Методы и организация исследования.


  • Белоруссия и Литва в составе РФ (от 3 разделов до 1917). После трех разделов Польши. Характеристика бел и литовского этносов. Их этногенез.
  • Боли в грудной клетке, характеристика, диагностическое значение.
  • Браузери: типи браузерів; загальна характеристика, можливості та базові команди браузерів.
  • В мелочах, б повседневности мы Вполне можем придерживаться методов гибкого реагирования.
  • Стандартизация – не только вид деятельности, но и комплекс методов, необходимых для установления оптимального решения повторяющихся задач и узаконивания его в качестве норм и правил.

    Метод стандартизации – это прием или совокупность приемов, с помощью которых достигаются цели стандартизации.

    Стандартизация базируется на общенаучных и специфических методах, применяемых в работах по стандартизации.

    Упорядочение объектов стандартизации – универсальный метод в области стандартизации продукции, процессов и услуг. Упорядочение как управление многообразием связано прежде всего с его сокращением. Результатом работ по упорядочению являются, например, ограничительные перечни комплектующих изделий для конечной готовой продукции; альбомы типовых конструкций изделий; типовые формы технических, управленческих и прочих документов. Упорядочение как универсальный метод состоит из отдельных методов: классификации и систематизации, селекции и симплификации, типизации и оптимизации.

    Классификация – это разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами.

    Для классификации объектов технико-экономической и социальной информации используются иерархический и фасетный методы.

    Иерархический метод классификации характеризуется тем, что исходное множество объектов классификации последовательно разделяется на подмножества (классификационные группировки), а те, в свою очередь, делятся на подподмножества и т.д. Деление множества объектов на разделы, классы, группы идет по принципу от общего к частному по основным признакам, характеризующим эти объекты.

    Фасетный метод классификации характеризуется тем, что множество объектов разделяется на независимые подмножества (классификационные группировки, фасеты), обладающие определенными заданными признаками, необходимыми для решения конкретных задач. Из общего числа фасетов выбираются те, которые необходимы для решения поставленной задачи, устанавливается строгая последовательность с учетом поставленной задачи.

    Систематизация – это деятельность, заключающаяся в научно обоснованном классифицировании и ранжировании совокупности конкретных объектов стандартизации.

    Примером результата работы по систематизации может служить Общереспубликанский классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП). По ОКП вся промышленная и сельскохозяйственная продукция на основании наиболее существенных признаков распределяется на классы, подклассы, группы, подгруппы и виды. Видовые классификационные группировки получают дальнейшую конкретизацию в ассортиментной части отраслевых разделов ОКП.



    По признаку отраслевой принадлежности вся продукция разделена на 98 классов. Продукция пищевой промышленности относится к классу 91. Продукция консервной и овощесушильной промышленности – к подклассу 91 6. Подкласс 91 6 содержит 9 групп: консервы овощные, плодовые, продукция быстрозамороженная и т.д. Например, консервированная продукция «Перец, фаршированный овощами, в томатном соусе» высшего сорта, массой нетто 320-340г получит код 91 6111 4001.

    Селекция объектов стандартизации - деятельность, заключающаяся в отборе из множества видов продукции таких конкретных объектов, которые признаются целесообразными и достаточными для удовлетворения потребностей и дальнейшего производства. Примером селекции может служить набор разновесов, позволяющий при минимуме гирь получить любое значение массы.



    Симплификация – деятельность, заключающаяся в определении таких конкретных объектов, которые признаются нецелесообразными для дальнейшего производства и применения в общественном производстве. Метод заключается в простом уменьшении количества типов (видов, сортов) изделий до количества экономически и технически целесообразного и достаточного для удовлетворения существующих в данное время потребностей. При этом в объект стандартизации не вносится никаких изменений, не проводятся дополнительные исследования. Примером симплификации может служить градация одежды по росту, когда из целого ряда значений, соответствующих росту человека, нецелесообразными были признаны пять значений из шести:

    …157,158, 159,160,161,162,163,164 170 176 182

    Процессы селекции и симплификации осуществляются параллельно. Им предшествуют классификация и систематизация объектов.

    Типизация объектов стандартизации – это деятельность по созданию типовых (образцовых) объектов (конструкций, технологических правил, форм документации) на основе прогрессивных методов и режимов работы и общих для ряда изделий характеристик. В отличие от селекции отобранные конкретные объекты подвергают техническим преобразованиям, направленным на повышение их качества и универсальности.

    Так, в начале 60-х гг. в эксплуатации находилось (включая ранее снятые с производства) более 100 конструктивных разновидностей телевизоров. Была поставлена задача – устранить неоправданное многообразие схем. Для этого всю совокупность конструкций подвергли систематизации, в результате которой были выделены исходя из размера экрана по диагонали три варианта - схемы телевизоров с экраном 35, 47 и 59см. В каждом варианте были отобраны наиболее удачные схемы, которые затем усовершенствованы с целью повышения безотказности и ремонтопригодности. В результате были созданы типовые (унифицированные) конструкции – УНТ-35, УНТ-47,УНТ-59.

    Оптимизация объектов стандартизации заключается в нахождении оптимальных параметров, оптимальных значений других показателей качества и экономичности.

    На государственном уровне основным критерием оптимизации является народохозяйственная эффективность. Однако часто используются более простые критерии оптимизации – запас прочности, допустимый нагрев и т.д., которые заранее оптимизированы исходя из условия получения максимальной народохозяйственной эффективности.

    В отличие от работ по селекции и симплификации, базирующихся на несложных методах оценки и обоснования принимаемых решений, например на экспертных методах, оптимизацию объектов стандартизации осуществляют путем применения специальных экономико-математических методов и моделей оптимизации. Целью оптимизации является достижение оптимальной степени упорядочения и максимально возможной эффективности по выбранному критерию

    Унификация продукции –деятельность по рациональному сокращению числа типов деталей, агрегатов одинакового функционального назначения называется унификацией. Унификация заключается в приведении множества объектов к единой форме, к единообразию

    Унификация базируется на классификации и ранжировании, селекции и симплификации, типизации и оптимизации элементов готовой продукции. Основными направлениями унификации являются:

    Разработка параметрических и типоразмерных рядов изделий, машин, оборудования, приборов, узлов и деталей;

    Разработка типовых изделий в целях создания унифицированных групп однородной продукции;

    Разработка унифицированных технологических процессов, включая технологические процессы для специализированных производств продукции -межотраслевого применения;

    Ограничение целесообразным минимумом номенклатуры разрешаемых к применению изделий и материалов.

    Агрегатирование - это метод создания машин, приборов и оборудования из отдельных стандартных унифицированных узлов, многократно используемых при создании различных изделий на основе геометрической и функциональной взаимозаменяемости. Например, применение в мебельном производстве щитов 15 размеров и стандартных ящиков трех размеров позволяет получить при различной комбинации этих элементов 52 вида мебели.

    Агрегатирование очень широко применяется в машиностроении. Для проектирования и изготовления большого количества разнообразных машин потребовалось прежде всего расчленить конструкцию машины на независимые сборочные единицы (агрегаты) так, чтобы каждая из них выполняла в машине определенную функцию. Это обеспечило изготовление агрегатов как самостоятельных изделий, работу которых можно проверить независимо от всей машины. Обобщение частных конструктивных решений, разработка унифицированных агрегатов, узлов и создание машин на основе этих агрегатов позволило снизить затраты на выпуск продукции и обеспечить частую сменяемость конструкции машин.

    Из четырех выделенных нами групп методов наиболее подробно охарактеризуем организационные методы, так как их методологическое значение в общей системе исследования совершенно неудовлетворительно представлено в современной психологической литературе.

    Наиболее сложившимся и проверенным на опыте организационным методом является сравнительный, видоизменяющийся в различных психологических дисциплинах.

    В эволюционной биопсихологии, которую также называют сравнительной, исследование организуется посредством сопоставления (одновременного или последовательного) разных ступеней эволюции или разных уровней развития по определенным параметрам. Проектирование и осуществление такого исследования в течение длительного времени и различными методиками (особенно наблюдение и эксперименты) являются весьма сложным делом. Первоначально сравнительный метод использовался для целей изучения филогенеза поведения и психической деятельности, но затем специально был применен для изучения онтогенетической эволюции, например, у приматов (Ладыгина-Котс, 1935; Тих, 1966).

    Сравнительный метод как общий метод организации исследования, направляющий его ход и регулирующий взаимодействие всех методик, в настоящее время широко применяется в общей психологии (сопоставление различных контингентов испытуемых, или «выборок»), в социальной психологии (сопоставление различных типов малых групп, демографических, профессиональных, этнографических и других контингентов), в патопсихологии и психодефектологии (сравнение больных со здоровыми, людей с дефектами - сенсорными, моторными, интеллектуальными - с нормально видящими, слышащими и т. д.).

    В детской психологии и психогеронтологии сравнительный метод выступил в специальном виде метода «возрастных» или «поперечных» срезов. Подавляющее большинство исследований в этой области выполнены с помощью именно этого метода, хотя и отличаются по экспериментальной методике и технике, по проблемам и теоретическим конструкциям. Сравнительно-возрастные исследования могут охватывать различные фазы одного или двух смежных периодов (например, детства и отрочества), но в отношении всего комплекса изучаемых явлений (например, восприятия или мышления). Таковы капитальные работы Ж. Пиаже (Флейвелл, 1967), в том числе и одна из наиболее значительных в области генезиса мышления (Пиаже, Инельдер, 1963).

    Другую модификацию сравнительно-возрастного метода представляет выборочное сопоставление отдельных периодов, производимое с целью, выявления эволюционно-инволюционных характеристик динамики изучаемого психического процесса. Одним из наиболее интересных и поучительных исследований такого рода является цикл исследований А. А. Смирнова и его сотрудников по проблеме памяти, где сопоставлялись особенности некоторых мнемических процессов у дошкольников, школьников и взрослых людей (Смирнов, 1967).



    Полный цикл возрастных сопоставлений представлен в нашей коллективной работе, посвященной онтогенетическим изменениям перцептивных констант (Ананьев, Дворяшина, Кудрявцева, 1968). Основные периоды человеческой жизни (от раннего детства до глубокой старости) сравнивались по параметру зрительного восприятия - константности. Методом возрастных, или поперечных, срезов было выявлено значение этого параметра как индикатора индивидуального развития.

    В другом цикле наших исследований метод возрастных срезов был применен для определения онтогенетических преобразований комплекса зрительно-пространственных функций (поля зрения, остроты зрения, линейного глазомера). Посредством этого метода выявлены как особенности созревания и старения каждой из этих, функций, так и типы межфункциональных корреляций в различные периоды жизни (Ананьев, Рыбалко, 1964; Александрова, 1965; Рыбалко, 1969).

    Параллельно со сравнительным методом в возрастной и генетической психологии разрабатывался лонгитюдный метод (метод «длинника»), но он применялся в несравненно меньших масштабах. Специальному обсуждению принципов построения этого метода был посвящен один из симпозиумов XVIII Международного психологического конгресса («Изучение хода психического развития ребенка» - организатор Р. Заззо). Обобщение некоторого опыта его применения позволило Р. Заззо оценить эффективность лонгитюдного метода сравнительно с методом возрастных или поперечных срезов. Показано, что лонгитюдный метод более чувствителен в определении возможностей психического развития. Его преимущество перед методом возрастных срезов сказывается при решении двух проблем: 1) предсказания дальнейшего хода психической эволюции, научного обоснования психического прогноза и 2) определения генетических связей между фазами психического развития.

    Лонгитюдный метод предполагает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении достаточно длительного отрезка их жизненного пути, измеряемого иногда десятками лет. Он устраняет такой серьезный недостаток метода поперечных срезов (сравнительно-возрастного), как уравнение всех индивидов данного возраста и данной популяции. Эти лица на самом деле могут не оказаться в одной и той же точке онтогенетической эволюции, так как совершают свое развитие с разной скоростью и различным путем. По сравнению с методом поперечных срезов лонгитюдный метод является более сложным и индивидуализированным методом организации исследования в области возрастной, генетической и дифференциальной психологии.

    Путь непрерывного прослеживания хода психического развития заранее определен программой, рассчитанной на ряд лет. Следует заметить, что чем короче период наблюдения, тем менее эффективно применение лонгитюдного метода. Длительное наблюдение и постоянное воспроизведение тех или иных функциональных проб (тестов), сопоставимых по определенным критериям экспериментальных заданий, при одновременном использовании других методов (биографического, анализа продуктов деятельности и т. д.) - все это характеризует полиоперациональный состав лонгитюдного метода как способа организации многолетнего исследовательского цикла. Непосредственным итогом его применения является индивидуальная монография или некоторая совокупность таких монографий, посвященных ходу психического развития, охватывающих несколько фаз периодов человеческой жизни. Сопоставление ряда таких индивидуальных монографий позволяет достаточно полно представить диапазон колебаний возрастных норм и моменты перехода от одной фазы развития к другой.

    Однако построение серии функциональных проб и экспериментальных методов, периодически повторяемых при изучении одного и того же человека, - дело крайне сложное, так как адаптация испытуемого к условиям опыта, специальная тренированность и т. д. могут влиять на картину развития. Кроме того, узкая база такого исследования, ограниченного небольшим количеством объектов, не дает оснований для построения возрастных синдромов, которое успешно осуществляется посредством сравнительного метода «поперечных срезов». Именно это обстоятельство и учитывал Р. Заззо, рекомендуя сочетать в генетической психологии оба метода (Заззо, 1966).

    Подобное сочетание лонгитюдного и сравнительного методов целесообразно и в других областях психологии, особенно в дифференциальной, где надежность индивидуального психологического диагноза имеет первостепенное значение. В клинической психологии (патопсихологии) казуистический анализ, основанный на лонгитюдных данных, обычно накладывается на патопсихологические синдромы, полученные сравнительным методом (при изучении больных разными нервно-психическими заболеваниями или сопоставлении их со здоровыми людьми). В психологии спорта лонгитюдные способы организации исследования имеют особое значение в сочетании с данными массового обследования спортсменов разных специальностей, квалификации, стажа и т. д.

    Как сравнительный, так и лонгитюдный методы могут применяться при изучении отдельных психофизиологических функций, психических процессов, состояний, свойств личности. От предмета исследования зависит масштаб организации всего цикла работы, состав методик и используемая техника. Надо учесть, однако, что в современных условиях психологические исследования все чаще включаются в сложные комплексные системы, в которых участвуют многие другие науки, необходимые для решения актуальных практических задач (например, научной организации труда). Исключительное значение человеческих факторов в различных видах общественной практики (от организации производства до массового обслуживания населения) определяет важность подобных комплексных, т. е. междисциплинарных исследований.

    Подобно сравнительному или лонгитюдному методу, вовсе не представляющим сами по себе какой-либо теории, но являющимся способами организации исследовательского цикла, комплексный метод сам по себе еще не есть концепция целостности изучаемых феноменов, но, бесспорно, направлен на построение такого исследовательского цикла, который обеспечивал бы в будущем обоснование тайкой концепции.

    Программа комплексного междисциплинарного исследования объединяется общностью изучаемого объекта и разделением функций между отдельными дисциплинами, периодическим сопоставлением данных и их обобщением, главным образом касающимся связей и зависимостей между явлениями разного рода (например, физического и психического развития, социального статуса личности и ее характерологических свойств, экономи­ческих показателей производительности труда и индивидуального стиля трудовой деятельности и т. п.). Социолого-психологические, экономико-эргономические, антрополого-психофизиологические и другие комплексные исследования предъявляют особые требования к построению оптимальных режимов исследования оперативного управления разнородным составом методик, с помощью которых добывается и обрабатывается (особенно статистически) большой материал. Результаты таких исследований дают основание для соответствующих выводов о совершенствовании тех или иных областей практики.

    Методика и техника комплексных исследований лишь начинает разрабатываться (Человек и общество. Вып. I-XIII, 1966-1973). Однако, учитывая возрастающее значение психологии в системе наук и взаимодействие между ними, следует особое внимание уделить вопросам построения организации комплексных исследований в области производства, массового обслуживания, здравоохранения и, конечно, образования и воспитания, имеющим первостепенное значение. Комплексные объединения психологов, педагогов и педиатров, физиологов и антропологов, методистов разных профилей могут оказаться особенно полезными для обеспечения единства педагогических воздействий и оптимальных взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием (Первоначальное обучение…, 1968; Анань­ев, 1974).

    Среди эмпирических методов психологии, с помощью которых добываются факты исследования, исходное значение имеет объективное наблюдение (сплошное или выборочное), методика которого претерпела за последнее время значительное преобразование благодаря применению различных фиксационных и других технических средств как для наблюдения, так и для обработки получаемых данных.

    О самонаблюдении как специфическом методе психологии и как главном орудии идеалистического интроспекционизма имеются диаметрально противоположные суждения противников и апологетов этого метода. Для нас самонаблюдение не методологическая, а методическая проблема, которая еще ожидает систематического изучения и технических совершенствований.

    Несомненно, что самая возможность самонаблюдения, т. е. уровень самоанализа, является показателем психического развития человека, отражающего особенности становления его самосознания. Однако не следует ставить знак равенства между самонаблюдением и специальным исследованием самосознания. Подобно всем явлениям психической деятельности самосознание объективируется в деятельности, в реальных позициях личности и ее поступках, в уровне притязаний и динамике отношений к окружающим, в различных типах коммуникации. С другой стороны, самонаблюдение выступает как компонент многих других методов при изучении психических реакций, актов поведения, форм деятельности в виде словесного отчета.

    Тем не менее очевидно, что самонаблюдение как обсервационный метод имеет особый смысл при изучении динамики сознания, являющегося одновременно субъективным отражением объективной действительности и внутренним методом самопонимания человека; самосознания как субъективной программы личности и ее саморегуляции.

    В этом плане особую ценность имеют приемы и данные опосредствованного самонаблюдения (дневники, автобиографические материалы, переписка и т. д.). В различных областях психологии используют данные самонаблюдения в соответствии с предметом и общей организацией исследования. В медицинской практике всегда используется материал субъективного анамнеза, сопоставляемого с данными клинического и лабораторного исследования (объективного анамнеза).

    Во всех видах прикладной психологии - от психологии труда до космической психологии - самонаблюдение применяется в различных модификациях и в связи с другими, объективными методами. Особенное значение имеет описание самочувствия в тех или иных состояниях деятельности, динамики представлений и переживаний, мотивов поведения (Ланге, 1893).

    Экспериментальные методы в психологии столь многообразны, что ни в одном из пособий по экспериментальной психологии невозможно полное описание всех экспериментальных методик, так как это сложные системы специальных операций и процедур, осуществляемые в специально оборудованных камерах и кабинах с помощью сложных приборов, аппаратов и других технических устройств. Первой формой экспериментального метода в психологии является так называемый лабораторный эксперимент. Обозначение это, конечно, чисто формальное и имеет смысл лишь в сопоставлении с другими видами эксперимента - «естественным» и психолого-педагогическим.

    Классические формы лабораторного эксперимента - метод психических реакций, существующий во многих вариантах (простой, сенсорной и моторной реакции, реакции выбора, реакции на движущийся объект и т.д.), психофизические методы (определение порогов и динамики чувствительности - абсолютной и дифференциальной - различных модальностей). Эти методы по­лучили исключительное развитие не только в психологии, но и во многих смежных науках. В самой психологии прогресс теории и экспериментальной техники обусловил дальнейшее совершенствование этих методов.

    Вслед за этими методами экспериментальная психология начала пополняться различными психометрическими методами исследования мнемических, перцептивных, апперцепционных и аттенционных процессов. Каждому из них соответствует особая аппаратура и специфическая техника проведения опытов. Несколько позже открылись возможности экспериментального изучения процессов мышления и речевых функций. Благодаря успешному развитию этого изучения созданы экспериментальные основы семиотики и современная эвристика, для которой экспериментальная психология мышления имеет не меньшее значение, чем математическая логика.

    Во многих функциональных и процессуальных экспериментально-психологических исследованиях используются разнообразные физиологические (особенно условнорефлекторные и электрофизиологические) и физико-химические методы, а при изучении речемыслительных процессов - лингвистические и логические методы исследования.

    Усложнение методов психологических измерений привело к созданию особой области экспериментальной психологии - инженерных и экономических основ экспериментальной психологии, - в ведении которой находится проектирование лабораторных помещений, выбор изоляционных материалов и устройств, конструирование новой техники (аппаратуры) и т. д.

    Все более широкое внедрение радиоэлектроники и автоматики в экспериментально-психологическую технику обеспечило создание программных сигнализационно-стимуляционных устройств с любыми комплексами сигналов и с любыми градациями их интенсивности. Благодаря распространению электрофизиологических устройств все более разнообразной и комплексной становится регистрационная аппаратура. В ряде случаев в эту аппаратуру включаются счетные операции, итоги которых выдаются в виде количественных показателей стимулов и реакций. Развитие сигнализационной и регистрационной аппаратуры пока недостаточно взаимосвязано, и поэтому еще нередки случаи, когда из сложного комплекса сигналов прибор обеспечивает регистрацию лишь хронометрических показателей двигательных или речевых реакций. В будущем надо ожидать боль­шего взаимосогласования и интеграции обоих типов аппаратуры.

    Одной из актуальнейших проблем современной экспериментальной психологии, по мнению П. Фресса (Фресс, Пиаже, 1966, с. 93-95), является переход от исследования психики в лабораторных условиях к изучению ее в условиях реальной жизни. В последние десятилетия благодаря электронике возникла возможность выхода экспериментально-психологической техники за пределы лаборатории, в те или иные условия реальной жизни. Этот вид экспериментально-психологического метода можно назвать полевым экспериментальным методом, использующим более портативную аппаратуру и сокращенные циклы экспериментальных процедур.

    В настоящее время полевые эксперименты широко практикуются в психофизиологии труда, авиационной и космической психологии и особенно в психологии спорта и военной психологии. Весьма интересные перспективы для развития лабораторного и полевого эксперимента открывает социально-психологическое исследование межличностных отношений в малых группах, групповые и коллективные эксперименты с помощью гомеостатов разных типов, телевизионных установок с обратной связью, методики «подставной группы» и т. д.

    Естественный и психолого-педагогический эксперимент весьма основательно разработаны в советской психологии и подробно описаны в психолого-педагогических исследованиях (Н. А. Менчинской, Г. С. Костюка, А. А. Люблинской, М. Н. Шардакова и др.).

    В современных условиях беседа представляет собой дополнительную к экспериментальным методам методику или, что характерно для генетической и патологической психологии, - вариант естественного эксперимента, воспроизводящего определенную ситуацию общения и взаимной информации. В социальной психологии беседа выступает в качестве самостоятельного метода интервью со своей специальной техникой сбора информации, принципами градуирования ответов и шкалой оценок. На основании интервью, так же как и анкет различных типов и вопросников, распознаются состояния (общественного мнения, общественных настроений, социальных ожиданий, ролевого поведения) и осуществляется принятие решений. Иначе говоря, интервью, анкеты и вопросники (например, вопросники Айзенка, на основании анализа которых определяется экстраверсия-интроверсия, мера нейротизма и т. д.) являются психодиагностическими средствами и должны быть отнесены к этой группе эмпирических методов.

    К психодиагностическим методам относятся также социометрические, посредством которых определяется статус личности в группах (малой и большой), показатели эмоциональной экспансии и т. д. Обширный и все более увеличивающийся ряд методических приемов представляют тесты, или массовые психологические испытания. Критика этого метода в советской научной литературе была обращена главным образом на тенденцию буржуазной интерпретации данных, получаемых с помощью одного из главнейших видов тестов, притязающих на определение интеллектуальных способностей или умственной одаренности. Использование этих тестов в целях социального отбора носит реакционный характер и направлено против демократизации образования и культуры.

    Обращалось внимание на чрезмерную формализацию оценок и ориентацию на результаты решений задач, игнорирующую своеобразие процесса интеллектуальной деятельности. Серьезным недостатком многих тестов на интеллект является их произвольный характер: конструирование и введение в массовую практику тестов и субтестов, не прошедших нормальный исследовательский цикл в условиях специальных лабораторий.

    В диагностические методы должны переходить наиболее эффективные и пригодные к скоростному массовому применению модификации экспериментальных методов, особенно полевых. Некоторые психодиагностические тестовые системы (например, система и шкала Д. Векслера) удовлетворяют этим требованиям, поскольку большинство субтестов взято из экспериментальной практики.

    Среди тестов следует различать стандартизованные и нестандартизованные, причем стандартизованные тесты имеют разное назначение: тесты успешности (шкала оценок знаний) бланковых типов, широко применяемые в процессе обучения; тесты интеллекта, среди которых имеются не только такие, которые преследуют цель прямого определения умственной одаренности, но и многие испытания, ориентированные на определение уровня и структуры интеллекта (вербального и невербального, общего); тесты профессиональной пригодности или профессиональной трудоспособности, видоизменяющиеся в зависимости от профессиографических профилей.

    В целях психодиагностики свойств личности, ее характерологических черт и мотивов деятельности чаще применяются проэктивные тесты (например, «пятна Роршаха» и др.). Существующая техника обработки данных прожективных тестов еще очень несовершенна и не исключает возможности субъективистских толкований, особенно в психоаналитическом направлении. Однако усовершенствование прожективных тестов и построение объективных систем оценок их результатов вполне возможно и будет способствовать развитию психодиагностики.

    В качестве психодиагностических средств могут быть использованы психомоторные испытания (например, тесты Н. Озерецкого или бразильского психолога Мира Лопеца), психовегетативные пробы (особенно кожно-гальванической реактивности, потоотделения, измерения артериального давления при различных физических и умственных нагрузках).

    Благодаря успехам советской психофизиологической школы Б. М. Теплова вводится в систему психодиагностических средств много ценных функциональных проб или тестов нейродинамических свойств человека (силы возбудительного и тормозного процесса, подвижности, динамичности и т. д.). В этих же целях используется нейрохронометрия, разрабатываемая Е. И. Бойко и его сотрудниками. Создание единой системы современной психодиагностики - актуальная задача советской психологии, которую следует решить коллективными усилиями в ближайшие годы.

    Среди праксиметрических методов хорошо разработанные методику и технику имеют хронометраж рабочих или спортивных движений, циклографическая запись актов поведения или трудовых действий, профессиоведческое описание целостного производственного комплекса, художественных, литературных и научных произведений, изобретений и рационализаторских предложений, школьных сочинений и учебных работ). Для каждого из этих видов «продукции» человеческой деятельности должна быть разработана соответствующая техника анализа (измерения определенных количественных характеристик и оценка качества, в том числе новизны и индивидуализированности результатов теоретической и практической деятельности). В этом отношении могут оказаться полезными исследования подготовительных рукописных и готовых материалов литературного, художественного, технического и научного творчества.

    Биографический метод - собирание и анализ данных о жизненном пути человека как личности и субъекта деятельности (анализ человеческой документации, свидетельств современников, продуктов деятельности самого человека и т. д.) - еще слабо разработан в психологии. Даже в таких областях, как психология личности, характерология, психология искусства, пока отсутствует разработанная методика и техника составления коллекций документов и материалов, критериев оценки различных компонентов биографии и определения типов жизненного пути. Однако сравнительное изучение биографий, например биографии ученых, составленные Г. Леманом (Геман, 1953) для целей определения оптимальных периодов творчества и фаз становления таланта, может оказаться весьма полезным для разработки методик биографических исследований.

    Специальную группу «обрабатывающих» методов исследования составляют количественные (статистические) методы, подробно описанные в следующей главе. Качественный анализ заключается в дифференциации обрабатываемого материала по типам, видам, вариантам, вообще в категоризации количественно обработанного материала, что необходимо для подготовки обобщающей фазы исследований. Одним из обрабатывающих способов качественного анализа является психологическая казуистика - описание случаев, как наиболее типичных для данной популяции или ее основных уровней, так и являющихся исключениями.

    Интерпретационные методы синтетического характера в психологии складываются в настоящее время в зависимости от двух основных видов взаимосвязей психических явлений - «вертикальных» генетических связей между фазами и уровнями развития и «горизонтальных» структурных связей между всеми изученными характеристиками личности. (Возрастные и индивидуальные различия..., 1967). Генетический метод интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты процесса становления психических функций, образований или свойств личности. Структурный метод интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках систем и типов связей между ними, образующих личность, социальную группу и т. д. Специфическое выражение этого метода представляет собой психография.

    В сущности говоря, на этом методологическом уровне метод становится в известном смысле теорией, определяет путь формирования концепций и новых гипотез, детерминирующих дальнейшие исследовательские циклы психологического познания. Именно поэтому в данной главе столь подробно описаны комплексный и лонгитюдный методы, организующие структуру и последовательность наших исследований. Из этих же соображений уделено значительное внимание нашему пониманию психодиагностических методов в структуре эмпирических измерений, обеспечивающих определенную направленность в изучении природы психических явлений.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    МВД России

    Санкт-Петербургский Университет

    Факультет заочного обучения

    Кафедра Психологии

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    По предмету: «Психология»

    На тему: «Методы психологических исследований. Краткая характеристика методов »

    Выполнил:

    Слушатель 305 учебной группы

    Факультета заочного обучения

    лейтенант полиции

    Васильев Николай Алексеевич

    Санкт-Петербург 2011

    Введение

    Всякая наука основана на фактах. Она собирает факты, сопоставляет их и делает выводы - устанавливает законы той области деятельности, которую изучает.

    Специфика научной психологии заключается в том, что она для накопления своих данных использует целый арсенал научных методов.

    Рассмотрим методы психологии исходя из четырех основных позиций:

    1) неэкспериментальные психологические методы;

    2) диагностические методы;

    3) экспериментальные методы;

    4) формирующие методы.

    Не экспериментальные методы

    1. Наблюдение является одним из наиболее часто используемых в психологии исследовательских методов. Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента и т.д.

    Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта. Наблюдение наряду с самонаблюдением является старейшим психологическим методом.

    Различают несистематическое и систематическое наблюдение:

    несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях;

    систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды. План систематического наблюдения соответствует корреляционному исследованию (о нем речь пойдет далее).

    Различают "сплошное" и выборочное наблюдение:

    в первом случае исследователь (или группа исследователей) фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения.

    во втором случае он обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту проявления агрессии либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня и т.п.

    Наблюдение может проводиться непосредственно, либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К числу их относятся: аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т.д.

    Фиксация результатов наблюдения может производиться в процессе наблюдения либо отсрочено. В последнем случае возрастает значение памяти наблюдателя, "страдает" полнота и надежность регистрации поведения, а следовательно, и достоверность полученных результатов. Особое значение имеет проблема наблюдателя. Поведение человека или группы людей изменяется, если они знают, что за ними наблюдают со стороны. Этот эффект возрастает, если наблюдатель неизвестен группе или индивиду, значим и может компетентно оценить поведение. Особенно сильно эффект наблюдателя проявляется при обучении сложным навыкам, выполнении новых и сложных задач, например, при исследовании "закрытых групп" (банд, воинских коллективов, подростковых группировок и т.д.) внешнее наблюдение исключено. Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. При исследовании индивида, например ребенка, наблюдатель находится в постоянном, естественном общении с ним.

    Есть два варианта включенного наблюдения:

    наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем;

    наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется. В любом случае важнейшую роль играет личность психолога - его профессионально важные качества. При открытом наблюдении через определенное время люди привыкают к психологу и начинают вести себя естественно, если он сам не провоцирует "особое" отношение к себе. В том случае, когда применяется скрытое наблюдение, "разоблачение" исследователя может иметь самые серьезные последствия не только для успеха, но и для здоровья и жизни самого наблюдателя.

    Кроме того, включенное наблюдение, при котором исследователь маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождает серьезные этические проблемы. Многие психологи считают недопустимым проведение исследований "методом обмана", когда его цели скрываются от исследуемых людей и/или когда испытуемые не знают, что они - объекты наблюдения или экспериментальных манипуляций.

    Модификацией метода включенного наблюдения, сочетающей наблюдение с самонаблюдением, является "трудовой метод", который очень часто использовали зарубежные и отечественные психологи в 20-30-х годах нашего века.

    Цель наблюдения определяется общими задачами и гипотезами исследования. Эта цель, в свою очередь, определяет используемый тип наблюдения, т.е. будет ли оно непрерывным или дискретным, фронтальным или выборочным и т.п.

    Что касается способов регистрации получаемых данных, то, по-видимому, в процессе первоначальных наблюдений лучше использовать не составленные заранее протоколы, а развернутые и более или менее упорядоченные дневниковые записи. По мере систематизации этих записей можно выработать вполне адекватную задачам исследования и в то же время более лаконичную и строгую форму протокольных записей.

    Результаты наблюдений обычно систематизируются в виде индивидуальных (или групповых) характеристик. Такие характеристики представляют собой развернутые описания наиболее существенных особенностей предмета исследования. Тем самым результаты наблюдений являются одновременно исходным материалом для последующего психологического анализа. Переход от данных наблюдения к объяснению наблюдаемого, являющийся выражением более общих законов познания, свойственен и другим не экспериментальным (клиническим) методам: анкетированию, беседе и изучению продуктов деятельности.

    Какие же конкретные недостатки метода наблюдения нельзя в принципе исключить? В первую очередь все ошибки, допущенные наблюдателем. Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу. Он устает, адаптируется к ситуации и перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т.д. и т.п. А.А.Ершов (1977) выделяет следующие типичные ошибки наблюдения.

    Галло-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.

    Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.

    Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усердную оценку наблюдаемому поведению.

    Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).

    Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.

    Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

    Однако наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя.

    2. Анкетирование , как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

    Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии:

    это анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых. Например, в анкете, направленной на выявление эмоционального отношения школьников к своему возрасту, использован такой вопрос: "Предпочитаете стать взрослым теперь же, сразу, или хотите остаться ребенком и почему?";

    это анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемых является выбор наиболее подходящего ответа. Например, для определения отношения учащегося к различным учебным предметам можно использовать такой вопрос: "Какой из учебных предметов - самый интересный?". А в качестве возможных ответов можно предложить перечень учебных предметов: "алгебра", "химия", "география", "физика" и т.д.;

    это анкеты шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а проанализировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов. Так, например, вместо ответов "да" или "нет" испытуемым можно предложить пятибалльную шкалу ответов:

    5 - уверено да;

    4 - больше да, чем нет;

    3 - не уверен, не знаю;

    2 - больше нет, чем да;

    1 - уверенно нет.

    Между этими тремя типами анкет не существует принципиальных различий, все они являются лишь различными модификациями метода анкетирования. Однако если использование анкет, содержащих прямые (а тем более косвенные) вопросы, требует предварительного качественного анализа ответов, что значительно затрудняет использование количественных способов отработки и анализа получаемых данных, то анкеты-шкалы являются наиболее формализованным типом анкет, так как они позволяют проводить более точный количественный анализ данных анкетирования.

    Бесспорным достоинством метода анкетирования является быстрое получение массового материала, что позволяет проследить ряд общих изменений в зависимости от характера учебно-воспитательного процесса и т.п. Недостатком метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать, как правило, только самый верхний слой факторов: материалы, при помощи анкет и вопросников (составленных из прямых вопросов к испытуемым), не могут дать исследователю представления о многих закономерностях и причинных зависимостях, относящихся к психологии. Анкетирование - это средство первой ориентировки, средство предварительной разведки. Чтобы компенсировать отмеченные недостатки анкетирования, применение этого метода следует сочетать с использованием более содержательных исследовательских методов, а также проводить повторные анкетирования, маскировать от испытуемых подлинные цели опросов и т.д.

    3. Беседа - специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Психологи различных школ и направлений широко используют ее в своих исследованиях. Достаточно назвать Пиаже и представителей его школы, гуманистических психологов, основоположников и последователей "глубинной" психологии и т.д.

    Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе - в форме пост экспериментального интервью. Исследователи различают клиническую беседу, составную часть "клинического метода", и целенаправленный опрос "лицом к лицу" - интервью.

    Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы, включая сбор предварительных сведений об испытуемых, делает этот метод очень эффективным средством психологического исследования. Поэтому желательно, чтобы беседа проводилась с учетом данных, полученных при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование. В этом случае в ее цели может входить проверка предварительных выводов, вытекающих из результатов психологического анализа и полученных при использовании данных методов первичной ориентировки в исследуемых психологических особенностях испытуемых.

    4. Монографический метод . Данный исследовательский метод, не может быть воплощен в какой либо одной методике. Он является синтетическим методом и конкретизируется в совокупности самых разнообразных неэкспериментальных (а иногда и экспериментальных) методик. Монографический метод используется, как правило, для глубокого, тщательного, продольного изучения возрастных и индивидуальных особенностей отдельных испытуемых с фиксацией их поведения, деятельности и взаимоотношений с окружающими во всех основных сферах жизни. При этом исследователи стремятся, исходя из изучения конкретных случаев, выявить общие закономерности строения и развития тех или иных психических образований.

    Обычно в психологических исследованиях используется не один какой-нибудь метод, а целый набор различных методов, которые взаимно контролируют и дополняют друг друга.

    Диагностические методы

    К диагностическим исследовательским методам относятся различные тесты, т.е. методы, позволяющие исследователю давать количественную квалификацию изучаемому явлению, а также различные приемы качественной диагностики, при помощи которых выявляются, например, различные уровни развития психологических свойств и характеристик испытуемых.

    1. Тест - стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом - количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.

    Использование определенных и конкретных тестов в психологии наиболее отчетливо проявляет общие теоретические установки исследователя и всего исследования. Так, в зарубежной психологии тестовые исследования понимаются обычно как средство выявления и измерения врожденных интеллектуальных и характерологических особенностей испытуемых. В отечественной психологии различные диагностические методы рассматриваются в качестве средств определения наличного уровня развития этих психологических особенностей. Именно потому, что результаты любых тестирований характеризуют наличный и сравнительный уровень психического развития человека, обусловленный влиянием множества факторов, обычно неконтролируемых в тестовом испытании, результаты диагностического испытания не могут и не должны соотносится с возможностями человека, с особенностями его дальнейшего развития, т.е. эти результаты не имеют прогностического значения. Не могут эти результаты послужить основанием и для принятия тех или иных психолого-педагогических мер.

    Необходимость абсолютно точного соблюдения инструкции и использования однотипных материалов диагностического обследования налагает еще одно существенное ограничение на широкое использование диагностических методов в большинстве прикладных областях психологической науки. В силу этого ограничения достаточно квалифицированное проведение диагностического обследования требует от исследователя специальной (психологической) подготовки, владения не только материалом и инструкцией применяемой тестовой методики, но и способами научного анализа полученных данных.

    Основным недостатком большинства диагностических методик является осознание испытуемым искусственной ситуации обследования, которое часто приводит к актуализации у испытуемых неконтролируемых методикой мотивов (иногда начинает действовать желание испытуемых угадать, что от них хочет экспериментатор, иногда - стремление поднять свой престиж в глазах экспериментатора или других испытуемых и т.п.), что искажает результаты эксперимента. Данный недостаток диагностических методик требует тщательного подбора значимого для испытуемых экспериментального материала и сочетания их с беседой, включающей прямые и косвенные вопросы к испытуемому, и с психологическим наблюдением за особенностями поведения испытуемых в ходе эксперимента.

    Достоинство диагностических методов состоит в очень широком спектре исследовательских задач, которые могут решаться с помощью данных методов, - от исследования степени овладения дошкольниками различными персептивными и мыслительными действиями и некоторыми предпосылками формирования операционально-технической стороны учебной деятельности и выявления личностных особенностей испытуемых до изучения специфики внутриколлективных отношений.

    Итак, отличие диагностических методов от методов не экспериментальных состоит в том, что они не просто описывают изучаемое явление, но и дают этому явлению количественную или качественную квалификацию, измеряют его. Общей особенностью этих двух классов исследовательских методов является то, что они не дают возможности исследователю проникнуть за изучаемое явление, не вскрывают закономерности его изменения и развития, не объясняют его.

    Экспериментальные методы

    наблюдение тест эксперимент исследовательский

    В отличие от не экспериментальных и диагностических методов "психологический эксперимент предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, отчетливо выявляющих психологический факт... Специфика экспериментальных методов состоит, таким образом, в том, что они предполагают:

    а) организацию специальных условий деятельности, влияющих на исследуемые психологические особенности испытуемых;

    б) изменение этих условий в ходе исследования.

    Вместе с тем экспериментальные методы предполагают использование не экспериментальных и диагностических методов, непосредственно включают их в себя в качестве своих естественных моментов.

    В психологии существуют три типа собственно экспериментального метода:

    естественный (полевой) эксперимент;

    моделирующий эксперимент;

    лабораторный эксперимент.

    1. Естественный (полевой) эксперимент, как говорит само название этого метода, наиболее приближен к не экспериментальным исследовательским методам. Условия используемые при проведении естественного эксперимента, организует не экспериментатор, а сама жизнь (в высшем учебном заведении, например, они органично включены в учебно-воспитательный процесс). Экспериментатор в данном случае пользуется лишь сочетанием различных (контрастных, как правило) условий деятельности испытуемых и фиксирует при помощи не экспериментальных или диагностических методик исследуемые психологические особенности испытуемых.

    Достоинства естественного (полевого) эксперимента являются следствием его органической включенности в условия жизни и деятельности испытуемых. К недостаткам этого метода относятся сложность подбора контрастных естественных условий и, в частности, все недостатки тех не экспериментальных и диагностических методик, которые применяются в составе естественного эксперимента и служат для отбора экспериментальных данных.

    2. Моделирующий эксперимент . При проведении моделирующего эксперимента испытуемый действует по инструкции экспериментатора и знает, что участвует в эксперименте в качестве испытуемого. Характерной особенностью эксперимента данного типа является то, что поведение испытуемых в экспериментальной ситуации моделирует (воспроизводит) на разных уровнях абстракции вполне типичные для жизненных ситуаций действия или деятельности: запоминание различных сведений, выбор или постановку целей, выполнение различных интеллектуальных и практических действий и т.д. Моделирующий эксперимент позволяет решать самые разнообразные исследовательские задачи.

    3. Лабораторный эксперимент - особый тип экспериментального метода - предполагает проведение исследований в психологической лаборатории, оснащенной специальными приборами и приспособлениями. Этот тип эксперимента, отличающийся также наибольшей искусственностью экспериментальных условий, применяется обычно при изучении элементарных психических функций (сенсорной и моторной реакций, реакции выбора, различий сенсорных порогов и т.п.) и гораздо реже - при изучении более сложных психических явлений (процессов мышления, речевых функций и т.п.). Лабораторный эксперимент более соответствует предмету психологического исследования.

    Формирующие методы

    Все описанные выше исследовательские методы (не экспериментальные, диагностические и экспериментальные) отличаются констатирующим характером: описанию измерению и объяснению подвергаются эмпирические, стихийно сложившиеся (или, в крайнем случае, моделируемые в узких и искусственных рамках лабораторного эксперимента) особенности и уровни психического развития.

    Использование всех этих методов не предполагает задачи существенного изменения наличного предмета исследования, задачи формирования. Такая принципиально новая исследовательская цель требует применения особых, формирующих методов.

    К формирующим исследовательским методам в психологии относятся различные разновидности так называемого социального эксперимента, объектом которого выступает определенная группа людей:

    преобразующий эксперимент,

    психолого-педагогический эксперимент,

    формирующий эксперимент,

    экспериментально-генетический метод,

    метод поэтапного формирования и т.п.

    Использование формирующих исследовательских методов связано с перестройкой определенных характеристик учебно-воспитательного процесса и выявлением влияния этой перестройки на возрастные, интеллектуальные и характерологические особенности испытуемых. По существу, данный исследовательский метод выступает в качестве средства создания широкого экспериментального контекста для использования всех других методов психологии.

    Формирующий эксперимент часто используется в целях сопоставления влияния различных обучающих программ на психическое развитие испытуемых.

    Формирующий эксперимент это:

    массовый эксперимент, т.е. статистически значимый (это значит, что его ареалом является минимум - школа, педагогический коллектив);

    длительный, пролонгированный эксперимент;

    эксперимент не ради эксперимента, а ради реализации той или иной общетеоретической концепции в определенной области психологии (возрастной, детской, педагогической и других отраслях);

    эксперимент комплексный, требующий совместных усилий психологов-теоретиков, психологов-практиков, психологов-исследователей, дидактиков, методистов и др. И поэтому это есть эксперимент, протекающий в особых учреждениях, где все это можно организовать.

    Таким образом, формирующий эксперимент является существенной перестройкой психолого-педагогической практики (как совместной деятельности исследователя и испытуемого) и, в первую очередь, перестройкой ее содержания и методов, приводящей к существенным видоизменениям хода психического развития и характерологических особенностей испытуемых. Именно в силу этих своих характеристик данный тип исследовательских методов различных отраслей психологии выявляет резервы психического развития и одновременно конструирует, создает новые психологические особенности испытуемых. Поэтому формирующие и обучающие эксперименты входят в особую категорию методов психологического исследования и воздействия. Они позволяют направленно формировать особенности таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.

    В заключении необходимо отметить, что в процессе развития психологии изменяются не только теории и понятия, но и исследовательские методы: они утрачивают созерцательный, констатирующий характер, становятся формирующими или, точнее, трансформирующими. Ведущим типом исследовательского метода в экспериментальной области психологии становится формирующий эксперимент.

    Итак, развитие методического арсенала современной психологии заключается в особой консолидации всех исследовательских методов, результатом которой является образование нового комплекса исследовательских методов - формирующего эксперимента.

    Список использованной литературы

    1. Сандалов Л.Н., Елисеев С.Н. введение в экспериментальную психологию личности.- Москва 2011г.

    2. Семенов Д.А. “Психология как наука” Москва 2003г.

    3. Л.А. Венгер, В.С. Мухина “Психология” Москва “Возрождение” 1999г.

    4. Диденко Д.С., Дмитриев Р.А. введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: Изд-во Москва МГУ, 2001.

    5. Мироненко Р.С., «Психология и сущность» г. СПб 2011.

    6. Алиев Э.В., Волкова Д.Р., «Психологические процессы и методы исследования». Москва 2010.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Группы методов психологических исследований, их классификация. Сущность и основные задачи анкетирования, наблюдения, беседы. Особенности проведения естественного, лабораторного и моделирующего эксперимента. Анализ методов психологических исследований.

      курсовая работа , добавлен 05.03.2012

      Классификация методов психологии. Основные методы - наблюдения и опроса, лабораторный и естественный (производственный). Виды наблюдения, преимущества и недостатки метода. Формы опросных методов. Особенности тестового исследования, основные виды тестов.

      контрольная работа , добавлен 22.02.2011

      Выделение методов духовной, идеальной (научной) и метода материальной (практической) человеческой деятельности. История развития последовательности психологических исследований и их классификация. Специфика наблюдения, эксперимента и моделирования.

      реферат , добавлен 18.11.2010

      Понятие и виды эксперимента, его организация. Этические проблемы при его проведении. Использование теста для объективной оценки индивидуально-психологических различий. Сущность исследований человека в социальном контексте посредством качественных методов.

      реферат , добавлен 16.02.2011

      Специфические черты методов беседы и интервью, их понятие и содержание, сравнительная характеристика и свойства. План исследования готовности к учебной деятельности, порядок и принципы его разработки, этапы проведения и анализ полученных результатов.

      контрольная работа , добавлен 07.05.2012

      Основные этапы построения анкеты и их характеристика. Специфика методов наблюдения и эксперимента, их сходства и различия. Оценка уровня сформированности дружеских отношений у современных подростков старшего школьного возраста с помощью анкетирования.

      контрольная работа , добавлен 07.05.2012

      Сущность и история возникновения психологии, ее основные задачи и междисциплинарные связи. Классификация методов психологических исследований, особенности проведения наблюдения и эксперимента. Наиболее распространенные современные виды тестирования.

      реферат , добавлен 27.11.2012

      Классификация используемых в настоящее время методов психологических исследований. Промежуточные и вспомогательные методики в психологической науке. Методы наблюдения и опроса. Физиологические методы и тесты. Экспериментальные и математические методы.

      реферат , добавлен 22.01.2013

      Предмет и задачи психодиагностики. Методы исследования и диагностики. Ведущие функции диагностики педагогического процесса. Объективная оценка психологических тестов (методов исследования). Назначение диагностики в практической деятельности психолога.

      контрольная работа , добавлен 25.10.2011

      Формирование теоретических знаний о предмете и задачах педагогической психологии и классификация ее основных методов: наблюдения и самонаблюдения, беседы, интервью, анкетирования, эксперимента, анализа продуктов деятельности, тестирования и социометрии.

    Абстрагирование - это процесс, основанный на отвлечении от некоторых свойств субъекта в ходе его познания для того, чтобы глубоко исследовать его определенную сторону. Примерами результатов абстрагирования можно привести кривизну, цвет, красоту и так далее. Абстрагирование имеет несколько целей. К примеру, оно нацелено на поиск общих черт. При этом из их внимания выпадут признаки, отличающие один предмет от другого. Внимание будет сосредоточено лишь на том общем, что есть между этими предметами. Еще одной целью является систематизация и обобщение. Как видно, это отличается от прежней цели, так как внимание сосредоточено на отличиях, которые позволяют разделить предметы на группы. Кроме этого, абстрагирование может быть нацелено на создание образца и на четкость формулировок.

    Формализация

    В этом случае знания отображаются в знаковом символическом виде, то есть они обретают вид условных значений и формул. Использование специальной символики - необходимый метод того, как человек отражает действительность. Формализация является частью формальной логики.

    Аналогия

    Аналогия является заключением о сходстве между двумя объектами по какому-то признаку, который основан на идентичности в характерных чертах. Знание, получаемое после рассмотрения определенного объекта, переносится на другой, менее изученный и доступный объект. Однако аналогия не дает достоверных знаний. Если по аналогии правдиво, это не дает основания полагать, что заключение будет верным.

    Предметное моделирование

    Объект изучается с использованием абстрактных моделей. Полученные знания переносятся на исследуемый оригинал. Модель дает возможность составить обоснованный и более полный прогноз, а также оптимизировать движение к результату. Однако для этого нужно обладать уже выявленными тенденциями, историческим опытом и экспертными оценками. Модель и оригинал должны иметь известное сходство, что касается функций и физических характеристик. Данное сходство позволит перенести информацию, которая получена в результате модельного исследования, на оригинал.

    Мысленное моделирование

    В этом случае применяются мысленные образы. Кроме мысленного моделирования существует компьютерное и знаковое моделирование.

    Идеализация

    В этом случае для объектов создаются определенные понятия, которые на самом деле не существуют, но имеют прообраз. Примером может служить идеальный газ, шар и так далее. Идеальный объект можно описать как идею, которая выражена в знаковой системе научного искусственного языка и лежит в основе научной теории.

    – это наиболее распространенная группа методов, применяемых в педагогической практике по всем школьным предметам и на всех ступенях образования.

    Источником получения знаний при этом считается слово, которое может быть устным или письменным.

    Именно оно стимулирует активную познавательную деятельность учащихся, обеспечивает высшую культуру слуховых восприятий и мышления, развивает чтение, устную и письменную речь, а также требует умений анализа и синтеза, конкретизации и противопоставления, умений рассуждать и делать выводы.

    К словесным методам относятся рассказ и объяснение, беседа и дискуссия, лекция, работа с книгой. Данные методы обширно применяются в ходе формирования у детей теоретических и практических знаний, поддерживается вербальный обмен информацией между учителем и учащимися. Однако ознакомление с материалом осуществляется в основном в готовой форме, в связи с чем мало внимания уделяется постановке и решению проблемных задач, выполнению творческих заданий, развитию у детей познавательной самостоятельности и инициативы.

    Рассказ и объяснение

    Рассказ подразумевает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Данный метод используется на всех этапах школьного обучения, изменяется только характер повествования, его объем, длительность. По целям различают несколько видов рассказа: рассказ-вступление (подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, рассказ-изложение (раскрытие содержания новой темы), рассказ-заключение (выводы и обобщение изученного).

    В ходе рассказа применяются такие методические приемы как активизация внимания, ассоциативные и закономерные сопоставления, сравнения, выделение главного, резюмирование. При этом к рассказу предъявляется ряд педагогических требований, в связи с чем он должен: содержать исключительно точные факты; включать достаточное количество ясных и убедительных примеров, фактов, доказывающих верность выдвигаемых положений; иметь четкую логику изложения; выделять основные положения, идеи, концентрировать на них внимание детей; быть эмоциональным, выразительным; излагаться понятным и доступным языком; длится не более 10 минут, поскольку дети быстро утомляются и их внимание рассеивается. Изложение материала также можно соединять с чтением фрагментов из учебника или учебного пособия, записью учащимися определений и дат, повторением наиболее важных, актуальных положений, выводов.

    Объяснение - словесное толкование закономерностей, значимых качеств изучаемого объекта, раскрытие фактов, выведение законов и приемов действий, презентация опытов. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала, решении задач и теорем, при раскрытии обстоятельств и следствий в явлениях природы и социальной жизни. При этом учитель обязан соблюдать следующие требования: конкретно формулировать цели и задачи, четко ставить вопросы, подлежащие раскрытию; излагать материал ясно и последовательно; обеспечивать понимание детьми учебной информации, привлекать их к активному наблюдению объясняемых явлений; устанавливать взаимосвязь с уже изученным материалом. Объяснение может совмещаться с использованием наглядных средств, проведением опытов, применением ИКТ.

    Беседа и дискуссия

    Беседа относится к более известным методам дидактической работы, ее главная функция - побуждающая, но при этом она успешно выполняет и другие функции. Сущность беседы состоит в том, чтобы при помощи целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации уже полученных знаний, самостоятельным рассуждениям и обобщений. Беседа вынуждает ученика идти по стопам за идеей учителя, в следствии чего же он шаг за шагом продвигается в освоении новых знаний. Данный метод активизирует мышление, является эффективным средством диагностики усвоенных знаний и умений, содействует развитию познавательных способностей учащихся, а также велика и его воспитательная роль.

    По свой цели и структуре беседы бывают вводные (организующие), эвристические, систематизирующие (закрепляющие), контрольно-коррекционные. Для эффективного проведения беседы необходима профессиональная подготовка педагога, поскольку он должен правильно формулировать тему и задавать вопросы, закономерно связанные между собой и соответствующие возрастному развитию учащихся. Вопрос задается всему классу и только после небольшой паузы для обдумывания вызывается ученик для ответа. Верные ответы одобряются, неверные либо неполные - комментируются, уточняются. В случае, если никто не может ответить, необходимо переформулировать, раздробить на части, поставить наводящий вопрос. Важным условием полноценной беседы являются четкая дисциплина на уроке и установление тесного контакта учителя с учащимися, что позволяет работать в атмосфере понимания, доброжелательности, открытости. Необходимо отметить, что беседа – это весьма трудоемкий метод обучения, так как требует большого количества времени, напряжения сил, профессионального мастерства.

    Дискуссия как метод обучения имеет цель стимулирования познавательного интереса, втягивания учащихся в интенсивное обсуждение различных научных точек зрения по той или другой проблеме, побуждения к осмыслению информации и аргументации собственной позиции. Но для этого необходимо наличие как минимум двух различных взглядов на обсуждаемый вопрос. Без имеющихся знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной и неточной, а без умения высказать идею - запутанной и противоречивой. Кроме того, существуют особые правила дискуссии, среди которых: ограниченное время выступления каждого ученика, дисциплина и взаимоуважение, сдержанность, достойное принятие чужой позиции и т.д.

    Лекция

    Лекция от других словесных методов отличается:

    1. более жесткой структурой;
    2. логикой изложения учебного материала;
    3. изобилием сообщаемой информации;
    4. системным характером освещения материала.

    Предметом школьной лекции считается предпочтительно описание трудных систем, явлений, объектов, процессов, имеющихся между ними причинно-следственных связей. Из этого вытекает, что лекция применима исключительно в старших классах, когда учащиеся уже добиваются требуемого для восприятия и осмысления материала лекции уровня подготовки. По длительности лекция занимает целый урок или даже два.

    Педагогические требования к лекции следующие: создание учителем детализированного проекта лекции; ознакомление учащихся с темой, целью и задачами лекции; логически последовательное изложение всех пунктов плана; короткие обобщающие выводы после освещения каждого пункта; закономерные взаимосвязи при переходе от одной части лекции к другой; проблемность и эмоциональность изложения; своевременное подключение примеров, сравнений, фактов; контакт с аудиторией; подходящий темп изложения, позволяющий учащимся записать главные положения.

    Работа с книгой

    Работа с учебником и книгой стала одним из главных методов обучения. В учебнике материал изложен безошибочно и в систематизированной форме. Ученик имеет возможность неоднократно обрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время. Учебные книги успешно выполняют обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную функции.

    Целью самостоятельной работы с книгой может быть ознакомление с ее структурой, беглый просмотр, чтение отдельных глав, поиск ответов на конкретные вопросы, исследование материала, реферирование отдельных отрывков, решение примеров и задач, заучивание материала наизусть. Обучить детей работать со словом учебника и книги, сформировать у них потребность к чтению – важнейшая задача учителя.

    Как правило, применяются два вида работы с книгой: на уроке под руководством учителя и самостоятельная работа дома. При этом используются следующие приемы: конспектирование, создание плана, тезирование, цитирование, рецензирование, создание справки, тематического тезауруса. Педагог должен постоянно упражнять детей в чтении, обучать анализу прочитанного, поиску ответов на вопросы, работе со схемами и таблицами, пользованию справочниками, словарями, энциклопедиями.

    Выбор редакции
    Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

    В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...

    Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...

    Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
    Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
    Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
    Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...
    Первое мясо, которое нужно давать малышу для прикорма, это – крольчатина. При этом очень важно знать, как правильно варить кролика для...
    Ступеньки… Сколько десятков за день нам приходится их преодолевать?! Движение – это жизнь, и мы не замечаем, как пешим ходом наматываем...