Епохи возрождения. Эпоха Возрождения и причины её появления


За время своего существования человеческая цивилизация проходила несколько эпох, которые оказали большое влияние на все ее развитие. Некоторые вехи истории были печальными и кровавыми, они откинули человечество на несколько десятков лет назад. А вот другие принесли с собой духовный свет и поспособствовали небывалому творческому всплеску, затронувшему абсолютно все сферы жизни и искусства. Такое важное значение в истории человечества имеет Ренессанс - эпоха Возрождения, подарившая миру великих скульпторов, живописцев и поэтов.

Что значит термин "эпоха Возрождения"?

Ренессанс невозможно охарактеризовать сухой статистикой либо кратким перечислением великих людей, рожденных в этот период времени. Но необходимо понимать, что включает в себя это название.

В переводе с итальянского термин "Ренессанс" - это название, созданное слиянием двух слов "снова" и "родиться". Поэтому понятия "Ренессанс" и "эпоха Возрождения" являются тождественными. Их можно одинаково применять в объяснении периода европейской истории, который породил массу гениев и шедевров искусства.

Изначально эпохой Возрождения называли конкретный временной промежуток, когда художниками и скульпторами было создано самое большое количество шедевров. Этот период характеризуется появлением новых видов искусства и изменением отношения к ним.

Ренессанс: годы эпохи Возрождения

Долгие годы историки спорили о том, какой именно период истории относить к эпохе Возрождения. Дело в том, что Ренессанс является некоторым переходным этапом от Средневековья к новому времени. Он был связан со множеством перемен, имеющих под собой основу из сплава старых понятий и возникающих новых течений в философии, науке и искусстве.

Все это проявлялось в каждой европейской стране в разное время. Например, в Италии Ренессанс начал проявлять себя в конце тринадцатого века, а вот Франция оказалась под влиянием новой эпохи практически спустя целый век. Поэтому сегодняшнее научное сообщество понимает под эпохой Возрождения период с тринадцатого по шестнадцатый век. Многие историки с нежностью называют его "осенью Средневековья".

Философия эпохи Ренессанса: основы нового течения

Средневековье характеризуется распространением идей о преобладании духовного над земным. В этот период было принято отвергать все потребности своего тела и стремиться только к тому, чтобы очищать душу от греха, дабы подготовить ее к жизни на Небесах. Человек не стремился запечатлеть свое земное существование в ярких красках, ведь оно являлось всего лишь ожиданием чего-то необыкновенного в будущем.

Эпоха Возрождения существенно изменила мировоззрение людей. Историки связывают это с определенным экономическим подъемом, который затронул страны Европы в начале четырнадцатого века. Человек получил возможность взглянуть на мир под другим углом и оценить его красоту. Небесная жизнь отошла на второй план, и люди стали с восхищением относиться к каждому новому дню, наполненному красотами обычной повседневной жизни.

Многие искусствоведы считают, что Ренессанс - это возвращение к идеям античности. В некотором смысле это так. Ведь в эпоху Возрождения стали распространяться идеи гуманизма и достижения равновесия между человеком и природой. Античность также апеллировала к этим идеям, человеческое тело являлось предметом изучения и восхищения, а не чем-то постыдным, как в период Средневековья.

Но несмотря на подобное сходство, эпоха Возрождения являлась абсолютно новым этапом в искусстве и науке. Появлялись не только новые научные идеи, но и многочисленные приемы в живописи и скульптуре, позволяющие сделать изображение трехмерным и реалистичным. Человек вышел на абсолютно иной уровень восприятия окружающего мира, что заставило его пересмотреть все теории и догмы прошлых веков.

Где зародился Ренессанс?

В понимании искусствоведов Ренессанс - это в первую очередь Италия. Именно здесь зародились новые веяния, распространившиеся по всей Европе через несколько веков. Даже термин "Ренессанс" был введен в обиход итальянцем, заменившим им на некоторое время обозначение эпохи античности.

Если задуматься, то трудно представить, что эпоха Возрождения могла зародиться где-то еще кроме Италии. Ведь все в этой стране пронизано духом красоты и поклонения этой красоте. Римская империя когда-то оставила множество исторических памятников, которые вдохновляли своим совершенством скульпторов и живописцев. Считается, что Флоренция - город купцов и богемы - дала жизнь Ренессансу и стала его колыбелью.

До сих пор именно в этом городе можно отыскать самые яркие работы эпохи Возрождения, которые прославили своих создателей на весь мир. К ним относятся шедевры Леонардо да Винчи и Микеланджело. Параллельно с искусством развивалась и итальянская философия. За несколько десятилетий было написано множество научных трудов, посвященных новому времени и гуманистическим идеям.

Итальянское и французское Возрождение

Так как Ренессанс - это довольно длительный исторический период, то искусствоведы делят его на итальянский и французский. Вдохновленная и питаемая едиными идеями Эпоха Возрождения проявилась в этих странах по-своему, оставив в конечном итоге абсолютно различные по своей сути памятники архитектуры и живописи.

Даже в Италии принято разделять Ренессанс на несколько периодов:

  • Раннее Возрождение.
  • Высокое Возрождение.
  • Позднее Возрождение.

В некоторых источниках указан еще один период - Проторенессанс, ставший самым первым этапом становления новой философии. Но это - весьма спорный момент, который до сих пор опровергается некоторыми учеными, включающими период с тринадцатого по конец четырнадцатого века в Раннее Возрождение.

Стоит отметить, что на итальянское Возрождение существенно влияло наследие античности. Но вот французский Ренессанс является абсолютно самобытным, он представляет собой смешение итальянских теорий с вольнодумством французских философов, породивших новый виток развития искусства. Эпоха французского Ренессанса характеризуется большим числом именно архитектурных сооружений. Особенно ярко представляют эту эпоху замки в долине Луары, построенные по велению французских королей.

Стиль Ренессанс: внешний вид людей и костюм

Неудивительно, что эпоха Возрождения оказала влияние на все сферы жизни людей. Конечно, необычные веяния были подхвачены знатью и аристократами, стремящимися воплотить в свою жизнь все новое. В первую очередь среди людей полностью изменилось отношение к красоте. Мужчины и женщины стремились максимально украсить себя, одновременно стараясь подчеркнуть естественность и выделить свои достоинства, данные от природы. Это очень ярко характеризует Ренессанс. Стиль, принятый в этот период, породил массу правил по созданию причесок и нанесению макияжа. Женщина должна была выглядеть сильной, нежной и удивительно земной.

К примеру, женский костюм эпохи Возрождения отличается некоторой объемностью, подчеркивающей приятные формы и прелести. Он декорировался множеством мелких деталей и украшений. Представительницы прекрасного пола, с восторгом принимающие Ренессанс, стиль которого диктовал неуемное стремление к красоте, носили глубокое декольте, имеющее обыкновение съезжать на одно плечо или внезапно обнажать грудь. Прически тоже становились объемными с большим количеством кудрей и вплетенными нитями. Часто на волосах закреплялась тонкая сетка с жемчужинами и драгоценными камнями, иногда она спускалась до плеч и полностью закрывала волосы сзади.

Мужской костюм эпохи Возрождения имел некоторые элементы, пришедшие из античности. Представители сильной половины человечества носили некое подобие туники с плотными чулками. Дополнением к костюму стал служить длинный плащ с воротником. В современном мире он часто используется в качестве официальной одежды на научных симпозиумах и других мероприятиях. И это неудивительно, ведь именно Ренессанс - эпоха Возрождения - заложил основы интеллигенции как социального класса. Впервые за всю историю человечества умственный труд стал цениться и позволял безбедно существовать.

Живопись Возрождения

Особенно много шедевров создали художники эпохи Ренессанса. Они породили новое отношение к изображению человеческого тела, которое представало на полотнах во всей своей красе. Но для этого необходимо было в мельчайших подробностях знать все анатомические особенности человека. Поэтому все знаменитые и успешные художники эпохи Ренессанса были одновременно и учеными, находящимися в постоянном поиске новых знаний и моделей.

Самым яркими представителем мира искусства является Леонардо да Винчи. Этот необыкновенно одаренный человек был одновременно художником, ученым, скульптором и архитектором. Многие из его идей значительно опередили свое время, что дает право называть его еще и изобретателем. Самыми знаменитыми полотнами Леонардо да Винчи являются "Тайная вечеря" и "Джоконда". Многие ученые современности смело называют гениального да Винчи "универсальным человеком", который с лихвой воплотил в себе все основные идеи Ренессанса.

Говоря об эпохе Возрождения, нельзя не упомянуть великого Рафаэля, написавшего огромное количество мадонн. В начале шестнадцатого века он был приглашен в Ватикан и принимал участие в росписи Сикстинской капеллы, где написал несколько библейских сюжетов. Одной из самых знаменитых его работ стала так называемая "Сикстинская мадонна".

Ренессанс: литература

Литературный жанр претерпел большие изменения, которые принес Ренессанс. Литература эпохи Возрождения характеризуется обличением церкви, человек становится главным действующим лицом всех сюжетов. Уже немодно использовать библейские притчи и восхваления церковнослужителей. На первый план выходят отношения людей и их чувства.

Среди жанров становятся популярными новеллы и сонеты. Эти стишки в несколько строк вмещали в себя огромный смысл и эмоциональный посыл. Появились первые публицисты, пишущие о реалиях жизни в философском жанре. Большое значение приобретает драматургия. В эпоху Возрождения творили Шекспир и Лопе де Вега, которые до сих пор считаются величайшими представителями своего времени.

Научная мысль Эпохи Возрождения

Идеи гуманизма серьезно повлияли на науку Ренессанса. Естественно, огромное значение оказало книгопечатание. С этого мгновения распространять свои идеи на широкую аудиторию становится гораздо проще. И теперь все новые веяния быстрее проникают в умы обычных людей.

Научные деятели Ренессанса были, скорее, не просто учеными, а представляли собой сплав философов, общественных деятелей и писателей. Петрарка и Макиавелли, например, стремились познавать человека целиком во всех его проявлениях. Героем их трудов становился обычный горожанин, который должен был получить от научного прогресса массу плюсов.

Архитектура эпохи Ренессанса

Для архитектуры Возрождения характерно стремление к симметрии и соблюдению пропорций. В моду входят арки, купола и ниши. Архитекторы создают здания, которые словно парят в воздухе. Они, несмотря на свою монументальность, кажутся легкими и очаровательными.

Больше всего памятников эпохи Возрождения сохранилось во Флоренции и Венеции. Достаточно просто один раз взглянуть на собор Санта-Мариа-дель-Фьоре в городе купцов, чтобы понять все те идеи новой эпохи, которые вдохновили архитектора на создание подобного шедевра.

О Ренессансе можно говорить бесконечно долго. Этот период в истории человечества можно назвать одним из самых ярких и продуктивных. До сих пор творения многих представителей того времени современные искусствоведы изучают с большим трепетом и восхищением. Можно с уверенностью говорить о том, что деятели эпохи Возрождения опередили свое время на несколько столетий.

Возрождение или Ренессанс (итал. Rinascimento, фр. Renaissance) – восстановление, античной образованности, возрождение классической литературы, искусства, философии, идеалов древнего мира, искаженных или забытых в «тёмный» и «отсталый» для Западной Европы период Средних веков. Оно было той формой, которую приняло с середины XIV до начала XVI вв., культурное движение известное под именем гуманизма (см. о нём краткую и статьи). Необходимо отличать гуманизм от Возрождения, которое есть лишь характернейшая черта гуманизма, искавшего опоры для своего миросозерцания в классической древности. Родина Возрождения – Италия, где никогда не увядала древняя классическая (греко-римская) традиция, носившая для итальянца национальный характер. В Италии никогда не чувствовался особенно сильно гнет средневековья. Итальянцы называли себя «латинами» и считали себя потомками древних римлян. Несмотря на то, что первоначальный импульс к Возрождению отчасти исходил из Византии , участие византийских греков в нём было ничтожным.

Эпоха Возрождения. Видеофильм

Во Франции и Германии античный стиль смешался с национальными элементами, которые в первом периоде Возрождения, Раннем Ренессансе, выступали резче, нежели в последующих эпохах. Поздний Ренессанс развил античные образцы в более роскошные и сильные формы, из которых и выработалось постепенно барокко. В то время, как в Италии дух Возрождения почти равномерно проникал во все искусства, в прочих странах только архитектура и скульптура испытывали на себе влияние античных образцов. Национальной переработке подверглось Возрождение также в Нидерландах, в Англии и Испании. После того как Ренессанс выродился в рококо , настала реакция, выразившаяся в строжайшем следовании античному искусству, греческим и римским образцам во всей их первобытной чистоте. Но это подражание (в особенности в Германии) привело наконец к чрезмерной сухости, которую в начале 60-х годов XIX в. старались побороть возвращением к Ренессансу. Однако это новое владычество Возрождения в архитектуре и искусстве продолжалось лишь до 1880. С этого же времени рядом с ним стали вновь процветать барокко и рококо.

Итальянской культуры в период 1200-х — 1300-х годов . Иногда — этап общеевропейской культуры 1100-х — 1200-х годов. В этот период закладываются основные черты Ренессанса.

Раннее Возрождение

Раннее Возрождение, которое характеризуется зарождением ре-нессансной литературы и связанных с ней гуманитарных дисцип-лин, охватывает XIV и большую часть XV в., то есть хронологиче-ски относится ещё к Средним векам.

Высокое Возрож-дение

Высокое Возрождение — это период в истории искусства Италии конца XV — первой трети XVI вв., отмеченный небывалым взлетом живописи, архитектуры, литературы. Самые яркие представители — Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти.

Высокое Возрож-дение стало н аиболее ярким и плодотвор-ным периодом, когда ренессансная мысль и изобразительное искусство достигли наивысшего расцвета. В этот момент Возрожде-ние вышло за пределы Италии, превратившись в общеевропейский феномен. Именно тогда современники этого культурного переворо-та явственно ощутили наступление новых времён , а в обиход обра-зованных людей вошло само понятие «Возрождение».

Позднее Возрождение

Позднее Возрождение (последние десятилетия XVI в.) совпало по времени с началом и первыми успехами религиозной Реформации в Европе. Культура Позднего Возрождения поэтому в той же мере является и культурой эпохи Реформации, результатом сложного взаимодей-ствия двух этих исторических процессов. В этот период Европа окончательно вступила в Новое время.

В эпоху Возрождения мировоззрением, ле-жащим в основе всего культурного развития, стал гуманизм . Для него характерно восхищение реальным че-ловеком, верой в его творческие возможности, при-знание важности земного существования. Гуманисты считали себя последователями античных мыслите-лей, Античность для них была идеалом и эталоном. Однако в культуре Возрождения элементы, сформи-рованные в Средние века, оказались не менее важны, чем элементы античной культуры . Культура Возрож-дения стала синтезом средневековой и античной культуры и была подготовлена всем многовековым процессом европейского культурного развития.

Гуманистические идеи произвели настоящую рево-люцию в искусстве. Произведения искусства стано-вятся более реалистичны, в них прослеживается вос-хищение уже не только красотой человеческой души , но и совершенством человеческого тела. Художники и скульпторы стремятся передать всю гамму человеческих чувств и переживаний, связанных в том числе и с земными радостями и заботами.

Великое переломное значение эпохи Возрождения, определившей пути даль-нейшего развития мировой культуры, яр-че всего проявилось в изобразительном искусстве. Материал с сайта

Литература Возрождения

Основоположником итальянского Возрождения считается Франческо Петрарка (1804-1374), в твор-честве которого звучат мотивы земной человеческой любви. Гуманистические традиции в итальянской ли-тературе развивал младший современник Петрарки Джованни Боккаччо (1313-1375), получивший все-мирную известность благодаря сборнику новелл, на-званному «Декамерон».

Живопись Возрождения

Подлинными мастерами Раннего Возрождения в итальянской живописи можно назвать Джотто и Сандро Боттичелли , а в италь-янской скульптуре — Бернардо, Антонио Росселино, Донателло — создателя первой обнажённой скульптуры.

Ренессанс (франц. Renaissance), - термин, принятый в научной лит-ре для обозначения периода в идеологич. и культурном развитии ряда стран Зап. и Центр. Европы (в Италии - 14-16 вв., в др. странах - кон. 15-16 вв.), обусловленного зарождением капиталистич. отношений. История термина "В." и разработка проблем В. в историографии. Термин "В." ведет свое происхождение от самих идеологов нарождавшегося нового класса - буржуазии, утверждавших, что весь историч. период от падения Рим. империи до появления нового мировоззрения был временем упадка великой антич. культуры, к-рую теперь они вновь восстанавливали ("возрождали"). Идеологи В. резко выступали против схоластич. учености с ее зависимостью от религ. авторитетов, за свободу исследования природы, против условного, церк.-средневекового, связанного с визант. традициями изобразит. иск-ва - за возвращение к иск-ву античному, потому что последнее было "естественным", близким к природе. Т. о., представление о В. имеется уже у деятелей этой эпохи, наиболее отчетливо - у итал. живописца и историка иск-ва Дж. Вазари (1511-74) в "Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" (1550, рус. пер., т. 1-2, М.-Л., 1933). Он впервые употребил и термин "rinascit?" - "возрождение", обозначающий у него всестороннее развитие нового иск-ва, базирующегося на изучении природы. Не только художники, но и писатели и философы эпохи В. - т. н. гуманисты (так они себя называли за то, что вместо ср.-век. сосредоточения внимания на боге (divina studia) они поставили в центре своего мировоззрения человека - homo (отсюда - humana studia)) отлично понимали, что они и их деятельность открывали новую эпоху. Лоренцо Валла говорил, что в его время лит-ра и родств. ей иск-ва (живопись, скульптура и архитектура) "поднялись и вновь возродились", а Марсилио Фичино, много способствовавший изучению Платона, писал о своем времени: "Это, несомненно, золотой век, который вернул свет свободным искусствам, до того почти униженным: грамматике, красноречию, живописи, архитектуре, скульптуре, музыке. И все это во Флоренции" (цит. по кн.: "Из истории социально-политических идей", 1955 с. 135-36). Если у гуманистов термин "В." еще не получил четкого выражения, то в соч. конца 17 - нач. 18 вв. он встречается более определенным. Наиболее полно содержание понятия "Ренессанс литературы" раскрывается в "Историч. и критич. словаре" П. Бейля (1695-97). Гуманизм В. он трактовал как просвещенный протест против ср.-век. варварства, как иррелигиозное движение; В. лит-ры в Италии Бейль связывал с появлением греч.-византийских эмигрантов после взятия Константинополя турками. Эта концепция получила широкое распространение в 18 в., в эпоху Просвещения. Деятели Просвещения как идеологи буржуазии, шедшей на революц. штурм феодализма, и непосредственные преемники гуманистов 16 в. развивали дальше понятие В. Вольтер связывал В. с хоз. подъемом и богатством итал. городов и видел в нем "прогресс человеческого разума", пришедший на смену варварству и невежеству средневековья. Бурж. наука 19 в. попыталась уточнить понятие В., распространив его на различные стороны культурной жизни, и определить характерные черты культуры В., в отличие от культуры средневековья. Она поставила (хотя и не разрешила) проблему взаимоотношения двух наиболее важных явлений, стоящих на грани ср. веков и нового времени: В. и Реформации. Ж. Мишле в 7-й части "Истории Франции" - "Возрождение" ("La Renaissance", 1855), придал понятию В. смысл переворота в мировоззрении. Мишле, продолжая традиции Просвещения, смотрел на В., как на свет, брошенный во мрак варварского средневековья. В., по Мишле, - это одна сторона в процессе общего прогресса, начавшего свое победоносное шествие пробуждением человеч. духа от суеверий и гнета католич. церкви и феодализма. 16 в. дал человечеству два открытия: "открытие Мира" и "открытие Человека". Под последним Мишле подразумевал рождение самосознания человека как личности. Мишле был первым, кто утверждал, что В. и Реформация - явления одного порядка, что это утренняя заря тех идеалов, которые позже в окончат. виде были даны Просвещением. Я. Буркхардт, наиболее глубокий из бурж. историков В., подхватил лозунги, провозглашенные Мишле ("открытие Мира", "открытие Человека"), но дал им иное толкование. Книга Буркхардта "Культура Италии в эпоху Возрождения" (1860) имела огромный успех, была переведена на мн. яз., в т. ч. и на русский (т. 1-2, 1904-06). Осн. идея работы - выведение всей культуры В. из индивидуалистич. мировоззрения "нового человека". На примере итал. тиранов, кондотьеров, дипломатов и придворных Буркхардт рисует "нового человека", считая его отличит. чертами - преследование личных целей, эгоизм. В ср. века обе стороны сознания - знание о внеш. мире и представление о внутр. содержании самого человека, находились как бы под некой пеленой, сотканной из религии, детской наивности и фантазий. В Италии раньше, чем где-либо, эта пелена падает. Пробуждается реалистич. трактовка гос-ва и вообще всех вещей в мире; возникает с полной силой и субъективный элемент: человек становится индивидуумом, осознает себя как личность, стремится всесторонне развиться, проявить себя вовне. В этом причина стремления нового человека к известности и славе. В целом характеристика Буркхардтом духа В.: безграничный индивидуализм, превращающийся подчас в полную аморальность, субъективное отношение к религии (терпимое, скептическое, насмешливое, иногда совершенно отрицательное). Самый факт индивидуализма как осн. признака миросозерцания "нового человека" отмечен Буркхардтом правильно. Он не объяснил, однако, каковы клас. основы индивидуализма в мировоззрении В. и поэтому стал отыскивать "предшественников" В. в крупных и ярко выраженных индивидуальностях средних веков, в результате чего понятие В. как определенной эпохи стало терять свою определенность. У исследователей более позднего времени (нем. - X. Тоде, англ. - У. Патер и др.) в число "предшественников" В. попали и Франциск Ассизский и даже такой религ. мыслитель кон. 12 - нач. 13 вв., как Иоахим Флорский. Для того чтобы покончить со всякой определенностью в понятии В., оставалось лишь оторвать В. от античности и уничтожить его противоположность ср.-век. культуре и иск-ву. Это и было сделано реакц. бурж. историками культуры 19-20 вв. (П. Лаведан (Франция), К. Бурдах (Германия), И. Хейзинга (Нидерланды) и др.). Реакц. бурж. историки 20 в. с их тяготением к восстановлению роли религии, особенно католицизма, всячески подчеркивают религ. черты в идеологии и иск-ве В. (напр., Дж. Тоффанин (Италия), занимающий наиболее реакц. позиции в оценке итал. В., пытался доказать близость и верность гуманистов католич. церкви и объявлял иезуитов прямыми наследниками итал. гуманистов). Т. о., в трактовке В. наглядно проявляется общий упадок совр. бурж. историч. науки. Если бурж. наука эпохи Просвещения подчеркивала "варварство" средневековья и прогрессивное значение В., то реакц. представители бурж. науки эпохи империализма постарались затушевать прогрессивные стороны Ренессанса, смазать остроту перехода от средневековья к В. и даже усомниться в самом существовании В. как особого периода в культурной истории Европы. В то же время в послевоенные годы в бурж. историографии наметилось и прогрессивное направление, представители к-рого (Э. Гарин, Дж. Саитта, У. Дьюрант) стремятся восстановить "права" В., подчеркнуть самостоятельный и передовой характер культуры В. Исследователи-марксисты при решении вопроса о сущности культуры В. исходят из общеметодологич. положений теории марксизма (прежде всего - о базисе и надстройке); отправляются от конкретных высказываний о В. основоположников марксизма. Следуя Ф. Энгельсу, к-рый рассматривал В. как важный прогрессивный этап всей европ. истории, историки-марксисты выдвигают на первый план революц. природу этой эпохи, ее новые, прогрессивные черты. Рассматривая культуру В. как надстройку над определенным базисом, большинство историков-марксистов считает, что осн. идеи и наиболее характерные черты В. представляют собой прежде всего проявление жизнедеятельности только еще зарождавшейся буржуазии (при этом не отрицается большое разнообразие течений в культуре В.). Проблемы В. были предметом неоднократных дискуссий и обсуждений советских историков и искусствоведов (см. "ВИ", 1955, No 2); в центре обсуждения стояли вопросы о клас. корнях и социальной сущности В. Различные точки зрения имеются по вопросам периодизации и конечного рубежа эпохи В. (одни исследователи считают таким рубежом конец 16 в., другие включают в эпоху В. часть 17 в. или даже целиком 17 в.). В сов. историч. лит-ре имеются точки зрения, расширяющие понятие В. территориально и хронологически; напр., Н. И. Конрад говорит об эпохе В. в Китае 8-12 вв. как о движении, близком по содержанию к европейскому В. 15-16 вв. (Н. И. Конрад, "Начало китайского гуманизма", "Сов. востоковедение", 1957, No 3, и др. работы). Нек-рые ученые Арм. ССР И Груз. ССР ставят вопрос о В. как явлении, характерном для ряда стран Востока в 12-13 вв. (В. К. Чалоян, "О вопросе арм. В.", Изв. АН Арм. ССР, 1956, No 4, Обществ. науки - на арм. яз.; Ш. Нуцубидзе, "Руставели и вост. Ренессанс", Тб., 1947, и др.). Однако такое расширительное толкование лишает понятие В. присущей ему конкретности. От В. следует отличать другие, сходные по названию, но иные по своему социальному и идеологич. содержанию явления ("Каролингское возрождение", "Слав. В." кон. 18 - нач. 19 вв.). Важнейшие черты мировоз- зрения эпохи В. Базисом, на к-ром выросла культура В., было городское х-во в тот период, когда оно переходило в капиталистическое, а носителем идеологии В. - бюргерство, перерождавшееся в буржуазию. Эта новая культура возникала в революционную эпоху - в эпоху первых атак нарождавшейся буржуазии на устои феодализма и вместе с тем - первых движений предпролетариата; в эпоху возникновения нац. государств и подрыва духовной диктатуры католич. церкви - гл. твердыни ср.-век. мировоззрения. Это предопределило революц. характер переворота в области культуры и науки, каким и было В. "И естествознание, развивавшееся в атмосфере этой революции, было насквозь революционным, шло рука об руку с пробуждающейся новой философией великих итальянцев, посылая своих мучеников на костры и в темницы... Это было время, нуждавшееся в гигантах и породившее гигантов, гигантов учености, духа и характера. Это было время, которое французы правильно называли Ренессансом, протестантская же Европа односторонне и ограниченно - Реформацией" (Энгельс Ф., Диалектика природы, 1955, с. 152). Там же Энгельс дает характеристику типичного "нового человека" этой эпохи. Это беспокойный ум, вечно ищущий и дерзающий, предприимчивый и отважный человек, который много путешествовал, знал много языков, интересовался всем и хотел испытать все. Хотя в основе мировоззрения эпохи В. лежала идеология и деятельность только еще нарождавшейся буржуазии (или точнее - ее предшественников), не следует усматривать в различных течениях умственной жизни эпохи В. только отражение идеологии и деятельности буржуазии. Надо иметь в виду, что предшественники буржуазии в своей борьбе с феодализмом и феод. идеологией выступали до известной степени как выразители интересов всего народа - это придавало особое своеобразие культуре и мировоззрению этой переходной, революционной эпохи. Эпоха В. всколыхнула широкие массы, захватила и господств. класс феодалов; она породила ряд течений, к-рые не укладываются в лоно бурж. мировоззрения. С одной стороны, именно в это время возник утопич. социализм (Т. Мор, Т. Кампанелла) и начали развиваться подлинно демократич. явления в лит-ре и иск-ве. С другой стороны, новые, ренессансные формы культуры воспринимает феод. аристократия, приспосабливая их к своим интересам. Но, несмотря на большое различие течений и оттенков в культуре В., сущность мировоззрения эпохи В. прежде всего и в конечном счете должна быть понята как мировоззрение буржуазии - только создававшегося и в то время еще революц. класса. Новые лит-ра и иск-во (в чем видели сущность В. его современники) были лишь наиболее заметными проявлениями новой жизни в "прекрасном", но не исчерпывали ее полностью. Новой форме прекрасного соответствовало новое содержание не только в иск-ве. Оно пронизывало все миросозерцание эпохи В. (в т. ч. и религию), и это новое содержание гораздо теснее было связано с реальными запросами новой жизни и нового обществ. класса, чем думали современники. Наиболее общую и наиболее устойчивую черту миросозерцания бурж. об-ва составляет индивидуализм, непосредственно вытекающий из интересов и жизнедеятельности буржуазии. Конкуренция как результат стихийности хоз. жизни требовала от буржуа, вступившего на стезю предпринимательства, огромного напряжения индивидуальных сил, ловкости, предприимчивости и в качестве цели всей его деятельности - стремления к успеху, к-рый выражался в наживе и умножении капитала. Теперь уже не происхождение и не родовитость, т. е. не принадлежность к определенному сословию и корпорации, определяли значение человека в обществе, а личные качества человека и его деятельность, к-рые обеспечивали ему успех, богатство, накопление капитала, становившегося источником невиданного могущества, влияния. Отсюда индивидуализм - как основа бурж. миросозерцания. У гуманистов эпохи В. индивидуалистич. миросозерцание проявилось в идеализированной форме - в подчеркивании ценности человеч. личности как таковой и всего, что с нею связано. Это и было то "открытие Человека", о к-ром говорил Мишле. "О дивное и возвышенное назначение человека, которому дано достигнуть того, к чему он стремится, и быть тем, чем он хочет", - восклицает итал. гуманист Дж. Пико делла Мирандола в трактате "О достоинстве человека" ("De hominis dignitate"). На первый план впервые выдвигается интерес к человеч. делам, человеч. (а не религ.) точка зрения на все явления жизни, защита человеч. личности. Следующей отличит. чертой нового мировоззрения был интерес к опытной науке в естествознании. Эпоха В. (особенно 16 в.) уже отмечена крупнейшими сдвигами в области естествознания. Зарождавшаяся буржуазия вдвойне была заинтересована в развитии естествознания: как в теоретич. основе для развития производит. сил - пром-сти, техники, так и в качестве идейного оружия для борьбы против господствовавшей феод.-религ. идеологии. Антирелиг., материалистич. по сути, направленность естествознания, восставшего против церкви, придавала ему с самого начала возникновения революц. характер. В эпоху В. были сделаны великие открытия в области астрономии: с гелиоцентрич. теории Н. Коперника (нашедшей защиту и дальнейшее обоснование у Дж. Бруно, И. Кеплера и Г. Галилея) "...начинает свое летоисчисление освобождение естествознания от теологии..." (Энгельс Ф., Диалектика природы, с. 5). Значит. успехи были достигнуты в области медицины, анатомии (швейц. врач. Ф. Парацельс, анатом А. Везалий, исп. ученый М. Сервет и др.), математики (итал. математик. Дж. Кардано и др.). В связи с успехами горного дела растет запас знаний по геологии и минералогии (работы нем. ученого Г. Агриколы). Великие географические открытия способствовали расширению географич. представлений, накоплению знаний в области ботаники, зоологии и т. д. В тесной связи с развитием науки и всем мировоззрением эпохи В. стоит возникновение реалистич. иск-ва и лит-ры. Это было отраженным в иск-ве классово обусловленным стремлением зарождавшейся буржуазии познать мир таким, каков он есть. Новое отношение к миру в иск-ве было прямо противоположно средневековью, когда основу миросозерцания составляла религия. У художников В. традиц. религ. сюжеты наполнялись глубоко человеч. содержанием. Характерным становится образ реального, земного героя, раскрываемого во всей полноте его живых человеч. свойств. Большое развитие получило иск-во портрета, и это вполне соответствовало индивидуализму бурж. сознания. В области политики новые идеи также отражали прежде всего потребности нового класса. 15-16 вв. были временем возникновения нац. гос-в, пробуждения нац. самосознания, окончат. формирования итал., англ., франц., нем. яз. и нац. лит-р. Этому не противоречит тот факт, что виднейшие гуманисты, такие как И. Рейхлин, Эразм Роттердамский, Г. Бюде и др., были знатоками древних яз. (лат., греч., др.-евр.). Это была группа ученых-филологов, восхищавшихся античностью. Но как только нужно было разрешить какой-либо практич. вопрос и обращаться к массам, прибегали к нац. яз. У. фон Гуттен писал и на нем. яз., и на лат. Трактат Ж. Бодена о государстве (1576) был написан на франц. яз.; политич. и историч. соч. Н. Макиавелли и Ф. Гвиччардини написаны на итал. яз., не говоря уже о художеств. лит-ре и поэзии (16 в. был временем исчезновения латыни в этой сфере культуры). Лит-ра на нац. яз. знаменовала собой рождение новой и широкой потребности в печатном слове (изобретение в сер. 15 в. книгопечатания). Оно давало возможность массам соприкасаться с такими вопросами, к-рые раньше были уделом немногих. Ученость вышла из монастырских келий и университетских корпораций на рыночную площадь. Появляются газеты, создаются обществ. мнение и интеллигенция, формирующая это обществ. мнение. Это обществ. мнение, создававшееся спорадически и раньше в оппозиции к всепроникающей церковности, занялось делами земными, человеческими, и в силу потребностей нового класса старалось рационально обосновать в сфере общего миросозерцания новое обществ. бытие. Индивидуализм и здесь остается главным принципом. Общество перестает в воззрениях гуманистов быть Corpus christianum или сочетанием сословий, корпораций и др. ср.-век. связей, а превращается в сумму индивидов, стремящихся стать равноправными атомами, составляющими некое целое, к-рое существует только как их сумма. Эти представления находят свое завершение в теориях социального атомизма, окончательно сформулированных философами Просвещения. В тесной связи с воззрениями гуманистов на общество находится приверженность большинства из них к сильному и единому гос-ву. И это не случайно. Буржуазия в 16 в. видела в сильной королев. власти гарантию против феод. вольницы былых времен и требовала устами Бодена ограничения власти только в одном отношении: при всех условиях собственность должна оставаться неприкосновенной. Идеологи В., гуманисты, подвергали критике всю систему феод. мировоззрения. Они высмеивали аскетизм, теорию воздержания от всех радостей жизни, проповедуемую католич. церковью, и утверждали право человека на наслаждение; отрицали феод. раздробленность и ставили своим политич. идеалом централизов. монархию; они ратовали за науч. исследование и выступали против схоластики с ее требованием утверждать истину ссылками на авторитеты (Библия и Аристотель) и, наконец, высмеивали ср.-век. искусство. Средневековье было объявлено временем суеверий, невежества, темноты и названо "готическим" (что в те времена было равносильно названию "варварское"); оно, наконец, впервые было названо "средневековьем". С. Д. Сказкин. Москва. Важнейшие проявления куль- туры В. в отдельных странах. В отд. странах В. получило специфич. характер, отразивший особенности их историч. развития; при этом каждая страна внесла свой вклад в культуру В. Лучшие творения этой эпохи вошли в сокровищницу мировой культуры и сохраняют значение классич. наследия и по настоящее время. Начало В. и его наиболее яркий расцвет связан с Италией, самой развитой страной Европы 13-15 вв. Высокий уровень ремесл. произ-ва, интенсивные торг. связи со странами Европы и Азии, раннее возникновение капиталистич. мануфактур (прежде всего во Флоренции), бурная политич. жизнь итал. городов-республик - все это способствовало развитию культуры В. в Италии. Повлияло и то, что в Италии - крупнейшем центре древней цивилизации - больше, чем в др. странах, сохранилось памятников античности. Гуманистич. идеология в Италии находит наиболее яркое выражение в произведениях художников, писателей, поэтов. Реалистич., светские тенденции, опиравшиеся гл. обр. на античную традицию, зародились в Италии еще во 2-й пол. 13 - нач. 14 вв. (т. н. проторенессанс). Его крупным представителем был живописец флорентиец Джотто. Во Флоренции же сложилось творчество Данте Алигьери, автора великой поэмы "Божественная комедия" (1307-21), создателя итал. лит. яз., - этого, по определению Энгельса, "последнего поэта средневековья" и "первого поэта нового времени". Однако черты нового, гуманистич. мировоззрения окончательно складываются в Италии на протяжении 14-15 вв. В 14 в. на 1-й план в качестве носительницы гуманистич. идей выдвигается лит-ра. Первым поэтом-гуманистом был Ф. Петрарка, открывший внутр. мир человека, воспевший красоту человеч. чувств; зачинатель классич. новеллы Дж. Боккаччо с новым, необычным для того времени реализмом воплотил в "Декамероне" (1350-53, рус. пер. 1955) образ предприимчивого, жизнелюбивого человека, выступил против лицемерных предписаний церкви и ср.-век. морали. В 14-15 вв. появилась плеяда блестящих итал. гуманистов - философов, филологов, моралистов, историков, таких как Л. Бруни, Л. Валла, Дж. Пико делла Мирандола, П. Помпонацци и мн. др. Возникают многочисл. трактаты, возвеличивающие человеч. личность, создаются гуманистич. школы и кружки, где изучаются и обсуждаются вопросы философии, филологии, этики и т. д. Осн. принципы нового реалистич. иск-ва были сформулированы и воплощены в творчестве замечат. флорентийских мастеров 15 в.: Ф. Брунеллески, заложившего основы светской по духу ренессансной арх-ры; Донателло, создавшего в скульптуре героизированные образы, прославляющие творч. мощь человеч. личности; Мазаччо, произведшего подлинную реформу в живописи, создавшего реалистич. Монумент. образы. Идеалы В. ярко проявились также в живописи Д. Гирландайо, С. Боттичелли, Пьеро делла Франческа, А. Мантенья, Дж. Беллини и мн. др. замечат. итал. художников. Наивысшей вершины иск-во итал. В. достигло в творчестве гениальных итал. мастеров конца 15-16вв. (времени т. н. "Высокого В." в Италии): Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Д. Браманте, мастеров венецианской школы живописи - Джорджоне, Тициана, П. Веронезе, Я. Тинторетто и др. Реалистич. иск-во В. основывалось на науч. законах анатомии, перспективы, оптики и т. д. Мн. итал. живописцы, скульпторы, архитекторы были одновременно и разносторонними учеными, способствовавшими развитию опытной науки. Наиболее ярким примером разносторонней деятельности человека эпохи В. является творчество Леонардо да Винчи. Развиваются точные и естеств. науки (математик Н. Тарталья, разрабатывавший вопросы баллистики и одновременно с Дж. Кардано - способ решения кубич. уравнений; Б. Евстахио - один из основателей науч. анатомии, и мн. др.). Смелым борцом против схоластики и католицизма был выдающийся итал. мыслитель, последовательно развивавший революц. гелиоцентрич. учение Н. Коперника, - Дж. Бруно (1548-1600). Крупнейшими представителями итал. В., развивавшими обществ.-политич. теории, были Н. Макиавелли, Ф. Гвиччардини, Т. Кампанелла. Итал. В. сыграло большую роль в распространении культуры В. в др. странах. Ученые, философы, поэты всех стран совершали в Италию паломничества, приобщаясь к новой культуре. Однако основой распространения В. в странах Европы были внутр. социально-экономич. и политич. процессы. Во Франции зарождение бурж. отношений и подъем обществ. движения 1-й пол. 16 в. в период, предшествовавший т. н. религиозным войнам, были социальной основой культуры В.; итальянские походы (см. Итальянские войны 1494-1559), познакомившие французское дворянство с культурой Италии, способствовали распространению новых культурных веяний в этой среде. В 1-й пол. 16 в. нек-рые франц. гуманисты (более умеренное течение) были связаны с идеями церк. реформации (напр., Лефевр д´Этапль, кружок гуманистов при дворе Маргариты Наваррской, отчасти поэт К. Mapo и др.). В 1530 был осн. Коллеж королевских лекторов (позднее - Коллеж де Франс), где изучались древние яз.; во главе его стоял выдающийся ученый Гийом Бюде. Особенно большое значение в 1-й пол. 16 в. имела деятельность радикальных гуманистов - видающегося филолога, типографа Э. Доле, преследовавшегося за передовые, проникнутые вольнодумством идеи и погибшего на костре, Б. Деперье, сатирич. диалоги к-рого ("Кимвал мира", 1537, рус. пер. 1936) отличались резкой антицерк. направленностью, глубокой симпатией к народу. Крупнейшим представителем эпохи В. был Ф. Рабле - создатель глубоко народного по форме и содержанию сатирич. романа "Гаргантюа и Пантагрюэль" (1532-64, рус. пер. 1961), в к-ром он открыто осмеивал феод.-аскетич. идеалы, бичевал католич. духовенство, защищал гуманистич. мировоззрение. Большое влияние на развитие франц. нац. поэзии оказала возникшая в 40-х гг. 16 в. лит. группа "Плеяда" во главе с поэтом П. Ронсаром, воспевавшим в своих сонетах силу чувств, радость жизни. Наиболее крупными представителями франц. В. 2-й пол. 16 в. в области обществ. мысли были: Ж. Боден, ратовавший за укрепление единого нац. гос-ва, М. Монтень, скептицизм к-рого был направлен в первую очередь на разоблачение религ. суеверий и фанатизма и подготовил почву для критич. науч. мышления 17-18 вв. В изобразит. иск-ве и архитектуре эпоха В. во Франции представлена дворцами короля и знати (архитекторы П. Леско, Ф. Делорм и др.), декоративной и портретной скульптурой (Ж. Гужон, Ж. Пилон), живописным и карандашным портретом (Ж. Фуке, семья Клуэ). Глубокий отпечаток на характер культуры В. в Германии наложила острая социально-политич. борьба 1-й пол. 16 в., вылившаяся в Реформацию и Крестьянскую войну 1524-25; именно к этому времени относится расцвет В. в Германии. Хотя такие гуманисты, как И. Рейхлин, глубокий знаток древних яз., или глава сев. гуманизма Эразм Роттердамский (уроженец Голландии, но тесно связанный с герм. В.), отличались крайней умеренностью, академизмом, оторванностью от народных масс, их филологические изыскания, содействовавшие развитию критич. мысли, их критика церк. и политич. порядков феод. об-ва, схоластики (памфлет Эразма Роттердамского "Похвала глупости", 1509, рус. пер. 1960) сыграли крупную роль в подготовке обществ. движения 20-х гг. 16 в. Мн. гуманисты (напр., У. фон Гуттен) оказались в это время в самом центре социально-политич. борьбы. Творчество нем. гуманистов отличалось резкой антипапской, антикатолич. направленностью. Нем. лит-ра носила острообличит. характер. Сатирич. памфлеты, диалоги, направленные против схоластики, мракобесия, паразитизма католич. духовенства, жадности и произвола нем. князей (С. Брант, "Корабль дураков" - "Das Narrenschiff", 1494; памфлеты У. фон Гуттена, анонимные "Письма темных людей", 1515-17, рус. пер. 1935, и др.), стали осн. жанрами герм. гуманистич. лит-ры. С политич. и идеологич. борьбой тесно связано и творчество нем. художников-реалистов эпохи В.: А. Дюрера, Г. Гольбейна, М. Нитхардта (Грюневальда), Л. Кранаха, скульпторов П. Фишера, Т. Рименшнейдера; большое развитие в германском изобразительном иск-ве эпохи В. получила агитац.-сатирич. графика. Изобретение И. Гутенбергом книгопечатания (сер. 15 в.) сыграло исключит. роль в распространении новой культуры, науки, светской лит-ры не только в Германии, но и во всей Европе. В Нидерландах эпоха В. также была временем острой социальной борьбы - гуманистич. культура развивалась здесь накануне и в ходе нидерл. бурж. революции 16 в. и имела в своей направленности мн. общего с германской. И здесь гуманистич. мысль приобрела острую политич. направленность; ее центрами были т. н. риторические общества, устраивавшие диспуты, выпускавшие памфлеты антицерк. и антиправительств. содержания. Нек-рые нидерл. гуманисты (напр., поэт Марникс де Сент-Альдегонд) были активными участниками революции. Большой вклад в развитие европ. реалистич. иск-ва внесли нидерл. живописцы - Ян ван Эйк, Гуго ван дер Гус, К. Массейс, Лука Лейденский, П. Брейгель, в творчестве к-рого особенно явственно проявились любовь к народу и его трудовой жизни, черты антифеод. сатиры. Нидерландск. художники эпохи В. своим вниманием к простым людям, бытовой среде, природе подготовили мощный расцвет голл. реализма 17 в. В архитектуре Нидерландов (как и других сев. стран) ренессансные черты проявились не столь отчетливо и последовательно, как и Италии. В Англии рассадником идей В. в нач. 16 в. явился Оксфордский ун-т, с к-рым были тесно связаны и гуманисты континента, особенно Эразм Роттердамский. Защитником гуманистич. системы воспитания, борцом против схоластики выступал Дж. Колет. Крупнейшим представителем оксфордских гуманистов был Томас Мор, создатель знаменитой "Утопии" (1516, рус. пер. 1953), в к-рой нашли выражение как глубокие противоречия начавшейся в Англии эпохи т. н. первоначального накопления, так и предвосхищение будущего коммунистич. строя. Своей вершины англ. В. достигло в творчестве У. Шекспира, отличавшемся могучим реализмом, глубоким проникновением в противоречия складывавшихся обществ. отношений. С именем Шекспира, а также др. представителей англ. В. (драматургов К. Марло, Б. Джонсона и др.) связан расцвет англ. театра кон. 16 - нач. 17 вв., носившего подлинно нар. характер. На развитие культуры В. в Испании наложили отпечаток, с одной стороны, общий подъем в стране во 2-й пол. 15 - нач. 16 вв., а с другой - засилье католической церкви и инквизиции, поддерживавших испанский абсолютизм, и начавшаяся со 2-й пол. 16 в. общая реакция в стране. В этих условиях борьба за прогрессивные идеалы гуманизма была очень сложной; в целом разрыв с феод.-католич. традицией был здесь менее решительным, чем в нек-рых др. странах. В то же время именно Испания дала таких смелых мыслителей эпохи В., как ученый-естествоиспытатель, вольнодумец и рационалист М. Сервет, погибший на костре, философы-гуманисты Л. Вивес и особенно Х. Уарте (Соч. "Исследование способностей к наукам", 1575, 1594, рус. пер. 1960), обличавшие схоластику, слепую веру в авторитеты, проводившие мысль о необходимости опытного изучения природы, исполненные веры в силу разума, в способность человека познать многообразие окружающего мира. Ведущее положение Испании в Великих географич. открытиях привело к развитию здесь основ новой космографии и навигации, к расширению знаний в обл. ботаники и зоологии. Эпоха В. в Испании отмечена творчеством великого исп. писателя М. Сервантеса, создателя реалистич. романа "Дон Кихот" (1605-15, рус. пер., т. 1-2, 1953-54), глубоко гуманистич., народного, обличающего мракобесие церкви, бесправное положение народа, всякое зло и насилие. "Дон Кихот" - величайшее культурное достижение испанского народа, одно из наиболее выдающихся творений мировой литературы. Ярким выразителем прогрессивных, гуманистических идей стал испанский театр эпохи В., также связанный с именем Сервантеса и других гуманистов и подготовивший расцвет испанской драматургии при Лопе де Вега. Культура В. нашла свое выражение и в славянских странах. Ярко и своеобразно проявились идеи В. в культуре (особенно лит-ре) гор. республики Дубровник (поэты 16 в. Н. Ветранович-Чавчич, М. Марулич, комедиограф М. Држич и др.), являвшейся в это время важнейшим культ. и науч. центром на Балканах. В Польше эпоха В. отмечена рядом крупных имен и прежде всего именем великого польск. ученого, создателя гелиоцентрич. теории - Н. Коперника, учение к-рого положило начало новому периоду в истории астрономии и оказало огромное влияние на все дальнейшее развитие естествознания, свободное от церк. идеологии и средневековой схоластики. В области политических теорий прогрессивную роль сыграла публицистика А. Фрыч-Моджевского; гуманизмом проникнута поэзия Я. Кохановского. Влияние В. заметно и в культуре Чехии 16 в. (поэт Б. Лобковиц, гуманист С. Гелений и др.). Идеи гуманизма прослеживаются в рус. культуре и обществ. мысли 15-17 вв., хотя здесь развитие гуманистич. мысли не было связано с характерной формой В. (см. об этом работы М. П. Алексеева, А. И. Клибанова, указанные ниже). Специфика культуры и идеологии В. - с характерной для нее оптимистич. верой в неограниченные возможности человека, с тяготением к героич. образам, ее стихийной диалектикой в философии, с жизнерадостным свободомыслием и т. д. - была предопределена переходной эпохой от средневековья к новому времени, когда социальные отношения и гос. формы еще не устоялись, все находилось в состоянии брожения. Культура 17 в., когда в экономике наиболее развитых европ. государств уже более определенно выявилось капиталистическое развитие (и присущие ему противоречия), когда в политич. отношении абсолютизм с его гос. регламентацией и опекой достиг своего апогея, а в религ. жизни прочно победила реформация - в одних странах, контрреформация - в других, - многими существенными чертами отличается от культуры В. В этих условиях наступает кризис гуманизма В., рушится оптимистич. вера в то, что возникающее новое общество благоприятно для свободного развития человека. Но мировоззрение эпохи В., несмотря на всю свою специфику, уже несло в себе те общие черты, к-рые присущи буржуазному мировоззрению, способствуя формированию буржуазного общества. В. оказало влияние на дальнейшее развитие идеологии, науки, лит-ры и иск-ва в странах Зап. и Центр. Европы в 17-18 вв., связанное с утверждением бурж. отношений, и подготовило новую эпоху в идейном развитии - эпоху Просвещения. Лит. (кроме указ. в ст.): Энгельс Ф., Диалектика природы (введение), М., 1955; его же, Анти-Дюринг. М., 1957 (с. 97-100); его же, Развитие социализма от утопии к науке, М., 1960 (с. 16); Грамши А., Письма из тюрьмы, Избр. произв., т. 2. М., 1957; его же, Тюремные тетради, там же, т. 3, М., 1959; Губер А. A., Проблема Ренессанса, Уч. зап. МГУ, в. 126, Труды кафедры общего искусствознания, кн. 1, М., 1947; Лазарев В. Н., Проблема Возрождения в освещении ренессансных писателей и "просветителей", в сб.: Из истории социально-политич. идей..., М., 1955; Сказкин С. Д., К вопросу о методологии истории Возрождения и гуманизма, в сб.: Ср. века, 1958, в. 11; Пинский Л., Реализм эпохи Возрождения, М., 1961; Соколов В. В., Очерки философии эпохи Возрождения, М.. 1962; Дживелегов А. К., Начало итал. Возрождения, 2 изд., М., (1924); его же, Очерки итал. Возрождения, М., 1929; Алпатов М. В., Итал. искусство эпохи Данте и Джотто..., М.-Л., 1939; Колпинский Ю., Образ человека в искусстве эпохи Возрождения в Италии, М.-Л., 1941; Гуковский М. A., Итал. Возрождение, т. 1-2, Л., 1947-61; Лазарев В. Н., Леонардо да Винчи - художник, М., 1952; Виппер Б. Р., Борьба течений в итал. искусстве XVI в., М., 1956; Лазарев В. Н., Происхождение итал. Возрождения, т. 1-2, М., 1956-59; Брагина Л. М., О некоторых тенденциях в новейшей зарубежной историографии итальянского Возрождения, в сб.; Ср. века, 1962, в. 22; Корелин М. С., Очерки итал. Возрождения. М., 1896; его же, Ранний итал. гуманизм и его историография, т. 1-3, 2 изд., СПБ, 1914; Фойгт Г., Возрождение классической древности..., пер. с нем., т. 1-2, М., 1884-85; Монье Ф., Опыт литературной истории Италии XV в., пер. с фр., СПБ, 1904; Коган-Бернштейн Р. A., Борьба за нац. язык во франц. гуманизме, в сб.: Из истории соц.-политич. идей..., М., 1955; Пуришев В., Очерки немецкой литературы XV - XVII вв., М., 1955; Гейгер Л., История немецкого гуманизма, пер. с нем., СПБ, 1899; Голенищев-Кутузов И. Н., Гуманистическое направление в чешской лит-ре 15-16 вв., "ВИМК", 1960, No 2; Алексеев М. П., Явления гуманизма в лит. и публицистике Древней Руси (XVI - XVII вв.), М., 1958; Клибанов А. И., Реформационные движения в России в XIV - первой половине XVI вв., ч. 3, М., 1960; Philippi A., Der Begriff der Renaissance..., Lpz., 1912; Borinski K., Die Weltwiedergeburtsidee in den neueren Zeiten, "Sitzungsberichte der Bayerischen Akad. d. Wissenschaften", M?nch., 1919; Weisbach W., Renaissance als Stilbegriff, "Hist. Zeitschr.", 1919, Bd 120; Burdach K., Reformation, Renaissance, Humanismus, 2 Aufl., В., 1926; Huizinga J., Das Problem der Renaissance, "Wege der Kulturgeschichte". M?nch., 1930, No 46; Lavedan P., Histoire de l´urbanisme. Renaissance et temps modernes. P., 1941; Fubini M., Studi sulla letteratura del Rinascimento, Firenze, (1948); Ferguson W. К., The Renaissance in historical thought. Five centuries of interpretation, Boston, (1948) (имеется обширная библиография); Martin A. W., Soziologie der Renaissance, Frankf./M., 1949; Hexter J. H., The Renaissance again - and again, "The Journal of Modern History", 1951, v. 23, No 3; Haydn H. С., The Counter-Renaissance, N. Y., 1950; Sellery G. C., The Renaissancee, its nature and origins, Madison, 1950: Weisinger H., The English origins of the sociological interpretation of the Renaissance, "Journal of the History of ideas", 1950, v. 11, No 3; Garin E., Medioevo e Rinascimento, Studi e ricerche, Bari, 1954; Durant W., The Renaissance, N. Y., 1953; Cantimori D., L´Umanesimo, il Rinascimento e la riforma dal Burckhardt al Garin, "Studi di Storia", Torino, 1959; Symonds J. A., Renaissance in Italy, v. 1-7, Toronto, 1935; Brandi K., Die Renaissance in Florenz und Rom, Lpz., 1927; Garin F., Il Rinascimento italiano, Mil., 1941; его же, L´Umanesimo italiano..., Bari, 1952; Saitta G., Il pensiero italiano nell ´Umanesimo e nel Rinascimento, v. 1-3, Bologna, 1949-51 (имеется обширная библиография); Venturi L., La peinture italienne, v. 1-

Искусство эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения – это время расцвета всех искусств, в том числе и театра, и литературы, и музыки, но, несомненно, главным среди них, наиболее полно выразившим дух своего времени, было изобразительное искусство.

Неслучайно существует теория, что Возрождение началось с того, что художники перестали удовлетворяться рамками господствовавшего «византийского» стиля и в поисках образцов для своего творчества первыми обратились к античности . Термин «Renissance» (Возрождение) был введен мыслителем и художником самой эпохи Джорджо Вазари («Жизнеописание знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»). Так он назвал время с 1250 по 1550 гг. С его точки зрения это было время возрождения античности. Для Вазари античность предстает идеальным образом.

В дальнейшем содержание термина эволюционировало. Возрождение стало означать эмансипацию науки и искусства от богословия, охлаждение к христианской этике, зарождение национальных литератур, стремление человека к свободе от ограничений католической церкви. То есть Возрождение, в сущности, стало означать гуманизм.

ВОЗРОЖДЕНИЕ, РЕНЕССАНС (фр. renais sance – возрождение) – одна из величайших эпох, переломный этап в развитии мирового искусства между средними веками и новым, временем. Эпоха Возрождения охватывает XIV- XVI вв. в Италии, XV-XVI вв. в других странах Европы. Свое название – Возрождение (или Ренессанс) – этот период в развитии культуры получил в связи с возрождением интереса к античному искусству. Однако художники этого времени не только копировали старые образцы, но и вкладывали в них качественно новое содержание. Ренессанс не следует считать художественным стилем или направлением, так как в эту эпоху существовали различные художественные стили, направления, течения. Эстетический идеал эпохи Возрождения складывался на основе нового прогрессивного мировоззрения – гуманизма. Реальный мир и человек провозглашались высшей ценностью: Человек – мера всех вещей. Особенно возросла роль творческой личности.

Гуманистический пафос эпохи наилучшим образом воплотился в искусстве, которое, как и в предшествующие века, ставило своей целью дать картину мироздания. Новым было то, что материальное и духовное пытались объединить в одно целое. Трудно было найти человека, равнодушного к искусству, но предпочтение отдавали изобразительному искусству и архитектуре.

Итальянская живопись XV в. в основном монументальная (фрески). Живопись занимает ведущее место среди видов изобразительного искусства. Она наиболее полно соответствует ренессансному принципу «подражать природе». Новая изобразительная система складывается на основе изучения натуры. В развитие понимания объема, его передачи с помощью светотени внес достойный вклад художник Мазаччо. Открытие и научное обоснование законов линейной и воздушной перспективы значительным образом повлияли на дальнейшую судьбу европейской живописи. Формируется новый пластический язык скульптуры, его основоположником был Донателло. Он возродил свободно стоящую круглую статую. Его лучшее произведение – скульптура Давида (Флоренция).

В архитектуре воскрешаются принципы античной ордерной системы, поднимается значение пропорций, складываются новые типы зданий (городской дворец, загородная вилла и др.), разрабатываются теория архитектуры и концепция идеального города. Архитектор Брунеллески построил здания, в которых соединил античное понимание архитектуры и традиции поздней готики, добиваясь новой образной одухотворенности архитектуры, неизвестной древним. В период высокого Возрождения новое мировоззрение наилучшим образом воплотилось в творчестве художников, которых с полным правом называют гениями: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне и Тициана. Последние две трети XVI в. называют поздним Возрождением. В это время кризис охватывает искусство. Оно становится регламентированным, придворным, утрачивает теплоту и естественность. Однако отдельные великие художники – Тициан, Тинторетто продолжают создавать шедевры в этот период.

Итальянское Возрождение оказало огромное влияние на искусство Франции, Испании, Германии, Англии, России.

Подъем в развитии искусства Нидерландов, Франции и Германии (XV-XVI вв.) называют северным Возрождением. Творчество живописцев Ян ван Эйка, П. Брейгеля Старшего – вершины этого периода развития искусства. В Германии величайшим художником немецкого Возрождения был А. Дюрер.

Открытия, совершенные в эпоху Возрождения в области духовной культуры и искусства, имели огромное историческое значение для развития европейского искусства последующих веков. Интерес к ним сохраняется и в наше время.

Эпоха Возрождения в Италии прошла несколько этапов: раннее Возрождение, высокое Возрождение, позднее Возрождение. Родиной Возрождения стала Флоренция. Основы нового искусства разрабатывали живописец Мазаччо, скульптор Донателло, архитектор Ф. Брунеллески.

Первым картины вместо икон впервые стал создавать крупнейший мастер Проторенессанса Джотто. Он первым стремился христианские этические идеи передавать через изображение реальных человеческих чувств и переживаний, заменил символику изображением реального пространства и конкретных предметов. На знаменитых фресках Джотто в капелле дель Арена в Падуе можно увидеть рядом со святыми совсем необычные персонажи: пастухов или пряху. Каждое отдельное лицо в Джотто выражает вполне определенные переживания, определенный характер.

В эпоху раннего Возрождения в искусстве происходит освоение античного художественного наследия, формируются новые этические идеалы, художники обращаются к достижениям науки (математики, геометрии, оптики, анатомии). Ведущую роль в формировании идейных и стилевых принципов искусства раннего Возрождения играет Флоренция . В образах, созданных такими мастерами, как Донателло, Верроккьо, доминируют конная статуя кондотьера Гаттамелаты Давид» Донателло героические и патриотические начала («Св. Георгий» и «Давид» Донателло и «Давид» Верроккьо).

Основоположником ренессансной живописи является Мазаччо (росписи капеллы Бранкаччи, «Троица»), Мазаччо умел передавать глубину пространства, связывал фигуру и пейзаж единым композиционным замыслом, придавал отдельным лицам портретную выразительность.

Но становление и эволюция живописного портрета, отражавшего интерес возрожденческой культуры к человеку, связаны с именами художников Умрбийской школы: Пьеро делла Франческа, Пинтуриккьо.

Особняком в эпоху раннего Возрождения стоит творчество художника Сандро Боттичелли. Созданные им образы одухотворены и поэтичны. Исследователи отмечают отвлеченность и утонченный интеллектуализм в работах художника, его стремление к созданию мифологических композиций с усложненным и зашифрованным содержанием («Весна», «Рождение Венеры»).Один из жизнеописателей Боттичелли говорил, что его мадонны и венеры производят впечатление утраты, вызывая в нас чувство неизгладимой печали... Одни из них утратили небо, другие – землю.

"Весна" "Рождение Венеры"

Кульминацией в развитии идейно-художественных принципов итальянского Ренессанса становится Высокое Возрождение . Основоположником искусства Высокого Возрождения считается Леонардо да Винчи – великий художник и ученый.

Он создал целый ряд шедевров: «Мона Лиза» («Джоконда») Строго говоря, самое лицо Джоконды отличается сдержанностью и спокойствием, в нем едва заметна та улыбка, которая создала ей мировую славу и которая позднее стала непременной принадлежностью произведений школы Леонардо. Но в мягко тающей дымке, окутывающей лицо и фигуру, Леонардо удалось дать почувствовать беспредельную изменчивость человеческой мимики. Хотя глаза Джоконды внимательно и спокойно смотрят на зрителя, благодаря затененности ее глазных впадин можно подумать, будто они чуть хмурятся; губы ее сжаты, но около их уголков намечаются едва уловимые тени, которые заставляют поверить, что каждую минуту они разомкнутся, улыбнутся, заговорят. Самый контраст между пристальным взглядом и полуулыбкой на устах дает понятие о противоречивости ее переживаний. Не напрасно Леонардо мучил свою модель долгими сеансами. Как никто другой, он сумел передать в этой картине тени, оттенки и полутона, и они рождают ощущение трепетной жизни. Недаром Вазари казалось, что на шее у Джоконды видно, как бьется жилка.

В портрете Джоконды Леонардо не только в совершенстве передал тело и окутывающую его воздушную среду. Он вложил в него еще понимание того, что требуется глазу, чтобы картина производила гармоническое впечатление, вот почему все выглядит так, будто формы закономерно рождаются одна из другой, как это бывает в музыке, когда напряженный диссонанс разрешается благозвучным аккордом. Джоконда превосходно вписана в строго пропорциональный прямоугольник, полу фигура ее образует нечто целое, сложенные руки придают ее образу завершенность. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего "Благовещения". Впрочем, как ни смягчены все контуры, волнистая прядь волос Джоконды созвучна прозрачной вуали, а брошенная через плечо свесившаяся ткань находит себе отзвук в плавных извивах далекой дороги. Во всем этом Леонардо проявляет свое умение творить согласно законам ритма и гармонии. «С точки зрения техники исполнения, Мона Лиза всегда считалась чем-то необъяснимым. Теперь, думаю, я могу ответить на эту загадку», – говорит Франк. По его словам, Леонардо использовал разработанную им технику «сфумато» (итальянское «sfumato», буквально – «исчезнувший, как дым»). Прием состоит в том, что предметы на картинах должны не иметь четких границ, все должно быть плавно переходящим одно в другое, очертаний предметов смягчены с помощью окружающей их свето-воздушной дымки. Основная сложность этой техники заключается в мельчайших мазках (около четверти миллиметров), не доступных для распознания ни под микроскопом, ни с помощью рентгена. Таким образом, для написания картины да Винчи потребовалось несколько сотен сеансов. Изображение Джоконды состоит приблизительно из 30 слоев жидкой, почти прозрачной масляной краски. Для такой ювелирной работы, художнику, по-видимому, приходилось использовать лупу. Возможно, применение такой трудоемкой техники, объясняет долгое время работы над портретом – почти 4 год.

, "Тайная вечеря" производит неизгладимое впечатление. На стене, как бы преодолевая ее и унося зрителя в мир гармонии и величественных видений, развертывается древняя евангельская драма обманутого доверия. И драма эта находит свое разрешение в общем порыве, устремленном к главному действующему лицу – мужу со скорбным лицом, который принимает свершающееся как неизбежное. Христос только что сказал своим ученикам: «Один из вас предаст меня». Предатель сидит вместе с другими; старые мастера изображали Иуду сидящим отдельно, но Леонардо выявил его мрачную обособленность куда более убедительно, тенью окутав его черты. Христос покорен своей судьбе, исполнен сознания жертвенности своего подвига. Его наклоненная голова с опущенными глазами, жест рук бесконечно прекрасны и величавы. Прелестный пейзаж открывается через окно за его фигурой. Христос – центр всей композиции, всего того водоворота страстей, которые бушуют вокруг. Печаль его и спокойствие как бы извечны, закономерны – и в этом глубокий смысл показанной драмы.Он искал источники совершенных форм искусства в природе, но именно его Н. Бердяев считает ответственным за грядущий процесс машинизации и механизации человеческой жизни, который оторвал человека от природы.

Классической гармонии живопись достигает в творчестве Рафаэля. Его искусство эволюционирует от ранних холодновато-отстраненных умбрийских образов мадонн («Мадонна Конестабиле») к миру «счастливого христианства» флорентийских и римских произведений. «Мадонна с щегленком» и «Мадонна в кресле» мягки, человечны и даже обыденны в своей человечности.

Но величествен образ «Сикстинской мадонны», символически соединяющий небесный и земной миры. Более всего Рафаэль известен как создатель нежных образов мадонн. Но в живописи он воплотил и идеал возрожденческого универсального человека (портрет Кастильоне), и драматизм исторических событий. «Сикстинская мадонна» (ок. 1513, Дрезден, Картинная галерея) - одно из самых вдохновенных произведений художника. Написанная как алтарный образ для церкви монастыря св. Сикста в Пьяченце, картина эта по замыслу, композиции и интерпретации образа существенно отличается от «Мадонн» флорентийского периода. Вместо интимного и земного изображения прекрасной юной девы, снисходительно следящей за забавами двух малышей, здесь перед нами словно внезапно возникшее в небесах из-за отдернутого кем-то занавеса чудесное видение. Окруженная золотистым сиянием, торжественная и величественная шествует по облакам Мария, держа перед собой младенца Христа. Слева и справа перед ней преклоняют колени св. Сикст и св. Варвара. Симметричная, строго уравновешенная композиция, четкость силуэта и монументальная обобщенность форм придают «Сикстинской мадонне» особенное величие.

В этой картине Рафаэлю, может быть, в большей мере, чем где-либо, удалось сочетать жизненную правдивость образа с чертами идеального совершенства. Образ мадонны сложен. Трогательная чистота и наивность совсем еще юной женщины сочетаются в нем с твердой решимостью и героической готовностью к жертве. Эта героика роднит образ мадонны с лучшими традициями итальянского гуманизма. Сочетание в этой картине идеального и реального заставляет вспомнить известные слова Рафаэля из письма к его другу Б. Кастильоне. «И я скажу Вам, - писал Рафаэль, - что для того, чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц... но ввиду недостатка... в красивых женщинах, я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум. Имеет ли она какое-либо совершенство, я не знаю, но очень стараюсь его достигнуть». Эти слова проливают свет на творческий метод художника. Исходя из реальности и опираясь на нее, он вместе с тем стремится поднять образ над всем случайным и преходящим.

Микеланджело (1475-1564) - несомненно один из наиболее вдохновенных художников в истории искусства и, наравне с Леонардо Да Винчи, наиболее мощная фигура итальянского высокого возрождения. Как скульптор, архитектор, живописец и поэт, Микеланджело оказал огромное влияние на своих современников и на последующее Западное искусство вообще.

Он считал себя флорентийцем - хотя родился 6 марта 1475 года в маленькой деревне Капрезе около города Ареццо. Микеланджело глубоко любил свой город, его искусство, культуру и пронес эту любовь до конца своих дней. Он провел большую часть зрелых лет в Риме, работая по заказам римских пап; однако оставил завещание, в соответствие с которым тело его было погребено во Флоренции, в прекрасной гробнице в церкви Санта Кроче.

Микеланджело выполнил мраморную скульптуру Пиета (Оплакивание Христа) (1498-1500), которая до сих пор находится в первоначальном месте - в Соборе Св. Петра. Это одна из наиболее известных работ в истории мирового искусства. Пиета была, вероятно, закончен Микеланджело прежде, чем ему исполнилось 25 лет. Это -единственная работа, которую он подписал. Молодая Мария изображена с мертвым Христом на коленях - образ, заимствованный из североевропейского искусства. Взгляд Марии не настолько печален, насколько торжественен. Это высшая точка творчества молодого Микеланджело.

Не менее значимой работой молодого Микеланджело стало гигантское (4.34 м) мраморное изображение Давида (Академия, Флоренция), выполненное между 1501 и 1504, после возвращения во Флоренцию. Герой Ветхого Завета изображен Микеланджело в виде красивого, мускулистого, обнаженного юноши, который с тревогой смотрит вдаль, как будто оценивая своего врага - Голиаф, с которым ему предстоит биться. Живое, напряженное выражение лица Давида характерно для многих работ Микеланджело - это признак его индивидуальной скульптурной манеры. Давид, наиболее известная скульптура Микеланджело, стала символом Флоренции и первоначально была помещена на Пьяцца делла Синьория перед Палаццо Веккьо, флорентийской ратушей. Этой статуей Микеланджело доказал своим современникам, что он не только превзошел всех современных ему художников, но также мастеров античности.

Роспись свода Сикстинской Капеллы В 1505 году Микеланджело был вызван в Риму к Римскому Папе Юлию II для выполнения двух заказов. Наиболее важной была фресковая роспись свода Сикстинской Капеллы. Работая лежа на высоких лесах прямо под потолком, Микеланджело в период с 1508 по 1512 год создал самые прекрасные иллюстрации к некоторым библейским сказаниям. На своде папской часовни он изобразил девять сюжетов из Книги Бытия, начиная с Отделения Света от Тьмы и включая Создание Адама, Создание Евы, Искушение и Грехопадение Адама и Евы, и Вселенский потоп. Вокруг основных картин чередуются изображения пророков и сивилл на мраморных тронах, другие старозаветные персонажи и праотцы Христа.

Для подготовки к этой великой работе Микеланджело выполнил огромное количество эскизов и картонов, на которых изобразил фигуры натурщиков в самых разных позах. Эти царственные, могущественные образы доказывают мастерское понимание художником человеческой анатомии и движения, что дало толчок новому направлению в западно-европейском искусстве.

Две других превосходных статуи, Скованный пленник и Смерть Раба (обе ок. 1510-13) находятся в Лувре, Париж. Они демонстрируют подход Микеланджело к скульптуре. По его мнению, фигуры просто заключены внутри мраморного блока, и задача художника - освободить их, удалив избыток камня. Часто Микеланджело оставлял скульптуры незаконченными - либо потому, что они становились не нужны, либо просто потому, что они теряли для художника свой интерес.

Библиотека Сан Лоренцо Проект гробницы Юлия II требовал архитектурной проработки, но серьезная работа Микеланджело на архитектурном поприще началась только в 1519 году, когда ему был заказан фасад Библиотеки Св. Лаврентия во Флоренции, куда художник снова вернулся (проект этот так и не был осуществлен). В 1520-х годах он также разработал и изящный входной зал Библиотеки, примыкающий к церкви Сан Лоренцо. Сооружения эти были закончены только через несколько десятилетий после смерти автора.

Микеланджело, приверженец республиканской фракции, участвовал в 1527-29 годах в войне против Медичи. В круг его обязанностей входили строительство и реконструкция фортификационных укреплений Флоренции.

Капеллы Медичи. Прожив во Флоренции в течение довольно длительного периода, Микеланджело выполнил между 1519 и 1534 годами заказ семейства Медичи на возведение двух гробниц в новой ризнице церкви Сан Лоренцо. В зале с высоким купольным сводом художник воздвиг у стен две великолепные усыпальницы, предназначенные для Лоренцо Де Медичи, герцога Урбино и для Джулиано Де Медичи, герцога Немурского. Две сложных могилы задумывались как представление противоположных типов: Лоренцо - личность, заключенная сама в себе, человек задумчивый, замкнутый; Джулиано, наоборот, активный, открытый. Над могилой Лоренцо скульптор поместил аллегорические скульптуры Утра и Вечера, а над могилой Джулиано - аллегории Дня и Ночи. Работа над гробницами Медичи продолжалась и после того, как в 1534 году Микеланджело возвратился в Рим. Больше он никогда не бывал в своем любимом городе.

Страшный суд

С 1536 по 1541 год Микеланджело работал в Риме над росписью алтарной стены Сикстинской капеллы в Ватикане. Самая большая фреска Эпохи Возрождения изображает день Страшного суда.Христос, с огненной молнией в руке, неумолимо разделяет всех жителей земли на спасенных праведников, изображенных в левой части композиции, и грешников, спускающихся в Дантов ад (левая часть фрески). Строго следуя собственной традиции, Микеланджело изначально нарисовал все цифры обнаженными, но десятилетием позже какой-то художник-пуританин "одел" их, поскольку культурный климат стал более консервативным. Микеланджело оставил на фреске собственный автопортрет - его лицо с легкостью угадывается на коже, содранной со Св. Мученика Апостола Варфоломея.

Хотя в этот период Микеланджело имел и другие живописные заказы, как, например, роспись капеллы Св. Апостола Павла (1940), в первую очередь он старался отдавать все силы архитектуре.

Купол Собора Св. Петра. В 1546 году Микеланджело был назначен главным архитектором строящегося Собора Св. Петра в Ватикане. Здание было построено согласно плану Донато Браманте, но Микеланджело в конечном счете стал ответственным за сооружение алтарной абсиды и за разработку инженерного и художественного решения купола собора. Завершение строительства Собора Св. Петра стало высшим достижением флорентийского мастера в области архитектуры. В течение своей длинной жизни Микеланджело был близким другом принцев и римских пап, от Лоренцо Де Медичи до Льва X, Климента VIII, и Пия III, а также многих кардиналов, живописцев и поэтов. Характер художника, его жизненную позицию трудно однозначно понять через его произведения - настолько они разнообразны. Разве что в поэзии, в собственных стихах Микеланджело чаще и глубже обращался к вопросам творчества и своего места в искусстве. Большое место в его стихах отведено тем проблемам и затруднениям, с которыми ему пришлось столкнуться в своей работе, и личным отношениям с наиболее видными представителями той эпохи.Один из известнейших поэтов Эпохи Возрождения Лодовико Ариосто написал эпитафию для этого известного художника: " Микеле больше чем смертный, он - божественный ангел".

Выбор редакции
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...

Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...

В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...
Слайд 2 Визитная карточка Территория: 1 219 912 км² Население: 48601098чел. Столица: Кейптаун Официальный язык: английский, африкаанс,...
Всякая организация включает в свой состав объекты, классифицируемые как ОС, по которым проводятся амортизационные отчисления. В рамках...
Новым кредитным продуктом, получившим широкое распространение в зарубежной практике, является факторинг. Он возник на базе товарного...
Очень мы в нашей семье любим чизкейки, а с добавлением ягод или фруктов они особенно вкусные и ароматные. Сегодня рецепт чизкейка, с...
У Плешакова возникла хорошая идея - создать для детей атлас, по которому легко определять звезды и созвездия. Наши учителя эту идею...