Василь быков краткая биография. Писатель Быков Василь Владимирович: биография, личная жизнь, творчество


изложена в єтой статье.

Василь Быков краткая биография

Василь Владимирович Быков — белорусский писатель, общественный деятель

Родился 19 июня 1924 года в деревне Бычки Ушачского района Витебской области в крестьянской семье. С детства увлекался рисованием. Окончил 8 классов школы в деревне Кубличи, затем учился на скульптурном отделении Витебского художественного училища и в школе ФЗО. В июне 1941 года экстерном сдал экзамены за 10 класс.

Война застала его на Украине, где он участвовал в оборонных работах. В 1942 году будущий писатель вступил в ряды Красной Армии. Осенью 1943 присвоено звание младшего лейтенанта.

Участвовал в боях за Кривой Рог, Александрию, Знаменку. Воевал на Втором и Третьем Украинских фронтах, прошел по территории Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии, дважды был ранен.

Известность Василю Быкову принесла повесть «Третья ракета», написанная в 1962 году.

В 1960-е публикует повести «Альпийская баллада», «Мертвым не больно», в 1970-е – «Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета», «Пойти и не вернуться».

Эти произведения поставили Василя Быкова в один ряд с выдающимися мастерами военной прозы ХХ столетия.

С 1972 по 1978 год Василь Быков занимал должность секретаря Гродненского отделения Союза писателей БССР.

В 1974 году Василь Быков был награжден Государственной премией СССР (за повесть «Дожить до рассвета», 1973).

В 1980 году получил звание Народного писателя Беларуси, а в 1986 году – был награжден Ленинской премией за повесть «Знак беды».

Некоторые произведения писателя, такие как повести «Третья ракета» (1962), «Дожить до рассвета», были экранизированы.

Середина 90-х как будто вернула писателя в советские времена. Широкая травля в государственной прессе, запрещение, цензура на выход его новых произведений, ухудшение на этой почве здоровья вынудили Быкова покинуть Родину. Несколько лет он жил за границей.

В декабре 2002 года Василь Быков переехал на постоянное жительство в Чехию. Несколько последних лет Быков проживал в ФРГ, а до этого в Финляндии.

Затем Быков перенес в Чехии операцию по удалению раковой опухоли желудка. В Беларуси писатель находился на реабилитации после перенесенной операции, однако развитие болезни остановить не удалось…

Первые рассказы Быкова не о войне, а о послевоенной жизни сельской молодежи: «Счастье», «Ночью», «Фруза».

Впервые произведения Василия Быкова были опубликованы в 1947 году, однако, творческая биография писателя начинается с рассказов, написанных в 1951 году. Тематика ранних рассказов, действующими лицами которых стали солдаты и офицеры, определила дальнейшую судьбу Быкова. Бескомпромиссность прозы Быкова стала причиной нападок советской критики, которая обвиняла писателя в очернении советского лада.

Большая часть творчества Василия Быкова была посвящена событиям Великой Отечественной войны.

В 1956-1957 годах он создает первые военные рассказы.

Известность Василию Быкову принесли такие произведения как «Альпийская баллада», «Журавлиный крик», «Третья ракета», «Аклава», «Мертвым не больно», «Дожить до рассвета», «Обелиск», «Сотников», «Знак беды». В Минске вышли мемуары Василия Быкова «Долгая дорога домой».

Многие произведения Василия Быкова послужили сценарием к кинороманам. На творческом наследии Василия Быкова воспитывалось не одно послевоенное поколение.

За повести «Обелиск» и «Дожить до рассвета» В. Быков удостоен Государственной премии СССР. В 1984 году писателю присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Возвратившись после демобилизации в Гродно (затем он переехал в Минск), Быков отдается литературному творчеству. Одна за другой публикуются его повести: «Журавлиный крик» (1959), «Фронтовая страница» (1960), «Третья ракета» (1961). Последняя после перевода на русский язык поставила автора в первый ряд писателей фронтового поколения (тех, кто были на войне солдатами и офицерами переднего края) или, как писали тогда, «лейтенантской литературы», ставшей заметным явлением духовной жизни 1960-х годов, встреченной в штыки официальной критикой за «окопную правду», «дегероизацию», «абстрактный гуманизм». Такого рода нападки в полной мере пришлось испытать Быкову - ему доставалось еще и за то, что большинство своих вещей он печатал в «Новом мире» А. Т. Твардовского, журнале, который был главным и постоянным объектом сокрушительных атак охранителей идеологической стерильности и ярых противников правды в литературе. «Работа с Твардовским была для меня незабываемой школой литературы..., - вспоминал писатель. - Мы постигали высоту его идеалов, освобождаясь от остатков провинциального верхоглядства, учились не бояться несправедливой жестокости критических приговоров». Особенно жестоким нападкам подверглись повести Быкова «Мертвым не больно» (1966), «Атака с ходу» (1968) и «Круглянский мост» (1969) - по команде сверху в самых авторитетных органах печати были напечатаны разгромные с политическими обвинениями статьи, заушательские коллективные письма. В результате книжное издание повести «Круглянский мост» появилось после журнальной публикации через 11 лет, «Атаки с ходу» - через 18, «Мертвым не больно» - только через 23 года.

Начиная с повести «Дожить до рассвета» (1972) Быков сам переводит свои произведения на русский язык, но гораздо важнее то, что они стали органической и очень существенной частью и русской литературы, русского литературного процесса. Быковские притчеобразные, носящие нравственно-философский характер повести знаменовали в литературе новый этап художественного осмысления трагических событий войны.

После «Круглянского моста» почти все, что писал Быков: повести «Сотников» (1970), «Обелиск» (1972; за эту повесть и повесть «Дожить до рассвета», 1972, Быков был удостоен Государственной премии СССР, 1973), «Волчья стая» (1974), «Пойти и не вернуться» (1978), «Знак беды» (1983; Ленинская премия, 1986), «Карьер» (1985), «В тумане» (1988), «Стужа» (1993) - посвящено партизанской войне в Белоруссии. Сам он объяснял это тем, что проблема выбора, к которой приковано его внимание, в партизанской войне стояла острее и беспощаднее, мотивированность человеческих поступков была усложнена, судьба людей трагичнее, чем в регулярной армии, вообще трагическое проявилось здесь во всю свою страшную силу. Господствующими в русской литературе о войне с фашистской Германией были толстовские традиции, опирается на них и Быков, но не менее существенно для его творчества обращение к опыту Достоевского, прежде всего это проявляется в постановке главных вопросов человеческого бытия.

Проза В. Быкова многогранна и разнообразна по жанрам. Очерки и публицистика, рассказы и повести, прозы - все говорит о ключевых моментах Великой Отечественной войны, в которых проявились мужество нашего народа, жизнестойкость государства.

Общая тенденция нашей военной прозы к более широкому и более объективному изображению Великой Отечественной войны сказалась и на творчестве писателей «второй волны», многие из которых пришли к мысли о том, что сегодня писать о войне с позиции взводного или ротного командира уже не достаточно, что надо охватывать более широкую панораму событий.

Дистанция времени, помогая писателям-фронтовикам увидеть картину войны гораздо яснее и в большем объеме, когда появились первые их произведения, была одной из причин, обусловивших эволюцию их творческого подхода к военной теме.

Прозаики, с одной стороны, использовали свой военный опыт, а с другой - опыт художественный, позволивший им успешно реализовать свои творческие замыслы.

Тема Великой Отечественной войны занимает важное место в творчестве Василя Быкова. Честь, совесть, человеческое достоинство, верность своему долгу - именно эти проблемы затрагиваются писателем. Но все-таки главной темой творчества Быкова остается, безусловно, тема героизма. Причем писателя интересует не столько его внешнее проявление, сколько то, каким путем человек приходит к подвигу, к самопожертвованию, почему, во имя чего совершает героический поступок.

Характерной особенностью военных повестей Быкова является то, что в центре изображения оказывается человек в экстремальной ситуации, и положение таково, что герой должен немедленно сделать выбор: героическая смерть или позорная жизнь предателя. И к такому приему автор прибегает не случайно, ведь в обычной обстановке не может полностью раскрыться характер человека. В этом отношении не составляет исключения и повесть «Сотников».

Произведения В. Быкова о Великой Отечественной войне раскрывают нам весь ужас этого грозного и трагического события, заставляют понять, какой ценой была завоевана победа. Они учат добру, человечности, справедливости.

В 1974 году Василь Быков был награжден Государственной премией СССР (за повесть «Дожить до рассвета», 1973), в 1980 году получил звание Народного писателя Беларуси, в 1986 году - был награжден Ленинской премией за повесть «Знак беды».

С приходом к власти в Белоруссии А.Г.Лукашенко Быков, выступивший с резкой критикой установившегося в стране режима, подвергся преследованиям властей, повторяющим направленную против него в 1960-е годы кампанию: его перестали издавать, шельмовали в средствах массовой информации.

Середина 90-х как будто вернула писателя в советские времена. Широкая травля в государственной прессе, запрещение, цензура на выход его новых произведений, ухудшение на этой почве здоровья вынудили Быкова покинуть Родину. Несколько лет он жил за границей.

Он вынужден был в 1998 уехать из Минска, по приглашению пен-клуба Финляндии прожил полтора года в Хельсинки и плодотворно работал, в 2000 переехал в Германию. В «эмиграции» написал несколько военных рассказов и притч, повесть «Волчья яма», посвященную последствиям, как всегда у Быкова прежде всего нравственным, чернобыльской катастрофы. В 1998 закончил повесть «Стена». Многие повести Быкова экранизированы. Наибольшая удача - фильм «Восхождение» (1977, режиссер Л. Е. Шепитько) по повести «Сотников».

Поступил в Витебское художественное училище. Учился сначала на художественном отделении, позднее перевелся на скульптурное. В 1940 году после отмены стипендии из-за трудного материального положения вынужден был бросить учебу.

Многие из них были экранизированы: "Третья ракета" (1963), "Альпийская баллада" (1965), "Волчья стая" (1975), "Дожить до рассвета" (1975), "Восхождение" (1976), "Его батальон" (1989), "На Черных Лядах" (1995) и др. В 2003 году по сценарию Василя Быкова вышел короткометражный фильм "Отражение".

За свою литературную деятельность Василь Быков был удостоен целого ряда почетных премий и наград, среди них Государственная премия СССР (1974, за повесть "Дожить до рассвета"), Государственная премия Белорусской ССР имени Якуба Коласа (1978), Ленинская премия (1986).

Быков — Народный писатель Белоруссии (1980), Герой Социалистического Труда (1984).

Василь Быков активно . В 1978-1989 годы он был депутатом Верховного Совета Белорусской ССР, в 1989-1991 годы — депутатом Верховного Совета СССР. В 1990-1993 годы возглавлял объединение белорусов мира "Бацькаушчына".

С середины 1990-х годов по приглашению Европейского писательского парламента жил во Франкфурте-на-Майне (Германия). В 1999 году по приглашению финского ПЭН-клуба переехал в Финляндию. С декабря 2002 года жил в Чехии. Незадолго до смерти вернулся на родину.

22 июня 2003 года Василь Быков умер в реанимационном отделении онкологического госпиталя в Боровлянах под Минском после продолжительной болезни.

Был похоронен на Московском кладбище Минска. Согласно последней воле писателя, на его могиле в качестве памятного знака был установлен камень, найденный на побережье Балтийского моря в пригороде Хельсинки.

В 2004 году на родине писателя в деревне Бычки был открыт Литературный музей Василя Быкова.

Василь Быков был женат дважды . От первого брака у него осталось двое сыновей Сергей (1952 года рождения) и Василий (1957 года рождения).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Василь (Василий) Владимирович Быков (белор. Васіль Уладзіміравіч Быкаў). Родился 19 июня 1924 года в дер. Бычки Ушачского района Витебской области - умер 22 июня 2003 года в Боровлянах. Белорусский писатель и общественный деятель, участник Великой Отечественной войны, капитан.

Большинство произведений - повести, действие которых происходит во время Великой Отечественной войны и в которых показан нравственный выбор человека в наиболее драматичные моменты жизни.

Родился 19 июня 1924 года в деревне Бычки Ушачского района Витебской области в крестьянской семье. С детства увлекался рисованием. Окончил 8 классов школы в деревне Кубличи, затем учился на скульптурном отделении Витебского художественного училища (1939-1940), которое оставил из-за отмены стипендий, и в школе ФЗО (до мая 1941 года). В июне 1941 года экстерном сдал экзамены за 10 класс.

Война застала его на Украине, где он участвовал в оборонных работах. Во время отступления, в Белгороде, отстал от своей колонны и был арестован и чуть не расстрелян как немецкий шпион. Воевал в составе армейского инженерного батальона. Зимой 1941-1942 годов жил на ст. Салтыковка и в городе Аткарске Саратовской области, учился в железнодорожной школе.

Призван в армию летом 1942 года, окончил Саратовское пехотное училище. Осенью 1943 года присвоено звание младшего лейтенанта. Участвовал в боях за Кривой Рог, Александрию, Знаменку. Во время Кировоградской операции ранен в ногу и живот (по ошибке был записан как погибший); события после ранения послужили основой повести «Мёртвым не больно». В начале 1944 года три месяца находился в госпитале. Затем участвовал в Ясско-Кишинёвской операции, освобождении Румынии. С действующей армией прошёл по Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии; старший лейтенант, командир взвода полковой, затем армейской артиллерии.

После демобилизации жил в Гродно (с 1947 года). Печатался с 1947 года, работал в мастерских, а также в редакции областной газеты «Гродненская правда» (до 1949 года). В период с 1949 по 1955 год снова служил в Советской армии, в 1955 году окончательно демобилизовался в звании майора. С 1955 до 1972 года вновь работал в «Гродненской правде». С 1959 года член Союза писателей СССР. В 1972-1978 годах - секретарь Гродненского отделения Союза писателей БССР. Имя Быкова фигурировало в списке подписавших Письмо группы советских писателей в редакцию газеты «Правда» 31 августа 1973 года о Солженицыне и Сахарове, однако сам он позже отрицал своё участие в этом письме.

В 1978 году переехал в Минск. Избирался депутатом Верховного Совета БССР в 1978-1989 годах.

В 1988 году стал одним из учредителей Белорусского народного фронта. В 1989 году избран депутатом Съезда народных депутатов СССР, вошёл в Межрегиональную депутатскую группу. Был президентом белорусского ПЕН-центра. В 1990-1993 годах - президент Объединения белорусов мира «Бацькаўшчына» (рус. Отечество). В октябре 1993 года подписал открытое «письмо сорока двух».

С конца 1997 года жил за границей в политической эмиграции - вначале по приглашению ПЕН-центра Финляндии проживал в окрестностях Хельсинки, затем, получив приглашение ПЕН-центра ФРГ, переехал в Германию, а затем в Чехию. Вернулся на Родину только за месяц до смерти. Неоднократно выступал с резкой критикой режима Александра Лукашенко; считал, что для Белоруссии предпочтительнее союз не с Россией, а с Западом.

Умер 22 июня 2003 года в 20 часов 30 минут в реанимационном отделении онкологического госпиталя в Боровлянах, под Минском. Он был отпет в минском Доме литератора согласно обряду Грекокатолической церкви; гроб писателя был накрыт бело-красно-белым флагом. Похоронен на Восточном кладбище в Минске.

Известность Василию Быкову принесла повесть «Третья ракета» (1961). Также в 60-е годы опубликованы ставшие всемирно известными повести «Альпийская баллада», «Мёртвым не больно»; в 70-е - «Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета», «Пойти и не вернуться».

Большинство своих произведений Василий Быков писал по-белорусски, многие из них сам переводил на русский. Его литературные труды переведены на многие языки мира.

Василь Владимирович Быков (1924-2003) - советский писатель и общественный деятель, он появился на свет 19 июня 1924 года в деревне Бычки. Литератор участвовал в войне, и это отразилось на многих его произведениях. Действие повестей происходит в трудное время, в них автор демонстрирует обычных людей и выбор, который всем им приходится делать. За свои идеи писатель нередко подвергался травле и гонениям со стороны правительства, но он оставался при своем мнении. Спустя годы его сочинения продолжают читать, а многие режиссеры занялись их экранизацией. Всего было снято около 20 фильмов по мотивам повестей и рассказов Быкова. В их числе картины «Восхождение», «Пойти и не вернуться», «Круглянский мост», «В тумане» и «Фруза». Почти все произведения Василия Владимировича были написаны на белорусском, но позже их перевели на 50 языков по всему миру.

Семья и увлечения в детстве

Вася родился в обычной крестьянской семье. Родители воспитывали еще троих детей - Николая, Валентину и Антонину. Последняя из них умерла, когда ей было всего 15 лет. Владимир Федорович, отец семейства, часто ездил на заработки. Он был в Латвии, служил в Гродно, а после начала войны оказался в плену у немцев. Он охотно делился с детьми историями того времени, а младший сын внимательно слушал их и задавал вопросы. Мать мальчика, Анна Григорьевна, была очень добродушной и мягкой, в отличие от ее супруга. Она старалась обеспечить своей семье вкусный ужин и удобную одежду, хоть они и жили в нищете. Именно Анна научила детей любви к природе и книгам. Вася с удовольствием проводил время на свежем воздухе, слушал пение птиц и ловил раков.

Еще в детстве Быков заинтересовался рисованием, поэтому после восьмого класса решил поступать в художественное училище Витебска. Там он провел всего год, поскольку правительство отменило стипендии для студентов этого заведения. До мая 1940 юноша обучался в школе ФЗО. В июне следующего года он окончил 10 класс экстерном.

Военное время

В июне 1941 Василий находился в Украине, участвовал в оборонительных работах. После мобилизации юноша жил в Саратовской области, обучался в местном пехотном училище. Окончив заведение, он получил звание младшего лейтенанта.

Во время отступления в Белгороде писатель чуть не погиб. Он отстал от своих товарищей, в итоге был арестован. Василия чуть было не расстреляли за подозрение в шпионаже, но он смог убедить всех в своей невиновности и преданности СССР. Позднее он участвовал во многих боях: отстаивал Кривой Рог, Александрию и Знаменку.

Также юноша воевал на территории Австрии, Болгарии и Югославии. В Кировограде его ранили в ногу и живот, в результате солдата ошибочно посчитали погибшим. Эти события позже вдохновят его на создание повести «Мертвым не больно».

После ранения Быков провел три месяца в госпитале. Но он быстро поправился и снова ринулся в бой. Благодаря своей настойчивости Василий дослужился до старшего лейтенанта, а потом стал командиром взвода. Он принял участие в Ясско-Кишиневской операции, помог освободить Венгрию и Румынию от захватчиков.

Творческий путь

Вернувшись из армии, литератор поселился в культурной столице Белоруссии - городе Гродно. Василий получил работу в редакции газеты «Гродненская правда». Также он временами подрабатывал в художественных мастерских. Именно тогда он начал понемногу издавать свои сочинения на тему войны. В 1947 был опубликован рассказ «Допекло», а в 1949 - произведение «В первом бою». В том же году он снова пошел в армию, где служил до 1955, получил звание майора. За эти годы писатель успел опубликовать рассказы «Смерть человека» и «Обозник». Он считал их появление началом своей творческой карьеры.

После окончательной демобилизации Быков вернулся на работу в редакцию, параллельно с этим продолжая сочинять. В 1959 он стал членом Союза писателей СССР. В этом же году был опубликован «Журавлиный крик», а в 1961 вышла повесть «Третья ракета». Она принесла автору невероятный успех. Через два года Ричард Викторов занялся экранизацией этого произведения. Главные роли достались Надежде Семенцовой, Георгию Жженову и Станиславу Любшину.

Следующие повести были не менее популярными среди читателей. За несколько лет Василий опубликовал свои лучшие сочинения: «Альпийская баллада», «Проклятая высота», «Западня» и другие. Практически все из них увидели свет благодаря журналу «Новый мир». Впоследствии власти подвергли жесткой критике рассказы Быкова из-за его резкости и бескомпромиссности.

В 1974 писатель был награжден Государственной премией СССР на сочинения «Обелиск» и «Дожить до рассвета». По мотивам первой из них позже был снят одноименный фильм. Режиссером вновь стал Ричард Викторов. Он пригласил сняться в картине Евгению Карельских, Эдуарда Марцевича, Валерия Носика и Игоря Охлупина.

В 90-е годы Быков продолжил писать военные рассказы. Тогда была издана повесть «Облава», а также сборники «Пахаджане» и «Стена». В 1998 увидела свет повесть «Волчья яма», которую удостоили всероссийской премии «Триумф». В этом драматическом произведении рассказывалось о жизни в Чернобыле.

До конца своей жизни Василий вспоминал страшные события военного периода. Писатель так и не смог забыть всю увиденную кровь, голод и многочисленные смерти, которые его окружали с 1941 по 1945 год. В 2002 он выпустил книгу воспоминаний «Долгая дорога к дому», в которой необычайно ярко описывались все пережитые им ситуации.

Общественная деятельность

С 1972 Быков работал в секретариате Союза писателей. Он был одним из подписавшихся под Письмом советских литераторов в редакцию газеты «Правда» (31 августа 1973). Позднее писатель отрицал свое участие в создании этого документа, где упоминались Солженицын и Сахаров.

В 1978 Василий сменил род деятельности. Он переехал в Минск, где был избран депутатом Верховного Совета БССР. На этой должности литератор оставался до 1989 года. Тогда же он участвовал в Съезде депутатов СССР, вошел в Межрегиональную группу. Годом ранее Быков стал учредителем народного фронта. С 1990 по 1993 он был президентом Объединения белорусов, а также управлял местным ПЕН-центром. В октябре 1993 Быков подписался под «письмом сорока двух».

Из-за политических разногласий в 1997 литератор был вынужден уехать из родной страны. Сначала он жил в Финляндии, затем в Германии и Чехии. Василий всегда критиковал режим Лукашенко, он был убежден, что для Белоруссии союз с Западом будет предпочтительнее сотрудничества с Россией.

Лишь в 2003 писатель ненадолго вернулся на родину. Но ему не удалось долго прожить там, поскольку 22 июня 2003 Василий Владимирович скончался. Он умер в реанимации госпиталя под Минском после многолетней борьбы с раком. В 2004 в родной деревне писателя был открыт музей имени Быкова.

За свою жизнь литератор был женат дважды. Его первой супругой стала учительница Надежда Кулагина. Она родила возлюбленному двоих сыновей, но после 30 лет брака Быковы решили развестись. Вскоре после этого Василий снова женился, на этот раз на своей коллеге Ирине Суворовой. Она работала в редакции той же газеты, набирала на печатной машинке произведения писателя и была его первой читательницей. С 1979 до самой смерти Быкова они проводили все время вместе.

Выбор редакции
Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...

Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...

Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...
Первое мясо, которое нужно давать малышу для прикорма, это – крольчатина. При этом очень важно знать, как правильно варить кролика для...
Ступеньки… Сколько десятков за день нам приходится их преодолевать?! Движение – это жизнь, и мы не замечаем, как пешим ходом наматываем...