«Война и мир» — роман-эпопея (жанровое своеобразие). «Роман-эпопея «Война и мир»: история создания, проблематика, жанровое своеобразие Своеобразие жанра война и мир


Любое литературное произведение можно отнести к какому-либо жанру - эпическому, лирическому, драматическому. “Война и мир” - большое и сложное произведение. К какому же жанру следует его отнести?

Некоторые видят в произведении прежде всего исторический роман, в котором рассказывается о нашествии войск Наполеона на Россию, а также о людях, живших в то время. Но так ли это? “Война и мир” - не просто повествование об исторических событиях. Это заметно, даже если внимательно посмотреть на композицию романа. Описание жизни обыкновенных семей, таких как Ростовы, Болконские и другие, чередуется с описанием сражений, военных действий, рассказами о личностях Наполеона, Кутузова. Одновременно мы видим картины совершенно иного рода. Люди знакомятся, расстаются, объясняются в любви, женятся по любви и по расчету - то есть живут обычной жизнью. Перед глазами читателей проходит целая вереница встреч в течение многих лет. А история не стоит на месте. Императоры решают вопросы войны и мира, начинается война 1812 года. Народы Европы, забыв о своем доме, семье, направляются в Россию завоевывать ее. Во главе этих войск стоит Наполеон. Он уверен в себе и высоко себя ставит. А Л. Н. Толстой, как бы незаметно сравнивая его с мирными людьми, показывает, что Наполеон вовсе не гениален, что он просто авантюрист, как и многие другие, не носящие громкого титула и не увенчанные короной императора.

Одна из особенностей “Войны и мира” - большое количество философских отступлений. Не раз в них автор рассуждает о том, что вовсе не Наполеон был причиной войны. Толстой пишет: “Точно так же, как в трафарете нарисуется такая или другая фигура не потому, в какую сторону и как мазать по нем красками, а потому, что по фигуре, вырезанной в трафарете, во все стороны было мазано краской”. Один человек не делает историю. Но когда собираются народы, имеющие хотя и разные цели, но действующие одинаково, тогда и случаются события, остающиеся в истории. Наполеон этого не понимал, считая причиной передвижения, столкновения народов себя лично.

Чем-то похож на Наполеона и граф Ростопчин, уверенный в том, что сделал все для спасения Москвы, хотя, по сути, не сделал ничего.

Есть в “Войне и мире” люди, которых действительно волнует вопрос жизни и смерти России. Один из них - М. И. Кутузов. Он понимает обстановку и пренебрегает мнением других о себе. Он прекрасно понимает и князя Андрея, и карьериста Бенигсена, и, по сути, всю Россию. Он понимает людей, их устремления, желания, а значит, и отечество. Он видит, в чем благо для России и для русского народа.

М. И. Кутузов это понимает, а Наполеон - нет. На протяжении всего романа читатель видит эту разницу и симпатизирует Кутузову.

А что значит понимать людей? Князь Андрей тоже понимает души других людей. Но он считает, что для изменения мира каждый должен совершенствовать прежде всего себя. Он не принимал войну, так как война есть насилие. Именно через образ своего любимого героя Лев Николаевич передает собственные мысли. Князь Андрей - военный, но не приемлет войну. Почему?

“Есть две стороны жизни в каждом человеке: жизнь личная, которая тем более свободна, чем отвлеченнее ее интересы, и жизнь стихийная, роевая, где человек неизбежно исполняет предписанные ему законы”, - пишет автор.

Но почему человек должен жить второй жизнью, где он теряется как личность и служит бессознательным орудием истории? Зачем нужно все это?

И Л. Н. Толстой призывает в своем романе закончить ненужные, бессмысленные войны и жить в мире. “Война и мир” - это не просто исторический роман, это проект построения нового духовного мира. В результате войн люди покидают свои семьи, становятся безликой массой, которую уничтожает точно такая же другая масса. Л. Н. Толстой мечтал о прекращении войн на земле, о том, чтобы люди жили в согласии, отдаваясь своим печалям и радостям, встречам и расставаниям, были свободными духовно. Чтобы донести свои мысли до читателей, Лев Николаевич написал такую книгу, где он не просто последовательно излагает свои мысли, свои воззрения но и иллюстрирует их на примере жизни людей в период Отечественной войны. Те, кто читает эту книгу, не просто воспринимают чужие суждения, а переживают вместе с героями, проникаются их чувствами и через них общаются с Л. Н. Толстым. “Война и мир” - это своеобразная священная книга, подобная Библии. Главная ее идея, как писал Толстой, - “основание новой религии... дающей блаженство на земле”. Но как создать этот мир, преисполненный благодати? Погибает князь Андрей, который нес образ этого нового мира. Пьер решил вступить в тайное общество, которое опять же насильственными мерами постарается изменить жизнь людей. Это уже не будет идеальным миром. Так возможен ли он вообще?

Видимо, этот вопрос Л. Н. Толстой оставляет читателям для размышления. Ведь для изменения мира необходимо изменить свою собственную душу. Как это пытался сделать князь Андрей. А изменить себя в силах каждый из нас.

Роман- эпопея - повествует о знаменательных, грандиозных событиях из истории страны, освещают важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоёв общества.
Оценка исторических событий в романе-эпопее даётся с точки зрения всего народа.

"Война и мир" - это не только самое крупное произведение Л.Н.Толстого, но и величайшее произведение мировой литературы XIX века. В произведении около шестисот действующих лиц. "Обдумать и передумать все, что может случиться со всеми будущими людьми предстоящего сочинения, очень большого, и обдумать мильоны возможных сочетаний, для того чтобы выбрать из них одну мильонную, ужасно трудно", - жаловался писатель. Такие трудности Толстой испытывал во время работы над каждым из больших произведений. Но особенно велики они были, когда писатель создавал "Войну и мир", да и неудивительно. Ведь действие этого романа длится более пятнадцати лет и охватывает громадное число событий. Писателю действительно пришлось обдумать "мильоны возможных сочетаний" и выбрать из них лишь самые нужные, самые яркие и правдивые.

Толстой в течение года написал пятнадцать вариантов начала "Войны и мира". Как можно увидеть из сохранившихся рукописей, он пробовал начать роман авторским вступлением, в котором давалась оценка исторических событий 1812 года, потом сценой, которая происходит то в Москве, то в Петербурге, то в имении старого князя Болконского, то за границей. Чего добивался писатель, столько раз меняя начало романа? Это можно увидеть, прочитав сцену, которой открывается "Война и мир". Толстой показывает великосветский салон фрейлины Анны Павловны Шерер, где встречаются именитые гости и ведут оживленный разговор о том, что более всего волновало в ту пору русское общество, - о предстоящей войне с Наполеоном. Читая эту сцену, мы знакомимся со многими действующими лицами и среди них с двумя главными героями романа - Андреем Болконским и Пьером Безуховым.

Толстой нашел такое начало произведения, которое сразу же вводит нас в атмосферу предвоенной эпохи, знакомит с главными действующими лицами, показывает, как сталкивались их взгляды и мнения при оценке самых острых вопросов времени.

И уже с этой первой сцены и до конца романа мы с неослабевающим интересом и волнением следим за тем, как развертываются события и как все большее число людей становится их участниками.

В "Войне и мире" показана русская жизнь начала XIX века во всем ее многообразии, запечатлены исторические события, связанные с двумя войнами, 1805-1807 и 1812 годов, а также события политической и общественной жизни России. Картины крупнейших событий исторического значения переплетаются в романе с бытовыми сценами, в которых изображена повседневная жизнь героев со всеми ее радостями и горестями.

Толстому в одинаковой мере удались и военные и мирные картины и сцены. И он испытывал от этого большую творческую радость. Чтобы написать картину Бородинского сражения, он ездил в Бородино и создал такую картину сражения, какой еще не было ни в русской, ни во всей мировой литературе. Каждый из важных моментов Бородинской битвы и каждая из существенных ее подробностей обрисованы с удивительной отчетливостью. Мы сами как бы присутствуем в центре происходящего - на Курганной батарее, откуда видим все поле боя.

Одной из лучших "мирных" сцен романа является сцена охоты. Ею был очень доволен и сам взыскательный автор.

Для того чтобы вполне достоверно описать события Отечественной войны 1812 года, Толстой изучил много книг, исторических документов, писем и других материалов об этой эпохе. Читая то, что написали об Отечественной войне 1812 года русские и иностранные историки, Толстой пришел в крайнее негодование. Он увидел, что первые "безудержно восхваляли императора Александра I, считая его победителем Наполеона, а вторые восхваляли Наполеона, величая его непобедимым. Они пытались доказать, что Наполеон был побежден не русской армией, руководимой Кутузовым, а... лютыми российскими морозами.

Толстой решительно отверг все те "труды" историков, в которых война 1812 года изображается как война двух императоров - Александра и Наполеона. Он показал ее как освободительную войну, которую вел русский народ против иноземных захватчиков. Это была Отечественная война, в которой, как пишет Толстой, "цель народа была одна: очистить свою землю от нашествия". Писатель говорил, что он любил в этом своем произведении "мысль народную", что для русского народа эта война была священной, так как речь шла о самом главном - о спасении родины от иноземного порабощения.

Доклад

Жанровые особенности романа «Война и мир» Л.Н.Толстого

Ива Зюзина

III курс, ф.н. 4636

Русская филология

Роман "Война и мир" – произведение большого объема. Оно охватывает 16 лет (с 1805 по 1821 год) жизни России и более пятисот различных героев. Среди них есть реальные действующие лица описываемых исторических событий, вымышленные герои и множество людей, которым Толстой даже не дает имен, например «генерал, который приказал», «офицер, который не доехал». Таким образом писатель хотел показать, что движение истории происходит не под влиянием каких-либо конкретных личностей, а благодаря всем участникам событий. Чтобы объединить такой огромный материал в одно произведение, автор создал не использованный до этого ни одним из писателей жанр, названный им романом-эпопеей.Это одно из немногих в мировой литературе 19 века произведений, к которому по праву предлагается наименование романа-эпопеи. События большого исторического масштаба, жизнь общая, а не частная составляют основу ее содержания, в ней раскрыт исторический процесс, достигнут необычайно широкий охват русской жизни во всех ее слоях, и вследствие этого так велико число действующих лиц, в частности персонажей из народной среды.

В романе описываются реальные исторические события: Аустерлицкое, Шенграбенское, Бородинское сражения, заключение Тильзитского мира, взятие Смоленска, сдача Москвы, партизанская война и другие, в которых проявляют себя реальные исторические личности. Исторические события в романе выполняют и композиционную роль. Так как Бородинское сражение во многом определило исход войны 1812 года, описанию его посвящено 20 глав, оно является кульминационным центром романа. Произведение вместило картины битвы, сменяющиеся изображением мира как полной противоположности войны, мира, как существования сообщества многих и многих людей, а также природы, то есть всего того, что окружает человека в пространстве и во времени. Споры, непонимание, скрытые и откровенные конфликты, страх, неприязнь, любовь... Все это настоящее, живое, искреннее, как и сами герои литературного произведения.

Поразительна широта охвата русской нации в произведении: дворянские усадьбы, аристократические столичные салоны, деревенские праздники и дипломатические приемы, величайшие сражения и картины мирной жизни, императоры, крестьяне, сановники, помещики, купцы, солдаты, генералы. Более чем с 500 действующих лиц встречаемся мы на страницах романа. Все они, особенно положительные герои, находятся в постоянном поиске. Любимые герои Толстого не безупречны, но они стремятся к совершенствованию, ищут смысл жизни, успокоенность для них равнозначна духовной смерти. Но путь к истине и правде труден и тернист. Герои, созданные Толстым, отражают нравственно-философские изыскания самого автора романа. В романе рассказывается о событиях происходящих на трех этапах борьбы России с бонапартистской Францией. В 1-м томе описываются события 1805 года, когда Россия вела в союзе с Австрией войну на ее территории с Францией. Во 2- м томе 1806-1807 года, когда русские войска находились в Пруссии. 3-ий и 4-ый тома посвящены широкому изображению Отечественной войны 1812 года, которую Россия вела на родной земле. В эпилоге действие происходит в 1820 году.

Сложнейшая художественно-историко-философская ткань романа сплетается из бытописания и исторических картин, из изображения эпохальных событий в жизни народа и кульминационных минут жизни частных лиц - великих и неизвестных, реальных и вымышленных; из речи повествователя и страстных монологов самого автора, как бы вышедшего на авансцену и отстранившего своих героев, остановившего действие романа, чтобы о чем-то наиважнейшем поговорить с читателем, резко оспорить общепринятую точку зрения профессиональных историков, обосновать свои принципы.

Самая первая и общая тема всякого эпоса – война и мир. Заглавие в высшей степени отвечающее тому «духу эпоса», которого, как признанно всеми, исполнена книга Толстого. То, о чем рассказывает тема и основное событие книги: это война и мир, так и в композиции основное деление осуществляется на главы на «мирные» и «военные», сменяющие друг друга. В тоже время смысл заголовка как будто двоится – а именно значение второго понятия: мир. Здесъ оно уже не так однозначно и просто – появляется вопрос в каком смысле дается слово «мир», ибо текст книги дает основание для этого. Ведь слово это не только стоит в заголовке, но и проникает весь текст романа, охватывает широкий круг содержания и образует целую сетку значений. «Мир» в тексте романа Толстого, по своей сущности, непереводим. Это не толъко тот «мир», который противоположен войне, признак тишины, покоя и согласия, но и «мир», который является в смысле значения космического - «весь свет» или «все люди».

В «миру» у автора дано специфическое значение мирской жизни, вся безграничность связей в человеческой жизни с ее пестротой отношений, мнений, событий, постижимых или нет целей, в которых необходимо ориентироваться и принимать решения. Эта жизнь «в миру», являющаяся образом «безурядицы вольного света», противопоставлена другому значению «мира» в романе Толстого. В контексте романа, другое значение «мира» является антиподом слова «земли», которое доближается уже по смыслу к слову «небо» и ресемблирует с понятиями о Боге, вере и смерти. Мир - не просто общая связь человеческой жизни, которая не раз представлялась персонажам книгам Толстого хаосом, игрой случая, но это и особая целесообразная связь, гармоническое целое, «царство правды». В границах оригинального текста эта разница передана и различным написанием конкретного слова – «миръ» и «мiръ», где понятие «миръ» возникает в местах, где явно противопоставлено войне, а «мiръ» используется в знчение «весь мир / все люди».

Имеют место немало попыток изучения основной композиции романа, принципиально различные по своему подходу. Сначала исследователи видели свою задачу в том, чтобы найти в романе главнейшие этапы развития действия, какими они должны быть по общепринятым понятиям о композиции – завзязка, кульминация, развязка. Из авторских работ на эту тему можно отметить Т.Л Мотылеву, которая уточняет в своих исследованиях, что несмотря на отсутсвие завязки в общепринятом смысле этого слова – исходного события, которое бы определяло в дальнейшем развитие действия, еще с первых страниц произведения имеет место назревающий конфликт, который лежит в основе эпопеи. А именно: противоречие и назревающая война между русским государством и наполеоновской армии. Основной пружиной действия является конкретное углубление и развитие этой сюжетной линии, кульминацией повествования можно считать Бородинское сражение, а развязкой – изгнание Наполеона из России. В таком случае место самой развязки довольно необычное – так как действие романа не прекращается после нее. Этот традиционный взгляд на композицию романа, по мнениям других исследователей, представляет собой слишком общую схему, которая не охватывает полноту и логику сюжетных линий романа, как и не подчиняет себе многих процессов жизни, изображенных в книге.

Другую попытку толкования композиции романа можно отметить в работах Б.Бурсова, который решает отойти от традиционной теоретико-литературной схемы. Он придерживается теории об отдельных композиционных центрах «Войны и мира», какими являются в ней наиболее значителъные моменты исторического события, но взятые по отдельности. В первом томе таким центро, по мнению Бурсова, является Аустерлицкое сражение, а в третьем – Бородинское. При чем здесь значимость Бородинского сражения рассматривается, не только как композиционный центр третьего тома, но и всего произведения в целом.

Совершенно иной принцип рассмотрения особенностей композиции романа выведен в монографии А. Сабурова. Кульминацией произведения признан эпизод Бородинского сражения, но ведущую роль в этой разработке занимает его так называемая «внешняя структура»я. В этой разработке рассматриваются соотношение в романе фактической стороны и вымысла, войны и мира, рассуждений автора и повествовательной части, элемента сценического и описательного. В результате, данный труд рассматривает особенности жанровой композиции романа отдельно от конкретных взглядов писателя на жизнь, от особенностей его мировозения. Метод, который не был принят другой частью исследователями, которые делали акцент в своих разработках именно на нравственно-философских идей автора и рива. азработке был принят ния. вает особенности жановой композиции романа отдельно от конкретных взглядов писателя на жизнь, конкретного романа (В. Селинов, С. Леушев).

Конечно, без учета философской основы романа нельзя понять и приемов его построения. Здесь все определяется стремлением писателя художестенно обосновыввать свой взгляд на людей, на жизнь, на общество. Авторский вымысел занимает не меньшее место в романе, чем достоверный материал по значимости, и содержит также немало философских посылок в осмыслении не только военных действий, но и в повседневной гражданской и бытовой жизни людей. Особенное внимание уделено роли народных масс в истории, этических представлений лучших и мыслящих людей из передовых семей дворянства, материальным и карьеристким побуждениям правящего сословия, проблем любви, брака и семьи.

Вымысел в романе расширяется и от намерений писателя, помимо исторического события, показать и во всей полноте жизнь людей, прямым образом не всегда связанной с происходившей войной. По словам самого писателя, отраженным в черновом варианте предисловия, свою задачу он отличает от задачи историка: «Историк и художник, опиисывая историческую эпоху, имеют два совершенно различные предмета. Как историк будет не прав, ежели он будет пытаться представить историческое лицо во всей его цельности, во всей сложности отношений ко всем сторонам жизни и тем невольно упуская и заслоняя главную свою задачу – указать на участие лица в историческом событии, так художник не исполнит своего дела, понимая лицо так, как историк, представляя всегда его в значении историческом» (13,57). Точно эти слова самого автора показывают, что он считает своей обязанностью коснуться всех сторон жизни и, конечно, осветить их с философской точки зрения. Писателем поставлена задача создать эпопею, т.е. как ему кажется, полную картину жизни общества начала века со всеми видами быта и нравов крепостной Росии. Главным образом ютим намерением объясняется исключительная полнота описания бытовых явлений жизни – рождения и смерти человека, переживаний влюбленных, охоты, картежной игры, дуэли, болезни, неповиновения крестьян барыне, переживаний матери солдата, отравления влюбленной, религиозных чувств человека – одним словом, всего, чем жил тогда человек. На протяжении чтения всего романа можно увидеть как писатель старается во всей полноте охватить жизнь эпохи, описать жизнь челеовечества на определенном историческом этапе, показать черед событий и как именно жили тогда люди.

Двум равным половинам автор отводит место в романе как военным действиям, так и событиям гражданской жизни. В этом отношении чередование военных и бытовых сцен дается примерно одинаковыми частями, оно находится в развновесии по отношению целого объема романа. Прерывая описания военных действий, повествование описывает развитие почти всех линий семейной хроники – жизни Курагиных, Болконских, Безуховых, Ростовых. В работе над первой половине романа описание всех семей проходит как правило – например, после Шенграбенского сражения в связи с развитием сюжета показаны Курагины, Пьер Безухов и Болконские. О каких-либо событий семейной жизни Ростовых здесь не говорится, но автор упоминает их, соблюдая принятый ин порядок держать их в поле зрения повествования.

В авторском сознании две половины романа – военно-историческая и гражданская – соответствуют смыслу заглавия - «Война и мир» и служат его уточнением, т.е. мир здесь опять мыслится не только как состояние, противоположное войне, но и как повседневная гражданская, невоенная жизнь людей. В сопоставлении одного и другого однако присутствуют и смысловые оттенки, говорящие о влиянии войны на мир, людей, их взгляды, чувства и поведение.

Соединение семейной хроники с событиями народной войны предтсавляет собой основной стержень развития действия в романе. В искусном переплетении двухстороннего действия автор с жизненной наблюдательностью прослеживает частные судьбы людей, выясняя, как выдерживали великое испытание и вели себя люди разных положений, взглядов и характеров, какое влияние оказывал на них ответственный исторический момент.

В соответствии с этом роман начинается с показа мира, а потом уже переходит к картинам войны. Таким образом читатель знакомится с основными героями до того, как они становятся участниками войны. А это уже влияет и на само восприятие описания войны как явление – это уже не просто война, а война с участием знакомых лиц, у которых есть своя жизнь, помыслы и стремления.

Роман-эпопея Л.Н.Толстого является практически единственным произведением русской литературы такого масштаба. В нем раскрывается целый пласт истории – Отечественная война 1812 года, военные кампании 1805-1807 годов. Изображаются реальные исторические личности, такие как Наполеон Бонапарт, император Александр I, главнокомандующий русской армией Михаил Иларионович Кутузов. На примере Болконских, Ростовых, Безуховых, Курагиных Толстой показывает развитие человеческих отношений, создание семей. Народная война становится центральным образом войны 1812 года. Композиция романа «Война и мир» Толстого многосложна, роман огромен по своему объему сведений, поражает количеством героев (более пятисот). Толстой показал все в действии, в жизни.

Мысль семейная в романе Толстого

Через весь роман проходит четыре сюжетных линии – четыре семьи, меняющие свой состав в зависимости от обстоятельств. Курагины – образ пошлости, корысти и равнодушия друг к другу. Ростовы – образ любви, гармонии и дружбы. Болконские – образ благоразумия и деятельности. Безухов строит свою семью к концу романа, найдя свой идеал жизни. Толстой описывает семьи, использую принцип сравнения, где-то и принцип контраста. Но не всегда это говорит о том, что есть хорошо, а что плохо. То, что присутствует в одной семье, может являться дополнением к другой. Так в эпилоге романа мы видим соединение трех семей: Ростовых, Безуховых и Болконских. Это дает новый виток отношений. Толстой говорит о том, что главной составляющей любой семьи является любовь и уважение друг другу. А семья – главный смысл жизни. Нет великих историй людей, они ничего не стоят без семьи, без близких и любящих семей. Можно выстоять в любых трудных ситуациях, если ты силен, а силен ты семьей. Значение семье в романе неоспоримо.

Мысль народная в романе Толстого

Война 1812 года была выиграна благодаря силе, стойкости и вере русского народа. Народа в полном его составе. Толстой не разграничивает ни крестьян, ни дворян – на войне все равны. И цель у всех одна – освободить Россию от врага. «Дубина народной войны», – говорит Толстой о русском войске. Именно народ является основной силой, победившей врага. Что могут военноначальники без народа? Простой пример – французская армия, которую показывает Толстой в контрасте с русской. Французы, воевавшие не за веру, не за силу, а потому что нужно воевать. И русские, идущие за стариком-Кутузовым, за веру, за землю русскую, за царя-батюшку. Толстой подтверждает мысль о том, что народ вершит историю.

Особенности романа

Многие характеристики в романе Толстого представлены через контраст или антитезу. Образ Наполеона противопоставлен образу Александра I, как императора, образу Кутузова, как полководца. Описание семьи Курагиных тоже построено на принципе контраста.

Толстой – мастер эпизода. Практически все портреты героев даны через действие, их поступки в определенных ситуациях. Сценический эпизод является одной из особенности повествования Толстого.

Пейзаж в романе «Война и мир» тоже занимает определенное место. Описание старого дуба – неотъемлемый элемент описания душевного состояния Андрея Болконского. Мы видим спокойное Бородинское поле перед сражением, ни один лист не шелохнется на деревьях. Туман перед Аустерлицем предупреждает нас о невидимой опасности. Подробные описания имения в Отрадном, природные обзоры, представляющиеся Пьеру, когда тот находится в плену, – все это необходимые элементы композиции «Войны и мира». Природа помогает понять состояние героев, не заставляя автора прибегать к словесным описаниям.

Название романа

В названии романа «Война и мир» содержится художественный прием, который называется оксюморон. Но название можно понять и буквально. Первый и второй тома делят между собой сцены то войны, то мира. Третий том почти полностью посвящен войне, в четвертом мир преобладает. Это тоже уловка Толстого. Все же мир важнее и нужнее любой войны. В то же время война без жизни в «мире» невозможна. Есть те, кто там – на войне, и те, кто остался ждать. И их ожидание, порой, одно спасение на возвращение.

Жанр романа

Сам Л.Н.Толстой не давал точного названия жанра роману «Война и мир». На самом деле в романе отразились исторические события, психологические процессы, социально-нравственные проблемы, подняты философские вопросы, герои проживают семейно-бытовые отношения. Роман вмещает в себя все стороны человеческой жизни, раскрывает характеры, показывает судьбы. Роман-эпопея – именно такой жанр был дан произведению Толстого. Это первый роман-эпопея в русской литературе. Поистине Л.Н.Толстой создал великое произведение, которое прошло испытание временем. Его будут читать во все времена.

Тест по произведению

Роман «Война и мир» - произведение большого объема. Оно охватывает 16 лет (с 1805 по 1821 год) жизни России и более пятисот различных героев. Среди них есть реальные действующие лица описываемых исторических событий, вымышленные герои и множество людей, которым Толстой даже не дает имен, например «генерал, который приказал», «офицер, который не доехал». Таким образом писатель хотел показать, что движение истории происходит не под влиянием каких-либо конкретных личностей, а благодаря всем участникам событий. Чтобы объединить такой огромный материал в одно произведение, автор создал не использованный до этого ни одним из писателей жанр, названный им романом-эпопеей .

В романе описываются реальные исторические события: Аустерлицкое, Шенграбенское, Бородинское сражения, заключение Тильзитского мира, взятие Смоленска, сдача Москвы, партизанская война и другие, в которых проявляют себя реальные исторические личности. Исторические события в романе выполняют и композиционную роль. Так как Бородинское сражение во многом определило исход войны 1812 года, описанию его посвящено 20 глав, оно является кульминационным центром романа. Произведение вместило картины битвы, сменяющиеся изображением мира как полной противоположности войны, мира, как существования сообщества многих и многих людей, а также природы, то есть всего того, что окружает человека в пространстве и во времени. Споры, непонимание, скрытые и откровенные конфликты, страх, неприязнь, любовь... Все это настоящее, живое, искреннее, как и сами герои литературного произведения.

Оказываясь рядом в те или иные мгновения своей жизни, совсем не похожие друг на друга люди неожиданно помогают самим себе лучше понять все оттенки чувств и мотивы поведения. Так, князь Андрей Болконский и Анатоль Курагин сыграют важную роль в жизни Наташи Ростовой, но их отношение к этой наивной и хрупкой девочке различно. Возникшая ситуация позволяет разглядеть глубокую пропасть между нравственными идеалами этих двух мужчин из высшего общества. Но их конфликт продолжается недолго - увидев, что Анатоль тоже ранен, князь Андрей прощает своего соперника прямо на поле боя. По мере развития действия романа мировоззрение героев меняется или постепенно углубляется. Триста тридцать три главы четырех томов и двадцать восемь глав эпилога складываются в четкую, определенную картину.

Повествование в романе ведется не от первого лица, но присутствие автора в каждой сцене ощутимо: он всегда пытается оценить ситуацию, показать свое отношение к поступкам героя через их описание, через внутренний монолог героя или же через авторское отступление-рассуждение. Иногда писатель предоставляет читателю право самому разобраться в происходящем, показывая одно и то же событие с разных точек зрения. Примером такого изображения может служить описание Бородинского сражения: сначала автор дает подробную историческую справку о расстановке сил, о готовности к бою с той и другой стороны, рассказывает о точке зрения историков на данное событие; затем показывает сражение глазами непрофессионала в военном деле - Пьера Безухова (то есть показывает чувственное, а не логическое восприятие события), раскрывает мысли князя Андрея и поведение Кутузова во время сражения. В своем романе Л.Н. Толстой стремился выразить свою точку зрения на исторические события, показать отношение к важным жизненным проблемам, ответить на главный вопрос: «В чем смысл жизни?» И призыв Толстого в этом вопросе звучит так, что с ним нельзя не согласиться: «Надо жить, надо любить, надо верить».

Читайте также:

Художественные особенности романа

Нравственно-философский смысл произведения

Выбор редакции
В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...

Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...

Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...
Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...
Первое мясо, которое нужно давать малышу для прикорма, это – крольчатина. При этом очень важно знать, как правильно варить кролика для...