Как провести праздник крещение 19 января. Стихотворение о Крещении


Традиции данного праздника своими корнями уходят далеко во времена Иисуса Христа. Всё, что люди делают на Крещение, тесно связано с житием Сына Божьего - нашего Спасителя. Это один из трех самых больших православных праздников, поэтому каждый должен знать его историю и то, что он символизирует.

История Крещения

Начать историю данного праздника стоит с того, что Иисус, будучи не только Богом, но и человеком, долгое время скрывал свою личность и истинное свое предназначение от людей. Согласно преданию и святому учению, Иисус решил явиться миру в 30 лет. Именно отсюда и пошло второе название праздника — Богоявление. В этот день Бог решил показать себя миру, начав свой короткий, но сложный путь спасения наших душ.

Началось все именно с первой встречи Бога с Иоанном Крестителем, к которому Иисус пришел для того, чтобы осуществить обряд крещения. Конечно, это обескуражило человека, поскольку перед ним стоял сам Бог во плоти. Они обмолвились парой фраз, после чего Иоанн понял, что он должен крестить Иисуса, несмотря на то, что Он и так святой. Иисус сказал ему, что это необходимо, потому что так наречено, таково предание, которое необходимо исполнить.

Обряд Великого Крещения был осуществлен в реке Иордан. В тот момент только сам Иисус понимал, что это было двухстороннее крещение — не только он принял это, но и вода стала святой от прикосновения Бога. Все современные обряды связаны с этим фактом.

Традиции крещения 19 января

Самая распространенная и известная традиция — это поход в храм утром 19 января за святой водой. Священнослужители осуществляют обряд освящения воды подобно тому самому моменту, когда Иисус освятил воду своим присутствием. Именно благодаря этому стало возможно взять частичку божественной силы к себе домой, где можно ею умыться или выпить, чтобы укрепить тело и дух. По традиции люди пьют воду, читая молитвы о спасении души и о здравии. Крещенская воды целительна — она очищает нас от болезней и от дурных мыслей.

Еще один довольно распространенный обряд — купание в проруби. Это очень похоже на то, как принимал Крещение сам Иисус. Многие люди делают это из года в год, ощущая бодрость и прилив сил. Обязательно необходим правильный настрой, который поможет не заболеть от ледяной воды. Купания в проруби производятся после вечернего богослужения в крещенский сочельник, 18 января.

По древней традиции люди также наблюдают за природой и за погодой 19 января, делая выводы о том, каким окажется будущее лето. Если в Крещение холодная погода без осадков, то лето будет крайне жарким и засушливым. В обратном случае следующее лето должно порадовать урожаями.

По традиции люди окропляют свое жилище святой водой, читая молитвы на очищение дома от бесовской силы. Это помогает избавиться от плохих снов, от чувства присутствия нечистой силы, от сглазов и проклятий.

Помните, что святая вода имеет силу лишь в одном случае — если ваша вера сильна и чиста. Важно все делать от самого сердца, глубоко понимая всю сущность праздника. В этот день нам даровано очистить себя и свой дом от зла, привлечь счастье , пустив в свою жизнь частичку Бога. Будьте здоровы, удачливы, верьте во Всевышнего и не забывайте нажимать на кнопки и

19 января (6 января по старому стилю) православные христиане празднуют день Крещения Господня . В этот день православная церковь вспоминает, как Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в реке Иордан.

До V века было принято вспоминать рождение и крещение Иисуса Христа в один день — 6 января — и назывался этот праздник Богоявлением. Затем празднество Рождества Христова было перенесено на 25 декабря (по юлианскому календарю, или старому стилю). Так было положено начало святкам, заканчивающимся Навечерием, или Сочельником праздника Крещения. Слово "навечерие" означает преддверие церковного торжества, а второе название "сочельник" (сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с медом и изюмом — сочиво.

Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, церковь установила после святок однодневный пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Меру поста верующие определяют индивидуально и по силам. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после литургии (богослужения) утром и первого причащения крещенской воды.

В сочельник после литургии в храмах совершается великое освящение воды . Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, которое стало не только образом очищения от грехов, но и действительным освящением самой материи (естества) воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой или крещенской водой.

Под влиянием Иерусалимского устава, с XI-XII веков водоосвящение происходит два раза — и в Крещенский сочельник, и в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

В древней церкви это было связано с тем, что накануне праздника совершалось крещение оглашенных (принявших и усвоивших христианское вероучение). Ради этого таинства и совершалось первое великое водосвятие.

Разница между первым и вторым освящением состояла в том, что в Навечерие Богоявления водосвятие совершалось в храмах, где крестились оглашенные, а в день праздника Богоявления христиане шли на реку Иордан.

В первые века (включая IV и V столетия) великое водоосвящение происходило только в Иерусалимской Церкви, где было обыкновение выходить на реку Иордан к тому месту, где принял крещение Иисус Христос. Позже стали устраивать "Иордань" и в других местах, где были реки или озера.

К освященной богоявленской воде христиане с древних времен имеют великое благоговение, она является святыней. Христос крестился и освятил естество вод, и поэтому крещенскую воду приносят домой и хранят весь год. И эта вода не портится и иногда два и три года остается свежей.

В Русской православной церкви и народе сложилось такое отношение к богоявленской воде, что ее принимают только натощак как великую святыню . Ее употребляют для окропления храмов и жилищ, при молитвах на изгнание злого духа, а также в качестве лекарства от болезней.

В качестве дополнительных после- и внебогослужебных (и вовсе не обязательных) упражнений в православных и не только в православных странах . В России погружаются в "иордань" (специально выстроенную купель), в Греции юноши прыгают за крестом, который священник бросает в воды моря, и соревнуются в том, кто первым его достанет. Это — народно-фольклорные продолжения богословского смысла праздника, который для православных верующих состоит прежде всего в воспоминании Крещения Иисуса Христа от Иоанна в реке Иордане.

Погружение в воду в праздник Крещения Господня — это прикосновение ко святыне, христианин поклоняется не водному естеству, а стремится прикоснуться к той освященной воде, которая освящена прикосновением Божества к этой воде. Это является духовным действием и должно быть связано с молитвой. Для христианина более чем достаточным будет прикоснуться, вкусить освященной воды и с благоговением чтить праздник, а не проявлять героизм, окунаясь в водоемы на морозе.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Крещение в народе зовется Богоявлением и празднуется ежегодно 19 января, в 2018 году эта дата приходится на пятницу. В России данное событие не причисляется к нерабочим дням, хотя и является официальным праздником.

Древний и почитаемый всеми христианами праздник Крещение Господне - становится одним из наиболее ожидаемых событий во всем церковном году. Об этом празднике знают все, кто хоть когда-то слышал о православной вере, отчего не удивительно, что даже в современном мире люди продолжают придерживаться строгих канонов празднования этого чудесного дня.

Крещение 2018: История праздника

Этот церковный праздник, отмечается ровно с тех пор, как более 2000 лет назад Иисус Христос был крещен Иоанном Предтечей в водах реки Иордан. Считается, что после самого крещения к людям с неба спустился святой дух в виде белого голубя. Все услышали глас Божий, который произнес: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!». Начиная с этого дня Иисус начал свою земную миссию, завершившуюся, как всем известно, воскрешением, которое стало прародителем праздника Пасхи. После крещения Иисус Христос ушёл в пустыню, в которой пребывал 40 дней и ночей, готовя себя к исполнению своего священного долга.

Крещение 2018: Традиции праздника. Что можно и что нельзя делать

С течением времени праздник Крещения Господня оброс огромным количеством традиций, которые свято почитаются людьми и по сей день. Пожалуй, самой значимой из них является обряд купания в проруби, особенности которого следует обязательно знать всем, кто желает совершить данное действие. Перед купанием, во льду прорезается прорубь, которую принято называть Иордань в честь реки, в которой был крещён Иисус. Батюшка окунает в воду распятие и читает молитву, чем освящает данное место для дальнейшего обряда. Окунаться следует трижды с головой, после принято читать молитву и выходить из воды. Казалось бы, зачем подвергать свой организм такому стрессу в дни, когда особенно лютует русская зима? Однако купание в проруби на Крещение – древняя и мудрая традиция. Считается, что именно в этот день, вода в природных источниках приобретают особенные свойства: после купания в такой воде смываются не только болезни, хвори, сглазы, но и грехи, коих к этому моменту могло накопиться немало…

  1. Нельзя входить в воду людям с заболеваниями сердца, нервной и сосудистой системы, а также беременным и детям. Последних это касается особенно, ведь в детском возрасте процесс терморегуляции еще не сформирован, отчего детский организм подвержен риску получить серьезные осложнения.
  2. Нельзя купаться в нетрезвом состоянии - т.к это опасно для жизни!
  3. Можно перед погружением сытно поесть, но при этом - не объедаться, а после – выпить горячего чая.

Если вы будете придерживаться всех правил, то данная процедура на Крещение Господне, обязательно благотворно скажется на вашем самочувствии: как на физическом, так и на духовном.

Крещение 2018: Традиция набирать крещенскую воду

Безусловно, что не все смогут окунуться в проруби 19 января 2018 года, но при этом, каждый из нас сможет набрать для себя святой крещенской воды, а как, где и когда лучше всего набирать крещенскую воду, мы Вам подскажем далее.

Следует отметить, что освящение воды в церквях, происходит как 18 января в Крещенский сочельник (после Божественной литургии), так и в сам праздник Крещения Господня. В эти два дня можно набрать крещенской святой воды, при этом, нет никакой разницы, когда её набирать в храме - 18 или 19 января. В случае, если Вы решили набирать воду из под крана, то соответственно, наилучшим периодом для этого, будет промежуток времени с 00:10 до 01:30, который приходится в ночь с 18-го на 19-е января, при этом, воду также можно набирать и позже, на протяжении всего 19-го числа (до наступления 24:00).

Запрещено ссориться и совершать плохие поступки, когда святая вода находится в руках.

Крещение 2018: Приметы

Этот праздник имеет множество примет, как относительно быта, так и природы:

Плохая примета разбавлять освященную воду;

Начиная с Сочельника, не советуют давать деньги в займы. В противном случае виновник может испытывать недостаток в деньгах на протяжении года;

Нельзя воспринимать праздник, только как развлечение окунуться в проруби;

Хорошей приметой на Крещение является завершение какого-то дела;

Любая договоренность в этот день обязательно заканчивается успехом;

Природа на Крещение также о многом говорит:

Обильный снегопад и темные тучи на Крещение предвещают богатый урожай осенью;

Ночной лай собак к хорошей новости;

Крест, нарисованный на дверях, может уберечь дом от нечисти;

На праздники ничего нельзя выносить из дому, иначе будут материальные потери.

Богоявление или Крещение Господне – один из важнейших двунадесятых праздников Православия. Всё об истории возникновения этого события читайте в статье!

Крещение Господне, или Богоявление – 19 января в 2019 году

Что это за праздник?

Предпразднество Богоявления

Богоявление издревле было в числе великих двунадесятых праздников. Еще в Постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 12) заповедано: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Этот праздник в Православной Церкви совершается с равным величием, как и праздник Рождества Христова. Оба эти праздника, соединенные «Святками» (с 25 декабря по 6 января), составляют как бы одно торжество. Почти сразу же после отдания праздника Рождества Христова (со 2 января) Церковь начинает готовить нас к торжественному празднику Крещения Господня специально посвященными наступающему празднику стихирами и тропарями (на вечерне), трипеснцами (на повечерии) и канонами (на утрени), а церковные песнопения в честь Богоявления звучат уже с 1 января: на утрени праздника Обрезания Господня на катавасию поются ирмосы канонов Богоявления: «Глубины открыл есть дно…» и «Шествует морскую волнящуюся бурю…». Своими священными воспоминаниями, следуя от Вифлеема к Иордану и сретая события Крещения, Церковь в предпразднственных стихирах призывает верующих:
«От Вифлеема на Иордан прейдем, тамо бо Свет сущим во тьме озаряти уже начинает». Ближайшая суббота и воскресенье перед Крещением называются субботою и Неделей пред Богоявлением (или Просвещением).

Навечерие Богоявления

Канун праздника - 5 января - называется Навечерием Богоявления, или Сочельником. Службы Навечерия и самого праздника во многом сходны со службой Навечерия и праздника Рождества Христова.

В Сочельник Богоявления 5 января (как и в Сочельник Рождества Христова) предписывается Церковью строгий пост: принятие пищи один раз после освящения воды. Если Навечерие случится в субботу и воскресенье, пост облегчается: вместо одногo раза дозволяется принятие пищи дважды - после литургии и после освящения воды. Если чтение Великих часов с Навечерия, случившегося в субботу или воскресенье, переносится на пятницу, то поста в эту пятницу не бывает.

Особенности богослужения в Навечерие праздника

Во все седмичные дни (кроме субботы и воскресенья) служба Навечерия Богоявления состоит из Великих часов, изобразительных и вечерни с литургией св. Василия Великого; после литургии (после заамвонной молитвы) бывает освящение воды. Если Сочельник случится в субботу или воскресенье, то Великие часы совершаются в пятницу, и литургия в эту пятницу не бывает; литургия же св. Василия Великого переносится на день праздника. В самый же день Сочельника литургия св. Иоанна Златоуста бывает в свое время, а за ней - вечерня и после нее водоосвящение.

Великие часы Крещения Господня и их содержание

Тропари указывают на разделение вод Иордана Елисеем милотью пророка Илии как на прообраз истинного Крещения Христа в Иордане, Которым естество водное освятилось и во время которого Иордан остановил свое естественное течение. В последнем тропаре описывается трепетное чувство святого Иоанна Крестителя, когда к нему пришел креститься Господь. В паримии 1-го часа словами пророка Исаии Церковь возвещает о духовном обновлении верующих в Господа Иисуса Христа (Ис. 25).

Апостол и Евангелие возвещают о Предтече и Крестителе Господнем, свидетельствовавшем о вечном и Божественном величии Христа (Деян. 13, 25-32; Мф. 3, 1-11). На 3-м часе в особых псалмах - 28-м и 41-м - пророк изображает могущество и власть крестившегося Господа над водой и всеми стихиями мира: «Глас Господень на водах: Бог славы возгреме, Господь на водах многих. Глас Господень в крепости; глас Господень в великолепии…» К этим псалмам присоединяется и обычный, 50-й псалом. В тропарях часа раскрываются переживания Иоанна Крестителя - трепет и страх при Крещении Господа - и явление в этом великом событии тайны Троичности Божества. В паримии мы слышим голос пророка Исаии, предвозвещающий духовное возрождение через крещение и Призывающий к принятию этого таинства: «Измыйтеся, и чисти будете» (Ис. 1, 16-20).

Апостол повествует о различии крещения Иоаннова и крещения во Имя Господа Иисуса (Деян. 19, 1-8), а Евангелие - о Предтече, уготовлявшем путь Господу (Мк. 1, 1-3). На 6-м часе в псалмах 73-м и 76-м царь Давид пророчески изображает Божественное величие и всемогущество Пришедшего креститься в образе раба: «Кто бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса. Видеша Тя воды, Боже, и убояшася: смятошася бездны».

Присоединяется и обычный, 90-й псалом часа. В тропарях содержится ответ Господа Крестителю на его недоумение по поводу Христова самоуничижения и указывается на исполнение пророчества Псалмопевца о том, что река Иордан останавливает свои воды при вхождении в нее Господа для Крещения. В паримии говорится о том, как пророк Исаия созерцает благодать спасения в водах крещения и призывает верующих к усвоению ее: «Почерпите воду с веселием от источник опасения» (Ис. 12).

Апостол внушает крестившимся во Христа Иисуса ходить в обновлении жизни (Рим. 6, 3-12). Евангелие благовествует о явлении Святой Троицы при Крещении Спасителя, о сорокадневном Его подвиге в пустыне и начале проповеди Евангелия (Мк. 1, 9-15). На 9-м часе в псалмах 92-м и 113-м пророк возвещает о царском величии и всемогуществе крестившегося Господа. Третий псалом часа - обычный, 85-й. Словами паримии пророк Исаия изображает неизреченное милосердие Божие к людям и благодатную для них помощь, явленную в Крещении (Ис. 49, 8-15). Апостол возвещает о явлении благодати Божией, «спасительной всем человеком», и обильном излиянии на верующих Святого Духа (Тит. 2, 11-14; 3, 4-7). Евангелие повествует о Крещении Спасителя и Богоявлении (Мф. 3, 13-17).

Вечерня в день Навечерия праздника

Вечерня в Навечерие праздника Богоявления подобна той, какая бывает в Навечерие Рождества Христова: вход с Евангелием, чтение паримий, Апостол, Евангелие и проч., но паримий на вечерне Богоявленского Навечерия читается не 8, а 13.
После первых трех паремий к тропарю и стихам пророчества певцы припевают: «Да просветиши во тьме седящия: Человеколюбче, слава Тебе». После 6-й паримии - припев к тропарю и стихам: «Где бо имел бы свет Твой возсияти, токмо на седящия во тьме, слава Тебе».
Если в Навечерие Богоявления вечерня соединяется с литургией св. Василия Великого (в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу), то после чтения паремий следует малая ектения с возгласом: «Яко свят еси, Боже наш…», затем поется Трисвятое и прочее последование литургии. На вечерне же, отдельно совершаемой после литургии (в субботу и воскресенье), за паримиями, малой ектенией и возгласом: «Яко свят еси…» следуют прокимен: «Господь просвещение мое…», Апостол (Кор., зач. 143-е) и Евангелие (Лк., зач. 9-е).
После этого - ектенья «Рцем вси…» и прочее.

Великое освящение воды

Воспоминание Иорданского события Церковь обновляет особым чином великого освящения воды. В Навечерие праздника великое освящение воды бывает после заамвонной молитвы (если совершается литургия св. Василия Великого). А если вечерня совершается особо, без соединения с литургией, освящение воды бывает в конце вечерни, после возгласа: «Буди держава…». Священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах…» выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды.

Освящение воды совершается также и в самый праздник после литургии (тоже после заамвонной молитвы).

Великое освящение воды в Навечерие и в самый праздник Православная Церковь совершает издревле, причем благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В Навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения orлашенных, которое в древности совершалось в Навечерие Богоявления (Пост. Апост., кн. 5, гл. 13; историки: Феодорит, Никифор Каллист). В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя. Водоосвящение в самый праздник получило свое начало в Иерусалимской Церкви и в IV - V вв. совершалось лишь в ней одной, где был обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в воспоминание Крещения Спасителя. Поэтому и в Русской Православной Церкви водоосвящение в Навечерие совершается в храмах, а в самый праздник оно обычно совершается на реках, источниках и в колодцах (так называемое «Хождение на Иордань»), ибо Христос крестился вне храма.

Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них и установившего таинство Крещения, при котором издревле бывает освящение воды. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв для этого чина написал св. Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается св. Софронию, Патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминают уже учитель Церкви Тертуллиан и св. Киприан Карфагенский. В Постановлениях Апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Так, в кн. 8-й говорится: «Священник призовет Господа и скажет: «И ныне освяти воду сию, и даждь ей благодать и силу».

Св. Василий Великий пишет: «По какому писанию благословляем мы и воду крещения? - От Апостольского предания, по преемству в тайне» (91-е правило).

Во второй половине X века Антиохийский Патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в Навечерие Богоявления. В Русской Церкви Московский Собор 1б67 г. постановил совершать двукратное водоосвящение - в Навечерие и в самый праздник Богоявления и осудил Патриарха Никона, который запретил двукратное водоосвящение. Последование великого освящения воды как в Навечерие, так и в самый праздник одно и то же и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды. Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения (паримии), самого события (Апостол и Евангелие) и его значения (ектеньи и молитвы), в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня.

На практике чин водоосвящения совершается следующим образом. После заамвонной молитвы (в конце литургии) или просительной ектеньи: «Исполним вечернюю молитву» (в конце вечерни) настоятель в полном облачении (как во время совершения литургии), а прочие священники только в епитрахили, поручах и настоятель, несущий Честный Крест на непокрытой главе (обычно Крест полагается на воздухе). На месте водоосвящения Крест полагается на благоукрашенный стол, на котором должна стоять чаша с водой и тремя свечами. Во время пения тропарей настоятель с диаконом совершает каждение приготовленной к освящению воды (окрест стола трижды), а если вода освящается в храме, то кадит также алтарь, священнослужителей, певцов и народ.

По окончании пения тропарей диакон возглашает: «Премудрость», и читаются три паримии (из книги пророка Исаии), в которых изображаются благодатные плоды пришествия Господа на землю и духовная радость всех, обращающихся ко Господу и причащающихся от живоносных источников спасения. Затем поется прокимен «Господь просвещение мое…», читаются Апостол и Евангелие. В Апостольском чтении (Кор., зач. 143-е) говорится о лицах и событиях, которые в Ветхом Завете, во время странствования иудеев в пустыне, были прообразом Христа Спасителя (таинственное крещение иудеев в Моисея среди облака и моря, духовная их пища в пустыне и питие от духовного камня, который был Христос). В Евангелии (Мк., зач. 2-е) повествуется о Крещении Господа.

После чтения Священного Писания диакон произносит великую ектенью с особыми прошениями. В них содержатся моления об освящении воды силою и действием Святой Троицы, о ниспослании на воду благословения Иорданова и даровании ей благодати к исцелению душевных и телесных немощей, в отгнание всякого навета видимых и невидимых врагов, к освящению домов и на всякую пользу.

Во время ектении настоятель читает тайно молитву об очищении и освящении самого себя: «Господи Иисусе Христе…» (без возгласа). По завершении ектении священник (настоятель) громко читает освятительную молитву: «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя…» (трижды) и прочее. В этой молитве Церковь умоляет Господа прийти и освятить воду для того, чтобы она получила благодать избавления, благословение Иорданово, чтобы она была источником нетления, разрешением недугов, очищением душ и телес, освящением домов и «ко всякой пользе изрядна». В середине молитвы священник трижды восклицает: «Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию» и при этом каждый раз благословляет воду рукой, но персты в воду не погружает, как это бывает в таинстве Крещения. По окончании молитвы настоятель тотчас благословляет воду крестовидно Честным Крестом, держа его обеими руками и погружая трижды прямо (низводя в воду и возводя), и при каждом погружении Креста поет со священнослужителями тропарь (трижды): «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…»

После этого, при многократном пении тропаря певцами, настоятель с Крестом в левой руке кропит крестообразно во все стороны, а также окропляет святой водой храм.

Прославление праздника

В Навечерие после отпуста вечерни или литургии посреди церкви поставляется светильник (а не аналой с иконой), перед которым духовенство и певчие поют тропарь и (на «Слава, и ныне») кондак праздника. Свеча здесь означает свет Христова учения, Божественное просвещение, даруемое в Богоявлении.

После этого молящиеся прикладываются ко Кресту, и священник окропляет каждого святой водой.

19 января Православная церковь отмечает великий двунадесятый праздник – Крещение Господне и Богоявление (Водокрещи). В этот день православный народ вспоминает Крещение Иисуса Христа от Иоанна Крестителя в Иордане. Своё второе название – Богоявление – праздник получил в связи с тем, что при крещении Спасителя свершилось «явление трех лиц Божества: Отец с небес гласом свидетельствовал о крещеном Сына, а на Иисуса сошел Святой Дух в облике голубя, тем самым подтверждая слова Отца».

В народе праздник назвали Водокрещи. Название появилось из-за основных крещенских обрядов – водоосвящения, или водокрещения.

В народном календаре Крещение Господне являлось одним из важнейших праздников с начала года. С этого дня завершались Святки, и прерывался контакт людей с иным миром. В связи с этим основная часть крещенских обрядов имела очистительный характер. К Крещению готовились ещё накануне: мыли избы и тщательно выметали сор, в котором, по мнению наших предков, мог спрятаться чертенок. По поверью, утром перед водоосвящением в воде должны утонуть все чертенята. Вечером по возможности все люди шли в церковь на службу, по окончанию которой совершалось великое водосвятие. Его крестьяне считали торжеством особой важности.

По возвращению со службы люди проводили очистительные обряды, всей семьей пили святую воду, окропляли ей скотину, дом и хозяйственные постройки. На Крещение собирали снег, а получившуюся из него воду сливали в кувшин и берегли на случай болезни. Считается, что эта вода исцеляет судороги, головокружение, онемение ног. Если снеговою крещенскою водою спрыснуть холстину, то это так её выбелит, как не сделают ни зола, ни солнце. Крещенский снег добавляли и в корм лошадям, чтобы они не болели, давали курам, чтобы они начали раньше нестись.

По народным представлениям, ночью накануне Рождества открываются небеса. По поверьям, происходит это в момент, когда Спаситель входит в реку. Знамением этого события является волнение воды в стакане или чашке, которое чаще всего происходит в полночь. Дождавшись этого знака, нужно быстрее идти на улицу. Если человеку повезет увидеть «разверстые небеса», то он может просить у Господа все, что его душе угодно.

Крещение: обряды и приметы на 19 января

Главным торжеством праздничного дня являлось водосвятие и «хождение на Иордань». Для этого на одном из водоемов на ранее установленном месте делали прорубь – Иордань. Весь день Крещения для христиан был полон особенного значения. Они принимали участие в торжественном крестном ходе и получении святой воды. После молебна купались в реке, чтобы очиститься от грехов и излечиться от болезней. Те, кто на Святки рядились, купались в проруби, чтобы смыть с себя «бесовскую личину».

Прорубь и место возле него считают священными. В прорубь втыкали палку, чтобы плодились голуби и пчелы. К Иордани пригоняли скот, который священники окропляли водой, освященной в реке.

После обедни хозяева во дворе раскладывали не обмолоченные снопы различных культур, разломленные на кусочки хлеб и ржаные лепешки, оставленные для Крещения с праздников Нового года и Рождества Христова. К разложенной пище из хлевов выпускали скотину и, пока она ела, её окропляли водой, принесенной из проруби. При этом хозяин, окроплявший животных, надевал шубу мехом наружу.

Использование в обряде новогоднего и рождественского хлеба, а также вывороченной шубы связано с идеей приплода: мех и обрядовая пища в традиционном сознании наделялись продуцирующие силой. Кормление различными видами необмолоченного хлеба проводили для того, чтобы скот весь год был сыт.

Как и в Крещенский сочельник, так и в день Крещения после водосвятия проводили обряд очищения домов и хоз. построек, чтобы отовсюду выгнать святочную нечисть. Для этого использовали освященную воду. Молодые люди верхом на конях ездили по дворам, били кнутами и метлами по всем закоулкам и темным углам с криком и визгом, читая специальное заклинание.

С 19 января и в течение всей недели запрещалось полоскать на реке бельё. По народным представлениям, нечистая сила, уходящая после Святок в воду, может схватиться за бельё и выбраться наружу.

Свечу, которую приносили вместе со святой водой со службы в Крещенский сочельник, бережно хранили. Её зажигали во время грозы, чтобы предотвратить пожар. Ей приписывали предохранительную силу от нечистой силы. В день первого выгона скота кусочек этой свечи крепили коням под гриву или под челку, а коровам – между рогов. Считали, что это поможет защитить скотину от лешего и водяного.

В народе верили, что ребенок, окрещенный в Крещение, станет очень счастливым человеком. А тот, кто мечтал стать богатым и успешным, или приобрести шапку-невидимку проводил в Крещение специальный ритуал. Надо было одеться во все новое и во время крещенского водоосвященя зарыться в копну сена, которую накосили абсолютно новой косой в ночь на Ивана Купала (с 6 по 7 июля). Собирать такое сено нужно новыми граблями и переносить на новых носилках. Пока человек будет находиться в копне, нечистый начнет его выманивать оттуда разными обещаниями. Выходить следует после того, как черт даст шапку-невидимку, в противном случае он может заколоть человека вилами.

Сразу после Крещения начинался мясоед – пора свадеб. Поэтому популярным в день Крещения был обряд «Выбор невест». Молодежь в этот день рядилась в лучшие наряды. Девушки надевали по несколько рубах с вышитыми подолами, белились и румянились. Поверх рубах надевали сарафан, а на него 3-4 передника с обильной вышивкой. Поверх одежды накидывали овчинную шубу, опушенную мерлушечьим мехом. В более крупные местные центры по случаю обряда «Выбор невест» на водосвятие и праздничную службу съезжались из соседних деревень парни и девушки, планирующие создать семью в новом году.

Присматривать невест начинали ещё в церкви во время службы, на водосвятии, когда девушки стояли на возвышенности над рекой, а парни – снизу. Непосредственно смотрины проводили после обеда. Девушки становились в один или несколько рядов недалеко от проруби или возле церковной ограды, а парни прогуливались между ними.

Кроме парней «невест» разглядывали и их родители. Оценивали не только внешние качества девушки (красота, рост, полнота), но и её умение ткать, прясть, шить, плести кружева и вышивать, что обнаруживалось при просмотре надетых нарядов. Уделялось внимание и здоровью будущих невест. Кроме внешних данных, критерием крепкого здоровья являлись теплые руки: матери парней брали девушек за руки, которые оставались без рукавиц во время смотрин (около 2-3 часов). Если руки у девушки были холодными, то её считали больною и неподходящей для брака.

Приметы на Крещение (19 января)

  1. Если на Крещение метель, то и в конце апреля жди метели.
  2. Холодная и ясная погода – к засушливому лету; снежная и пасмурная – к хорошему урожаю.
  3. Пасмурное небо, большой иней и идущий снег предвещают плодородный год.
  4. Ясный день – к неурожаю.
  5. В полдень синие облака – к урожаю.
  6. Сильные вихри на Крещение поднимаются – к хорошему роению пчел.
  7. Если день теплый, то хлеб будет густой.
  8. Звездная ночь – к урожаю гороха и ягод. Ещё это знак, что овцы в этом году будут хорошо ягниться.
  9. Полный месяц – к полноводию весной.
  10. Если день солнечный и теплый, то хорошая погода продлится ещё несколько недель.
  11. Если идет дождь, то будет дождливо до конца месяца.
  12. Если снег к забору привалил, лето плохое будет. Если же есть промежуток, то урожайное.
  13. Собаки много лают – будет вдоволь дичи.
  14. День удачен для гадания.

Человек, родившийся 19 января, проживет долгую и счастливую жизнь. Ему следует носить нефрит.

Видео: приметы на Крещение Господне (19 января)

Выбор редакции
Все чаще современному человеку выпадает возможность познакомиться с кухней др. стран. Если раньше французские яства в виде улиток и...

В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...

Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...
Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...
Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...