересилила организм"...

Как ты оцениваешь американский период своей жизни? - спрашиваю Аксенова перед самым его возвращением в Россию. - Я имею в виду преподавание в университете, сочинительство, саму Америку.

Я отдал 21 год жизни "американскому университету", точнее, преподаванию рус-лита и своей собственной фил-концепции мальчикам и девочкам (иногда и почтенного возраста) из разных штатов и стран. Университетский кампус для меня самая естественная среда, но сейчас я уже подумываю об отставке. Где буду проводить больше времени, еще не знаю.

Вспоминаю более поздний наш разговор, когда он уже много времени проводил в Биаррице и в очередной раз вернулся в Москву. Традиционно мы сидим в ЦДЛ, попиваем соки и водичку. О том, как Василий Павлович "завязал", было много версий. На самом деле я уже излагала не раз, как лично была свидетелем его беседы с врачом, мгновенно остановившей его возлияния. Сегодня он мог отведать бокальчик вина, не более.

Аксенов делил себя, свое время на несколько равноправных кусков. "Мы живем на два дома, - объяснял он, - в Вашингтоне и в Москве. Сейчас к этому еще присоединился маленький домик в Стране Басков. Постоянно забываешь, где оставил свитер или штаны. "Майя, ты не знаешь, где мой костюм, тот, другой?" А она отвечает: "А ты не помнишь, Вася, где мой плащ висит, на Котельниках или в Фэрфаксе?"

Почему во французской Биаррице тебе пишется лучше, чем в Москве?

Потому что в Биаррице за письменным столом у меня только один собеседник, - улыбается Аксенов. - В России слишком много собеседников, и я забалтываюсь. Порой у меня ощущение, что сочинительство и эмиграция понятия довольно близкие.

Ну уж. Но ты часто выглядишь абсолютно счастливым. Когда, в какие минуты это с тобой происходит?

В процессе написания романа, - крайне серьезно заявляет Аксенов. - Пока я пишу его, я абсолютно счастлив. Мне довольно грустно, когда я с ним прощаюсь. Понимаешь, в новом романе я создаю особенный мир и только из тех персонажей, которые мне интересны...

Не помню Аксенова небрежно одетым, в помятом костюме или застиранной рубашке. В его прикиде всегда "фирма", известные лейблы. Я объясняю его стойкое увлечение фирменным стилем, техникой, обворожительными женщинами теми лишениями в детстве, когда, быть может, подростком он стоял перед нарядной витриной магазина, подобно героям из сказки, мечтая о том, что когда-нибудь он тоже сможет все это купить. И смог, и купил.

А личная жизнь влияет на твое творчество? Факты биографии, аура сильного увлечения? Помнится, Юрий Нагибин говаривал: "Каждый мой роман - это мой ненаписанный роман". Для тебя тоже?

Согласен, что каждый состоявшийся роман (в данном случае любовное приключение) может стать ворохом увлекательных страниц. Но к этому стоит добавить, что несостоявшееся любовное приключение может стать ворохом еще более увлекательных страниц...

Думаю, что десятилетия после возвращения в Москву были самыми тревожными и плодотворными у позднего Аксенова. Неиссякаемая творческая энергетика (он писал почти по роману в год), постоянное ощущение востребованности и осознания того, что уже нет прежнего куража... Казалось, присутствие Аксенова в нашем искусстве и жизни, как и в светской хронике, непреложно, неоспоримо. Если б знать?

Не было длительной болезни, недомоганий, особых нервных срывов или депрессий... Внезапность тяжелой, мгновенно парализовавшей его деятельность болезни, стала шоком для всех окружающих. Он не сумел стать старым. Природа сохраняла в нем потребность к сочинительству, внешнюю привлекательность и обаяние, выдающийся талант сочинителя. Еще в 75, он ежедневно включал в свой режим утренний джоггинг по Яузской набережной, напряженный ритм фаната джаза, легко попадал мячом в баскетбольную корзину, ежедневно планировал несколько страниц текста на "макинтоше".

В тот роковой день он ехал на машине, со своей редакторшей, когда вдруг мозг его отключился, он потерял сознание, машину занесло и только чудо спасло пассажиров от смертельного столкновения на проезжей части. Спутница вызвала "скорую", Василия Павловича поместили в Таганскую районную больницу, а потом в институт им. Склифосовского, где удалили мозговой тромб.

Последние месяцы он лежал в клинике Бурденко у академика А.Н. Коновалова. Сам Александр Николаевич и лечащий врач, невропатолог Владимир Найдин, сделали все, используя новейшие достижения мировой медицины, но все было бесполезно. Много месяцев он провел в состоянии комы, из которой уже не вышел.

Я возле него в бункере клиники Бурденко для "беспамятных". Невозможно поверить, что Аксенов лежит здесь так долго без сознания. Спокойное лицо, легкий румянец, почти нетронутая густая шевелюра. Тело мужчины, сохранившее, казалось, силу мышц и обаяние. Будто оболочка человека, из которого вынули личность, биографию, сильнейшие страсти. И я сижу рядом, перелистывая про себя страницы его жизни.

Вы поговорите с ним, Зоя, поговорите, - наставляла меня дочь Майи, очень любившая Василия Павловича, Алена. Это она безотлучно сидит рядом с ним по многу часов. Она уверена, что все равно это временно, он очнется и выяснится, что он все слышал, все, что ему транслировали, пока он был в коме. Следуя ее наставлениям, я гляжу на распростертое тело Аксенова, утыканное проводами, и рассказываю ему последние новости. Подробно излагаю пересуды вокруг "Таинственной страсти", которую он успел прочитать в "Караване историй" в усеченном виде. Бум восторгов и возмущений был вызван узнаваемостью прототипов, окарикатуренных в романе. Но автор об этом не думал. Ему писалось, полет фантазии уводил далеко от реалий. Некоторые обиды продлились и после кончины Василия Павловича. Его выдумки у нас с Андреем вызывали только умиление.

Я вспоминаю его в ту пору, когда еще была жива его мать - быть может, самый судьбоносный человек в становлении Аксенова-писателя. Как личность Василий Павлович был сконструирован из первых впечатлений костромского приюта для детей "врагов народа", затем - Магадана, где поселился в 12 лет с высланной матерью Евгенией Семеновной Гинзбург. По словам Василия Павловича, круг реальных персонажей "Крутого маршрута" (принадлежащего перу его матери) состоял из выдающихся людей того времени: репрессированных ученых, политиков, художников, образовавших своеобразный "салон", содержанием которого были рассуждения на самые высокие темы. Влияние этих рассуждений на детское сознание трудно измерить.

Еще в молодости, - говорит он, - у мамы появилась склонность создавать вокруг себя своего рода "салон" мыслящих людей. Первый такой салон, в который входил высланный в Казань троцкист профессор Эльвов, стоил ей свободы.

Читатель "Крутого маршрута" найдет такой гинзбурговский салон в лагерном бараке. В послелагерной ссылке, в Магадане, возник еще один салон, уже международного класса... Советский юнец Вася Аксенов просто обалдел в таком обществе: "Никогда не предполагал, что такие люди существуют в реальной советской жизни... Мы с мамой сразу подружились. Она открыла для меня один из главных советских секретов, существование "Серебряного века". Кроме того, она познакомила меня с кумиром своей молодости, Борисом Пастернаком.

К окончанию школы я знал наизусть множество его стихов, которых нигде тогда нельзя было достать в печатном виде... Кроме того, я научился у нее, как хитрить с властью, то есть как находить в "советских людях" человеческие качества".

Был короткий период, когда мне довелось довольно тесно общаться с Евгенией Семеновной Гинзбург. Она жила в Переделкино на даче киносценариста Иосифа Ольшанского. Ее крыльцо сливается с березами и соснами обширного участка. На этом крыльце она прочитала мне заключительную главу "Крутого маршрута", который после ее кончины остался документом эпохи...

В эту пору влюбленная в него Майя почти ежедневно приезжала в Переделкино. Мы уже знали, что Евгения Семеновна смертельно больна самой страшной болезнью века, для стабильности ее состояния нужны были витамины, овощи, фрукты. Майя привозила свежевыжатый сок моркови и что-то еще, что сама готовила. Они сблизились накрепко, что сыграло не последнюю роль в женитьбе.

У самого Аксенова были необыкновенно близкие отношения с матерью. Его любовь к ней, готовность взять на себя самые тяжелые ситуации - редкостный дар. И, быть может, великим подвигом сына было его путешествие с матерью на машине по Европе в последний год ее жизни. Скрывая отчаяние, он исполнил мечту Евгении Семеновны и воздал то, что не по праву отняла у нее жизнь. Свой последний путь она проехала с сыном, общалась с друзьями во Франции, Германии, наслаждалась подлинниками мировых шедевров в музеях. Они уезжали и возвращались в Париж, в ту же гостиницу, где была я, - L Eglon (Орленок), чьи окна выходят на кладбище Монпарнас. Я наблюдала их последний праздник и то, как оба были счастливы!

Ее хоронили в промозглый майский день 77-го года, хлестал дождь, народу было немного. Бросилось в глаза, что не было и тех, кто обязательно бы присутствовал, если б не дождь.

Аксенов держался мужественно, время от времени отворачиваясь от скорбящих, прижимался лицом к дереву, плечи его вздрагивали. Для него навечно уходила та часть его бытия, которая связана была с его семьей, попавшей под каток сталинского времени. Он прощался с матерью, ставшей тем судьей и адвокатом его жизни, которого никто уже не заменит.

Надеюсь, что на родине все-таки не вырастет снова тот сапожище, что когда-то дал мне пинок в зад, - смеется он.

Если бы ты не писал, то что бы делал? - спрашиваю его.

Честно говоря, даже не представляю себе такой ситуации...

Сейчас Василию Павловичу было бы восемьдесят лет.

Андрей Вознесенский - об Аксенове

"Уже 20 лет страна наша вслушивается в исповедальный монолог Аксенова, вслушивается жадно - дети стали отцами, села стали городами, проселочные дороги стали шоссейными, небеса стали бытом, "мода" стала классикой - но голос остался той же чистоты, он не изменил нам, художник, магнитофонная лента нашего бытия, - мы не изменили ему.

Аксенов - это магнитофонная лента, запись почти без цензур сегодняшнего времени - города, человека, души. Когда-то я написал ему стихи к сорокалетию... "Сокололетний Василий!/ Сирин джинсовый, художник в полете и силе,/ ржавой джинсовкой твой рот подковали усищи, Василий,/ юность сбисируй.../ О венценосное имя - Василий".

Выбор редакции
Для приготовления теста потребуются ингредиенты: Яйца (3 шт.) Лимонный сок (2 ч. ложки) Вода (3 ст. ложки) Ванилин(1 пакетик) Сода (1/2...

Планеты - являются сигнификаторами или же показателями качества энергии, той или иной сферы нашей жизни. Это ретрансляторы, принимающие и...

Узники Освенцима были освобождены за четыре месяца до окончания Второй мировой войны. К тому времени осталось их немного. В погибло почти...

Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...
Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...
Слайд 2 Визитная карточка Территория: 1 219 912 км² Население: 48601098чел. Столица: Кейптаун Официальный язык: английский, африкаанс,...