Жорж-Пьер Сёра – биография и картины художника в жанре Постимпрессионизм – Art Challenge. Жорж-Пьер Сёра Жорж пьер сера



Творческая деятельность Жоржа Сёра насчитывает менее десяти лет. Его художественное наследие немногочисленно. Но, тем не менее, он успел разработать новаторскую живописную концепцию, изменив ход развития живописи.


Жорж-Пьер Сёра
Georges Seurat

Художник, основатель французской школы неоимпрессионизма 19-го века, чьи методики передачи игры света при помощи крошечных мазков контрастного цвета стала известна как пуантилизм.

С помощью этой техники, Сера создал композиции с крошечными, отдельные стоящими мазками чистого цвета, которые слишком малы, чтобы выделить их при взгляде, но делают его картины единым восхитительным цельными произведениями.


Жорж Сера: Seurat Forest at Pontaubert, 1881,
Лес в Понтобере (Ионна)
1881
Холст, масло
Музей Метрополитен, Нью-Йорк


Жорж Сера. «Мать художника». 1882-83 г.
Мелок, бумага. Metropolitan Museum of Art (United States).

Жорж-Пьер Сера родился 2 декабря 1859 года в Париже. Учился в Школе изящных искусств в 1878 -1879 годах у ученика Энгра Анри Лемана. Большое влияние на становление молодого художника оказало творчество и Франсиско де Гойя.

Первые картины Сера показал на официальном салоне в 1883 году и на Первой выставке Независимых в 1884 году. Здесь он и познакомился с Полем Синьяком, вместе с которым Сера и разработал новую технику рисования – пуантилизм, или дивизионизм, как называл её сам художник.


Жорж Сера. «Купание в Аньере». 1883-84 г.
Масло, холст. 200 × 300 см. Лондонская национальная галерея.

Позы подперевшего голову рукой мужчины и мальчика в широкополой шляпе перекликаются с изображенными на заднем плане фигурами.

Горизонтальная линия парома повторяется в линии железнодорожного моста и в линии травы на противоположном берегу, в то время как вертикаль флагштока на пароме перекликается с рядом поднимающихся к небу труб.

Поза мальчика, купающегося в воде, заимствована с картины Энгра.

Собака была добавлена в композицию позднее. Как и у большинства персонажей, ее голова изображена строго в профиль и повернута вправо.

В ранних этюдах Сера в воде находились лошади и купальщики, но они, противореча замыслу художника, сделали бы композицию динамичной,- поэтому художник заменил их неподвижной фигурой мальчика с приложенными ко рту ладонями.

Картина изображает живую сценку из жизни парижан, отдыхающих в Аньере близ Парижа. Сера превосходно передал атмосферу солнечного летнего дня в пригороде большого индустриального города с его железнодорожными мостами, каменными зданиями и дымящими фабричными трубами.

На первый взгляд, «Купание в Аньере» можно назвать импрессионистическим полотном - за яркость красок и даже за то, что изображенная на картине фигура (гребец справа) частично срезана краем рамки, что очень характерно именно для импрессионистов. Однако в отличие от них, Сера скрупулезнейшим образом выстраивает композицию своей картины. Он сделал для нее десятки предварительных этюдов карандашом и маслом, детально проработал каждую фигуру, позаимствовав некоторые позы с работ старых мастеров. Закончив ее, художник очень надеялся на успех. Но картина была отвергнута жюри Салона 1884 года, затем выставлена в Салоне независимых и, наконец, отправлена в запасник.


"Остров Гранд Жатт". 1884 г.
Частное собрание, Нью-Йорк.


"Жорж Сера - Seurat The English Channel at Grandcamp, 1885
1885
66,2 x 82,4
Холст, масло
Нью-Йорк. Музей Метрополитен


Жорж Сера: Seurat The Seine at Courbevoie, 1885
Сена близ Курбевуа
1885
81 x 65
Холст, масло
Париж. Собрание Кашен-Синьяк

Его знаменитое полотно «Воскресная прогулка на острове Гран-Жатт», выполненное в новой художественной манере, было центральным на выставке импрессионистов в 1886 году.

Над этим монументальным полотном Сера работал два года, и оно стало сенсацией последней (восьмой) выставки импрессионистов, состоявшейся в 1886 году.


Жорж Сера. «Воскресная прогулка на острове Гран-Жатт». 1884-86 г.
Масло, холст. 207,5 x 308 см. Art Institute of Chicago, IL, USA.

Появление картины Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт стало эпохальным событием в истории живописи. Выполненная в технике пуантилизма, эта работа была выставлена на последней выставке импрессионистов, но не имела успеха. Не только критики (за исключением Феликса Фениона), но и сами импрессионисты, отнеслись к ней враждебно. Ренуар, Сислей, Кайботт и Моне, назвавший пуантилистов “пачкунами”, отказались экспонироваться вместе с ними.

Критики, анализируя картину, говорили о публичном одиночестве человека, об издевательстве над лицемерными общественными нормами, но сам Сера не желал вдаваться в метафизические тонкости. Художник был лаконичен.- «Я применил здесь, - заявлял он, - свой метод, вот и всё».

Познакомимся с анализом картины:

Геометрическое превращение.
Пространство «Гранд-Жатт» заселено не личностями, а типажами, различающимися только по одежде и манере поведения. Шляпа с длинными лентами и накидка позволяют идентифицировать эту фигуру как кормилицу. Лишенная каких-либо индивидуальных черт, она показана со спины и сведена к серой геометрической форме, рассеченной красной полосой и увенчанной красным кругом.

Женщина с удочкой.
Оранжевое платье этой женщины резко выделяется на фоне сверкающей синей воды. Некоторые особенности могут указывать на то, что перед нами проститутка, которая «ловит» мужчин. Двойное значение французского глагола «pecher» («ловить» и «грешить») часто обыгрывалось в то время.

Скачущая девочка.
Среди статичных фигур мы видим скачущую девочку с развевающимися на ветру волосами. Однако и ее движения (как и движения собаки на переднем плане) не добавляют динамики в композицию - они выглядят застывшими. Точно так же бабочки кажутся скорее приколотыми к холсту, чем летящими по воздуху.

Тени и свет.
Горизонтальные тени под деревьями помогают создать перспективу удаляющегося пространства и образуют ритмичный рисунок, в котором светлые участки чередуются с полосами тени. На одном из своих этюдов маслом, сделанных для этой картины, Сёра убрал с берега реки все фигуры и написал только деревья и их тени.

Дополнительная рама.
Сера написал необычную раму, создав по краям картины бордюр из цветных точек. Точки подобраны так, чтобы их цвета были дополнительными к цветам, расположенным на холсте рядом с ними. Это позволило усилить интенсивность основных цветов.

Модная пара.
Фигура женщины показана в профиль, а ее экстравагантный силуэт создается пышными выступами турнюра. Одной рукой она держит под руку курящего сигару мужчину, а в другой удерживает на поводке обезьянку. Обезьянка тут очевидный символ. Во времена Сера она обозначала распущенность.


Набросок для Воскресенья на La Grande Jatte

В отличие от импрессионистов, художник отказался от спонтанности и естественности в передаче этой сцены, фигуры у него выглядят статичными, схематичными и лишенными индивидуальности. Они напоминают древние фрески, а атмосфера картины полна ощущения остановившегося времени. Зарисовки на Гранд-Жатт Сера делал днем, а затем в студии работал с холстом, используя придуманную им «пуантилистскую» («точечную») технику. В результате произведение вышло столь необычным, что поклонники Сера поспешили объявить его «мессией нового искусства».


"Гавань в Онфлере". 1886 г.
Холст, масло.
Национальная галерея,
Прага, Чехия.


Жорж Сера: Seurat A Corner of the Harbor of Honfleur, 1886,


Мост в Курбвуа
1886-1887 г.
45,7 х 54,7 см
Галерея Курто, Лондон

Изогнутые ветви дерева использованы для выравнивания вертикальной формы остальной части композиции. Позже эта техника будет применена Сера в картине «Парад».

Удаленные формы переданы предельно схематически. Лодка с двумя седоками изображена лишь тремя короткими рядами точек.

Фигуры Сера абсолютно похожи на манекены. Столь последовательно этот принцип не выдерживается больше нигде в творчестве художника. Мужчина кажется таким же безжизненным и неподвижным, как одна из стоящих рядом с ним мачт.

Сера разделял привязанность импрессионистов к отражениям в воде. Здесь парус написан с помощью множества точек. Множество точек, обозначающее отражение паруса в воде, гораздо более «разрежено».

На этом полотне изображена Сена у городка Курбвуа, расположенного чуть выше по течению, чем Аньер. Близость тем и географических «привязок» позволяет сравнить картину с «Купанием в Аньере». И тут, и там передний план очерчен диагональю речного берега, а удаленный мост подчеркивает линию горизонта.

Кроме того, обе работы роднит атмосфера неподвижности, ощущение застывшего времени. Отличие их, если можно так выразиться, лишь «климатическое». В одном случае, это жаркий солнечный день, в другом - холодная прозрачная осень. Падающий свет по-прежнему бросает на траву длинные тени, но фигуры на полотне сведены к силуэтам.

Для этой картины Сера написал два этюда, изображающих мост и участок речного берега. Для верхней части картины, судя по всему, Сера не делал предварительных набросков. В пользу этого предположения говорят следы переписки, которые можно здесь обнаружить.


Жорж Сера: Seurat End of the Jetty, Honfleur, 1886,


Жорж Сера. «Натурщицы». 1887-88 г.
Масло, холст. 39,4 x 48,7 см. Частная коллекция.
"Натурщицы". 1887-1888 г.
Холст, масло. 78 3/4 х98 3/8 дюймов.
Фонд Барнса, Мэрион, Пенсильвания


Сидящая обнаженная


Обнаженная


Жорж Сера


Жорж Сера - Seurat Parade de cirque, 1887-88, 100x150.5 cm, detalj, Met
Жорж Сера - Сера Парад де цирк, 1887-88, 100x150.5 см, detalj, Met


Жорж Сёра. Сена в Гранд-Жатт, весна
1888
65 x 82
Холст, масло
Брюссель. Королевский музей изящных искусств


Жорж Сера. «Пор-ан-Бессен, воскресенье». 1888 г.
Масло, холст. Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды.

Картина написана летом на побережье Кальвадоса, в городке Пор-ан-Бессен. В этом маленьком рыбачьем порту, с немногочисленным и трудолюбивым населением, Сёра начнёт писать свои пейзажи. К работе художник отнёсся очень серьёзно – он использует в серии пейзажей теории Шарля Анри, и изучает их очень глубоко.

Положения учёного он пробует включить в более сложную систему, которая сохраняет в картине перспективу и глубину, при этом не утрачивая её декоративной ценности. Брошенный Сёра вызов поистине поразителен. Художник ставит перед собой задачу с одной стороны отнестись к картине как к плоской поверхности с двумя измерениями, а с другой – вписать изображение в третье измерение, которое обусловлено наличием перспективы.

В конце концов художник мог бы себе позволить вольную интерпретацию видов скал или набережных Пор-ан-Бессена, изменяя их по своему усмотрению. Однако сделать это ему мешает отказ от воображения, который нельзя объяснить лишь недоверием Сёра к неподвластным разуму вещам. Этот отказ от воображения исходит из глубины натуры художника. Сёра принадлежит к редкой породе людей, которые до такой степени заворожены реальностью, что исказить её они не в силах. Слова так и остаются для них ненайденными. В случае с Сёра ненайденными также окажутся и краски.

Почти во всех пейзажах Сёра подвергает различные элементы марин, которые выстроены по законам перспективы, незначительным деформациям, добиваясь ощутимого декоративного эффекта. Так в «Журавлях и просвете в облаках» облака громоздятся над морем извилистыми линиями. На полотне «Вход в аванпорт» море испещрено тенями невидимых глазу облаков. Ещё более отчётливо этот эффект виден в картине «Воскресенье», где ткани флагов извиваются волнистыми складками, которые с точки зрения сюрреализма возможно выглядят излишними. Их появление объясняется лишь стремлением к декоративности.


Жорж Сера - Seurat Port-en-Bessin- The Outer Harbor at Low Tide, 1888


Жорж Сера - Seurat Port-en-Bessin- Entrance to the Harbor, 1888

Творчество Сера в последние годы это сцены в порту, фигуры купающихся людей, сцены из цирка.


Жорж Сера - Seurat La Parade,
1888, 100x150.5 cm, oil on canvas,
Metropo

Ночная сцена залита светом газовых фонарей, напоминающих ряд стилизованных звездочек.
Яркими манящими красками изображена внутренняя часть цирка, где зрителей ждут рукотворные чудеса.
Усатое лицо инспектора манежа сближает его с дирижером на картине «Канкан» и укротителем зверей на картине Цирк».
«Обрезанные» фигуры зрителей формируют нижний край картины.
Плоские смутные фигуры музыкантов делают их похожими на марионеток.
Сера обожал карнавалы и цирковые представления, ставшие темой нескольких его картин. На этом знаменитом полотне изображен парад в цирке Кореи. Парадом назывались небольшие интермедии, разыгрываемые артистами перед входом в цирк с целью привлечения зрителей. Композиция картины уже привычно выстраивается перекликающимися горизонталями и вертикалями.

Ночное освещение дает Сера возможность экспериментировать с необычными цветовыми сочетаниями. Значительная часть полотна покрыта оранжево-желтыми и синими точками, которые написаны соответственно свет газовых фонарей и тени. Все остальные цвета приглушены и проступают сквозь желтые и синие точки.

Современные критики ставят в заслугу художнику то, что эта картина приближается к абстрактной живописи, однако в свое время она не произвела особого впечатления. Ее холодно встретили в Салоне независимых. Более того, сам Сера позже вычеркнул ее из списка своих работ.


Мост и набережная в пор-ан-Бессене
1888
67 x 84,5
Холст, масло
Миннеаполис (штат Миннесота). Художественный институт

Сёра вводит в композицию данного полотна персонажи, которые до сих пор не были замечены ни в одной из его марин. Кроме нескольких силуэтов на заднем плане, на переднем видны в неподвижности ребёнок, таможенник, женщина с какой-то ношей.

Все фигуры застыли и окаменели. Однако их присутствие нарушает то совершенное одиночество, которое присуще остальным маринам автора. Жизнь вторгается в его царство одиночества, которое погружено в абсолютное сонное оцепенение – царство воды, причалов и берегов.

И кажется, что изображённый на картине прилив жизни и жизненные силы, до сих пор сдерживаемые, внезапно накалятся и начнут вдруг вырываться наружу, везде распространяясь, - такое впечатление производит изображённая на картине стихия.

На полотне присутствует та мрачная сила стихии, которая порождает всё живое и обрекает его же на гибель в стихийном натиске, в торжествующем и слепом порыве.



Жорж Сера. Сена на острове Гранд-Жатт весной.
1888
Холст, масло.
Королевский музей изящных искусств, Бельгия

Ле Кротой, вверх по течению
1889
Холст, масло.
Институт искусств, Детройт, США

В его работах мы видим цветовые сочетания, основанные на точном оптическом анализе и тщательно выстроенной линейной композиции

В своей короткой жизни Сера создал только семь больших полотен, так трудоемка и сложна была, им же созданная техника рисования.

К сожалению, умер художник совсем молодым, в 32 года, от тяжелой инфекции, оставив вдову с маленьким ребенком на руках и в положении.


Утес, 1885

Жорж Сёра писал большие фигурные композиции и пейзажи. Изучая законы цвета и света, оптические эффекты, Сера пытался создать научную основу для решения колористических, световоздушных и пространственных задач. Изящная по рисунку, тонкая по цветовым сочетаниям, живопись Сера, с её мозаически-дробной структурой, в целом носит несколько рассудочный, отвлечённый характер. Сёра изучал научные аспекты восприятия света и цвета и разработал на их основе живописную технику дивизионизма, письма мелкими точечными мазками чистого цвета.


Лошади в воде
1883
Холст, темпера.
Частное собрание


Дом среди деревьев
Около 1883
16 x 25
Дерево, масло
Глазго. Художественная галерея и музей


Ожидание у берега


Рыбаки
1883
Дерево, масло.
Musee d"Art Moderne de Troyes


Мужчина в черном


Жорж Сера. «Пудрящаяся девушка» (Пудрящаяся женщина). 1889-90 г.
Масло, холст. 95,5 x 79,5 см. Courtauld Gallery, London, UK.

Форма этой диковинной розовой ленты перекликается с цветочным узором обоев.

Точки, окружающие дугой пудреницу, изображают облачко пудры.

Зеркало символизирует тщеславие. Возможно, Сера имел намерение поиронизировать над тем преувеличенным вниманием, которое Мадлен уделяла своей внешности.

Размеры стола, выглядящего до смешного маленьким, подчеркивают пышность форм Мадлен.

Долгое время критики не могли прийти к единому мнению относительно этой странной картины, на которой изображена Мадлен Кноблох, возлюбленная Сера. Многие находили портрет почти сатирическим. Сама же Мадлен, по всей видимости, придерживалась другого мнения, поскольку позже, когда картины Сера резко подскочили в цене, решила оставить это полотно у себя. В первом варианте оно включало в себя и автопортрет Сера, с восторгом глядящего на Мадлен. Но автор прислушался к мнению одного из своих друзей, посчитавшего портрет в таком виде непристойным, и заменил себя цветочной вазой.

Генеалогически картина восходит к будуарным сценам, популярным во французской живописи XVIII века. Как всегда, обращает на себя внимание непринужденное (а порой и странное) обращение Сера с деталями. Непонятно, что представляет собой элемент в левом верхнем углу картины. Кроме того, возникает впечатление, что под пышной юбкой Мадлен находится всего одна нога.


Лодки, отлив, в Грандкемп


Жорж Сера: Seurat Georges The Bec du Hoc at Grandcamp Sun


Канкан
Дата создания картины: 1889-1890 г.
Размеры: 171,5 x 140,5 см
Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло

Светлые участки окружены на картине темной рамкой, усиливающей ощущение глубины и единства пространства.

Веер танцовщицы повторяет угол наклона трости в руках сгорающего от вожделения зрителя, которая сама по себе является фаллическим символом.

Флейта и гриф контрабаса написаны параллельно высоко поднятым ногам танцовщиц, что должно «удваивать» степень веселья

Стилизованное выражение на лицах танцоров передано простыми наклонными штрихами, легко намечающими губы, усы и узкие щели глаз.

Банты на туфлях танцовщиц направлены вверх - так же, как подолы их юбок и бретельки на плечах.

Приблизительно с 1887 года Сера начал делать зарисовки в парижских варьете. В результате считавшийся не слишком пристойным танец канкан стал темой одной из его работ. На полотне изображен ночной клуб «Японский диван», находившийся неподалеку от студии художника. В этом произведении звучит отчетливое эхо «Парада», где реальный зритель расположен чуть выше зрителей, присутствующих на картине, а главное событие происходит на приподнятой сцене.

Сера использовал танец, чтобы проиллюстрировать одну из своих «научных» теорий. Суть ее в том, что линия, проведенная под тем или иным углом, способна передавать совершенно определенную эмоцию. Так, например, направленные вверх линии выражают радость. В соответствии с этим, Сера выстроил в «Канкане» целый ряд расположенных под разными углами линий, которые, по его мысли, должны были концентрированно выражать веселую атмосферу клуба.


Мужчина, чистящий лодку
Около 1883
16 x 24
Дерево, масло
Лондон. Национальная галерея


Жорж Сера: Seurat Woman Seated by an Easel, ca 1884-88, 30.5x23.3 cm,

В сообществе молодых художников Парижа он был одним из немногих, кто молчал и иронично улыбался, наблюдая за собратьями по цеху. Душа компании, загадочный и непостижимый Жорж-Пьер Сёра (Georges-Pierre Seurat) всю свою недолгую жизнь рисковал быть отверженным и не страшился этого. Он шел собственной, избранной однажды дорогой, и подарил миру основы неоимпрессионизма, навсегда изменившие облик живописи.

В картинах Сёра при жизни одни находили вдохновение, другие придирчиво искали недостатки. Современные исследователи пытаются отыскать таинственные шифры на основе его наиболее знаменитых произведений, таких, как «Воскресный день на острове Гранд-Жатт». Создатель жанра пуантилизма старался вложить в свое творчество как можно больше души, словно знал, что отведенного на земле времени остается ничтожно мало.

Никто, даже друзья из так называемого кружка «независимых» художников, не мог похвастаться тем, что хорошо знал Сёра. Быть может, корни скрытности уходили далеко в детство, где Жорж-Пьер, младший ребенок в семье, находился словно между молотом и наковальней. С одной стороны, уставшая, отчасти равнодушная мать, с другой – отец, министерский чиновник, в последние годы жизни со всей страстью отдавшийся религиозному чувству. Старшие брат и сестра вращались в той же атмосфере отсутствия душевной близости и рано покинули отчий дом. Лишенный сильной привязанности к кому бы то ни было мальчик начал интересоваться искусством. Лишь оно могло заставить его прервать молчание и вдохновенно вести беседы с тем, кто готов был выслушать и поддержать. Родители не видели в этих наклонностях дурного, равно как, впрочем, и хорошего – свои обязанности они почитали исполненными, ведь у семьи имелся капитал, обеспечивавший детям безбедное будущее.

Начало творческого пути художника было обыкновенным: в классе местной школы живописи Жорж-Пьер Сёра с другими учениками корпел над воспроизведением очертаний гипсовых бюстов и картин старых мастеров.
Едва достигнув 19 лет, он был принят в Школу изящных искусств. Здесь также отдавали предпочтение копированию классических образцов мастерства, но Жорж-Пьер уже обнаружил зачатки собственных творческих методов. В самое сердце поразили молодого человека увиденные работы импрессионистов. Даже , которым он так увлекался ранее, был отодвинут под воздействием этого мощного впечатления.

Сёра не оставлял своих творческих экспериментов, даже когда родина потребовала отдать воинский долг. Его полк подолгу простаивал расквартированным, и времени почти всегда было в избытке. По истечении года Жорж-Пьер Сёра вернулся в Париж и засел в своей маленькой студии, восполняя пробелы в технике. В этот период он считал первостепенной задачей постигнуть природу света в картине, для чего выполнял большую часть эскизов обыкновенным мелом. Продолжалось изучение творчества импрессионистов, но в системе координат Сёра появилась еще одна звезда.

Бытует мнение, что именно под влиянием работ он в итоге пришел к собственным цветовым решениям. Немало способствовала совершенствованию навыков уникальная память юноши – все, вплоть до малейших нюансов цвета и света, увиденное однажды, Сёра мог впоследствии легко вспомнить, а затем и воспроизвести. Но главным открытием молодого живописца стали вовсе не картины, а солидный научный труд, принадлежавший перу Мишеля Эжена Шеврёля. Тот, посвятив половину жизни изучению химических свойств материалов в красильной мастерской, вывел законы контраста цветов, согласно которым различные цвета, расположенные рядом, давали определенный эффект.

С того момента, как Сёра приобщился к труду Шеврёля, отправной точкой в его картинах стал свет. Чтобы понять природу сочетания красок и создаваемого им впечатления, он неустанно наблюдал, и вместе с тем все больше отдалялся от манеры импрессионистов. Мазки чистого цвета, считал он, меркнут, соединяясь друг с другом. Сёра искал средство, способное привнести дыхание жизни на полотно. Он работал на пленэрах, изъездив в поисках вдохновения все окрестности Парижа, столь популярные у местной творческой молодежи. Почти ежедневно для своих упражнений он изводил дощечки, которые использовал вместо холста. Сам он называл их «крокетонами». Это были зарисовки, этюды, где Сёра все еще пытался постичь природу контраста, странные взаимоотношения света, тени и цвета. Столь же жадно, как и раньше, он вглядывался в работы импрессионистов на выставках. Эти поиски обязаны были завершиться грандиозным успехом.

Весной 1883 года вместе с друзьями, преуспевшими в академической живописи значительно больше, Жорж-Пьер Сёра решился выставить свою работу в ближайшем Салоне. Эрнест Лоран и Аман-Жан, приятели живописца, не прогадали, представив жюри картины на традиционные сюжеты – оба получили высокие награды. Жорж-Пьер, в свою очередь, получил весьма прохладный отзыв о своем портрете Аман-Жана, а другая работа, изображавшая его мать за вышиванием, и вовсе не была допущена к участию.

Такой прием ничуть не охладил пыла Сёра, практически сразу он приступил к масштабной работе над полотном размером два на три метра. Из «крокетонов», набросков в блокноте, бесконечных наблюдений за гуляющей публикой родилось «Купальщики в Аньере».



Жорж-Пьер Сёра был верен себе и своим учителям – композиция, которой пренебрегали многие импрессионисты, выдержана до мелочей, картина разделена на математически выверенные зоны, цвет разъят на составляющие и собран вновь, чтобы излиться на зрителя потоком солнца над берегами Сены.

Парадоксально, какими неподвижными предстают в итоге на его полотнах места, едва ли знавшие летнюю скуку, как статична природа, лица, позы, и даже крик, кажется, замер на губах купальщика в правом углу. Один из самых людных уголков парижского пригорода в ясный летний день погружен в абсолютное безмолвие.

Отказ жюри стал сокрушительным ударом. Сёра болезненно воспринял слова критика, назвавшего работы некоторых авторов «бессмысленными, анемичными и надуманными», и с тех пор предпочитал не иметь никаких отношений с официальным Салоном. Тем самым он переметнулся на сторону отверженных – художников, чьи картины также не были признаны критикой. Здесь судьба столкнула молчаливого юношу с Полем Синьяком, и встреча эта стала судьбоносной. В то время как Сёра больше увлекался теориями, позволявшими точнее проникнуть в структуру живописи, Синьяк сумел разглядеть и вычислить принципы его работы, что и дало начало названию «пуантилизм» (или «дивизионизм»).

В благодатной атмосфере «Салона отверженных» Сёра вновь ощутил потребность творить. Почти два года ушло на грандиозную по своим масштабам и тщательности исполнения «Воскресный день на острове Гранд-Жатт». На восьмой, ставшей последней, выставке импрессионистов картина произвела фурор.



Помимо отрицательных отзывов зазвучали новые голоса, предвещающие эпоху новой школы живописи. С легкой руки критика Сёра стал считаться лидером течения, которое получит впоследствии название «неоимпрессионизм».

Впоследствии многие художники считали себя его последователями. Но первые годы неоимпрессионизм был представлен в основном подражателями Сёра, которого подобная слава, скорее, нервировала. Он замкнулся в себе, как в школьные годы. Даже о романе с белошвейкой, от которой в 1890 году у Жоржа-Пьера появился сын, названный «зеркально» Пьером-Жоржем, не знали большинство его друзей и родных.

Потрясающий успех «Воскресного дня» и последовавший период затворничества художника привели к тому, что более поздние работы были едва знакомы публике. Среди них картины «Кабаре», изображение Эйфелевой башни и самая модернистская из работ – «Цирк».

Тяжелая болезнь настигла Сёра, когда он готовился нарушить молчание и принять участие в новой выставке. Всего за три дня не стало обаятельного молчаливого завсегдатая «Салона отверженных», стремившегося постичь тайны Вселенной в масштабах холста.

Жоржу-Пьеру Сёра был 31 год.

150 лет назад, 2 декабря 1859 года, родился французский художник Жорж Сера (Georges Seurat), основоположник школы неоимпрессионизма. Его творческий путь, уместившийся в десять лет , кажется намного ярче жизненного пути: Сера не "делал революций", не провоцировал публику, а современники вспоминали его как человека замкнутого, необщительного и независимого. Главной любовью художника была живопись - часами он мог рассуждать лишь о композиции и цвете. А вот о том, что у Сера были любовница и сын, родные узнали лишь после его смерти.

"Он работал с неистовой одержимостью и жил, как монах, в полном уединении в своей небольшой мастерской", - вспоминал о художнике его современник, писатель Арсен Александр. Сера учился всю жизнь, бесконечно совершенствуя живописную технику, рисунок, изучая шедевры живописи и наравне с ними - научные книги: труды Шарля Блана, Руда, Шевалье. Такой двусторонний подход и позволил появиться оригинальной живописной манере , получившей название «пуантилизм» » (от фр. point - точка).

Суть этого художественного приема заключается в передаче цвета и оттенков на полотне отдельными мазками и используется в расчёте на оптический эффект слияния мелких деталей при разглядывании картины на расстоянии.

Начало

Сера родился во вполне благополучной, хоть и не без странностей, семье. Его родители не жили вместе: отец, Антуан Кризост Сера, был судебным приставом в городке Ла-Виллет и обосновался в своем летнем доме, в подвале которого устроил молельню с садовником в качестве служки. Жену и сына он оставил в Париже и наведывался к ним редко, не чаще раза в неделю. Зато родители никогда не отказывали сыну в финансовой поддержке , и всю жизнь Сера мог работать, не думая о деньгах.

Живопись заинтересовала Сера в раннем возрасте, еще подростком он начал посещать художественные курсы при муниципальной вечерней школе, где осваивал традиционную манеру письма, копируя гипсовые слепки и картины старых мастеров.

Позже академическое образование было решено продолжить в Школе изящных искусств , куда Сера поступил в 1878 и где изучал живопись под руководством Анри Лемана, проводя, по воспоминаниям современников, все свое свободной время в библиотеке Школы.

В 1879 году Сера посещает выставку импрессионистов, работы которых, в особенности Моне и Дега, производят на художника сильнейшее впечатление - их манера письма, "свечение" картин, легкость кисти побуждают Сера искать способ "подчинить" это свечение логике природных законов.

Первым большим итогом поисков становится картина "Купание в Аньере" (1883, два на три метра), над которой художник работал целый год и которую надеялся выставить в Салоне 1884, годом ранее принявшем практически все его работы. К этому моменту он уже был знаком с книгой «Грамматика рисунка» Шарля Блана, согласно которой небольшие мазки, положенные рядом на холст, создают впечатление живой вибрации полотна. Манера, видимо, оказалась слишком новаторской: картина отправляется на «Салон независимых».

Точка за точкой

На этой выставке Сера и знакомится с Полем Синьяком, который становится впоследствии его близким другом и единомышленником. Вместе Сера и Синьяк разрабатывают идеи Шевреля, его теорию цвета для живописи, Сера изучает работу Огдена Николаса Руда "Современная теория цветов".

Руд доказал, что оптическое смешение основных цветов солнечного спектра - красного, желтого и синего - делает их тон ярче, чем при смешении пигментов. Художники приходят к выводу, что краски не нужно смешивать, а мазки на полотно нужно наносить по отдельности друг от друга - "точка за точкой».

С новыми идеями Сера приступает к работе над одной из наиболее значительных и, пожалуй, известных своих работ - «Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт», которая выставляется им на восьмой, последней, выставке импрессионистов.

Публика отнеслась к картине неоднозначно, но в основном с непониманием, недоумением и скепсисом. По сравнению с царившими тогда импрессионистами, картины Сера многим казались надуманными и искусственными.. Импрессионисты ополчились на него, кажется, сильнее всех. Например, американский художник Теодор Робинсон назвал новую манеру "мушиным пометом". Иронизировал над полотном и Дега. В ответ на слова Писсарро о достоинствах "Гран-Жатт" он ответил: "О, я заметил бы это, Писсарро, но уж очень она велика", намекая на оптические свойства пуантилизма, при рассмотрении вблизи превращающие картину в цветовое месиво .
Напротив, Морис Эрмель назвал это полотно «манифестом живописи и знаменем новой школы» .

Так или иначе, новый художественный метод не остался незамеченным - о нем говорили, спорили и, что закономерно, ему начали подражать. Так появилась группа неоимпрессионистов, инициатором создания которой выступил Синьяк. В нее вошли Альбер Дюбуа-Пилье, Шарль Ангран, Максимилиан Люс и другие.

После Сера

Жизнь Сера оборвалась неожиданно: в марте 1891 года художник заболел во время подготовки к новой выставке и умер, как предполагают, от менингита. Его последней, так и неоконченной работой, стала картина «Цирк», которую художник все же успел выставить на «Салоне Независимых».

Полным сюрпризом для родных и близких стало то, что у Сера были любовница и сын. С Мадлен Кноблох, белошвейкой, художник познакомился за два года до смерти и скрывал эту связь от близких и друзей даже тогда, когда у них родился сын Пьер Жорж. Трагично, что годовалый ребенок умер от той же инфекции, что и Сера, спустя два дня после смерти отца.

В мастерской Сера осталось 42 картины, 163 крокетона, 527 рисунков и набросков, ставшее предметом спора для родственников, друзей Мадлен Кноблох. Впрочем, тогда эти картины не стоили больших денег: при жизни Сера сумел продать лишь несколько своих работ (по 300 франков за пейзажи и по 60 - за рисунки), а его картина «Натурщицы», которую сам художник оценил в 2500 франков (по 7 франков за день работы) через шесть лет после смерти была продана всего за 800 франков. В 1900 году семья художника продала "Гран-Жатт" за 800 франков, "Цирк" - за 500 франков, а рисунки - по 10 франков за штуку.

Настоящее признание, как часто бывает, пришло к Сера через годы, во многом благодаря стараниям друзей, проделавших большую работу по разбору и систематизации его картин и устраивавших посмертные выставки. Дополнительной трудностью было то, что художник обычно не подписывал свои работы . Все находившиеся в мастерской картины, этюды и рисунки Сера были помечены как подлинные произведения, что стало основой для дальнейшего изучения творчества художника.

Год назад, в декабре 2008 года, рисунок Сера «В Японском диване» (Au divan japonais) ушел с молотка «Сотбис» за 5 миллионов евро .

Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе открытых источников

Жорж-Пьер Сёра родился 2 декабря 1859 года в городе Париж. Появился на свет в зажиточной, но несколько необычной семье. Его отец, Антуан Кризостом, был министерским чиновником. Рано выйдя в отставку, он большей частью жил один в своем втором доме в Ренси под Парижем. Жорж видел отца только по вторникам, когда тот приезжал обедать в кругу семьи и «исполнять супружеские обязанности». Между ними не было особой близости, что не помешало сыну унаследовать отцовские черты характера - замкнутость, независимость и скрытность.

В детстве Сера ничем не отличался от своих сверстников. Чуть повзрослев, заинтересовался искусством. В местной школе живописи под руководством скульптора Жюстена Лекьена он осваивал традиционную манеру письма, копируя гипсовые слепки и репродукции с картин старых мастеров. У Лекьена Жорж нашел себе первых друзей. Ими стали Эдмон Аман-Жан и Эрнест Лоран, позже получившие известность как художники-символисты.

В 1878 году Сера приняли в Школу изящных искусств. Здесь он учился у Анри Лемана. Леман благоговел перед Энгром, учеником которого являлся, - это может многое сказать о его педагогических приоритетах. По сохранившимся студенческим работам Сера тоже видно, как старательно молодой художник копирует линейную манеру Энгра. При этом он живо интересовался новейшими течениями в живописи. В 1879 году Жорж посетил четвертую выставку импрессионистов и был поражен полотнами Моне и Дега. Знакомство с работами импрессионистов подтолкнуло Сера к самостоятельным поискам. Около этого времени он покинул Школу изящных искусств.

Свободой художник наслаждался недолго. Вскоре его призвали на военную службу, и весь следующий год Сера провел в 119-м пехотном полку, расквартированном в портовом Бресте. Служба оставляла время для досуга, и он продолжал совершенствовать свое мастерство рисовальщика. В ноябре 1880 года Сера демобилизовался и возвратился в Париж. Здесь он (вместе с Аман-Жаном) снял студию, ставшую местом его дальнейшей работы. О самой работе нам мало что известно, потому что до 1883 года Сера не выставлялся. Можно лишь предположить, что все это время художник занимался самообразованием. Неоконченный курс Школы изящных искусств, конечно же, в этом смысле был недостаточен. Материальная поддержка со стороны родственников позволяла художнику спокойно доучиваться по собственной программе, не думая о куске хлеба.

Поначалу Сера вплотную занялся рисунком. Чаще всего он рисовал белым мелом или пастелью. Период 1881-82 годов ознаменован его повышенным вниманием к человеческой фигуре. В эти же годы Сера написал несколько портретов. Один из них, «Портрет Аман-Жана», выставленный в Салоне 1883 года, удостоился сдержанных похвал.Помимо живописи, Сера много читал, жадно интересуясь новейшими теориями и открытиями в области оптики и пытаясь проследить, как использовали законы оптики старые мастера. В частности, он внимательно изучил творчество Эжена Делакруа. В 1830-х годах Делакруа экспериментировал с цветом - наносил параллельными мазками чистые дополнительные цвета, не смешивая их друг с другом.

Молодой Сера предпочитал писать не на холсте, а на деревянных досках, делая небольшие этюды маслом. В 1883 году он решился на крупное полотно, планируя им обратить на себя внимание в ближайшем Салоне. Видимо, сыграл свою роль и тот факт, что Аман-Жан и Лоран, вместе с которыми он начинал как художник, уже успели не без успеха выставить свои картины в Салоне. Сюжет работы был продиктован сценой на берегу Сены, поблизости от Парижа. Эти места привлекали многих импрессионистов - отчасти своими красотами, а отчасти тем, что добраться туда не составляло труда: регулярно ходил поезд. На «Купание в Аньере» Сера потратил год, но жюри Салона отклонило работу.

Те, кого постигла такая же судьба, в ответ организовали Салон отверженных - независимых. Вскоре состоялась его выставка, где Сера, наконец, получил возможность представить свою работу широкой публике. В отзывах о выставке царил разнобой. Один из критиков даже назвал работы «независимых» «неудачными, непонятными, ужасными, бессмысленными, анемичными и надуманными». И все равно Сера был счастлив. А с официальным Салоном он прекратил с тех пор всяческие отношения.

После выставки Сера с головой погрузился в жизнь, которую вели «независимые». Посещая их собрания, он тихо сидел в сторонке, посасывал свою трубку и наблюдал за происходящим. Несмотря на молчаливость, Сера вскоре стал душой компании. Наиболее яркой личностью в ней был Поль Синьяк, художник-самоучка, выросший на традициях импрессионизма. Он проявил огромный интерес к «пуантилизму» или «дивизионизму» Сера. Очень важным оказалось то, что Синьяк гораздо точнее и доступнее автора формулировал новаторские идеи Сера. И в немалой степени именно благодаря его усилиям Сера впоследствии признали основателем нового течения в живописи.

Тем временем сам художник приступил к работе над еще одним большим полотном: «Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт». Он писал картину на маленьком островке рядом с Аньером - как всегда, очень тщательно и методично На ее создание художник потратил почти два года. В 1886 году Сера показал свой шедевр на восьмой, последней, выставке импрессионистов.

«Гранд-Жатт» произвел форменный фурор. Морис Эрмель назвал это полотно «манифестом живописи и знаменем новой школы». Это положение развил Феликс Фенеон. Фенеон стал подарком судьбы для Сера - он лучше других понял Значение его поисков в контексте всей истории живописи. Фенеон писал, что старое течение, импрессионизм, исчерпало себя, и на смену ему приходит новая волна художников, названных им неоимпрессионистами. Лидером и душой неоимпрессионистов критик «назначил» Сера.

Триумфальное шествие полотна «Гранд-Жатт», между тем, продолжалось. Картину показали на второй выставке Общества независимых осенью 1886 года и на выставке «Группы двадцати», собравшей бельгийских художников-новаторов. Мода на неоимпрессионизм быстро распространялась, и вскоре десятки художников принялись имитировать «пуантилистскую» манеру Сера. С одной стороны, все это очень льстило художнику, а с другой, - вызывало ревность. Он теперь пытался уклониться от выставок, опасаясь, что его идеи окажутся просто разворованы падкими на успех «товарищами».

Скрытность Сера распространилась и на его личную жизнь. В 1888 году он влюбился в белошвейку Мадлен Кноблох. Сера скрывал роман и от друзей, и от родных. В феврале 1890 года Мадлен родила мальчика. Сера дал ему имя, зеркально отражавшее его собственное, - Пьер Жорж. Родные по-прежнему ничего не знали. В марте 1891 года художник заболел во время подготовки к очередной выставке Общества независимых.

Жорж-Пьер Сёра скончался 29 марта 1891года от менингита. Похоронили его в семейном склепе на кладбище Пер-Лашез.

Основатель неоимпрессионизма , создатель оригинального метода живописи под названием «дивизионизм», или «пуантилизм ».

Жизнь творчество

После того, как его живопись была отклонена Парижским салоном , Сёра предпочел индивидуальное творчество и союзы с независимыми художниками Парижа. В он и другие художники (включая Максимильена Люса) сформировали творческое общество «Сосьете де Артиста Индепендэнтса». Там он знакомится с художником Полем Синьяком, который впоследствии также будет использовать метод пуантилизма. Летом 1884 года Сёра начал работу над своей самой знаменитой работой - «Воскресный день на острове Гранд-Жатт ». Картина была завершена через два года. Сёра сделал множество рисунков для неё и несколько пейзажей с видами Сены. Некоторые критики, писавшие о Сёра, предполагают, что "Купание" и написанная затем "Гранд-Жатт" - это парные картины, в первой из которых изображен рабочий класс, а во второй - буржуазия. Другого мнения придерживался английский эстетик и историк искусства Роджер Фрай, открывший английской публике искусство постимпрессионистов. Фрай высоко оценивал неоимпрессионистов. В "Купании", на его взгляд, главной заслугой Сёра было то, что он отвлекся и от обыденного, и от поэтического взгляда на вещи и перешёл в область "чистой и почти абстрактной гармонии". Но далеко не все импрессионисты приняли неоимпрессионистическое творчество Сёра. Так Дега в ответ на слова Камиля Писсарро , также увлёкшегося пуантилизмом, о том, что «Гран-Жатт» очень интересная картина, едко заметил: «Я заметил бы это, но уж очень она велика», намекая на оптические свойства пуантилизма, от которых вблизи картина кажется цветовым месивом. Характерной особенностью стиля Сера был его ни на кого не похожий подход к изображению фигур. Враждебные критики непременно заостряли внимание на этом элементе картин Сера, называя его персонажей «картонными куклами» или «безжизненными карикатурами». Сера шёл на упрощение формы, разумеется, совершенно осознанно. Сохранившиеся этюды показывают, что он, когда это требовалось, умел писать вполне «живых» людей. Но художник стремился достичь эффекта вневременности и намеренно стилизовал фигуры в духе плоских древнегреческих фресок или египетских иероглифов. Однажды он написал своему другу: «Я хочу свести фигуры современных людей к их сути, заставить их двигаться так же, как на фресках Фидия, и расположить на полотне в хроматической гармонии».

В определённый период Сёра живёт с моделью Маделин Ноблох, которую он изображает в работе «Пудрящаяся женщина» (1888-1889). Эта "немыслимая женщина в гротесковом дезабилье 80-х годов" (Роджер Фрай) представлена в плане той же отрешенности и созерцательности, как и персонажи других его картин. Влияние распространенного в те годы "японизма", вероятно, сказалось в изображении туалета Мадлен.

Так же как "Парад" и "Канкан", к миру зрелищ и представлений по своему сюжету относится и последняя, незаконченная картина Сёра - "Цирк" (1890-1891). Но если в первых двух дана точка зрения из зала на сцену, то в последней акробаты и публика показаны глазами того, кто выступает на арене, - клоуна, который изображен со спины на первом плане картины.

Сера умер в Париже 29 марта 1891. Причина смерти Сёра сомнительна и была приписана форме менингита , пневмонии , инфекционному эндокардиту , и/или (наиболее вероятно) дифтерии . Его сын умер две недели спустя от той же болезни. Похоронен Жорж-Пьер Сёра на кладбище Пер-Лашез .

  • Известные высказывания

    • Эстетика. Искусство - это гармония. Гармония - это аналогия противоположных, аналогия сходных элементов тона, цвета, линии, рассматриваемых в соответствии с доминантой и под влиянием освещения, в радостных, спокойных или печальных сочетаниях.
    • Радостный тон - это светоносная доминанта; радостный цвет - это теплая доминанта; радостная линия - линия, поднимающаяся от горизонтали вверх. Спокойный тон - это уравновешенность темного и светлого; спокойный цвет - уравновешенность холодного и теплого цвета; спокойная линия горизонталь. Печальный тон - это темная доминанта; печальный цвет -холодная доминанта; печальная линия - линия, идущая вниз от горизонтали
    • Техника. Известно, что воздействие света на сетчатку имеет некоторую длительность, в результате происходит синтез. Средство выражения - это оптическое смешение тонов, цветов (локального цвета и цвета освещения: солнца, керосиновой лампы, газа и т. д.), то есть различного света и реакций на него (теней), соответственно законам контраста, градаций и излучения.

    (из письма писателю Морису Бобуру от 28.08.1890).

Выбор редакции
Всякая организация включает в свой состав объекты, классифицируемые как ОС, по которым проводятся амортизационные отчисления. В рамках...

Новым кредитным продуктом, получившим широкое распространение в зарубежной практике, является факторинг. Он возник на базе товарного...

Очень мы в нашей семье любим чизкейки, а с добавлением ягод или фруктов они особенно вкусные и ароматные. Сегодня рецепт чизкейка, с...

У Плешакова возникла хорошая идея - создать для детей атлас, по которому легко определять звезды и созвездия. Наши учителя эту идею...
Самые необычные храмы в России.Церковь Иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" в городе Дятьково Этот храм называли восьмым чудом света,...
Цветы не только прекрасно выглядят и обладают изысканным ароматом. Они вдохновляют своим существованием на творчество. Их изображают на...
ТАТЬЯНА ЧИКАЕВА Конспект занятия по развитию речи в средней группе «День защитника Отечества» Конспект занятия по развитию речи по теме...
Все чаще современному человеку выпадает возможность познакомиться с кухней др. стран. Если раньше французские яства в виде улиток и...
В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...