Нод по музыке.docx - Конспект музыкального занятия (НОД) в старшей подготовительной группе «Волшебная книга музыки. Конспект занятия НОД «Путешествие в Страну музыки


Конспект НОД по музыкальному развитию детей в старшей группе «Путешествие по зимнему лесу»

Цель: Развивать творческие способности детей во всех видах музыкальной деятельности, прививать детям интерес к музыке.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знание детей о зиме, через слушание музыки, пение.
- обогащать словарный запас, учить детей высказывать свои чувства о прослушанном произведении.
- упражнять детей в различении ритмических рисунков.
Развивающие:
- развивать у детей чувство ритма и слух.
-формировать певческий голос.
-развивать творческие способности: фантазию, воображение.
- развивать память, внимание, мышление.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и интерес к музыке.
- воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг к другу.
- вызвать у детей желание слушать инструментальную музыку.
Методы и приемы:
Словесные : вопросы, словесное объяснение.
Наглядные: показ слайдов, портрета композитора, слайд- шоу «Зима»
Практические: музыкальные игры, творческие задания.
Предварительная работа:
- создание презентации «Зима в лесу»;
- беседа о зимних изменениях в природе;
- рассматривание иллюстраций с зимним пейзажем.
- разучивание песен, игр, стихов на зимнюю тематику.
Оборудование: интерактивная доска, портрет А.Вивальди, маленькие и большие снежинки, иллюстрация скрипки, нотки вырезанные из картона, музыкальные инструменты: колокольчики, треугольники на каждого ребенка, султанчики на каждого ребенка.

Ход занятия.

Музыкальный руководитель : Здравствуйте ребята. Ребята я очень рада видеть вас в музыкальном зале. Вижу у вас сегодня хорошее настроение и хочу пригласить вас в зимний лес, где много разных музыкальных загадок. За правильные ответы вы будете получать волшебные нотки.
Музыкальный руководитель: Ребята, а какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Музыкальный руководитель: Правильно, наступила зима, выпал белый снег, кругом сугробы. Ребята на чем мы сможем быстрее добраться в зимний лес?
Дети: На лыжах, на ледянках, на машине, на санках.
Музыкальный руководитель : Правильно ребята можно по-разному добраться, но мы сегодня поедим на «саночках». Ребята посмотрите как правильно сделать санки (показываем вместе с воспитателем). Мальчики вытягивают руки назад, а девочки за них держаться. Вот так и получаться санки. Спинку держим прямо, головки приподняли
Музыкально – ритмическое упражнение: «Саночки»

Музыкальный руководитель . По хлопку меняем направление движения, дальше повезут девочки. (выполняют упражнение под музыку).
Музыкальный руководитель: Вот мы и добрались до парка. Но зайти в парк можно только через вот эти волшебные ворота. Ребята, как вы думаете, что мы должны сделать, чтобы пройти.
Дети: Спеть песню, станцевать, рассказать стихотворение.


Музыкальный руководитель : Здесь есть волшебная нотка, сейчас я загляну и прочитаю задание. «Ребята, спойте свои красивые имена и волшебные ворота вас пропустят».
Задание детям: «Спой свое имя» (ребята поют свои имена и проходят через ворота).
Музыкальный руководитель : Давайте присядем на стульчики, отдохнем с дороги. Сели все удобно.
Музыкальный руководитель: Ой, ребята здесь еще одна волшебная нотка. Посмотрим, что здесь написано?
«Дорогие ребята, мы рады видеть вас в лесу, но сидя на стульчиках, мы предлагаем вам послушать музыкальное произведение, определить его характер.
Музыкальный руководитель : Ребята, мы послушаем музыкальное произведение зарубежного композитора Антонио Вивальди из цикла времена года «Зима». Слушайте внимательно, можете закрыть глазки чтобы сосредоточиться. А потом мне расскажете свои впечатления, что вы представили, когда слушали это произведение.
Слушание: «Зима» А. Вивальди
Цель: - Развивать умение определять характер, средства музыкальной выразительности.
Музыкальный руководитель : Ребята, какую зиму хотел изобразить композитор в своем произведении?
Дети отвечают: - Холодную, снежную, красивую, пушистую…

Музыкальный руководитель: В начале мы услышали равномерные отрывистые аккорды – наверно композитор изобразил резкие порывы ветра.
- Ребята, а какая была музыка по характеру?
Дети: Взволнованная, тревожная, беспокойная, грозная, вьюжная.
Музыкальный руководитель: Ребята вы правильно определили характер, а как вы думаете это произведение исполнял один инструмент или много?
Дети: Много инструментов, оркестр симфонический.

Музыкальный руководитель : - Звучание каких инструментов оркестра вы слышали?
Дети: Скрипки, флейты.
Музыкальный руководитель : Молодцы! какой инструмент солировал? (если не угадают, загадка подскажет)
Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны
Мотив звучит издалека
Поет про ветер лунный
Как ясен звуков перелив
В них радость и улыбки
Звучит мечтательный мотив
Его играет ……….
Дети: скрипка.

Музыкальный руководитель: Ребята, подул холодный ветер, загудела метель. Изобразите, как завывает ветер?
Дети – ууууу
Музыкальный руководитель: Ребята, все встали, сейчас все вместе вспомним как надо правильно стоять во время пения.

Раз! Вдох! И запел
Птицей звук полетел
Руки, плечи – все свободно
Петь приятно и удобно.
Распевание: «Зи-и-и - ма»
Муз. руководитель: С ветром прилетела еще одна нотка, сейчас посмотрим что на ней. Ребятки здесь же снежинки. Нам предлагают сыграть в музыкальную игру «Прохлопай ритм». Будьте, внимательными большие снежинки это будут долгие звуки, а маленькие…….
Музыкально-дидактическая игра «Прохлопай ритм».
Цель:
развивать ритмический слух.
Музыкальный руководитель : А теперь музыкальная загадка.(звучит отрывок песни).Как называется эта песня?
Дети: «Снежная песенка».
Музыкальный руководитель: какой характер этой песни?
Дети – Веселый, радостный, задорный.
Музыкальный руководитель: Сейчас мы с вами будем артистами и споем дружно, весело эту песню.
Пение «Снежная песенка» муз. Львова – Компанейца.
Цель: работать над чистотой интонации, артикуляцией.
Музыкальный руководитель: Последняя нотка приглашает нас на танцплощадку. Везде сугробы, поэтому пойдем на площадку шагом.

Музыкальный руководитель поёт . Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.

Музыкальный руководитель. Как приятно смотреть на падающие снежинки, как будто они исполняют свой танец, кружась в воздухе. Вот и я девочкам предлагаю на время превратиться в снежинку, и пусть каждая из вас придумает и исполнит свой танец, возьмите султанчики.
А пока девочки готовятся танцевать мальчики должны взять музыкальные инструменты.
- Какие инструменты подойдут больше для танца снежинок?
Он под шапочкой сидит
Не тревожь его – молчит
Стоит только в руки взять
И немного раскачать
Слышен будет перезвон
Динь-дон-дон. /треугольник/
Мы будем с вами аккомпанировать девочкам.

«Танец снежинок» /звучит песня «Кружева»/ девочки танцуют с султанчиками, мальчики играют на треугольниках.
Музыкальный руководитель : Молодцы ребята! Вы справились с заданием. Вот и подошло к концу наше путешествие в лес?
- Ребятки, посмотрите, вы получили волшебные нотки. На следующих занятиях вы будете активней и тоже получите нотки. Нам пора возвращаться, давайте попрощаемся.
Музыкальное прощание «До свидания»

Занятие и развлечение проводилось 16.01.2016 г. для студентов дошкольного отделения педагогического колледжа

Авторский материал для музыкальных руководителей. Конспект открытого конкурсного занятия в старшей группе ДОУ с использованием здоровьеберегающих технологий. в кимеются приложения из которых можно составить мультимедийную презенитацию у занятию. Данное занятие заняло первое место на конкурсе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по музыке

« Путешествие по волшебным островам »

Вид: тематическая НОД

Тема: «Путешествие по волшебным островам»

Тип: занятие - путешествие

Возрастная группа: старшая группа

Задачи :

Развивающая:

  • Создавать условия для развития: чувства метроритмической пульсации; ладового чувства; звуковысотного, интонационного слуха; артикуляционной моторики; дикции; певческого и речевого дыхания; внимания; координации; памяти; слухового, творческого воображения и ассоциативного мышления;

Образовательная:

  • учить различать разнохарактерную музыку;
  • побуждать детей к творчеству через сочинительство песен;
  • раскрыть понятие «голосовые связки»;
  • содействовать формированию словарного запаса эмоций и чувств.

Воспитательная:

  • воспитывать культуру слушания;
  • воспитывать субъективно-ценностное отношение к искусству

Методы: наглядный, практический, словесный, игровой.

Приёмы: объяснение, беседа, показ.

Технические средства обучения: звуковые, зрительные.

Педагогические технологии: гуманно-личностная, игровая, РТВ.

Оборудование: мультимедийная установка, карта волшебных островов, детские музыкальные инструменты, разноцветные карточки «Цветовая палитра», портрет композитора П.И. Чайковского, разноцветные нотки, линейка с ниткой для опыта, воздушный шарик, булавка, записка с кричалкой.

Репертуар:

  1. Валеологическая распевка «Здравствуйте».
  2. Артикуляционное упражнение «Спрячь конфету».
  3. Музыкально–подвижная игра на воображение «Подводные обитатели»
  4. Музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чём играю».
  5. Оркестр «Волна».
  6. Общий танец «Барбарики».
  7. Дыхательная гимнастика «Свечка».
  8. «Осенняя песнь» П.И. Чайковский.
  9. «Неаполитанская песня» П.И. Чайковский.
  10. «Весёлая песенка».

Ход занятия

Музыкальный руководитель:

Ребята, сегодня эту музыкальную встречу, мы проведём вместе. Зовут меня Татьяна Юрьевна.

Давайте поздороваемся необычно, повторяйте за мной:

Валеологическая распевка «Здравствуйте!»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, лёгкий ветерок,

Здравствуй, маленький дубок.

Здравствуй, утро! Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

Здравствуйте!

Я вам предлагаю отправиться в путешествие по волшебным островам. Вы любите путешествовать?

А чтобы наше волшебное путешествие началось, я угощу вас невидимыми волшебными конфетами и мы все тоже станем волшебниками. Приготовьте свой язычок, я бросаю конфетки. Ловите!

Артикуляционное упражнение «Спрячь конфету»

Раз – я вижу конфету, за правой щекой. Дети прячут язык за правую щёку

Два – я вижу конфету за левой щекой. Дети прячут язык за левую щёку

Три – не вижу конфеты я никакой! Дети открывают широко рот

Конфеткой угостились, Дети облизываются

И в волшебников превратились.

Пора нам отправится в путь.

СЛАЙД № 1 КАРТА ОСТРОВОВ (см. приложение №1)

Мы с вами будем путешествовать вот по этой карте.

(Обращает внимание на карту с волшебными островами, рассматривает её с детьми). Но как нам попасть на первый остров?

(Ответы детей)

Ребята, мы же с вами волшебники и можем превращаться в кого захотим. Давайте мы с вами превратимся в подводных обитателей и доберёмся до острова. Под красивую музыку вы будете плыть, а как только музыка остановиться вы тоже должны замереть в позе подводного обитателя и сказать мне в кого вы превратились.

Раз, два три повернись –

Волшебство начнись!!

Музыкально – подвижная игра на воображение

«Подводные обитатели»

(Дети двигаются под музыку, изображая подводных обитателей. С окончанием музыки они рассказывают, кого они изображают.)

Музыкальный руководитель включает музыку ещё раз и приглашает детей «проплыть» на стульчики

СЛАЙД № 2 «ОСТРОВ ВОЛШЕБНЫХ ЗВУКОВ» (см. приложение №2)

Музыкальный руководитель:

Ну, вот мы с вами и попали на первый остров «Волшебных звуков». Посмотрите, какие необычные деревья на этом острове. Кто же живёт здесь?

(Дети рассматривают изображения острова и видят, что деревья в виде музыкальных инструментов)

Музыкальный руководитель:

Да, судя по деревьям это остров музыкальных инструментов. Мы с вами сейчас отгадаем, какие музыкальные инструменты живут на этом острове.

Проводится музыкально - дидактическая игра «Угадай, на чём играю»

(Музыкальный руководитель по очереди играет на музыкальных инструментах, спрятанных за ширмой, а дети должны угадать какой инструмент звучит).

Музыкальный руководитель:

Здорово, ребята, молодцы, угадали все инструменты.

А сейчас инструменты все возьмём

С ними мы играть начнём.

Вы смотрите на меня,

Дирижёром буду я.

Лишь рукою я взмахну,

Инструменты оживлю.

Лишь взмахну я выше, вы играйте громче,

Лишь взмахну я ниже,

Вы играйте тише.

Общий оркестр «Волна»

Музыкальный руководитель:

К берегу плывёт волна, Дети играют на музыкальных

А за ней ещё одна. инструментах.

Эта выше, Играют громче.

Эта ниже, Играют тихо.

Эта вовсе не видна. Замолкают.

Разразился страшный шторм, Дети громко играют

А потом всё тише, тише. Дети играют тише.

И волна всё ниже, ниже. Замолкают.

Музыкальный руководитель:

Молодцы, ребята! Пока не разыгрался опять страшный шторм давайте, спрячем скорее музыкальные инструменты и отправимся на следующий волшебный остров, который называется «Гармония». А добраться туда мы сможем только с помощью весёлого волшебного танца. Вы готовы?

(Ответы детей)

Исполняется общий танец «Барбарики»

Музыкальный руководитель:

Ребята, этот весёлый танец разжёг в нас горячий огонь. Давайте мы с вами этот огонь скорее потушим, чтобы совсем не сгореть.

Дыхательная гимнастика «Свечка»

СЛАЙД № 3 ОСТРОВ «ГАРМОНИЯ» (см. приложение №3)

Музыкальный руководитель:

Дети, посмотрите какой он интересный этот остров «Гармония».

(Дети вместе с музыкальным руководителем рассматривают остров. Он разделён пополам – одна половина раскрашена в холодные тона, а другая в тёплые.)

Музыкальный руководитель:

Посмотрите, на одной половинке живёт кот Мажор -

Он лучший друг ребят.

С собой всегда приносит

Улыбку, шутку, смех,

И если дружишь с ним

То ждёт тебя успех!

А на другой половинке живёт кот Минор –

Со смехом ему не по пути,

Он грустью дорожит.

Любит, вздыхая слёзы лить

И предлагает нам:

Давайте вместе погрустим,

О чем не знает сам!

Дети, давайте поздороваемся с котом Мажором и котом Минором. Но так, чтобы не обидеть ни того ни другого.

(Дети пропевают слово «Здравствуйте» на мажорный и минорный лад)

Ребята, у котика Минора есть одно любимое музыкальное произведение, я вам сейчас его исполню.

«Осеннюю песнь» П.И. Чайковского.

А как вы думаете, почему эта любимая музыка Минора, какой у неё характер?

(Ответы детей: она грустная, унылая, хмурая)

Да, ребята, я полностью с вами согласна. Это произведение называется «Осенняя песня». А какие бы вы выбрали краски, чтобы нарисовать эту музыку?

(Ответы детей. Дети выбирают цветовую палитру)

А давайте теперь послушаем любимое произведение кота Мажора.

Музыкальный руководитель исполняет

«Неаполитанскую песню» П.И. Чайковского

Это музыкальное произведение называется «Неаполитанская песня». А эта музыка по характеру какая? (Ответы детей: весёлая, подвижная)

А какие бы краски вы выбрали, чтобы нарисовать эту музыку? (Ответы детей. Дети выбирают цветовую палитру).

Да, ребята, какая разная музыка! Я вам открою одну тайну – эту разную музыку написал один и тот же человек. А как называется человек, который сочиняет музыку? (Ответы детей: Композитор) . Так вот, эту музыку написал Петр Ильич Чайковский. (Музыкальный руководитель показывает портрет композитора). Вы не раз ещё услышите музыку этого композитора и увидите его портрет потому, что он написал много музыки для детей. У него есть альбом с музыкальными произведениями написанных для детей, он так и называется «Детский альбом». Так как зовут этого композитора? (Ответы детей).

Ну, что же, ребята, пора нам отправляться дальше навстречу неизведанным островам.

А попадём мы на другой остров лишь тогда, когда выполним следующее задание.

Нужно найти кое-что прозрачное и воздушное, воспользоваться кое-чем острым, достать, что там находится и громко прочитать.

(Дети выполняют задание: находят воздушный шарик и булавку прокалывают шарик, достают записку с кричалкой и громко повторяют за музыкальным руководителем)

Домисолькой стать хочу,

Звонко песни я пою!

СЛАЙД №4 ОСТРОВ «ДОМИСОЛЬКА» (см. приложение №4)

Музыкальный руководитель:

Вот мы с вами на острове «Домисолька». На этом острове живут весёлые нотки. Ребята, а если нотки сложить вместе, что получается?

(Ответы детей: песенка ). Вы любите петь песенки? (Ответы детей). А вы знаете, что петь песенки, разговаривать нам помогают голосовые связки?

Материал: линейка с натянутой тонкой нитью.

Ход опыта:

Ребята подносят руку к горлу, произносят слово шепотом, затем очень громко и объясняют, что почувствовали рукой. Тихо - дрожания не было, громко - дрожание было. Педагог рассказывает о голосовых связках, сравнивая их с тонкой ниточкой. Далее проводится опыт с натянутой на линейку тонкой нитью, если подергать слабо - извлекается тихий звук, и наоборот. Поэтому, если говорить очень громко, то можно повредить голосовые связки (нитка рвется).

Ну, вот мы с вами разобрались, что нам помогают петь голосовые связки. Теперь настало время исполнить песенку, но для начала мы с вами её сочиним. Мы же волшебники и многое умеем, например: сочинять песенки.

Ну что ж, сначала сочиним слова для нашей песни. Я буду начинать фразу, а вы, ребята, мне помогайте - заканчивайте её, предлагайте свою варианты.

Итак:

Я гуляю во дворе

Вижу домик на …

Дети: на горе (на холме, на траве),

Музыкальный руководитель:

Я по лесенке взберусь

И в окошко …….

Дети: постучусь,

Музыкальный руководитель:

Принимай-ка, дом, гостей,

Открывай скорее …..

Дети: дверь!

Музыкальный руководитель:

А ещё можно так:

Принимай-ка, дом, ребят,

Нас, весёлых…

Дети: Дошколят!

Как будем петь первый вариант или второй?

(Решение детей)

Давайте для начала мы песенку проговорим стихами шёпотом.

(Дети исполняют песенку шёпотом под музыкальный аккомпонимент)

А теперь мы исполним песенку весело, задорно, но не забывайте, что если громко петь, то можно повредить голосовые связки!

Исполняют «Весёлую песенку»

Музыкальный руководитель: Ребята, вот и заканчивается наше путешествие по волшебным островам, нам надо возвращаться в детский сад. Вы зажмурьте глаза, а я прочитаю волшебные слова.

Раз, два, три – повернись,

Волшебство остановись.

Музыкальный руководитель:

Ребята, вот мы с вами и вернулись. Вам понравилось путешествие по волшебным островам? У меня есть карта волшебной страны и разноцветные нотки, там, где вам понравилось больше всего отметьте волшебной ноткой.

(Дети приклеивают разноцветные нотки к тому острову, на котором им понравилось)

Музыкальный руководитель:

Мне было очень приятно с вами познакомится. И я думаю, что вы были волшебниками только потому, что внимательно слушали, старались, были прилежными.

Если хочешь волшебником стать?

Надо только помечтать!

А ещё добавить знаний

И терпенья не забудь.

Вот тогда свершится чудо

Только подожди чуть – чуть.

Спасибо, ребята, до свидания!


Конспект

музыкальной непосредственно-образовательной деятельности с использованием ЭОР

«В гости к музыке»

Цель:

Познакомить детей с музыкальными пьесами из «Детского альбома» П.И.Чайковского

Задачи:

    Образовательные:

Познакомить детей с творчеством П.И.Чайковского

Обогащать музыкальные впечатления детей

Закреплять понятие жанр. Уметь определять на слух жанры: марш, полька, вальс

Закреплять знания об инструментах симфонического оркестра.

    Развивающие:

Развивать эмоционально-образное и ассоциативное восприятие музыки

Развивать музыкальные и творческие способности детей

Развивать сенсорное восприятие музыки: различать звучание музыкальных инструментов

Закреплять музыкально-ритмические навыки и навыки игры на детских музыкальных инструментах.

    Воспитательные:

Прививать любовь к классической музыке

Воспитывать культуру слушания музыки

Формировать музыкальный вкус.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр, электронный материал в форме презентации «В гости к музыке», аудиоматериал.

Атрибуты: солдатские кивера, лошадки, шарфы, бубны, маракасы, колокольчики, металлофон, треугольник, деревянные палочки.

Ход непосредственно-образовательной деятельности

Под музыку «Марш» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского дети входят в зал.

(Слайд 1)

Муз.руководитель: Здравствуйте, ребята! Все вы знаете, что художник пишет картины, писатель – книги, а кто сочиняет музыку? Ответы детей.

Правильно! И сегодня мы познакомимся с творчеством великого русского композитора П.И.Чайковского.

(Слайд 2)

П.И.Чайковский жил очень давно – более 100 лет назад. Он написал столько музыкальных произведений, что его и в наше время помнят и ценят во всём мире.

П.И.Чайковский сочинил много опер, балетов, симфоний, и для детей он тоже много музыки написал.

Из своих детских воспоминаний он создаёт «Детский альбом», (слайд 3)

в котором с помощью звуков изобразил всё, чем он любил заниматься в детстве.

А где можно слушать музыку? Ответы детей.

Мы сегодня отправимся в концертный зал слушать музыку П.И.Чайковского.

Посмотрите, какие бывают концертные залы. (Слайд 4)

Вот так они выглядят снаружи. Это здание нашей Краснодарской филармонии.

А вот так внутри. (Слайд 5)

А теперь давайте пройдём в концертный зал и займём свои места.

Под музыку «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского дети садятся на стульчики.

Кто мы теперь в концертном зале? Ответы детей.

Слушатели! А в старину говорили – почтеннейшая публика! Что это значит?

Сядьте так, чтобы про вас можно было так сказать «Почтеннейшая публика!».

Я буду конферансье – рассказчик на этом концерте. И так – начинаем! (Слайд 3)

« Бом, бом, бом –

Открывается альбом.

Не простой, а музыкальный,

То весёлый, то печальный,

Сочинённый для ребят

Много, много лет назад».

Звучит «Сладкая грёза» (слайд 6)

Скажите, какая была музыка? Спокойная, светлая, нежная, тихая.

А что такое грёза? Мечты, воспоминания.

Как приятно мечтать о чём-то, глядя в окно холодным зимним днём.

П.И.Чайковский, когда был маленьким, любил слушать рассказы своей любимой бабушки, мечтать и, конечно же, любил свои игрушки, играть с ними.

Вот, сколько их много! (Слайд 7)

Я думаю, что вы сможете сами узнать игрушку, изображённую в музыке.

Звучит «Игра в лошадки»

О чём эта музыка? Ответы детей.

Как она звучит? Быстро, стремительно, отрывисто, громко.

На что похожа музыка?

Какая игрушка изображена в музыке? Ответы детей. (Слайд 8)

Пьеса называется «Игра в лошадки».

А теперь послушаем следующую пьесу из «Детского альбома» и узнаем, какую ещё игрушку изобразил П.И.Чайковский в музыке.

Звучит «Марш деревянных солдатиков» (слайд 7)

Узнали? Кто прозвучал в музыке? Ответы детей.

А какая была музыка? Громкая, ритмичная, чёткая, бодрая.

Отгадайте жанр. (Слайд 9)

Правильно! Это – марш. (Слайд 10)

П.И.Чайковский так и назвал эту пьесу «Марш деревянных солдатиков»

«Мы деревянные солдаты,

Мы маршируем левой-правой.

Мы стражи сказочных ворот,

Их охраняем круглый год.

Мы маршируем чётко, браво,

Нам не страшны путей преграды,

Мы охраняем городок, где музыка живёт!»

Сейчас я предлагаю поиграть. Часть мальчиков будут маршировать, как солдатики (надеваются кивера), а другая часть мальчиков – скакать на лошадках (раздаются кони) . Чья музыка зазвучит, те и выполняют задание.

Игра «Солдаты и всадники»

садятся.

Мы продолжаем слушать пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского

Звучит «Вальс»

Какая музыка? Светлая, лёгкая, красивая. (Слайд 9)

А какого она жанра? Ответы детей.

Правильно – жанр танца.

А какой танцевальный жанр? Дети отвечают. (Слайд 11)

Под музыку П.И.Чайковского мы можем не только мечтать, маршировать и играть в игрушки, но и танцевать. Девочки, возьмите шарфики и давайте станцуем вальс.

Звучит «Вальс», девочки танцуют с шарфиками

садятся.

Муз. руководитель: «Бом, бом, бом – мы листаем наш альбом!»

Я предлагаю вашему вниманию прослушать ещё одну пьесу из «Детского альбома».

Звучит «Полька» (Слайд 12)

Какой характер музыки? Лёгкий, весёлый.

А какой танцевальный жанр? Ответы детей.

Правильно – полька.

А какие вы услышали музыкальные инструменты? (Слайд 13)

- Правильно – скрипка. (Слайд 14)

К какой группе инструментов симфонического оркестра она относится? Ответы.

(Слайд 15)

Какие ещё музыкальные инструменты относятся к этой группе? Ответы детей.

Какие ещё группы инструментов симфонического оркестра вы знаете? (Слайд 16)

Сейчас мы прослушаем эту же польку, только в исполнении оркестра ударных инструментов.

Звучит «Полька» из «Детского альбома» в исп. ансамбля «Виват»

Изменилась музыка?

Характер музыки остался тот же весёлый, лёгкий, а изменился образ.

Какие ударные музыкальные инструменты вы услышали? (Слайд 17)

А теперь я предлагаю вам поиграть в оркестре. Давайте возьмём музыкальные инструменты и сыграем «Польку» П.И.Чайковского

Игра в оркестре «Полька»

Дорогие друзья, наша встреча с музыкой подходит к концу. Занавес в концертном зале опускается (слайд 18), спасибо за внимание, почтеннейшая публика!

Ребята, сегодня мы с вами побывали в концертном зале и познакомились с творчеством великого русского композитора П.И.Чайковского, историей создания сборника «Детский альбом» и с некоторыми пьесами из этого альбома. Я надеюсь, что вы с удовольствием слушали музыку, танцевали, играли в оркестре. Мне очень понравилось быть участницей этого концерта, а вам? Ответы детей.

Под музыку «Вальс» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» дети выходят из зала

Список используемой литературы и музыкального материала:

    И. Каплунова, И. Новоскольцева «Ладушки»: Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб./2010

    И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день» 3CD старшая группа

    Н. А. Метлов «Музыка -детям»: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада / Сост. С. И. Чешева, А. П. Николаичева. – М.: Просвещение, 1985.

    Т. Н. Девятова «Звук – волшебник» / Материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.-М.: ЛИНКА –ПРЕСС, 2006.

    Тематические дни и недели в ДОУ. Музыка. /Автор-сост. Н. Б.Улашенко – Волгоград: ИТД «Корифей»

Пантелеева Елена Анатольевна,

музыкальный руководитель

МБОУ "СОШ № 2"

ХМАО-Югра, г. Югорск

Цель

Формировать знания детей о видах звуков, музыкальной грамоте. Развивать музыкальные способности посредством исполнения песен, танцев, игры на музыкальных инструментах. Воспитывать любовь к музыке.

Ход занятия .

Музыкальный руководитель:

Ребята, сегодня наше занятие мы начнем с веселой зарядки.

Мы, ребятки дружно, вместе

Совершаем бег на месте.

Если в сердце не покой,

Громко топнули ногой!

И другой!

А теперь мои хорошие

Громко хлопайте в ладоши!

И садитесь!

Музыкальный руководитель:

Ребята, что мы сейчас делали?

Дети. Топали, хлопали, шумели.

Музыкальный руководитель:

Как можно назвать такие звуки?

Дети. Шумы.

Музыкальный руководитель:

Давайте минуточку помолчим и прислушаемся к звукам вокруг нас. Как вы думаете, этот мир молчаливый или нет? (ответ). Мир вокруг нас звучащий. Вокруг нас живет много звуков.

Скажите, какие звуки можно слышать на улице? А какие дома? (ответ)

Правильно, все это шумы. Давайте поиграем. я буду загадывать шумы, а вы отгадывать.

Игра «Отгадай шумы» (за ширмой звучат шумы)

Шумы - это немузыкальные звуки, к ним относятся и голоса природы, что сейчас вы слышите?

Что вы слышите сейчас? (играет на металлофоне ). Это тоже звуки, но какие? Шумовые?

(ответ) Звуки, исполняемые на музыкальных инструментах, называются музыкальными. К музыкальным звукам относится и пение человека. Давайте повторим: какие бывают звуки.

Музыкальный руководитель : А сейчас проведем небольшую викторину.

разделимся на две команды и возьмем карточки, я буду называть звуки, а вы будете относить их к музыкальным или не музыкальным.

(пение мальчика, скрип дверей, звучание женского хора, шум моря, стук мяча, игра на скрипке, звучание оркестра, шум машины, игра на фортепиано)

А по каким звукам можно узнать человека, даже не видя его?

Музыкальный руководитель: Ребята, я предлагаю вам совершить путешествие в Страну Музыкальных звуков, но сначала нужно ответить на вопросы.

Кто такой композитор?

Кто такой музыкант?

Для кого исполняет свои произведения музыкант? (для слушателей)

Я вижу, вы готовы к путешествию. Молодцы!

А в страну Музыкальных звуков нас доставит необычный корабль.

Логоритмическая композиция «На воздушном корабле» (автор стихов и движений Е.Е. Соколова)

Вот мы и прилетели в страну Музыкальных звуков, в городок «Динь-динь». Как же зовут жителей этого городка? Отгадайте загадку.

Веселые крючочки

На линейках сидят

На линейках сидят

Песни петь велят? (ноты)

Есть у меня волшебный ключик, без которого не открыть дверь в домик, где живут ноты. Как называется этот ключ? (скрипичный ключ, или ключ «соль»)

Вот и пришла пора познакомиться с нашими нотками.

Дети рассказывают о нотах, и располагаю их на нотном стане

Нота «до»

«До» бежит домой по дорожке,

«До» добралась до ворот

Вверх по лесенке идет.

Нота «ре»

Нотка спряталась в норе,

Под первой линеечкой

Нота «ми»

На линейке первой – «ми»!

Музыканты знают это!

Вот теперь и ты пойми:

Нот других со мною нету!

Нота «фа»

«Фа» - в лесу кричит сова!

Нота «соль»

На второй линейке – я,

Нотой «соль» зовут меня.

Нота «ля»

«Ля» - запела вся земля!

Нота «си»

Нота «си»! Я – тоньше всех,

Вот и забралась наверх.

Я живу над «ми» и «соль»,

Третья линеечка – адрес мой!

На пяти линейках

Весело и дружно

Ноты все живут.

До, ре, ми, фа, соль, ля, си, - вот как их зовут!

Дети поют гамму

Вот теперь все нотки в сборе,

Значит, петь сумеем вскоре!

По лесенке - чудесенке.

Так легко вверх, вниз шагать

Ноты нужно изучать,

Чтобы спеть нам песенку!

Песня «Начинаем хоровод» (сб. «Зимняя фантазия» И.Каплунова, И.Новоскольцева)

Музыкальный руководитель:

Ребята, нотки очень шаловливые, любят бегать, прыгать, танцевать и умеют дружить.

Покажите, какие вы веселые и дружные.

Игра «Ищи» (сб. «Праздник каждый день» И.Каплунова, И.Новоскольцева)

Сейчас ноты приглашают вас в музыкальный магазин, где продаются музыкальные инструменты. Это магазин необыкновенный, чтобы сделать покупку необходимо правильно простучать ритм.

Игра «Музыкальное лото»
Сказка «Курочка Ряба»
дети озвучивают сказку автор Т.Э.Тютюнникова

Музыкальный руководитель .

Вот мы с вами и побывали в стране, где живут ноты. Нотки очень любят свой родной город, в котором живут, а в каком городе живете вы? (ответ). Вы любите свой город?

Давайте споем песню о Родине, о родном крае, где вы родились.

Песня «Что зовем Родиной» (журнал «Колокольчик»№25 2002г.)

Музыкальный руководитель : Ребята, наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться в детский сад. Я хочу вам пожелать, любите музыку, дружите с ней. Пусть музыка будет вашим другом. Добрых вам встреч с музыкой! Пусть в вашей душе звучит маленький колокольчик, звук которого дарит вам тепло и радость окружающим!

Под музыку дети уходят из зала.

Используемая литература.

Н.А. Морева «Музыкальные занятия и развлечения в дошкольном учреждении»

Журнал «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки » №3 2002г.

Журнал «Музыкальная палитра» №4 2005 г.

Журнал «Колокольчик»№25 2002г.

«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000899, дата отправки 21 февраля 2013 г., № квитанции 62502658075633

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 г.Липецка Конспект НОД «Путешествие в музыкальную страну Звуков» образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» (средняя группа) Задачи: Образовательные  Привлечь внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков.  Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них.  Исполнять не сложный аккомпанемент в виде остинатных ритмоформул.  Слышать сильную и слабую доли, паузы, обозначать их звучащими жестами или музыкальными инструментами.  Использовать музыкальные инструменты для озвучивания сказки.  Закреплять навыки количественного счета до пяти Развивающие Развивать:  Развитие детского творчества при обучении игре на детских музыкальных инструментах Воспитательные  Формирование навыков сотрудничества и сотворчества в детском коллективе,  Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при музицировании. Ход НОД: Дети заходят в музыкальный зал. Муз.рук.: - Ребята, на свете много разных звуков, мы всегда что-нибудь слышим: шорохи, рокот автомобиля, скрип веток, звонок телефона, журчание воды, пение птиц, стрекотание кузнечика. Это звуки-шумы. Чтобы с ними познакомиться, нужно только хорошенько прислушаться ко всему, что происходит вокруг. - Вы слышите, что это за звуки? (шуршат листья, воет ветер, льет дождь, птицы галдят). В какое время года мы можем услышать эти звуки? (осенью) А почему вы так думаете? (высказывания детей об осенних приметах) Муз. рук.:- У каждого времени года свои особенные звуки. Послушайте....(пение птиц, шум леса) Ребята, как вы думаете, в какое время года мы можем услышать шум листвы и пение птиц? (летом). Затем педагог предлагает послушать звуки зимы: скрип снега под ногами, звуки метели, вьюги). Муз.рук.:- Ребята, а это что за звук, слышите? На что он похож? Кто это? Воспитатель выкатывает музыкальную игрушку Колобка Дети: - это Колобок! Он не простой - музыкальный! Слышите? Он хочет нам что-то сказать. На экране появляется колобок: « Я веселый Колобок! Хочу пригласить вас, ребята, совершить со мной осеннее сказочное путешествие в музыкальную страну, где живут замечательные маленькие волшебники - звуки» . Муз.рук. - Ребята, вы любите путешествовать? (Да) Тогда принимаем приглашение Колобка и отправляемся в путешествие, но кто нам покажет дорогу? Кол. :- Я буду показывать вам дорогу, а вы идите все время за мной! Чтобы попасть в эту страну нужно сказать волшебные слова: -В волшебство мы все поверим – сказка нам откроет двери! Дети повторяют слова вместе с Колобком. Муз. : -Вот мы и попали в музыкальную страну, где живут звуки. Слышите, что это за звук нас встречает? (Это едет машина, сигналит машина) Муз.рук.:- Да, мы с вами услышали звук подъехавшей машины. Музыкальный Колобок приглашает прокатиться всех на машине. Держитесь крепко за руль. Поехали. Игровая миниатюра «Машины» Дети подпевают и двигаются по залу «топотушками». Едем, едем на машине мы по Липецкой земле, По березовой, сосновой, по дубовой стороне. Муз.рук. - Вот и закончилась хорошая, ровная дорога, а впереди узкие тропинки, дальше мы на машине не проедем. Что же нам делать? На чем отправляться дальше? (ответы детей). - Ребята, а давайте побежим по дорожке по осенним листочкам, а ладошками покажем как листики под ногами шуршат Скачут « боковым галопом» Муз. Ребята, смотрите, куда мы с вами прибежали? (в лес). На экране появляется картинка осеннего леса. -Какое сейчас время года в лесу? А какой он, осенний лес? (ответы детей) Очень красив осенний лес! Он может петь, шуметь, шуршать, а еще любит играть! Давайте поиграем, повторяйте вместе со мной! Фонопедическое упражнение «Осень» Осень листья золотит, Ветер ими шелестит: Шур- Шур- Шур, Шур- Шур- Шур. Ритмично потирают ладонью ладонь Он с деревьев их разносит. Поиграет, снова бросит: У- У- У, У- У- У. Ритмично скрещивают поднятые вверх руки. Вверх поднимет, закружит И на месте завертит: У- У- У, У- У- У. Делают круговые движения указательными пальцами. То к земле прижмет, погладит, Вдруг на веточку посадит: Так – Так - Так, Так – Так - Так. Ритмично похлопывают ладонями по кругу Соберет большую кучу, Убежит и сядет в тучу. Ритмично сжимают и разжимают руки. Как хорошо мы с вами поиграли с волшебницей Осенью, с золотыми листиками, а где же наш музыкальный Колобок? Вы слышите, где раздаются эти звуки?(ответы детей: кваканье лягушки) Звучат звуки «На болоте». Муз.рук.:- Ребята, смотрите, Колобок прикатился к болоту, он наверно хочет нас познакомить со своим другом – Лягушонком Квак. Муз. рук. -Здравствуй, Лягушонок Квак. - Ребята, Лягушонок хочет нам рассказать свою историю и поиграть с вами, давайте присядем на пенечки и послушаем. Воспитатель рассказывает от имени лягушонка Квака. Лягушонок:- Однажды я решил погулять. И вдруг на меня упала капелька дождя (ударяю по пластинке металлофона 1 раз). Музрук. Сколько капелек дождя упало на Лягушонка? ответы детей (1) Лягушонок: - Тут тучка закрыла солнышко, стало темно, и на меня капнуло ещё несколько капель (ударяю несколько раз). Музрук. - Давайте посчитаем, сколько капелек дождя упало на Лягушонка? (2) Муз.рук. – Ребята, подумайте и скажите, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть «музыку дождя». (треугольник, колокольчик, металлофон) - Ребята, давайте будем играть вместе с Лягушонком и считать капельки. Дети берут в руки инструменты и выполняют действия по ходу рассказа. Лягушонок: - В начале капельки капали редко (редкие удары) (1 капля. 2 капли, 3 капли), а затем дождик разошёлся не на шутку и капельки полились одна за другой всё чаще и чаще. Дождь усилился (частые удары). Я прыгнул в озеро и стал ждать, когда кончится дождь. Вскоре дождь кончился, и опять выглянуло солнышко». Лягушонок: - Вам понравилась моя история? ответы детей Тогда я предлагаю вам придумать и сыграют свою песенку дождя? А я ее послушаю. Инструментальная импровизация. (1-3) Дети выбирают музыкальный инструмент: колокольчики, треугольник, бубен и поочередно исполняют свою «музыку дождя». Воспит. - Ребята, бегите скорее ко мне под зонт, кажется дождь начинается. Муз.рук.:- Давайте споем песенку про дождик он и перестанет идти. "Песенка про дождик" Муз. рук. - ребята, пока мы с вами играли -дождик разогнал все тучки и опять выглянуло солнышко. Ой, а где же Колобок? дети ищут Он наверное испугался дождика и укатился, но куда? На экране появляется теремок. Музыкально- дидактическая игра «Кто в теремочке живет?» Муз.Рук. - Колобок наш покатился и на волшебной полянке очутился. Что на полянке стоит? (теремок) - Терем, терем, теремок, он не низок не высок. Это терем не простой - музыкальный - вот какой! Только кто же в теремочке том живет? - Ой, смотрите, мышка к нам сюда идет, пи-пи-пи она поет! Скажите, как поет мышка свою песенку? (тоненько, высоко). Давайте вместе с мышкой споем ее песенку дети поют - А на каких инструментах можно подыграть мышке, когда она поет? (дети отвечают, на экране появляются инструменты) - На каком этаже мы поселим мышку в нашем теремке? (на самом высоком) На экране мышка бежит по лестнице на самый верхний этаж. Так повторяется с каждым персонажем(заяц, медведь). - На полянке скачет зайка. Ну–ка, зайка, угадай-ка Сейчас куда тебе бежать? Вверх, вниз или стоять? Муз.рук. играет на одном звуке ксилофона и напевает: «Зайка, зайка, успокойся, Нас, трусишка, ты не бойся!» (Ответы детей: стоять. Заяц поет на одном звуке "никого я не боюсь, в теремочке поселюсь"). - А для зайчика какой музыкальный инструмент мы подберем? (ложки, бубен) Муз.рук. Мы поселим зайчика в теремке на каком этаже? (в середине) Муз.рук.: Идет к теремку медведь. Он со всеми хочет петь! Хочет в теремке он жить со зверюшками дружить! Поможем косолапому? (Да) Муз.рук.: А как может шагать Медведь? ответы детей Какой инструмент может это показать? Барабан. Куда же мы поселим Медведя? (внизу) Дети поют медленно, грубо, без мелодии: «топ!» Муз.рук.: Звери в Музыкальном теремочке сидят, Из окошка на ребяток глядят. Колобок Треугольник есть и ложки, Бубны, палочки, гармошки. Нужно все их сразу взять Дружно вместе заиграть. Буду я тут дирижером, Кто же вы, ответьте хором? (Оркестр) Муз.рук.: - Собрался веселый хор, Колобок наш -дирижер! Дружно инструменты взяли и в оркестре заиграли! Педагог предлагает детям выбрать любой музыкальный инструмент. Дети играют в оркестре «Плясовая» (импровизация) Муз.рук: Вы все весело играли, В сказке доброй побывали Возвращаться нам пора. В путь - дорогу, детвора! Спасибо, тебе, Колобок за такое увлекательное путешествие! Ребята, видите сколько всего интересного мы с вами узнали во время путешествия, сколько разных звуков услышали, познакомились с разными музыкальными инструментами. А что вам больше всего запомнилось, ребята? Ответы детей. Колобок появляется на экране и говорит: - Подставляйте ладони, Я насыплю вам солнца, Подарю тёплый ветер, И рассвет голубой. А главное - дарю я вам музыку, Вы возьмите её с собой!

Выбор редакции
Планеты - являются сигнификаторами или же показателями качества энергии, той или иной сферы нашей жизни. Это ретрансляторы, принимающие и...

Узники Освенцима были освобождены за четыре месяца до окончания Второй мировой войны. К тому времени осталось их немного. В погибло почти...

Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...

Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...
Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...
Слайд 2 Визитная карточка Территория: 1 219 912 км² Население: 48601098чел. Столица: Кейптаун Официальный язык: английский, африкаанс,...
Всякая организация включает в свой состав объекты, классифицируемые как ОС, по которым проводятся амортизационные отчисления. В рамках...