Декорации для театральной деятельности в детском саду. Детский театр в детском саду: разновидности и особенности организации


ВИДЫ

ТЕАТРОВ

В ДОУ

Пальчиковый, варежковый театр


Это куклы, сшитые из ткани, склеенные из бумаги или связанные из шерсти и ниток. Выкройка повторяет контур вытянутого пальца взрослого или ребёнка или контур ладони. Кукла должна надеваться свободно на любой палец или руку кукловода. Лицо персонажа можно вышить, наклеить или пришить, используя пуговицы, бусинки, нитки, верёвки, кусочки шерсти, цветную бумагу, ткань. Играют дети за ширмой или при непосредственном контакте. Для пальчикового театра можно вместе с ребёнком нарисовать или склеить из цветной бумаги любой персонаж из сказки, затем наклеить на тонкий картон, а с обратной стороны пришить или приклеить широкую резинку, надеть на палец и играть. Для варежкового театра можно использовать ненужные детские варежки.
Каждый ребёнок, занятый в спектакле, работает только с одной куклой. Интонации, движения того или иного персонажа дети находят самостоятельно или с помощью взрослого. Спектакль хорошо сопровождать музыкой или песнями, которые знают дети.

Куклы-варежки

Кукол для этого театра можно сделать из сшитых или связанных варежек, но особый интерес у детей вызывают куклы-варежки, выполнены из бумаги. Дети накладывают выкройку на бумагу, обводят ее, аккуратно вырезают и склеивают. Затем оформляют кукол-варежки красками, фломастерами, аппликацией и т. д. На таких варежках можно даже сделать часть декораций, например, деревья, кустарники и многое другое.

Театр кукол би-ба-бо
(или театр «Петрушки»)


Театром «Петрушки» называется театр, куклы которого надеваются на три полных пальца руки – вроде перчатки. В Италии эти куклы раньше называлисьбураттини, теперь они носят имя пупаттцы. В России этот кукольный персонаж получил имя Петрушки. Петрушка долгое время путешествовал с ярмарки на ярмарку, пока в 1924 году не обрёл, наконец, свой дом в Санкт-Петербурге. И именно тогда был организован постоянно действующий кукольный театр для детей.
Эти куклы можно приобрести в детских магазинах или сделать самим. Самая простая кукла состоит из тельца рубашки, головки и ручек. Тельце-рубашка кроится из материи по руке кукловода. Голова может быть сделана из разных материалов: дерева, хлеба, пластилина, пластмассового шарика, но обычно из папье-маше. А можно использовать старые куклы или резиновые игрушки, которые вы, возможно, собрались выбросить. Если взять голову резиновой куклы и к ней пришить новый костюм (чтобы в него проходила рука ребёнка), то кукла оживёт, и её можно будет использовать в театральных представлениях.
Кукла надевается так: на указательный палец – голова, а на большой и средний – руки или лапки. Если кукла тяжела для маленького ребёнка, то на помощь приходит гапит (деревянный стержень с удобной закруглённой рукояткой).
Сценой театра петрушек является ширма. На неё ставятся декорации, и происходит действие. За ширмой находятся кукловоды, которые управляют куклами и говорят за них.
Кукольный театр доставляет детям много радости и удовольствия, создаёт у них хорошее настроение и находит яркое отражение в их творческих играх.

Настольный театр, театр игрушек


Это плоскостные или обыкновенные игрушки, которыми ежедневно играют дети. Сценическая площадка – детский стол. Персонаж для настольного театра можно сделать самим из любого подручного материала: шишек, желудей, кореньев; из бытового материала: пакетов из под молока и кефира, коробок из под обуви.
Если взять старые кегли и отрезать дно, а затем обшить или обвязать их, то получится кукла для настольного театра. Для оформления куклы используются пуговицы, бусы, шерсть, ткань, специально надвязанные уши, носы, глаза, волосы, лапы и хвосты…. Этих кукол можно надеть на руку, на гапит, на нитку.
Педагог садится за детский стол, перед ним полукругом садятся дети. Дети не должны видеть игрушки, которыми педагог будет показывать спектакль. Педагог, не маскируя руки, на глазах у детей берёт игрушки, передвигает их и говорит за них.
Такой спектакль игрушек, несмотря на большую простоту и примитивность, не лишён театральности; и малыши, и дети старшего возраста смотрят его с большим интересом.
Для спектакля рекомендуется брать сценки, специально написанные для показа их игрушками: «Матрёшка и Катя», «Игра в прятки», «Приключения игрушек» и другие. Подобные сценки для театра кукол можно придумывать самим или использовать отдельные сюжеты из детской литературы. Только надо помнить, что содержание их должно быть предельно простым, без трудных, невыполнимых для игрушек действий и движений.
Спектакль игрушек рассчитан на небольшую группу детей. Его показывают не в зале на празднике, а в групповой комнате.
Цель таких показов – развлечь и порадовать детей, сделать для них куклу более интересной, помочь им внести разнообразие в их игровую деятельность.

Теневой театр


Теневой театр является радостным и желанным развлечением. Дети очень любят смотреть, как движутся фигурки людей, животных и птиц на ярко освещённом экране.
Сказку, рассказ, стихотворение, песню можно сопровождать показом теней. Выразительное исполнение музыкальных и литературных произведений при умелом показе вызывает у детей самые разнообразные эмоции.
Сценой теневого театра является экран. Раму-ширму теневого театра делают из дерева или толстого картона и украшают орнаментом. Экран обтягивают тонким белым материалом. При показе фигурки теневого театра плотно прижимают к материалу с обратной стороны экрана. Сзади экрана помещают источник света. Силуэты фигурок делают из тонкого картона и окрашивают в чёрный цвет с одной стороны. Некоторые части силуэтов (рука, нога, голова и т.д.) можно сделать подвижными (прикрепить нитками или проволокой). Подёргивание за ниточку приводит в движение фигурку: опускается или поднимается рука, голова и т.д.
При показе силуэтов рука кукловода не должна быть видна. Поэтому каждая фигурка должна иметь дополнительную часть, за которую держат эту фигурку.
Много интересных, любимых детьми сказок и других литературных произведений можно показать в теневом театре.

Экран для теневого театра (размеры даны в см)


Театр на фланелеграфе


Иллюстративное показывание с фланелеграфом дети слушают и смотрят с большим интересом. Их поражает необычность зрелища: картинки не падают, держаться на доске, как волшебные. Старшие дети сразу начинают интересоваться техникой изготовления картинок и самого фланелеграфа. Дети ещё больше удивляются, когда педагог им говорит, что такой театр картинок они сами могут показать малышам. Дети с увлечением начинают готовиться к предстоящему спектаклю.
Для иллюстративного показывания с фланелеграфом детьми старшего возраста можно рекомендовать следующие литературные произведения: «Игрушки» А. Барто, «Игрушки» А. Ахундовой, «Что такое хорошо и что такое плохо?» В. Маяковского, «Весёлый счёт» С. Маршака, «Ничего тебе не дали» Н. Найдёновой, «Таня потерялась» З. Александровой, «Жил на свете слонёнок» Г. Цыферова, «Лесенка» Е. Шабал.
Дети должны знать эти произведения наизусть. Каждое произведение могут рассказать и показать сразу несколько детей.
Для этого вида театра вам понадобится кусок фанеры, обшитый мягкой фланелью (лучше в два слоя) – это экран. Картинки для показа можно рисовать самим (это сюжеты или герои из сказок, рассказов), а можно вырезать из старых книг, которые уже не подлежат реставрации. Их наклеивают на тонкий картон, а с обратной стороны также наклеивают фланель.
Эти картинки можно раскладывать и двигать на столе, а если к фигурке прикрепить палочку (гапит), то можно играть спектакль, используя как ширму край стола. Возможен и другой вариант: к верхней части картинки крепится нитка (картинка в этом случае рисуется с двух сторон) и двигают картинку у поверхности пола, стола….

Ролевой театр


Это театр, где дети берут на себя роль выбранного персонажа. Дети с помощью взрослого или самостоятельно разыгрывают стихотворения, загадки, небольшие сказки, инсценируют песни.
Для лучшей наглядности детям нужны костюмы. Их можно купить в магазине или сшить самим. В детском саду в каждой группе или в домашних условиях желательно иметь костюмерную, где костюмы сшиты руками родителей и детей. Если не умеете шить, то вместе с детьми сделайте маски различных персонажей, декорации и бутафорию.

Театр масок

Изготавливаются маски –шапочки по размерам головы исполнителя. Это могут быть вязаные шапочки или нарисованные на картоне персонажи, которые крепятся резинкой вокруг головы.

Штоковая кукла

.(петушок, утята, собачка, мишка и т. д.) .Эти куклы водят с помощью одного или двух штоков (палочек) .Они очень полезны для развития мелкой моторики, что способствует развитию речи у детей. Эти куклы также развивают гибкость пальцев, кисти и запястья. В работе с детьми младшего возраста используются куклы на одном штоке. Воспитатель учит держать куклу всеми пальцами (в кулачке). Кукла двигается за счёт движений кисти. Дети старшего возраста управляют куклами на двух штоках. Чтобы манипулировать такими куклами, нужно научить детей держать палочки только подушечками пальцев.

Освоение штоковых кукол.

На 1 этапе педагог показывает представление, на котором знакомит детей с новыми куклами.

На 2 этапе проводится упражнение «Скачите, палочки! »:

Вы скачите, палочки, по очереди стучат палочками по полу

Как солнечные зайчики!

Прыг-прыг, палочкой о палочку

Скок-скок, одновременно по полу

Прискакали на лужок. по очереди стучат

палочками по полу

Правой ножкой –топ-топ! правой палочкой стучать по полу

Левой ножкой - топ-топ! левой палочкой стучать по полу

На головку сели, «поставить рожки» над головой

Песенку запели… стучать палочкой о палочку

Упражнение «Стуколка».Стуколка представляет собой палочку с плоским кругом на конце, к которому по обеим сторонам прикреплены нитки с шариками. Тремя пальцами (большим, указательным и средним) нужно держать палочку, и если при этом подушечками пальцев крутить палочку, то шарики будут ударяться о плоский круг. Дети с удовольствием играют со стуколкой и при этом у них формируются навыки, необходимые для кукловождения.

На 3 этапе проводится театрализованная игра, в ходе которой дети учатся водить куклу по краю ширмы. Педагог раздаёт всем по штоковой кукле и импровизирует сказку, в которой должны участвовать все дети.

Театр на яйце

Мы приклеили на капсулу от киндер-сюрприза наклейки по сказке «Курочка Ряба».Кроме этого, можно купить деревянные яйца –заготовки и расписать их сказочными героями.

Театр оригами

Это сложенные из бумаги фигурки сказочных персонажей. Для удобства кукловождения мы их прикрепили на палочки от воздушных шариков

Театр марионеток

У этих кукол одни концы нитей закреплены на голове, руках, ногах, туловище, а другие – на ваге. Вага –инструмент управления куклой: управляя вагой, актёр заставляет марионетку двигаться. Эти куклы способствуют развитию координации движений, помогают ребёнку научиться концентрировать внимание на одном предмете, развивают гибкость пальцев и кисти.

Освоение марионеток.

На 1 этапе педагог знакомит детей с куклой –марионеткой. Она может потанцевать, подойти к каждому ребёнку, пообщаться с ним.

есёлые башмачки – это пособие для подготовки к вождению кукол -марионеток, а так же для развития координации движения рук. »Весёлые башмачки» легко сделать самим: нужно взять небольшую палку- вагу, к обоим концам которой приделать тонкие верёвочки. К концам верёвок пришиваются мешочки с грузом в виде башмачков.

Последовательность выполнения упражнений:

1. Поочерёдно переставлять башмачки, держа вагу 2 руками.

2. Поочерёдно переставлять башмачки, держа вагу одной рукой.

3. Один башмачок обходит вокруг другого. Вагу держат двумя руками, руки перемещаютсяпо ходу вращения ваги.

4. Один башмачок обходит полукругом другой и возвращается. Вагу держат одной рукой.

5. Оба башмачка прыгают одновременно. Вагу держат двумя руками.

6. Оба башмачка прыгают одновременно. Вагу держат одной рукой.

7. Вращение башмачков, т. е. обеими руками вращать вагу по часовой стрелке, затем обратно. Получается вертушка.

На 3 этапе проводится игра «Погуляй с моей игрушкой».Под весёлую музыку дети с марионетками гуляют, а затем передают свою игрушку другому ребёнку.

На 4 этапе –выступление. Под музыку разного характера дети манипулируют куклами, выступая по одному и соблюдая все этапы выступления (выход- выступление-поклон-уход) .

Платковые куклы

Эти куклы называются так потому, что сделаны из платков. К голове куклы прикрепляется платок, а к его краям пришиваются резинки.

Голова крепится на шее у кукловода, а резинки – к кистям рук. Платковые куклы удобны тем, что дают возможность кукловоду свободно двигаться, танцевать.

Платковые куклы –бабочки сделаны из лёгких газовых платков, которые в центре собраны на мягкую резинку. Резинка крепится к кистям рук. А края платка опускаются на тыльные стороны кистей рук. Если кистями делать плавные взмахи, то края платка будут взлетать, как крылья бабочки. Куклы –бабочки развивают гибкость кистей рук, укрепляют мышцы пальцев и локтевых суставов.

Освоение платковых кукол.

На 1 этапе дети знакомятся с куклой –бабочкой, одетой на руки педагога.

На 2 этапе дети выполняют упражнение «бабочка»: запястье одной руки накладывается на запястье другой руки под углом ладони вниз. Пальцы плотно прижаты друг к другу и двигаются вверх –вниз, как крылья бабочки.

На 3 этапе проводится театрализованная игра «летел мотылёк».

Кулачковый театр

Такая игрушка интересна для детей тем, что она динамична. Голова может вращаться, так как она прикреплена к палочке, которая зажата в кулачке кукловода и выведена через отверстие в платье. При вождении куклы участвуют две руки. На кулак правой руки надевается игрушка, и она водит персонаж, а левой рукой можно поворачивать голову куклы, используя палочку.
Чтобы изготовить куклу для кулачкового театра, необходимо сделать выкройку всех деталей персонажа, вырезать их из ткани и сшить. Затем голову плотно заполнить ватой или поролоном, чтобы она была объемной, затянуть посильнее возле шеи и надеть получившую голову на палочку. (Палочку укрепить той же нитью, что и шею, обвив ее несколько раз.) В заключение работы к голове пришиваются остальные детали.

Театр топотушек

Персонажей для театра топотушек довольно просто изготовить из старых перчаток, обрезав все ненужное и оставив только два пальца. Можно сделать выкройку персонажей и сшить их из трикотажа. Голову лучше нарисовать на картоне, затем пришить ее к фигурке или приклеить, после этого пришиваются остальные детали персонажа.

Театр на палочках

Для изготовления этого театра понадобятся палочки и силуэты персонажей, изготовленные из картона. Секрет игрушек в том, что каждый силуэт прикрепляется к палочке и персонаж приводится в действие благодаря ее повороту.
Театр на палочке интересен для детей не только тем, что он очень легок в изготовлении, но и тем, что действия можно изображать и за ширмой, и свободно передвигаясь по комнате.

Театрализованная деятельность дошкольников.

Описание : данный материал, интересен и полезен для родителей, воспитателей, музыкальных руководителей детских садов, для педагогов дополнительного образования.
Цель: значение театра в жизни ребёнка, руководящая помощь взрослого.
Задачи:
1. Познакомить родителей, педагогов с театрализованной деятельностью и ее значением для развития ребенка.
2. Показать какое огромное влияние театрализованная деятельность оказывает на раскрытие творческого потенциала ребенка.
3. Научить ориентироваться в направлениях работы по театрализованной деятельности.

«Волшебный мир театра!» Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста.

Театр – это волшебный мир! Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей.
Б. М. Теплов

Театрализованная деятельность в детском саду

Это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном.
-Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
-Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Значение театрализованной деятельности

В детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять, всем видам детского театра, потому что они помогают:
- сформировать правильную модель поведения в современном мире;
- повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;
- совершенствовать речь ребенка, активизировать словарь, совершенствовать звуковую культуру речи, ее интонационный строй; улучшают диалогическая речь, ее грамматический строй;
-познакомить ребенка с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;
- дает элементарные представления о видах театра;
- совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению;
- творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми, развитию сценического творчества, музыкальных и артистических способностей детей;
- развивает навыки публичного выступления и творческого содружества.

Основные направления работы с детьми

Театральная игра
Театральная игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи: учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему. Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.
Ритмопластика
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечивать развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, свободы и выразительности телодвижений, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Задачи: развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.
Культура и техника речи
Данный раздел работы объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры
Этот раздел работы призван познакомить детей с элементарными понятиями и профессиональной терминологией театрального искусства, с его особенностями и видами театрального искусства; с основами актерского мастерства; с культурой зрителя.

Задачи: познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем - от этюдов к рождению спектакля.
Задачи: Учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т.д.).

Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах

Младшая группа

В возрасте 2 - 3 лет малыши живо интересуются играми с куклой, их впечатляют небольшие сюжеты, показанные воспитателем, они с удовольствием выражают свои эмоции в двигательных образах-импровизациях под музыку. Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, поэтому большинство игр отражают круг повседневных интересов детей: игры с куклами, с машинками, в стройку, в больницу и т. д. Знакомые стихи и песенки являются хорошим игровым материалом. Показывая мини-пьески в настольном театре, при помощи отдельных игрушек и кукол, воспитатель передаёт палитру переживаний через интонацию, а по возможности и через внешние действия героя. Все слова и движения персонажей должны ясно определяться, различаться по своему характеру и настроению, следовать нужно в небыстром темпе и действие должно быть непродолжительным. С целью раскрепощения и устранения внутренней скованности малышей проводятся специальные этюды, упражнения на развитие эмоций. Используя склонность детей к подражанию, можно добиться выразительной имитации голосом различных звуков живой и неживой природы. Например, дети, изображая ветер, надувают щёки, делая это старательно и беззаботно. Театрализованная игра позволяет ребёнку вступить в особые отношения с окружающим миром, в которые он не может вступить сам в силу ограниченности своих возможностей.

Средняя группа

Ребёнок постепенно переходит:
- от игры " для себя " к игре, ориентированной на зрителя;
- от игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат;
- от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);
- от создания в игре-драматизации простого образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.
Углубляется интерес к театрализованным играм. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, движение и слово, развивать чувство партнёрства, использовать пантомиму двух-четырёх действующих лиц. Театрально-игровой опыт детей расширяется за счёт освоения игры-драматизации. В работе с детьми используются:
- многоперсонажные игры - драматизации по текстам двух – трёх - частных сказок о животных и волшебных сказок («Гуси-лебеди»);
- игры - драматизации по рассказам на тему " Труд взрослых";
- постановка спектакля по произведению.
Содержательную основу составляют игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера («Угадай, что я делаю»).

Старшая группа

Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения, развивается чувство партнёрства. Проводятся прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их интонации, движения.) Для развития воображения проходят такие задания, как: «Представьте …» и т. д. Создавая обстановку свободы и раскованности, необходимо побуждать детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта. Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей. Используются мимические и пантомические этюды и этюды на запоминание физических действий. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребёнка гораздо сильнее, чем результат. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память и др.

Подготовительная группа

Дети подготовительной к школе группы живо интересуются театром как видом искусства. Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре. Подготовить их к посещению театра помогут специальные игры - беседы, викторины. Знакомство с различными видами театра способствует накоплению живых театральных впечатлений, овладению навыком их осмысления и эстетическому восприятию.
Игра - драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи - куклы, послушные ребёнку. Это требует от него умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои слова. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра: настольный, бибабо, стендовый, пальчиковый; придумывать и разыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя.
В подготовительной группе важное место занимает не только подготовка и проведение спектакля, но и последующая работа. Выясняется степень усвоения содержания воспринимаемого и разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о содержании пьесы, даются характеристики действующим персонажам, анализируются средства выразительности. В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты - им хочется придумывать свои и для этого должны предоставляться необходимые условия:
- нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссёрской настольной театрализованной игры;
- знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию собственного замысла;
- давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании;
- проявлять инициативу и творчество как пример для подражания.

Формы организации театрализованной деятельности
Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал.
-Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театральное занятие, театрализованна игра на праздниках и развлечениях.
-Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни.
-Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы - Петрушки в решение познавательных задач.

Формы работы
- Театральные игры
- Речевые игры
- Ритмопластика
- Инсценировка песен, попевок, хороводов
- Использование различных видов театра
- Драматизация сказок
- Посещение театров;
- Взаимодействие с родителями

Виды театра в детском саду
- бибабо
- настольный театр
- книжка-театр
- театр пяти пальцев
- театр масок
- театр ручных теней
- пальчиковый теневой театр
- театр «живых» теней
- магнитный театр
- марионеточный театр
- театр на фланелеграфе

Организация уголка театрализованной деятельности
В группах детского сада организованы уголки для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным театром.
В уголке располагаются:
-различные виды театров: бибабо, настольный, театр на фланелеграфе и др.;
-реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
-атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, декорации, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

Существует множество форм обучения и воспитания как процесса всестороннего развития детей, но театрализованная деятельность стоит в этом ряду «на особинку». Это тот вид деятельности, где игра, воспитание и обучение неразрывно связаны. Каждый ребёнок по своей природе волшебник. Задатки творческих способностей присущи любому ребёнку. Нужно суметь их раскрыть и развить. Совместная задача детского сада и родителей помочь не растерять творческие способности у кого они появляются, а так же развить, у кого они спят.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссёрские. В играх – драматизациях ребёнок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности.

Видами драматизации являются: игры - имитации образов животных, людей, литературных персонажей. Игры - драматизации это ролевые диалоги на основе текста. А вот в режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребёнок, организуя деятельность как «сценарист и режиссёр» управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства выразительности.

Виды режиссёрских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный теневой, пальчиковый и т.д. Для того чтобы развить творческие способности детей в процессе театрализованной деятельности необходимо выделить несколько условий :

  • Первое условие – обогащение среды атрибутами театрализованной деятельности и свободное освоение детьми этой среды (мини театр, который периодически пополняется новыми атрибутами и декорациями);
  • Второе условие – содержательное общение педагога и детей.
  • Третье условие – это обучение детей выразительным средствам театрализованной деятельности:

Мимика – говорит нам без слов о тех или иных чувств и настроениях человека, то есть когда лицо выражает какие – либо эмоции.

Жесты – динамические движение тела: рук, ног, головы и т.д., а так же поза.

Пантомимика – мимика в сочетании с жестами.

Классификация театрализованных игр

У детей младшего дошкольного возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры через:

  • настольный театр игрушек;
  • настольный плоскостной театр;
  • плоскостной театра на фланелеграфе;
  • пальчиковый театр.

В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра:

  • мягкой игрушки;
  • деревянный театр;
  • конусный театр;
  • театр народной игрушки;
  • плоскостных фигур;
  • театр ложек;
  • театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой) и т.д.

В старшей и подготовительной возрастных группах , детей можно знакомить с марионетками, театром «живой руки», платочный театр, люди – куклы.

Шагающий театр

Теневой театр

педагогический опыт воспитателя:

Терещенко Н.Н., с.Вад

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка»

Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

Актуальность данной проблемы определяется тем, что развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения. Одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр, у детей формируется уважительное отношение друг к другу, они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Главной целью я ставлю развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов.

Задачи:

  1. Закреплять представления детей о различных видах кукольных театров, уметь различать их и называть (настольный театр, театр игрушек, теневой театр, варежковый театр и др.)
  2. Развивать речь детей с помощью кукольного театра, совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением.
  3. Развивать память, мышление, воображение, внимание детей.

Ожидаемые результаты:

  • Обогатить словарный запас детей существительными, прилагательными, наречиями.
  • Повысить речевую активность детей.
  • Побудить к высказываниям в виде полных предложений, к сочинению сказок.
  • Развить элементы творчества, инициативы; с помощью воспитателя участвовать в инсценировке и драматизации народных сказок.
  • Воспитать у детей интерес и любовь к художественной литературе.

Использование нетрадиционных форм в театрализованной деятельности:

  • Нетрадиционная форма проведения занятия (содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом, но и с жестами, мимикой, движениями, костюмами)
  • Использование яркого, нетрадиционного предметного оснащения занятия: набора мягких модулей в качестве декораций, позволяющих менять сюжетную картину театрализованного представления, нетрадиционные материалы для изготовления различных видов театра.

По данной теме я работаю в течение трех лет. Свою работу я начала с того, что подобрала различные виды театров. Затем активно начала использовать театр на своих занятиях, ставить с детьми театральные представления. Ребята моей группы показали такие сказки как «Репка» , «Колобок» , «Сказка о петушке» , «Гуси-лебеди» , «Как зайцы дом строили» (приложение) .

Глава 1.Кукольный театр как вид искусства

1. 1. Кукольный театр в детском саду

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решать многие актуальные проблемы современной педагоги гики и психологии, связанные с:

  • художественным образованием и воспитанием детей.
  • формированием эстетического вкуса.
  • нравственным воспитанием
  • развитием коммуникативных качеств личности.
  • воспитанием воли, развития памяти, воображения, фантазии и речи.
  • создание положительного эмоционального настроения, снятия напряжения, конфликтов через игру.

Театр, не только раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка, но и дает ему реальную возможность адаптироваться в социальной сфере. Он оказывает большое влияние на всесторонние развитие личности ребенка.

Из педагогической практики видно, что дети больше всего любя играть с театральными куклами, показывать спектакли, импровизировать. Играя с театральной куклой, ребенок от лица героя, рассказывает о своих мыслях, чувствах, с помощью куклы он может выразить и отрегулировать свои собственные переживания. Играя с куклами, взаимодействуя с другими людьми, робкие дети начинают постигать процесс общения со сверстниками и став взрослыми, они смогут вести себя по-разному, и в зависимости от ситуации, проявлять настойчивость.

Современные дети, не достаточно представляют жизнь своих предков, их быт, традиции и обычаи. Народные гуляния, веселья занимали в жизни русского народа весьма заметное место. В ярмарочных гуляниях зарождались основы будущего профессионального театра. Изучение истории русской культуры и участие в представлениях поможет детям лучше понять традиции своего народа.

Кукольный театр - искусство, с которым знакомятся малыши на раннем этапе своей жизни, является любимым детским зрелищем. Малыши нередко бояться Деда Мороза, Медведя и других персонажей в исполнении актеров на сцене театров, но с удовольствием играют игрушками, изображающими их маленького размера. Привыкшие к небольшим размерам игрушек, не пугаются волка или Бабы Яги, даже грозят пальчиками и прогоняют. Поэтому кукольный театр для маленьких имеет даже некоторые преимущества перед театром, в котором выступают артисты-люди. Он давно стал необходимой составляющей в жизни нашего детского сада «Ромашка» .

Каково же значение кукольного театра для развития детей дошкольного возраста?

  • Наш кукольный театр воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ: кукла, живописно-декоративное оформление, песня, музыкальное сопровождение.
  • Профессиональное использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе с детьми для развития в детях умственного, нравственного, эстетического воспитания. Создает детям хорошее настроение, обогащает впечатлениями, вызывает у них эмоции, способствует развитию патриотизма и художественного воспитания. Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица наших малышей во время спектакля убедительно свидетельствуют, как дети любят кукольный театр, ждут с нетерпением открытия занавеса.
  • Очень важно его воспитательное значение. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться характер, интересы, отношение к окружающему. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, любви к России, честности, правдивости, трудолюбия, показать слезы и смех, и образ современной жизни.
  • Кукольный театр, по своей природе близок и понятен маленьким детям и поэтому имеет для них огромное эмоциональное воздействие. На сцене нашего театра они видят знакомые и любимые куклы, игрушки. Когда же "ожившие" куклы начинают двигаться, говорить, они переносят детей в совершенно новый, увлекательный мир, мир живых игрушек, где всё необыкновенно, всё возможно и привлекательно.
  • Музыка важная составляющая спектакля и эстетического воспитания малышей. Она оттеняет, задает характер и ритм каждому герою, каждой мизансцене, подчеркивает ритмичность движений кукол их настроение. Спектакль кукольного театра не проходит без пения и плясок кукол, которые очень любят и знают дети. Музыка оформляет, дает объем и харизму спектаклю. Знакомые мелодии и песни сближают детей и героев. Очень хорошо, когда дети сами поют песенку с героем и танцуют в перерыве спектакля вместе с героями, выполняя знакомые движения в играх и в танцах.

Можно начинать знакомить детей с кукольным театром с первой младшей группы. Воспитатели, старшие дошкольники показывают малышам небольшие спектакли, используя для этой цели различные виды театров: театр картинок, театр би-ба-бо.

К концу года дети первой младшей группы, накопив определенный опыт, пытаются самостоятельно участвовать в кукольном спектакле. Это стремление необходимо поддерживать, развивать и укреплять. Для этой цели подойдет пальчиковый театр.

Для детей второй младшей группы самый простой и доступный театр-это театр кукол на столе.

В средней группе переходим к более сложному театру. Знакомим детей с театральной ширмой и с верховыми куклами, куклами марионетками.

В старшей группе следует познакомить детей с марионетками, показать им кукол с «живой рукой» .

1. 2.Виды кукольных театров

В своем детском саду сами изготавливаем и применяем кукол в работе с детьми следующие виды кукольного театра:

  • театр картинок
  • театр на фланелеграфе
  • настольный театр
  • театр коробочек, шариков, цилиндров.
  • театр пальчиков
  • театр рукавичек
  • театр игрушек
  • театр Би-ба-бо
  • теневой театр

Театр картинок, театр на фланелеграфе и настольный театр - он наиболее прост в изготовлении и показе. Такой театр малыши могут нарисовать и вырезать сами. Они будут изображать картинки, силуэты и придумывать к ним свои рассказы. Здесь все плоское и куклы и декорации, фланелеграф - показывают на специальной доске (покрытой фланелью) , настольный театр - на сцене-столе. Все доступно вырезается из бумаги или картона. Цель таких театров - внести разнообразие игры в группах, сделать для них игрушку более интересной, развлечь и порадовать детей, тем, что сделано своими руками. Игры с фланелеграфом развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, они получат еще большее удовольствие (приложение) .

Театр игрушек - все объемное. Игрушки используются обычные детские, купленные в магазине, плюс для показа могут понадобиться различные вещи: посуда, корзинка, кроватка. Желательно, чтобы все игрушки были однофактурные. Такое представление помогает более яркому восприятию, развивает пространственное и образное видения детей. Содержание сценки должно быть предельно простым, без трудновыполнимых для игрушек движений и действий. Чтобы показать, что игрушка идет, передвигаем её медленно вперед, если бежит - быстрее. При показе следует спокойно сидеть перед зрителями, смотреть на действующую игрушку, не делать лишних движений и избегать ненужной мимики, чтобы не отвлекать внимание от происходящего на сцене, свободную руку не задерживать на столе, а сразу убирать её (приложение) . Цель: совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев приёмами кукловождения.

Театр коробочек, шариков, цилиндров - дети делают сами из готовых материалов: коробочки и шарики. Остается только нарисовать или приклеить - глазки, носики, ушки, рожки, бантики и фартучки, копытца и туфельки. И то, что необходимо для маленькой сказки. Много интересного предложат сами дети во время работы (приложение) . Цель таких театров: внести разнообразие игры, сделать для детей игрушку более интересной, развлечь и порадовать их, тем, что сделано своими руками.

Театр пальчиков - маленькие мешочки, сшитые из ткани одетые на детские пальчики. Эти мешочки имеют элементы зверюшек и образ людей (приложение) . Цель: развивать мелкую моторику рук, совершенствовать жестикуляцию.

Театр рукавичек – детские рукавички и перчатки. Не нужно перегружать реальными деталями (приложение) . Цель: формировать умение вождения куклами, самостоятельно придумывать движения для создания образа, развивать мелкую моторику рук.

Театр Би-ба-бо - кукла одевается на руку, где указательный палец - это голова, а пальцы с право и с лева - это руки (приложение) . Цель: закреплять навыки управления куклами с «живой рукой» , обогащать словарь детей, вырабатывать чёткую и правильную дикцию.

Теневой театр-это силуэты сюжетов и кукол, вырезанные из картона и покрытые черной тушью (приложение) . Цель: развивать фантазию детей, учить коллективно и согласованно взаимодействовать друг с другом, проявляя свою индивидуальностью.

Чтобы кукольные спектакли были профессионально яркими, мы взрослые сначала сами учимся владеть театральными куклами. Сценой нашего театра является ширма. На ней происходит действие кукол, с декорациями. За ширмой находятся кукловоды их куклы с атрибутами для показа спектакля.

1. 3. Театрализованные игры

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. По мере развития самостоятельности у детей проявляются все новые и новые замыслы театрализованных игр, толчком для развертывания которых являются сказки, рассказы, истории, мультфильмы, вызвавшие своими яркими образами и интересными сюжетами желание играть. Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи) . Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» , самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются:

  • игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
  • ролевые диалоги на основе текста;
  • инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
  • игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» , управляет «артистами» . «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду.

Театрализованная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию.

Участвую в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных и растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной.

Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок-игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры.

В театрализованных играх развивается творческая активность детей. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои.

В театрализованной игре дети имитируют движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность рече-двигательного анализатора.

От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, входят в образ, овладевают средствами выразительности. Дети начинают чувствовать ответственность за успех игры.

Выступая перед зрителями, дети преодолевают робость и смущение, мобилизируют свое внимание. Все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности ребенка в школе, помогут ему почувствовать себя уверенно среди сверстников.

Итак, театрализованная игра - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!

Глава 2. Театральная деятельность как процесс взаимодействия, общения и обучения

2. 1.Театрализованная деятельность как приоритетное направление моей педагогической деятельности

Важно с самого раннего детства приобщать маленького человечка к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть. Работая в детском саду «Ромашка» , одним из приоритетных направлений я выбрала театральную деятельность.

Начиная со 2-й младшей группы и до выпуска, я обучаю детей основам актерского мастерства и параллельно знакомлю их с различными видами кукольных театров. Для этой цели я использую артистические и пальчиковые игры, игры на выразительность движений, их пластичность и координацию.

В разнообразии средств воздействия на формирование личности ребенка дошкольного возраста важное место занимает театр. Это особый синтетический вид искусства, органично сочетающий в себе художественное слово, драматическое действие, поэтику, живопись, и литературу. Он помогает ребенку глубже познать себя, внутренний мир, побуждает его к самосовершенствованию, вызывая эстетические чувства и эмоции в ходе театрализованного действа.

Если создать условия для его развития, у ребенка непременно откроются способности, заложенные в нем природой. Педагоги видят свою задачу в том, чтобы выявить эти первые способности и на этом фоне создать условия полноценного становления личности.

Посвящаем дошкольников с назначением и историей театра, с творчеством актеров.

С детьми работают опытные и творческие педагоги, учитывая педагогический опыт, никогда не останавливаются на достигнутом. Обновляя учебно-воспитательный процесс, отыскивают новые формы и методы организации . Поэтому возникла идея организовать нетрадиционный театр.

Работа над созданием нового театра — это полет фантазии, отличный способ проявить творческие способности детей, педагогов, родителей, возможность превращения обычных, на первый взгляд, предметов в сказочных героев, декорации.

Для изготовления фартуков педагоги использовали яркие, разноцветные ткани, которые наиболее удачно подходили для размещения декораций: для зимнего сюжета — фартук голубого цвета, для изображения леса, изобразить сюжет в спектакле «Хроменькая уточка» помог желтый цвет и т.д.

Декорации выполнены в таких цветах, чтобы они не «подавляли» куклу, а «работали» на нее и на сценарий в целом.

Куклы и декорации изготовлены из разного подручного и природного материала: ткани, меха, ниток, бумаги, поролона, соломы, веток, искусственных цветов,лент и прочего. В подготовке педагоги удачно соединили различные техники создания персонажей.

Создав первую постановку на фартуке «Котик и петушок», мы заметили, что данный вид театра вызывает у детей море эмоций; дает компактность хранения и удобство переноса и обустройства (все куклы и декорации находятся в отдельных кармашках).

Также такой способ театрального действа обеспечивает возможность показа представлений на прогулках в теплое время года, обеспечить максимальное пребывание детей на свежем воздухе.

С успехом используем театр на фартуке в учебной деятельности, когда нужно сосчитать героев, закрепить навыки ориентирования в пространстве, форму предметов и прочее. Ведь знания, полученные вместе с впечатлениями, достаточно прочные и глубокие.

Поэтому к услугам малышей нашего садика уже готовы яркие, выразительные, колоритные театры: «Колобок», «Репка», «Рукавичка», «Котик и петушок», «Колосок», «Хромая уточка», «Три поросенка», «Красная шапочка»

Компетентность в художественной деятельности ребенка определяется уровнем развития эстетического восприятия объектов и явлений, умением подбирать разные средства реализации замысла, проявлять творческое воображение, эстетическую чувствительность, эмоционально-ценностное отношение к окружающему.

Ребенок способен эмоционально откликаться на проявления эстетического, как в жизни, так и в искусстве, выражать свои чувства в разных видах художественной деятельности, в том числе и театральной. Получает удовольствие от общения с произведениями искусства различных видов театральных спектаклей и обнаруживает себя эмоциональным и эстетически чувствительным зрителем.

Способность к сопереживанию персонажам, понимание смысла действа, представления, понимание художественного образа – все это делает ребенка прекрасным ценителем театрального искусства.

И хотя в условиях сегодняшнего дня, книга немного уступила компьютерным играм и мультипликационным фильмам, при условии, если воспитатель творческая личность, он обязательно знает как заинтересовать детей, повернуть лицом к художественному слову. Воспитатель будет пытаться использовать инициативные формы применения детьми литературных произведений, обращение к литературным произведениям.

Ознакомление с литературными и фольклорными произведениями положительно влияет на развитие моральной, коммуникативно – речевой, физической, интеллектуальной сферы ребенка, а особенно на развитие речи детей. На умение формировать и излагать мысли, вести диалог и тому подобное.

По утверждению психологов, ни один вид детской деятельности не имеет такого колоссального влияния, как самостоятельная театральная деятельность.

Особое место в работе воспитателя занимает театрализация художественных произведений для детей и непосредственно самими детьми.

Этот вид работы излагает трудности и у студентов-практикантов педагогического учебного заведения во время прохождения учебной педагогической практики.

Наблюдение за учебной практикой студентов дает возможность сделать вывод о том, что, с одной стороны, студенты недооценивают использование различных видов театров в работе с детьми, с другой – неумение студентов пользоваться различными театрами в работе с детьми. Этому необходимо учиться, и мы уделяем на занятиях большое внимание для формирования будущих воспитателей определенных умений по этому вопросу.

Одним из заданий педпрактики является проведение развлечений с детьми дошкольного возраста, среди которых могут быть и развлечения театрализованного содержания художественных произведений и произведений народного творчества.

Требования к показу спектакля театра картинок

Текст инсценированного произведения воспитатель должен хорошо знать наизусть, рассказывать очень выразительно, обыгрывая голосом каждого персонажа. Декорации размещать на столе-сцене так, чтобы они не мешали детям видеть персонажей. Своим взглядом, направленным на того персонажа, который сейчас говорит, воспитатель помогает детям легче понять это.

Театр теней

При показе театра теней воспитатель использует только те произведения, которые детям хорошо известны, чтобы они могли легко узнать в силуэте тот или иной образ из знакомого произведения.

Театр игрушек

Для театра игрушек желательно использовать игрушки, выполненные из одинакового материала (пластиковые, мягкие и др.). Не используются в этом виде театра тексты произведений героического направления и сказки, потому что не может игрушка передать героизм, или сказочность.

Театр Петрушки

Особые требования предъявляются к театру Петрушки, составляющие которого являются:

Сценарий театра Петрушки предусматривает, что, даже знакомое произведение для детей должно нести в себе новое: можно добавить персонажи и их действия, монологи, то есть вплести в сюжет желательно положительные поступки.

Лучше, когда спектакль завершается исполнением песенки о дружбе, особенно когда дети будут подпевать куклам-исполнителям, то есть песенка должна быть знакома детям.

Требования к декорации спектакля

Декорация должна создавать у детей положительное эмоциональное состояние, способствовать пониманию содержания спектакля, дополнять его. Декорация должна быть яркой, эстетичной, гигиеничной, условно пропорциональной между собой (например – дерево и куст, стол и стул), а также по отношению к куклам (кукла и кровать, или кукла и дом, дерево).

Не должно быть лишней, не задействованной в спектакле декорации: есть на небе солнышко, пусть кто-то из персонажей обратит на него внимание «Как тепло сегодня, как ярко светит солнышко…», если есть грибочки на сцене, нужно чтобы кто-то из персонажей собрал их…

Музыкальное сопровождение театрального спектакля

Особое значение в спектакле имеет его музыкальное оформление, которое апеллирует к эстетическим чувствам и настраивает на эмоциональное восприятие спектакля. Музыка должна начинать спектакль, дополнять персонажей, их поступки, вообще вести сюжет спектакля, вызывать у детей положительные эмоции.

Большое значение имеет озвучивание текста сценария, т.е. монологи, вложенные в язык кукол. Надо голосом как можно ярче раскрыть каждый образ, к тому же сделать это таким образом, чтобы дети не узнали голос своего воспитателя, который работает в данный момент за ширмой, потому что это будет отвлекать детей от сюжета спектакля, поскольку внимание у дошкольника неустойчиво.

Надо помнить, что за ширмой голос меняется, глохнет, поэтому текст следует произносить значительно громче и четче, чем в повседневной жизни. Текст сценария нужно знать наизусть, потому что вождение кукол и их язык требуют определенных усилий, чтобы совместить их во время проведения спектакля.

Вождение куклы на ширме требует тщательной подготовки и проверки знаний, чтобы лица «ожили» на сцене во время спектакля. Как и в декорации следует придерживаться определенных требований к куклам: эстетических, гигиенических, педагогических.

Если первые два требования понятны, то следует остановиться на педагогических требованиях. Особенно это касается отрицательных персонажей. Они не должны быть страшными, чтобы дети-зрители не испугались их, озвучивание их монологов тоже не должно быть закрашено «страшным» голосом.

Техника вождения куклы

Определенные требования предъявляются к технике вождения кукол: как кукла появляется на ширме, как уходит со сцены, их походка… Мизансцены спектакля нужно определить заранее.

Помнить, что когда разговаривают две куклы на ширме, и кто «сейчас» говорит, можно слегка двигать «рукой», «председателем»; и кто слушает, должна быть статичной, тогда детям будет легче воспринимать и понимать, кто сейчас говорит.

Когда в постановке участвуют сами дети, то воспитателем ведется тщательная работа по изучению ролей спектакля, технике вождения кукол, подготовки вместе с детьми декорации, упражнения с куклой на ширме, а уже потом показ готового спектакля детям другой группы.

Результат такой кропотливой работы имеет неоценимое педагогическое воздействие на детей как тех, что задействованы в спектакле, так и тех, которые его просматривают.

Итак, вопрос в каждом дошкольном учреждении желательно иметь уголок театра, центр театральной деятельности, который должен быть обязательной составляющей предметно – пространственной среды с третьего года жизни детей, для того, чтобы дети имели свободный доступ к театральным игрушек, элементам костюмов и ширмы, использовали по собственному желанию без указаний воспитателя.

Выбор редакции
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...

Слайд 2 Визитная карточка Территория: 1 219 912 км² Население: 48601098чел. Столица: Кейптаун Официальный язык: английский, африкаанс,...

Всякая организация включает в свой состав объекты, классифицируемые как ОС, по которым проводятся амортизационные отчисления. В рамках...
Новым кредитным продуктом, получившим широкое распространение в зарубежной практике, является факторинг. Он возник на базе товарного...
Очень мы в нашей семье любим чизкейки, а с добавлением ягод или фруктов они особенно вкусные и ароматные. Сегодня рецепт чизкейка, с...
У Плешакова возникла хорошая идея - создать для детей атлас, по которому легко определять звезды и созвездия. Наши учителя эту идею...
Самые необычные храмы в России.Церковь Иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" в городе Дятьково Этот храм называли восьмым чудом света,...
Цветы не только прекрасно выглядят и обладают изысканным ароматом. Они вдохновляют своим существованием на творчество. Их изображают на...