Жанры и жанровые разновидности фольклора. Что такое фольклор и какие жанры он включает


Русский фольклор – это творчество народа. В нем заключено мировоззрение тысяч людей, населяющих когда-то территорию нашего государства. Их жизненный уклад, любовь к Родине и своему дому, чувства и переживания, мечты и потрясения – всё это веками передается из уст в уста и дарит нам связь с нашими предками.

Наследие нашего народа многогранно и разнопланово. Условно жанры русского фольклора подразделяются на две группы, включающие в себя множество видов: обрядовый и необрядовый фольклор.

Обрядовый фольклор

Эта группа народных творений в свою очередь подразделяется на две категории:

  1. Календарный фольклор – отражение жизненного уклада: земледельческие работы, рождественские колядки, масленичные и купальские обряды. Посредством этого жанра русского фольклора наши предки обращались к матери-Земле и другим божествам, прося у нее защиты, хорошего урожая и благодати.
  2. Семейно-бытовой фольклор , который описывал порядок жизни каждого человека: создание семьи и рождение ребенка, службу в армии, смерть. Величальные песни, похоронные и рекрутские причитания – на каждое событие существовал особенный обряд, который придавал особую торжественность и настрой.

Необрядовый фольклор

Он представляет собой более многочисленную группу произведений народного творчества и включает 4 подвида:

I. Фольклорная драма

  • театр Петрушки – уличные ироничные театрализованные представления в лице одного актера;
  • вертепная и религиозная драма – спектакли на тему Рождества Христова и других событий.

II. Фольклорная поэзия

  • Былины: песни-сказания, повествующие о героях древности, защищавших свою Родину, их подвигах и доблести. Былина об Илье Муромце и Соловье-разбойнике – одна из известнейших. Колоритные герои, красочные эпитеты и мелодичный напев сказителя рисуют яркий образ русского богатыря, представителя свободолюбивого вольного народа. Наиболее известны два цикла русских былин: и .
  • Исторические песни описывают реальные события, произошедшие в незапамятные времена. Ермак, Пугачев, Степан Разин, Иван Грозный, Борис Годунов – эти и многие другие великие люди и их дела вошли не только в историю, но и народное творчество.
  • Частушка – иронические четверостишия, четко оценивающие, а чаще высмеивающие жизненные ситуации или явления.
  • Лирические песни – отклики простого народа на события в политической и общественной жизни государства, взаимоотношения крестьянина и барина, нерушимые принципы жизненного уклада крестьян, народная мораль. Частые (плясовые) и протяжные, удалые и красивые мелодичные, все они глубоки по содержанию и эмоциональному накалу, заставляя откликаться даже самую черствую натуру.

III. Фольклорная проза

Ярчайший пример, знакомый каждому из нас с детства – волшебные сказки. Добро и зло, справедливость и подлость, подвиг и трусость – все переплетено здесь. И только чистое и открытое сердце главного героя способно побороть все невзгоды.

IV. Фольклор речевых ситуаций.

Весьма разноплановая группа. Здесь и пословицы, представляющие собой народные афоризмы, и загадки, развивающие мышление, и детский фольклор (потешки, пестушки, считалочки, скороговорки и другие ), помогающий посредством игры и веселья лучшему развитию детей.

Это лишь малая часть того наследия, что оставили наши предки. Их творчество имеет великую культурную ценность. Неважно, к какому именно жанру русского фольклора относится конкретный шедевр. Все они объединены одной общей чертой – в каждом сконцентрированы принципы жизни: любовь, доброта и свобода. То, без чего не мыслимо само существование человека.

Это народное творчество, охватывающее все культурные слои общества. Жизнь людей, их воззрения, идеалы, моральные устои - все это отражается как в художественном фольклоре (танцах, музыке, литературе) так и в материальном (одежда, кухонная утварь, жилище).

Еще в 1935 году великий русский писатель Максим Горький, выступая на Первом съезде писателей СССР, точно охарактеризовал фольклор и его значение в общественной жизни: "...наиболее глубокие героев существуют в фольклоре, устном творчестве народа. Святогор и Микула Селянинович, Василиса Премудрая, иронический Иванушка-дурачок, который никогда не унывает, Петрушка, всегда и всех побеждающий. Эти образы созданы фольклором и они являются неотделимой частью жизни и культуры нашего общества."

Фольклор ("народное знание") - это отдельная научная дисциплина, по которой проводятся изыскания, создаются рефераты, пишутся диссертации. В русской литературе 19-го века широко употреблялись термины "народная поэзия" и "народная словесность".

Устное народное творчество, жанры фольклора

Песни, сказки, легенды, былины - это далеко не полный список. Устное народное творчество - это обширный пласт русской культуры, который формировался на протяжении веков. Жанры народного фольклора подразделяется на два основных направления - необрядовое и обрядовое.

  • Календарный - песни масленичные, рождественские колядки, веснянки и другие примеры народного песенного творчества.
  • Семейный фольклор - свадебные песни, причитания, колыбельные, семейные рассказы.
  • Окказиональный - заклинания, считалки, заговоры, заклички.

Фольклор необрядовый включает четыре группы:

1. Народная драма - религиозная, вертепная, театр Петрушки.

2. Народная поэзия - баллады, былины, духовные стихи, песни лирические, частушки, детские песни-стихи.

3. Фольклорная проза делится на сказочную и несказочную. Первая включает сказки о животных, бытовые, (например, история о Колобке). Несказочная проза - это истории из жизни, повествующие о встречах человека с образами русской демонологии - русалками и водяными, колдунами и ведьмами, упырями и вурдалаками. К этой подкатегории также относятся рассказы о святынях и чудесах христианской веры, о высших силах. Формы несказочной прозы:

  • легенды;
  • мифологические рассказы;
  • былины;
  • сонники;
  • предания;

4. Фольклор речевой изустный: скороговорки, благопожелания, прозвища, пословицы, проклятия, загадки, дразнилки, поговорки.

Жанры которых здесь приведены, считаются основными.

в литературе

Это стихотворные произведения и проза - былины, сказки, легенды. Множество литературных форм относят и к фольклору, который отражает три основных направления: драматическое, лирическое и эпическое. Безусловно, жанры фольклора в литературе на этом не исчерпываются, их гораздо больше, но перечисленные категории - это своеобразная эмпирика, наработанная годами.

Драматические образы

К драматическому фольклорному искусству относятся народные драмы в форме сказочных сюжетов с неблагоприятным развитием событий и счастливым концом. Драматичной может быть какая-либо легенда, в которой происходит борьба добра со злом. Персонажи побеждают друг друга с переменным успехом, но в итоге добро торжествует.

Жанры фольклора в литературе. Эпическая составляющая

Русский фольклор (эпический) основывается на исторических песенных произведениях с обширной тематикой, когда гусляры часами могут рассказывать истории о жизни на Руси под тихие струнные переборы. Это подлинное фольклорное искусство, передающееся из поколения в поколение. Кроме литературного фольклора с музыкальным сопровождением существует изустное народное творчество, легенды и былины, предания и сказы.

Эпическое искусство обычно тесно переплетается с драматическим жанром, поскольку все приключения былинных героев земли русской так или иначе связаны со сражениями и подвигами во славу справедливости. Главные представители эпического фольклора - это русские богатыри, среди которых выделяются Илья Муромец и Добрыня Никитич, а также невозмутимый Алеша Попович.

Жанры фольклора, примеры которых можно приводить до бесконечности, строятся на героях, сражающихся с чудищами. Иногда богатырю помогает неодушевленный предмет, обладающий сказочной силой. Это может быть меч-кладенец, одним махом рубящий головы дракону.

Эпические сказки рассказывают о колоритных персонажах - Бабе-Яге, живущей в избушке на курьих ножках, Василисе Прекрасной, Иване-царевиче, который никуда без Серого волка, да еще про Ивана-дурака - счастливого с открытой русской душой.

Лирическая форма

К этому фольклорному жанру относятся произведения народного творчества по большей части обрядовые: любовные песни, колыбельные, веселые частушки и причитания. Многое зависит от интонации. Даже приговоры, заклинания, навороты с целью приворожить любимого, и те иногда можно причислить к фольклорной лирике.

Фольклор и авторство

Произведения сказочного литературного жанра (авторские) зачастую не могут быть формально причислены к фольклору, как, например, "Сказка про Конька-Горбунка" Ершова или сказ Бажова "Медной горы Хозяйка" в силу их принадлежности перу определенного писателя. Тем не менее, эти истории имеют свой фольклорный источник, были рассказаны где-то и кем-то в той или иной форме, а затем переложены писателем в книжную форму.

Жанры фольклора, примеры которых общеизвестны, популярны и узнаваемы, не нуждаются в уточнении. Читатель легко разберется, кто из авторов придумал свой сюжет, а кто позаимствовал его из прошлого. Другое дело, когда жанры фольклора, примеры которых на слуху у большинства читателей, кем-то оспариваются. В этом случае специалисты должны разобраться и сделать компетентные выводы.

Спорные формы искусства

Бывают примеры, когда сказки современных авторов по своей структуре буквально просятся в народный фольклор, но при этом известно, что сюжет не имеет источников из глубины народного творчества, а придуман самим автором от начала до конца. Например, произведение "Трое в Простоквашино". Налицо фольклорная канва - один почтальон Печкин чего стоит. Да и сама история сказочная по сути. Тем не менее, если авторство определено, то фольклорная принадлежность может быть только условной. Хотя многие авторы полагают, что различия вовсе не обязательны, искусство - оно и есть искусство, независимо от формы. Какие жанры фольклора совпадают с литературными канонами, можно определить по ряду признаков.

Отличие фольклорных произведений от литературных

Литературные произведения, такие как роман, рассказ, повесть, эссе, отличаются размеренностью, неспешным повествованием. Читатель получает возможность на ходу анализировать прочитанное, при этом углубляясь в идею сюжета. Фольклорные произведения более импульсивные, к тому же они содержат только им присущие элементы, такие, как, говорок или запев. Нередко рассказчик замедляет действие для большего эффекта, применяет двойственность или троичность повествования. В фольклоре широко применяется открытая тавтология, иногда даже акцентированная. В ходу параллелизмы и преувеличения. Все эти приемы органичны для фольклорных произведений, хотя совершенно недопустимы в обычной литературе.

Разные народы, несовместимые по своей ментальности, зачастую объединяют факторы именно фольклорного характера. Народное искусство содержит универсальные мотивы, как, например, общее для всех желание собрать хороший урожай. Об этом думают и китайцы, и португальцы, хотя живут они на разных концах материка. Население многих стран объединяет стремление к мирному существованию. Поскольку люди везде одинаковые по природе своей, то и фольклор у них мало чем отличается, если не иметь в виду внешние признаки.

Географическая близость разных народностей способствует сближению, и этот процесс начинается также с фольклора. Налаживаются в первую очередь культурные связи, и только после духовного объединения двух народов на авансцену выходят политики.

Малые жанры русского фольклора

Небольшие фольклорные произведения обычно предназначены для детей. Ребенок не воспринимает длинный рассказ или сказку, однако с удовольствием слушает историю о Сереньком волчке, который может ухватить за бочок. В процессе воспитания детей и появились малые жанры русского фольклора. В каждом произведении такой формы содержится особое смысловое зерно, которое по ходу повествования превращается или в мораль или в небольшое нравоучение.

Однако большинство малых форм фольклорного жанра - это полезные для развития ребенка речевки, песенки, прибаутки. Выделяются 5 жанров фольклора, которые с успехом применяются при воспитании детей:

  • Колыбельная песня - древнейший способ, позволяющий убаюкать ребенка. Обычно напевная мелодия сопровождается покачиванием люльки или кроватки, поэтому важно при пении найти ритм.
  • Пестушки - простые стишки, напевные пожелания, ласковые напутствия, успокоительные причитания для только что проснувшегося ребенка.
  • Потешки - речитативные песенки, сопровождающие игру с ручками и ножками младенца. Способствуют развитию ребенка, побуждают его к действию в ненавязчивой игровой форме.
  • Прибаутки - короткие рассказики, часто в стихах, веселые и звучные, которые ежедневно рассказывает мать своим детям. Подрастающим малышам нужно рассказывать прибаутки в соответствии с их возрастом, чтобы дети понимали каждое слово.
  • Считалки - небольшие стишки, хорошо развивающие арифметические способности ребенка. Являются обязательной частью коллективных детских игр, когда нужно провести жеребьевку.

Тема устного народного творчества в русской литературе необычайно многообразна, существуют многочисленные жанры и виды фольклора. Все они сформировались постепенно, в результате жизни и творческой активности народа, проявляемой на протяжении нескольких сотен лет. В настоящее время существуют специфические виды фольклора в литературе. Устное народное творчество является тем уникальным пластом знаний, на основе которого были построены тысячи классических произведений.

Трактовка термина

Фольклор - это устное народное творчество, наделенное идейной глубиной, высокохудожественными качествами, к нему относят все поэтические, прозаические жанры, обычаи и традиции, сопровождаемые словесным художественным творчеством. Фольклорные жанры классифицируют по-разному, но в основном выделяют несколько жанровых групп:

  1. Трудовые песни - сформировались в процессе работы, например, посева, вспашки, сенокоса. Представляют собой разнообразные выкрики, сигналы, напевы, напутствия, песенки.
  2. Календарный фольклор - заговоры, приметы.
  3. Свадебный фольклор.
  4. Похоронные причитания, рекрутские причеты.
  5. Необрядовый фольклор - это малые фольклорные жанры, пословицы, побасенки, приметы и поговорки.
  6. Устная проза - предания, легенды, былички и бывальщины.
  7. Детский фольклор - пестушки, потешки, колыбельные.
  8. Песенный эпос (героический) - былины, стихи, песни (исторические, военные, духовные).
  9. Художественное творчество - волшебные, бытовые сказки и сказки о животных, баллады, романсы, частушки.
  10. Фольклорный театр - раек, вертеп, ряжения, представления с куклами.

Рассмотрим самые распространенные виды народного фольклора более детально.

Трудовые песни

Это песенный жанр, отличительная черта которого - обязательное сопровождение трудового процесса. Трудовые песни - способ организации коллективной, общественной работы, задающий ритм при помощи простой мелодии и текста. Например: «Ух, потянем-ка дружнее, чтобы стало веселее». Такие песни помогали начать и закончить работу, сплочали рабочую дружину и были духовными помощниками в тяжелом физическом труде народа.

Календарный фольклор

Этот вид устного народного творчества относится к обрядовым традициям календарного цикла. Жизнь крестьянина, работающего на земле, неразрывно связана с погодными условиями. Именно поэтому появилось огромное количество обрядов, которые совершались для привлечения удачи, благополучия, большого приплода скота, удачного земледелия и пр. Самыми почитаемыми праздниками календаря считались Рождество, Масленица, Пасха, Крещение и Троица. Каждое празднование сопровождалось песнями, закличками, заговорами и обрядовыми действиями. Вспомним знаменитый обычай петь песни Коляде в ночь перед рождеством: «Стужа - это не беда, в дом стучится Коляда. Рождество в дом вот идет, много радости несет».

Свадебный фольклор

В каждом отдельном месте существовали свои виды народного фольклора, но в основном это были причитания, приговоры и песни. Свадебный фольклор включает в себя песенные жанры, которые сопровождали три основных обряда: сватовство, прощание родителей с невестой и свадебное торжество. Например: «Ваш товар, наш купец, просто чудо молодец!» Ритуал передачи невесты жениху был очень красочным и всегда сопровождался как протяжными, так и короткими веселыми песнями. На самой свадьбе песни не прекращались, в них оплакивали холостую жизнь, желали любви и семейного благополучия.

Необрядовый фольклор (малые жанры)

К этой группе устного народного творчества относят все виды малых жанров фольклора. Однако такая классификация неоднозначна. Например, многие из видов относятся к детскому фольклору, такие как пестушки, колыбельные, загадки, потешки, дразнилки и пр. При этом, некоторые исследователи разделяют все фольклорные жанры на две группы: календарно-обрядовые и необрядовые.

Рассмотрим самые популярные виды малых жанров фольклора.

Пословица - ритмизированное выражение, мудрое изречение, которое несет обобщенную мысль и имеет вывод.

Приметы - краткий стих или выражение, рассказывающее о тех признаках, которые помогут предсказать природные явления, погоду.

Поговорка - словосочетание, часто с юмористическим уклоном, освещающее явление жизни, ситуацию.

Приговорка - небольшой стих-обращение к явлениям природы, живым существам, окружающим предметам.

Скороговорка - небольшая фраза, часто рифмованная, со сложными для произношения словами, предназначена для улучшения дикции.

Устная проза

К устной прозе относятся следующие виды русского фольклора.

Предания - рассказ об исторических событиях в народном пересказе. Героями преданий выступают воины, цари, князи и пр.

Легенды - мифы, эпические повествования о героических подвигах, людях, овеянных почестями и славой, как правило, этот жанр наделен пафосом.

Былички - небольшие рассказы, в которых повествуется о встрече героя с какой-либо «нечистью», реальные случаи из жизни рассказчика или его знакомых.

Бывальщины - краткое изложение реально случившегося когда-то и с кем-то, при этом рассказчик не является свидетелем

Детский фольклор

Данный жанр представлен самыми разными формами - стихотворными, песенными. Виды детского фольклора - то, что сопровождало ребенка с самого рождения до его взросления.

Пестушки -короткие стишки или песенки, сопровождающие самые первые дни новорожденного. При помощи них нянчили, пестовали детей, например: «Поет, поет соловушка, хорошенький, да пригоженький».

Потешки - небольшие напевные стихи, предназначенные для игры с малышами.

Потягушки, порастушки,

Роток - говорок,

Ручки - хватушки,

Ножки-ходушки.

Заклички - стихотворные, песенные обращения к природе, животным. Например: «Лето красное, приди, денечки теплы принеси».

Прибаутка - небольшое стихотворение-сказка, напеваемое ребенку, короткое повествование об окружающем мире.

Колыбельные - короткие песенки, которые напевают родители на ночь ребенку для убаюкивания.

Загадка - стихотворные или прозаические предложения, требующие разгадки.

Другие виды детского фольклора - это считалки, дразнилки и небылицы. Они необычайно популярны и в наше время.

Песенный эпос

Героический эпос демонстрирует древнейшие виды фольклора, он рассказывает о когда-то произошедших событиях в песенной форме.

Былина - старинная песня, рассказываемая в торжественном, но неторопливом стиле. Прославляет богатырей и повествует об их героических подвигах во благо государства, отечества русского. о Добрыне Никитыче, Вольге Буслаиваиче и др.

Исторические песни - некая трансформация былинного жанра, где стиль изложения менее красноречив, но сохранена стихотворная форма повествования. Например, «Песнь о вещем Олеге».

Художественное творчество

В данную группу вошли эпические и песенные жанры, созданные в духе народного, художественного творчества.

Сказка - краткое или длинное эпическое повествование, один из самых распространенных жанров устного народного творчества о вымышленных событиях, героях. Все это фольклор, виды сказок в нем встречаются следующие: волшебные, бытовые и отражают те представления о мире, добре, зле, жизни, смерти, природе, которые бытовали в народной среде. Например, добро всегда побеждает зло, а в мире существуют чудесные мифические создания.

Баллады - поэтические песни, жанр песенно-музыкального творчества.

Анекдоты - особый вид эпического повествования о комических ситуациях из жизни людей. Первоначально существовали не в том виде, в каком мы их знаем. Это были рассказы, законченные по смыслу.

Небылицы - краткое повествование о невозможных, невероятных событиях, то, что было выдумкой от начала до конца.

Частушка - небольшая песенка, обычно четверостишие с юмористическим содержанием, рассказывающее о событиях, казусных ситуациях.

Фольклорный театр

Уличные представления были очень распространены среди народа, сюжетами для них выступали различные жанры, но чаще всего драматического характера.

Вертеп - разновидность драматического произведения, предназначенная для уличного кукольного театра.

Раёк - разновидность картинного театра, приспособления в виде ящика со сменяющимися рисунками, рассказываемые истории при этом отражали устные виды фольклора.

Представленная классификация наиболее распространена среди исследователей. Однако стоит понимать, что виды русского фольклора взаимно дополняют друг друга, а порой не вписываются в общепринятую классификацию. Поэтому при изучении вопроса чаще всего используют упрощенный вариант, где выделяют всего 2 группы жанров - обрядовый и необрядовый фольклор.

Сказки, песни, былины, уличное представление - все это разные жанры фольклора, народного устно-поэтического творчества. Их не спутаешь, они отличаются своими специфическими особенностями, различна их роль в народном быту, по-разному живут они и в современности. Вместе с тем всем жанрам словесного фольклора присущи общие признаки: все они являются произведениями искусства слова, в истоках своих связаны с архаическими формами искусства, бытуют преимущественно в устной передаче, постоянно изменяются. Этим определяется взаимодействие в них коллективного и индивидуального начал, своеобразное сочетание традиций и новаторства. Таким образом, фольклорный жанр - исторически складывающийся тип устно-поэтического произведения . Аникин В.П. дал свою характеристику фольклору. Роды: эпос, лирика, драма

Виды: песня, сказка, несказочная проза и т.д.

Жанры: былина, лирическая, историческая песня, предание и т.д.

Жанр - основная единица изучения фольклора. В фольклоре жанр - это форма освоения действительности. С течением времени в зависимости от изменений в быту, социальной жизни народа система жанров развивалась .

Существует несколько классификаций фольклорных жанров:

Историческая классификация Зуева Татьяна Васильевна, Кирдан Борис ПетровичКлассификация по функциональности Владимир Прокопьевич АникинРаннетрадиционный фольклор Трудовые песни, Гадания, заговоры. Классический фольклор Обряды и обрядовый фольклор: календарный, свадебный, причитания. Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки. Сказки. Несказочная проза: предания, бывальщины, былички, легенды. Песенный эпос: былины, исторические песни, духовные песни и стихи, лирические песни. Фольклорный театр. Детский фольклор. Фольклор для детей. Позднетрадиционный фольклор Частушки Фольклор рабочих Фольклор периода ВОВ Бытовой обрядовый фольклор 1. Трудовые песни 2. Заговоры 3. Календарный фольклор 4. Свадебный фольклор 5. Причитания Общемировоззренческий необрядовый фольклор 1. Паремии 2. Устная проза: предания, бывальщины, былички, легенды. 3. Песенный эпос: былины, исторические песни, воинские песни, духовные песни и стихи. Художественный фольклор 1. Сказки 2. Загадки 3. Баллады 4. Лирические песни 5. Детский фольклор 6. Зрелища и народный театр 7. Песни-романсы 8. Частушки 9. Анекдоты

Начиная разбирать каждый жанр фольклора начнем со сказок.

Сказки - древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости .

Сказка представляет большую общественную ценность, состоящую в ее познавательном, идейно-воспитательном и эстетическом значениях, которые неразрывно связаны между собой. Как и у других народов (у русского, возможно, ярче), сказка-это объективированное созерцание сердца народного, символ его страданий и грез, иероглифы его души. Всякое искусство порождено действительностью. Это одна из основ материалистической эстетики. Так обстоит дело, например со сказкой, сюжеты которой вызваны действительностью, т.е. эпохой, социальными и экономическими отношениями, формами мышления и художественным творчеством, психологией. В ней, как и в целом во всем фольклоре, отразились жизнь народа, его мировоззрение, нравственно-этические, социально-исторические, политические, философские и художественно-эстетические взгляды. Она тесно связана с народным бытом и обрядами. Традиционные русские сказки создавались и бытовали главным образом в крестьянской среде . Их создателями и исполнителями были обычно люди с большим жизненным опытом, много ходившие по Руси, много видавшие. Чем меньше уровень образованности людей, тем в большей степени они рассуждают о явлениях общественной жизни на уровне обыденного сознания. Может быть, поэтому мир отраженный в сказках формируется на уровне обыденного сознания, на обыденных представлениях людей о прекрасном. Каждая новая эпоха приносит сказки нового типа, нового содержания и новой формы. Сказка изменяется вместе с исторической жизнью народа, ее изменения обусловлены изменениями самой народной жизни, потому что она есть продукт истории народа; она отражает события истории и особенности народного быта . Освещение и понимание истории и жизни народа в фольклоре изменяются вместе с изменениями народных представлений, воззрений и психологии. В сказках можно обнаружить следы нескольких эпох. В эпоху феодализма все большее место занимают социальные темы, особенно в связи с крестьянским движением: в сказках выражались антикрепостнические настроения. XVI-XYII века характеризуются богатым развитием сказки, В ней отражаются и исторические мотивы (сказки об Иване Грозном), и социальные (сказки о судьях и попах) и бытовые сказки (сказки о мужике и жене). В жанре сказки значительно усиливаются сатирические мотивы.- первая половина XIX века. - Последний этап существования феодально-крепостнического общества. Это время характеризуется развитием капиталистических отношений и разложением крепостнического строя . Сказка приобретает еще более яркий социальный аспект. В нее входят новые персонажи, прежде всего умный и хитрый солдат. Во второй половине XIX - начале XX века, на которые приходятся все более быстрое и широкое развитие капитализма в России, в фольклоре происходят большие изменения. Усиливаются сатирические мотивы и критическая направленность сказки; основой этого служило обострение социальных противоречий; целью сатиры все более становится обличение власти денег и произвола властей. Большее место заняли автобиографичность, особенно в сказках об уходе в город на заработки. Русская сказка, становится более реалистическим, приобретает более тесную связь с современностью. Иными становятся также освещение действительности, идейная сущность произведений .

Познавательное значение сказки проявляется, прежде всего, в том, что она отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о мировоззрении и психологии народа, о природе страны. Идейно-воспитательное значение сказки в том, что она вдохновлена стремлением к добру, защитой слабых, победой над злом. Кроме того, сказка развивает эстетическое чувство, т.е. чувство прекрасного .

Для нее характерно раскрытие прекрасного в природе и человеке, единство эстетического и морального начал, соединение реального и вымысла, яркая изобразительность и выразительность .

Сказка - весьма популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, сюжетный. От других прозаических жанров (преданий и легенд) сказка отличается более развитой эстетической стороной, что проявляется в установке на привлекательность. Эстетическое начало, кроме того, проявляется в идеализации положительных героев, ярком изображении "сказочного мира", удивительных существ и предметов, чудесных явлений, романтической окраски событий. М. Горький обращал внимание на выражения в сказках народных мечтаний о лучшей жизни: "Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху - об этом говорит сказка, о ковре-самолете. Мечтали об ускорении движения по земле - сказка о сапогах-скороходах..." .

В науке общепринятым считается разделение сказочных текстов на три разряда: волшебные сказки, новеллистические (бытовые) сказки и сказки о животных.

Волшебные сказки были весьма популярны в народе. Вымысел в волшебных сказках носит характер фантастики. Начало волшебное заключает в себе так называемые пережиточные моменты и, прежде всего, религиозно-мифологическое воззрение первобытного человека, одухотворение им вещей и явлений природы, приписывание этим вещам и явлениям магических свойств, различные религиозные культы, обычаи, обряды. Сказки полны мотивов, содержащих в себе веру в существование потустороннего мира и возможность возвращения оттуда, представление о смерти заключенной в какой-либо материальный предмет (яйцо, цветок), о чудесном рождении (от выпитой воды), о превращении людей в животных, птиц. Фантастическое же начало сказки вырастает на стихийно-материалистической основе, замечательно верно улавливает закономерности развития объективной действительности .

Это то, что М. Горький называл "поучительной выдумкой - изумительной способностью человеческой мысли заглядывать вперед факта". Происхождение фантастики имеет свои жизненные корни в особенностях уклада жизни и в мечте людей о господстве над природой. Все это лишь следы мифологических представлений, так как формирование классической формы волшебной сказки завершилось далеко за историческими пределами первобытнообщинного общества, в обществе гораздо более развитом. Мифологическое мировоззрение лишь дало основу поэтической форме сказки .

Важным моментом является то, что сюжеты волшебных сказок, чудеса о которых в них говорится, имеет жизненные основания. Это, во-первых, отражение особенностей труда и быта людей родового строя, их отношения к природе, часто их бессилия перед ней. Во-вторых, отражение феодального строя, прежде всего раннего феодализма (царь - противник героя, борьба за наследство) .

Персонаж волшебных сказок всегда носитель определенных моральных качеств. Герой самых популярных волшебных сказок - Иван-царевич. Он помогает животным и птицам, которые ему за это благодарны и в свою очередь, помогают ему. Он представлен в сказках как народный герой, воплощение высших моральных качеств - смелости, честности, доброты. Он молод, красив, умен и силен. Это тип смелого и сильного богатыря.

Значительное место в волшебных сказках занимают героини-женщины, который воплощают народный идеал красоты, ума, доброты, смелости. В образе Василисы Премудрой отражены замечательные особенности русской женщины - красавицы, величественная простота, мягкая гордость собой, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце . Сознанию русского народа именно такой представлялась женская красота.

Серьезный смысл некоторых волшебных сказок давал основания для суждений по самым важным жизненным вопросам. Так, в некоторых сказках воплощается свободолюбивое стремление и борьба русского народа против произвола и угнетателей. Композиция волшебной сказки определяет наличие в них персонажей, враждебных положительным героям. Победа героя над враждебными силами - торжество добра и справедливости. Многие исследователи отмечали героическую сторону волшебной сказки, ее социальный оптимизм. A.M. Горький говорил: " Очень важно отметить, что фольклору совершенно чужд пессимизм, невзирая на тот факт, что творцы фольклора жили тяжело, рабский труд их был обессмыслен эксплуататорами, а личная жизнь бесправна и беззащитна. Но при всем этом коллективу как бы свойственно сознание его бессмертия и уверенность в победе над всеми враждебными ему силами" . Сказки, в которых социальные и бытовые отношения стоят в центре действия получили название социально-бытовых. В этом типе сказок хорошо развит комизм поступков и словесный комизм, что определяется их сатирическим, ироническим, юмористическим характером. Темой одной группы сказок служит социальная несправедливость, темой другой служат людские пороки, в них осмеиваются ленивые, глупые, упрямые. В зависимости от этого и различаются в социально-бытовых сказках две разновидности. Социально-бытовые сказки возникли, по мнению исследователей в два этапа: бытовые - ранние, с формированием семьи и семейного быта во время разложения родового строя и социальные - с возникновением классового общества и обострением общественных противоречий в период раннего феодализма, особенно во время разложения крепостного строя и в период капитализма. Возрастающее бесправие и нищета народных масс вызывали недовольство и протест, были почвой социальной критики. Положительный герой социально-бытовых сказок - социально-активный, критически настроенный человек . Тяжелый труд, бедность, темнота, часто неравный по возрасту и имущественному положению брак вызывали осложнение семейных отношений и определили появление сюжетов о злой жене и глупом и ленивом муже. Социально бытовые сказки отличаются острой идейной направленностью. Это сказывается, прежде всего, в том, что сюжеты имеют в основном две важных общественных темы: социальная несправедливость и социальное наказание. Первая тема реализуется в сюжетах, где барин, купец или поп обирают и угнетают крестьянина, унижают его личность. Вторая тема реализуется в сюжетах, где умный и сообразительный мужик находит средство наказать своих угнетателей за вековое бесправие, выставляет их в смешном виде. В социально - бытовых сказках гораздо яснее выражаются чаяния и ожидания народные, мечта о социально справедливой, счастливой и спокойной жизни. "В этих сказках виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклоненный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве" .

В сказках, так же как и в некоторых других жанрах фольклорной прозы, отражавших сильные и слабые стороны крестьянской психологии, выразилась многовековая мечта о счастливой жизни, о неком "мужицком царстве". Поиски "иного царства" в сказках являются характерными мотивами. Сказочная социальная утопия рисует народное материальное благополучие, сытое довольство; мужик вдоволь ест и пьет, заводит "пир на весь мир". Н. Г. Чернышевский отметил: " Бедность действительной жизни - источник жизни в фантазии". О "счастливой" для себя жизни крестьянин судит по образцу тех материальных благ, которыми владеют цари и помещики. У крестьян была очень сильна вера в "доброго царя", и сказочный герой становится именно таким царем во многих сказках. В то же время сказочный царь по своему поведению, быту, привычкам уподобляется простому мужику. Царский дворец рисуется подчас как богатый крестьянский двор со всеми атрибутами крестьянского хозяйства .

Сказки о животных - один из древнейших видов фольклора. Восходя к древним формам отражения действительности на ранних этапах человеческого сознания, сказки о животных выражали определенную степень познания мира .

Правда сказок в том, что хотя и говорится о зверях, а воспроизводятся похожие человеческие ситуации. Действия зверей откровеннее обнажают негуманные стремления, помыслы, причины поступков, совершаемых людьми. Истории зверей - это все истории, в которых есть место не только для забавы, но и для выражения серьезного смысла. В сказках о животных действуют и птицы и рыбы и животные и растения. В каждой из этих сказок заложен смысл. Например, в сказке про репку смысл оказался в том, что никакая, даже самая малая сила в деле нелишняя, а случается, что ее-то и не хватает, чтобы добиться результата. С развитием человеческих представлений о природе, с накоплением наблюдений в сказки входят сюжеты о победе человека над животными и о домашних животных, что было результатом их поручения. Выделение сходных особенностей у животных и человека (речь - крик, поведение -повадка) послужило основой для совмещения в образах животных их качеств с качествами человека, животные говорят и ведут себя как люди. Это совмещение повело и к типизации характеров животных, которые стали воплощением определенных качеств (лиса - хитрость и др.). Так сказки приобрели иносказательный смысл . Под животными стали разуметь людей определенных характеров. Образы животных стали средством морального поучения. В сказках о животных не только осмеиваются отрицательные качества (глупость, лень, болтливость), но и осуждается угнетение слабых, жадность, обман в целях наживы. Основной смысловой аспект сказок о животных - моральный. Для сказок о животных характерен яркий оптимизм, слабые всегда выходят из сложных положений. Связь сказки с древним периодом ее жизни обнаруживается в мотивах боязни зверя, в преодолении страха к нему. У зверя есть сила, хитрость, но нет человеческого ума. Образы животных на позднем этапе жизни сказки получают значение социальных типов. В таких вариантах в образе хитрой лисы, волка и других можно усматривать человеческие характеры, возникшие в условиях классового общества. За образом животного в них можно угадывать социальные отношения людей. Например, в сказке "О Ерше Ершовиче и сыне его Щетинникове" дана полная и верная картинка древнего русского судопроизводства. В сказках каждого народа - общечеловеческие темы получают своеобразное национальное воплощение . В русских народных сказках раскрыты определенные социальные отношения, показаны быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия, русский взгляд, русский ум - все, что делает сказку национально-самобытной и неповторимой. Идейная направленность русских сказок проявляется в отражении борьбы народа за прекрасное будущее. Таким образом, мы увидели, что русская сказка представляет собой обобщенное, оценочное и целенаправленное отражение действительности, которое выражает сознание человека, и в частности сознание русского народа . Старое название сказки - баснь - указывает на повествовательный характер жанра. В наше время название "сказка" и термин "сказка", который стал входить в оборот с XVII в., употребляется в народе и в научной литературе. Сказка - весьма популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный. Она не поется как песня, а рассказывается. Сказка отличается строгой формой, обязательностью определенных моментов. Сказки на Руси известны с давних времен. В древней письменности есть сюжеты, мотивы и образы, напоминающие сказочные. Рассказывание сказок - старый русский обычай. В рукописях XVI - XVII вв. сохранились записи сказок "Об Иване Понамаревиче" и "О Царевне и Ивашке Белой рубашке" . В XVIII в. кроме рукописных сборников сказок стали появляться и печатные издания. Появилось несколько сборников сказок, в которые включены произведения с характерными композиционными и стилистическими сказочными особенностями: "Сказка о воре Тимошке" и "Сказка о цыгане" в сборнике В.Левшина "Русские сказки" (1780-1783), "Сказка о Иване-богатыре, мужицком сыне" в сборнике П.Тимофеева "Русские сказки" (1787). В 60-е годы XIX в. А.Н.Афанасьев выпустил сборник "Заветные сказки", куда вошли сатирические сказки о барах и попах. В конце XIX - начале XX в. появляется целый ряд важных, хорошо подготовленных сборников сказок. Они дали представление о распространении произведений этого жанра, о его состоянии, выдвинули новые принципы собирания и издания. После Октябрьской революции собирание сказок, как и вообще собирание произведений фольклора, приняло организованные формы .

Михайлова О. С. Рассматривала: cказки о животных. Исторические корни сказки о животных (анимистические, антропоморфические, тотемистические представления, народные поверья). Эволюция жанра. Герои сказок о животных. Стиль. Отсутствие отвлеченного басенного аллегоризма. Сатирическая функция иносказаний. Ирония. Парадоксальность сюжета. Диалогичность. Композиционные особенности. Кумулятивные сказки. Волшебные сказки. Чудо, волшебство как сказочно-сюжетная основа сказок. Исторические корни волшебных сказок (мифологические представления, народная демонология, народные обряды, бытовые запреты, магия и др.). Поэтическая условность волшебных сказок. Главные идеи волшебных сказок. Композиционные особенности. Особенности авторского слова. Диалогичность. Сказочные сюжеты. Герои и их функции. Сказочный хронотоп. Бытовые сказки. Близость бытовой сказки к новелле. Пути формирования жанра новеллистической сказки. Типология бытовых сказок (семейно-бытовые, о господах и слугах, о духовенстве и др.). Поэтика и стиль (бытовая "заземленность", занимательность сюжета, гиперболизация в изображении персонажей и др.) .

Нельзя не согласиться с мнением Аникина В.П., что сказки словно подчинили себе время, и это касается не только волшебных сказок. В каждую эпоху они живут своей особой жизнью. Откуда у сказки такая власть над временем? Вдумаемся в сущность того сходства, которое есть у сказок со столь же устойчивыми, как бы "вневременными" истинами, выраженными пословицами. Сказку с пословицей сближает необычайная широта содержащегося в них художественного обобщения. Может быть, всего нагляднее это свойство вскрывается в иносказательных сказках .

Следующий жанр "былины". Слово "былина" возводится к слову "быль"; оно означает рассказ о том, что когда-то было, бывало, в реальность чего верили. Слово "былина" как термин, обозначающий народные песни с определенным содержанием и специфической художественной формой. Былина является плодом художественного вымысла и поэтического взлета фантазии. Но вымысел и фантазия не есть искажение действительности. Былины всегда содержат глубокую художественную и жизненную правду. Содержание былины чрезвычайно разнообразно. В основном - это песня "эпического", т.е. повествовательного характера . Основное ядро эпоса составляют песни героического содержания. Герои этих песен не ищут личного счастья, они совершаю подвиги во имя интересов русской земли. Главные герои русского эпоса - воины. Но тип героической былины - не единственный, хотя и наиболее характерный для русского эпоса. Наряду с героическими имеются былины сказочно-героического или чисто сказочного характера. Таковы, например, былины о Садко и его пребывании в подводном царстве. Былинное повествование может иметь и социально-бытовой или семейно-бытовой характер (новеллистические былины). Некоторые из таких былин могут быть выделены в особую группу песен-баллад. Провести границу между песнями былинного и балладного характера не всегда возможно .

В фольклорных сборниках обычно помещаются рядом былины как героического, так и сказочного, и новеллистического характера. Такое объединение дает правильное представление о широте и размахе русского былинного творчества. В совокупности весь этот материал составляет единое целое - русский народный эпос. В настоящее время мы располагаем огромным количеством былинного материала, и эпос может быть хорошо изучен. С конца ХVII в. былинные сюжеты ("Илья и Соловей-разбойник", "Михайло Потык" и др.) проникают в рукописную повесть и под названием "Гистория", "Слово" или "Повесть" излагаются как занимательный материал для чтения [ 9]. Некоторые из этих повестей очень близки к былине и могут быть разделены на стихи, другие представляют собой результат сложной литературной обработки под воздействием старинной житейской литературы, сказки, русского и западноевропейского авантюрного романа. Такие "гистории" пользовались большой популярностью, особенно в городах, где подлинная былина в XVII - XVIII вв. была мало известна. Первый сборник, содержащий былины в собственном смысле, это "Сборник Кирши Данилова", впервые опубликованный А.Ф.Якубовичем в 1804 г. Под названием "Древние русские стихотворения". Он был создан, скорее всего, в Западной Сибири. В рукописи содержится 71 песня, к каждому тексту даны ноты. Былин здесь около 25. Большинство песен было записано с голоса, записи отличаются большой точностью, сохранены многие особенности языка певцов, тексты очень большой художественной ценности. Создателем сборника по традиции считают Киршу Данилова, но кто он такой и какова его роль в составлении этого первого в России собрания былин и исторических песен, - неизвестно . Первым собирателем былин был Петр Васильевич Киреевский (1808 - 1856). Киреевский собирал песни не только сам, но побуждал к этой работе своих друзей и родных. В числе сотрудников и корреспондентов Киреевского был поэт Языков (его главный помощник), Пушкин, Гоголь, Кольцов, Даль, ученые того времени. Былины были напечатаны в составе десяти выпусков "Песен, собранных П.В.Киреевским (1860 - 1874). Первые пять выпусков содержат былины и баллады, вторая половина посвящена преимущественно историческим песням. В собрании есть записи былин, сделанные в Поволжье, в некоторых центральных губерниях России, на Севере и на Урале; записи эти особенно интересны тем, что многие из них сделаны в таких местах, где былины вскоре исчезли и больше не записывались. Одно из замечательнейших собраний былин - сборник, выпущенный Павлом Николаевичем Рыбниковым (1832 - 1885). Будучи сосланным в г.Петрозаводск, разъезжая по губернии в должности секретаря статистического комитета Рыбников стал записывать былины Олонецкого края. Им было записано около 220 текстов былин. Собрание вышло под редакцией Бессонова в четырех томах "Песни, собранные П.Н.Рыбниковым" в 1861 - 1867гг. Кроме былин, этот сборник содержит некоторое количество свадебных песен, причитаний, сказок и т.д. Появление сборника Рыбникова было большим событием в общественной и литературной жизни. Вместе с собранием Киреевского оно открывало новую область науки. Через десять лет после появления сборника Рыбникова в те же места уже специально с целью записывания былин отправился Александр Федорович Гильфердинг. Он в два месяца сумел записать более 300 текстов. Некоторые былины записывались им позже, от певцов, приезжавших в Петербург. Собранные песни под названием "Онежские былины, записанные Александром Федоровичем Гильфердингом летом 1871 года" вышли в одном томе. Всего здесь 318 текстов. Песни расположены по районам, селениям и исполнителям. Тексты записаны со всей возможной для собирателя тщательностью и точностью. Отныне расположение материала по исполнителям вошло в практику издания былин и сказок и держится до сих пор . Шестидесятые годы были годами особого внимания к поэзии крестьян. В эти годы выходят "Народные русские сказки" А.Н.Афанасьева (1855 - 1864), "Великорусские сказки" И.А.Худякова (1863), "Пословицы русского народа" В.И.Даля (1861). С наступлением реакции 80-х годов интерес к народной поэзии на некоторое время падает. Только в 1901 г. А.В.Марков выпустил в свет небольшое собрание "Беломорские былины". Марков двинулся на крайний север и побывал на восточном берегу Белого моря. Всего в сборнике содержится 116 былин. Сюжет, стиль и форма бытования былин оказались здесь существенно иными, чем в Онежском крае. Было найдено несколько новых сюжетов. Во всех отношениях сборник Маркова значительно расширил имевшиеся в науке представления о былине. Одной из наиболее крупных и значительных экспедиций была экспедиция А.Д.Григорьева в Архангельскую губернию, длившаяся три лета. За три лета собирательской работы им было записано 424 текста, которые впоследствии изданы в трех томах по названием "Архангельские былины и исторические песни" (1904 - 1910) . В итоге собрание Григорьева стало наиболее крупным и одним из самых интересных в русской фольклористике. Записи отличаются максимальной точностью. Впервые была широко применена запись былинных напевов на фонограф. К каждому из томов приложена нотная тетрадь. Ко всему изданию приложена подробная карта Севера с указанием мест, где были записаны былины. В 40 - 60 гг. XIX в. на Алтае записывал былины замечательный этнограф Степан Иванович Гуляев. Сибирские записи имеют большое значение, так как часто сохраняют более архаическую форму сюжетом, чем на Севере, где былины сильнее изменились. Гуляевым записано до 50-ти былин и других эпических песен. Полностью его собрание было опубликовано только в советское время. В летние месяцы 1908 - 1909 гг. братья Борис и Юрий Соколовы совершили фольклорную экспедицию в Белозерский край Новгородской губернии. Это была хорошо организованная научная экспедиция. Целью ее было охватить записями весь фольклор данного края . Преобладающими жанрами оказались сказка и песня, но неожиданно были найдены и былины. Было записано 28 текстов. Былины собирались не только на Севере, в Сибири и в Поволжье. Бытование их в XIX - XX вв. было обнаружено в местах казачьих поселений - на Дону, на Тереке, у астраханских, уральских, оренбургских казаков .

Крупнейшим собирателем донских казачьих песен был А.М.Листопадов, посвятивший этой работе пятьдесят лет жизни (начиная с 1892 - 1894 гг.). В итоге многократных поездок в казачьи станицы Листопадов записал огромное количество песен, в том числе - более 60 былин; его записи дают исчерпывающее представление о донской былине в том ее виде, в каком она сохранилась к началу ХХ в.. Ценность материалов Листопадова особенно повышается оттого, что записаны не только тексты, но и напевы.

В итоге собирательской работы стало возможным определить особенности содержания и формы казачьей былины, ее сюжетный состав, манеру исполнения, представить судьбу русского эпоса в казачьих районах . Заслуга русских ученых в области собирания былин чрезвычайна велика. Их трудами спасено от забвения одно из лучших достояний русской национальной культуры. Работа по собиранию былин целиком выполнялась отдельными энтузиастами, которые, иногда преодолевая разнообразные и очень трудные препятствия, самоотверженно трудились над записью и изданием памятников народной поэзии.

После Октябрьской революции работа по собиранию былин приняла иной характер. Теперь она начинает проводиться систематически и планомерно силами научно-исследовательских учреждений. В 1926-1928 гг. Государственная Академия художественных наук в Москве снарядила экспедицию под лозунгом "По следам Рыбникова и Гильфердинга". Былины Онежского края принадлежат к лучшим, а Онежский край - к наиболее богатым былинной традицией. В результате планомерной и систематической работы было записано 376 текстов, многие из них - прекрасной сохранности .

Длительная и систематическая работа велась ленинградскими научными учреждениями. В 1926 -1929 гг. Государственный институт истории искусства снаряжал на Север комплексные искусствоведческие экспедиции, в состав которых входили и фольклористы. В 1931 - 1933 гг. работа по созданию фольклора велась фольклорной комиссией Института этнографии Академии наук в Петрозаводске. Всего в сборнике опубликовано 224 текста. Издание отличается высоким научным уровнем. К каждой из былин даны солки на все известные в науке варианты. В последующие годы были также организованы экспедиции для изучения былинного жанра. Интенсивная и плодотворная была собирательская работа русских ученых как в дореволюционное, так и в советское время. Многое хранится в архивах и ждет еще своего опубликования. Количество опубликованных былин может быть определено приблизительно в 2500 песенных единиц .

Так же понятие былин рассматривал Шуклин В. В.

Былины и мифы, древний эпический жанр былин (северорусские люди называли их старинами) складывался в Х в. Слово былина, т.е. "быль". "деяние". Встречается в "Слове о полку Игореве". Его автор начинает свою песнь "по былинамъ сего времени, а не по размышлению Бояню". Появление былин при князе Владимире не случайно. Его воины совершали свои подвиги не в далеких походах, а в борьбе с кочевниками, т.е. у всех на виду, поэтому они стали доступны для эпического воспевания .

Ещё Аникин В.П. говорил о том, что среди устных произведений есть такие, по которым в первую очередь судят о значении фольклора в народной жизни. У русского народна - это былины. С ними стоят рядом только сказки и песни, но если вспомнить, что баллады одновременно и сказывались и пелись, то их преобладание над другими видами фольклора станет понятным . От песен былины отличаются торжественностью, а от сказок грандиозностью сюжетного действия. Былина - это и рассказ, и величавая песенная речь. Соединение таких свойств стало возможным потому, что былины возникли в древние времена, когда рассказывание и пение еще не разделялось так решительно, как это произошло позднее. Пение придало рассказыванию торжественность, а рассказывание пению - сходство с интонациями человеческой речи. Торжественность тона соответствовала прославлению в былинах героического деяния, а пение укладывало рассказ в мерные строки, чтобы ни одна подробность не исчезла из людской памяти. Таков эпос, песенный рассказ .

Так же стоит отметить один из жанров фольклора " легенды" о которых говорили Зуева Т. В. и Кирдант Б. П.

Легенды- это прозаические произведения, в которых фантастические осмысления события, связываемые с явлениями неживой природы, с миром растений, животных, а также людей (планета, народ, отдельные личности); со сверхъестественными существами (Бог, святые, ангелы, нечистые духи). Основные функции легенд - объяснительная и нравоучительная. Легенды связаны с христианскими представлениями, но в них ощущается и языческая основа. В легендах человек оказывается неизмеримо выше нечистой силы

Легенды бытовали как в устной, так и в письменной форме. Сам термин "легенда" пришел из средневековой письменности и в переводе с латинского языка означает "то, что должно быть прочитано" .

Следующие жанры можно объединить в одно целое. Так как у них много общего это пословицы и поговорки. Кравцов Н. И. и Лазутин С. Г. говорили о том, что пословица- малый нелирический жанр устного творчества; вошедшая в речевой оборот форма изречения, укладывающаяся в одно грамматически и логически законченное предложение, нередко ритмизованное и подкреплено рифмой. Ей свойственны предельные краткость и простота .

Поговорки тесно примыкают к пословицам. Как и пословицы, поговорки относятся к малым жанрам фольклора. В большинстве случаев они даже ещё более кратки, чем пословицы. Как и пословицы, поговорки не специально исполняются (не поются и не рассказываются), а употребляются в живой разговорной речи. Вместе с тем поговорки существенно отличаются от пословиц и по характеру содержания, и по форме, и по выполняемым в речи функциям.

Собирание и изучение поговорок шло одновременно с собиранием и изучением пословиц. Н. П. Колпакова, М. Я. Мельц и Г. Г. Шаповалова считали, что термин "пословица" стал употребляться для обозначения вида народной поэзии лишь с конца XVII в. Ранее пословицы назывались "притчами". Однако существование пословиц как особых речений, выражающих в образной форме народные суждения, может быть отмечено в очень отдаленные времена. фольклор сказка былина загадка

В пословицах нашли отзвуки многие конкретные исторические события древней Руси. Однако историческая ценность пословицы не только в этом, а главным образом в том, что она сохранила многие исторически складывавшиеся воззрения народа, например представления о единстве войска и народа: "Мир стоит до рати, а рать до мира"; о силе общины: "Мир за себя постоит", "Мир не перетянешь" и др. . Нельзя не подчеркнуть мнение Ашукина Н. С. И Ашукиной М. Г. Пословица запечатлела высокие этические идеалы трудового народа, его любовь к родине: "Родная сторона-мать, чужая- мачеха"; глубокое уважение к труду, мастерству, умению, уму, смелости, правде, честности. На эти темы создано много пословиц: "Без труда не выловишь рыбку из пруда", "По пашне и брашно", "У ремесла не без промысла", "Делу- время, потехе- час", "Непригож лицом да хорош умом", "Ученье лучше богатства", "Правда дороже золота", "Лучше бедность да честность, нежели прибыль да стыд". И, напротив, пословица обличает лень, лживость, пьянство и другие пороки: "Лень добра не делает, без соли обедает", "Ему дай яичко да облупленное", "Листом стелется, да укусить целится" (о двуличности), "Упился медами, опохмелялся слезами" и др. .

В.И. Даль тоже дал свое определение поговорки. Поговорка- окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, обиняк, способ выражения, но без притчи, без суждения, заключения, применения; это одна первая половина пословицы .

Еще одним крупным жанром фольклора является "загадка". Объектом народной загадки является многообразный мир окружающих человека предметов и явлений.

Образы народная загадка черпает так же из мира повседневно окружающих человека предметов и явлений, с которыми труженик сталкивался в процессе своей деятельности.

Обычная форма загадки- это краткое описание или сжатый рассказ. Каждая загадка включает в себя скрытый вопрос: кто это? что это? и т. д. В ряде случаев загадка бывает выражена в диалогической форме: "Криво-лукаво, куда побежало?- Зелено, кудряво,- тебя стерегчи" (изгородь).

Загадка отличается двучленностью построения, она всегда предполагает отгадку .

Многие из загадок имеют рифмованные окончания; в некоторых рифмованна первая часть, а во второй сохраняется размер. Некоторые загадки строятся на одной только рифмовке слов; рифмуется загадка с отгадкой: "Что в избе за сват?" (ухват); "Что в избе за Самсон?" (заслон).

Загадка до сих пор сохраняется в народе не только как средство развлечения, но и как средство воспитания, развития детской сообразительности, находчивости. Загадка отвечает ребенку на вопросы: что откуда? что из чего делается? что чем делают? что для чего годится?

Систематическое собирание русской народной загадки началось только во второй половин XIX в. К XVII в. относятся лишь записи, сделанные собирателями-любителями .

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Современная литература имеет свое начало и одной из ее предтеч был фольклорный жанр.

Еще до изобретения книгопечатания произведения народного творчества передавались из уст в уста.

Давайте сегодня посмотрим на то, что такое фольклор в современном понимании, какие функции он выполняет, кто и как его изучает, по каким признакам можно отличить фольклорные произведения и, конечно же, посмотрим на примеры таких произведений в русском творчестве.

Фольклор - это наша генетика

Термин «фольклор» (от англ. folk-lore «народная мудрость») появился в Европе на рубеже XVIII-XIX веков. В России стал активно использоваться с 30-х годов ХIХ века.

Он обобщил представления о литературных и музыкальных произведениях (песнях, танцах), созданных коллективом неизвестных авторов из народа на протяжении нескольких десятков (или сотен) лет в отдалённом историческом прошлом.

До ХХ века фольклором также называли произведения декоративно-прикладного и архитектурного творчества.

Говоря проще, фольклор – это устное народное творчество . В настоящее время понятие активно используется в музыкальном и литературном смысле.

Нас интересует последний, и важно отметить, что именно он является первым источником возникновения художественной литературы. Второй её источник – духовная литература, создававшаяся в таких культурных центрах, как монастыри, — повлияла на народное мировоззрение цементирующим нравственным началом.

Фольклор же открыл шлюзы обыденной разговорной речи, источники словесной образности и сказочной фантазии.

Жанры фольклора

Произведения устного народного творчества принято делить на три разновидности :

  1. Лирические;
  2. Эпические;
  3. Драматические.

Как и в художественной литературе, эпос, и представлены традиционными для каждого из родов жанрами. Лирические песни раскрывают сокровенные темы народной жизни.

Выделяют следующие их виды:

  1. исторические;
  2. любовные;
  3. свадебные;
  4. похоронные;
  5. трудовые;
  6. дорожные (ямщицкие);
  7. разбойничьи;
  8. шуточные.

Эпические жанры – , сказка, сказ, быль, небылица, быличка, бывальщина.

Малые жанры фольклора — , поговорка, скороговорка, загадка, прибаутка — тоже элементы эпоса.

Чтобы представить фольклорные драматические произведения, надо увидеть народный ярмарочный театр «раек». Тексты для него писались особым стихом – раешником. Рождественские мистерии, балаганные комедии, шаржи, бытовые зарисовки – всё это народная драма.

Особенности фольклорных произведений

Внимательно вчитавшись в определение, можно выделить несколько важных признаков фольклора:

это наша генетика . Если народ исчезнет с лица Земли, «собрать по кусочкам» его культуру можно будет с помощью сказок, преданий, пословиц, песен.

Русский фольклор

Произведения русского литературного фольклора изучаются с первых ступеней школы . Это русские народные сказки, пословицы, загадки. Дети постарше знакомятся с былинами о русских богатырях.

В старших классах школы изучаются фольклорные источники произведений классической литературы: повестей и поэм А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя. Не зная народных сюжетов и персонажей, в каком-то смысле ставших азбукой национальной образности, нельзя до конца понять многообразный мир отечественной культуры.

Многие думают, что кроме «Курочки Рябы», «Колобка» и «Репки» русскому народу нечего рассказать. Это не так. Откройте сборник волшебных сказок — захватывающее чтение вам обеспечено!

В минуту лирической тоски перелистайте собрание народных песен, а лучше послушайте их в музыкальном сопровождении. То, о чём в них поётся, касается каждого, задевает самые тайные струны, вызывает и улыбки, и слёзы. Это наша звучащая жизнь, наша знающая, что всё на свете повторимо.

В чём смысл фольклорных произведений

Народное творчество всегда функционально, оно не рождается из ниоткуда и всегда имеет чёткую цель. Учёные предлагают разделять произведения фольклора на следующие типы:

  1. Обрядовые;
  2. Необрядовые.

В первом типе описывается повторение ритуальных действий, значимые для многих поколений жизненные события. Обрядовый фольклор делится на семейный и календарный. Первый касается вех семейной жизни: сватовства и свадьбы, рождения детей, смерти родственников. Он широко представлен венчальными и погребальными песнями, причитаниями, заговорами.

Отдельно стоит детский фольклор с его колыбельными, потешками, пестушками.

Необрядовый фольклор приурочен к календарному кругу крестьянской жизни: смене времён года и хозяйственной деятельности труженика-земплепашца. Каждое событие цикла сопровождается особыми песнями: колядками, закличками, запашками и т. д.

К необрядовым жанрам относятся былины, сказки, частушки, загадки, пословицы, поговорки.

Изучение фольклора

Видите, как важен фольклор! Вот почему для его изучения понадобилось создать отдельную научную дисциплину. Называется она фольклористикой . Наравне с этнографией эта наука исследует жизнь простого народа.

Этнографы занимаются описанием жилищ, одежды, посуды, пищи, обрядов, обнаруживая предметы материальной культуры, а фольклористы делают то же самое, изучая художественное слово.

Их цель – проследить, как менялись виды, жанры художественного творчества, как появлялись новые сюжеты и мотивы, какие социальные и психологические явления нашли отражение в тех или иных произведениях.

Выдающиеся отечественные учёные И. М. Снегирёв, И. П. Сахаров, Ф. И. Буславев, А. Н. Веселовский, П. Н. Рыбников, В. Я. Пропп и многие другие стали первыми собирателями фольклорных произведений.

Под их редакцией выходили сборники были, пословиц, сказов, записанных ими в экспедициях по стране. Добывая старинные образцы народного творчества, фольклористы дарят читателям богатый мир нашего звучащего прошлого.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Что такое эпос и какие жанры эпических произведений существуют Что такое произведение Что такое сатира вообще и в литературе в частности Что такое кульминация Что такое сказка Что такое лейтмотив и как его найти в произведении Что такое эпиграф Что такое литературный жанр - какие жанры произведений бывают Что такое повесть Что такое лирика Что такое предание Что такое проза

Выбор редакции
Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...

Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...

Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...

В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...
Слайд 2 Визитная карточка Территория: 1 219 912 км² Население: 48601098чел. Столица: Кейптаун Официальный язык: английский, африкаанс,...
Всякая организация включает в свой состав объекты, классифицируемые как ОС, по которым проводятся амортизационные отчисления. В рамках...
Новым кредитным продуктом, получившим широкое распространение в зарубежной практике, является факторинг. Он возник на базе товарного...
Очень мы в нашей семье любим чизкейки, а с добавлением ягод или фруктов они особенно вкусные и ароматные. Сегодня рецепт чизкейка, с...