Матренин двор все проблемы. "Матренин двор": анализ произведения Солженицына (3 вариант)


Дали как-то сказал: «Если ты из тех, кто считает, что современное искусство превзошло искусство Вермера или Рафаэля, не берись за эту книгу и пребывай в блаженном идиотизме» («Десять наставлений тому, кто хочет стать художником»)- Думаю, оспорить трудно. Конечно, великий Сальвадор говорил о живописи, но к литературе это изречение также имеет отношение. Искусство (будь то литература, живопись или музыка) - способ самовыражения, оно помогает нам заглянуть в самые потаенные уголки души.
Многие произведения современной русской литературы мне не нравятся по причине отсутствия каких-либо художественно-творческих начал. В наше время рассказ, поэма или роман зачастую являются результатом бурной фантазии, больного воображения или искаженного восприятия мира (кто имеет представление о «платоновском» Втором пришествии, меня поймет и, надеюсь, поддержит). Сегодняшние писатели пытаются доказать, что их неприятие современной действительности и отсутствие нравственных идеалов есть индивидуальный подход к творчеству.

Но если сегодня миром правят беззаконие и малодушие, то это не значит, что с верой покончено. Она возродится, ибо человек так или иначе возвращается к истокам, пусть медленным, но твердым и уверенным шагом (восстановление храмов, принятие религии).
Читая классику, я нахожу для себя много интересного. Ведь в начале жизненного пути человеку не всегда удается встретить того, кто стал бы лучшим другом и советчиком, поэтому одним из главных учителей каждого из нас является книга. А чему научит нас современная литература? Признайтесь, что о первой любви вы узнали не от Солженицына, а от Тургенева или Пушкина («Первая любовь», «Евгений Онегин»), о возрождении души человеческой -от Достоевского («Преступление и наказание»), а о разнообразии и странностях человеческого мышления - все-таки от Гоголя («Мертвые души»). Надо отметить, что классическое произведение всегда несет в себе долю оптимизма. Даже в «Преступлении и наказании», где речь идет о страшном проступке - убийстве - и герою, казалось бы, нет оправдания, Достоевский дает нам понять, что Раскольников вовсе не потерян для общества. Его совесть не чиста, но для него существуют такие понятия, как честь, справедливость, достоинство.
Как мне кажется, классики дают нам надежду на духовное возрождение, а в современной литературе этого нет. Давайте же попробуем с точки зрения вышесказанного рассмотреть, что представляет собой творчество современного русского писателя, в частности

Александра Солженицына. Для этого я предлагаю проанализировать один из его рассказов - «Матренин двор», в котором, на мой взгляд, ставится проблема одиночества, взаимоотношения человека с окружающими людьми, авторского отношения к жизни.
Итак, наш герой приезжает в Россию, в чудесную русскую глубинку с ее вечными загадками, незаурядными личностями и самобытными характерами. Что ждет его? Он не знает. Никто его не ожидает, никто не помнит. Что мог встретить он на своем пути? Ему всего лишь хотелось «затеряться» где-нибудьтам, где его не достанут радио, телевизоры и другие достижения современной цивилизации.

там, где его не достанут радио, телевизоры и другие достижения современной цивилизации. Что ж, удача ему улыбнулась: со второго раза ему удается найти небольшую деревню недалеко от станции Торфопродукт и жить там спокойненько, обучая молодое поколение точной науке. С жильем проблем тоже особых не было. Ему подыскали «подходящий домик», в котором, по его словам, «его жребий был - поселиться».

Боже, как он тосковал по простым людям, не утерявшим той душевной простоты, которой каждый из нас наделен с самого рождения. Сколько умиления и восторга вызывает в его душе обычная деревенская женщина, торгующая молоком, ее вид, ее голос, характерный акцент. А с какой симпатией он относится к хозяйке дома - Матрене. Он уважал и понимал ее, как она есть: большая, беспощадная, мягкая, неряшливая и все-таки чем-то милая и родная. Несчастная потеряла всех своих детей, любимого, «загубив» свою молодость, осталась одна. И конечно, не могла не вызвать жалость. Она не богата, даже не зажиточна. Бедна как «церковная мышка», больна, но отказать в помощи не может. И очень важное качество отмечает в ней автор - бескорыстность. Не из-за денег копала старая Матрена картошку соседям и воспитывала племянницу свою Кирочку тоже не ради благодарности, а просто любила детей. Она как-никак женщина.
Когда началась война, бедная Матрена не подозревала, что она (война) разведет ее с «дорогим» человеком, и героиня «идет» замуж за младшего брата своего жениха. Но муж вскоре покидает деревню, уходит на войну и не возвращается. И вот Матрена остается ни с чем. Дети умирали один за другим, не дожив до года. И в конце жизни она была обречена на одиночество. Лишь «колченогая кошка», «грязно-белая криворогая коза», мыши да тараканы населяли ее «перекособоченную избушку». Матрена взяла на воспитание племянницу Кирочку, и это было последним утешением. Но, видно, не суждено Матрене коротать дни в спокойствии. Срочно нужно было перевезти горницу в другую деревеньку, а то Кирочка упустит хорошее место. Казалось бы, наша героиня и вмешиваться не должна в перевозку собственного дома (последнее, что у нее осталось), а всячески этому препятствовать. Но нет - она решается помочь в транспортировке бревен. И если бы Матрена не пошла ночью на железную дорогу и не стала толкать повозку через рельсы, то была бы жива.
Как она закончила свою жизнь? Ужасно. Глупо. Трагично, Оправдания ее смерти я не вижу.

Б этом произведении, как и в других («Крестный ход»), Солженицын выражает свое отношение к людям. Он не любит народ и старается его обезличить, превращая в *серую массу». Ему кажется, что окружающие его люди - «ничто». Они не способны понять добро, им все равно, кто рядом с ними. А вот автор - другое дело. Он сразу распознает в Матрене «праведника», но сам-то фактически приходит к этому выводу слишком поздно.
Нужно отдать должное автору рассказа: в раскрытии образа героини он старается подчеркнуть ее доброту, безграничную любовь к людям.
Что я могу сказать об этом произведении? Не радует - раз, не нравится - два, так как не могу понять авторской позиции: зачем столько зла и грязи воплотил в своем «творении» Солженицын? (Вспомните угнетающую обстановку дома и отношение людей друг к другу.

нравится - два, так как не могу понять авторской позиции: зачем столько зла и грязи воплотил в своем «творении» Солженицын? (Вспомните угнетающую обстановку дома и отношение людей друг к другу.)
Естественно, творчество писателя неразрывно связано с его биографией. Много лет, проведенных в неволе, повлияли на Солженицына, но ведь не все, даже более несчастные, изливают все свои обиды и злобу в рассказах и повестях. На мой взгляд, творческая работа должна выражать только самое лучшее, что есть в человеке, чтобы показать: «Вот то хорошее, что во мне есть, почувствуй это и пойми!»
Искусство (в частности, литература) должно привносить светлые чувства в душу человека. Читатель должен сопереживать героям, чувствовать боль обид, разочарований и даже плакать (что, кстати, и произошло со мной), но ведь нехорошо, если в душе у тебя остается неприятный осадок после прочитанного. Наверное, это какое-то другое искусство, мне лично непонятное.

Зачем тогда вообще писать? Лучше рисовать в стиле апокалипсис. Все равно эмоции при этих двух занятиях (писать о плохом и рисовать) одни и те же, да и результатом сможет полюбоваться большее количество человек (если автору этого хотелось). Ведь раньше мастера создавали свои произведения именно для того, что-бы люди приходили в ужас от увиденных сцен всеобщей гибели. А при размещении подобных творений прямо на улицах (имеются в виду церкви) люди, связанные с религией, предусматривали и то, что не умеющие читать также будут знать о страшном наказании.

Но чего не отнять у Солженицына - это то, что он пишет о жизни, основываясь на личном опыте, пишет именно о себе, о пережитом и увиденном. Автор показывает нам жизнь такой, какова она есть (в его понимании). Хотя при чтении его работ складывается мнение, что, кроме плохого, невежественного и несправедливого, этому человеку ничего не приходилось видеть. Но главное не в этом. Цель Солженицына - открыть нам всю «прелесть» бытия, используя описание убогого жилища, злых соседей и неблагодарной родни.
Солженицын говорит о несправедливости, а также о слабости характера, излишней доброте и о том, к чему это может привести. В уста автора он вкладывает свои мысли и свое отношение к обществу. Автор (герой рассказа) пережил все, что пришлось перенести самому Солженицыну.
Описывая деревню, Матрену, суровую действительность, он параллельно этому дает свою оценку, высказывая собственное мнение. Сколько горечи и сарказма слышится в описании станции: на «серо-деревянком бараке висела строгая надпись: «На поезд садиться только со стороны вокзала!» Гвоздем по доскам было нацарапано: «И без билетов». А у кассы… было нацарапано ножом: «Билетов нет». Знакомя нас с председателем Горшковым, автор не забывает упомянуть, каким образом он (Горшков) получил Героя Социалистического Труда.

А сколько «тепла», «чуткости», «задушевности» чувствуется в описании скромного жилища Матрены и его обитателей: «Иногда ела кошка и тараканов, но от этого ей становилось нехорошо. Единственное, что тараканы уважали, - это черту перегородки, отделявшей устье от.

ны уважали, - это черту перегородки, отделявшей устье от… чистой избы… в кухоньке по ночам кишели… - пол весь, и скамья, и даже стена были чуть не сплошь бурыми и шевелились...»
Заметим, что у Гоголя описание гостиницы города N. где также встречаются тараканы, не вызывает чувство брезгливости. Однако автор не может обойтись без чего-нибудь «эдакого».
Не без скрытого удовольствия пишет о своей «скромности и тактичности», когда описывает стряпню хозяйки: все эти тараканьи ножки в однообразной еде, по его словам, «не совсем вкусной». «Я покорно съедал все наваренное мне, терпеливо откладывая в сторону, если попадалось что-то неурядное… У меня не хватало духу упрекнуть Матрену...»

На мой взгляд, автор любит описывать чьи-то обиды и неудачи (имеется в виду данный рассказ): «… много было у Матрены обид...» Опять обиды. Если писать не о своих, то уж о чужих. И жалость. Рассказчик давит на жалость. Он пытается задеть за живое (так как лично меня он больше ничем не смог тронуть). Но жалость жалости - рознь...
«Нет Матрены. Убит родной человек. И в день последний я укорил ее за телогрейку». Автор хочет показать нам, какой он чувствительный и жалостливый. Однако внутри он человек жесткий и сухой. У меня едва хватило сил прочитать описание мертвой Матрены, ее изуродованного тела. Написано без эмоций, лишь констатация факта. Понять это тяжело. Но что еще может родиться в голове у человека под «скрежет мышей», «шуршание тараканов» да под впечатлением увиденной покойницы? Это утешает.
Но самое «веселое» - это конец. У человека, не знающего жизнь, появится мысль: «Не доверяй». Печальная картина, которую мы наблюдаем после смерти героини, доказывает нам это. Да, я согласна: родственники только и думали о том, что можно унести из дома. Дошло до того, что унесли и сам дом. Рассказчик не верит в искренность слез Киры. А соседка придерживается мнения, что Матрена была глупа, да и муж ее не любил. Одним словом, кругом пустота и несправедливость. Автор, наверное, считает, что все плохо и в конце концов постигнет нас несчастье. И люди нас окружают бездушные, и в других не видят прекрасное, и в добро не верят, и вообще, кроме него, никто не разглядел в Матрене доброту, скромность и бескорыстие. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

Писатель просто навязывает нам свои пессимистические взгляды на мир и пытается что-то доказать. Он скептик и никогда не будет способен сотворить прекрасное просто в силу своих исковерканных жизнью убеждений. Впрочем, это всего лишь мое мнение.

Подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №6 г. Корчагина Светлана Васильевна, г. Острогожск, Воронежская обл., ВКК

Тема урока: «Не стоит село без праведника». Проблема нравственного выбора в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор».

Цели урока: - обратиться к важнейшим нравственным проблемам как «доброта» , «милосердие», «чуткость, «человечность», «» совесть », от решения которых зависит формирование человека и гражданина;

Подвести учащихся к осмыслению образа Матрёны как праведницы Земли Русской;

Побуждение задуматься над вопросом: так ли мы живём?

Оборудование: компьютер с медиапроекторм;

рассказ А.И. Солженицына «Матрёнин двор»;

книга Д.С. Лихачёва «Письма о доброи и прекрасном»;

учебник Т.Ф. Курдюмовой «Литература, 11 класс».

Оформление доски: эпиграфы

« Совесть – таинственное свойство человеческой души, мешающее ему оскотиниться» (Ф. Искандер)

« У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей» (А.И. Солженицын)

«Солженицын больше, чем какой-либо другой писатель, отвечает на вопрос, кто мы, нынешние, через вопрос: что с нами происходит». *(С. Залыгин)

Ход урока:


  1. Оргмомент. Запись темы урока.

  2. Подготовительная работа к анализу рассказа.

  1. Вступительное слово учителя о Д.С. Лихачёве
Прежде чем начать работу, давайте вспомним исследователя древнерусской литературы, публициста, писателя, академика, общественного деятеля Дмитрия Сергеевича Лихачёва и его книгу, к которой мы не раз обращались, «Письма о добром и прекрасном» , которую он составлял на основе Евангелия Христова. Желая передать подрастающему поколению основы духовно-нравственного воспитания, составлял нравственные заповеди.

Назовите некоторые из них.

(- Люби людей – и ближних, и дальних.

Твори добро, не видя в том заслуги.

Люби мир в себе, а не себя в мире.

Будь искренним:: вводя в заблуждение других, обманываешься сам.

Будь верующим – вера обогащает душу и укрепляет дух.

Будь совестлив: вся мораль в совести.

Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее.)

Всего Дмитрий Сергеевич написал 25 таких нравственных заповедей.

«Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы. Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти. А люди, служившие по – умному. имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе.»


  1. Формулировка темы урока.
Вот об одном таком человеке. героине рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор», мы сегодня будем вести речь. Как замечал сам автор, этот рассказ полностью «автобиографичен и достоверен». Прототип главной героини – знакомая Александра Исаевича, владимирская крестьянка Матрёна Васильевна Захарова, у которой жил писатель.

От чьего лица ведётся повествование? (Игнатьича).

Передайте коротко сюжет рассказа. На какие части можно разделить? (1. Знакомство с Матрёной Васильевной Григорьевой.2. Рассказ Матрёны о прошлом, о себе, молодости, любви.3. Смерть, после смерти.)

Через суровые испытания прошла эта женщина, но сохранила в своей душе христианский огонь любви к людям, осталась верна библейским законам нравственности, сберегла незапятнанной свою совесть. Через трагическое событие – гибель героини – приходит автор к глубокому пониманию её личности. Трагической судьбе Матрёны и будет посвящена основная часть нашей работы.

Кого, по вашему мнению, можно называть нравственным человеком?

(1. С чувством собственного достоинства(уважая себя, уважай других)

2.Имеющего повышенное чувство ответственности за происходящее вокруг.

3.Умеющего одухотворённо работать не только за деньги.

4.С чётким представлением о добре и зле.

5.Неравнодушного к чужой беде и страданиям.

6. Размышляющего над своей и чужой жизнью, беспокойно ищущего ответы на «больные вопросы»)

Нравственности Безнравственности

Добро предательство

Совесть цинизм

Честь эгоизм

Справедливость корыстолюбие

Милосердие приспособленчество

Дать лексическое значение слов ДОБРО, СОВЕСТЬ, ПРАВЕДНИК,ЭГОИЗМ,КОРЫСТОЛЮБИЕ

ДОБРО- все положительное, хорошее полезное

Пример: Желать добра кому-н. От добра добра не ищут (посл.)

СОВЕСТЬ-понятие морального сознания, внутренняя убеждённость в понимании того, что является добром и злом, нравственная ответственность за своё общественное поведение. - --------- Совпадает ли понимание совести с высказыванием Ф. Искандера, данного в эпиграфе к уроку?

КОРЫСТОЛЮБИЕ- отрицательное моральное качество, характеризующее поведение и мотивы человека, который рассматривает и направляет все свои поступки и взаимоотношения с окружающими с точки зрения материальной выгоды.

ПРАВЕДНИК- человек, ни в чём, не погрешающий против правил нравственности. (В. И. Даль. Человек, живущий по совести).

ЭГОИЗМ - себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих

Обратите внимание, насколько противоположны эти нравственные категории, какие из них в большей мере присущи героине А. Солженицына.


  1. Анализ рассказа по вопросам, помогающим выяснить нравственные законы, по которым жила героиня рассказа.
- Есть ли развёрнутый портрет героини? (Нет, подчёркивается улыбка: «лучезарная» , «добрая», «извиняющаяся»)

Что объединяет героиню и рассказчика? (Типичность судеб поколений)

Нарисовать словесный портрет героини

Найти художественные детали, важные для понимания главной героини. При каких обстоятельствах знакомятся?

Как воспринимает Матрёна свою судьбу? Держит ли она обиду, зло на людей?

Какой предстаёт Матрёна в системе других образов рассказа? Как относятся к ней односельчане?

Каковы причины гибели Матрёны?

Первоначальное название рассказа «Не стоит село без праведника». Это название для первой публикации предложил А. Твардовский. Прав ли Александр Исаевич, назвав свою героиню праведницей?

Матрёна Васильевна, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств. Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности.

Но Матрёна ворует торф. Согласуется ли это с понятием нравственности?

(Солженицын даёт понять: народ вынужден поступать так. Безнравственна та социальная атмосфера, в которой оказывается Матрёна. Она вынуждена была приносить торф, чтобы выжить.)

Каков символический смысл рассказа?

(Дом Матрёны – то пристанище, которое обретает рассказчик после долгих лет скитаний. В этом доме она пережила две войны - германскую и Отечественную, смерть шестерых детей, которые погибали во младенчестве, потерю мужа, который на войне пропал без вести. Ветшает дом – ветшает хозяйка.

Дом разбирают, как человека- «по рёбрышкам». И «всё показывало, что ломатели – не строители и не предполагают, чтобы Матрёне ещё долго пришлось здесь жить».

Словно противится разрушению дома сама природа – сначала долгая метель, непомерные сугробы, потом оттепель, сырые туманы, ручьи. И в том, что святая вода у Матрёны необъяснимо пропала, видится дурное предзнаменование.

Погибает Матрёна вместе с горницей, с частью своего дома. Погибает хозяйка- окончательно рушится дом. Избу Матрёны до весны забили, словно гроб, похоронили.

Страх Матрёны перед железной дорогой. Именно поезд - символ враждебного крестьянской жизни мира, цивилизации - расплющит и горницу, и Матрёну.)

Много раз Александр Исаевич пытался заснять Матрёну непринуждённой, улыбающейся, но ничего не получалось. Фотография не сохранилась. Глядя на неё , испытываешь какое-то тревожное чувство узнавания. Это простое, доброе, русское лицо, знакомое, кажется до последней чёрточки. Именно такой и могла быть Матрёна из рассказа, с неловкой, словно неумелой, улыбкой, мудрыми, спокойными глазами, с какой-то удивительной естественностью, подлинностью, что озаряется на лице. Светом, идущим откуда-то из глубины, из души. (Обращение к эпиграфу И. Солженицына «У тех всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей».)

По-народному мудрая и рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, Матрёна сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой «двор».

Матрёнин двор – это есть Матрёнин мир – особый мир праведника. Мир духовности, добра и милосердия, о котором писали ещё Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой.

Зачитайте значение имени Матрёна по словарю.

(У нее очень сильная, граничащая с упрямством воля. Матрена способна подмечать малейшую неискренность в словах и поступках окружающих, она очень добра и ласкова; может все простить и понять.)

Но Матрёне не удалось воспитать своих детей, и мы не знаем, какой бы она была матерью. В каком произведении есть героиня с таким именем и выступает как настоящая мать – защитница? (Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»- главы «Федотка » и «Дёмушка»)

Вспомните героиню Н.А. Некрасова. Какими качествами она обладает?

Сравните этих двух героинь. Что их объединяют?

Истории известна ещё одна Матрёна, которая в своей жизни испытала много горя, предательств, измен, но сохранила в душе самые лучшие человеческие качества: она могла прощать!

В жизни ей пришлось многое перенести: предательство близких, издевательства, её унижали и выгоняли, но она помогает нам понять, как мы должны жить и в условиях богатства, и в бедности и немощи. Матушка не проповедовала, но давала конкретный совет, как поступить в той или иной ситуации.

IV.Подведение итогов урока.

Послушаем прекрасное стихотворение (читает ученица)


Несчастье, боль, измену, горе, сплетни -
Все нужно через сердце пропустить.
Но главное - во тьме безумной века,
Что б ни случилось в жизни - устоять!
Быть чутким к горю, оставаться человеком
И теплоту сердец не потерять...
И что-то в жизни этой бессердечной
Вам суждено исправить, изменить,
Во имя счастья, жизни бесконечной
Вам суждено спасать, добро творить!
И, может быть, когда-то Вы поймете,
Что для кого-то счастье принесли.
И со спокойной совестью вздохнете -
Вы не напрасно жизнь свою прошли!
Все нужно пережить на этом свете,
Все нужно испытать и оценить...
И лишь тогда, вставая на рассвете,
Вы сможете смеяться и любить…

Действительно, добро требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души, добротворчества.

Матрёна, героиня А.И. Солженицына, не преследует никаких личных целей, не ждёт ни вознаграждений, ни благодарности, а совершает добро по внутренней потребности, потому что не может иначе. Она как бы излучает чистый свет добра.


  1. Рефлексия.
– Чем вас поразила главная героиня рассказа А.И. Солженицына Матрёна?

V. Домашнее задание.


  1. Учебник, стр. 162-163

  2. Выбрать тему для сочинения (см. стр. 174), подготовить план сочинения.
Тема: « Красота души человека»

Проблема нравственной красоты человека.

В чём истинная красота человека? Какие нравственные качества делают человека прекрасным?

Матрёна внешне очень простая, ничем не выделяющаяся крестьянская женщина, всю жизнь занимающаяся тяжёлым деревенским трудом. Трудно жилось Матрёне, как и всем жителям деревни: и купить-то им нечего в магазине, и еда у них очень скудная и скромная- картошка одна. И дом Матрёны такой ветхий, словно рассыплется на щепочки. Мыши и тараканы соседствуют с героиней. А она уже и привыкла к ним.

Но как красива душа героини! Доброта, трудолюбие, отзывчивость, стремление помочь, понять другого — всё это делаёт её прекрасной.

Её не надо было просить о помощи, достаточно было сказать, чтобы завтра пришла помогать собирать картошку. И Матрёна бросала все свои дела и шла помогать, да ещё искренне радовалась за соседей, если картошка уродилась крупная.

Прожив тяжёлую жизнь, она не озлобилась на людей, не обижалась даже на то, что, проработав четверть века в колхозе, не получала пенсии, так как пенсия полагалась только заводским рабочим. Была она больна — но считалась инвалидом. Словно государство просто забыло о том, что живёт такая женщина, никому не дела до неё. Еле-еле в конце жизни смогла Матрёна выхлопотать для себя пенсию за мужа, но сколько зависти появилось сразу у односельчан и родственников: куда ей столько денег.

А Матрёна не переставал дарить тепло людям. Как уютно и хорошо чувствовал в её доме рассказчик. Легко было с Матрёной, по -домашнему спокойно.

«Не живёт село без праведника» – таким было первое название рассказа. И действительно, именно такие люди, как Матрёна, праведники, то есть живущие по правде, делают жизнь чище, добрее, своей жизнью показывая, что ценно на этой земле: не материальные вещи, а человеческие отношения, взаимопонимание и уважение, Не надо опускаться до того, чтобы перевозить разобранный дом Матрёны ещё при её жизни, как это сделал некогда любимый ею мужчина Фаддей. Гибель героини под колёсами поезда во время перевозки через рельсы брёвен – страшное предупреждение людям о том, что надо ценить в жизни. Со смертью героини словно опустела деревня, не стало такой доброй и отзывчивой Матрёны.

Но ужасно то, что люди- то и не заметил, что ушла из жизни такая прекрасная женщина. Поминки стали лишь поводом напиться. А в конце даже песни запели. Вот она, нравственная деградация людей. Даже родственникам безразлична смерть Матрёны.

И только рассказчик искренне жалеет её. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село .Ни город. Ни вся земля наша».

Человек красив душой, своими поступками, своим отношением к людей. Именно этот вывод можно сделать, прочитав рассказ Солженицына А.И.


Небольшой по объему рассказ А. И. Солженицына «Матренин
двор» вобрал в себя множество тем и проблем, характерных для русской
литературы. Солженицын создал образ крестьянки, заставляющий
вспомнить крестьянок Некрасова, на плечи которых всегда на
Руси ложилась тяжкая ноша хозяйства, семьи. Несмотря на непосильный
труд и заботы, русские женщины оставались и остаются
хранительницами вечных духовных ценностей: добра, сострадания,
бескорыстности, самоотверженности. Свои ранние произведения
Солженицын создавал на основе личного жизненного опыта. Первая
повесть, принесшая ему всероссийскую славу, «Один день Ивана
Денисовича», основана на лагерном опыте писателя, репрессированного
в сталинские годы, «Матренин двор» - реальная история, произошедшая,
когда Солженицына после лагерей устроился в деревню
учителем математики.
Время действия в рассказе - 1956 год. Можно вообразить, что
произведение устарело, недостатки той жизни побеждены. Посмотрим,
так ли это. В начале рассказа авторский герой Игнатьич устраивается
после лагеря учительствовать в селе с поэтичным названием -
Высокое Поле. Но жить там, как выясняется, невозможно: крестьяне
не пекут хлеб, а везут его мешками из города. Разве нынешнее положение
нашей страны, вынужденной покупать импортные продукты,
не является следствием разорения сельского хозяйства? Следующее
место, куда попадает герой, называется Торфопродукт. Вроде бы
маленькая деталь, но в ней отразилась глобальная проблема обеднения
русского языка, которая сейчас решается на президентском уровне,
потому что приняла катастрофические размеры. Сам Солженицын
всегда стремился вернуть языку самобытность, яркость. Он активно
использует народные выражения, пословицы.
Пейзаж Торфопродукта удручает: окрестные леса вырублены,
всюду ведется варварская добыча торфа, трубы изрыгают черный
дым, узкоколейка разрезает поселок пополам. Мотив железной дороги
можно считать важнейшим в рассказе: страх главной героини
перед наступающей городской цивилизацией и ее смерть связаны с
поездом. Каков внешний вид поселка, такова и внешняя жизнь его
обитателей: «Без ошибки я мог предположить, что вечером над дверьми
клуба будет надрываться радиола, а по улице подбраживать пьяные
да подпьеривать друг друга ножами». Итак, изменились ли
к лучшему экологическая ситуация или условия жизни людей? Нет,
рассказ по-прежнему звучит современно.
Наряду с публицистической остротой в произведении присутствует
художественная глубина. Вечные проблемы духовности,
внутренней красоты человека раскрываются на примере образа Матрены.
Солженицын раскрывает ее характер в два этапа. Сначала читатель
вместе с рассказчиком видит лишь повседневное существование
одинокой старухи, живущей на краю деревни. Изба Матрены давно
нуждается в ремонте, но еще добротна и тепла. Как с юмором сообщает
рассказчик, кроме него и Матрены, «жили в избе еще: кошка,
мыши и тараканы». Какая-то заброшенность двора Матрены подчеркивается
тем, что в ее избе нет радио. Авторский герой, ищущий
после лагеря тишины, рад этому. Он месяц за месяцем живет у Матрены,
но видит по-прежнему только внешнюю сторону ее существования.
Матрена не умирает с голоду только благодаря маленькому огороду,
где выращивается картофель. Колхоз, в котором она проработала всю
жизнь, не платит ей пенсию, поскольку муж Матрены пропал без
вести на войне, а нужные документы об утере кормильца не собраны.
Причем это не мешает бесцеремонной жене председателя привлекать
одинокую старуху к общим колхозным работам. Часто просят
Матрену помочь соседи и родственники. Она никому не отказывает,
деньги за помощь брать стесняется, и автор замечает, что в деревне
к бескорыстной Матрене относятся насмешливо. Рассказчик
знает, что дети Матрены умирали в младенчестве и она воспитывала
приемную дочь Киру.
Неожиданно автору открывается прошлое Матрены. Оказывается,
были в ее жизни и любовь, и и разлука, и ревность. Жених Матрены,
Фаддей, пропал на три года после первой мировой. Не дождавшись его,
Матрена вышла замуж за брата жениха - Ефима. Вернувшийся Фаддей
не зарубил обоих только из-за брата. Ефим относился к Матрене
свысока, «загуливал» на стороне и пропал на фронте, возможно, сбежал
за границу. Фаддей принципиально выискал невесту с таким же
именем, женился, но счастья в их семье не было. Это его дочь, Киру,
выпросила на воспитание бездетная Матрена. Одинокая, больная
старуха неожиданно предстала перед глазами автора интересным,
много пережившим человеком.
И тут следует трагический финал. Матрена погибает под колесами
поезда. В этой, на первый взгляд, случайной смерти автор видит
символический смысл. Фаддей уговорил Матрену отдать завещанную
Кире горницу при жизни. При перевозке бревен Фаддей с трактористом
из-за жадности прицепил сразу двое саней, одни из которых
застряли на рельсах. Матрена бросилась, как она всегда делала, помогать
мужикам, и тут налетел поезд. Символ городской цивилизации
врезался в избу - символ деревенской жизни. Гибнет Матрена,
и с ней уходит из жизни какое-то удивительное душевное тепло,
которого нет в других жителях деревни. Они даже на поминках беспокоятся,
как бы не попало в чужие руки Матренино добро.
Только после смерти Матрены автор понимает, каким человеком
она была: «Не гналась за обзаводом... Не выбивалась, чтобы купить
вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами.
За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев». Матрена, в отличие
от односельчан, понимала слово «добро» как доброе чувство,
а не как нажитые вещи. Первоначально Солженицын хотел назвать
рассказ «Не стоит село без праведника». Писатель сумел разглядеть
в смешной и жалкой, по мнению окружающих, старухе праведницу.
Несмотря на тяжелую жизнь, многочисленные обиды и несправедливости,
Матрена до конца оставалась добрым, светлым человеком.

Проблема нравственного выбора в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор"

Проблема нравственного выбора в рассказе А.И. Солженицына "Матрёнин двор"

Рассказ Солженицына «Матрёнин двор» повествует о жизни деревни в пятидесятые годы. Писатель изображает, как изменяются нравственные идеалы, жизнь людей с приходом колхозов и повсеместной коллективизации. Он показывает кризис русской деревни, раскулачивание крестьян. Люди были лишены собственности, потеряли стимул к работе.

Жизнь крестьянства, его быт и нравы – всё это очень хорошо можно понять, прочитав это произведение. Главный герой в нём – сам автор. Это человек, который отсидел в лагерях большой срок, и который хочет вернуться в Россию. Но не в ту Россию, которая была изуродована коллективизацией, а в глухую деревню, в первозданный мир, где будет прекрасная природа.

Но он разочаровался, в деревне та же социальная нищета: «Увы, там не пекли хлеба. Там не торговали ничем съестным. Вся деревня волокла снедь мешками из областного города». Объездив несколько деревень, ему стала люба та, где жила женщина лет шестидесяти, Матрёна. Крестьянство здесь утратило многовековые хозяйственные и культурные традиции. Автор видит дом своей хозяйки Матрёны. В этом доме можно жить только летом, да и то в хорошую погоду: «однако изгнивала щепа, посерели от старости брёвна сруба и ворота, когда-то могучие, и проредилась их обвершка». Быт ужаснейший: бегают тараканы и мыши. Людям в деревне Торфопродукт нечего есть. Матрёна спрашивает, что приготовить на обед, но, кроме «картови» и «супа картонного», ничего нет. Но, несмотря на такую тяжёлую жизнь, Матрёна выбирает жизнь праведника.

Перед каждым человеком в жизни предстаёт выбор. Каждый решает, как жить в нашем суровом мире. Одни помогают окружающим, другие свою жизнь мыслят лишь желанием собственного счастья, иногда даже принося вред людям. Главная героиня же выбирает праведничество, заключающееся в безответной помощи окружающим. Это её нравственный выбор.

Автор ценит в Матрёне доброту, простоту, кротость и видит необыкновенную красоту души. Всё её существование было заключено в труде, бескорыстной помощи подругам, золовкам, соседям: «Но не колхоз только, а любая родственница дальняя или просто соседка приходила тоже к Матрёне с вечера и говорила:

Завтра, Матрёна, придёшь мне пособить. Картошку будем докапывать». Тогда бросала все дела и помогала, а потом ещё искренне радовалась, что картошка крупная.

Жизнь главной героини не так уж легка. Потеряв на войне мужа, схоронив шестерых детей, она не утеряла нравственных идеалов. Сама не стремилась к накопительству, не гналась за модой. Проработав в колхозе четверть века, Матрёна не получала пенсии, так как пенсии полагались только заводским рабочим: «Была она одинокая кругом, а тех пор, как стала сильно болеть – и из колхоза её отпустили. Наворочено было много несправедливостей с Матрёной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе – не полагалось ей пенсии…»

Богатство не принадлежит народу, все стали рабами в руках государства. Происходит замена нравственных ценностей: вместо добра ими становятся богатство и жажда наживы. Но Матрёна не утратила своих жизненных стремлений и духовных ориентиров. Ещё при её жизни родня начинает делить горницу. Желая помочь своей воспитаннице Кире, Матрёна отдаёт брёвна горницы Кире и даже сама помогает перевозить их. Трактор, перевозя разобранную горницу, попадает под поезд, и героиня умирает: «На рассвете женщины привезли с переезда на санках под накинутым грязным мешком – всё, что осталось от Матрёны.… Всё было месиво – ни ног, ни половины туловища, ни левой руки». Даже погибает, делая доброе дело. Такова праведница Матрёна.

Потеряв же эту прекрасную женщину, общество продолжает нравственно деградировать. Фаддей, который в прошлом любил Матрёну, не горюет о её смерти, а лишь думает, как бы сохранить оставшиеся брёвна. Так люди утрачивают моральные ценности. Даже на поминках все пьют, а, напившись, начинают петь песни, несётся брань. Родственникам, самым близким людям безразлична скорбь об ушедшей Матрёне. И только автор, живший с ней, смог увидеть в ней настоящего праведника: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша».

Этими словами и заканчивается рассказ.

В своём произведении Солженицын показал нам среду, в которой живут люди. Именно среда доводит их до жадности и потери нравственных ценностей. Люди портятся и становятся жестокими. Матрёна же сохранила в себе человека. Автором прекрасно показаны её русский характер, её доброта, сочувствие ко всему живому. Убогий быт не сделал убогими душу и сердце Матрёны. Увидеть в простой старушке великую душу, праведника мог только Солженицын.

Рассказ «Матрёнин двор» призывает не повторять ошибки прошлого поколения, чтобы люди стали более гуманными и нравственными. Ведь это основные ценности человечества!

Выбор редакции
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...

Слайд 2 Визитная карточка Территория: 1 219 912 км² Население: 48601098чел. Столица: Кейптаун Официальный язык: английский, африкаанс,...

Всякая организация включает в свой состав объекты, классифицируемые как ОС, по которым проводятся амортизационные отчисления. В рамках...
Новым кредитным продуктом, получившим широкое распространение в зарубежной практике, является факторинг. Он возник на базе товарного...
Очень мы в нашей семье любим чизкейки, а с добавлением ягод или фруктов они особенно вкусные и ароматные. Сегодня рецепт чизкейка, с...
У Плешакова возникла хорошая идея - создать для детей атлас, по которому легко определять звезды и созвездия. Наши учителя эту идею...
Самые необычные храмы в России.Церковь Иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" в городе Дятьково Этот храм называли восьмым чудом света,...
Цветы не только прекрасно выглядят и обладают изысканным ароматом. Они вдохновляют своим существованием на творчество. Их изображают на...