Малая группа. Человек в группе


Социальный статус и социальные роли личности

Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций, каждая из них предполагает определенные права и обязанности. Входя одновременно во многие социальные группы, человек занимает в каждой из них разное положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Ранг или позиция индивида в группе или группы во взаимоотношениях с другими группами – социальный статус.

Личным статусом называется положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами. Быть лидером или аутсайдером, душой компании или знатоком – значит, занимать определенное место в структуре (или системе) межличностных отношений (но не социальных).

Разновидностями социального статуса выступают приписываемый и достигаемый статусы. Приписываемым (или предписанным) называется статус, в котором человек рожден (его еще называют прирожденный ), но который позже обязательно признан таковым обществом или группой (хотя бывают случаи, когда приписываемый и прирожденный статусы расходятся).

В строгом смысле приписываемым является любой статус, полученный не по своей воле, над которым индивид не имеет контроля.

Достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека. Выделяются также естественный статус личности – существенные и относительно устойчивые характеристики человека (например, мужчины, женщины, юность, зрелость и т.д.); профессионально-должностной – базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса.

Таким образом, каждый человек имеет несколько статусов, но только один определяет его положение в обществе. Он называется главным, т.е. интегральным . Чаще всего интегральный статус обусловлен должностью. Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне, иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и на внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях). Интегральный статус фиксирует социальное, экономическое и производственно-техническое положение.

Помимо основных у человека существует множество эпизодических, неосновных статусов . Таковы статусы пешехода, пассажира, квартиросъемщика, читателя и т. п. Как правило, это временные состояния . Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются, но они влияют на поведение, мышление и чувства.

Вне статуса или вне статусов человек не может существовать никогда. Если он покидает один статус, то переходит в другой.

За каждым статусом – постоянным или временным, основным или неосновным – стоит большая социальная группа . Неосновные статусы образуют номинальные группы или статистические категории .

Обладая множеством статусов и принадлежа к множеству социальных групп, в каждом случае индивид обладает и разным престижем, то есть происходит рассогласование статусов. Оно называется несовпадением или расхождением статусов. В общественном мнении со временем вырабатывается, изустно передается, поддерживается, но не регистрируется документально иерархия статусов и социальных групп, где они ценятся и уважаются больше других. Место в такой незримой иерархии называется рангом . Он может быть высоким, средним и низким.

Кроме этого человек может переживать рассогласование мыслей, слов и действий; ценностей, мотивов и потребностей. Это внутренняя иерархия, ранжирование помыслов и действий.

Несовпадение статусов описывает противоречие в межгрупповой и внутригрупповой иерархиях, возникающее, во-первых, когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а в другой – низкий; во-вторых, когда права и обязанности одного статуса лишают реализации прав и обязанностей другого.

Каждый индивид может иметь большое количество статусов, окружающие ожидают от него исполнения их, осуществления, то есть у каждого статуса есть своя социальная роль. Статус и роль – две стороны одного феномена: статус – совокупность прав, обязанностей, роль – действия в соответствии с правами и обязанностями. Социальная роль – это динамический аспект социального статуса.

Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором.

Социальные роли могут быть институциализированными или ведущими, они – следствие позиции индивида в социальной структуре общества (рабочий, служащий и т. п.); или конвенциональными – возникающими относительно произвольно в групповых взаимодействиях и носящими субъективную окраску.

Интересную систематизацию ролей предложил Т. Парсонс (1902 – 1970), американский социолог-теоретик. Он считал, что любая роль описывается пятью основными характеристиками: 1) эмоциональной (либо сдержанность, либо раскованность); 2) способом получения – предписывается или завоевывается; 3) масштабом – строго сформулирована или размыта; 4) формализацией – выполняется по фиксированным правилам или произвольно; 5) мотивацией – для себя или для других.

Каждая роль из ролевого набора требует особой манеры поведения. Например, преподаватель, с одной стороны, строгий учитель, с другой – наставник, друг, коллега. У каждой роли существует свой тип реализации социальных отношений.

Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения . Первое – это то, что люди ожидают от индивида в соответствии с его статусом, и то, что сам индивид ожидает от других в соответствии со своим статусом. Второе – это то, что осуществляется при «встрече» этих двухсторонних ожиданий, то есть наблюдаемое поведение.

Ожидания других от индивида еще можно назвать ролевыми требованиями , они воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса.

В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента: 1) описание типа поведения, соответствующего данной роли; 2) предписания, связанные с данным поведением; 3) оценка выполнения предписанной роли; 4) санкция – социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы.

Социальная роль не является чистой моделью поведения. В каждую проникает характер индивида, его поведение не может уложиться в чистую схему, т.к. является продуктом уникального, свойственного только этому индивиду способа интерпретации и истолкования ролей.



Максимальное слияние индивида с ролью называется ролевой идентификацией , а среднее или минимальное – дистанционированием от роли .

Дистанционирование от роли отличается от сокращения межстатусной дистанции. Когда высший по статусу держится на равных, он символически сокращает разрыв между статусами, но когда это делает индивид с более низким статусом, это демонстрирует его заниженную идентификацию со своим статусом или фамильярность.

Чем выше общество ценит какой-то статус, тем сильнее степень идентификации с ним.

Вопросы к теме

1. Как можно объяснить высказывание Э. Дюркгейма: «Чем примитивнее общество, тем более сходство между составляющими его индивидами»?

2. Обоснуйте, что личность – объект и субъект труда, общения, познания.

Темы рефератов

1. Социальные механизмы организации жизнедеятельности.

2. Особенности социализации в студенческие годы.

3. Личность и НТР.

4. Проблемы самореализации личности в современной РФ.

Библиографический список

1. Покровский А. В. Быть личностью. – М., 1990.

2. Франкл З. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Собр. соч. – Т. 3. – С. 18, 25, 26 – 30, 37, 45, 61, 69–75, 282, 426, 440, 441.

4. Кон И. С. Социология личности. – М., 1967.

5. Павловский В. В. Социология молодежи и ювенология // Социс. – 1995. – № 5. – С. 46–51.

6. Спасибенко С. Г. Введение в социологию человека. Постановка проблемы // Соц. гум. знания. – 1999. – №4. – С. 92–107.

7. Бусова Н. А.Homo publicus - герой нашего времени // Социс. – 1998. - № 4. – С. 108-111.

Важнейшей характеристикой положения индивида в социальной группе является его роль и статус. Статус - это достаточно устойчивая позиция в рамках институциализированного взаимодействия, он определяется местом индивида в системе общественного разделения труда, социальной иерархии, может быть формализованным илинеформализованным , главным и второстепенным , предписанным и достигаемым , прирожденным и приобретенным (образование, квалификация), социальным (принадлежность к большой социальной группе) и личным (принадлежность к малой или первичной социальной группе). Социальный статус наиболее важен среди незнакомых, личный - среди знакомых людей. Они могут, как совпадать, так и не совпадать (пример несовпадения: высокий статус в трудовом коллективе, и низкий - в семье). Главным называется характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие. Он определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения и т.п. Для научной интеллигенции это ученая степень, для менеджеров - должность.
Прирожденными в строгом смысле слова считаются только три социальных статуса: пол, национальность, раса (мужчина, африканец, русский, сын, дочь, сестра, брат и т.д.). Однако уже появились понятия биологического пола и социально приобретенного. Люди сами могут выбирать и национальность.
Приписываемый (предписанный, аскриптивный) статус не сводится к прирожденному, так как является социально приобретаемым, но различить их бывает весьма сложно (теща, тесть, падчерица, пасынок, крестный отец и мать).
Достигаемый статус человек приобретает благодаря собственным усилиям или удаче (муж, студент, чемпион мира, рок-звезда и др.). Чем более общество является развитым и открытым, тем больше в его социальной структуре ячеек, рассчитанных на достигаемые статусы.
Но зачастую очень сложно определить, к какому типу относится тот или иной статус, в этих случаях говорят о смешанном статусе (дворянин, академик, олимпийский чемпион и т.д.).
К элементам статуса относятся: адекватность поведения, реализация определенных прав и обязанностей, идентификация (психологическое отождествление себя со своим статусом).
Статусный набор - это совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом.
Если статус рассматривается как место в иерархии, его называют рангом . Ранг статуса может быть высоким, средним и низким.
Престиж - это оценка определенного статуса в социальной иерархии, принятая и закрепленная в общественном мнении.
Социальной ролью принято называть ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с его статусом. Роль является динамической стороной статуса. Она представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе. Социальная роль может быть закреплена за человеком формально (например, в законодательном акте) или же носить неформальный характер. Каждый человек обладает целым набором социальных ролей, осуществляемых им в обществе (ролевой набор ). Их совокупность называется ролевой системой . Общество стремится подчинить индивида его социальной роли с помощью механизмов отбора, предписания и контроля за исполнением роли. С другой стороны, чтобы сформировать свою личностную идентичность, индивиду необходимо общество. Самоидентификацией называют самоопределение личности в статусно-ролевой системе общества.



Семья как малая социальная группа

К малым социальным группам можно отнести семью, бригаду, а к большим - этносы, классы, страты. Малой группой называют небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга и взаимодействуют между собой. К ее признакам можно отнести: ограниченное число членов (2-20), стабильность состава, наличие внутренней структуры, ролей и т.д. Исходные формы малой группы - диада (в основе эмоциональная привязанность) и триада (уже присутствует социальное отношение, понятие большинства). Триада более стабильна. В ней меньше чувств, но лучше развито разделение труда, что дает независимость индивидам.
Семья - это малая группа, фундаментальный институт общества, придающий ему стабильность, первичная ячейка общества (так считали Аристотель, Гегель, Маркс), среда воспитания детей и формирования их личности. В ней осуществляется начало социализации индивида, она способствует становлению гражданина. Благодаря семейным отношениям обеспечивается преемственность поколений, воспроизводится культура. Чем крепче семья, тем стабильнее общество. С разрушением семейных уз разлагается и общество.
Семья выполняет следующие функции: репродуктивную (продолжение рода), воспитательную, хозяйственно-экономическую, рекреативную (взаимная моральная и материальная поддержка) и коммуникативную (общение). Члены традиционной семьи связаны общностью быта, ведением совместного хозяйства, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. В нормальной семье человеку всегда легче решать проблемы и материальные, и психологические, чем будучи одному.
Семья может быть основана на (1) кровном родстве, (2) браке или (3) опекунстве. Гегель полагал, что семья - это прежде всего нравственный союз. В жизненном цикле семьи можно выделить несколько стадий: начальная (от брака до рождения ребенка) - стадия роста; зрелая (стадия отселения взрослых детей или рождение внуков); завершающая для старшего поколения и знаменующая начало нового жизненного цикла.
Семья может быть многопоколенной (в которой дети, создав собственные семьи, не отъезжают от родителей) и двухпоколенной (нуклеарной , когда дети отделяются от родителей, идет процесс "ядерного" деления. Первый тип семьи свойственен для традиционного аграрного общества, для сельской жизни, он носит патриархальный характер, при котором уважается старшинство и глава семьи; второй - для современного общества, городской жизни, где каждый член семьи обладает свободой и независимостью. Однако нуклеарная семья менее устойчива, в ней меньше детей и выше процент разводов.
Основой создания новой семьи является брак как "добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, порождающий для них личные и имущественные права и обязанности и направленный на создание семьи". Государство, заботящееся о своей стабильности и о своем будущем, должно всячески поддерживать семью, особенно помогать молодоженам и многодетным семьям.

Расы и расизм

Социальная сфера может быть представлена различными формами общности людей в соответствии с мерой природной определенности:
1) естественноисторическими - пол, поколение, раса и т.д. (целиком в природе);
2) этноисторическими - род, племя, народность, нация (смесь природных и социальных факторов: осуществляется мощное влияние культурных факторов, но и природа еще не уступает своих позиций);
3) социально-историческими - касты, сословия, классы и страты (всецело определяются социально-экономическими и культурными факторами).
Раса - это категория людей с общими биологическими чертами, природно-климатически детерминированными, передающимися от поколения к поколению. Происхождение и изменение физического типа человека изучает антропология (от греч. "антропос" - человек).
Есть различные классификации рас . Самая общая выделяет три основных: европеоидную (относительно светлая кожа и пушистые волосы); монголоидную (желтая или желто-коричневая кожа и узкий разрез глаз); негроидную (темная или черная кожа и вьющиеся волосы). Это белая, желтая и черная расы - в массовом сознании. Однако чистых рас практически уже нет, и границы между ними достаточно условны.
Существуют две точки зрения относительно происхождения рас: моногенетическая (она говорит о том, что все расы происходят от одного общего предка, а расовые различия возникли в результате длительного влияния различных географических зон, ее придерживается большинство ученых) и полигенетическая (расы рассматриваются как биологически различные виды).
Расизм несостоятелен как с точки зрения строго научной, биологической и социальной, также он недопустим и с точки зрения духовной, морально-нравственной. Расовые признаки не носят морфологический характер, а являются надстроечными, внешними и второстепенными по отношению к общей природе человека. Морфологическими являются, например, строение скелета, мышц, мозга, а внешними - цвет кожи, разрез глаз и т.п. Последние начали формироваться в период позднего палеолита (30-40 тыс. лет назад). Представители различных рас дают здоровое потомство, что невозможно при видовом отличии, а физические и психологические различия между расами не являются препятствием к их социальному и духовному развитию. Они несущественны для характеристики человека как социального и духовного существа. Умственное, социальное, духовное развитие - это плод длительного культурно-цивилизационного развития, результат воспитания и образования, а не биологического наследования. В основе расизма могут лежать неверно интерпретированные биологические данные, а духовно-нравственно он абсолютно невозможен и недопустим.

Этнические общности

Этнические общности представляют собой территориальные группы, связанные кровнородственно. В основе формирования этносов - семья, род, клан, которые иногда называют доэтническими общностями. Их состав ограничен, они входят в более крупное целое и не обладают самостоятельной культурой. Семья - наименьшая кровнородственная группа людей, связанная общностью происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети). Несколько семей, вступивших в союз (или разросшаяся семья), образуют род (группа кровных родственников, возводящих себя к одному предку). Роды объединяются в кланы (группа родственников, носящих имя предполагаемого предка), которые сохраняют общую собственность на землю, кровную месть и круговую поруку. Несколько кланов, объединившись, составляют племя.
Племя управляется вождем или племенным советом, его численность может доходить до многих тысяч. Этот тип этнической организации свойственен родовому строю. На основе родственных племен, живущих по соседству, имеющих общий язык и сходные обычаи возникает соплеменность . Союз племен - это уже скорее политическое, нежели этническое образование. На его основе возникали метаэтносы из родственных или близких по формам хозяйствования и языку этносов (этнические объединения эллинов, древних славян, иранцев, тюрков и т.д.).
Вместе с формированием дифференцированного общества племена объединяются в общности, на основе которых возникает новый исторический тип этноса - народность. Обычно в народность консолидируются близкородственные племена, но бывает, что и не родственные этнические группы. Решающую роль в превращении соплеменности в народность играет государство. Народность - это этническая общность, исторически расположенная между племенами и нацией, свойственная для рабовладельческого и феодального общества.
Архаические народности возникают в IV-III тыс. до н.э., вместе с первыми цивилизациями. Они уже имели границы, были более сплоченными. Древнерусская народность сформировавшаяся во второй половине I тыс. н.э., включила в себя и неславянские этносы (финно-угорские, балтские, тюркские). Русское слово народ отражает процесс его происхождения (корень "- род" дополняется расширяющей приставкой "на-", что означает "все увеличивающееся потомство").
Римская империя, объединив многие народы (этруски, галлы, иберы и др.), создала новый - "популюс романус". Однако после ее развала стали формироваться новые европейские этносы, что было связано со становлением новых государств - Италии, Испании, Франции и др. История рождения новых народов представляет собой процесс смешения и слияния, который продолжается и сегодня. С XVIII в. выходцы из Англии, Голландии и Германии стали осознавать себя американцами. Большинство жителей США перешли на английский язык и считают себя американцами, хотя и с различным происхождением. В Южной Африке к XIX в. выходцы из Европы образовался народ - африканеры или буры (от нидерландского "крестьяне"). Их язык похож на голландский. В конце XX столетия в молодых государствах Океании происходит процесс сближения мелких племен и образование новых народов (новогвинейцы и др.).
Этнос (от греч. "группа", племя, народ) - это исторически возникший вид устойчивой социальной группы людей, обладающий неповторимой внутренней структурой: языком, обычаями, культурой, формами хозяйственной деятельности и т.д. Но в целом четкого определения этноса пока нет, его ищут биологи, географы, историки. К этническим общностям относят племя, народность и нацию.
Понятие этноса широко использовалось Л.Н. Гумилевым (1912-1992). С его точки зрения этнос связывает как социальный, так и природный аспекты. Он есть как социокультурная общность, так и форма внутренней дифференциации вида homo sapience, которая зависит, прежде всего, от географических условий жизни и форм хозяйственной деятельности. "Этничность" является универсальным признаком человека, ибо он обязательно принадлежит к какому-либо этносу.
Этногенез представляет собой локальный вариант внутривидового формообразования, обусловленный сочетанием исторических и географических факторов. Гумилев рассматривал этногенез через понятие "месторазвития" - когда характер территории оказывает определяющее воздействие на духовный склад и обычаи народа. Формирование этносов он также соотносил с понятием пассионарности . Данное понятие занимает центральное место в теории этногенеза Гумилева 1 . Пассионарный толчок образует начальную точку этногенеза, что связано с мутацией, происходящей в результате воздействия определенных географических факторов. Естественный срок жизни этноса - 1200-1500 лет.
Процесс этногенеза рассмотрен Гумилевым с позиций его энергетической природы, а в качестве источника исторического творчества названа биохимическая энергия живого вещества биосферы. Отдельные люди различаются, согласно теории Гумилева, по количеству биохимической энергии, которую они способны устойчиво извлекать из внешней среды. В этой связи Гумилев выделил три индивидуальных типа: "гармоничные люди", которые обладают достаточным количеством энергии для приспособления к окружающему миру; "субпассионарии", которые, будучи не в состоянии поддерживать бытовую устроенность, живут в погоне за сиюминутными удовольствиями; и "пассионарии", обладающие избытком биохимической энергии. Этот избыток они обращают в деятельность, направленную на творческое переустройство действительности.
В наибольшей степени единство этноса выражается в общности фундаментальных стереотипов поведения. Основаниями для объединения в этносы могут быть разными, от общности языка, религии, культуры и государственной принадлежности, до единства территории и т.д., в связи с чем возникло несколько классификаций этносов :
1) территориально-государственная, в основе которой - географический критерий;
2) языковая. Однако существуют самые разнообразные соотношения языков и народов. Так евреи в рассеянии стали говорить на языках других народов, сохраняя, тем не менее, свою письменность. Английский язык, стал языком иных этносов (австралийцев, новозеландцев, американцев и др.). Сербскохорватский язык является родным для нескольких народов (хорваты, сербы, черногорцы). Но есть народы, пользующиеся одновременно несколькими языками: люксембуржцы (летцембургиш, французский и немецкий), швейцарцы (немецкий и французский);
3) на основе особенностей хозяйственной деятельности и культуры.
Наряду с этносами выделяют хозяйственно-культурные типы населения и историко-культурные области , когда у разных народов, живущих в сходных природных условиях, наблюдаются совпадения. Структура этносов разнообразна и может включать в себя как различные племена, так и субэтнические группы (у русских - поморы, казаки, старообрядцы и т.д.) и социально-правовые корпорации . Суперэтносы включают в себя целые регионы ("Запад", "Мир ислама" и т.д.).
В отношениях между народами возможны:
Симбиоз (от греч. "симбиозис" - совместная жизнь) - сосуществование разных организмов или народов. Новые народы и нации могут образовываться путем стихийного смешения различных этнических групп (латиноамериканские народы).
Ассимиляция (от лат. assimilatio - уподобление) - слияние этносов, при котором один из них усваивает чужую культуру и утрачивает свою (этническое поглощение). Ассимиляция бывает естественной (при длительных культурных контактах и межэтнических браках) и насильственной (подавление развития языка и культуры этнического меньшинства).
Диаспора (греч. "рассеяние") - большая группа людей, территориально оторванная от своего народа существующая достаточно автономно, не смешиваясь с другими народами.
Народы не только рождаются, но и умирают, в основном из-за политических причин. На территории Восточной Европы исчезли, ассимилировались такие народы, как болгары (древний тюркский народ), половцы и др. Полностью были уничтожены тасманийцы, исчезли убыхи - кавказский народ, подвергшийся изгнанию в Турцию. Существуют народы-странники, правда - по принуждению в основном: ирландцы, евреи, армяне, цыгане (самоназвание ромa , в X в. вышли из Индии), курды. Есть также этносы, сохранившиеся на протяжении более чем 2-х тыс. лет: греки, армяне, китайцы, евреи, эскимосы.

6. Понятие нации и его современное содержание

В Европе в XIII-XVI вв. стали формироваться этносы современного типа - нации. Они возникают на основе народностей в эпоху капитализма как высший тип этноса. Западноевропейское понятие "нация" сформировалось в эпоху Возрождения. Нация - это исторически устойчивая общность людей, возникающая в результате единства государственной, территориальной, экономической, социальной и культурной жизни. Экономическая основа существования нации характеризуется наличием общенационального рынка, который преодолевает раздробленность и замкнутость местных рынков. Народ как этническая категория становится нацией, только осознав свою индивидуальность, живое место в общечеловеческой семье. Можно говорить также о чувстве этнической принадлежности , которое характерно для рода, племени и народности. Национальной культуре свойственен фольклор, определенные обычаи и верования. Национальное самосознание является высшей формой этноисторической общности людей. Если чувство этнической принадлежности выражает бессознательное единство, то национальное самосознание - сознательную самоидентификацию нации. О прочности и интенсивности национальной самоидентификации может служить отношение к языку, традиции, обычаям, верованиям, образу жизни и т.д.
В современном смысле слова нация - это автономная, зачастую не ограниченная территориальными рамками общность, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже могут не иметь общего предка и общего происхождения, хотя объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории, языку и культуре. Проходя эволюцию от племени и народности к нации, в общности людей убывают биологические черты и начинают преобладать социально-политические и даже духовные. Если общность территории первоначально было одним из главных факторов образования нации (английская и американская), то в современном мире это уже не столько территория, сколько общая коммуникативная целостность . Нация - это "говорящее бытие", языковая общность. Общенациональный язык возвышается над диалектами и жаргонами, получает свое закрепление и развитие в литературе. Однако в современном мире есть факты, когда на одном языке говорят различные нации (английский - англичане и американцы) и наоборот, в рамках одной нации существует несколько языков (Швейцария - нация без языкового единства). Вопрос о единстве языка крайне важен для жизни нации, и все же он не определяет ее бытие: швейцарская нация говорит на трех языках; евреи, отправляющиеся на вновь обретенную родину, заново учат иврит. Русские эмигранты во втором и третьем поколении порой едва говорят на родном языке, но считают себя русскими и тоскуют по родной земле. На базе общности территории, экономической жизни и языка формируется общая культура и менталитет нации. Менталитет - это особые стереотипы и установки мышления людей.
Традиционно выделяемые признаки нации (общность экономики, территории, языка и "психического склада") явно недостаточны и ограниченны. Пример цыган и евреев показал, что можно сознавать себя нацией, не имея ни своей территории, ни общей экономики и т.д. Антропологи считают, что слово "нация" характеризует не столько принадлежность к определенному народу, сколько к государству. Это подтверждает то, что такие названия как индийцы, индонезийцы, филиппинцы, американцы означают не этносы, а совокупность граждан определенной страны. Афроамериканцы, пожалуй, составляют в США самостоятельный народ, несмешивающийся с представителями других народов нации. Однако как национальную, так и этническую территорию не следует отождествлять с государственными границами (хотя зачастую они совпадают, или стремятся к этому). Бывает и так, что два государства представляют одну нацию (Северная и Южная Корея, Россия и Беларусь (согласно определенному мнению), ранее - разделенные Вьетнам и Йемен), Однако эти разделения преодолеваются. Может ли нация существовать, не будучи государством? Возможно многонациональное государство, а потеря государственной самостоятельности не ведет автоматически к гибели нации. Главное в проблеме нации - самосознание. Возможно создание многонационального государства (Россия), в котором соблюдаются права и свободы каждой народности. При этом несколько языков могут быть государственными (Бельгия, Швейцария), и существовать культурный плюрализм. Так в США на место "плавильного котла", в котором стираются все национальные различия, приходит идея этнического "салата". Культурный плюрализм иногда рассматривается как успешная адаптация человека к чужой культуре без отказа от своей собственной.
Если в западной науке развита концепция политической нации, то в России это, прежде всего, духовное образование. "Сущность всякой национальности, - писал В.Г. Белинский, - состоит в ее субстанции. Субстанция есть то непреходящее и вечное в духе народа, которое, само не изменяясь, выдерживает все изменения, целостно и невредимо проходит через все формы исторического развития" 2 . Главным признаком современной нации является единство культуры, понимаемой как системы ценностей. Нация - это общность святынь. Для Бердяева ни раса, ни территория, ни язык, ни религия не являются признаками, определяющими нацию, хотя все они играют ту или иную роль в ее формировании. Нация - это сложное историческое образование, возникающее в результате смешения рас и племен, многих перераспределений земель, с которыми она связывает свою судьбу в ходе культурного процесса, созидающего ее неповторимый духовный лик. В результате всех исторических и психологических исследований "остается неразложимый и неуловимый остаток, в котором и заключается вся тайна национальной индивидуальности" 3 . Россия стоит на пути создания единой нации. От реализации этой задачи зависит ее будущее существование. Формированию единого общенационального сознания, общенациональной культуры способствует массовое образование, ставшее с XIX в. в развитых странах мощным механизмом национальной интеграции.
В отношениях между народами недопустима никакая дискриминация как исключение или предпочтение, основанное на признаках пола, расы, религии, политических убеждений, национальной принадлежности или социального происхождения и имеющее своим результатом ликвидацию или нарушение равенства правовых возможностей человека и гражданина в различных сферах его общественной и личной жизни.
Дискриминация может возникать в силу группового эгоизма, к которому можно отнести этноцентризм как свойство этнического самосознания, рассматривающего все с точки зрения ценностей собственной этнической группы. С точки зрения социологии этноцентризм может быть функционально целесообразен, поскольку содействует стабильности общности, ее развитию. Но при определенных условиях он становится дисфункциональным. Как только людей начинают различать по крови, в том, что касается прав, - это начало бесчеловечности. Этноцентризм является следствием предубеждений, неправильных, искаженных представлений одной нации по отношению к другой. Расовая и национальная нетерпимость представляет собой бытовую разновидность этноцентризма. В демократических странах права национальных меньшинств равны правам коренного народа. Каждый народ, как и человек, неповторим.
Ксенофобия - это страх и ненависть по отношению к другой расе, народу, культуре.
Из расизма могут вытекать как апартеид, так и геноцид.
Апартеид представляет собой политику расового разделения и дискриминации. В наиболее резкой форме он проводился в Южно-Африканской Республике в отношении африканцев и индийцев в XX в. Белые расисты этой страны лишали каких-либо прав коренное население, изолировали его, устраивали массовые репрессии.
Геноцид (от греч. genos род и лат. caedere убивать) представляет собой истребление отдельных групп населения исходя из расовых, национальных, религиозных, политических и иных мотивов. Геноцид является тягчайшим преступлением против человека и человечества, ибо культура каждого народа неповторима.
История знает не один пример геноцида целых народов. Однако XX в. превзошел в этом преступлении все времена (две кровавые мировые войны и зверства тоталитарных режимов). Фашисты осуществляли геноцид против ряда народов, в войне, развязанной ими, погибло около 50 млн. человек. Особенно пострадали русские, украинцы, поляки, белорусы, югославы и сами немцы. В отношении евреев фашисты осуществляли тотальный геноцид, варварски уничтожая не только мужчин, но и детей, женщин и стариков.
В XX в. произошло два крупнейших геноцида по собственно национальному признаку: армян в Турции в 1915 г. и Холокост (англ. "жертва всесожжения") - уничтожение евреев фашистами во Второй мировой войне, когда погибло 6 млн. евреев (более 1/3 от общей численности).
Сталинизм, в отличие от фашизма, который уничтожал другие народы, обрушился на свою страну, устроив геноцид народов, ее населяющих. Он ввел институт заложников, организовал концентрационные лагеря, использовал бессудные массовые репрессии, проводил выселение целых народов. Геноцид выражался и в уничтожении исторической памяти народов, памятников истории и культуры, сведением к нулю свободы совести и религии, полное удушение свободы слова, мысли и интеллектуального поиска.
Уже в начале XXI века в Косово произошли события, которые также можно назвать геноцидом, когда сотни тысяч сербов были изгнаны с их земель, их памятники истории и культуры варварски уничтожались и осквернялись. Относительно межнациональных отношений в современности можно сказать, что мир сошел с ума…

Другая часть понятийной схемы, которая используется в исследованиях групп, касается положения индивида в группе в качестве ее члена. Первым из понятий, употребляемых здесь, является понятие “статус” или “позиция”, обозначающее место индивида в системе групповой жизни. Термины “статус” и “позиция” часто употребляются как синонимы, хотя у ряда авторов понятие “позиция” имеет несколько иное значение. Самое широкое применение понятие “статус” находит при описании структуры межличностных отношений, для чего более всего приспособлена социометрическая методика. Но получаемое таким образом обозначение статуса индивида в группе никак нельзя считать удовлетворительным.

Во-первых, потому, что место индивида в группе не определяется только его социометрическим статусом; важно не только то, насколько индивид как член группы пользуется привязанностью других членов группы, но и то, как он воспринимается в структуре деятельностных отношений группы. На этот вопрос невозможно ответить, пользуясь социометрической методикой. Во-вторых, статус всегда есть некоторое единство объективно присущих индивиду характеристик, определяющих его место в группе, и субъективного восприятия его другими членами группы. В социометрической методике есть попытка учесть эти два компонента статуса (коммуникативный и гностический), но при этом вновь предполагаются лишь компоненты эмоциональных отношений (тех, которые индивид испытывает к другим членам группы, и тех, которые к нему испытывают другие). Объективные характеристики статуса при этом просто не фигурируют. И в-третьих, при характеристике статуса индивида в группе необходим учет отношений более широкой социальной системы, в которую данная группа входит, - “статус” самой группы. Это обстоятельство небезразлично для конкретного положения члена группы. Но этот третий признак также никаким образом не учитывается при определении статуса социометрической методикой. Вопрос о разработке адекватного методического приема для определения статуса индивида в группе может быть решен только при одновременной теоретической разработке этого понятия.

Таким образом, хотим этого или нет, мы помещаем окружающих нас людей в статусные категории, и среди членов группы существует довольно четкое представление, кто находится выше, кто в середине, а кто аутсайдер.

Источники статуса. Статус придается индивиду группой, и в этом смысле является групповой ценностью. В качестве статусной характеристики может выступать любая социальная или индивидуальная характеристика: внешняя привлекательность или уродливость (например, шрамы на лице), молодость и старость, высокий рост или миниатюрность и т. д. Среди борцов сумо, например, ценится огромный вес. Он обладает несомненной статусной ценностью в этой профессиональной группе. В то же время среди профессиональных жокеев такой ценностью, наоборот является миниатюрность. Говорить по-английски с русским акцентом - имеет разную статусную ценность в Лондоне и в Ташкенте. То, чем индивид владеет, что он знает или умеет, может иметь или не иметь статусной ценности. Все зависит от той системы групповых координат, на основании которой производится оценка.

Организации и группы снабжают индивидов статусными атрибутами различными путями. В случае, если группа занимает высокое место в более широкой социальной системе, сама принадлежность к ней служит статусным отличием.

Статусным значением могут обладать престижная профессия, положение в организационной иерархии, заработная плата, организационные льготы и т. д. Кроме того, статусом могут быть личностные характеристики, воспринимаемые организацией или группой как ценные. Это могут быть образование, пол, национальность, религиозность, общительность, опыт или компетентность.

Функции статуса. Статусные символы выполняют ряд функций в организации. Они служат для вознаграждения, мотивации и облегчения общения. Статусные символы действуют как награды за достижение, полученные путем напряженной работы или благодаря большим способностям. Они также выступают как мотивирующие факторы, заставляя индивидов напряженно трудиться ради возможного продвижения по службе. Но наибольшая ценность статуса для организации состоит в том, что он является средством облегчения общения. Статус определяет, какова позиция индивида по отношению к другим внутри организации, каков его ранг для посторонних лиц, кто начинает коммуникацию, к кому она адресована, как распределена ответственность и т. д. Статусные символы придают общению большую определенность.

Результаты исследования мотивации успеха и боязни неудач
Мотивация достижения - один из вариантов проявления мотивации деятельности, связанный, прежде всего, с преимущественной ориентацией личности на достижение успеха или избегание неудачи Мотивация достижения - стремление человека к успехам...

Теоретические аспекты изучения личностных особенностей и синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников. Характеристика личностных особенностей медицинских работников
Успешность профессиональной подготовки и последующей деятельности человека зависит от индивидуальных особенностей, в связи с этим С.С. Юдина пишет: "Все виды ремесел требуют особых навыков, но ни в одной отрасли человеческой деятельн...

Влияние матери на благоприятное развитие ребенка
Мать является центральной фигурой в системе семейного воспитания. Были выдвинуты и позднее стали все шире использоваться понятия «материнская забота» и «материнствование» , особенно широко применяемые в неофрейдистской литературе (А. Фрей...

Первым из понятий, употребляемых в данном контексте, является понятие «статус» или «позиция», обозначающее место индивида в системе групповой жизни. Термины «статус» и «позиция» часто употребляются как синонимы, хотя у ряда авторов понятие «позиция» имеет несколько иное значение. Статус индивида в группе - это реальная социально-психологическая характеристика его положения в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников.

Самое широкое применение понятие «статус» находит при описании структуры межличностных отношений, для чего более всего приспособлена социометрическая методика.

Внутренняя установка человека в системе внутригрупповых отношений - это личное, субъективное восприятие им своего собственного статуса, то как он оценивает свое реальное положение. Действительный статус и его восприятие человеком могут не совпадать.

Другая характеристика индивида в группе - это «роль». Обычно роль определяют как динамический аспект статуса, что раскрывается через перечень тех реальных функций, которые заданы личности группой, содержанием групповой деятельности. Принятая на себя роль во многом определяет восприятие и оценку человека в системе внутригрупповых отношений.

Существует много классификаций и названий групповых ролей. Набор ролевых функций определяется типом группы ее структурой. Так, например, в психокоррекционной группе многие роли носят яркие названия: «добродетельный моралист», «жалобщик», «хранитель времени», «страж демократии», «аут-сайдер». Набор ролей в группе также зависит от задач, которые она выполняет. Роли, связанные с групповой поддержкой, носят следующие названия: «поощряющий», «гармонизирующий», «идущий на компромисс», «охраняющий и выполняющий», «устанавливающий стандарты», «пассивно следующий».

В наиболее общем виде роли, связанные с решением задач, и роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы, представлены в таблице 3.

Типологий групповых ролей достаточно много, в основе их, как правило, лежат отношения власти - подчинения или предпочтения - отторжения. Наиболее яркое представление о ролевом разделении в группе дает анализ таких групп, где существует жесткая иерархия, недостаток ресурсов и проблемы с их распределением. Пользуясь греческим алфавитом, статусно-ролевое распределение в такой группе обычно определяется следующим набором ролей:

бета - второе лицо в группе с соответствующим правом на блага, менее энергичен, но часто более интеллектуален, чем альфа; обычно является хранителем групповых норм и правил;

гамма-1 - приближенные, опора, соратники, команда альфы;

гамма-2 - обычно многочисленная подгруппа инертных, подчиняющихся членов группы, становящихся жертвами манипуляций представителей верхнего уровня;

гамма-3 - оппозиция, подгруппа недовольных своим статусом, но вынужденных подчиняться; по отношению к ним применяется политика «кнута или пряника», причем «пряником» может быть введение в число приближенных (кооптация), а «кнутом» - ограничение прав, получаемого вознаграждения, довольства, изгнание из группы и вплоть до физической расправы;

гамма-4 - шут, позволяющий себе (с разрешения лидера) критические замечания, поддерживая видимость демократии, свободы слова и т. п.; по статусу может быть на уровне от гамма-1 до гамма-3;

омега - «козел отпущения» - лицо, принимающее на себя групповую агрессию. Такая роль группе необходима для сплочения, демонстрации единства, ощущения чувства «мы» в противовес омеге, которая как раз и есть «не мы». Если личность в позиции омега не согласна со своим статусом и покидает группу, группа находит другую личность на эту роль.

Довольно сильно такое групповое деление проявляется и в группах социально незрелых личностей-детей, преступников.

Важным компонентом характеристики положения индивида в группе является система «групповых ожиданий». Этот термин обозначает тот простой факт, что всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими. В частности, это относится к тому, что от каждой позиции, а также от каждой роли ожидается выполнение некоторых функций. Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, определенным образом контролирует деятельность своих членов. В ряде случаев может возникать рассогласование между ожиданиями, которые имеет группа относительно какого-либо ее члена, и его реальным поведением, реальным способом выполнения им своей роли. Для оптимизации контроля членами группы используются групповые нормы и групповые санкции.

Выбор редакции
Все чаще современному человеку выпадает возможность познакомиться с кухней др. стран. Если раньше французские яства в виде улиток и...

В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...

Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...
Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...
Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...