Гений в искусстве и науке. Мировая культура



Совсем недавно прошла масштабная культурная акция «Ночь Искусств», в которой приняла участие и Центральная библиотека им. А. С. Пушкина. В канун этой акции культуре и искусству уделяется, как правило, особенно много внимания. На мой взгляд, об искусстве и культуре следует говорить не только в канун каких-то крупных дат и праздников, но и просто так, – считает библиотекарь отдела научно-популярной литературы Юлия Новикова. – Предлагаю сегодня познакомиться поближе не просто с талантливыми людьми, а людьми гениальными, которым удалось оставить неизгладимый след как в науке, так и в искусстве одновременно.

Наверное, у большинства самая первая ассоциация о феноменально гениальном человеке связана с М.В. Ломоносовым. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) – знамя нашей культуры, живой образ славного культурного прошлого великой русской науки. Так оценил научное наследие гениального ученого С. И. Вавилов. С его именем неразрывно связано развитие в нашей стране материалистической философии, физики и химии, химической технологии и приборостроения, техники горного дела, стекольного и керамического производства, оптики и астрономии, геологии и минералогии, географии и мореплавания, истории и экономики, филологии и поэзии. Трудно назвать то направление науки и культуры, которого бы не коснулся его всеобъемлющий талант. М.В. Ломоносов, по образному выражению А. С. Пушкина, был «первым нашим университетом». Сегодня Ломоносову, которого часто сравнивают с Леонардо да Винчи и другими титанами эпохи Возрождения, исполняется 305 лет!


Родился русский Леонардо в 1711 году в Архангельской губернии, недалеко от городка Холмогоры, в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова. В свое время отец учился в Москве на священника, в доме у них была библиотека, и сын унаследовал от отца страсть к чтению. Михайло получил достаточное образование для тех мест, а в 1730 году отправился в Москву и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Основательно овладев латинским и греческим языками, Ломоносов открыл для себя античную и европейскую культуру. Он настолько успешно учился в академии, что в 1735 году его отправили в Петербургский университет, а в 1737 году в Германию для изучения горного дела, физики, химии, французского, итальянского и английского языка. В Марбургском и Фрайборгском университетах он овладел глубокими познаниями в этих областях. Чтобы способствовать развитию отечественной науки, появлению русских ученых, Ломоносов добился создания первого в стране Московского университета, носящего теперь его имя.

Гениальный ученый был не только основоположником отечественной науки, но и великим поэтом-реформатором. Оды, стихи, послания Ломоносова открыли новую эпоху в русской литературе. Со школьной скамьи и на всю жизнь мы запоминаем поэтические строки, вошедшие в золотую сокровищницу русской поэзии:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут.

С полным правом мы называем его основоположником современного русского языка. Ломоносов написал грамматику русского языка ("Российская грамматика",1755) и первую риторику на русском языке. "Российская грамматика" стала самым популярным учебным пособием в 18 веке. На ней воспитывались многие русские учёные.

Михаил Васильевич Ломоносов знаменит и своими мозаичными картинами, где в полной мере воплотился его талант художника. В художественной мастерской Ломоносова были созданы великолепные мозаики: портреты Петра I, Елизаветы, Екатерины II и грандиозное мозаичное полотно «Полтавская баталия».

Ломоносов внёс свою лепту и в развитие отечественной истории. Он одним из первых обратился к истории становления древнерусского государства . Выдвинутая Ломоносовым теория славяно-чудского происхождения Древней Руси была принята позднейшей историографией. Его сочинение "Древняя Российская история" (1766) пользовалась большой популярностью не только в России, но и за рубежом, была переведена на другие языки.

Назначенный в 1758 г. главой Географического департамента Академии наук, Ломоносов все усилия направил на составление нового "Атласа российского", основанного на точных географических данных. Для получения сведений Ломоносов разрабатывает анкету "Географические запросы" и добивается её рассылки во все губернии России. Активная деятельность Ломоносова увенчалась успехом – новые, более совершенные географические карты были подготовлены и опубликованы.

Далеко опережая современную науку, Михаил Васильевич первым из ученых разгадал, что поверхность Солнца представляет собой бушующий огненный океан, в котором даже «камни, как вода, кипят», предсказал существование Антарктиды.

Взгляды великого ученого значительно опередили его время. Много сил положил Ломоносов на открытие северного морского пути. Итогом напряженного труда и огромной исследовательской работы стали составленные им подробный план и маршрут плавания северной экспедиции. Самим ученым были сконструированы и изготовлены многие навигационные приборы для оснащения кораблей, например, морской барометр, «ночезрительная труба». Спустя более двух веков по чертежу Ломоносова в Советском Союзе были созданы специальные ночные бинокли, которые использовались на кораблях в годы Великой Отечественной войны.

Михаил Васильевич был не только успешным ученым, но и счастливым семьянином. Как отмечают современники, он очень любил свою жену Елизавету Цильх, восхищался ей. Им до последнего дня удалось сохранить душевную близость. В браке у них родилась дочь Елена. Похоронен Ломоносов в Санкт-Петербурге в Некрополе 18 в.

Леонардо да Винчи (1452-1519) – итальянский гений . Наверное, сложно сразу сказать, в чем Леонардо да Винчи преуспел больше: в науке или искусстве? Живописец, скульптор и архитектор, учёный-естествоиспытатель, писатель и музыкант, изобретатель и математик, ботаник и философ, яркий представитель эпохи Возрождения.

Свою юность Леонардо да Винчи провел во Флоренции, где в те годы был сосредоточен весь интеллект Италии, так что, кроме живописи, у Леонардо да Винчи была возможность учиться черчению, химии, гуманитарным наукам. Здесь он познал кое-какие навыки в технике, научился работать с такими материалами, как металл, кожа и гипс, увлёкся моделированием и скульптурой.

В 20-летнем возрасте в Гильдии Святого Луки Леонардо получил квалификацию мастера и попал учеником в мастерскую к Верроккио. Верроккио поступил очередной заказ, нужна была картина «Крещение Христа», учитель поручил Леонардо написание одного из двух ангелов. Но когда мастер-преподаватель сравнил ангела, которого писал он, с творением рук да Винчи, то выбросил свою кисть и больше уже никогда не возвращался к живописи. Он понял, что ученик не просто превзошёл его, а родился настоящий гений.

Верроккио

Позже Леонардо пришлось переехать в Милан, где он стал особенно много внимания уделять анатомии и архитектуре. Он набросал несколько вариантов центрально-купольного храма; раздобыл человеческий череп и сделал открытие – черепные пазухи. В этот же миланский период, работая при дворе, сильно увлёкся кулинарией и искусством сервировки столов. Для того чтобы облегчить труд поваров, Леонардо изобрёл некоторые кулинарные приспособления.

Хоть современники и причисляют Леонардо да Винчи к великим художникам, сам себя он считал учёным инженером. Рисовал достаточно медленно и не так уж много времени посвящал изобразительному искусству, так как слишком сильно увлекался наукой.

Можно долго перечислять изобретения, творения, достижения Леонардо да Винчи. Наверное, в каждом разделе библиотечного фонда, будь то естественные науки, философия или техника, можно найти по удивительной книге о Леонардо да Винчи.

При всей своей феноменальной гениальности Леонардо да Винчи не удалось создать семью, а что касается его взаимоотношений с женским полом, то достоверной информации по этому поводу нет.

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) – талантливый композитор и известный химик. Его разносторонняя и плодотворная деятельность оставила яркий след в истории мировой культуры.

«Самобытный композитор, один из создателей русского симфонизма», «первоклассный химик, которому многим обязана химия», «основатель, охранитель, поборник женских врачебных курсов», «опора и друг учащихся» – эти слова принадлежат современникам Бородина. А современниками были Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов, И. Е. Репин, Д. И. Менделеев, М. П. Мусоргской и др.

Конечно, не все сферы приложения творческих сил Бородина равнозначны. В историю мировой культуры Бородин вошел, прежде всего, как гениальный композитор, участник «Могучей кучки», создатель оперы «Князь Игорь» и «Богатырской» симфонии, утвердивших эпическое направление в русской музыке.

Не менее известен Бородин и как ученый-химик. В 1856 г. А. П. Бородин, под руководством выдающегося химика Н. Н. Зинина, с похвальным листом окончил Медико-хирургическую Академии. А уже через три года, в 1858 г., ему после успешной защиты докторской диссертации «Об аналогии мышьяковой кислоты с фосфорною в химическом и токсикологическом отношениях» присуждается ученая степень доктора медицины. Научная деятельность А. П. Бородина высоко подняла авторитет отечественной химии.

Подобно лучшим, передовым представителям XIX века Бородин не замыкался в кругу только творческих интересов – будь то искусство или наука. Как величайший долг перед обществом рассматривал он свою деятельность в области женского медицинского образования, а также в работе Русского химического общества, Общества русских врачей и в ряде других.

В делах семейных жизнь Бородина сложилась не так радужно, как в искусстве и творчестве. Александр Порфирьевич женился весной 1963 года на Екатерине Сергеевне Протопоповой, однако детей в семье так и не появилось. Бородин скончался скоропостижно от инфаркта в возрасте 53 лет.


Льюис Кэрролл (1832-1898) – математик с детской душой. Уже с юных лет Л.Кэрролл демонстрировал свои выдающиеся математические способности. Л.Кэрролл после окончания школы поступил в престижный колледж Оксфордского университета, выиграл стипендию, удостоился отличия первого класса и уже юношей был назначен лектором по математике Оксфорда. Много времени Кэрролл уделял исследовательской работе по математике: он издал «Аналитический разбор пятой книги Евклида», «Конспекты по алгебраической планиметрии», «Элементарное руководство по теории детерминантов», «Евклид и его современные соперники», а также «Математические курьезы» и «Символическую логику».

Однако, как чаще всего бывает в истории науки, долгое время считалось, что математическое наследие Кэрролла несущественно, т.к. основывалось лишь на нескольких учебниках; но в последнее время к математическим находках автора, ранее невостребованным, обращается все больше внимания. Многие достижения Льюиса в области математической логики намного опередили свое время. Кэрролл разработал графический метод решения логических задач – более удобный, чем пресловутый способ Эйлера или Венна. С искусством сравнивали способность Кэрролла решать так называемые сориты (сорит по-гречески «куча») – логические задачи, представленные цепочкой силлогизмов, у которых заключение одного силлогизма служит посылкой другого.

Интересным фактом является и то, что свои математические труды Л. Кэрролл подписывал своим настоящим именем Чарльз Доджсон, и только литературные пробы – псевдонимом. Как мы помним, наиболее известными произведениями Кэрролла являются его «Алиса в Стране чудес», «Алиса в Зазеркалье», но мало кто знает, что и многие свои математические изыскания автор посвящал детям. Так, в сборнике для детей «Логическая игра» автор разработал стратегию игры в «Пятнашки», а также представил огромное количество логических задач, например: в данный треугольник вписать такой шестиугольник, чтобы его противоположные стороны были равны и параллельны, три из них лежали на сторонах треугольника, а диагонали пересекались в заданной точке внутри треугольника.

Несмотря на то, что Л. Кэрроллу удалось достичь высот как в науке, так и в искусстве, в личной жизни добиться ничего не удалось. Л. Кэрролл умер в возрасте 65 лет, так и не связав свою жизнь ни с одной женщиной.

Друзья, я предлагаю Вам вспомнить еще выдающихся гениев науки и талантливых людей одновременно и рассказать о них кратко в комментариях!

А также напоминаю, что в отделе научно-популярной литературы Центральной библиотеки им. А.С. Пушкина проходит одноименная выставка, на которой представлены удивительные книги о названных гениях. Ждем Вас в часы работы библиотеки!

Читайте больше – ведь знаний много не бывает!


Юлия Новикова, библиотекарь отдела научно-популярной литературы


Культурология: Учебник для вузов Апресян Рубен Грантович

6.7. Человек – творец культуры

В реальной жизни людям приходится принимать разные решения, в том числе и нестандартные, т. е. не основанные на общепринятых нормах поведения. Такой процесс называется творчеством. Любой человек в той или иной мере обладает творческими способностями, т. е. способностями к выработке новых приемов деятельности, к овладению новыми знаниями, к формулировке проблем и познанию неизвестного. Однако новое для отдельного человека не всегда является новым для всего общества. Подлинное творчество в культуре определяется принципиальной новизной полученных результатов в масштабах их исторической значимости.

Творчество имеет двойственную природу. С одной стороны, процесс творчества может рассматриваться как непосредственная творческая деятельность или создание принципиально нового, с другой – как творческое состояние, т. е. готовность человека к творчеству. Для творческой деятельности характерно стремление человека к преобразованию действительности по меркам целесообразности, гармонии, совершенства. Эти параметры творчества закрепляются в структуре человеческого сознания на уровне чувства удовольствия или неудовольствия, формируя психологические основания эстетической деятельности. Эстетическая целостность творчества формирует многогранность культуры.

Творчество культуры осуществляется под воздействием внешних и внутренних факторов. Развитие культуры является частью истории общества. Поэтому истоки культуро-творчества следует искать в развитии материального производства и всех сфер общественной ЖИЗНИ . Другой внешний факторстепень интеграции данного народа в мировой культурный процесс. Важнейшим внутренним условием созидания культуры является соответствие личности тенденциям общественного и культурного развития на конкретном историческом этапе. В этом случае человек обязан выработать адекватные представления о культурном пространстве, в котором он живет, а также навыки их ситуационного применения и трансформации.

Способность «творить» мир закладывается и реализуется в социальной и культурной практике личности, а значит, может быть осмыслена на различных ступенях ее обучения. Образование может способствовать формированию не «всеядного» потребителя, а создателя новых культурных традиций. В данном случае велика роль гуманитаризации программ обучения – введения в них представлений о художественной культуре, философии, религии, социологии, этнологии и т. п. Для современной России в условиях отчуждения культуры от большей части населения, разрушения коммуникативных процессов, обесценивания общечеловеческих норм бытия, коммерциализации культуры подобное образование чрезвычайно актуально. Положительный вектор информатизации позволяет человеку сегодня жить в многообразии культур, но он часто остается исключительно потребителем массовой культуры. В результате теряют смысл все позитивные формы социальной и культурной активности, жизненные цели и творчество. Однако остаются те феномены человеческого бытия (сакральность, язык, преемственность, традиции, новаторство, отношения индивида и общества), которые придают процессу культуротворчества статус вечного.

Положение индивида в обществе с точки зрения приоритета личного или коллективного также влияет на процесс культуротворчества. Опыт истории свидетельствует, что коллективные формы сосуществования чаще, чем личностные, ограничивают проявление человеческого начала в человеке. В чем же состоит человеческое в человеке? На этот вопрос интересно ответил католический религиозный деятель, философ, писатель, публицист Романо Гвардини (1885–1968). В своей работе «Конец Нового времени. Попытка найти свое место» (1950) из соотношения массового и индивидуального в культуре автор вывел понятие «человеческое в человеке» – не усредненность, а единственность и уникальность каждой личности.

На творчество культурных феноменов в современных условиях сильнейшее воздействие оказывает технологизация общества. Воздействие НТР многогранно и противоречиво. НТР расширила возможности приобщения широких масс к духовным ценностям (например, через средства массовой информации), предъявила возросшие требования к образованности, интеллектуальному потенциалу личности и общества. Одновременно благодаря развитию транспорта и средств связи НТР усилила подвижность населения, активизировала процессы культурного обмена, интернационализации общественной жизни и культуры. Данные тенденции свидетельствуют об участии в творчестве мировой культуры различных культур многочисленных народов и национальностей. Этот факт подчеркивает существование единого общечеловеческого творческого начала.

Имеются существенные различия между созданием культуры мегаполисов и культуры провинциальных городов. Центр и провинция включены в единое пространство культуры, но имеют объективные условия для неодинакового культурного развития. Есть основания говорить об особенностях культуротворчества в больших регионах мира. Так, Европа, создавая собственное культурное пространство, делала упор на разум, а Восток – на чувственное восприятие мира и интуицию. Сегодня границы между культурами Востока и Запада основательно размыты, обмен духовными ценностями идет достаточно интенсивно, хотя это и не всегда означает понимание сторон.

Человечество создало и постоянно пересоздает культуру, удовлетворяя собственные интересы и потребности. При этом творчество каждого отдельного человека влияет на жизнь других людей, поэтому настоящую культуротворческую личность должна отличать высокая ответственность за смысл и качество создаваемых ценностей, за их использование во благо, а не во вред материнской культуре и ее носителю – народу . Успешность культуротворчества в целом зависит от возможности человечества понять и использовать те законы, по которым культура функционирует, синтезируя опыт прошлого с современностью и тенденциями будущего.

Из книги Против невозможного (сборник статей о культуре) автора Колташов Василий Георгиевич

Творец и социализм. Крушение СССР стало для многих поколений и крушением надежд. Однако время исторической катастрофы превратилось за полтора десятилетия мук в эпоху новой надежды. Превратилось, вырастая из неизбежности будущего, справедливого и свободного общества.

Из книги Про трех китов и про многое другое автора Кабалевский Дмитрий Борисович

ЧЕЛОВЕК ПОЮЩИЙ И ЧЕЛОВЕК ГОВОРЯЩИЙ

Из книги Культура растафари автора Сосновский Николай

Из книги Культурология: Учебник для вузов автора Апресян Рубен Грантович

6.8. Человек как продукт культуры Человек творит культуру, но само становление личности является результатом культурной эволюции индивида. Центральной фигурой культуры был и остается человек, ибо культура – мир человека. Будучи созданным человеком, культурное

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Творец Вселенной Самой примечательной фигурой в китайской космогонии считается Пань-гу. Именно он вывел Вселенную из Хаоса и придал ей определенность. Как считают, он был порождением первоначальной двойственности природы, инь и ян (как обозначают их сегодня), созданным

Из книги Мифы финно-угров автора Петрухин Владимир Яковлевич

Сотворение мира Мировое яйцо и птица-творец Древний миф, известный всем финно-угорским народам, повествует о том, что изначально существовал лишь бескрайний океан. Над ним в поисках гнезда летала одинокая птица - в разных рунах это могли быть утка, гусь, орел и даже

Из книги Русский Эрос "Роман" Мысли с Жизнью автора Гачев Георгий Дмитриевич

Человек - дерево и человек - животное Исходный для России тип Эроса, как было это - в Древней Руси, старозаветной. Фактов у нас почти нет, ибо и так уж мало дошло («мало слов доходит до меня», по словам Пимена-летописца) из минувшего, а про это - вообще ничего, ибо эта сфера

Из книги Довлатов и окрестности [сборник] автора Генис Александр Александрович

Из книги Антисемитизм как закон природы автора Бруштейн Михаил

Природа = Творец В Мидраше (толкованиях, дополняющих Пятикнижие Моисея) очень поэтично описывается ход его размышлений. И увидел Авраам солнце над землей. Очарованный величественным видом солнца, его теплом и светом, он весь день возносил молитвенную хвалу солнцу. Когда

Из книги Древняя Америка: полет во времени и пространстве. Мезоамерика автора Ершова Галина Гавриловна

Млечный Путь: творец сущего Главным небесным ориентиром для древних индейских мудрецов стал, как уже упоминалось, Млечный Путь – эта яркая на ночном небе неровная светящаяся полоса, формой напоминающая рептилию с разинутой пастью. Млечный Путь был для майя

Из книги Рассказы о Москве и москвичах во все времена автора Репин Леонид Борисович

Творец дворца остался неизвестен В старину москвичи этот изумительный дом называли не иначе как комодом.Он и в самом деле похож на старинный комод или буфет резного дерева. Я вырос рядом с таким комодом. Только тот был черный почти, из мореного дуба. Во время войны зимой,

Из книги Еврейский ответ на не всегда еврейский вопрос. Каббала, мистика и еврейское мировоззрение в вопросах и ответах автора Куклин Реувен

Из книги Bce тайны мира Дж. P. Р. Толкина. Симфония Илуватара автора Баркова Александра Леонидовна

Творец мифа – ученый

Из книги Метаморфозы в пространстве культуры автора Свирида Инесса Ильинична

Творец мифа – художник Общим местом является утверждение, что современный роман, благодаря преемственности традиции, является прямым наследником героического эпоса, в свою очередь, имеющего общие обрядово-мифологические корни со сказкой. Будучи генетически связанным

Из книги Настольная книга творческого человека автора Волокитина Княженика

Глава 2 «Человек естественный» и «человек играющий» в садовом пространстве В поисках себя. – Неестественность «естественного человека». Идеальный владелец сада. – Естественность, утопизм, театральность. – Игра и иллюзия. – Амплуа. – Человек на садовой

Из книги автора

Глава третья, в которой мы наконец-то начинаем жить как Творец! Не стоит бесконечно обещать себе начать новую жизнь с понедельника. Прямо сейчас начните: Пить больше воды.И вовсе не потому, что человек состоит из нее. А потому, что вода вымоет все токсины из вашего

ДЕЯТЕЛИ ИСКУССТВ

В данном разделе мы расскажем о представителях изобразительного искусства и композиторах. Артисты и музыканты-исполнители сюда не войдут, хотя именно они необычайно прославлены за последние десятилетия и стали кумирами, а то и идолами для десятков миллионов людей.

Это явление свидетельствует о серьезных изменениях в общественном сознании в отношении к искусству. В наше время оно становится своеобразной индустрией, средством потребления и развлечения, получения сверхприбыли и «отмывания» денег, добытых нечистыми путями. Широчайшее распространение массовой «поп-культуры» оборачивается глобальным бедствием, загрязнением и деградацией духовной среды обитания человечества.

Современный кризис искусств связан прежде всего с внедрением в эту область техники. Благодаря электронным средствам появилась возможность конструировать произведения живописи, составлять музыкальные композиции. Но главное даже не в этом. Расчет на массовость и прибыльность губительно сказывается на творчестве, ибо принуждает художника или композитора приспосабливаться к вкусам посредственности, угождать заказчикам.

В прежние времена важнейшим предназначением искусства было повышать нравственный, духовный, интеллектуальный уровень людей. «Чувства добрые я лирой пробуждал», - справедливо утверждал Пушкин. Ныне такая роль отодвинута на задний план. Поэтому, в частности, творец-композитор уступает место исполнителю, популярность которого во многом зависит от рекламы и примитивных потребностей толпы.

Ремесло артиста конечно же заслуживает уважения. Оно одухотворяет сочинения драматургов и композиторов, обращено непосредственно к зрителям и слушателям. И все-таки это творчество особого рода, можно сказать, вторичное, зависящее прежде всего от сочинителя. Исключение составляют те режиссеры, которые внесли нечто новое, оригинальное и плодотворное в театральные постановки. Но и они зависят от качества «первичной продукции» данного произведения. И если они ловкими приемами угождают зрителям, такое умение оборачивается бедой.

С древнейших времен искусство имело утилитарное предназначение. Как свидетельствуют наблюдения за племенами, для них в музыке первенство принадлежало не мелодии, а ритму (очевидная аналогия с нынешней «поп-музыкой»). Отчасти это можно объяснить отсутствием соответствующих технических средств, более или менее сложных музыкальных инструментов.

В этом отношении у изобразительного искусства были значительные преимущества. Подлинными мастерами живописи и рисунка были первобытные художники охотничьих племен кроманьонцев, обитавших 30–10 тысячелетий назад в Европе, Азии, Африке. Они создавали великолепные «картинные галереи» на скалах, стенах пещер; вырезали порой фигурки животных с изумительным мастерством.

Далеко не все произведения того периода одинаково хороши, но нередко они демонстрируют наблюдательность, знания и умение гениальных творцов. Преобладающая манера изображений - реалистическая. Тогда же появляются и отдельные символические образы или даже абстрактные композиции, декоративные узоры.

Согласно некоторым данным, изобразительное искусство зародилось еще раньше, примерно сто тысячелетий назад, у так называемых неандертальцев. Оно было конкретным, натуралистичным. Например, на глиняный или каменный остов клали шкуру медведя, имитируя животное (вновь напрашивается аналогия с современным предметным «поп-артом», показывающая не столько прогресс авангардистов, сколько их беспомощность как творцов).

Если первобытное искусство было, в сущности, народным, то с появлением классового общества, стало оформляться элитное направление, обслуживающее жреческое и правящее сословия. Сохранившиеся памятники искусства древних государств Египта, Двуречья, Индия, Китая, Нового Света в некоторых случаях относятся к мировым шедеврам. О музыке того времени можно судить лишь косвенно, по сохранившимся изображениям музыкантов с их инструментами, танцовщиц.

Отличительная особенность древней культуры (отчасти и средневековой) - анонимность. Мы видим, понимаем, что некоторые произведения созданы выдающимися мастерами, однако их имен узнать невозможно. Искусство в те времена принадлежало либо народу, либо тем, кому оно конкретно предназначалось. К художнику, скульптору относились как к ремесленнику. Не случайно в Древней Греции слово «технос» означало ремесло, искусство (нечто созданное людьми в отличие от естественного).

В Древней Греции, по-видимому, впервые начали отмечать авторство произведений искусства, прежде всего скульпторов в архитекторов. Правда, дошедшие до нас картины, мозаики того периода остаются анонимными. Хотя существуют описания выдающихся произведений!

Одним из наиболее прославленных греческих скульпторов был Фидий (V век до н. э.). Жизнь его овеяна легендами. Говорили, будто соперники и завистники обвинили его в присвоении золота, отпущенного на статую в Афинах. Скульптора якобы изгнали из города, и он умер в Олимпии. Его творения украшали ряд городов Греции. Он руководил реконструкцией афинского Акрополя. Из многочисленных созданий Фидия до нас дошли только мраморные статуи Парфенона (Акрополь). Он оказал большое влияние на развитие классического искусства Греции. Выполненная им гигантская статуя Зевса Олимпийского - из мрамора, слоновой кости и золота - была признана одним из семи чудес света.

Произведения афинского скульптора и зодчего Праксителя (IV век до н. э.) известны по описаниям Лукиана, Плиния Старшего, а также по замечательным мраморным копиям («Афродита Книдская», «Гермес Олимпийский», «Пьяный сатир», «Аполлон, убивающий ящерицу»). Происходил он из семьи скульптора, а о его жизни ничего достоверного не известно.

Более поздние авторы II–III веков нашей эры - отец и сын Филостраты и Каллистрат оставили подробные описания картин и скульптур, далеко не всегда упоминая создателей шедевров (если, конечно, творения были выдающимися, что неочевидно). Обратим внимание на начало трактата Филострата Старшего «Картины»: «Кто не любит всем сердцем, всей душой живописи, тот грешит перед чувством правдивой наглядности, грешит и перед научным знанием, поскольку оно тоже не чуждо поэтам… Говоря возвышенным слогом, ведь искусство - богов откровение… Если кто хочет точнее узнать, откуда возникло искусство, пусть он знает, что подражание служат ему началом…» Здесь описания картин - это поэтические эссе на ту или иную тему, без указания авторов. Каллистрат рассказывает о «святынях искусства» (по его выражению), принадлежащих работе преимущественно Праксителя, Лисиппа; судя по всему, в античности скульпторов чтили больше, чем художников.

В эпоху Возрождения поначалу тоже приоритет отдавали скульпторам. В частности, Филиппе Брунеллески (1377–1446), флорентиец, выполнял барельефы и скульптуры для храмов, но и он больше всего прославился как зодчий, став основателем архитектуры Возрождения. Был он выдающимся инженером и написал научный трактат о перспективе (характерная черта той эпохи - универсализм).

Еще позже стала проявляться и цениться индивидуальность у музыкантов. Первым в этом ряду следует назвать Антонио Вивальди (1678–1741) - итальянского композитора и скрипача-виртуоза, сына профессионального скрипача Джованни Баггисты. Вивальди учился у композитора Дегренци. В 1703 году он стал священником, а с 1714 года руководил оркестром и хором консерватории в Венеции, а также придворным ансамблем. Его превосходные «Времена года» - ранний образец программной музыки. Всего Вивальди написал 40 опер, множество инструментальных концертов и церковных сочинений.

Начиная с XII века шел бурный расцвет изобразительного искусства, так что многих выдающихся мастеров нет возможности упомянуть. Они работали в разных странах Европы, но составляли единое сообщество; индивидуальные достижения быстро перенимались и доводились до совершенства. Один из великих художников тех времен - испанец Веласкес (1599–1660), придворный живописец, автор замечательных по выразительности портретов и картин на религиозные, мифологические, исторические темы. Его техника была великолепной, и единственно, что помешало причислить его к величайшим гениям, это традиционный характер произведений, отточенность и завершенность мастерства, - то самое совершенство, что знаменует кризис стиля и необходимость преодолеть сложившиеся каноны.

Подобные доводы многим покажутся неубедительными. Скажем, Сальвадор Дали, о котором будет упомянуто особо, по справедливости считал Веласкеса более великим мастером, чем он сам (а себя любил называть непревзойденным гением, правда, с уточнением - для данной эпохи упадка искусства). Вообще, суждения о художниках, скульпторах, композиторах неизбежно субъективны, и с этим ничего не поделаешь.

Некоторые выдающиеся деятели искусств будут упомянуты в разделе «Универсальные гении». К ним можно было бы отнести Дюрера, Вагнера, Дали, но все-таки эти люди прославились как художники и композиторы.

Еще раз подчеркну, что изобразительные искусства достигли необычайных высот еще до эпохи Возрождения, и даже до античности. Безымянные мастера создавали выдающиеся произведения, находили выразительные приемы, оттачивали технику. Ремесло выходило на уровень подлинного искусства. И в те далекие времена проявлялась индивидуальность творца, хотя сам он оставался безымянным.

Наконец, обратим внимание на одну закономерность. До середины XIX века первенствовали зримые, наглядные произведения живописи, графики, скульптуры. С середины XVIII века все весомее заявляла о себе музыка (период «бури и натиска», революций), а в начале XX столетия вновь на первый план вышло изобразительное искусство, возникло новое явление - кинематограф.

Из книги Трагедия 1941-го года. Причины катастрофы [антология] автора Морозов Андрей Сергеевич

Важнейшее из искусств Нельзя не упомянуть фотоматериалы, сопровождающие книгу В. Бешанова. Вот уж свидетельство феноменальной технической компетентности автора и кладезь потрясающих открытий для военного историка.Вот два «экранированных» Т-34, рядом бегут автоматчики,

Из книги Великая контрибуция. Что СССР получил после войны автора Широкорад Александр Борисович

Глава 5 «НАИВАЖНЕЙШЕЕ ИЗ ИСКУССТВ» Трофеями советского народа стали сотни германских фильмов, а также фильмов других стран Европы и Америки, захваченных в советской зоне Германии. Это были именно народные трофеи, поскольку их смотрели практически все люди старшего

Из книги Другая история искусства. От самого начала до наших дней [с иллюстрациями] автора Жабинский Александр

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Книга Перемен. Судьбы петербургской топонимики в городском фольклоре. автора

Искусств, площадь 1834. Формирование площади началось одновременно с окончанием строительства Михайловского дворца, возведенного для великого князя Михаила Павловича. Ныне в нем находится Русский музей. Дворец строился по проекту архитектора Карла Росси. Он же задал

Из книги Голосуйте за Цезаря автора Джонс Питер

Деятели искусств и науки глазами древних Древнегреческое слово, смысл которого наиболее близок к значению «искусство» - «tekhne» (отсюда - слово «техника»). Аристотель определяет термин «tekhne» как «возможность создавать что-либо, руководствуясь рациональным мышлением». В

Из книги Исследование истории. Том II [Цивилизации во времени и пространстве] автора Тойнби Арнольд Джозеф

6. Ренессансы изобразительных искусств Ренессанс того или иного вида изобразительных искусств умершей цивилизации в истории ее наследницы - обычное явление. Мы можем привести примеры ренессанса стиля «Древнего царства» в скульптуре и живописи, после двухтысячелетнего

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Школа искусств в Глазго Конец XIX и начало XX века ознаменовались появлением в архитектуре самых различных течений, порожденных научно-техническим прогрессом. Одной из таких новаций стал стиль модерн, имевший как своих сторонников, так и противников. Существовал

автора Истомин Сергей Витальевич

Из книги Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы автора Первушина Елена Владимировна

Школа на площади Искусств Современный адрес - пл. Искусств, 2/Инженерная ул., 3.Еще одним выдающимся строителем школ в Ленинграде был H.A. Троцкий. Начиная с 1935 года, после выхода постановления ЦК ВКП(б) и СНК «О ликвидации сменности в школах», развернулось массовое школьное

Из книги Строгоновы. 500 лет рода. Выше только цари автора Кузнецов Сергей Олегович

Глава 8 Любитель искусств Со временем известие о Строгонове и его доме распространилось по Европе и по Петербургу. Граф Александр Сергеевич даже стал прославляться как покровитель искусств. Пожалуй, своего апогея его слава достигла к 1791 году, когда Гавриил Державин

Из книги Русский Берлин автора Попов Александр Николаевич

Звезды Дома искусств Главным местом (во всяком случае, наиболее часто встречаемым в воспоминаниях), где собиралась литературная богема эмигрантского Берлина, стал Дом искусств, образованный группой русских писателей и художников в 1921 г. Он стал «аналогом» подобной

Из книги Я познаю мир. История русских царей автора Истомин Сергей Витальевич

Покровительница науки и искусств Елизавета Петровна любила балы и развлечения. Жителям Петербурга она разрешила устраивать в своих домах вечеринки с музыкой и представлениями. 30 августа 1756 года по указу императрицы был основан первый русский театр в

Из книги Коллективная чувственность. Теории и практики левого авангарда автора Чубаров Игорь М.

Из книги Золотой век империи монголов автора Россаби Моррис

ГЛАВА VI ПОКРОВИТЕЛЬ ИСКУССТВ Утверждаясь в роли китайского императора, Хубилай стремился также создать особое культурное самосознание. Он не мог отказаться от атрибутов монгольской культуры. С другой стороны, он не мог позволить себе показаться грубым неотесанным

Из книги Легенды петербургских садов и парков автора Синдаловский Наум Александрович

Сквер на площади Искусств Чтобы продолжить рассказ о садах и скверах, сложившихся на улицах и площадях, расположенных параллельно Невскому проспекту, вернемся к Гостиному двору, перейдем на противоположную, четную сторону проспекта и по Михайловской улице пройдем на

Творчество гениев - вехи в развитии мировой культуры, вершины ее достижений на каждом этапе исторического прогресса. В этом творчестве воплотилось все самое ценное и значительное, составляющее достижения человечества в науке и искусстве, в мышлении и практической деятельности. По их идеям, произведениям, поступкам мы судим о том, к чему стремились люди той или иной эпохи, каким было их мировоззрение, что представляли собой их цели, идеалы, вкусы, нравственный мир. Созданное ими дает сконцентрированный образ эпохи, цельно выраженный в творчестве одной личности, живое представление об историческом времени во всем богатстве его разнообразных черт. Тысячи страниц «Илиады» и «Одиссеи» Гомера заключают в себе целый мир ранней античности. То же самое можно сказать о творчестве Маркса, Аристотеля, Ибн Сины, Шота Руставели, Гегеля, Дарвина, Толстого. «В Достоевском открывается тайна России», - писал Н. Бердяев.

Сделанное гениями своей глубиной и удивительным совершенством, а часто и объемом захватывает и поражает воображение смертных, оно кажется сверхъестественным, чудом. Не случайно надгробная надпись на могиле Рафаэля содержит идею о богоравном художнике: «Пока он жил, праматерь всего сущего боялась быть побежденной, когда он умер, она также боялась умереть». Сравнение гениев с богами, а совершенства и красоты их творений с совершенством природы - обычное явление в народных легендах и повествованиях. Великие умельцы, искусные знатоки своего дела всегда пользовались большой любовью народа. Во все времена цивилизации перед ними преклонялись, увенчивали лавровыми венками.

Глубина и блеск их ума, мастерство рук, исключительность замыслов и артистичность их исполнения, неиссякаемая энергия, как недоступный идеал, манили, привлекали и тревожили людей, разжигали их фантазию, понуждали к размышлению. Но не только высота мысли, ее неожиданный поворот, совершенство ее формы и непостижимое трудолюбие вызывали интерес людей.

Им импонировали также смелость идей и бесстрашие дел великих умов, ниспровержение ими догм и казавшихся незыблемыми традиций, общественных табу и непререкаемых авторитетов. Гениев нередко объявляют чуть ли не виновниками всех бед человечества, родоначальниками всех тлетворных идей.

Интерес к гению - не обычное проявление любопытства к необычному явлению. Это выражение человеческого восхищения и гордости за людей, достигших вершин в творческой деятельности и потому служащих блестящим примером созидательных возможностей человека. Не каждому дано стать гением. Но каждый может в нем найти понятное, близкое - то общечеловеческое, что представляет высший цвет природы. Если слово Человек звучит гордо, то гениальный человек - это гордость человечества. «Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека», - писал Белинский.

Сегодня, когда философы, психологи, кибернетики, биологи, медики размышляют о модели человека и пытаются ее сконструировать, чтобы создать оптимальные возможности для развития лучших его качеств, гений, как одна из реальных моделей его совершенства, становится предметом все большего интереса.

Гений всегда будет интересен тем, что решал обычные и сложные задачи, частные и общечеловеческие лучше, мудрее, результативнее; что он часто опережал эпоху, первым постигал сущность изменений и предвидел их развитие. Этим опыт гениев бесценен, их творчество поучительно для всех. Оно непреходяще. «Воспоминания о великих людях так же полезны, как их присутствие», - говорил еще Сенека.

Гений полностью не заменим нигде - ни в науке, ни в искусстве. Правда, так называемые «мозговые атаки» - массовый штурм научной проблемы силами целых групп, лабораторий - ускоряет часто решение очень сложных задач. Представить же, чтобы 10-15 писателей по заданному сюжету сочинили «Гамлета», а два десятка поэтов - «Фауста», сверхнаивно.

Гений - это умение проявлять универсализм в каждом ответственном творческом моменте, выразить «бесконечное в конечном», направить в нужный момент весь творческий потенциал в едином направлении.

И если это им удается, то на свет появляются творения, которые человечество называет шедеврами, что переживают века. И всюду где появляются эти творения, люди благоговейно думают о том, что им выпало счастье прикоснуться к гениальному. Это счастье настолько полно, настолько велико, что сравниться с ним просто нечему.

Тема 1. Первобытная культура


Синкретизм первобытной культуры

Основной характерной чертой первобытной культуры является синкретизм, где искусство, религия и игра слиты в единое целое.

На первом этапе развития первобытного общества господствует мистическое сознание. Все члены племени были задействованы в исполнении обрядовых и ритуальных песен и танцев. Посредством магических заклинаний, действий человек общался с природой. Человек верил, что с помощью магии он способен управлять духами природы. Отсюда можно вывести еще несколько характерных черт, присущих первобытной культуре: анимизм, тотемизм, культ предков.

Анимизм - одна из примитивных форм религии, связанная с верой в существование духов, в одушевленность всех предметов, в наличие души у человека, животных, растений.

Тотемизм, прежде всего, был связан с охотой. Первобытный человек, наблюдая за повадками животных, изучал их, что помогало ему при охоте.

Дологическое мышление первобытного человека было связано магически с предметами внешнего мира. Дологическая ментальность подчинялась принципу сопричастности (патриципации) - когда одно и то же существо может быть собою и чем-то иным. Первобытный человек чувствует себя не только человеком, но и животным, поскольку причастен к роду своего тотема.

Вмешательство сверхъестественных сил открывается посредством неожиданного. Эти силы могут быть благими или злыми, приносить удачу или неудачу. Магия, сны, видения, игры, присутствие мертвых дают человеку мистический опыт, в котором он черпает сведения о реальном мире.

Например, в представлениях о пространстве: 1 - конкретное пространство, которое занимает их племя; 2 - пространство, которое занимают сверхъестественные силы. Время также делилось на: 1 - экологическое, (связанное с природной средой), 2 - структурное, (связанное с общественной средой).

С помощью мифа объяснялись все тайны мира. Как из хаоса был создан мир, как появился культурный герой, научивший человека разводить огонь, охотиться и т. д. Миф стал частью ритуалов.


Тема 2. Культура древних цивилизаций


Мировоззрение древних египтян

Весь уклад жизни, быт египтян строился на системе религиозно-мифологических представлений и культов. В целом вся культура Египта имела сакральный характер. Существовала своя иерархия богов, среди которых верховными являлись: Ра, Амон, Осирис, Птах, Гор, Тот.

По представлениям древних египтян их земля была создана богами и до земных царей Египтом правили боги, а затем полубоги. Боги- творцы уничтожают первоначальный хаос, создают мир и утверждают в нем божественный Порядок и Истину, составляющую всеобщую гармонию, воплощением которой выступает богиня Маат.

К началу V династии в иерархии богов: 1 место занимает бог солнца Ра (или Амон Ра), единый бог Птах. Особое место принадлежит богу Осирису (царь загробного мира, вершитель судьбы, справедливости).

Боги также были и созидателями, творцами ремесел, искусств, письма, счета, магии и знания. Письмо воспринималось как священное слово Бога. Богом мудрости считался Тот, он же был владыкой счета и создателем письменности.

Важную роль в жизни египтян играл культ фараона. Царь имел не только земного отца, но и отца небесного - верховного бога солнца Ра. Ему приносили жертвы в специальных храмах. Таким образом, законодательная власть находилась в руках небесных богов, но исполнительная - в руках фараонов.

Фараон одновременно являлся и верховным жрецом и должен был исполнять наиболее важные ритуалы, от которых зависело процветание страны (например: он каждую весну бросал в Нил свиток с приказом о начале разлива). После смерти правитель отождествлялся с богом Осирисом.

В религиозных представлениях большое значение имел культ диких и домашних животных, птиц, рыб, насекомых. Священными животными считались: лев, корова, крокодил, сокол, пчела, змея, жук-скоробей.


Тема 3. Античная культура


Золотой век римской поэзии

Римская империя просуществовала пять веков - до 47 в. н.э. Из них самым благополучным и плодотворным оказалось первое столетие, а время правления Августа (27 г. н. э.- 14 г. н. э.) считается золотым веком римской культуры.

Большое влияние и широкое распространение получают основные течения римской философии - эпикуреизм, стоицизм и неоплатонизм. В повседневной жизни империи в моду входят термы - общественные бани, которые становятся своеобразными центрами культуры и отдыха, т. к. включают не только бани и парильни, но и библиотеки, читальные залы, залы для собраний, спорта и игр.

В эпоху Империи также складываются благоприятные условия для развития литературы, особенно для поэзии. Самые известные, выдающиеся поэты считались Вергилий, Гораций и Овидий.

Вергилий являлся одной из главных фигур римской поэзии, он создал сборник пастушеских песен «Буколики» и дидактическую поэму «Георгики», в которой воспевается природа и даются советы земледельцам. Вершиной творчества Вергилия считается неоконченная поэма «Энеида». Она посвящена странствиям Энея, родоначальника Рима.

Произведения Горация разнообразны по жанру, стилистике и метрике. Он писал лирические стихи, философские поэмы, сатиру, где высмеивал пороки римского общества. В его произведениях эпикуреизм сочетался со стоицизмом.

Овидий добился большого успеха благодаря любовной лирике. Одна из самых его известных мифологических поэм «Метаморфозы», повествует о превращениях людей и богов в животных, растений, звезды. Поэма «Фаты» посвящена римским религиозным праздникам. Самая веселая и ироничная поэма Овидия «Наука любви», содержит наставления о том, как найти любовницу и обмануть мужа. Император Август рассмотрел в поэме насмешку над его законом о браке. За это произведение поэт был сослан в г. Томы на Черноморском побережье. Там же он написал «Скорбные элегии», где просил прощения, но так и не был прощен.


Тема 4. Возникновение христианства и его влияние на развитие мировой культуры


Христианские праздники и таинства

Ко времени принятия христианства Русь уже была страной с самобытной культурой, где сохранялось язычество. Христианство сохранило в себе некоторые элементы язычества: местом отправления культа служили капища, требища, храмы с алтарями, на которых приносились жертвы. Христианские службы также походят в храмах, однако и сам храм и алтарь утрачивают значение жертвенника. Множество языческих богов в христианстве заменил единый Бог - Иисус Христос. Все церковные праздники приурочены к появлению и жизни Иисуса: Рождество Пресвятой Богородицы (рождение матери Христа), Введение во храм Пресвятой Богородицы (посвящение трехлетней Марии служению Господу), Благовещение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии (явление ангела, который принес весть о будущем появлении Сына Божия), Рождество Христово, Сретение Господне (встреча Богомладенца со старцем Симеоном), Крещение Господне или Богоявление, Преображение Господа Иисуса Христа, Вход Господень в Иерусалим, Воскресение Христово - Пасха, Вознесение Господне, День Святой Троицы, Успение Пресвятой Богородицы, Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня.

По торжественности церковной службы праздники делятся на великие , средние и малые. К великим относятся двунадесятые и недвунадесятые праздники. Все перечисленные выше праздники относятся к первым (главным из них является Святая Пасха), ко вторым относятся дни памяти некоторых апостолов, святых, икон. Другие праздники установлены Церковью в честь Великих святых и Ангелов. По времени празднования праздники делятся на непереходящие (с фиксированной датой) и переходящие (с переходящей датой в зависимости от дня празднования Пасхи). Есть также праздники в честь святых и ежегодно совершаются празднования святым иконам.

Также у христиан имеются таинства - обряды, которые, по церковным вероучениям, сообщает верующим особую благодать. Таинства сопровождают человека по жизни от рождения и до смерти. К ним относятся:

Крещение - таинство посвящения младенца Богу.

Святое Причащение - вкушение освященного хлеба и вина, которые олицетворяют собой Тело и Кровь Христову.

Венчание - благословение супружеского союза, символа духовного союза Христа с Церковью.

Соборование или елеосвящения - таинство исцеления.

Отпевание - молитва об упокоении души усопшего.


Тема 5. Культура европейского средневековья


Рыцарская культура средневековья

Рыцарство как особое сословие Средневекового общества Западной Европы сложилось в XI , а достигло своего расцвета лишь в XII-XV вв. Первой причиной появления рыцарства явились внешние вторжения варваров в Западные земли, второй причиной стала сама церковь, которой необходима была сила, способная ее защитить. Роль «заступника Христа» играет фогт - выходцы из светской знати, исполнявшей судебные и административно-финансовые функции во владениях церкви, а также возглавлявшей войско. В качестве предводителя воинов фогт монастыря имел право участвовать в войне со своим знаменем. Иногда на знамени, которое считалось священным, изображались сакральные символы или лик святого покровителя.

В к. X- н. XI в. рыцарский класс, наконец, сформировался, в нем появились видимые различия: были богатые и бедные рыцари. Одни зависели от вассалитета, но жили в собственных домах, их образ жизни мало отличался от образа жизни зажиточного землевладельца. Другие входили в частные отряды синьора. Были рыцари «благородного» происхождения, имевшие свой социальный статус. А также рыцари, которые обязаны были служить на государственной, военной службе, подчиняясь приказам начальства.

И все-таки одной из главных задач, стоявших перед рыцарями, была борьба за веру, не раз принимавшая форму крестовых походов. Однако значительная часть рыцарских идеалов, норм и ценностей имела светский характер. Для рыцаря обязательными считались такие достоинства, как сила, смелость, щедрость и благородство. Он должен был стремиться к славе, совершая ратные подвиги или добиваться успеха на рыцарских турнирах. От него требовалась также внешняя физическая красота, что расходилось с христианским пренебрежением к телу. Главными рыцарскими добродетелями была честь, верность долгу, благородная любовь к Прекрасной Даме.

синкретизм христианство рыцарский ренесанс сентиментализм


Тема 6. Культура Ренессанса


Особенности французского Ренессанса

Французский ренессанс это эпоха возрождения во Франции XVI в. Искусство французского ренессанса включало в себя стили Франциска I, Генриха II, Генриха III и Генриха IV. Но существенные особенности отличали его от Итальянского:

Художники в поисках новых форм в Италии опирались на античные традиции своей родины, что во Французском ренессансе отсутствовало.

Культура возрождения в Италии была тесно связана с демократическим движением городов за свою независимость и утверждением свободы творческой личности. Во Франции эта культура носила исключительно придворный, аристократический характер и связывалась с идеологией абсолютизма королевской власти.

Ренессанс во Франции начался позже (в XVI столетии) и развивался с помощью Итальянских художников. В Италии господствует маньеристический стиль и стал прививаться на французской почве, причудливо соединяясь с местными готическими традициями.

С художниками-маньеристами во Францию проникла и классическая архитектура. Началом распространения классицизма считают 1537 год, когда во Франции начали выходить «Семь книг об архитектуре» болонца С. Серлио в которых излагалось учение Витрувия. Идеи, заложенные в книге, начали определять развитие эмоционального искусства на протяжении VII века, второй половине VIII и XIX веков.

Под влиянием Д.Ж. Виньела и Серлио, которые работали при дворе, архитекторы перемешивали готику с классицизмом в результате получился новый тип полуготического, полуренесансного замка-дворца. (Например Шенонсо, Шамбор, Азей-де-Лидо)

Описание: замки представляли собой средневековую крепость с высокими стенами, подъемными мостами, башнями, но внутри имели более уютный и привлекательный вид.

В строительстве французам помогали Итальянские архитекторы: Ф. Делорму, П. Леску.

В скульптуре также отличительной чертой являлось соединение готики и классицизма (известные скульпторы были Ж. Пилон, Л. Ришелье).

В живописи родоначальником французского ренессанса стал Ж. Фуке, но у него не было последователей.

Отличительной чертой являются декоративные росписи (рисовальщик-орнаменталист и гравер Ж.-А. Дюсерсо)

В целом искусство французского ренессанса сумело избежать крайностей. Французский ренессанс определяли как превосходную сумму качеств и небольших мер, лёгкость изящество, тонкость вкуса, гармонию.


Тема 7. Культура нового времени


Сентиментализм в новоевропейской культуре

Сентиментализм возник во второй половине XVIII в., как оппозиция просветительскому обожествлению разума. Сентиментализм (от фр.- sentiment- чувство) - художественное течение в западноевропейском и американском искусстве и литературе, отличавшееся излишней чувствительностью и идеализированным изображением людей, их переживаний, жизненной обстановки и природы. Возникло в результате разочарования в положительной роли цивилизации, царстве разума, провозглашенных идеологами века Просвещения.

Разуму противопоставлялся культ чувства как доминанту художественного творчества. Основную идею сентиментализма определяют слова Ж.-Ж. Руссо «Разум может ошибаться, чувство никогда!» Сентиментализм не выработал собственной эстетики, он занимал промежуточное положение между классицизмом и романтизмом. В искусстве, живописи, литературе, музыке сентиментализм представлял собой умонастроение. Для него характерно обращение к идиллическим картинам природы, к естественной жизни простых людей, тема маленького человека, неприятие цивилизованного общества.

В русской литературе ярким представителем стал Николай Михайлович Карамзин (повесть «Бедная Лиза»). В европейской литературе черты сентиментализма можно найти у просветителя Ж.-Ж. Руссо в его произведениях «Юлия или Новая Элоиза», «Исповедь», где показаны жизнь и заботы простых людей, чувства, мысли, описание природы, идеализация крестьянского быта.

В живописи представителями сентиментализма были: Ф. Гойя, А. Ватто. Главными темами их произведений были природа, женщины, любовь и музыка. Художника интересовала тайна человеческой души.

В музыкальном искусстве наблюдается невиданный подъём. Сентиментализм представляют: Ф. Гайдн, К. Глюк, Г. Гендель. Великие композиторы И.С. Бах, В.А. Моцарт. Произведения полны изяществом, логичностью, изысканностью, нежностью галантного стиля. Бах творил практически во всех музыкальных жанрах, кроме оперы. В области вокально-драматической музыки самым известным произведением является кантата «Страсти по Матфею», рассказывающая о последних днях жизни Христа.

Музыка В.А. Моцарта отличается ясностью, пронзительной чистотой звучания и потому выходила за рамки какого-то определённого стиля. В его произведениях принципы классицизма сочетались с эстетикой сентиментализма. Наиболее известные его оперы «Свадьба Фигаро» и «Волшебная флейта».


Тема 8. Культура XX-XXI вв.


Тоталитарное искусство как феномен культуры XX-XXI вв.

Тоталитарная культура - официальная культура тоталитарных режимов, исторически сложившихся в 20-30-е и 40-50-е гг., держится на пропаганде единой партийной идеологии, военизированном жестоком «порядке» и апологии «силы», а также на преувеличенной роли государственной «тайны».

Отличается жестокой управляемостью сверху и опорой на массовый, аффектированный энтузиазм снизу; политико-идеологической заданностью, клишированностью форм; преданностью (как правило, вынужденной и показной) правящему режиму и его вождям и в то же время псевдодемократизмом, выражающемся в поэтизации безликого «простого человека» из народа.

Тоталитарное искусство консервативно и архаично, его любимые образы - атлет, борец, воин, дородная мать-героиня, умиротворенный и величественный вождь, ликующие массы, семейная идиллия, как символ всеобщего счастья и пр. Нагнетание идеологической лжи, помпезности, преувеличенного оптимизма требовало столь же преувеличенного жизнеподобия, показной «правдивости» и наглядности, понятности и доступности, что создавало в результате характерный эффект неразрывной спаянности правды и лжи в искусстве. Фактически в тоталитарной культуре художественно-идеологический проект замещал реальность, и действительность превращалась в огромное, безграничное во времени и пространстве «произведение искусства».

Небывалая целостность и непротиворечивость общества и его культуры достигалась при тоталитаризме за счет механизма селекции. Отсюда неизбежность насилия, классовой или национальной борьбы, террористических акций «устрашения», «возмездия», идеологических и политических кампаний против «инакомыслящих» всех направлений. Культуре отводилась роль «придатка политики», «служанки» режима.

В результате интеллигенция, деятели культуры, ученые и инженеры в тоталитарном государстве сами становились объектом селекции. «Верх» и «низ» в культуре менялись местами. Те компоненты культуры и те культурные деятели, которые определялись тоталитарными режимами как лишние и ненужные, вредные или опасные, в конечном счете, становились носителями антитоталитарных тенденций в истории культуры и способствовали внутреннему распаду и кризису тоталитаризма.


Тема 9. История русской культуры


Обмирщение русской культуры в XVII веке

На протяжении XVII в. в России шел процесс обмирщения культуры - освобождения ее от церковного влияния и одновременно усиления европейских влияний, в том числе в результате церковных реформ. Русская культура включалась в процесс взаимодействия с культурами других стран. Бритье бород, запрет традиционной одежды, введение европейского покроя военных и чиновничьих мундиров, принуждение знати к обязательному посещению ассамблей, приобщение женщин к светскому образу жизни, направление тысяч молодых дворян на учебу за границу, издание книг, учивших юношество светскому обращению.

Расцвет русской общественной мысли связан с появлением ряда повествований духовных и светских авторов о событиях Смутного времени. Официальная версия событий Смуты содержится в «Новом летописце» 1630 г., написанном по заказу патриарха Филарета.

В литературе XVII в. ярким представителем официальной публицистики был монах Самуил Емельянович Петровский - Ситнианович (Симеон Полоцкий). Он был первым придворным поэтом, сочинявшим оды в честь царской фамилии. Также были распространены его публицистические произведения во славу самодержавия. Народно-обличительное направление представляет «Житие протопопа Аввакума» им самим написанное, где он проповедует идеи древнего благочестия.

На протяжении столетия появляются разнообразные бытовые повести, рисующие повседневную жизнь простых людей. Герои этих повестей пытаются освободиться от церковных догм, в то же время житейские мудрости Домостроя остаются непреодолимыми.

В XVII в. существенные изменения коснулись зодчества. Основным строительным материалом по-прежнему оставалось дерево. Постепенно увеличивался объем строительства из кирпича. Началось использование многоцветных изразцов, фигурного кирпича, белокаменных деталей, что придавало постройкам праздничный вид. Достигло своего расцвета традиционное храмовое строительство.

В конце XVII в. возникает новый стиль храмовой архитектуры - московское барокко, использовавшийся для строительства небольших церквей в усадьбах русских вельмож.

Изобразительное искусство, преимущественно иконопись, практически сохранило традиционно-консервативный стиль, так как находилось под пристальным надзором государства и церкви. Контроль за деятельностью живописцев осуществляла Оружейная палата Кремля, с XVII в. ставшая художественным центром страны.

Признаки обмирщения обнаруживаются и в просвещении. К концу столетия каждый 2-й или 3-й горожанин умел читать и писать. Обучение грамоте перестало быть церковной привилегией.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Выбор редакции
Планеты - являются сигнификаторами или же показателями качества энергии, той или иной сферы нашей жизни. Это ретрансляторы, принимающие и...

Узники Освенцима были освобождены за четыре месяца до окончания Второй мировой войны. К тому времени осталось их немного. В погибло почти...

Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...

Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...
Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...
Слайд 2 Визитная карточка Территория: 1 219 912 км² Население: 48601098чел. Столица: Кейптаун Официальный язык: английский, африкаанс,...
Всякая организация включает в свой состав объекты, классифицируемые как ОС, по которым проводятся амортизационные отчисления. В рамках...