«Венгерские рапсодии» Листа: история и особенности. Венгерские рапсодии листа


15

Влияние музыки на человека 03.04.2016

Дорогие читатели, сегодня я приглашаю вас окунуться в волшебный мир музыки венгерского композитора Ференца Листа. Надеюсь, что наше музыкальное путешествие будет для вас интересным, вы узнаете что-то новое для себя и, конечно, мы с вами послушаем много музыки.

Рассказывать о Ференце Листе будет Лилией Шадковска, читательница моего блога, учитель музыки с огромным стажем. Те, что часто бывают на блоге, знают Лилию по некоторым статьям. Лилия рассказывала нам о и . И не так давно мы приятно провели время . Нас очень радует ваш отклик. И спасибо огромное Лилии за ее интересные рассказы. А сейчас я передаю слово Лилии. Встречаем ее замечательную статью о вечном страннике Ференце Листе.

Вечный странник

Здравствуйте, дорогие наши читатели! Очень надеюсь, что первая встреча с Веной и венскими классиками не оставили Вас равнодушными. Сегодня мы вновь отправляемся в гости к венским классикам. Вы помните, что именно Вена стала ареной многих исторических и музыкальных событий, именно Вена подарила нам множество великих имен, именно Вена дала нам возможность познакомиться с музыкой будущего, именно Вена пленила наш взор!

Наш рассказ будут сопровождать стихи известной поэтессы Лины Томчи.

Мы познакомимся с очень яркой и многогранной личностью, образованнейшим человеком, гениальным пианистом, композитором, новатором и музыкальным критиком- Ференцем Листом. Музыкант и гуманист, человек смелых убеждений и безграничной доброты.

Ференц Лист. Немного биографии

Родился Ф. Лист 22 октября 1811 года в небольшом селении Доборьян, близ австрийской границы (австрийское название Райдинг) в семье Анны Лаггер и Георга Адама Листа. Родившийся сын, стал их единственным ребенком. Имя, данное при крещении, было записано по-латыни как Franciscus, а на немецком языке звучало как Франц. Но чаще всего используется венгерское Ференц.

Уроки музыки

Уже в детстве он проявлял удивительный талант, и эта счастливая звезда словно сопровождала его всю жизнь. Отец был любителем-музыкантом и рано начал учить сына музыке, давая ему уроки. Уже в пять лет он мог подобрать на фортепьяно любую из услышанных мелодий, а в семь свободно импровизировал и поражал необычайной для его лет виртуозностью и техникой. Отец очень бережно относился к таланту своего сына, всячески поощрял его успехи. В доме висел портрет Бетховена, который был кумиром Адама, а впоследствии стал кумиром и его сына. На вопрос старших, кем он хочет быть, Лист указывал на портрет Бетховена и отвечал: «Таким, как он!».

Доборьян (Венгрия)

Место, где жила семья, давала ребенку богатые музыкальные впечатления. С раннего детства он был очарован весёлым танцами венгерских крестьян и напевами цыганских песен, которые воплотились в его музыкальных произведениях.

«…Среди цыган рос с детства он.
И с нескончаемым восторгом
Их песни слушать был готов.
Был околдован слух ребёнка.
Пленили танцы взгляд без слов…»

После трехлетних занятий музыкой, Ференц дает свой первый публичный фортепианный концерт в соседнем селении Шопроне, где весьма благожелательно относилась к юному музыканту. И тогда отец стал возить его в дома знатных вельмож. Публика с восторгом принимала его выступления и называла его новым Моцартом. Ему было всего 8 лет. Эти концерты изменил судьбу Листа. Пять знатных вельмож оказали покровительство гениальному ребенку, выделив деньги на дальнейшее профессиональное музыкальное образование.

Вена… Таланта грани открывала…

Семья переехала в Вену. Здесь с 1821 года, юное дарование берет уроки композиции у Сальери и уроки игры на фортепиано у Карла Черни, который так же учит мальчика безвозмездно. Эти уроки помогли ему совершенствовать свое фортепианное искусство. Именно у Черни он оттачивает свое исполнительское мастерство. Венский дебют Листа состоялся 1 декабря 1822 г. Критики и публика были в восторге, благодаря чему Листу были обеспечены полные залы и слава.

Именно в Вене происходит встреча с кумиром семьи, которой гордился музыкант всю жизнь. Бетховен в то время уже ничего не слышал, но он наблюдал за руками Листа, как летали они по клавиатуре, наблюдал, с каким жаром юный музыкант отдается музыке. И Бетховен предрекает ему великое фортепианное будущее!

Париж и Лондон. Новый Моцарт

Зимой 1823 года Листы перебираются в столицу Франции. Отец надеялся, что Ференц поступит в консерваторию. Однако его не приняли, так как он был иностранцем. Но слава чудо-ребенка, нового Моцарта открывала двери самых аристократических салонов Парижа. Уже через несколько недель после приезда, Ференц Лист играл для членов королевской семьи. Успех этого выступления был равносильным признанию всего Парижа.

Однажды он играл у герцога Орлеанского – будущего короля Франции Луи-Филиппа. Очарованный герцог содействовал устройству концерта в итальянском оперном театре. Музыканты оркестра настолько увлеклись, слушая сольную партию Листа, что забыли вступить вовремя. Один из рецензентов написал: «…Лист так потряс оркестр, что тот онемел»

Триумфальное выступление Ференца Листа окончательно закрепило за ним славу нового Моцарта. Так же восторженно встречает юного пианиста и Лондон, где к нему отнеслись, как к истинному артисту, настоящему маэстро. Он вновь возвращается в Париж, где бурная атмосфера романтического города захватывает композитора. Он увлекается театром, литературой, философией, знакомится и общается с В. Гюго, О. Бальзаком, Г. Берлиозом, Э. Делакруа, Жорж Санд и многими другими представителями искусства.

За роялем Ф. Лист. У его ног Мари д’Агу. В центре сидит Ж. Санд, положив руку на Дюма. Позади стоят Гюго и Россини, обнимающий Паганини за плечи.

Редчайшая одаренность Листа, его упорное стремление к совершенству сыграло решающую роль в его творчестве. При этом, знакомство с творчеством трех великих композиторов Берлиоза, Шопена и Паганини, так же оказало на него сильное влияние. Листа очаровывало богатство партитур молодого Берлиоза, мягкий лиризм Шопена, но кумиром становится Паганини-итальянский скрипач-виртуоз.

Ференц Лист. Произведения. Творчество

Лист задается целью создать столь же блестящий фортепианный стиль, он даже копирует особенности поведения Паганини на сцене. Он пишет этюды на темы Паганини, где как бы гений-пианист соревнуется с гением-скрипачом. Лист сделал обработки произведений Паганини для фортепиано головокружительной сложности и называл их трансцендентными, что означает переступающий, превосходящий, выходящий за пределы. «Кампанелла» Паганини в обработке Листа заиграла новыми красками. Она стала богатой и роскошной, шедевром на все времена!

Ференц Лист. Кампанелла. Исполняет Евгений Кисин

Ференц Лист. Тарантелла

«…Его великий Паганини своим искусством покорил,
Смычком задев души святыни, в нём что-то новое открыл…»

Лист использовал безграничные возможности рояля, чтобы украсить покорившую его тему: звонкие трели, пассажи, громоподобные аккорды и октавы. Музыка звучала так, словно играл целый оркестр. Он настолько гениально играл, что практически не имел соперников.

Став рано идолом Европы…

«…Париж, Женева, Франкфурт, Краков…
Пред ним мелькали города.
Ему оказывала знаки
Вниманьем публика всегда…»

После смерти отца, Лист с утроенной силой работает, давая уроки музыки, много гастролирует. Благодаря концертам, которые он давал в разных городах и странах, его имя стало широко известно. Жажда творчества обуревает Листом. Он пробует себя в оперном жанре, одну за другой пишет фортепианные пьесы, симфонии, рапсодии.

Венгерская рапсодия № 2 Ференца Листа

Самая известная рапсодия № 2 Листа звучит в мультипликационном фильме «Том и Джерри» И именно после просмотра этого фильма, двухлетний Ланг Ланг полюбил фортепиано настолько, что решил стать пианистом.

…Акустика дворцов дрожала,
Лишь он садился за рояль.
Игра божественно звучала.
Сам Бог его благословлял…

Любовь Ференца Листа

В 1834 году он знакомится с Марией д’Агу, которая оказала огромное влияние на его творчество. Красавица парижских салонов пленила Листа. Во имя любви, она оставляет семью, дом и едет со своим любимым искать счастье на чужбину. С 1835 по 1839 годы они путешествуют по Швейцарии и Италии. Счастье от взаимной любви, красота природы, эмоции впечатления от путешествий рождают новый музыкальный цикл «Годы странствий» — первый год- Швейцария и «Годы странствий», «Второй год»- Италия, замысел которых так же весьма романтичен.

Ференц Лист. Годы Странствий. Год I – Швейцария

Исполняет прекрасный пианист Альфред Брендель.

Ф.Лист. Годы странствий. Италия

Примерно в этот же период, Лист очень много размышляет о силе искусства, о судьбе художника. Своими размышлениями он вносит в книгу «Письма странствующего бакалавра», а так же делится своими мыслями с друзьями в форме открытых писем, публиковавшихся парижской музыкальной газете. В Швейцарии он преподает в консерватории. В Италии он дает много концертов (в основном — благотворительные). На вырученные средства устанавливается памятник Бетховену в Бонне, а так же эти средства идут на помощь пострадавшим от наводнения в Венгрии.

«Благотворительность концертов
Прилив давала новых сил.
Звучали вслед аплодисменты.
На крыльях Славы дух парил»

В браке у них родилось трое детей, но союз с Марией вскоре распался. В 1841 году Мари возвращается с детьми к матери в Париж. На прощание она сказала Листу: «У нас все было хорошо, имей хоть несколько спокойных месяцев. Но ты бродишь по свету как вечный странник…»

Триумф

Период с 1839 по 1847 г..–это один из самых плодотворных в его творчестве. Интенсивная концертная деятельность во Франции, Испании, Португалии, Венгрии, Румынии,России. Везде его принимали бурными овациями. Ну и конечно, Венгрия принимала своего кумира как своего национального героя. Ференц Лист выделил деньги от благотворительного концерта на создание Венгерской консерватории.

Венгерская консерватория

На своих концертах он играл произведения разных авторов, в том числе и свои композиции на темы полюбившихся мелодий композиторов. Его блистательная игра на фортепиано открыла новую эру в развитии фортепианного искусства. Лист «превратил» рояль в оркестр, вывел рояль на концертную эстраду. Он первый из пианистов осмелился выступать в концерте один, несколько часов занимая внимание слушателей только игрой на рояле. «Начиная с Листа, - говорил В. В. Стасов, - для фортепьяно стало возможно все».

Венгерская рапсодия № 11 Ф.Листа

Встреча с Россией

Лист 3 раза был в России (в 1842, 1843 и 1847 годах) Уже не первую неделю петербургские газеты и журналы писали о предстоящих концертах в российской столице Ференца Листа -гениального пианиста и композитора. И вот сообщили «Ведомости»: «Наконец-то с таким нетерпением ожидаемый Лист 4 числа сего месяца прибыл в Петербург».

В заполненном до отказа зале Дворянского собрания состоялся первый концерт. На сцене стояли 2 рояля «Лихтенталь», специально привезенные для него. Рояли были развернуты в противоположные стороны, чтобы публика могла наслаждаться не только утонченным профилем пианиста, но и его уникальной игрой. Закончив одно произведение, он переходил к другому роялю, и так продолжалось его чародейство в течение нескольких часов.

Поражал он и богатством своего репертуаром: Бетховен, Моцарт, Гайдн, Паганини и. конечно же, свои головокружительные фантазии. Петербуржцы были в восторге. Вместо 5 концертов он дает около 20. Бесконечные овации, сердечные встречи с меломанами, знакомства с русскими композиторами Серовым, Стасовым, Варламовым, Глинкой. Он высоко оценил музыку оперы «Руслан и Людмила » пишет свою композицию на тему «Марш Черномора»

Марш Черномора из фильма «Глинка». В роли Ф.Листа С.Рихтер

Ракоци марш. Ф.Лист

На одном из концертов побывал царь Николай I, благосклонно заметивший: «У меня стоит полк в Венгрии, так что мы- соотечественники». Ответ Листа был дерзким. Он сыграл «Марш Ракоци » — гимн венгерских революционеров, своего рода Марсельеза, где легко угадывался свист венгерских сабель. Исполнение было блистательным, но надзор полиции был обеспечен Листу.

Перекрёстки любви

В феврале 1847 года Лист дает концерты в Киеве. Билет стоит по рублю, но некая дама платит за билет 100 рублей. Кто эта таинственная незнакомка? Вскоре Ференцу становится известно, её имя – Каролина Витгенштейн. Она умна, хороша собой, замужем. Лист благодарит Каролину за щедрое пожертвование, в ответ она приглашает его в свое роскошное имение, где признается маэстро, что не пропустила ни одного концерта и что давно увлечена его музыкой. Между ними пробегает искра и Каролина решает вскоре порвать с прошлым, даже если ей грозит нищета и бесславие.

«Всем, что я сделал за двенадцать последних лет, я обязан Женщине, которую я страждал назвать своей супругой, чему, однако, мешали зло и мелкие интриги отдельных людей. Имя этой любимой мною Женщины – княгиня Каролина Витгенштейн, урожденная Ивановская».
Ф. Лист.

Из письма Ференца Листа Каролине Витгенштейн:

«Поверьте мне, Каролина, что я так же схожу с ума, как Ромео, если, конечно, это можно назвать сумасшествием… Петь для вас, любить вас и доставлять вам удовольствие; я хочу сделать вашу жизнь красивой и новой. Я верю в любовь – к вам, с вами, благодаря вам. Без любви мне не нужны ни небо, ни земля. Давайте же любить друг друга, моя единственная и славная Любовь. Богом клянусь, что люди никогда не смогут разлучить тех, кого навеки соединил Господь…»

«…Люблю безумно, как Ромео,
Мне не хватает твоих глаз.
Мне без тебя не нужно небо.
Я петь всегда готов для вас…»

Ференц Лист и Каролина поселяются в Веймаре. И это период (1848-1861)- самый яркий, самый плодотворный в творчестве композитора. Он осуществляет многие крупные замыслы, выступает в новом качестве – дирижера Веймарского придворного оперного театра. Между тем жизнь дарила не только радости.

Лист и Каролина едут в Рим, где должно было состояться бракосочетание. Но накануне вечером, княгиня получила отказ от Папы Римского. Это был страшный удар для них, более того, Каролина приняла эту новость, как божью кару. В течение 14 лет, они делали все возможное, чтобы получить право на брак и счастливую семейную жизнь. К сожалению, история не имеет счастливого конца, но благодаря ей мировая культура обогатилась множеством прекрасных мелодий.

Ф.Лист. Грезы любви. Исполняет китайский пианист Ланг Ланг

И снова в неустанных трудах протекает жизнь композитора. Композитор преподает в Веймаре, Будапеште, ездит в Рим. Музыкант выступает во многих городах как дирижёр и как пианист. Идут годы, и Лист как всегда окружен учениками и поклонниками. Но щемящее чувство одиночества так и не проходит.

1885 и 1886 годы проходят под знаком листовских торжеств в связи с его семидесятипятилетним юбилеем. Но здоровье Листа ухудшается, беспокоит сердце. Ночью 31 июля 1886 года он скончался. «Устав гореть, комета счастья Ференца Листа погасла»

Благословение Бога. Наедине с собой

Знаете ли вы, что:

Девиз, которому следовал всю жизнь Лист: «Хорошо или никак»

Именно в Вене начинается головокружительная карьера талантливого музыканта, который вырос в выдающегося композитора, пианиста, педагога, дирижёра, и публициста.

Единственная опера «Дон Санчо» – написана в 14 летнем возрасте и тогда же поставлена. Партитура оперы, долгое время считавшаяся утерянной, была найдена в 1903г.

Иногда Лист ставил на сцену несколько инструментов и путешествовал между ними, играя на каждом с равным блеском.

Эмоциональный напор и сила удара по клавишам были таковы, что гениальный музыкант оставлял за собой порванные струны и сломанные молоточки.

Он мог мастерски воспроизводить на рояле звучность полного оркестра, а в чтении нот с листа ему не было равных

Когда Лист с гастролями был в Англии, ему поступило приглашение выступить в королевской резиденции. Однако королева Виктория пришла с опозданием. Она долго устраивалась в ложе и разговаривала с придворными дамами. Лист демонстративно прервал игру. «Мне показалось, что этюд был слишком коротким»- заметил сановник, на что Лист ответил: «Я просто боялся помешать Её величеству королеве Виктории разговаривать»

Лист стал величайшим пианистом

Слепок руки Листа.

В доме музее Листа

Стол, за которым работал композитор.

Любимый рояль «…Мой рояль для меня то же, что для моряка его фрегат, для араба его конь, больше того, до сих пор он был моим «я», моим языком, моей жизнью! Он хранитель всего того, чем была движима моя душа в пылкие дни моей юности; ему я доверю все мои помыслы, мои грезы, мои страдания и радости».
Ф Лист

Музей Ференца Листа.

С теплом и любовью к вам, <
Лилия Шадковска.
До новых встреч на страницах блога Ирины.

Я благодарю Лилию за такой интересный рассказ. Мы с вами познакомились с великим музыкантом, который прожил удивительную жизнь. В ней было все: нищета и богатство, любовь и презрение, необыкновенный талант и просто фантастическая работоспособность.

И вот еще маленький нюанс о композиторе. Вы посмотрели на фотографии слепок руки Ференца Листа. Растяжка руки у него была такая, что он брал почти две октавы. И до сих пор его виртуозность остаётся ориентиром для современных пианистов, а произведения - вершинами фортепианной виртуозности.

Слушайте хорошую музыку, наполняйтесь прекрасным, и я приглашаю вас в мою обновленную музыкальную гостиную. Вы можете выбрать то, что вам придется по душе – и из статей, и также можете послушать моих любимых исполнителей. Так есть пока небольшая страничка музыки для детей. Я обязательно буду ее расширять.

Смотрите также

Ференц Лист родился 22 октября 1811 года в деревне Доборьян (Венгрия). В детстве он был очарован цыганской музыкой и веселыми танцами венгерских крестьян. Отец был управляющим имения графа Эстерхази Он был музыкантом-любителем и поощрял интерес сына к музыке; Он преподал Ференсу основы фортепианной игры . В возрасте 9 лет Ференц дал свой первый концерт в соседнем городке Шопроне. Вскоре его пригласили в великолепный дворец Эстерхази. Игра Ференса поразила гостей графа, и несколько венгерских дворян решили оплатить дальнейшее обучение Ференца. Его послали в Вену, где он обучался композиции у Сальери, фортепиано у Черни. Венский дебют Листа состоялся 1 декабря 1822. Критики остались в восторге, и с тех пор Листу были обеспечены слава и полные залы.

От известного издателя А. Диабелли он получил приглашение сочинить вариации на тему вальса, придуманную самим Диабелли; таким образом юный музыкант оказался в компании великих Бетховена и Шуберта, к которым издатель обратился с такой же просьбой. Несмотря на это, Лист (как иностранец) не был принят в Парижскую консерваторию, ему пришлось продолжать образование частным образом. После смерти отца (1827) Лист начал давать уроки. Тогда же он познакомился с молодыми Берлиозом и Шопеном, искусство которых оказало на него сильное влияние:

Лист сумел "перевести на язык фортепиано" колористическое богатство партитур Берлиоза и сочетать мягкий лиризм Шопена с собственным бурным темпераментом.

В начале 1830-х годов кумиром Листа стал итальянский скрипач-виртуоз Паганини; Лист задался целью создать столь же блестящий фортепианный стиль, и даже перенял от Паганини некоторые особенности его поведения на концертной эстраде. Лист практически не имел соперников как пианист-виртуоз. Ференц Лист был хорош собой, его концертные поездки тех лет неизменно сопровождались громкими и публично обсуждавшимися affaires de coeur, "романами". В 1834 Лист начал совместную жизнь с графиней Мари д"Агу (впоследствии она выступила как писательница под псевдонимом Даниель Стерн). От их союза родилось трое детей - сын и две дочери, младшая из которых, Козима, вышла замуж за великого пианиста и дирижера Г. фон Бюлова, а потом стала женой Рихарда Вагнера.



(За пианино Ф. Лист. У его ног Мари д’Агу. В центре сидит Ж. Санд, положив руку на Дюма. Позади стоят Гюго и Россини, обнимающий Паганини за плечи.)

Лист выступал в Австрии, Бельгии, Англии, Франции, Венгрии, Шотландии, России и в 1849 дал цикл концертов, средства от которых пошли на сооружение памятника Бетховену в Бонне. В 1844 Лист стал капельмейстером при герцогском дворе в Веймаре. Этот небольшой немецкий город был некогда процветающим культурным центром, и Лист мечтал вернуть Веймару славу столицы искусств. В 1847, приняв решение посвятить себя Веймару, Лист предпринял прощальные концертные гастроли. Во время пребывания в России он познакомился с княгиней Каролиной Зайн-Витгенштейн, и вернулся с ней в Веймар. В роли капельмейстера Лист поддерживал все новое, радикальное, иногда - отвергнутое другими. С одинаковым рвением он исполнял сочинения старых мастеров и опыты начинающих композиторов. Он устроил неделю музыки Берлиоза в то время, когда романтический стиль этого композитора не встречал понимания во Франции. Лист сумел даже организовать в Веймаре премьеру оперы Вагнера Тангейзер в годы, когда ее автор был политическим изгнанником и ему грозил арест.

Рихард Вагнер в центре, Ференц Лист, его дочь Козима

Лист считается первостепенной фигурой в истории музыки. Как композитор и автор транскрипций он создал более 1300 произведений. Подобно Шопену и Шуману, Лист в своей композиторской деятельности отдавал пальму первенства сольному фортепиано. Наверное, самое популярное произведение Листа - Грезы любви (Liebestraum).



Среди других сочинений Френсиса Листа для фортепиано можно выделить 19 Венгерских рапсодий (в основе которых лежат скорее цыганские, нежели мадьярские напевы) . Некоторые из них позже были оркестрованы. Листу принадлежат также более 60 песен и романсов для голоса с фортепиано и несколько органных сочинений, включая фантазию и фугу на тему BACH. Среди транскрипций Листа - фортепианные переложений симфоний Бетховена и фрагментов из произведений Баха, Беллини, Берлиоза, Вагнера, Верди, Глинки, Гуно, Мейербера, Мендельсона, Моцарта, Паганини, Россини, Сен-Санса, Шопена, Шуберта, Шумана и других.



Лист стал создателем жанра одночастной полупрограммной симфонической формы, которую он назвал симфонической поэмой. Этот жанр был призван выражать внемузыкальные идеи или пересказывать музыкальными средствами произведения литературы и изобразительных искусств. Единство композиции достигалось введением лейтмотивов или лейттем, проходящих через всю поэму. Среди оркестровых произведений Листа (или пьес с участием оркестра) наиболее интересны симфонические поэмы, в особенности Прелюды, Орфей и Идеалы. Для разных составов с участием солистов, хора и оркестра Лист сочинил несколько месс, псалмы, оратория, легенда о святой Елизавете.



Оценки творческого наследия Листа - композитора и пианиста в период после его смерти были неоднозначными. Возможно, бессмертие его сочинениям обеспечило смелое новаторство в области гармонии, которое во многом предвосхитило развитие современного музыкального языка. Хроматизмы, используемые Листом, не только обогатили романтический стиль прошлого столетия, но и, что важнее, предвосхитили кризис традиционной тональности в 20 в. Лист и Вагнер были приверженцами идеи синтеза всех искусств как высшей формы художественного выражения.



Как пианист Лист выступал в концертах буквально до последних дней своей жизни. Некоторые считают, что он является изобретателем жанра сольных концертов пианистов и особого патетического концертного стиля, сделавшего виртуозность самодостаточной и захватывающей формой. Порывая со старой традицией, Лист развернул рояль так, чтобы посетители концертов могли получше разглядеть впечатляющий профиль музыканта и его руки. Иногда Лист ставил на сцену несколько инструментов и путешествовал между ними, играя на каждом с равным блеском. Эмоциональный напор и сила удара по клавишам были таковы, что во время турне он оставлял за собой по всей Европе порванные струны и сломанные молоточки. Все это являлось неотъемлемой частью представления. Лист мастерски воспроизводил на рояле звучность полного оркестра, в чтении нот с листа ему не было равных, славился он и блестящими импровизациями. Ноавторство Листа в области музыкальной формы и гармонии, новое звучание фортепиано и инструментов симфонического оркестра было поддержано ведущими композиторами его времени. Вобрав в себя культуру Германии и Франции, классик венгерской музыки Лист , внёс большой вклад в развитие музыкальной культуры Европы.

Жизнь Ференца Листа закончилась в возрасте 75-ти лет . Он умер во время посещения Байройтских фестивалей и похоронен 31 июля 1886г. на Байройтском городском кладбище.

– знаменитый венгерский композитор, виртуозный пианист, дирижер, музыкальный педагог и критик.

Родился Ференц 22 октября 1811 года в Доборьяне, неподалеку от венгерского города Шопрон. Музыкой начал заниматься рано, в возрасте шести лет под руководством отца. В дальнейшем переехал в Вену, где продолжил обучение у известных педагогов К. Черни (фортепиано), и А. Сальери (теория музыки). В девять лет дал первый сольный концерт.

В 1823 году, уже в Париже, продолжил изучение теории музыки и композиции у Ф. Паэра и А. Рейхи. В 1925 году музыкальный вундеркинд поставил первую (и, как оказалось позднее) единственную оперу «Дон Санчо». Все детство и юность Листа состояла из бесконечных переездов и гастролей. С 1835 года композитор живет в Швейцарии, выезжает в Италию, Францию, Австро-Венгрию. С 1838 года начались гастроли Листа как исполнителя, принесшие ему славу величайшего пианиста. В 1842, 1843, 1847 году виртуоз давал концерты в России. Частые посещения Петербурга принесли Ференцу знакомство и дружбу со многими русскими композиторами: , и другими.

Усталость от бесконечных гастролей и концертов давала о себе знать, и Лист берет длительную паузу. Поселившись в Веймаре в 1848 году, композитор в течении 12 лет занимается преимущественно творчеством. В 1861 году Лист переезжает в Рим, где впоследствии принимает сан аббата.

В 1869 году маэстро возвращается в Веймар, где и проведет последние годы жизни, систематически выезжая в Рим и Будапешт. Лист до последнего вздоха играл, сочинял, обучал, гастролировал. Смерть настигла великого пианиста практически на гастролях, 31 июля 1886 года, через 12 дней после концерта в Люксембурге.

Ференц Лист был удостоен множества наград, премий, степеней и почетных званий, был избран президентом Музыкальной академии (консерватории) Будапешта. Оставил после себя целую плеяду блестящих пианистов и композиторов, среди которых Г. Бюлов, К. Таузиг, А. Страдаль, Э. Зауэр, М. Розенталь и другие, — более 400 музыкантов. Интересно, что за обучение маэстро принципиально не брал платы.

Ференц Лист. Вклад в мировое музыкальное искусство

Творчество Листа, несмотря на внутреннюю противоречивость мировоззрения, было прогрессивным и реалистичным. Наряду с Эркелем, Ференц Лист стал основоположником венгерской национальной музыки. Не менее весом его вклад в мировое музыкальное наследие.

Лист-композитор создал новый вид программной симфонической музыки – одночастную симфоническую поэму, обновил содержание музыки на принципах гуманизма и просветительства. Этим целям соответствовало новаторство формы, гармонии и других видов композиции.

Лист-музыкант обновил и «расширил горизонты» фортепиано, достигнув вершин виртуозности. Как сказал русский музыкальный критик В. Стасов, «после Листа для фортепиано стало возможно все».

Характерными чертами исполнения великого музыканта стали импровизация, романтическая приподнятость чувств, частая смена настроения и экспрессивная мелодика. Лист оказывал всяческую поддержку передовым композиторам своей эпохи, начиная с и , и заканчивая Григом, Сметаной и Альбенисом.

Сочинения Ференца Листа (свыше 1200 произведений):

  • опера «Дон Санчо, или Замок любви» (1825);
  • оратории и мессы, в том числе «Легенда о святой Елизавете» (1862), «Гранская месса» (1855), «Рождественская месса» (1866);
  • Реквием для четырех солистов, хора, органа и духового оркестра (1868) и другие вокально-симфонические произведения духовного и светского содержания;
  • симфонии и симфонические поэмы, среди которых симфония к «Божественной комедии Данте» (1856), «Фауст-симфония», «Прометей» (1850), «Орфей», «Мазепа» (1854), «Гамлет» (1858);
  • два концерта для фортепиано с оркестром, «Пляска смерти» (1849) и другие сочинения для фортепиано с оркестром;
  • фантазия и фуга на тему «Бах» (1871), «Этюды трансцендентного исполнения» (12 пьес, 1851), «Три забытых вальса» (1881, 1882, 1883), 19 венгерских рапсодий (1847-1885), «Испанская рапсодия» (ок. 1863), 75 романсов, хоры и другие произведения.

Ференц Лист. Грезы любви. JORGE BOLET (PIANO)

22 октября 1811 года родился Ференц Лист - венгерский композитор, пианист-виртуоз, педагог, дирижёр, публицист, один из крупнейших представителей музыкального романтизма, основоположник Веймарской школы в музыке, один из величайших пианистов XIX века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, Лист был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности. До сих пор его виртуозность остаётся ориентиром для современных пианистов, а произведения - вершинами фортепианной виртуозности.

Отец Листа, смотритель овчарни князя М. Эстерхази, играл на многих музыкальных инструментах, пел, сочинял музыку. Под его руководством Лист в 6-летнем возрасте начал обучаться игре на фортепиано и через 3 года с успехом выступал публично. В 1821-22 гг. продолжил занятия в Вене у К. Черни (фортепиано) и А. Сальери (композиция). В 1822-23 гг. дал в Вене несколько концертов (на одном из них присутствовал Л. ван Бетховен); в мае 1823 г. с огромным успехом выступал в Пеште, осенью переселился в Париж для завершения музыкального образования. Однако директор Парижской консерватории Л. Керубини не принял Листа как иностранца. Некоторое время Лист брал частные уроки у Ф. Паэра и А. Рейхи. В 1824-27 гг. с триумфом концертировал во Франции и Великобритании. В эти годы им был написан ряд произведений для фортепиано (12 этюдов, «Бравурное аллегро», «Бравурное рондо» и др.), а также одноактная опера «Дон Санчо или Замок Любви» (1825, Париж). С 1827 г. из-за неожиданной смерти отца Лист был вынужден много выступать и давать уроки музыки. Впервые он задумывается над унизительным положением художника в обществе, его тяготят пошлые вкусы буржуазной публики. Стремясь заполнить пробелы в образовании, он много читает, увлекается поэзией Дж. Г. Байрона, философией Ф. М. Вольтера, Ж. Ж. Руссо, Дж. Локка; испытывает сильное влияние писателей-романтиков — В. Гюго, Ф. Шатобриана, А. Ламартина. Особенно его привлекают произведения, направленные против социального неравенства. С энтузиазмом встречает Лист июньскую революцию 1830 г. Он становится приверженцем учения Сен-Симона. Под непосредственным впечатлением революционных событий написал «Революционную симфонию» (осталась незавершенной). В 1834 г., после восстания лионских ткачей, Лист создал фортепианную пьесу «Лион», взяв эпиграфом к ней знаменитый лозунг восставших «Жить в труде или умереть в борьбе». Общение с выдающимися музыкантами (Г. Берлиозом, Н. Паганини, Ф. Шопеном) и прогрессивными писателями (В. Гюго, Ж. Санд, О. Бальзак, Г. Гейне и др.) еще больше укрепило демократические убеждения Листа и оказало плодотворное влияние на формирование его пианизма и композиторских принципов. Лист сближается также с аббатом Ф. Ламенне и серьезно увлекается его учением (христианский социализм). Большую роль в творческой биографии Листа сыграла встреча в 1833 г. с писательницей М. д’Агу (впоследстивии публиковала статьи под псевдонимом Даниель Стерн). В 1835 г. Лист и д’Агу уехали в Швейцарию, где начали совместную жизнь; в 1837-39 путешествовали по Италии. В эти годы Лист много и плодотворно работал — сочинял, концертировал, преподавал в Женевской консерватории. В сотрудничестве с д’Агу написал 6 статей (серия) «О положении людей искусства и об условиях их существования в обществе» (1935) и «Письма баккалавра музыки» (12 писем, 1938-39). В них наряду с острой критикой буржуазного общества и положения художников содержится ряд прогрессивных эстетических суждений (о социальной значимости искусства, о программности и др.). Периодически Лист концертировал в Париже, пропагандируя классичечкую музыку, главным образом произведения Л. Бетховена. В 1837 г. Лист выступал там, состязаясь в игре с австрийским пианистом З. Тальбергом. В этот период им были написаны многочисленные оригинальные произведения для фортепиано — «Альбом путешественника» (своеобразный музыкальный дневник путешествий, частично послуживший материалом для цикла «Годы странствий), 12 больших этюдов (впоследствии переработаны в «Этюды трансцендентного исполнения»), «Три сонета Петрарки» (1-я редакция), «Пляска смерти» и др., а также сделан ряд транскрипций и обработок для фортепиано (в том числе «Бравурные этюды по каприсам Паганини», переложения «Фантастической симфонии» Берлиоза, 5-й, 6-й и 7-й симфоний Бетховена, увертюры «Вильгельм Телль» Россини, песен Шуберта, фантазии на темы из опер «Гугеноты», «Пуритане», «Лючия де Ламмермур» и др.). Своей практикой транскрипций и оперных фантазий Лист не только расширил сферу применения фортепиано, но и способствовал выработке и закреплению новых принципов программного инструментального творчества, выработал новый фортепианный стиль.

С 1838 года началась интенсивная концертная деятельность Листа как пианиста-виртуоза. Поводом для больших концертных поездок послужила весть о наводнении в Венгрии, всколыхнувшая в нем патриотические чувства; доход от большей части концертов, данных в Вене, он внес в фонд помощи пострадавших. В 1839-40 гг. Лист выступал в Венгрии, пожертвовав весь сбор с концертов на благотворительные цели (в том числе на учреждение в Пеште консерватории). Его повсюду встречали и чествовали как национального героя.

В 1840-е гг. Лист гастролировал во всех крупных городах Европы. Трижды (1842, 1843 и 1847) посетил Россию, с огромным успехом концертировал в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе, Елизаветграде. В Петербурге Лист познакомился с М. И. Глинкой и стал одним из самых горячих почитателей его творчества (в своих концертах импровизировал на темы из опер «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила»), сблизился с Мих. Ю. Вильегорским, бывал у В. Ф. Одоевского (в его доме сыграл по рукописной партитуре несколько номеров из «Руслана и Людмилы»). Тогда же Лист сделала ряд транскрипций произведений русских композиторов, в том числе «Соловья» А. А. Алябьева и «Марша Черномора» Глинки. Во время гастролей в Киеве Лист познакомился с К. Витгенштейн, близкая дружба с которой продолжалась на протяжении всей его жизни (ей посвящены все симфонические поэмы Листа). В Елизаветграде в сентябре 1847 года он дал концерт, которым закончил свою карьеру виртуоза.

Концертная деятельность не принесла Листу полного удовлетворения. Великий преобразователь фортепианной игры, увлекавший слушателей стихийной силой своего артистического темперамента, необычайной виртуозностью, поэзией и драматизмом исполнения, стремившийся сделать достоянием широкой аудитории шедевры мирового музыкального искусства, часто оставался непонятым в своих лучших устремлениях. В 1848 г., приняв пост придворного капельмейстера в Веймаре, Лист отказался от деятельности виртуоза. С Веймарскм периодом деятельности Листа (1848-61) связан расцвет его композиторского творчества. Здесь им созданы две симфонии — «Фауст-симфония» (по Гете, 1854-57) и «Симфония к «Божественной комедии» Данте» (1855-56) и 12 симфонических поэм. Тогда же он создал «Два эпизода из «Фауста» Ленау» для оркестра и много хоровых и сольных вокальных произведений (среди них шедевры песенной лирики), но главным образом самые значительные произведения для фортепиано, в том числе сонату h-moll (монументальное сочинение, по замыслу примыкающее к программно-симфоническому творчеству Листа), «Годы странствий» (цикл программых пьес, объединенных общей поэтической идеей), «Этюды трансцендентного исполнения», «Поэтические и религиозные гармонии»(цикл из 10 пьес), два концерта (Es-dur и A-dur), «Фантазию на венгерские народные темы» и др. В Веймаре, где вокруг Листа объединилась группа видных музыкантов (Х. Бюлов, Й. Рафф, П. Корнелиус, К. Таузиг и др.), образовавшаяся в так называемую веймарскую школу, широко развернулась и музыкально-популяризаторская деятельность Листа. В качестве главного дирижера и художественного руководителя оперного театра в Веймаре он поставил редко исполнявшиеся классические оперы В. А. Моцарта, К. В. Глюка, Л. Бетховена и ряд опер современных ему композиторов. Особенно много сделал Лист для пропагадны сочинений Р. Вагнера (в том числе осуществил первую постановку «Лоэнгрина»), с которым долгое время находился в дружеских отношениях. Под управлением Листа были впервые исполнены также многие симфонические произведения других композиторов. В своих музыкально-критических статьях этого периода (около 1855), непосредственно связанных с пропагандой оперных и симфонических произведений (в том числе «Берлиоз и его симфония «Гарольд», «Роберт Шуман», «Орфей» Глюка», «Эврианта» Вебера», «Летучий голландец»), а также в монографии о Шопене, свидетельствующей о славянских симпатиях Листа и его восхищении гением Шопена, Лист отстаивал (хотя и не во всем последовательно) принципы демократического искусства, резко выступал против формалистического направления, возглавлявшегося Э. Гансликом, боролся с ремесленным профессионализмом, активно содействовал организации «Всеобщего немецкого музыкального союза». Им был разработан план демократической реформы оперного театра, что вызвало сильнейшее противодействие консервативно настроенных придворных и буржуазных кругов Веймара. Не имея возможности продолжать работу в атмосфере сословных предрассудков, косности, равнодушия, филистерства и интриг, Лист в 1861 году отказался от должности придворного капельмейстера. С этого времени он жил то в Риме, то в Пеште, периодами возвращаясь в Веймар. Не удовлетворенный своей общественно-музыкальной деятельностью, он стал все чаще поддаваться пессимистическим настроениям. В 1865 году, вскоре после того как выяснилась невозможность его брака с Витгенштейн, с которой он прожил до этого много лет и которая оказывала известное воздействие на эстетические и идейные взгляды Листа, он (не без ее влияния) принял сан аббата. Однако Лист продолжал свою творческую деятельность (помимо многочисленных церковных сочинений, им в этот период созданы 2-й и 3-й «Мефисто-вальсы», в которых получили дальнейшее развитие образы листовского скепсиса, «Фантазия и фуга на тему BACH», «Три забытых вальса», транскрипция «Смерти Изольды» Вагнера, транскрипция полонеза из оперы «Евгений Онегин» и др. Лист по-прежнему был проницателен и зорок, темпераментен и непреклонен в своих художзественных убеждениях. Он ежегодно проводил несколько месяцев в Будапеште, являясь одним из главных деятелей венгерской музыкальной культуры; принимал деятельное участие в учреждении в 1875 году Академии музыки, был ее первым президентом, а также профессором; содействовал творческой работе лучших венгерских музыкантов: Ф. Эркеля, М. Мошоньи, Э. Ременьи, К. Абраньи и др.; воспитал ряд видных венгерских пианистов: А. Юхаса, И. Томана, А. Сенди, Г. Зичи и др. Лист преподавал также в Веймаре, куда к нему приезжали совершенствоваться музыканты из разных стран, нередко уже известные пианисты: А. И. Зилоти, В. В. Тиманова, А. Рейзенауэр, Э. д’Альбер, Э. Зауэр и др., причем со всеми учениками Лист занимался бесплатно.

Свой огромный авторитет Лист использовал для пропаганды нового передового искусства, следил за ростом молодых музыкальных национальных школ, оказывал поддержку композиторам, развивавшим музыкальную культуры своих народов (среди них Б. Сметана, Э. Григ, С. Франк, К. Сен-Санс, И. Альбенис). Но особенно внимательно он следил (как и в 1840-е) за творчеством современных ему композитолров России, пропагандировал их произведения на Западе. Кроме музыки Глинки, он высоко ценил сочинения С. А. Даргомыжского, приветствовал демократическую критическую деятельность А. Н. Серова и В. В. Стасова, с симпатией отзывался о композиторах «Могучей кучки», изучал их произведения. Он предугадал великое будущее русской музыки и смело поставил все дальнейшее развитие мирового музыкального искусства в тесную связь с развитием русской культуры. Радостно приветствовал Лист развитие русского исполнительского искусства, высоко ценил игру братьев А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов и др. Осенью 1886 года по приглашению М. А. Балакирева, Стасова и др. собирался вновь посетить Петербург, чтобы установить еще более тесный контакт с прогрессивными музыкантами России, но летом этого же года во время Вагнеровского фестиваля, заболел и умер в Байрейте.

Сложная и многогранная творческая деятельность Листа охватывает более 60 лет. Глубоко прогрессивная, просветительская по своей основной направленности, она не была свободна от противоречий. В его личности причудливо переплетались передовые взгляды, сочувствие к национальному революционно-освободительному движению с утопической, слепой верой в учение о христианской любви, с разочарованием и политическим скепсисом; вера в народные силы и ненависть к капиталистическому строю уживались в нем с мелкобуржуазными предрассудками и социальными заблуждениями. Эти идейные противоречия нашли отражение в его творчестве. Искренность, правдивость чувств в его музыке подчас сочетается с романтическими преувеличениями, искусственностью и пафосом, непосредственная эмоциональность — с нарочитой рефлексией, глубина содержания с внешним блеском.

Существует мнение, извращающее подлинное содержание искусства Листа: усиленно подчеркиваются его связи с французской и немецкой культурой (несомненно значительные и определявшие многие стороны творчества Листа) и игнорируется его венгерская национальная основа; некоторые критики пытаются приписать ему «общеевропейский», «вненациональный» характер. В действительности творчество Листа твердо опиралось на национальную почву. В своих произведениях Лист часто обращался к образам народной жизни, быта своей родины, к ее песням и танцам. Он использовал их и в своих симфонических произведениях, ораториях и фортепианных пьесах. Многие национальные особенности, характерные для венгерского стиля вербункош (особенно заключительные ритмические и мелодические формулы и богатая разнообразная фигурация) и чардаша (синкопированная пунктирная ритмика, сильная акцентировка и др.), а также некоторые мелодические, ритмические и гармонические элементы венгерской народной музыки нашли применение в творчестве Листа. Они сказались не только в его многочисленных обработках венгерских народных мелодий (особенно в «Венгерских рапсодиях», созданных в основном на материале городского фольклора и представляющих собой как бы своеобразный музыкальный эпос венгерского народа, его «патриотическую антологию»), но и в произведениях, вдохновленных венгерским национально-освободительным движением, таких, как «Погребальное шествие», посвященное памяти казненных в 1849 году венгерских революционеров и имеющее подзаголовок «1849, Октябрь», «Плач о героях», также посвященный памяти борцов за национальное освобождение и примыкающий по музыкальному содержанию к «Революционной симфонии», симфоническая поэма «Венгрия», повествующая о героическом прошлом страны, и фортепианные пьесы «Памяти Петефи», «Героический марш в венгерском стиле», «Венгерские исторические картины» и др. Стилистические особенности венгерской музыки проявились и в симфонических поэмах «Битва гуннов» и «Мазепа», «Эстергомской (Гранской) мессе», «Венгеркой коронационной мессе», оратории «Святая Елизавета» и др.

Главный принцип творчества Листа — программность; в основе большей части его сочинений лежит поэтически-сюжетный замысел. С помощью программы Лист стремился установить взаимопонимание между художником и публикой, приблизить музыкальное искусство к передовым идеям своего времени, сделать его действенным, образно-конкретным. Программная музыка привлекла Листа главным образом как жанр, несущий в себе элементы подлинного демократизма. Основные эстетические принципы Листа — обновление музыки путем ее связи с поэзией, освобождение художественного содержания от схематизма — раскрываются с наибольшей силой и полнотой в созданном им новом музыкальном жанре — программной одночастной симфонической поэме. В симфонических поэмах Лист наметил различные пути развития этого жанра. Он сумел ярко воплотить в музыке образы мирового искусства (Фауст, Прометей, Орфей, Гамлет и др.). В центре творческого внимания Листа — сильная интеллектуальная личность, борющаяся за высокие гумманистические идеалы, стремящаяся к свету, свободе, счастью.

Смелый новатор, Лист обогатил и расширил выразительные средства музыкального искусства (мелодию, гармонию, инструментовку). В инструментальную мелодию Лист ввел элементы речевых интонаций, подчеркнутую декламационность, идущую подчас от приемов ораторского искусства, ввел принцип монотематизма, заключающийся в образовании совершенно различных по своему характеру тем из единой тематической основы (сам Лист считал подобное превращение тем, основанное на технике свободного варьирования, развертывания мотивов, главной чертой своего композиционного метода). Лист часто прибегал к так называемой мелодии-характеристике, как бы обрисовывающей те или иные жизненные ситуации, мысли, чувства, причем направление, в котором происходит характерная «трансформация» мотива, всецело предопределяется поэтическим образом. Особенно значительны достижения Листа в области гармонии. В его музыкальном искусстве впервые были столь разносторонне использованы средства гармонической красочности (контрастные сопоставления, альтерированные гармонии, энгармонические замены, использование старых натуральных ладов и др.). Лист был одним из крупнейших мастеров инструментовки, применившим ряд новых приемов, основанных на глубоком проникновении в природу оркестровых тембров. Характерно, что и переворот, произведенный им в пианистическом искусстве, был основан на симфонической трактовке фортепиано. Использование инструмента во всей его регистровой полноте, многокрасочности и динамичности предоставляло универсальные возможности для воспроизведения оркестровых звучаний и способствовало демократизации фортепианной игры, выведению ее из ограниченной сферы камерности и салона в массовую аудиторию, в большой концертный зал. По меткому выражению Стасова, начиная с Листа «для фортепиано стало возможно все»; Лист открыл «новую эру пианизма». Яркая образность, романтическая приподнятость, драматизм выражения, оркестровая красочность были теми средствами, с помощью которых Лист достиг высот исполнительского искусства, доступного широким кругам слушателей. В небывалом до Листа виртуозном размахе игры, в непринужденносй свободе исполнительства сказались и национальные особенности его искусства. Манера интерпретации Листа воспроизводила и развивала черты венгерской национальной импровизационности.

В последние годы жизни творческие устремления Листа существенно изменились — он пришел к созданию особого, аскетичного, лаконичного стиля, свободного от романтических излишеств и преувеличений, и во многом предвосхитил музыкально-выразительные средства 20 века.

Деятельность Листа сыграла большую роль в становлении венгерской национальной композиторской и пианистической школ и оказала большое влияние на развитие мировой музыкальной культуры.

Я. И. Мильштейн. Музыкальная энциклопедия, издательство «Советская энциклопедия», Москва, 1973 г.

Franz Liszt — Hungarian Rhapsody No.2 (Orchestra version)

Симфоническая поэма No. 9 (1854)

Состав оркестра: 2 флейты, 2 флейты-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, малый барабан, большой барабан, тарелки, тамтам, струнные.

История создания

Лист начал сочинение своей девятой поэмы в июне-июле 1854 года в Веймаре, предполагая закончить работу ближайшей весной. В отличие от большинства поэм композитор не только не предпослал изданию партитуры программы, но и всячески противился настояниям друзей написать обычное в таких случаях предисловие. Мотивы отказа во многом были политическими. Занимая пост придворного капельмейстера герцога Веймарского, Лист должен был опасаться, по его собственным словам, «шокировать щепетильность консервативной немецкой публики». Ибо он хотел воспеть свою родину - Венгрию, находившуюся после жесточайшего подавления освободительного движения 1848-1849 годов под властью одного из самых реакционных правительств Австрии (Лист посвятил этим событиям известную фортепианную пьесу «Погребальное шествие. Октябрь 1849»).

Однако, по утверждению самого композитора, вдохновившая его программа существовала. «Венгрия» явилась откликом на стихотворение Михая Вёрёшмарти (1800-1855), озаглавленное «Ференцу Листу» (композитор называл его прекрасным). Поэт, драматург, один из крупнейших романтиков и создателей новой венгерской литературы, Вёрёшмарти был борцом за свободу родины и угас несколько лет спустя после трагического поражения освободительного движения. Лист запечатлел его образ в одном из «Венгерских исторических портретов» - последнем фортепианном цикле, законченном в год смерти. Три строфы стихотворения Вёрёшмарти были напечатаны в качестве программы в рецензии на первое исполнение «Венгрии» в Национальном театре Пешта 8 сентября 1856 года под управлением автора:

Ты, который миром звуков правишь,
Если хочешь вспомнить о былом,
Так играй, чтоб вихрь, летящий с клавиш,
Грянул, как борьбы великой гром,
И в разливе яростного гнева
Торжества послышались напевы.

Так сыграй, чтоб от призывных звуков
Пробудились в глубине земли
Доблестные предки, и во внуков
Души их бессмертные вошли,
Одарив отчизну благодатью
И предав изменников проклятью.

Если ж мрак лихих времен настанет, -
Траур ты над струнами развей;
Флейтой ветра пусть напев их станет
Средь осенних плачущих ветвей,
Чтоб ее рыдания звучали,
Нам напомнив старые печали.

Этим стихотворением Вёрёшмарти приветствовал полтора десятилетия назад, в январе 1840 года, приезд на родину молодого, еще не достигшего 30 лет, но уже всемирно знаменитого пианиста. Гастроли Листа приобрели тогда характер всенародного торжества. Он был удостоен звания почетного гражданина города Пешта; после концерта в Национальном театре, где Лист выступал в венгерском национальном костюме, ему от имени нации была вручена «сабля чести». Эти впечатления отразились в возникших тогда же сочинениях композитора на национальную тематику - «Героическом марше в венгерском стиле» и «Венгерских национальных мелодиях и рапсодиях». Много лет спустя Лист заимствовал оттуда три темы для симфонической поэмы «Венгрия»: две героические, маршевые и одну в духе зажигательного народного танца чардаша (последнюю можно услышать и в окончательном варианте Восьмой венгерской рапсодии, завершенной за год до поэмы).

Как и все 12 симфонических поэм, «Венгрия» посвящена княгине Каролине Сайн-Витгенштейн. Но, помимо этого, имеется еще и стихотворное посвящение, сохранившееся только в рукописи двух поэм (№ 1 и 9); эту рукопись композитор подарил Каролине в день ее 36-летия:

«Посвящение моих симфонических поэм
"Что слышно на горе",
"Венгрия"
8 февраля 1855

Той, которая осуществила свою веру через любовь -
Приумножила свою надежду через страдание -
И построила свое счастье через жертву!
Той, которая остается спутницей моей жизни,
небосводом моей мысли, живой молитвой и небом моей души -
Жанне Элизабет Каролине
Ф. Лист»

«Венгрия» близка популярнейшим произведениям Листа - Венгерским рапсодиям . Темы, заимствованные из фольклорных сборников или записанные друзьями композитора и им самим, принадлежат к стилю вербункош, с которым Лист познакомился еще в детстве, слушая цыганские оркестры и солистов-скрипачей. Импровизационный склад, броские мелодии, оригинальные гармонии, четкий маршевый или плясовой ритм - вот черты этого стиля, с необыкновенной яркостью запечатленные композитором. А в оркестровке переданы особенности игры народных музыкантов или звучание их инструментов: страстные рыдания, виртуозные пассажи скрипок, резкие возгласы деревянных духовых, звенящие переборы цимбал.

Музыка

Небольшое вступление, в очень медленном темпе открывающее поэму, рисует тяжелые, мрачные раздумья о судьбах родины и народа. Но вот пробуждаются дремлющие силы: слышится уверенная поступь марша, вновь прерываемая скорбной жалобой вступления. Картины народной жизни представлены широко и многосторонне. Здесь и страстная, приподнятая импровизационная мелодия с каденцией солирующей скрипки, и звонкие фанфары медных, поддержанные ударами литавр, и блестящий, вихревой марш, сметающие воспоминания о пережитых страданиях. Но борьба еще предстоит, и эпизоды сражений возникают в мастерской трансформации и переплетении уже известных тем. В момент кульминации мечтательно-задумчивая лирическая тема преображается в воинственно-героическую; маршевые образы утверждаются в грандиозном звучании tutti. Кажется, победа завоевана. Но внезапно все обрывается, и вторая кульминация носит трагический характер (согласно авторской ремарке - в темпе похоронного марша). Фаготы произносят надгробную речь памяти павших героев, ее подхватывают виолончели, в конце остается лишь одна - солирующая. Постепенно вновь собираются силы для борьбы, скорбные темы более не возвращаются, и героический марш триумфально утверждается всем оркестром. Венчает народное ликование веселый чардаш в головокружительном темпе. А в последних тактах пляска уступает место звонким маршевым ритмам и торжественным аккордам духовых на фоне тремоло ударных.

А. Кенигсберг

В 1840 году Лист написал для фортепиано «Героический марш в венгерском стиле». Спустя четырнадцать лет на этой основе родилась симфоническая поэма «Венгрия». Лист не снабдил ее словесными пояснениями, но уже в рецензии на первое исполнение «Венгрии» в Пеште в 1856 году в качестве программы приводились три строфы из стихотворения Вёрёшмарти «К Ференцу Листу», которым венгерский поэт приветствовал его первый приезд на родину.

«Венгрия» по образному содержанию близка к рапсодиям, но мелодии ее не столь ярки и контрастны: она страдает известным однообразием тематизма и недостаточной связностью формы.

Поэма открывается небольшим вступлением, в котором отчетливо слышны венгерские интонации и в то же время много общего с другими листовскими вступлениями (например, в «Тассо»). Это тяжелое, мрачное раздумье о судьбах родины и народа. Но есть еще герои в родной стране, пробуждаются дремлющие силы - слышится уверенная поступь марша (главная партия, d-moll):

Однако героический порыв не сразу достигает цели - развитие марша прерывается скорбной жалобой вступления.

Иной склад присущ связующей партии - беспокойной и тревожной. В центре этого большого построения - страстная, приподнятая, импровизационного склада мелодия с каденцией солирующей скрипки:

Развитие приводит к новому, героическому разделу - звонкие фанфары побочной партии (H-dur) прославляют героев:

Звучит блестящий, вихревой марш (вариант главной темы). Печальные обороты вступления сметаются повторным проведением марша.

Если в экспозиции героические образы были преимущественно только показаны, провозглашены, то в разработке нарисованы картины жестоких битв, гибели многих героев. На ее кульминации возникает тема связующей партии (см. пример 122), ныне утратившей прежний мечтательный, задумчивый облик - она стала энергичной, воинственной, героической.

Вторая кульминация - трагическая: звучит похоронный марш памяти павших в борьбе. Лист мастерски сочетает здесь в одновременности несколько тем, изменив их образный смысл. Так, в основе траурного марша лежит трансформированная связующая тема, которой сейчас придан характер надгробной речи, тогда как ее сопровождение образуют энергично ритмованные аккорды побочной темы.

Сокращенная реприза (D-dur), в которой отсутствуют скорбная тема вступления и родственная ей связующая, подводит к коде - картине всеобщего ликования, веселой массовой пляски. Лист разрабатывает здесь народную тему, уже использованную им в Восьмой рапсодии.

По сравнению с симфоническими поэмами «Прелюды», «Тассо», замысел «Венгрии» более обобщен и потому форма проще - сонатное allegro с вступлением и развитой кодой. Важную роль играет интонационное единство тем, хотя принцип монотематизма выдержан не до конца: во вступлении заложен зародыш группы тем связующей партии; различно трактованная тема марша служит основой и главной, и побочной партий. Не только в складе тематизма, но и в принципах его изложения Лист стремился подчеркнуть народно-жанровые черты этой поэмы. Темы показаны очень широко, в них много повторов и красочных сопоставлений, построение нередко напоминает две варьированные строфы (главная и побочная партии, разработка, похоронный марш) или приближается к трехчастности (связующая партия, кода).

Выбор редакции
Для приготовления теста потребуются ингредиенты: Яйца (3 шт.) Лимонный сок (2 ч. ложки) Вода (3 ст. ложки) Ванилин(1 пакетик) Сода (1/2...

Планеты - являются сигнификаторами или же показателями качества энергии, той или иной сферы нашей жизни. Это ретрансляторы, принимающие и...

Узники Освенцима были освобождены за четыре месяца до окончания Второй мировой войны. К тому времени осталось их немного. В погибло почти...

Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...
Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...
Слайд 2 Визитная карточка Территория: 1 219 912 км² Население: 48601098чел. Столица: Кейптаун Официальный язык: английский, африкаанс,...