Отец симфонии йозеф 5 букв. «отец» симфонии йозеф гайдн


Симфония занимает очень почетное место в мире музыки. Ее история началась два с половиной века назад.
Слово «symphonia» в переводе с греческого означает созвучие. В Древней Греции так называли приятное сочетание звуков и стройное хоровое пение. В Древнем Риме симфонией называли оркестровую музыку.
Первые симфонии в теперешнем понимании этого слова появились в Европе во второй половине 18 века.

Создателем классической симфонии считают Йозефа Гайдна .

В его творчестве она приобрела окончательный вид, поэтому этого композитора называют «отцом симфонии».

А Моцарт и Бетховен продолжили начатое им и открыли новые возможности этого жанра.


Нажимаем на фото, для просмотра увеличенного снимка.

Итак, классическая симфония состоит из четырех частей.

Первая - быстрая, активная.
Вторая - анданте - медленная, задумчивая, посвящена обычно мечтам, природе.
Третья часть - менуэт. Это игра, веселье, народные гулянья, хороводы.
Финал - итог всего произведения, вывод из того, что прозвучало в трех частях. Часто финал звучит торжественно, победно или празднично.

Любая симфония - это целый мир, созданный композитором. Часто ее сравнивают с поэмой или романом. Ведь музыкант стремится выразить в симфонии все, ради чего живет человек на свете: стремление к счастью, справедливости и добру, гармонии во всем.

Гайдн создал 104 симфонии из них хочется вспомнить "Прощальную симфонию", одну из самых знаменитых симфоний будущего XVIII века.

"Прощальная симфония" в очень интересном исполнении Венского филармонического оркестра.

Третьему гению - Бетховену принадлежат только 9. Но почти каждая из них - это новое слово в симфоническом искусстве. Вот, хотя бы взять шестую симфонию, которая называется "Пасторальная".

Название «пастораль» происходит от латинского слова «pastoralis» - «пастушеский». Эта тема была очень популярной еще в Древней Греции и Риме. Древние поэты и писатели воспевали жизнь на лоне природы - простую и искреннюю.

Мода на пасторальные сюжеты в музыке, театре и изобразительном искусстве завоевала все европейские страны в 17-18 веках. Очень много старинных опер было написано на пастушеские темы. В них включали народные песни и танцы, веселые сельские праздничные гулянья.

«Пасторальной» назвал Бетховен свою шестую симфонию и посвятил ее человеку и природе. Музыка ее наполнена нежными голосами птиц, тихим журчанием ручьев, звуками народных инструментов и даже притопыванием танцующих.
Бетховен дает название каждой части симфонии: «Пробуждение радостных чувств при прибытии в деревню», «Сцена у ручья», «Веселое сборище крестьян». Но вдруг налетевшая гроза прерывает веселье. Это слышится в части «Гроза. Буря». Постепенно горизонт проясняется, буря стихает. Симфония заканчивается умиротворенным светлым гимном «Радостные, благодарные чувства после грозы».
Эта симфония - гимн природе, благодарность человека за покой и блаженство, подаренные ею.
Во время написания симфонии композитор пребывал в подавленном состоянии, он сильно переживал из-за своей болезни. Ему грозила полная глухота, и ее приближение Бетховен уже чувствовал. «Никто не может любить природу, как я, - говорил композитор в то время. - Леса, деревья и скалы шлют тот отклик, которого ждет сердце человека».

Кого называют «отцом симфонии»?

Симфония занимает очень почетное место в мире музыки. Ее история началась два с половиной века назад.


Слово «symphonia» в переводе с греческого означает созвучие. В Древней Греции так называли приятное сочетание звуков и стройное хоровое пение. В Древнем Риме симфонией называли оркестровую музыку.
Первые симфонии в теперешнем понимании этого слова появились в Европе во второй половине 18 века.

Создателем классической симфонии считают Йозефа Гайдна .

В его творчестве она приобрела окончательный вид, поэтому этого композитора называют «отцом симфонии».

А Моцарт и Бетховен продолжили начатое им и открыли новые возможности этого жанра.

Нажимаем на фото, для просмотра увеличенного снимка.

Итак, классическая симфония состоит из четырех частей.

Первая - быстрая, активная.
Вторая - анданте - медленная, задумчивая, посвящена обычно мечтам, природе.
Третья часть - менуэт. Это игра, веселье, народные гулянья, хороводы.
Финал - итог всего произведения, вывод из того, что прозвучало в трех частях. Часто финал звучит торжественно, победно или празднично.

Любая симфония - это целый мир, созданный композитором. Часто ее сравнивают с поэмой или романом. Ведь музыкант стремится выразить в симфонии все, ради чего живет человек на свете: стремление к счастью, справедливости и добру, гармонии во всем.

Гайдн создал 104 симфонии из них хочется вспомнить "Прощальную симфонию", одну из самых знаменитых симфоний будущего XVIII века.

"Прощальная симфония" в очень интересном исполнении Венского филармонического оркестра.



Третьему гению - Бетховену принадлежат только 9. Но почти каждая из них - это новое слово в симфоническом искусстве. Вот, хотя бы взять шестую симфонию, которая называется "Пасторальная".

Название «пастораль» происходит от латинского слова «pastoralis» - «пастушеский». Эта тема была очень популярной еще в Древней Греции и Риме. Древние поэты и писатели воспевали жизнь на лоне природы - простую и искреннюю.

Мода на пасторальные сюжеты в музыке, театре и изобразительном искусстве завоевала все европейские страны в 17-18 веках. Очень много старинных опер было написано на пастушеские темы. В них включали народные песни и танцы, веселые сельские праздничные гулянья.

«Пасторальной» назвал Бетховен свою шестую симфонию и посвятил ее человеку и природе. Музыка ее наполнена нежными голосами птиц, тихим журчанием ручьев, звуками народных инструментов и даже притопыванием танцующих.
Бетховен дает название каждой части симфонии: «Пробуждение радостных чувств при прибытии в деревню», «Сцена у ручья», «Веселое сборище крестьян». Но вдруг налетевшая гроза прерывает веселье. Это слышится в части «Гроза. Буря». Постепенно горизонт проясняется, буря стихает. Симфония заканчивается умиротворенным светлым гимном «Радостные, благодарные чувства после грозы».
Эта симфония - гимн природе, благодарность человека за покой и блаженство, подаренные ею.
Во время написания симфонии композитор пребывал в подавленном состоянии, он сильно переживал из-за своей болезни. Ему грозила полная глухота, и ее приближение Бетховен уже чувствовал. «Никто не может любить природу, как я, - говорил композитор в то время. - Леса, деревья и скалы шлют тот отклик, которого ждет сердце человека».

Гайдн Йозеф Франц(1732-1809)

Франц Йозеф Гайдн

Его предки были австро-немецкими ремесленниками-крестьянами. Любовь к музыке он унаследовал от отца. Ещё когда ему было 5 лет, музыканты обратили на него внимание, ведь он уже тогда обладал прекрасным слухом, памятью, чувством ритма. После церковного хора будущий композитор попал в хоровую капеллу при главном соборе Св. Стефана в Вене. Это было самым знаменательным событием в его жизни. Кроме пения, которое занимала большинство его времени, он успевал играть на скрипке и клавикорде, добившись в музицировании значительных успехов.

Творческий путь

Когда у Гайдна начался ломаться голос, его исключили из капеллы, и ему пришлось начинать все с самого начала. В поисках заработка, он стал давать уроки пения и музыки, играл на скрипке на праздниках или просто на больших дорогах, лишь бы не умереть от голода. Однако, он понимал, что эти заработки были случайными. Именно тогда и пришло решение - музыкальное сочинительство. Только через четыре года он нашёл постоянную работу - устроился аккомпаниатором к известному итальянскому оперному композитору Николе Порпоре (1686-1768). Тот оценил музыкальное дарование Гайдна и стал преподавать ему композицию.

Прочитав множество книг, проучившись у многих учителей, в его жизни постепенно назревал подъем: материальное положение стало улучшаться, жизненные позиции крепли. В 1761 г. Гайдн поступил на службу к богатым венгерским князьям Эстерхази и провёл при их дворе в качестве композитора и руководителя капеллы почти тридцать лет. В 1790 г. капелла была распущена, но за Гайдном сохранили оклад и должность капельмейстера. Это дало мастеру возможность поселиться в Вене, путешествовать, выступать с концертами.

Став свободным композитором, обладателем множества почётных степеней и званий, он много работал в Англии, Австрии и Великобритании. В числе его учеников был и молодой Бетховен.

Симфонии, квартеты, сонаты и оркестр

Автограф партитуры симфонии Йозефа Гайдна

С творчеством Гайдна связан расцвет таких жанров, как симфония (их у него сто четыре, не считая утерянных), струнный квартет (восемьдесят три), клавирная соната (пятьдесят две); большое внимание уделял композитор концертам для различных инструментов, камерным ансамблям и духовной музыке.

Гайдну, принадлежит заслуга формирования устойчивого состава симфонического оркестра. Прежде композиторы довольствовались лишь теми инструментами, которые в данный момент были доступны. Появление устойчивого состава оркестра - яркий признак классицизма. Звучание музыкальных инструментов приводилось таким образом в строгую систему, которая подчинялась правилам инструментовки. Правила эти основаны на знании возможностей инструментов и предполагают, что звук каждого - не самоцель, а средство, выражающее определённую идею. Устойчивый состав давал цельное, однородное звучание оркестра.

Помимо инструментальной музыки Гайдн уделял внимание опере и духовным сочинениям (создал ряд месс под влиянием Генделя), обращался к жанру оратории («Сотворение мира», «Времена года»).

"Отец" симфонии

Монеты, посвященные великому композитору

Йозефа Гайдна часто называют -"отцом" симфонии. Именно в его творчестве симфония стала ведущим жанром инструментальной музыки.

В симфониях Гайдна интересна разработка основных тем. Проводя мелодию в разных тональностях и регистрах, придавая ей то или иное настроение, композитор таким образом обнаруживает её скрытые возможности, выявляет внутренние противоречия: мелодия то преображается, то возвращается к первоначальному состоянию. Гайдн обладал тонким чувством юмора, и эта особенность личности отразилась в музыке. Остроумна Девяносто четвёртая симфония. В середине второй части, когда музыка звучит спокойно и тихо, неожиданно раздаются удары литавр - чтобы слушатели «не скучали». Не случайно произведение назвали «С боем литавр, или Сюрприз». Гайдн нередко использовал приём звукоподражания (поют птицы, бродит по лету медведь и т. п.).

В симфониях композитор часто обращался к народным темам, в основном к славянским - словацким и хорватским.

Великий балагур

О музыке Йозефа Гайдна - одного из основателей венской классической школы - его друг и младший современник Вольфганг Амадей Моцарт писал: «Никто не в состоянии делать всё: и балагурить, и потрясать, вызывать смех и глубоко трогать, и всё одинаково хорошо, как это умеет Гайдн».

Подробности Категория: Европейская классическая музыка XVII-XVIII веков Опубликовано 15.12.2018 11:45 Просмотров: 438

Почему Й. Гайдна называют «отцом» симфонии и струнного квартета? Ведь такие произведения писали и до него?

Да, писали. Но именно Гайдн создал форму классической симфонии, совершенной. Классическая симфония состоит, как правило, из четырёх частей, написанных в сонатной циклической форме; гораздо позже – в XIX-XX вв. стали создавать симфонии с бо́льшим или меньшим количеством частей. В академической музыке симфония занимает то же место, какое в литературе принадлежит роману. В творчестве Й. Гайдна завершилось формирование классической симфонии, утвердились основные черты её структуры - последовательность внутренне контрастных, но объединённых общей идеей частей. У Гайдна впервые появились программные симфонии: № 6 («Утро») № 7 («Полдень») № 8 («Вечер»), по форме ещё близкие к жанру концерта с солирующим инструментом, и Симфония № 45 («Прощальная»). Напомним, что программной музыкой считается академическая музыка, сопровождаемая словесным указанием на своё содержание.
А струнный квартет из простого чередования быстрых, медленных и танцевальных пьес превратился у Гайдна в содержательный и глубокий диалог четырех равноправных участников струнного ансамбля.

Из жизни Йозефа Гайдна (1732-1809)

Томас Харди. Портрет Йозефа Гайдна (1792)
Почти 30 лет Гайдн прослужил капельмейстером при дворе венгерского князя Эстергази – руководителем хоровой и оркестровой капеллы князя. Он не только сочинял музыку, но и репетировал с оркестром, с певцами, в его обязанности входила также и забота о приятной застольной музыке для званого обеда, и о веселых бальных танцах, и о музыке для кукольного театра. Совмещать все эти обязанности было сложно, к тому же князь специально держал в оркестре лакеев и поваров, которые занятия музыкой должны были совмещать с работой по дому и в кухне. И только поздними вечерами и ночью, когда жизнь в замке стихала, Гайдн мог приступать к сочинению музыки.

Гайдн на репетиции оркестра
В Австрии и Венгрии, а также за их пределами знали о капелле Эстергази, из многих стран приезжали в маленький Эйзенштадт, где находился дворец Эстергази, любители музыки, чтобы послушать сочинения Гайдна под его руководством.

Вид на замок князей Эстергази
Франц Йозеф Гайдн был сыном ремесленника, экипажного мастера. Родился он в селении Рорау, недалеко от Вены. Его отец любил музыку и часто пел австрийские и славянские песни, аккомпанируя себе на арфе.
В возрасте 6 лет маленький Гайдн уже пел в церковном хоре города Гайнбурга, а затем в течение еще 10 лет – в столичной капелле при соборе св. Стефана в Вене. Его детство и юность прошли в нужде и лишениях. Одно время он даже зарабатывал тем, что странствовал по дорогам со скрипкой, играл на деревенских свадьбах, писал музыку для ярмарочных театров, давал уроки музыки. Только к 30 годам он получил постоянное место работы в капелле Эстергази. Фактически, известным музыкантом он стал в результате собственного непрерывного труда и самообразования. И это удивительно: музыкант-самоучка – прославленный мастер, автор десятков симфоний, квартетов, трио, скрипичных и фортепианных сонат, музыки для театра, композитор с европейским именем!
Служба у Эстергази, с одной стороны, давала ему возможность постоянного заработка, но, с другой стороны, лишала его всякой самостоятельности, угнетала полным зависимости существованием. «Печально быть всегда рабом», – писал он в одном из писем.
От этого рабского существования он освободился почти в 60 лет: в 1790 г. умер Миклош Эстергази, оставив по завещанию своему капельмейстеру пенсию. Его сын и преемник, князь Антал Эстергази, не был любителем музыки и распустил оркестр. Только теперь Гайдн стал свободным и независимым композитором и, несмотря на возраст, почувствовал небывалый творческий подъём.

О творчестве Йозефа Гайдна

За свою долгую карьеру при дворе Эстергази композитор сочинил большое количество произведений и был уже известен как композитор. Первыми крупными его сочинениями были две мессы brevis, F-dur и G-dur, написанные им в 1749 г., ещё до ухода его из капеллы собора святого Стефана. В 50-х годах XVIII в. Йозеф Гайдн написал ряд дивертисментов и серенад, струнных квартетов, первую симфонию (1759) для оркестра, в состав которого входили два гобоя (или флейты), фагот, две валторны, струнные (1-е и 2-е скрипки, альты, виолончели и контрабасы).
В период с 1754 по 1756 г. Гайдн работал при венском дворе на правах свободного художника. В 1759 г. он получил должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина, где под его началом оказался небольшой оркестр – именно для этого оркестра композитор сочинил свои первые симфонии. Но вскоре фон Морцин прекратил деятельность своего музыкального проекта из-за финансовых трудностей.
В 1760 году Гайдн женился на Марии-Анне Келлер. Детей у них не было. Их брак не был счастливым ещё и по той причине, что жена не понимала ни его творчества, ни его профессиональной деятельности и ни в чём не поддерживала мужа.
В 1781 г. в Вене Гайдн познакомился и подружился с Вольфгангом Амадеем Моцартом.
После смерти Эстергази он переехал в Вену. Затем побывал в Англии. Здесь он создал цикл из 12 симфоний, которые называют «лондонскими». Позже сочинил две оратории: «Сотворение мира» на сюжет поэмы Д. Мильтона «Потерянный рай» (1798) и «Времена года» на стихи шотландского поэта Дж. Томсона (1800), в которой изобразил картины природы, труд и быт австрийских крестьян.
Гайдн сочинял музыку различных жанров, но одним из крупнейших композиторов второй половины XVIII и начала XIX вв. он считается в области инструментальной музыки. Но годы и тяготы жизни брали своё – в последние 3 года жизни он уже не сочинял.
Скончался Йозеф Гайдн в Вене 31 мая 1809 г. в возрасте 77 лет. На его панихиде был исполнен «Реквием» Моцарта.

Могила Иосифа Гайдна в Эйзенштадте (Австрия)
Его творчество последнего периода жизни считается наиболее светлым и мудрым, оно со временем не померкло и не потерялось среди сочинений последующих поколений композиторов, его произведения исполняются и в наши дни. Его симфонии (например, «Прощальная», «Военная», «Охотничья»), концерт для виолончели с оркестром, Венгерское трио, фортепьянные сонаты часто звучат и радуют слушателей.
Всего Гайдн создал 24 оперы, 104 симфонии, 83 струнных квартета, 52 фортепианные (клавирные) сонаты, 126 трио для баритона, увертюры, марши, танцы, дивертисменты для оркестра и разных инструментов, концерты для клавира и других инструментов, оратории, различные пьесы для клавира, песни, каноны, обработки шотландских, ирландских, валлийских песен для голоса с фортепиано (скрипкой или виолончелью по желанию), 3 оратории, 14 месс и других духовных произведений.

Й. Гайдн. Симфония № 45 фа-диез минор «Прощальная» (1772)

Это одна из самых популярных симфоний композитора. Она была написана для капеллы и домашнего театра венгерских князей Эстергази. По поводу её создания существует такая легенда. В тот год семейство Эстергази задержалось в их летнем дворце, где уже было холодно, и музыканты страдали от болезней. Гайдн при помощи музыки решил намекнуть князю, что пора уезжать.
Эта симфония исполняется при свечах, закреплённых на нотных пультах музыкантов; за традиционным финалом симфонии автор поместил дополнительную медленную часть, во время исполнения которой музыканты один за другим прекращают играть, гасят свечи и покидают сцену. Сначала замолкают все духовые инструменты, в струнной группе замолкают контрабасы, затем виолончели, альты и вторые скрипки. Симфонию доигрывают лишь 2 первые скрипки (на одной из которых в своё время играл сам Гайдн), которые после завершения музыки гасят свечи и уходят вслед за остальными.
Князь Эстерхази понял этот изящный музыкальный намёк: вскоре все покинули летнюю резиденцию.

Первая часть симфонии – патетическая, без вступления. В одной из минорных тональностей звучит побочная партия, что неожиданно для классической симфонии. Побочная, как обычно у Гайдна, мелодически не самостоятельна и повторяет главную. После паузы с внезапной силой провозглашается главная тема – начинается реприза. Она более динамичная, насыщенная развитием.
Вторая часть (адажио) светла, безмятежна, изысканна и галантна. Звучит преимущественно струнный квартет. Используется сонатная форма с близкими по характеру темами.
Третья часть (менуэт) напоминает деревенский танец.
Четвертая часть образно перекликается с первой. После общей паузы начинается новое адажио с вариациями. Нежная тема постепенно угасает, возникает чувство тревоги. Один за другим умолкают инструменты, музыканты, окончившие свою партию, гасят свечи, горевшие перед их пультами, и уходят. Дуэт скрипок тихо доигрывает свои трогательные пассажи.
Такой необычный финал всегда производит неотразимое впечатление: «Когда оркестранты начали гасить свечи и тихо удаляться, у всех защемило сердце... Когда же, наконец, замерли слабые звуки последней скрипки, слушатели стали расходиться притихшие и растроганные...», – писала лейпцигская газета в 1799 г.

Выбор редакции
Все чаще современному человеку выпадает возможность познакомиться с кухней др. стран. Если раньше французские яства в виде улиток и...

В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...

Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...
Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...
Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...