Описание картины Сурикова «Взятие снежного городка. О народной масленичной потехе взятия снежного городка


Взятие снежного городка

Данная работа – одна из ярких позитивных картин русского творчества и неповторимая работа самого художника, где нет, каких либо трагических или конфликтных моментов. Суриков писал ее, находясь у себя в родном краю, где существует любимая игра, - захват снежного города.

Выстраивали город на поляне или же возле речки в крайний день масленицы, организовывали ее захват. Одна команда оберегала город, другая же напротив, захватывала. Бесспорно, увидеть хотело множество людей, и, конечно же, среди них были и дети. Такое представление считалось праздным представлением, его ожидали, к нему подготавливались. Люди приходили красивыми, счастливыми, в ожидании прекрасного и прелестного. Особенно завлекательно было для деток. Все это можно проанализировать на картине художника.

Время, которая посвящена данная работа, происходят в заснеженных краях. Где-то вдалеке виднеются заснеженные холмы. В центре рисунка выстроилась красивая толпа, состоящая из обычных крестьян. Фактически все с удивлением смотрят на наездника в огромной шапке из меха соболи. Всадник прорывается через народ, которые защищают город и вооружены веточками да палочками. Лошадь его вздыблена, слегка напугана количеством людей, и скорее всего еще и потому, что ему предстоит перепрыгнуть сквозь снежный промежуток, разбивая его своими копытами. Следом за казаком идет огромная толпа выигравших, все радуются, ликуют, на душе спокойно и весело. Все понимают, что все в итоге город разрушат, все именно для этих целей он и был построен. Поэтому на лице нет какой-либо грусти или же печали.

Художнику всегда нравилось изображать на картине огромное количество персонажей, и каждому давать своей характер, свою роль. Для него немало важно было и сама одежда, поза, взгляд человека.

Сочинение описание картины Взятие снежного городка Сурикова

Сегодня, хочу рассмотреть картину, написанную в 1891 году, настоящим мастером исторической живописи, Василием Ивановичем Суриковым. История гласит, что художник написал эту картину, желая отвлечься от недавней смерти жены Анны Шарэ, и ему это вполне удалось. Василий удалился от людской суеты и начал свою гениальную работу над холстом.

Рисование приносило ему желанное облегчение, увлекало и отводило от гнусных мыслей, в принципе это логично, ведь сюжет взят подходящий. На картине изображены казаки, которые резвятся и играют в старинную зимнюю игру. Суть забавы заключается в том, что сиз снега строится некая крепость, а якобы враг, должен ее взять.

На переднем плане художник разместил молодого, удалого казака, верхом на ловком, мощном, вороном коне. Всадник с легкостью и резвостью преодолевает стоящую перед ним преграду, и снежные хлопья рассыпаются в серебряном сиянии. Вокруг главного героя стоит восторженный народ, на лицах людей сияет багрянец румянца, они радостны и веселы, такая зимняя забава пришлась им явно по душе. Касательно, заднего плана все спокойно, там Василий Иванович изобразил спокойный и величественный пейзаж зимних гор. Я думаю, что картина не может оставить кого-то равнодушным и обязательно поднимет настроение, впечатляя зрителя всей радостью русской зимы.

  • Сочинение Описание картины Ужин трактористов Пластова

    Интересной особенностью является довольно схематичное изображение неба и фонового ландшафта, которые практически не имеют никаких деталей. В частности небо практически однотонно и ровной полоской отделяется синий

Взятие снежного городка

Взятие снежного городка - старинная народная игра . Игра была частью масленичных празднований. Впервые описана этнографом Иоганном Гмелиным .

«Городок» строился на реке, или на площади города, селения. Обычно «городок» состоял из двух стен с воротами между ними. Стены из снега, облитого водой. Ворота могли быть двойными в виде арок - одни напротив других, с верхними перекладинами. На воротах из снега устанавливали разные фигуры: чаще всего это были петух, бутылка и рюмка. Ф. Зобин сообщал, что перед штурмом городка «В прежнее время грамотный крестьянин около этого города читал какое-то сказание о Маслянице, существе обжорливом, истребившем много блинов, масла и рыбы».

Участвовали в игре мужчины и молодые парни. Участники делились на две команды - осаждавших и осаждаемых. Защищали ворота пешие, атаковали конные. Взять «городок» - значило разрушить его. Осаждаемые оборонялись ветками, мётлами, лопатами засыпали атакующих снегом. Лошадей отпугивали холостыми выстрелами из ружей. Игра заканчивалась обязательным разрушением городка. Первый, кто прорвался через ворота, считался победителем. После игры победителя «мыли» в снегу. Игра зачастую заканчивалась переломами и другими травмами, что служило поводом для административных запретов.

В некоторых сёлах за порядком боя при взятии «городка» следил «городничий», он же давал знак к началу боя. В других местах к воротам подъезжал вымазанный сажей «царь», который читал речь (иногда обнажённым), по окончании которой подавал знак к началу взятия городка.

В упрощённом варианте игры вместо строительства снежной крепости устанавливался вертикальный столб, который также назывался «городком». На вершину столба привязывали бутылку вина, платок, жареного петуха или поросёнка. Столб смазывался свиным жиром. Победитель должен был подняться до вершины столба, и снять приз.

В наше время штурм снежного городка - распространённая масленичная забава, однако происходит в более гуманной форме, чем в дореволюционные годы.

Литература

  • Красноженова М. В. Взятие «снежного городка» в Енисейской губернии. Иркутск, 1921.
  • Авдеева Е. А. Очерки Масленицы в Европейской России и Сибири, в городах и деревнях // Отечественные записки. СПб. , 1849.
  • Горбунов Б. В. Традиционные состязания за обладание снежной крепостью-городком как элемент народной культуры русских // Этнографическое обозрение . 1994.
  • Городцов П. А. Праздники и обряды крестьян Тюменского уезда // Ежегодник Тобольского губернского музея. 1915.
  • Зобнин Ф. К. Игры в слободе Усть-Ницынской Тюменского округа // Живая старина . СПб., 1896.
  • Новиков А. Несколько заметок о сибирской маслянице // Сибирская живая старина. Иркутск, 1929.
  • Сибирский народный календарь в этнографическом отношении. Восточная Сибирь. Енисейская губерния. Составитель А. Макаренко. СПб., 1913.

Ссылки

  • Взятие снежного городка // Российский Этнографический музей

Категории:

  • Картины по алфавиту
  • Картины 1891 года
  • Подвижные игры
  • Картины Василия Сурикова
  • Русские обряды
  • Русские народные игры

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Взятие Тбилиси (627)
  • Взять Тарантину

Смотреть что такое "Взятие снежного городка" в других словарях:

    Суриков, Василий Иванович - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Суриков. Василий Суриков … Википедия

    Василий Иванович Суриков - Василий Суриков Автопортрет Дата рождения: 24 января 1848(18480124) Место рождения … Википедия

    Василий Суриков - Автопортрет Дата рождения: 24 января 1848(18480124) Место рождения … Википедия

    Масленица - «Масленица» … Википедия

    Суриков Вас. Ив - СУРИКОВ Вас. Ив. (1848 1916) живописец, академик АХ (1895). Род. в Красноярске, в казачьей семье. При поддержке енисейского губернатора П. Н. Замятина и на средства золотопромышленника мецената П. И. Кузнецова был отправлен в Петербург, где… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Суриков - I Суриков Василий Иванович , русский исторический живописец. Родился в казачьей семье. Учился в петербургской АХ (1869 75) у П. П. Чистякова. Действительный член петербургской АХ (1893).… … Большая советская энциклопедия

    Суриков Василий Иванович - (1848 1916), русский живописец. Учился в петербургской АХ (1869 75) у П. П. Чистякова. Член ТПХВ (с 1881; см. Передвижники), Союза русских художников. Уже в годы учения обратившись к исторической живописи, Суриков стремился преодолеть… … Художественная энциклопедия

    МАСЛЕНИЦА - Сырная неделя, зимний народный праздник, предшествующий Великому посту. Самая ранняя Масленица приходится на конец января начало февраля (по ст. ст.), а самая поздняя на конец февраля начало марта. Название «Масленица» возникло потому, что на… … Русская история

    Снежная крепость - Снежная крепость временное «фортификационное» сооружение из снега и льда, элемент детских игр в верхних широтах в зимнее время. В условиях температуры около 0°С снег обладает липкими свойствами, что позволяет сооружать из него различные… … Википедия

    ЗИМА - Время года между осенью* и весной*. В России самое долгое и холодное время года. Календарная зима три месяца: декабрь, январь, февраль. В действительности, зима в России наступает уже в ноябре, а заканчивается в марте. Еще осенью большинство… … Лингвострановедческий словарь

В 1890 году, Василий Иванович Суриков по приглашению младшего брата Александра Ивановича поехал в Сибирь в Красноярск.

Там его семья старалась его пребывание на родине разнообразить всякими празднованиями. Одним из таких событий было традиционное в Сибири взятие «городка».

В то время в Красноярской губернии в деревнях Ладейское и Торгашино «городок» означал крепость, сложенную из снежных кубов с угловыми башнями, украшенными конскими головами, крепостными стенами, арками и украшениями, залитую водой и превращённую в ледяной замок в рост человека.

Строители и публика делилась на: защитников — вооруженных хворостинами, снежками и хлопушками; и нападающих, которые на лошадях и пешие старались не только прорваться на территорию «городка», но и разрушить его стены.

Когда художник, по совету своего брата, на масленицу в «прощённое» воскресенье посмотрел праздник, то загорелся идеей написать это событие.

С помощью младшего брата и соседей, знавших и любивших Василия Ивановича, несколько раз в селе Ладейском, а также во дворе дома семьи художника действо было инсценировано. Благодаря этому Суриков смог так живо и достоверно передать экспрессию необычного спектакля. Художник сделал многочисленные эскизы и портреты, некоторые из них могут считаться совершенно самостоятельными произведениями.

Например: портрет брата Александра Ивановича в собольей шапке и шубе, который сидит в санях лицом к зрителю; эскизный портрет Екатерины Александровны Рачковской в платке, накинутом на шапочку, в скунсовой шубе и со скунсовой муфтой, который так и вошел в картину. Там, в кошеве с накинутым на задник ярким тюменским ковром, она сидит и наблюдает за всадником разбивающим копытами коня стену «городка».

Всадника — художник писал с Дмитрия- печника, который и строил крепость и, как настоящий казак, на скаку стремится разрушить снежную крепость. Каждый персонаж был изначально писан с натуры и затем включен в картину. Это относится и к росписи на дугах, лицам зрителей, одежде, движениям и радости бытия, отражение которой лежит на всём происходящем. Закончив картину в 1891 году, Василий Иванович уехал в Санкт-Петербург и выставил её на XIX- ой передвижной выставке.

Пресса была разноречива: хвалили и ругали. Хвалили за оригинальность, за необычный сюжет, за достоверность; ругали за то, что работа не подходила ни под какой жанр, за пестроту, за этнографическую детальность костюмов, за «ковровость» изображения.

«Взятие снежного городка» выставлялось в городах России на передвижных выставках, и только восемь лет спустя была куплена коллекционером Фон Мекк за 10 000 рублей. В 1900 году картина была выставлена в Париже на Всемирной Выставке и получила Серебряную медаль.

С 1908 года «Взятие снежного городка» И.И.Сурикова можно посмотреть в Русском музее Императора Александра III в Санкт Петербурге.

Этюды для картины «Взятие снежного городка




Введение


Творчество крупнейшего исторического живописца В.И. Сурикова (1848-1916) сопоставимо по масштабу с наследием таких гигантов русской культуры, как А.А. Иванов, М.П. Мусогорский, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский. «Историческое ясновидение», психологическая глубина соединились в нем со стихийной мощью и красотой живописного воплощения.

Присущий Сурикову напряженный историзм объясняется и судьбой художника - уроженца сибирского города Красноярска, - принадлежавшего к старинному казачьему роду и усвоившего черты характера «ярых сердцем» земляков, хранивших еще в быту древние традиции. Таким образом, когда Суриков переехал в Петербург, где в 1869-1878 годах учился в академии художеств у П.П. Чистякова, контрасты и противоречия «двух Россий» - народной, почвенной и «европейской», петербургской, - стали для него и личной проблемой. И не случайно мой выбор пал на картину Сурикова «Взятие снежного городка»; она как бы выпадает по жанровой стилистике из остальных произведений Сурикова - это единственное произведение художника, посвященное бытовой тематике.

Цель работы заключается в анализе жанровых, сюжетных особенностей картины. В данном случае, анализ может заключаться в широком рассмотрении изобразительных средств, композиционных основ, повлиявших на создание картины «Взятие снежного городка». Это всё непосредственно связано с задачами работы, в числе которых обязательное возвращение к истокам, анализ влияний и развития Сурикова как художника народной жизни. Без понимания среды, в которой жил художник нельзя понять и движимые им мотивы написания произведений, поэтому крайне важным, я считаю, в первой главе кратко коснуться биографии Сурикова. Также важным кажется мне, обратить внимание на другие полотна художника, чтобы проследить путь становления мастера, его ход к «Взятию снежного городка». Необходимо, к тому же, для полного раскрытия темы коснуться используемые художником изобразительных средств, композиции. В завершении работы я попытаюсь подвести итоги и сделать выводы по изученному вопросу.

Что касается литературы по данной теме, то нельзя сказать, что её очень много. Но каждый источник является профессиональной достоверной кладезю неопровержимых фактов и специализированной информации. Так Е. Безызвестных в книге «Суриков и Сибирь: альбом» доступно знакомит нас с образно-стилистическими особенностями картин Сурикова, в том числе картины «Взятие снежного городка». Автор книги «Суриково детство» Н.П. Кончаловская затрагивает истоки роста Сурикова как художника, здесь можно разглядеть основу сюжетных линий мастера. Можно также упомянуть труды Алленова М.М. «Василий Суриков» и Каменова В.С. «В.И. Суриков. Историчяеская живопись 1870-1890». Интересный взгляд на творчество художника мы находим у В. Солоухина в книге «Слово живое и мёртвое», где нестандартным языком автор описывает свои впечатления от произведений Сурикова.

Но нельзя не сказать о большом почитателе таланта художника М. Волошине. Его очерк о мастере был впервые опубликован в 1916 году в журнале «Аполлон», впоследствии не раз переиздавался. Наиболее известное издание Волошина «Василий Иванович Суриков» было опубликовано в Ленинграде в 1985 году. Современник объясняет нам внутренний мир художника, его влияние на создание картин, в том числе картины «Взятие снежного городка». М.В. Нестеров утверждал, что статья Волошина о Сурикове быть может, лучшее, что когда-либо было написано о русских художниках. В текст своей монографии о Сурикове Волошин ввел почти полностью рассказы художника о своей жизни, но существенно дополнил их историко-критическими суждениями о самой природе исторической живописи XIX в., о специфических особенностях историзма Сурикова и, наконец, о композиционных принципах, осуществленных в его семи больших картинах. Монографию «Суриков» Волошин считал одной из наиболее серьезных и удачных своих работ.

В Красноярске есть Дом-музей Сурикова, тот самый дом, где художник родился и куда ездил отдыхать и работать.


1. Анализ особенностей произведения


1.1 Путь к созданию «Снежного городка»


Чтобы анализировать и как можно точно понять структуру и особенности произведения Василия Сурикова («Взятие снежного городка»), необходимо вернуться к истокам её написания, а точнее к истории становления Сурикова как художника бытовой картины (а она у него единственная). Таким образом, обратимся к вехам биографии мастера.

Василий Иванович Суриков родился 12 января 1848 года (старый стиль) в сибирском городе Красноярске в казачьей семье. С Ермаком пришли с Дона его предки по отцовской линии, от которых он унаследовал гордый, вольнолюбивый характер. Мать также была из старинной казачьей семьи Торгошиных. Петр и Илья Суриковы, как и Василий Торгошин, упоминаются среди участников Красноярского бунта 1695-1698 годов. Суриков гордился своим происхождением и писал об этом: «Со всех сторон я природный казак… Мое казачество более, чем 200-летнее». Не осталась для него бесследной и художественная одаренность родителей. Отец его, страстный любитель музыки, великолепно играл на гитаре и считался лучшим певцом Красноярска; мать, прекрасная вышивальщица, обладала врожденным художественным вкусом.

Истоком формирования понятий Сурикова о красоте была Сибирь, с суровостью, подчас жестокостью нравов, с мужеством людей, удалью народных игр, что прямым образом отразилось в рассматриваемой мною картине «Взятие снежного городка», с «древней русской красотой» девичьих лиц, с величественной природой, живым дыханием истории. «Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства», - вспоминал он. К раннему детству восходят и первые попытки Сурикова рисовать: «…Мне шесть лет, помню, было - я Петра Великого с черной гравюры рисовал. А краски от себя: мундир синькой, а отвороты брусникой».

Суриков был среднего роста, крепкий, сильный, широкоплечий, моложавый. Густые волосы с русою проседью, подстриженные в скобку, лежали плотною шапкой и не казались седыми. Жесткие и короткие, они слабо вились в бороде и усах.

В наружности простой, народной, но не крестьянской, чувствовалась закалка крепкая, крутая: скован он был по северному, по-казацки. Рука у него была маленькая, тонкая, не худая. С красивыми пальцами, суживающимися к концам, но не острыми. Письмена на ладони четкие, глубокие, цельные. Линия головы сильная, но короткая.

Первым, кто заметил мальчика, был Н.В. Гребнев - учитель рисования Красноярского уездного училища, которое Суриков окончил в 1861 году с похвальным листом. По заданию Гребнева он копировал гравюры с картин старых мастеров, постепенно постигая искусство их времени.

Чтобы поддержать семью после смерти отца, Суриков вынужден был служить канцелярским писцом. Иногда приходилось, вспоминал он позднее, «яйца пасхальные рисовать по три рубля за сотню»; однажды он выполнил на заказ икону «Богородичные праздники».

Рисунки Сурикова привлекли внимание красноярского губернатора П.Н. Замятина, и тот ходатайствовал перед Советом Академии о зачислении Сурикова учеником. Из Петербурга пришел положительный отзыв о работах, но с оговоркой, что стипендия назначена не будет. Помог богатый золотопромышленник П.И. Кузнецов, любитель искусства и коллекционер, который взял на себя расходы по содержанию молодого художника. В середине декабря 1868 года с обозом Кузнецова Суриков отправился в дорогу, длившуюся два месяца. К экзаменам в Академию Суриков оказался недостаточно подготовленным. Он поступил в школу Общества поощрения художеств к М.В. Дьяконову и за три летних месяца освоил трехгодичный курс. 28 августа 1869 года Суриков успешно сдал вступительные экзамены в Академию художеств, его приняли вольнослушателем и зачислили в головной класс. Осенью следующего года он уже работает над первым самостоятельным произведением «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге».

Учился Суриков в Академии успешно, брал от занятий все возможное. Блестящие достижения у молодого живописца были в композиции, недаром товарищи называли его композитором. Развитию природных данных художника во многом способствовал П.П. Чистяков, воспитавший многих мастеров русского искусства. В Академии Суриков с успехом исполнил ряд композиций на античные темы; к этому периоду относится и его картина из древнерусской истории «Княжий суд».

В апреле 1875 года художник приступает к программной работе на Большую золотую медаль: «Апостол Павел, объясняющий догматы христианства перед Иродом Агриппой, сестрой его Вероникой и римским проконсулом Фестом». Композиция картины не выходит за рамки академических канонов, но в ней уже намечается интерес к психологии героев. Суриков заканчивает Академию в звании классного художника 1 степени. Когда же через полгода он в виде исключения получил возможность уехать за границу, то попросил взамен этого разрешить ему выполнить заказ по росписи московского храма Христа Спасителя. Подготовительные работы Суриков выполнял в Петербурге, лишь уточняя в Москве необходимые детали. С июня 1877 года художник окончательно переехал в Москву, сделав в течение двух лет фрески, изображающие четыре Вселенских собора. Больше Суриков никогда на заказ не писал.

В 1878 году Суриков женился на Елизавете Августовне Шарэ, внучке декабриста П.Н. Свистунова. Счастливая семейная жизнь и относительная материальная обеспеченность позволили художнику обратиться к образам русской истории. Казалось, заговорили сами стены древнего города. В его воображении вставали образы минувшего, возникал замысел картины, которая представлялась ему потрясающей. «Утро стрелецкой казни» действительно потрясает. Но не ужасами смерти, а мощью характеров, трагедийностью одного из переломных этапов российской истории.

Архитектурный пейзаж с Василием Блаженным, который Сурикову казался кровавым, не просто исторический фон, он композиционно увязан с движением массы. Торжественность последних минут художник передает не только в гордой красоте русских людей, но и в той живописной палитре, которая вобрала в себя тона рассветного неба, цвета одежд и куполов собора, узорочье дуг на телегах и даже сверкание ободьев колес.

Если в «Стрельцах» показана трагедия массы, складывающаяся из судеб отдельных людей, то в картине «Меншиков в Березове» Суриков сконцентрировал внимание на одном сильном характере, в личной драме которого был отзвук трагедии России. Каким бы чисто бытовым эпизодом ни был подсказан Сурикову узел действия его будущей картины, созданный в ней образ приобретает историческую значимость. Низкая изба, освещенная неярким светом свечи, крохотное слюдяное оконце покрыто причудливыми морозными узорами. Огромной фигуре Меншикова тесно под этими низкими потолками, в этой избенке. Этому сильному и властному человеку привычны иные масштабы жизни. С Меншиковым трое его детей. Все они должны были стать вершителями честолюбивых замыслов отца. Ситуация драматична. И талант Сурикова помог уловить в ней красоту и тонкость проявления человеческих чувств, передать их в облике героев картины и колористическом строе.

Первый эскиз «Боярыни Морозовой» появился в 1881 году; непосредственно к работе над картиной Суриков приступил три года спустя, написав «Меншикова в Березове» и побывав за границей. На этот раз Суриков обратился к образу сподвижницы протопопа Аввакума - Ф.П. Морозовой. И вновь трагическая судьба сильной и страстной натуры для художника неотделима от судеб народа, который противился никоновским церковным реформам. Суриков хотел показать, как Морозова пробуждает в людях различные чувства, одновременно являясь средоточием этих чувств. Впервые картина появилась на Пятнадцатой передвижной выставке и получила самую восторженную оценку современников.

В 1891 году Суриков в Москве принимается за работу над новым полотном «Покорение Сибири Ермаком». Народ здесь предстает во всем величии своего подвига. Движение войска направляет легендарный Ермак; его фигура сразу выделяется и в то же время она не отделима от казаков. Цельность, сплоченность - отличительная черта казацкого войска. По контрасту с ним армия Кучума, которую охватила паника, кажется разобщенной. Прославляя мужество русских, Суриков и во вражеском стане видит заслуживающие внимания черты, отмечает самобытную красоту «инородцев».

Эпический характер картины определен не только значимостью сюжета (момент столкновения двух исторических сил), не только четко переданным движением огромной массы людей, но и средствами живописи. «Переход Суворова через Альпы», естественно, продолжает тему воинского героизма русских людей, начатую в «Покорении Сибири». Появление картины на Двадцать седьмой передвижной выставке в 1899 году совпало со столетним юбилеем Альпийской эпопеи. Над картиной Суриков начал работать в 1895 году, а в 1898 году в Швейцарии, на месте знаменитого исторического перехода, писал этюды к ней.

Пейзаж картины: уходящие ввысь вершины гор, окутанные пеленой облаков, то темные, то сверкающие холодным голубоватым блеском - позволяет зрителю острее ощутить трудности перехода, почувствовать значительность подвига суворовских чудо-богатырей.

Несколько лет работал Суриков над своим последним большим полотном «Степан Разин». Картина давалась ему нелегко, и художник возвращался к ней уже после того, как работа была показана зрителям. Картина поражает ощущением приволья. Она красива перламутровыми переливами красок, воздухом, пронизанным солнечными лучами, общей поэтичностью. Красотой природы как бы подчеркивается тяжелая дума атамана, словно отделяющая его от хмельного веселья казаков. Очевидно, целью Сурикова было передать внутреннее состояние этого сильного мятежного характера.

Последний созданный Суриковым исторический образ - образ Пугачева; сохранился эскиз 1911 года, изображающий предводителя крестьянского восстания заключенным в клетку… В 1912 году на выставке Союза русских художников экспонировалась картина Сурикова «Посещение царевной женского монастыря». Историко-бытовой характер этого полотна сближает его с подобными же работами А. Рябушкина и С. Иванова.

Умер Суриков 6 марта 1916 года (старый стиль) и похоронен рядом с женой в Москве, на Ваганьковском кладбище.


1.2 Сюжетные особенности картины


Значительно искусство Сурикова-портретиста. Прежде всего - это прекрасные этюды к историческим полотнам и «Снежному городку». Обратимся более подробно к жанровым и сюжетным особенностям картины «Взятие снежного городка».

В начале 1888 года художник испытал тяжкое потрясение: умерла его жена. Суриков почти оставил искусство, предаваясь горю. Свидетельством тогдашнего состояния художника является картина «Исцеление слепорожденного», впервые показанная в 1893 году на передвижной выставке.

Написав «Исцеление», Суриков впервые после многих бессонных ночей заснул глубоким здоровым сном. Снилось ему далекое сибирское детство: как летом носился по енисейским стремнинам, а зимой брал «снежные городки». И, проходя на черном коне сквозь снежную стену, всем сердцем, каждой клеточкой тела ощущал бешеную радость. Вняв советам родных, Суриков вместе с дочерьми едет в Сибирь, в Красноярск. «И тогда от драм к большой жизнерадостности перешел, - вспоминал художник. - У меня всегда такие скачки к жизнерадостности бывали. Написал я тогда бытовую картину «Городок берут». К воспоминаниям детства вернулся…». В картине «Взятие снежного городка», появившейся после трех исторических полотен, заметны прямые истоки огромного жизнелюбия художника, которое помогло победить горе и невзгоды. Этим жизнелюбием В.И. Суриков наделял и героев своих произведений. Эта единственная радостная картина художника символизировала его возвращение к своим истокам. Хлебнув сибирской силы и свежести, он снова становится казаком.

Живя зимой 1889 - 90 года в Красноярске, наблюдая тамошние зимние развлечения, Суриков увлекся мыслью написать Взятие снежного городка, изобразив излюбленную сибирскую игру, в которой художник с азартом участвовал в юности и которую теперь для него инсценировали в селении Ладейки.

Эта игра состоит в том, что через стену снежной крепости, плотно и красиво сложенной, с зубцами и ледяными пушками, должен грудью пробиться конь с всадником, которому препятствует не только высокая, чуть не в рост человека, стена крепости, но и со всех сторон окружающие стену люди, криком и хворостинами старающиеся испугать коня и заставить его свернуть в сторону. Сам Суриков, в беседе с Сергеем Глаголем, так рассказывал о своей картине: «В Снежном городке я написал то, что я сам много раз видел. Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, краски ее зимы, удаль казачьей молодежи».

Как и всегда, позировали для картины близкие и знакомые Сурикову люди. В кошеве, на спинку которой накинут богатый ковер с букетами, спиной к зрителю, в горностаевой пелеринке сидит двоюродная племянница художника - Доможилова; с ней рядом, в темной шубке, опустив руку в муфте на спинку саней и повернувшись в профиль, - красноярская молодая попадья (с нее был написан этюд Сибирская красавица). Сидящий на санях справа - брат Сурикова Александр. Так появилась эта единственная по своему характеру в творчестве Сурикова картина. И изображена здесь не драма, а веселая народная игра, разудалая молодежь, девушки румяные, кровь с молоком. Волосы у них чудные, глаза лучатся улыбкой. Нарядный ковер, накинутый на спинку саней, сразу создает настроение праздника. Узор ковра, горящий своими цветами на солнце, вместе с изукрашенной зеленой дугой составляет основное красочное пятно картины. Черно-коричневый фон ковра, поднимая звучание цвета, резко отделяется от нежных оттенков снега и неба. Зимняя гамма, торжественно-приподнятая в Морозовой, в Городке звучит жизнерадостным перезвоном.

В картине «Взятие снежного городка» зародилась новая суриковская тема - тема широкой казацкой натуры, тема героизма и силы, развернувшаяся в эпопеях позднейших исторических картин.

Чтобы понять всесторонние образно-стилистические особенности картины, необходимо вернуться в историю и вспомнить чему посвящено полотно «Взятие снежного городка». Задолго до принятия христианства на Руси у наших языческих предков существовал обычай - встречая весну в марте месяце, совершать изгнание Смерти или Зимы. Из всех древних славянских праздников Масленица - самый древний. Исстари называли Масленицу ласковыми именами: широкая, развеселая, ясочка, касаточка. «Душа моя Масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твое тело, сахарные уста, сладкая речь, красная краса, руса коса, тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка, ясочка, ты же моя перепелочка». Издавна сложилось убеждение, что «не потешить на широкую масленицу - значит, жить в горькой беде и жизнь худо кончить». Поэтому Масленицу праздновали широко. Недаром русская пословица молвит: «Хоть с себя юбчонку заложить, да маслену (масленицу) проводить».

Каждый день масленичной недели имеет особое свое название: понедельник - встреча, вторник - заигрыш, среда - лакомка, четверг - разгул, перелом, пятница - тещины вечерки, суббота - золовкины посиделки, воскресенье - проводы, прощание, прощеный день.

Всю неделю праздновали весело, раздольно. Масленица - это катальные горы и качели, это сладкие яства и скоморошьи потехи, это кукольные балаганы, ряженые, кулачные бои. Ходили в гости на блины, катались по улицам на лошадях в разукрашенных санях. Народная фантазия в выдумке развлечений, забав и каверз в этот веселый праздник неисчерпаема: в санный поезд впрягали вместо лошадей ватагу ряженых, на сани водружали столб с вертящимся колесом - символом возрождающегося солнца. На это колесо сажали мужика с калачами, искушенного в разного рода праздничных проделках и с огромным интересом смотрели, что этот мужик будет «вытвораживать». Гуляли ряженые, будоражили народ.

В субботу совершались обряды, символизировавшие борьбу Весны и Зимою и поражение последней. В этот день дети строили снежный городок с башнями и воротами - царство Зимы, которому предстояло пасть под ударами Перуна. Затем они разделялись на две ватаги, одна из которых с метлами охраняла городок, а другая, вооружившись палками, атаковала его. После долгой и упорной борьбы нападавшие врывались в ворота и разрушали укрепления, а воеводу купали в проруби. Вот этот накал страстей в этой обрядовой игре живо передан В.И. Суриковым в картине «Взятие снежного городка». Разгульно, озорно отмечали в старые годы Госпожу Боярыню Масленицу. Угощали друг друга блинами и пирогами, пили «зелено вино», катались на «козырных санях», песни играли «на все улицы» и, наконец, осаждали и брали приступом снежные городки-крепости. Их сооружали, оказывается, только на Урале и в Сибири - на площадях малых и больших городов, станиц, поселков и весей…

Обычно игра в крепость, по свидетельству современников, длилась весь февраль. Участвовали в ней и малые, и большие. Популярна она была и в Красноярском крае. Каждое казачье войско ежегодно отпускает известную сумму денег на такой город. На площади из комьев снега устраивается круглый, кверху суживающийся столб, наподобие обыкновенного стога сена. Обычно высота столба от 8 до 10 аршин, а в диаметре у основания 4-5 аршин. Стенки столба делаются отвесными. На вершине ставится флаг. Этот снежный столб-башня и есть городок (крепость). Кругом него обводится снеговая же стена высотой 2,5-3 аршина, изображающая крепостную ограду. Взятию городка предшествуют обыкновенно скачки, бег, джигитовка и другие развлечения. Около главного городка строится маленький размерами, он - для казачат.

То, как выглядела снежная крепость, представлено на знаменитой картине Василия Сурикова. И взятие снежной крепости, и ее осада, и штурм требовали отваги, физической подготовки, смелости. Нужно было валом, по команде, атаковать ее бастионы, вскарабкиваться на башню, брать «в полон» защитников крепости, срывать крепостной флаг. Хотя число атакующих превышало в два раза обороняющихся, взять крепость было делом нелегким. Кроме насыпей изо льда, снежных ям, гладких валов, осажденные имели на вооружении и «симы» - замаскированные веревочные петли для ног наступающих. Осажденные обстреливали цепи снежными лепешками, скатывали с ледяных валов огромные снежные шары, сыпали из мешков сыпучий снег на головы атакующих, жгли солому. Обычно бой длился до позднего обеда и, как правило, завершался победой наступающих. О такой победе и рассказал в своей картине Суриков, когда отвага, энергия и радость заявляют о себе во всю мощь, когда битва-война заканчивалась полным разгромом крепости.

Смельчаку, первым сумевшему вскарабкаться на башню, подносили и блин, и пирог, и напиток. Он кланялся старикам и на коленях принимал у них символ победы - знамя крепости. После этого старикам полагалось и слово сказать, и напутствие дать «отрокам незрелым», и угощаться «час примать». Как и рекомендовалось по правилам, «сотские» - командиры отрядов - не сразу изъявляли свое согласие на «пир-мир». Все же после длительных и потешных уговоров дело заканчивалось полюбовно: все вместе, и победители и побежденные, садились за широкий стол. Пили вина и квасы, потчевались разными холодцами и рыбами, баловались блинами и пирогами. А между тостами, беседами и песнями просили прощения друг у друга.

В воскресенье, во время проводов Масленицы, ее чучело сжигали с радостными криками и песнями, изгоняя тем самым Зиму или Смерть. Таким образом, в своей картине Суриков запечатлел часть народной исторической традиции.

В начале осени 1890 года Суриков переехал из Красноярска в Москву. Законченный в Сибири «Снежный городок» он привез с собой, выставив его весной 1891 года на Передвижной выставке. Картина путешествовала с выставкой по всей России, потом была куплена коллекционером В.В. фон Мекком, от которого и приобретена в Русский музей в Петербурге.


2. Внутренний анализ произведения


2.1 Изобразительные средства картины


Изобразительные средства картины «Взятие снежного городка» сходны со средствами других полотен Сурикова, несмотря на жанровую особенность. То же можно сказать и про композицию.

Уже в этой картине проявились замечательные достоинства Сурикова-колориста, живописные поиски которого определялись мыслями и чувствами, владевшими художником. Суриков впоследствии писал, что у него все лица сразу так и возникли. И цветовая краска вместе с композицией, ведь он жил от самого холста, а из него все возникает.

Поражает сила эмоционального воздействия всех компонентов полотна: формы, цвета, линейной композиции. Картина национальна не только по сюжету, восходящему к народным традициям, но и по типажу, архитектуре, характерному зимнему пейзажу, по трактовке цвета, звучная ясная сила которого сродни светлому мировосприятию русского народа. Суриков сумел выразить в великолепной живописи «Снежного городка» душевную раскрепощённость, самоотверженность, задор и красоту русского человека. Здесь же стоит обратить внимание на динамику и развитие сюжета, - главное в картине - движение, - говорил художник.

В «Снежном городке», вспомнив забавы своего сибирского детства, Суриков изображает безымянную веселую толпу в старинной казацкой игре. Народ, казалось бы, здесь (впервые у Сурикова) представлен как единое, не расколотое целое, но его удаль безудержна как разрушительный и грозный, несмотря на мажорную яркость красок солнечного зимнего дня, вихрь.

На картине всё искрится весельем, молодецкой удалью, сверкает красками в зимнем прозрачном воздухе. Динамика композиции невольно втягивает зрителя в пространство полотна. Останавливаясь на красочном ковре, котором покрыты сани, наш взгляд затем уходит вглубь, к фигуре победителя, охватывает толпу участников народного гуляния и вновь возвращается к первому плану.

В. Суриков в своей картине широко использовал всю гамму изобразительных средств, тем самым добиваясь в ней наибольшей выразительности и силы, что, в конечном итоге, и делает его работу произведением искусства.

И таких изобразительных средств можно насчитать 14, а именно: замысел, композиция, рисунок, перспектива линейная и воздушная, пропорции фигур и предметов, живописность, цвет, свет, тональность, флер, колорит, мазок, целое и деталь и т.п. Наличествуют все четырнадцать - истинный мастер, если изобразительных средств использовано меньше - меньше и калибр мастера, или ниже калибр изобразительных задач. Здесь же не приходится сомневаться в мастерстве Сурикова. А если картина просто закрашена черной краской, то это не художественный, а идеологический акт маргинала от искусства, попытка нанести пощечину общественному мнению. Можно окончить искусствоведческий факультет, заниматься анализом подобного рода произведений, считать их шедевром, но на таких произведениях нельзя учить детей. Сразу станет ясно, что «король-то голый». «Взятие снежного городка» по своей композиции является идеальным примером пропорциональности и колоритности красок. Во всяком случае, минимально достаточно, чтобы помочь раскрыться способным детям, воспитать во всех детях чувство меры и красоты, правильно соотнести в восприятии зрителя целесообразность, природосообразность и культуросообразность на примере данной картины.

Доказательством этому служат слова В.А. Солоухина о том, что «Снежный городок» кажется на отшибе от всего остального, трагического и по сути своей «кровавого» искусства, хотя ни на одном холсте нет и пятнышка крови - не то что репинская лужа на разноцветном царском ковре.

Смотрите: казнь стрельцов, боярыня, которую все равно казнят, побоище Ермака, суворовские солдаты, ну и Разин - не голубок, и Меншиков… И вдруг на фоне этих грандиозных исторических полотен какое-то странное до нелепости «Взятие снежного городка». Если задержаться перед этой картиной на минуту дольше, загляделся на свет, проникающий под санки (под те, что справа), залюбовался расписной дугой, перевести глаза на яркий красный кушак - дальше уйти от картины, пока не кончится музейное время. И можно понять, что «Взятие снежного городка», может быть, самая удивительная из всех картин Василия Ивановича Сурикова, одно из самых удивительных произведений русской живописи. Принято считать, что Суриков отдыхал на «Меншикове» перед «Боярыней Морозовой» и точно так же отдыхал на «Снежном городке» перед могучим «Покорением Сибири».

снежный городок полотно суриков

2.2 Композиция «Снежного городка»


Несомненно, что и события личной жизни сыграли соответствующую роль. Вот случай, когда можно не постыдиться затасканной аллегории: в могучий коренастый дуб неожиданно ударила молния. Сурикову было сорок лет, когда он завершил третью свою картину. Его искусство катилось, словно огромные океанские валы. За валом вал. Пока что прокатился третий. У художника было все: силы, сознание правильности выбранного пути, любимая работа, любимая семья, любимое отечество и ощущение кровной, сыновней связи с ним. Молния ударила не в самое смертельное, но, может быть, в самое больное место… Умерла жена, прекрасная молодая женщина, та, что сидит у ног опального Меншикова, завернувшись в соболью шубку.

Суриков был не только большим кораблем, но и кораблем повышенной плавучести, потому что и любимое дело и любимая родина стояли у него отнюдь не на последнем месте. Он был одержимым художником, а любовь к своему народу, чувство народа были его основной натурой. Только на время выронил он кисть из рук. Нужно же было инстинктивно, непроизвольно схватиться за раненое место. Год спустя он едет на родину в Красноярск, о чём уже было написано выше. Его могучие душевные резервы пришли в движение и действие. И вот вам великая загадка человеческой психологии вообще и психологии творчества в частности. В наиболее мрачный и тягостный период своей жизни Суриков создал самое жизнеутверждающее полотно. Оно все как один сплошной крик радости, вспышка веселья, смеха. Такое можно было сотворить только от избытка и физического и духовного здоровья, вдруг плеснувшего через край. Вероятно, такого здоровья было действительно много у народа, к которому художник обратился, в конце концов, в тяжелую для себя минуту.

С какой любовью выписано каждое лицо: девичье, женское, мальчишечье, какой радостью светятся все они. А ковер на санках, а горностаевый воротник, а эти разноцветные шубки, платки, кушаки и пимы, а эта удалая серьезность на лице седока-победителя! Красивый, веселый и благополучный народ в минуту своей удалой игры - вот что такое «Взятие снежного городка», изобразительные средства полотна и композиция.

О величии таланта Сурикова в изобразительных средствах говорит ещё один интересный факт. Наши модельеры кое-что подсмотрели на картине «Взятие снежного городка». Помните, на переднем плане художник изобразил мужика в рыжей шапке и вышитых красно-синими узорами валенках? Теперь примерно такие же валенки у нас может купить каждый. Кстати, об одном изображённом на картине человеке хотелось бы заострить особое внимание.

Если внимательно посмотреть на полотно великого живописца Василия Сурикова с правой стороны картины можно увидеть сидящего в санях… Никиту Сергеевича Михалкова. Что усы, что выражение лица - одно к одному. Все объясняется просто: Михалков здорово похож на знаменитого прадеда - Сурикова, а многие художники любили запечатлевать себя где-нибудь на задних планах своих полотен. Вот и запечатлел Василий Суриков самого себя и иже с собой своего неведомого ему правнука Никиту.

Теперь же снова возвратимся к картине и внимательно посмотрим на неё, чтобы оценить другие композиционные и изобразительные достоинства этого шедевра. Ковер на санях нарисован в картине В. Сурикова «Взятие снежного городка» в 1891 году, когда они были очень популярны. Ковроткачество специалисты называют тяжеловесным промыслом. Когда-то сибирские ковры были очень популярны в России. Яркое черное поле, по которому разбросаны огромные красные, лиловые маки и розы, - вот что представлял собой ковер, вытканный сибирской крестьянкой. Из моды же наших дней подобные ковры давно вышли, и уже утеряны многие секреты ковроткачества. Хотя промысел пока существует, но мастериц осталось очень мало, как говорится, по пальцам пересчитать можно.

Поражает также масштабность произведения. Высота картины 156 см., а ширина - 252 см., что позволяет воспринимать полотно как единый образный сюжет, как бы влиться в происходящее.


Заключение


Выводы и итоги по написанной работе сделать с одной стороны легко, с другой же крайне сложно и трудоёмко по причине уникальности и гениальности картины «Взятие снежного городка». Подводя черту необходимо, во-первых, отметить то, что это произведение является единственным полотном Василия Ивановича Сурикова, посвящённое бытовому сюжету. В этом заключается уникальность картины, если рассматривать её в рамках всего творческого наследия мастера.

Во-вторых, Суриков едва ли не первый художник, обратившийся к национальному, можно даже сказать языческому историческому духовно опыту, то есть к культуре. Имеется в виду праздник Масленицы, один из эпизодов которого так красочно изображён на картине «Взятие снежного городка».

В-третьих, нельзя не отметить колоритность и красочность полотна, динамику и движение, которыми наполнена картина.

И, наконец, приведу своё личное мнение по данной теме. Иногда ведь забудешься и смотришь, словно сказку: мало ли что можно нарисовать! Но Суриков, который без натуры не писал ни санного полоза, ни страннического посоха, ни пищали, ни пороховницы, он мог нам оставить только документ, и у нас нет никаких оснований сомневаться в подлинности суриковского документа. Вот почему я и эту картину считаю тоже исторической, как все остальные картины этого живописца.

И в заключении мне бы хотелось вернуться в наши дни, в село Сухобузимское. Здесь совсем недавно в краеведческом музее состоялась презентация новой картины красноярских художников, посвященной Сурикову, выступали артисты, прошел конкурс рефератов старшеклассников. Ребята специально готовились к юбилею великого земляка, изучали литературу о нем, его работы, узнав для себя много нового о юных годах художника в селе Сухой Бузим, которые и подвигнули его на написание картины «Взятие снежного городка».

А в Красноярске у Дома-музея Сурикова открылся памятник гениальному живописцу. Воздвигнут он на средства города и Российской академии художеств.


Список литературы

  1. Алленов М.М. Василий Суриков. - М., 1996 г.
  2. Безысвестных Е. Суриков и Сибирь: альбом. - Красноярск., 1995 г.
  3. Вилюк М. Оренбургский пуховый платок // Тюменские известия. - 07.05.2002.
  4. Волошин М. // Аполлон. - 1911. - №6-7.
  5. Волошин М.А. Суриков. - Л., 1985 г.
  6. Волошин М.А. Василий Иванович Суриков. - Л., 1985 г.
  7. Дмитриенко А.Ф. 50 биографий мастеров русского искусства. - Л., 1971 г.
  8. История русского искусства. Под ред. И.А. Бартенева, Р.И. Власовой. - М., 1987 г.
  9. Каменов В.С.В.И. Суриков. Историческая живопись 1870-1890. - М., 1987 г.
  10. Кончаловская Н.П. Суриково детство. М., 1984 г.
  11. Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках. Л., 1980 г.
  12. Нестеров М.В. Из писем. Л., 1968 г.
  13. Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины 19 в. В 2-х т. Т. 2. М., 1971 г.
  14. Солоухин В.А. Слово живое и мёртвое. - М., 1976 г.
  15. Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины 19 - начала 20 века. М., 1984 г.
  16. Суриков В.И.: Письма. Воспоминания о художнике. - Л., 1977 г.
  17. Третьяковская галерея. Путеводитель. М., 2000 г.
Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Водоразделом в жизни и творчестве Сурикова стала смерть его жены. Горе художника было столь велико, что он практически перестал писать и уехал в Сибирь, чтобы остаться там навсегда. Александр Иванович Суриков, брат живописца, пытаясь помочь, подсказал ему тему этой картины.

Александр Иванович Суриков, младший брат живописца, помогал Василию Ивановичу в Красноярске заполнить время живыми впечатлениями, почти ежедневно пытался устроить прогулки по городу на лошадях, вечерами приглашал друзей и знакомых: «Я в свою очередь занялся развлечениями его и подал ему мысль написать картину «Городок» (это всем известная старинная игра). Мне сильно хотелось, чтобы он после смерти жены не бросал своё художество. Поехали мы с ним в село Ладейское, где и наняли молодых ребят сделать городок, с которого и была написана в последние дни масленицы 1890 года картина «Взятие снежного городка».

И она вылечила Сурикова от тоски, открыв собой новый этап его творчества, отличающийся полифонической композицией, насыщенностью колорита, погруженностью в народную стихию. «Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез», - признавался Суриков М. Волошину. Работа изображает старинную сибирскую игру, очень популярную в казачьей среде, - в нее играли в «прощеное воскресенье», последний день масленицы. Напомнили о себе здесь и детские впечатления художника: «Помню, - вспоминал он, - как "городок" брали. Городок снежный. И конь черный прямо на меня... Я его потом в картину вставил. Я много "снежных городков" видел. По обе стороны народ, а посреди снежная стена. Лошадей хворостинами - чей конь первый сквозь снег прорвется. За работой этой картины Вася уже меньше стал скучать о жене; одним словом, до некоторой степени пришёл в себя, стал бывать в гостях, и у нас бывали знакомые. С мамой всегда вспоминал о старинке».

По своему обыкновению, многие детали Суриков писал с натуры - друзья живописца специально для него инсценировали полный «вариант» игры в селе Ладейское.

Подсказанная Александром Ивановичем тема упала на благодатную почву. Изображая современную ему сцену народной игры, Суриков, исходя из общепринятой классификации, работал в бытовом жанре, при всём том особенности мышления исторического живописца сказались и здесь в полную силу.

В сверкающем праздничными красками холсте всё пронизано живыми традициями предков, удалых казаков, прямыми родственными связями с которыми Суриков так гордился. В картине изображён кульминационный момент - снежная крепость разваливается на наших глазах. Всадник и конь объяты единым порывом, удаль и азарт сверкают в решительном взоре всадника, дикие искры проскакивают в умных глазах коня. На фоне смеющихся лиц зрителей собранная в единый порыв воля берущего городок казака приковывает внимание, заставляет переживать вместе с ним острейший момент игры.

Фрагменты картины

Яркий сверкающий пейзаж, написанный на заднем плане, перекликается с представленным в этой работе образом народа, полного здоровья и силы.

Участники игры, самозабвенно ей отдавшиеся, приветствуют победителя, смеясь и размахивая хворостинами - главными «орудиями» этой забавы.

Лошадь и всадника Суриков написал в сложнейшем ракурсе - они несутся прямо на зрителя. Изображение долго не давалось художнику - «раз пять, - как вспоминал А.И. Суриков, - делали городок в своем дворе и звали казака, который, настегивая лошадь, летел на городок».

Этот персонаж написан Суриковым с его брата, Александра Ивановича. Он, сидя в изукрашенном возке, заинтересованно наблюдает за ходом игры. Сохранился замечательный этюд маслом «А.И. Суриков в шубе», сделанный для картины. (50 художников. Суриков: Шедевры русской живописи. 2010 год, вып. 8./ автор текста Александр Панфилов. – М.: ООО «Де Агостини», 2010. – 31 с.)

Источник: Москалюк М. «Свет во тьме светит…»./ Марина Москалюк.// Тобольск и вся Сибирь. Восьмой номер. Красноярск: Альманах./ Сост. М.В. Москалюк. - Тобольск: Издательский отдел Тюменского регионального общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска», 2007. - 340с. – с.76-96

… В начале XX века Марии Васильевне Красноженовойг удалось восстановить со слов бывших участников игры полную её картину. Стена из снега и льда сооружалась заранее, причём в каждой местности имелись свои «архитектурные» особенности постройки. В Енисейской губернии были широко распространены двойные ворота в форме арок. Играющие делились на две группы: защитники, вооруженные трещотками, хворостинами и комьями снега, и осаждающие молодые казаки верхом. Съезжались многочисленные зрители из окрестных сёл, принаряженные, возбуждённые предстоящим зрелищем. Выезжал «городничий», во весь голос читая шутливые стихи «Начатие и прибытие прошедшей масленицы», и вдруг неожиданно подавал сигнал, по которому начинался штурм. Всадники прорывались сквозь толпу неистово оборонявшихся защитников, лошади вставали на дыбы от шума и крепких ударов. Зрители встречали неудачников солёными шутками, но уж победителя чествовали от всей души, стаскивали с коня, щедро угощали вином.

В среде казачества, тщательно оберегавшего боевые традиции предков, «Взятие городка» связывалось с памятью покорения Сибири под руководством Ермака. В европейской части России уже к середине XIX века подобные обычаи превратились в обыкновенную детскую забаву. Последний же настоящий «Городок» в Красноярске был устроен в Ладейке в 1922-ом году, а во времена детства Василия Сурикова особым размахом славились «Городки» в селе Торгашино, откуда была родом мать художника Прасковья Федоровна: «А первое моё впечатление - это как из Красноярска в Торгашино зимой через Енисей ездили... Вот на том берегу я первый раз видел, как «Городок брали». Толпа была. И городок снежный. И конь черный прямо мимо меня проскочил, помню. Это, верно, он-то у меня в картине и остался».

По живописным достоинствам и эмоциональному накалу «Взятие снежного городка» по праву относится к лучшим творениям суриковской кисти. Ко времени написания картины Суриков уже сложившийся мастер, с хорошо отработанными приёмами создания большого полотна.

Интересен записанный в 1926 году Красноженовой разговор с 6-летним крестьянином села Ладейки М.Д. Нашивошниковым, который хорошо помнил художника, изобразившего его в толпе зрителей: «Он это всё картины писал. А сначала это он всё матерьял собират, всё пишет по отдельности, а потом начнёт это их на листе бумаги распределять - кому куда ловчее... Ведь даст же Бог дарование человеку». В этих бесхитростных воспоминаниях подмечена главная особенность творческого метода Сурикова - тщательная работа над этюдами и бесконечные поиски наиболее точных композиционных построений.

Вообще, для «Взятия снежного городка», по сравнению с другими полотнами, этюдов сохранилось не так уж много. Картина писалась от начала до конца в родном доме, и позировать могли только красноярцы - многочисленные знакомые и родня, торгашинские и ладейские казаки.

…Итак, в самой светлой и просторной комнате родного дома Василия Ивановича был натянут большой холст. Здесь рождалось новое творение великого мастера, в то время как москвичи и петербуржцы, были уверены, что Суриков замолчал, как писали газеты того времени. А для первых зрителей красноярцев в изображённой сцене всё было близко и знакомо, и искренней была радость узнавания самих себя.

Однако время шло. Картина свернута на вал и вместе с художником отправилась в Москву. Почти в каждом письме 1891 года брату и маме Суриков упоминает о ней: «Картину я вставил в раму золотую. Очень красиво теперь. Скоро, в начале или середине февраля, надо посылать на выставку в Петербург. Не знаю, какое она впечатление произведет. Я, брат, ее ещё никому не показывал».

«Взятие снежного городка» ожидала насыщенная событиями судьба. Сразу после Х1Х-ой передвижной выставки вместе с другими полотнами «Городок» пропутешествовал по России, из Санкт-Петербурга в Москву, затем в Харьков, Полтаву, Елизаветград, Кишинев, Одессу, Киев. В 1900-ом картина попадает на Всемирную выставку в Париже, где получает серебряную медаль. С 1908-го года хранится в Русском музее императора Александра III. Отдельной историей могло бы стать её возвращение в Сибирь (правда, совсем не надолго) в морозные суриковские юбилейные дни 1998-года, когда тысячи красноярцев выстраивались в очередь, чтобы только увидеть её. Конечно же, для нас нынешних изображение казацкой масленичной игры нечто из истории - далекое, чуть забытое, но вместе с тем настолько родное и близкое, что по-прежнему закипает кровь от праздничного разгула народной силушки, молодецкой удали.

Не только яркий всплеск так долго сдерживаемых позитивных эмоций, но и новый расцвет живописного мастерства - колористического и композиционного - продемонстрировало привезенное из Сибири полотно.

Из книги Натальи Кончаловской «Дар бесценный» об истории создания картины «Взятие снежного городка» с сайта http://nkozlov.ru/library/s318/d3964/print/?full=1

…Удивительной сердечности и доброты был этот человек (о брате художника Александре Ивановиче), так и не устроивший своей собственной жизни. О себе он не думал, все о матери и брате. И сейчас его мысли были заняты новой работой Васи. Он сам толкнул его на мысль написать картину сибирской народной игры - взятие снежного городка. Василий Иванович сразу зажегся и начал собирать материал. Каждый базарный день он с утра толкался в народе, зарисовывая росписи на дугах и на старинных кошевах. Однажды он увидел розвальни с искусно выгнутыми скрепами на полозьях и тут же зарисовал их. Богатые узоры тюменских ковров он писал акварелью. Его занимали образы для толпы зрителей. Да и искать-то было нечего, стоило только выйти за ворота - все тут! Василий Иванович вглядывался в эти лица, освещенные солнцем, или в пасмурный день в рассеянном свете, и казалось ему, что каждое из этих лиц может органически врасти в картину. Как все они были ему близки и понятны своей сибирской суровой красотой!

Игру взятия снежного городка он знал еще с малого детства. Однажды дед Александр Степанович повез его в Торгошино поглядеть на эту игру. На всю жизнь запомнил тогда Вася взмыленного коня, который, проломив снежную стену, проскочил совсем рядом с их кошевой и комьями снега закидал и его и деда. Игра эта осталась от глубокой старины в память завоевания Сибири Ермаком. Во многих селах строили на масленицу снежные городки, но торгошинцы заранее лепили целые крепости, с пушками, бойницами, башнями, фигурами зверей или конскими головами. Потом крепость заливалась водой, и она, как хрустальная, радужно сверкала под солнцем. Красота была необычайная! Лихие всадники-казаки с разбегу налетали на городок! Не всякий конь шел на крепость, иные шарахались в сторону, вставали на дыбы, упирались, а то и сбрасывали всадника. Ну тогда совсем позор - в снегу вываляют, тумаков надают, народ все озорной, веселый, с хворостинами, с плетками. Машут, кричат, хохочут, не подпускают коня к крепости, а другие наоборот - подстегивают, дразнят, гонят на штурм. Шум, крик, свист, улюлюканье…

Все это всплывало сейчас в памяти Сурикова, и он увлеченно набрасывал эскизы для задуманного полотна. Александр Иванович безотказно возил брата по деревням. Однажды подговорил парней из села Ладейки построить настоящую крепость, нашелся и казак, что потом налетал на нее. Сурикову удалось сделать несколько зарисовок, но движения коня он так и не ухватил. Ведь всего одна минута! Где тут успеть!..

Проводив девочек Жилиных, Александр Иванович вернулся домой и поднялся к брату наверх. Он застал его за рабочим столом. Под лампой с зеленым колпаком были разложены карандашные эскизы композиции.

Ложился бы ты, Васенька. Ведь завтра печник Дмитрий чуть свет приведет соседей. За три ведра водки сговорились крепость во дворе вылепить. Мне в присутствие к девяти, так я им помогу, часа два свободных выкрою. И ты встань пораньше да погляди - может, что-нибудь и подскажешь…

Василий Иванович, обрадованный, оторвался от рисунков,

Какой же ты, Сашка, молодец! Как тебя на все хватает, горячая ты душа! - Он смотрел, улыбаясь, брату в лицо, тонкое, красивое, с густыми усами, опущенными по-казачьи книзу, и, казалось, не было в эту минуту никого ближе и дороже, чем этот чуткий и добрый человек.

Исцеление

Недолюбливал Василий Иванович Капитона Доможилова, за которым была замужем сводная сестра его Лиза. Она ушла из дома рано - с мачехой Прасковьей Федоровной жить было трудно. С зятем Василий Иванович не подружился. «Противный поп, жадный, - говорил он о Доможилове,- и фамилия у него какая-то скопидомная, и Лизу нашу вовсе от нас отстранил!»

Зато дочь Доможиловых Таня совсем не походила на родителя. Стройную красавицу с чистым лицом, с которого не сходило выражение приветливого внимания и какой-то детской доверчивости, любили в доме Суриковых все, даже строгая бабка.

Этим летом Таня часто ездила с Суриковыми на большие прогулки за Енисей. Дядя Саша запрягал Саврасого, и все садились в тарантас. Василий Иванович непременно захватывал этюдник.

Да к чему ты краски-то берешь, - недоумевал порой брат Саша, - ведь едем-то на полчасика…

Ну не-е-ет уж! Ни один хороший охотник в лес без ружья не пойдет, так и художнику без этюдника в лесу делать нечего!

И каждый раз приходилось им ждать, пока Василий Иванович не закончит акварель, а летом от мошки в тайге спасенья нет. Таня захватывала с собой на прогулки таежные сетки от мошки. И однажды Василий Иванович приметил, как смотрит Танино лицо сквозь эту сетку. Оно было словно отражение в зеркале, и от него, как от всей ее крепкой фигуры, веяло таким целомудрием, свежестью и простодушием, что по возвращении Василий Иванович тут же поставил холст на мольберт и начал портрет. Портрет этот был закончен быстро я висел в верхнем зале. А сейчас одна из красивейших женщин Красноярска, жена врача Рачковского, Екатерина Александровна, позировала Василию Ивановичу. Он писал ее в профиль, в меховой накидке и платке поверх шапочки. Рука ее была продета сквозь скунсовую муфту. Это был этюд уже к новой картине, где Рачковская будет сидеть в кошеве. Брата Сашу Василий Иванович усадит против нее, пусть покрасуется в бобровой шапке на фоне расписной дуги со звонками.

Этюдов и зарисовок набралось множество.

Чудную девушку он нашел по соседству. Хотелось написать ее смеющейся, и Василий Иванович старался рассмешить ее разными шутками. Она улыбалась, обнажая два ряда ослепительных зубов, но глаза ее на этюде так и остались серьезными - видно, слишком необычным делом было для нее позирование.

Все эти этюды висели сейчас в рабочей комнате Сурикова. С каждым днем их все прибавлялось. Все это готовилось к объединению в веселом буйстве жизни, в молодецкой сибирской игре, где опасность, ловкость и удаль воплощали дорогие для Сурикова воспоминания детства и вдохновляли его на новую ярость сердца, утраченную им за последние годы.

Сегодня он поднялся в шесть утра, едва начинало светать.. Мороз был невелик, и несколько человек в полумраке скатывали огромные комья снега и обтесывали их, заготавливая для возведения стены. Александр Иванович вытащил для них из дома стремянку.

Василий Иванович пояснил, что именно хотелось бы ему воспроизвести из того, что он сам видел не раз. Стали класть, стену с аркой посредине. Дмитрий-печник, молодой казак с рыжеватыми усами на кирпично-красном от возбуждения и морозца лице, следил за постройкой. Установили по краям стены столбы с лихо вылепленными снежными конскими головами, с угольками вместо глаз. На печнике был рыжий" полушубок, синие плисовые штаны и светлые валенки, - в приближающемся рассвете Василий Иванович уже различал эти цвета. «Надо бы на него надеть шапку бобровую Сашину»,- думал он, вглядываясь в тонкий профиль печника.

Мужики закончили стену и теперь обрызгивали ее водой из лейки. В утреннем морозце голоса их звучали чисто и-звонко. Стало почти совсем светло.

Ох, как все это хорошо! - Горячее ликование охватило художника и, как бывало раньше, вызвало совсем неожиданные желания и действия.

Смеясь, он начал быстро лепить большие снежки и один за другим швырять их. Снежки крепко приставали к ледяной стене, и она становилась похожей на неровно выдолбленный камень какого-то старинного итальянского дворца.

На крыльцо вышли дочери. Они уже собрались в гимназию и с веселым удивлением наблюдали за точными и быстрыми движениями отца - давно они не видали его в такой бодрости.

Ага, мое время истекло! - сказал дядя Саша, увидев племянниц. - Ну, братцы, мне пора в присутствие. В сарае - трехведерный бочонок с водкой. Как будет все закончено, заберете. - И он скрылся за кухонной дверью: надо было позавтракать и переодеться.

Девочки, в гимназию не опоздайте, - говорил завороженным дочерям Василий Иванович.

Солнце выглянуло из-за холмов и бросило первые косые лучи на снежный городок. Он заиграл розовым сверканьем, отливая синевой под широкой аркой. Оля и Лена сбежали со ступенек крыльца и, прежде чем выйти за ворота, пробежали по очереди под снежной аркой, пригибая головы в меховых капорах.

Перед началом игры Суриков позвал всех завтракать. Озаренные пылающей русской печкой, сидели «мастера снежных дел» на кухне у Прасковьи Федоровны, уплетали пельмени и пили чай с бубликами, смеясь и подтрунивая друг над другом.

Когда все вышли из дому во двор, солнце спряталось за облака. Городок стоял в голубом мерцании. Дмитрий-печник побежал за конем, а Суриков, захватив из мастерской блок и акварельный ящичек, устроился на скамье, чтобы порисовать еще не тронутую крепость в цвете.

Дмитрий уже ездил по Благовещенской взад и вперед на красивом гнедом коне, разогревая его и подзадоривая для штурма крепости. Казаки шумно спорили - с какой стороны лучше начинать. Как воробьи, налетели на глухой забор соседские мальчишки, а иные устроились на крышах ближних сараев.

И вот началось. Отложив в сторону акварельные наброски, Василий Иванович вооружился карандашом и попросил Дмитрия несколько раз проскакать галопом и поднять коня на дыбы перед крепостью - хотелось уловить движение коня на скаку. Все было подготовлено, ребят кликнули во двор занять места возле городка. Казаки, вооружившись хворостинами, палками и кнутами, стояли в дальнем углу огорода.

Дмитрий начал издалека, с Благовещенской, проскакал ее, завернул в ворота дома, обошел крепость до группы казаков. Они с гиканьем и свистом стали махать хворостинами, посылая гнедого на штурм снежной стены, вокруг которой горланили и метались мальчишки, отпугивая коня.

Давай, гей!.. Давай налетай!.. - кричали казаки.

Дмитрий развернул коня и во весь опор пустил его на городок. Сидя на крыльце, Василий Иванович ловил каждое движение коня и набрасывал его на бумагу. Конь начал плясать, а потом взвился на дыбы. В страшном напряжении Дмитрий пригнулся и, сильно хлестнув его плеткой, заставил рывком, всей грудью налететь на крепость. Словно богатырь, с разбегу раскрыл плечом закрытые ворота. Мальчишки, крича, шарахнулись в стороны.

Суриков был удовлетворен: он уловил движение коня, сильные, выпуклые плечевые мышцы под лоснящейся шерстью и разламывающуюся под напором на куски снежную стену. Четкими штрихами карандаша он изобразил на бумаге это движение и теперь повторил его в деталях по памяти. Взмыленный конь стоял среди комьев разрушенного сооружения, две снежных конских головы лежали под его ногами.

Ну как, Василий Иванович, получилось? - спросил Дмитрий, тяжело дыша.

Великолепно! Просто удивительно удачно! Все было видно как на ладони. Спасибо тебе, Дмитрий! Спасибо вам, ребята! Здорово мне помогли. - Он все еще продолжал рисовать, то и дело поглядывая на всадника, щурясь и улыбаясь.

Через несколько минут из ворот суриковского дома казаки, шутя и балагуря, выкатили на салазках бочонок водки. Мальчишки сопровождали их, свистя и хохоча на всю Благовещенскую. Суриков с альбомом в руках остался на крыльце перед разрушенной крепостью. И на листах вновь и вновь возникал схваченный верным глазом художника мощный рывок коня, которым решалась вся сцена старинной народной игры. Здесь, в Сибири, далеко от московской суеты, от привычного мира художников, жизнь его как бы началась наново.

А в это время Стасов писал Третьякову: «…Не имеете ли вы сведений о Сурикове из Сибири? Какая это потеря для русского искусства - его отъезд и нежелание больше писать!!!»

«Взятие снежного городка»

Быть может, впервые за всю свою жизнь Василий Иванович писал легко и быстро - без трудных спадов и неудач, без мучительных сомнений.

Картина - четыре аршина в длину и два в высоту - стояла на мольберте в верхнем зальце. Композиция была решена как-то сразу, и Василий Иванович работал теперь с наслаждением. Все было подвластно ему: мастерство, вдохновение, порыв развернулись сейчас во всю силу.

Братья все еще продолжали ездить по красноярским селам. Василий Иванович по-прежнему боялся что-нибудь, упустить, всегда стремился подглядеть что-то новое. Однажды заехали в Торгошино, попытались уговорить молодежь построить городок. Да куда там! Отказались парни, они уже не умели ладить снежную крепость, не то что их деды.

Уходят традиции с годами, - сокрушался Василий Иванович.

В Дрокино написал он как-то с натуры одного мужичка со смешной фамилией - Нашивочников. Он был в собачьей дохе и в шапке с синим верхом. Таким и занял место в картине, сидя слева в санях с искусно выгнутыми полозьями и замахнувшись кнутовищем…

В Ладейках строили для Василия Ивановича настоящую» крепость и штурмовали ее потом на гульбище. Суриков сам выбрал место и для игрища. Справа - избы, слева где-то за толпой угадывается Енисей, за ним красноярские холмы с пашнями в голубой, влажной, весенней мглистости.

Женские типы сибирячек, с которых Василий Иванович написал множество этюдов, воплотились в картине в каких-то сказочных русских красавиц. Милитрисы Кирбитьевны Румяные, в ярких шубках, стоят они на дальнем плане, и среди общего веселого буйства что-то в них удивительно-серьезное, трогательно-застенчивое…

Центральная фигура картины - казак, штурмующий городок. В нем Василий Иванович изобразил, ни в чем не отступив от натуры, Дмитрия-печника. Конь его вломился в снежную стену, комья снега летят из-под копыт, и глаз дико косится. А за всадником сомкнулся стоявший в два ряда молодой народ. Смеются, кричат, машут хворостинами… Только на воздухе написанные могут быть так отчетливы, так свежи лица, так убедительны движения. С отпрянувшего мальчишки свалилась шапка и, еще теплая, лежит на снегу. А снег, так же как и в «Боярыне Морозовой», обладает множеством оттенков: где-то справа - желтоватый, слева -сероватый, переходящий в голубизну. И, как всегда в пасмурный день, в слепящей цветовой игре снега угадывается невидимое за облаками солнце.

А как насыщен колорит на открытом воздухе и до чего ярок! Кошева крыта мохнатым тюменским ковром, и цветы на нем - голубые, розовые, синие, - большие зеленые, перистые листья… Мохнатость ковра, фактура его особенно заметна в глубоких складках по углам кошевы, а яркость цветов веселит, радует глаз. В кошеве сидит Рачковская, с приветливой своей улыбкой. На ней скунсовая накидка, и на фоне цветастого ковра великолепно отливает синевой мех ее муфты. Рядом с Рачковской молодая пышная попадья в горностаевом воротнике, а напротив брат Саша. Он настолько выразителен в характере своем, что, пожалуй, среди общей массы лиц - это уже портрет.

К весне картина была закончена, и Василий Иванович показывал ее знакомым красноярцам. Однажды пришел к Суриковым четырнадцатилетний Дмитрий Каратанов, будущий известный художник-сибиряк. Он не раз заходил показывать свои работы. Василий Иванович любил беседовать с талантливым юношей, всегда находя достоинства в его еще неумелых рисунках.

Ты работаешь с натуры, это хорошо. Продолжай. Но надо учиться рисовать правильно. - Василий Иванович достал из папки гравюру с изображением женской головы.- Вот смотри, как правильно поставлены в лице нос, глаза. Научись правильно строить лица…

Они беседовали три часа. Василий Иванович показывал мальчику свои итальянские этюды, - он всюду возил их с собой. А под конец подвел Дмитрия к новой картине. Мальчик был ошеломлен. Он долго в молчании рассматривал громадное полотно, едва умещавшееся в мастерской. Василий Иванович тоже молчал, задумавшись и приглядываясь к своей работе,- он каждый раз смотрел на нее по-новому. А потом сказал словно самому себе:

Народное искусство - хрустально чистый родник. К нему и надо обращаться.

Бытовая?

Сибирская картина была представлена публике в марте 1891 года в Петербурге. В этот год почему-то все передвижники выставили небольшие вещи и почти все какого-то унылого духа. Умирающая от чахотки барыня печально сидела в кресле на картине «В теплых краях» Ярошенко. Картина Пастернака «К родным» изображала двух женщин: одна - молодая вдова с грудным ребенком, вторая - его кормилица, - безотрадное зрелище. Шишкин на этот раз выбрал для своей кисти всего одну сосну и поставил ее одиноко: «На севере диком». Не мог привести в радостное волнение и Ге своим «Иудой». Настроение в залах выставки совпадало с настроением буржуазной публики. Это было видно по газетным статьям, в которых критики обстоятельно смаковали каждую сценку, отвечавшую меланхолическому настроению «высшего света», от которого зависели судьбы художников.

И в это настроение резким диссонансом врывалось суриковское буйство красок и народное веселье, брызжущее с картины «Взятие снежного городка». Критикам, привыкшим следовать духу буржуазного общества, была непонятна и неприятна жизнеутверждающая свежесть Сурикова. Они накинулись на него, не придумывая веских доводов и не отбирая рода оружия, и потому сплошь и рядом попадали друг в друга и в себя самих. Одному не нравился сюжет, и он писал: «Нынешняя картина Сурикова не вызывает ничего, кроме недоумения. Понять трудно, почему и каким образом мог художник вложить такой сущий пустяк в колоссальную раму, величиною с добрые ворота… Содержание бедное, анекдотичное. Наудачу взята едва заметная, чуждая притом нашим нравам житейская мелочь - вздорная забава. Как же мыслимо объяснить зарождение и появление такой картины? Ради чего понадобилась и кому нужна она?..»

Другой борзописец находит, что: «Тот же недостаток перспективы, глубины и воздуха, который портит все картины Сурикова, присущ и новому его произведению. Воздуха очень мало, и замеченная некоторая грязнаватость тонов, не лишенная, однако, яркости…»

Третьему нравится сюжет, но: «В картине режет глаз жестокая пестрота красок. Вся она точно тот ковер, который навешен в ней на спинку саней справа, и отдельные фигуры толпы сливаются в ней во что-то пестрое, сплошное, многоголовое…»

Еще какой-то раздраженно-недоумевающий господин отметил в «Петербургском листке»: «Странное явление на выставке - эта картина г. Сурикова, трактующего на огромном холсте старинную казачью игру на масленице в Сибири. Она, очевидно, рассчитана на большую силу колорита и письма и испещрена яркими красками, однако г. Суриков в погоне за эффектом не достиг желаемой цели…»

Еще один критик из «Московских ведомостей» решил, что: «Переход от исторических картин к жанровым составляет бытовая картина г. Сурикова. Сюжет ее не совсем ясен… Картина написана в известном пошибе г. Сурикова, тяжело, пестро, скученно, на этот раз в ней немного более воздуха…»

А в «Русских ведомостях» какой-то критик заявил: «От картин исторических легко перейти к этнографии: таким этнографическим интересом отличается, по нашему мнению, картина г. Сурикова».

Василий Иванович читал все это со смешанным чувством недоумения, беспокойства и все же юмора. Но сознание своей правоты одерживало верх. Он сам считал картину «бытовой», быть может, потому именно, что в ней не было твердого исторического сюжета, в основе которого лежит какое-то определенное событие, а от Сурикова все привыкли ждать именно этого.

Между тем за озорной, буйной народной сценой несомненно стояло историческое прошлое: ведь все исторические и политические события находили отражение в обрядах, песнях, сказках, традиционных празднествах. Начиная с глубокой древности, история народа утверждалась жизнью и искусством, и всегда две эти линии тесно переплетались.

«Взятие городка» тоже было отголоском целой эпохи покорения Сибири, когда русские поселенцы должны были обороняться от «инородческих» племен, населявших Сибирь, и когда казачьи дружины «воевали» одну за другой татарские крепости и городки.

Буржуазные критики мало интересовались эпосом и народными традициями. А между тем новая картина Сурикова была тоже исторической живописью, и от нее Суриков пошел прямо к Ермаку. Все это было тесно связано единым могучим духом, близким и дорогим художнику с детства. Через призму юношеских воспоминаний, через кровную любовь к родине преломлялось художественное видение Сурикова, воплотившись в яркой, полной молодецкой удали и здоровой радости сцене «Взятия снежного городка».

Картину, однако, не покупали. Несколько лет странствовала она по России. Сменялись города: Москва, Киев, Харьков, Кишинев, Полтава, Одесса. Потом картина отправилась за границу - в Париж, на Всемирную выставку.

Только через восемь лет Суриков писал уже одинокому брату Саше (Прасковьи Федоровны не было в живых), что наконец продал «Взятие городка» коллекционеру фон Мекку за десять тысяч рублей.

Выбор редакции
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...

Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...

В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...
Слайд 2 Визитная карточка Территория: 1 219 912 км² Население: 48601098чел. Столица: Кейптаун Официальный язык: английский, африкаанс,...
Всякая организация включает в свой состав объекты, классифицируемые как ОС, по которым проводятся амортизационные отчисления. В рамках...
Новым кредитным продуктом, получившим широкое распространение в зарубежной практике, является факторинг. Он возник на базе товарного...
Очень мы в нашей семье любим чизкейки, а с добавлением ягод или фруктов они особенно вкусные и ароматные. Сегодня рецепт чизкейка, с...
У Плешакова возникла хорошая идея - создать для детей атлас, по которому легко определять звезды и созвездия. Наши учителя эту идею...