Несостоятельность несостоятельный. Все чаще выявляется несостоятельность традиционных взглядов на болезни и их лечение


Предварительный просмотр:

1. Кому был посвящён роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»?

А) Н.Г.Чернышевскому

Б) Н.А.Некрасову

В) Н.А.Добролюбову

Г) В.Г.Белинскому

2. Несостоятельность взглядов Базарова раскрывается:

а) в идейных спорах Базарова и П. П. Кирсанова

б) в любовном конфликте с Одинцовой

В) в диалогах с Аркадием Кирсановым

г) в отношениях с Ситниковым и Кукшиной

3. К какому сословию принадлежал Базаров?

4. Чем закончилась дуэль Базарова и Павла Петровича Кирсанова?

а) смертью Базарова б) смертью Кирсанова в) Кирсанов был ранен

г) герои отказались от подобного способа решения споров

5. И. С. Тургенева заслуженно называют «мастером русского пейзажа. Каков характер пейзажа в финальной сцене (у могилы Базарова)?

а) романтический б) социальный

в) психологический г) философский

6. Укажите, какой тип КОМПОЗИЦИИ использовал автор в романе «Отцы и дети».

а) кольцевая или циклическая

б) последовательная

в) параллельная

7. Что понимает под «нигилизмом» И. С. Тургенев?

а) полное отрицание знаний, накопленных человечеством

б) революционно-демократическое мировоззрение

В) отрицание политической системы, государственного строя

г) естественнонаучные теории

8. Какой герой романа И. С. Тургенева »Отцы и дети» является по сути выразителем точки зрения автора?

а) Павел Петрович Кирсанов

б) Евгений Базаров

в) Николай Петрович Кирсанов

г) Анна Сергеевна Одинцова

9. Определите героя по портрету.

Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана, красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какой-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица.

а) Фенечка б) Евдоксия Кукшина в) Катя Лаптева г) Анна Сергеевна Одинцова 10. Почему А. С. Одинцова не ответила взаимностью на чувство Базарова?

а) она не испытывала к Базарову чувства любви

б) она презирала Базарова, так как он был низкого происхождения

в) она испугалась любви Базарова и решила, что

г) Базаров был всего лишь ей любопытен

11. Какому критику принадлежит следующее высказывание о Базарове?

« Умереть так, как умер Базаров, - все равно что сделать великий подвиг»

а) В. Г. Белинскому б) Н. Г. Чернышевскому

в) М. А. Антоновичу г) Д. И. Писареву

12. Какова судьба Павла Петровича Кирсанова после дуэли и смерти Базарова?

а) продолжает по-прежнему жить в имении с братом

б) уезжает за границу

в) вернулся в Петербург я ведет светский образ жизни

г) занялся хозяйством и благоустройством имения и стал хорошим хозяином

13. В романе И. С. Тургенева »Отцы и дети» важную роль для характеристики героя играет предметно-бытовая деталь. Найдите соответствие между предметно-бытовой деталью и героем романа.

а) серебряная пепельница в форме лаптя

б) томик стихов А. С. Пушкина

в) клетчатый балахон с кистями

г) вензель из волос в черной рамке и диплом под стеклом

А) Василий Иванович Базаров

Б) Павел Петрович Кирсанов

В) Николай Петрович Кирсанов

Г) Евгений Базаров

14. К какому литературному направлению относится творчество И. С. Тургенева?

а) классицизм б) сентиментализм

в) романтизм г) реализм

15. Укажите, как называлось родовое имение И. С. Тургенева?

а) Карабиха

б) Ясная поляна

в) Спасское-Лутовиново

г) Мураново

16. По происхождению И. С. Тургенев был:

а) дворянином

б) мещанином

в) разночинцем

17. В основе романа «Отцы и дети» лежит конфликт:

а) отца и сына Кирсановых (конфликт поколений)

б) помещиков и крепостных крестьян (социальный конфликт)

в) разночинцев-демократов и либеральных дворян (идейный конфликт)

г) Базарова и Одинцовой (любовный конфликт)

18. В каком году начинается действие романа «Отцы и дети»?

а) январь 1840 г.

б) март 1849 г.

в) май 1859 г.

г) сентябрь 1861 г.

19. В спорах Базаров отрицал искусство, любовь, при роду. Кто из героев романа был главным оппонентом Базарова по эстетическим вопросам?

а) Аркадий Кирсанов

б) Павел Петрович Кирсанов

в) Анна Сергеевна Одинцова

г) Николай Петрович Кирсанов

20. Кого из героев романа «Отцы и дети» Д. И. Писарев назвал «маленьким Печориным»?

а) Е. В. Базарова

б) П. П. Кирсанова

в) Аркадия Кирсанова

г) Н. П. Кирсанова

21. Аркадий Кирсанов рассказывает Е. Базарову историю жизни своего дяди, П. П. Кирсанова, для того чтобы:

а) удовлетворить любопытство Базарова

б) занять скучающего друга

в) расположить Базарова в пользу дяди

г) оправдать сибаризм П. П. Кирсанова

22. Какое слово в лексиконе Е. Базарова относится к ругательным?

а) прогресс

б) либерализм

в) романтизм

г) «принсипы»

23. Какую роль играют женские образы в произведениях И С. Тургенева?

а) введены для развития сюжета

б) с их помощью проверяются личностные качества героя

в) они вдохновляют героев-мужчин на поступки

г) они противопоставлены главному герою

24. Базаров и П. П. Кирсанов противопоставлены друг другу образом жизни, мыслей, внешностью. Есть ли в характерах этих героев черты сходства? Укажите черту сходства этих героев.

а) «сатанинская гордость» б) низкое происхождение

в) цинизм г) прагматизм

25. Для чего И. С. Тургенев поставил демократа Базарова рядом с одним из лучших представителей дворянства, Павлом Петровичем Кирсановым?

а) для того, чтобы показать несостоятельность взглядов Базарова

б) для того, чтобы показать несостоятельность дворянского класса и моральное превосходство демократа над аристократом

в) для того, чтобы унизить демократа Базарова

г) для того, чтобы подчеркнуть аристократизм П. П. Кирсанова

а) И. С. Тургенев считал, что такие люди, как Базаров, бесполезны

б) И. С. Тургенев считал, что такие люди, как Базаров, преждевременны, опережают время

в) И. С. Тургенев считал, что такие люди, как Базаров, не принесут ничего России, кроме вреда

г) И. С. Тургенев считал, что такие люди, как Базаров, уникальны, не типичны для России

27. К какому сословию принадлежал Базаров?

а) дворянство б) мещанство в) разночинцы г) крестьянство

а) герой вызывает презрение

б) герой вызывает сочувствие

в) герой обрисован иронически

29. Какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе «Отцы и дети»?

Места, по которым они проезжали, не могли называться живописными. Поля, все поля тянулись вплоть до самого небосклона... Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами... Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корою и обломанными ветвями...

а) эстетическую

б) социальную

в) философскую

г) психологическую

Тест по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

  1. а- б б- в в-г г- а

1. К какому литературному направлению относится творчество И.С.Тургенева?

А) классицизм

Б) сентиментализм

В) романтизм

Г) реализм

2. С каким журналом большую часть своей творческой жизни сотрудничал Тургенев?

А) “Вестник Европы”

Б) “Современник”

В) “Отечественные записки”

Г) “Русский вестник”

3. Определите жанр романа И.С.Тургенева “Отцы и дети”.

А) семейный

Б) любовный

В) социально-психологический

Г) роман-путешествие

4. Какова композиция романа?

А) последовательная

Б) циклическая (повторяющаяся)

В) зеркальная

Г) “роман в романе”

А) углубить конфликт

Б) показать несостоятельность идей, убеждений героя

В) показать изменения, происходящие с героем

6. К какому сословию принадлежит Базаров?

А) дворянин

Б) разночинец

Г) крестьянин

7. Давая общую оценку политического содержания своего романа, Тургенев писал: “Вся моя повесть направлена против … как передового класса” (выберите нужное).

А) пролетариата

Б) крестьянства

В) революционных демократов

Г) дворянства

8. Кому из героев романа соответствуют данные характеристики? Ответы запишите.

А) представитель молодого дворянского поколения, постепенно превращающийся в обыкновенного помещика с поверхностными демократическими увлечениями

Б) противник всего подлинно демократического, любующийся собой аристократ, жизнь которого свелась к любви и сожалению об ушедшем прошлом

________________________________________________________________________

В) представитель типа “уходящего барства”, плохо приспособленный к новым условиям жизни, поклонник искусства и природы

________________________________________________________________________

Г) натура независимая, не признающая никаких авторитетов, нигилист

________________________________________________________________________

9. Какой конфликт лежит в основе романа?

А) социальный (дворянство – народ)

Б) конфликт поколений (старшее поколение – молодёжь)

В) идейный (либеральные дворяне – революционеры-демократы)

Г) любовный (Базаров – Одинцова)

10. Какие темы не были затронуты в спорах Базарова и Павла Петровича Кирсанова?

А) о принципах

Б) об искусстве

В) о любви

Г) об аристократах

Д) о нигилизме

Е) о пролетариате

Ж) о крестьянстве

З) о науке

11. На какой круг русского общества Базаров возлагает надежды по дальнейшему развитию России?

А) интеллигенция

Б) аристократия

В) патриархальное дворянство

Г) крестьянство

12. В чём раскрывается несостоятельность взглядов Базарова?

А) споры с П.П.Кирсановым

Б) любовь к Одинцовой

В) разрыв с Аркадием

Г) отношения с родителями

13. Какова роль образов Ситникова и Кукшиной в романе?

А) показать, что у Базарова есть соратники

Б) показать более деятельных “новых людей”, чем Базаров

В) сатирически изобразить тип людей, пристроившихся к нигилизму

Г) показать антиподов братьев Кирсановых

А) Аркадий

Б) Николай Петрович Кирсанов

В) Ситников

Г) Василий Иванович Базаров

15. Кто из героев романа в большей степени близок самому Тургеневу, его мировосприятию?

А) Базаров

Б) Павел Петрович Кирсанов

В) Николай Петрович Кирсанов

Г) Одинцова

16. Почему Одинцова не ответила на чувства Базарова?

А) презирала Базарова

Б) считала своё чувство к нему низменной страстью

В) не разделяла его взгляды на жизнь

Г) боялась лишиться покоя в жизни

17. Какова роль женских образов в романе?

Б) вдохновляют героев-мужчин на определённые поступки

В) сталкивают героев-мужчин

Г) противопоставлены главному герою

18. Назовите имена героев, для характеристики которых автор использует следующие предметно-бытовые детали. Ответы запишите.

А) серебряная пепельница в форме лаптя _________________________________

Б) томик стихов Пушкина ______________________________________________

В) балахон с кистями __________________________________________________

Г) вензель из волос в чёрной рамке и диплом под стеклом ___________________

19. Почему Тургенев приводит Базарова к смерти?

А) смерть вызвана безответной любовью

А) победа естественной жизни над искусственно созданной теорией

Б) слабость героя делает невозможной реализацию его теории

В) конфликт разрешается в пользу дворянства

Г) конфликт разрешается в пользу Базарова, а значит, революционеров-демократов

21. Какова функция данного пейзажа в романе?

“ Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, всё поля тянулись вплоть до самого небосклона… Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избёнками под тёмными, часто до половины размётанными крышами… Как нарочно, мужички встречались все обтрёханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корою и обломанными ветвями…”

А) романтическая

Б) социальная

В) психологическая

Г) философская

22. Какую функцию выполняет пейзаж в финале романа?

“ Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии “равнодушной” природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…”

А) романтическую

Б) социальную

В) психологическую

Г) философскую

23. Кто из критиков не писал статью о романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”?

А) В. Белинский

Б) Д. Писарев

В) Н. Страхов

А) В. Белинский

Б) Д. Писарев

В) Н. Страхов

Г) М. Антонович

25. Сколько, по вашему мнению, действующих лиц в романе?

1. Г 10. В, Е 19. В
2. Б 11. А 20. А
3. В 12. Б 21. Б
4. Б 13. В 22. Г
5. В 14. Г 23. А
6. Б 15. В 24. Б
7. Г 16. Г 25. В
8. А) Аркадий

Б) П.П.Кирсанов

В) Н.П.Кирсанов

Г) Е.Базаров

17. А
18. А) П.П.Кирсанов

Б) Н.П.Кирсанов

В) Е.Базаров

Г) В.И.Базаров

9. В

Использованная литература.

1. Алиева Л.Ю., Торкунова Т.В. Тесты по литературе. - М.: Айрис-пресс, 2004.

2. Михайлова И.М. Литература: Тесты. 9-11 кл.- М.: Дрофа, 2000.

3. Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11 классы.- М.: Олимп, Астрель, АСТ, 2000.

Несостоятельность как качество личности – неспособность решить задачи, ради которых получено человеческое воплощение; неспособность достойным образом реализовать свою природу, добросовестно исполнять свой долг, обязанности; склонность демонстрировать свою неполноценность в довольно широком наборе ситуаций, иметь длинную историю неудач.

Одна замужняя женщина жалуется другой на несостоятельность мужа в постели: — Снизу его положишь — задыхается, сверху — засыпает, сбоку — телевизор, гад, смотрит!

Две подруги: одна замуж выходит, другая у нее - свидетельницей, решили накануне бракосочетания устроить девичник. Свидетельница, похотливо потягиваясь, говорит: Надо позвать 64 мужика! Невеста даже привстала со стула: Опа, а куда так много? Ну, прикинь,- отвечает свидетельница.- Из них половина точно окажется голубыми. Ну, допустим,- отвечает невеста. - Остается 32. Не многовато будет? Половина из этих окажется несостоятельными - свидетельница согнула указательный палец вниз. — Ну, да? Чо, прямо - половина несостоятельных? - невеста даже вынула чупа-чупс от волнения. — Хуже! Половина из оставшихся напьется и тоже ничего не сможет! - ответила, сморщившись, более опытная свидетельница.

– Вот же сволочи! - невеста сморщила лобик и стала считать в уме.- Остается четыре. Правильно,- свидетельница показала два пальца на одной руке, два - на другой. Пальцы показывали вверх. А зачем четыре, спросила невеста и снова засунула чупа-чупс в рот. Ну, как же. Ты совсем, что ли девочка? - свидетельница уже теряла терпение от такой умственной несостоятельности своей младшей подруги. — А вдруг нам захочется по два раза!

Несостоятельный человек – банкрот жизни. Жизненное фиаско – расписка в собственной несостоятельности. Жизнь пролетела, как мгновение, но другие за это мгновение успели сделать всё возможное, чтобы максимально близко приблизиться по своим качествам личности к Богу. Другие развивали разум, занимались самоосознанием, взращивали в себе положительные качества личности, совершенствовались, личностно росли, поднимая потенциал своего развития до вершин духовности.

Несостоятельный человек – не состоялся как жил только для себя, корысть была его знаменем. Он ничего не сделал полезного людям, всю жизнь завидовал, осуждал и обвинял других, оправдывал себя в самых немыслимых ситуациях, бросался с пеной у рта защищать свою важность и значимость, хотя в глазах окружающих он выглядел тусклым нолём без даже тонюсенькой палочки.

Несостоятельный человек так и остался незрелой, нецелостной и дисгармоничной личностью. Он не смог найти свой путь в жизни, поэтому по праву может называться беспутным человеком. Он вёл бесцельный образ жизни, украв у себя счастье, идти по предназначенному ему пути. Он только плакался в жилетку на несправедливость жизни.

Сказал лист белоснежной бумаги: — Пусть обвиняют меня в том, что я не выполнил своё предназначение, что остался несостоятельным. Чистым я сотворён и пребуду чистым вовеки- веков. Пусть лучше меня сожгут и обратят в пепел, чем я позволю чему-то тёмному или нечистому даже близко ко мне подойти, не то, что прикоснуться! Чернильница слышала, что говорила бумага, и в чёрном сердце своём смеялась над ней, однако приблизиться так и не посмела. Слышали её и цветные карандаши, но подступить к ней тоже не отважились. И остался белоснежный лист бумаги чистым и несостоятельным навсегда - чистым и несостоятельным - и пустым.

Несостоятельному человеку никогда не приходила в голову мысль взять ответственность на себя за всё, что происходит в его жизни. Он, как самосвал, всю жизнь сваливал ответственность на других. Всегда был прав и никогда не был виноватым.

Несостоятельный человек так и не понял, что за свободой выбора следуют обязательства, которые нужно свято исполнять всю жизнь. Свобода не в том, что женился, настрогал пять детей и потом, как свободная» личность, побежал за очередной юбкой. Свобода состоятельного человека – добровольно сделать выбор, например, жениться и, в то же время понимать, что за этим возникают пожизненные обязательства защищать, содержать и заботиться о членах своей семьи.

Елена Петровна Блаватская писала: «Долг – это то, что должно отдать человечеству, нашим близким, нашим соседям, нашей семье, и, прежде всего то, что мы должны всем тем, кто беднее и беззащитнее нас. Такова наша обязанность, и неисполнение её в течение жизни делает нас духовно несостоятельными и приводят к состоянию морального краха в нашем будущем воплощении».

Несостоятельный человек обычно оперирует фразами: — У всех так! Что я, один такой, что ли?

В фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино» есть признание несостоятельного человека и реплика его жены: «Всё не то!… Мне тридцать пять лет!.. Всё погибло, всё! Саша!.. Александра!.. Всё погибло!.. Тридцать пять лет!.. Что?.. Я ноль, я ничтожество!.. Ноль!.. Мне тридцать пять лет!.. Лермонтов — восемь лет, как лежал в могиле!.. Наполеон был генералом!.. Вот!.. А я ничего в вашей проклятой жизни не сделал, ничего!.. Саша!.. Вы погубили мою жизнь. Я ничтожество по вашей милости!.. Александра!.. Где я?!.. Бездарный калека!.. Где мои силы, ум, талант?!.. Пропала жизнь!…

Что?! И ты здесь, хранительница очага, в котором давно уже ничего не тлеет… Ложь, обман, как я ненавижу тебя с твоими канарейками, борщами… Я знаю, тебе деваться некуда также как и мне. Боже мой! Каждый день видеть тебя, слышать твой голос, презирать тебя и себя и знать, что никуда не деться… Куда мы все денемся, куда?!

Мишенька… Мишенька родной мой, муж мой. Ты жив,.. значит и я живу. Я очень тебя люблю Мишенька,… я люблю тебя любого…. Весь мир для меня это ты… И мы снова будем счастливы… и будем жить долго… и нам повезёт, и мы увидим жизнь новую, светлую, чистую… Только надо любить, любить, Мишенька! Пока будем любить, будем жить долго и счастливо…

Психолог Руслан Нарушевич отмечает, что такова природа психики мужчины, что, когда он сталкивается с какой-то непреодолимой проблемой, он просто перестает действовать вообще, если он видит свою некомпетентность. Для того, чтобы не терпеть позора своей несостоятельности, он просто делает вид, что ему неинтересно.

Ни один мужчина по своей природе, зная, насколько это серьезное оскорбление, услышать от кого-то предложение о помощи, если он о ней не просил, зная, что это для него, в первую очередь, – признание его некомпетентности, его несостоятельности, его слабости, никогда сам добровольно не предложит помощь, зная, насколько это неприятно. Мужчины просто чокнуты на чувстве вины. Из-за чувства вины мужчине везде мерещатся упреки женщины, везде ему кажется, что его упрекают в несостоятельности, некомпетентности.

Несостоятельность может стать способом осуществления манипуляций человеческим сознанием. Манипулятор использует несостоятельность в качестве защитной линии поведения. Психологи отмечают, что как манипулятивная игра, демонстрация несостоятельности имеет свою внутреннюю выгоду и цель: «Если меня признают несостоятельным, я имею право быть оставленным в покое». Демонстрация несостоятельности может выражаться по-разному. Человек может разыгрывать Дурика, Жертву, Неудачника, тупить, переживать личностную беспомощность и фрустрацию, у него может все валиться из рук.

Истоки демонстрации несостоятельности. Изначально, демонстрация несостоятельности детям не присуща. Как защитное поведение, демонстрация несостоятельности выучивается ими (образцов всегда достаточно) в раннем детстве, как правило, от года до четырех, и используется в той мере, насколько старшие эту манипулятивную игру разрешают и принимают. Со временем эта игра для многих становится просто дурной привычкой. Неопытные родители допускают у детей демонстрацию несостоятельности, разрешают ее, умелые и опытные родители дают детям другие, более успешные образцы поведения.

Воспитанный человек демонстрацию несостоятельности обычно не устраивает. Демонстрация несостоятельности — проявление невоспитанности, когда человек просто не имеет хороших образцов и не знает, как вести себя правильно. Что делать? Учить себя хорошим манерам и эффективному влиянию.

Петр Ковалев

В различные эпохи истории общества господствовали различные общественные взгляды, общественные идеи, политические, эстетические, философские теории. В чем причина общественного изменения идей, взглядов, теорий?

Идеалисты ищут ответа на эти вопросы в самих идеях, в их изменении и развитии. Они рассматривают развитие общественного сознания как самодовлеющий процесс, независимый от условий материальной жизни общества. Одни идеалисты, как, например, Гегель, видят причины развития общественного сознания в развитии «абсолютной идеи», «мирового духа». Но «абсолютная идея», или «мировой дух», это не более как фикция, вымысел идеалистов. Гегель отрывает сознание людей, их духовную деятельность от самих людей., от жизненной основы - от условий материальной жизни общества и тем самым мистифицирует общественные идеи.

Другие идеалисты ищут источник развития общественного сознания в таинственных извечных свойствах «национального духа» или расы. Но реально в общественной жизни не существовало и не существует никаких неизменных свойств «народного духа» или расы. История доказывает, что идеи и взгляды людей изменяются в зависимости от изменения условий их жизни. В одну и ту же эпоху различные общественные классы, принадлежащие к одной и той же расе и нации, являются сторонниками совершенно противоположных общественных идей, политических взглядов и общественных теорий. Никакими свойствами расы, «национального духа» нельзя объяснить этой противоположности идей, взглядов, теорий. История свидетельствует о том, что даже один и тот же общественный класс, например буржуазия в лице ее идеологов, в различные периоды своего развития может придерживаться совершенно различных взглядов на природу, на государственное устройство, на демократию, на свободу и национальный суверенитет народов и т. д. Недаром говорят, что, если бы Линкольн или Джефферсон появились в современной Америке, правительство США обвинило бы их в антиамериканской деятельности, нашло бы их образ мыслей «не американским», и им пришлось бы предстать перед комиссией Конгресса США по расследованию антиамериканской деятельности.

Само собой понятно, что причины такой метаморфозы политических взглядов буржуазии лежат не в сфере «национального духа», не в духовной жизни, а в изменившихся условиях материальной жизни буржуазного общества, в превращении буржуазии из класса прогрессивного в класс реакционный.

Фридрих Энгельс, критикуя идеалистические взгляды буржуазных идеологов, писал, что все они в объяснении идеологического процесса исходят из ложных, призрачных причин. Истинные побудительные силы, обусловливающие развитие общественной мысли, остаются для них неизвестными. Рассуждая об идеологическом процессе, социолог-идеалист «выводит как содержание, так и форму его из чистого мышления - или из своего собственного, или из мышления своих предшественников. Он имеет дело исключительно с материалом мыслительным; без дальнейших околичностей он считает, что этот материал порожден мышлением, и не занимается исследованием никакого другого, более отдаленного и от мышления независимого источника. Такой подход к делу кажется ему само собой разумеющимся, так как для него всякое человеческое действие кажется основанным в последнем счете на мышлении, потому что совершается при посредстве мышления». (К.Маркс и Ф.Энгельс, Избранные письма, 1947, стр. 462). «...Видимость самостоятельной истории форм государственного устройства, правовых систем, идеологических представлений в любой области прежде всего и ослепляет большинство людей».(Там же, стр. 463).



Глубочайшей причиной такого превратного, идеалистического представления о развитии общественного сознания, общественных идей, политических и философских взглядов и теорий является отделение умственного труда от физического, монополизация умственного труда эксплуататорскими классами и их идеологами. Только в этих условиях могло возникнуть и упрочиться представление о развитии идеологии, форм общественного сознания, как самодовлеющем процессе, не зависимом от условий материальной жизни общества.

Классовые интересы побуждают идеологов буржуазии извращать действительную связь явлений общественной жизни,отрывать духовный процесс от условий материальной жизни общества. К чему приводит на практике такой идеалистический взгляд на происхождение идей, можно судить по книге американского историка Мак Говерна «От Лютера до Гитлера» (Бостон). Мак Говерн ищет истоки реакционной идеологии германского фашизма в учениях Макиавелли, Лютера, Гегеля, Гоббса, Дж. Чемберлена. Он сознательно или инстинктивно не затрагивает действительной основы, на которой вырастает фашизм и его идеология. Эта основа - монополистический капитализм, империализм. Понятно,почему буржуазные социологи боятся касаться этого действительного корня, источника фашистской реакционной империалистической идеологии: указание на эту причину показало бы внутреннее родство всей реакционной идеологии империалистической буржуазии с фашистской идеологией.

По поводу этих слов мы должны сказать, что различие между учением о царской власти, изложенным в замечаниях автора критического отзыва, и учением о том же «Русской Идеологии» настолько велико, что говорить об этих замечаниях как о дополнении к нашей книге не приходится.

Мы уже указывали на ряд наших коренных расхождений по вопросам о богоустановленности царской власти, ее основанности на Свящ. Писании и ее догматизации, точнее сказать - догматизации учения о царской власти.

Помимо этого мы считаем необходимым отметить и другие существенные различия между учением автора критики и учением «Русской Идеологии».

Согласно воззрению последней, мы заявляем, что власть царя-помазанника по своему великому значению есть ценность сама по себе. Автор критической статьи приписывает этой власти ценность относительную.

По учению «Русской Идеологии», личность царя-помазанника Божиего является для нас священной, т.е. предметом особенного благоговейного нашего внимания. Автор критического отзыва говорит, что предметом нашего внимания должна быть не личность царя и его власть, а его отношение к Богу и своей царской власти.

Мы утверждаем, что учение о царской власти, как основанное на словах и учении Самого Господа Иисуса Христа и Его святых апостолов, есть учение богооткровенное, поэтому данный вопрос в своей сущности ясно, положительно и определенно решен в Божественном Откровении, Автор критической статьи это отвергает и говорит, что учение о царской власти есть проблема, т. е. что вопрос этот еще не решен окончательно и потому подлежит рационалистическому исследованию.

Большое различие наблюдается между его и нашим толкованием библейского текста о происхождении царской власти (1 Цар. 8-12); в толковании слов Христа: «...царство Мое не от мира сего» (Ин. 18, 36); «...кто поставил Меня судить... вас» (Лк. 12, 14); евангельского места, где говорится о желании еврейского народа провозгласить Иисуса Христа земным царем (Ин. 6,15), и других местах Свящ. Писания; в толковании слов св. Феодора Студита и слов митрополита Филарета.

Это различие указывает на противоположность самого направления монархического миросозерцания автора критики сравнительно с нашим. Наше направление, как мы говорили в свое время, определяется основною мыслью о богоустановленности царской власти, точнее сказать - православной веры в богооткровенную истину о Божественном происхождении этой власти и ее основанности на Свящ. Писании. А направление автора критического отзыва определяется его основною рационалистическою мыслью, отрицающею эту веру, в силу чего он смотрит на учение о царской власти в его основе не как на богооткровенную истину, а как на проблему.

Все сводится к тому, что у нас учение о царской власти основано на ясном и положительном учении Божественного Откровения и православной веры в него, а у автора критики оно как проблема является предметом рационалистического исследования. Отсюда наше монархическое миросозерцание, как исходящее от Богооткровенной истины и православной веры в нее, является истинным, церковным; а монархическое миросозерцание автора критической статьи, как рационалистическое, мы не можем назвать истинным и церковным.

Поэтому оно никоим образом не может быть дополнением к нашей книге «Русская Идеология». В силу перечисленных различий и противоположностей, и в особенности благодаря своей основной отрицательной рационалистической мысли, монархическое учение автора критики является уничтожением истинного монархического миросозерцания.

Выбор редакции
Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...

Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...

Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...
Первое мясо, которое нужно давать малышу для прикорма, это – крольчатина. При этом очень важно знать, как правильно варить кролика для...
Ступеньки… Сколько десятков за день нам приходится их преодолевать?! Движение – это жизнь, и мы не замечаем, как пешим ходом наматываем...