Значение символа череп. Значение тату "Череп": историческая справка и наши дни


Человеческий череп и скрещенные под ним кости… Все знают этот знак, как и то, что он означает — впрочем с последним, как правило, несколько сложнее. Этот древний символ и религиозный элемент присутствует в культуре разных стран. О хрустальных индейских черепах, ну, кто только не писал, и он тоже имеет свою историю, причем очень древнюю историю.

Череп со скрещенными… саблями!

Казалось бы, что рассказ о "мертвой голове" как символе следует начать с пиратов. Однако они в реальной жизни (кино это совсем другое!) как раз не слишком часто его использовали. Да, многие пираты имели черные флаги, но изображен на них этот знак был далеко не всегда, и от традиционного знака он сильно отличался. Например, у пирата Калико Джека Рэкхама на флаге был череп со скрещенными абордажными саблями, у Томаса Тью — рука с мечом, у легендарной Черной Бороды Эдварда Тича — скелет с копьем пронзающий алое сердце(!), у Эдварда Лоу — красный скелет.

Пират Эммануэль Уин хотя и имел на флаге изображение черепа и скрещенных костей, сам череп у него был нарисован боком и смотрел почему-то слева на право. У Кристофера Кондента черепов со крещеными костями было сразу три, зато у Эдварда Инглэнда "мертвую голову" дополняли песочные часы!

"Адамова голова" — символ армии

В христианской культуре изображение черепа с крестом из костей получило название "Адамова голова". Существует предание, что прах Адама находился на Голгофе, где произошло распятие Христа. И вот когда Христос был распят, его кровь просочилась сквозь землю и омыла череп Адама.

Таким образом, все человечество в его лице освободилось от грехов и получило возможность спасения. Так это было на самом деле или нет, но такова легенда, и вот поэтому-то она и приобрела символическое значение освобождения от смерти и спасения среди христиан. Но этот же символ использовался также и по всему миру, причем… преимущественно в армии.

Причем это отнюдь не были армии каких-нибудь "диких народов", а самых что ни на есть цивилизованных: британской, французской, финской, болгарской, венгерской, австрийской, итальянской и… русской!

"Адамова голова" как элемент военной формы

Впервые "мертвая голова", как элемент военной формы, начала использоваться с середины XVIII века в гусарских полках прусской армии Фридриха Великого. Форма прусских гусар состояла из чёрных чикчир с белым шитьем (штаны в обтяжку), доломана и ментика, и чёрной шапки-мирлитон с вышитыми серебряным черепом и костями, которые должны были символизировать мистическое единство войны и смерти на поле битвы.

Символика "смерти-бессмертия" в XVIII веке появилась и в британской армии, а именно — в 17-м уланском полку, в память о генерале Вольфе, убитом в Квебеке в 1759 году во время войны с французами. В1855году в ходе Крымской войны после самоубийственной атаки британской легкоконной бригады, истреблённой огнём русской пехоты и артиллерии (и потому именуемой в британских военных источниках "атакой в долине Смерти") в сражении под Балаклавой, эмблема "мёртвой головы" получила дополнительное звучание.

Череп и кости были наложены на скрещенные уланские пики, опирающиеся на ленту с надписью " DEAF OR GLORY" -"СМЕРТЬ ИЛИ СЛАВА". Через некоторое время пики с эмблемы были удалены, однако череп и кости остались. Боровшийся против французских захватчиков вплоть до сражения при Ватерлоо в 1815 году "Чёрный легион" герцога Брауншвейгского в качестве эмблемы также использовал "Адамову голову" и она же была эмблемой "гусар смерти" (houssards de la mort) у французов-роялистов, боровшихся против революционного режима во Франции, и числе и в рядах русских войск.

Мертвая голова в Русской Императорской армии как символ бессмертия впервые была использована во время Отечественной войны 1812 года одним из конных полков Петербургского ополчения, который назывался "Смертоносным" или "Бессмертным" полком. На головных уборах чинов этой части крепился серебряный череп над скрещенными костями. Этот символ, как следует из самого названия полка, использовался не столько как символ смерти, а скорее как символ бессмертия.

Герб на головных уборах в виде черепа и костей был официально установлен Государем Императором Николаем II в начале XX века и для одного из регулярных полков русской кавалерии — Александрийского гусарского полка.

"Баклановский значок"

Как пишет "Военная Энциклопедия" Сытина (1915 год), однажды находившийся в крепости Грозной генерал Я. П. Бакланов, который стал очень популярным в России благодаря своим подвигам на Кавказе, "с оказией" получил неизвестно от кого и откуда посылку. Когда её вскрыли, в ней оказался чёрный шёлковый значок" (как издавна назывались в русской армии "малые флаги"). На этом значке была вышита белая "Адамова голова" (череп и кости), обрамлённая девизом, повторяющим заключительные слова христианского Символа веры: "Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь". "Этот мрачный значок наводил ужас на чеченцев, — продолжает биограф, — и Бакланов с ним не расставался до конца жизни".

На могиле героя на Новодевичьем кладбище в Петербурге на добровольные пожертвования (генерал умер в бедности и был похоронен за счёт Донского войска) был поставлен памятник. Памятник изображал "скалу, на которую брошена бурка и папаха, а из-под папахи выглядывает этот чёрный "Баклановский" значок".

"Сбил самолет — получи "череп и кости"!"

В русской армии периода Первой мировой войны эмблема с "Адамовой головой" широко использовалась в русской военной авиации. Было принято решение установить, в качестве дополнительной награды, или знака отличия, для лётчиков, сбивавших вражеские аэропланы, георгиевскую ленту, на которой черепами со скрещенными костями должны были отмечать число уничтоженных самолетов противника: золотыми черепами должны были отмечаться — десятки, серебряными — единицы.

Многие из этих проектов воплотились в жизнь, сохранились подобные знаки, равно как и другие, в форме "мёртвой головы", наложенной на пропеллер самолета. Этот символ использовался в ударных частяхРусской армии в период революции 1917 года. Причем наибольшую известность получили "Корниловский ударный полк" и "Женская боевая команда (батальон) смерти" Марии Бочкарёвой, защищавшая от большевиков Зимний дворец в октябре 1917 года. Для их награждения летом 1917 года был учреждён особый знак в виде черепа с костями на чёрно-красной ленте.

Череп и кости в огне революции и гражданской войны

Во время Гражданской войны "мёртвая голова" использовалась обеими сторонами, но чаще белогвардейцами. Белые сочетали в своей символике "череп и кости" с выражением готовности умереть за своё дело. К примеру, на украшенном "мёртвой головой" знамени "Царскосельского батальона смерти" было написано: "Лучше смерть, чем гибель Родины". На знамёнах красногвардейцев "мёртвая голова" встречалась реже, но тоже встречалась, и обычно сочеталась с угрозой уничтожить своего врага ("Смерть буржуям", "…врагам трудового народа", "…контрреволюционерам", и т. п.).

Вскоре после окончания первой мировой войны, капитуляции Германии и начала вспыхнувшей там Ноябрьской революции 1918 года, эмблема "мёртвой головы" появилась на форме бойцов добровольческих корпусов, мобилизованных республиканским правительством Фридриха Эберта, Филиппа Шейдемана и Густава Носке на борьбу с немецкими большевиками-спартаковцами.

"Адамова голова" от казаков до байкеров

Во время Второй мировой войны изображение черепа и скрещенных костей использовали бойцы 1-й казачьей кавалерийской дивизии, позднее XV (XIV) казачьего кавалерийского корпуса генерала Гельмута фон Паннвица и других казачьих частей и подразделений в составе германского вермахта, а также войск СС (например, 3-я танковая дивизия СС "Тотенкопф"). И по сей день " мёртвая голова" продолжает оставаться военной эмблемой и используется подразделениями ряда государств. Также череп с костями часто используется наёмниками в различных конфликтах.

Этот символ также используют некоторые современные неонацистские организации. Убайкеров череп считается символом, приносящим победу, и символизирует защиту от смерти. Он же является символом Пиратской партии, цель которой — реформа законодательства в области интеллектуальной собственности, патентов и копирайта. Она выступает за свободный некоммерческий обмен информацией и недопустимость преследования за этот обмен по закону, а также за неприкосновенность частной жизни.

История символизма черепов

Череп является широко распространенным символом в мировой культуре. Это знак смертности человека. В то же время его рассматривают как вместилище души, человеческой жизни, и он наделяется необычной ритуальной ценностью с древних времен. У кельтов череп считался вместилищем священной силы, защищающей человека от злых сил и дарующей ему богатство и здоровье. Череп — это также атрибут индуистских отшельников, знак отречения от бренного мира на пути к спасению. Помимо этого он выступает атрибутом грозных богов тибетского пантеона. Кроме того, даосских бессмертных (сянь) зачастую изображают с ненормально разросшимся черепом — знаком того, что они за свою жизнь накопили в мозгу огромный запас энергии ян.
Мусульмане связывают известную поговорку о том, что будущее человека написано на его челе, со швами костей черепа, изгибы которых напоминают буквы.
Череп, наряду с косой и старухой входит в основной набор символов смерти. Он является атрибутом изображений многих христианских святых и апостолов, таких как апостол Павел, святая Магдалина, святой Франциск Ассизский. Также часто изображаются с черепом отшельники, что символизирует их размышления о смерти. Некоторые иконы с распятием изображаются с черепом и перекрещенными костями у подножия и являют собой напоминание о смерти Иисуса на кресте. Согласно одной из легенд, этот крест стоит на костях Адама, и благодаря тому, что Спаситель был распят на нем, все люди должны обрести вечную жизнь.
Разного рода предсказатели использовали человеческий череп для различных видов колдовства, например, клали его у изголовья кровати и призывали череп рассказывать будущее. В алхимии термин «мертвая голова» значил оставшиеся в тигле, бесполезные для совершения дальнейших действий или превращений продукты химического распада. В переносном смысле - это нечто, лишенное всякого смысла и содержания, мертвая форма, своего рода шлак. Древний народ сабинян считал, что человеческая душа находится именно в черепе, поэтому из них изготавливали ритуальные сосуды. Выдающийся еврейский философ, раввин, врач и разносторонний ученый Рабби Маймонид совершал воскурение мирта вокруг человеческого черепа, раввин Элеазар описывал способ изготовления терафима (родового антропоморфного идола) — заколоть первенца, отрубить голову, засолить ее и положить золотую пластинку с надписью под язык, после чего ждать от него сообщений. В Библии впервые терафимы появляются в связи с Рахелью. Она забирает их из дома отца своего Лавана Арамеянина в Месопотамии (Быт.31:19), из чего обычно делается вывод, что культ терафимов попал к израильтянам от арамеев. Рахель похитила терафима Лавана, чтобы череп не оповестил ее отца о бегстве Иакова. Пережитки лемурийского культа терафимов можно увидеть в христианстве — Адамова голова, а также в оккультизме рейха, где был особый орден и целая дивизия под названием «Тотенкопф» или «Мертвая голова». Даже в современной жизни одним из символов московского международного кинофестиваля некоторое время была красная голова терафима.
«Адамова глава»
(«Адамова голова») или «Мертвая голова» (нем. Totenkopf) — это символ смерти и в то же время бесстрашия перед ее лицом, изображаемый в виде черепа с перекрещенными костями (чаще всего белого или серебристого цвета на черном фоне). Кости и череп, как наиболее упорно противостоящая тлению, и меньше других поддающаяся разложению органическая ткань, во многих древних культурах на протяжении нескольких веков символизировали способность к физическому возрождению, жизненную энергию и стойкость духа, а не только были вестниками устрашения, разрушения и смерти. Символ «Мертвая голова» близок к пиратскому «Веселому Роджеру».
Череп был знаком смерти и присущей всему живому бренности бытия еще с античных времен. Человеческий череп как отдельно, так и включенный в состав сложных композиций, является одним из наиболее широко распространенных художественных сюжетов.

Христианские корни

Череп с перекрещенными под ним костями в традиционной русской культуре носит устоявшееся наименование «Адамова глава» (или «Адамова голова») и имеет древнее христианское происхождение. Согласно легенде, прах Адама покоился на Голгофе, где и произошло Распятие Христа. По православному поверию, кровь Христа омыла череп Адама по промыслу Божьему и все человечество в его лице от греховной скверны, даровав тем самым надежду на спасение. Таким образом, голова Адама несет глубоко символическое значение избавления от духовной смерти и спасения в традиционно христианском смысле. Изображение черепа можно увидеть на множестве вариантов Распятия или Креста, как, например, на православной монашеской схиме.

История использования символа в военных действиях

На протяжении всей истории человечества эмблема «мертвой головы» использовалась британскими, французскими, финскими, болгарскими, венгерскими, австрийскими, итальянскими и польскими вооруженными силами преимущественно в кавалерийских, авиационных, огнеметных, штурмовых и танковых частях, частях специального назначения армии США и других подразделениях. В древнегерманских государствах Пруссии и Брауншвейге с давних пор существовали как кавалерийские, так и пехотные части, эмблемами которых были черепа и кости на форменных головных уборах. В середине XVIII века символ смерти стал невероятно популярным среди армейских подразделений стран Западной Европы. В это время была создана основа формы позднейших «ударных частей» армий России, Чехии, Германии и других стран.
Впервые «мертвая голова» как элемент формы воинских подразделений начала использоваться в середине XVIII века ударными гусарскими полками прусской армии Фридриха Великого («гусары с мертвой головой» — Нем. «Totenkopfhusaren»). Устрашающая форма прусских гусар состояла из: черных чикчир (форменных узких штанов), доломана (гусарского мундира) и ментика (мантии), черной шапки-мирлитона (“Fluegelmuetze”) с серебряной эмблемой черепа и перекрещенных костей, символизировавших сокровенное единство смерти и войны на поле битвы.
Cимвoликa «cмepти и бeccмepтия» появилась примерно в XVIII столетии также в британской армии, конкретно — в 17-ом уланском полку в честь генерала Вольфа, убитого в войне против французов в 1759 году в Квебеке. В 1855 году, в период Крымской войны, после роковой атаки британской легкоконной гвардии, истребленной огнем русской артиллерии и пехоты (и потому названной британскими военными источниками «атакой в долине Смерти») во время сражения под Балаклавой, символ «мертвой головы» получил дополнительный смысл. Череп и кости были расположены над скрещенными уланскими пиками, которые опирались на ленту с изречением «DEATH OR GLORY» — что в переводе означает «СМЕРТЬ ИЛИ СЛАВА» (спустя некоторое время с эмблемы были удалены пики, но череп и кости оставлены).
Боровшемуся против французских интервентов вплоть до судьбоносного сражения при Ватерлоо 1815 года «Черному легиону» герцога Брауншвейгского эмблемой служила «Адамова голова», от которой и произошел череп с костями особого «брауншвейгского типа». Так называемая «Мертвая голова» была также эмблемой полка «гусары смерти» (Франц. “hоussаrds dе lа mоrt”), состоявшего из французских эмигрантов-роялистов, которые боролись против революционного режима, установившегося в том числе и в русских войсках.

Использование символики Русской Императорской армией

В Рyccкoй Импepaтopcкoй apмии cимвoликa «cмepти и бeccмepтия» впepвыe использовалась в период Отечественной войны 1812-го года одним из кавалерийских полков Петербургского ополчения, носившим грозные названия «Смертоносный» или «Бессмертный» полк. На головных уборах офицеров этой части крепился медальон из серебра с черепом и скрещенными под ним костями. Этот символ (во всяком случае, относительно русских войск) использовался не столько в качестве символа смерти, а скорее в качестве символа бессмертия, что следует из названия полка.
Герб для головных уборов в виде черепа с костями был официально утвержден Императором Николаем II в ХХ веке в качестве знака одного из регулярных кавалерийских полков русской армии — Александрийского гусарского полка. Значок Ее Величества 1-го эскадрона 5-го гусарского Александрийского полка был «весь черный с серебряной Адамовой головой (полковая эмблема), с рамкой из гусарского серебряного галуна»; значок 2-го эскадрона был «весь черный, с серебряной Адамовой головой».
«Мертвая голова» также присутствовала на тульях фуражек офицеров гусарского 4-го Мариупольского полка и на черных значках (как в русской армии издавна называли «малые флаги») Донского 17-го («Баклановского») казачьего полка. Как указывает «Военная Энциклопедия» Сытина (издание 1915 года), генерал Я. П. Бакланов, ставший очень популярным в то время в России благодаря своим множественным подвигам на Кавказе, однажды, находясь в крепости Грозной, «получил „с оказией“ посылку, нeизвecтнo oт кoгo и oткyдa. Кoгдa пocылкy вскрыли, в ней нашли черный шелковый значок». Значок был украшен вышитой «Aдaмoвoй гoлoвoй» (чepeп и кocти) белого цвета, обрамленной девизом, повторяющим заключительную фразу Символа христианской веры: «Чaю вocкpeceния мepтвых и жизни бyдyщeгo вeкa. Aминь». «Тот самый мрачный значок наводил панический ужас на чеченцев, — добавляет биограф, — и с ним Бакланов не расставался до самого конца своей жизни».
На могиле героя кавказской войны на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга на добровольные пожертвования ему был поставлен памятник (генерал умер в нищете и похоронен был на деньги Донского войска). Памятник изображает «скалу, на которую наброшены папаха и бурка, из-под папахи выглядывает черный „Баклановский“ значок».

Применение символики в период Первой мировой войны

Эмблема «Адамова голова» во время Первой мировой войны использовалась в военной авиации русской армии. Было принято решение ввести в кaчecтвe дoпoлнитeльнoй нaгpaды и знaкa oтличия для летчиков, сбивавших аэропланы врага, георгиевскую планку, на которой эмблемой черепа со скрещенными костями предлагалось отмечать число ликвидированных самолетов: золотыми черепами с костями — десятки, серебряными — единицы. Многие из подобных идей были воплощены в жизнь, сохранились такие знаки так же, как и другие, в виде «мертвой головы», прикрепленной на пропеллер самолета.
Эта символика использовалась также в ударных частях армии России в период Октябрьской революции 1917 года (самыми известными стали «Кopнилoвcкий yдapный пoлк», a тaкже «Жeнcкaя бoeвaя кoмaндa или бaтaльoн cмepти» под руководством Марии Бочкаревой, защищавшая Зимний дворец от большевиков во время событий октября 1917 года, для их награждения в 1917 году был учрежден специальный знак в виде «мертвой головы» на черно-красной ленте.

Использование символа в период Гражданской войны в постреволюционной России

В Белой армии за время Гражданской войны, кроме упомянутых выше корниловцев, было сформировано множество других аналогичных подразделений: дроздовцы, марковцы, анненковцы, солдаты Западной Добровольческой Армии под предводительством генерала-князя Авалова (Бермондта), бойцы атамана Булак-Балаховича, отряды донских казаков-гундоровцев, офицеры так называемой Жeлeзнoй бpигaды Чexocлoвaцкoгo Кopпyca, удapныe чacти генерала Гайды, бойцы Сибирской штурмовой бригады под предводительством полковника Пепеляева и множество других. В их символике обязательно присутствовала «мертвая голова» — в качестве символа смерти и воскресения, при этом та же идея часто выражалась и в чepнo-бeлoй цвeтoвoй «cxимничecкoй» гaммe военной формы частей Белой гвардии: на фуражках, погонах, папахах, жетонах, нapyкaвных щитках, знаменах, наградах, перстнях, нагрудных знаках. Дабы подчеркнуть свой «крестоносно-монашеский» характер, воины белогвардейских соединений нередко использовали в качестве своего символа православный или мальтийский так называемый «кавалерский» («рыцарский») крест белого цвета, а марковцы даже прикрепляли на пояса черные четки-лествицы.
Следует отметить тот факт, что белогвардейцы в своей символике сочетали «череп и скрещенные кости» с готовностью, если надо умереть ради спасения России (надпись на расшитом «мepтвoй гoлoвoй» знaмeни «Цapcкoceльcкoгo бaтaльoнa смepти» гласила: «Лучше смерть, чeм гибeль Рoдины»), а зачастую — и с ликом Христа Спасителя, который присутствовал на знамени «Женского батальона смерти» под предводительством Марии Бочкаревой.
С другой стороны,
«Красный террор» также проходил под знаменем черепа с костями (в архивах сохранилась фотография демонстрации чекистов
Петрограда, шествующих под лозунгом: «Смepть бypжуaзии и ee пpиxвocтням, дa здpaвcтвyeт кpacный тeppop!»). Притом на знаменах большевистских отрядов «мертвая голова» часто присутствовала в сочетании с обязательными призывами убить кого-то («мировую буржуазию» или, например, «врагов трудового народа», на некоторых — «кoнтppeвoлюциoнеpoв» или «пpихвocтнeй стapoгo рeжимa»). Старшина Ярич-Запильский, служивший в Украинской Галицийской Армии, описывая старания одесского чекиста по вербовке пленных офицеров на службу Советам, отмечал: «У него на вороте тужурки золотой череп с двумя костями, знак чрезвычайки».
На знамени отряда анархо-коммунистов знаменитого батьки Махно также было изображение «мертвой головы» и была сделана надпись: «Смерть всем, кто препятствует свободе трудового народа».
Вскоре, по окончании Первой мировой войны, добровольной капитуляции Германии и вспыхнувшей там в ноябре 1918 года революции, знак «мертвой головы» начали использовать в своей форме бойцы добровольческих корпусов («фрайкоров»), образованных правительством республиканцев Фридриха Эберта, Густава Носке и Филиппа Шейдемана для борьбы с большевиками-спартаковцами.

Использование символа «мертвой головы» во Второй мировой войне

В период Второй мировой войны череп со скрещенными костями использовали бойцы 1-й Кавалерийской Казачьей дивизии, позже ХV Кавалерийского Казачьего Корпуса под руководством генерала немецкой армии Гельмута фон Паннвица наряду с другими казачьими подразделениями и частями, входившими в состав немецкого вермахта, а позднее и войск СС (например, в 3-й гвардейской танковой дивизии СС «Тотенкопф»). Между тем, использование «мертвой головы» в качестве символа охранных воинских отрядов объясняется тем, что большая часть первых эсэсовцев состояла во фрайкорах, воевавших за сохранение консервативных немецких ценностей против либерализма и большевизма. Изначально за основу был взят символ «мертвая голова» прусского типа. Члены «штабной охраны» Гитлера в качестве эмблемы своего подразделения также выбрали «тотенкопф» в 1923 году, используя в первоначальный период небольшое количество эмблем, оставшихся со времени Первой мировой войны. Когда запасы символики были исчерпаны, руководство СС сделало заказ мюнхенской фирме Дешлера на производство большого числа «мертвых голов» первоначального образца.
«Мертвая голова» осталась единственной частью униформы СС, присутствовавшей на ней на протяжении всей многолетней истории организации (конечно, не считая общепринятой партийной свастики). Эсэсовцы выбрали именно этот символ для своей эмблемы отнюдь не потому, что они преследовали цели «запугать» или «устрашить» политических противников партии. Напротив, «мертвая голова» считалась в тогдашней Германии положительным знаком. По словам известного военного историка Великобритании Робина Ламсдена, «немецкие нацисты воспринимали «мертвую голову» в первую очередь в качестве исторической эмблемы некоторых элитных частей имперской Германии».
При этом было бы неверно приписывать СС монопольное право на использование эмблемы «мертвая голова». Стоит упомянуть тот факт, что помимо охранных подразделений символика смерти применялась в качестве эмблемы также некоторыми частями вермахта.
К приходу 1934 года символ прусского образца появился на штандартах танковых частей Германии. А руководством СС был создан и утвержден новый эскиз «мертвой головы», у которой присутствовала нижняя челюсть. Новая эмблема отличалась большой анатомической точностью. С этого же периода эмблема выпускалась в множественных вариантах: с черепом, развернутым вправо, влево и анфас (последние два варианта использовались реже первого).
Черепа на головных уборах подразделений носили члены абсолютно всех дивизий СС без исключения. Символика смерти ассоциировалась среди членов организации с мужеством и воинским самопожертвованием, а в идеологическом плане — с борьбой против либерализма и большевизма.
Помимо головных уборов «мертвой головой» украшались кольца, кинжалы, флаги, штандарты, цепочки горжетов, барабаны и трубы СС. Этим шеф организации Генрих Гиммлер хотел показать, что члены СС гордились своей эмблемой, и именно поэтому при каждом удобном случае рассказывалось о ее истории.

Символ черепа в часовом искусстве

Далее мы перейдем к моделям часов, в дизайне которых так или иначе присутствует символ черепа.
Петер Хейнлен из немецкого Нюрнберга создал первые карманные часы в форме луковицы со спиральной заводной пружиной в 1504 году. Форма корпуса при этом могла быть как геометрической (овальной), так и стилизованной под череп или крест. Циферблат часов защищала крышка, в поверхности которой нередко вырезались отверстия в форме розеток с лепестками, позволявшие видеть текущее положение стрелки.
Как это ни парадоксально, череп был довольно часто повторяющимся символом в карманных часах на протяжении нескольких веков. На самом деле, если подумать, все часы в мире отсчитывают остаток отведенного нам времени на Земле.

Механические часы со смеющимся черепом и анимированными змеями в глазницах

Несмотря на то, что этим часам около 400 лет, эффект, производимый их жакемарами, впечатляет намного больше, чем спецэффекты любого современного фильма. В первую минуту может показаться, что череп улыбается, затем кажется, что он смеется и, в конечном итоге, его челюсти резко сжимаются, и кажется, что он пытается что-то укусить. При этом одна из змей постепенно исчезает в пустой глазнице, а другая выползает из второго глаза только для того, чтобы внезапно вернуться в свое убежище, в то время, как первая змея выпрыгивает обратно. Для того, чтобы узнать время, нужно просто открыть верхнюю крышку черепа.
Эти часы были разработаны в 1610 году Николасом Шмидтом дер Юнгером в немецком городе Аугсбург в виде черепа, закрепленного на скрещенных берцовых костях, установленных на подставку из позолоченной латуни, с откидной крышкой, скрывающей циферблат. Снизу подставку венчает шестиугольная опора из эбенового дерева. Циферблат часов сделан из серебра и декорирован цветочным узором, выполненным эмалью в технике Сhamplevé. У часов только одна стрелка, выполненная из позолоченной латуни. Откидной механизм этих старинных часов со шпиндельным ходом снабжен платиной из позолоченной латуни с куполообразными подпорками, дополнительным барабаном с цепочкой, стальное колесо баланса с двумя рычагами, без пружины, гравированной и перфорированной крышкой балансового механизма из позолоченной латуни, закрепленной винтом, снабженной креплением для установки храпового колеса. Механизмы автоматических челюсти и змей в глазницах контролируются двумя 6-ступенчатыми эксцентриковыми шайбами и приводятся в движение дополнительным барабаном, вращаясь со скоростью 20 оборотов в час, таким образом челюсть полностью раскрывается за 3 минуты и затем резко закрывается, в тот же момент одна из змей резко появляется из глазницы, а другая прячется. Высота часов вместе с подставкой составляет 14 см.

Часы королевы Шотландии Марии Стюарт

Незадолго до того, как Мария Стюарт была обезглавлена, для нее были изготовлены эти устрашающие серебряные часы в форме черепа. Корпус открывается при открытии нижней челюсти, закрепленной на петлях, механизм занимает место мозга. На циферблате присутствует только часовая стрелка Эти часы — одна из ранних интерпретаций направления "Memento Mori" в часовом искусстве, художественных упоминаний о смертности человека. Оригинальный механизм с ручной гравировкой был модернизирован посредством установки пружины баланса в XVIII веке.
По легенде, королева Шотландии подарила эти уникальные часы одной из своих фрейлин, Мэри Ситон. Череп выполнен из серебра исключительного качества и гравирован строками известного латинского поэта Горация, фигурами смерти с косой и песочными часами, изображениями Адама и Евы, а также сценой Распятия. Нижняя часть черепа перфорирована в форме символов Распятия, чтобы был слышен звук боя часов. Механизм расположен в черепе на месте мозга и соединен с серебряным колоколом, занимающим всю полость черепа. Часы отбиваются по колоколу небольшим молоточком, движущимся на отдельной цепи. К часам прилагался кожаный чехол, сшитый по форме черепа, которым можно было накрывать часы, когда они не использовались.
Это чудо часового искусства побывало во многих музеях мира, таких как музей искусства Taft, художественный музей Уолтерса, музей искусств института искусств Мансона —Вильямса — Проктора, Британский Музей. Его местонахождение в нынешнее время, к сожалению, не известно.

Часы-череп из 18-каратного золота с бриллиантами

Первоначально портативные часы были уделом богатых и могущественных людей, тем самым как бы показывая их власть над временем, которое они могут переносить с места на место. Череп так же, как и скрещенные кости, оставался необычной формой корпуса часов на протяжении 400 лет. Форма карманных часов в виде «булочки» сохранилась по ходу столетий, став при этом немного «сплюснутой» и более привычной нам.
Германия и Швейцария стали важными центрами производства часов, хотя Франция и Англия также стали производить часы. Казалось, что у швейцарских часовщиков, таких как Исаак Пенар и его наставник Жак Серман, была предрасположенность к измерителям времени необычной формы, они оба известны своими часами в форме черепа, произведенными в начале 17-го века.
К началу Викторианской эпохи появилась мода на эпатажные и антикварные вещи. Мастера середины и конца 19-го века изготавливали часы в форме черепов для состоятельных коллекционеров, оснащая их самыми современными на тот момент механизмами. Среди богатеющего среднего класса Индустриальной эпохи насчитывалось все больше людей с растущими доходами, и зажиточные представители общества стали также коллекционировать дорогие часы-черепа меньшего размера.
Эти часы из 18-каратного золота в форме черепа датированы 1810 годом, глаза и зубы черепа инкрустированы бриллиантами. Створки эмалевого черепа раскрываются, показывая циферблат, а в нижней части черепа есть небольшое застекленное окошко, через которое можно наблюдать за работой механизма. Эта модель была недавно продана на интернет-аукционе Ebay за $18000.

Карманные часы-череп от Пауля Дитисхайма

Знаменитый швейцарский мастер часовых дел создал эти необычные часы примерно в 1930 году. Нижняя челюсть черепа раскрывается, благодаря чему становится виден серебряный циферблат с крупными римскими цифрами и именем автора в верхней части. Циферблат оснащен центральными часовой и минутной стрелками, а также небольшим секундным счетчиком в положении «6 часов». Высота часов составляет около 3,81 см, глубина — 3,17 см, длина — 4,76 см. В задней части черепа выгравирована латинская фраза "Nosce Te Ipsum", «Познай самого себя». Купить часы знаменитого мастера-часовщика на данный момент невозможно, так как они находятся в личной коллекции.


Другие модели с черепами

Существует также множество менее знаменитых приборов для измерения времени, выполненных в стиле Memento Mori. Например, часы эпохи Ренессанс с позолоченной кромкой и гравировкой Хроноса, древнегреческого бога, символизирующего время, на циферблате. Часы были проданы на знаменитом аукционе Sotheby"s за $5000 в декабре 2010 года.
Также очень интересна модель часов из стерлингового серебра, оснащенная цепочкой со скрещенными костями, крышки которых закреплены на петлях и открываются, позволяя хранить в них ключи для завода механизма. На лбу черепа выгравировано латинское напоминание о смертности — фраза “Memento Mori”. Циферблат выполнен из матового серебра, римские цифры нанесены черной эмалью. Высота черепа составляет 4,1 см, длина с цепочкой — 33 см. Предполагаемая цена, за которую можно будет купить часы — $15000-$20000.
Выгравированная на циферблате этой маленькой модели карманных часов латинская фраза “Tempus Fugit” значит «Время скоротечно». Небольшой серебряный человеческий череп открывается, представляя взору циферблат часов, гравированный несколькими мотивами черепов со скрещенными костями. Модель является символом ускользающего времени. Согласно записям о владельцах часов, они принадлежали королеве Марии Текской, супруге короля Георга V. Королева презентовала эти уникальные часы Генри Уэлкаму в 1930 году.
В начале 20-го века многие часовые мастера Старого Света создавали копии часов в форме черепа или с черепами на циферблатах для коллекционеров. Даже сейчас существует несколько часовщиков, которые изготавливают качественные часы-черепа из стерлингового серебра, которые зачастую теряются в море китайских черепов из дешевого материала, покрытого слоем металла, с кварцевыми механизмами, заполонивших рынок.

Время прочтения:

Череп, вряд ли, вызывает позитивные чувства. Первая ассоциация с этим символом - смерть. Это, вполне заслуженно. Ведь черепа - неотъемлемый элемент фильмов ужасов и прочих страшилок. Вместе с тем, в ряде культур, череп - символ удачи. В этой статье мы выясним значение символа в истории, культуре и тату-искусстве.

Кому подойдет?

Тату с таким символом более распространенно среди мужчин. Но сам символ все же является универсальным и отлично подходит девушкам. Это объясняет огромное количество эскизов с черепами для девушек.

Часто, такую тату наносят люди, чья жизнь неизменно связана с риском. В том, числе азартные игроки.

Места и стиль татуировки

Череп с короной - абсолютный лидер. Это самый распространенный эскиз для такой татуировки. С одной стороны - это плохо, ведь каждый хочет быть обладателем индивидуального рисунка. Но, посмотрите на коллаж ниже. Разве такие работы называть одинаковыми? Для сравнения черепа в шляпах, похожие на гангстеров. И череп в берете - символ военных.


Для мужчин

Эскизы мужских татуировок, как правило, отличаются брутальностью. Это может быть стилизованное чёрно-белое изображение, от которого веет темой смерти.

Татуировки на кистях только набирают свою популярность. Прежде чем, подобрать эскиз для такой работы, нужно учесть пару нюансов. Во-первых: это место всегда на виду. Во-вторых: нужно хорошо подумать как расположить эскиз. Во время еды или в момент важного напряженного разговора, люди обычно много жестикулируют.


Чаще всего тату с черепом наносят на руки. Тату размещают на запястьях, предплечьях, плечах. Иногда даже на кистях.

Череп на лице - это распространенный поисковый запрос. Но, связано это отнюдь не с популярностью этого места для нанесения татуировки. Таким образом люди пытаются найти имя канадской тату модели.

Рик Дженест (англ. Rick Genest; род. 7 августа 1985, Шатоге, Канада) - канадская модель из Монреаля, больше известен как Парень-Зомби (англ. Zombie Boy) из-за тату, изображающих скелет человека.
Вики

Изображение в котором череп увенчан короной встречается чаще других среди эскизов таких тату. Так же, популярными можно назвать эскиз: череп козла, быка, барана, индейца, череп с крыльями, в берете.


Значение символа

В своем общем значении , символ указывает на скоротечность человеческой жизни . Символ является напоминанием о том, что жизнь коротка. Но, при этом не стоит бояться этого факта, а жить каждым моментом. Такую татуировку часто наносят в качестве оберега. Недаром, она особенно популярна в байкерских кругах. Череп, как не отъемлимый символ смерти напоминает владельцу, что смертны все люди и вопрос только в том, насколько насыщенную жизнь мы проживем.

Тезисно значение символа можно представить так:

  • скоротечности нашей жизни
  • смерть
  • правду
  • перерождение

Для мужчин череп означает решимость и смелость в действиях. Иногда символ означает пренебрежительное и шовинистическое отношение к женщинам.

Череп со змеей . Если в эскиз добавит змею вылезающую из глазницы черепа, символ изменит смысл на бессмертие и мудрость. Символ указывает на то, что знание и мудрость останутся и после физической смерти.

Череп с короной - символ власти, либо стремление к власти. В Мексике другое значение: в следующей жизни повезет больше.

Череп с крыльями - свобода и беззаботность. Одинаково легкое отношение и к жизни и к смерти.

Тату череп с часами имеет значение напоминания владельцу конечности жизни. Символизирует необходимость развитие в каждом текущем моменте.

Череп индейца в тату-культуре означает единение с природой и сверх знание.

Значение тату череп быка зависит от стиля исполнения. Кельтский стиль татуировки подходит для бойцов, таким символом украшали свое тело настоящие войны древности.
Стиль трайбл подойдет для тех, кто верит в связь с духами. В таких работах используют красный цвет, чтобы подчеркнуть мотив древних шаманских ритуалов.
Череп быка может использовать как символ зодиакального знака «тельца». Такой эскиз подойдет вам, в случае если гороскоп - не пустой набор случайных фактов, которые подходят в любой ситуации, любому человеку.
Если в эскизе присутствуют языки пламени символ означает агрессию и суровый нрав владельца такой тату.

Сахарный череп , его правильно название «Калавера» . Значение символа - неизменяемый цикл жизни. Вечность существования человеческих душ.
Символ впервые использовался в Мексике на празднике в честь дня Мертвых. Калавера - богиня мертвых, прекрасная девушка с черепом вместо лица. Считается, что в этот день души усопших спускаются на землю. И мексиканцы встречают их радостными танцами и плясками.

Тату ласточки с черепом означают единый конец для всех живущих людей.

Череп и скрещенные кости , расположенные у его основания - это . Неизменный символ, который изображался на флаге настоящих пиратов.

В среде байкеров череп - символ удачи. Такая тату чаще воспринимается как защитная. Многие верят, что такая тату помогает любителям дорог и своих железных коней.

Череп с розой символизирует одновременную двойственность: любовь и ненависть, смерть и жизнь.

Любое растение , обвивающее кости или расположенное у основания черепа указывает на потерю близкого человека.

Цветок или другое растение в зубах - стремление жить в свое удовольствие, наслаждаясь каждым моментом скоротечной человеческой жизни.

Череп козла - мир и добро. Большой запас жизненной силы.

Череп барана - упорство, стойкость на пути к своей цели.

Ворон на череп - разрушение несущее смерть. Если рядом с птицей изобразить гнездо, значение меняется почти на противоположное. Такой символ будет означать долголетие и мудрость.

История символа

В Христианстве является важным символом. В отдельных течениях, например в православии череп изображается на распятии у ног Христа. Это объясняется преданием, согласно которому, Христос был распят на кресте и кровь его стекала на череп Адама, искупив тем самым грехи человечества.

В Буддизме используется в оберегах и амулетах как символ, напоминающий о священности человеческого бытия.

Среди жителей племен Майа , только шаманы обладали способностью контролировать зло. Это подтверждалось ритуальной чащей, сделанной из черепа. Считалось, что держать ее в руках сможет только шаман.

Древние Кельты верили, что местом обитания человеческой души служит именно череп. Поэтому, бережно хранили черепа своих усопших предков и отличившихся воинов. Среди этого народа считалось, что вместе с черепом к его обладателю переходит смелость и прочие важные качества усопшего.

В Латинской Америке тату часто сопровождают надписью «не забывайте, что вы должны умереть». Смысл такой фразы в том, что следует наслаждаться каждым моментом и жить на максимум. потому, что конец у всех один. В этой стране ежегодно проходит праздник смерти. Здесь это действительно праздник, т.е. очень веселое мероприятие.

Череп, как и коса, и старуха входит в основную матрицу символов смерти. Череп является атрибутом многих изображений христианских апостолов и святых, таких как ап. Павел, св. Магдалина, св. Франциск Ассизский. Отшельники часто изображаются с черепом, что свидетельствует об их размышлениях о смерти. На некоторых иконах распятие изображается с черепом и костями в подножии и служит напоминанием о смерти на кресте. Согласно одной легенде, крест этот стоял на костях Адама, а благодаря распятию Спасителя на нем, все люди обретут вечную жизнь.

В западной культуре смерть была сдвинута с причитающегося ей места в жизненном цикле, хотя является самой древней, как и рождение, основной биологической функцией. Механизмы умирания разработаны природой с тем же вниманием, что и механизмы рождения, с заботой о благе организма, с тем же обилием генетической информации для руководства во всех фазах смерти, которую мы привыкли находить в критических ситуациях нашей жизни. Поэтому смерть расставляет свои знаки, заботливо предупреждает о своем приближении. Недаром древнее «помни о смерти» должно было выразиться в символике и знаках, которые проставляются на дорогах жизни. Гадатели разного рода имели человеческий череп для различного вида колдовства, например, клали у своего изголовья и призывали череп говорить правду.

В алхимии «мертвая голова» – остатки в тигле, бесполезные для дальнейших действий и превращений продукты алхимических распадов. В переносном смысле – нечто, лишенное всякого содержания, мертвая форма, своего рода шлак. Сабиняне считали, что человеческая душа спускается именно к черепу, поэтому из черепов делали ритуальные чаши. Рабби Маймонид делал воскурение мирта вокруг черепа, рабби Элеазар описывал способы изготовления терафима – закалывали первенца, отрубали голову, солили и клали под язык золотую пластинку с надписью, после чего ждали от него сообщений. Недаром терафима похитила Рахиль, чтобы голова не оповестила Лавана, что Иаков бежал. Пережитки лемурийского культа терафима мы видим в христианстве – Адамова голова, а также в оккультном рейхе, где был орден и целая дивизия под названием «Мертвая голова». И даже в современной жизни – одним из знаков международного московского кинофестиваля была красная голова терафима.

У некоторых народов Сибири существовал обычай: ставили голову убитого зверя, например, медведя, и просили у его родового духа-покровителя прощения, за то, что пришлось убить это животное. У мексиканцев глубины земные отдаются черепу. Черная метка – знак мертвой головы у пиратов и флибустьеров – присылался как предупреждение тому, кому уготована смерть. Именно из черепа убитой лошади выползает змея, ужалившая Вещего Олега.

Белый череп – знак высшей сефиры, которая выделяет росу и возвращает умерших к жизни. Скандинавский Один всегда брал с собой голову Мимира, которая приносила ему вести из других миров. История огненного черепа Якова де Моле символизирует витальную жизненную силу, и эта история началась в 1314 году, когда главного магистра ордена Рыцарей Храма сожгли на костре. Говорят, что оставшиеся в живых тамплиеры заплатили палачу и он, притушив огонь, вынул череп, который потом очистили. Затем череп вместе с идолом Бафометом был отправлен в Шотландию, откуда уже во времена покорения масонами Америки, перекочевал в городок Чарльстоун, где его и оприходовали современные палладисты. По свидетельству Альберта Пайка, во время контакта высших чинов ордена с этим черепом, который покоился на черной гранитной колонне, внутри черепа вспыхнул свет и залил все помещение.

По словам другого свидетеля, мифического доктора Батайля, из отверстий глазниц вырывалось пламя: то красное, то белое, то зеленое и эти три луча были подобны огненным змеям. Помимо огненных свойств череп обладал силой проклятия. Говорил во время огненного ритуала богохульные слова. Действительно, во время казни в 1314 году Яков де Моле проклял трех главных виновников суда над орденом – Папу Климента V, который умер через 40 дней после смерти магистра, а через несколько месяцев скончался от неизвестной страшной болезни и Филипп Красивый, затем ту же судьбу разделили три его сына, которые погибли один за другим в течение 14 лет. В народе их называли «проклятыми королями». Дальнейшее развитие легенды приписывает Якову де Моле пророчество того, что династия французских королей прервется на плахе. И проклятие сбылось: в 1786 году Людовик XVI на масонском собрании был осужден на смерть, и через три года, во время Революции, обезглавлен.

В тибетской традиции по линии Карма Па (черная корона) существовала сложная многоступенчатая медитация на человеческие кости, которые позволяли человеку преодолеть страх смерти, не забывая при этом о бренности жизни. Также в Тибете существовала чаша капала, ритуальный сосуд, сделанный из человеческого черепа. Этот ритуальный объект представлялся как символ сострадания, так как, по образному представлению, кровь всех глубоко чувствующих существ помещалась в него.


.

"Адамова голова" — символ армии

В христианской культуре изображение черепа с крестом из костей получило название "Адамова голова". Существует предание, что прах Адама находился на Голгофе, где произошло распятие Христа. И вот когда Христос был распят, его кровь просочилась сквозь землю и омыла череп Адама.

Таким образом, все человечество в его лице освободилось от грехов и получило возможность спасения. Так это было на самом деле или нет, но такова легенда, и вот поэтому-то она и приобрела символическое значение освобождения от смерти и спасения среди христиан. Но этот же символ использовался также и по всему миру, причем… преимущественно в армии.
.

Причем это отнюдь не были армии каких-нибудь "диких народов", а самых что ни на есть цивилизованных: британской, французской, финской, болгарской, венгерской, австрийской, итальянской и… русской! - короче, всего мира
.

"Адамова голова" как элемент военной формы

Впервые "мертвая голова", как элемент военной формы, начала использоваться с середины XVIII века в гусарских полках прусской армии Фридриха Великого. Форма прусских гусар состояла из чёрных чикчир с белым шитьем (штаны в обтяжку), доломана и ментика, и чёрной шапки-мирлитон с вышитыми серебряным черепом и костями, которые должны были символизировать мистическое единство войны и смерти на поле битвы.
.

Корниловцы
.

.

.

.

Символика "смерти-бессмертия" в XVIII веке появилась и в британской армии, а именно — в 17-м уланском полку, в память о генерале Вольфе, убитом в Квебеке в 1759 году во время войны с французами. В1855году в ходе Крымской войны после самоубийственной атаки британской легкоконной бригады, истреблённой огнём русской пехоты и артиллерии (и потому именуемой в британских военных источниках "атакой в долине Смерти") в сражении под Балаклавой, эмблема "мёртвой головы" получила дополнительное звучание.
.

Череп и кости были наложены на скрещенные уланские пики, опирающиеся на ленту с надписью " DEAF OR GLORY" -"СМЕРТЬ ИЛИ СЛАВА". Через некоторое время пики с эмблемы были удалены, однако череп и кости остались. Боровшийся против французских захватчиков вплоть до сражения при Ватерлоо в 1815 году "Чёрный легион" герцога Брауншвейгского в качестве эмблемы также использовал "Адамову голову" и она же была эмблемой "гусар смерти" (houssards de la mort) у французов-роялистов, боровшихся против революционного режима во Франции, и числе и в рядах русских войск.
.

Мертвая голова в Русской Императорской армии как символ бессмертия впервые была использована во время Отечественной войны 1812 года одним из конных полков Петербургского ополчения, который назывался "Смертоносным" или "Бессмертным" полком. На головных уборах чинов этой части крепился серебряный череп над скрещенными костями. Этот символ, как следует из самого названия полка, использовался не столько как символ смерти, а скорее как символ бессмертия.
.
На фотографии - офицеры Партизанской дивизии атамана Анненкова (1918-1920г.г.)
Оба одеты в парадную форму - мундиры с настежными лацканами и газырями.
У полковника (слева) хорошо виден свисающий с правой стороны меховой шапки
шлык, к которому прикреплен большой череп со скрещенными костями.
У есаула на левом рукаве отчетливо видна анненковская эмблема - "адамова голова"... stomaster.livejournal.com

Герб на головных уборах в виде черепа и костей был официально установлен Государем Императором Николаем II в начале XX века и для одного из регулярных полков русской кавалерии — Александрийского гусарского полка.

"Баклановский значок"

Как пишет "Военная Энциклопедия" Сытина (1915 год), однажды находившийся в крепости Грозной генерал Я. П. Бакланов, который стал очень популярным в России благодаря своим подвигам на Кавказе, "с оказией" получил неизвестно от кого и откуда посылку. Когда её вскрыли, в ней оказался чёрный шёлковый значок" (как издавна назывались в русской армии "малые флаги"). На этом значке была вышита белая "Адамова голова" (череп и кости), обрамлённая девизом, повторяющим заключительные слова христианского Символа веры: "Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь". "Этот мрачный значок наводил ужас на чеченцев, — продолжает биограф, — и Бакланов с ним не расставался до конца жизни".
.

На могиле героя на Новодевичьем кладбище в Петербурге на добровольные пожертвования (генерал умер в бедности и был похоронен за счёт Донского войска) был поставлен памятник. Памятник изображал "скалу, на которую брошена бурка и папаха, а из-под папахи выглядывает этот чёрный "Баклановский" значок".
.

"Сбил самолет — получи "череп и кости"!"

В русской армии периода Первой мировой войны эмблема с "Адамовой головой" широко использовалась в русской военной авиации. Было принято решение установить, в качестве дополнительной награды, или знака отличия, для лётчиков, сбивавших вражеские аэропланы, георгиевскую ленту, на которой черепами со скрещенными костями должны были отмечать число уничтоженных самолетов противника: золотыми черепами должны были отмечаться — десятки, серебряными — единицы.
.
Череп на киле американского истребителя

Многие из этих проектов воплотились в жизнь, сохранились подобные знаки, равно как и другие, в форме "мёртвой головы", наложенной на пропеллер самолета. Этот символ использовался в ударных частяхРусской армии в период революции 1917 года. Причем наибольшую известность получили "Корниловский ударный полк" и "Женская боевая команда (батальон) смерти" Марии Бочкарёвой, защищавшая от большевиков Зимний дворец в октябре 1917 года. Для их награждения летом 1917 года был учреждён особый знак в виде черепа с костями на чёрно-красной ленте.
.

Парад на Исаакиевской площади. Марш Марии Бочкарёвой со знаменем "батальона смерти"

Череп и кости в огне революции и гражданской войны

Во время Гражданской войны "мёртвая голова" использовалась обеими сторонами, но чаще белогвардейцами. Белые сочетали в своей символике "череп и кости" с выражением готовности умереть за своё дело. К примеру, на украшенном "мёртвой головой" знамени "Царскосельского батальона смерти" было написано: "Лучше смерть, чем гибель Родины". На знамёнах красногвардейцев "мёртвая голова" встречалась реже, но тоже встречалась, и обычно сочеталась с угрозой уничтожить своего врага ("Смерть буржуям", "…врагам трудового народа", "…контрреволюционерам", и т. п.).
.

Вскоре после окончания первой мировой войны, капитуляции Германии и начала вспыхнувшей там Ноябрьской революции 1918 года, эмблема "мёртвой головы" появилась на форме бойцов добровольческих корпусов, мобилизованных республиканским правительством Фридриха Эберта, Филиппа Шейдемана и Густава Носке на борьбу с немецкими большевиками-спартаковцами.
.
Знак 5-го Гусарского Александрийского Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны полка

"Адамова голова" от казаков до байкеров

Во время Второй мировой войны изображение черепа и скрещенных костей использовали бойцы 1-й казачьей кавалерийской дивизии, позднее XV (XIV) казачьего кавалерийского корпуса генерала Гельмута фон Паннвица и других казачьих частей и подразделений в составе германского вермахта, а также войск СС (например, 3-я танковая дивизия СС "Тотенкопф"). И по сей день " мёртвая голова" продолжает оставаться военной эмблемой и используется подразделениями ряда государств. Также череп с костями часто используется наёмниками в различных конфликтах.
.

Выбор редакции
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...

Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...

В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...
Слайд 2 Визитная карточка Территория: 1 219 912 км² Население: 48601098чел. Столица: Кейптаун Официальный язык: английский, африкаанс,...
Всякая организация включает в свой состав объекты, классифицируемые как ОС, по которым проводятся амортизационные отчисления. В рамках...
Новым кредитным продуктом, получившим широкое распространение в зарубежной практике, является факторинг. Он возник на базе товарного...
Очень мы в нашей семье любим чизкейки, а с добавлением ягод или фруктов они особенно вкусные и ароматные. Сегодня рецепт чизкейка, с...
У Плешакова возникла хорошая идея - создать для детей атлас, по которому легко определять звезды и созвездия. Наши учителя эту идею...