Узоры с помощью циркуля поэтапно. Что можно нарисовать при помощи циркуля
Статья, в которой я рассказываю об отработке навыков работы с циркулем. Вы вручную сделаете то, что сейчас обычно рассчитывается на компьютере. В каком-то смысле вы воскресите древнюю практику. Ваша мотивация – творческое самовыражение и самопознание – сравнима с мотивацией древних ученых, которые считали линии, углы и числа проявлением божественного. По-моему, ваше творчество – это отличная возможность увидеть в себе нечто новое через призму древних знаний.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ловкий циркуль
Недавно, путешествуя по форумам интернета, я наткнулась на следующее письмо: «Добрый день! Обращаюсь к преподавателям рисования, ну или к тем, кто может ответить на мой вопрос. Что можно нарисовать циркулем? Хочу понемногу учить ребенка 10 лет пользоваться им. Но кроме снеговика и матрешки больше ничего в голову не идет. Подкиньте идеи, пожалуйста».
Естественно, меня как математика, не могла не тронуть такая забота родителей о своем ребенке. Я из опыта своей трудовой деятельности знаю и о проблеме использования этого инструмента на уроках, и об крайне узком восприятии возможностей этого чудо-устройства. Впервые ученики на уроках математики в среднем звене сталкиваются с циркулем в пятом классе при изучении темы «Окружность и круг». Здесь и начинается головная боль... Я сама когда-то очень любила рисовать и теперь стараюсь приучить своих учеников к грамотному и эстетичному исполнению рисунков, схем и чертежей. Очень часто предлагаю детям дома выполнить практические или творческие задания на построения. Одна из таких работ предполагает отработку навыков работы с циркулем. Пятиклассникам предлагается использовать свою фантазию и нарисовать рисунок, ключевыми фигурами которой являлись бы круги и окружности. К моему глубокому сожалению фантазии большинства учеников хватает лишь на снеговика, матрешку и бублик. У меня до сих пор сохранились мои школьные рисунки, и я точно помню, что мы рисовали изумительные цветы с разноцветными лепестками:
Удивительный по красоте цветок рисуют при помощи циркуля, а затем заполняют цветом, если захочется.
С чего следует начинать? Для начала нужно сходить в магазин, чтобы купить циркуль, альбом или ватман. Для раскрашивания пригодится все, чем тебе захочется раскрашивать: краски, мелки, карандаши или фломастеры.
Нарисуйте циркулем окружность (я буду называть ее центральной). Сохраняя этот радиус, поставьте острие циркуля на полученную окружность в любом месте и нарисуйте еще одну окружность. Двигаясь по часовой стрелке, установите острие циркуля в точке пересечения последней окружности с центральной и начертите еще одну окружность. Снова поставьте острие в точку пересечения предыдущей окружности с центральной и проведите окружность. Двигаясь таким образом, у вас получится окружность с шестью окружностями-лепестками. Теперь опустите перпендикуляр из точки пересечения двух окружностей-лепестков на отрезок, соединяющий две соседние точки пересечения окружностей-лепестков с основной окружностью. Если у вас есть линейка, просто измерьте расстояние между этими точками и отметьте середину отрезка. Перпендикуляр из этой точки пересечет основную окружность в точке, куда нужно установить острие циркуля и провести окружность. Затем, двигаясь по часовой стрелке, как и в первом круге окружностей, нужно начертить еще шесть. В конечном итоге у вас получится цветок с двенадцатью лепестками-окружностями.
Если вы все сделали правильно, то полученная форма будет такой же, как на фото справа вверху. Теперь осталось раскрасить цветок, чтобы вдохнуть в него вашу реальность. Надеюсь, что и вам посчастливилось нарисовать возвышенный цветок. Сказать, что рисование оного - завораживающий процесс, значит, вообще ничего не сказать. Поэтому, если вы хотите рисовать, тогда присоединяйтесь, и выходное удовольствие вам гарантировано! В этом случае вообще не имеет никакого значения, умеете ли вы рисовать! Главное, знать, что такое циркуль, как он работает и иметь желание.
Но если вы думаете, что на этом возможности циркуля заканчиваются, то вы очень заблуждаетесь. Своим ученикам всегда обещаю, что после того как они выполнят практическое (творческое) задание я научу их рисовать с помощью циркуля яблоко. «Это очень просто»! - говорят они мне и рисуют окружность с «хвостиком». «Это очень примитивно» - отвечаю я им. Но когда приходит пора показать свое яблоко, их восторгам нет предела. Хотя сам процесс рисования не сложный, но захватывающий, т.к. грифель циркуля, рисуя все новые окружности, преображает рисунок в затейливые формы.
Чтобы у вас получилось такое яблоко, нарисуйте основную окружность - не очень большую. Карандашом разбейте ее на маленькие, желательно равные части (дуги). Зафиксируйте одну точку - сделайте ее поярче (на моем рисунке это точка А). Ножку циркуля ставим в ближайшую точку А 1 1 А, затем ножку циркуля в точку А 2 и проводим окружность радиусом равным А 2 А и продолжаем пока не дойдем до точки А n -проводим окружность радиусом равным А n А. Если вы начали строить, то поняли принцип построения рисунка - все окружности должны пройти через одну точку. А дальше как вам подскажет ваша фантазия. Конечно, умные люди давно уже разработали специальные программы, с помощью которых не менее умные машины без особого труда нарисуют вам эту красоту и этот процесс иллюстрируют приведенные ниже картинки.
Теперь нас отделяет от создания шедевра один маленький шаг - делаем толщину линии побольше и раскрашиваем каждый четный круг в желтый цвет, а нечетный в черный. И получаем шедевр поп-арта, которому позавидовал бы сам Малевич.
Подводя итог, хотелось бы сказать следующее: «Вы вручную сделаете то, что сейчас обычно рассчитывается на компьютере. В каком-то смысле вы воскресите древнюю практику. Ваша мотивация - творческое самовыражение и самопознание - сравнима с мотивацией древних ученых, которые считали линии, углы и числа проявлением божественного». По-моему, ваше творчество - это отличная возможность увидеть в себе нечто новое через призму древних знаний.
Инструкция
круга .
круга
Построение вписанного треугольника, шестиугольника и 12 секторов выполняйте с помощью транспортира. Если у вас нет желания это делать, то распечатайте шаблон из интернета. Теперь приступайте к заполнению цветом. Для работы лучше , она дает более точные цвета.
Выберите три цвета – красный, желтый и синий – цвета первого порядка (основные цвета, которые нельзя получить при смешивании). Каждым цветом раскрасьте три части вписанного треугольника и сектора напротив них.
Далее, смешивая эти цвета, постепенно заполняйте части круга . Смешав синий и красный цвета, раскрасьте фиолетовым одну из вершин шестиугольника (находящуюся между этими цветами) и сектор, расположенный напротив. То же самое проделайте, смешивая красный и желтый, затем желтый и синий. Следите за тем, чтобы при смешивании каждый цвет был в равной доле – 50 процентов, так вы получите настоящие цвета второго порядка. Проверьте рисунок, сектора должны быть закрашены через один – желтый, пусто, оранжевый, пусто, красный, пусто и так далее.
Далее заполните пустые сектора круга цветами третьего порядка. Для этого смешивайте цвет 1 порядка с соседним цветом 2 порядка в равных долях и наносите краску. Так, смешав желтый и зеленый, вы получите желто-зеленый. Или смешайте синий и фиолетовый и получите сине-фиолетовый. Цветовой круг готов.
При выполнении рисунка сверяйтесь с оригиналом.
Источники:
- цветовой круг
Спектр, как известно, возникает при разложении света призмой или дифракционной решеткой. Он настолько красив, что его хочется сфотографировать или нарисовать. Сделать это вполне возможно и в домашних условиях.
Инструкция
Возьмите лист фанеры, пластмассы или другого легкообрабатываемого непрозрачного материала. Его размеры должны быть примерно 300 на 300 миллиметров, толщина не критична. Прорежьте в его середине прямую щель длиной около 100 и шириной порядка 4 миллиметров.
Расположите лист вертикально. Сделайте для него подставку, чтобы его не требовалось держать в руках, ведь вам придется удерживать в них еще два предмета.
По крайней мере частично затемните помещение.
Включите точечный источник света с непрерывным спектром. Это может быть, например, карманный фонарик на основе лампочки накаливания. Расположите его примерно в 500 миллиметрах от щели.
С противоположной стороны щели разместите под углом в 90 градусов лист обычной бумаги. Закрепите его.
Возьмите обычный компакт-диск (темный, например, RW, не подойдет). Расположите его между щелью и листом бумаги так, чтобы на него проецировался спектр.
Затем попросите помощника взять цветные карандаши или фломастера. Держите фонарик и диск так, чтобы спектр не сдвигался. Обратите внимание на то, что к сдвигу диска он заметно чувствительнее, чем к сдвигу фонарика. Пусть помощник обведет спектр карандашами или фломастерами тех цветов, которые соответствуют проецируемым.
Снимите получившийся лист, после чего отключите фонарь и разберите установку. Включите свет в помещении. Сравните получившиеся фотографию и рисунок между собой.
Ответ на вопрос, почему цвета в любом спектре всегда расположены в одинаковом порядке, найдите в учебнике физики. При желании, найдите в нем же, либо в интернете таблицу соответствия цветов длинам волн. Нанесите на рисунок и фотографию соответствующие обозначения.
Обратите внимание на тот факт, что длина волны самого коротковолнового видимого излучения примерно в два раза меньше того же параметра самого длинноволнового. Такой интервал называется октавой. С этой точки зрения, возможности человеческого слуха несколько богаче, поскольку ухо различает несколько октав. Однако, в плане ширины диапазона, выраженной в абсолютных величинах, безусловно, выигрывает зрение.
Видео по теме
В своей книге «Искусство цвета» Иоханнес Иттен использовал понятие «цветового круга ». Цветовой круг – довольно нужное приспособление для колористов и дизайнеров. Также он полезен и ребенку при первом знакомстве с красками, цветами и их оттенками. Построить такой круг вы можете самостоятельно.
Вам понадобится
- Лист бумаги, транспортир, линейка, циркуль, ластик, гуашь, кисточка, баночка с водой.
Инструкция
Приготовьте простой карандаш, циркуль, линейку, краски, кисть, палитру и прочее, что понадобится при работе. Под лист бумаги постелите газету, чтобы не запачкать стол. С помощью циркуля, карандаша и линейки начните построение цветового круга .
Начертите с помощью циркуля на листе бумаги круг произвольного радиуса, но чтобы он не выходил за границы листа. Если у вас нет циркуля, то используйте вместо него кружку, чашку или любой другой предмет с круглой плоскостью. Далее, внутри главного круга начертите круг радиусом примерно в два раза меньше. С помощью линейки во внутреннем круге постройте вписанный равносторонний треугольник. От каждой стороны треугольника проведите серединный перпендикуляр к центру треугольника. Тем самым вы разделите треугольник на три равные части. Затем достройте от этого треугольника шестиугольник. Расстояние между окружностью внешней и внутренней поделите на 12 равных секторов.
Для разметки таких узоров нужен самый немудрящий инструмент: циркуль, вернее измеритель с двумя иголочкам, линейка и шило или толстая игла. И заготовка, окрашенная и покрытая лаком. Только обязательно деревянная, или из МДФ. Такая, чтобы в нее иголочка циркуля немного втыкалась. Особой внимание надо уделить лаку - два слоя, не меньше, и с хорошей просушкой.
Я канитель с росписью обычно начинаю со дна предмета, и для этого есть несколько важных причин. Во-первых, расписное дно - это хорошо, не люблю я, когда оно черное. Во-вторых, начиная роспись, я никогда не знаю что-как-чем я буду расписывать, даже цвет приблизительно не знаю. А так, начиная со дна, я потихоньку себя "разгоняю", вхожу в тему, в цвет, в орнамент. И даже если дно не получится таким, как хотелось, становится понятно что нужно исправить-переделать и как расписывать основную "тушку" предмета. Вот и сейчас моя роспись начинается с "мягкого подбрюшья" шкатулочки.
Да, сразу хочу про царапание сказать пару слов. Я уже упоминала, что поверхность должна быть хорошо пролакирована, потому как царапать нужно только верхний лаковый слой, не затрагивая краску и, тем более, древесину. Без фанатизма царапать, только чтобы чуть-чуть заметно было. Иначе все глубокие процарапки выплывут в готовой росписи, будут весьма заметны. При фотографировании этого процесса я столкнулась с тем, что легкие царапины, какие я обычно делаю, не видны на фотографиях, как ни крути и под каким углом не снимай. Поэтому мне пришлось умышленно портить работу, проводя глубокие, очень заметные "рубцы", продирая насквозь все слои грунта-лака - так они становятся видны на картинках
Итак, для начала ищу центр - для этого из угла в угол крест-на-крест шилом процарапываю по линейке направляющие, потом процарапываю прямой крест через центр. Соединив углы, получаю ромб. Готова основа, вокруг которой и будет все происходить.
В серединку втыкаю циркуль и провожу окружность произвольного диаметра - это будет центральный элемент узора.
Тут еще важно вовремя остановиться, это занятие захватывает... Думаешь, "а прочерчу-ка я еще и вот тут кружочек, а вдруг пригодится". Дочертить нужный элемент можно и потом, если понадобится. Иначе в царапинах будет сложно разобраться, особенно поначалу. Но я не ищу легких путей, поэтому вот:
Теперь, как говорил Микланджело, отсекаем все лишнее. То есть из всей массы царапин используем те, которые нужны. Вот тут-то и начинает рождаться узор. Я сразу не рисую всю обводку, сначала вчерне намечаю узор маленькими точечками, смотрю что выходит. Если надо - стираю их влажной ватной палочкой и рисую другие. Если остаются следы от стертых точек, ничего сашного, они потом скроются под росписью. Если окружности должны пересекаться и переплетаться, я, чтобы не запутаться сразу, намечаю их контурами разного цвета. А места пересечений кругов (кто идет снизу, а кто - поверху) или оставляю пустыми или сразу намечаю цветом кто на ком лежит.
Если все устраивает - можно "поднимать" узор полноценными линиями и цветом.
Брюшко расписано, можно отдохнуть. И с новыми силами царапаем и размечаем боковинки и торцы шкатулки. Узор на всех четырех сторонах или попарно можно повторять, тогда и царапать надо все стороны одновременно, везде повторяя один и тот же элемент, а не сразу всю разметку. Но мне повторять скучно, поэтому на всех боках разные узоры делаю.
Теперь "добиваем" пустые места - кайма поверху-понизу на боках, краска в "окошках" и на нее 3D-гель для выпуклости.
Предмет: наглядная геометрия.Презентация "Орнамент - ловкий циркуль" для учащихся 5-х (6-х) классов.
Построение орнамента при помощи циркуля и линейки, 6 образцов и композиции. Учащиеся учатся технике работы с чертежными инструментами и развивают образное мышление в игровой форме. Возможность вариантов раскраски, составления своего орнамента. Не включены работы учащихся и карточки-задания.
Источник: Ловкий циркуль. Пайкен Инна-Майя Олевовна. Киев, «Вэсэлка», 1988
Просмотр содержимого документа
«Орнамент - ловкий циркуль»
Орнамент
Искусство орнамента
содержит в неявном виде
наиболее древнюю часть
известной нам
высшей математики.
Герман Вейль
Разделочные доски, подушки, ковры и …
- Циркуль поможет не только на уроках геометрии и черчения.
- С его помощью можно подготовить прекрасные подарки: разделочные доски, орнаментом можно украсить книжные закладки, расшить домашние тапочки, кухонные подхватки и подставки, полотенце или платочки, сделать елочные украшения и т.д.
- Орнаменты составляются с помощью семейств концентрических окружностей, деления окружности
на 3, 6 и 12 равных частей.
Ловкий циркуль
Инструменты:
- бумага,
- циркуль,
- линейка,
- ластик
- простой карандаш
- цветные карандаши.
1. РАКУШКА
- Обозначь два центра
окружностей.
- Поставь иглу циркуля
в первый центр.
- Строй окружности, равномерно увеличивая радиусы.
- То же повтори из второго центра.
- Проследи, как постепенно образуется симметричный орнамент .
1. РАКУШКА
2. РОМАШКА
* Нарисуй окружность.
* Не меняя радиуса,
переставь циркуль
в любую точку
на этой окружности
и снова нарисуй окружность.
* Точки их пересечения станут центрами новых окружностей.
* Внутри основного круга постепенно возникает цветок.
2. РОМАШКА
3. КОВЕР – ЛЕПЕСТКИ
- Если центры расположить симметрично и из каждого строить окружности разного радиуса, может получиться
необычный орнамент.
- Попробуй перемещать
центры окружностей
по прямой линии.
- При этом нужно
изменить радиусы так,
чтобы окружности
пересеклись
в одной точке.
3. КОВЕР – ЛЕПЕСТКИ
4. КАСКАД
- Если центры
расположить
симметрично
и из каждого
строить окружности
разного радиуса,
можно получить необычный орнамент – Каскад.
4. КАСКАД
5. ФОНТАН
- Если перемещать центры окружностей по прямой линии
и при этом изменять радиусы так, чтобы
окружности
пересекались
в одной точке
- получится
узор Фонтан.
5. ФОНТАН
6. ВОЛНА
* Проведи прямую линию 1.
* Разместив на ней центры так,
как показано
на схеме -
удастся плавно соединить окружности.
* Повтори сколько нужно раз.
6. ВОЛНА
7. Пример, как можно использовать разные принципы построения узоров
1. РАКУШКА
2. РОМАШКА
3. КОВЕР – ЛЕПЕСТКИ
4. КАСКАД
5. ФОНТАН
6. ВОЛНА
Выполни орнамент
Выполни орнамент
Вариант раскраски
Вариант раскраски
Орнаменты учащихся
Временно отсутствуют в данном варианте
- Урок по химии "Сероводород
- Презентация по географии на тему "юар" Скачать презентацию на тему юар
- Амортизируемая стоимость - это что такое?
- Факторинг и другие формы финансирования бизнеса Факторинг как метод финансирования предприятия
- Кулинарные рецепты и фоторецепты Чизкейк с клубникой
- Звёздное небо - великая книга Природы
- Православный храм: внешнее и внутреннее устройство - Алтарь
- Конспект занятия по лепке "поляна цветов" Лепка на тему цветы в средней
- Конспект занятия по развитию речи "день защитника отечества" Развитие речи защитники отечества средняя группа
- Как правильно употреблять устрицы и чем запивать
- Транквилизаторы без рецептов врачей
- Чеченская блюда. Блюда чеченской кухни. Чеченские лепeшки с тыквой
- Пицца на сковороде с сосисками и сыром на скорую руку
- Торт с ежевикой Для приготовления теста потребуются ингредиенты
- Астрологические символы в гороскопе
- Аненербе: Секретный институт оккультных наук, суперсолдаты и зомби Третьего рейха
- Болезнь пика и как ее не спутать с альцгеймером Болезнь пика симптомы
- Нежные женщины тараса Личная жизнь тараса шевченко
- Может ли философия изменить Влияние античности на средневековую философию
- Циклопропан: строение и структура Енантиомерия производных циклопропана