Егэ литературе задание 8 примеры.


Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:
  • Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №3 Гиагинского района Сорокина Светлана Алексеевна
  • Рекомендации для подготовки выпускников к ЕГЭ по литературе (выполнение заданий 8,9,15,16,17.1-17.3)
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАСТРОЙКА.
  • Подготовка к экзамену:
  • Подготовьте место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т. п.
  • Введите в интерьер комнаты жёлтый и фиолетовый цвета. Для этого достаточно картинки или эстампа в этих тонах.
  • Составьте план занятий. Для начала определите: кто вы – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используйте утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо чётко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы.
  • Начните с самого трудного раздела, с того материала, который знаете хуже всего. Но если Вам трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который наиболее интересен и приятен.
  • Чередуйте занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10минут – перерыв. Во время перерыва можно помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
  • Выполняйте как можно больше различных опубликованных текстов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят Вас с конструкциями текстовых занятий.
  • Тренируйтесь с секундомером в руках, засекайте время выполнения тестов (на 1 задание в среднем должно уходить не более 2 минут).
  • Готовясь к экзаменам, мысленно рисуйте себе картину триумфа. Никогда не думайте о том, что не справишься с заданием.
  • Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы ещё раз повторить самые трудные вопросы.
  • РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
  • ТЕОРИЯ
  • ТЕОРИЯ
  • ПРОИЗВЕДЕНИЯ
  • На вопросы заданий 8, 9, 15, 16 экзаменуемые должны дать краткий связный ответ в объёме 5-10 предложений. Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме; при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).
Выполняя задания 8,15, выпускник должен дать прямой связный аргументированный ответ на вопрос, опираясь на текст произведения, учитывая авторскую позицию и при необходимости излагая свою точку зрения. Кроме того, экзаменуемый при ответе должен соблюдать нормы речи.
  • КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАДАНИЯ 8,15
  • 2. СЛЕДОВАНИЕ НОРМАМ РЕЧИ
  • ПРИМЕЧАНИЕ:
  • Если по первому критерию выпускник получает 1 балл или 0 баллов, то по второму критерию работа не оценивается (0 баллов).
  • ОТВЕТ НА ЗАДАНИЯ 8, 15 ДОЛЖЕН СООТВЕТСТВОВАТЬ СЛЕДУЮЩИМ ТРЕБОВАНИЯМ:
  • формулирование прямого связного ответа на вопрос с опорой на авторскую позицию, а при необходимости – с учётом своей точки зрения;
  • убедительное обоснование своих тезисов, подтверждение их текстом без подмены анализа пересказом текста;
  • точность в изложении литературных фактов;
  • грамотное речевое оформление ответа.
  • ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЗАДАНИЯМ 8 И 15
  • 1. Проанализируйте вопрос, выделив в нем главные, ключевые слова. Разберитесь в значениях терминов, использованных в формулировке вопроса.
  • 2. Сформулируйте тезис-ответ (или два-три тезиса, которые вы будете аргументировать).
  • 3. Попытайтесь прежде всего найти аргументы в тексте эпизода (или стихотворения) и только после этого обращайтесь за доказательствами своей мысли к тексту всего произведения.
  • 4. Сформулируйте аргументы, проверьте их логичность и доказательность, кратко (устно, про себя) ответив с их помощью на поставленный вопрос. Если ответ не получен или вы отвечаете на другой вопрос, значит, ваши доводы неверны.
  • 5. Выберите из предложенного фрагмента (стихотворения) текстовый материал, который станет подтверждением ваших размышлений. Избегайте избыточного цитирования, подменяющего развивающие доводы. Следите за уместностью и точностью приводимых в работе цитат.
  • 6. Проанализируйте вывод: имеет ли он обобщающее значение, уместен ли он, помогает ли завершить, подытожить ваш ответ на вопрос задания?
  • 7. Проанализируйте логику ответа, она должна быть примерно такой: от тезиса – через аргументацию – к выводу-итогу.
  • 8. Внимательно перечитайте свои ответы к заданиям 1 – 12: в них вы, как правило, сможете найти необходимый литературоведческий инструментарий, то есть термины и понятия литературоведения, которые удобно использовать в ответах на задания 8, 15 .
  • 9. Проверьте речевое оформление ответа, устраните речевые недочеты.
  • ЗАДАНИЕ 8. В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЛОСЬ СВОЕОБРАЗИЕ ПОЛУЧЕННОГО ШТОЛЬЦЕМ ВОСПИТАНИЯ И КАК ОНО СКАЗАЛОСЬ НА ЕГО ЛИЧНОСТИ?
  • Ответ 1
  • Штольц получил два типа образования. Отец, немецкий бюргер, приучал сына к труду, трудовой дисциплине, делился с ним секретами его, как бы сейчас сказали, бизнеса. Мать, русская дворянка, обучала его поэзии, литературе, истории. Словом, старалась сделать из него настоящего русского дворянина, а не просто зарабатывателя денег, каким, по её мнению, видел Штольца отец. Такое воспитание сильно отразилось на судьбе мальчика. Трудовое воспитание позволило Штольцу стать деловым человеком, преуспевающим дельцом. Но именно благодаря материнскому воспитанию, занятиям с матерью литературой и поэзией, Штольц смог разглядеть в Обломове «золотое сердце» и стал для него настоящим другом.
  • 2; 0
  • Ответ 2
  • Воспитание Андрея Штольца, героя романа И. Гончарова «Обломов», очень своеобразно. С одной стороны, отец всячески старался приучить сына к труду: собираясь по каким-то делам, он брал сына с собой, параллельно обучая его всем тонкостям и хитростям дела, затем он стал давать Андрею поручения, с которыми тот всегда справлялся. С другой стороны, мать, которая видела в сыне «идеал барина», стремилась уберечь сына от трудовой деятельности, привить ему вкус к светской жизни, деликатность и снисхождение. И мы видим, что Штольц, несмотря на свой деятельный характер и практицизм, умеет сопереживать, любить, способен поддержать друга в трудную минуту. Именно благодаря таким качествам Штольц не остаётся одиноким: у него есть друг детства Обломов, а затем он женится на Ольге Ильинской.
  • 3; 0
  • ЗАДАНИЕ 15 . В ЧЁМ ВИДИТ Г. Р. ДЕРЖАВИН ИСТИННУЮ НАГРАДУ ПОЭТИЧЕСКОГО ТАЛАНТА?
  • Само название стихотворения Державина «Памятник» указывает на то, что поэт размышлял о признании и забвении, о вечном и сиюминутном, о смерти и бессмертии. Г. Р. Державин истинной наградой поэтического таланта считает народное признание, сохраняющуюся в веках память, которая будет вечно жить в сердцах людей. И это – самая ценная награда, о которой мечтает каждый писатель и поэт.
  • 3; 1
Выполнение заданий 9, 16 требует включения рассматриваемого произведения в литературный контекст. Данные задания являются своеобразным итогом работы с текстом. По существу представляют собой проблемный вопрос, который связан с конкретным произведением и при этом нацеливает на рассмотрение художественного текста в определённом литературном контексте.
  • КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАДАНИЙ 9, 16
  • убедительно обосновывает выбор каждого произведения
  • убедительно сопоставляет эти произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа;
  • искажение авторской позиции и фактические ошибки в ответе отсутствуют
  • а) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов,
  • но не во всём убедительно обосновывает выбор каждого
  • произведения / или убедительно обосновывает выбор одного произведения и не во всём убедительно обосновывает выбор другого произведения
  • а) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов, обосновывает выбор только одного произведения (возможно, не во всём убедительно)
  • убедительно сопоставляет одно произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты);
  • б) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов, не обосновывает выбор обоих произведений (или даёт неубедительное обоснование)
  • убедительно сопоставляет одно или оба произведения с
  • предложенным текстом в заданном направлении анализа (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты);
  • в) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух
  • произведений и их авторов, обосновывает выбор двух произведений (возможно, не во всём убедительно) / или убедительно обосновывает выбор только одного
  • произведения,
  • не сопоставляет одно или оба произведения с текстом в заданном направлении анализа;
  • г) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает название только
  • одного произведения и его автора, обосновывает выбор произведения (возможно, не во всём убедительно),
  • убедительно сопоставляет это произведение с предложенным
  • текстом в заданном направлении анализа (при сопоставлении
  • допускаются отдельные негрубые недочёты)
  • И/ИЛИ допускает две фактические ошибки, в целом не искажая
  • авторской позиции
  • а) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух
  • произведений и их авторов, не во всём убедительно обосновывает выбор одного произведения /
  • или не обосновывает свой выбор (или даёт неубедительное
  • обоснование)
  • неубедительно сопоставляет эти произведения с предложенным
  • текстом / или сопоставляет их с предложенным текстом без учёта заданного направления анализа;
  • б) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает название только
  • одного произведения и его автора, обосновывает выбор произведения (возможно, не во всём убедительно) и неубедительно сопоставляет это произведение с
  • предложенным текстом;
  • в) указывает название только одного произведения и его автора,
  • не обосновывает выбор произведения (или даёт неубедительное
  • обоснование), но убедительно сопоставляет это произведение
  • с предложенным текстом в заданном направлении анализа (при
  • сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты),
  • И/ИЛИ допускает искажение авторской позиции,
  • И/ИЛИ допускает три фактические ошибки
  • ОТВЕТ НА ЗАДАНИЯ 9, 16 ДОЛЖЕН СООТВЕТСТВОВАТЬ СЛЕДУЮЩИМ ТРЕБОВАНИЯМ:
  • формулирование прямого связного ответа на вопрос с опорой на авторскую позицию;
  • привлечение литературного контекста с указанием двух произведений и их авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того же автора, которому принадлежит исходный текст; при указании автора инициалы необходимы только для различения однофамильцев и родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа, например, Л. Н. и А. К. Толстые; В. Л. и А. С. Пушкины);
  • обоснование выбора этих произведений для сопоставления;
  • убедительное сопоставление выбранных произведений с предложенным текстом в заданном направлении анализа;
  • отсутствие искажений авторской позиции и фактических ошибок.
  • ЗАДАНИЕ 9 . В каких произведениях отечественной классики изображён тип «деятельного» героя и в чём его можно сопоставить с Андреем Штольцем?
  • Андрей Штольц принадлежит к типу «деятельного» героя. Он во многом руководствуется разумом, обладает предприимчивостью в материальных делах, не витая в облаках в отличии от Обломова. Во многом с ним похож другой «деятель» - Лопахин из пьесы Чехова «Вишнёвый сад». Этот молодой человек активен в воплощении своих планов в жизнь, он является антитезой паре мечтателей, Раневской и Гаеву. Так же к данному типу можно отнести студента Разумихина, второстепенного персонажа романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Он жив и находчив на фоне строящего теории Раскольникова, находясь в очень близкой к нему ситуации, Разумихин находит способ зарабатывать деньги и продолжает учёбу.
Задание 16. Кто из русских поэтов обращался к социальной проблематике и в чём их произведения можно сопоставить со стихотворением А. А. Блока «Фабрика»?
  • Часто к социальной теме в своих стихотворениях и поэмах обращался Н. А. Некрасов. Его похожесть с Блоком в том, что он обвиняет не только господ, прячущихся за «жолтыми окнами», но и сам народ. Некрасов обвиняет народ в покорности. Обвинения народа в рабской покорности мы видим в его поэме «Кому на Руси жить хорошо». Похоже в этом случае на «Фабрику» Блока и стихотворение М. Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия…». Он так же, как и Блок, делит Россию на «нищих» и господ за «жолтыми окнами» и так же обвиняет и тех и других: «И вы, мундиры голубые, и вы, покорный им народ…».
  • Во 2 -й части работы (задания 17.1, 17.2, 17.3) проверяется умение построить связное содержательное речевое высказывание на заданную литературную тему, сформулированную в виде проблемного вопроса. Выпускнику предлагается 3 вопроса (17.1- 17.3), охватывающие важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса:
  • 1 - по произведениям первой половины XIX века,
  • 2 - по произведениям второй половины XIX века,
  • 3 - по произведениям XX века.
  • Выпускник выбирает только один из вопросов и дает на него ответ, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти).
Объем сочинения рекомендован не менее 200 слов. При объеме 150 слов работа будет проверяться, но баллы уменьшат. Самое важное в сочинении – обнаружить понимание проблемы, предложенной в вопросе, продемонстрировать умение формулировать своё мнение с учётом позиции автора, выдвинуть тезисы и найти аргументы, подтверждающие их. Внимание! Орфографические и пунктуационные ошибки во всех заданиях на ЕГЭ по литературе не проверяются. Но эксперты советуют писать максимально грамотно, чтобы проверяющие разобрались в сочинении, а выпускники наиболее точно и грамотно выразили свои мысли.
  • КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАДАНИЯ 17.1-17.3
  • 1. Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность
  • суждений
  • баллы
  • а) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на
  • авторскую позицию; формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы;
  • фактические ошибки и неточности отсутствуют
  • б) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на
  • авторскую позицию; формулирует свою точку зрения,
  • не все тезисы убедительно обосновывает
  • и/или допускает одну-две фактические ошибки
  • в) экзаменуемый раскрывает тему сочинения поверхностно или
  • односторонне, не опираясь на авторскую позицию,
  • и/или не обосновывает свои тезисы,
  • и/или допускает три-четыре фактические ошибки
  • г) экзаменуемый не раскрывает тему сочинения
  • и/или допускает более четырёх фактических ошибок
  • 2. УРОВЕНЬ ВЛАДЕНИЯ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫМИ ПОНЯТИЯМИ
  • 3. ОБОСНОВАННОСТЬ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ТЕКСТА ПРОИЗВЕДЕНИЯ
  • 4. КОМПОЗИЦИОННАЯ ЦЕЛЬНОСТЬ И ЛОГИЧНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ
  • а) сочинение характеризуется композиционной цельностью, его
  • части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений
  • последовательности и необоснованных повторов
  • б) сочинение характеризуется композиционной цельностью, его
  • части логически связаны между собой,
  • внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и
  • необоснованные повторы
  • в) в сочинении прослеживается композиционный замысел,
  • есть нарушения композиционной связи между смысловыми
  • частями,
  • и/или мысль повторяется и не развивается
  • г) в сочинении не прослеживается композиционного замысла;
  • допущены грубые нарушения последовательности частей
  • высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла
  • сочинения
  • 5. СЛЕДОВАНИЕ НОРМАМ РЕЧИ
Примечание:
  • Среди пяти позиций, по которым оценивается выполнение части 2, первая позиция (содержательный аспект) является главной. Если при проверке экзаменационной работы эксперт по первому (содержательному) аспекту оценивания ответа ставит "0" баллов, задание части 2 считается невыполненным. Задание дальше не проверяется.
Этапы работы над сочинением
  • 1. Определение объема темы (что именно надо вспомнить, нельзя писать обо всем, даже если вы прекрасно знаете текст произведения).
  • 2. Учитесь задавать вопросы (самому себе, чтобы поставить проблему): зачем автор сопоставил те или иные события, героев? С помощью каких художественных средств автор изображает события, героев? Какую роль играют данные события или герои в контексте произведения?
  • 3. Точность, целенаправленность доказательств (если вы можете четко и достаточно кратко ответить на свои собственные вопросы, значит, вы знаете, что доказывать в собственной работе).
  • 4. Подбор аргументов, планирование конкретных абзацев сочинения.
  • 5. Мастерство при написании вступления (для проверяющего: автор сочинения совершенно свободно владеет материалом и выбирает наилучший путь раскрытия темы).
  • 6. Не "за упокой", а "за здравие" (заключение): это не просто выводы, это выход из вашей темы в широкий мир русской литературы - вывод всего выше изложенного.
  • 7. Проверка: не менее двух раз! Первый раз - проверка общего рода доказательств, логичности, соответствия нормам литературного языка. Второй раз - проверка только грамотности. В этом случае следует читать текст с конца до начала (вы абстрагируетесь от содержания и проверяете только грамотность).
  • 8. И еще несколько советов:
  • никогда не пишите о том, что не знаете или знаете плохо;
  • не употребляйте слова, в правописании которых вы не уверены, старайтесь заменять синонимами;
  • не умничайте, не усложняйте фразы, в этом случае легко запутаться;
  • пишите просто, опирайтесь на текст художественного произведения, хорошее знание текста всегда производит благоприятное впечатление.
  • НАПИСАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО СОЧИНЕНИЯ
  • Как писать сочинение?
  • Композиция сочинения:
  • Вступление
  • Основная часть
  • Заключение
  • ВСТУПЛЕНИЕ
  • Вступление вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.
  • Во вступлении может:
  • содержаться ответ на заданный по теме вопрос;
  • представлено ваше мнение, если в названии есть отсылка к мнению пишущего («как вы понимаете смысл названия…»);
  • содержаться факт из биографии автора или охарактеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста;
  • сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы («тема судьбы», «образ героя»…).
  • ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
  • Основная часть представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой.
  • В основной части следует избегать:
  • пересказа литературного произведения;
  • изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме;
  • в основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументированно и стилистически правильно, грамотно излагать свои мысли.
  • Основная часть – это проверка того, насколько верно понята тема.
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • Заключение - подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста, ещё раз обращение внимания на самое главное.
  • Заключительная часть должна быть:
  • короткой, но ёмкой;
  • органически связанной с предыдущим изложением.
  • В заключении может быть выражено отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл и быть подготовлено материалом основной части.
Задание 17.1. Почему в финале шестой главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» звучит тема прощания автора с юностью, поэзией и романтизмом?
  • «Евгений Онегин»… Это «собранье пёстрых глав» до наших дней сохранило ту неповторимую художественную привлекательность, которой наделил его гениальный поэт. Роман по праву был назван «энциклопедией русской жизни», ведь в нём автор запечатлел не только быт, но и нравы дворянского общества начала девятнадцатого столетия. Не остались без внимания и характеры людей, живших в то время. И чтобы в полной мере понять мотивы поведения героев, значения их поступков, нам необходимо хотя бы на некоторое время окунуться в атмосферу той эпохи. Такую уникальную возможность представляет роман «Евгений Онегин».
  • Онегин «родился на брегах Невы», его воспитывал француз-гувернер. Затем Онегин стал вести светскую жизнь: ездить на балы, в театры… Но вскоре ему наскучило такое времяпрепровождение, и он отправился в деревню. Сначала Онегин восхищался местной природой, однако и картины сельской жизни впоследствии надоели ему. Представьте себе скучающего молодого человека, которому примелькалось всё на свете, и он ничего уже не желает в жизни. Таким был Евгений Онегин.
  • В это время из-за границы вернулся восемнадцатилетний Ленский, начинающий поэт-романтик. Это мечтательный жизнерадостный человек, полный надежд и стремлений, много ожидающий от жизни. Онегин и Ленский стали друзьями. «Они сошлись: волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень не столь различны меж собой», - пишет о них автор. Очевидно, что их дружба основывалась на взаимодополнении характеров.
  • Но что же привело к тому, что Онегин убил своего лучшего друга? Дело в том, что Ленский предложил Евгению поехать на именины Татьяны. Онегин не хотел ехать, потому что знал, что из себя представляют подобные торжества. Но Ленский всё же уговорил его присутствовать в доме Лариных. Естественно, что на балу не было ничего нового для Евгения, и он решил отомстить Ленскому: стал приглашать Ольгу, избранницу молодого поэта, на каждый танец. Такое поведение друга не могло не разозлить Ленского, и он потребовал от Онегина явиться на дуэль. Так случилось, что Ленский погиб. А значит, погибли молодость, мечтательность, жизнелюбие, которые олицетворял Ленский. Вот почему А. С. Пушкин в начале шестой главы прощается с юностью, поэзией и романтизмом. Человек умер, и его уже не вернёшь, как невозможно вернуть то, с чем навсегда простился великий поэт.
  • 1; 1; 2; 3; 3
  • РАБОТА С ТЕКСТОМ. АНАЛИЗ ЭПИЗОДА.
  • 1. Установите границы эпизода (временные, пространственные, текстовые).
  • 2. Определить основной смысл эпизода, если надо, дать ему название.
  • 3. Решить, какие персонажи являются основными носителями смысла в эпизоде.
  • 4. Проследить смену настроений, чувств героев, авторскую мотивировку их поступков.
  • 5. Увидеть, какие художественные средства использует автор для раскрытия основного смысла эпизода (пейзаж, портрет, описание, авторские характеристики, диалоги и т.д.).
  • 6. Понять, какова логика раскрытия эпизода.
  • 7. Ощутить, какие речевые выразительные средства помогают создать эмоциональную атмосферу эпизода.
  • 8. Установить, какова роль эпизода в произведении, как он «сцеплен» с другими эпизодами, со всеми произведениями в целом (с идеей, проблемами, темой произведения).
  • ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА ЭПИЗОДА
  • Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения.
  • Речевой строй (описание, повествование, рассуждение, наличие авторских отступлений).
  • Какие события происходят в эпизоде, кто в них участвует, какие стороны характера героев раскрываются.
  • Как и с какой целью использует автор детали предметной изобразительности.
  • Какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует писатель, с какой целью.
  • Каков эмоциональный пафос эпизода и как он создается.
  • Тема и проблема произведения, которое получили здесь своё развитие, значение эпизода для раскрытия идеи произведений, выражения авторской позиции.
  • АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ
  • Автор, заглавие.
  • Жанр стихотворения (сонет, элегия, исповедь, миниатюра, письмо).
  • Основная тема (любовь, дружба, подвиг, одиночество, поэт и поэзия).
  • Сюжет, композиция, проблема.
  • Мотив создания: что послужило источником написания, вдохновения.
  • Лирический герой.
  • Место автора в произведении.
  • Эмоции, чувства, возникающие при чтении стихотворения.
  • Художественные средства (портретные зарисовки; речевые характеристики; пейзаж, его роль; сон; письма; диалоги; монологи).
  • Языковые средства (фонетические, лексические, тропы, морфологические, синтаксические).
  • Ваше мнение.
  • ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЯ
  • Большой объем материала
  • Читательский дневник
  • ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК
  • РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Как известно, все задания ЕГЭ по литературе делятся на три группы - с кратким ответом (1 слово или словосочетание), с развернутым ответом (5-10 предложений) и сочинение (минимум 200 слов).

Задание № 8 КИМ ЕГЭ по литературе относится ко второй группе. На это задание нужно дать развернутый ответ в размере 5-10 предложений на основе приведенного текста.

Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась.

Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки . Батюшка у окна читал Придворный календарь, ежегодно им получаемый. Эта книга имела всегда сильное на него влияние: никогда не перечитывал он ее без особенного участия, и чтение это производило в нем всегда удивительное волнение желчи. Матушка, знавшая наизусть все его свычаи и обычаи, всегда старалась засунуть несчастную книгу как можно подалее, и таким образом Придворный календарь не попадался ему на глаза иногда по целым месяцам. Зато, когда он случайно его находил, то, бывало, по целым часам не выпускал уж из своих рук. Итак, батюшка читал Придворный календарь, изредка пожимая плечами и повторяя вполголоса: «Генерал-поручик!.. Он у меня в роте был сержантом!.. Обоих российских орденов кавалер!.. А давно ли мы...» Наконец батюшка швырнул календарь на диван и погрузился в задумчивость, не предвещавшую ничего доброго.

Вдруг он обратился к матушке: «Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше?»

Да вот пошел семнадцатый годок , — отвечала матушка. — Петруша родился в тот самый год, как окривела тетушка Настасья Гарасимовна, и когда еще...

«Добро, — прервал батюшка, — пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни ».

Мысль о скорой разлуке со мною так поразила матушку, что она уронила ложку в кастрюльку, и слезы потекли по ее лицу. Напротив того, трудно описать мое восхищение. Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого .

(А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»)

Задание
8. Как в данном эпизоде повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» намечается характер главного героя?

Разбор вопроса и пример развернутого ответа вы можете посмотреть на видео.

Как правильно ответить?

Чтобы правильно выполнить это задание, необходимо хорошенько проанализировать данный фрагмент.

У нас спрашивают характер героя, поэтому нужно выписать из текста все характеристики нашего героя (я выделил их красным в тексте) и разделить их на положительные и отрицательные.

Эти характеристики станут вашими аргументами к выдвигаемым тезисам. А ваши тезисы - это ответ на поставленный вопрос.

Мы определяем развернутый ответ как мини-сочинение. А как у любого сочинения, пусть даже «мини», должен быть план. Строить план мы будет, ориентируясь на те требования, которые нам даны в критериях оценивания:

ПЛАН

1. Дать прямой ответ на поставленный вопрос;

3. Высказать тезисы (2-3) и подкрепить их материалом из приведенного текста.

Первый пункт

Даём прямой ответ на вопрос: «В данном эпизоде повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкин показывает героя подростком, который, несмотря на то, что ему уже 16 лет, ещё не приобрел достаточно навыков для взрослой жизни» .

Имейте в виду, что на начальном этапе работы прямой ответ будет приблизительным и его по ходу анализа придется уточнять или переформулировать.

Второй пункт

Конечно, чтобы ответ был ёмким по смыслу, стоит обратиться ко всему произведению и сформулировать авторскую позицию, или попутаться разгадать авторский замысел.

Третий пункт

Первый тезис : «Герой, несмотря на возраст, все ещё мальчишка: гоняет «голубей и играет в чехарду с дворовыми мальчишками», лакомится «кипучими пенками» на медовом варенье» .

Второй тезис : «Жизнь героя беззаботна, к тому же он любимец матери, у которой «слезы потекли» от мысли о скорой разлуке с сыном».

Третий тезис : «Отец прекратил его баловать и отправил служить в гвардию: «…пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни…»

(Четвертый пункт)

Вообще, вывод писать в данном задании не нужно, но мы считаем, так будет лучше, а ответ от этого только выиграет.

Объединяем!

В данном эпизоде повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин показывает героя подростком, который, несмотря на то, что ему уже 16 лет, ещё не приобрел достаточно навыков для взрослой жизни.

В своей повести А. С. Пушкин показал Петра Гринева в развитии - как из обычного мальчика - «недоросля» герой превращается в благородного и честного офицера.

Герой, несмотря на возраст, все ещё мальчишка: гоняет «голубей и играет в чехарду с дворовыми мальчишками», лакомится «кипучими пенками» на медовом варенье.

Жизнь героя беззаботна, к тому же он любимец матери, у которой «слезы потекли» от мысли о скорой разлуке с сыном.

Отец прекратил его баловать и отправил служить в гвардию: «…пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни…».

Редактируем!

Объединяем ответ, позицию и тезисы по смыслу. Избавляемся от повторов. Добавляем смысловые связки. По сути, делаем из разрозненных частей - цельное высказывание с выводом.

В своей повести А.С. Пушкин изобразил Петра Гринева в развитии - как из обычного мальчика-недоросля герой становится благородным и честным офицером. А приведенный эпизод показывает главного героя на начальном этапе становления его характера.

Гринев, как и положено «недорослю» шестнадцати лет, гоняет «голубей и играет в чехарду с дворовыми мальчишками», лакомится «кипучими пенками» на медовом варенье и идеализирует службу в армии как «верх благополучия человеческого». Петруша абсолютно беззаботен и не имеет ни малейшего представления о жизни.Он любимец матери, у которой «слезы потекли» от мысли о скорой разлуке с сыном, но в то же время отец воспитывал его в строгости:«…пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни…»

В итоге, в начале жизненного пути А. С. Пушкин показал Петрушу как обычного «недоросля» екатерининской эпохи.

Вконтакте

Вариант № 473435

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответом к заданиям 1-7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. На задания 8-9 дайте связный ответ в объёме 5-10 предложений. Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Выполняя задания 10-14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Выполняя задание 15-16, опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

На задание 17 дайте развернутый аргументированный ответ в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов (сочинение объёмом менее 150 слов оценивается нулем баллов). Анализируйте литературное произведение, опираясь на позицию автора, привлекая необходимые теоретико-литературные понятия. Давая ответ, соблюдайте нормы речи.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Укажите жанр, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся про­из­ве­де­ние Ф. М. До­сто­ев­ско­го «Преступление и наказание».


Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эт>

Ответ:

Укажите фа­ми­лию героя, о ко­то­ром по­вест­ву­ет автор в приведённом фрагменте.


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, пол вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту.

Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эт> каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворённой на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.

Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряжённом состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стеснённое положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься. Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий вздор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, — нет уж, лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал.

Впрочем, на этот раз страх встречи с своею кредиторшей даже его самого поразил по выходе на улицу.

«На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! -подумал он с странною улыбкой. — Гм... да... всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома... Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся... А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выу чился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на шо! Разве это серьёзно? Совсем не серьёзно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки!»

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

Ответ:

Как на­зы­ва­ет­ся зна­чи­мая подробность, не­су­щая в ху­до­же­ствен­ном тек­сте определённую смыс­ло­вую на­груз­ку (каморка героя, по­хо­жая на шкаф)?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, пол вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту.

Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эт> каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворённой на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.

Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряжённом состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стеснённое положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься. Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий вздор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, — нет уж, лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал.

Впрочем, на этот раз страх встречи с своею кредиторшей даже его самого поразил по выходе на улицу.

«На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! -подумал он с странною улыбкой. — Гм... да... всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома... Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся... А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выу чился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на шо! Разве это серьёзно? Совсем не серьёзно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки!»

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

Ответ:

Установите со­от­вет­ствие между тремя пер­со­на­жа­ми «Преступления и наказания», име­ю­щи­ми определённое от­но­ше­ние к глав­но­му герою, и их крат­кой характеристикой. К каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, пол вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту.

Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эт> каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворённой на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.

Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряжённом состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стеснённое положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься. Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий вздор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, — нет уж, лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал.

Впрочем, на этот раз страх встречи с своею кредиторшей даже его самого поразил по выходе на улицу.

«На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! -подумал он с странною улыбкой. — Гм... да... всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома... Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся... А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выу чился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на шо! Разве это серьёзно? Совсем не серьёзно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки!»

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

Ответ:

Фрагмент за­вер­ша­ет раз­вер­ну­тое внут­рен­нее вы­ска­зы­ва­ние героя. Каким тер­ми­ном оно обозначается?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, пол вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту.

Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эт> каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворённой на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.

Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряжённом состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стеснённое положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься. Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий вздор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, — нет уж, лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал.

Впрочем, на этот раз страх встречи с своею кредиторшей даже его самого поразил по выходе на улицу.

«На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! -подумал он с странною улыбкой. — Гм... да... всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома... Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся... А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выу чился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на шо! Разве это серьёзно? Совсем не серьёзно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки!»

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

Ответ:

Укажите на­зва­ние города, в ко­то­ром раз­во­ра­чи­ва­ет­ся дей­ствие «Преступления и наказания».


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, пол вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту.

Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эт> каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворённой на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.

Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряжённом состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стеснённое положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься. Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий вздор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, — нет уж, лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал.

Впрочем, на этот раз страх встречи с своею кредиторшей даже его самого поразил по выходе на улицу.

«На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! -подумал он с странною улыбкой. — Гм... да... всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома... Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся... А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выу чился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на шо! Разве это серьёзно? Совсем не серьёзно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки!»

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

Ответ:

Назовите ли­те­ра­тур­ное направление, ко­то­рое до­стиг­ло рас­цве­та во 2-й по­ло­ви­не XIX века и прин­ци­пы ко­то­ро­го нашли своё во­пло­ще­ние в «Преступлении и наказании».


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, пол вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту.

Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эт> каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворённой на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.

Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряжённом состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стеснённое положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься. Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий вздор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, — нет уж, лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал.

Впрочем, на этот раз страх встречи с своею кредиторшей даже его самого поразил по выходе на улицу.

«На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! -подумал он с странною улыбкой. — Гм... да... всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома... Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся... А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выу чился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на шо! Разве это серьёзно? Совсем не серьёзно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки!»

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

Ответ:

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, пол вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту.

Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эт> каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворённой на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.

Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряжённом состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стеснённое положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься. Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий вздор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, — нет уж, лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал.

Впрочем, на этот раз страх встречи с своею кредиторшей даже его самого поразил по выходе на улицу.

«На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! -подумал он с странною улыбкой. — Гм... да... всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома... Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся... А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выу чился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на шо! Разве это серьёзно? Совсем не серьёзно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки!»

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской ли­те­ра­ту­ры зву­чит тема пре­ступ­ле­ния и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с «Преступлением и наказанием» Ф. М. Достоевского?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, пол вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту.

Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эт> каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворённой на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.

Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряжённом состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стеснённое положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься. Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий вздор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, — нет уж, лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал.

Впрочем, на этот раз страх встречи с своею кредиторшей даже его самого поразил по выходе на улицу.

«На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! -подумал он с странною улыбкой. — Гм... да... всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома... Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся... А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выу чился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на шо! Разве это серьёзно? Совсем не серьёзно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки!»

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Назовите род литературы, к которому относится стихотворение К. Симонова «Жди меня».


«Жди меня, и я вернусь»

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души…

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

(Константин Симонов. 1941 г. )

Ответ:

Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует сравнение.


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 8–12, 15, 16.

«Жди меня, и я вернусь»

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души…

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

(Константин Симонов. 1941 г. )

Ответ:

Укажите изобразительно-выразительное средство, основанное на повторении одинаковых согласных звуков, к которому прибегает автор в строках:

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 8–12, 15, 16.

«Жди меня, и я вернусь»

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

В ЕГЭ по литературе эти задания предполагают создание небольшого связного текста на поставленные вопросы.

Прямой ответ – прямой вопрос, ничего лишнего. И в этом их огромное преимущество перед заданием 17, которое все же несколько «размыто».

Боле того, в этих заданиях перед вами текст, и это значительно упрощает вашу задачу. Даже если вы НИЧЕГО не знаете ни о проблеме, ни о теме произведения, то из текста все равно хоть что-то можно вытянуть, если уметь немного думать над прочитанным.

Задания 8 и 15: говорю, что вижу

8 и 15 задания проверяют степень владения навыком анализа текста эпических, драматических и лирических произведений.

Напомню, что анализ – это метод комплексной работы с художественным текстом, конечной целью которого является глубокое понимание авторской позиции. Причем чем глубже, тем лучше.

В эпическом и драматическом произведении это сделать сложнее, сложнее, чем в лирике, потому в задании 8 вопрос сформулирован предельно четко и на него надо ответить так же.

Что я имею в виду? А вот следующее.

  • Сначала прочитайте внимательно вопрос и найдите ключевые слова. Обычно это вопрос КАК ? Это значит, что вы должны ответить на вопрос, каким путем идет автор и что при этом использует. Вопросы КАК проявляется…, КАК показывается … предполагают то же самое.
  • Что может изображаться или показываться? А вот тут авторы КИМов поступили очень умно. И вот что я имею в виду. В демоверсии задание сформулировано так: КАК НАМЕЧАЕТСЯ и дальше ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ… Тут авторам можно только поаплодировать. Почему? Да потому, что они предусмотрели еще один вариант проверки: надо, как минимум, знать, КАКОЙ основной конфликт в романе «Отцы и дети».

Конечно, понятно, что конфликт между отцами и детьми, а если будет роман с не столь очевидным названием?

Поэтому совет: перед экзаменом повторите основные проблемы, конфликты, вспомните системы образов, идеи основных произведений. Сойдет любое пособие по литературе для подготовки к экзаменам. Лучше всего в таблично-схематичном виде (чувствую, как в мою сторону летят тапки коллег!).

  • Обратите внимание на глагол-сказуемое в задании. Если НАМЕЧАЕТСЯ, то вы должны искать именно начало конфликта, причем во всем.

Если ИЗОБРАЖАЕТСЯ, то больше говорите о средствах автора (и не только о метафорах, эпитетах, а и о других: диалогах, описаниях и так дальше – словом, обо всем, где так или иначе проявляется, выражается позиция автора).

После того как вы это для себя определили, вспомнили проблематику, конфликт, героев и идеи, приступайте к анализу отрывка и созданию текста. Он должен быть коротким, состоять из 10-15 предложений. В этом заключена определенная трудность, так как писать кратко сложнее, чем «длинно».

А теперь попробуйте передать содержание этих предложений. Правда, сложно для понимания?

Ваш ответ должен состоять из 10-15 предложений , потому надо писать лаконично и точно.

Вот к этому вы и должны стремиться.

Как этого добиться?

Не надо писать текст, как акын в степи, подряд и все. Надо продумать его структуру.

Структура вашего ответа

  • На черновике напишем вопрос-задание.
  • Найдем в тексте ответ(ы).
  • Запишем их в черновике в виде структурированного списка.
  • Сделаем связки между предложениями.
  • Запишем вывод.
  • Проверим, соответствует ли вывод вопросу.

Так текст приобретет структуру и четкость, как следствие.

Разберем это на примере демоверсии ЕГЭ по литературе 2015

Задание № 8.

  1. Как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается конфликт произведения? (Проблема-вопрос).
  2. Идея: конфликт намечается с первых страниц романа, причем проявляется не только в разговорах, а и в другом: манерах, портрете, поведении героев.
  3. Доказательства: в портрете Павла и даже Прокофьича подчеркнута аккуратность, изящество, щегольство (Павел), одежда Базарова подчеркнуто демократична («балахон», который брезгливо принимает Прокофьич).
  4. Павел не подает руки Базарову, а с племянником расцеловался, но сначала подал руку, подчеркнув тем самым «чужеродность» гостя в его среде. В нем говорит дворянский снобизм, в Базарове же грубоватые манеры и абсолютное пренебрежение и к аристократизму, и к его носителям. Они непременно сойдутся в непримиримой схватке, что мы увидим в дальнейшем.

Вот после такой работы приступите к созданию связного текста, перенеся идею в конец.

Теперь о лирике

Лирика – это род литературы, в котором выражаются эмоции и чувства автора, и их совокупность в конкретном произведении называется лирическим героем.

Чаще всего вас и просят раскрыть особенности лирического героя или рассказать о чувствах.

Они могут выражаться напрямую («ЛЮБЛЮ грозу вначале мая…», «И СКУЧНО, и ГРУСТНО…», «Я НЕ ЛЮБЛЮ, когда мне лезут в душу, тем более, когда в нее плюют…»).

Второй способ – через лирические средства, употребленные автором: характер эпитетов, например, или метафоры: «Гой ты, Русь моя РОДНАЯ!» — эпитет. «В заветных ладанках не носим на груди, о ней навзрыд стихи не сочиняем…» — помимо всего еще и синтаксический параллелизм. Использование определенной лексики (высокой или просторечной): «Се вид Отечества, лубок…», «Борис у Глеба в морду просит…».

Вот и ищите это в стихотворении, определив его тему. У нас в демоверсии – все известная «Россия» А.Блока.

  • Прямое выражение чувства: «Слезы первые любви», «Тебя жалеть я не умею, но крест свой бережно несу».
  • «Непрямое» выражение: уверенность в будущем Родины («не пропадешь, не сгинешь ты»), восхищение («прекрасные черты»), сопоставление с прекрасной женщиной («да плат узорный до бровей»), пронзительность картин России («когда звенит тоской острожной глухая песня ямщика»).
  • Автор не просто любит свою Россию, но готов разделить с ней крестный путь, который, он уверен, далеко еще не закончен.

И последнее…

Сравните:

«Василиса Прекрасная была замечательной хозяйкой, умной, красивой, доброй. Она помогала Ивану Царевичу во всем. Это один из самых привлекательных образов в русском фольклоре».

«В Василисе Прекрасной, одном из самых привлекательных образов русских сказок, воплощены те черты, которые народ высоко ценил в женщине: трудолюбие, сметливость, доброту, любовь к семье и дому, верность и преданность».

Есть разница?

Это называется уровень изложения и уровень обобщения, и в критериях этого нет, но!… старайтесь делать обобщения на высоком уровне, вам ведь есть что сказать миру?

Это задание просто отличное: оно проверяет и знание литературных произведений в целом, и знание культурного контекста, и вашу эрудицию.

Вам понадобиться не только умение определять проблемы, идеи, но и видеть разницу авторов в подходах к изображаемому.

В целом к этому заданию можно готовиться по книжкам, которые содержат таблично-схематичное изложение литературных произведений и краткий их анализ. Круг проблем в литературе, особенно в лирике, ограничен, что значительно упрощает вашу задачу.

Можно потренироваться. Например, в лирике:

  • тема любви;
  • тема Родины;
  • тема поэта и поэзии;
  • тема природы;
  • круг проблем философской лирики: жизнь и смерть, временное и вечное, жизнь духа, добро и зло и т.д.

А потом посмотрите, у каких поэтов встречаются эти темы и кратко уложите в голове их идеи. Как? Не знаю, но все же попробуйте. Потом определите разницу.

То же самое можно проделать и с эпосом.

Сколько произведений нужно привести? Два. Причем одно из них может быть того же автора.

Структура ответа

Автор … утверждает, что…, а … говорит то же (или не то же, в зависимости от решения проблемы). Помните, что здесь НЕ НАДО доказывать ничего, сосредоточьтесь на самой проблеме-идее, иначе ваш ответ будет бесконечным.

В заключение хочу сказать, что к проблеме …. Обращались многие авторы, но каждый находил свое решение и писал о том, что ближе ему как поэту и человеку.

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ


Как выполнить задание № 8 на ЕГЭ по литературе? Об этом пойдёт речь в данной статье.

Хочу сделать некоторое отступление.

Любой развёрнутый ответ имеет две стороны: содержание и форму.

Форма ответа – это внешнее оформление ответа, то, как выпускник отвечает на вопрос, его стиль, языковое оформление. Она может быть самой различной.

Я уверена, ребята, что вам учителя не раз говорили о том, какой должна быть эта форма. Я предлагаю свой ВАРИАНТ оформления ответа. Если он вам понравится, можете его использовать.

Задание № 8. Каково оно?

Задание № 8 – это вопрос по тексту, который дан в самом начале теста. Это отрывок из произведения русской классической литературы. Может быт предложена проза, драматургия или дано произведение поэзии таких жанров, как роман (например, роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин») или поэма (например, поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»).

Катерина и Варвара.Катерина. <…> Знаешь, мне что в голову пришло?Варвара. Что?Катерина. Отчего люди не летают!Варвара. Я не понимаю, что ты говоришь.

Катерина. Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?

Хочет бежать.

Варвара. Что ты выдумываешь-то?

Катерина. (вздыхая) . Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем.

Варвара. Ты думаешь, я не вижу?

Катерина. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю . Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много . Потом пойдём с маменькой в церковь , все и странницы - у нас полон дом был странниц да богомолок. А придём из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдёт. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!

Варвара. Да ведь и у нас то же самое.

Катерина. Да здесь все как будто из-под неволи . И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как всё это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану - у нас тоже везде лампадки горели - да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, ещё только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чём молюсь и о чём плачу; так меня и найдут. И об чём я молилась тогда, чего просила - не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились , Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные , и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно , а как на образах пишутся. А то будто я летаю , так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.

А. Н. Островский «Гроза»

Примечание: подчёркнуты фразы, которые помогут дать полный ответ на вопрос.

Задание.

  • Внимательно прочитайте вопрос. Выделите в нём ключевые слова : «особенности внутреннего мира», «рассказы о себе».
  • Вы должны отвечать именно на данный вопрос . НЕЛЬЗЯ заменять его характеристикой Катерины по всей пьесе, приводить в пример эпизоды из неё, которых нет в данном отрывке . Помните : вы даёте ответ только по данному отрывку из текста .
  • Вступление.

    При его написании используйте фразу вопроса.

Пример.

В данном эпизоде Катерина рассказывает о себе, раскрывая свой внутренний мир. Каков он?

  • Основная часть.

    Используя текс т, показываете, каким был внутренний мир героини: что она любила, о чём мечтала?

Пример.

Катерина с нежностью вспоминает годы жизни в родительском доме, в котором её любили, наряжали, ни к чему не принуждали, где она почувствовала, что такое свобода.(«Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю» .) Это восторженная девушка, восхищающаяся красотой всего,что её окружает, что она видит и слышит: красотой природы («…все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много») , церковного убранства и песнопения. Не случайно ей чудились в церкви ангелы как олицетворение всего доброго, светлого, радостного.

Дополняю образ Катерины её сны, яркие, красочные. Вроде бы она видит всё то же, что её окружает в жизни — горы, деревья, сады, но они в её снах «необыкновенные », словно героиня тянется к этой красоте, чему-то необычному. Ей хочется летать, как это она делает во сне, чтобы почувствовать себя свободной. Жить в неволе она не хочет и не может, а именно такой она видит жизнь в доме Кабановых («… здесь все как будто из-под неволи» .)

  • Вывод . Его вы тоже пишите. Используя фразы вопроса.

Таким образом, через рассказ Катерины о себе автор смог показать богатство внутреннего мира героини, её стремление жить в красоте, быть свободной, желание любить и быть любимой.

Итого: 10 предложений (без цитат), мы уложились в примерный объём ответа.

Вспомним ещё раз КРИТЕРИИ оценивания данного ответа.

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
  1. Соответствие ответа заданию
Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, авторская позиция не искажена 2
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, и/или авторская позиция искажена 1
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей 0
  1. Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют 2
Для аргументации текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании,И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка 1
Суждения не аргументированы текстом произведения,И/ИЛИ допущено две и более фактические ошибки 0
  1. Логичность и соблюдение речевых норм
Отсутствуют логические, речевые ошибки 2
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) - суммарно не более двух ошибок 1
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) 0
Максимальный балл 6

Запомните главные требования к ответу задания № 8.

  • Необходимо показать понимание приведённого фрагмента текста .
  • Нельзя искажать позицию автора (не нужно домысливать, писать о том, что было бы, если… Анализируйте только конкретный текст).
  • Необходимо приводить в пример фрагменты, образы, детали и т.д. из текста , но НЕ пересказывая их , а именно анализируя, показывая, как они раскрывают ответ на вопрос. Цитату можно приводить в скобках после своих суждений.
  • Не допускайте фактических ошибок : не искажайте имена и фамилии героев, не пишите о том, чего нет в тексте, не искажайте смысл произведения.
  • Следите за правильностью оформления речи, не допускайте логических и речевых ошибок .

Желаю хорошо подготовиться к ЕГЭ!

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Выбор редакции
Чеченская кухня одна из древнейших и самых простых. Блюда питательные, калорийные. Готовятся быстро из самых доступных продуктов. Мясо -...

Пицца с сосисками готовится несложно, если есть качественные молочные сосиски или, хотя бы, нормальная вареная колбаса. Были времена,...

Для приготовления теста потребуются ингредиенты: Яйца (3 шт.) Лимонный сок (2 ч. ложки) Вода (3 ст. ложки) Ванилин(1 пакетик) Сода (1/2...

Планеты - являются сигнификаторами или же показателями качества энергии, той или иной сферы нашей жизни. Это ретрансляторы, принимающие и...
Узники Освенцима были освобождены за четыре месяца до окончания Второй мировой войны. К тому времени осталось их немного. В погибло почти...
Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...
Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...