Как развить у ребенка музыкальный слух. Упражнения для развития слуха


Фонематическим (речевым) слухом называют возможность уловить и идентифицировать звучание (фонемы) родной речи, определять смысловую нагрузку слов, предложений, текстов. Такая разновидность слуха позволяет отличить громкость разговора, интонацию, голосовой тембр.

Говорят, что ребенок получает с рождения абсолютный слух. Однако, не поддерживая и не развивая его, с возрастом «абсолютность» постепенно сходит на нет. Чтобы этого не произошло, слух необходимо всесторонне развивать.

Еще неродившийся ребенок способен слышать огромное количество звуков. Среди них – сокращения сердца матери, шум околоплодных вод, внешние звуки. При рождении малыш способен слышать даже то, на что взрослый человек вряд ли обратит свое внимание. Особенность взрослого – акцентировать внимание только на тех вариантах звука, которые в данное время ему необходимы, при этом совершенно игнорируя остальные. Только что родившийся ребенок еще не умеет сосредотачивать свое внимание и разделять звуки на нужные и ненужные. Этому он должен научиться.

Фонематический слух как раз и помогает выделить из обычного шума отдельные звуки. Для начала малыш начинает определять отдельные звуки, которые он слышит наиболее часто: это голоса родителей, собственное имя. Именно поэтому зачастую первым произнесенным словом малыша является слово, слышимое им чаще всего.

Если в раннем детстве ребенка окружают музыкальные звуки, в том числе и колыбельные, которые поет ему мама, можно говорить о том, что в будущем у малыша может закрепиться и музыкальный слух. Конечно, такой слух также нужно развивать: вместе с ребенком слушать и разбирать музыкальные произведения, осваивать ритмы, чего можно добиться простыми игровыми танцами с ребенком. Малыш должен научиться отличать добрую музыку от агрессивной, задорную от грустной и т. д.

Что ожидает ребенка, если не уделять внимания развитию его слуха? Приведем пример: в глухонемой семье появился малыш, способный как слышать, так и говорить. Разговор он слышит не так часто, как это необходимо, не понимает его значимость в социальном мире, он теряет способность различать звуки, тем более повторять их и использовать для собственного общения. Как правило, такие детки либо вовсе не умеют говорить, либо делают это недостаточно хорошо.

По этим же причинам изучать иностранный язык намного легче, находясь в среде, где все окружающие общаются на данном языке. У любого человека присутствует природный дар подражания и улавливания звуковых отличий.

Упражнения на развитие речевого слуха необходимо проводить, начиная уже с того момента, когда ребенок начинает реагировать на звуки, сначала показывая ему источник звучания, в дальнейшем объясняя, что и как позволило воспроизвести данный звук. Как определить, достаточно ли развивается фонематический слух у вашего малыша? Мы приведем вам несколько занятий, которые можно применять как в качестве диагностики развития, так и в развивающем плане. При выполнении упражнений учитывайте возраст ребенка: трехлетний малыш может не справиться с последним упражнением, но если это происходит в 6-7 лет, развитию его слуха необходимо срочно помогать.

Во-первых, следует научить ребенка разделять речь среди остальных звуков.

  • Что за звук?

Это занятие предполагает три варианта сложности:

  1. Звук погремушки, звонка или свистка?
  2. Звук ключей от квартиры, стук ложкой по тарелке или перелистывание книги?
  3. Коробок со спичками, с песком или с камушками?
  • Какая погода?

Занятие в форме игры, проходящее во время прогулки в погожий день. Взрослый тихонько пошатывает погремушкой (хорошая погода), затем резко встряхивает её, издавая сильный звук (пошел дождь) и просит малыша подбежать и якобы укрыться от мнимого дождика. Необходимо объяснить ребенку, что он должен прислушиваться к звукам погремушки и, в зависимости от интенсивности звуков, «прогуливаться», либо «спрятаться».

  • Отгадай действие.

Несколько деток сидят на стульях. Ручки лежат на коленках. Взрослый сильно ударяет по барабану, детки поднимают ручки вверх. Если удар слабый, ручки поднимать не нужно.

  • Отгадать инструмент.

Взрослый должен ознакомить деток с популярными музыкальными инструментами. Это может быть свисток, гитара, свирель, барабан, пианино. Необходимо воспроизвести звук каждого из них. Затем взрослый прячется за перегородку и издает инструментальные звуки, при этом детки должны отгадать, какой именно инструмент звучал.

  • Отгадать направление звука.

Ребенок зажмуривается, а взрослый в это время свистит в свисток. Малыш должен определить, откуда раздается звук. Не открывая глаз, он должен развернуться и ручкой указать направление.

Лишь тогда, когда малыш научиться разделять звуки, можно переходить к дальнейшим упражнениям. Теперь настал черед объяснить, что одинаковый звук может иметь различное звучание:

  • а-а-а – показываем доктору горлышко;
  • а-а-а – убаюкиваем куклу;
  • а-а-а – что-то болит;
  • о-о-о – бабушке тяжело нести сумку;
  • о-о-о – удивление;
  • о-о-о – поем песенку.

Для начала малыш учится повторять звуки самостоятельно, затем пытается угадать, что данным звуком хочет сказать взрослый.

Чтобы малыш легко ориентировался в многообразии различных звуков, взрослый должен рассказать, как воспроизводится тот или иной звук. Для этого необходимо продемонстрировать важность губ, языка, зубов: лучше для этой цели использовать зеркало. Малыш учится распознавать и произносить звуки, начиная с гласных, постепенно усложняя употреблением согласных звуков.

После усвоения таких знаний необходимо приступать к разработке слуховой памяти – возможности составлять из звуков слова. Здесь важно не только слышать набор звуков в словах, но и запоминать их порядок. Начинать следует с простых коротких слов, произносимых в следующем порядке:

  • бим-бом-бум;
  • рок-рак-рык;
  • так-ток-тук;
  • рука-мука-щука;
  • лоза-коза-гроза;
  • банка-манка-ранка.

Можно предложить малышу после прослушивания ряда слов выделить из него лишнее (так разрабатывается чувство рифмы):

  • гора-нора-перо;
  • смех-снег-солнце.

Можно поупражняться в разгадывании загадок, ответ на которые должен звучать в рифму. К примеру: с двух сторон брюшко и четверо ушек, а как зовут её? По-душ-ка!

Представляйте, что вы находитесь на детских соревнованиях и болеете за какую-нибудь команду. Хлопаем в ладоши и с расстановкой произносим: мо-ло-дец, по-бе-дим, ве-се-лей, до-го-няй. Таким способом можно обучить малыша разделять слова на слоги.

Такие простые игровые занятия не только обязательно понравятся малышу, но и расширят его фонематический слух. Начиная с несложных упражнений, таким образом можно подготовить ребенка к более сложным занятиям.

Упражнения для развития музыкального слуха

Поддержка музыкальной формы слуха требуется каждому человеку, который любит и уважает музыку либо занимается активным творчеством. Разберемся в понятиях относительного и абсолютного слуха.

Ноты, собственно, являются определенными звуковыми сигналами, которые различаются по частоте звучания. Наличие у человека абсолютного слуха позволяет без ошибки отделить из многочастотного воспроизведения основную тональность.

Относительная форма музыкального слуха позволяет определить сравнительные характеристики нот и их соотношение между собой. Говоря более простым языком, чтобы назвать необходимую ноту, такому человеку необходимо услышать другую, желательно рядом стоящую ноту.

Огромная роль в изучении музыкального развития детей принадлежит известному советскому педагогу В. В. Кирюшину, который вместо скучных и малопонятных занятий сольфеджио читал детям ряд придуманных им сказок. Дети с удовольствием не только слушали, но и запоминали рассказанное, ведь в сказках было столько интересного: приключения добрых зверушек-интервалов, МИшка, который выращивал РЕпку, борьба диссонанса и консонанса, драконы-септимы с семью головами и многое другое. Такие сказки оказались крайне действенными и позволяли ребенку с легкостью и удовольствием осваивать музыкальную грамоту.

Начинать занятия по схеме Кирюшина возможно практически с первых дней жизни ребенка. В интернете представлено достаточно много материала о системе знаменитого педагога: сборники его сказок, музыкальные произведения для детей, занятия по самостоятельной игре на музыкальных инструментах.

Хорошо воспринимается детьми и система обучения Иланы Вин. Так, её книга «Как ноты познакомились» получила позитивные оценки многих музыкальных педагогов.

В домашней практике можно применять некоторые простые упражнения, подсознательно развивающие слух:

  1. Когда прогуливаетесь по улицам, прислушивайтесь к тому, что говорят прохожие. Короткие выдержки из фраз, обрывки слов – все это поможет вам в дальнейшем запоминать звуки и быть внимательным к ним.
  2. Пытайтесь запоминать тембр голоса тех людей, с которыми вам приходится общаться. В чем суть такого упражнения? Каждый голос индивидуален, он имеет свои присущие только ему черты и манеру, интонацию и произношение. Это позволит вам идентифицировать и запоминать варианты звучания. Некоторые люди, едва услышав чужую речь, могут без ошибки определить, откуда человек родом, и даже угадать многие его личные качества.
  3. Хороший эффект наблюдается при угадывании говорящего человека по голосу. Это своеобразная игра, и даже довольно любопытная.
  4. Попробуйте определять знакомых и друзей по звуку шагов.
  5. Прослушайте фрагмент музыки и постарайтесь напеть её по памяти, максимально попадая в ноты.
  6. И, наконец, заучивание песен: это развивает музыкальную память. Заучивая музыкальное произведение, повторяйте неудавшийся участок мелодии до тех пор, пока не станете повторять его без ошибок.

Также известно множество компьютерных программ, направленных на развитие музыкальной формы слуха: это «Музыкальные аркады», «Ear Master Pro», «Музыкальный экзаменатор», «Ухогрыз» и пр. Такие программы не стоит рассматривать, как основной инструмент для саморазвития, а всего лишь, как дополнение к общему обучению.

Относительно музыкального развития ребенка следует отметить, что зачастую даже наиболее способные с точки зрения педагогов дети неохотно соглашаются заниматься музыкой. В таких случаях посоветовать можно лишь одно: никогда не заставляйте малыша заниматься насильно (мол, подрастет, сам «спасибо» скажет). Постарайтесь заинтересовать ребенка, продемонстрировать ему наиболее привлекательные и забавные стороны таких занятий: у ребенка должна появиться мотивация и личный интерес к музыке.

Упражнения для развития фонетического слуха

Крайне необходимо развивать ребенка после 4-х лет, активизируя его речь, расширяя словарный запас, делая речь более выразительной, тренируя связность высказываний и изложение своих эмоций и ощущений. Необязательно для этого заставлять малыша выполнять какие-либо упражнения: достаточно ненавязчиво общаться и играть с ребенком.

Применяйте в своих играх все то, что малыш наблюдает вокруг себя в повседневной жизни. Ребенок должен знать не только, что такое автобус, но и то, что у автобуса есть руль, колеса, двигатель и выхлопная труба; у домика есть фундамент, стены, крыша и подвал. К тому же, дети должны хорошо ориентироваться не только в цвете предметов, но и в их оттенках: темно-синий, пастельный, бордовый.

Часто предлагайте ребенку описать выбранный предмет, придумать, для чего он может быть применен, из чего сделан и пр. Задавайте малышу вопросы: «Что может быть большим?» - «Гора, слон, дом…» - «Может ли слон быть больше, чем дом? В каких случаях?». Либо: «Что может быть холодным?» - «Зима, мороженое, лед…». Таким образом ребенок научится сравнению, обобщению.

После того, как взрослый прочитает ребенку сказку, следует задавать наводящие вопросы, которые не только будут тренировать его память, но и сформируют связь слов и словосочетаний, определят последовательность фраз и действий. К примеру, спросите: «Куда отправилась Красная Шапочка? Что она несла с собой в лукошке? Серый волк, который встретился ей на пути, плохой или хороший? Почему?». Точно так же можно попросить пересказать мультипликационный сюжет, содержание детского спектакля.

Хороший эффект наблюдается от придумывания собственного сюжета, составленного, например, по картинке или игрушке. Сравнивайте картинки: «Здесь нарисован мальчик, он улыбается. А здесь нарисован щенок, он играет. Мальчик радуется, что у него есть щенок, с которым можно играть».

Полезно записывать разговор ребенка на диктофон, а затем вместе с ним прослушивать запись. Слова, которые малышу не удаются, необходимо повторять заново.

Упражнения для развития слуха помогут не только разумно воспроизводить звуки, но и развить слуховое восприятие, идентифицировать практически неуловимую разницу в звуках. Помните, что такой дар присутствует у огромного большинства детей: задача взрослых – сохранить и поддерживать эту способность.

Если у ребенка есть музыкальный слух, то ему легче научиться петь и играть на различных инструментах, а чувство ритма помогает в танцах.

Музыка – это неотъемлемая часть общей культуры. И очень важно с раннего детства вырабатывать у ребенка хороший вкус, дать хотя бы минимальные знания в этой области. Музыка вносит гармонию в жизнь и развивает ребенка, помогает ему раскрываться эмоционально, воспитывает чувство прекрасного. К тому же музыкальные занятия развивают мышление, координацию движений, вырабатывают усидчивость, внимание, дисциплину, настойчивость. Разве такие качества кому-то повредят?

Каждый ребенок имеет свои музыкальные способности. У кого-то из ребятишек потрясающее чувство ритма. Кто-то умеет без фальши напеть песенку. У некоторых малышей замечательная музыкальная память. Детей, с которыми вообще нет смысла заниматься музыкой, потому что они «не способны», не существует. Поэтому, если ребенку нравится танцевать, если ребенок любит петь песенки – у него есть тяга к музыке. И стоит ее поддерживать – для начала дома, в игровой форме.

Как развивать музыкальные способности у детей разного возраста

Пожалуй, самое простое, что мы можем сделать для развития музыкальных способностей у детей – это давать им возможность слушать как можно больше самой разнообразной музыки.

Ребенку от 1 до 3 лет

Мамины песни. В давние времена знакомство детей с музыкой начиналось с нежных маминых колыбельных. Постарайтесь как можно больше петь малышу. Пусть это будут колыбельные, детские песенки или просто ваши любимые песни.

Много хорошей музыки. В течение дня, когда ребенок играет, включайте ему детские песенки, классическую, народную, этническую музыку, звуки природы… Наблюдайте за реакцией маленького слушателя. Если какая-то конкретная музыка ему не нравится, предложите что-то другое. Постепенно знакомьте ребенка с разными стилями. Правда, рок и джаз нужно дозировать. Они слишком сложны для детского восприятия.

Ребенку от 4 до 5 лет

Музыкальные мультфильмы. Веселые песенки есть во многих зарубежных мультфильмах. Но было бы здорово начать со старых добрых отечественных мультфильмов. Это «Катерок», «Большой секрет для маленькой компании», «Бременские музыканты», «Летучий корабль»... Малыш быстро запомнит песни и с удовольствием станет их напевать.

Музыкальный фон. Когда ребенок рисует, раскрашивает, лепит, делает аппликации, включайте для него фоном классику. Хорошо, если музыка будет соответствовать теме поделки.

Игры на развитие музыкального чувства ритма у детей от 1 года до 5 лет

Ритм – это не только музыкальное понятие. Он есть и в поэзии, и даже в математике. Да и вообще, ритмичности подчиняется все вокруг: день сменяется ночью, лето – осенью… И научить ребенка чувствовать ритм важно для его развития.

Ребенку от 1 до 3 лет

Хлопаем в ладоши. Для первых упражнений используйте самые обычные хлопки в ладоши. Рассказывайте малышу простые ритмичные стишки, четко разделяя их на слоги, и хлопайте в ладоши на каждый слог или на каждый второй слог. В этих случаях у вас получится разный ритм. Подойдут, например, стихи Агнии Барто про игрушки: «У-ро-ни-ли-ми-шку-на-пол о-тор-ва-ли-ми-шке-ла-пу…» Потом возьмите малыша за ручки и помогайте ему хлопать правильно. По мере взросления у ребенка будет получаться все лучше и лучше отбивать ритм самостоятельно.

Бубен. Эта замечательная игрушка должна быть в арсенале каждого малыша. Самые маленькие музыканты пусть гремят в свое удовольствие, как им захочется. Ближе к 3 годам покажите малышу, что в бубен можно не просто стучать, а еще и выстукивать определенный ритм.

Барабан. Когда освоите бубен, переходите к барабану. Попробуйте вместе с малышом выстукивать на барабане ритм стихотворения точно так же, как раньше вы хлопали в ладоши.

Маракасы. Этот простейший инструмент тоже очень хорош для отбивания ритма. Если у вас нет настоящих маракасов, их с успехом заменят две погремушки. Берем «гремелки» в руки и устраиваем вместе с малышом зажигательные танцы под любимые детские песенки.

Ребенку от 4 до 5 лет

Тик-так! Играем с будильником! Поставьте перед ребенком будильник с громким тиканьем. Обратите его внимание на то, как ритмично тикают часы: тик-так, тик-так. «Потикайте» вместе с часами. А потом аккомпанируйте часам всеми способами, которые придумаете: хлопайте, маршируйте, машите руками, ритмично качайте головой, «топайте» игрушкой по столу, стучите игрушечным молотком…

Мини-диско. А почему бы вам не устроить настоящую дискотеку для ребенка? Включите веселые детские песенки, показывайте ему простые танцевальные движения, а он пусть за вами повторяет. Танцы прекрасно развивают чувство ритма.

Занятия для развития музыкального слуха у ребенка

Как и любая функция организма, музыкальный слух будет тем лучше развит, чем больше им пользоваться и его тренировать. А что же для этого нужно? Специалисты считают, что лучшее упражнение для развития музыкального слуха – это пение.

Ребенку от 1 до 3 лет

Поем с мамой. Чтобы малыш захотел петь сам, нужно как можно чаще петь при нем. Лучше, чтобы это были простые песенки, которые понятны малышу. Важно, чтобы песенки содержали короткие слова, которые кроха уже может произносить.

Музыкальные игры. Соберите все звучащие приспособления, которые найдутся в доме: игрушечные музыкальные инструменты, гитару, погремушки, свисток, пластиковую баночку с крупой… Рассмотрите с малышом эти предметы и послушайте, какие звуки они издают. А потом малыш отворачивается, а мама загадывает ему загадку: что сейчас звучало? Потом поменяйтесь с ребенком местами и отгадывайте его загадки. Такая игра развивает музыкальный слух, память и внимание ребенка.

Ребенку от 4 до 5 лет

Караоке для детей. Пение под караоке – замечательное развлечение не только для малыша, но и для всей семьи. Если в каких-то местах малыш фальшивит, правильно пропойте с ним эти кусочки несколько раз, чтобы он старался вам подражать.

Детские музыкальные инструменты: ксилофон и детское пианино. Часто к таким игрушкам прилагается песенник с нотами. Если такового нет, можно найти ноты простеньких песенок в Интернете (или подобрать на слух) и сделать для малыша подсказку, нарисовав вместо нот цветные квадратики, соответствующие клавишам ксилофона (на клавиши пианино тоже можно наклеить цветные квадратики-подсказки). И пусть кроха тренируется!

Музыкальные сказки. Это чудесный материал для развития музыкального слуха и приобщения малыша к культуре. Например, хорошо известная сказка Сергея Прокофьева «Петя и волк» – это своего рода путеводитель по симфоническому оркестру. Там каждому герою соответствует «свой» музыкальный инструмент: утке – гобой, птичке – флейта, кошке – кларнет и др. Многократно прослушивая сказку, ребенок научится на слух распознавать тембр инструментов.

А самой замечательной игрой будет домашний концерт, в котором поучаствует вся семья. Берем гитару, или флейту, или губную гармошку, выдаем остальным бубен, маракасы, деревянные ложки, барабан – и исполняем все вместе любимую песню. Возможно, соседям не слишком понравится эта «какофония», но ваш ансамбль не часто собирается, верно? Ведь очень важен заряд положительных эмоций, которые получит малыш, вы сами и ваши близкие. И понимание, что еще одно достоинство музыки – это привнесение в жизнь светлых моментов, которые обязательно запомнятся надолго.

Возможно, вас заинтересуют тесты

” №1/2007 04.08.11

Человек с хорошо развитым слухом отличается феноменальной памятью, нестандартным мышлением, стойким вниманием, ему легко дается изучение языков. Ничего сверхъестественного для развития слуха не требуется. Достаточно простых игр и занятий. Но результат получится грандиозный!

Мелодичное окружение способствует активному развитию ребенка. Об этом говорят психологи в самых разных странах. Конечно, не стоит включать дома музыку на 24 часа в сутки. Но и находиться в «стерильной» тишине младенцу вредно. Ведь каждый звук превращается в импульс, который идет в головной мозг. Больше «раздражителей» значит, активнее идут мыслительные процессы.

Только имейте в виду, что не все звуки полезны. Вам нужно провести строгий отбор и включить в список лишь лучшее. На первом месте – голоса близких людей. Не забудьте о классической музыке, о народных песнях. Во время дождя приоткрывайте форточку, чтобы ребенок в шуме капель учился различать мелодии.

Развитие слуха у новорожденных детей

Новорожденный постигает мир на слух. Нежные или резкие звуки сейчас по-разному воздействуют на незрелую нервную систему. Колыбельная расслабляет и успокаивает ребенка, дыхание становится глубже, он засыпает. Марш Мендельсона или телефонный звонок, наоборот, заставляют его напрячься, а иногда и пугают. Резкие звуки провоцируют безусловные рефлексы. Если вы тихо хлопнете в ладоши или слегка стукнете по кроватке возле ребенка, он разведет руки, раскроет ладошки и обхватит себя ими.

Поиск источника звука

Первое, чему учится ребенок находить источник звука. В трехмесячном возрасте он уже поворачивает голову на ваш голос и начинает улыбаться (врачи называют такую реакцию «комплексом оживления»).

Закрепить это умение и одновременно развивать слуховое внимание поможет погремушка. Основное требование к игрушке – мелодичный звук. Стоя над кроваткой, потарахтите ею справа от ребенка, слева, внизу, над головой. Пусть он поищет источник шума глазами, потянется к нему руками.

Распознавание звука

Ребенок слушает разговоры родителей, и постепенно у него складывается речевая карта родного языка. Он начинает понимать, как соединяются звуки, улавливает ритмику родной речи. Совершенствовать это умение поможет игра. Вам понадобятся часы, молоточек (музыкальный или из набора игрушечных инструментов) и банка, наполненная фасолью. Не торопитесь показывать ребенку все предметы, начните с двух и постепенно с каждым занятием увеличивайте количество.

Сначала пусть ребенок послушает, как «разговаривает» каждый из предметов. Затем предложите ему отвернуться и угадать, чей «голос» он сейчас слышит. Не забывайте хвалить малыша за каждый правильный ответ. Такие занятия вовсе не обязательно проводить дома. На прогулке обращайте внимание ребенка на то, как скрипит снег на морозе, как чирикают воробьи, как сигналит автомобиль. Дома повторите пройденный материал.

Музыкальные инструменты для ребенка

Барабан, мини-рояль, ксилофон или маракасы никогда не будут пылиться в углу. Многие психологи считают, что они замечательно развивают слух и музыкальный вкус. Поэтому не отбирайте инструмент у ребенка, не прячьте на дальнюю полку. Лучше подыграйте маленькому солисту. Начните с «Чижика-пыжика». Исполняя простые песенки, ребенок научится распознавать тональность.

Музыка для детей

Регулярно пополняйте домашнюю фонотеку. Моцарта, Штрауса и Гайдна вы слушали еще до рождения ребенка? Значит, эти произведения нравятся и ему. Но ребенок растет, у него появляются свои интересы. Учитывайте их, поэтому отправляйтесь в музыкальный магазин вместе. В коллекции появятся сборники Дунаевского, Гладкова... Ритмичные мелодии действуют как волшебные гусли-самогуды: заставляют ноги пускаться в пляс. Прекрасно! Умение гармонично двигаться под музыку помогает тоньше ее почувствовать.

Знакомьте ребенка со звуками различных музыкальных инструментов. Помогут в этом детские утренники в филармонии. На сцене представляют каждый инструмент и знакомят детей с его «голосом». Так малыш начнет связывать звук и зрительный образ.

Когда ребенок начнет различать звуки инструментов, предложите ему игру «Чей голос?». Она развивает слуховое внимание и память. Малыш слушает мелодию (на первых порах выбирайте музыку попроще) и говорит, сколько инструментов участвуют в произведении

Берегите слух с рождения. Передачу звука в мозг осуществляют сенсорные рецепторы. Во внутреннем ухе около 20 тысяч микроработников. Громкая музыка травмирует их, в результате слух ухудшается. Поэтому никогда не включайте музыкальный центр на полную мощность.

Следите, чтобы телевизор и радио не работали одновременно. Такая какофония нагружает нервную систему и снижает слух.

Развитие слуха ребенка от рождения до 3-х лет

Проверять слух ребенка нужно с рождения. Специалисты определили, с какими задачами и в каком возрасте ребенок способен справиться.

  • Ребенку 1,5-3 месяца - Оживляется, когда слышит голос.
  • Ребенку 4-5 месяцев - Гулит в ответ на обращение.
  • Ребенку 6 месяцев-1 год - Поворачивается в сторону тихих звуков. Улавливает тиканье часов на расстоянии 1 метра. Реагирует на оклик из другой комнаты.
  • Ребенку 1,5 года - Произносит около 10-15 слов, подражает голосам животных. Откликается на призыв (когда вы говорите спокойным голосом без жестикуляции).
  • Ребенку 2 года - Слышит, когда его зовут с расстояния 4-5 метров. Узнает звуки, не видя их источника. Произносит 100-150 слов.
  • Ребенку 3 года - Без труда различает похожие мелодии. В речи появляются сложные предложения.

Книги и игрушки для развития слуха ребенка

  1. Развивающая музыка для детей
  2. Мягкие погремушки и погремушки с шариками.
  3. Барабан
  4. Губная гармошка.
  5. Музыкальная карусель
  6. Клавесин
  7. Записи голосов животных и птиц
  8. Сборник произведений П. И. Чайковского.
  9. Э. Успенский «Кот Матроскин и другие...».
  10. Г. Гладков «Трубадур и другие...».

В статье будет описана польза музыкального развития ребенка.

  • Музыкальное воспитание ребенка должно начинаться еще в дошкольном возрасте. Более того, многие исследователи указывают на пользу воздействия музыки с самых первых дней жизни
  • Понимание искусства — это одно из условий развития гармоничной личности
  • Музыкальному воспитанию уделяют внимание в школах и детских садах. Но и родители, демонстрируя собственный пример, должны показать роль музыки в жизни
  • Музыкальное восприятие позитивно влияет на многие сферы жизни: развивает чувство прекрасного, вырабатывает личный вкус, дает возможность лучше понимать себя

Роль музыкального воспитания в развитии ребенка

  • Развитие любви к музыке приобщает маленького человека к достояниям мировой культуры. Такой ребенок становится более эрудированным, эстетически ориентированным
  • Музыка позитивно влияет на развитие личности и на нервную систему. Ученые давно установили, что классическая инструментальная музыка способна замедлить сердцебиение и снять стресс
  • По средствам музыки ребенок познает окружающий мир. Она приводит его к новым мыслям и чувствам
  • Исследователи утверждают, что музыкально развитые дети более старательные во сферах сферах жизни, им проще дается обучение в школе
  • Музыкальное развитие стимулирует умственное. Те дети, которые регулярно занимаются музыкой имеют лучшую память
  • Музыкальное образование должно начинаться с дошкольного возраста и быть регулярным

Особенности музыкального развития детей по возрастам

  • Дети до 4х лет. Это период раннего развития ребенка, когда дети еще обладают наглядно-действенным способом мышления. В это время у малышей только зарождается желание активно участвовать в процессах. Они с интересом относятся к музыке, могут спеть детскую песню вместе со взрослыми. Также, с удовольствием повторяют некоторые движения
  • Дети 4-6 лет. Дошкольный возраст, который очень важен в музыкальном воспитании. В это время у ребенка формируется голосовой аппарат и способность хорошо двигаться. Необходимо заниматься пением, развивать ритмическое восприятие. Полезны физические нагрузки под музыку, как основа танца. Ближе к 6 годам дети способны запоминать движения и соотносить их с музыкой
  • Дети 6-7 лет. В этом возрасте малыши уже могут поразмышлять о роли музыки. Они уже определяют ее эмоциональное воздействие (грустная или веселая). Это оптимальное время для начала музыкального образования

Музыкально ритмическое развитие детей

  • Музыкально-ритмическое воспитание тесно связано с приобщением малыша к музыки. Это два дополняющих друг друга аспекта
  • Ритмическая грамотность заключается в способности слушать и слышать музыку. быть внимательным и соотносить ритм с движениями
  • Музыкально-ритмическое воспитание проводится по средствам танцев, игр и музыкальных занятий
  • Элементы такого воспитания допустимы с самого раннего возраста (как, например, ритмическое похлопывание в ладоши). Но наиболее важно оно в возрасте 5-7 лет
  • Ритмические движения воспитывают в ребенке чувство музыки, развивают физические навыки, учат согласовывать услышанную музыку с движениями танца
  • Музыкально ритмическое воспитание развивает творческие способности. Малыш учится самостоятельно придумывать движения и музыкальное сопровождение в своем воображении


Развитие музыкального слуха у детей

  • Музыкальный слух обычно является врожденным явлением. Но, в любом случае, его нужно развивать
  • Существует несколько способов выяснить, есть ли музыкальный слух у малыша. Проведите простой домашний тест
  • Если в доме имеется музыкальный инструмент, поиграйте с малышом в простую игру. Пусть он закроет глаза, а вы нажмете несколько клавиш (2). Ребенок должен сказать, сколько звуков прозвучало. Можно менять количество звуков, чтобы узнать, как четко их определяет ребенок
  • Еще одно упражнение, но более сложное. Напойте простую мелодию. Старайтесь, чтобы она была в допустимом для голоса ребенка диапазоне. Попросите его повторить
  • Музыкальный слух можно развить, даже если он отсутствует. Для этого требуются регулярные занятия и любовь малыша к музыке

Музыкально эстетическое развитие детей

  • По средствам искусства человек познает мир. Он учится отличать хорошее от плохого, предавать своим эмоциям четкие границы, обосновывать и облачать в слова чувства. Музыка — это одно из наиболее важных отраслей искусства
  • Первое, что сказывается на музыкальных предпочтениях малыша — это пример родителей. С детства слыша определенную музыку он строит представления о мире на основе ее
  • Многие педагоги, в том числе известный Сухомлинский, отмечали, что без музыкального восприятия невозможно полноценное развитие личности
  • Необходимо давать малышу развивать свой собственный вкус, включая разнообразную музыку. Уже с младшего школьного возраста полезно обсуждать музыкальные произведения. Ребенок должен уметь определить и выразить те эмоции, которые передает мелодия


Музыкальная игра средство развития ребенка

  • В игровой форме ребенок легче постигает информацию. Для него игровая деятельность мало связана со скучными занятиями и поэтому в удовольствие
  • Чтобы малыш не уставал, следует сделать игры более разнообразными
  • Зацикливаться на одном виде игр нельзя. Это быстро надоест и перестанет приносить эффект
  • Комбинируйте музыкальные занятия с другими видами деятельности. Включайте музыку во время досуга малыша. Это будет также важный элемент музыкального развития

Упражнения для развития музыкального слуха и ритма у детей

  • Совместное прослушивание музыки уже есть своеобразным упражнением. Сконцентрируйте внимание малыша на темпе и настроении музыки. Если это песня, то попытайтесь вместе спеть ее
  • Найдите мелодию, где будет четкий ритм. Предложите малышу постучать по столу пальцами в такт. Можно начать вместе, а потом дать возможность ребенку самому войти в ритм
  • В 5 — 6 лет можно начать заучивать стихи и песни. Это способствует ритмическому восприятию
  • Выберите звуковой диапазон, в котором малыш не будет травмировать голос. Сыграйте ноту, напойте ее и попросите ребенка повторить. Так спойте октаву вниз и вверх
  • Поиграйте в игру с хлопками. Настучите простой ритм и пусть малыш повторит. По мере развития ритмического восприятия можно усложнять ритмы
  • Купите ребенку детский барабан. Вместе играйте с ним, придумывая свои ритмы
  • В 6 — 7 лет малыша можно отдать в музыкальную школу, где будут проводиться специальные занятия по развитию творческих способностей


Музыкальное развитие детей раннего возраста 2-3 года

  • В таком раннем возрасте малыш только начинает узнавать окружающий мир. Музыка для него — нечто новое. И поэтому музыкальное развитие должно быть индивидуальным
  • Однозначно нужно периодически включать музыку ребенку. При этом сама мама может напевать и выражать заинтересованность
  • Дети по разному относятся к музыке. Для некоторых она не является раздражителем, они могут по долгу слушать ее. Тогда можно включать музыку довольно часто
  • Одним из элементов музыкального развития в этом возрасте является пение матери. Колыбельные и другие детские песенки позитивно сказываются на развитии
  • Детские игрушки, например клависин, можно также считать элементом музыкального развития. Пусть еще хаотично, но малыш уже пытается извлекать из него звуки. Главное не мешать ему в творчестве

Музыкальное развитие детей 4 — 5 — 6 лет

  • Дошкольный возраст — один из самых важных периодов в музыкальном воспитании ребенка
  • В 4 года малыш уже начинает осознавать музыку, как нечто отдельное. Его могут заинтересовать разные мелодии. В игровой форме можно уже начинать обсуждать услышанное. Связывать мелодии с интересными детскими историями
  • В 5 лет у малыша уже достаточно развитое восприятие. Он может передать эмоции. Координация движений уже нормальная, можно связывать танцевальные упражнения с музыкой. Включайте музыку во время упражнений и досуга малыша
  • В 6 лет малыш может ужу приступать к музыкальному образованию. В это время даже намечаются творческие способности. Те дети, у которых настоящий талант к музыке, могут придумывать несложные мелодии


Музыкальное развитие детей в начальной школе

  • В начальной школе музыкальное воспитание имеет две цели: ознакомление детей с основами музыкального искусства и развитие талантов
  • В первом классе дети слушают педагога, вместе выполняют упражнения на развитие ритма и слуха
  • Во втором и третьем классе уже начинают заниматься пением, осваивать музыкальные произведения, знакомятся с первыми композиторами
  • Если у малыша есть интерес к музыке, то его творчество не должно ограничиваться общеобразовательной школой. На самом деле в ней не так много времени уделяется музыкальному воспитанию
  • Но именно в школе ребенок ознакомится с инструментами и сможет выбрать наиболее подходящий

Видео: Музыкальное воспитание ребенка

Вы хотите развить музыкальный слух у ребенка? Оказывается, что потенциально музыкальным слухом обладают абсолютно все дети. Вся проблема в том, что из-за отсутствия правильного музыкального воспитания, этот дар оказывается загубленным. Но как же правильно нужно заниматься с ребенком, чтобы развить, если не абсолютный, то хотя бы просто хороший слух?

Вспомните, что, когда мы учим ребенка разговаривать, мы читаем ему книги, рассказываем сказки, потешки. Причем маленький ребенок постоянно наблюдает за выражением лица, мимикой, движением губ и т.д. Если мы хотим добиться более чистой речи, то мы перестаем сюсюкать и коверкать слова вслед за ребенком. Маленькие детки всегда подражают родителям, и процесс подражания тоже играет не маловажную роль.

Поэтому, если Вы хотите привить любовь к музыке у ребенка, то покажите ему собственный положительный пример. Даже если Вы никогда не держали в руках музыкальных инструментов, то уж петь-то Вам точно приходилось. А еще чаще Вы слушали свою любимую музыку. Вот и начните с этого. Слушайте хорошую качественную музыку, которая Вам самим по душе. Это может быть эмоциональная классическая музыка, танцевальная, народная, и даже легкий рок.

Никто не отменял также пение колыбельных или потешек. Даже в утробе матери ребенок способен чувствовать вибрации маминого голоса. Пойте много, пойте с душой, пойте тихо и громко. Расширяйте свой репертуар и уже после рождения ребенок будет узнавать и любить Ваш голос.

Когда малыщ немного подрастет можно предлагать ему инструменты: барабаны, дудочки, детские гитары, металлофон, синтезатор. Здесь главное, чтобы ребенок принимал участие и сам создавал музыку, а не просто пассивно слушал. Конечно, придется запастись терпением, прежде чем юное дарование начнет выводить связные мелодии.


Хорошо бы еще ходить с ребенком на детские концерты, музыкальные спектакли, смотреть соответствующие мультфильмы. Песни нужно подбирать с добрыми сюжетами, т.к. они формируют мировоззрение ребенка.

Занятия вокалом с ребенком можно проводить с того момента, когда он только начнет повторять слова. Простые слоги можно уже распевать “ма-ма-ма”, “ту-ту-ту”, “да-да-да” и т.д.

Как ни странно, малыша можно научить петь, позволяя ему просто покричать. Не стоит одергивать его, когда он кричит в подъезде или в арке дома, где есть эхо. Так ребенок научится слушать и наслаждаться своим голосом.

Чтобы научить кроху различать низкие, средние и высокие звуки, можно на инструменте показывать, как звучит медведь, поет птичка, или говорит человек.

Выбор редакции
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...

Слайд 2 Визитная карточка Территория: 1 219 912 км² Население: 48601098чел. Столица: Кейптаун Официальный язык: английский, африкаанс,...

Всякая организация включает в свой состав объекты, классифицируемые как ОС, по которым проводятся амортизационные отчисления. В рамках...

Новым кредитным продуктом, получившим широкое распространение в зарубежной практике, является факторинг. Он возник на базе товарного...
Очень мы в нашей семье любим чизкейки, а с добавлением ягод или фруктов они особенно вкусные и ароматные. Сегодня рецепт чизкейка, с...
У Плешакова возникла хорошая идея - создать для детей атлас, по которому легко определять звезды и созвездия. Наши учителя эту идею...
Самые необычные храмы в России.Церковь Иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" в городе Дятьково Этот храм называли восьмым чудом света,...
Цветы не только прекрасно выглядят и обладают изысканным ароматом. Они вдохновляют своим существованием на творчество. Их изображают на...
ТАТЬЯНА ЧИКАЕВА Конспект занятия по развитию речи в средней группе «День защитника Отечества» Конспект занятия по развитию речи по теме...