Влияние природы на человека: аргументы. Аргументы на тему «Природа» для сочинения ЕГЭ Влияние природы на настроение человека аргументы


Аргументы для сочинения по русскому языку.

Природа. Часть 2.

Проблема отношения к природе, животным, борьбы с миром природы, вмешательства в мир природы, красоты природы, влияния природы на характер человека.

Природа является источником вдохновения для человека, погружает его в детство, заставляет задуматься о жизни. В романе «Герой нашего времени М.Ю. Лермонтов так характеризует влияние природы на человека: «Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми: всё приобретённое отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда и верно будет когда-нибудь опять».

Как нужно относиться к природе?

А.И. Куприн "Олеся"

В повести А.И. Куприна "Олеся" поведение главной героини является отличным примером того, как нужно относиться к миру природы. Девушка чувствовала, что лес живой, и потому ухаживала за ним и защищала каждого лесного обитателя от пагубного человеческого воздействия. Олеся понимала, что не все люди способны так чувствовать и сопереживать каждой травинке, каждому дереву, и потому делала все, что в её силах, чтобы помочь лесу, за что была награждена даром предвидения и исцеления.

Как человек влияет на природу?

Рэй Брэдбери “Марсианские хроники”

Люди часто потребительски относятся к природе: вырубают леса, осушают реки и озера, истребляют целые виды животных, никак не компенсируя последствия своих действий.
В романе Рэя Брэдбери “Марсианские хроники” в деталях описано влияние человека на мир природы. Загрязнив свою планету, превратив ее в огромные мегаполисы, люди стали осваивать далекий Марс, уже населенный жителями. Марсиане в этом отношении сильно отличаются от землян: они тесно связаны с природой своей планеты. Их дома наполовину состоят из живых природных образований, сами они активно пользуются в быту дарами своей природы. Их мирное существование нарушили жители планеты Земля. Начав заселение Марса, люди не только уничтожили всех марсиан, но и начали истреблять марсианскую культуру, насаждая свои правила новому миру.

Почему нужно бережно относиться к природе?

Герберт Уэллс "Война миров"

Природа – это дом человека. Все живое, что существует на планете Земля, связано между собой. Знаменитый английский писать Герберт Уэллс в своем романе “Война миров” показал природу спасительницей человечества. После начала войны с инопланетянами, люди находились на грани вымирания: пришельцы уничтожали землян, преобразовали земную поверхность, разрушили огромное количество городов. Люди не могли своим оружием противостоять такому врагу, и тогда им на помощь пришли бактерии и микробы, истребившие инопланетян. Сама планета не позволила захватчикам разрушить человеческую цивилизацию. Поэтому нужно относиться к миру природы бережно, поскольку не станет природы – исчезнет и сам человек.

Какова роль природы в русской культуре?



Для русских природа всегда была свободой, волей, привольем. Прислушайтесь к языку: погулять на воле, выйти на волю. Воля – это отсутствие забот о завтрашнем дне, это беспечность, блаженная погруженность в настоящее.

Вспомните у Кольцова:

Ах ты, степь моя,
Степь привольная,
Широко ты, степь,
Пораскинулась,
К морю Черному
Понадвинулась!

Широкое пространство всегда владело сердцами русских. Оно выливалось в понятия и представления, которых нет в других языках. Чем, например, отличается воля от свободы? Тем, что воля вольная – это свобода, соединенная с простором, с ничем не прегражденным пространством. А понятие тоски, напротив, соединено с понятием тесноты, лишением человека пространства. Притеснять человека – это лишать его пространства в прямом и переносном смысле этого слова.

И природа нужна была человеку большая, открытая, с огромным кругозором. Поэтому так любимо в народной песне полюшко-поле. Воля – это большие пространства, по которым можно идти и идти, брести, плыть по течению больших рек и на большие расстояния, дышать вольным воздухом, широко вдыхать грудью ветер, чувствовать над головой небо, иметь возможность двигаться в разные стороны – как вздумается.

Русская лирическая протяжная песнь – в ней также есть тоска по простору. И поется она лучше всего вне дома, на воле, в поле.
Колокольный звон должен был быть слышен как можно дальше. Быстрая езда – это тоже стремление к простору.

Но то же особое отношение к простору и пространству видно и в былинах. Микула Селянинович идет за плугом из конца в конец поля. Вольге приходится его три дня нагонять на молодых бухарских жеребчиках.

Услыхали они в чистом поли пахаря,
Пахаря-пахарюшка.
Они по день ехали в чистом поли,
Пахаря не наехали,
И по другой день ехали с утра до вечера.
Пахаря не наехали,
И по третий день ехали с утра до вечера,
Пахаря и наехали.

Ощущение пространства есть и в зачинах к былинам, описывающих русскую природу, есть и в желаниях богатырей, Вольги например:

Похотелось Вольгй-то много мудрости:
Щукой-рыбою ходить Вольгй во синих мрях,
Птицею-соколом летать Вольгй под облака,
Волком и рыскать во чистых полях.
Даже описание теремов, которые строит «дружина хоробрая» Соловья Будимировича в саду у Забавы Путятичны, содержит этот же восторг перед огромностью природы.
Хорошо в теремах изукрашено:
На небе солнце – в тереме солнце;
На небе месяц – в тереме месяц;
На небе звезды – в тереме звезды;
На небе заря – в тереме заря
И вся красота поднебесная.

Восторг перед просторами присутствует уже и в древней русской литературе – в Начальной летописи, в «Слове о полку Игореве», в «Слове о погибели Русской земли», в «Житии Александра Невского», да почти в каждом произведении древнейшего периода XI-XIII веков. Всюду события либо охватывают огромные пространства, как в «Слове о полку Игореве», либо происходят среди огромных пространств с откликами в далеких странах, как в «Житии Александра Невского». Издавна русская культура считала волю и простор величайшим эстетическим и этическим благом для человека.

Проблема взаимоотношений человека и природы. Как взаимодействуют человек и природа?

Аргумент из книги Д.С. Лихачева "Письма о добром и прекрасном"

У природы есть своя культура. Поэтому отношения природы и человека – это отношения двух культур, каждая из которых по-своему «социальна», общежительна, обладает своими «правилами поведения». И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях. Обе культуры – плод исторического развития, причем развитие человеческой культуры совершается под воздействием природы издавна (с тех пор как существует человечество), а развитие природы с ее многомиллионнолетним существованием – сравнительно недавно и не всюду под воздействием человеческой культуры.

Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может. Но все же в течение многих минувших веков между природой и человеком существовало равновесие. Равновесие всюду свое и всюду на какой-то своей, особой основе, со своею осью. На севере в России было больше «природы», а чем дальше на юг и ближе к степи, тем больше «человека».
Пейзаж России на всем ее богатырском пространстве как бы пульсирует, он то разряжается и становится более природным, то сгущается в деревнях, погостах и городах, становится более человеческим.
Старый русский город не противостоит природе. Он идет к природе через пригород. Сотни лет назад он прильнул огородами и садами к стенам города, к валу и рву, он прильнул и к окружающим полям и лесам, отобрав от них немного деревьев, немного огородов, немного воды в свои пруды и колодцы. И все это в приливах и отливах скрытых и явных ритмов – грядок, улиц, домов, бревнышек, плах мостовых и мостиков.

Что свойственно русскому пейзажу?

Аргумент из книги Д.С. Лихачева "Письма о добром и прекрасном"

В русской пейзажной живописи очень много произведений, посвященных временам года: осень, весна, зима – любимые темы русской пейзажной живописи на протяжении всего XIX века и позднее. И главное, в ней не неизменные элементы природы, а чаще всего временные: осень ранняя или поздняя, вешние воды, тающий снег, дождь, гроза, зимнее солнце, выглянувшее на мгновение из-за тяжелых зимних облаков, и т. п.

В русской природе нет вечных, не меняющихся в разные времена года крупных объектов вроде гор, вечнозеленых деревьев. Все в русской природе непостоянно по окраске и состоянию. Вечный маскарад, вечный праздник красок и линий, вечное движение – в пределах года или суток.

Все эти изменения есть, конечно, и в других странах, но в России они как бы наиболее заметны благодаря русской живописи, начиная с Венецианова и Мартынова. В России континентальный климат, и этот континентальный климат создает особенно суровую зиму и особенно жаркое лето, длинную, переливающуюся всеми оттенками красок весну, в которой каждая неделя приносит с собой что-то новое, затяжную осень, в которой есть и ее самое начало с необыкновенной прозрачностью воздуха, воспетое Тютчевым, и особой тишиной, свойственной только августу, и поздняя осень, которую так любил Пушкин.

Но в России, в отличие от юга, особенно где-нибудь на берегах Белого моря или Белого озера, необыкновенно длинные вечера с закатным солнцем, которое создает на воле переливы красок, меняющиеся буквально в пятиминутные промежутки времени, целый «балет красок», и замечательные – длинные-длинные – восходы солнца. Бывают моменты (особенно весной), когда солнце «играет», точно его гранил опытный гранильщик. Белые ночи и «черные», темные дни в декабре создают не только многообразную гамму красок, но и чрезвычайно богатую палитру эмоциональную. И русская поэзия откликается на все это многообразие.

Характерная особенность русского пейзажа есть уже у Венецианова. Она есть и в ранней весне Васильева. Она мажорно сказалась в творчестве Левитана. Это непостоянство и зыбкость времени – черта, как бы соединяющая людей России с ее пейзажами.
Национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными. Национальные особенности – это только некоторые акценты, а не качества, отсутствующие у других. Национальные особенности сближают людей, заинтересовывают людей других национальностей, а не изымают людей из национального окружения других народов, не замыкают народы в себе. Народы – это не окруженные стенами сообщества, а гармонично согласованные между собой ассоциации.

Поэтому если я говорю о том, что свойственно русскому пейзажу или русской поэзии, то эти же свойства, но, правда, в какой-то иной степени, свойственны и другим странам и народам. Национальные черты народа существуют не в себе и для себя, а и для других. Они выясняются только при взгляде со стороны и в сравнении, поэтому должны быть понятны для других народов, они в какой-то другой аранжировке должны существовать и у иных.

«Марсианские хроники». Р. Брэдбери

Радужные представления многих читателей о гостеприимности чужих планет, полностью перечеркивает своим видением проблемы американский фантаст Рэй Брэдбэри. Автор настойчиво предупреждает, что неуловимые обитатели иных миров не горят особым желанием встречать на своей территории незваных гостей. Тем же, кто все же решится переступить эту границу во что бы то ни стало, писатель рекомендует приготовиться к череде разочарований, поскольку им придётся столкнуться с совершенно другим миром, живущим по непонятным нам законам.

«Царь-рыба». В. Астафьев

В этом произведении известный русский писатель знакомит нас со своим отношением к извечному нравственно-философскому вопросу взаимоотношений человека и окружающего его одушевленного мира. Он напоминает об огромной ответственности, которая возложена на нас самой природой, и призывает всеми силами стремиться к выстраиванию гармонии своего внутреннего мира с гармонией мира, существующего рядом с нами.

«Все лето в один день». Р. Брэдбери

Далекая и загадочная Венера. Автор погружает нас в свои представление о возможных условиях существования первых переселенцев с нашей планеты в этом чуждом и совершенно непонятном им мире. Речь идет о детях, которые посещают венерианскую школу. Все они одного возраста, и живут единственным ожиданием появления на небосклоне Венеры долгожданного солнца. Светило появляется здесь всего один раз в семь лет, и дети девятилетнего возраста совершенно не помнят, как оно выглядит. Исключение составляет единственная девочка по имени Марго, которая прибыла на планету позже других и еще не успела забыть, что такое Солнце, и как оно выглядит с Земли. Между ней и другими ребятами складываются напряженные и непростые отношения. Они просто друг друга не понимают. Но время идет, и день появления Солнца приближается. Оно порадует обитателей дождливой планеты своим присутствием в течение часа, а затем опять скроется на долгие семь лет, так что для юных обитателей Венеры, этот день – событие, которое по своей торжественности и значимости не может сравниться ни с чем.

«Маленький принц». Антуан де Сент-Экзюпери

Аллегорическая повесть французского летчика Антуана де Сент-Экзюпери знакомит нас с весьма трогательным персонажем. Это мальчик, который занят очень серьезным и ответственным делом – он посещает различные планеты, и таким образом познает окружающий мир. Своими умозаключениями он щедро делится с читателем и открывает нам свое детское видение и отношение ко всему, с чем ему приходится сталкиваться. Юный путешественник ненавязчиво напоминает людям, что именно на них возложена ответственность за жизнь всего, что их окружает – «Мы в ответе за тех, кого приручили», а забота о планете, на которой мы живем — безусловная и ежедневная обязанность каждого человека.

«Дедушка Мазай и зайцы». Н. Некрасов

Маленькая деревушка, которую описывает знаменитый поэт, находится в лесной глуши костромской губернии. Ежегодно весенние паводки превращают это дивное место в «Русскую Венецию» — под водой оказывается треть всей территории, а лесные обитатели в ужасе мечутся в поисках спасительных островков суши. Главный герой этого произведения, Дед Мазай, проплывая на своей лодке по затопленному лесу, увидел сбившихся в кучу, и дрожащих от страха и холода зайцев. Беззащитные зверушки, видимо, не ожидали, что их бедственное положение привлечет чье-либо внимание, но когда старый охотник начал пересаживать их в лодку, чтобы выпустить в более безопасном месте, они хоть с недоверием и опаской, но приняли помощь от незнакомого им человека. Эта история напоминает каждому из нас, что нельзя безучастно наблюдать за бедственным положением братьев наших меньших, и, по возможности, оказывать посильную помощь тем, кто в ней остро нуждается.

«Плаха». Ч. Айтматов

Роман известного киргизского писателя, является предупреждением, адресованным каждому из нас. Мытарства и трагическая судьба главного героя этого произведения Авдия, открывают читателю тот огромный пласт нерешенных нравственных вопросов, которые изменили наше отношение к жизни и окружающим до неузнаваемости. В романе ярко высвечиваются противоречия персонажей, которые чувствуют себя ответственными за все, и тех, для кого совесть и нравственность стали лишней обузой. Параллельно с развитием основного сюжета, автор ненавязчиво погружает нас в жизнь обыкновенной волчьей семьи. По всей видимости, такой прием выбран им не случайно – естественная и, по своей сути, безгрешная жизнь хищников противопоставляется той грязи, которою переполнены взаимоотношения между людьми.

«Человек, который сажал деревья». Ж. Жионо

Эта повесть о Человеке с большой буквы. Всю свою жизнь он посвятил превращению безжизненной пустыни в цветущий оазис. Своей ежедневной работой в течение многих лет, он вселял надежду в сердца людей, живущих рядом с ним. Тысячи посаженных главным героем деревьев, принесли счастье десяткам тысяч окружающих, которые потеряли, казалось бы, последнюю надежду выжить в этом жестоком мире.

«О всех созданиях — больших и маленьких». Дж. Хэрриот

С легким юмором и огромной любовью, автор, который по своей основной профессии был ветврачом и занимался лечением животных, знакомит нас с домашними животными, которых мы встречаем ежедневно, но не знаем абсолютно ничего ни о них самих, не об их отношении к нам.

«Три билета до Эдвенчер». Дж. Даррелл

Повесть известного путешественника, натуралиста и обладателя редкого дара великолепного рассказчика Дж. Даррелла, знакомит нас с уникальной природой Южной Америки и погружает читателей в мир своих впечатлений от экспедиции на этот континент. Литературное наследие этого исследователя предоставило возможность миллионам людей разного возраста совершенно по-иному воспринять мир, который их окружает, и почувствовать себя сопричастными его проблемам и радостям. Автор в увлекательной и легкой манере рассказывает о жизни редких животных — о боксерских поединках дикобразов, ежедневном времяпровождении ленивцев, о процессе появления на свет уникальных рептилий и земноводных, и о массе других интересных вещей познавательного характера. Вы познакомитесь с тяжелым и опасным трудом спасателей диких животных и значительно расширите свои познания о мире, существующем в непосредственной близости к человеку, но живущему по законам, понятным только ему.

«Не стреляйте в белых лебедей». Б. Васильев

Уже само название этой повести, содержит в себе призыв к людям остановиться и крепко задуматься о своем отношении к дикой природе и жизни вообще. Это крик отчаяния, который не может оставить никого равнодушным. Сюжет повествования захватывает читателя с первых минут и не отпускает до самой развязки. Мы сопереживаем героям этой повести, вникаем в секреты их мироощущения и хотя бы на время становимся похожими на них. Автор пытается прочертить ту неуловимую границу между добром и злом, обращаясь к судьбам своих персонажей и их повседневному отношению к миру живой природы.

«Рассказы о животных». Э. Сезон-Томпсон

Э. Сезон-Томпсон один из немногих авторов, который своей манерой повествования и глубокими размышлениями погружает своих читателей в мир своих личных отношений ко всему живому. Он трогательно и с детской непосредственностью общается с дикими и домашними животными, с полной уверенностью в том, что они прекрасно понимают и воспринимают каждое слово, и лишь по вполне понятным причинам не могут ничего сказать в ответ. Он разговаривает с ними как с неразумными детьми, которым доступен лишь один язык общения – язык привязанности и любви.

«Арктур — гончий пес». Ю. Казаков

Каждая собака, как и человек, обладает своим индивидуальным характером и нравом. Арктур, по мнению автора, был уникален в этом отношении. Пес проявлял к своему хозяину необыкновенную возвышенную привязанность и преданность. Это была настоящая любовь животного к человеку. Собака готова была без всяких раздумий пожертвовать собою ради него, но некая звериная скромность и внутренний такт, не позволяли ей выразить свои чувства в полной мере.

Незамечаемые в сутолоке дней прозрачные берёзовые перелески, ивы, скрывающие за ветвями оконца озёр, липовые аллеи по дороге в школу и обратно… Действительно ли мир, окружающий нас, способен повлиять на настроение, мировосприятие? Проблему воздействия природы на состояние, чувства человека поднимает в предложенном мне тексте известный писатель К.Г. Паустовский.

Раскрывая проблему, автор описывает ощущения главного героя, оказавшегося на берегу Оки наедине с природой. Описывая туманные видения «вековых ракит на берегах», увядшие пажити и полосы «изумрудных озимей», сравнивая курлыкание журавлей со звуками журчащей воды «из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд», К.Г. Паустовский показывает силу воздействия природы. Не случайно герой - рассказчик проводит параллель между гениальным стихотворением М.Ю. Лермонтова и шедеврами окружающего мира. Солнце, играющее трепещущим золотом, воздух «сильно отдающий вином» и тончайший слиток «из золота и бронзы» осеннего листа – всё это совершенное, с точки зрения писателя, безукоризненное произведение, изменившее взгляд героя на мир.
Позиция автора не вызывает сомнения. К.Г. Паустовский убеждён в том, что даже самое малое явление природы может открыть в человеке способность радостно воспринимать мир. В этом убеждает и риторическое восторженное восклицание, которым заканчивается текст: «Да что говорить!»

Убедиться в том, что природа, её красота способны изменить мироощущение человека и открыть его для людей, мне помог рассказ Ю. Яковлева «Разбуженный соловьями». Читая о маленьком Селюжёнке, вместе с ним ощущаешь отчуждённость и от взрослых, и от детей, одиночество героя. Казалось, нет такой силы, которая могла бы пробудить в ребёнке интерес и открыть душу героя для людей. Удивительно, но настоящим спасением стала природа! Вместе с Селюжёнком мы, зачарованные и восхищённые соловьиным пением, стоим всю ночь недвижно, боясь нарушить нить, протянувшуюся между нами и луной. Читая рассказ, понимаешь, что сбросить с себя старую, негодную шкурку и стать самим помогла герою именно встреча с чудом природы.

Свою уверенность в том, что природа способна спасти жизнь человеку, мне хотелось бы обосновать, обратившись к рассказу Ф. Абрамова «Есть, есть такое лекарство!» Писатель знакомит нас с главной героиней – не похожей на всех в деревне бабой Маней, знающей какой-то особый подход к птицам. Мы видим героиню в трудный период её жизни: от неё, маленькой, старенькой, отказались врачи, отправив дамой умирать, сказав, что от старости нет лекарства. Так бы и случилось, если бы не любимый ею птичий народ. Пение скворцов, их стук в окно заставили умирающую сделать на собой неимоверное усилие и подняться с постели. Трогательная история взаимоотношений птиц и бабы Мани не оставляет сомнений: природа способна помочь в самых трудных ситуациях!

Текст Г.К. Паустовского обращён, безусловно, к каждому из нас и позволяет задуматься о силе воздействия природы на восприятие человеком мира, отношение к происходящему вокруг.

Текст К.Г. Паустовского

(1)Осень в этом году стояла - вся напролёт - сухая и тёплая. (2)Берёзовые рощи долго не желтели. (3)Долго не увядала трава. (4)Только голубеющая дымка (её зовут в народе «мга») затягивала плёсы на Оке и отдалённые леса.

(5)«Мга» то сгущалась, то бледнела. (6)Тогда сквозь нее проступали, как через матовое стекло, туманные видения вековых ракит на берегах, увядшие пажити и полосы изумрудных озимей.

(7)Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. (8) Вода булькала, позванивала, журчала. (9)3вуки эти заполняли всё пространство между рекой и небосводом. (10)Это курлыкали журавли.

(11)Я поднял голову. (12) Большие косяки журавлей тянули один за другим прямо к югу. (13) Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки, летели к теплой стране с элегическим именем Таврида.

(14) Я бросил вёсла и долго смотрел на журавлей.

(15) 3а несколько дней до этой встречи с журавлями один московский журнал попросил меня написать статью о том, что такое «шедевр», и рассказать о каком-нибудь литературном шедевре. (16) Иначе говоря, о совершенном и безукоризненном произведении.

(17) Я выбрал стихи Лермонтова «Завещание».

(18) Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. (19) Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?

(20) Птицы прощались со Средней Россией, с её болотами и чащами. (21) Оттуда уже сочился осенний воздух, сильно отдающий вином.

(22) Да что говорить! (23) Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью.

(К.Г. Паустовский)

1. Проблема любви к природе.

2. Влияние природы на человека.

3. Проблема постижения прекрасного в природе.

4. Гармоничные отношения с природой.

5. Проблема восприятия окружающего мира.

АРГУМЕНТЫ:

1) Природу нужно любить, нужно замечать её красоту. Как замечает её любимая героиня Л.Н.Толстого в романе-эпопее «Война и мир» Наташа Ростова. Имение Отрадное. Ночь. Луна. Юная девушка не может скрыть свои чувства восхищения, восторга перед красотой лунной ночи. Ночь кажется ей волшебной, ей хочется полететь. Наташа чувствует себя бесконечно счастливой и свободной. Она находится в полной гармонии с окружающим миром.

2) В романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир» природа оказывает огромное влияние на князя Андрея Болконского. Особенно в эпизоде, где описывается поездка князя в Отрадное по делам. Перед нами разочарованный в жизни человек, до сих пор испытывающий чувство вины после смерти жены, решивший тихо и спокойно доживать свою жизнь.

Он решил, что любовь, счастье, интересные дела – всё в прошлом. По дороге в Отрадное весной он встречает старый дуб, который одиноко и уродливо с голыми кривыми ветками, болячками стоял посреди зелени, солнца, весны. Ему показалось, что дуб, как и он, не верит в счастье, а просто хочет спокойно дожить свой век. На обратном пути в начале июня Болконский не сразу узнаёт этот дуб. Преображённый красавец, раскинувшись шатром сочной зелени, стоял перед ним. Чувство радости охватило героя. «Нет, жизнь не кончена в 31 год», - подумал молодой князь. Мы видим, как много общего между человеком и природой.

3) В романе-антиутопии Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» мы видим, что жители города не замечают природу. Вечером они не гуляют, а сидят перед «телевизионными стенами», днём пролетают на высокоскоростных автомобилях. Кларисса, которая любит дождь и шуршанье осенних листьев, кажется всем странной. Люди перестали замечать природу. Их жизнь стала материальной и прагматичной, а ими легко манипулирует кучка людей. В конце романа город погибает.

4) Герой рассказа А.П.Платонова «Юшка» очень часто уходит в поле, лес. Здесь он чувствует себя счастливым и свободным. Здесь он забывает обиды, наносимые ему односельчанами, которые считают его «ненужным» на этой земле. Он трепетно относится к природе: разговаривает с травой, поднимает с тропинки упавших бабочек и стрекоз. Общение с природой придаёт ему душевные силы.

5) В книге В.П.Астафьева «Царь-рыба», в одноимённой главе, главный герой Утробин не замечает красоты природы. Он относится к ней потребительски, занимаясь браконьерством, как и его отец, и дед. Встреча с царь-рыбой помогла ему осознать, что нет права у человека так безжалостно относиться к природе, частью которой он сам является.

Человек и природа.

    Проблема пагубного влияния человека на природу; потребительского отношения к ней.

- Как человек влияет на природу? К чему может привести такое отношение к природе?

1) Бездумное, жестокое отношение к природе может привести к ее гибели; уничтожение природы ведет к гибели человека и человечества.

2) Природа из храма превращается в мастерскую; она оказалась беззащитной перед человеком, зависимой от него.

3) Отношения человека и природы часто негармоничны, человек уничтожает природу, тем самым уничтожая себя.

В. Астафьев «Царь-рыба»

В. Распутин «Прощание с Матерой», «Пожар»

В. Белов «Бобришный угор», «Весна», «На родине»

Ч. Айтматов «Плаха»

Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»

2. Проблема отсутствия родства между человеком и природой.

- В чем это проявляется? Чем это грозит?

1) Человек является частью природы, составляет с ней единое целое, и разрыв этой связи приводит в конечном счете к гибели человечества.

2) Прямой, непосредственный контакт человека с землей необходим. Психологическая и духовная изоляция между человеком и землей гораздо опаснее физической.

В. Астафьев «Стародуб»

В. Распутин « Прощание с Матерой»

А. Фет «Учись у них – у дуба, у березы…»

М. Ю. Лермонтов «когда волнуется желтеющая нива…»

3. Проблема благотворного влияния природы на человека.

- Как природа влияет на человека?

Природа способна облагородить и возродить душу человека, раскрыть его лучшие качества.

Л. Н. Толстой «Война и мир» (эпизод про дуб и Андрея)

Л. Н. Толстой «Казаки»

Ю. Нагибин «Зимний дуб»

В. Астафьев «Капля»

К. Паустовский «Скрипучие половицы»

Цитаты.

И. Васильев : «Человек скорее всего срывается с нравственных якорей, когда уходит с родной земли, когда перестает ее видеть, чувствовать и понимать. Он как бы отключается от источника, питающего его».

В. П. Астафьев : «Самый опасный браконьер в душе каждого из нас».

В. Распутин : «Говорить сегодня об экологии – это значит говорить не только об изменении жизни, как прежде, а о ее спасении».

Р. Рождественский : «Все меньше окружающей природы, все больше – окружающей среды».

Джон Донн : «Нет человека, который был бы, как остров, сам по себе; каждый человек есть часть суши, часть материка, и, если волной снесет в море береговой утес, меньше станет Европа… А потому не спрашивай никогда, по ком звонит колокол: он звонит по тебе».

В. П. Астафьев : «Три опасности уничтожения человечества существуют, на мой взгляд, сегодня в мире: ядерная, экологическая и опасность, связанная с разрушением культуры».

В. Федоров : Чтобы себя и мир спасти,

Нам нужно, не теряя годы,

Забыть все культы

Непогрешимый культ природы.

Выбор редакции
Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...

Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...

Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...
Первое мясо, которое нужно давать малышу для прикорма, это – крольчатина. При этом очень важно знать, как правильно варить кролика для...
Ступеньки… Сколько десятков за день нам приходится их преодолевать?! Движение – это жизнь, и мы не замечаем, как пешим ходом наматываем...