Вагнер герой. Можно ли любить Вагнера? Начало музыкальной карьеры


Немецкий композитор и теоретик искусства Вильгельм Рихард Вагнер (Wilhelm Richard Wagner) родился 22 мая 1813 года в Лейпциге (Германия). Его отец Карл Фридрих Вагнер умер от тифа 23 ноября 1813 года. Вскоре мать Вагнера Йоханна Розина вторично вышла замуж за актера и живописца Людвига Гейера, который фактически заменил Рихарду отца.

Рихард Вагнер с раннего возраста чувствовал влечение к музыке, особенно выделяя произведения Людвига ван Бетховена. Он посещал школу в Дрездене, затем в Лейпциге. В пятнадцать лет он написал свою первую театральную пьесу, а в шестнадцатилетнем возрасте начал сочинять музыку . В 1831 году Вагнер поступил в Лейпцигский университет и тогда же начал заниматься теорией музыки под руководством Теодора Вайнлига, кантора церкви святого Фомы. Год спустя созданная Вагнером симфония была с успехом исполнена в главном концертном зале Лейпцига Гевандхаузе. В 1833 году Вагнер получил место театрального хормейстера в Вюрцбурге и сочинил оперу "Феи" (по пьесе Карло Гоцци "Женщина-змея"), которая при жизни композитора поставлена не была.

В 1835 году Вагнер написал свою вторую оперу — "Запрет любви" (по комедии Шекспира "Мера за меру"), премьера которой состоялась в Магдебурге в 1836 году. К тому времени Вагнер уже успел дебютировать как дирижер (выступал с небольшой оперной труппой). В 1836 году Вагнер обосновался в Кенигсберге (ныне Калининград), где ему была предоставлена должность музыкального директора городского театра. В 1837 году он занял аналогичную должность в Риге и начал писать свою третью оперу — "Риенци" (по роману английского писателя Эдварда Бульвер-Литтона). В Риге Вагнер развернул активную дирижерскую деятельность, исполняя преимущественно музыку Бетховена. Вагнер произвел подлинную революцию в искусстве дирижирования. Для достижения более полного контакта с оркестром он отказался от обычая дирижировать, стоя лицом к публике, и повернулся лицом к оркестру .

В 1839 году Вагнер и его жена, спасаясь от кредиторов, перебрались из Риги в Лондон, а оттуда в Париж. Здесь Вагнер сблизился с Джакомо Мейербером, Ференцем Листом, Гектором Берлиозом. Источником его заработков была работа для издательств и театров; параллельно он сочинял слова и музыку к опере "Летучий голландец". В 1842 году Вагнер вернулся в Германию. Постановка его оперы "Риенци" в Дрездене принесла ему большой успех. При этом опера "Летучий голландец", поставленная в 1843 году, была воспринята сдержаннее. 13 апреля 1845 года Вагнер завершил работу над оперой "Тангейзер", а уже 19 октября того же года состоялась премьера произведения в Дрездене.

С 1845 по 1848 год Рихард Вагнер большое количество времени уделял изучению скандинавской мифологии и германского эпоса, что нашло отражение в опере "Лоэнгрин", а также в работе над эскизами текстов опер "Кольцо нибелунга" и "Нюрнбергские мейстерзингеры".

В 1849 году Вагнер принял участие в дрезденском антиправительственном мятеже и после его поражения бежал сначала в Веймар, а затем, через Париж, в Швейцарию. Будучи объявлен государственным преступником, он 13 лет не пересекал границы Германии. Во время своего пребывания в Цюрихе Вагнер занялся эстетическими трактатами, которые стал издавать с 1850 года. В своих сочинениях "Искусство и революция", "Художественное произведение будущности", "Опера и драма" он высказал глубоко философские взгляды на искусство, теорию музыкальной драмы.

В 1858 году Вагнер покинул Швейцарию, а в 1861 году в Парижской опере был поставлена его опера "Тангейзер". Несмотря на то, что Вагнер переработал оперу в соответствии со вкусами французской публики (в частности, дописал большую балетную сцену вакханалии в начале первого акта), произведение было жестоко освистано.

В 1862 году Вагнер получил полную амнистию и право на беспрепятственный въезд в Германию. В 1863 году композитор посетил Санкт-Петербург и Москву, где познакомил публику с отрывками из своих опер. Кроме того, Вагнер дирижировал многими симфониями Бетховена.

В 1865 году в Мюнхене была поставлена опера "Тристан и Изольда", затем, три года спустя, "Нюрнбергские мейстерзингеры", "Золото Рейна", "Валькирия". Появление этих двух последних опер на мюнхенской сцене было первой попыткой исполнения громадного цикла "Кольцо нибелунга", который Вагнер подводил к концу.

Эта тетралогия с мифологическим сюжетом, по мысли Вагнера, требовала театра со сценой, снабженной всевозможными нововведениями. Друзья и поклонники Вагнера, с королем Баварии Людвигом II во главе, материально помогли осуществлению этой идеи и в баварском городе Байройте был воздвигнут вагнеровский театр. Открытие байройтского фестивального театра состоялось летом 1876 года постановкой всего "Кольца нибелунга" под управлением Ганса Рихтера. Вся тетралогия длится около 18 часов (самое длинное музыкальное произведение в истории). "Золото Рейна" не делится на акты и выполняет функцию "вступительного вечера", тогда как остальные три оперы — "Валькирия", "Зигфрид" и "Гибель богов" — содержат по три акта каждая (в "Гибели богов" есть еще и пролог, что уподобляет структуру этой оперы структуре тетралогии в целом).

Завершением творческого пути композитора стала опера ("торжественная сценическая мистерия") "Парсифаль" по мотивам эпического романа немецкого средневекового поэта-рыцаря Вольфрама фон Эшенбаха, премьера которой состоялась в 1882 году.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Музыка Рихарда Вагнера (Richard Wagner) восхищает и пугает. Это имя произносят с отвращением те, кто не может забыть: одним из поклонников композитора был Гитлер. И даже если сам Вагнер к моменту его апроприации нацистами давно лежал в могиле, его собственная юдофобия - неоспоримый факт, документально подтвержденный его собственными памфлетами. Впрочем, и без поправки на идеологию Вагнер - это не самая легкая духовная пища. Но так уж ли неприступен Вагнер? Оказывается, нет.

Документальный фильм "Вагнер и я" ("Wagner & me"), который снял британский режиссер Патрик Макгради, пробуждает интерес к Вагнеру даже у человека, который лишь поверхностно знаком с наследием композитора и привык взирать на феномен Байройта, где проходит ежегодный вагнеровский фестиваль, как на неизбежное зло музыкального мира. Столь чудесное воздействие этого фильма объясняется просто: на экране солирует в качестве гида-экскурсовода по музыкальной империи Вагнера известный британский актер и писатель Стивен Фрай, который "подсел" на Вагнера еще в детстве. Фрай ведет за собой зрителя с таким заразительным воодушевлением, что тому не остается ничего иного, как срочно встать в очередь на Байройт, и даже ждать неизбежные семь лет (это в среднем), чтобы получить билеты на спектакль.


За кулисами театра

Сам Стивен Фрай до съемок этого документального фильма в Байройте не бывал. Но эйфория вагнерианца не наиграна, даже если поначалу и складывается впечатление, что телячий восторг Фрая преувеличен. Как малое дитя, оказавшееся в лавке со сладостями, безупречных манер джентльмен светится от счастья, потирает ладони и едва не облизывается при виде вагнеровских памятных мест и реликвий. Ему предоставили на время съемок полную свободу перемещения по театру, в котором как раз в разгаре была подготовка к сезону, и он этой свободой с нескрываемым удовольствием пользуется. Из костюмерной переходит в гримерную, из репетиционного зала - в машинно-декорационный цех, а оттуда в оркестровую яму и на сцену, на которой впервые полностью поставили "Кольцо".

Изучив театр вдоль и поперек, Стивен Фрай встречается с правнучкой композитора, которая руководит фестивалем в Байройте в тандеме со своей сводной сестрой. Безумно занятой или, по крайней мере, производящей такое впечатление Еве Вагнер (Eva Wagner) было явно не до британского гостя. Но Фрай не отпускает ее, а после сумбурного интервью пожимает ей руку и произносит с неподдельным счастьем в глазах: "Я прикоснулся к Вагнеру!"

По следу Вагнера

Впрочем, не только ирония отличает этот документальный фильм от пресных телевизионных биопиков. Стивен Фрай - еврей, его родственники погибли в Освенциме. Поэтому неизбежен вопрос: а имеет ли он право восторгаться тем композитором, которым восторгался Гитлер? И нет ли в наследии Вагнера чего-то такого, что делает невозможным поддаваться соблазну раствориться в музыке, закрывая глаза на биографию? Этот серьезный и даже трагический подтекст и объясняет присутствие "я" в названии фильма. Сомнения Стивена Фрая столь же искренни, как и его восторг: разве может автор "Кольца" и "Тристана и Изольды" быть расистом?

Следуя ключевым вехам вагнеровской биографии, фильм переносит зрителя из Байройта в Швейцарию, где юный Вагнер провел двенадцать лет в добровольной политической ссылке. Затем в окрестности Мюнхена, где король баварский Людвиг, страстный почитатель музыки Вагнера и его щедрый меценат, избавил композитора от долгов и обеспечил ему неограниченную свободу творчества. "Побольше бы таких меценатов", - констатирует Фрай.

Любить или не любить?

А вот одним поклонником Вагнера могло бы быть и поменьше. Гитлер в хорошем настроении насвистывал мелодии Вагнера, обязывал давать "Майстерзингеров" накануне партийных съездов в Нюрнберге, и, возможно, саму идею проведения зловещих массовых шествий подсказала ему опера Вагнера. Кроме того, "фюрер" был желанным гостем в Байройте…

Лучшие дня

В России, куда съемочная группа тоже заехала по следу Вагнера, выступавшего в Петербурге с неизменным аншлагом, Стивен Фрай беседовал с Валерием Гергиевым, дирижирующим "Валькирией" и "Золотом Рейна" в Мариинском театре. "Если Вагнера ставят в Санкт-Петербурге, после всего, что произошло во время Второй мировой войны, - сказал британском визитеру маэстро, - то его можно ставить в любой другой стране мира".

Обнадеженный, но еще не избавившийся от сомнений Стивен Фрай наносит еще один визит - в Лондон, к Аните Ласкер-Вальфиш (Anita Lasker-Wallfisch). Подростком она попала в лагерь смерти Освенцим и уцелела только потому, что в оркестре заключенных, которые ублажали слух надсмотрщиков ("Нет, не музыкой Вагнера", - отвечает она на вопрос Фрая), как раз не хватало виолончели. Так что же: можно ли любить Вагнера? Как можно любить этот "грохот"? - отвечает седовласая дама. Но, что касается музыки вообще, то она выше политики и идеологий.

На протяжении полутора часов, что продолжается фильм, Фрай пытается смыть огромное грязное пятно нацизма и антисемитизма с прекрасного гобелена вагнеровской музыки. Это оказалось невозможным, но разве гобелен виноват в нанесенной ему порче?


Имя: Рихард Вагнер (Richard Wagner)

Возраст: 69 лет

Место рождения: Лейпциг, Германия

Место смерти: Венеция, Италия

Деятельность: композитор, дирижёр

Семейное положение: был женат

Рихард Вагнер - биография

Вильгельм Рихард Вагнер не простой композитор, он является теоретиком искусства, тем, кто повлиял на всю европейскую культуру музыки и реформировал оперу.

Детство, семья Вагнера

Отец Рихарда был чиновником, но получилось так, что мальчика воспитывал отчим, актёр Людвиг Гейер. В семье Вагнеров родилось девять детей, но два ребёнка умерли, а когда родился будущий композитор, умер его отец. Глава семьи был поклонником храма Мельпомены, и в его честь четверо из детей связали свою жизнь с театром.


В биографии детства Рихарда много места и времени уделялось музыке, которой ребёнок начал обучаться очень рано. Этому было своё объяснение: в семье все были музыкально обучены. Родителей ставило в тупик увлечение Рихарда рисованием. Он изображал сказочных существ с невероятной фантазией.


Но однажды мальчик посмотрел оперу Вебера об охотнике, и с этого момента по-настоящему влюбился в музыку. Это музыкальное произведение полностью соответствовало его детским фантазиям: сцена изобиловала нечистой силой и привидениями. Музыка очаровывала, завораживала. Он захотел сам создавать такие же чарующие звуки. Поэтому взялся за изучение теории самостоятельно, попутно подражая великому Бетховену. Начальное образование Рихард получил в школе Лейпцига. С 18 лет он начал соединять все музыкальные звуки в симфонии и сонаты. Юноша не мог сидеть на месте, он покидает родной город. Долгое время работает хормейстером и дирижёром в театрах разных городов от Магдебурга до Парижа.

Бессмертное творчество композитора

Вагнер сочинял гениальные увертюры и оперы. Королевский саксонский двор стал прибежищем для композитора на некоторое время, там он работал в должности капельмейстера. Часто музыка Вагнера отражала те чувства и эмоции, которыми был наполнен мир композитора. Он больше, чем все другие композитор призывал обратиться к своему естеству, к той прочной связи, которая существует между человеком и всей природой в целом.

Идеи Вагнера

Искусство создаётся человеком и для человека – идея всего творчества Вагнера. Театр оперы отныне стал восприниматься, как наивысшая форма воспроизведения произведений искусства, как храм. А то, что происходило на подмостках в храме искусства, носило новое наименование музыкальной драмы. В ней было воплощено соединение слов и музыки. Это стало смыслом всей жизни композитора. «Летучий голландец», «Тангейзер» и «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», «Кольцо нибелунга» и «Парсифаль» - это целый ряд шедевров, созданных немецким маэстро.

Оркестр в опере

Вся биография композитора – жизнь в музыке, в опере и в её совершенствовании. Вагнер приближал оперное искусство к жизни, отрицая излишнюю пышность и фальшь в классической опере. Кроме того, он уделял особое внимание не вокальному исполнению партий, а музыке, которая призвана была раскрыть чувства и переживания героев произведения. Оркестр в его операх исполнял отдельную роль, он давал музыкальную характеристику каждому герою, живому существу, предмету-символу. Зритель не имеет возможности расслабиться, он постоянно напряжён, так как музыкальная развязка будет только в конце произведения.

Философичность в музыке Вагнера

Увлечение идеями философа Шопенгауэра прослеживается в произведениях Вагнера. Композитор считает, что мироздание несовершенно, бессмысленно и неблагополучно. Музыка должна помочь обрести истинное наслаждение. Если человечество будет гоняться за властью и золотом, то очень скоро может наступить мировая катастрофа. Рихард делает в своём творчестве только две темы самыми основными: любовь и смерть. Их он связывает неразрывно в своих операх. Систему лейтмотивов унаследовали не только последователи Вагнера, но и его современники.


Даже те, кто пытался критиковать творчество музыканта, внесли в свои оркестровые зарисовки вагнеровские теории. Даже Н.А.Римскому-Корсакову не удалось избежать влияния немецкого композитора. Этому модернизированному сочинительству поддался и А.Н.Скрябин. Все композиторы, подражавшие Вагнеру, стремились, как и он, расширить границы выразительности в музыке, включая гармонию, оперу и оркестровое письмо.

Некоторые российские великие музыканты заняли противоположную позицию по отношению к музыке великого реформатора. К ним относились М.П.Мусоргский и А.П.Бородин. Вагнер, в свою очередь, настолько был индивидуален, что не хотел считаться с творчеством некоторых композиторов, имевших еврейские корни (Ф.Мендельсон).

Рихард Вагнер - биография личной жизни

В Магдебурге Рихард познакомился с актрисой Минной Планер. В театре работа у Вагнера не клеилась, прима уехала в Берлин. Этот отъезд любимой женщины заставил композитора признаться в любви и сделать предложение руки и сердца. Брак был поспешным и несчастным. Денег не хватало, возлюбленная не была возвышенной натурой и не жила мечтами. Она была старше своего мужа на четыре года, относилась к жизни весьма практично и не понимала супруга. Театр закрыли, два года композитор проживал в Риге, учил французский язык, мечтал покорить Францию.


Продав всё, что можно, кое-как насобирав денег на еду, композитор надеялся, что успех и слава скоро придут. Минна заболела, Вагнер попал за долги в тюрьму – так его встретил Париж. Успех нашёл музыканта в Германии, где он получил место руководителя театра в Дрездене. После революционных волнений композитор бежал с семьёй в Швейцарию. Минна экономила, но с Вагнером это было трудно делать, у женщины болело сердце. Рихард стал вести разгульную жизнь, влюбился в замужнюю англичанку Джесси Лоссот. Композитор сдружился с Листом, младшая дочь которого станет последней любовью Вагнера.

Но это чуть позже, пока Рихард воспылал чувством к Матильде Везендонк, замужней красавице, возвышенной натуре. Эта женщина всегда была в числе самых первых слушательниц произведений музыканта. Но супружеский долг остался истинным долгом для Матильды, она не бросила мужа ради Вагнера. А Везендонк навсегда остался финансовым помощником и другом для композитора.


Обе женщины бросили Рихарда. Наступило время для настоящей любви. Козима бросив мужа, отдавала всю свою нежность Вагнеру. У него, наконец-то, появились наследники: Изольда, Ева, Зигфрид. Счастливый отец был несказанно рад и продолжал творить, так и умер за работой от разрыва сердца. Похороны были с почестями.

РИХАРД ВАГНЕР

АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ЗНАК: БЛИЗНЕЦЫ

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ: НЕМЕЦ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: РОМАНТИЗМ

ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: «ПОЛЕТ ВАЛЬКИРИЙ» ИЗ ОПЕРЫ «ВАЛЬКИРИЯ» (ПЕРВАЯ ПОСТАНОВКА - 1870)

ГДЕ ВЫ МОГЛИ СЛЫШАТЬ ЭТУ МУЗЫКУ: НАПРИМЕР, В ФИЛЬМЕ - АПОКАЛИПСИС СЕГОДНЯ 1979) КОГДА ВЕРТОЛЕТЫ РЕЗКО СНИЖАЮТСЯ С ТЕМ, ЧТОБЫ АТАКОВАТЬ МИРНУЮ ВЬЕТНАМСКУЮ ДЕРЕВУШКУ

МУДРЫЕ СЛОВА: «ЭТОТ ЦИКЛ («КОЛЬЦО НИБЕЛУНГА») СТАНЕТ… ВЕЛИЧАЙШИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ ИЗ ВСЕХ ИЗВЕСТНЫХ ДОНЫНЕ».

Когда Вагнер сочинял оперный цикл «Кольцо Нибелунга», его воображение разыгрывалось не на шутку. Ему виделось особое, ритуальное исполнение его опер с целью духовного просвещения всех немцев. Когда последняя нота отзвучит, специально выстроенный деревянный театр и все четыре оперные партитуры нужно будет сжечь дотла. Коли послание, заключенное в музыке, окажется усвоенным, мир более не будет нуждаться в этих партитурах.

К претензиям композитора никто, кроме него самого, всерьез не относился. Удивляет другое: как Вагнера можно было в принципе воспринимать серьезно? Этот малый истово верил, что евреи всего мира спят и видят, как бы его погубить, и что опера обладает магической силой, способной спасти человечество. Тем не менее, сколь бы несуразными ни были его идеи, Вагнер всегда находил тех, кто сочувственно кивали его речам, а затем вручали композитору толстые пачки купюр.

Действительно ли поклонники Вагнера симпатизировали его воззрениям? Либо, слушая его музыку и поражаясь масштабу и оригинальности его таланта, они начинали думать, что человек, написавший все это, не может быть совсем уж отпетым типом?

ЮНОСТЬ ВАГНЕРА

В происхождении Рихарда Вагнера много неясностей. Его мать, Иоганна Розина, в девичестве меняла фамилии, дабы скрыть связь с неким немецким принцем. Отцом композитора мог быть ее первый муж, Карл Фридрих Вагнер, умерший, когда Рихарду было всего несколько месяцев от роду, или второй муж, Людвиг Гейер, за которого Иоганна вышла после более чем краткого вдовства.

Гейер, актер по профессии, привлек всю семью к своим театральным начинаниям - в итоге Рихард вырос за кулисами. Его одолевали честолюбивые желания; вдохновленный «Гамлетом», он решил дебютировать трагедией в стихах, которая мигом его прославит. Два года он тайком сочинял свой «шедевр»; наконец, написав четыре с лишним тысячи строк, Рихард представил пьесу на суд семьи в уверенности, что они будут ошеломлены его неповторимым дарованием. Но сестры только потешались над высокопарной мелодрамой, сочиненной братом. Рихард почувствовал себя оскорбленным и униженным, однако не отступил. Вознамерившись показать всем, чего он стоит, Вагнер сосредоточился на музыке. Играть на пианино он научился еще ребенком, теперь же принялся изучать теорию композиции и оркестровку. Его конечной целью было создание оперы. Оперу Вагнер считал высшей формой искусства. Объединив драму, поэзию, музыку и театральный спектакль, опера предлагала аудитории всестороннее интеллектуальное и эмоциональное переживание - то, которое, по мысли композитора, обладает мощью вознести людей на более высокий уровень существования. Со временем Вагнер стал ведущим представителем новой немецкой школы в музыке и самым пылким сторонником создания Gesamtkunstwerk, или «совокупного произведения искусства».

БЕГИ, ВАГНЕР, БЕГИ

В 1834 году родственники, похлопотав, нашли Вагнеру место дирижера музыкального театра в Магдебурге. Там он встретил Христиану Вигельмину (Минну) Планер, актрису сомнительной репутации. Минна увидела в Вагнере шанс на стабильность и обеспеченность. В характере композитора она ошиблась по всем статьям, но к тому времени, когда Минна это поняла, они уже были женаты. В дальнейшем Вагнер не раз терял работу, влезал в непомерные долги. Самым унизительным эпизодом его карьеры был побег из Риги в грузовом трюме корабля, где Вагнер спрятался с женой и огромным псом по кличке Роберт.

Затем он бедствовал в Париже, пока дрезденский театр не согласился поставить его оперу «Риенци, последний трибун». То был первый успех Вагнера на оперной сцене, достаточно громкий, чтобы композитору предложили престижное место капельмейстера при королевском саксонском дворе. В течение нескольких лет Вагнер прилежно ходил на работу к саксонским принцам, а по вечерам общался с радикальными республиканцами и порой даже с анархистами. Поэтому в 1849 году, когда в Дрездене вспыхнуло восстание, Вагнер устремился на баррикады: он раздавал антимонархические памфлеты и охранял башню, выложенную изнутри матрасами, в которых застревали пули. Восстание потерпело поражение, и перед Вагнером замаячили суд, тюрьма, а возможно, и казнь. Он бежал в Веймар, где Ференц Лист обеспечил (в финансовом смысле тоже) отъезд Вагнера из Германии вместе с Минной, собакой по кличке Пеле и попугаем. Минна не успела упаковать библиотеку Вагнера, и книги достались кредиторам.

Вскоре после этих событий Минна решила, что с нее хватит такой жизни. Вероятно, Вагнер вздохнул с облегчением, поскольку ему более не требовалось скрывать свои связи на стороне. Он определенно обладал даром нравиться аристократкам, не жалевшим на него расходов. Вагнер поселился в Цюрихе; вынужденный простой в качестве дирижера подтолкнул его к активному сочинительству. В Цюрихе родился замысел цикла «Кольцо Нибелунга», основанного на немецких и скандинавских мифах; там же Вагнер закончил две первые оперы цикла - «Золото Рейна» в 1854-м и «Валькирию» в 1856 году.

БЕЗУМНЫЙ КОРОЛЬ ЛЮДВИГ И СУМАСШЕДШАЯ ДОЧЬ ЛИСТА

В 1860 году немецкие власти даровали Вагнеру частичную амнистию. Он принялся колесить по городам, пытаясь договориться о постановке его опер. В 1861 году в Париже состоялась премьера «Тангейзера» (во французском переводе), закончившаяся полным провалом, а венскую премьеру «Тристана и Изольды» после семидесяти семи репетиций в итоге отменили, признав слишком сложные музыку и декорации «принципиально не постановочными». 1864 год композитор встретил нищим.

Затем словно добрая фея взмахнула волшебной палочкой над его головой, и участь Вагнера круто переменилась. В данном случае в роли доброй феи неожиданно выступил восемнадцатилетний Людвиг II Баварский, красивый и эксцентричный король, питавший, по слухам, слабость к юным конюхам. Людвиг прямо-таки обожал музыку Вагнера. Вступив на престол, он первым делом пригласил композитора в Мюнхен, заплатил его долги и назначил ему щедрое жалованье. Словом, случилось чудо.

Вагнер предъявил королю только одно условие: нельзя ли найти при дворе работу для его хорошего друга Ганса фон Бюлова? Фон Бюлов был талантливым композитором и бывшим протеже Ференца Листа, но не эти обстоятельства возбуждали горячее желание Вагнера помочь карьере друга. Куда сильнее его возбуждала жена фон Бюлова и дочь Ференца Листа Козима. Людвиг милостиво уважил просьбу композитора, и супруги фон Бюловы поселились на одной улице с Вагнером. Вскоре Козима забеременела и в 1865 году родила дочь Изольду. В том, кто из двух композиторов создал эту Изольду, вопросов у окружающих не возникало.

Мюнхенцы были шокированы. Их также удручали суммы, которые Людвиг тратил на роскошные постановки вагнеровских опер, и влияние, оказываемое композитором на баварское правительство. В конце концов Людвиг был вынужден попросить своего «домашнего» композитора покинуть город.

Вагнер вернулся в Швейцарию, но не один, а с Кози- мой. В 1867 году у них родилась вторая дочь, Ева, а в 1869-м - сын Зигфрид. Тут даже у безропотного фон Бюлова лопнуло терпение, и в 1870 году он развелся с Козимой. Поскольку Минна умерла еще в 1866 году, ничто не препятствовало свадьбе Вагнера и Козимы. До конца дней Козима неустанно пропагандировала творчество своего второго мужа.

По ком звонит кольцо

Для Вагнера начался новый, тихий швейцарский период, только на сей раз с Козимой, сдувавшей с него пылинки, и Людвигом, его финансировавшим, - в столь благоприятных условиях Вагнер вскоре завершил «Кольцо Нибелунга» операми «Зигфрид» (1871) и «Гибель богов» (1874). Эти оперы задумывались как то самое Gesamtkunstwerk, о котором Вагнер постоянно толковал, - совокупное произведение искусства, чья сверхзадача состояла в том, чтобы послужить возрождению немецкой нации.

Вот только обычный оперный театр не годился для «Кольца Нибелунга», и Вагнер задумал возвести для своих опер особенный театр, где ежегодно весь цикл мог бы исполняться полностью под его личным руководством. Выбор Вагнера и Козимы пал на Байройт, город в северной Баварии, куда они и перебрались в 1872 году. Вагнер не только вникал во все, что касалось нового театра, - начиная с проекта концертного зала и кончая костюмами персонажей, - не менее важно то, что последнее слово неизменно оставалось за ним. С особым рвением он любил показывать певцам, как им нужно исполнять свои роли, порхая по сцене, как стареющая, лысеющая дева Рейна.

Первое представление состоялось в августе 1876 года. Среди публики находились принц Фридрих Вильгельм Виктор Альберт Прусский (будущий кайзер Вильгельм) и император Бразилии Педру II. Зрелище получилось не идеальным. Механический дракон вместо ужаса вызвал в зале хихиканье, а кольцо, давшее название циклу, постоянно куда-то пропадало. Но более всего Вагнеры огорчились, когда подсчитали кассу и обнаружили, что чистый убыток от их предприятия составил 148 000 марок. Только финансовые вливания безотказного Людвига спасли Байройтский театр от закрытия.

Тем временем здоровье Вагнера пошатнулось, участились боли в груди. Зимы композитор с семьей проводил в Италии, спасаясь от немецких морозов. С Италией связан последний конфликт между супругами. Яблоком раздора стала англичанка Кэрри Прингл, талантливая певица-сопрано. Неизвестно, насколько далеко зашли отношения композитора и певицы, но Козима, неустанно пресекавшая увлечения мужа другими женщинами, всегда была настороже. Когда зимой 1882 года Вагнеры приехали в Венецию, Прингл попросила разрешения их навестить. Ее письмо спровоцировало семейную бурю, завершившуюся тем, что Козима, редко садившаяся за пианино, решительно направилась к инструменту и сыграла сочинение своего отца, Ференца Листа. Вагнер терпеть не мог бывшего друга, противившегося браку дочери, и, надо полагать, Козима с помощью музыки хотела побольнее уязвить супруга. Вряд ли Козима предвидела последствия своих действий, но пущенная ею стрела буквально сразила мужа наповал. У Вагнера случился обширный инфаркт, от которого он скончался.

Гроб с телом композитора перевезли в Байройт для погребения. Позднее возникла байка о том, как Козима целые сутки провела у тела мужа, не выпуская его из своих объятий, но ни записи в ее дневнике, ни воспоминания очевидцев не подтверждают эту историю. Впрочем, наследие Вагнера Козима действительно не выпустила из рук. Всю свою энергию до последней капли она потратила на популяризацию творчества Вагнера и Байройтского театра. Сегодня поклонники Вагнера по десять лет ждут билетов на фестиваль в Байройте - выше почести, пожалуй, и не придумать для этого блистательного и несносного человека.

ЗНАКОМСТВО С ВАГНЕРАМИ

Фестиваль в Байройте знаменит не только трагедиями, разыгрывавшимися на сцене, но и страстями, зачастую с мелодраматической ноткой, бушевавшими за кулисами и вокруг. Проявив железную хватку, Козима заведовала фестивалем вплоть до 1907 года, когда она наконец сочла своего сына Зигфрида достаточно взрослым, чтобы передать ему дела. Якобы бисексуальный Зигфрид, решив пресечь слухи о его нетрадиционной ориентации, в 1915 году женился на англичанке Винифред Клиндворт. Винифред быстро подтвердила его состоятельность как мужчины, родив за четыре года четверых детей (Виланда, Фриделинд, Вольфганга и Верену). Зигфрид умер в 1930 году от сердечного приступа, а незадолго до его смерти Винифред познакомилась с человеком, вызвавшим у нее безоговорочный восторг, - восходящей звездой немецкой политики Адольфом Гитлером.

РИХАРД ВАГНЕР ЛЮБИЛ ШЕЛКОВЫЕ ПАНТАЛОНЫ, СШИТЫЕ НА ЗАКАЗ, КРУЖЕВНОЕ БЕЛЬЕ И БАРХАТНЫЕ ХАЛАТЫ - НАСТОЛЬКО, ЧТО В ЕГО ДОМЕ СУЩЕСТВОВАЛА ОСОБАЯ КОМНАТА, НАБИТАЯ ЭТИМИ КОКЕТЛИВЫМИ ВЕЩИЧКАМИ.

Гитлер обожал Вагнера и частенько наведывался в Байройт; ему нравилось гулять в саду, играя с детьми Винифред. Фюрер настолько чтил фестиваль, что в военные годы выделял Байройту государственное финансирование и заполнял зал, присылая на спектакли фабричных рабочих и солдат, приехавших домой на побывку. Единственной из Вагнеров, кому хватило здравого смысла разгадать, что же на самом деле кроется за героическими речами Гитлера, была Фриделинд: в начале войны она сбежала из Германии в Англию, где написала ряд разоблачительных газетных статей о человеке, которого в детстве называла «дядюшкой Вольфи».

Война все же нанесла ущерб Байройту, и виной тому были не столько бомбардировки союзников, сколько тесная связь семьи с нацистской партией. За дружбу с Гитлером Винифред получила условный срок; впрочем, она утверждала (не моргнув глазом), что знать ничего не знала о политике, которую проводил фюрер.

Винифред с Вольфгангом решили не прерывать традицию фестивалей. В 1966 году Винифред умерла, и Вольфганг продолжил семейное дело. В 2008 году министр культуры Баварии передал бразды правления фестивалем дочерям Вольфганга - Еве Вагнер-Паскье и Катарине Вагнер. Можно не сомневаться, что в двадцать первом веке, покуда Байройт остается в руках Вагнеров, творчеству композитора не грозит забвение.

«ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС» ВАГНЕРА

Антисемитизм Вагнера широко известен; не совсем ясно лишь, как, собственно, композитор стал антисемитом. Некоторые утверждают, что взгляды Вагнера соответствуют духу времени. Верно, отношение к евреям в Европе девятнадцатого века сейчас шокировало бы многих. Однако Вагнер со временем стал склоняться к крайним формам антисемитизма.

Стоит отметить, что неприязнь Вагнера к евреям не проявлялась сколько-нибудь явно, пока он не счел своими личными врагами двух евреев-композиторов - Джакомо Мейербера и Феликса Мендельсона. (Лютеранство Мендельсона Вагнер намеренно игнорировал.) В прохладном приеме, оказанном этими композиторами его операм, Вагнер усмотрел признаки чуждой природы; отсюда недалеко и до того, чтобы увидеть в Мейербере и Мендельсоне представителей целого вражьего стана.

Со временем Вагнер создал свою собственную, замысловатую и откровенно вздорную мифологию, краеугольным камнем для которой послужил антисемитизм. Вагнер постановил, что раса господ, зародившаяся на Востоке, утратила былую мощь, когда, перебравшись на Запад, начала контактировать с евреями и употреблять в пищу мясо. (Только не надо думать, что сам Вагнер был вегетарианцем; последовательность в убеждениях ему никогда не была свойственна.) И теперь потомки расы господ, арийцы, должны вернуть себе статус сверхчеловека, лишив евреев всякого влияния.

Если вам эти идеи кажутся знакомыми, не удивляйтесь. Гитлер, прежде чем приступить к написанию «Майн Кампф», проштудировал все статьи и эссе Вагнера.

БЕДНЫЙ РИХАРД

Кто только не критиковал Вагнера! Недоброжелатели всегда любили проехаться на его счет. Вот небольшая подборка критических, если не издевательских высказываний:

«Я слышал, что музыка Вагнера лучше, чем она звучит».

Марк Твен, американский писатель

«Об опере «Лоэнгрин» нельзя судить по одному представлению, но во второй раз я на нее точно не пойду».

Джоаккино Россини, итальянский композитор

«Я люблю Вагнера, ведь для меня нет лучше музыки, чем те звуки, что издает кошка, когда, подвешенная за хвост, она скребет когтями по оконному стеклу».

Шарль Бодлер, французский поэт

««Парсифаль» из тех опер, что, начавшись в 6 вечера, длятся часа три, не меньше, хотя, сверившись с наручными часами, вы обнаруживаете, что они показывают 6:20».

Дэвид Рэндольф, американский дирижер

«Мне нельзя подолгу слушать Вагнера. У меня возникает неодолимый зуд завоевать Польшу».

Вуди Аллен, американский юморист и режиссер

А ВТАЙНЕ - ВЕСЬ ТАКОЙ ЖЕНСТВЕННЫЙ…

Рихард Вагнер всегда норовил предстать настоящим мужчиной, отважным бойцом на баррикадах и грозой женщин; но он также любил шелка и атлас, особенно розовые шелка и атлас. На самом деле Рихард Вагнер часто носил женское белье.

Неизвестно, когда именно у него возникла такая привычка, но уже в Цюрихе Вагнер обнаружил пристрастие к шелковым панталонам, сшитым на заказ, кружевному белью и бархатным халатам. Разумеется, ему приходилось тщательно скрывать эту маленькую странность. То он говорил портнихе, что белье шьется для Козимы, то заказ пересылали его цирюльнику. Поскольку слоняться по дому в нижних юбках мужчине не подобает, Вагнеру требовалось тайное убежище, где он мог бы наслаждаться своими приобретениями, и со временем в доме Вагнера появилась особая комната, битком набитая нежными шелками с розочками, рюшечками и прочей воздушной бахромой.

Из книги 100 великих спортсменов автора Шугар Берт Рэндолф

ОНУС ВАГНЕР (1874-1955) Онус Вагнер казался ходячим курьезом. Ноги его как будто не могли выполнять свои функции, так как были настолько кривыми, что один журналист даже написал: «Они загибаются вверх от лодыжек под таким углом, что сойтись могут, кажется, только на

Из книги 100 великих психологов автора Яровицкий Владислав Алексеевич

ВАГНЕР ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. Владимир Александрович Вагнер родился 17 марта 1849 г После обучения в средней школе он поступил в Петербургский университет для изучения биологии и психологии. Позже он окончил аспирантуру, защитил докторскую диссертацию и в 1906 г. стал

Из книги Рихард Зорге автора Колесников Михаил Сергеевич

РИХАРД ЗОРГЕ ПОЛЕМИЗИРЕТ С НИЦШЕ Со школьной скамьи я пересел на эшафот. (Из записок Р. Зорге)Рихард учился в повышенной средней школе, в берлинском районе Рихтфильде. Ему шел девятнадцатый год. Летние каникулы он решил провести в Швеции. Эта страна все время манила его.

Из книги Никита Хрущев. Реформатор автора Хрущев Сергей Никитич

Рихард Зорге, Василий Порик, Фриц Шмеркель 4 и 5 сентября 1964 года большинство центральных газет опубликовали статьи о подвиге немца Рихарда Зорге, предупредившего Сталина о нападении Германии и даже указавшего дату начала наступления - 22 июня 1941 года.Сталин Зорге не

Из книги Партитуры тоже не горят автора Варгафтик Артём Михайлович

Рихард Вагнер Еще раз о «грязных технологиях» Как только начинаются серьезные разговоры об оперном искусстве, у всякого, кто слышит эти разговоры со стороны, возникает стойкое ощущение, что он присутствует при диалоге экономистов, обсуждающих какое-то безнадежно

Из книги Людвиг II автора Залесская Мария Кирилловна

Действие II «Я ТОЛЬКО РИХАРД ВАГНЕР» (март 1864 г. - 1865 г.) …он так хорош и умен, так душевен и прекрасен, что, боюсь, жизнь его в обыденных условиях мира промелькнет, как мгновенный божественный сон!.. Он знает обо мне все и понимает меня и мою душу… Я должен быть

Из книги Дальше – шум. Слушая ХХ век автора Росс Алекс

Из книги Тайная жизнь великих композиторов автора Ланди Элизабет

Рихард I и III Сонный немецкий городок Байройт – единственное место на земле, где XIX век длится вечно. В 1876 году Вагнер царил здесь на открытии собственного оперного театра и премьере всех четырех частей “Кольца нибелунга”. Императоры Германии и Бразилии, короли Баварии и

Из книги Мистика в жизни выдающихся людей автора Лобков Денис

РИХАРД ШТРАУС 11 ИЮНЯ 1864 - 8 СЕНТЯБРЯ 1949АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ЗНАК: БЛИЗНЕЦЫНАЦИОНАЛЬНОСТЬ: НЕМЕЦМУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: ПОЗДНИЙ РОМАНТИЗМРАННИЙ МОДЕРНЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: «ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА»ГДЕ ВЫ МОГЛИ СЛЫШАТЬ ЭТУ МУЗЫКУ: В НАЧАЛЬНОМ, ИСПОЛНЕННОМ ДРАМАТИЗМА. ЭПИЗОДЕ

Из книги Ницше. Для тех, кто хочет все успеть. Афоризмы, метафоры, цитаты автора Сирота Э. Л.

Из книги автора

Вагнер Окончательно любовь к Вагнеру сформировалась у Ницше ко второй половине 1860-х годов. Удивительно (и даже неправдоподобно), что можно назвать конкретную дату, когда это произошло. После собственного исполнения фрагментов из произведений Вагнера «с весьма смешанным

Дамам приходилось непросто с капризным гением.

Тем не менее, рядом с Вагнером на протяжении всей его жизни находились замечательные женщины: жены, возлюбленные, музы.

“Музыка – это женщина. Сила зачатия должна быть привнесена в оперу”.

– констатировал Рихард Вагнер в своем теоретическом труде “Опера и драма”.

Не при феминистски настроенных современниках и современницах будь сказано: лишь “оплодотворенная мыслью творца” музыка может “породить настоящую, жизненную мелодию”.

Искусство и жизнь были для Вагнера неотделимы. И не удивительно, что не только героиням опер Вагнера, но и его реальным подругам приходилось отдавать себя служению “творящей энергии”.

Женщины в творчестве и в жизни Вагнера – три года назад на эту тему был проведен даже специальный научный симпозиум.

Образ сестры

“Женское начало”, или “женские прототипы”, как выражается биограф композитора Йоахим Кёлер, автор книги “Последний титан”, были обильно представлены в жизни Вагнера с самого ее начала.

Говоря иными словами, Вагнер вырос среди женщин и на протяжении всей своей жизни предпочитал женское общество мужской дружбе.

У него было пять сестер, старшая из которых, Йоханна Розалия, сделала для его воспитания куда больше, чем мать Йоханна Розина.

Популярная актриса, она поддерживала Рихарда в его намерении стать музыкантом, наставляла его на путь истинный и осталась в его сердце “ангелом”, чью кончину (Розалия умерла при родах первого ребенка в 1837 году) Вагнер горько оплакивал. Есть все основания предполагать, что именно образ сестры воскресает в светлых фигурах Эльзы или Элизабет.

Минна, жена

Примерно с 15 лет (и до последних лет своей жизни) Вагнер регулярно влюбляется. По большей части в актрис или певиц.

Первый серьезный роман свел его с примадонной театральной труппы из Магдебурга Вильгельминой, или Минной Планер, которой не случайно было доверено амплуа “первой любовницы”. Их знакомство состоялось в курортном городе Бад-Лаухштедт в 1834 году. Рихарду было 22, Минне – “уже” 25 лет.

Полтора года спустя они поженились в Кенигсберге. Брак был, по выражению биографов, “обоюдным недоразумением”: “опытная” Минна искала стабильности, влюбленный Вагнер жаждал приключений.

Тем не менее, брак продлился 30 лет, в течение которых Минне удавалось, несмотря ни на что, сохранять положение “главной женщины” в жизни Рихарда Вагнера.

Если в прежние десятилетия “вагнероведы” придерживались позиции самого Вагнера, отпиравшегося от брака с Минной как от “ошибки юности”, то сегодня первая жена, так сказать, реабилитирована. Известно, что Вагнер интенсивно обсуждал с женой творческие планы, в частности, вместе с ней была разработана изначальная концепция оперы “Парсифаль”.

Матильда, муза

Матильда Везендонк, жена поклонника Вагнера и мецената Отто Везендонка, считается “большой любовью” в жизни Вагнера.

Роман с замужней дамой и женой друга носил, по всей видимости, платонический характер, что сделало его особенно эмоционально напряженным – и продуктивным в творческом плане.

На всплеске творческой энергии возникают “Золото Рейна” и “Валькирия” (эта опера посвящена Матильде Везендонк).

“Любовный треугольник” с Везендонками в большой степени служит источником вдохновения для “Тристана и Изольды”.

Наконец, пять стихотворений Матильды, положенные на музыку влюбленным композитором, образуют вокальный цикл “Wesendonck Lieder”, одно из самых экспрессивных объяснений в любви в истории музыки.

Козима, хозяйка на Зеленом холме

Роман с Матильдой Везендонк, так или иначе не имевший перспективы, привел к окончательному разрыву с Минной. Именно в этот непростой момент Рихард Вагнер встречается с женщиной, сыгравшей центральную роль в его жизни: Козимой, дочерью графини Мари д’Агу и друга Вагнера Ференца Листа.

Роману не помешало то, что Козима была на момент встречи с Вагнером замужней дамой и матерью двух дочерей, а также то, что ее супругом был опять-таки друг Вагнера и пропагандист его творчества, дирижер Ганс фон Бюлов (Hans von Bülow).

Бюлов ограничился комментарием:

“Как человек Вагнер низок, но как творец – велик”.

Козима и Рихард Вагнер поженились в 1870 году, в браке родилось трое детей Вагнера: дочери Изольда и Ева и долгожданный сын и наследник Зигфрид.

Именно Козиме, преданной жене, восторженной поклоннице и рачительной хозяйке в одном лице, мы в большой степени обязаны реализацией идеи фестиваля в Байройте.

Она же возглавила фестиваль после смерти Вагнера в 1883 году, превратив его в культовое событие мирового масштаба. Но это другая история.

Выбор редакции
Все чаще современному человеку выпадает возможность познакомиться с кухней др. стран. Если раньше французские яства в виде улиток и...

В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...

Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...
Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...
Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...