Бедные люди достоевский когда написан. Анализ романа «Бедные люди» Ф


В 1846 году впервые был опубликован роман "Бедные люди" Достоевского. Краткое содержание его мы предлагаем читателю. Работа над ним велась в 1844-1845 гг. В жанре эпистолярного романа было написано произведение "Бедные люди" Достоевского.

Макар Алексеевич Девушкин

47-летний Макар Алексеевич Девушкин служит мелким канцелярским чиновником (писарем) в департаменте Петербурга. Жалование у него небольшое, поэтому он занимает всего лишь часть общей кухни в квартире дома, находящегося недалеко от Фонтанки. Дом этот "капитальный" и добротный, однако Девушкин вспоминает свое предыдущее жилье, "не в пример лучше" нынешнего. Что же заставило титулярного советника ухудшить свои жилищные условия? Основная часть его жалования уходит на оплату дорогой и приличной квартиры, которая находится во дворе этого же дома. В ней проживает Доброселова Варвара Алексеевна, дальняя родственница чиновника 27 лет.

Взаимоотношения Макара и Вареньки

Сиротой является Варенька из произведения "Бедные люди" Достоевского. Краткое содержание взаимоотношений ее с Макаром сводится к тому, что тот покровительствует Вареньке из лучших побуждений, считая, что он единственный, кто может заступиться за эту девушку, хотя совсем рядом живут дальние родственники. Для того чтобы не скомпрометировать Вареньку частыми визитами, он находит выход для постоянного общения с ней. Им стала переписка. Макар Алексеевич и Варенька, оба тонкой душевной организации натуры, которые нуждаются в душевном тепле и сопереживании, переписываются друг с другом при первой возможности. В этих письмах (31 - от Девушкина и 24 - от Вареньки) рассказывается вся полугодовая история их взаимоотношений в произведении "Бедные люди" Достоевского. Краткое содержание их мы сейчас опишем.

Первые письма Макара

Безоглядным счастьем пронизаны первые письма Макара. Весна на улице, душу и сердце чиновника заполняют "приятные", "затейливые" мысли. Он очень рад возможности заботиться о девушке, и на ум его волей-неволей приходят "нежные мечтания". Девушкин экономит, стараясь пустить любую лишнюю копейку на благо существования Вареньки.

История Вареньки

Финансовой и духовной поддержке этой девушки способствуют и ее грустные письма, в которых Варенька рассказывает во всех красках о несчастии своей жизни. Она родилась и выросла в деревне, в доме управляющего помещичьей усадьбой. Отец вскоре остался без жалования и места, поэтому семейство было вынуждено перебраться в Петербург. "Сердитый", "тоскливый", "гнилой" город совсем не впечатлил 14-летнюю Вареньку. На семью вскоре посыпались проблемы со всех сторон. Отец Вареньки умер, не сумев пережить постоянных неудач. Пришлось отдать дом за долги. Варенька с матерью поселились у Анны Федоровны, дальней родственницы. Мать девушки много работала для того, чтобы не быть обузой.

Занятия со студентом

Для повышения образованности Варенька занималась со студентом, который жил в этом же доме. Петр Покровский (так звали его) болел чахоткой. Он зарабатывал на жизнь, давая частные уроки. Девушка его боготворила, считая "достойнейшим", "добрейшим человеком". В пансион к Анне Федоровне Петра поместил помещик Быков, ее близкий знакомый.

Чем же продолжается история Вареньки, героини романа "Бедные люди"? Краткое содержание далее рассказывает о том, что ее со студентом сблизили образовательные занятия. Когда мать Вареньки от непосильной работы заболела и слегла, они вместе проводили время у ее постели. Многому научилась Варенька у Петра. Девушка полюбила чтение. Неожиданно пришло новое горе: не сумев победить свою болезнь, студент умер. Бессердечная Анна Федоровна решила забрать все его вещи в счет устройства похорон. Отец юноши все-таки взял несколько книг, которые ему удалось унести. Он плакал, бежал за гробом, а книги падали прямо в грязь у него из рук...

Тяготы, выпавшие на долю Вареньки

Многие тяготы выпали после этого на долю Вареньки из романа "Бедные люди". Краткое содержание их следующее. Анна Федоровна все время корила приживалок за нахлебничество. Мама Вареньки вскоре умерла, и девушка осталась одна. "Добродетельная" родственница "выставила счет" ей, объявив о больших убытках, понесенных из-за присутствия в ее доме нежданных родственников. Посчитав, что сводничество Вареньки с помещиком Быковым, своим другом, - единственная возможность окупить их, Анна Федоровна решила осуществить задуманное. Помещик лишает невинности девушку, однако той удается сбежать.

Варя в письмах к Макару сокрушается, что родственница ее пытается узнать, где она проживает. Девушка надеется, что Макар Алексеевич, единственная ее опора, защитит ее от козней коварной родственницы. Настолько гложет Вареньку печаль, что она на нервной почве заболевает и проводит в беспамятстве целый месяц. Макар Алексеевич продает свой новый вицмундир для того, чтобы поддержать здоровье девушки.

Положение главного героя на службе

Тяжелое положение Девушкина на службе далее описывает Достоевский ("Бедные люди"). Содержание ответных писем Вареньки, в которых он рассказывает о своей жизни, - источник, из которого мы узнаем об этом. Главный герой жалуется, что его воспринимают со смехом на службе, придумывают разные обидные эпитеты: "тихонький", "добренький", "смирненький". И мундир его не тот, и сапоги, и фигуру, и волосы следовало бы переделать. Насмехаются, что Макар уже 30 лет занимается перепиской документов. Он не понимает этих насмешек. Варенька является единственной отдушиной для Макара. Он пишет застенчиво и радостно, что его будто домом и семейством благословил Господь. А вот слога своего немного стесняется Макар, герой, которого создал Ф. М. Достоевский ("Бедные люди" - первый роман писателя).

Жилище Макара, его подарки Вареньке

Он описывает девушке свое жилище, которое характеризует как трущобу: длинный, грязный, темный коридор с "остро-услащенным", "гнилым" запахом. Неудивительно, что чижики в нем так и мрут. По левую сторону - сплошь двери, а за ними проживает разный люд. Это чиновник с семьей, учитель-англичанин, картежники-французы. Как "сущую ведьму" характеризует Девушкин хозяйку квартиры.

Он рассказывает, что лишь "для удобства" ютится в уголке кухни, ведь напротив нее находится окно Вареньки. Главный герой бывает очень счастлив, когда ее "миловидное личико" мелькает за окошком. Он якобы копит и откладывает деньги. Хотя, конечно, за перегородкой дешевле, и главный герой может даже позволить себе чай с сахаром. Макар купил для милой Вареньки горшки с геранью и бальзамином. Девушкин отправляет Варе помимо письма фунт конфет.

Девушка восхищена цветами, однако корит Макара за растраты. Варенька осознает, что ради этого Девушкину приходится отказывать себе во всем. Хозяйка квартиры как-то проболталась ей, что Макар Алексеевич раньше жил намного лучше. Девушка иронически охлаждает пыл главного героя с его подарками и заботами: недостает лишь стихов. Макар сконфужен, он объясняет, что его "одушевляла" лишь отеческая приязнь. Девушкин 10 июня везет Вареньку на прогулку на острова для того, чтобы она отдохнула на свежем воздухе.

Преследования Анны Федоровны

Вернувшись домой, героиня пишет очередное письмо, в котором благодарит за совершенный променад, однако сообщает, что опять больна, так как промочила ноги. Девушкин обещает ее проведать и принести Вареньке книгу. Та снова пытается образумить его просьбой не тратить столько денег на нее и купить лучше новый вицмундир. Ведь нельзя же ходить в таком рванье. Варенька рассказывает, что родственница ее узнала, где она живет, и зовет ее обратно. Она обещает уладить все с Быковым. Однако девушка непреклонна. Она сообщает Анне Федоровне, что ей хорошо живется здесь под защитой Макара.

Знакомство Макара с литературой

Главный герой польщен тем, что в нем нуждаются. Он рассказывает девушке, что восхищается литературой и часами проводит время у Ратазяева, его соседа, в компании сочинителей, которые приходят к нему. Варенька негодует, узнав, какие книги рекомендует Ратазяев Макару. Она присылает ему почитать "Станционного смотрителя" Пушкина. Макар в восторге от этого произведения, он отмечает, что чувствует точно так же, как описано в книге. Варенька 6 июня знакомит Девушкина с "Шинелью" Гоголя, и Макар в этот же день ведет в театр Вареньку.

Опасения Вареньки из произведения "Бедные люди"

Краткое содержание по главам описывает лишь основные события, поэтому не будем подробно останавливаться на впечатлении, произведенном на главного героя классической литературой, и продолжим описывать сюжет. Девушка сообщает, что Федора, хозяйка квартиры, может ее устроить гувернанткой в семью помещика, однако она сомневается, следует ли идти. У девушки плохой кашель, она боится, что умрет. Варя просит Девушкина беречь деньги и прекратить посылать ей конфеты. Она пишет, что вышила ковер, за который дают 50 рублей ассигнациями. Поэтому она сможет сама заплатить Федоре за жилье сумму, которую задолжал Макар. Кроме того, Варенька сошьет Девушкину жилетку, а себе - новое платье.

Макар подбадривает девушку, говорит, что она вовсе не больна, а всего лишь бледная и немного похудела. Он просит не идти в гувернантки, поскольку для главного героя "полезность" ее состоит в "благотворном влиянии" Вареньки на его жизнь.

Безденежье и пьянство Макара

Макар в начале июля остается совсем без денег. Он занял жалованье вперед, однако и это не спасает. Все чаще постояльцы дома насмехаются над взаимоотношениями Макара с Варенькой. А тут еще девушка сообщает, что один офицер, ее сосед, делал ей недвусмысленное предложение.

Краткое содержание рассказа "Бедные люди" продолжается тем, что Макар в отчаянии запил. Он 4 дня не появляется ни на службе, ни у Вареньки. Главного героя находят на улице в нетрезвом виде. Полицейские приводят его домой. Кроме того, он ходил к офицеру выяснять отношения, однако тот лишь спустил его с лестницы. Девушка сокрушается, что принесла Макару такие несчастья. Она просит его, невзирая на пересуды, продолжать приходить к ней обедать. В безденежье и пьянстве Девушкина проходит август. Макар с начала месяца безуспешно пытается занять под проценты. Новые ловеласы посещают Варвару, уже от ее дальней родственницы. Макар в отчаянии хочет переехать куда-нибудь с ней, однако снова запивает. Девушка безутешна. Она посылает ему 30 копеек серебром, оставшиеся у нее.

Наступление осени

Искреннее сочувствие вызывают главные герои, которых описал Достоевский ("Бедные люди"). Краткое содержание по главам, к сожалению, не может передать трогательного тона их писем. Читая их, понимаешь, как трудно приходилось честным и скромным труженикам в то время. Варя пишет 5 сентября, что осень наконец наступила. А она очень ее любила, когда жила в родной деревне. На лоне природы было красиво осенью. Огненное закатное небо, чистое озеро с деревьями на берегу, опавшая листва и поднимающийся над водой белый пар... А когда осень поздняя, завершаются крестьянские работы. В преддверии зимы все замирает. Варя пишет, что ощущение близкой смерти не покидает ее. Федора ушла куда-то, а в комнате кто-то ходит, однако девушке не страшно: письма отвлекают ее. Варенька также сообщает, что продала шляпку и платье, однако вырученных денег уже почти не осталось. Хорошо, что Девушкин дал 2 рубля Федоре: она хотя бы какое-то время не будет упрекать за неоплаченную квартиру.

У Макара формируется слог

Главный герой пишет, что гулял в вечерних раздумьях по беспорядочной и грязной набережной Фонтанки. А на Гороховой, расположенной по соседству, - богатые магазины, роскошные дамы, дорогие кареты. Он размышляет о том, почему труд вознаграждается так низко, а множество неработающих богачей довольны и сыты? Девушкин горд этими рассуждениями. Он замечает, что с недавнего времени у него формируется слог. У главного героя обнаружили описку в документе, и его ожидало наказание. Однако, посмотрев на жалкий вид Макара, генерал даже дал ему 100 рублей. Главного героя грызет совесть за его недавнее вольнодумство. С помощью этих денег ему удается погасить долги. Девушкин воспрял духом и живет надеждой на светлое будущее. Однако отнюдь не счастливый финал готовит своим читателям Ф. М. Достоевский ("Бедные люди"). Краткое содержание дальнейших событий заставляет читателя искренне сочувствовать Макару и Вареньке. То, что происходит, было закономерно в российской действительности того времени, в которой многих "маленьких людей", подобных Девушкину и Вареньке, ожидала похожая судьба.

Варенька уезжает

Описывая краткое содержание романа "Бедные люди", мы подошли к финалу. Вареньку все-таки находит Быков и делает ей предложение. Ему необходимо завести детей для того, чтобы лишить родственника наследства. Если девушка откажет, Быков женится на богатой купчихе. Героиня соглашается, понимая, что лишь это может ей вернуть честное имя. Девушкин сражен наповал, но все-таки помогает Вареньке собраться в дорогу. В прощальном письме девушка сетует на то, что Макар, "единственный", "бесценный", "добрый", остается совсем один. Тот в отчаянии. Он сообщает, что работал оттого, что поблизости жила Варенька. Девушкин со своим сформировавшимся слогом остается один. Он размышляет о том, "по какому праву" ломают "жизнь человеческую".

Следует отметить, что в русской литературе есть не только роман, но и рассказ с названием "Бедные люди" (Лев Толстой). Краткое содержание произведения Достоевского мы описали. Если же вас интересует рассказ Толстого, отметим, что по объему он очень небольшой, поэтому вам не составит труда прочесть его в оригинале. В нем говорится о Жанне, которая ждет возвращения своего мужа, рыбака, каждый день и никогда не уверена, что он вернется. Таково краткое содержание рассказа Толстого "Бедные люди" в двух словах.

Сегодня мы поговорим об одном из самых увлекательных и мудрых романов в истории русской литературы. Как вы уже поняли, это - «Бедные люди» Достоевского. Краткое содержание данного произведения, хотя и не даст полностью прочувствовать персонажей, проникнуться атмосферой, но позволит познакомиться с основными действующими лицами и ключевыми сюжетными моментами. Итак, начнём.

Знакомство с главными героями

Девушкин Макар Алексеевич - главный герой романа «Бедные люди» Достоевского. Краткое содержание позволяет получить о нём общее представление. Девушкин - сорокасемилетний титулярный советник, занимается тем, что переписывает бумаги в одном из петербургских департаментов за скромное жалованье. К моменту начала повествования он как раз перебирается в новую квартиру неподалёку от Фонтанки, в «капитальном» доме. Вдоль длинного коридора располагаются двери комнат других жильцов, а сам Девушкин ютится за перегородкой на общей кухне. Предыдущее его жилище было на порядок лучше, однако теперь для советника на первом месте - дешевизна, ведь ему также приходится оплачивать в том же дворе дорогую и удобную квартиру для Варвары Алексеевны Доброселовой, своей далёкой родственницы. Бедный чиновник также опекает семнадцатилетнюю сироту, за которую, кроме самого Девушкина, просто некому заступиться.

Начало нежной дружбы Вареньки и Макара

Варвара и Макар живут рядом, однако видятся нечасто - Девушкин опасается сплетен и пересудов. Тем не менее, обоим необходимо сочувствие и Как же удаётся обрести его героям романа «Бедные люди» Достоевского? Краткое содержание не упоминает о том, как началась переписка между Макаром и Варенькой, однако очень скоро они начинают писать чуть ли не каждый день. 31 письмо от Макара и 24 - от Вари, написанные за промежуток с 8 апреля по 30 сентября 184… г., раскрывают их отношения. Чиновник отказывает себе в платье и еде, чтобы выделить средства на конфеты и цветы для своего «ангельчика». Варенька же, в свою очередь, сердится на своего покровителя за большие расходы. Макар утверждает, что им движет одна лишь отеческая приязнь. Женщина же приглашает его почаще заходить в гости, мол, какое кому дело? Также Варенька берёт на дом работу - шитьё.

Следует ещё несколько писем. Макар рассказывает подруге о своём жилище, сравнивая его с Ноевым ковчегом по обилию разномастной публики, рисует для неё портреты своих соседей.

Здесь наступает новая сложная ситуация в жизни героини романа «Бедные люди» Достоевского. Краткое содержание в общих чертах повествует нам о том, как о Вареньке узнаёт её дальняя родственница, Анна Фёдоровна. Некоторое время Варя и её мать жили в доме Анны Фёдоровны, а после женщина, чтобы иметь возможность покрыть расходы, предложила девушку (на тот момент уже сироту) обеспеченному помещику Быкову. Тот обесчестил её, и теперь Варя опасается, что Быков и сводня узнают её адрес. Страх подорвал здоровье бедняжки, и только забота Макара спасает её от окончательной «гибели». Чиновник продаёт свой старый вицмундир, чтобы выходить свою «ясочку». К лету Варенька поправляется и посылает заботливому другу записки, в которых рассказывает о своей жизни.

Счастливое детство Вари прошло на лоне деревенской природы, в кругу родной семьи. Однако вскоре отец семейства потерял работу, последовала череда других неудач, которые свели его в могилу. Четырнадцатилетняя Варя и её мать остались одни в целом свете, а дом вынуждены были продать для покрытия долгов. В этот момент их и приютила у себя Анна Фёдоровна. Мать Вари работала, не покладая рук и губя тем самым и без того шаткое здоровье, однако покровительница продолжала попрекать её. Сама же Варя начала учиться у Петра Покровского - бывшего студента, жившего в том же доме. Девушку удивляло то, что добрый и достойный человек относится с неуважением к своему отцу, который, напротив, старался как можно чаще повидаться с обожаемым сыном. Этот человек некогда был мелким чиновником, но к моменту нашей истории уже окончательно спился. Мать Петра помещик Быков выдал за него с внушительным приданым, но вскоре молодая красавица скончалась. Вдовец женился вновь. Сам же Пётр рос отдельно, Быков стал его покровителем и именно он решил поместить юношу, вынужденного бросить институт из-за состояния здоровья, «на хлебы» к Анне Фёдоровне, своей «короткой знакомой».

Молодые люди сближаются, ухаживая за не встающей с постели матерью Вари. Образованный знакомый приобщал девушку к чтению, помогал ей развить вкус. Но спустя некоторое время Покровский заболевает чахоткой и умирает. В счёт похорон хозяйка забирает все немногочисленные вещи покойного. Старику отцу удалось забрать у неё несколько книг, он набил ими шляпу, карманы и т. д. Пошёл ливень. Старик в слезах бежал за телегой, которая везла гроб, а книги падали из его карманов прямо в грязь. Он подбирал их и продолжал бежать вдогонку. В тоске Варя возвратилась домой, к матери, однако ту тоже вскоре настигла смерть.

Как вы уже видите, есть множество тем, которые затрагивает в своём творении Достоевский. «Бедные люди», краткое содержание которых сегодня является темой нашей беседы, описывают и жизнь самого Девушкина. В письмах к Вареньке он рассказывает, что служит уже на протяжении тридцати лет. «Добренький», «смирненький» и «тихонький» человек становится предметом насмешек окружающих. Макар возмущается, и единственной радостью в своей жизни считает Вареньку - словно «домком и семейством благословил меня Господь!».

Больная Варя устраивается гувернанткой, так как для неё становится очевидной неспособность Макара материально позаботиться о себе - на него без презрения уже не смотрят даже слуги и вахтёры. Сам чиновник против этого, так как считает, что, чтобы быть полезной, Вареньке достаточно продолжать благотворно влиять на него, на его жизнь.

Варя посылает Девушкину книги - пушкинского «Станционного смотрителя», а следом - гоголевскую «Шинель». Но если первая позволила чиновнику возвыситься в своих глазах, то вторая, напротив, обижает его. Макар отожествляет себя с Башмачкиным и считает, что автор нагло подсмотрел и обнародовал все мелочи его жизни. Достоинство его задето, он полагает, что «после такого надо жаловаться».

Неожиданные трудности

До начала июля Макар растратил все свои сбережения. Больше, чем нищета, его беспокоят только бесконечные насмешки жильцов над ним и Варенькой. Однако хуже всего то, что в один день к ней приходит один из бывших соседей, «искатель»-офицер и делает женщине «недостойное предложение». Сдавшись отчаянию, герой на несколько дней уходит в запой, пропадает и пропускает службу. Девушкин встречается с обидчиком и делает попытку пристыдить того, однако в итоге его самого сбрасывают с лестницы.

Варя пытается, как может, утешить своего защитника и призывает его не обращать на сплетни внимания и приходить к ней на обед.

Начиная с августа, Макар стремится занять денег под проценты, однако все его попытки заканчиваются неудачей. Ко всем предыдущим проблемам добавилась новая: к Вареньке, по наущению Анны Фёдоровны, явился новый «искатель». Вскоре Анна сама навещает девушку. Возникает необходимость как можно скорее переехать. От бессилия Девушкин снова запил, однако Варя помогает ему вновь вернуть самоуважение и желание бороться.

Самочувствие же самой Вареньки стремительно ухудшается, женщина уже не в силах заниматься шитьём. Сентябрьским вечером, чтобы развеять тревогу, Макар решает прогуляться по набережной Фонтанки. Он начинает размышлять о том, почему, ежели труд считается основой столько бездельников никогда не испытывают потребности в еде и платье. Он приходит к выводу, что счастье даётся человеку не за какие-то его заслуги, а потому богатые не должны игнорировать жалобы бедных.

9 сентября Макару улыбнулась фортуна. Чиновник допустил на бумаге ошибку и был направлен к генералу на «распеканцию». Жалкий и смиренный чиновник вызвал в сердце «его превосходительства» сочувствие и получил от генерала лично сто рублей. Это - настоящее спасение в бедственном положении Девушкина: ему удаётся заплатить за квартиру, одежду, стол. Великодушие начальника заставляет Макара испытывать стыд за свои недавние «либеральные» размышления. Чиновник вновь полон надежд на будущее, он коротает свободное время за чтением «Северной пчелы».

Здесь в сюжет вновь вклинивается персонаж, которого раньше уже упоминал Достоевский. «Бедные люди», краткое содержание которых приближается к заключению, продолжаются, когда Быков узнаёт о Вареньке и 20 сентября начинает свататься к ней. Он стремится завести законных детей, чтобы «негодный племянник» не получил наследства. Быков приготовил запасной вариант: если Варя отказывает ему, он делает предложение купчихе из Москвы. Однако, невзирая на то, что предложение было сделано в грубой и бесцеремонной форме, Варя соглашается. Макар пытается отговорить подругу («сердечку-то вашему будет холодно!»), но девушка непреклонна - она считает, что только Быков может спасти её от бедности и вернуть ей её честное имя. От горя Девушкин заболевает, но до последнего дня продолжает помогать Вареньке со сборами в путь.

Конец истории

30 сентября состоялась свадьба. В этот же день, перед самым отбытием в поместье Быкова, девушка пишет прощальное письмо.

Ответ Девушкина полон отчаяния. Он уже ничего не сможет изменить, но считает своим долгом сказать, что всё это время он лишал себя всех благ только потому, что «вы… здесь, поблизости, напротив жили». Теперь сформировавшийся слог письма, да и сам Макар никому не нужны. Он не знает, по какому праву можно разрушить жизнь человека.

Внутренний мир «маленького человека», его переживания, проблемы, разочарования, но, в то же время, и духовное развитие, нравственная чистота - вот что волнует Фёдора Михайловича, поднявшего тему трансформации личности в тяжелых жизненных обстоятельствах. Возврат самоуважения через помощь к другому обездоленному существу, сохранение личностной целостности вопреки невзгодам - об этом заставляет задуматься переписка двух не очень счастливых людей.

История создания

Весной 1845 года редактирование текста продолжается, вносятся окончательные поправки. В первых числах мая рукопись готова. Григорович, Некрасов и Белинский выступили первыми читателями, а уже в январе 1846 года «Петербургский сборник» познакомил с романом широкую общественность. В 1847 году выходит отдельное издание.

Стилистические изменения добавлялись Достоевским и позже, при подготовке собраний его сочинений.

Исследователи творчества писателя считают, что у многих персонажей «Бедных людей» были прототипы.

Анализ произведения

Описание произведения

Бедный чиновник решает помочь дальней родственнице, находящейся в непростом положении. Он не жалеет для неё ни собственных средств, ни времени, ни добрых советов, ни ласковых слов. С благодарностью принимает Варя помощь, отзываясь теплотой и сердечностью. Во взаимоотношении двух обездоленных людей, ставших опорой друг для друга, открываются лучшие стороны обоих.

В финале Варвара принимает решение выйти замуж за нелюбимого помещика Быкова, чтоб обрести социальный статус и финансовое благополучие.

Главные герои

Центральных персонажей в романе двое: одинокий Макар Девушкин и юная сирота Варенька Добросёлова. Раскрытие их характеров, особенностей и недостатков, взглядов на жизнь, мотивов поступков происходит постепенно, от письма к письму.

Макару 47 лет, 30 из которых он занимается малозначительной работой за мизерное жалование. Служба не даёт ему ни морального удовлетворения, ни уважения коллег. У Девушкина высокие амбиции, он не уверен в себе и зависим от общественного мнения. Неудачные попытки создать престижный образ в глазах окружающих ещё больше понижают самооценку титулярного советника. Но под застенчивостью и неуверенностью главного героя скрывается большое сердце: встретив нуждающуюся девушку, он снимает для неё жильё, пытается помочь материально, делится душевным теплом. Принимая искреннее участие в судьбе Вари, ощущая свою значимость, Девушкин растёт в собственных глазах.

Варвара Добросёлова, потерявшая родных, столкнувшись с подлостью и предательством, также всей душой тянется к доброму человеку, посланному ей судьбой. Доверяя собеседнику подробности своей жизни, Варя, в свою очередь, с сочувствием и сердечностью относится к сетованиям чиновника, поддерживает его морально. Но, в отличие от Макара, девушка более прагматична, обладает целеустремленностью и внутренней силой.

(Сцена из спектакля "Бедные люди" Театр Юных Зрителей имени А.А. Брянцева, Санкт-Петербург )

Формат романа в письмах, представленный Достоевским, обладает отличительной чертой: мы слышим прямую речь героев, их отношение к окружающей действительности, их собственную оценку происходящих событий, при этом субъективное мнение автора отсутствует. Читателю предлагается самому разобраться в ситуации и сделать выводы относительно характеров и поступков персонажей. Мы наблюдаем развитие двух сюжетных линий. Тождественность отчеств героев намекает на схожесть их судеб. При этом, если Добросёлова остается по ходу повествования на одном и том же уровне, то Девушкин духовно растет, преображается.

Безденежье и невзгоды не разрушили самого главного в душе «маленького человека» - способности к состраданию, милосердию. Возросшее самоуважение, пробуждающееся самосознание ведёт к переосмыслению своей и окружающей жизни.

В конце сентября 1844 года Ф. М. Достоевский, которому было тогда 24 года, оставил свою должность чертежника в Санкт-Петербургской инженерной команде и стал свободным от службы человеком. Достоевский мечтал о литературной деятельности. Ему хотелось излить на бумагу свои чувства, мечтания, мысли. Именно поэтому он и оставил должность — несмотря на то, что у него не осталось надежного источника доходов.

Оставив службу, Достоевский написал свое первое произведение — роман «Бедные люди». О чем же он?

О чем роман "Бедные люди"

Макар Девушкин, главный герой «Бедных людей», живет в дешевой съемной квартире на окраине Петербурга. Это мелкий чиновник средних лет, у которого нет шансов сделать карьеру. Напротив него, в том же самом доме, проживает молоденькая девушка Варвара Алексеевна, Варенька — она одинока и зарабатывает на жизнь шитьем. Роман «Бедные люди» представляет собой пятьдесят четыре письма, которыми обменялись эти разные по возрасту люди — так и не соединившиеся влюбленные.

Окно Вареньки расположено через двор напротив комнаты Макара Девушкина, который каждый вечер пишет длинные письма и потихонечку передает ей вместе со сладостями и нарядами. В этих письмах он обещает назначить девушке свидание, подробно рассказывает о своих сослуживцах, о поведении начальника, сплетничает о других обитателях квартиры, делится впечатлениями о прочитанном, о том, что увидел и услышал, делится чувствами. Варенька сообщает ему о своем настроении и самочувствии, о страхе за будущее, предается воспоминаниям о детстве. Это как бы гётевские Вертер и Лотта (персонажи «Страданий молодого Вертера»), помещенные в нищую петербургскую жизнь.

В жизни этих любящих друг друга людей — которые живут на окраине большого города, живут незаметно, избегая людских глаз, — не случается ничего по-настоящему примечательного. В конце романа Варвара Алексеевна оставляет доброго, но беспомощного Девушкина, и, согласившись на брак с деревенским помещиком, уезжает из Петербурга. Так кончается этот роман в письмах.

Образ Макара Девушкина

В романе не происходит ничего значительного, он кажется просто какой-то «игрой в письма», но по мере чтения Девушкин становится читателю все интереснее, начинает казаться человеком с тонким и своеобразным характером. Кроме того, этот персонаж представляет собой модель героя, который будет появляться впоследствии и в других произведениях Достоевского.

Варвара Алексеевна необходима Девушкину, но в то же время он не собирается жениться на ней и жить вместе. Хотя Варенька и приглашает его навещать ее, он неизменно отказывается под тем предлогом, что это вызовет людские пересуды. И на службе Макар Девушкин тоже страшится взглядов своих сослуживцев и не смеет оторвать глаз от стола.

Девушкин берет почитать у Вареньки гоголевскую «Шинель». Это трогательный рассказ о том, как ограбили мелкого чиновника — сняли с него с таким трудом приобретенную новехонькую шинель. Прочтя рассказ, Девушкин, хотя это и кажется смешным, чувствует себя так, как если бы был разгадан и сделан достоянием гласности его секрет — он приходит в сильное волнение и по-настоящему сердится.

Озабоченность Девушкина слухами и пересудами превосходит разумные пределы. Читая какой-нибудь роман, он немедленно примеряет его на себя, ощущает страх и гнев. Он все время боится, что за ним наблюдают и выслеживают, ему всюду мерещатся враги. Он болезненно боится людей, воображает себя жертвой, а отсюда возникает острый комплекс неполноценности, страха, страдания, а потому Девушкин не в состоянии общаться с людьми на равных. И сослуживцев, и соседей по квартире он воспринимает как своих врагов.

Снедаемый внутренним жаром и находящийся в плену своих множащихся фантазий, Макар Девушкин сторонится действительности и весь уходит в письма. Они дают ему возможность избежать общения с реально существующими людьми, и он может со спокойной душой отдаться прихотям своего сердца. Варенька нужна ему вовсе не для того, чтобы жить с ней. Она нужна ему в качестве слушателя его самых разных чувствований, в качестве «контейнера», где эти чувства копятся и нейтрализуются.

Макар Девушкин в любую минуту готов обрушить на Варвару Алексеевну свои кипящие эмоции, признания, фантазии. Он способен лишь на это. Не вызывает сомнения, что в противном случае его душевный накал достигнет опасного градуса, а это приведет либо к помешательству, либо к каким-то ужасным и неожиданным для него последствиям. И при этом каждое новое предчувствие порождает новые страхи.

В своем первом произведении Достоевский вывел вот такого «странного» человека. Критик В. Г. Белинский, живший и работавший тогда в Петербурге, прочел рукопись «Бедных людей», похвалил автора и дал ему путевку в литературный мир. Белинскому принадлежит огромная заслуга в том, что он признал в никому не известном юноше, мечтавшем стать писателем, литературный талант.

Вместе с тем, представляя читателям «Бедных людей», Белинский заронил семена неверного толкования всего последующего творчества Достоевского. Относительно Девушкина он пишет: «Чем ограниченнее его ум, чем теснее и грубее его понятия, тем, кажется, шире и деликатнее его сердце; можно сказать, что у него все умственные способности из головы перешли в сердце».

Данное толкование Белинского на протяжении последующих ста тридцати лет стало для читателей основным: «Бедные люди» — это роман, исполненный сочувствия к беднякам, которые обладают прекрасной душой. Такое понимание стало непреложным.

Однако, если попробовать прочесть «Бедных людей»» непредвзято и не оглядываясь на оценку Белинского, то выясняется: герой Достоевского — это странный человек с комплексом неполноценности, который, в силу своего необычайно развитого воображения, не в состоянии общаться с другими людьми, он одинок и умеет поверять свои мысли и чувства лишь письмам. Если оценивать характер Девушкина в целом, то его чувствительность развита сверх всякой меры, он способен погружаться с головой в «пьесу»» своих переживаний, но в то же самое время он не умеет обращаться с реальными людьми, и деликатность вкупе с чрезмерностью делают его совершенно бессильным в реальной жизни, а страх и нелюбовь к действительности образуют странный и смешной типаж.

В своем первом произведении Достоевский показал человека, который на первый взгляд кажется просто мелким и ничтожным чиновником, однако на самом деле он открыл типаж очень необычный, который носит на себе фантастическую личину, которую сразу не разглядеть.

Советский историк литературы Б. М. Эйхенбаум говорил о персонажах Достоевского как об «образах реалистической фантастики» (см. его работу «О Чехове»). Юный Достоевский до этого момента был увлечен историческими драмами Шиллера и Пушкина, он пробовал подражать им, но, открыв «странного» человека, он ощутил к нему глубокое сочувствие и интерес и написал роман — тем самым он осознал свое литературное предназначение и талант. Поэтому он отзывался о своем дебютном произведении как о «довольно оригинальном». То есть этот реалистический и, одновременно, фантастический персонаж жил в нем самом. Несколько утрируя, можно сказать, с помощью «Бедных людей» Достоевский писал самого себя. Макар Девушкин мечтает стать «поэтом», а сам Достоевский — «писателем». В письме брату Михаилу он отмечал: «Во всем они привыкли видеть рожу сочинителя; я же моей не показывал. А им и не вдогад, что говорит Девушкин, а не я, и что Девушкин иначе и говорить не может» (1 февраля 1846).

Достоевский хочет сказать, что Макар Девушкин — его двойник, но «я» настолько умело притворился Девушкиным, что читатель этого не заметил.

У Достоевского не было таланта исторического писателя, обладающим таким полем видения, которое способно запечатлевать крупные исторические сдвиги и широкую панораму событий. Не было у него и природной литературной жилки чувствовать и описывать людей, которые преодолевают трудности и совершают великие дела. Большинство его персонажей — вне зависимости от времени написания произведения — это слабые, приниженные и больные люди. Общественное мнение оценивает таких болезненных, неудачливых, бессильных, а временами и ненормальных людей только отрицательно, но Достоевский ненасытно продолжал описывать их, находя в их характерах и образе жизни кипящие чувства, драматизм, сложность, богатство. Поскольку в этих персонажах был и он сам.

В герое «Бедных людей» — мелком чиновнике Макаре Девушкине — Достоевский открыл тайный душевный мир приниженного и больного человека, и это произведение предвосхищает все последующие произведения, написанные им.

В июле 1843 г. в Санкт-Петербург приезжает кумир Достоевского Оноре де Бальзак. Вдохновленный его приездом, Достоевский переводит его . От социального романа французского писателя, с его состраданием к униженным и оскорбленным, прямая дорога к первому произведению Достоевского «Бедные люди». Приближалась «самая восхитительная минута во всей [его] жизни...».

Петербург. Май 1845 г. Белая ночь, «чудная ночь, такая ночь, которая разве только и может быть тогда, когда мы молоды, любезный читатель». На втором этаже небольшого дома на углу Владимирского проспекта и Графского переулка у окна сидит молодой человек. У него крупные черты лица, большой широкий лоб, а над тонкими губами короткие, редкие светло-каштановые усы. В серых, исподлобья хмурящихся глазах — озабоченность.

Совсем недавно он закончил рукопись первого литературного произведения — романа «Бедные люди», а вчера дал ее молодому литератору, товарищу по Главному инженерному училищу , с которым они вместе снимают эту квартиру. Понравится ли Д.В. Григоровичу? Поймет ли он, сколько здесь искреннего чувства и напряженной духовной работы?

Шум около входных дверей, и на пороге комнаты появляется Дмитрий Григорович вместе с незнакомым молодым человеком. Это поэт и издатель . Д.В. Григорович и Н.А. Некрасов, не отрываясь, прочли вслух всю рукопись, в четыре часа ночи прибежали к автору и в совершенном восторге, чуть не плача, бросились его обнимать.

Через много лет Достоевский вспоминал об этом: «Они накануне вечером воротились рано домой, взяли мою рукопись и стали читать на пробу: "С десяти страниц видно будет". Но, прочтя десять страниц, решили прочесть еще десять, а затем, не отрываясь, просидели уже всю ночь до утра, читая вслух и чередуясь, когда один уставал <...> Когда они кончили (семь печатных листов!), то в один голос решили идти ко мне немедленно: "Что же такое что спит, мы разбудим его, это выше сна"».

После ухода Григоровича и Некрасова Достоевский не мог заснуть. «Какой восторг, какой успех, а главное — чувство было дорого, помню ясно».

Н.А. Некрасов передал рукопись , который пожелал познакомиться с начинающим писателем. Встреча состоялась. В.Г. Белинский «заговорил пламенно, с горящими глазами: "Да вы понимаете ль сами-то, — повторял он мне [Достоевскому] несколько раз и вскрикивая по своему обыкновению, — что вы такое написали!" <...> "Вы только непосредственным чутьем, как художник это могли написать, но осмыслили ли вы сами-то всю эту страшную правду, на которую вы нам указали? Не может быть, чтобы вы в ваши двадцать лет уж это понимали. Да ведь этот ваш несчастный чиновник — ведь он до того заслужился и до того довел себя уже сам, что даже и несчастным-то себя не смеет почесть от приниженности и почти за вольнодумство считает малейшую жалобу, даже права на несчастье за собой не смеет признать, и, когда добрый человек, его генерал, дает ему эти сто рублей — он раздроблен, уничтожен от изумления, что такого, как он, мог пожалеть "их превосходительство", не его превосходительство, а "их превосходительство", как он у вас выражается! А эта оторвавшаяся пуговица, а эта минута целования генеральской ручки, — да ведь тут уже не сожаление к этому несчастному, а ужас, ужас! В этой благодарности-то его ужас! Это трагедия! Вы до самой сути дела дотронулись, самое главное разом указали. <...> Вам правда открыта и возвещена как художнику, досталась как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным, и будете великим писателем!.."».

Достоевский уходит от Белинского «в упоении»: «Это была самая восхитительная минута во всей моей жизни. Я в каторге, вспоминая ее, укреплялся духом. Теперь еще вспоминаю ее каждый раз с восторгом».

Первое произведение Достоевского «Бедные люди», увидевшее свет 15 января 1846 г. в «Петербургском сборнике» , стало событием в истории русской литературы. Появлению шедевра предшествовала необычайно кропотливая и тщательная работа писателя. Работа над переводом «Евгении Гранде» помогает Достоевскому отказаться от драматических планов: под впечатлением от повести Бальзака о несчастной девушке он задумывает свое первое произведение «Бедные люди».

30 сентября 1844 г. Достоевский брату: «У меня есть надежда. Я кончаю роман в объеме "Eugenie Grandet". Роман довольно оригинальный. Я его уже переписываю, к 14-му я, наверно, уже и ответ получу за него. Отдам в "О<течественные> з<аписки>". (Я моей работой доволен.) Получу, может быть, руб. 400, вот и все надежды мои...».

Д.В. Григорович, свидетельствующий, что денег у них с Достоевским хватало только на первую половину месяца, а остальные две недели они питались булками и ячменным кофеем, вспоминает: «Когда я стал жить с Достоевским, он только что кончил перевод романа Бальзака "Евгения Гранде". Бальзак был нашим любимым писателем... Достоевский между тем просиживал целые дни и часть ночи за письменным столом. Он слова не говорил о том, что пишет: на мои сообщения он отвечал неохотно и лаконически; зная его замкнутость, я перестал спрашивать. Я мог только видеть множество листов, исписанных тем почерком, который отличал Достоевского; буквы сыпались у него из-под пера точно бисер, точно нарисованные... Как только Достоевский переставал писать, в его руках немедленно появлялась книга... Усиленная работа и упорное сидение дома крайне вредно действовали на его здоровье; они усиливали его болезнь, проявлявшуюся несколько раз еще в юности, в бытность его в училище. Несколько раз во время наших редких прогулок с ним случались припадки... После таких припадков наступало обыкновенно угнетенное состояние духа, продолжавшееся дня два или три».

Рукопись «Бедных людей» Достоевский закончил в 1844 г., однако в декабре она подвергается полной переработке, а в феврале 1845 г. — вторичной переделке. «Кончил я его [роман] совершенно, — начинающий беллетрист брату 24 марта 1845 г. — чуть ли еще не в ноябре месяце, но в декабре вздумал его весь переделать; переделал и переписал, но в феврале начал опять снова обчищать, обглаживать, вставлять и выпускать. Около половины марта я был готов и доволен».

Достоевский никак не может удовлетвориться формой, он хочет совершенства. Это стремление к совершенству осталось на всю жизнь. Бесконечная нужда, заставлявшая работать с чудовищной быстротой, чтобы получить скорее гонорар, была действительно трагедией его творческой работы: лишь два раза в жизни, когда Достоевский писал первое произведение «Бедные люди» и когда он через тридцать пять лет создавал последнее произведение , он имел возможность спокойно поработать, не наспех, тщательно обдумав план и строго следя за языком и стилем.

Это наглядно подтверждает творческая работа над «Бедными людьми». Казалось, вторая переделка Достоевского удовлетворяет, когда он пишет брату: «Моим романом я серьезно доволен. Это вещь строгая и стройная», но тут же писатель добавляет: «Есть, впрочем, ужасные недостатки».

Взыскательная переработка первого романа — не только поиски его совершенной формы, но и начало творческой биографии будущего великого писателя, который уже предчувствует крестный путь в русской литературе и трагическую судьбу. На каждое свое произведение, в том числе и на «Бедных людей», Достоевский смотрел как на произведение, от которого зависит вся его жизнь, вся судьба, все творчество. Если же говорить о «Бедных людях», то к этому добавлялись еще запутанные денежные дела, грозящие полным разорением, подорванное здоровье и полная неясность литературных планов.

Вот почему с первым произведением Достоевский связывает вопрос о жизни и смерти: «Дело в том, что я все это хочу выкупить романом. Если мое дело не удастся, я, может быть, повешусь» (из письма брату от 24 марта 1845 г.). Жизнь или смерть, все или ничего, быть или не быть — вот последние, предельные вопросы, сопровождавшие рождение великого писателя. И когда Достоевский сообщает брату, что он в «Инвалиде», в фельетоне только что прочел о немецких поэтах, умерших от голода, холода и в сумасшедших домах, и ему «до сих пор как-то страшно», то он связывает судьбу этих немецких поэтов с собственной литературной и жизненной судьбой в случае неудачи первого произведения «Бедные люди».

Поэтому Достоевский упорно ищет подходящую художественную форму. Через полтора месяца после второй переделки, в апреле 1845 г., «Бедные люди» подвергаются новой коренной и на этот раз уже последней (до печатания) переделке. 4 мая 1845 г. Достоевский брату: «Я до сей самой поры был чертовски занят. Этот мой роман, от которого я никак не могу отвязаться, задал мне такой работы, что если бы знал, так не начинал бы его совсем. Я вздумал его еще раз переправлять, и ей-Богу к лучшему; он чуть ли не вдвое выиграл. Но уже теперь он кончен, и эта переправка была последняя. Я слово дал до него не дотрагиваться...».

Однако три переделки «Бедных людей» — это не только поиски адекватной художественной формы, но и свидетельство напряженной духовной работы автора, серьезного изменения в его мироощущении, о чем Достоевский доверительно дает понять брату: «Я страшно читаю, и чтение странно действует на меня. Что-нибудь, давно перечитанное, прочитаю вновь и как будто напрягусь новыми силами, вникаю во все, отчетливо понимаю и сам извлекаю умение создавать. <...> Брат, в отношении литературы я не тот, что был тому назад два года. Тогда было ребячество, вздор. Два года изучения много принесли и много унесли...».

Итак, сам Достоевский сообщает, что в течение 1843—1845 гг. он как бы заново духовно родился. Но был ли этот духовный перелом связан непосредственно с историей создания «Бедных людей», с творческой работой над первым произведением или в его основе лежал какой-то факт из биографии самого писателя? Через шестнадцать лет Достоевский в фельетоне соединил работу над «Бедными людьми» с недостающим фактом из своей биографии:
«Помню, раз, в зимний январский вечер, я спешил с Выборгской стороны к себе домой. Был я тогда еще очень молод. Подойдя к Неве, я остановился на минутку и бросил пронзительный взгляд вдоль реки в дымную, морозно-мутную даль, вдруг заалевшую последним пурпуром зари, догоравшей в мглистом небосклоне. <...> Казалось, наконец, что весь этот мир, со всеми жильцами его, сильными и слабыми, со всеми жилищами их, приютам нищих или раззолоченными палатами, в этот сумеречный час походит на фантастическую, волшебную грезу, на сон, который в свою очередь тотчас исчезнет и искурится паром к темно-синему небу. Какая-то странная мысль вдруг зашевелилась во мне. Я вздрогнул, и сердце мое как будто облилось в это мгновение горячим ключом крови, вдруг вскипевшей от прилива могущественного, но доселе незнакомого мне ощущения. Я как будто что-то понял в эту минуту, до сих пор только шевелившееся во мне, но еще не осмысленное; как будто прозрел во что-то новое, совершенно в новый мир, мир мне незнакомый и известный только по каким-то темным слухам, по каким-то таинственным знакам. Я полагаю, что с той именно минуты началось мое существование...».

Это «видение на Неве» кладет конец романтической юности Достоевского, рыцарским замкам в романах Вальтера Скотта, слезам восторга над стихами Ф. Шиллера, таинственным и фантастическим сказкам Э.Т.А. Гофмана, мечтательной дружбе с поэтом И.Н. Шидловским.

Достоевский жил в мечтах, «в воспаленных грезах», чуждый действительности. И вдруг озарение: «Стал я разглядывать и вдруг увидел какие-то странные лица. Все это были странные, чудные, вполне прозаические, вовсе не дон Карлосы и Позы, а вполне титулярные советники и в то же время как будто какие-то фантастические титулярные советники. <...> И замерещилась мне тогда другая история, в каких-то темных углах, какое-то титулярное сердце, честное и чистое, нравственное и преданное начальству, а вместе с ним какая-то девочка, оскорбленная и грустная, и глубоко разорвала мне сердце вся их история...».

Романтическая пелена спала: Достоевский понял, что ничего нет фантастичнее русской действительности. Это «видение на Неве» он считает своим писательским рождением. И не случайно рождение произошло в самом фантастическом городе на свете — Петербурге, как и не случайно, что у истоков этого рождения стоял Н.В. Гоголь с его «Шинелью». Поиски своего «видения на Неве» и были, по всей вероятности, связаны с трехкратной переделкой «Бедных людей».

«Видение на Неве» вплотную подводит к замыслу первого произведения Достоевского. В «Бедных людях» он развивает излюбленную тему русской литературы 40-х гг. XIX в. — тему маленького, бессильного, забитого человека, начатую А.С. Пушкиным в его «Станционном смотрителе» и достигшую своей вершины в знаменитой «Шинели» Н.В. Гоголя. В повести «Шинель» Н.В. Гоголь изображает бедного чиновника Акакия Акакиевича, тупого, забитого и бессловесного. Ценой нечеловеческих лишений он собирает деньги на покупку новой шинели. Но ее у него крадут, и он умирает от отчаяния и горя. Герой «Бедных людей» Макар Девушкин тоже бедный и жалкий чиновник, также всю жизнь переписывает бумаги, над ним издеваются сослуживцы, его распекает начальство. Достоевский оказался внимательным читателем гоголевской повести, но вместе с тем ученик бунтует против своего учителя.

Л.Н. Толстой любил повторять слова художника К.П. Брюллова: «Искусство только там и начинается, где начинается "чуть-чуть"». Казалось бы, молодой Достоевский лишь «чуть-чуть» изменил «Шинель» Н.В. Гоголя: вместо вещи (шинели) у Достоевского живое лицо (Варенька); тупое существо, высший идеал которого — теплая шинель, Акакий Акакиевич заменен в «Бедных людях» трогательной своей привязанностью, бекорыстной любовью к Вареньке Макаром Алексеевичем, но это-то и было простое и гениальное изменение. Процесс пробуждения личности в маленьком человеке, глубокое проникновение во внутренний мир этого человека, так поразившее В.Г. Белинского, — вот то новое, что внес Достоевский в первый роман. Он проследил, как униженное и оскорбленное существо начинает сознавать в себе человека и даже делает робкую попытку бунтовать против разделения людей на бедных и богатых. Встреча с Варенькой и явилась для Макара Девушкина решающим толчком для проявления социального протеста. Именно на это обратил внимание в статье о творчестве Достоевского «Забитые люди».

Достоевского, в отличие от Н.В. Гоголя, интересует не только «бедность» бедного человека, но и искаженное под влиянием нищеты сознание «забитого» человека. Достоевский анализирует бедность как особое душевное состояние человека. 1 февраля 1846 г. он : «Представь себе, что наши все и даже Белинский нашли, что я даже далеко ушел от Гоголя. <...> Во мне находят новую, оригинальную струю (Белинский и прочие), состоящую в том, что я действую Анализом, а не Синтезом, то есть иду в глубину и, разбирая по атомам, отыскиваю целое. Гоголь же берет прямо целое и оттого не так глубок, как я...».

Макар Девушкин читает «Шинель» и принимает все на свой счет. Он глубоко оскорблен этим «пашквилем» и жалуется на него Вареньке: «И для чего же такое писать? И для чего оно нужно?.. Да ведь это злонамеренная книжка, Варенька; это просто неправдоподобно, потому что и случиться не может, чтобы был такой чиновник».

Макар Девушкин с негодованием возвращает Вареньке «Шинель» и с восторгом отзывается о «Станционном смотрителе»: «Читаешь — словно сам написал, точно это, примерно говоря, мое собственное сердце, какое уж оно там ни есть, взял его, людям выворотил изнанкой, да и описал все подробно — вот как! Нет, это натурально!»

Для Достоевского это высший приговор над «Шинелью». Начинающий писатель вступает в полемику с Н.В. Гоголем по вопросу о гуманизме. Гуманизм, считает Достоевский, заключается не только, а возможно, и не столько в том, чтобы пожалеть бедного человека, а в том, чтобы наделить его голосом, сделать судьей. Достоевский не признает Акакия Акакиевича как героя, лишенного самосознания, душевного мира. Он подходит к человеку не извне — это оскорбительно, а изнутри. Не отупение героя под влиянием бедности интересует Достоевского, а его изощренное сознание. Макар Девушкин страдает не от бедности, как Акакий Акакиевич, а от сознания, что другие видят его нищету. Герой «Бедных людей» пьет чай, потому что пьют другие, он стесняется своих рваных сапог не потому, что ему неудобно в них ходить, — его больше беспокоит, что подумают другие, увидев такие сапоги.

Но физические страдания ничто по сравнению с душевными терзаниями, на которые обрекает бедность. Девушкин переживет ее не только как социальное явление, но и анализирует как особый склад души, особое психологическое состояние человека. Нищета означает беззащитность, запуганность, униженность, она лишает человека достоинства, превращает в «ветошку», бедняк замыкается в своем стыде и гордости, ожесточается сердцем, делается подозрительным и «взыскательным».

Макар Девушкин — тот же Акакий Акакиевич, наделенный самосознанием. Слово героя о себе — вот с чего начал будущий создатель , а «Бедные люди» уже зародыш полифонии. Вот почему это роман в письмах — герой получил возможность говорить о себе. И здесь тоже полемика с Н.В. Гоголем, видевшим трагизм Акакия Акакиевича в отсутствии самосознания героя, а у Макара Девушкина, наоборот, гипертрофированное сознание.

И в герое «Шинели», и в герое «Станционного смотрителя» Девушкин узнает самого себя. Но если второго он полностью принимает, то первого полностью отвергает: бедному человеку совсем не нужно сожаления и сочувствия, наоборот, он боится сожаления и сочувствия. В «Шинели» Акакий Акакиевич встречается с полным равнодушием и умирает. Достоевский меняет ситуацию: «их превосходительство», увидев оторванную пуговицу, дает герою 100 рублей и пожимает ему руку.
Эта сцена, которая привела в такой восторг В.Г. Белинского, имеет двойной смысл. Достоевский пытается смягчить остроту социальных противоречий и в духе утопического социализма мечтает о мире и согласии между «их превосходительством» и Макаром Девушкиным. Но есть и второй, более глубокий подтекст в этой сцене. «Их превосходительство» пожалел своего подчиненного — дал ему 100 рублей. Значит, Девушкин перестал быть бедным человеком, однако положение не изменилось: сословная иерархия сохранилась и герой остался таким же несчастным. Здесь Достоевский снова полемизирует с Н.В. Гоголем: дело не в доброжелательных и недоброжелательных людях — общественный строй от этого не изменится.

Макар Девушкин в отличие от Акакия Акакиевича не только униженная, забитая, но и протестующая личность. И хотя Достоевский показывает, что такие люди, как Макар Девушкин, настолько свыклись со своим положением, что уже сами не верят в существование справедливости, все же герой «Бедных людей» — первый «бунтовщик» у Достоевского. Соединив гоголевскую тему о бедном чиновнике с фабулой «Станционного смотрителя», Достоевский из скромной психологической истории любви Девушкина к Вареньке создал реалистическую картину общественного зла и социальной несправедливости.

Именно социальный пафос «Бедных людей» и привлек прежде всего внимание В.Г. Белинского и создал первому произведению Достоевского шумный успех. В Достоевский рассказал о своей внезапной славе после появления «Бедных людей», о «самой восхитительной минуте» всей его жизни, когда рукопись прочел В.Г. Белинский. А в 1861 г. об этом же вспоминает в романе Достоевского начинающий писатель Иван Петрович: «И вот вышел, наконец, мой роман. Еще задолго до появления его поднялся шум и гам в литературном мире. Б. обрадовался, как ребенок, прочитав мою рукопись. Нет! Если я был счастлив когда-нибудь, то это даже не во время первых упоительных минут моего успеха, а тогда, когда еще я не читал и не показывал никому моей рукописи, в те долгие зимние ночи, среди восторженных надежд и мечтаний и страстной любви к труду; когда я сжился с моей фантазией, с лицами, которых сам создал, как с родными, как будто с действительно существующими; любил их, радовался и печалился с ними, а подчас даже и плакал самыми искренними слезами над незатейливым героем моим».

Самый «торжественный момент» в жизни Достоевского — рождение писателя — произошел в петербургские белые ночи и получил благословение Н.А. Некрасова и В.Г. Белинского. Начало литературного пути Достоевского было блистательным. Но только в 1880 г. он второй раз в своей творческой жизни пережил, после знаменитой Пушкинской речи, «самую восхитительную минуту» всей жизни. Между этими двумя событиями стоят многие годы непонимания, а за солнечными днями биографии молодости через пять лет последовали мрачные казематы Петропавловской крепости и ужас «Мертвого дома».

Белов С.В. Ф.М. Достоевский. Энциклопедия. М.: Просвещение, 2010. С. 80—84.

«Бедные люди» — первое оригинальное печатное произведение Достоевского. Авторский жанровый подзаголовок — «роман».

Рукописей романа не сохранилось, ни окончательных, ни черновых. Существуют различные мнения о времени возникновения замысла и работы писателя над «Бедными людьми» (интенсивный период труда, указанный самим Достоевским, — с осени 1844 по май 1845 г.). Исследователи, занимавшиеся историей создания романа (К.К. Истомин, А.Л. Бем, И.Д. Якубович), установили немало фактов, способствовавших интенсивному духовному росту молодого Достоевского и обеспечивших шумный читательский успех его литературного дебюта. Среди этих факторов особое значение имело творчество А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя, под воздействием которых происходила кристаллизация замысла «Бедных людей» <...>.

В.Г. Белинский, по свидетельству П.В. Анненкова, назвал «Бедных людей» «первой попыткой <...> социального романа» в России.
Произведение было воспринято как шедевр «гоголевского направления», т.н. , обратившейся к быту и типажам городских низов — «маленьких людей». Влияние Гоголя было ощутимо в самом стиле письма, в речевом этикете персонажей, вызвавшем смущение и даже раздражение у некоторых критиков. Но наиболее проницательные из них сразу заметили, что Достоевский пошел дальше Гоголя и даже вступил в полемику с ним. При «тщательно выписанном фоне повседневной жизни столицы» писателя занимает не столько быт, сколько внутренний мир героев. Не случайно его стиль получил название «психологического» или «сентиментального» натурализма (термин Ап.А. Григорьева). Однако и этого определения недостаточно для понимания художественного открытия, сделанного Достоевским уже в первом его сочинении и ставшего затем отличительным свойством всего его творчества. Это открытие состояло в том, что предметом художественного анализа писателя стало самосознание человека, его самоопределение в мире и в обществе. В бедном человеке Достоевский открыл «амбицию», т.е. оскорбленную гордость, уязвленное достоинство и жажду самооправдания, самозащиты. слову «амбиция», декларируемому самими бедными людьми, является слово «ветошка» (старая тряпка) — нечто ничтожное и нечистое, каким представляется нередко «маленький человек» солидным господам. Достоевский предоставил бедняку право на собственное слово о себе.

Роман написан в эпистолярной форме — в виде переписки пожилого чиновника Макара Алексеевича Девушкина и молоденькой «поруганной девушки» — сироты Вареньки Доброселовой. Форму эпистолярного романа разрабатывала известная просветительская проза: «Новая Элоиза» Ж.Ж. Руссо, «Страдание молодого Вертера» И.В. Гете, «Тереза и Фальдони, или Письма двух любовников, живущих в Лионе» Н.Ж. Леонара (именами героев последнего романа наделены слуги в доме-«трущобе», где проживает Макар Алексеевич). В этих европейских произведениях переписку ведут интеллектуальные, утонченные герои. Жанровая форма «Бедных людей» очевидно вызвана не подражанием западным образцам и не полемикой с ними. Эта форма вылилась из личного опыта писателя прежде всего: она была подготовлена напряженной перепиской Достоевского с братом Михаилом и отцом, М.А. Достоевским. В письмах к отцу постоянно звучат сетования на бедность, причем знаками «неприличной» бедности оказывается отказ от чаепития и новых сапог (как и у Девушкина). Письма к брату Михаилу свидетельствуют о муках самоопределения Достоевского как человека и писателя. Но эпистолярного жанра требовал и сам душевный склад избранного Достоевским главного героя — Макара Девушкина, мечтателя с позывами к сочинительству.

Любовный сюжет неразрывно связан с литературным. Уже в первом письме к Вареньке Макар Алексеевич пытается овладеть литературным слогом, используя пока штампы сентиментально-романтической литературы: «Сравнил я вас с птичкой небесной, на утеху людям и для украшения природы созданной. Тут же подумал я, Варенька, что и мы, люди, живущие в заботе и треволнении, должны тоже завидовать беззаботному и невинному счастию небесных птиц, — ну, и остальное всё такое же, сему же подобное; то есть я всё такие сравнения отдаленные делал. У меня там книжка есть одна, Варенька, так в ней то же самое, все такое же весьма подробно описано». В следующем письме он экспериментирует с другим стилем: пытается дать в духе модных «физиологий» описание своего жилища — уголка, отгороженного в общей кухне. Здесь, правда, он нарушает объективность натуралистической картины, то и дело прибегая к словечкам с «оглядкой» и «лазейкой», пытаясь опередить чужое, нелестное для него мнение. Девушкин увлечен литературой. Он еще не умеет отделить истинных шедевров от литературных подделок, но цену литературе знает: «А хорошая вещь литература, Варенька, очень хорошая <...>. Глубокая вещь! Сердце людей укрепляющая, поучающая, и — разное там еще обо всем об этом в книжке у них написано. Очень хорошо написано! Литература — это картина, то есть в некотором роде картина и зеркало; страсти выраженье, критика такая тонкая, поучение к назидательности и документ».

Любовь Девушкина к Вареньке — чувство высокое и мучительное. «Романический» вариант любовников здесь сразу отвергнут — Девушкин довольствуется отеческой заботой о милой «маточке». Но ему эти отношения необходимы, мечтательная любовь преображает его: «Узнав вас, я стал, во-первых, и самого себя лучше знать и вас стал любить; а до вас, ангельчик мой, я был одинок и как будто спал, а не жил на свете. Они, злодеи-то мои, говорили, что даже и фигура моя неприличная, и гнушались мною, ну, и я стал гнушаться собою; говорили, что я туп, я и в самом деле думал, что я туп, а как вы мне явились, то вы всю мою жизнь осветили темную, так что и сердце и душа моя осветились, и я обрел душевный покой и узнал, что и я не хуже других; что только так, не блещу ничем, лоску нет, тону нет, но все-таки я человек, что сердцем и мыслями я человек». Для Девушкина фиксировать сам процесс своих любовных страданий становится первейшей необходимостью. Возлюбленная, живущая в том же дворе, приглашает его заходить к ней в гости без стеснения, но он предпочитает отношения посредством писем, потому что это дает полную возможность мечтательному «выражению страсти». Как истинный мечтатель, он живет воображением, для него собственная фантазия дороже действительности. Сочинительство в его жизни играет ту же роль, что и любовь, — это средство, «укрепляющее сердце».

Но и духовный надлом, пережитый Девушкиным, тоже совершается от встречи с литературой — большой литературой, сочинениями Пушкина и Гоголя, посланными ему Варенькой. Макар Алексеевич, читающий подряд «Станционного смотрителя» и «Шинель», восторженно воспринимает пушкинскую повесть, видя в судьбе Самсона Вырина отражение общечеловеческой участи, а на «Шинель» реагирует как на личный враждебный выпад против него, Девушкина (отождествляя себя с Акакием Акакиевичем), как на насмешку и издевательство над бедным человеком. В повести Гоголя он, по словам С.Г. Бочарова, увидел себя раздетым догола (как библейский Адам увидел свою наготу и стыд) — во всей неприглядной «истине» — и отверг такое изображение человека как «пасквиль». Разумеется, замечает С.Г. Бочаров, оценка примитивного и «гениального читателя» (как назвал Достоевского А.Л. Бем) разнится. «Но примитивный и гениальный читатель делают здесь сообща свое великое дело прочтения метатекста литературы и построения ее драматического сюжета». Достоевский реакцией Девушкина на «Шинель» обнажает недостаточность гоголевского гуманизма, выражающегося в самом способе изображения человека. У Гоголя человек сведен к типу — функции социальной среды, превращен в вещь, а мечта Акакия Акакиевича — «шинель замещает другое живое существо». Персонажи «Бедных людей» не типы, а реальные, живые люди. Гоголь признается, что в произведениях своих «ставил» человека «противувольно». В «Бедных людях» человек чувствует, мыслит, говорит по своей воле и своим словом. В письме к брату Михаилу Достоевский сетовал: «В публике нашей есть инстинкт, как во всякой толпе, но нет образованности. Не понимают, как можно писать таким слогом. Во всем они привыкли видеть рожу сочинителя; я же моей не показывал. А им и невдогад, что говорит Девушкин, а не я, и что Девушкин иначе и говорить не может».

Встреча Макара Девушкина с гоголевской «Шинелью» — кульминационный пункт его любовно-литературного романа и важнейший момент в раскрытии авторского замысла. Литературный «пасквиль» так подействовал на бедняка, что у него случился духовный срыв: он запил, опустился до скандалов, даже до отрицания всей литературы, вплоть до Шекспира. В конечном счете пережитый кризис обострил его глаз и расширил горизонты мысли. Прежде он довольствовался сознанием пользы своей как переписчика бумаг — «канцелярской крысы» («...да и крыса-то эта пользу приносит, да за крысу-то эту держатся»). Теперь, блуждая по Гороховой, он болезненно реагирует на социальные контрасты столицы и приходит к значительному философскому выводу о пагубности для человека разобщенности, безответственности людей, о том, что каждый, богач и бедняк, занят лишь собой, заботится лишь о «своих сапогах» (в переносном, обобщающем смысле: «...то есть на другой манер сапоги, фасона другого, но все-таки сапоги»). Девушкин формулирует другой принцип сообщества людей: «...полно <...> о себе одном думать, для себя одного жить <...> оглянись кругом, не увидишь ли для забот своих предмета более благородного, чем свои сапоги!». Эти слова, кстати, объясняют, почему Достоевский взял эпиграфом к роману слова из рассказа В.Ф. Одоевского «Живой мертвец»: автор «Бедных людей» отсылал читателя к сочинению, в котором ставилась проблема «круговой поруки» людей — вопрос о нерасторжимой связи всей жизни и отдельных поступков человека с судьбами других людей.

Роман Девушкина с Варенькой, говоря языком героев, «не имеет будущности»: его целиком удовлетворяет переписка с ней («точно домком и семейством меня благословил Господь!»); она же, пережив первые жестокие потрясения, все еще надеется на возможность «другой жизни».

Варенька и раскрывается в романе иначе, чем Макар Алексеевич: не столько в письмах, сколько в дневниковых «записках» — воспоминания о прошлом, о горьком детстве и нескольких счастливых днях в юности. Она получила некоторое образование (в пансионе), и ее литературные способности могут показаться очевиднее, заметнее «литературности» Макара Алексеевича, но ее гладкопись вторична, стилизована под сентиментальный образец (особенно в описании природы) — язык же Девушкина, при всей корявости и болтливости, самобытен, пластичен, выразителен, и к концу романа у него наконец «слог <...> формируется».

Разница установок определяет сложный характер их взаимоотношений: возвышенная, бескорыстная любовь их, любовь «не для себя», временами осложняется эгоистической «глухотой»: он не воспринимает ее просьб о помощи, когда она собирается переехать на другую квартиру, тем более когда появляется Быков; она, готовясь к свадьбе, не хочет слышать его жалоб и стенаний, нагружая его всевозможными поручениями по поводу ее нарядов, «фальбалы» и проч. Девушкин хотел бы «переписать» окончание повести «Шинель», сделать все благополучным, лишить трагизма. Но история самого бедного Макара завершается весьма печально: брошенный Варенькой, уезжающей с мужем, Быковым, в его поместье, в глухую, «голую» степь, он сознает свое одиночество как трагедию: потеряно все, что утешало его, скрашивало его жизнь: «Да! вот вы возьмите-ка в соображение, маточка, — дескать, к кому же он письма будет писать? Кого же я маточкой называть буду; именем-то любезным таким кого называть буду? <...> а ведь никак не может так быть, чтобы письмо это было последнее».

Разом оборвалось счастье любви и счастье сочинительства — и, по-видимому, навсегда. В.Г. Белинский писал о «Бедных людях»: «Вообще трагический элемент проникает собою весь роман».

В романе кроме Девушкина и Вареньки представлен еще целый ряд бедных мечтателей: первый возлюбленный Вареньки студент Покровский (примечательно, что роман с ним развивается «под знаком Пушкина»), его жалкий отец, горемыка Горшков с женой. Все это мечтатели альтруистического типа. Судьбы их — и судьба Покровского, и судьба Горшкова (только что оправданного по суду) — завершаются внезапной смертью, рушащей надежды любящих их.

Бедные люди романа воспринимают все несчастья, выпавшие на их долю, как гонения судьбы. Даже когда Девушкина возмущают контрасты роскоши и нищеты, его «вольнодумство» не идет дальше обиды на «ворону-судьбу». Они не ропщут против Бога. Более того, во всем добром, что им досталось, видится им «промысел Божий».

Критика 1840-х гг. широко откликнулась на «Бедных людей», о романе писали рецензенты многих авторитетных органов печати. Принципиально важны оценки В.Г. Белинского и В.Н. Майкова, уловивших важнейшие и перспективные черты творческого метода Достоевского.

«Многие могут подумать, — писал Белинский в статье о «Петербургском сборнике», — что в лице Девушкина автор хотел изобразить человека, у которого ум и способности придавлены, приплюснуты жизнью. Была бы большая ошибка думать так. Мысль автора гораздо глубже и гуманнее; он, в лице Макара Алексеевича, показал нам, как много прекрасного, благородного и святого лежит в самой ограниченной человеческой натуре». Критик отметил оригинальное сочетание и в произведении Достоевского.: «Смешить и глубоко потрясать душу читателя в одно и то же время, заставить его улыбаться сквозь слезы, — какое уменье, какой талант!».

В.Н. Майков поставил вопрос о принципиальном различии художественного видения Достоевского и Гоголя: «...Гоголь — поэт по преимуществу социальный, а г. Достоевский — по преимуществу психологический. Для одного индивидуум важен как представитель известного общества или известного круга; для другого самое общество интересно по влиянию его на личность индивидуума».

Место «Бедных людей» в творческом наследии Достоевского весьма точно определил современный исследователь В.Н. Захаров: «Макар Девушкин был первым откровением великой идеи Достоевского — идеи "восстановления" человека, духовного воскрешения забитых и бедных людей, униженных и оскорбленных».

Щенников Г.К. Белые ночи // Достоевский: Сочинения, письма, документы: Словарь-справочник. СПб., 2008. С. 13—16.

Прижизненные публикации (издания):

1846 — Петербургский сборник, изданный Н. Некрасовым. СПб.: Тип. Э. Праца, 1846. С. 1—166.

1847 — СПб.: Тип. Э. Праца, 1847. 181 с.

1860 — Изд. Н.А. Основского. М.: Тип. Лазаревского ин-та восточных языков, 1860. Т. I. С. 3—152.

1865 — Вновь просмотренное и дополненное самим автором издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1865. Т. I. С. 195—245.

1865 — Вновь просмотренное самим автором издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1865. 171 с.

Выбор редакции
Планеты - являются сигнификаторами или же показателями качества энергии, той или иной сферы нашей жизни. Это ретрансляторы, принимающие и...

Узники Освенцима были освобождены за четыре месяца до окончания Второй мировой войны. К тому времени осталось их немного. В погибло почти...

Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...

Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...
Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...
Слайд 2 Визитная карточка Территория: 1 219 912 км² Население: 48601098чел. Столица: Кейптаун Официальный язык: английский, африкаанс,...
Всякая организация включает в свой состав объекты, классифицируемые как ОС, по которым проводятся амортизационные отчисления. В рамках...