Детские книжки для 5 6 лет. Примерный список литературы для чтения детям по программе воспитания и обучения в детском саду под ред


Сохраняю для себя! Делюсь с вами. Всем спасибо!

Старшая группа. Список литературы для детей 5-6 лет.

Художественная литература

Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения. С помощью различных приемов и специально организованных педагогических ситуаций способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) основные жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. Продолжать воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Рассказывать детям о своих любимых детских книгах, выяснять их симпатии и предпочтения.

Для чтения детям

Русский фольклор
Песенки.

«Как на тоненький ледок...», «Как у бабушки козел...»,

«Ты, мороз, мороз, мороз...», «Ранним-рано поутру...»,

«Уж я колышки тешу...», «Николенька гусачок...»,

«По дубочку постучишь, прилетает синий чиж».

Заклички.

«Грачи-киричи...», «Божья коровка...», «Ласточка-ласточка...»,

«Уж ты пташечка, ты залетная...», «Дождик, дождик, веселей».

Русские народные сказки.

«Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы;

«Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой;

«Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова;

«Финист -Ясный сокол», обр. А. Платонова;

«Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого;

«Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева); «Докучные сказки».

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия.

В. Брюсов. «Колыбельная»;

И. Бунин. «Первый снег»;

С. Городецкий. «Котенок»;

С. Есенин. «Береза», «Черемуха»;

А. Майков. «Летний дождь»;

Н. Некрасов. «Зеленый шум» (в сокр.);

И. Никитин. «Встреча зимы»;

А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа в стихах «Евгений Онегин»), «Зимний вечер» (в сокр.);

А. Плещеев. «Мой садик»;

А. К. Толстой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад...» (в сокр.);

И. Тургенев. «Воробей»;

Ф. Тютчев. «Зима недаром злится»;

А. Фет. «Кот поет, глаза прищуря...»;

М. Цветаева. «У кроватки»;

С. Черный. «Волк»;

Я. Аким. «Жадина»;

А. Барто. «Веревочка»;

Б. Заходер. «Собачкины огорчения», «Про сома», «Приятная встреча»;

В. Левин. «Сундук», «Лошадь»;

С. Маршак. «Почта», «Пудель»; С. Маршак,

Д. Хармс. «Веселые чижи»;

Ю. Мориц. «Домик с трубой»;

Р. Сеф. «Совет», «Бесконечные стихи»;

Д. Хармс. «Уж я бегал, бегал, бегал...»;

М. Яснов. «Мирная считалка».

Проза.

В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы);

Л. Толстой. «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок»;

С. Черный. «Кот на велосипеде»;

Б. Алмазов. «Горбушка»;

М. Борисова. «Не обижать Жаконю»;

А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы);

С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»;

В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»;

Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков»;

Ю. Казаков. «Жадный Чик и кот Васька»;

М. Москвина. «Кроха»;

Н. Носов. «Живая шляпа»;

Л. Пантелеев. «Большая стирка» (из «Рассказов о Белочке и Тамарочке»), «Буква «ты»;

К. Паустовский. «Кот-ворюга»;

Г. Снегирев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок».

Фольклор народов мира

Песенки.

«Гречку мыли», лит., обр. Ю. Григорьева;

«Друг за дружкой», таджикск., обр. Н. Гребнева (в сокр.);

«Веснянка», укр., обр. Г. Литвака;

«Дом, который построил Джек», «Старушка», англ., пер. С. Маршака;

«Счастливого пути!», голланд., обр. И. Токмаковой;

«Спляшем», шотл., обр. И. Токмаковой.

Сказки.

«Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова;

«Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова;

«Лесная дева», пер. с чеш. В. Петровой (из сборника сказок Б. Немцовой);

«Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярилина;

«О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы;

«Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева;

«Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского;

«Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия.

Я. Бжехва. «На Горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера;

А. Милн. «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. С. Маршака;

Дж. Ривз. «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой;

Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова;

В. Смит. «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера;

Д. Чиарди. «О том, у кого три глаза», пер. с англ. Р. Сефа.

Литературные сказки.

Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака;

А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной;

X. Мякеля. «Господин Ау» (главы), пер. с фин. Э. Успенского;

О. Пройслер. «Маленькая Баба Яга» (главы), пер. с нем. Ю. Коринца;

Дж. Родари. «Волшебный барабан» (из «Сказок, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой;

Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед.

Л. Брауде. «Шляпа волшебника» (глава), пер. В. Смирнова.

Для заучивания наизусть

«По дубочку постучишь...», рус. нар. песня;

И. Белоусов. «Весенняя гостья»;

Е. Благинина. «Посидим в тишине»;

Г. Виеру. «Мамин день», пер. с молд. Я. Акима;

С. Городецкий. «Пять маленьких щенят»;

М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»;

М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова;

А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»);

А. Плещеев. «Осень наступила...»;

И. Суриков. «Вот моя деревня».

Для чтения в лицах

Ю. Владимиров. «Чудаки»;

С. Городецкий. «Котенок»;

В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька...»;

Э. Успенский. «Разгром». (мы этот мульт обожаем))))

Литературные сказки.

А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его { славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;

Н. Телешов. «Крупеничка»;

Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы);

П. Бажов. «Серебряное копытце»;

В. Бианки. «Сова»;

А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы);

Б. Заходер. «Серая звездочка»;

В. Катаев. «Цветик-семицветик»;

А. Митяев. «Сказка про трех пиратов»;

Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»;

Г. Сапгир. «Как лягушку продавали», «Смеянцы», «Небылицы в лицах».

Многие родители задаются вопросом «Что почитать ребёнку 6 лет?» Я собрала список книг для ребенка 6 лет. Список получился большим. Конечно же не обязательно читать все книги. Нужно прислушиваться к интересам ребенка. Например, мои дети не любили сказка с феями, волшебниками, коврами-самолетами и т.п. Но любили сказки про Незнайку и Карлсона. Так что выбирайте!
1. Николай Носов.
Рассказы, Приключения Незнайки и его друзей (все части).
2. Виктор Драгунский.
Денискины рассказы.
3. Ян Ларри.
Необыкновенные приключения Карика и Вали
4. Дик Кинг-Смит.
Сказки-повести о животных.
5. Андрей Усчев.
Умная собачка Соня
Жили-были ежики
Школа снеговиков
Чудеса в Дедморозовке

33 кота
Умная собачка Соня
Чудеса в дедМорозовке
6. Софья Прокофьева.
Приключения желтого чемоданчика
Лоскутик и Облако
Пока бьют часы
Сыщик в обном башмаке
Приключение плюшевого тигра
7. Сельма Лагерлеф.
Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями.
8. А. Волков:
«Волшебник изумрудного города»,
«Урфин Джюс и его деревянные солдаты»,
«Семь подземных королей»,
«Огненный бог Марранов»,
«Желтый туман»,
«Тайна заброшенного замка».
9. Астрид Линдгрен
Малыш и Карлсон (3 части),
Приключения Эмиля из Леннеберги,
Эмиль и малышка Ида,
Пеппи Длинныйчулок.
10. Алан М
«Вини-Пух и все-все-все» (все части).
11. Ян-Олав Экхольм

Людвиг четырнадчатый и другие».
12. Юрий Дружков
Приключения Карандаша и Самоделкина.
13. Анне-Катрине Вестли.
Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик,
Маленький подарок Антона.
14. Григорий Остер.
38 попугаев,
Вредные советы.
15. Лаймен Баум.
Волшебник страны Оз.
16. Алексей Толстой.
Золотой ключик или приключения Буратино.
17. Карло Коллоди.
Приключения Пиноккио.
18. Диана Сабитова.
Мышь Гликерия
Цветные и полосатые дни
19. Туве Янсон.
Все о Муми-троллях
20. Токмакова
Аля, Кляксич и буква «А»
Может, Нуль не виноват?
М21. Сергей Георгиев
Фыфрики и бубрики
22. В. Бианки:
«Лесные были и небылицы»,
«Муравьишка» и другие.
23. Сергей Георгиев.
Главный секрет,
Лучший друг,
Грустное дерево
24. Любовь Воронкова
Маша-растеряша
25. Лебедева.
Как маша поссорилась с подушкой,
Приключение огуречной лошадки
26. Г. Х. Андерсен «Сказки»:
«Гадкий утёнок»
«Снежная королева»
«Стойкий оловянный солдатик»,
«Волшебный холм»,
«Новый наряд короля»,
«Дорожный товарищ»,
«Принцесса на горошине»,
«Дочь болотного царя»,
«Калоши счастья»,
«Маленький Клаус и Большой Клаус»,
«Русалочка»,
«Огниво»,
«Сундук-самолет»,
«Старый дом»,
«Суп из колбасной палочки»,
«Дюймовочка»,
«Штопальная игла»,
«Дикие лебеди» и др..
27. П. Ершов
Конёк-горбунок.
28. Р. Киплинг «Сказки».
29. Сергей Аксаков
Аленький цветочек.
30. В. Катаев
Цветик-семицветик.
31. Джоэль Ч. Харрис:
Сказки дядюшки Римуса:
Как оживить сказку,
Братец Лис и Братец Кролик
32. Ян Экхольм
Тутта Карлссон Первая и единственная,
Людвиг Четырнадцатый, и другие.
33. Братья Гримм:
Бременские музыканты,
Горшочек каши,
Бабушка Метелица,
Король-лягушонок или Железный Генрих,
Мальчик-с-пальчик,
Белоснежка и семь гномов,
Синяя Борода» и другие.
34. Дж. Родари:
Приключения Чиполлино,
Путешествие Голубой Стрелы,
Сказки по телефону
35. Д. Хармс:
Стихи для детей,
Плих и Плюх.
36. В. Маяковский
Что такое хорошо и что такое плохо.
37. Э.Т.А. Гофман
Щелкунчик и мышиный король.
38. Е. Шварц
Сказка о потерянном времени.
39. Шарль Перро «Сказки»:
Кот в сапогах,
Красная Шапочка,
Спящая красавица,
Золушка, или хрустальная туфелька.
40. Саша Чёрный
Дневник Фокса Микки.
41. А. Балинт
Гном Гномыч и Изюмка
42. Л. Пантелеев:
Буква «ты»,
Фенька,
Две лягушки. и др.
43. Б. Житков
Что я видел, рассказы
44. В. Гаршин
Лягушка-путешественница. и др. сказки
45. К. Грэм
Ветер в ивах
46. В. Чаплина
Питомцы зоопарка
47. И. Бабич
Мои знакомые звери
48. В. Голявкин
Тетрадки под дождем
49. Юрий Сотник
Как я был самостоятельным
50. Мира Лобе
Городок Вокруг – да – Около
51. Томин Юрий:
Шел по городу волшебник
Карусели над городом
К этим книгам можно добавить энциклопедии и познавательные книги по возрасту.ожет, Нуль не виноват?

Какие книги читать детям 5-6 лет

Многие родители задаются вопросом, что читать детям в том или ином возрасте. Мнений на этот счет великое множество.
Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.
В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров - от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других.
Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить родителей задуматься и попытаться, как то исправить положение вещей.
Взрослые должны обращать внимание на возраст ребенка, уровень интеллектуального развития, интерес к читаемому и в связи с этим подбирать книги для чтения. Не следует стремиться прочесть все: надо думать, не о количестве, а о пользе прочитанного и воспринятого.
Детям нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку.
Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас.
Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память.
Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.
Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей.
Усваивая содержания сказки, дети учатся передавать слова разных героев, повторяют интонации. Это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.
С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребёнка. Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и многое другое), с яркими сильными характерами героев. Русские народные сказки («Морозко», «Сивкабурка», «Царевна - лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», и другие). Открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в непременной, неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их. В старшем возрасте ребёнок приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких под час не было в их собственном опыте. У ребёнка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приёму. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте.
Во время чтения может возникнуть чувство эмоциональной близости между взрослым и ребенком, постарайтесь не разрушать это волшебное чувство.
Читая ребенку, не отвлекайтесь на телефонные звонки, домашние дела, разговоры с другими членами семьи, тогда этот процесс доставит удовольствие и вам, и вашему ребенку.
Как читать.
- В спокойной обстановке. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребенка, и выключите компьютер с телевизором.
- Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки. Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее – в общем, добросовестно развлекайте малыша.
- Показывайте крохе картинки: хорошо, если у вас есть разные варианты изображений одних и тех же существ.
- Демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и потешках. Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра.
- Как только книга надоест младенцу, прекратите чтение отложите ее на денек.

Рекомендуемая литература для детей 5-7 лет:
Русские народные сказки: Заюшкина избушка. Мужик и медведь. Лиса и журавль. Заяц-хваста. Хвосты. Лиса и кувшин. Журавль и цапля. Лисичка со скалочкой. Кот и лиса. Волк и семеро козлят. Петушок - Золотой гребешок. Маша и Медведь. Храбрый баран. Лисичка-сестричка и серый волк. Сказка про ерша. Зимовье. Полкан и медведь. Лиса и козел.
Авторские сказки: С.Т. Аксаков «Аленький цветочек», П.П. Бажов «Серебряное копытце», сказки А.С. Пушкина, А.Н. Толстой «Приключения Буратино», Носов «Приключения Незнайки». Стихотворения А. Барто, Б. Заходера, С. Маршака, К. Чуковского, В. Жуковского.
Произведения о природе: Мамин-Сибиряк «Серая шейка», А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы».
Произведения зарубежных авторов: Марк Твен «Приключения Тома Сойера», Ю. Олеша «Три толстяка» Р. Толкиен «Хоббит или туда и обратно».

Используемая литература.
1. Гурович М. М. Ребенок и книга. - Детство-пресс, 2004. 2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - Санкт-Петербург, 1997.
3. Кудрявцев В. Воображение ребенка: природа и развитие: -Психологический журнал.-2001.
4. Синицына Е. И. Умные сказки./ Е. И. Синицына - М.: Лист, 1999.

Как учить стихи.

Мы легко запоминаем то, что эмоционально « пережили». С интеллектуальной памятью дело обстоит сложнее.

Заучивать наизусть всегда трудно. Главное, нет гарантии, что спустя некоторое время выученное не вылетит из головы. Можно, однако, попробовать совместить эти два вида памяти. Например, превратить заучивание стихотворений в интересную и полезную для развития эмоциональной сферы ребёнка игру.

И добиться успеха в жизни

Вот несколько советов, следуя которым вы поможете ребёнку легко « пережить» и запомнить содержание поэтического текста.

Совет № 1

Прочитайте вслух выбранное стихотворение несколько раз подряд, всякий раз с разной интонацией и настроением. После каждого прочтения предложите ребёнку самостоятельно определить настроение услышанного.

Расскажите, что настроения бывают разные: торжественное, весёлое, радостное, озорное, с юмором, грустное, печальное, злое, угрожающее, плаксивое, тревожное.

При таком способе работы стихотворения запоминаются целиком после нескольких повторений.

Совет № 2

Чтение стихотворения в « различных тональностях» можно использовать как для закрепления только что выученного текста, так и для повторения любого иного, известного ребёнку.

Стихотворение читается построчно и по очереди. Начинаете Вы задаёте настроение, которое должен подхватить ребёнок, чтобы продолжить чтение. Каждый раз вы меняете настроение, а ребёнок интонационно следует за вами.

Прочитайте вслух стихотворение Р. Сефа «Чудо». Попросите детей для каждой строчки подобрать смешную рожицу с соответствующим настроением и обозначить её тем же номером, что и номер строки.

1. Ты ещё не видел чуда?

2. Никогда не видел чуда?

3. Вот беда – не видел чуда!

Так сходи и посмотри.

4. Ты увидишь просто чудо

Удивительное чудо:

Там, где магазин « Посуда»,

Возле дома номер три,

Сквозь асфальт у перекрёстка

Пробивается берёзка.


Здравствуйте, друзья!

У нас на улице стоит прекрасная погода — хочется гулять, кататься на велосипеде и роликах, лазать по деревьям и горкам. А я расскажу о том, что мы успели прочитать за долгий осенне-зимний период и что,вообще, можно почитать ребенку 5-6 лет . :)

В этом возрасте многие дети уже читают сами. Жаль, что некоторые мамы и папы тогда перестают читать. Ведь он уже сам умеет! Логика обычно такая: я перестану читать, он захочет и сам “потянется” . Но я все же считаю, это не тот возраст и не та вещь, когда можно кинуть в воду и — либо выплывет и научится плавать, либо не повезло…

Обычная проблема: ребенок умеет читать, но не читает и просит родителей. С одной стороны, ребенку не нравится читать из-за низкой скорости чтения, с другой стороны, чтобы скорость повысилась — надо читать. Противоречие. Но, кстати, решается оно достаточно легко методами ТРИЗ . Надо разделить два этих процесса во времени: есть время, когда ребенок читает сам, а есть — когда ему читают родители.

Глеб давно читает сам. Прочитал уже несколько толстеньких книжечек с небольшими сказками и рассказами. О наших первых книгах я писала . Но сейчас интересы ребенка лежат гораздо дальше, чем возможности . Хочется прочитать или послушать 10-15 страниц, а можешь прочитать только одну! Да и шрифт в книгах , которые по-настоящему захватывают, ребенку мелкий — точно не для дошкольников или даже первоклашек.

Но важно не только продолжать читать, а еще и знать, что читать ребенку . Нередко можно услышать жалобы родителей “ребенок раньше любил, когда ему читают, а сейчас как-то не очень”. А выясняется, что читают ему до сих пор Приключения Незнайки и сказки братьев Гримм. (Это замечательные книги, но все же библиотеку надо обновлять и постоянно расширять репертуар.) Книги должны “расти” вместе с ребенком или в какой-то момент они наскучат, как пирамидка и неваляшка.

Я расскажу о некоторых книгах, которые мы прочитали за последние 6-8 месяцев . Конечно, это далеко не все — еще было много новогодних историй, энциклопедий, обычных сказок, познавательных историй.

Я прочитала эту книгу, когда училась в 3-м классе. Мы жили в селе и не раз выкапывали медведку, когда сажали картошку; боролись с тлей на яблонях; собирали колорадских жуков с листьев. Поэтому на меня тогда эта книга произвела огромное впечатление. Ведь всех этих насекомых я видела, держала в руках, а теперь о них рассказывалось, да еще и в такой необычной форме.

Для Глеба это был “вдвойне” новый мир. Городской ребенок даже муравья видит не так часто. Буквально после каждой главы мы искали упоминавшихся насекомых на улице, если это возможно, или хотя бы фотографии в энциклопедиях.

И, конечно, эта книга как раз для этого возраста: захватывающая, динамичная, познавательная. Трудно представить лучше.

“В этой вселенной полным-полно вещей, которые необходимо
раскусить, то есть исследовать по части их кусабельности, а
также, возможно, сожрабельности; полным-полно таинственных
мест, где можно производить занимательные опыты для
выяснения вопроса о том, где лучше всего делать лужицы.”

Кто-то может сказать, что это “странные сказки” или “на любителя”. Мне же показалось, что это почти философские сказки, которые задают глубокие вопросы для размышления о вечном . И не надо думать, что здесь “слишком взрослые темы”, а детям надо что-то попроще. Это не так. Над многим, о чем ребенок бы еще долго не задумывался, он начинает думать сейчас. Его представление о мире и людях расширяется с молниеносной скоростью. Гораздо быстрее и эффективнее, чем при чтении тех же энциклопедий.

И конечно, для всех, кто хочет, но не знает как развивать чувство юмора у детей — горячо рекомендую. Здесь есть что-то смешное или ироничное почти в каждой строчке.

История о докторе, у которого есть волшебные таблетки для излечения трусости и грусти. И вот эти таблетки вместе с чемоданчиком, в котором они лежали, “теряются” и начинается череда приключений и “странных” событий.

По-моему, это одна из тех книг, когда ребенок не может оторваться , а где-то глубоко-глубоко формируется прочный фундаментчтение это ни с чем не сравнимое удовольствие . К сожалению, этот фундамент не появляется сам по себе — его место легко могут занять игры на ipad’е или просмотр мультиков.

За этот год мы прочитали очень много исторических книг . Началось все прошлым летом с легенд о летучем голландце . Эту книгу прочитали с Глебом за 7 дней, пока были в водно-байдарочном походе. А дальше уже понеслось: король Артур и рыцари Круглого стола, Илиада, Одиссея, двенадцать подвигов Геракла. Конечно, читали не подряд. После каждой книги нужен хороший перерыв: устаешь от языка и стиля повествования.

Но я рада, что на занятиях в театральной студии Глеб может “показать” (изобразить жестами или телодвижениями) короля Артура. А ведь часто дети легко показывают “тачки”, “лунтика” и впадают в ступор, услышав задание показать рыцаря Круглого стола.

История о рыжеволосом мальчике, который жил спокойно в деревне недалеко от Ленинграда, а потом был вынужден переехать вместе с мамой на другой край земного шара — на Камчатку.

Это не сказка и не приключенческий роман, и не историческая повесть , и сначала кажется — не зацепит современного ребенка, который не понимает, что такое подстричься с одеколоном, или, зачем встречаться с моряком, и чем, вообще, примечателен этот моряк. Но Глебу очень понравилось (может потому, что он так же мечтает встретиться, но только с машинистом:))). И обсуждать пришлось очень многое : и про советский союз, и про путешествия, и просто про жизнь других людей.

Немного рассказывала об этой книге в статье о неожиданном детском мышлении. Эта книга — кладезь всевозможных ТРИЗ-вопросиков и задачек. Да и вообще, трое накситраллей очень изобретательны, и ваш ребенок может стать таким же, просто наблюдая за ними и пытаясь помочь в каждой “непростой” задачке.

Не могу открыто порекомендовать все рассказы из этой книги. С одной стороны, интересно тем, что у главного героя — уже взрослого папы, который рассказывает о своем детстве, очень много насущных детских проблем. Во всяком случае, Глеб “нашел” много своих проблем : обидчивость, избирательность в еде. А осознание проблемы, даже через главного героя — повод работы над собой, иногда даже неосознанной. Может, конечно, Глеб просто “перерос”, но, к моему счастью, через какое-то время после прочтения книги мы перестали слышать: “Я на вас обиделся!”. Но некоторые выводы, которые делает автор, и прямолинейная мораль в некоторых рассказах меня отталкивали. Но это опять давало много поводов для обсуждения — что само по себе хорошо.

Я не знала ни о таком авторе — Вангели Спиридон Степанович , ни о книге, конечно. Но с удовольствием погрузились в незнакомый мир молдавской деревни . Я не устану повторять: детям важно не только и нестолько знать диких животных, виды транспорта, реки в Африке, столицы Европы или считать до n-дцати. Вот такие книги , где рассказывается о такой необычной, абсолютно другой жизни, начиная от еды, заканчивая распорядком дня и взглядами на смысл бытия, по-настоящему расширяют представления о мире.

У меня книга оставила двоякое чувство . С одной стороны, Глебу были понятны чувства мальчика — у нас бабушки тоже живут далеко, приезжают 1-2 раза в год на 5-10 дней. С другой стороны, начинает казаться, что у мальчика “странные” отношения с родителями. В них как будто чего-то не хватает, и вот бедный мальчик восполняет этот недостаток фантазиями на дереве или общением с пожилой соседкой. Чем больше любящих взрослых вокруг ребенка, тем лучше . Но все-таки если есть любящие родители , не может быть такой острой потребности в “заботливом взрослом человеке”.

Но, в любом случае, интересная, спокойная, трепетная история.

Вот такой внушительный список на лето у меня получился. Теперь вы знаете, что почитать ребенку 5-6 лет.
Удачи в выборе книг и приятного чтения!

Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.

    Мария

    Нашла не точность в статье: книга «солнечный мальчик» — Вы приводите иллюстрацию Книги для родителей, воспитывающих особых детей автора О. Степановой, а имеете ввиду видимо вот эту книгу http://www.labirint.ru/search/Солнечный%20мальчик/ автора С Сахорова.

    Ксения Несютина

    Анна

    Мои дети обожают книги. Сын уже три года как умеет читать, но мы до сих пор продолжаем читать вмете. Это уже как традиция или даже обряд перед сном. Иногда только я читаю, иногда с ним по очереди, потом дружно обсуждаем прочитанное. Прошлым летом начали читать серию книг про приключения Карандаша и Самоделкина, эти книги нравятся как восьмилетнему сыну, так и пятилетней дочке. Хохочем все вместе.

    Юльчатка

    Всё правильно, Ксения, надо продолжать читать)) Моей дочке 11 лет, а мы очень часто читаем друг другу и по ролям бывает распределяем диалоги. Очень весело можно проводить время при совместном чтении))
    У нас «Муфта» не пошла почему-то, может, слишком поздно за эту книгу взялись.

    Ольга

    Ксения, интересный обзор. Мы тоже начали сейчас «Приключения Гугуце» читать, этого же автора недавно закончили другую книгу «Чубо из села Туртурика». Мне очень понравились эти книги, настолько необычны. Там такие нетривиальные решения, такие повороты событий непредсказуемые. Согласна, такие книги учат мыслить нестандартно расширяют рамки, ломают шаблоны.
    Нам ещё нет пяти лет, но многие книги из вашего обзора держу на заметке, дома уже на вырост целая полка. Пока есть что почитать и на наш возраст.
    А из Незнайки мы пока только «Приключения Незнайки и его друзей» прочитали, а про Солнечный город и про Луну ещё не добрались, хотя читаем много. А что, в пять лет это уже неинтересно детям?

    Ксения Несютина

    Незнайка на Луне — можно и в 8-10 читать и будет интересно. Мы начинали год назад, но похоже рано было. Я имела ввиду, что незнайка — достаточно популярное произведение и родители попадают в ловушку перечитывают его и перечитывают. Еще многие стараются вспомнить книги из собственного детства — это замечательно, но я, читая со своими детьми, понимаю, сколько я упустила в детстве! Это я к тому, что надо иногда просто искать интересные книги. Возможно вы просто не читали их, а вашему ребенку повезет чуть больше)

Выбор редакции
Очень мы в нашей семье любим чизкейки, а с добавлением ягод или фруктов они особенно вкусные и ароматные. Сегодня рецепт чизкейка, с...

У Плешакова возникла хорошая идея - создать для детей атлас, по которому легко определять звезды и созвездия. Наши учителя эту идею...

Самые необычные храмы в России.Церковь Иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" в городе Дятьково Этот храм называли восьмым чудом света,...

Цветы не только прекрасно выглядят и обладают изысканным ароматом. Они вдохновляют своим существованием на творчество. Их изображают на...
ТАТЬЯНА ЧИКАЕВА Конспект занятия по развитию речи в средней группе «День защитника Отечества» Конспект занятия по развитию речи по теме...
Все чаще современному человеку выпадает возможность познакомиться с кухней др. стран. Если раньше французские яства в виде улиток и...
В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...
Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...
В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...