Какой бывает музыкальная фактура. Фактура в музыке


Фото с сайта: small-house.ru

Обустраивая собственное жилище с нуля, все люди желают отделать и облицевать его снаружи и внутри таким образом, чтобы помещения выглядели модными, стильными и красивыми, а вместе с тем оставались функциональными. Да и к повторному ремонту желательно не возвращаться как можно дольше, или же свести к минимуму возможные работы в будущем. Именно для таких целей, а еще для придания вашему дому особой индивидуальности и оригинальности, и существует декоративная штукатурка, виды и способы нанесения которой мы обсудим сегодня.

Декоративная штукатурка: виды фактур и основные особенности

Фото с сайта: tvoyprorab.com

Подобная отделка известна уже достаточно давно, однако в нашей стране стала приобретать популярность лишь несколько лет назад, благодаря удобству и простоте нанесения, легкости в уходе, уникальным свойствам и эксплуатационным качествам, а также особой долговечности. Всевозможные разновидности декоративной штукатурки поражают воображение, при помощи такой отделки можно превратить стены в подобие древесины, натуральной кожи, металла, бетона, да и вовсе сделать не похожими, ни на один известный на планете материал.

Определение

Не помешает разобраться, что собой представляет декоративная штукатурка, а виды фактур на фото проиллюстрируют это наиболее простым и доступным образом. В подготовленном к нанесению на стены виде, такие материалы напоминают неоднородную массу, которая быстро сохнет, приобретая любую форму с фактурной поверхностью, делая ее неровной и рельефной.

Оригинальная декоративная штукатурка, фото и виды которой мы обсудим детально и подробно, может производиться на основе разнообразных материалов, отчего зависит правильная подготовка поверхности, технология покрытия стен, а также внешний вид на завершающем этапе. Неровная, имеющая особую фактуру поверхность стены с подобного рода отделкой может весьма удачно скрыть неидеальность и дефекты стен. Однако стоит быть предельно внимательными, так как некоторые виды декоративной штукатурки способны наоборот выделить и подчеркнуть недостатки плохо подготовленной поверхности.

Фото с сайта: Remoo.RU

  • Минеральные смеси для декоративной фактурной штукатурки наиболее востребованы и распространены на рынке, ввиду их революционно низкой стоимости и простоты в нанесении. Такие готовые составы нужно будет просто разбавить водой, а потом намазать на предварительно прогрунтованную поверхность. Минеральные виды декоративной штукатурки стен позволяют им дышать, являются экологичными, простыми в уходе и выглядят красиво.
  • Акриловая штукатурная смесь чаще всего продается уже в полностью готовом для применения виде, в пластиковых ведрах и бочонках. Это наиболее прочное и надежное покрытие для стен, которое легко моется, выглядит великолепно, не боится совершенно никаких внешних факторов и угроз, не позволяет развиваться грибкам и плесени, а подойдет под совершенно любой стиль оформления.
  • Силикатная штукатурка отлично впишется в какой-либо интерьер. Она имеет водоотталкивающие свойства, но чрезмерно прочной ее назвать нельзя, так как подобный вид декоративной штукатурки для стен боится даже средних механических повреждений.
  • Еще один действительно подходящий вариант – силиконовые смеси для отделки внутренних, а также наружных стен зданий. Стоимость такой штукатурки на рынке самая высокая, но и качества ее действительно экстраординарны: водоотталкиваемость, невероятный уровень адгезии к любым поверхностям, обилие расцветок и фактур, пылеотталкивающие свойства, простота в уходе и необычный внешний вид.

Фото с сайта: decoholic.org

Кроме состава, отличаются и виды нанесения декоративной штукатурки, которые и обуславливают оригинальную текстуру окончательного рисунка на внешней поверхности стены. Именно от того, каким образом мастер наносит штукатурку, будет зависеть весь конечный результат и если некоторые варианты можно вполне сделать совершенно без подготовки, то иные даются только опытным специалистам, а самостоятельные попытки, без точного понимания и знания технологии, обречены на провал. Давайте же разбираться, какие существуют виды декоративной штукатурки, а фото с названиями помогут сделать окончательный выбор.

Обычная монолитная штукатурка

Фото с сайта: ytimg.com

Наиболее распространенным видом декоративных штукатурок для внутренней отделки является монолитный вариант. Это как раз то самое покрытие, которое мы чаще всего видим на стенах. После нанесения подобного покрытия они становятся гладкими и ровными, отчего и получили такое название – монолит. В результате всех действий получается долговечный и надежный слой, не боящийся влаги, а также механических повреждений среднего уровня.

Фото с сайта: жилстройзаказчик.рф

Монолитные виды отделки декоративной штукатуркой можно дополнительно обработать, к примеру, выкрасить в какой-либо подходящий цвет, а можно и оставить без финальной отделки. В полном смысле назвать подобный вид обработки декоративным, наверное, нельзя, однако умело выкрашенные, а бывает и с целыми картинами, данные покрытия становятся привлекательными и необычными.

Штукатурка для стен и фасадов терразитовая

Фото с сайта: lstkgroup.com

Существует множество разнообразных видов внутренних декоративных штукатурок, но есть и варианты универсальные, которые подойдут не только для внутренней облицовки, но также и для наружной отделки фасадов. Отличным примером такого варианта станет терразитовая штукатурка, необычная и невероятно оригинальная. Это особый состав, который поможет сымитировать натуральные горные породы, придавая зданию непохожую ни что фактуру.

Фото с сайта: sprb.by

По сути, это может быть обычная цементная штукатурку, однако с целым набором наполнителей, которые и придают ей фактурную поверхность и нестандартный внешний вид. К примеру, в состав может входить кварцевый песок, слюда, каменная крошка и пыль, да и вообще любой более или менее подходящий материал.

Фото с сайта: otdelka-s-profi.ru

Разновидности декоративной штукатурки и способы нанесения ее на стены лучше всего внимательно рассмотреть на видео, причем это работа далеко не для новичка, да и применять данный вид более целесообразно снаружи зданий, так как при нанесении предполагается сильный шум, пыль, грязь, придется привезти громоздкое специальное оборудование, но многих это вовсе не останавливает, так внешний вид покрытия способен поразить даже видавших виды мастеров.

Жидкий венецианский мрамор

Фото с сайта: s-media-cache-ak0.pinimg.com

Все виды декоративной штукатурки по-своему хороши, но есть и такие, которые из обычной квартиры могут сделать роскошный дворец, а венецианский вариант как раз можно причислить к подобным. Венецианская штукатурка известна людям более четырех сотен лет, правда, тогда она производилась исключительно на известковой основе, сейчас же в ее состав неминуемо входят полимеры и пластификаторы, к примеру, акрилаты, что придают ей особые свойства и качества.

Фото с сайта: ujutnovdome.ru

Подобные виды декоративных штукатурок для внутренней отделки довольно трудны в нанесении, но зато выглядят просто потрясающе и фото лучшее тому доказательство. Для достижения максимального эффекта порой требуется наложить от четырех, до десяти слоев, что значительно растягивает работу во времени. Чаще всего составы для венецианки содержат мраморную муку и крошку, что и придает помещению особый роскошный вид, вырубленной в цельном камне комнаты.

Всем известный короед

Фото с сайта: abvmaster.ru

Сейчас действительно существует колоссальное количество видов декоративных штукатурок для внутренней отделки стен, но самым известным и популярным, конечно же, уже на протяжении нескольких десятков лет, является пресловутый короед. Этот тип фактурного покрытия прост в нанесении и уходе, а также дает довольно широкие возможности для применения собственной фантазии в дизайне.

Фото с сайта: etotdom-39.cdn.pjtsu.com

В состав смеси для короеда добавляются специальные гранулки, которые при растирании по поверхности, создают причудливый рисунок из канавок и бороздок. В зависимости от движений мастера, бороздки могут быть расположены вертикально, горизонтально, диагонально или же в совершенно хаотичном порядке.

Фото с сайта: bruscottages.ru

Этот вид декоративной штукатурки для стен подойдет для любого помещения в каком угодно стиле, станет прекрасным выбором, как для внутренней, так и для наружной отделки, отлично впишется практически в любую дизайнерскую концепцию, а фото свидетельствует об этом в полной мере.

Искусственное состаривание или кракелюр

Фото с сайта: decor-live.com

Очень необычно и привлекательно выглядит такой вид декоративной штукатурки для внутренних работ, как кракелюр, в последние годы приобретший просто невероятную популярность. Действительно, пройти мимо подобного шедевра сложно, а секрет кроется в уникальном составе специальных смесей. После высыхания, они сами живописно растрескиваются, придавая стенам невероятно аутентичный старинный вид.

Фото с сайта: versagel.by

Штукатурные покрытия с эффектом кракелюра могут выглядеть еще более экстремально и привлекательно, если все трещинки основательно подкрасить кисточкой. Профессиональные мастера поступают несколько по-другому, они сперва покрывают стену монолитной штукатуркой, в которую добавлен контрастный колер, а сверху проходятся кракелюром. Тогда рисунок получается невероятно объемным и интересным.

Сложно, но возможно: сграффито

Фото с сайта: infodomov.ru

Довольно трудными в реализации являются виды декоративной штукатурки, под названием граффито или же сграффито, появившиеся довольно давно, но широкого распространения так и не получившие, ввиду проблемного нанесения. Создание подобного штукатурного слоя потребует очень много времени и внимания, в особенности, от новичка, который ранее ничего подобного не делал.

Фото с сайта: 1-metr.com

Суть работы такова, что нужно наносить штукатурку любого выбранного типа в несколько слоев, а потом, пока финишный слой еще не полностью просох, снимать часть смеси специальными лопаточками или резаками по трафарету или собственному рисунку. Понятно, что работа вас ждет довольно кропотливая, но результат обязательно превзойдет все ожидания.

Моделирующая штукатурка для стен

Фото с сайта: sib-life.com

Хорошим выбором для внутренней отделки самых разнообразных комнат и помещений в доме, станет моделирующая декоративная штукатурка, а виды нанесения штукатурки подобного плана во многом будут отличаться от желания и мастерства специалиста. В состав смесей для моделирующих покрытий зачастую входят самые разнообразные наполнители, к примеру, натуральные и искусственные волокна и гранулы, каменная крошка и пыль, деревянная стружка и прочее.

Фото с сайта: myshtukaturka.ru

Однако изначальная фактура покрытия, это только первый шаг к созданию уникального оформления вашей комнаты. Необычные и рельефные фактуры при помощи подобных смесей может сделать любой мастер, легко и просто оперируя какими угодно подручными средствами, на манер смятого полиэтиленового пакета, обычной губки, бумаги, кисти или жесткой щетки, фактурного валика, тряпки, веника и вообще, чего угодно.

Полезная информация

это ее структурные особенности, которые можно определить тактильно и визуально.

Есть ли у материала рельеф? Как он воспринимается на ощупь – гладким, ворсистым, неоднородным? Насколько близко друг к другу располагаются его волокна? Ответы на эти вопросы помогут определить вид фактуры. А зависит она от состава и способа изготовления ткани.

Как получаются материалы разной фактуры

Создание фактуры ткани неразрывно связано с изготовлением самой ткани. Все операции, которые проделывают с сырьем, влияют на конечный результат и наше эстетическое восприятие готового материала.

Производство большинства востребованных материй основано на применении технологий ткачества . Они так и называются – «ткани» (от слова «ткать»). Это материалы, созданные с помощью переплетения нитей. Однако в шитье используют не только они, но и некоторые нетканые полотна . Есть разные методы их изготовления:

  • клеевой;
  • термический;
  • вязально-прошивной;
  • «водный», «воздушный» и другие технологии.

Так, например, многие известные «утеплители» для верхней одежды (шелтер, шерстипон, холлофайбер) получают благодаря использованию высоких температур, а не приемов ткачества. Такой популярный материал как трикотаж и вовсе делается иначе – его вывязывают. А готовую «ткань» называют трикотажным полотном.

Производство ткани, текстильных и трикотажных полотен обычно завершается этапом отделки, что тоже сильно влияет на конечную фактуру. Явно выраженная «узорчатая» структура будет у материала, к примеру, после тиснения (изображение «вдавливается» в поверхность) или флокирования (на подготовленное полотно в виде рисунка наклеивают флоки – коротенькие ворсинки).

Самые интересные фактуры тканей получаются благодаря дополнительным манипуляциям. С помощью фигурных складок, пришивных элементов, отстрочки, вышивки и прочих «необычностей» можно украсить ткань самой простой структуры.

Типы фактур

По отдельным характеристикам ткани можно разделить на несколько групп:

  • тонкие (шифон, вуаль) и толстые (букле);
  • мягкие (шифон, бархат, крепдешин) и жесткие (тафта, органза, муар);
  • матовые (твид, сукно, деним), прозрачные (газ, органза), блестящие (сатин, атлас);
  • легкие (батист, шифон) и тяжелые (пальтовые ткани).

Эти свойства легко определяются при сравнении разных материалов друг с другом.

Есть и другая, более подробная классификация, описывающая строение тканых и нетканых полотен. Какие же согласно ей различают виды фактур ткани? Их семь. Рассмотрим все по порядку подробнее.

№1 – гладкая

Характеризуется сплошной ровной поверхностью, не имеет рельефа, может обладать глянцевым блеском.

Ткани с такой фактурой получаются благодаря атласному, сатиновому переплетению ниточек или особым видам отделки – лощению, серебрению. В последнем случае полотна пропускают через специальные машины-валики. Они называются «каландрами», а сам прием – «каландрированием».

Нагляднее всего особенности этой структуры видны у атласа , сатина , креп-сатина . Реже гладкими делают материалы саржевого переплетения – шелковую саржу , шелковый твил . Для создания полотна в этом случае требуется особое сырье: волокна шелка, полиамида, вискозы с глянцевой поверхностью.

Гладкой фактуры любят добиваться у кожаных поверхностей. Яркий примерлаковые кожи . Для их получения на «базовый» материал наносят лак.

№2 – ровная


Это нерельефная, однородная, но не сплошная поверхность. Она воспринимается почти как гладкая, не имеет блеска. Саржевое и полотняное переплетение волокон – вот ведущие ткацкие приемы, которые позволяют добиться такой фактуры.

Многие известные ткани обладают ровной структурой. Среди них ситец , бязь , парусина и другие материи. Даже самые простые виды трикотажа, без которого не обходится ни один гардероб, ровные по фактуре. Это кулирка , интерлок и похожие на них полотна, вывязанные одинаковыми столбиками и рядками.


№3 – шероховатая

Структура тканей с такой фактурой напоминает мелкие крупинки, рассыпанные на ровной поверхности. Ее часто называют креповой. Сразу вспоминаются материи с приставкой «креп»? Все правильно! Крепдешин , креп-сатин , платьевые и прочие крепы именно так и выглядят. Даже основной способ переплетения нитей называется креповым.

Шероховатыми могут стать полотна, которые изготавливаются из фасонных ниточек (они обладают неоднородной структурой) или волокон разной толщины. А если использовать переплетения типа пике и фангового (в виде небольших повторяющихся узоров), то можно получить трикотаж с мелкозернистой поверхностью.

№4 – узорно-гладкая

На поверхности тканей этой фактуры четко различимы простые повторяющиеся рисунки: диагональные или прямые полосочки, «елочки», клетки, жаккардовые узоры. Они могут быть лишь слегка выпуклыми, но чаще изображения не рельефны.

Структура репсов , твида , кареточного велюра наглядно отражает особенности узорно-гладкой фактуры. Похожим образом выглядят многие пальтовые и костюмные ткани, а также ряд платьевых.


№5 – узорно-рельефная

Мы подобрались к тканям с ярко выраженным рельефом. Чтобы фактуру материала можно было назвать узорно-рельефной, он должен обладать объемными рисунками на своей поверхности.

Простые геометрические узоры и флористические мотивы – самое распространенное украшение для таких материй. В ряде случаев используют волокна разной усадки или фасонные нити, но чаще такой фактуры добиваются с помощью вафельных, диогоналевых, жаккардовых, пике-переплетений и прочих «рельефных» ткацких приемов.

Есть и другой способ получения нужной структуры – отделка, после которой полотна выглядят мятыми, жатыми или гофрированными. Пожалуй, это самая необычная фактура ткани. Достичь нужного эффекта можно с помощью химической или термической печати.

Узорно-рельефной фактурой обладает жаккард , пике , ряд костюмных и «интерьерных» тканей.

№6 – ворсовая

Из названия сразу ясно, что главная особенность этой фактуры – ворсинки. Они могут быть разной длины, толщины, могут быть по-разному расположены – по горизонтали или вертикали, в виде гладкой или «взъерошенной» поверхности.

Основной метод производства этих тканей – ворсовое переплетение нитей. Причем ворс можно создавать двумя способами:

1) разрезать волокна;

2) выводить на поверхность материала ряды петелек в виде ворсинок.

Кроме того, можно придать ворсовую поверхность двумя способами отделки – ворсованием (делается начес на специальной машине) или флокированием (приклеивают ворсинки).

Самые популярные «представители» среди материалов с ворсовой фактурой – плюш , бархат , махровые ткани . А самый «ворсистый» материал – искусственный мех .


№7 – войлокообразная

Своим название этот вид фактуры обязан нетканому шерстяному материалу – войлоку. Поверхность материала войлокообразной структуры выглядит мягкой и теплой. Видно, что она образована волокнами, которые словно спутаны между собой без какой-либо системы.

Основной метод получения таких тканей – валка на специальной сукновальной машине.

Лучше всего демонстрируют особенности фактуры фетр , фильц и драп .

Как сочетаются ткани разной фактуры

Создать эффектное сочетание фактур тканей немного сложнее, чем подобрать материалы разных расцветок для пошива какой-либо вещицы. И вместе с тем это более интересная задача.

Дизайнеры и рукодельницы столетиями накапливали знания об основных приемах подбора тканей по структуре и их базовых сочетаниях. Тем не менее, с каждым годом усиливается мода на отступление от правил – появляется все больше луков с неожиданными, дерзкими «столкновениями» фактур.

Основные правила комбинирования

Подбирая ткани-компаньоны, не забывайте учитывать их цвет и особенности восприятия разных материй:

  • если вы хотите поэкспериментировать с расцветкой готовой вещи, ищите ткани с одинаковой структурой, но разного цвета;
  • понравилась ткань интересной фактуры – подберите к ней в пару материал точно такого же оттенка, но с более простой поверхностью;
  • когда хочется разных красок и непохожих фактур, строго следите, чтобы ткани контрастировали или гармонировали между собой, а одна из них играла ведущую роль (ее должно быть больше);
  • старайтесь не сочетать дорогие ткани с богатой отделкой и «повседневные» материи – так легко сделать наряд нелепым;
  • если у фигуры вашей модели есть несовершенства, будьте аккуратны с блестящими и особенно фактурными полотнами – они притягивают внимание и тем самым подчеркивают особенности телосложения.

Также может возникнуть сложность с определением количества тканей разной структуры. Стоит помнить, что оптимальными считаются сочетания максимум из трех разных фактур . При этом материалов с гладкой или ровной поверхностью должно быть визуально больше, чем «рельефных».

Чтобы не ошибиться, можно использовать ткани с интересной фактурой просто для отделки . Манжеты, воротнички, пояса, вставки – именно такие элементы принято выделять. Если говорить немного иначе, то «стыки» фактур удобнее всего создавать в тех местах, где меняется силуэт изделия – на талии, в области бедер, пройм, на горловине.

Примеры сочетания материалов разной фактуры

Если обращаться к конкретным примерам тканей, можно выделить некоторые закономерности при сочетании разных фактур между собой.

В пару к ткани с блестящей гладкой фактурой можно подобрать либо полупрозрачный легкий материал, либо матовый ровный или шероховатый (он не должен быть толстым). Так, прекрасно будет смотреться платье из креп-сатина и шифона или крепдешиновый пиджак с атласной отделкой. Не забывайте о том, что проще удачно комбинировать ткани примерно одной ценовой категории. Простое ситцевое платье с шелковой отделкой вряд ли будет смотреться хорошо.

Узорно-гладкие фактуры любят «соседствовать» друг с другом, а также с мелковорсовыми и ровными по структуре материями. Из них получаются уютные теплые вещи: приталенный пиджачок из твида с замшевой отделкой, костюм из букле с коротким мехом, твидовый жакет с денимом.

Богатые ворсовые материалы вроде плюша и бархата хорошо сочетаются с гладкими поблескивающими и ровными полупрозрачными фактурами. Для торжественного случая, к примеру, можно сшить бархатистое платье с шифоновыми рукавами или пышной юбкой из тафты. А если ваша страсть – замша, попробуйте скомбинировать ее с какой-нибудь гладкой или ровной фактурой. Самое простое – взять отрез гладкой кожи. Более модным будет сочетание замши и джерси, денима.

Другой интересный и очень женственный вариант – сочетание ажурных материалов с гладкими глянцевыми или ровными матовыми тканями. Шелковый топ с кружевной отделкой, платье из муара и гипюра или батистовая блузка с кружевом на красивой фигуре будет выглядеть шикарно.

Ткани с узорчато-рельефными поверхностями можно комбинировать с некоторыми ровными или гладкими материалами. Жаккард, например, хорошо смотрится с тафтой и джинсой.

Не менее интересно подбирать компаньонов к войлокообразным материалам . Пальто из драпа, к примеру, можно отделать тафтой, мехом, лаковой кожей, вязаным трикотажем.

Что можно сшить из тканей разной фактуры

Особенности строения ткани могут подсказать, какую вещь из нее лучше всего сшить. Для начала рассмотрим самые общие тенденции.

Чем плотнее и объемнее материал, тем выше вероятность, что его используют при создании теплой верхней одежды. Легкие прозрачные и полупрозрачные ткани широко используют для украшения – создания воздушных драпировок, пышных рукавчиков и юбок.

Мягкие материи вроде бархата податливы, но слабо держат «строгую» форму. Нужны струящиеся линии, волнистые складки, изящные драпировки? Это им по силам. Из них получаются вещи, красиво ложащиеся по силуэту модели.

Для более «прямых» фасонов подойдут жесткие ткани типа тафты. От них можно добиться ровных линий и складок, более сложных силуэтов.

Выбираем фактуру ткани

Материалы с гладкой поверхностью и блеском (в основном это шелковые ткани) используют для пошива коктейльных и вечерних платьев, нарядных блузок, юбок-солнце и моделей с запа́хом, складками. Эффектнее всего смотрятся фантазийные силуэты с интересной отделкой, дополненные кружевом, вышивкой. Так можно подчеркнуть красоту ткани. Если говорить о лаковых кожах, то они хороши для отделки и декора.

Матовые гладкие ткани (как хлопчатобумажный сатин), ровные (типа бязи или нерельефного трикотажа) и шероховатые (крепы) гораздо универсальнее. Повседневная, рабочая, домашняя одежда, нарядные платьица для юных и взрослых модниц, комплекты постельного белья, шторы – для создания всего этого за основу часто берут именно такие материалы. А если выбрать более «благородный» по фактуре лен, то можно смело сшить даже офисный костюм.

Ткани узорно-гладкой фактуры позволяют делать теплые и демисезонные пальто, блейзеры, жакеты, повседневные брюки и платья, юбки простых силуэтов. Возможны легкие драпировки, отделка гладкой кожей. Готовые изделия выглядят уютными, мягкими.

Узорно-рельефные фактуры используют аналогичным образом и шьют изящные юбки А-силуэта, элегантные платья длиной до колена, летние пальто прямого кроя. Главная хитрость – простой фасон. Складки, богатая отделка, драпировки для таких тканей не очень актуальны. Они красивы сами по себе.

Ткани с ворсом не менее универсальны, чем материалы с ровными фактурами. Брюки, платье-рубашку или платье-футляр, блейзер или жакет, пальто можно сшить из вельвета. Бархат прекрасно подойдет для шикарного вечернего платья. Из велюра получаются модные спортивные костюмы.

Махровые ткани по традиции используют для создания полотенец разных размеров. А пледы-покрывала особенно красивы и уютны, если сделаны из плюша. Кроме того, ворсовая фактура популярна при проектировании элементов отделки.

Войлокообразные фактуры выбирают преимущественно для изготовления теплой верхней одежды. Так что из драпа или фетра можете смело шить пальто или парку. Не менее популярна отделка и украшение одежды этими материалами.

Как подобрать ткань по фактуре для своего типа фигуры

При пошиве постельного белья или полотенец структура материала особых хлопот обычно не доставляет, другое дело – создание предметов гардероба. Фактура ткани в одежде более «коварна».

Бесфактурные материалы не создают дополнительного объема готовом изделии, поэтому ровные, шероховатые, узорно-гладкие и гладкие материи без блеска актуальны для обладателей любой фигуры.

Более интересные фактурные ткани наоборот зрительно увеличивают объемы модели и привлекают внимание к особенностям фигуры, так что с ними нужно быть аккуратнее.

Материалы с ярко выраженной фактурой не должны оказываться на проблемных местах фигуры – животике, толстых руках. Не подойдет одежда из фактурных тканей людям с маленьким ростом. Зато с их помощью можно зрительно увеличить небольшую грудь или очень узкие бедра, «расширить» плечи. К слову, декор предметов одежды прозрачными или блестящими тканями, которые собраны аккуратными складками, позволит добиться такого же эффекта.

Выбирая между легкими и более плотными тканями, отдавайте предпочтение первым, если предстоит сшить вещь для стройных, хорошо сложенных моделей. Тяжелые материалы могут смотреться нелепо на худеньких девушках. Твидовое пальто простого фасона, например, намного больше подойдет человеку с пышными формами.

Аналогично стоит поступать с мягкими и жесткими фактурами. Первые с легкостью подчеркнут достоинства стройняшек, вторые – не будут создать лишних акцентов на фигуре полных дам.

Матовые поверхности хороши для всех, а выбирать одежду из прозрачных и блестящих тканей лучше обладателям точеной фигуры.

Тканей и фактур очень много, так что смело экспериментируйте, ищите любимые сочетания и способы применения!

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ

Фактура

Из главных средств музыкальной выразительности складывается «лицо» любого музыкального произведения. Но у каждого лица может быть множество выражений. И «выражением лица» «ведают» дополнительные средства. Фактура - одно из них.

Дословно «фактура» означает «обработка». Мы знаем, что фактура есть, например, у ткани. На ощупь, по фактуре, можно отличить одну ткань от другой. У каждого музыкального произведения тоже есть своя «звуковая ткань». Когда мы слышим красивую мелодию или необычную гармонию, то нам кажется, что эти средства выразительны сами по себе. Однако, чтобы мелодия или гармония зазвучала выразительно, композиторы используют различные приёмы и способы обработки музыкального материала, разные виды музыкальной фактуры.

Фактура - это способ обработки музыкального материала.

Может быть, оттого, что фактура наиболее ярко выражает область музыкального художества, сочетая в себе линии, рисунки, нотную графику, она получила множество образных определений, пожалуй, больше, чем все другие средства музыкальной выразительности.

«Музыкальная ткань», «узор», «орнамент», «контур», «фактурные пласты», «фактурные этажи» - этот ряд метафор обнаруживает присущее фактуре зрительное, живописное, пространственное начало.

Как и любое другое художественное явление, фактура необычайно многообразна. Ее характер определяется художественным содержанием музыки, обстоятельствами ее исполнения, жанровой принадлежностью, тембровым своеобразием. Естественно предположить, что музыка, предназначенная для звучания в храме, например музыка полифоническая, требует и соответствующего фактурного диапазона, выражающего идею храмового пространства. Лирическое музыкальное высказывание, связанное с передачей личных чувств, как правило, одноголосно. Его звучание - это своеобразное сжатие фактуры до одного единственного голоса, поющего свою одинокую песнь.

Иногда одноголосное изложение мелодии используется композиторами для выражения красоты или своеобразия тембра: так, пастуший рожок солирует во вступлении к Первой песне Леля из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка», вводя слушателя в атмосферу чудесной языческой сказки через звучание неповторимо своеобразного народного инструмента.

Однако исключительно одноголосная фактура – явление достаточно редкое. Ведь любое одноголосие – своеобразный рельеф, подчеркивание определенных свойств или состояний, поэтому вводится оно, как правило, по контрасту с предшествующим или последующим, более сложным фактурным развитием. Мир музыки, подобно миру человеческой фантазии, безгранично богат, так что в любом срезе музыкального произведения присутствует обычно сопоставление или взаимодействие различных образных начал.

Так, один из распространенных типов фактуры – мелодия с сопровождением - содержит в себе не только рельеф, но и фон, которые не только сочетаются друг с другом, но и в ряде случаев контрастируют в ритмическом и регистровом отношениях. Такой тип фактуры характерен для всевозможных танцев и песен, романсов и инструментальных пьес. Образное богатство такого типа фактуры зависит не только от яркости мелодического голоса, но и от того, какую роль по отношению к содержанию пьесы играет характер аккомпанемента. Вспомните песню Ф. Шуберта «Маргарита за прялкой»: в ней звучит не только трепетная мелодия Маргариты, но и мерное жужжание веретена, создающее одновременно яркое зрительное впечатление и образный контраст своей унылой монотонностью.

Многогранность музыкального образа имеет и другие способы выражения приемами фактуры. Так, в романсе С. Рахманинова «Сирень» рисунок аккомпанемента имеет чисто зрительное сходство с формой цветка сирени. При этом в характере музыки нет никакой искусственности, надуманности, она светла и чиста, как юность, как цветение весеннего сада:

Поутру, на заре, по росистой траве
Я пойду свежим утром дышать;
И в душистую тень, где теснится сирень,
Я пойду свое счастье искать...

В жизни счастье одно мне найти суждено,
И то счастье в сирени живет;
На зеленых ветвях, на душистых кистях
Мое бедное счастье цветет.

Писатель Юрий Нагибин в повести «Сирень» пишет об одном лете, которое провел семнадцатилетний Сергей Рахманинов в имении Ивановка. В то странное лето сирень расцвела «вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке». В память о том лете, об одном раннем утре, когда композитор встретился с юной первой своей влюбленностью, он и написал, может быть, самый нежный и взволнованный романс «Сирень».

Что же еще, какие чувства и настроения заставляют фактуру то сжиматься, то оформляться в пространство, то принимать форму прелестного весеннего цветка?

Вероятно, ответ на этот вопрос следует искать в живом обаянии образа, в его дыхании, красках, неповторимом облике, а главное - в том переживании образа, которое вносит в свою музыку сам композитор. Никогда музыкант не обращается к теме, которая ему не близка и не находит отклика в его душе. Не случайно многие композиторы признавались, что никогда не писали о том, чего не пережили, не прочувствовали сами. Поэтому, когда зацветает сирень или земля покрывается снегом, когда восходит солнце или струи быстрой воды начинают играть разноцветными бликами, художник испытывает те же чувства, какие испытывали миллионы людей во все времена. Он так же радуется, грустит, любуется и восхищается безграничной красотой мира и его чудесными превращениями. Свои чувства он воплощает в звуках, красках и рисунках музыки, наполняя ее дыханием жизни. И если его музыка волнует людей, значит, в ней не просто ярко запечатлены образы сирени, утреннего солнца или реки, но угаданы те переживания, которые испокон веков испытывают люди при соприкосновении с красотой. Поэтому, наверное, не будет преувеличением сказать, что каждое такое произведение, как бы ни были сокровенны чувства, вдохновившие автора, - памятник всем цветам мира, всем его рекам и восходам солнца, всему безмерному человеческому восхищению и любви.

Послушайте еще один романс С. Рахманинова - «Весенние воды». Написанный на слова Ф. Тютчева, он передает образ стихотворения, одновременно внося в него новую динамику, стремительность, доступную только музыкальному выражению.

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят...
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.

Радостное предчувствие скорой весны буквально пронизывает романс. По-особенному светло и солнечно звучит тональность ми-бемоль мажор, движение музыкальной фактуры - стремительное, бурлящее, охватывающее огромное пространство, подобно мощному и веселому потоку весенних вод, ломающих все преграды. Нет ничего более противоположного по чувству и настроению недавнему оцепенению зимы с ее холодной тишиной и бестрепетностью.

В «Весенних водах» - чувство яркое, открытое, восторженное, захватывающее слушателей с первых же тактов. Музыка романса как будто намеренно построена таким образом, чтобы избежать всего успокаивающего, убаюкивающего; в ней почти отсутствуют мелодические повторы, за исключением тех фраз, которые подчеркиваются всем смыслом музыкально-поэтического развития: «Весна идет, весна идет!» Окончания почти всех мелодических фраз - восходящие; они содержат даже больше восклицаний, чем стихотворение. Важно также отметить и то, что фортепианное сопровождение в этом произведении не просто аккомпанемент, а самостоятельный участник действия, по силе выразительности и изобразительности порой превосходящий даже солирующий голос!

Дух жизни, силы и свободы
Возносит, обвевает нас!..
И радость в душу пролилась,
Как отзыв торжества природы,
Как Бога животворный глас!..

Эти строки из другого стихотворения Ф. Тютчева – «Весна» звучат как эпиграф к романсу - может быть, самому радостному и ликующему в истории русской вокальной лирики.

Необыкновенной выразительности достигает фактура в произведениях, обращенных к сказочно-фантастическим образам. Ведь область музыкальной фантастики - это мир сказки и сказочной природы, причудливое переплетение лирического и таинственного, это мир сверхъестественной красоты - красоты сказочных лесов и гор, подземных пещер и подводных царств. Все, что только могло создать поэтическое воображение композитора, нашло воплощение в звуках, их переливах и сочетаниях, в движении фактуры - то оцепенело-неподвижной, то бесконечно меняющейся.

«Шествие чуд морских» Н. Римского-Корсакова из VI действия оперы «Садко»- один из примеров необыкновенной фактурной выразительности. Рисуя волшебный мир подводного царства загадочного, невидимого для людей, композитор выбирает такие музыкальные средства, которые подчеркивают именно атмосферу загадочности, романтичности, сказочной красоты. Фрагмент носит название «Шествие...», то есть указывает на момент движения, однако сколь различно это движение в романсе «Весенние воды» и опере «Садко»!

У Рахманинова - живая сила живой воды, несущейся, бурлящей, неудержимой. У Римского-Корсакова во всем огромном подводном царстве не найдешь и капельки воды, «Заряженной» таким радостным, теплым человеческим чувством. Напротив, «Шествие...» необыкновенно статично, даже само движение «чуд» гибко, текуче, замедленно. Это не открытая стихия моря, это неведомые его глубины, не согретые человеческим взглядом.

Плавно скользя перед очами своего владыки, «чуда морские» как будто складывают красочную музыкальную мозаику, состоящую из множества лейтмотивов. К концу «Шествия...» даже и это движение замирает, успокаиваются мелодические фигурации, словно унося последние всплески воды - и на короткое время музыка застывает в созданной ею картине беспредельной сказочной красоты.

Итак, мы видим, что в фактуре непременно запечатлевается все, что связано с выразительностью музыкального звучания. Одинокий голос или мощный хор, щемящий всплеск пережитого чувства или рисунок весеннего цветка, стремительное движение или крайнее оцепенение – все это, как и многое другое, чем вдохновляется и живет музыка, рождает свою собственную музыкальную ткань, этот «узорный покров» фактуры, всегда новый, неповторимый, глубоко своеобразный.

Вопросы и задания:
1. Назови различные виды фактуры.
2. Вспомни известные тебе музыкальные произведения, в которых фактура отличалась бы яркой изобразительностью.
3. В каких музыкальных жанрах используется фактурное пространство значительного диапазона? С чем это, по-твоему, связано?
4. Почему слово фактура имеет такие синонимы, как ткань, узор, рисунок?
5. Сравни различные виды фактуры, приведённые в начале данного раздела.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 15 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Рахманинов. Весенние воды. Исп. Д. Хворостовский, mp3;
Рахманинов. Сирень (в исполнении Т. Синявской), mp3;
Римский-Корсаков. Первая песня Леля (фрагмент), mp3;
Римский-Корсаков. Шествие чуд морских, mp3;
Шуберт. Маргарита за прялкой, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Музыкальная теория богата интересными терминами. В каждой эпохе появлялись новые средства улучшения и индивидуализации музыки, на что влияли и композиторы, и исполнительский состав, и аудитория. Множество жанров и поджанров, стилей и тем. Чтобы в этом не путаться, существует классификация музыкальных композиций по фактуре.

Стабильное музыкально-художественное целое

Чтобы разобраться в дальнейшей теории, нужно вспомнить или изучить само понятие музыкальной композиции. Этот термин характеризует целостность произведения, его конкретное воплощение. Отличает законченный «опус» от созданных в процессе творчества народа, или импровизаций (например, в джазе).

У композиции всегда есть конкретный создатель. Композитор, который предоставляет звуковую структуру, письменно фиксирует произведение. Нотации осуществляются с помощью нотной грамоты или сопутствующих ей знаков. Авторство, начиная с 14 века, предпочтительно указывается на каждой созданной композиции, если творец известен.

Композиция стабильна, как законченная и чётко определённая работа. Тональность, размер, ритм - всё постоянно и не терпит значительных изменений. Естественно, каждое произведение требует определённых аспектов исполнения. Здесь в игру и вступает фактура.

Понятие фактуры

Музыкальная индустрия развивается, появляются новые каноны и новые веяния, которые влияют на стиль, форму и характер композиции. Итак, фактура в музыке - это изложение слушателю материала в определённом оформлении, которое будет отражать описанную звуками действительность. Фактура является главным связующим между авторской идеей и восприятием её другими людьми.

Слово по происхождению латинское, означает «оформление», «строение», «обработка». Фактура в музыке - определение наглядное. Можно провести аналогию с созданием тканевого изделия: музыкальная ткань тоже требует обработки, чтобы стать целостной и завершённой.

Для чего нужны разные варианты?

У каждого произведения есть тематика и определённая направленность. Поскольку работа здесь исключительно над восприятием, нужно доносить эмоции и ситуации как можно более точно. Грубо говоря - давать чёткую картинку.

Например, композитор пишет колыбельную. Есть мелодия, аккомпанемент, но они с тем же успехом могли примениться в военной песне или танцевальной композиции. Нужно придать им окраску спокойствия, тишины, лёгкости. Поэтому не будут использоваться отрывистые штрихи, в приоритете будет легато и более низкие звуки. Без «писка» и резких движений.

Любую эмоцию можно изобразить инструментом. Посвистывающие флейты будут лучше всего олицетворять лёгкость и радость, тяжелые виолончели могут показать скорбь и траур, литавры и колокола придают эпичность. Фактура в музыке - это плод фантазии автора.

Основная классификация фактур

Самое базовое деление, два основных вида фактуры в музыке характеризуются количеством используемых голосов.


Третьего не дано?

В отличие от многих терминов, в которых есть только две крайности, здесь существует также гетерофонная фактура. Это некая «модернизация» монодического изложения, когда в него для более интересного звучания могут добавляться полифонические приёмы. Унисонное пение изредка усложняется двухголосным рисунком, мелодия сопровождается ритмом. Получается, что это промежуточный вариант.

Типы полифонической фактуры

  1. Хоральная фактура подразумевает ведение всех голосов по одному ритмическому рисунку. То есть мелодия движется по одинаковым длительностям, не разделяясь на сложные гармонические вертикали;
  2. Мензуральные каноны, или комплементарная полифония определяется небольшим расслоением голосов, которые тематически подобны, но движутся самостоятельно. То есть указано только направление движения мелодии, в которой длительности могут дробиться на несколько, а ритм одного голоса не зависит от другого.
  3. Разнотемная фактура создаёт необычные фактурные сплетения, сочетает несочетаемое. Стала популярной только в начале 20 века.
  4. Фактура линеарной полифонии основывается на нескольких голосах, не соответствующих по ритмике и гармонии. Мелодия строится на последовательном движении звуков разной высоты.
  5. Полифония пластов - сложные многоголосные дублирования, создающие диссонансы.
  6. «Дематериализованная пуантилистическая фактура, которую проще охарактеризовать как «отрывистую». Основная линия передаётся не в виде мотива, а отрывистыми звуками с большим разбросом. То есть между большими паузами проскакивают яркие вспышки звука.
  7. Фактура многоголосной тяжести полностью противоположна предыдущей. Она представляет полновесный оркестровый звук.
  8. Алеаторный эффект - элемент случайности. Композиция основывается на методе «жребия», когда комбинации нот разбрасываются на нотном стане. Нередко авторы записывают только основные опорные точки, от которых исполнитель будет отталкивается, а дальше уже на его усмотрение.
  9. Фактура сонористических эффектов переключает внимание на переходы тонов, окрасок или созвучий. Яркость звучания передаётся шумами, сменой тембра. Создаются звуко-красочные эффекты.

Гармонизация

Неделимым является сочетание «фактура и склад». Таким аспектом является гармония. Она предполагает множество видов фактуры, но также подразделяется на основные два:

Типы гармонических фактур

  1. Аккордо-фигуративный тип - звуки аккорда воспроизводятся поочерёдно.
  2. Ритмический тип - многократное повторение аккорда или созвучия.
  3. Дублировки - в октаву, в квинту, другие интервалы, создающие плавное движение голосов относительно друг друга.
  4. Разные виды мелодических фактур, основанных на придании движения голосам. Например, вспомогательные или дополнительные звуки в аккордах, усложняющие композицию.

Но это - самая общая классификация, отдельные пункты которой редко встречаются обособленно. То есть музыка разбавляется отдельными приёмами, стилистическими особенностями, взятыми из разных видов фактур. Для каждой эпохи характерны разные так называемые фишки.

Начало пути к разносторонности

История развития фактуры в музыке - это исполнительство, гармония, оркестровка, а самое главное, сочинение. Некоторые композиторы оказали огромное влияние на разнообразие фактур в произведениях.

В 17 веке приёмы и склады были достаточно простыми и очень логичными. Использовалось смешение гармонической и полифонической фактур - многоголосие с разнообразными раскладками. Пользовались популярностью пассажи и арпеджио. Арпеджированное сопровождение как раз создавало нужные настроения, при этом не давило на слух глубиной тяжёлых аккордов. Фактура аккомпанемента в этом случае идеально дополняла основную тему и не нуждалась в применении других средств. Таким способом активно пользовался И.С. Бах, например, в «Гольдберговских вариациях». Здесь же отличились другие композиторы эпохи романтизма: Жорж Бизе, Джузеппе Верди,

Разновидность арпеджио «фигурация» была часто используема Моцартом, звучала активно, бодро и остро. Она удобна тем, что чётко передаёт гармонии и создаёт определённый ритм без скачков. Музыка австрийского романтика характеризуется как легковесная, солнечная и неотягощённая как раз благодаря своей фактуре. Применялась как ломаная, так и прямая фигурация.

Переход к яркой стилистике

По мере введения новшеств, расширения фантазии авторов произведений, к 19 веку типов фактуры стало как минимум в три раза больше. Поскольку разные виды смешивались, перенимали и сочетали детали, появились абсолютно новые музыкальные оформления. Гармонический склад становился намного плавнее и мелодичнее, а выразительность передавалась не набором самих звуков, а их порядком и расположением.

Ярким примером является Ф. Лист, который применил смешанные фактурные изложения в пьесах, например, «Серые облака», и в целых циклах «Годы странствий» и «Поэтические и религиозные гармонии». Уходила на второй план высотность аккордов, появилась фактура-тембр, получившая распространение у Мусоргского.

Отдельно стоит отметить музыку Шопена, который использовал фортепианную фактуру. В числе его излюбленных приёмов были октавная техника и беглое проигрывание гамм. В своих вальсах («Блестящий вальс», вальс ля-минор) он распространил гармонические фигурации, разложенные на протяжные ряды звуков. Такие произведения требуют высокой исполнительской техники, но слушаются и воспринимаются легко. В побочной партии «Первой баллады для фортепиано» композитор полностью внедрил в гармонию многоголосный склад.

Период новаторства

20 век в искусстве ознаменовал переход от традиционных форм к совершенно новым и нестандартным. Поэтому для этой эпохи характерен уход от гармонической и полифонической фактуры. Она становится несвязанной, разделённой на слои. Большой разброс динамики и тембров становится обыкновением в произведениях авангардистов К. Штокхаузена, Л. Берио и П. Булеза. Часто встречается контролируемая алеаторика, то есть импровизированная фактура. Ограничена она только ритмом и пределами высоты. Таким ходом курировал В. Лютославский.

Большую роль играло формообразование, потому как в рваной и разбросанной фактуре важно сохранять слитное построение композиции. Пусть даже плохо различимый, рисунок создает образ. Как определить тип фактуры в музыке новой эпохи - открытый для искусствоведов вопрос, так как слишком много взаимодействий и обменов приёмами.

Эмоции, эмоции, эмоции…

Все вышеизложенное ведёт к тому, что то, какая бывает фактура в музыке, напрямую определяют эмоции и желаемый отклик слушателя. Чтобы душевные состояния передать, используются разные регистры:

  • низкий, передающий страшные и мощные звуки, отображающий таинственность или траур (тьма, ночь, тяжёлые шаги, звуки локомотива, гул войск);
  • средний, который является близким к человеческому голосу, настраивающий на спокойствие и некоторую медлительность (повествования, рутина, отдых и размышления);
  • высокий, побуждающий и яркий, в зависимости от инструмента может быть и весёлым, и напряжённым (крик и визг, трели птиц, колокольчики, суетливые движения);

Благодаря такому распределению музыка может настраивать на умиротворение, поднимать настрой или же заставлять волосы на голове шевелиться от страха. И напрямую фактурное решение зависит от использованного в главной теме регистра.

Поэтому различные виды «тканевой» обработки композиции помогают людям проникаться переживаниями композитора, рисовать в голове картины мира, каким он был в глазах авторов произведений. Чувствовать лёгкость, наслаждаясь музыкой Шопена, воинственность в опусах Бетховена или динамику движений у Римского-Корсакова. Фактура в музыке - это коммуникатор сквозь эпохи и различия в восприятии.

При всем разнообразии фактуры можно выделить и систематизировать типичные формы изложения, основанные на том или ином определенном принципе. Такие формы называются музыкальными складами. Следует различать четыре их основных вида: монодический, полифонический, аккордовый, гомофонный. Тот или иной склад может выдерживаться во всем произведении или на протяжении большей его части, а может проводиться эпозодически, сменяясь другим складом. В инструментальной музыке часто происходит сочетание разных способов изложения, образующее смешанные склады или свободную фактуру. Монодический склад представляет собой одноголосное (унисонное или с октавным удвоением) мелодическое движение без сопровождения. Характерны в этом отношении одноголосные народные песни. Полифонический склад представляет собой многоголосие, в котором голоса имеют в общем равноправное выразительное значение. Каждый голос в той или иной мере индивидуализируется и образует самостоятельный мелодический рисунок. Эта самостоятельность не означает полной свободы, но косвенно подчиняется гармонической согласованности звучания. Аккордовый склад характеризуется таким гармоническим сочетанием звуков, которое образует аккорды как монолитное целое. Эту монолитность в основном создает ритмическая однородность всех голосов. Гомофонный склад характеризуется сочетанием солирующего голоса с сопровождением. Таким образом, в отличие от других складов в основе его лежит двупланная структура. Зародившись в народной музыке-в пении с инструментальным сопровождением, гомофонный склад перешел в светскую бытовую музыку средневековья в своем простом виде. В церковной музыке этого времени, культивировавшей хоровое полифоническое многоголосие, он, естественно, не нашел своего места. Есть гомофонно-гармонический склад(в простом виде сопровождение представляет собой ясно выраженную гармонию). Выше были рассмотрены музыкальные склады в их характерном виде. Но очень часто происходит сочетание и взаимопроникновение разных способов изложения, приводящее к усложненным и смешанным складам. Например, смешанный аккордово-полифонный склад, гомофонно-аккордовый, гомофонно-полифонический.

Эпоха Возрождения

Возрождение, или Ренессанс - период в истории культуры, охватывающий примерно XIV-XVI вв.Свое название этот период получил в связи с возрождением интереса к античному искусству, ставшему идеалом для деятелей культуры нового времени. Композиторы и музыкальные теоретики -- Й. Тинкторис.,

Дж. Царлино и другие -- изучали древнегреческие музыкальные трактаты; в произведениях Жоскена Депре, которого сравнивали с Микел-анджело, по словам современников, "возродилось утерянное совершенство музыки древних греков": появившаяся в конце XVI-- начале XVII в. опера ориентировалась на законы античной драмы.

Развитие культуры Возрождения связано с подъемом всех сторон жизни общества. Родилось новое мировоззрение -- гуманизм (от латинского "гуманос" -- "человеческий"). Раскрепощение творческих сил привело к бурному развитию науки, торговли, ремесел, в экономике складывались новые, капиталистические отношения. Изобретение книгопечатания способствовало распространению образования. Великие географические открытия и гелиоцентрическая система мира Н. Коперника изменили представления о Земле и Вселенной.

Небывалого расцвета достигли изобразительное искусство, архитектура, литература. Новое мироощущение отразилось в музыке и преобразило ее облик. Она постепенно отходит от норм средневекового канона, индивидуализируется стиль, впервые появляется само понятие "композитор". Изменяется фактура произведений, число голосов увеличивается до четырех, шести" и более (известен, например, 36-голосный канон, приписываемый крупнейшему представителю нидерландской школы Й. Окегему). В гармонии господствуют консонирующие созвучия, употребление диссонансов строго ограничивается специальными правилами. Складываются мажорный и минорный лады и тактовая система ритмики, характерные для более поздней музыки.

Все эти новые средства использовались композиторами для передачи особого строя чувств человека эпохи Возрождения -- возвышенного, гармоничного, спокойного и величественного.

В эпоху Возрождения (Ренессанса) профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникается новым гуманистическим мироощущением. Высокого уровня достигает искусство вокальной и вокально-инструментальной полифонии в творчестве представителей "Ars nova" ("Нового искусства") в Италии и Франции XIV в., в новых полифонических школах -- английской (XV в.), нидерландской (XV--XVI вв.), римской, венецианской, французской, немецкой, польской, чешской и др. (XVI в.).

Появляются различные жанры светского музыкального искусства -- фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии (Л. Маренцио, Я. Аркадельт, Джезуальдо да Веноза), но получивший повсеместное распространение, французская многоголосная песня (К. Жанекен, К. Лежён). Эпоха Возрождения завершается появлением новых музыкальных жанров -- сольной песни, кантаты, оратории и оперы, способствовавших постепенному утверждению гомофонного стиля.

В переводе с итальянского слово "токката" означает "прикосновение", "удар". В эпоху Возрождения так называли праздничную фанфару для духовых инструментов и литавр; в XVII в. -- фанфарного типа вступления к операм и балетам.

Токката -- это и виртуозная пьеса для лютни, клавира, органа. Первоначально токката для клавишных инструментов сочинялась как вступление (прелюдия) к хоровому произведению, например мотету, и являлась жанром церковной музыки, а затем она становится самостоятельным концертным жанром светской музыки. Композиторы включают ее в сюиту, делают начальной частью полифонического цикла (токката и фуга ре минор для органа И. С. Баха).

Токката и фуга ре минор для органа И. С. Баха

Для токкаты характерна фактура, отражающая стиль пальцевой, клавишной игры, т. е. игры аккордами, пассажами, фигурациями мелодическими и гармоническими. Аккордовые и пассажные разделы чередуются в ней с имитационно-полифоническими. В токкатах Баха красота формы и небывалая виртуозность соединились с глубиной и значительностью содержания.

В XIX--XX вв. токката развивалась как самостоятельная виртуозная пьеса этюдного плана (токкаты для фортепьяно Р. Шумана, К. Черни, К. Дебюсси, М. Равеля, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна). Токката как часть цикла встречается в 5-м концерте для фортепьяно Прокофьева, в сюите "Пульчинелла" И. Ф. Стравинского.

Музыка эпохи Возрождения.

Музыкальная эстетика эпохи Возрождения разрабатывалась композиторами и теоретиками столь же интенсивно, как и в других видах искусства. Ведь как Джованни Боккаччо считал, что Данте своим творчеством способствовал возвращенью муз и вдохнул жизнь в обмертвелую поэзию, как Джорджо Вазари заговорил о возрождении искусств, так и Джозеффо Царлино в трактате "Установления гармонии" (1588) писал:

"Однако - коварное ли время тому виной или людское небрежение, - но люди стали мало ценить не только музыку, но и другие науки. И вознесенная на величайшую высоту, она пала до крайности низко; и, после того как ей воздавали неслыханный почет, ее стали считать жалкой, ничтожной и столь мало чтимой, что даже люди ученые едва признавали ее и не хотели отдать ей должное".

Еще на рубеже XIII -XIV веков в Париже был опубликован трактат "Музыка" магистра музыки Иоанна де Грохео, в котором он подвергает критическому пересмотру средневековые представления о музыке. Он писал: "Те, кто склонен рассказывать сказки, говорили, что музыку изобрели музы, около воды обитавшие. Другие говорили, что она изобретена святыми и пророками. Но Боэций, человек значительный и знатный, придерживается других взглядов... Он в своей книге говорит, что начало музыки открыл Пифагор. Люди как бы с самого начала пели, так как музыка им от природы врождена, как утверждают Платон и Боэций, но основы пения и музыки были неизвестны до времени Пифагора..."

Однако с делением музыки на три рода Боэция и его последователей: музыка мировая, человеческая, инструментальная, - Иоанн де Грохео не согласен, ведь гармонию, вызванную движением небесных тел, даже пение ангелов никто не слыхал; вооще "не дело музыканта трактовать об ангельском пении, разве он только будет богословом или пророком".

"Итак, скажем, что музыка, которая в ходу у парижан, может быть, по-видимому, сведена к трем главным разделам. Один раздел - это простая, или гражданская (civilis) музыка, которую мы зовем также народной; другой - это музыка сложная (сочиненная - composita), или правильная (ученая - regularis), или каноническая, которую зовут мензуральной. И третий раздел, который из двух вышеназванных вытекает и в котором они оба объединяются в нечто лучшее, - это церковная музыка, предназначенная для восхваления создателя".

Иоанн де Грохео опередил свое время и у него не было последователей. Музыка, как и поэзия, и живопись, обретает новые качества лишь в XV и в особенности в XVI веке, что сопровождается появлением все новых трактатов о музыке.

Глареан (1488 - 1563), автор сочинения о музыке "Двенадцатиструнник" (1547), родился в Швейцарии, учился в Кельнском университете на артистическом факультете. Магистр свободных искусств занимается в Базеле преподаванием поэзии, музыки, математики, греческого и латинского языков, что говорит о насущных интересах эпохи. Здесь он подружился с Эразмом Роттердамским.

К музыке, в частности, церковной, Глареан подходит, как художники, которые продолжали писать картины и фрески в церквях, то есть музыка, как и живопись, должна, вне религиозной дидактики и рефлексии, доставлять прежде всего удовольствие, быть "матерью наслаждения".

Глареан обосновывает преимущества монодической музыки против многоголосия, при этом он говорит о двух типах музыкантов: фонасках и симфонистах: первые имеют природную склонность к сочинению мелодии, вторые - к разработке мелодии на два, три и более голосов.

Глареан, кроме разработки теории музыки, рассматривает и историю музыки, ее развитие, как у него выходит, в рамках эпохи Возрождения, совершенно игнорируя музыку средневековья. Он обосновывает идею единства музыки и поэзии, инструментального исполнения и текста. В развитии теории музыки Глареан узаконил, с употреблением двенадцати тонов, эолийский и ионийский лады, тем самым теоретически обосновал понятия мажора и минора.

Глареан не ограничивается разработкой теории музыки, а рассматривает творчество современных композиторов Жоскина Депре, Обрехта, Пьера де ла Рю. О Жоскине Депре он рассказывает с любовью и восторгом, как Вазари о Микеланджело.

Джозеффо Царлино (1517 - 1590), с высказыванием которого мы уже знакомы, 20 лет вступил в францисканский орден в Венеции с ее музыкальными концертами и расцветом живописи, что и пробудило его призвание музыканта, композитора и теоретика музыки. В 1565 году он возглавляет капеллу св. Марка. Считают, в сочинении "Установления гармонии" Царлино в классической форме выразил основные принципы музыкальной эстетики Ренессанса.

Царлино, который говорил о упадке музыки, разумеется, в Средние века, опирается на античную эстетику в разработке его учения о природе музыкальной гармонии. "Насколько музыка была прославлена и почиталась священной, ясно свидетельствуют писания философов и в особенности пифагорейцев, так как они полагали, что мир создан по музыкальным законам, что движение сфер - причина гармонии и что наша душа построена по тем же законам, пробуждается от песен и звуков, и они как бы оказывают животворящее действие на ее свойства".

Царлино склонен считать музыку главной среди свободных искусств, как возносил живопись Леонардо да Винчи. Но это увлечение отдельными видами искусства не должно нас смущать, ведь речь-то ведут о гармонии как о всеобъемлющей эстетической категории.

"И если душа мира (как думают некоторые) и есть гармония, может ли наша душа не быть причиной в нас всякой гармонии и наше тело не быть соединенным с душой в гармонии, в особенности когда бог создал человека по подобию мира большего, именуемого греками космос, то есть украшение или украшенное, и когда он создал подобие меньшего объема, в отличие от того названного mikrokosmos, то есть маленький мир? Ясно, что такое предположение не лишено основания".

У Царлино христианская теология превращается в античную эстетику. Идея единства микро- и макрокосмоса порождает у него другую идею - о соразмерности объективной гармонии мира и гармонии субъективной, присущей человеческой душе. Выделяя музыку как главную из свободных искусств, Царлино говорит о единстве музыки и поэзии, единстве музыки и текста, мелодии и слова. К этому добавляется "история", что предвосхищает или чем обосновывается зарождение оперы. А если танец, как это случится в Париже, мы увидим зарождение балета.

Считают, что именно Царлино дал эстетическую характеристику мажора и минора, определив мажорное трезвучие как радостное и светлое, а минорное - как печальное и меланхолическое. Он же определяет контрапункт, как "гармоническое целое, содержащее в себе различные изменения звуков или поющих голосов в определенной закономерности соотношения и с определенной мерой времени, или что это искусственное соединение различных звуков, приведенное к согласованности".

Джозеффо Царлино, как и Тициан, с которым он был связан, обрел широкую известность, был избран членом Венецианской Академии славы. Эстетика прояснивает положение вещей в музыке в эпоху Возрождения. Основателем венецианской школы музыки был Адриан Вилларт (между 1480/90 - 1568), нидерландец по происхождению. У него-то музыке учился Царлино. Венецианская музыка, как и живопись, отличалась пышностью звуковой палитры, что вскоре обрело черты барокко.

Кроме венецианской школы, наиболее крупными и влиятельными были римская и флорентийская. Во главе римской школы был Джованни Палестрина (1525 - 1594).

Содружество поэтов, ученых-гуманистов, музыкантов и любителей музыки во Флоренции называют Камератой. Ее возглавлял Винченцо Галилеи (1533 - 1591). Помышляя о единстве музыки и поэзии, да заодно с театром, с действием на сцене, члены Камераты создали новый жанр - оперу.

Первыми операми считают "Дафну" Я.Пери (1597) и "Эвридику" на тексты Ринуччини (1600). Здесь был совершен переход от полифонического стиля к гомофонному. Здесь же впервые прозвучали оратория и кантата.

Музыка Нидерландов XV - XVI веков богата именами великих композиторов, среди них Жоскин Депре (1440 - 1524), о котором писал Царлино и который служил при французском дворе, где сложилась франко-фламандская школа. Считают, высшим достижением нидерландских музыкантов стала хоровая месса a capella, соответствующая устремленности ввысь готических соборов.

В Германии получает развитие органное искусство. Во Франции при дворе создавали капеллы, устраивались музыкальные празднества. В 1581 году Генрих III утвердил должность "главного интенданта музыки" при дворе. Первым "главным интедантом музыки" был итальянский скрипач Бальтазарини де Бельджозо, который поставил "комедийный балет королевы", спектакль, в котором впервые музыка и танец даны как сценическое действие. Так возник придворный балет.

Клеман Жанекен (около 1475 - около 1560), выдающийся композитор французского Возрождения, является одним из создателей жанра многоголосной песни. Это 4-5-голосные произведения, как бы песни-фантазии. Светская многоголосная песня - шансон - получила распространение и за пределами Франции.

В эпоху Возрождения широкое развитие получает инструментальная музыка. В числе основных музыкальных инструментов называют лютню, арфу, флейту, гобой, трубу, органы различного типа (позитивы, портативы), разновидности клавесина; скрипка была народным инструментом, но с разработкой новых струнных смычковых инструментов типа виолы именно скрипка становится одним из ведущих музыкальных инструментов.

Если умонастроение новой эпохи впервые пробуждается в поэзии, получает блистательное развитие в архитектуре и живописи, то музыка, начиная с народной песни, пронизывает все сферы жизни. Даже церковная музыка теперь воспринимается в большей мере, как и картины художников на библейские темы, не как нечто сакральное, а то, что доставляет радость и удовольствие, о чем заботились и сами композиторы, музыканты и хоры.

Словом, как в поэзии, в живописи, в архитектуре, произошел перелом и в развитии музыки, с разработкой музыкальной эстетики и теории, с созданием новых жанров, в особенности синтетических видов искусства, как опера и балет, каковые и следует воспринимать как ренессансные, переданные векам. Музыка эпохи Возрождения звучит и в архитектуре гармонией частей и целого, вписанной в природу, и в интерьерах дворцов, и в картинах, на которых мы видим всегда представление, остановленный эпизод, когда голоса умолкли, а персонажи все прислушиваются к отзвучавшей мелодии, которая и нам словно слышна..

Выбор редакции
Чеченская кухня одна из древнейших и самых простых. Блюда питательные, калорийные. Готовятся быстро из самых доступных продуктов. Мясо -...

Пицца с сосисками готовится несложно, если есть качественные молочные сосиски или, хотя бы, нормальная вареная колбаса. Были времена,...

Для приготовления теста потребуются ингредиенты: Яйца (3 шт.) Лимонный сок (2 ч. ложки) Вода (3 ст. ложки) Ванилин(1 пакетик) Сода (1/2...

Планеты - являются сигнификаторами или же показателями качества энергии, той или иной сферы нашей жизни. Это ретрансляторы, принимающие и...
Узники Освенцима были освобождены за четыре месяца до окончания Второй мировой войны. К тому времени осталось их немного. В погибло почти...
Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...
Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...