Жизнь в танце. Балет Игоря Моисеева: мировое признание Ансамбль игоря моисеева большой театр


Г осударственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева - первый и единственный в мире профессиональный хореографический коллектив, занимающийся художественной интерпретацией и пропагандой танцевального фольклора народов мира.

Ансамбль организован 10 февраля 1937 года, и с тех пор главными художественными принципами его развития являются преемственность и творческое взаимодействие традиций и новаторства. Главная задача, которую впервые поставил перед артистами основатель ансамбля Игорь Моисеев (1906-2007), - творческая обработка бытующих в то время в СССР образцов фольклора. С этой целью артисты ансамбля отправлялись в фольклорные экспедиции по стране, где отыскивали и фиксировали исчезающие танцы, песни, обряды. В результате появились первые программы ансамбля: «Танцы народов СССР» (1937-1938), «Танцы прибалтийских народов» (1939). В репертуаре ансамбля фольклорные образцы получили новую сценическую жизнь и сохранились для нескольких поколений зрителей всего мира. Для этой цели Игорем Моисеевым были использованы все средства сценической культуры: все виды и роды танцев, симфоническая музыка, драматургия, сценография, актерское мастерство.

Важным этапом стало освоение и творческая интерпретация европейского фольклора. Программа «Танцы славянских народов» (1945) создавалась в уникальных условиях: не имея возможности выехать за рубеж, Игорь Моисеев воссоздал живые образцы танцевального творчества, консультируясь с музыкантами, фольклористами, историками, музыковедами. На гастролях в 1946 году в Польше, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Болгарии, Югославии зрители были изумлены точностью постановок, верным художественным смыслом сценических произведений ансамбля. С этого времени и до сих пор ансамбль является школой и творческой лабораторией для балетмейстеров разных стран, а его репертуар служит своеобразной хореографической энциклопедией танцевальной культуры народов мира. При непосредственном участии известных знатоков фольклора балетмейстеров Миклоша Рабаи (Венгрия), Любуше Гиньковой (Чехословакия), Ан Сон Хи (Корея), которых Игорь Моисеев привлекал к работе, создана программа «Мир и Дружба» (1953), где впервые собраны образцы европейского и азиатского танцевального фольклора одиннадцати стран.

По образцу ансамбля народного танца Игоря Моисеева были созданы хореографические коллективы во всех республиках СССР (ныне странах СНГ), а также во многих европейских странах.

Ансамбль народного танца – первый советский коллектив, который в период «железного занавеса» выпустили на гастроли. В 1955 году артисты ансамбля впервые выступили в Париже и Лондоне. Триумф советской танцевальной труппы послужил первым шагом к международной разрядке. В 1958 году ансамбль Игоря Моисеева также первым из отечественных коллективов выступил в США. Успешные гастроли, признавала американская пресса, растопили лед недоверия к СССР и стали основой налаживания новых, конструктивных отношений между нашими странами.

Еще одна важная заслуга Ансамбля народного танца - создание уникальной, единственной в мире моисеевской Школы танца (1943). Ее отличительные черты - высокий профессионализм, виртуозная техническая оснащенность, способность к передаче импровизационной природы народного исполнительства. Актеры-танцовщики, воспитанные Игорем Моисеевым, - широко образованные, универсальные артисты, свободно владеющие всеми видами танца, способные воплотить национальный характер в художественном образе. Танцовщик моисеевской школы - лучшая рекомендация в любой точке планеты, в хореографическом коллективе любого направления. Артисты ансамбля удостоены званий Заслуженных и Народных артистов СССР и России.

Ярким выражением творческих принципов воспитания актеров-танцовщиков является программа «Дорога к танцу» («Класс-концерт»), в которой наглядно показан творческий путь коллектива от освоения отдельных элементов до создания полномасштабных сценических полотен. За программу «Дорога к танцу» (1965) коллектив первым из ансамблей народного танца был удостоен звания «Академического», а Игорь Моисеев - Ленинской премии.

За свою концертную деятельность, которая продолжается более 70 лет, коллектив награжден орденом Дружбы народов. Ансамбль по праву был и остается визитной карточкой нашей страны за рубежом.

На разных континентах зрителям разных поколений полюбились «коронные» номера Ансамбля, ставшие «визитными карточками» коллектива: легендарные «Партизаны», флотская сюита «Яблочко», старинная городская Кадриль, молдавский Жок, украинский Гопак, русский танец «Лето», зажигательная Тарантелла. Большой успех Ансамблю снискали яркие одноактные спектакли, поставленные Игорем Моисеевым с привлечением средств и приемов мировой народной и театральной культуры, - «Веснянки», «Цам», «Санчакоу», «Половецкие пляски» на музыку А.Бородина, «На катке» на музыку И.Штрауса, «Ночь на Лысой горе» на музыку М.Мусоргского, «Испанская баллада» на музыку Пабло ди Луна, «Вечер в таверне» на музыку аргентинских композиторов и др.

И сейчас, после ухода из жизни бессменного руководителя ансамбля Игоря Моисеева, хореографический уровень коллектива по-прежнему служит непревзойденным эталоном, а звание «моисеевца» является синонимом высокого профессионализма.

10 февраля 1937 года был основан Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева — коллектив, у которого до сих пор нет аналогов в мире. Моисеев создал собственную технику и уникальный метод творческой интерпретации фольклора: в его постановках сочетаются все виды танцев, драматургия, симфоническая музыка и актёрское мастерство. Поэтому даже сейчас, по прошествии стольких лет, ансамбль продолжает гастролировать — и везде собирает полные залы. АиФ.ru предлагает вспомнить несколько любопытных фактов из его истории.

Народный артист СССР, художественный руководитель Государственного академического ансамбля народного танца СССР Игорь Моисеев, 1966 год. Фото: РИА Новости / Умнов

Готовя новые номера, участники коллектива ездили в фольклорные экспедиции

Когда Игорь Моисеев в конце 1930-х создавал свой ансамбль, перед артистами стояла важная задача: танцоры должны были отображать на сцене всё многообразие фольклора СССР. Труппа ездила по всему Союзу, изучала исчезающие песни, танцы и обряды, а затем творчески интерпретировала их и включала в свою программу.

В ансамбле Моисеева все танцоры равны

Одной из отличительных черт коллектива является отсутствие в нём солистов и кордебалета. Один артист может исполнять и ведущие, и второстепенные роли.

Украинский танец в исполнении ансамбля народного танца под руководством Игоря Моисеева. Фото: РИА Новости / Владимир Вяткин

Не имея возможности выехать за рубеж, Игорь Моисеев достоверно воссоздал ряд восточноевропейских танцев

В 1940-х худрук ансамбля поставил программу «Танцы славянских народов» — в неё входили болгарские, венгерские, румынские и другие танцы. Поскольку выезд за границу в те годы был закрыт, Моисеев во время работы консультировался с историками, фольклористами и музыковедами. А когда в 1946 году труппа наконец отправилась на гастроли, зрители из Польши, Венгрии, Чехословакии и остальных стран были поражены точностью постановок.

Египетский танец в исполнении солистов ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева. Выступление в Концертном зале имени П. И. Чайковского Московской государственной академической филармонии. 2009 год. Фото: РИА Новости / Владимир Вяткин

Ансамбль Моисеева был первым советским коллективом, выехавшим на гастроли во Францию, Великобританию и США

В 1955-м коллектив «прорубил» железный занавес, отправившись на гастроли в Париж и Лондон. А в 1958-м артисты посетили США — тоже первыми из советских танцоров.

Во время войны на заработанные ансамблем деньги построили танк «ГАНТ СССР»

В 1940-х коллектив Моисеева гастролировал по Сибири, Дальнему Востоку, Забайкалью, Монголии. За свои концерты ансамбль выручил около полутора миллионов рублей — на эти деньги был построен танк «ГАНТ СССР» («Государственный ансамбль народного танца СССР») для Советской армии.

Игорь Моисеев на репетиции. 1984 год. Фото: РИА Новости / В. Малышев

Игорь Моисеев возглавлял ансамбль на протяжении 70 лет

Балетмейстер Моисеев руководил труппой в течение 70 лет — практически до самой смерти. Когда артист ушёл из жизни в возрасте 101 года, его место в коллективе заняла Елена Щербакова . Она пришла в ансамбль 16-летней девушкой, больше двадцати лет танцевала в труппе, а после работала педагогом в школе-студии при ГААНТ.

Дочь балетмейстера педагог Ольга Моисеева, и директор ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева Елена Щербакова, 2013 год. Фото: РИА Новости / Владимир Вяткин

Коллектив Моисеева выступал в Ла Скала и Опера Гарнье

ГААНТ — единственный профессиональный коллектив народного танца, который выступал на сцене миланского театра Ла Скала и парижской Оперы Гарнье (она же Гранд Опера).

По количеству представлений ансамбль народного танца попал в Российскую книгу рекордов Гиннесса

Коллектив объездил с гастролями более 60 стран и попал в Российскую книгу рекордов.

Артисты ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева исполняют молдавские танцы на открытии 77-го сезона в Концертном зале имени П. И. Чайковского. 2013 год. Фото: РИА Новости / Владимир Вяткин

Все концерты ансамбля сопровождает малый симфонический оркестр

Изначально коллективу хватало группы народных и национальных инструментов, но в конце 1940-х, в связи с расширением репертуара, при ансамбле создали малый симфонический оркестр. Сейчас все концерты труппы проходят в сопровождении оркестра из 35 человек, причём иногда музыканты участвуют в представлении на сцене.

Репертуар коллектива состоит из примерно трёх сотен номеров

За 77 лет Игорь Моисеев поставил около 300 номеров: хореографических миниатюр, танцевальных картин, одноактных балетов, различных сюит. Некоторые из них были созданы ещё в довоенные годы, но до сих пор идут с аншлагами.

Предыстория

Становление Моисеева

В 1920 году отец привёл 14-летнего Игоря Моисеева в балетную студию Веры Масоловой, бывшей балерины Большого театра . По мнению отца, танцы должны были положительно влиять на становление личности сына, а также придать ему правильную осанку и манеру держаться. Три месяца спустя Вера Масолова, придя с Игорем Моисеевым в Хореографический техникум Большого театра , сказала директору, что Моисеев должен учиться у них. После вступительного экзамена он был зачислен на курсы .

В 18 лет, после окончания техникума, Игорь Моисеев стал танцовщиком Большого театра, а в 24 года - балетмейстером и поставил несколько концертов . Однако после смены руководства Большого театра ситуация изменилась. Новый директор Елена Малиновская возмутилась тем фактом, что балетмейстером стал 24-летний танцовщик: обычно ими становились после ухода со сцены и в более зрелом возрасте. Малиновская не сняла Моисеева с должности, однако ставить ему новые танцы запретила. При новом главном балетмейстере Ростиславе Захарове ситуация в театре стала сложнее: Захаров увидел в Моисееве серьёзного конкурента, что привело к продолжительному конфликту .

История

Создание ансамбля

Ради работы в ансамбле Игорь Моисеев оставил академическую сцену и должность солиста и балетмейстера Большого театра. В коллектив были приглашены наиболее талантливые участники фестиваля. Основной задачей ансамбля Игорь Моисеев считал творческую обработку и популяризацию танцевального фольклора народов СССР, для изучения которого артисты отправлялись в экспедиции и фиксировали народные танцы, песни и обряды по всей территории страны .

Чтобы воссоздать точные образцы танцевального творчества, ансамбль проводил консультации с музыкантами , фольклористами , историками и музыковедами . Для максимального раскрытия и выражения экспрессии танца в постановках широко использовались классическая музыка, актёрское мастерство, драматургия и сценография . Игорь Моисеев поддерживал высокий уровень профессионализма всех танцоров и не выделял в группе солистов: каждый участник постановки мог исполнять как главные, так и второстепенные роли .

Датой основания театра считается 10 февраля 1937 года: в этот день состоялась первая репетиция коллектива . Первый концерт прошёл в московском театре «Эрмитаж» 29 августа того же года . Изначально коллектив состоял из небольшого оркестра народных инструментов и тридцати танцоров .

С 1938 года ансамбль начал регулярно выступать в Кремле на банкетах . После этого от Игоря Моисеева 18 раз требовали вступить в КПСС : считалось, что беспартийные не должны управлять коллективами. В 1940-м, во время очередного банкета, Иосиф Сталин поинтересовался делами коллектива. Игорь Моисеев пожаловался на отсутствие подходящего места для репетиций, которые приходилось проводить даже на лестничных площадках. На следующий день после разговора коллективу предложили любое столичное здание на выбор. Игорь Моисеев выбрал полуразрушенное здание, в котором ранее располагался Государственный театр имени Всеволода Мейерхольда . Через три месяца здание отремонтировали и репетиционная база группы получила постоянное помещение .

Военные выступления

Школа народного танца была открыта в 1943 году после возвращения ансамбля в столицу. Её выпускники получали работу как в самом ансамбле, так и в других танцевальных коллективах .

Послевоенное время

Пик популярности ансамбля пришёлся на послевоенные годы. ГАНТ являлся визитной карточкой СССР и стал первым ансамблем в стране, который побывал на гастролях более чем в 60 странах. К примеру, в 1945 году коллектив посетил Финляндию , в 1954-м - Китай , в 1955-м - Францию и Великобританию , в 1956-м - Ливан , Египет и Сирию . В 1958 году ансамбль побывал в США , в 1963-м - в странах Южной Америки , а в 1974-м - в Индии . Выступления способствовали налаживанию конструктивных межгосударственных отношений и даже влияли на моду: после выступления во Франции в 1953 году француженки стали носить сапожки «казачок » . Каждый год на гастроли по стране и за рубежом уходило до девяти месяцев .

В 1965 году за программу «Дорога к танцу» коллектив получил звание академического ансамбля , а в 1987-м был награждён Орденом дружбы народов . В 1989 году, после гастролей в Израиле , между СССР и Израилем были установлены дипломатические отношения .

Современность

Игорь Моисеев работал с коллективом до самой смерти и даже находясь в больнице давал рекомендации танцорам после просмотра видеозаписей репетиций ансамбля . Он умер 2 ноября 2007 года, не дожив двух месяцев до 102 лет. За более чем 70 лет работы Игорь Моисеев поставил около 300 произведений. По его словам, «в жизни ансамбля было одно счастливое обстоятельство: коллектив быстро получил признание и на протяжении десятилетий не знал провалов» . После смерти художественного руководителя ансамбль получил его имя .

С 2011 года должность художественного руководителя-директора ансамбля занимает Елена Щербакова . На 2012 год в коллективе работало уже седьмое поколение моисеевцев: 90 артистов балета и оркестр из 32 музыкантов. Репертуар ансамбля превысил 300 оригинальных номеров . В 2015-м ансамбль получил статус особо ценного объекта культурного наследия народов России . На 80-летие ансамбля коллектив сформировал юбилейную программу, которая состояла из произведений в постановке Игоря Моисеева . Также к юбилею открылась выставка, где были представлены костюмы, неопубликованные рукописи, программки концертов, фотографии участников коллектива, опись подарков ансамбля за 1939-1948 годы и сувенирные спичечные коробки с изображением артистов .

В 2018 году художественный руководитель ансамбля Елена Щербакова была награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени .

Репертуар

Игорь Моисеев ставил народные танцы по канонам XIX века и оттачивал классическую технику артистов. Так как советские и современные авторы не обладали подобной культурой, коллективу было крайне сложно обновлять репертуар после смерти основателя ансамбля. Однако в репертуаре ансамбля постоянно появляются новые номер. Например, адыгский танец Аслана Хаджаева «Тляпатет», корейское «Трио» - для разучивания танца Ким Чен Ир прислал в Москву национальные костюмы и балетмейстера. Также восстановлен некогда закрытый номер 1961 года «Рок-н-ролл », который в своё время вызывал бурный ажиотаж среди зрителей и оттенял народные танцы .

Лучшими танцами ансамбля считаются «Сиртаки », «Яблочко », «Венгерский танец », «Татарочка », «Калмыцкий танец», «Финская полька», танец аргентинских пастухов «Гаучо», «Ночь на Лысой горе », «Русский танец» .

Циклы

Циклы, поставленные Игорем Моисеевым :

  • Цикл «Картинки прошлого»: «Подмосковная лирика» (1938), «Полька-красотка с фигурами и комплиментами» (1939), «Воскресенье» (1942), «Трепак » (1943), «Сюита старинных русских танцев» (1943), «Городская фабричная кадриль » (1945), «По дворам» (1948), «Скоморошьи игрища» (1966), «Еврейская сюита „Семейные радости“» (1994).
  • Цикл «Советские картинки»: «Красноармейская пляска» (1937), «Колхозная улица» (1940), «Флотская сюита „День на корабле“» (1942), «Футбол» (1948), «Два Первомая» (1948), «Партизаны» (1950), «Призывники» (1959), «На катке» (1959), «Праздник труда» (1976).

Программы

Под руководством Игоря Моисеева были подготовлены следующие программы .

  • «Танцы народов СССР» (1937-1938)
  • «Танцы прибалтийских народов» (1939)
  • «Танцы славянских народов» (1945)
  • «Мир и Дружба» (1953)
  • Класс-концерт «Дорога к танцу» (1965). В программу входили номера «Станок», «Середина», «Проходки», «Перепляс», «Украинский танец», «Гопак-коло», «Полька».
  • «В гостях и дома» (1983)
  • «Танцы народов мира»

Отдельные постановки:

  • Зимняя фантазия «Метелица» (1959)
  • Одноактный балет «Половецкие пляски» (1971), включающая номера: «Выход Хана», «Танец пленниц», «Танец мальчиков», «Танец лучников», «Выезд всадников», «Общий танец», «Танец пастухов», «Воинственный танец», «Финал».
  • Хореографическая картина «На катке» (1980), включающая номера: «Вальс конькобежцев», «Девушка и юноша», «Соревнования вертунов», «Парад», «Галоп и финал».
  • Одноактный балет «Ночь на Лысой горе» (1983), включающая номера «Ярмарка» и «Ночь на Лысой горе».
  • Одноактный балет «Испанская баллада» (1983)
  • Одноактный балет «Вечер в таверне» (1986)
  • Еврейская сюита «Семейные радости» (1994)
  • Азербайджанские танцы: «Возгалы» (1937), «Таракяма» (1938), «Свидание» (1939, постановка Т.С. Израилова), «Газахи» (1939, постановка Т.С. Израилова), «Десмолы» (1941, постановка И.И. Арбатова), «Чабаны» (1959)
  • Аргентинские танцы: танго «В таверне Родригес Пенья» (1963-1965), Танец пастухов «Гаучо» (1967), «Маламбо» (1986)
  • Армянский танец «Мирчаи» (1938)
  • Армяно -курдская сюита танцев (1937): «Майнуки», «Керцы», «Крынги», «Пайлянчо», «Шейхана», «Яна-Яна», «Лоркя», «Ваграми», «Хаса-Бараси», «Наро», «Авуэ-Баши»
  • Башкирский танец «Семь красавиц» (1953)
  • Белорусские танцы: «Крыжачок» (1937), «Лявониха» (1937), «Бульба» (1940), «Юрочка» (1940), Полька «Янка» (1945), Полька «Мама» (1948)
  • Болгарские танцы: «Быстришка тройка» (1953), «Болгарский танец» (1965)
  • Бурятские танцы: Бурято-монгольская сказка «Цам» (1950)
  • Венесуэльский танец «Хоропа» (1983)
  • Венгерские танцы: «Чардаш», «Прощание», «Девичий танец с бутылками на голове» (1951-1952), «Танец со шпорами», «Понтозоо» (1953, пост. М. Рабаи)
  • Вьетнамский танец: «Танец с бамбуком» (1983)
  • Немецкий танец: «Немецкий вальс» (1953)
  • Греческие танцы: сюита греческих танцев «Сиртаки» («Сиртаки», «Танец девушек», «Общий хоровод», «Мужской танец четвёрками», «Общий финальный танец») (1991)
  • Грузинский танец: «Шалахо» (1940-1941)
  • Грузинско-аджарские танцы: «Картули» (1937), «Хоруми» (1937)
  • Гуцульские танцы: «Аркан» (1948), «Танец девушки и двух парней»
  • Египетский танец (1997)
  • Ирландский танец «Молодость»
  • Испанские танцы: «Испанская баллада» (1983), «Арагонская хота» (1963-1965)
  • Итальянский танец «Сицилианская тарантелла La karetta»
  • Казахский танец «Кок-пар»
  • Калмыцкий танец «Чичирдык», «Ишкымдык»
  • Китайские танцы: «Танец с барабанами», «Танец с лентами», «Сан ча коу»
  • Киргизские танцы: «Юрта», «Кыз кумай», «Танец киргизских девушек»
  • Корейский танец
  • Латвийские танцы
  • Литовские танцы
  • Македонский женский танец, «Дзюрдевка», «Селянчица»
  • Марийский танец
  • Мексиканская сюита
  • Молдавские танцы: «Жок улмаре. Сюита», «Хора», «Чиокирлия», «Жок», «Молдавеняска», «Коаса», «Ла спалат», «Сфределуш», «Молдаваночка», «Хитрый Макану. Сюита», «Танец парней», «Танец девушек», «Объяснение в любви», «Общий выход», «Сырба», «Юла»
  • Монгольские танцы: «Монгольские наездники», «Монгольская статуэтка», «Танец монгольских борцов»
  • Нанайские танцы: «Фехтование на палках», «Борьба двух малышей»
  • Осетинский танец «Симп»
  • Польские танцы: «Полонез», «Трояк», «Оберек», «Краковяк», «Мазурка», «Полька-лабиринт»
  • Румынские танцы: «Бриул», «Мушамауа», «Оашский танец»
  • Русские танцы: «Полянка», «Времена года. Сюита из двух танцев», «Вензеля», «Шестера. Уральский танец», «Задиристые частушки», «Русский перепляс», «Метелица»
  • Словацкий танец
  • Таджикские танцы: «Танец девушек», «Мужской воинственный танец с кинжалом», «Танец с дойрой»
  • Танец казанских татар
  • Танец крымских татар «Черноморочка»
  • Танцы США : «Сквер-данс», «Назад к обезьяне (Рок-н-ролл)»
  • Торгутский танец
  • Узбекские танцы: «Пахта», «Танец с блюдом», «Уйгурский танец „Сафаили“»
  • Украинские танцы: «Веснянки. Сюита», «Прощание», «Гадание», «Большой танец», «Каблучок», «Выход парубков», «Возвращение», «Встреча и величание», «Гопак»
  • Финский танец «Комическая полька»
  • Цыганский танец
  • Чешский танец «Чешская полька»
  • Чувашский танец
  • Эстонские танцы: «Эстонская полька через ножку», «Хиу-вальс. Эстонская сюита из трёх танцев»
  • Югославские танцы: «Сербиянка», «Кукунешти»
  • Якутский танец «Добрый охотник»

Примечания

  1. Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева (неопр.) (недоступная ссылка) . Культура.РФ (2013). Дата обращения 6 июня 2018. Архивировано 22 июля 2018 года.
  2. , с. 357-361.
  3. Ушёл из жизни Игорь Моисеев (неопр.) . Телеканал “Россия - Культура” (2 ноября 2007). Дата обращения 6 июня 2018.
  4. Игорь Шевелев. Танцующий век (неопр.) . Российская газета (20 января 2006). Дата обращения 6 июня 2018.
  5. Оксана Полякова. Искусство танца – выше политики (неопр.) . Вечерняя Москва (29 ноября 2014). Дата обращения 6 июня 2018.
  6. Игорь Моисеев: «Нужно идеально владеть своим телом, чтобы оно стало послушным каждой мысли» (неопр.) . OrheusMusic.Ru (2013). Дата обращения 6 июня 2018.
  7. Евгения Коробкова. Десять великих танцев Игоря Моисеева (неопр.) . Известия (11 января 2016). Дата обращения 6 июня 2018.

Первый в мире профессиональный ансамбль народного танца вместе с Натальей Летниковой.

1. «Ноги потом, сначала неси душу» , - говорил Игорь Моисеев на репетициях. Труппа первого в мире ансамбля народного танца объездила весь Советский Союз. Исчезающие переплясы и обряды артисты переносили на сцену прямо из фольклорных экспедиций.

2. Как танцуют в Болгарии, Венгрии, Румынии… Программе «Танцы славянских народов», которая до сих пор живет на сцене, уже 70 лет. Ставил ее Игорь Моисеев, не выезжая за рубеж. И на первых же гастролях специалистов поразила точность попадания.

3. Концертный зал Чайковского - родная сценическая площадка моисеевцев. Ансамблю, уже известному и даже выступавшему на приемах в Кремле, было негде репетировать. Сталин лично предложил выбрать здание. Игорь Моисеев предпочел бывший Театр Мейерхольда на Тверской.

4. «ГАНТ СССР» - Государственный ансамбль народного танца… и танк. Во время Великой Отечественной войны коллектив объехал Сибирь, Забайкалье, Дальний Восток. Артисты заработали полтора миллиона рублей и отдали деньги на строительство танка для Советской армии.

5. Творческий прорыв железного занавеса. 60 лет назад Ансамбль Моисеева стал первым советским коллективом, попавшим на гастроли в капстрану. Франция восторженно приняла танцоров. В прессе ансамбль окрестили балетом, признав его высокое искусство.

6. И снова единственный в мире. Моисеевцы - обладатели невиданной для танцевального коллектива роскоши: собственного симфонического оркестра. 35 музыкантов классических и народных инструментов сопровождают выступления танцоров с 1940-х годов.

7. «Кто назовет себя солистом - сразу уволю» , - говорил создатель коллектива. В ансамбле нет солистов и нет кордебалета: «Все учат всё». Зато есть своя школа и собственный стиль. Отбор в коллектив жесткий, все артисты танцуют и в сольных партиях, и в массовке.

8. Высшая форма признания для моисеевцев - тот факт, что творчество коллектива народ считает своим. Как танец «Бульба». Игорь Моисеев придумал его, наблюдая за сбором картошки в Белоруссии, а годы спустя увидел свою постановку уже в качестве фольклора.

9. Ансамбль Моисеева встречали аншлагом 60 стран мира. Танцоры выступали на лучших концертных площадках планеты, в том числе в Ла Скала и Опера Гарнье. За свои постановки Игорь Моисеев получил около 30 иностранных наград и медаль «Пять континентов» ЮНЕСКО.

10. Хореографические миниатюры и балеты, танцевальные картины и сюиты. Высокий стиль Игорь Моисеев привнес в народный танец из танца академического. Солист и балетмейстер Большого 70 лет руководил своим ансамблем, поставил 300 танцев, и 110 лет со дня рождения Игоря Моисеева отмечают на первой сцене мастера.

Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева - первый и единственный в мире профессиональный хореографический коллектив, занимающийся художественной интерпретацией и пропагандой танцевального фольклора народов мира.

Ансамбль организован 10 февраля 1937 года, и с тех пор главными художественными принципами его развития являются преемственность и творческое взаимодействие традиций и новаторства. Главная задача, которую впервые поставил перед артистами основатель ансамбля Игорь Моисеев (1906-2007), - творческая обработка бытующих в то время в СССР образцов фольклора. С этой целью артисты ансамбля отправлялись в фольклорные экспедиции по стране, где отыскивали и фиксировали исчезающие танцы, песни, обряды. В результате появились первые программы ансамбля: «Танцы народов СССР» (1937-1938), «Танцы прибалтийских народов» (1939). В репертуаре ансамбля фольклорные образцы получили новую сценическую жизнь и сохранились для нескольких поколений зрителей всего мира. Для этой цели Игорем Моисеевым были использованы все средства сценической культуры: все виды и роды танцев, симфоническая музыка, драматургия, сценография, актерское мастерство.

Важным этапом стало освоение и творческая интерпретация европейского фольклора. Программа «Танцы славянских народов» (1945) создавалась в уникальных условиях: не имея возможности выехать за рубеж, Игорь Моисеев воссоздал живые образцы танцевального творчества, консультируясь с музыкантами, фольклористами, историками, музыковедами. На гастролях в 1946 году в Польше, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Болгарии, Югославии зрители были изумлены точностью постановок, верным художественным смыслом сценических произведений ансамбля. С этого времени и до сих пор ансамбль является школой и творческой лабораторией для балетмейстеров разных стран, а его репертуар служит своеобразной хореографической энциклопедией танцевальной культуры народов мира. При непосредственном участии известных знатоков фольклора балетмейстеров Миклоша Рабаи (Венгрия), Любуше Гиньковой (Чехословакия), Ан Сон Хи (Корея), которых Игорь Моисеев привлекал к работе, создана программа «Мир и Дружба» (1953), где впервые собраны образцы европейского и азиатского танцевального фольклора одиннадцати стран.

По образцу ансамбля народного танца Игоря Моисеева были созданы хореографические коллективы во всех республиках СССР (ныне странах СНГ), а также во многих европейских странах.

Ансамбль народного танца – первый советский коллектив, который в период «железного занавеса» выпустили на гастроли. В 1955 году артисты ансамбля впервые выступили в Париже и Лондоне. Триумф советской танцевальной труппы послужил первым шагом к международной разрядке. В 1958 году ансамбль Игоря Моисеева также первым из отечественных коллективов выступил в США. Успешные гастроли, признавала американская пресса, растопили лед недоверия к СССР и стали основой налаживания новых, конструктивных отношений между нашими странами.

Еще одна важная заслуга Ансамбля народного танца - создание уникальной, единственной в мире моисеевской Школы танца (1943). Ее отличительные черты - высокий профессионализм, виртуозная техническая оснащенность, способность к передаче импровизационной природы народного исполнительства. Актеры-танцовщики, воспитанные Игорем Моисеевым, - широко образованные, универсальные артисты, свободно владеющие всеми видами танца, способные воплотить национальный характер в художественном образе. Танцовщик моисеевской школы - лучшая рекомендация в любой точке планеты, в хореографическом коллективе любого направления. Артисты ансамбля удостоены званий Заслуженных и Народных артистов СССР и России.

Ярким выражением творческих принципов воспитания актеров-танцовщиков является программа «Дорога к танцу» («Класс-концерт»), в которой наглядно показан творческий путь коллектива от освоения отдельных элементов до создания полномасштабных сценических полотен. За программу «Дорога к танцу» (1965) коллектив первым из ансамблей народного танца был удостоен звания «Академического», а Игорь Моисеев - Ленинской премии.

За свою концертную деятельность, которая продолжается более 70 лет, коллектив награжден орденом Дружбы народов. Ансамбль по праву был и остается визитной карточкой нашей страны за рубежом.

На разных континентах зрителям разных поколений полюбились «коронные» номера Ансамбля, ставшие «визитными карточками» коллектива: легендарные «Партизаны», флотская сюита «Яблочко», старинная городская Кадриль, молдавский Жок, украинский Гопак, русский танец «Лето», зажигательная Тарантелла. Большой успех Ансамблю снискали яркие одноактные спектакли, поставленные Игорем Моисеевым с привлечением средств и приемов мировой народной и театральной культуры, - «Веснянки», «Цам», «Санчакоу», «Половецкие пляски» на музыку А.Бородина, «На катке» на музыку И.Штрауса, «Ночь на Лысой горе» на музыку М.Мусоргского, «Испанская баллада» на музыку Пабло ди Луна, «Вечер в таверне» на музыку аргентинских композиторов и др.

И сейчас, после ухода из жизни бессменного руководителя ансамбля Игоря Моисеева, хореографический уровень коллектива по-прежнему служит непревзойденным эталоном, а звание «моисеевца» является синонимом высокого профессионализма.

Выбор редакции
Все чаще современному человеку выпадает возможность познакомиться с кухней др. стран. Если раньше французские яства в виде улиток и...

В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...

Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...
Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...
Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...