Введение. История педагогики
(Документ)
n1.doc
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯОт зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.
Учебное пособие для педагогических учебных заведений
Под редакцией академика РАО А.И. ПИСКУНОВА
2-е издание, исправленное и дополненное
академик РАО А.И. Пискунов (руководитель); чл.-кор. РАО, проф. Р.Б. Вендровская; проф. В.М. Кларин; проф. М.Г. Плохова; доц. В.И. Блинов; доц. В.М. Петров; доц. Л.В. Рогаленкова; проф. С.Л. Савина; доц. Т.С. Стецкая. Под общей редакцией академика РАОА.И. Пискунова.
Рецензенты:
зав. каф. педагогики ТГПУ д-р пед. наук, проф.А.А. Орлов, зав. каф. педагогики НГПУ, канд. пед. наук, доц. Т.Л. Павлова; зав. лаб. этнопедагогики РАО, акад. РАО, д-р пед. наук, профессор Г.Н. Волков; зав. каф. эстетич. воспит. МГОПУ, засл. деят. науки РФ, д-р пед. наук, проф. Т.С. Комарова; президент МАПН, д-р пед. наук, проф.Б.К. Тебиев.
И90 История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.
ISBN 5-89144-142-Х
В предлагаемом издании впервые представлено целостное рассмотрение истории зарубежной и отечественной педагогики в едином потоке мирового педагогического процесса. Содержание учебника позволяет получить целостное представление о глубинной связи педагогических явлений и процессов в истории мировой цивилизации и о значении мирового педагогического опыта.
Учебник адресован студентам, преподавателям и аспирантам высших педагогических учебных заведений, учащимся педагогических колледжей и лицеев, а также всем, кто интересуется историей педагогической мысли, развитием практики обучения и воспитания.
ББК 74.03(0)
ISBN 5-89144-142-Х © 000 «ТЦ Сфера», 2001
Введение
Ведущиеся ныне поиски путей усовершенствования профессионально-педагогической подготовки будущих учителей характеризуются усилением внимания к развитию индивидуальности студентов, расширению сферы их профессионального мышления и творчества. В конечном счете это невозможно без осознания ими глубинных связей педагогических идей, явлений и фактов в их целостности и взаимодействии в рамках общекультурного процесса применительно к различным цивилизациям, в том числе и за пределами европейской.На практике эта являющаяся основополагающей идея при обсуждении проблем современного педагогического образования зачастую мало принимается во внимание. Следствием же этого является далеко не адекватное понимание значения изучения истории педагогики будущими учителями и другими специалистами в области образования и воспитания.
Педагогика и ее история как отрасли научного знания о человеке начали формироваться только в XIX в. в общем контексте развития науки. Уже с самого начала стало принятым расширенное понимание предмета педагогики: не только рассмотрение воззрений на сущность, задачи, содержание и методы воспитания («философия воспитания»), но и самой практики воспитания, образования и обучения. С этим в значительной степени связаны и различные трактовки фундаментальных понятий педагогики – «воспитание» и «образование». Данное обстоятельство приводит к сложностям при разработке теоретических проблем педагогики и, следовательно, ее истории.
К сожалению, необходимо признать, что в ходе обсуждения фундаментальных проблем педагогической науки собственно научная аргументация зачастую уступает точке зрения «авторитетных» лиц. Отсутствие же единого подхода к трактовке понятий «образование» и «воспитание», характерного для всех стран мира, вызывает много недоразумений. Так, в англоязычных странах, например, фактически отсутствует даже понятие «педагогика», которое отождествляется с понятиями «воспитание» и «образование», а они, в свою очередь, не отдифференцированы друг от друга.
Такая понятийная неопределенность отражается и в названиях трудов по истории педагогики, издаваемых в разных странах: история педагогики, история воспитания, история образования.
Однако, как бы ни назывались труды и учебные пособия по истории педагогики, предмет их остается одним и тем же: историческое развитие взглядов на воспитание, а потом и собственно педагогики как науки; эволюция практики воспитания в различных формах: семейное воспитание, специально организованная воспитательно-образовательная работа различного рода учебных заведений; деятельность разнообразных общественных организаций, имеющая своей целью содействие умственному, нравственному, физическому и эстетическому развитию молодежи.
В конце XIX – началеXX в.и на Западе, и в России историки педагогики, ранее ограничивавшиеся в основном описанием прошлого, начали предпринимать попытки объяснения причин изменений в развитии взглядов на воспитание и его практику. Это было связано как с развитием собственно педагогики, так и с обострением социальных конфликтов в обществе.
Представители так называемого исторического материализма – К. Маркс, Ф. Энгельс в Германии,В.И. Ленин, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский в России – выдвинули идею превращения школы и всего воспитания в орудие борьбы пролетариата за свое господство, которая нашла воплощение в жизнь после Октябрьского переворота 1917 г. в России в теории советской школы и педагогики, сущность и историческое значение которых еще предстоит подвергнуть критическому осмыслению и оценке. Под этим же углом зрения сначала в Советском Союзе, а позднее и во всех странах социалистического содружества стало рассматриваться все историческое развитие мировой педагогической мысли и школьной практики. В итоге педагогика и ее история, подобно другим наукам об обществе, были жестко ориентированы на обслуживание советской партийно-государственной системы.
Идеологически предопределенное стремление к изоляции нашей страны от всего остального мира приводило в конечном счете к противопоставлению истории и современного состояния школы и педагогики «загнивающего» Запада «самой передовой» социалистической школе и педагогической мысли Советского Союза и его сателлитов, что неизбежно отражалось и на характере историко-педагогических трудов и учебных пособий для педагогических учебных заведений.
Данное обстоятельство и поныне осложняет работу как историков педагогики старшего поколения, которым трудно пересмотреть свои взгляды, так и молодых историков педагогики, опирающихся на труды своих предшественников и учителей.
Однако при любом подходе к истории педагогики можно утверждать, что ее основные функции остаются неизменными: это осмысление причин возникновения воспитания как социального явления и закономерностей его развития; раскрытие разносторонних связей цели, конкретных задач организации и содержания воспитания и образования с особенностями отдельных исторических периодов.
История педагогики тесно связана с историей многих других наук о человеке, особенно таких, как философия, психология, физиология. Учет этого обстоятельства помогает правильному пониманию эволюции и трансформации педагогических идей и разнообразных форм организации воспитания, образования и обучения, избегая при этом вульгарно-социологизаторского подхода к их трактовке.
В нашей стране по сложившейся традиции уже с XIX в. было принято рассматривать отдельно друг от друга историю педагогики на Западе и в России. С одной стороны, это понятно, поскольку развитие культуры, в том числе и педагогической, тесно связано со спецификой развития отдельных стран и народов, с другой – это приводило к рассмотрению развития культуры России в отрыве от культурного развития народов Европы, хотя здесь на самом деле существует известная общность эволюции общеевропейской цивилизации, по крайней мере с момента христианизации Руси.
После 1918 г. периодизация истории педагогики в новой России неоднократно пересматривалась: сначала за ее основу принималась марксистская концепция деления истории человечества по признаку так называемых общественно-экономических формаций; потом ее начали делить на историю всеобщей (зарубежной) педагогики, историю педагогики дореволюционной России и историю советской педагогики и т.п.
В итоге все это приводило к одному результату: жесткому привязыванию оценок явлений и фактов развития педагогики и школы к заданным идеологическим установкам, что с собственно научным подходом нельзя считать совместимым.
В предлагаемом пособии предпринята попытка параллельного рассмотрения исторического развития педагогической мысли и практики воспитания у разных народов в одни и те же хронологические периоды: в первобытном мире; в эпоху цивилизаций Древнего Востока и античного мира; в период средневековья и Возрождения; в эпоху так называемого Нового и Новейшего времени с XVII в. до конца XX в. в странах европейской цивилизации.
Нужно особо подчеркнуть, что вторая половина XX в., по существу, сливается с современностью. Более или менее объективное рассмотрение, а тем более оценка развития педагогической науки и школьной практики этого периода, весьма затруднено тем, что большинство исследователей являются в большей или меньшей степени участниками данного процесса, все они – ученики школы этого периода, ученики и последователи тех, кто длительное время входил в число непререкаемых авторитетов. Историческое рассмотрение прошлого требует отстраненности во времени, и поэтому оценка развития школы и педагогики второй половиныXX в. пусть будет задачей исследователей уже в XXI в.
Рассматривая историю педагогики в качестве учебного предмета для будущих педагогов, необходимо учитывать функцию учителя в школе, который, независимо от своего желания, является не только транслятором знаний, но и образцом для учащихся. Он персонифицирует в своей личности, в своем поведении и общении с окружающими духовные и нравственные ценности.
Осмысление исторического опыта человечества в области воспитания, образования и обучения подрастающего поколения помогает студенту-педагогу осознать значимость индивидуального стиля работы учителя с учащимися, понять, что его деятельность не может ограничиваться простым следованием набору рецептурных рекомендаций, от кого бы они ни исходили.
Есть основания утверждать, что именно историко-педагогическая образованность позволяет современному педагогу лучше ориентироваться в разнообразии идей и подходов, которые существовали и существуют в педагогической науке и воспитательно-образовательной практике. Историко-педагогические знания помогают и будущему учителю, и учителю-практику в осмыслении профессионально-педагогической деятельности как таковой и своих взглядов на нее.
Вместе со всем обществом педагогическая наука и педагогическая практика участвуют в переоценке прошлого и попытках прогнозировать с его учетом будущее. В такой сложной обстановке историко-педагогические знания позволяют мыслящему педагогу разумно действовать в современных условиях, учитывая будущее.
Осмысление студентами высшей педагогической школы содержащегося в данном учебнике, по необходимости весьма краткого обзора развития практики воспитания и постепенного преобразования неупорядоченных размышлений о воспитании в педагогическую науку должно помочь им разумно подходить не только к оценке фактов и явлений прошлого, но и к деятельности многих, недавно весьма популярных «педагогов-новаторов», к оценке разнообразных педагогических «инноваций», большинство из которых при внимательном рассмотрении оказываются далеко не новыми, а повторяющими в своей сущности ранее высказывавшиеся мысли или попытки внесения в школьную практику каких-то изменений, пусть в иных исторических условиях. В этом, конечно, нет ничего предосудительного, но авторы различных новаций обязаны помнить о своих предшественниках, учитывать их опыт, давая ему оценку с точки зрения и того времени и современности.
Насколько предложенный подход к рассмотрению истории педагогики продуктивен, предстоит судить студентам педагогических учебных заведений и преподавателям истории педагогики. Любые замечания будут восприняты авторами с благодарностью.
Введение – А. И. Пискунов; глава первая – В. М. Кларин, В.М. Петров; глава вторая – В.М. Петров, В.И. Блинов; глава третья – В.М. Кларин, В.М. Петров; глава четвертая – В.М. Кларин, В.М. Петров; глава пятая – С.Л. Савина; глава шестая – С.Л. Савина, В.И. Блинов, С.Н. Васильева, В.З. Клепиков, с частичным использованием материалов Лю Сяоянь, преподавателя Гилинского университета (КНР); глава седьмая – В. М. Петров, Т. С. Стецкая, с частичным использованием материалов Н.Н. Барковой; глава восьмая – В.М. Кларин, А. И. Пискунов, Л. В. Рогаленкова, С.Л. Савина; глава девятая – В.М. Петров, Т. С. Стецкая; глава десятая – В.М. Кларин, С.Л. Савина, А. И. Пискунов; глава одиннадцатая – В.М. Петров, Т.С. Стецкая; глава двенадцатая – С.Л. Савина; глава тринадцатая – М.Г. Плохова; глава четырнадцатая – С.Л. Савина; глава пятнадцатая – М.Г. Плохова, Р.Б. Вендровская, В.М. Петров; глава шестнадцатая – В. И. Блинов.
Подбор иллюстраций осуществлен Н.Н. Барковой и В. И. Блиновым под руководством А. И. Пискунова.
В учебном пособии доктора педагогических наук, профессора А.Н. Джуринского представлена история школы и педагогики первобытной эпохи и Древнего мира, Средневековья, Нового и Новейшего времени.
Пособие адресовано преподавателям, аспирантам и студентам педагогических институтов и университетов, а также слушателям системы повышения квалификации работников образования.
Появление организованных форм воспитания.
Люди первобытной эпохи при передаче опыта пользовались определенными дидактическими приемами. Приемы вырабатывались под влиянием условий жизни, и поэтому первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный, неосознанный характер. Детям показывали, что и как делать: как действовать палкой, выделывать шкуру убитого животного, находить и собирать съедобные растения и пр. Основным приемом эмоционально-психологического воздействия взрослых было механическое повторение.
Шло время, и человек от приспособления к природе все чаще переходил к воздействию на окружающий мир. По мере усложнения жизнедеятельности менялись задачи и приемы передачи социального опыта. Появляются зачатки организованных форм воспитания. Постепенно оно сосредоточивается в руках специально назначаемых для этого лиц.
В первобытных общинах охотников и собирателей срок детства и воспитания был весьма непродолжительным и ограничивался возрастом от 9 до 11 лет. Самых младших мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали их первым навыкам трудовой деятельности. В этот период дети много времени проводили в играх, имитируя жизнь взрослых. Старейшины и священнослужители следили, чтобы дети не нарушали установленных общиной запретов.
Взрослея, мальчики все больше времени проводили с мужчинами, приобщаясь к охоте, рыболовству и пр. Женщины обучали девочек-подростков ведению домашнего хозяйства.
В раннюю первобытную эпоху воздействие воспитания было минимальным. Маленьким членам общины предоставлялась значительная свобода в поведении. Наказания не были жестокими. В худшем случае это могли быть шлепки или угрозы физического наказания (удар палкой по следу ребенка в его присутствии). Но первобытное воспитание не было и не могло быть идиллическим, поскольку люди жили в сложных, тяжелых условиях борьбы за выживание.
Содержание
Предисловие 3
Раздел I. ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ 4
Глава 1. Возникновение воспитания 4
К вопросу об источниках изучения первобытного воспитания 4
Концепции происхождения воспитания 4
Зарождение воспитания как особого вида деятельности 4
Возникновение семьи. Воспитание детей в семье 5
Появление организованных форм воспитания 5
Вопросы и задания 6
Литература 6
Раздел II. ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНЕМ МИРЕ 6
Глава 2. Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока 6
Общий взгляд 6
"Дома табличек" 8
Школа в Древнем Египте 10
Воспитание и обучение в Древней Индии 12
Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае 15
Вопросы и задания 17
Литература 17
Глава 3. Воспитание и школа в Античном мире Средиземноморья 18
Воспитание и школа в Древней Греции 18
Философы Древней Греции о воспитании 21
Воспитание и образование в эпоху Эллинизма 25
Воспитание и школа в Древнем Риме 26
Педагогические идеи Древнего Рима 27
Воспитание и обучение у ранних христиан 29
Распространение греко-римского образования на периферии Античного мира 30
Вопросы и задания 30
Литература 31
Глава 4. Воспитание у восточных славян в VI-IX вв. 31
Общий взгляд 31
Воспитание у восточных славян 32
Вопросы и задания 33
Литература 33
Раздел III. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 33
Глава 5. Воспитание и школа в Византии 33
Общий взгляд 33
Педагогическая мысль 34
Система воспитания и образования 35
Византийское влияние на педагогическую мысль и просвещение 37
Вопросы и задания 38
Литература 38
Глава 6. Воспитание и школа на Средневековом Востоке 38
Педагогическая мысль и образование на Ближнем и Среднем Востоке (VII-XVII вв.) 38
Воспитание и обучение в Средневековой Индии 42
Воспитание и школа в Средневековом Китае 44
Вопросы и задания 46
Литература 46
Глава 7. Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху раннего Средневековья 46
Общий взгляд 46
Философско-педагогическая мысль 47
Воспитание и обучение 48
Вопросы и задания 56
Литература 56
Глава 8. Школа и воспитание в Западной Европе в эпоху Возрождения и Реформации 56
Педагогическая мысль эпохи Возрождения и Реформации 56
Школа в XV – начале XVII в. 62
Вопросы и здания 68
Литература 68
Глава 9. Воспитание и школа в Славянском мире, Киевской Руси и русском государстве (X - конец XVII в.) 68
Общий взгляд 68
Воспитание и обучение в Киевской Руси (X –ХIIIвв.) 69
Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (XIV-XVII вв.) 72
Школа, просвещение и педагогическая мысль на Украине и в Белоруссии (XIV-XVII вв.) 77
Вопросы и задания 79
Литература 79
Раздел IV. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В НОВОЕ ВРЕМЯ 79
Глава 10. Школа и педагогика в странах Западной Европы и Северной Америке (середина XVII - конец XVIII вв.) 79
Общий взгляд 79
Педагогическая мысль начала Нового времени 80
Педагогическая мысль эпохи Просвещения 84
Педагогические идеи и школьные проекты Французской Революции 92
Тенденции развития школьного образования и новые типы учебных заведений 93
Вопросы и задания 97
Литература 98
Глава 11. Школа и педагогика в России XVIII в. 98
Общий взгляд 98
Школьные реформы первой половины XVIII в. 99
Школа и педагогическая мысль во второй половине XVIII в. 102
Вопросы и задания 105
Литература 106
Глава 12. Школа и педагогика в странах Западной Европы и США в XIX в. 106
Общий взгляд 106
Педагогические идеи в философии 107
Классики педагогики ХIХв. 109
Полемика вокруг школы 112
Главные направления развития школы 115
Вопросы и задания 123
Литература 124
Глава 13. Школа и педагогика России первой половины XIX в. 124
Общий взгляд 124
Развитие школьного дела в первой четверти XIX в. 124
Школьная политика второй четверти ХIХв. 126
Педагогическая мысль в первой половине XIX в. 128
Вопросы и задания 130
Литература 130
Глава 14. Школа и педагогика России во второй половине XIX в. 130
Общий взгляд 130
Школьные реформы 1860-х гг. 131
Период реакции в школьной политике 132
Педагогическая мысль во второй половине ХIХ в. 133
Вопросы и задания 143
Литература 143
Раздел V. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ 143
Глава 15. Зарубежная школа и педагогика в первой половине XX в. 143
Общий взгляд 144
Основные педагогические течения 144
Итоги школьных реформ к середине ХХв. 150
Попытки модернизации общеобразовательной школы 151
Вопросы и задания 154
Литература 154
Глава 16. Современная школа и педагогика за рубежом 155
Общий взгляд 155
Основные направления развития педагогической мысли 155
Приоритеты и проблемы воспитания и образования 156
Школьные системы 157
Практика школьного обучения и воспитания 158
Реформирование обучения и воспитания 161
Вопросы и задания 163
Литература 163
Глава 17. Школа и педагогика в России в конце XIX - начале XX вв. 164
Общий взгляд 164
Школьные реформы 164
Педагогические направления и идеи 169
Вопросы и задания 172
Литература 173
Глава 18. Отечественные школа и педагогика советского периода 173
Общий взгляд 173
Школа и школьная политика 173
Развитие педагогической науки 177
Вопросы и задания 183
Литература 183
Глава 19. Школа и педагогика России в конце XX в. 184
Общий взгляд 184
Школьная система 184
Полемика о путях образования и воспитания 187
Практика образования и воспитания 189
Вопросы и задания 198
Литература 198.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
- fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.
Купить эту книгу
Скачать книгу История педагогики, Джуринский А.Н., 2000
- Яндекс Народ Диск.
Излагаются содержание и особенности воспитания и образования в зарубежных странах и в России. Освещается просветительская деятельность выдающихся зарубежных и отечественных педагогов. Впервые в отечественной учебной литературе показано влияние быта и обычаев народа на воспитание детей. Сравнительный анализ педагогических теорий и практики учебных заведений различных типов дает возможность работающим и будущим учителям выявить то ценное в них, что может быть использовано и в настоящее время.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям "Педагогика", "Педагогика и психология", "Социальная педагогика".
ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В АНТИЧНОМ МИРЕ.
Древняя Греция в VII-IV вв. до н.э. состояла из небольших городов-государств - полисов, с культурой которых связано развитие воспитания, школы, педагогической мысли. Здесь развивалась философия, включавшая в себя различные отрасли знания, имелась обширная литература, сложились воспитательные системы, получила развитие педагогическая мысль. Наиболее влиятельными государствами были Лакония с главным городом Спартой и Аттика во главе с Афинами. В них определились различные педагогические системы: спартанская и афинская.
Спартанское воспитание сложилось как под влиянием природно-климатических условий, так и во взаимосвязи с исторической судьбой государства, находящегося в состоянии постоянных войн, обладавшего огромным количеством рабов.
Спарта (VII-III вв. до н.э.) в силу своего местоположения находилась в политической изоляции от других греческих государств. Спарта отличалась огромным военным потенциалом и удивительной стабильностью политической системы.
Целью спартанского воспитания была подготовка сильного, выносливого, мужественного воина, члена военной общины. В Спарте «...почти все воспитание и масса законов рассчитаны на войну», - писал Аристотель в «Политике».
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие. 5
Часть I. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКИ (до XXв.) 7
Раздел I. Школьное образование и педагогическая мысль в Древнем мире и в эпоху Средневековья 9
Глава 1. Школа и педагогическая мысль в Древнем мире. 9
Глава 2. Воспитание и образование в странах Западной Европы (V-XVII вв.) 14
Раздел II. Школа и педагогические теории в Новое время 22
Глава 3. Педагогическая деятельность и теория Яна Амоса Коменского 22
Глава4. Педагогические идеи Джона Локка 35
Глава 5. Жан Жак Руссо о воспитании и образовании 41
Глава 6. Педагогическая деятельность и теория Иоганна Генриха Песталоцци 57
Глава 7. Педагогические идеи Иоганна Фридриха Гербарта 63
Глава 8. Школа и педагогика конца XIX в. 67
Часть II. ИСТОРИЯ ВОСПИТАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ (до XX в.) 75
Раздел I. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIII в.) 77
Глава 1. Воспитание - результат многофакторных воздействий 78
Глава 2 Традиционные основы народной педагогики 103
Глава 3. Педагогические средства народного воспитания 158
Глава 4. Начало развития образования 199
Раздел II. Школа и педагогика в XVIII в. 217
Глава 5. Начало развития светской государственной школы 217
Глава 6. Теоретическая педагогика и известные деятели образования 230
Глава 7. Воспитание детей в дворянских семьях 248
Глава 8. Государственные воспитательно-образовательные заведения 258
Глава 9. Простонародное воспитание и народная школа 272
Раздел III. Развитие образования в XIX в. 290
Глава 10. Общее направление государственной просветительной политики 290
Глава 11. Закрытые учебно-воспитательные заведения 304
Глава 12. Средняя и начальная школа 329
Глава 13. Женское и педагогическое образование. 363
Раздел IV. Педагогические теории и их воплощение в практике воспитания и образования 399
Глава 14. КД. Ушинский - основоположник научной педагогики И реформатор школы 399
Глава 15. НА Корф -организатор земских училищ. 431
Глава 16. Н.Ф. Бунаков-деятель народной школы 438
Глава 17. СА. Рачинский и сельская школа 451
Глава 18. АН. ТОЛСТОЙ-народный учитель. 461
Часть III. РАЗВИТИЕ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИКИ В МИРЕ ВXXв. 497
Раздел I. Теория и практика образования и воспитания в России 499
Глава 1. Особенности развития образования в начале XX в. 499
Глава 2. СТ. Шацкий 511
Глава 3. Школа и педагогика в 30-90-егг. 524
Глава 4. А.С. Макаренко 527
Глава 5. В А. Сухомлинский 547
Глава 6. Образование в конце XX в. 561
Раздел II. Развитие школы и педагогики за рубежом 565
Глава 7. Педагогические теории и практика школьного образования в начале XX в 565
Глава 8. Ведущие тенденции развития мирового образовательного процесса во второй половине XX в. 571
Вопросы, задания, темы рефератов, литература 590.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу История педагогики, Латышина Д.И., 2005 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Учебное пособие для педагогических учебных заведений. - 2-е изд., испр. и дополн. - М.: Сфера, 2001. - 512 с.
ISBN 5-89144-142-ХВ предлагаемом издании впервые представлено целостное рассмотрение зарубежной и отечественной педагогики в едином потоке мирового педагогического процесса. Содержание учебника позволяет получить целостное представление о глубинной связи педагогических явлений и процессов в истории мировой цивилизации и о значении мирового педагогического опыта.
Учебник адресован студентам, преподавателям и аспирантам высших педагогических учебных заведений, учащимся педагогических колледжей и лицеев, а также всем, кто интересуется историей педагогической мысли, развитием практики обучения и воспитания.Введение.
Зарождение воспитания в первобытном обществе.
Происхождение воспитания и его развитие в условиях первобытного общества.
Зарождение организованных форм обучения и воспитания.
Возникновение дифференциации воспитания в условиях разложения первобытно-общинного строя.
Воспитание и обучение в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока.
Зарождение организованных форм воспитания в условиях формирования и развития древнейших цивилизаций.
Школа и воспитание в Междуречье (Месопотамия).
Школа и воспитание в Древнем Египте.
Воспитание и школа в Израильско-Иудейском царстве.
Воспитание и школа в Древнем Иране.
Воспитание и школа в Древней Индии.
Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем и средневековом Китае.
Воспитание и педагогическая мысль в античном мире.
Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции.
Просвещение в эпоху эллинизма (III-I вв. до н.э.).
Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме.
Зарождение христианской традиции воспитания.
Воспитание на периферии Римской империи в первые века нашей эры.
Просвещение и педагогическая мысль в Византии.
Основные этапы развития культуры и просвещения в Византии.
Воспитание и образование в Византии.
Педагогическая мысль в Византии.
Византийское влияние на дальнейшее развитие просвещения.
Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной Европе в средние века и эпоху Возрождения.
Влияние церковной культуры на развитие образования.
Педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения.
Реформация и ее влияние на образование и воспитание.
Контрреформация и формирование иезуитской системы воспитания.
Воспитание, школа и педагогическая мысль у народов Ближнего и Среднего Востока в эпоху европейского средневековья.
Возникновение ислама и формирование исламской традиции в воспитании.
Практика школьного образования в странах Ближнего и Среднего Востока.
Педагогическая мысль Ближнего и Среднего Востока в эпоху средневековья.
Просвещение на территории средневековых государств Закавказья.
Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве (до XVII в.).
Воспитание и обучение у древних славян.
Воспитание и обучение в Киевской Руси в Х-XIII вв.
Воспитание и обучение в XIV-XVI вв.
Образование в Русском государстве в XVII в.
Педагогическая мысль в России к концу XVII в.
Школа и педагогика в странах Западной Европы и в Северной Америке в XVII-XVIII вв.
Педагогические идеи В. Ратке.
Педагогические идеи Я.А. Коменского как составная часть его «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих».
Воспитание и педагогическая мысль в странах Западной Европы к началу XVIII в.
Движение за обновление школьного образования и методов обучения.
Школьное образование в Англии XVII-XVIII вв.
Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания и образования Джона Локка.
Педагогическая мысль во Франции XVIII в.
Педагогическая концепция Жан-Жака Pуcco.
Проекты реформ народного образования в эпоху Великой французской революции (1789-1794).
Школа и просветительско-педагогическая мысль в Североамериканских Штатах в эпоху европейского Просвещения.
Школа и педагогическая мысль в России в XVIII в.
Просвещение в России в начале XVIII в.
Школьное дело при Петре I.
Деятельность Л. Ф. Магницкого и дальнейшее развитие школ.
В.Н. Татищев и начало профессионального образования в России.
Просвещение и школа после Петра I.
Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова.
Просвещение в России в эпоху Екатерины Великой.
Педагогические взгляды и деятельность И.И. Бецкого.
Школа и педагогическая мысль в странах Западной Европы и США в XIX в. (до 90-х гг.).
Развитие школы в XIX в. (до 90-х гг.).
Педагогическая теория и практическая деятельность И.Г. Песталоцци.
Педагогическая теория И.Ф. Гербарта.
Педагогическая идея и практическая деятельность Ф.А.В. Дистервега.
Педагогические идеи Г. Спенсера.
Школа и педагогическая мысль США XIX в. (до 90-х гг.).
Вопросы воспитания в европейских социальных учениях XIX в.
Коммунистическое учение К. Маркса и Ф. Энгельса и ихидея классового подхода к вопросам воспитания и образования.
Школа и педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX в.
Развитие школы и становление школьной системы.
Педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX столетия.
К.Д. Ушинский — крупнейший педагог XIX в. в России и его последователи.
Зарубежная школа и педагогика в конце XIX -начале XX в.
Движение за реформу школьного дела в конце XIX в.
Основные представители реформаторской педагогики.
Опыт организации школ на основе идей реформаторской педагогики.
Школа и педагогика в России в конце XIX - начале XX в. (до 1917 г.).
Народное образование в России в конце XIX - начале XX в. и проблемы его преобразования.
Педагогическая мысль в России в конце XIX - начале XX в.
Школа и педагогика в Западной Европе и США в период между первой и второй мировыми войнами (1918-1939).
Школа и педагогика в России с Февральской революции 1917 г. до окончания Великой Отечественной войны (1917-1945).
Политико-идеологическая направленность переосмысления задач, структуры и содержания общего образования после Октябрьского переворота 1917 г.
Проблемы содержания и методов учебно-воспитательной работы в школе 20-х гг.
Педагогическая наука в России и русском зарубежье после 1918 г.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. и школа.
Педагогическая наука в годы Великой Отечественной войны.
Основные направления развития школы и педагогики в странах Запада и СССР (России) после второй мировой войны.
Школа в Западной Европе и США после второй мировой войны.
Педагогическая наука в странах запада.
Образование в странах Восточной Европы и СССР (России) во второй половине XX в.
Отечественная педагогическая наука после Второй мировой войны.
- Пюре из кролика рецепт для грудничка
- Сонник: к чему снятся Ступеньки, видеть во сне Ступеньки что означает
- Золовка мои враг к чему соник
- Экологические исследования
- Новый лидер, старый лидер
- Финансы в экономике. Банковская система. Финансы в экономике Презентация обществознание 11 кл финансы в экономике
- Презентация на тему финансы в экономике
- Происхождение и история аварского народа
- Медицинские приборы для лечения суставов в домашних условиях Бытовой ультразвуковой прибор физиотерапии для лечения суставов
- Территориальные единичные расценки
- Кронштадтское восстание («мятеж») (1921) Подавление кронштадтского восстания
- Как правильно употреблять устрицы и чем запивать
- Транквилизаторы без рецептов врачей
- Рецепт малосольных огурцов за 1 час
- Паштет из свиной печени в мультиварке Паштет из говяжьей печени в мультиварке
- Песочный фруктовый пирог
- Минтай, запеченный в духовке
- Салат «Обжорка» – классический рецепт с говядиной Тараев обжорка
- Во сне менять полы в доме
- К чему снится виноград - толкование сна