Как зарабатывать миллионы на искусстве. Как зарабатывают криминальные деньги на рынке искусства


Курс Вадима Куркина: «Искусство Продаж»​

Каждого мало-мальски заинтересованного в своем безоблачном будущем человека рано или поздно интересует вопрос: «Как научиться зарабатывать не просто деньги, а БОЛЬШИЕ деньги?»

А затем он начинает задаваться другими вопросами:

Как заводить нужные и полезные связи?
Как расширить клиентскую базу?
Как угодить любому, даже самому придирчивому клиенту?
Как стать лучшим из лучших в области продаж?
Как сделать так, чтобы благодарные клиенты передавали телефонный номер «продажника» из рук в руки?
Как научиться зарабатывать достойные деньги, а не пытаться свести концы с концами?
Как замотивировать себя на продажи?
Как «пробить стеклянный потолок» и вывести свои доходы на новый уровень?
Как не вылететь с рынка?

Ответы на эти и другие вопросы лежат на поверхности: нужно уметь рисковать и очень много работать!
И суровая действительность жизни заключается в том, что:

Не имеет значения, насколько вы гениальны, красивы и умны , какого качества ваши товары или услуги. Если вы не умеете продавать, то всё это ровным счётом ничего не стоит! Если вы не хотите работать, никто не принесёт вам ничего на тарелочке. В бизнесе, как в дикой природе, выживает сильнейший, умнейший, самый упорный.
Бездействие - это смерть «продажника». Тот, кто не следит за последними тенденциями, не владеет широким спектром эффективных методик, не умеет найти подход к любому клиенту, не может замотивировать себя, стесняется, находит отговорки, чтобы не делать шаг вперёд или не верит в свои силы, навсегда останется менеджером низшего порядка с зарплатой чуть выше МРОТ.

Все «продвинутые» люди, будь то работники по найму, владельцы бизнеса или предприниматели, понимают, что в наше время рыночной экономики успех обеспечивают эффективные продажи !

На сегодняшний день профессия менеджера по продажам является одной из самых востребованных. Толковых «продажников» отрывают с руками и ногами, их переманивают, их берегут, о них заботятся. Это уникальные специалисты, без которых немыслим успех и развитие компании! И такие люди-бриллианты самые высокооплачиваемые в компаниях!

Так как же нам повысить эффективность своих продаж?
Как сделать так, чтобы благодарные клиенты передавали ваш номер телефона из рук в руки?
Как научиться дорого и выгодно продавать все, что угодно?
Как с первой минуты произвести нужное впечатление и зарекомендовать себя?
Как значительно увеличить свой собственный доход за счёт повышения числа продаж?
Как сделать так, чтобы в глазах горел огонь, а в руках - дело?

И здесь снова одинаковый и очевидный ответ на все вопросы: надо работать над собой. Надо учиться эффективно продавать! Надо учиться продавать эффективнее других!

О чём этот курс:

Каждый из нас хоть раз в жизни стоял по ту сторону баррикад - был покупателем. Но оказавшись в роли продавца, взгляд на ситуацию мы меняем кардинальным образом.

Сначала процесс продажи может показаться очень простым делом. Например, когда перед собой мы видим умного, вежливого, знающего, что ему надо, покупателя. Но таковых крайне мало, большинство потенциальных клиентов или не знают, чего хотят, или несут чушь и путаются «в показаниях». Так, во всяком случае, зачастую разговор с покупателем представляется нам, продавцам. Как себя вести в этих ситуациях?

Как не только не упасть в грязь лицом, но и выйти из ситуации королем? Как не бояться клиента? Как найти подход к каждому из них? Как самых запутанных и растерянных покупателей сначала не спугнуть, потом заинтересовать, и, наконец, продать товар или услугу с выгодой и для них, и для себя?

Ответы на эти и многие другие вопросы можно получить, пройдя курс Вадима Куркина: «Искусство продавать! От технологий до результата»

Как построен курс?

Эффективность любого продавца, в какой бы области бизнеса он ни работал, складывается из трёх компонентов:

1.Личность самого продавца: его цели, убеждения, внутренний стержень;

2. Знания навыков коммуникации;

3. Владение специфическими техниками продаж.
Курс затрагивает все три составляющие эффективной работы менеджера по продажам, но основное внимание уделяется техникам продаж.
В курсе рассматриваются поведенческие модели, ведущие к нежелательному результату, и даются рекомендации, как наиболее эффективно вести себя на каждом из этих этапов процесса продажи.
Здесь вас научат:

  • Не бояться клиентов, неудач, своей неопытности и недостатка знаний;
  • Контролировать свои эмоции и иметь всегда позитивный настрой;
  • Не навязывать клиенту свои услуги, не давить на него и не врать ему, а грамотно убеждать, что ему необходимы только ВЫ, только ВАШ товар и только ВАШИ услуги;
  • Мотивировать себя и настраиваться на гарантированный успех;
  • Устанавливать доверительные отношения с клиентом и бережно переводить их в деловое русло;
  • Понимать покупателя и партнёра с полуслова;
  • Не тратить свои время, нервы и энергию впустую;
  • Завершать сделку всегда с успехом;
  • Выполнять и перевыполнять план, а также добиваться стабильно высокого заработка;
  • БЫТЬ ЛУЧШИМ.

Вам предоставят весь спектр РЕАЛЬНО работающих методик и подробно распишут все возможные ошибки.

  • Победитель конкурса «Лучший продавец года » по Северо-Западному региону в 2011г. и 2012г. (Организатор конкурса корпорация REHAU, Северо-Западный регион);
  • Выпускник-семинарист Санкт-Петербургского НИИ Психотерапии и Клинической психологии ;
  • Автор собственной обучающей методики и серии публикаций по продажам;
  • Специалист в области больших продаж и крупных сделок;
  • Тренер и консультант по увеличению продаж.

Получить доступ к этому курсу можно, став подписчиков нашей Базы Знаний . Кстати, там очень много интересных материалов;)

Коллекционирование – инструмент для снятия стресса, который психологи во всем мире все чаще используют в своей практике. Выяснилось, что микромир собирательного хобби отвлекает человека от повседневных проблем, расслабляет и делает жизнь интереснее.

Но одно дело собирать марки или открытки, и совсем другое – предметы искусства. Разница тут не только в цене, но и в самом подходе.

Существует ошибочный стереотип: искусство стоит дорого, поэтому оно по карману лишь богачам. Конечно, если речь идет о работах Пикассо или Ван Гога, так и есть – вряд ли подобную покупку может себе позволить "простой смертный".

Но есть так называемое молодое искусство, которое на этапе становления художника можно приобрести по очень доступной цене и потом заработать на нем. Доступной – это от 100 долларов за работу с потенциалом к росту. Рост этот может составить десятки и даже сотни раз.

Чтобы разглядеть неграненый алмаз среди неказистых камней, придется многому учиться. Для начала – привить себе хороший вкус. В этом помогут регулярные походы на выставки, в галереи, музеи. По возможности – не только в Украине. Постепенно и незаметно ощущение прекрасного начнет зарождаться внутри.

Параллельно необходимо постоянно читать много литературы об искусстве. Изучить историю искусств, проштудировать основные периоды. Начинать следует с классики – вначале научиться понимать ее, поскольку это – основа основ. Без нее никуда. Рекомендованной литературы очень много. Но чтобы новичку освоиться в мире коммерческого искусства, можно почитать хотя бы несколько. Например, "Введение в историческое изучение искусства" Бориса Виппера, "Искусство в собственность" Луизы Бак и Джудит Грир, "Продано" Пирошки Досси, "Как продать чучело акулы за миллион долларов" Дональда Томпсона, "Семь дней в искусстве" Сары Торнтон, "Современное искусство Украины. Портреты художников" Галины Скляренко. Дальше уже вы, скорей всего, определитесь, что вас привлекает больше всего, и можно будет переходить к более узкой литературе.

Полезным будет также следить за творчеством молодых художников – подписаться на них в социальных сетях, просматривать анонсы специализированных сайтов по искусству, посещать их персональные выставки. В общем, целиком погрузиться (в качестве хобби) в информационную среду арт-рынка. Это даст понимание того, что вообще там происходит и кто нынче в моде.

Настоящие таланты в искусстве иногда даже на дороге валяются – буквально. Мировой пример – Жан-Мишель Баския, которого в свое время нашел на улице Энди Уорхол и сделал из него идола нескольких поколений.

К слову, об идолах. Важно понимать, с кем именно работает молодой автор. Если за него взялся именитый арт-дилер или прославленный художник, это верный признак перспективности автора. И на его произведение стоит обратить внимание.

Не следует забывать интересоваться трендами в искусстве, понимать, что именно сейчас актуально – абстракция, pop-art, реализм и т.д. Есть масса СМИ, которые в этом помогут. Например, The Art Newspaper, Art World Magazine, Art in Ukraine, Коридор и многие другие.

Помощниками могут стать и профессионалы – в частности, дилеры. Они как никто другие разбираются в том, во что лучше инвестировать деньги, чтобы потом заработать на своей инвестиции. Так что завести дружбу с таким человеком – очень хорошая идея. Пусть даже виртуальную, через те же соцсети.

Изучив литературу, походив по выставкам, пообщавшись с экспертами, вы уже можете попробовать довериться себе. Собственному вкусу и внутреннему голосу. И, возможно, именно вы станете тем самым человеком, который поможет открыть миру великого художника. А потом заработает на этом очень, очень хорошие деньги.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Моя история заработка началась в студенческие времена, когда, как и многие студенты, я испытывала огромный недостаток в двух вещах: во времени и в деньгах.

Найти постоянную хорошо оплачиваемую работу в тот момент было утопией, так как во-первых, никто не хотел трудоустраивать студента без стажа, а во-вторых, просто невозможно было работать по четкому графику из-за разбросанных по времени занятий в институте.

Но нужно было придумать способ заработка. В отличии от большинства других бедных студентов у меня с рождения был талант к рисованию, который, кстати говоря, развивался, так как училась я на художественном отделении архитектурного вуза. Я приняла решение рисовать портреты на заказ.

Первые шаги

«Чтобы начать что-то делать, просто начни», - примерно так мне всю жизнь говорила моя мама. И я начала делать то что умею, а именно - рисовать портреты, еще особо не понимая, как именно я начну на этом зарабатывать. Я рисовала в любую свободную минуту, просто для того, чтобы для начала отточить мастерство. Вначале получалось, мягко говоря, не очень хорошо, но довольно быстро мои рисуночки начали напоминать настоящие портреты, люди на них получались похожими, а главное - привлекательными. Мои портреты начали нравится друзьям, а я, рисуя их, просто отдавала им свои портреты, для рекламы. И вот, о чудо, друг моего друга как-то подошел к мне с просьбой нарисовать небольшой портрет его девушки за деньги ей на день-рождение, в подарок. Это был мой первый заказ. За работу взяла чисто символическую цену - 150 рублей. Позже так же подходили или звонили другие друзья друзей, цену называла все такую же символическую, как для своих.

Поиск клиентов

Довольно быстро я поняла, что круг моего общения исчерпывается, заказов «от своих» мне не хватает, да и заработок на них минимальный, так что нужно искать клиентов. Разместила объявление на различных городских форумах, приложив фотографии предыдущих работ, выставив цену 400 рублей за портрет карандашем А4 с фотографии, и 1000 рублей - за портрет А2 на холсте. Сразу встал резонный вопрос - чем «зацепить», если вокруг столько хороших профессиональных художников. Для того, чтобы пробиться в любой сфере, нужна какая-то «фишка». Решила, что моим преимуществом как художника будет рекордно высокая скорость работы. Во-первых, это притягивает клиентов, которым по каким-либо причинам нужен срочный портрет. Во-вторых, это удобно, так как позволяет больше заработать, выполняя больше заказов за неделю. А в-третьих, рисуя постоянно портреты друзей, я достигла уже того уровня мастерства, который позволяет действительно быстро сделать качественный рисунок. Как и ожидалось, посыпались заказы.

Формирование стабильной клиентской базы

«Чтобы удержать клиента, нужно дать ему то, что он хочет», - писалось в одной мотивационной книге Дейла Карнеги. Это очень мудрые слова, которые я применила в своей деятельности. Если клиент хотел получить портрет уже на следующий день - я его делала, пусть даже ценой собственного не высыпания и пропусков в институте. Если хотели, чтобы морщинистая бабушка на портрете выглядела молодо и эффектно - я ее такой и рисовала, с минимумом морщин и без лишних трех подбородков. Когда говорили: «Вот таким же должен быть, как на фото, только сделайте его в национальной рубашке», делала портрет в национальной рубашке. Другими словами, старалась выполнить любую прихоть клиента. В результате я получила массу благодарностей, и стабильную клиентскую базу, ведь довольные люди рекомендовали меня своим друзьям.

Итоги.

Работая по вышеописанному принципу, мне удалось стать на ноги своими силами, и уже с третьего месяца такого труда мой месячный заработок составлял примерно 12 000 рублей, но работала я, надо сказать, очень много. Первые два месяца ушли на раскрутку дела, хотя тоже принесли мне довольно внушительные, как на студенческие времени, деньги. Позже, уже закончив институт, и устроившись на работу вначале просто продавцом, а через год компьютерным графиком в одно небольшое полиграфическое агентство, подработку на портретах я не оставила, и собственно, занимаюсь этим до сих пор, постепенно повышая цены по мере роста моего профессионализма. Кстати говоря, устройство на работу помогло существенно расширить клиентскую базу за счет новых знакомств. Что правда, рисую я сейчас мало, только по вечерам и для своего удовольствия, потому мой заработок на портретах в месяц колеблется от 8-ми до 10-ти тысяч рублей, но думаю, для подработки это неплохо.



В конце прошлого года российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев выставил картину Леонардо да Винчи «Спаситель мира» на аукцион Christie’s. Торги длились полчаса, картина стала самой дорогой из когда-либо продаваемых на аукционах. В топ-100 коллекционеров мира первое место занимают тоже россияне: в 2016 году издание Artnet поместило туда Романа Абрамовича и его бывшую жену Дарью Жукову. А самой большой частной коллекцией русского искусства конца XIX - начала XX веков владеет член совета директоров Альфа-банка Петр Авен (он даже подумывает открыть музей для своих картин).

Как обстоит дело с коллекционированием в России, кто покупает картины за 100 тысяч долларов и есть ли среди них подделки, The Village рассказала бывший арт-дилер Анастасия Постригай, которая сейчас занимается собственной онлайн-школой популярного искусства Op Pop Art .

С чего все началось

Я училась на искусствоведческом факультете РГГУ и на третьем курсе поняла, что хочу заниматься антиквариатом. Пошла на курсы оценщиков при аукционном доме «Гелос». Все обучение было направлено на развитие способностей оценщика. Нас учили, как, например, посмотрев на серебряный половник, определить его подлинность, датировку и мастера. Оценщик - это человек, который должен держать в голове большую базу данных. Через специалиста должно пройти настолько большое количество вещей, чтобы он был спокоен, определяя работы, скажем, Хлебникова или Овчинникова.

Не скажу, что шла в работу с антиквариатом за деньгами. Просто мне казалось это интересной сферой. И люди там были интересными. Например, на курсах нам преподавала хранительница коллекции Фаберже в Кремле Татьяна Николаевна Мунтян. Там я познакомилась и со своим будущим работодателем. В 2001 году мой сокурсник открыл антикварный салон и позвал меня работать. Так все и закрутилось.

Как устроена работа антикварных салонов

Восемь лет я проработала в одном антикварном салоне. Это такой бизнес, где совсем не приветствуются скачки от одного работодателя к другому. Нехорошо уходить в другой салон, когда ты варишься в одном котле, все видишь и слышишь, у тебя есть доступ к клиентам... Отношения там действительно как в кланах.

Люди, которые приходят в салон и приносят вещи на продажу, уверены, что это шедевры. И в 90 % случаев это не так. Наверное, это один из самых стрессовых моментов в работе: «фабричное производство ГДР» для бабушки, которая принесла свою вазочку, - страшные слова.

В салоне могла приблизительно сориентировать частных владельцев по цене. Если чувствовала, что это вещь, за которую стоит уцепиться, вступала с человеком в более тесный контакт и подключала директора. В 21 год чувствуешь себя очень крутой, когда сама принимаешь решения. Наверное, я пропустила немало стоящих вещей, но что поделать.

К началу 2000-х все шедевры, которые висели у бабушек и действительно стоили тысячи долларов, уже закончились. Их просто выгребли экскаватором до грунтовых вод. Но очень-очень редко могло что-то попасться. На моей практике была история с Коровиным. Тогда в салон пришла женщина и сказала, что у нее дома висит его большая работа. Картину моментально продали за 200–300 тысяч долларов. Из того места, где она висела десятилетия, она сразу попала в руки коллекционера. Когда люди понимают провенанс (историю происхождения. - Прим. ред.) вещи, ее отрывают с руками.

Я возила в багажнике картины по 100, 200, 300 тысяч долларов. Иногда приносила домой, показывала маме. У меня в шкафу месяц стоял Врубель

Но от первых хозяев в антикварные салоны вещи приходят редко. Если у кого что и было, то все уже давно продано: цены заоблачные, и это искушает владельцев. Сейчас вещи XIX века, начала XX века покупаются уже на западных аукционах и привозятся сюда. С работами второй половины XX века проблем нет: многое можно купить у родственников и наследников художников. Движение картин обеспечивают коллекционеры, которые пополняют свои коллекции. Антикварные салоны и арт-дилеры помогают клиентам избавиться от работ или приобрести новые.

Владельцы салонов обычно выкупают картины. Арт-дилеры берут произведения искусства у антикварных салонов под залог до момента их продажи. Хотя мне часто давали картины просто так - ни денег, ни расписок. Это ведь очень узкий мирок: если что, тебя быстро найдут и решат вопрос. Я возила в багажнике картины по 100, 200, 300 тысяч долларов. Иногда приносила домой, показывала маме. У меня в шкафу месяц стоял Врубель. У некоторых дилеров есть свои площадки для показа работ клиентам, другие вынуждены снимать уголок у антикварного салона, а то и вовсе показывать картину в машинах.

Самое важное событие в антикварном мире - Российский антикварный салон. Это хороший способ вытащить клиента, провести его по стендам, напоить и заставить что-то купить. Когда я работала, это была основная наша задача. На стенды завозилось огромное количество еды. Тогда я называла себя «искусствоведом-официантом»: могла рассказывать, в чем особенности стиля какого-то художника, а параллельно быстренько стругать элитную колбаску из кабанчика. Улыбаться, следить, чтобы всем было налито, и параллельно что-то продавать. На выставках закатывали пиры как на картинах Кустодиева.

Кто покупает антиквариат

Заполучить богатого человека, у которого есть потребность в коллекционировании, и выстроить с ним доверительные взаимоотношения - основной принцип работы. Здесь за клиентов загрызут. Это не светская тусовка, другие отношения. Арт-дилеру нужно войти в среду бизнесменов, выяснить, у кого есть желание собирать картины, задружиться, попариться в бане, съездить на охоту и съесть вместе вареную пипиську пойманного оленя.

Среди клиентов встречаются люди, которые действительно любят искусство. Но в основном все попадают на крючок статусности: успешному человеку хочется облагородить свой образ в глазах окружения. Хотя потом и такие начинают втягиваться. Хороший антиквар, который настроен на долгие отношения, растит своих клиентов: ходит с ними в музеи, ездит на аукционы в Европу, дарит каталоги, показывает подлинники.

Как клиенты выбирают картины? По-разному. Евгений Петросян, у которого отличная коллекция русской живописи, приходил к нам с металлическими вращающимися рамками. Он ходил с ними, пока те не остановились на картине Шильдера. Кому-то антиквары сказали: «Зданевич, 1915 год, надо брать». Он и взял. Есть и те, кто разбирается в искусстве досконально: начинает глотать книжки, ездить на аукционы, а потом в своей узкой теме знает больше, чем арт-дилеры. Было и такое, когда клиент купил картину Судейкина с изображенным карнавальным шествием, повесил в спальню, а через некоторое время ее вернул, потому что жена не могла спать в комнате, где висела эта картина. Он был ужасно расстроен.

Арт-дилеру нужно войти в среду бизнесменов, выяснить, у кого есть желание собирать картины, задружиться, попариться в бане, съездить на охоту и съесть вместе вареную пипиську пойманного оленя

Есть несколько типажей коллекционеров. Кто-то, покупая дорогую картину, отрицает факт инвестиции, говоря, что это для души. Такие коллекционеры могут бросить все свои дела, чтобы приехать на просмотр эскиза Репина. Молодая поросль, бизнесмены 30–40 лет, часто относятся к работам как к вкладам.

Но реально на предметах искусства можно было заработать в 2000-е. Сейчас у меня к этому скептическое отношение, потому что рынок несколько раз падал и до сих пор не поднялся до того уровня, который был перед кризисом в 2008 году. Можно сохранить свои средства, если инвестировать, например, в малых голландцев: они будут дорого стоить всегда. В 2006–2009 годах было модно инвестировать в шестидесятников, но сейчас цены на них такие огромные, что вряд ли вырастут еще. А история с инвестированием в современных художников, мне кажется, провалилась. Так могут делать только редкие люди типа Чарльза Саатчи, у которых есть чуйка и дар визионерства.

Большинство произведений искусства высокого уровня лежит в сейфах или в банковских ячейках - и их никто не видит. Но есть коллекционеры, которые выставляют работы для публики. Мой любимый пример - Борис Минц и его Музей русского импрессионизма. Это очень классно, почти как Третьяков когда-то. Но я не осуждаю, когда человек свою большую коллекцию лицезреет один в спальне.

Как продаются картины

Дилеры строят свою работу вокруг картины или вокруг запроса клиента. У дилера либо есть доступ к телу клиента, либо нет, но тогда у него есть доступ к другим арт-дилерам, у которых есть доступ к телу. Обычно звонит один дилер другому и говорит: «У меня есть отличный Коровин, бумаги Грабаря и Третьяковки, никто не видел». Бумаги Грабаря и Третьяковки - это экспертиза научно-реставрационного центра имени Грабаря и Третьяковской галереи на подлинность картины. Два заключения гарантируют, что картина на 90 % не подделка.

Если у меня клиента на Коровина нет, я звоню условному Мише и говорю: «Вот есть Коровин, никто не видел, две бумаги, столько-то стоит». Миша звонит или своему клиенту, или другому дилеру - так картина доходит до получателя. Или, наоборот, звонит клиент арт-дилеру, с которым у него долгосрочные доверительные отношения и говорит: «Вот, появились деньги, хочется Коровина, жить без него не могу». Арт-дилер начинает искать картину по запросу.

Я называю это «антикварным Яндексом»: дилеры начинают звонить по цепочке, вспоминать, что у кого было. Хотя клиенты любят редкие работы, которые нигде не светились, но может быть такое, что все друг другу уже перезвонили - и Коровина по всей Москве ищут. Продаст тот, кто первый найдет. Бывает обидно, когда цепочка начинается с тебя, а клиенту эту работу приносит другой дилер. Конечно, цепочка предполагает, что каждый дилер закладывает в стоимость свой процент комиссии. Иногда настолько большой, что это портит все.

В молодости я получала большую маржу: была ситуация, когда картину, которая стоила 8 тысяч евро, я продала за 35 тысяч

Когда человек приносит вещь на продажу в антикварный салон, последний обычно закладывает 30%-ную комиссию. А в кулуарных продажах все зависит от наглости дилеров. В молодости я получала большую маржу: была ситуация, когда картину, которая стоила 8 тысяч евро, я продала за 35 тысяч. Тогда мне это было в кайф.

Картины могут не продаваться и год, и пять лет. И я, честно говоря, не знаю, как выживают антикварные салоны, которые замораживают в картинах огромные суммы. Картины за 20 тысяч долларов могут прятать в подсобку, доставать обратно, перевешивать из углов в центр, отдавать «проветриться» в другие салоны. Наверное, помогает держаться на плаву большая маржа или продажа по мелочи, как мы это называем, «на подарки», когда клиент заскакивает и выбирает серебро за 5 тысяч долларов. Это окупает охрану, коммуналку и зарплату сотрудников.

Иногда сделки срываются по очень обидным причинам. Одному коллекционеру, который собирал женские портреты, я хотела предложить портрет роскошной девушки в голубом платье с русой косой. Когда развернула работу на показе, оказалось, что у девушки проткнута ключица. Если бы я заметила это в салоне, нашему реставратору понадобился бы день, чтобы ничего не было заметно. Но коллекционер уже увидел «раненую» женщину, и продажа не состоялась. Так, в 1997 году работу Пикассо за десятки миллионов долларов случайно проткнули на показе, но потом все равно продали.

Подделки

В каждом салоне есть подделки. И сам владелец, и сотрудники не всегда знают, что это подделка. Большая часть антикваров заинтересованы в доверительных отношениях с клиентами, поэтому не будут втюхивать ерунду. Репутация салона не должна быть запятнана. Но бывают истории, когда страдают все.

Проверить картину на подлинность можно в ходе экспертизы. Но иногда картина не стоит столько, сколько экспертиза, поэтому эксперты оценивают работу визуально. Смотрят на картину, но официальную бумагу не дают. Как правило, это люди, которые 30 лет занимаются тем, что рассматривают мазки и подписи одного художника. Они знают его работы и его биографию досконально, понимают, мог быть написан этот пейзаж на Волге в определенном месяце или нет. При необходимости на экспертизе делают анализ краски и красочного слоя.

Десять лет назад вокруг экспертиз случился крупный скандал. Тогда коллекционер Владимир Рощин продемонстрировал на Антикварном салоне каталог подделок произведений живописи: в нем сопоставлялись на первый взгляд одинаковые картины. Сначала картина европейского художника была куплена на аукционе за границей за 10 тысяч долларов, потом та же работа, представленная как картина русского художника, продавалась уже за 100 тысяч. Подпись вообще является самым важным местом картины. Если красочный слой там нарушен, сразу закрадываются подозрения. Но тогда техника была новаторской и даже эксперты не поняли, что за работы бывали перед ними.

Тогда трагедия случилась у большого числа клиентов. И почти в каждом салоне обнаружилась такая подделка. Все сидели и оплакивали работы, которые мгновенно потеряли ликвидность. Помню тот траурный день, когда на каждом стенде в ЦДХ можно было увидеть хмурые лица и коньячок. После этого началась реформация институтов экспертизы. Центры по оценке как бы перестали иметь отношение к музеям, да и документы стало получить гораздо труднее. Около двух лет эксперты боялись поставить подпись даже под стопроцентными подлинниками.

Кризис

В 2008 году антикварный рынок встал. Заходишь в салон - а там нет никакого движения. В разгар кризиса все старались выкручиваться, кто-то начал заниматься более ликвидным товаром, например продавать букинистические издания. Тогда мы потеряли почти всех своих клиентов: было столько попыток продать, столько сорванных сделок! Последней каплей для меня стала история, когда клиент из Европы приехал за наброском картины Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Этот набросок никто не видел, но когда бизнесмен, отложив все свои дела, прилетел в Россию, оказалось, что дилер, который обещал передать эскиз, уже показал его во всех салонах. Такая «гулящая девка» клиенту была не нужна. Я так перенервничала из-за сорванной сделки, что оказалась в реанимации.

Еще я поняла, что не могу продавать человеку картину, заведомо зная, что навариваю на этом сумму вдвое больше. Даже начала говорить клиентам, сколько получаю от сделки. Но дело не пошло: людям не нравится, когда им откровенно говорят, сколько на них зарабатывают.

Я оставила эту работу в 2011 году. Но уверена - там ничего не изменилось. Только европейская живопись стала более популярна: она хорошо вписывается в интерьер и стоит не так дорого. На картины 1960-х годов стали смотреть по-другому, они начали котироваться у коллекционеров высокого полета. Постепенно интерес клиентов с большим доходом будет двигаться в сторону 70–х - все уже обменялись шедеврами и ищут что-то новое.

Как заработать миллион в Instagram

Дальше я стала искать способы, чтобы продавать антиквариат, минуя эти дилерские цепочки. Пыталась продавать через интернет. Думала, что выращу там своих клиентов и смогу продавать работы до 10 тысяч долларов. Я участвовала в проекте Startup Woman, но не получила инвестиций. Ирина Вексельберг, которая была членом жюри, публично осадила меня, сказав, что антиквариат был и останется продажей в кулуарах. Тогда я добыла ее телефон и попросила о личной встрече. Она еще раз подтвердила, что в проект не верит, и спросила, что я могу делать хорошо. К тому времени я читала лекции об искусстве, просто так, для души. Тогда она ответила: «Зачем вы столько лет мучились? Занимайтесь этим».

Я начала постепенно набирать аудиторию в Facebook. А в 2014 году у меня появился аккаунт в Instagram. Моему первому сыну тогда было девять месяцев, и у меня ехала крыша от того, что я только и занимаюсь тем, что кормлю и гуляю в песочнице. Тогда я начала писать небольшие заметки об искусстве. Я начала вести аккаунт в конце октября, а первый онлайн-курс выпустила в феврале. Мне хотелось понять, могу ли я зарабатывать на этом деньги. Свой первый миллион я получила очень быстро: аудитория была готова, а на рынке было мало аналогичных предложений.

Сейчас у меня около 450 тысяч подписчиков и своя онлайн-школа Op Pop Art. Это большая команда, мы выпускаем пять-шесть продуктов в год. Самый дешевый курс стоит 100 рублей, самый дорогой - 289 тысяч (это двухлетнее обучение с личным куратором, включая поездку учеников со мной в Европу). Сейчас школа приносит около 2 миллионов рублей в месяц.

Самые большие расходы в этом бизнесе - на продвижение. Прекрасный Цукерберг каждый день закручивает гайки. Когда произошло ранжирование ленты, для нас это была просто трагедия. Но мы бы не смогли выйти на тот уровень, что есть сейчас, если бы не эти трудности. Мы поняли, как заинтересовать людей и повысить их лояльность.

Сейчас я кайфую от того, чем занимаюсь. Недавно родила второго ребенка, а на следующее утро уже общалась с подписчиками, несла искусство в массы. Наладились отношения и с антиквариатом. Очень долго я отказывалась иметь его в своем личном пространстве. Но сейчас у меня есть четыре картины 1950-х годов, и, кажется, я становлюсь сумасшедшим коллекционером. Как маньяк сижу на сайте галерей, жду «черных пятниц» и пугаю мужа.

3 представителя творческих профессий ответили на этот вопрос.

Лилия Ким, художник

Рисовать я начала рано. Сколько себя помню, столько рисую. Если речь идет просто о жизни художника, то это одна история, а если говорить о заработке на искусстве самыми разными способами - это другая история.

В 2000-е годы в Караганде я открыла арт-галерею. У меня была мысль, что, продавая картины, я буду более доступна для населения. Тогда же я расписывала шелковые изделия, шарфы, и думала, что если я буду ближе к людям, в зоне торговых точек, то меня там увидят и всем будет хорошо: люди получат эксклюзивные вещи, а я смогу заработать.

Всегда было желание заработать, чтобы остаться в профессии. Никак не интересно было быть кем-то другим, я искала способы жить, используя то, что мне нравится. Я продала достаточно картин по условным ценам, недорого. Расписанные платки и шарфы также были проданы в большом количестве и разошлись по миру.

Был период, когда мои картины были проданы за 1000 долларов, и это меня впечатляло, это самый яркий период в моей жизни, когда я могла продать картину за серьезную для меня сумму.

Сейчас много обучаю, потому что это реальный доход, в развитие люди всегда активно вкладываются - и взрослые, и дети. Курс состоит из 10 занятий, называется «Погружение в творчество». Моя задача - человека с нуля привести в рисующее состояние, когда человек никогда не рисовал, но у него есть желание. Такой курс стоит 30 000 тенге. Занятия идут два раза в неделю в группах до 20 человек.


У художников есть возможность делать вещи такого формата, как роспись одежды. Может, человек не хочет обучаться, не хочет покупать картину, но какой-то элемент авторской росписи или кусочек картины на своей джинсовой куртке ему интересно получить. Расписать куртку в Караганде будет стоить в районе 10 000-15 000 тенге, цены Алматы - 25 000-30 000 тенге. Это минимальная цена, за которую можно такую картинку сделать. И потом все художники разные, у каждого своя цена.

Сейчас достаточно активная молодежь, которая ищет способы заработать на творчестве, появляются модные течения. Вчера только были на мастер-классе, который называется леттеринг. Много профессиональных художников уходят в тату, это неблизкий мне формат, хоть там те же базовые законы, но это рисунки на теле человека. Также сейчас популярно расписывать оправы очков, сумки, обувь и все что можно покрыть рисунком - покрывается.

Мы настолько многогранны, что любой формат, который может принести доход, в работе. Где-то я выставляюсь, и там могут продаваться картины, между этими выставками я занимаюсь обучением, параллельно с обучением провожу мастер-классы совершенно другого формата, и еще участвую в показах одежды. Все работает в «одну точку». Меня радует, что я осталась в своей профессии и на сегодня, какие бы ни были времена, у меня получается жить, работать, любить то, что я делаю.


Дина Байтасова, искусствовед, Art advisor


Искусством я занимаюсь десять лет. Но вообще, я с детства рисую, ходила в художественную школу. Потом я училась на Fine art в Университете Сорбонна.

Профессионально искусством начала заниматься по окончании университета - пять лет назад. Я открыла некоммерческую организацию IADA по развитию искусства. Фаундеры этой ассоциации: Индира Дюсебаева, я и Laurent Lehmann. Индира живет в Лондоне, Лоран в Париже, а я сейчас переехала в Астану и буду развивать эту ассоциацию здесь.

Коммерческие проекты в плане искусства начали появляться недавно. Одним из крупных проектов была выставка «Жемчужины Франции», которая проходила в музее Кастеева в Алматы. Я помогала в организации и сценографии этой выставки организаторам из ГРАН-ПАЛЕ. Произведения искусства были привезены из более чем 40 музеев, в том числе Лувра, Центра Помпиду.


Самый яркий проект - это оформление павильона Казахстана на EXPO. Это был самый тяжелый проект, но самый яркий, самый challenging. Который выражался в нереально сжатых сроках, ведь это был еще строящийся объект.

Обычно когда ты продаешь произведение искусства, ты продаешь его в готовое помещение. Произведение приходит в самом конце, когда все чисто, бело, и ты просто вешаешь картину. А тут мы все строили от А до Я: и архитектуру здания, и интерьер, и произведения. Получился такой объемный и тяжелый проект. Но у нас все получилось, мы все сделали в сроки. И художники были довольны участием, потому что современное казахстанское искусство было представлено только в сфере и больше нигде в течение этого времени.

Заработать можно, конечно же, но рынок в Казахстане маленький. Я не знаю, какие будут дальше крупные проекты после EXPO, потому что в период EXPO у меня было пять проектов: выставка французского фотографа Жан-Франсуа Розье в Пирамиде, оформление отелей The St. Regis и The Ritz-Carlton, оформление сферы EXPO и Конгресс-центра. Не знаю, будут ли еще масштабные проекты в Казахстане, поэтому я планирую рассматривать другие страны - СНГ и европейские.

Проекты бывают разные. Если это проект, где клиент хочет, чтобы он прошел на хорошем высоком уровне, то на это нужен хороший бюджет. Если есть хороший бюджет на реализацию скульптур, на закуп, на создание, то это интересно и агентству, и художнику, и самому клиенту, потому что он получает качественный продукт.

Сейчас у многих художников есть возможность выставлять работы в интернете, получать заказы, продавать картины. Есть площадки типа artnet.com, куда художники могут предложить свои работы и продавать их онлайн.


Диас Азимжан, режиссер



Если брать творчество в целом, то оно начало проявляться во мне в юности в виде небольших рассказов-комиксов, которые я придумывал сам и прорисовывал после. Иногда мы с другом рисовали разные части истории и в конце объединяли в единое целое. Позже я увлекся выжиганием на деревянных досках. Когда я впервые увидел, как это делает один из моих знакомых, то мне стало жутко интересно попробовать, а после и самому создать что-либо на дереве. У другого знакомого я купил специальный выжигатель советской сборки и начал изображать батыров из нашей истории. Одна из этих работ по сей день висит в родительском доме. В студенческий период меня начало затягивать в танцы, в основном - в модерн. У нас была своя группа, и мы иногда выступали в ночных клубах. Так я и заработал свои первые деньги на творчестве. А в кино я пришел с определенным жизненным опытом, без которого, возможно, мне было бы нелегко писать те же сценарии и режиссировать проекты.

Первый коммерческий проект был осуществлен в марте текущего года, когда мне посчастливилось режиссировать одно развлекательное шоу, снятое по японской франшизе, транслировавшееся на двух национальных каналах. Проекты, которые были до этого, в основном снимались для улучшения кинонавыков, не преследуя коммерческие цели.


Мой первый заработок в качестве молодого режиссера, составил около 500$. Первый заработок в качестве актера - около 200$. Первый заработок в качестве танцора, в 2009 году - 5000 тенге.

Если говорить о количестве проектов, которые нужно реализовывать в год, чтобы обеспечить себе достойную жизнь, то здесь конкретной цифры нет. Многое зависит от наших индивидуальных потребностей, профессионального статуса и прочих составляющих индустрии. Но однозначно, больших перерывов, длинною дольше месяца, лучше не допускать, так как вы рискуете, не только остаться без финансовой подушки, но и потерять квалификацию и те самые навыки, которые приобрели ранее.

На данном этапе жизни хороший и яркий профессиональный опыт был получен во время развития сценария и самих съемок моей короткометражной ленты «Интериус» летом этого года, в Лос-Анджелесе.


Отвечая на главный вопрос «Можно ли заработать на искусстве?», - скажу, что можно и нужно. Во-первых, искусство позволяет человеку раскрыть весь его потенциал, а, возможно, талант, не ограничивая определенными правилами, протоколами и рамками как в других сферах. Во-вторых, с развитием технологий, уровень автоматизации и роботизации разного рода отраслей будет только расти, а потребность в человеческих ресурсах снижаться, а в некоторых сферах и вовсе сводиться к нулю. Исключением могут служить направления искусства, так как там всегда требуется индивидуальный взгляд человека и его решения в качестве творца. Соответственно, в будущем значение специалистов направлений, связанных с искусством в той или иной степени, будет только расти.

Выбор редакции
Чеченская кухня одна из древнейших и самых простых. Блюда питательные, калорийные. Готовятся быстро из самых доступных продуктов. Мясо -...

Пицца с сосисками готовится несложно, если есть качественные молочные сосиски или, хотя бы, нормальная вареная колбаса. Были времена,...

Для приготовления теста потребуются ингредиенты: Яйца (3 шт.) Лимонный сок (2 ч. ложки) Вода (3 ст. ложки) Ванилин(1 пакетик) Сода (1/2...

Планеты - являются сигнификаторами или же показателями качества энергии, той или иной сферы нашей жизни. Это ретрансляторы, принимающие и...
Узники Освенцима были освобождены за четыре месяца до окончания Второй мировой войны. К тому времени осталось их немного. В погибло почти...
Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...
Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...