Мартирос Сарьян – биография и картины художника в жанре Реализм, Символизм – Art Challenge.


Мартирос Сарьян (1880 - 1972) - армянский и советский живописец-пейзажист, график и театральный художник.

Биография Мартироса Сарьяна

Мартирос Сарьян родился 16 (28) февраля 1880 года в патриархальной армянской семье в городе Нахичевань-на-Дону («Новый Нахичевань», ныне в пределах Ростова-на-Дону).

На хуторе, расположенном в сорока километрах от Нахичевани, принадлежащем отцу М. Сарьяна, прошли детские и юношеские годы художника. Об этих годах Мартирос Сергеевич всегда вспоминал с любовью:

«Маленький хуторочек, в котором жил мой отец со своей многочисленной семьёй, находился в пятидесяти верстах на северо‐запад от Ростова. В этом хуторочке, заброшенном в степи, я провёл свои золотые детские годы. Эти условия жизни давали мне возможность наблюдать природу, животных и трудовой крестьянский люд».

В других своих воспоминаниях - «Мой путь», написанных несколько ранее (в 1933 г.), Сарьян говорит:

«Мне приходится вернуться к моему детству, к моим детским впечат-лениям, глубоко засевшим во мне и доныне. Я не буду перечислять всего, что так запало мне в душу и запечатлелось во мне, многое я уже забыл, но должен напомнить об одном очень важном обстоятельстве, каковым является для меня сама природа. Величественное небо и широкая степь, с буграми и “миражными курганами” на далёком горизонте, давали возможность наблюдать за всеми явлениями природы, связанными не только со временами года, но также утра, вечера, дня и ночи. Детское восприятие всего этого не-описуемо грандиозно и фантастично. По оврагам с зелёными лугами, раздвинутыми к буграм, протекали речки, обросшие стройным густым камышом, а по буграм коврообразно раскинулись хлебные поля. Наконец, трудовой крестьянин с загорелым от солнца и воздуха лицом, с растрескавшейся мозолистой кожей на руках и ногах, вымазанных дёгтем, запах которого так приятно щекотал наши ноздри. Высокие травы с бесконечным количеством цветов, с реющими над ними миллионами многоцветных бабочек и снующих под ногами или греющихся на солнце ящериц. Яркое солнце, до изнурения жаркие дни, с целым роем кровожадных насекомых, иногда об-ращавших в бешеное бегство целые стада рогатого скота и сбивавших в кучи стада овец; мохнатые овчарки зарывались в ямы, чтобы скрыться от зноя и назойливых мух. Мы же, маленькие дети, изнемогающие от жары, тайком ползком залезали в запрещённые баштаны, чтобы утолить свою жажду сочными дынями и арбузами. Всё это было пред-ме‐ том моих детских увлечений. Вот откуда я попал в город восьмилетним мальчиком».

Эти детские впечатления зародили в художнике любовь к природе и во многом определили в последующие годы его интерес к пейзажной тематике.

В 1895 году закончил городское училище. С 1897 по 1904 годы учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в том числе в мастерских В. А. Серова и К. А. Коровина.

Учителями Сарьяна в Училище были К. Горский, А. Корин, В. Бакшеев, С. Милорадович, Н. Касаткин, Л. Пастернак, А. Архипов. Некоторое время Сарьян работал в мастер-ских А. Степанова и А. Васнецова. Последний заменил умершего И. Левитана, у которого Сарьяну пришлось работать очень недолго.

За время пребывания в Училище Сарьян получил необходимые навыки. Об этом можно судить по его произведениям ученических лет. «Портрет матери», «Портрет дяди», этюд коровы - это грамотно написанные работы, но индивидуальности худож-ника в них пока нет.

Занятия в 1903 – 1904 годах в мастерской В. Серова и К. Коровина имели большое значение для формирования художника. Сарьян, как и остальные его товарищи по Училищу, особенно высоко ценил Серова. По словам К. Юона, который окончил Училище в 1898 году, Серов был «примиряющей и претворяющей противоречия времени фигурой, той художественной совестью, без которой трудно было работать».

Интересно высказывание о Серове самого Сарьяна:

«В школе я не увлекался работами своих преподавателей, но мы, ученики, - пишет художник, - многим обязаны нашему блестящему учителю Валентину Александровичу Серову, который своими постоянны ми наблюдениями за нами и острыми замечаниями всегда поддерживал в нас напряжённый интерес в работе».

Окончив Училище в 1903 году, Сарьян не захотел писать картину на диплом, удовлетворившись получением звания «неклассного художника» и, как уже говорилось, пробыл ещё полтора года в мастерской Серова и Коровина.

В 1901-1904 годах предпринял поездку на историческую родину, посетив Лори, Ширак, Эчмиадзин, Ахпат, Санаин, Ереван и Севан.

Художника пленили здесь не только природа, южное солнце и зной, но и тот новый, своеобразный мир, в котором ему открылись иная жизнь, иной быт, иные люди и даже
иные животные. Это было так не похоже на всё то, что он видел в Москве. В нём пробуждались затуманенные впечатления детских лет - его жизнь на хуторе отца.

«Острота нового восприятия, - пишет Сарьян, - как бы совпадала с моим детским миром, с моим временно уснувшим прошлым миром детства».

Впечатления, хотя и очень сильные, были так новы, что найти сразу отражение в исполненных здесь, в Армении, работах не могли, но они зародили в художнике какие‐то
ещё неясные, смутные представления о совершенно новых формах изображения природы.

С 1910 по 1913 годы совершил ряд поездок в Турцию, Египет и Иран. В 1915 году Сарьян приезжает в Эчмиадзин, чтобы помогать беженцам из Турецкой Армении. В 1916 году приезжает в Тифлис и женится на Лусик Агаян, дочери армянского писателя Г. Агаяна.

После Октябрьской революции 1917 года Сарьян приезжает с семьёй в Россию. В 1918-1919 годах М. Сарьян живёт с семьёй в Новой Нахичевани.

В 1926-1928 годах художник живёт и работает в Париже.

Творчество Сарьяна

Творчество Сарьяна сыграло ведущую роль в становлении национальной школы армянской советской живописи.

В 1900-х годах участвовал в выставках художественных объединений «Голубая роза», «Союз русских художников», «Мир искусства», «Четыре искусства». Сильное влияние на стиль Сарьяна оказала живопись П. Гогена и А. Матисса.

Тогда же Сарьян участвует в организации Общества армянских художников и «Союза армянских художников». В том же году он оформляет изданную В. Брюсовым «Антологию армянской поэзии».

Художник становится инициатором создания и первым директором Армянского краеведческого музея в Ростове-на-Дону. Сотрудничает с театром «Театральная мастерская».

В 1921 году по приглашению председателя Совета народных комиссаров Армении А. Мясникяна переезжает на жительство в Армению. С этих пор он посвящает жизнь изображению её природы. В числе его работ в эти годы - создание герба Советской Армении и оформление занавеса первого армянского государственного театра.

В пейзажах‐картинах Сарьяна 20‐х годов, показывающих широту и грандиозность раскрывающихся панорам, есть много верно подмеченных и метко переданных черт природы Армении. В том, как схватывает художник структуру пейзажа, как пишет горы, возвышенности, поля, круто обрывающиеся ущелья, иногда одиноко стоящее дерево и падающую от него резкую тень и другие детали, есть большая убедительность. Одна-ко считать эти синтетические пейзажи всецело списанными с натуры нельзя. Уже самая задача синтеза, сводящаяся к тому, чтобы передать на одном холсте пейзаж Армении в целом - его низменные, возвышенные и горные места, его долины, ущелья, реки и пр., - требует условного композиционного построения. То же самое приходится сказать и о цветовом решении. Отбрасывая все разнообразнейшие цветовые нюансы, имеющиеся в природе, и сводя краски армянского пейзажа к нескольким контрастным сочетаниям жёлтого, розового, синего, голубого, художник допускает и здесь известную условность.

Но эти моменты условности не умалили, а усилили эмоциональное звучание пейзажей, подчеркнули остроту, новизну сарьяновского восприятия Армении. Всё это дало основа-ние А. В. Луначарскому писать:

«Когда я побывал в Армении, почувствовал, что Сарьян реалист в гораз до большей мере, чем я предполагал. Едучи долгими часами по каменной Армении, среди разноцветных причудливых гор, под постоянно величественным белым благословением патриарха Арарата, и видя, как светит здесь солнце, какие рождает оно тени, как растут здесь деревья, движутся или покоятся животные или люди - я увидел перед собой сарьяновские картины в живой действительности… свои привлекательные построения он делает на живом материале “живой” Армении».

Сарьян не ограничивается одними синтетическими пейзажами. Помимо пейзажей-картин, хотя и в ограниченном количестве, Сарьян пишет небольшие пейзажи с натуры. Последние довольно различны. Наряду с пейзажами этюдного характера есть и совер-шенно законченные, являющиеся, по существу, небольшими по размерам картинами. Из
них отметим такой шедевр художника, как «Арагац летом» (1922). На небольшом куске холста с поразительным мастерством переданы далеко уходящие вглубь, подымающи-еся по склону горы, поля, задний план замыкается величественной, местами покрытой снегом горой. Удивительно верно передан в пейзаже его золотисто‐охристый цвет. Этот пейзажэтюд позднее был использован художником при написании картины «Арагац» (1925), но в последней уже нет той непосредственности и свежести.

В творчестве Сарьяна первой половины 20‐х годов заметное место занимает пор-трет. Большинство портретов графические, но есть и несколько живописных. Среди последних следует прежде всего выделить портрет поэта Егише Чаренца (1923). Это один из удачных психологических портретов Сарьяна. В нём поэт предстаёт таким, каким мы, современники, его знали. Особенно выразительны глаза, метко схваченный, исподло-бья устремлённый, как бы недоверчивый взгляд. Выбрав удлинённый формат полотна, художник ограничился изображением головы портретируемого. Сдвинув её несколько вправо от центра, слева он противопоставляет ей красно‐коричневую египетскую маску.

Разителен контраст маски и живого лица. В портрете Чаренца сказалось и увлечение ху-дожника декоративноживописными задачами, но это не снижает выразительности соз-данного художником образа. Серия графических портретов Сарьяна этого времени исполнена преимущественно карандашом. В работах художника дореволюционных лет графика занимала ограничен-ное место, обычно он пользовался карандашом для небольших зарисовок подсобного характера. Как на исключение можно указать лишь портрет Александра Мясникяна.

Карандашные портреты Сарьяна, исполненные в первые советские годы, - это уже не беглые наброски, а вполне законченные работы. В 1923 – 1925 годах художник испол-няет около двадцати графических портретов выдающихся общественных деятелей Ар-мении. Тут и портреты руководителей Коммунистической партии Армении - А. Мра-вяна, А. Иоаннисяна, А. Кариняна, А. Ерзинкяна - и ряд портретов артистов, писателей, музыкантов - А. Восканяна, А. Акопяна, В. Папазяна, М. Манвеляна, Д. Демирчяна, Р. Меликяна и других. Они исполнены примерно на одинаково высоком уровне, трудно среди них выделить наиболее удавшиеся.

Графические работы художника можно разделить на две группы. К первой относятся портретные рисунки и зарисовки с натуры, ко второй - книжные иллюстрации.

Большая часть его работ, выставленных в 1928 году в парижской галерее Жерар, сгорела во время пожара на корабле при возвращении на родину.

В 1930-х главной темой Сарьяна остаётся природа Армении.

Живя вдали от родины, Сарьян продолжает находиться под впечатлением природы Армении и Закавказья. Исполненные в Париже армянские пейзажи, в отличие от монументальных работ 1923 – 1924 годов, имеют камерный характер как по своему содержа-нию, так и по размерам. Это или городские и деревенские пейзажи с узкими улицами, кубическими домиками с плоскими крышами, оживлённые редкими деревьями, живот-ными, одинокими фигурами людей, или склоны гор с пасущимися овцами, долины, замыкаемые цепью гор с выступающими местами тополями, бегущими ланями и т. п. Как и в прошлом, в годы путешествий на Восток, в них фантастическое, созданное воображе-нием художника, сочетается с меткостью реальных наблюдений. Эти новые армянские пейзажи менее декоративны, местами художник пользуется импрессионистическими приёмами мелких мазков. Но лаконизм, резкие контрасты светотени связывают их со старыми работами.

Примерно то же самое можно сказать и о натюрмортах, в них помимо декоративных задач художник стремился к пластической характеристике предметов.

Природа Франции и сам Париж не привлекали Сарьяна‐художника. За время пребы-вания в Париже им было написано лишь четыре пейзажных этюда. Три из них - берега Марны в окрестностях города - малопримечательны в живописном отношении, инте-реснее четвёртый - Сена в окрестностях Парижа - вид из окна парижской мастерской художника, написанный вскоре по приезде, - выполнен ещё в декоративно‐плоскост-ных приёмах. Сарьян совершил поездку в Шамони, но природа французской Швейцарии не заинтересовала художника, он ограничился всего несколькими карандашными зарисовками.

Художник также пишет многочисленные портреты («Р. Н. Симонов»; «А. Исаакян»; «Автопортрет с палитрой») и яркие натюрморты («Осенний натюрморт»).

Сарьян работал также как книжный график («Армянские народные сказки», 1930, 1933, 1937) и как театральный художник (декорации и костюмы к опере «Алмаст» А. Спендиарова в Театре оперы и балета им. Спендиарова, 1938-1939, Ереван; «Храбрый Назар» А. Степаняна, «Давид бек» Тиграняна, «Филумена Мартурано» Э. Де Филиппо и др.).

Работы, исполненные Сарьяном по возвращении в Ереван из Парижа, свидетельству-ют о совершившемся в искусстве художника переломе, который, впрочем, наметился ещё до поездки. Перелом сказался во всех областях творчества, но наиболее нагляден он в пейзажах. Работа с натуры в области станкового пейзажа стала с этого времени не толь-ко основным, но и единственным методом художника. Огромно количество армянских пейзажей, написанных Сарьяном. Поражает разнообразие аспектов изображения. Один
и тот же мотив, например вид на Арарат из Еревана или окрестностей города, предстаёт каждый раз по‐новому, в зависимости от условий освещения, состояния атмосферы. В
каждом пейзаже Сарьяна заложены определённое чувство, мысль.

О том, как значителен был происшедший в Сарьяне перелом, можно судить по первым же пейзажам, написанным весной и летом 1928 – 1929 годов, - «Уголок старого Еревана», «Цветущие абрикосовые деревья» и др. В отличие от прежних декоративных приёмов (сочетания контрастных красочных плоскостей) художник пользуется теперь методом дивизионизма. Но и в этих наиболее импрессионистических своих пейзажах Сарьян заметно отличается от французских художников, так как природа предстаёт у него не в своей мгновенной случайности, что составляет одно из основных положений импрессионизма, а в состоянии, наиболее типичном для неё.

Из работ, исполненных Сарьяном за последние годы, следует отметить два пейзажа «Армения» (один 1957 г., другой 1959 г.). Их объединяет не только общность наименования. После длительного перерыва художник вновь обращается к задачам, которые стави-лись им в первые годы по переезде в Советскую Армению. В обоих пейзажах, а особенно в «Армении» 1957 года, художник прибегает к обобщённым декоративным решениям - большие пространства покрыты одним цветом, без оттенков, с контрастными сопо-ставлениями розового, оранжевого, зелёного, синего. Если не считать панно «Армян-ский танец» для зала Союза композиторов Армении (1959), Сарьян больше не пишет таких пейзажей - они явились лишь эпизодом и не свидетельствовали об изменении направленности искусства художника. В цветовом решении пейзажей «Армения» 1957 г. и 1959 г. много различного.

Следующий, 1959 год, как и предыдущий, был также весьма продуктивен, но в работах этого года преобладают пейзажи. В отличие от бюраканских пейзажей предыдущих двух
лет, изображающих араратскую долину с горных высот, в утренние, вечерние и отчасти дневные часы, пейзажи Сарьяна 1959 года более разнообразны. Как и в прежние годы,
художник совершает летом и в начале осени поездки по различным районам страны, на-ходя новые аспекты в изображении знакомых по прежним пейзажам мест: «Сквозь мглу
долины Масис», «Сумрачный день», «Конец сентября», «К концу лета», «Начало октября» и другие. Меньше художником исполнено в 1959 году портретов. Лучший из них - пи-сателя И. Эренбурга. Сарьяну давно хотелось написать Эренбурга. Такая возможность представилась в связи с приездом писателя в Ереван. Как во всех своих лучших пор-третах, так и в этом художник с исключительным сходством запечатлел физический и духовный облик писателя.

Работы художника

  • «Улица. Полдень», 1911
  • «Константинопольские собаки», 1911
  • «Натюрморт. Виноград», 1911
  • «Армянка с сазом» 1915
  • В армянской деревне, 1901
  • «Сказки и сны», цикл акварелей, 1903-1908
  • «Сказка», 1904
  • «Король с дочерью», 1904
  • «У подножия Арарата», 1904
  • «У родника», 1904
  • «Чары Солнца», 1905
  • «В ущелье Ахуряна», 1905
  • «Комета», 1907
  • «Вечер в горах», 1907
  • «В тени», 1908
  • «У колодца», 1908
  • «Гиены», 1909
  • «Автопортрет», темпера, 1909
  • «Фруктовая лавочка», 1910
  • «Финиковая пальма», темпера, 1911
  • «Утро. Зелёные горы», 1912
  • «Цветы Калаки», 1914
  • «Портрет поэта Цатуряна», 1915

Библиография

  • Волошин М. А. Сарьян // Аполлон. - 1913.
  • Михайлов А. И. Мартирос Сергеевич Сарьян. - М., 1958.
  • Дрампян Р. Сарьян. - М., 1964.
  • Зурабян Т. С. Краски разных времен. - Советская Россия, 1970.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Мартирос Сарьян Martiros Saryan

«Жизнь природы удивительна и загадочна. Зерно прорастает в земле, растет, в положенное время цветет, снова родит зерно и поэтому не умирает. Таков же человек. Он не умирает, так как он – сама природа. Познание этого есть познание бессмертия, возвышающее человека» (Сарьян).

Мартирос Сергеевич Сарьян родился 16 февраля 1880 года в городе Нахичевань-на-Дону в армянской семье. У родителей его был небольшой участок земли на хуторе. Но жили они очень скудно. В семье росло девять детей. В 1887 году семья переехала в Нахичевань, которая в то время была одним из центров армянской культуры, а в 1889 году Мартирос поступил в нахичеванское русское городское училище, окончив которое устроился в городскую контору по подписке на газеты и журналы, увлекся рисованием. Старший брат дал ему деньги на поездку в Москву, где он в 1897 году поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Там он учился под руководством А. Корина, Л. Пастернака, А. Архипова, И. Левитана. Позже его учителями стали В. Серов и К. Коровин. Первые свои работы Сарьян показал на XXIII выставке учеников Московского училища живописи, ваяния и зодчества. С 1901 года он постоянно ездил в Армению, откуда всегда привозил много интересных работ. Именно природа Армении дала возможность ему искать новые принципы стиля, свою систему образной выразительности. Сам он позже вспоминал: "Караваны верблюдов с бубенцами, спускающиеся с гор, кочевники с загорелыми лицами, стада овец, коров, буйволов, лошадей, осликов, коз; базары, уличная жизнь пестрой толпы; мусульманские женщины, молчаливые, скользящие в черных покрывалах, в фиолетовых шароварах, в деревянных башмаках, выглядывающие с плоских крыш квадратных домов; большие темные миндалевидные глаза армянок - все это было настоящее, о чем я грезил в детстве. Я почувствовал, что природа - мой дом, мое единственное утешение... Природа многоликая, многоцветная, выкованная крепкой, неведомой рукой,- мой единственный учитель".
В 1904-1905 гг., по впечатлениям, полученным от путешествий по Армении, Мартирос Сарьян создает первый цикл "Сказок и снов" - "Король с дочерью", "У подножия Арарата", "У воды", "Чары солнца", "Озеро фей", "В ущелье Ахуряна" и т. д. Первый цикл "Сказок", выполненный в основном акварелью,- это поэтические диалоги с природой; плавные, поющие ритмы линий и сказочность живописных форм придают этим небольшим работам совершенно особое обаяние. Убежденность в единстве Вселенной, нерушимая связь человека с природой и бессмертие всего живого была заложена в нем изначально и послужила первоисточником его творческих исканий.

Озеро фей

В ущелье Ахуряна

Любовь сказка


У колодца

В 1907 году Сарьян участвовал в выставке "Голубая роза", где вместе с ним экспонировали свои картины П. Кузнецов, А. Матвеев, Н. Сапунов, Н. Крымов, П. Уткин, а в 1908-1909 годах его произведения появлялись на выставках, организованных журналом "Золотое руно". Многие сюжеты его картин сказочно-фантастичны, символичны, их колорит стилизованно красочен, изысканно-декоративен. Однако постепенно его работы делались более простыми и лапидарными. Большое влияние на молодого Сарьяна оказало творчество французских художников-импрессионистов, Гогена, Матисса, с произведениями которых он знакомился на выставках. В 1910 году Третьяковская галерея приобрела три его картины, которые были созданы во время поездки в Турцию, в Константинополь - "Глицинии", "Фруктовая лавочка в Константинополе", "Улица. Полдень. Константинополь". Как отмечал в это время Александр Бенуа, Сарьян обладал "большой чуткостью к краскам, которые у него особенно приятны, изысканны по природе и в то же время изысканно дики".

Персиянка

Продавец лимонада


Бедуин с верблюдом

Улица. Константинополь, полдень

Финиковая пальма
В 1911-1913 годах Сарьян совершил поездки в Египет и Иран, откуда привез очень интересные, неповторимые по колориту произведения, которые с большим успехом экспонировались на выставках "Мира искусства", Союза русских художников, Московского товарищества художников и др. Большинство работ было выполнено темперой на картоне. Сарьян не добивался иллюзии глубинной перспективы, а почти все свои композиции строил плоскостно. Рисунок у него, как правило, обобщен, главное - сочетание и контрасты локальных пластов цвета. Большинство работ ближневосточного цикла написано в один сеанс, без предварительных эскизов.
Сарьян часто повторял, что "все хорошее получается сразу", и не любил смешивать краски.
Однажды он сказал: "Краски, как и люди, обладают своей неповторимой индивидуальностью, и надо ее уважать. Краски в картине должны быть как солисты в ансамбле, а не как певчие в хоре, которых воспринимают не поодиночке, а группами или даже всех вместе. Что за удовольствие видеть вместо отдельных интересных лиц безликую толпу!"




В Персии


Женщина в маске


Полевые цветы

Цветы Калаки
В 1916 году Сарьян женился на дочери известного армянского писателя, преподавательнице армянской школы Лусик Агаян. Позже сам художник вспоминал: "Между нами не было романа - это была встреча двух людей как бы давно знавших друг друга. Мы никогда не расставались. Даже простившись на время, я чувствовал ее присутствие рядом и знал, что это самый близкий мне человек".
Через год у них родился сын Саркис, который стал историком армянской и итальянской литературы, а в 1920 году появился сын Газарос - в будущем композитор.
Октябрьская революция застала Сарьяна в Тифлисе. В 1919 году он организовал в Ростове-на-Дону армянский краевой музей и Общество художников. А в 1921 году переехал с семьей в Ереван.
Он активно участвовал в работе Общества художников, Общества охраны памятников старины, художественной школы, работал директором Государственного музея Армении. Много сил отдавал общественной работе. В 20-е годы Мартирос Сарьян писал пейзажи, портреты, быт своих земляков. Его картины имели большой успех на выставках не только в Армении и России, но и за границей, например в Венеции и Париже. В 1928 году в Париже проходила персональная выставка Сарьяна. И корреспонденты отмечали, что редко какому художнику выпадал такой успех в Париже. Однако потом, когда картины были отправлены пароходом в обратный путь, почти все они сгорели...


Красная лошадь


Гора Арагац летом

Армения


Портрет поэта


Глициния

Полуденный пейзаж

Ереван

Гора Арагац

Горы Гегама


Караван


Весениий день

Моя семья


Лусик Сарьян
В 1935 году Сарьян написал портрет жены - "Лусик Сарьян. Три возраста", где его любимая женщина воспета им в трех разных временных образах, а в 1942 году создал "Автопортрет. Три возраста". Многих еще успел изобразить Сарьян до своей смерти (5 мая 1972 года). Но пожалуй, самым загадочным является его написанный в 1933 году "Автопортрет с маской". Мариэтта Шагинян очень точно заметила, что назначение маски "не скрыть лицо, а как-то подтвердить, раскрыть его, раскрыть не в национальной и расовой, а в общечеловеческой значимости. Общее и постоянное, как спутник рядом с меняющимся, мгновенным временем. Маска словно придает портретам их вечный, неподвижный эквивалент в текучем времени".


Автопортрет с маской


В самых простых, обыденных сюжетах Сарьян искал "красноречивости" и, как сам признавался, всегда чувствовал себя монументалистом, стремился к максимальному обобщению всех образов. Он иллюстрировал "Армянские сказки", произведения армянских писателей, оформлял многие спектакли, в том числе и оперу "Золотой петушок" Н. Римского-Корсакова в Московском театре имени К. Станиславского. Армянское правительство выделило ему дом с мастерской, его картины экспонировались во многих странах мира.
В 1940 году в журнале "Искусство" появилась статья художника "О моей жизни и работе", которая дает ключ к пониманию его творчества.
Сарьян писал: "Я люблю в живописи свет и цвет, игру светотени. Я не представляю себе живопись без солнечного света, вне обогащающего, создающего бесконечные световые, страшно трудно уловимые переливы. Французские импрессионисты дороги мне за свою любовь к цвету и свету..."
Во время Великой Отечественной войны младший сын художника был на фронте, а сам Мартирос Сарьян писал много портретов и натюрмортов.
Сарьян писал цветы всегда - и в дни грусти, и в дни радости. Работая над натюрмортами с цветами, он неизменно переживал минуты особого вдохновения и, казалось, выверял основную линию своего искусства, стремящегося к свету, к вечности.
Должно быть, именно поэтому цветы Сарьяна в большей степени, чем произведения любого другого жанра, воспринимаются как воплощение никогда не покидавшей его уверенности в победе добра.
"Задавая себе вопрос, был ли я счастлив в жизни, могу ответить вполне определенно - да. Разве не счастье вступить в жизнь из небытия, осознать свое Я, увидеть свет, день, солнце и пользоваться бесчисленными благами, щедро, в изобилии предоставленными матерью-природой человеку. Ощущение жизни - ощущение счастья..."

Его цветы...


Абрикосовое дерево в цвету


Яркие цветы

Полевые маки


Осенние цветы


Жёлтые цветы

Цветы


Розы
В ознаменование Победы художник пишет самый большой из своих натюрмортов


Армянам - бойцам, участникам Великой Отечественной войны. Цветы

И его натюрморты...


Виноград

Натюрморт


Дары осени


Осенний натюрморт. Зрелые фрукты

В 1960 году, когда отмечалось 80-летие армянского живописца, Илья Эренбург написал: "Сарьян - не локальный художник, его корни в армянской земле, его кисть не знает границ".
В большинстве пейзажей Сарьяна властвует солнечный свет. Он есть не только в хорошо освещенных местах, но и в тени, он объединяет разные пласты цвета и придает всему изображению особый лучезарный тон. Одной из самых известных стала написанная в 50-е годы серия "Моя родина". В таких полотнах, как "Армения", "Лалваре", взгляд как бы восходит к вершинам гор, а в "Сборе хлопка" сначала движется по горизонтали и только потом взмывает ввысь. В "Араратской долине из Двина" пространственные планы словно сменяют один другой. Это желание художника придать нашему видению объемность, объединить в полотне не только разные пространственные, но и временные пласты ощущается и в его портретах.
Сарьян прожил долгий век. За девяносто с лишним лет своей жизни он изведал много мучительно-трудного и несправедливого. Но и в моменты самых тяжких переживаний его никогда не покидала глубочайшая вера в могущество и конечное торжество светлых начал жизни. Умер Сарьян в Ереване 5 мая 1972.


Сбор хлопка в Араратской долине


В ботаническом саду


Армения



Http://allday.ru/index.php?newsid=187215


Памятник Мартиросу Сарьяну в г. Ереване

"Все холсты Сарьяна мне кажутся чудесными цветами, - они цветы земли в широком смысле слова. Цветы - горы, цветы - деревья, цветы добрых лиц". Илларион Голицин.

Среди живописцев Армении исключительное место занимает Мартирос Сарьян. Художник и его картины прославлены далеко за пределами государства. Могучий колорит его живописи впитал в себя горячие краски Армении. Творчество его необыкновенно своеобразно. Его картины - это радостная песня об Армении. Манера Сарьяна никогда не переходит в манерность. Художник непрерывно творит, он - вдохновенный и страстный художник, отдающий до последней капли всего себя любимому делу - живописи.

С именем Сарьяна ассоциируется палящее южное солнце, глубокие синие тени, природа в летнем уборе, щедрое изобилие цветов, фруктов, смуглых, с огромными глазами, как египетские маски, лиц восточных женщин. Все это органично сливается в единый узор на его картинах. Любая картина Сарьяна узнается с первого взгляда. И тем не менее от каждой следующей работы художника веет поразительной свежестью и новизной.

Человек Востока, армянин по происхождению, Сарьян в от современников, увлекавшихся ориентализмом, не останавливается на общих местах, экзотических красотах, а предпочитает подробности, увиденные как бы взглядом изнутри. По тонкому замечанию М. Волошина , такой взгляд порождает действительную галлюцинацию Востока. И в то же время язык этот внятен европейскому, так как он основан на открытиях в живописи начала XX века ярких, чистых красках, лаконичных, обобщенных формах, выразительных мазках.

Родился Сарьян не на своей исторической родине, а в городе на Дону Нахичевани, нынешнем Ростове-На-Дону. Раннее детство прошло на хуторе в степи, на берегу реки Самбек, где его отец, умелый плотник, построил дом для своей многочисленной семьи. Здесь на приволье среди трав и цветов рос веселый, шаловливый мальчик, которому "во сне удавалось схватить луну и спрятать ее за пазухой или как зеркалом пускать ею зайчиков". Так отразилось раннее детство Сарьяна в книге его воспоминаний "Из моей жизни" . В годы зрелости он пытается постичь тайны природы, открытые в детстве. "Земля имеет свою душу. Сердце ее находится в самом сердце человека". " Жизнь природы загадочна и удивительна. Зерно в земле прорастает, растет, в данное ему время цветет, снова рождается зерно и ввиду этого не умирает. Человек таков же. Он не умирает, так как является самой природой".

С самого первого опыта в рисовании Сарьян привык к тому, что его искусство рождает в зрителе прямо противоположные ассоциации - от восторга до гневного неприятия. Художнику надо было быть убежденным мудрецом в душе, чтобы достойно сохранять свою истину. При поддержке брата Ованеса и круга армянской интеллигенции Мартирос отправляется в Москву, где осенью 1897 года поступил в московское училище живописи, ваяния и зодчества. Ему и его друзьям: П.Кузнецову , К. Петрову - Водкину , Н. Сапунову , повезло с учителями. Ими стали самые значительные мастера эпохи рубежа веков: К. Коровин , В. Серов , И. Левитан .

Среди своих товарищей Сарьян выделялся чувством цветовой декоративности. Он любит изысканные оттенки: фиолетовые, оранжевые, лиловые, бирюзовые. Их сочетание в переливах мазков напоминает оперение экзотических птиц. В период выставки "Голубая роза" , когда его друзья создавали призрачные гармонии фонтанов, он первым обратился к смутным мечтам о своей первородине, образам затерянного на Востоке рая.
Утонченные акварели и темпера Сарьяна , навеянные впечатлениями от персидских миниатюр, переносят в сказочно - фантастический и в то же время по-детски хрупкий мир. В одной из них, "У гранатового дерева" 1907 г., могучее чудо - дерево расцветает волшебными мазками - перьями, которые проливаются золотым дождем сквозь синеющую крону. Мелькающие в ветвях цветы кажутся птицами, птицы - цветами. Здесь все исполнено превращений, таинственных смыслов. Нежная антилопа и фигура человека словно составляют единое мифическое существо.

Мартиро́с Серге́евич Сарья́н (арм. Մարտիրոս Սերգեյի Սարյան; 16 (28) февраля 1880, Нахичевань-на-Дону - 5 мая 1972, Ереван) - армянский и советский живописец-пейзажист, график и театральный художник.

Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1960). Герой Социалистического Труда (1965). Лауреат Ленинской (1961) и Сталинской премии второй степени (1941).

Творчество Сарьяна сыграло ведущую роль в становлении национальной школы армянской советской живописи.

Мартирос Сарьян родился 16 (28) февраля 1880 года в патриархальной армянской семье в городе Нахичевань-на-Дону («Новый Нахичевань», ныне в пределах Ростова-на-Дону).

В 1895 году окончил городское училище. С 1897 по 1904 годы учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества , в том числе в мастерских В. А. Серова и К. А. Коровина . В 1901-1904 годах предпринял поездку на историческую родину, посетив Лори, Ширак, Эчмиадзин, Ахпат, Санаин, Ереван и Севан.

В 1900-х годах участвовал в выставках художественных объединений «Голубая роза », «Союз русских художников», «Мир искусства», «Четыре искусства». Сильное влияние на стиль Сарьяна оказала живопись Поля Гогена и Анри Матисса .

С 1910 по 1913 годы совершил ряд поездок в Турцию, Египет и Иран. В 1915 году Сарьян приезжает в Эчмиадзин, чтобы помогать беженцам из Турецкой Армении. В 1916 году приезжает в Тифлис и женится на Лусик Агаян, дочери армянского писателя Г. Агаяна. Тогда же Сарьян участвует в организации Общества армянских художников и «Союза армянских художников». В том же году он оформляет изданную В. Брюсовым «Антологию армянской поэзии».

После Октябрьской революции 1917 года Сарьян приезжает с семьёй в Россию. В 1918-1919 годах М. Сарьян живёт с семьёй в Новой Нахичевани. Художник становится инициатором создания и первым директором Армянского краеведческого музея в Ростове-на-Дону. Сотрудничает с театром «Театральная мастерская».

В 1921 году по приглашению председателя Совета народных комиссаров Армении А. Мясникяна переезжает на жительство в Армению. С этих пор он посвящает жизнь изображению её природы. В числе его работ в эти годы - создание герба Советской Армении и оформление занавеса первого армянского государственного театра.

В 1926-1928 годах художник живёт и работает в Париже. Большая часть его работ, выставленных в 1928 году в парижской галерее Жерар, сгорела во время пожара на корабле при возвращении на родину.

В 1930-х главной темой Сарьяна остаётся природа Армении. Художник также пишет многочисленные портреты («Р. Н. Симонов»; «А. Исаакян»; «Автопортрет с палитрой») и яркие натюрморты («Осенний натюрморт»). Сарьян работал также как книжный график («Армянские народные сказки», 1930, 1933, 1937) и как театральный художник (декорации и костюмы к опере «Алмаст» А. Спендиарова в Театре оперы и балета им. Спендиарова, 1938-1939, Ереван; «Храбрый Назар» А. Степаняна, «Давид бек» Тиграняна, «Филумена Мартурано» Э. Де Филиппо и др.).

Мартирос Сарьян сыграл важную роль в сохранении церкви Сурб Хач в родном ему Ростове-на-Дону, когда в советские годы встал вопрос о её сносе.

Депутат ВС СССР 2-4-го созывов (1946-1958). Депутат ВС Армянской ССР с 1959 года.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

О жизни армянского живописца в день его рождения корреспонденту Sputnik Армения рассказала его внучка Рузанна Сарьян.

© Sputnik / Асатур Есаянц

Мартирос Сергеевич был седьмым ребенком в семье, активным и шаловливым. Детство Сарьяна прошло в небольшом хуторе в степях Приазовья, на берегу реки Самбек. Его любовь к природе зародилась уже тогда, когда он впервые увидел голубой зонт неба, опрокинутый над степью, луну и звезды, и когда бегал за бабочками в степи, считая их летающими цветами. Эта сказка, которая зарождалась в детстве, потом нашла свое отражение в его раннем творчестве, в акварелях цикла "Сказки и сны".

В семье Сарьянов почитали старших, уважали родителей. В детях воспитывалось уважение к труду и трудовым людям. Эти традиции Сарьян перенес и в свою семью. Он считал, что именно трудом можно преодолевать жизненные проблемы.

Сарьян окончил армяно-русское училище в Новой Нахичевани. Уже в школе он брал уроки рисования у школьного учителя, Бахмутского, любил на уроках географии раскрашивать контурные карты. После окончания он поступил работать в контору по подписке журналов и газет. В свободное от работы время он делал для себя наброски посетителей конторы. Многие уже тогда восторгались его талантом и пророчили ему будущее художника.

Через год старший брат Ованес отправляет 16-летнего Мартироса учиться в Москву. Сарьян поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В семье не все приветствовали это решение, сомневалась даже матушка. Как будет сын зарабатывать себе на хлеб, содержать семью. Ведь та профессия, которую он выбрал, ей не совсем была понятна. Что значит художник?.. Да еще и свободный…

Но Мартирос превзошел все ожидания и стал великим художником, прославив тем самым весь свой род.

© Sputnik / Асатур Есаянц

Муза художника

Спеша помочь своим соотечественникам, бежавшим от погромов из Турецкой Армении, Сарьян едет в Эчмиадзин. То, что он там увидел, повергло его в полное отчаяние. Помощь, которую он привез с собой в виде лекарств и денежных средств, собранных московской армянской общиной, была каплей в море огромного горя. Боясь за душевное здоровье Сарьяна, друзья отправляют его в Тифлис.

В одном из кафе старого Тифлиса, где собиралась армянская интеллигенция и обсуждала вопросы спасения нации, Сарьян встречает ту, которая должна была отныне стать его музой и разделить с ним его судьбу. Это была дочь писателя Газароса Агаяна, Лусик Агаян. Он влюбился в нее с первого взгляда и на всю жизнь. Она стала для него воплощением идеала женской красоты.

Среди художников Сарьян является исключительным примером моногамности. Свою жену он рисовал на протяжении всей жизни — от первых акварелей еще юной Лусик, до портретов и изображений любимой женщины в повседневной жизни. Он писал ее читающей, спящей, хлопочущей по хозяйству, говорящей по телефону и даже стирающей.

Он восхищался ею, боготворил и ценил ее до конца своих дней. В письмах к ней Сарьян из Парижа писал: "ты героиня, другая женщина не смогла бы взвалить на себя всю ответственность за детей и отпустить мужа на длительное время в Париж, даже зная, как это важно для его карьеры".

© Sputnik / Асатур Есаянц

Отец и дети

У Сарьяна было два сына: старший Саркис (Сарик), младший Лазарь (Зарик). В письмах к жене, когда дети были еще маленькими, Сарьян писал: "Не кричи на детей, не наказывай, будь терпеливей с ними. Им надо по утрам делать зарядку, обтирания. Для желудка полезно есть домашний мацони". В том же письме Мартирос Сергеевич пишет рецепт приготовления домашнего мацони.

Сарьян сделал все, чтобы его сыновья получили хорошее образование. Старший, Саркис Сарьян стал известным филологом, изучал литературу эпохи итальянского возрождения. Он окончил аспирантуру в Институте мировой литературы им. М. Горького в Москве и защитил кандидатскую диссертацию.

Младший, Лазарь Сарьян обладал абсолютным слухом, одновременно очень хорошо рисовал и мог стать художником. Когда Лазарь должен был определиться, Сарьян ему посоветовал, "если ты станешь художником, тебя будут все время сравнивать со мной. Тебе будет трудно пробиться в этой области, и это будет очень жестокая для тебя борьба". И так Лазарь выбрал музыку. Вернувшись с фронта, он поступил в Московскую консерваторию и по окончании стал композитором. Однако присущее ему цветовое мышление проявилось и в его музыкальных произведениях, придавая им особое, сарьяновское звучание.

Сарьян-дед

Когда я была ребенком, дедушка давал мне уроки рисования, объяснял пропорции: как писать Арарат, облака, куда дует ветер, как заостряется конец облаков в направлении ветра и т.д.

В нашем доме нельзя было наказывать детей, в особенности кричать на них. Он никогда в жизни не сказал бы ребенку "я занят, иди, поиграй игрушками", даже тогда, когда у него были гости мировой величины. Сарьян был солнцем, вокруг которого вращались мы все.

© Sputnik / Василий Малышев

Дедушка также обладал экстрасенсорными способностями. Когда у меня поднималась температура, он садился у кровати и читал молитву. Затем втыкал нож между паркетинами, и температура, без всяких лекарств, спускалась сама по себе (улыбается Рузанна).

Он заряжался от земли

У нас был большой дом, и за стол садились всей семьей вместе с садовником и персоналом, занимающимся хозяйством.

Сарьян любил работать в саду, словно получал энергию от земли. Его часто можно было видеть с лопатой в руке, вскапывающим землю, или обрезающим садовыми ножницами сухие ветки деревьев.

Однажды из Москвы приехал корреспондент газеты "Правда", чтобы взять интервью у Мартироса Сергеевича. Он заходит во двор и видит человека в халате с метлой в руке. Обращаясь к нему, журналист спрашивает: "служивый, скажите, как пройти к Сарьяну". На что художник ответил: "а вы пройдите в дом, там вам скажут".

Заходит в дом и обращается к бабушке: "вот я приехал из Москвы, хочу взять интервью у Сарьяна". А бабушка отвечает: "так вы приехали брать интервью, прошли мимо Сарьяна и даже не узнали его?" Вот таким скромным был Сарьян.

© Sputnik / Алексей Бушкин

Картина Сарьяна "Армения"

Сарьян — общественный деятель

Сарьян много времени уделял общественной работе. Переехав в Армению в 1921 году, он основал первый Государственный музей Армении, был основателем и первым председателем Комитета охраны памятников, стоял у истоков создания художественного училища и Общества работников изоискусства. На протяжении всей своей жизни он делал все от себя зависящее, чтобы армянская культура возрождалась, развивалась и крепла.
Сарьян очень трепетно относился к историческим памятникам. Его усилиями была спасена церковь святого Зоравора в Ереване, которую старожилы называли "церковью Сарьяна".

Сарьян спас от разрушения также храм Сурб Хач (Святой крест) в Ростове, построенный в 18 веке армянами, выходцами из Ани — древней столицы Армении (ныне территория Турции).

Во время Отечественной войны в церковь попала бомба, и она была разрушена. В 50-е годы власти города решили снести ее и на этом месте построить что-то другое. Сарьяну сообщили об этом земляки, и он, пустив в ход все свои связи и авторитет, смог добиться, чтобы Сурб Хач был внесен в список исторических памятников особого значения. Церковь имела особую ценность для новонахичеванских армян. Ее основной святыней был хачкар (крест-камень), вывезенный их предками из Ани. А во дворе церкви были похоронены армянские поэты Патканян и Налбандян, а также другие выдающиеся представители армянского народа.

© Sputnik / Олег Макаров

Репродукция картины "Церковь Кармравор"

Но церковь необходимо было восстановить. Представьте себе, в 1958 году в Советском союзе добиться решения о реставрации армянской церкви… Это было просто немыслимо. Но Сарьян выступил с инициативой создать на территории храма Музей армяно-русской дружбы и это сработало. Вскоре проект восстановления церкви был заказан уроженцу Новой Нахичевани, архитектору Марку Владимировичу Григоряну.

Сарьян был человеком удивительно добрым и щедрым. Будучи депутатом Верховного совета СССР, он многим помогал получить жилье, поддерживал талантливых молодых людей, хлопотал, чтобы они были приняты в ВУЗ-ы или получили бы возможность продолжить образование в Москве, добивался освобождения для невинно осужденных.

Помогал, поддерживал, делился знаниями и умением. Он отдал всего себя без остатка служению своему народу, своей Армении и воспел ее в полотнах так, что и сегодня многим она открывается через призму сарьяновского гения.

Выбор редакции
Чеченская кухня одна из древнейших и самых простых. Блюда питательные, калорийные. Готовятся быстро из самых доступных продуктов. Мясо -...

Пицца с сосисками готовится несложно, если есть качественные молочные сосиски или, хотя бы, нормальная вареная колбаса. Были времена,...

Для приготовления теста потребуются ингредиенты: Яйца (3 шт.) Лимонный сок (2 ч. ложки) Вода (3 ст. ложки) Ванилин(1 пакетик) Сода (1/2...

Планеты - являются сигнификаторами или же показателями качества энергии, той или иной сферы нашей жизни. Это ретрансляторы, принимающие и...
Узники Освенцима были освобождены за четыре месяца до окончания Второй мировой войны. К тому времени осталось их немного. В погибло почти...
Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...
Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...