Сборник практических и лабораторных по биологии. Экологическая задача на тему «Экология города»


Лабораторная работа №3

Тема.

Цель:

кишечнополостных.

Оборудование:

Инструктаж

Ход работы

Рис. 1 Рис. 2

    Заполните таблицу:

Энтодерма

Название клеток

Функции

Название клеток

Функции

    Сделайте вывод:

вокруг рта.

Лабораторная работа №3

Тема. Изучение внешнего и внутреннего строения

кишечнополостных на примере гидры.

Цель: выявить особенности строения и жизнедеятельности

кишечнополостных.

Оборудование: учебники, рисунки, набор постоянных

микропрепаратов, микроскоп, лупа.

Инструктаж по технике безопасности и правилам пользования

лабораторным оборудованием и раздаточным материалом.

Ход работы

    Рассмотрите внешний вид гидры.

Какие части тела можно выделить у гидры?.......

    Внимательно рассмотрите щупальца гидры. Как они располагаются? Почему?........

    Рассмотрите поперечный срез гидры. Какое количество слоев клеток образует стенку тела гидры?.... Как они называются?..... Сделайте подписи к рисункам:

Рис. 1 Рис. 2

    Заполните таблицу:

Энтодерма

Название клеток

Функции

Название клеток

Функции

    Что находится между слоями клеток? Опишите……

    Где в теле гидры находится больше всего стрекательных клеток? Почему?

    Как называется полость, ограниченная стенками тела гидры? Что в ней происходит?

    На какие раздражители реагирует гидра? Как проявляется работа нервной системы гидры?

    Сколько живет гидра? Почему столько?

    Сделайте вывод:

    Гидра...... организм. Клетки ее специализированны, образуют …... слоя. Наружный слой называется …... , внутренний слой …... . Между ними находится …... . Гидра прикрепляется ….. к субстрату, на другом конце находится …..., окруженный.…..

    Отличительный признак кишечнополостных животных

наличие …... клеток. Их особенно много находится на …...... и

вокруг рта.

3) Название типа Кишечнополостные связано с …….. .

Лабораторная работа № 1 по теме:

«Строение животной клетки».

Ц ель работы : изучить строение животной клетки под световым микроскопом.

Оборудование: эпите лиальной, соединительной, нервной и мышечной тканей.

Инструктивная карточка

    Рассмотреть выданные готовые препараты под световым микроскопом при увеличении в 300 раз .

    Найти хорошо видную клетку и зарисовать ее; подписать на рисунке основные части клетки.

    Сделать выводы, ответив на вопросы.

Существуют ли сходные черты в строении данных клеток? Какие?

О чем говорят данные факты?

Отметили ли вы черты различия клеток? В чем они проявляются? Каковы причины их возникновения?

Лабораторная работа № 2 по теме: «Ткани»

Цель работы: познакомиться со строением эпителиальной и соединительной тканей.

Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты

Инструктивная карточка

    рассмотреть поочередно два выданных учителем препарата тканей;

    изучить, сравнить их строение и зарисовать;

    описать особенности строения каждой ткани, указать, какие функции они выполняют; заполнить таблицу «Типы и виды тканей»

п/п

Тип тканей

Характерные

особенности

тканей

Виды тканей

Где встречаются в организме

Какую роль играют

Эпите­лиальная

Клетки плотно прилегают друг к другу; распола­гаются в одни или несколько рядов; межкле­точное вещество развито слабо; при повреждении клетки быстро замешаются новыми

1) покров­ный эпи­телий

Образует по­верхностные слон кожи; вы­стилает оболоч­ки внутренних органов

Зашитая функция; обмен ве­ществ

2) желези­стый

эпителий

Образует железы внешней и внут­ренней секреции

Образую секреты: пот, слюну, моло­ко, гормоны

Соедини­тельная

Имеет хорошо развитое межкле­точное вещество

1) рыхлая волокни­стая

Заполняет про­межутки между органами; окру­жает сосуды, нервы, мышеч ные пучки

Функции:

опорная;

зашитая

2) жиро­вая

Образует слой жировой клет­чатки под кожей

функции:

опорная, за­шитая, теплои золяционная. энергетическая функции

3) костная

4) хряще­вая

Образуют скелет человека

Функции: опорная и зашитная

5) кровь

Движется по органам крове­носной системы

Функции: питательная, транспортная, защитная

Мышечная

Образована не­большими по размеру веретенообразный однополярными клетками

1) гладкая

В стенках внут­ренних органон; в стенках крове­носных и лим­фатических сосудов; в стен­ках протоков желез

Перемещение

жидкостей внутри орга­нов

Образована многоядерными

клетками

2)попе­речно­полосатая

Образует ске­летные мышцы

Приводит в

движение

скелет

Образована удлиненными клетками с одним, реже двумя ядрами

3)сердеч­ная

Образует сердечную мышцу

Обеспечивает сокращение

сердца

Нервная

Образована ней­ронами и нейроглией; нейрон = тело + отростки

Образует нерв­ную систему

Обеспечивает возбудимость и проводи­мость нервных импульсов

    сделать выводы, как особенности строения тканей связаны с выполненными функциями.

Лабораторная работа № 3 по теме:

«Безусловный рефлекс человека»

Цель работы: показать особенности рефлексов спинного мозга, их врожденную, анатомически закрепленную связь между определенным рецептором и исполнительным органом; на опыте увидеть безусловный рефлекс и научиться рисовать его дугу.

Инструктивная карточка

    Вспомните, что такое безусловный и условный рефлексы. Приведите примеры.

    Учитель информирует учащихся о природе коленного реф­лекса.

Под коленной чашечкой располагается сухожилие четырехгла­вой мышцы бедра. (Испытуемый должен сесть на стул, сложить руки в замок и сжать их. Положить ногу на ногу)

Если экспериментатор легко ударит ребром ладони по сухожи­лию четырехглавой мышцы бедра, нога испытуемого подскачет. Это и есть коленный рефлекс.

При ударе сухожилие прогибается и тянет за собой мышцу. Мышца растягивается, что вызывает раздражения воспринимаю­щих нервных окончаний. Возникающий при этом поток импульсов по центростремительным нейронам доходит до спинного мозга, а оттуда по центробежным нейронам возвращается к мышце, вызы­вая ее сокращение.

    Учащиеся, работающие в паре, друг на друге демонстрируют природу коленного рефлекса.

    Учащиеся зарисовывают рефлекторную дугу коленного реф­ лекса, обозначив цветом и цифрами ее части.

Схема рефлекторной дуги:

    - рецепторы (окончания чувствительного, или центростремительно­ го нейрона);

    - тело чувствительного, или центростремительного нейрона;

    - вставочный, или промежуточный нейрон;

    - тело двигательного, или центробежного нейрона;

    - окончание двигательного, или центростремительного, нейрона в мышце.

Лабораторная работа № 4 по теме: « Объем внимания»

Цель работы: определить объем внимания учащегося.

Оборудование: часы с секундной стрелкой, таблица чисел, карандаш.

Инструктивная карточка

    Каждому учащемуся приготовить таблицу чисел. Для этого листа бумаги расчертить на 36 квадратов и в каждом из них запи­сать числа от 101 до 136 в произвольной последовательности.

    Учащимся, работающим в паре, поменяться подготовленны­ми таблицами.

    Каждому учащемуся на время найти числа в порядке возрас­ тания - 101, 102, 103 и т. д. Каждое число зачеркнуть карандашом. Работу начинать по команде учащегося, выполняющего роль экс­ периментатора.

    Определить объем внимания по формуле: В = 648: t , где В -объем внимания, t - время, за которое были найдены числа в по­рядке возрастания от 101 до 136.

    Сравнить полученные данные с таблицей «Показатель вни­мания»:

6) Сделать выводы.

Лабораторная работа № 5 по теме:

«Объем памяти»

Цель работы: определить возможность памяти при разном способе запоминания.

Оборудование: подготовленные ряды слов, часы.

Перечень слов для логического запоминания: сон, зарядка, умывание, завтрак, дорога, школа, звонок, урок, двойка, перемена.

Перечень слов для механического запоминания: квартира, ел­ка, звезда, парус, керосин, бомба, слон, угол, вода, шлейф.

Инструктивная карточка

    Экспериментатор зачитывает ряд слов из логического ряда. Через 1 минуту испытуемые получают задание их записать.

    Через 3-4 минуты экспериментатор зачитывает ряд слов ме­ханического ряда. Испытуемые записывают их через 1 минуту.

3) Подсчитывают количество и порядок записанных слов и
объясняют разницу в первом и во втором случае.

Запоминание

Виды запоминания

Количество слов в тексте

Воспроизведено

Логическое

Механическое

Лабораторная работа № 6 по теме:

«Свойства декальцинированной и прокаленной костей. Химический состав кости. Микроскопическое исследование костной ткани»

Цель работы: убедиться в наличии в составе кости мине­ ральных и ор1анических веществ; ознакомиться с особенностями костной ткани.

Оборудование: свежие натуральные (с надкостницей), пе­ режженные и декальцинированные кости млекопитающих живот­ных, распилы костей крупного млекопитающего (позвонки, лопат­ки, трубчатые кости конечности): жаберные крышки рыб, набор для микрокопирования, микроскоп.

Инструктивная карточка

    Рассматривание на натуральном объекте строения свежей кости. Нахождение на ней выступов, гребней, бороздок, которые служат для крепления связок, сухожилий, мышц.

    Попытка сломать или растянуть свежую кость.

    Нахождение надкостницы на поверхности кости. С нею свя­зан рост кости в толщину, так как клетки внутренней поверхности надкостницы делятся и образуют на поверхности кости новые слои костных клеток, а вокруг этих клеток - межклеточное вещество.

4) Рассматривание кости на распиле. Нахождение, плотного и

губчатого вещества.

5) Рассматривание декальцинированной кости, которая вместе с
неорганическими веществами утратила твердость и стала мягкой, и
прокаленной кости, которая стала хрупкой вместе с потерей орга­
нических веществ.

Примечание. Прокаливание костей ведется под тягой в химическом ка­ бинете или на открытом воздухе. Чтобы прокаленная кость сохранила форму, с ней нужно обращаться осторожно.

Для декальцинирования берут хорошо вываренные и высушенные кости и помешают их в раствор 10 %-ной соляной кислоты на несколько дней до тех пор, пока они не станут мягкими. После извлечения из раствора кости тщательно про­ мывают- водой.

    Вывод о том, что неорганические вещества придают кос­тям твердость, а органические - эластичность и упругость.

    Приготовление микропрепарата из жаберной крышки рыбы и рассматривание его при увеличении.

    Нахождение на микропрепарате темных звездчатых образо­ваний - канальцев и полостей. В полостях находятся живые клетки

кости, отростки которых идут внутрь канальцев. Таким образом, клетки кости связаны между собой. Основная масса костной ткани - плотное межклеточное вещество между канальцами и полостями.

9) Зарисовывание мик-
ропрепарата и обозначение
полостей, канальцев и меж­ 3
клеточного вещества.

    Полости;

    Канальца; „

    - межклеточное вещество.

10) Формулирование вывода о том, что костная ткань - разно­ видность соединительной ткани, для которой характерно хорошо
развитое межклеточное вещество.

Лабораторная работа № 7 по теме:

«Определение при внешнем ос­мотре местоположения отдельных костей и мышц. Определение функций костей, мышц и суставов».

Цель работы: ознакомиться с основными группами мышц.

Оборудование: рисунки, изображающие расположение костей и мышцу человека.

Инструктивная карточка

1) Повторить изученное о месторасположении костей верхней конечности, движения в плечевом суставе. С этой целью рассмотреть рисунок «Скелет человека» на с. 92 учебника, рисунок «Ске­ лет верхней конечности» на с. 100, таблицу в тетради «Мышцы че­ ловека» и рисунок «Мышцы туловища и конечностей» на с. 109.

Затем, стоя перед зеркалом, постараться найти кости верхней конечности на своем теле, мышцы, которые обеспечивают движе­ние в плечевом суставе, и проделать сами движения.

Выводы . Самая мощная мышца плечевого сустава - дельто­ видная; она прикрепляется с одной стороны к ключице и к лопатке, с другой - к плечевой кости. При сокращении этой мышцы рука поднимается до горизонтального уровня.

2) Согнуть руку в локте и нащупать двуглавую мышцу на внут­ренней стороне плеча. Затем разогнуть руку в локте и найти трех­ главую мышцу.

Выводы. Двуглавая мышца прикрепляется одним концом к лопатке, а другим - к предплечью. Двуглавая мышца сгибает руку в локтевом суставе.

Трехглавая мышца расположена на наружной стороне плеча. От ее верхнего конца отходят три сухожилия: одно прикрепляется к лопатке, а два других - к головке плечевой кости. При сокраще­нии этой мышцы рука разгибается.

3) Сделать ряд разнообразных движений пальцами кисти.
Выводы. Движения пальцев человека происходят благодаря

сокращению и расслаблению многих мышц, расположенных на предплечье, запястье, пясти.

4) Повторить названия костей нижней конечности. С этой це­ лью рассмотреть рисунок «Скелет человека» на с. 92 учебника, ри­ сунок «Скелет нижней конечности» на с. 101, таблицу в тетради
«Мышцы человека» и рисунок «Мышцы туловища и конечностей»
нас. 109.

Затем, стоя перед зеркалом, постараться найти кости нижней конечности на своем теле, мышцы, которые обеспечивают движе­ние в тазобедренном суставе, и проделать эти движения.

Выводы . Портняжная мышца имеет форму узкой длинной ленты, пересекающей по диагонали переднюю поверхность бедра. Она начинается от верхнего края таза и прикрепляется к большой б ерцовой кости. При сокращении портняжной сгибаются бедро и г олень, голень поворачивается внутрь.

5) На передней стороне бедра найти четырехглавую мышцу
бедра.

Выводы. Четырехглавая мышца бедра начинается от таза че­ тырьмя головками и прикрепляется одним общим сухожилием к большеберцовой кости. Мышца является разгибателем голени и участвует в сгибании бедра.

6) На задней стороне голени прощупайте икроножную мышцу.
Выводы . Икроножная мышца одним концом прикрепляется к

пяточной кости, а другим - к бедренной кости. Икроножная мышца сгибает стопу и поднимает пятку над землей.

7) На рисунке и на себе найдите ягодичные мышцы.

Выводы . Ягодичные мышцы прикреплены к тазу и бедрен­ ной кости. Ягодичные мышцы закрепляют тазобедренный сустав и играют большую роль в сохранении вертикального положения тела.

8) Изучите мышцы спины и шеи, найдите их на рисунке и на
своем теле. Нащупайте у себя на шее грудино-ключично-сосцевидную мышцу.

Выводы . Грудино-ключично-сосцевидная мышца прикреп­ ляется двумя сухожилиями к грудине и ключице, а другим концом к сосцевидному отростку височной кости. При одностороннем со­ кращении мышца поворачивает лицо в противоположную сторону, наклоняя при этом голову в сторону сократившейся мышцы. При двустороннем сокращении наклоняет голову назад.

9) Найдите на рисунке и на своем теле трапециевидную мышцу
спины.

Выводы. Трапециевидная мышца начинается от остистых отростков всех грудных позвонков и затылочной кости и прикреп­ ляется к лопатке и ключице.

    Сведите лопатки к позвоночнику и откиньте голову назад -это работа трапециевидной мышцы. Прощупайте трапециевидную мышцу на себе.

    Найдите на рисунке и на своем теле широчайшую мышцу спины. Поднимите руки вверх, вращайте плечо внутрь - это проис­ ходит сокращение широчайшей мышцы спины. При фиксирован­ных руках мышца подтягивает туловище к рукам.

Выводы . Широчайшая мышца спины занимает всю нижнюю часть спины. Начинается она у остистых отростков четырех-пяти нижних грудных, всех поясничных и крестцовых позвонков, тазо­ вой кости, четырех нижних ребер. Мышечные пучки идут вверх и узким сухожилием прикрепляются к плечевой кости.

Мышцы спины и шеи удерживают тело в вертикальном поло­ жении. Они тянутся вдоль позвоночника и прикрепляются к его отросткам, направленным назад. При сокращении этих мышц туло­ вище прогибается назад.

Мышцы груди участвуют в движении рук и в дыхательных движениях.

12) Найдите на рисунке и на своем теле большую грудную мышцу.

Мышцы, приводящие в движение грудную клетку, расположе­ ны между ребрами и называются внутренними и наружными меж­ реберными. В связи с разным направлением мышечных волокон первые опускают ребра, а вторые - поднимают их.

К мышцам грудной клетки относят и диафрагму - плоскую ши­ рокую мышцу с сухожильным центром. Она отделяет грудную по­лость от брюшной и участвует в процессе дыхания.

13) Рассмотрите на рисунке «Мышцы головы» на с. 108 учеб­ ника. На какие две группы их можно подразделить? Прикоснитесь рукой к вискам, сделайте жевательные движения и почувствуйте движение жевательных мышц. Найдите на своем лице мимические мышцы: круговые мышцы глаза и рта.

Выводы. На лице располагаются жевательные и мимические мышцы, жевательные обеспечивают движение нижней челюсти, а благодаря мимическим мышцам наше лицо может выражать все многообразие чувств.

4) Отразите результаты своей работы в таблице:

п/п

Название мышцы

Часть тела

Место прикрепления

Функции

Примечание. Для выполнения лабораторной работы в предложенной форме потребуется привлечение дополнительной литературы.

Лабораторная работа № 8 по теме:

«Выявление нарушения осанки и

сохранение правильной осанки в положении стоя и сидя».

Цель работы: выяснить причины нарушения осанки, изу­чить условия сохранения правильной осанки при различных поло­жениях тела.

Оборудование : хоккейная шайба или любой другой не­большой предмет.

Инструктивная карточка

    Встаньте к стене так, чтобы голова, плечи и ягодицы опира­ лись на стену.

    Попробуйте просунуть между стеной и поясницей кулак. Ес­ли это невозможно, то просуньте туда ладонь.

    Встаньте к стене. Голову держите прямо, поднимите и слегка отведите плечи назад, живот втяните. Пространство между поясни­цей и стеной должно быть сужено до нормы. Отойдите от стены и постарайтесь удерживать такое положение тела в положении стоя.

    Положите на темя хоккейную шайбу и попробуйте сесть и пройтись по комнате с предметом на голове.

6) Проконтролируйте себя следующим образом: подойдите к
стене и обопритесь головой, присядьте, скользя по опоре. При пра­вильной осанке предмет не должен упасть с головы.

Лабораторная работа № 9 по теме:

«Выявление гибкости позвоноч­ника»

Цель работы: определить эластичность связок и хрящевых соединений в полуподвижных соединениях позвоночника.

Оборудование : линейка.

Инструктивная карточка

    Встаньте на ступеньку и, не сгибая колени, наклонитесь впе­ ред и попытайтесь дотянуться пальцами рук до нижнего края опоры.

    Измерьте расстояние от кончиков пальцев до плоскости опо­ры (ступеньки, на которой вы стоите). Если пальцы ниже ее, по­ ставьте знак «+», если до плоскости опоры не дотянулись - знак «-».

    Оцените гибкость позвоночника. Результаты считаются хо­рошими, если у юношей получится +6...+9, а у девушек +7...+9 см. Удовлетворительными считаются более низкие положительные результаты. Отрицательные результаты свидетельствуют о недос­таточной гибкости позвоночника.

Лабораторная работа № 10 по теме:

«Микроскопическое строение крови человека и лягушки».

Цель работы: познакомиться со строением эритроцитов человека и лягушки; найти черты сходства и различия; ответить на вопрос: «Чья кровь переносит больше кислорода - кровь человека или лягушки? Почему?».

Оборудование: готовые окрашенные микропрепараты крови человека и лягушки, микроскопы; таблица «Кровь».

Инструктивная карточка

    Подготовить микроскоп к работе.

    Установить под микроскопом микропрепарат крови человека.

    Рассмотреть препарат. Найти эритроциты и зарисовать их.

    Установить под микроскопом микропрепарат крови лягушки.

    Рассмотреть и зарисовать эритроциты крови лягушки.

    Сделать выводы:

    Чем эритроциты лягушки отличаются от эритроцитов человека?

    Чья кровь переносит больше кислорода - кровь человека или лягушки? Почему?

Выводы:

1) Эритроциты человека, в отличие от эритроцитов лягушки, не
имеют ядра и приобрели двояковогнутую форму.

2) Эритроциты человека переносят больше кислорода, чем
эритроциты лягушки. Это объясняется, с одной стороны, тем, что
эритроциты человека меньше по размерам, чем эритроциты лягуш­ки, и поэтому быстрее переносятся током крови. С другой стороны,
утратив ядро, эритроциты человека приобрели двояковогнутую
форму, что значительно увеличило их поверхность и позволило
одновременно переносить большое количество молекул кислорода.

Эритроциты лягушки громоздкие, поэтому передвигаются мед­леннее, хотя крупные размеры не позволяют им иметь большую поверхность.

Лабораторная работа № 11 по теме:

«Подсчет пульса в разных условиях»

Цель работы: доказать изменение частоты сердечных со кращений в зависимости от состояния организма

Оборудование: часы с секундной стрелкой (или секундо мер).

Инструктивная карточка

    Найдите у себя пульс на запястье; шее; висках.

    Подсчитайте пульс:

а) в положении сидя;

б) в положении стоя;

в) после десяти приседаний.
Запишите полученные данные в таблицу.

3) Объясните разницу числа сердечных сокращений в зависи­мости от состояния организма.

Показания пульса

В положении сидя

В положении стоя

После 10 приседаний

77 сокращений в минуту

87 сокращений в минуту

97 сокращений в минуту

Вывод. Чем выше нагрузка на организм, тем больше количе­ ство сокращений сердца за один и тот же промежуток времени. Объясняется это тем, что любая работа требует затраты энергии. А энергию организм получает при окислении органических пита­тельных веществ. И кислород, и питательные вещества доставля­ ются в ткани кровью. Чем интенсивнее работа, тем больше нужно энергии, а значит, и питательных веществ, и кислорода. Чаще со­ кращаясь, сердце увеличивает скорость поставки питательных ве­ществ и кислорода в ткани.

При нагрузке сердце перекачивает примерно в 8 раз больше крови, чем в покое. Тренированное сердце достигает такого поло­ жения благодаря увеличению порции выбрасываемой крови, а не­тренированное - за счет увеличения числа сокращений, что кратко­ временно, а затем наступает усталость.

Лабораторная работа № 12 по теме:

«Приемы остановки кровотече­ния».

Цель работы: научиться практически оказывать первую помощь при кровотечениях.

Оборудование: перевязочные материалы, жгут, кусок тка­ ни, карандаш, блокнот для записи, йод, вазелин или крем (имита­тор стрептоцидовой мази), вата, ножницы.

Инструктивная карточка

Капиллярное кровотечение.

    Обработайте края условной раны йодом.

    Отрежьте квадратный кусок бинта и сложите его вчетверо. 11анесите на сложенный бинт мазь и приложите к ране, сверху по­ложите вату и сделайте повязку.

Артериальное кровотечение.

1. Ознакомьтесь по таблице «Типичные места для прижатия арт ерий к костям с целью остановки кровотечения» с точками, где надо прижимать артерию при кровотечении, и найдите их на себе.

    Определите место наложения жгута при условном ранении.

    Положите под жгут кусок ткани, сделайте жгутом 2-3 оборо­та, пока не перестанет прощупываться пульсация.

Внимание! Жгут сразу же ослабьте!

4. Вложите записку с обозначением времени наложения жгута.
Запомните правила наложения жгута: жгут накладывают

на 1,5-2 часа в теплое время года и на 1 час - в холодное. Под жгут кладут записку с указанием даты и времени наложения жгута.

Венозное кровотечение.

    Определите условное место повреждения (на конечности). Поднимите конечность вверх, чтобы исключить большой приток крови к месту повреждения.

    При появлении венозного кровотечения наложите давящую повязку.

3. При повреждениях крупного венозного сосуда наложите жгут.

Внимание: при артериальном и венозном кровотечениях по­ сле оказания первой помощи пострадавший должен быть обяза­тельно доставлен в больницу или поликлинику.

После выполнения лабораторной работы сделайте вывод (мож­ но в форме таблицы «Наружное кровотечение»).

Вид кровотечения

Признаки

Способ оказания первой помощи

Артериальное

Алая кровь, текущая пульсирующей струей

Давящая повязка при повреждении мелкого сосуда.

Жгут при повреждении крупной артерии.

Венозное

Темная кровь, вытекающая непрерывной струей

Давящая повязка

Капиллярное

Кровь вытекает медленно, свертывается нормально

Обычная стерильная повязка.

Лабораторная работа № 13 по теме:

«Срав­нение органов дыхания человека и крупного млекопитающего».

Цель работы: сравнить строение органов дыхания человека и млекопитающего.

Оборудование: таблицы с изображением органов дыхания человека и млекопитающего (собаки); муляжи органов дыхания человека и собаки.

Инструктивная карточка

    Рассмотреть таблицы, рисунки, муляжи, отражающие осо­ бенности строения органов дыхания у человека и млекопитающего (собаки).

    Прочитав материал учебника и предложенную учителем до­полнительную литературу о строении органов дыхания человека и млекопитающего, заполнить таблицу:

Орган

Где

расположен

Особенности строения

Функции

1

2

3

4

Носовая полость

В лицевой части чере­ па

Образована костями лице­вой части черепа и рядом хрящей. Внутри носовая полость разделена на две половины. В каждую поло­вину вдаются три выступа (три носовые раковины), значительно увеличиваю­ щие поверхность слизистой оболочки полости носа. Слизистая оболочка, вы­стилающая носовую по­ лость, обильно снабжена ресничками, кровеносными сосудами и железами, вы­ деляющими слизь

    очищение воздуха

    увлажнение воздуха

    обеззаражи­ вание воздуха

    согревание воздуха

Носоглотка

Соединяет но­ совую полость и гортань

Гортань

В передней части шеи на уровне IV-VI шейных позвонков

Состоит из нескольких хрящей, соединенных сус­тавами и связками. Наиболее крупный хрящ гортани - щитовидный.

Хрящи окружают гортан­ную щель; надгортанник прикрывает ее сверху, предохраняя от попадания пищи.

В основании гортани ле­жит перстневидный хрящ. Между щитовидным и черпаловидными хрящами натянуты голосовые связки. Пространство между го­лосовыми связками назы­вают голосовой щелью

гортань -
часть дыха­тельных путей

в гортани име­ется голосовой

аппарат - орган, в котором обра­зуются звуки

Трахея

Трубка длиной 8,5-15, чаще 10-11 см. Имеет твердый скелет в виде хрящевых полуколец. Мягкая задняя часть трахеи примыкает к пищеводу. Слизистая оболочка со­держит многочисленные клетки реснитчатого эпи­телия

часть возду­хоносных путей
очищает воз­дух

увлажняет воздух

Бронхи

На уровне V грудного позвонка трахея раз­деляется на два глав­ных бронха

В легких главные бронхи ветвятся, образуя бронхи­альное дерево. Бронхи выстланы мерца­тельным эпителием

часть возду­хоносных путей

очищают и
увлажняют воз­дух

Легкие

В грудной полости

Каждое легкое снаружи покрыто тонкой оболоч­кой - плеврой, которая состоит из двух листков.

Один листок покрывает
легкое, другой выстилает
грудную полость, образуя
замкнутое вместилище
для этого легкого.
Между этими листками
находится щелевидная
полость, в которая содер­ жится немного жидкости,
уменьшающей трение при
движении легких. Ткань
легких состоит из бронхов и альвеол

орган газооб­мена

Вывод. Органы дыхательной системы человека и крупных млекопитающих имеют существенное сходство в строении и функ­ циях, что свидетельствует о принадлежности к одному классу - классу млекопитающих. Отличия незначительны: они касаются размеров, формы и некоторых других особенностей.

Лабораторная работа № 14

Аманкарагайская средняя школа имени Н. Островского

Лабораторные работы по биологии

8 класс

(углубленное изучение)

Пособие для учителя и учащихся

Составитель – Мажара Е.Г.,

учитель биологии

Аманкарагай


Лабораторная работа № 1. Тема: Проведение антропологических измерений: рост, масса, установление корреляций размеров отдельных частей тела. Цель: установить взаимосвязь изменений показателей физического развития человека с возрастом. Оборудование: сантиметровая лента, ростомер.Ход работы. 1. Измерение роста Измерение роста проводится с помощью ростомера. Испытуемый должен встать на платформу ростомера, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами,межлопаточной областью и затылком. Экспериментатор измеряет ростиспытуемого и записывает полученный результат.2. Измерение окружности грудной клетки Экспериментатор с помощью сантиметровой ленты измеряет окружность грудной клетки. Для этого испытуемый поднимает руки, экспериментатор накладываетленту так чтобы она проходила по нижним углам лопаток. Спереди лента должна проходить по среднегрудинной точке и плотно прилегать к телу. Затемиспытуемый опускает руки. Окружность груди измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания (в паузе), при максимальном вдохе и максимальном выдохе. Определите экскурсию грудной клетки – разность между величинамиокружности груди на выдохе и вдохе. Полученный результат запишите.3. Определение массы тела Измерение проводится с помощью медицинских весов.4. Полученный результаты оформляются в следующей форме: Ход наблюдения:
Испытуемый 5. Сделайте вывод об изменении показателей физического развития человека с возрастом.

Лабораторная работа № 2.

Тема: Изучение строения клетки и тканей организма человека под микроскопом.

Цель: изучить строение клетки и тканей организма человека под микроскопом.

Оборудование: таблица «Строение клетки и органоидов», учебник.

Ход работы.

1
. Рассмотрите рисунок. Заполните соответствующие строки таблицы «Клетка»:

2. Заполните таблицу:

Структурная система ядра

Структуры

3. Сравните диаграммы распространения элементов в земной коре и их содержание в живых организмах. Почему наиболее распространенные в природе элементы, кроме кислорода, в живых организмах представлены в очень незначительном количестве (менее 0,1%)?

Р


аспространение элементов в земной коре (А) и в живых организмах (Б)

4. Сделайте вывод о строении клетки организма человека.

Лабораторная работа № 3.

Тема: Изучение коленного рефлекса и наблюдение за коленным рефлексом при эксперименте.

Цель: наблюдение за возникновением коленного рефлекса при механическом воздействии. Оборудование: молоток из детского конструктора. Ход работы:
  1. проведите эксперимент: первый ученик, испытуемый, в положении сидя на стуле кладет правую ногу на левую. Второй ученик, экспериментатор, наносит легкий удар молоточком по сухожилию мышцы правой ноги (коленный слустав). Эксперимент повторяют с левой ногой.

  2. Сравните рефлекторную реакцию на механическое воздействие.

  3. Сделайте вывод.

Лабораторная работа № 4.

Тема: Физиологические тесты, иллюстрирующие работу мозжечка.

Цель: познакомить учащихся с функциями мозжечка. Оборудование: Ход работы:

1. Пальценосовая проба

Испытуемый закрывает глаза, вытягивает вперед правую руку с выпрямленным указательным пальцем, остальные пальцы сжаты в кулак. После этого кончиком указательного пальца касается своего носа.

Оценка результатов В норме здоровый человек выполняет данное задание. При нарушении функции мозжечка данное задание выполнимо только в том случае, если рука опущена вниз.

2. Торможение движений, возникших в силу инерции

Работа проводится в парах. Испытуемый сгибает руку в локте. Экспериментатор захватывает его предплечье около кисти и предлагает испытуемому тянуть руку на себя, преодолевая сопротивление. Затем неожиданно для испытуемого экспериментатор отпускает его руку. Рука испытуемого делает короткий рывок и останавливается. 3. Сделайте выводы, ответив на следующие вопросы.
    Какую функцию мозжечка вы определили с помощью пальценосовой пробы? Какую функцию мозжечка вы определили с помощью торможения движений, возникших в силу инерции? Почему, когда опьяневший человек пытается сделать один шаг, он нередко делает по инерции несколько шагов в том же направлении?

Лабораторная работа № 5
Тема: Безусловные рефлексы продолговатого, среднего и промежуточного мозга.

Цель: познакомиться с безусловными рефлексами продолговатого, среднего и промежуточного мозга. Оборудование: таблица «Строение головного мозга». Ход работы 1. Продолговатый мозг Черенком ложки экспериментатор прикасается к задней поверхности языка. Непроизвольно возникает глотательный рефлекс. Испытуемый делает подряд несколько глотательных движений. Когда у него во рту слюны не останется, глотательный рефлекс проявляться не будет. Испытуемый делает 2–3 быстрых и глубоких вдоха и выдоха. После этого у него на некоторое время дыхание прекращается. .
    Какие функции продолговатого мозга были выявлены в этих экспериментах? Какие еще функции этого отдела головного мозга вам знакомы?
2. Средний мозг Экспериментатор предлагает испытуемым задания (например, прочитать небольшой текст). Как только все испытуемые приступили к чтению, он неожиданно и достаточно сильно стучит по столу карандашом. В этот момент большинство испытуемых прекратят чтение и непроизвольно повернут голову к источнику звука (ориентировочный рефлекс). Испытуемый смотрит на зажженную лампу. Виден один источник света. Теперь он осторожно надавливает на одно из глазных яблок и вновь смотрит на источник света. Предмет начинает двоиться, видны две лампочки. Это произошло оттого, что была нарушена правильная установка глаза, контролируемая средним мозгом. Испытуемый закрывает глаза, вытягивает вперед правую руку с разогнутым указательным пальцем, остальные пальцы сжаты в кулак. После этого кончиком указательного пальца касается своего носа. Ответьте на следующие вопросы .
    Какие функции среднего мозга удалось установить с помощью данных экспериментов? Вы наверняка обращали внимание на то, что в общественных местах двери чаще всего открываются наружу – с какой функцией среднего мозга это связано?
3. Промежуточный мозг Экспериментатор предлагает испытуемым заниматься своими делами. А затем неожиданно дает громкую команду: «Замри!». Испытуемые замирают в разных позах (поздний рефлекс промежуточного мозга). 4. Сделайте выводы, ответив на следующие вопросы:
    Каковы рефлексы, центры которых находятся в промежуточном мозге, гипоталамусе? Какие функции в промежуточном мозге выполняет гипоталамус?

Лабораторная работа № 6.
Тема:
Определение остроты зрения.

Цель: определить остроту зрения с помощью опытов. Оборудование: рамки размером 15х20 см. с хорошо натянутой марлей, набор предметов разного цвета. Ход работы:
    Разбиться в парах. Один ученик помещает перед глазами на расстоянии 29 см. рамку с натянутой марлей, за которой на расстоянии 50 см. другой ученик помещает страницу учебника. Первый ученик по команде фиксирует взгляд то на нитках марли, то на тексте. Опыт повторяется несколько раз. В результате учащиеся убеждаются в том, что нельзя видеть одновременно буквы и рисунок марли. Один ученик садится на стул и смотрит прямо перед собой. Другой ученик поочередно демонстрирует набор предметов, окрашенных в разные цвета. Предмет показывают в движении и короткое время. Каждая демонстрация должна сопровождаться вопросами: Какой предмет был показан? Какого цвета? Сделайте выводы.

Лабораторная работа № 7.
Тема:
Определение остроты слуха.

Цель: определить остроту слуха опытным путем. Оборудование: таблица «Строение органов слуха», сантиметровая лента. Ход работы:
    Рассмотрите рисунок и таблицу «Строение органов слуха. Разбейтесь по парам. Один ученик на расстоянии 10 см. читает текст из учебника тихим голосом, затем расстояние увеличивается и фиксируется в тетради то расстояние, на котором учащийся перестает слышать. Затем меняются местами. учитель включает музыкальный проигрыватель и изменяет силу звука. Определяется высота воспринимаемого звука. Сделайте выводы.
Лабораторная работа № 8. Тема: Изучение свойств декальцинированной и прокаленной костей. Цель : определить различие декальцинированной и прокаленной костей.Ход работы:
    Попробуйте согнуть, а затем растянуть натуральную кость животного. Согнулась ли она? Смогли ли вы ее растянуть? Что происходит при попытке согнуть прокаленную кость? Какими свойствами она обладает? Можно ли растянуть кость, находящуюся в соляной кислоте? Какими свойствами обладает эта кость?
Вывод: Чем различаются декальцинированная и прокаленная кости?

Лабораторная работа № 9.
Тема:
Оказание первой помощи при растяжениях, вывихах и переломах костей.

Цель: научиться оказывать первую помощь при травмах. Оборудование: шины, бинт, марлевые салфетки, косынка. Ход работы:
  1. Научитесь накладывать сдавливающую повязку. Когда она накладывается?

  2. Окажите первую помощь при переломе предплечья, плеча, голени, бедра.

  3. У пострадавшего перелом костей черепа, у другого позвоночника, грудной клетки. Окажи первую медицинскую помощь.

  4. Сделайте вывод.

Лабораторная работа № 10.
Тема: Определение местоположения костей и мышц при внешнем осмотре.

Цель: определить местоположение костей и мышц. Оборудование: таблицы, рисунки. Ход работы: 1. Рассмотрите схемы костной и мышечной систем. 2. Заполните таблицу
3. Сделайте выводы, тветив на следующие вопросы.
    Что обеспечивает определенную форму тела? Каким образом фиксируются мышцы? Почему возможно движение отдельных частей тела друг относительно друга? Какие мышцы сгибают и разгибают кисть человека? Где находятся мышцы, сгибающие пальцы? Какая мышца поднимает пятку? В каком движении участвует дельтовидная мышца? Какие мышцы сгибают и разгибают ногу в коленном суставе? Какие мышцы позволяют поддерживать вертикальное положение тела?

Лабораторная работа № 11.
Тема:
Антропометрический метод определения уровня роста и развития организма

Цель: научиться измерять и оценивать показатели физического развития.

Оборудование: ростомер, напольные весы, сантиметровая лента.

Ход работы:

1. Измерение роста

Измерение роста проводится с помощью ростомера. Испытуемый должен встать на платформу ростомера, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком. Экспериментатор измеряет рост испытуемого и записывает полученный результат.

2. Измерение окружности грудной клетки

Экспериментатор с помощью сантиметровой ленты измеряет окружность грудной клетки. Для этого испытуемый поднимает руки, экспериментатор накладывает ленту так чтобы она проходила по нижним углам лопаток. Спереди лента должна проходить по среднегрудинной точке и плотно прилегать к телу. Затем испытуемый опускает руки. Окружность груди измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания (в паузе), при максимальном вдохе и максимальном выдохе.

Определите экскурсию грудной клетки – разность между величинами окружности груди на выдохе и вдохе. Полученный результат запишите.

3. Определение массы тела

Измерение проводится с помощью медицинских весов.

Примечание : Исследование должно быть проведено не менее чем на 5 испытуемых различных возрастов (дошкольник, школьник, взрослый человек).

Полученный результаты оформляются в следующей форме:

Испытуемый


4. Сделайте вывод об изменении показателей физического развития человека с возрастом.

Лабораторная работа № 12.
Тема: Микроскопическое строение крови человека и лягушки.

Цель: сравнить строение клеток крови человека и лягушки. Оборудование: микроскоп, микропрепараты крови лягушки и человека. Ход работы:
    Рассмотрите под микроскопом микропрепарат крови человека. Найдите эритроциты и зарисуйте их. Рассмотрите микропрепарат крови лягушки. Зарисуйте эритроциты крови лягушки. Найдите отличия между эритроцитами человека и лягушки. Ответьте на вопрос: Чья кровь переносит больше кислорода – кровь человека или лягушки. Почему? Сделайте вывод о различии в строении крови человека и лягушки, используя данные таблицы:

Лабораторная работа № 13.
Тема:
Иммунитет. Профилактика СПИДа.

Цель: научиться отличать виды иммунитета. Оборудование: учебник, рисунки. Ход работы:

1. Письменно ответьте на следующие вопросы:

    Что такое иммунитет, какие бывают виды иммунитета?

    Какие клетки в организме отвечают за иммунные реакции?

    Чем отличается иммунитет у детей?

    Что такое иммунизация и для чего она проводится?

2.Заполните таблицу:

Виды иммунитета

3.Сделайте вывод.
Лабораторная работа № 14. Тема: Внешнее и внутреннее строение сердца.Цель: изучить особенности внешнего и внутреннего строения сердца.Оборудование: таблица, рисунки.Ход работы.
    Рассмотрите рисунок и ответьте на вопрос: Где располагается сердце
и какое строение имеет система кровообращения?


2. Рассмотрите рисунок. Зарисуйте внутреннее строение сердца (рис. 80)и обозначьте структурные компоненты:


3. Сделайте вывод , ответив на вопрос: Какие приспособления в строении сердца обеспечивают движение крови в одном направлении?
Лабораторная работа № 15 Тема: Самонаблюдения. Функциональные пробы. Цель : познакомиться с функциональными пробами, позволяющими выяснить степень тренированности своего сердца.Оборудование: секундомер.Ход работы: 1. Измерьте пульс в состоянии покоя. Для этого сделайте 3-4 измерения за
10 с и среднее значение умножьте на 6.
2. Сделайте 20 приседаний в быстром темпе, сядьте и тут же измерьте ЧСС за 10 с.
3. Повторите замеры через каждые 20 с. Определите ЧСС за 10 с. (При замерах 20 с отсчитывается от конца предшествующего измерения.)
4. Свои результаты оформите в виде таблицы, приведенной ниже. В ней даны примерные величины, которые могут не совпадать с вашими.

ЧСС в состоянии покоя

5. Сделайте вывод.

Примечание: Результаты хорошие, если ЧСС после приседаний повысилась на 1/3 или меньше от результатов покоя; если наполовину - результаты средние, а если больше чем наполовину - результаты неудовлетворительные.

Оценка результатов Частота пульса в возрасте 15 - 20 лет в норме составляет 60 - 90 ударов в минуту. В положении лежа пульс в среднем на 10 ударов в минуту меньше, чем в положении стоя. У женщин пульс на 7 - 10 ударов в минуту чаще, чем у мужчин того же возраста. Частота пульса во время работы в пределах 100 - 130 ударов в минуту свидетельствует о небольшой интенсивности нагрузки. Частота 130 - 150 ударов в минуту характеризует нагрузку средней интенсивности. Частота 150 - 170 ударов в минуту - нагрузку выше средней интенсивности. Частота 170 - 200 ударов в минуту свойственна предельной нагрузке.
Лабораторная работа № 16 Тема: Измерение артериального давления до и после дозированной нагрузки . Цель : научиться измерять артериальное давление.Оборудование: тонометр.Ход работы: 1. Измерьте артериальное давление с помощью тонометра. Сравните данные, полученные в эксперименте со среднестатистическими табличными данными по артериальному давлению для вашего возраста. Сделайте вывод.2. Рассчитайте значения пульсового (ПД), среднего артериального (АДср) и собственного артериального давлений (АДсист и АДдиаст). Известно, что в норме у здорового человека пульсовое давление составляет примерно 45 мм рт. ст.Артериальное (АД):АДсист. = 1,7 х возраст + 83
АДдиаст. = 1,6 х возраст + 42
Пульсовое (ПД):ПД = АДсист. - АДдиаст. Среднее артериальное (АДср):Адср. = (АДсист. - АДдиаст.)/3 + АДдиаст. Оценка результатов Сравните расчетные данные, полученные в эксперименте, с данными, представленными в таблице.


3. Сделайте вывод, п исьменно ответив на вопросы:
    Какую опасность для человека представляет постоянно высокое давление? В каких сосудах нашего организма максимально низкое давление и почему?
Задание: Впервые сердце человека было оживлено спустя 20 ч после смерти пациента в 1902 г. русским ученым Алексеем Александровичем Кулябко (1866-1930). Ученый направил питательный раствор, обогащенный кислородом и содержащий адреналин, в сердце через аорту.
    Мог ли раствор попасть в левый желудочек?
    2) Куда он мог проникнуть, если известно, что вход в венечную артерию находится в стенке аорты и во время выброса крови прикрывается полулунными клапанами?
    3) Почему помимо питательных веществ и кислорода в раствор был включен адреналин?
    4) Какая особенность сердечной мышцы позволила оживить сердце вне организма?

Лабораторная работа № 17
Тема:
Оказание первой помощи при кровотечениях.

Цель: научиться распознавать виды кровотечений, оказывать первую помощь при повреждении сосудов. Оборудование: бинт, жгут, салфетки. Ход работы: 1.У пострадавшего сильное кровотечение из раны на правом предплечье, кровь идет толчками,цвет крови - алый. Окажите первую помощь и объясните, что это за кровотечение.2.У пострадавшего травма черепа: рассечен лоб, кровотечение обильное, кость не повреждена. Окажите первую помощь. Объясните.3. У пострадавшего ссадина на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена. Окажите первую помощь. Объясните.4. Сделайте вывод.

Лабораторная работа № 18
Тема:
Методы измерения частоты и глубины дыхательных движений .

Цель: установить влияние задержки дыхания на частоту дыхания. Оборудование: секундомер (часы с секундной стрелкой). Ход работы: 1. Определите время задержки дыхания на вдохе в положении сидя. Испытуемый в течение 3–4 мин в положении сидя спокойно дышит, а затем по команде после обычного выдоха делает глубокий вдох и задерживает дыхание сколько может, зажав при этом нос. Экспериментатор, пользуясь секундомером, определяет время от момента задержки дыхания до момента его возобновления. Результат фиксируется.
2. Проделайте 20 приседаний за 30 с и вновь определите время задержки дыхания на вдохе.
3. Отдохните ровно 1 мин и повторите п.1.
Оценка результатов 4. Оцените полученные результаты с помощью таблицы


5. Сделайте вывод.

Лабораторная работа № 19
Тема: Изучение действия ферментов слюны на крахмал.

Цель : убедиться, что в слюне есть ферменты, способные расщеплять крахмал. Оборудование : кусок накрахмаленного сухого бинта величиной с ладонь, чашка Петри или блюдце со слабым раствором йода, ватные палочки. Ход работы: 1. Смочите ватную палочку слюной и напишите букву в середине кусочка накрахмаленного бинта.
2. Зажмите марлю между ладонями на 2–3 мин., а затем опустите в раствор йода.
3. Наблюдайте, как окрасился кусочек марли.
4. Сделайте вывод о том, что произошло и почему.

Лабораторная работа № 20.

Тема: Составление пищевого рациона подростка.

Цель: научиться составлять суточный пищевой рацион для подростков.

Оборудование: таблицы химического состава пищевых продуктов и калорийности, суточной энергетической потребности детей и подростков различного возраста, суточных норм белков, жиров и углеводов в пище детей и подростков.

Ход работы:

При составлении пищевого рациона человека следует придерживаться следующих правил: калорийность пищевого рациона должна соответствовать суточному расходу энергии;
– необходимо учитывать оптимальное для лиц, занимающихся данным видам труда (а для детей - возраста), количество белков, жиров и углеводов;
– наилучший режим питания предполагает четырехразовый прием пищи (первый завтрак должен составлять 10–15%, второй завтрак – 15–35%, обед – 40 - 50% и ужин 15– 20% от общей калорийности);
– продукты, богатые белком (мясо, рыба, яйцо), рациональнее использовать для завтрака и обеда. На ужин следует оставлять молочно-растительные блюда;
– в пищевом рационе около 30% должны составлять белки и жиры животного происхождения.
При смешанном питании у человека усваивается в среднем около 90% пищи.

1. Составьте суточный пищевой рацион подростка 15-16 лет

2. Результат расчетов занесите в таблицу.

3. Сделайте выводы: - о калорийности пищевого рациона, об оптимальности пищевого рациона, о выполнении суточных норм в потреблении питательных веществ.

Состав суточного пищевого рациона

Режим питания

Общие выводы:

    Калорийность пищевого рациона должна соответствовать суточному расходу энергии.

    При подборе оптимального пищевого рациона важно учитывать не только калорийность, но и химические компоненты пищи.

    Необходимо учитывать соотношение белков, жиров и углеводов в рационе, их особенности в пищевых продуктах различного происхождения.

Подсчет энергетических затрат и определение калорийности рациона.

Расчеты можно проводить после выполнения любой физической нагрузки. Формула позволяет установить энергозатраты совершаемые человеком в 1 мин, по частоте сердечных сокращений (ЧСС). Формула расчета энергозатрат человека в 1 мин при любой физической нагрузке Q =2,09(0,2 x ЧСС–11,3)кДж/мин Пример . Допустим, вы 30 мин катались на лыжах, частота сердечных сокращений достигла 120 ударов в минуту. Подсчитаем энергозатраты за 1 мин: Q =2,09 (0,2 x 120 - 11,3) = 2,09 (24 - 11,3) = 26,5 кДж/мин. Ответ : за 30 мин израсходовано 795 кДж. Рассчитайте энергозатраты человека, который плавал в бассейне в течение 15 мин, после чего частота сердечных сокращений достигла130 ударов в минуту. На основании полученного результата сделайте вывод о зависимости количества затраченной энергии от частоты сердцебиения.

Состав пищевых продуктов и их калорийность

Название продукта

Суточные нормы белков, жиров и углеводов в пище детей и подростков

Возраст, лет

Суточная энергетическая потребность детей и подростков различного возраста (ккал )

Возраст, лет

Лабораторная работа № 21
Тема:
Внешнее и внутреннее строение почки

Цель : изучить особенности внешнего и внутреннего строения почки человека. Оборудование: учебник, таблица «Строение органов выделения, микропрепарат, микроскоп. Ход работы:
    Рассмотрите под микроскопом микропрепарат почки. Используя материал учебника заполните таблицы:

Выделительная система.

Органы

Этапы мочеобразования

    Сделайте вывод.

Лабораторная работа № 22
Тема:
Изучение тыльной и ладонной поверхности кисти.

Цель : сравнить строение тыльной и ладонной стороны кисти. Оборудование: рисунки. Ход работы:
    Рассмотрите тыльную и ладонную сторону кисти. Сравните кожу на тыльной и ладонной стороне. Рассмотрите расположение складок кожи, рисунки. Сделайте вывод об особенностях тыльной и ладонной стороны кисти.
13

Лабораторные работы по биологии.

Лабораторная работа №1.

Тема: «Состав семян».

Посмотрите на таблицу на доске. Назовите части семени. Сделайте вывод, почему, изучая состав семян, мы можем судить о химическом составе растения.

1. Соблюдая правила техники безопасности , зажгите спиртовку и прогрейте пробирку с семенами. Поднесите к отверстию пробирки предметное стекло. Что вы наблюдаете?

2. Продолжая нагревание, посмотрите, какие изменения происходят с семенами (цвет, запах). Сделайте вывод.

3. Используя личный опыт, предположите, что произойдет дальше. Прекратите нагревание, закройте спиртовку, поставьте пробирку в штатив. Самостоятельно или пользуясь текстом учебника (с. 10), составьте в тетради схему «Химический состав клетки». Проведите взаимопроверку тетрадей и сравните с таблицей на доске.

Лабораторная работа №2.

Тема: «Определение физических свойств белков жиров и углеводов (крахмал, сахар).

1. Добавьте к небольшому количеству пшеничной муки воды и сделайте комочек теста. Как изменилось тесто?

2. Заверните в марлю комочек теста, опустите в стакан с водой и промойте его. Как изменилась вода в стакане?

3. Капните1-2 капли раствора йода в стакан с чистой водой. Как изменился цвет воды?

4. Капните 1-2 йода в стакан с водой, в который опускали тесто. Как изменился цвет содержимого стакана? Какой можно сделать вывод?

5. Положите семя подсолнечника между двумя листами белой бумаги; сильно подавите на семя тупым концом карандаша. Что произошло с бумагой? Какой можно сделать вывод?

6. Обсудите, какие физические свойства органических веществ можно исследовать и каким способом. Занесите полученные данные в таблицу.

Лабораторная работа №3.

Тема: «Строение клетки».

1. Прочитайте первые два абзаца на с. 16 учебника и составьте в тетради схему форм жизни. Дайте краткую характеристику каждой группы и приведите примеры представителей.

Получить полный текст

2. Настройте микроскоп и приготовьте препарат кожицы лука. Сделайте рисунок в тетради. Назовите хорошо видимые части клетки.

3. Зная функции нуклеиновых кислот, подумайте, какую роль может играть в клетке ядро?

4. Подумайте, почему в половых клетках одинарный набор хромосом, а в клетках тела двойной? Что будет, если изменится набор хромосом?

Лабораторная работа №4.

Тема: «Ткани растений».

1. Подумайте, все ли клетки в многоклеточном организме одинаковы по строению. Ответ обоснуйте.

2. Найдите в учебнике на с. 30 определение ткани, выпишите в тетрадь виды тканей растений.

3. Рассмотрите готовые микропрепараты тканей, сделайте необходимые зарисовки, сформулируйте вывод о связи строения клеток с выполняемой функцией.

4. Ответьте на вопрос: одинаковы ли по строению все клетки в многоклеточном организме растений?

Лабораторная работа №5.

Тема: «Ткани животных».

1. Пользуясь учебником, с. 32-34, выпишите виды тканей животных.

2. Рассмотрите микропрепараты этих тканей.

3. Сделайте вывод о связи строения и функции клеток.

4. Отличаются ли ткани животных от тканей растений? Почему?

Лабораторная работа №6.

Тема: «Строение корневых систем».

1. Рассмотрите корневые системы ржи и фасоли.

2. Найдите в корневой системе ржи придаточные и боковые корни. Можно ли найти в ней главный корень?

3. Как называется корневая система ржи? Зарисуйте и надпишите ее части.

4. Найдите главный корень в корневой системе фасоли.

5. Зарисуйте корневую систему фасоли. Надпишите ее части. Как называется такой тип корневой системы?

Лабораторная работа №7.

Тема: «Микроскопическое строение корня».

1. Рассмотрите в микроскоп препарат «Клеточное строение кончика корня», сравните с рисунком на с. 42 учебника, выделите зоны корня, назовите их функции.

2. Используя свой практический опыт, назовите функции корня. Запишите в тетрадь.

Лабораторная работа №8.

Получить полный текст

Тема: «Строение и расположение почек».

1. Рассмотрите предложенные вам гербарии, растения. Какие вы видите почки? Как они располагаются? Сделайте рисунок.

2. Найдите на побеге мелкие вытянутые и округлые почки. Сделайте рисунок.

3. Препаровальным ножом сделайте продольный разрез округлой почки. С помощью лупы и препаровальных игл рассмотрите ее внутреннее строение. Как называется эта почка? Сделайте рисунок.

4. С помощью препаровального ножа разрежьте вдоль более мелкую вытянутую почку. Пользуясь лупой и препаровальными иглами, рассмотрите ее строение. Как называется эта почка? Сделайте рисунок.

5. Почему почку называют зачаточным побегом?

Лабораторная работа №9.

Тема: «Простые и сложные листья».

1. Рассмотрите внимательно предложенные вам листья, разделите их на группы и объясните, по какому принципу вы их классифицировали. Ответ обоснуйте.

2. Зарисуйте в тетради черешковый, сидячий, сложный лист. Подпишите рисунки.

3. Рассмотрите на растении или гербарном экземпляре расположение листьев. Сравните с расположением почек. Сделайте вывод.

арисуйте в тетради черешковый, сидячий. ам листья, разделите их на группы и объясните, по какому принципу вы их классифицировал

Лабораторная работа №10.

Тема: «Строение цветка».

1. Рассмотрите цветок, держа его за цветоножку. Обратите внимание на его размеры, окраску, запах, количество частей, подумайте о его значении для жизни растения.

2. Аккуратно на листе бумаги отделите околоцветник.

3. Выделите главные части цветка: тычинки, пестик. Рассмотрите, как они устроены.

4. Надпишите на листке названия частей цветка и разложите их соответственно названиям (можно пользоваться текстом учебника на с. 40).

5. Зарисуйте в тетрадь схему строения цветка и подпишите ее. Сделайте вывод о роли цветка в жизни растения.

Лабораторная работа №11.

Тема: «Сухие и сочные плоды»

1. Используя личный опыт и текст учебника (с. 40, второй абзац снизу), расскажите о способах опыления растений. Что происходит после опыления с цветком? Как образуется плод?

Получить полный текст

3. Заполните таблицу, приведите примеры плодов и растений, у которых они встречаются, сделайте вывод о значении плодов в жизни растений.

Разнообразие плодов.

Лабораторная работа №12.

Тема: «Строение семян двудольного и однодольного растения».

1. Рассмотрите и опишите внешний вид семян фасоли. Сделайте рисунок.

2. С помощью препаровального ножа снимите семенную кожуру. Какова ее роль для семени?

3. Рассмотрите строение зародыша. Сделайте рисунок, подпишите его основные части.

4. Рассмотрите и опишите внешний вид зерновки пшеницы. Сделайте рисунок.

5. Препаровальной иглой попытайтесь снять покров зерновки.

6. Пользуясь рисунком учебника и готовым препаратом «Зерновка пшеницы. Продольный разрез», который вы можете рассмотреть в препаровальную лупу, сделайте рисунок «Строение зерновки пшеницы»; надпишите его основные части.

7. Сравните строение семени фасоли и зерновки пшеницы. Найдите черты сходства и различия.

8. Заполните схему:

Лабораторная работа №14.

Тема: «Передвижение растворов по стеблю»

1. Сравните передвижение веществ по стволу дерева с передвижением их по стеблю картофеля (учебник, с. 74 и 75). Сделайте схему передвижения в тетради.

2. Рассмотрите микропрепарат «Сосудисто-волокнистый пучок ствола липы», сравните с рисунками учебника на с. 74 и 75, срезом клубня картофеля. Зарисуйте сосудисто-волокнистые пучки в тетрадь и подпишите рисунок.

Лабораторная работа №15.

Тема: «Строение клеток крови лягушки и человека».

1. Посмотрите микропрепараты крови человека и лягушки, сравните их размеры и сделайте рисунок в тетради. Сравните с рисунком в учебнике.

2. Сделайте выводы об увиденном.

Лабораторная работа №16.

Тема: «Строение костей».

1. Рассмотрите предложенные кости животных. Определите, чьи это кости, как называются. Разделите их на группы по размерам, строению.

2. Пользуясь рисунком учебника, назовите части кости, сделайте в тетради рисунок «Строение кости», подпишите его.

Лабораторная работа №17.

Тема: «Движение инфузории-туфельки и дождевого червя».

1. На предметное стекло капните пипеткой каплю готовой культуры туфельки.

2. Накройте каплю покровным стеклом. Лишнюю воду отберите с помощью фильтровальной бумаги.

3. Рассмотрите препарат под микроскопом (объектив 20, окуляр 15).

4. Пронаблюдайте биение ресничек.

5. Зарисуйте внешний вид инфузории.

6. Зарисуйте и опишите этапы движения дождевого червя.

Выбор редакции
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...

Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...

В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...
Слайд 2 Визитная карточка Территория: 1 219 912 км² Население: 48601098чел. Столица: Кейптаун Официальный язык: английский, африкаанс,...
Всякая организация включает в свой состав объекты, классифицируемые как ОС, по которым проводятся амортизационные отчисления. В рамках...
Новым кредитным продуктом, получившим широкое распространение в зарубежной практике, является факторинг. Он возник на базе товарного...
Очень мы в нашей семье любим чизкейки, а с добавлением ягод или фруктов они особенно вкусные и ароматные. Сегодня рецепт чизкейка, с...
У Плешакова возникла хорошая идея - создать для детей атлас, по которому легко определять звезды и созвездия. Наши учителя эту идею...